Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы

Мировоззрение– этообобщенная и целостная картина мира,совокупность представлений об окружающейчеловека действительности, о самомчеловеке, формах его отношения ивзаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрениефункционирует как форма осознаниячеловеком своего положения в мире,включает убеждения и ценности, регулирующиеважнейшие типы его жизнедеятельностии поведения.

Вструктуре мировоззрения можно выделитьслед. основные компоненты: знания;ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знаниязадают обобщенную модель мира и местав нем человека. В них представленыважнейшие категории культуры, формирующиецелостный образ.

Ценностивыполняют нормативно-регулирующиефункции. Они определяют правила ипринципы социальной жизни человека.Свои основные функции ценности реализуютв форме политических, религиозных,правовых, моральных, эстетическихвзглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственныекомпонентыопределяют личностно-субъективный фонвосприятия человеком окружающейдействительности и своего места всоциальном и природном мире. Они придаютему характер мироощущения, наполняютего личностным смыслом и значением.

Существуютразличные классификации форм и типовмировоззрения. В зависимости отсубъекта-носителя выделяют личностнуюформу его объективации, мировоззрениекласса, социальной группы, общества вцелом или определенной историческойэпохи. По параметру полноты и системностипредставлений о реальности, ихдостоверности и обоснованности можноговорить:

а)о нетеоретическом мировоззрении, формамикоторого выступают обыденные илистихийные воззрения на мир, мифологическоеи религиозное мировоззрение;

б)о философско-теоретическом мировоззрении;

в)о научном мировоззрении.

Историческаятипология мировоззрений: мифологическое,религиозное, философское мировоззрения.

Мифология– характерны образно-ассоциативнаяформа отражения действительности,эмоциональное восприятие и фантастическиеинтерпретации природы, человека исоциальной жизни.

Мифологическоесознание не фиксировало различий междуестественным и сверхъестественным,между реальностью и воображением, чтопозволяло мыслить окружающие предметыкак двойственные по своей природе:человеческие и божественные, утилитарныеи символические, профанные и сакральныеодновременно.

Мифологическое сознаниеосновано на вере в истинность мифов,незыблемость ритуала и базирующихсяна них нравственных запретах и социальныхнормах поведения и деятельности человека.

Религиозноемировоззрениеисторически зарождается в недрахмифологического сознания. В развитыхформах религиозного сознания, в отличиеот мифологии, Бог трактуется как Абсолют,который бесконечно выше естественногокосмоса и человека в иерархии формбытия.

При этом вера в Бога не сводитсяк простому и непосредственному принятиюиндивидом религиозного ритуала икультовых действий, имеющих божественноепроисхождение, а предполагает наличиевнутреннего иррационального состояниясознания, позволяющего ощущать фактбезосновного, личного и глубоко интимногосоединения с Богом.

Переходк более сложным формам цивилизационныхотношений, изменения в структурематериального и духовного производстваобусловили необходимость формированияфилософско-теоретическогомировоззрения.

Становлениефилософии — утверждение качественнонового типа мировоззрения. В немпредставления о мире и человекеобосновываются рациональными средствамис использованием теоретических понятий,логических и гносеологических критериев.

Своей устремленностью к фундаментальнымвопросам бытия, загадкам человеческогосознания и деятельности философиясближается с религией, мифологией,искусством.

Однако в отличие от искусстваи мифологии она стремится прежде всегоне к чувствам, а к разуму; в отличие отрелигии – опирается не на догматы ииррациональную веру, а системно идоказательно обосновывает свои положенияс использованием рациональных аргументови логических доказательств.

Установлениеистины становилось возможным безнепосредственного обращения к опыту,в форме логических рассуждений, т. е.чисто мыслительным путем, используясилу разума и логики. Познавательноеискусство такого рода древние грекистали называть теоретическим.Философия явилась той формой культуры,в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическоемышление.

