Популярность Вольтера в России: Популярность Вольтера в России на протяжении XVIII века была

Вольтер и россия

Популярность Вольтера в России:  Популярность Вольтера в России на протяжении XVIII века была

Культура >>Деятели культуры

«Партнер» №7 (130) 2008г.

Мария Плисс (Дюссельдорф)

К 230-летию со дня смерти

Я хочу, чтобы Вольтера изучали, чтобы умы питались им. 

Екатерина II

В 1769 году на почту Женевы пришло письмо без указания имени адресата: «Королю поэтов, философу народов, оратору отечества, историку…, покровителю искусств, ценителю талантов, врагу фанатиков, защитнику угнетенных, отцу сирот, опоре бедных, примеру для подражания богатым».

Единственным человеком в Европе, кому могло быть адресовано это письмо, был Франсуа Мари Аруэ, известный под именем Вольтер, живший в имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. Вольтер навсегда вошел в мировую культуру как философ, общественный деятель, величайший насмешник, духовный вождь целой эпохи.

Человек из бесправного в то время третьего сословия (буржуа), он обязан своим успехом таланту, уму и собственной настойчивости. Человек времен абсолютизма, он смог оставаться внутренне свободным и сильным, за что дважды препровождался в Бастилию, изгонялся из Франции, а его сочинения, разящие пороки общества, не раз приговаривались к сожжению.

Его исторические и философские драмы, такие как «Эдип», «Брут», «Смерть Цезаря», «Заира», шли на сценах европейских театров, а эпические и лирические поэмы и повести будоражили зрителей и читателей ассоциациями и гражданским пафосом.

Его дерзостные выступления против церкви вообще, против фанатизма католиков, в частности (вспомните его знаменитое: «Раздавите гадину!»), его вольнодумство в вопросах политики и в борьбе с абсолютизмом, в отстаивании прав третьего сословия, его страстная полемика со своими противниками вызывали восторг у одних и резкое неприятие у других.

Именно Вольтер сформулировал лозунги Великой французской революции: «Свобода, равенство и братство». Вольтер — предтеча и покровитель энциклопедизма, изумительной популяризации завоеваний Мысли, начала начал — Просвещения. Всё, что выходило из-под его пера, было пронизано глубиной мысли, хорошо сдобрено «галльской солью», отличалось простотой и легкостью слога. Многое хорошо читаемо и сегодня, например, «Кандид».

Это Вольтер, задолго до Золя и его защиты Дрейфуса, первым из писателей вступился за осужденного гугенота Каласа и его семью, яростно и доказательно борясь против религиозной нетерпимости, неправедного правосудия, против невежества. Вольтер выиграл эту битву и заслужил имя «Адвокат справедливости»! (Ах! Как не хватает таких адвокатов в современной России…). Вольтер — автор ряда серьезных научных работ, в том числе «Элементов философии Ньютона». Он разделял гипотезу Ньютона о сплющенности земного шара у полюсов. Для доказательства этой гипотезы Вольтер привлек ученых-энтузиастов и снарядил за свой счет экспедицию в Лапландию (современная Финляндия) с выходом на паковый лед Арктики (в экспедиции принимал участие швед Цельсий; вспомните шкалу температур). Экспедиция увенчалась научным открытием. «Вы герои-физики, вы новые аргонавты, соединившие достоинство древних и наших современников!» — приветствовал их Вольтер. Не оказались в стороне от увлечения Вольтером и россияне. Они, посещая Париж, смотрели его пьесы в Комеди Франсез, читали «Философские письма», порой встречались с возмутителем спокойствия в салонах. Первым на русский язык перевел знаменитого француза Кантемир, потом — Ломоносов, в частности, стихи «На Фридриха IV Прусского». В знакомстве с Вольтером состояли елизаветинские вельможи К. Разумовский и М. Воронцов. В Ферне гостил граф Шувалов, по предложению которого Вольтер написал «Историю Петра Великого» (высоко ценимую А. С. Пушкиным). В оживленной и долгой переписке с «фернейским мудрецом» состояла Екатерина II. «Вольтеру обязана я своим образованием», — признавалась бывшая немецкая принцесса. К нему обратилась молодая императрица за советом, как ей управлять огромной Россией. Подобно великому Лейбницу, давшему Петру рекомендации реформирования боярской России, откликнулся и Вольтер. Он серьезно и глубоко изучал историю и различные стороны жизни далекой империи. Ведь Вольтер — основоположник науки историографии, первым создавший труд по всемирной истории «Опыт о нравах и духе народов», для чего им были скрупулезно и критически изучены произведения (трудно поверить!) 502 авторов, начиная с Аристофана, Аристотеля, Библии, Корана, Конфуция, Геродота, Макиавелли и до Монтеня. Собрав огромнейший материал по истории стран Европы, Азии, Америки, Африки, изучив политику, культуру, основы торговли и финансов, научные открытия и изобретения, состояние военного дела и мореплавания, ремесла и даже историю социальную, Вольтер не признал, что мир хорошо устроен, наоборот, его резюме было: «Мир необходимо переделать».

