Понятие культурного туризма: Культурный туризм объединяет в себе широкий спектр потребительской

Культурный туризм. Культурно-познавательный туризм в России, определение, нормативно-правовой статус

Понятие культурного туризма:  Культурный туризм объединяет в себе широкий спектр потребительской

На современном этапе ведущую роль среди основных видов туризма играет культурный туризм. Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний, в повышении интеллектуального уровня. Развитие культурного туризма — один из приоритетов XXI века. По разным оценкам культурный туризм составляет до 35% и даже 60% мирового потока туристов.

По мнению специалистов, возникновение культурного туризма приходится на середину XVIII в., когда данное понятие отражало сложившуюся к тому времени практику путешествий по Европе для изучения изящных искусств.

Дети аристократов отправлялись в длительные турне в сопровождении своих домашних воспитателей-наставников, с тем, чтобы вернуться образованными или «культурными» людьми. В XIX в. понятие культурного туризма использовалось применительно к купцам, которые путешествовали не только с коммерческими целями, но и для расширения кругозора.

В современных условиях с развитием авиации, появлением и распространением массовых форм туризма культурный туризм приобрел новое значение.

Исследователи рассматривают феномен современного культурного туризма с различных позиций.

Одни ставят во главу угла проблемы управления и финансирования культуры (и уже отсюда выстраивают переход к культурному туризму как к новому импульсу в развитии культуры и реальному источнику ее финансовой поддержки), другие авторы подходят к культурному туризму как к одному из видов туризма, в наибольшей степени использующему потенциал территории.

Теоретики предлагают объединять все определения культурного туризма в два основных подхода: технический и концептуальный.

Технический подход основан на описании ресурсов культурного туризма, территории, привлекающей потоки культурных туристов.

Концептуальный подход, напротив, стремится описать мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных дестинаций их желанием узнать что-либо новое о них.

Некоторыми авторами предпринимается также попытка определения культурного туризма исходя не из описания потребляемых ресурсов и не из мотиваций самих туристов. Главным аспектом выступает результат, получаемый культурным туристом, т.е. культурные впечатления.

Культурный туризм в соответствии с данным подходом может быть определен как туризм созданный, предложенный и потребленный в виде суммы некоторых культурных впечатлений.

ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов».

В Хартии по культурному туризму Международного совета по памятникам и объектам культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов».

Хартия характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера…, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи».

В словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис» культурный туризм определяется как вид международного туристского путешествия, связанный со знакомством туристов с национальными культурами, с обычаями, традициями в стране пребывания.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что исходная цель культурного туризма — знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения).

Важно отметить, что культурный туризм в современном обществе является фактором сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности.

Поэтому культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

1) познание культуры и культурного наследия;

2) охрана и возрождение культуры;

3) диалог культур.

По мнению теоретиков, в современном обществе культурный туризм выполняет следующие функции:

— культурно-познавательную,

— образовательную,

— культуроохранную,

— консервационную,

— коммуникационную,

— миротворческую.

Специалисты различают следующие подвиды культурного туризма:

— культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

— культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным культурным постановочным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них);

— культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций о религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

— культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

— культурно-этнографический (интерес к культуре этноса, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

— культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, посещение этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

— культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

— культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

Ресурсы культурного туризма — материальные формы и духовные компоненты прошлой и настоящей культуры разных народов, удовлетворяющие духовные потребности туристов, вызывающие интерес и мотивацию к путешествию.

Спектр ресурсов культурного туризма огромен: природные ресурсы, этнокультурное разнообразие, религия, художественное искусство и скульптура, народные промыслы, музыка и танцевальное искусство, объекты историко-культурного наследия, места археологических раскопок, фестивали и т.д.

Продуктом культурного туризма является потребительский комплекс, включающий совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом, с обязательным включением ресурсов культурного туризма.

Услуга культурного туризма — это полезная деятельность туристской организации по удовлетворению культурных потребностей туриста.

Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов.

При этом все больший приоритет на мировом рынке культурного туризма отдается регионам с самобытной и уникальной культурой, пока еще не освоенным широким кругом потенциальных потребителей туристских услуг.