Философиявозникает как рационально-теоретическийтип мировоззрения и особая формадуховного освоения реальности, в процессекоторой вырабатывается целостная ипредельно обобщенная система знаний омире, человеке и формах взаимосвязимежду ними.

Спор,что представляет собой философия, каковаее ценность в культуре и в чем состоитее предмет, ведется фактически с моментаее возникновения.

Этот спор или критическийдиалог является сутью самой философиии характеризует ее как уникальную формудуховно-теоретической рефлексии надважнейшими основоположениями культуры.Философия многолика, и невозможносовместить разные ее образы и понимания.

Трактовка целей и задач философии вомногом определяется личностью философа,его духовными ориентациями, социальнымии культурными традициями, обусловившимито или иное понимание философскогомышления.

Источник: https://studfile.net/preview/6452836/

Мировоззрение, его структура и исторические типы

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Существует два способа освоения мироздания:

1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;

2)путем логической системы понятий и категорий.

Существует 2 уровня мировоззрения:

1)эмоционально-образный — связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);

2)логико-рассудочный ( философия и науки образующие мировоззрение).

Мировоззрение– система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

— житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

— религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

— философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение — это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения — личность, социальная группа и общество в целом.

Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования».

Основа мировоззрения — знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия — это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения — это та призма через которые видится действительность. Убеждения — не только интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. Они могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы — основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели.

Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу.

сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Структура мировоззрения включает в себя:

1)Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, «клеточкой» мировоззрения. Знания бы­вают научными, профессиональными (военными), повседнев­но-практическими.

Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире.

Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

2)Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризу­ются такими понятиями, как «значимость», «полезность» или «вредность». Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения — что-то трогает нас больше, что-то мень­ше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценнос­ти: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность — это наше негативное отношение к какому-то яв­лению.

3)Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть «мрачные» эмоции: неуверенность, бес­силие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

4)Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5)Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побу­дительная сила.

Убеждения — это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой жизни, поведения, действия лич­ности, общественных групп, наций, народов.

6)Вера — это степень доверия человека имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7)Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм, или нигилизм — не­верие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональ­ное и научное.

1)Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально «работающим» мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2)Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональных философов. Яркий приме тому — огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

3)Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия не только является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимается анализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

Исторические типы мировоззрения:

1) мифологическое,

2) религиозное

3) философское.

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово, учение, понятие, закон) продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе — мироощущение.

Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет.

Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе–генетический, т.е. происхождение мира, природы объяснялось тем, кто кого породил(книга Бытия). Миф совмещает 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений.

Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии.

Наряду с мифологией существовала и религия.

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть фор­ма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в нали­чие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ве­дущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.

На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Так основными элементами религии являлось: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов.

Религия- это вера в сверхъестественное, базируется на вере.

Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным).

Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков.

И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, — есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно- безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и было связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы. В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подни­маться к теоретическому осмыслению мировоззренческих проб­лем. Результатом этого явилось создание философских систем.

Философия — это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

Термин «философия» происходит от греческого «филео» (лю­бовь) и «софиа» (мудрость) и означает «любовь к мудрости», к теоретическим рассуждениям. Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

Мудрость — это не что-то готовое, что можно выучить зат­вердить и использовать. Мудрость — это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

В следствии этого возникновения развитие философии означа­ло отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сход­ные задачи по объяснению мира, а также воздействия на соз­нание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Вывод:

1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

2) «Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые соче­тания.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 12112; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-36063.html

Философия. Шпаргалка. Мировоззрение, его структура и исторические типы

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы дляподготовки к экзамену по философии

1.Мировоззрение,его структура и исторические типы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ- система обобщенных взглядов на мир иместо человека в нем, на отношение людейк окружающей их действительности исамим себе, а также обусловленные этимивзглядами их убеждения, идеалы, принципыпознания и деятельности.