Привлекательность туристского направления для развития культурного туризма зависит от таких факторов, как культурные характеристики страны и ее регионов; природная красота и климат; инфраструктура и доступность территории; уровень цен и др.

Инфраструктура культурного туризма — совокупность материально-вещественных элементов культуры и туризма, обеспечивающих возможность для туристов познавать культуру в ее подлинности. В современном обществе можно говорить об индустрии культурного туризма.

Маршруты культурного туризма необычайно разнообразны. Миллионы путешественников ежегодно посещают столицу Франции — Париж, который имеет заслуженную славу города-музея. Туристов неизменно привлекают Эйфелева башня и Лувр, Триумфальная арка и Собор Парижской Богоматери, многочисленные дворцы, замки, храмы, музеи и театры.

Любители музыки со всего мира приезжают в австрийскую столицу — Вену, которую нередко именуют городом великих композиторов. Здесь жили и творили Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраус… Многочисленные туристские маршруты пролегают по городам Германии.

Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн и другие города будто соревнуются между собой по обилию достопримечательностей и памятников многовековой культуры: замков и дворцов, соборов и монастырей, музеев и выставок. Чрезвычайно притягательны греческие Афины — самая старая столица в Европе, колыбель западной цивилизации, центр культуры и искусства античного мира.

Чехия известна туристам как «Центр Европы», страна старинных замков и дворцов, а Прага- как один из красивейших городов Европы. Любителей мистики ожидают на родине зловещего графа Дракулы в румынском городе Брашов.

Россия, представляя собой полиэтническое и поликультурное пространство, традиционно является признанным во всем мире центром культурного туризма. Уникальное сочетание культурно-исторических и природных ресурсов российских регионов делает страну притягательной как для внутренних, так и для иностранных туристов.

Всемирно известный центр культурного туризма — Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в состав которого входят три города — Владимир, Суздаль (в котором свыше 100 памятников русского зодчества ХIII-ХIХ вв.) и Гусь-Хрустальный; поселок Боголюбово и село Кидекша, развиваются практически все разновидности культурного туризма.

Культурно-исторический туризм связан с историей Северо-Восточной Руси (заповедник находится на территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества; туристы знакомятся с историческими памятниками периода древнерусских князей (Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского); Суздаль — стольный город Ростово-Суздальского княжества на рубеже ХI-ХII веков, Владимир — столица Владимиро-Суздальского княжества и всей Северо-Восточной Руси с середины XII века).

Культурно-событийный туризм развивается на основе массовых праздников и гуляний, устраиваемых во Владимире и Суздале на Рождество и Масленицу, огромную популярность приобрел ежегодный Праздник Огурца в Суздале.

Основой культурно-археологического туризма служат раскопки в Суздальском Ополье, где археологические памятники имеют небольшой культурный слой в 30-40 см. Туристов привлекает также палеолитическая стоянка первобытного человека Сунгирь Владимирская.

Благоприятные условия для культурно-этнографического туризма создают такие объекты, как Суздальский музей деревянного зодчества, Посадский дом и Приказная изба Покровского монастыря Суздаля; село Кидекша.

Широкие возможности существуют и для культурно-религиозного туризма.

На территории заповедника множество памятников религиозной культуры: Успенский и Дмитриевский соборы Владимира; Рождественский собор, Архиерейские палаты, ансамбли Спасо-Евфимиева, Ризположенского, Покровского, Александровского монастырей Суздаля; Храм Покрова на Нерли в Боголюбово; церковь Бориса и Глеба в Кидекше; Георгиевский собор Гусь-Хрустального. Суздаль считается старейшим христианским приходом в Северо-Восточной Руси.

Одним из перспективных центров культурного туризма в России является, например, Байкальский регион.

А базой такого развития -Республика Бурятия, которая в течение многих столетий служит своеобразным «мостом» между Востоком и Западом, имеет тесные культурные связи с народами Центральной, Восточной и Южной Азии.

Наличие уникального озера Байкал, полиэтнический и многоконфессиональный состав населения, сочетание различньгх религий и типов культурных влияний определяют неповторимый (экзотический) облик современного историко-культурного пространства Бурятии.

Тверская область уже давно является признанным центром развития культурного туризма. Великое Тверское княжество, просуществовавшее как самостоятельное государственное образование с XIII до конца XV века, было одним из главных очагов формирования русского национального государства. До сих пор Тверская земля хранит многочисленные памятники истории, архитектуры, археологии, культуры (свыше 5 тысяч памятников археологии и более 9 тысяч памятников истории и культуры). На территории Тверского края находятся 14 городов, имеющих статус «историческое населенное место»: Тверь, Торопец, Старица, Торжок, Кашин, Вышний Волочек, Бежецк, Осташков, Весьегонск, Белый, Зубцов, Калязин, Красный Холм, Ржев. На территории региона действует «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица, Берново…). В области работает самое крупное в России музейное объединение — Тверской государственный объединенный музей, в состав которого входят более 30 филиалов: краеведческие, литературные, мемориальные, этнографические и военные музеи. 

Культурный туризм в России не входит в число эталонных видов туризма и не имеет нормативно-правовой базы, культурные туры существуют.

Источник: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/kulturnyy-turizm.html

Понятия «культура» и «культурный туризм» на современном этапе развития туриндустрии

Понятие культурного туризма:  Культурный туризм объединяет в себе широкий спектр потребительской

Понятия «культура» и «культурный туризм» на современном этапе развития туриндустрии

Мухаметова Эльмира Мансуровна

магистрант 2 курса, кафедра социальных наук и технологий МарГТУ,

г. Йошкар-Ола

Е-mail: darling006@mail.ru

Васина Светлана Михайловна

научный руководитель, канд. истор. наук, доцент МарГТУ, г. Йошкар-Ола

Культурная составляющая является основной частью такого феномена как туризм. Люди путешествовали по тем, что мы называем сейчас культурным причинам, со времен Римской империи. Однако раньше они не воспринимались как отдельная группа туристов.

Посещение исторических мест, познание культурных вех, участие в специальных событиях, тематических фестивалях или посещение музеев — все это является частью всеобщей туристической деятельности. Действительно каждое путешествие включает в себя культурный элемент.

По своей природе искусство путешествия временно переносит туристов от их собственной культуры и места жительства в различные культурные окружения, либо в соседний город или деревню на другом конце света. Но культурный туризм предлагает большее для туриста и общества.

Сегодня вероятно термин «культурный туризм» сместил термин «экотуризм» благодаря своей расширенности и многозначности.

В современной литературе культурологический смысл туризма рассматривается как форма развития личности. Туризм расширяет границы человеческого познания, способствует этнокультурной самоидентификации человека, раскрытию собственных, в том числе латентных потребностей, развивает и трансформирует социокультурную сферу деятельности человека. [16, с.

 21] Знание о традициях и обычаях народов, ныне существующих и исчезнувших с лица земли, говорит о высоком интеллектуальном развитии человека и может вызывать только восхищение и уважение.

Возможность передавать эти знания из поколения в поколения позволит сохранить ту уникальность и неповторимость культурного наследия народов, которые всегда будут представлять духовную ценность для всего общества в целом.

Культурный туризм связан с духовной стороной существования человека. Посещая различные места, постигая новое, человек пропускает все через себя, и эти воспоминания уже становятся его личным достоянием, что позволяет расширить горизонты его мировосприятия.

Сегодня на глазах меняется культурный облик мира. Возрастает значение культуры, ее роль в жизни человека и общества. Культура выступает эффективным фактором становления новой человеческой цивилизации и планетарного мышления.

Она укрепляет отношения взаимопонимания и согласия между народами, являясь «фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. [1, с.

 9] Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества.

Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижения поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры». [9, с. 110]

Культура — «человеческое творение, и ее надо поддерживать так же, как люди поддерживают свою жизнь. Культура — важное цементирующее и, в то же время, разъединяющее начало общества, средство взаимосвязи и внутренней дифференциации народа». [1, с. 10]

Многозначность самого исходного термина «культура» предполагает не одно, а множество определений этого базового понятия, каждое из которых не только имеет своих приверженцев, но и все права на существования как научная дефиниция. [10, с. 16]

Культура различается по составным частям, видам, направлениям, формам проявления, носителям и т. д. Существует большое количество определений данного понятия в целом и по различным составляющим.