Выделяют триосновных типа мировоззрения:•житейское (обыденное) мировоззрение, вкотором отражаются представленияздравого смысла, традиционные взглядыо мире и человеке; •религиозное мировоззрение, связанноес признанием сверхъестественногомирового начала; •философское мировоззрение, в которомобобщается опыт духовного и практическогоосвоения мира.

 Наоснове рационального осмысления культурыфилософии вырабатывает новыемировоззренческие ориентации. Носительмировоззрения — личность и социальнаягруппа, воспринимающие действительностьсквозь призму определенной системывзглядов. Имеет огромный практическийсмысл, влияя на нормы поведения, жизненныестремления, интересы, труд и бытлюдей.

Мировоззрение имеет определеннуюструктуру:• Мироощущение – чувственноевосприятие окружающего мира (напр.,оптимист и пессимист)• Мировосприятие– опирается на мироощущение окружающегомира в идеальных образах (адекватное инеадекватное)• Миропонимание – этопознавательно-интеллектуальнаядеятельность, направленная на выявлениесущности происходящих процессов.

Мировоззрениеимеет следующие формы:1. миф (mythos –сказание) – самая первая форма (раньшерелигии), но сейчас миф тоже играетнемаловажную роль. Современный мифявляется регулятором поведения людей,их взаимоотношений. В мифе закрепленынравственные и эстетические ценностичеловека.

 Мифыбывают:• Идеологические•Социально-политические• ХудожественныеМифактивно используется как манипуляторобщественного сознания. 2.религия – вера в сверхъестественныесилы. У нее следующие функции:•Мировоззренческая – помогает строитьсистему поведения, норм и т.д.

•Регулятивная – это регулятор взаимодействиялюдей• Компенсаторная – компенсируетотсутствие или недостаточность знаний•Консолидирующая – служит объединениюлюдейРелигиозные верования: -фетишизм — (от франц. fetiche — идол, талисман),культ неодушевленных предметов —фетишей, наделенных, по представлениямверующих, сверхъестественными свойствами.

Был распространен у всех первобытныхнародов. Сохранившиеся черты — вера вамулеты, обереги, талисманы.- анимизм- (от лат. anima, animus — душа, дух), вера всуществование душ и духов, обязательныйэлемент всякой религии.- тотемизм -комплекс верований и обрядов первобытногообщества, связанных с представлениемо родстве между группами людей (обычнородами) и т. н.

тотемами  — видамиживотных и растений (реже явлениямиприроды и неодушевленными предметами);каждый род носил имя своего тотема. Егонельзя было убивать и употреблять впищу.- магия — (от греч. mageia) (колдовство,волшебство), обряды, связанные с веройв сверхъестественную способностьчеловека (колдуна, мага) воздействоватьна людей и явления природы.

Магия возниклав первобытном обществе и стала элементомобрядов.все эти формы существовалиеще до появления политеизма (10 тыс. летназад), когда появилась оседлость инеобходимость общественного разделениятруда, оформление отношения господстваи подчиненияМонотеизм формируетсякогда формируются монархическиегосударства (на небе один Бог и на землеодин Царь). Формы монотеизма:• Иудаизм(7 в. до н.э.)• Буддизм (5 в. до н.э.)•Христианство (1 в. до н.э.)

• Ислам (7 в.н.э.)

2.Спецификафилософского освоения реальности.

  1. Философия — это теоретически сформулирован¬ное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.

    Понятие — это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.

    е. формирование понятий для обозначения образов реальности.Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

    Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия — это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.

    Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существую¬щему.

    Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности.

    Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.

    3.Модели мира в различных философских направлениях.

Вопросы осущности мира и принципах его устройства,которые ставились еще в мифологическомсознании, сегодня мы можем реконструироватьв виде «мифопоэтической модели».

Целостность восприятия мира в мифеприводила к догадкам, которые объективноне могли быть реализованы в научныхмоделях мира (по крайней мере довозникновения эйнштейновской физики),строящихся скорее на «расчленении»бытия, чем на восприятии его как единогоцелого.