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Это общее, философское определение культуры.

Кроме него, существует еще несколько определений понятия «культура», каждое из них по-своему имеет преломление в туризме и значение для развития турбизнеса.

Термин «культура» употребляется для характеристики как определенных исторических эпох (античная культура) конкретных стран, государств, обществ, племен, так народов (культура индейцев майя), народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека или его жизни. Иначе говоря, может быть выделена культура: художественная; отдыха; лечения; образования; развлечения; поведения (общения); профессиональная; религиозная.

Слово «культура» в переводе с латинского означает «обработка, возделывание, совершенствование, образование, воспитание». Культура характеризует как степень развития той или иной сферы жизнедеятельности человека, так и самого человека. [16, с. 28]

По словарю Брокгауза — слово «культура» в общественных науках и, особенно, в истории употребляется в двояком смысле.

Во-первых, под культурой подразумевается степень образованности народах или классах общества в противоположность некультурным народам или классам; в том же смысле употребляются выражения в роде таких, как культурный человек, культурная привычка и т. п.

Другое, более широкое словоупотребление придает культуре значение быта или внутреннего состояния, не имея отношения с уровнем образованности народа. Примером может служить первобытная культура, которая включает в себя целую эпоху и различные народы, но некультурными мы назвать их не имеем права.

Говоря о культурной истории, имеют в виду культуру в смысле быта вообще. В этом отношении культуры разделяют на материальную (жилище, одежда, орудие, вооружения, украшения и т. п.), духовную (язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т.п.) и общественную (государственные и общественные формы, законы и т.п.

); но если говорить о культуре в более узком смысле, не имея в виду конкретную культуру, то под словом «культура» подразумевается культура духовная. К нам употребление термина перешло из немецкой научной литературы; у французов и англичан, вместо слова культура, употребляется слово цивилизация. [20, с. 6]

Ряд авторов рассматривают культуру как духовную деятельность человечества. Например, Ерасов Б. С. пишет, что «культура — это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условия всей системы деятельности, обеспечивающих различные стороны жизни человека.

Это означает, что культура «вездесуща», но вместе с тем  в каждом конкретном виде деятельности она представляет ее собственно духовную сторону». [6, с. 8] Тем самым мифы, религии, искусство, идеология, наука, политика и т. д.

являются компонентами культуры и обеспечивают духовное производство и распространение культурных норм, ценностей, их значений и знаний.

А. П.

 Дурович приводит следующее определение культуры — это специфический способ организации и развития общества находящий выражение в продуктах творчества, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура воздействует на потребителя путем определения границ его индивидуального поведения и влияния на различные социальные институты (семью, средства массовой информации, систему образования и т. п.). [5, с. 21]

Как указывает В. А. Квартальнов, на конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры.

Первое определение — общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

Второе определение – специализированного характера, построенного на «культуре культуры», т.е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека. [9, с. 101]

«Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние». [6, с.

 16] «Культура — это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия». [6, с.

 17] Культура помогает создать отдельное общество со своими законами и структурой, что делает его впоследствии уникальным.

В энциклопедии по культурологии приводится следующее определение культуры: «это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символичных обозначений окружающего мира. [13, с. 336]

Многие исследователи, например, Ф. Котлер, Б. И. Кононенко, А. И. Арнольдов и др., отмечают, что культура динамична: она изменяется, адаптируется. [12, с. 187] Общее состояние культуры зависит от состояния общества, здоровья общественного организма.

Ее трудности и сложности — прямое следствие возникших проблем в обществе. «Культура чутко улавливает мельчайшие колебания, происходящие в общественных структурах, не говоря уже о глубинныхи масштабных по своему содержанию переменах, совершающихся в обществе». [1, с.

 10] Культура и общество взаимосвязаны настолько, что если гибнет общество, за ним наступит черед и культуры. Задача человечества на данном этапе приложить максимум усилий для воссоздания утраченных культурных наследий исчезнувших народов.

В данном случае человеку удастся «разорвать» грань между обществом и культурой, оставив за собой память и доказательства существования.

По мнению М. Б. Биржакова, культура исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная Культура, Культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура труда, художественная Культура, Культура быта). В более узком смысле термин Культура относят только к сфере духовной жизни людей. [2, с. 18—19]

Ф. Котлер рассматривает культуру с позиции поведения потребителя: «Культура — это основная сила, предопределяющая желания и все поведение человека». [12, с. 187] А. П.

 Дурович так же отметил: «Процессы, происходящие в сфере культуры — наиболее глубокая причина желаний человека.

Факторы культурного порядка в значительной степени определяют поведение потребителей, представляющих различные страны». [5, с. 21—22]

Так же можно дать характеристику понятия «культура» с позиции этнографов. Этнографы, взгляды которых сложились под влиянием позитивизма или неопозитивизма, понимают под культурой совокупность обычаев, привычек, социальных институтов, неотделимых от жизни общества и конкретных общественных групп.

Культура, по их мнению, должна быть непременно чем-то конкретным, наблюдаемым, материально-поведенческим или психическим. [18, с. 25]При таком понимании к культуре возможно отнести то, что было создано человеком, но не всегда это может отвечать его интересам и желаниям. Зачастую это лишь жизненная необходимость, которая впоследствии становилась великим открытием.

Утрата знаний этого может привести к ухудшению жизненных условий современного общества.

Таким образом, предельно сжато можно дать следующее определение: культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. [10, с. 26]

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный.

Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности, то есть сочетанием объектов материальной и духовной культуры. Пришедший из англоязычной литературы термин «культурный туризм» прочно вошел в употребление в  туристской сфере в конце ХХ века. [3]

Культурный туризмявляется самым популярным и массовым видом туризма, [2, с. 17] охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. [9, с. 110—111]

А. С. Куско указывает: «Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.

Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран». [14, с.

 258]По его мнению, культурный туризм —этотуризм для знакомства и познания культурного наследия различных стран и народов.

Существует и другое определение культурного туризма. «Культурный туризм — это форма взаимодействия, культурного обмена, которая предполагает целенаправленное погружение в культурную среду с целью ее освоения. В основе культурного туризма лежит потребность знакомства с культурой, как своего народа, так и народов других стран.

Путешествия выступают в данном случае как средство приобщения людей к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональные индивидуальные переживания. Они дают возможность воспринимать культурную картину мира в единстве чувства и мысли.

Следовательно, особенностью культурного туризма является формирование целостного представления об истории и культуре, способствующего развитию диалога и взаимосвязи между культурами». [10, с. 28]

По мнению А. В. Даринского и А. Б. Косолаповой, основной формой осуществления культурно-познавательного туризма, является экскурсия. [4, с. 4]А. Б.

 Косолапова дает следующее определение: «Культурный туризм — сфера туристской деятельности, основанная преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства.

Знакомство туристов с культурным наследием происходит в основном во время экскурсий, среди которых преобладают пешеходные и автобусные». [11, с. 56] Так же автор отдельным видом выделяет воссоединительный туризм (посещение знакомых и родственников) и ностальгический туризм.

В их основе лежит личная потребность людей в посещении тех мест, которые играют большую роль в биографии человека и его семьи. Например, это необходимо для создания геологического древа.

С мнением А. В. Даринского [4, с. 4]и А. Б. Косолаповой согласны и другие авторы, например, А. П. Дурович, Н. А. Седова и др. Как пишет Н. А.

 Седова: «Основными формами организации культурно – просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов.

В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям культурно-просветительный туризм оказывает формирующие влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями». [17, с. 7]

По мнению М. А. Изотовой и Ю. А. Матюхиной, экскурсии являются приоритетными образовательными формами за счет того, что объекты восприятия являются подлинниками, будь то памятники архитектуры, археологии, истории или природные объекты.

И все они, неся в себе познавательное начало, являются отражением процессов развития природы и цивилизации, конкретной эпохи. Когда турист видит подлинник, это явление уже само по себе бесценно, а если оно сопровождается «живыми картинками», то это поистине целое произведение искусства.