Мир вмифопоэтической модели изначальнопонимается как сложная система отношенийчеловека и окружающей природы. «Вэтом смысле мир есть результат переработкиинформации о среде и самом человеке,причем «человеческие» структурыи схемы часто экстраполируются на среду,которая описывается на языкеантропоцентрических понятий» [40].

Врезультате перед нами предстаетуниверсальная картина мира, построеннаясовершенно на иных основаниях, чем этоосуществляется при абстрактно-понятийномвосприятии мира, характерном длясовременного мышления.

Указанныеуниверсальность и целостностьпредставлений о мире в мифологическомсознании были обусловлены слабойразделенностью субъектно-объектныхотношений или даже полным ее отсутствием.Мир представлялся единым и неотделимымот человека.

Мифбыл не просто рассказом о мире, а некойидеальной моделью, в которой событияинтерпретировались через систему героеви персонажей.

Поэтому реальностьюобладали именно последние, а не мир кактаковой. «Рядом с мифом не могло бытьв сознании не-мифа, какой-то непосредственноданной реальности. Миф есть познавательноеобозначение» [41].

Отметим теперьосновные черты данной мифопоэтическоймодели мира.

Прежде всегоэто полная тождественность природы ичеловека, что позволяет связать воединовнешне далеко отстоящие друг от другавещи, явления и предметы, частичеловеческого тела и т.п.

Для данноймодели характерно понимание единствапространственно-временных отношений,которые выступают в качестве особогоупорядочивающего начала космоса.

Узловыеточки пространства и времени (святыеместа и святые дни) задают особуюпричинную детерминацию всех событий,опять же связывая воедино системыприродных и, например, этических норм,вырабатывая в каждой из них особуюкосмическую меру, которой долженследовать человек.

Космоспонимается одновременно как качественнаяи количественная определенность.

Количественная определенность описываетсяпосредством особых числовых характеристик,через систему сакральных чисел,»космологизирующих наиболее важныечасти вселенной и наиболее ответственные(ключевые) моменты жизни (три, семь,десять, двенадцать, тридцать три и т.п.

),и неблагоприятных чисел, как образовхаоса, безблагодатности, зла (например,тринадцать)» [42]. Качественнаяопределенность проявляется в видесистемы персонажей мифической картинымира, которые противопоставляются другдругу.

Данная модельмира основана на собственной логике -на достижении поставленной цели окольнымипутями, через преодоление некоторыхжизненно важных противоположностей,»имеющих соответственно положительноеи отрицательное значение» (небо-земля,день-ночь, белый-черный, предки-потомки,чет-нечет, старший-младший, жизнь-смертьи т.п.) [43].

Таким образом, мир изначальнотрактуется диалектично и достичькакой-либо цели напрямую (напролом)нельзя (чтобы войти в избушку Бабы-Яги,мы не обходим дом, что было бы логичнов нашей реальности, а просим сам домразвернуться «к нам передом, к лесузадом»).

Диалектика противоположныхначал, противостоящих действий и явленийпозволяет создать целую системуклассификации мира (некий аналог системекатегорий), которая в мифопоэтическоймодели и выступает средством упорядочиваниябытия, «отвоевывая новые части хаосаи космологизируя его.

Внутри же космическиорганизованного пространства всесвязано друг с другом (сам акт мысли отакой связи есть для первобытногосознания уже объективация этой связи:мысль — вещь); здесь господствуетглобальный и интегральный детерминизм».

Все этипредставления о единстве мира приопределенной интерпретации, как мыувидим ниже, переходят в философию,которая, опираясь одновременно на данныенаук, создает различного рода моделиединства мира

Так,вещественно-субстратнаямодельусматривает единство мира в единствефизико-химического субстрата и свойств.Данные современной науки показывают,что объекты неживой природы состоят изодинаковых химических элементов.