 [7]Здесь экскурсия выступает неким спектаклем, где экскурсанты примеряют на себе главную роль и сами управляют процессом познания, лишь иногда при помощи подсказок экскурсовода или гида.

По мнению Сущинской М. Д.

«культурный туризм – это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи, музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей». [19, с. 8]

Таким образом, существуют разные понятия о категориях, «культура» и «культурный туризм». Сложность определения основных понятий, связанных с культурным туризмом, обусловлено тем, что исследованием данного вопроса занимаются специалисты разных дисциплин: экономисты, географы, историки и лингвисты т. д.

Однако следует отметить, что утверждение, культурный туризм — это форма туризма, может казаться очевидной и даже выступать тавтологией. Но важно уяснить, что туризм — это существительное, а культурный — прилагательное, определяющее его.

Поэтому культурный туризм и следует воспринимать как вид туризма, а не форма управления культурного наследия.

Список литературы:

  1. Арнольдов А. И. Культура и горизонты XXI века [Текст] / А. И. Арнольдов. // Вестник Московского Государственного университета культуры и искусства. — № 1. — 2003. — С. 9—18.
  2. Биржаков М. Б. Специальные виды туризма [Текст]: курс лекций / М. Б. Биржаков. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 70 с.
  3. Бутузов А. Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в России [Текст]: [Электронный ресурс] / А. Г. Бутузов. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст. http://www.zelife.ru/ekochel/ekoturism/3267-ethnocultourism.html (дата обращения: 28.03.2012)
  4. Даринский А. В. Туристские районы Российской Федерации и Ближнего Зарубежья [Текст] / А. В. Даринский. — СПб, 1994. — С. 4.
  5. Дурович А. П. Организация туризма [Текст] / А. П. Дурович. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с. (Серия «Учебное пособие»).
  6. Ерасов Б. С. Социальная культурология [Текст]: пособие для студентов высш. уч. зав. – 2-е изд. испр. и доп. / Б. С. Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  7. Изотова М. А., Матюхина Ю. А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме [Текст]: [Электронный ресурс] / М. А. Изотова, Ю. А. Матюхина. — Режим доступа http://lib.rus.ec/b/204773/read (дата обращения: 28.03.2012)
  8. Квартальнов В. А. Культура и туризм — вместе [Текст]: [Электронный ресурс] / В. А. Квартальнов. — Электрон. ст. — Режим доступа к ст. http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2000N8/p2-3.htm  (дата обращения: 28.03.2012)
  9. Квартальнов В. А. Туризм [Текст]: учебник / В. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
  10. Кононенко Б. И. Основы культурологи [Текст]:  курс лекций / Б. И. Кононенко. — М.: ИНФРФ-М; 2002. — 208 с. — (Серия «Высшее образование»).
  11. Косолапова А. Б. География внутреннего российского туризма [Текст]: учебное пособие / А. Б. Косолапов. — М.: КНОРУС, 2008. — 272 с.
  12. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм [Текст]: учебник для вузов / пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой. — М.: ЮНИТИ, 1998. —787 с.
  13. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. [Текст]. — СПб.: Университеская книга; ООО «Алетейя», 1998. — 447 с.
  14. Куско А. С. Рекреационная география [Текст]: учебно-методический комплекс / А. С. Куско, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. — М.: Флинта: МПСИ, 2005. — 496 с.
  15. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Максютин. — Казань: Медицина, 1995. — 137 с.
  16. Сапожникова Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. / Е. Н. Сапожникова. — М.: Изд. центр «Академия». 2007. —240 с.
  17. Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм [Текст]: учебное пособие / Н. А. Седова. — М: Советский спорт, 2004. — 96 с.
  18. Соколов Э. В. Культура и личность [Текст] / Э. В. Соколов. — Ленинград: Изд-во «Наука», 1972. — 228 с.
  19. Сущинская М. Д. Культурный туризм [Текст]: учебное пособие / М. Д. Сущинская. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 128 с.
  20. Энциклопедический словарь [Текст]: Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон 1890 г.  Т. 33: Култагой-Лед. — «ТЕРРА-TERRA», 1991. — 482 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/ii/27231

Scicenter1
Добавить комментарий