Раскрытие внутренней структуры атомаи обнаружение все новых элементарныхчастиц позволяют ставить вопрос осоздании единой теории элементарныхчастиц, описывающей субстратное единствоэлементов. В биологии генетическиеисследования показывают, что в основевсех живых организмов лежит генетическийкод, состоящий из четырех аминокислот.

Устанавливается тождественностьфизико-химического состава живой инеживой материи и т.д. [46]. Наконец,установлено, что все вещества и элементымира взаимосвязаны между собой посредствомэлектромагнитных и гравитационныхполей.

Субстанциальнаямодельпредполагает единство мира черездопущение, что в основе бытия лежитнекая единая субстанция, идеальная илиматериальная, из которой выводится всемногообразие мира.

У Платона единствомира обусловлено демиургом (творцом),который создал этот мир, у Гегеля -субстанциальностью абсолютной идеи,что выражается в наличии всеобщихзаконов развития. В раннем материализмеосуществлялись поиски некоего низшегослоя реальности, первоэлемента, изкоторого вытекает все многообразиемира.

В диалектическом материализме вкачестве субстанции выступает движущаясяматерия, которая способна порождатьновое, основываясь на самой себе. Вданной субстанциальной модели единствомира проявляется в ряде отношений.Во-первых, материя сохраняется вколичественном отношении, как бы онани изменялась, и всегда обладаетуниверсальными атрибутивными свойствами.

Во-вторых, субстанциальное единствоозначает обусловленность всех процессов,происходящих в мире. Предмет воздействуетна другой, выступая в качестве причиныизменений в нем, как бы переноситсубстанцию в него [47].

Вфункциональной(или номологической) моделиединство мира объясняется наличием ифункционированием единых законов.Предполагается, что в мире реализуетсянекая универсальная связь. При этом вкачестве универсальной связи можетвыступать либо некая мыслительнаяконструкция, либо связь, реальноосуществимая.

Так, Пифагор считал, чтомир управляется божественнымиматематическими законами гармонии имирового порядка. Лейбниц также исходилиз идеи существования единых божественныхматематических законов и считал, чтоих можно представить системой уравнений,на основе которой объяснимы любыеявления.

Лаплас, исходя из признанияуниверсальных законов, видел задачу винтеграции знания, что, по его мнению,сделает возможным абсолютное познаниемира.

Эта концепция получила впоследствииназвание «лапласовский детерминизм»,означающее, что если бы удалось связатьв единое целое все знания о мире, всепараметры тел и зафиксировать их вединых уравнениях, то можно было бысоздать единую формулу, которая охватилабы все проявления и все разнообразиемира.

В рамках данной модели частныезаконы отдельных сфер бытия распространяютсяна понимание мира в целом. В результатеВселенная представляется однороднымобразованием, что приводит к выводам овозможности полного и окончательногоее познания. Однако это противоречитнаучным фактам. В частности, оказывается,что универсальная связь реальноограничена скоростью распространениявзаимодействий (принцип близкодействия),конечностью времени существованияобъектов, конечностью энергии объектаи фактором поглощения физическихвзаимодействий.

Все перечисленныемодели можно назвать локальными, таккак они в основном фиксируют какую-тоодну сторону бытия, т.е. интерпретируют,огрубляют его с целью выявления законовданной области.

«Психологическиподобный подход можно легко понять,поскольку все неизвестные и непознанныеобласти мы обычно представляем себе впонятиях и образах того, что уже известно.Это известное содержание и распространяетсяна все возможные масштабы» [48]. Этофактически серия локальных картин мираодной или нескольких наук, отраслипознания.

Такая картина мира заведомонеполна и отражает лишь часть бытия.Как только такое понимание распространяетсяна мир в целом, становится очевиднойего офаниченность

Источник: https://works.doklad.ru/view/5F1xXS1bBCQ.html

Scicenter1
Добавить комментарий