С такой же меркой подошел он к изучению России. Он ознакомился с летописями, былинами, указами государей, состоянием быта и нравов всех сословий. И возмечталось Вольтеру, после разочарования во Фридрихе IV Прусском, что вот уж русская Семирамида, Екатерина II будет просвещенной монархиней.

Приведу несколько выдержек из советов Вольтера.

1. Отменить позорнейшее право владения человека человеком. Осознавая сложность этого решения, он подсказывал, что для этого надо создать партию поддержки государыне в лице просвещенных дворян, аристократов. На первых порах заменить барщину оброком.

Екатерина понимала необходимость такой реформы, но ясно сознавала, что дворяне-гвардейцы, недавно возведшие ее на престол своими штыками, не согласятся поступиться своими вековыми правами и сбросят ее с престола. Как бы оправдываясь перед Вольтером, она лукаво писала ему: «…в России подати столь умеренны, что нет у нас ни одного крестьянина, который бы, когда ему вздумается, не ел курицы, а в иных провинциях … стали предпочитать индеек» (письмо от 1769 г.). Лишь спустя столетие ее правнук Александр II решится на крестьянскую реформу.

2. Ввести строгие судебные законоуложения, запретить телесные наказания, особо в судебных дознавательствах. Екатерина ввела новые законоуложения.

3. Ввести общедоступные школы для простонародья. Дать образование дворянским барышням.

В царствование Екатерины открыто более тысячи новых церковно-приходских школ, а также три института для благородных девиц, в том числе знаменитый Смольный институт в Петербурге.

4. Учреждать новые университеты, академии, литературные общества и частные типографии.

Были основаны Академии наук и художеств, открыты четыре университета, в том числе крупнейший Казанский. Появились и частные типографии, именно в них изданы произведения первых русских просветителей Н. Новикова и А. Радищева, книг которых так убоялась «вольтерьянка»-государыня, что первого упрятала в крепость, а второго — в Сибирь; частные типографии запретила.

5. Укрепить правительственный Сенат государственными уложениями.

Что Екатерина и сделала, наделив Сенат законодательными полномочиями. На жалобы Екатерины, что русский народ ленив, плохо хозяйствует, Вольтер присоветовал ей пригласить в Россию бедствовавших в то время в южных районах Германии (Баварии и Вюртемберге) ее земляков, чему императрица и последовала. Так появились в России немецкие переселенцы-колонисты, действительно много сделавшие для развития экономики страны. Когда во Франции возникли сложности с изданием новых томов Энциклопедии Д’Аламбера и Дидро, о чем сообщил Вольтер, Екатерина сразу же предложила издавать ее в России. Переписка с Вольтером длилась до самой его смерти, последовавшей 30 мая 1778 года на 84 году жизни. Екатерина приобрела у наследницы философа мадам Дени (племянницы Вольтера) бесценное богатство: его библиотеку — 6800 томов, часть его переписки и знаменитую скульптуру Гудона. Издала пятитомное собрание его сочинений, очень быстро разошедшееся по подписке. На сцене привилегированного шляхетского корпуса ставились пьесы Мольера и Вольтера. А когда Федор Волков открыл в столице свой театр, эти пьесы нашли профессиональное сценическое воплощение; театр стал выполнять свое просветительское назначение. Вольтерьянство, ассоциирующееся с вольнодумством, стало модным в светских кругах. Оно подтолкнуло к некоторому религиозному свободомыслию, насмешкам над отдельными сторонами жизни (вспомните произведения Фонвизина и басни Крылова). Молодые дворяне зачитывались ироничным «Кандидом», богохульной «Орлеанской девственницей» (которую Пушкин назвал «Катехизисом остроумия» и в развитие этого остроумия создал «Гавриилиаду»). Умы молодежи тревожили политические памфлеты и острые философские статьи Вольтера, например, такие как «Трактат о веротерпимости», «Всё о Боге», «Сон Платона», «О добре и зле, физическом и нравственном», «Любовь», «Прелюбодеяние» и т.д. Е. Баратынский и Н. Гнедич делали поэтические переводы великого француза. Но вскоре напуганная Французской революцией как порождением вольтерьянства Екатерина стала именовать своих вчерашних учителей — Вольтера и Дидро — «полумудрецами века сего» и приказала изъять их произведения и впредь не печатать без цензуры. Но было уже поздно. Влияние французского Просвещения и вольнодумства пустило свои корни. Знаменательно, что в показаниях на допросах декабристов мелькают имена от Вольтера и Руссо до Гельвеция и Гольбаха, оказавших на них большое влияние. Наследие Вольтера и сегодня представляет исторический интерес. Изучение библиотеки Вольтера, находящейся в фондах бывшей Публичной, а ныне Российской, библиотеки Петербурга, дало основание профессору А. Акимову выступить с интересной работой «Пометки Вольтера на страницах книг его библиотеки». Поражаешься всеохватности, глубине, оригинальности, порой язвительности взглядов философа. Крупнейшие российские ученые: академик К. Державин, профессора П. Заборов, В. Люблинский, Н. Сигал анализируют наследие Вольтера, ищут соприкосновение с современностью. Они выступают в зарубежной печати и на международных конгрессах по французскому Просвещению как признанные специалисты по творчеству Вольтера. Василий Аксенов своим «старинным романом» «Вольтерьянцы и вольтерьянки» в свойственной ему манере фантасмагории как бы подтвердил непреходящий интерес к Великому мудрецу. Каждый раз, бывая в Эрмитаже, я снова и снова прихожу к этому галльскому острослову, изваянному скульптором Гудоном. Тщедушный старец, впалые щеки, тонкие губы, старческие жилистые руки и умные с сарказмом глаза, проникающие в душу. И как будто слышу его высокий голос: «Судьба заставляла меня переходить от одного короля к другому, хотя я боготворил Свободу».

Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2008/7/237/3064/volter-i-rossija?lang=ru

Читать

Популярность Вольтера в России:  Популярность Вольтера в России на протяжении XVIII века была
sh: 1: —format=html: not found

Фролов И.Т. и др.

Введение в философию

Учеб. пособие для вузов

Авторский коллектив:

И. Т. Фролов — академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы — доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 8:2-3; гл. 12); В. Г. Борзенков — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 7:2; разд. II, гл. 2:1; гл. 3); П. П.

Гайденко — член-корреспондент РАН, профессор (разд. I, часть I, гл. 1-4; гл. 5:1-4; часть IV, гл. 1:3; гл. 2:2); М. Н. Грецкий — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть I, гл. 5:5; часть IV, гл. 6:1-2); Б. Л. Губман — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 5:1); В. И.

Добрынина — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 1:1, 2, 4, 6); М. А. Дрыгин кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть IV, гл. 5:3); В. Ж. Келле — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:3 (4); разд. II, гл. 9); М. С. Козлова — доктор философских наук, профессор (Введение; разд. I, часть IV, гл.

3); В. Г. Кузнецов — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 2:3); В. А. Лекторский член-корреспондент РАН, профессор (разд. II, гл. 5:4; гл. 6); Н. Н. Лысенко — кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть IV, гл. 1:5; гл. 2:4); В. И. Молчанов — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 2:1); Н. В.

Мотрошилова — доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 1); А. Н. Мочкин — кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть I, гл. 5:7); А. Л. Никифоров — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть I, гл. 5:6; часть IV, гл. 4:1-4, 6); A. П. Огурцов — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:3 (1-3); Е. Л.

Петренко — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:4); B. Н. Порус — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 4:5); В. В. Сербиненко — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть III; часть IV, гл. 5:2); Д. А. Силичев — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 7:1); Э. Ю.

Соловьев — доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 4:1, 4; гл. 11); М. Т. Степанянц — доктор философских наук, профессор (разд. I, часть II); В. С. Степин — академик РАН, профессор (разд. II, гл. 2:2-4; гл. 10:1-5); В. Н. Шевченко — доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 8:1); В. С.

Швырев — доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 5:1-3; гл. 7); Б. Г. Юдин член-корреспондент РАН, профессор (разд. II, гл. 10:6).

«Введение в философию», подготовленное коллективом известных отечественных специалистов, впервые было опубликовано в 1989 г. в качестве учебника для высших учебных заведений. Его авторитет среди преподавателей и студентов и поныне остается высоким. Новое издание «Введения» существенно переработано и дополнено.

Оно вводит читателей в одну из важнейших областей духовной культуры человечества, знакомит его с опытом мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия человека и общества, в осмыслении реальностей современной эпохи, фундаментальных задач науки; в систематическом виде представлены основные понятия философии и наиболее важные ее проблемы, в том числе дискуссионные.

Издание рассчитано не только на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, но и на всех интересующихся философией.

Авторский коллектив посвящает издание этой книги памяти академика Ивана Тимофеевича Фролова

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ:

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ 7

1. Мировоззрение 7

В преддверии философии 7

Понятие мировоззрения 8

Мироощущение и миропонимание 9

Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание 11

2. Истоки философии 13

Миф 13

Любовь к мудрости 15

Раздумья философов 16

3. Философское мировоззрение 18

Мир и человек 18

Основной вопрос философии 19

Философское познание 21

Познание и нравственность 22

4. Проблема научности философского мировоззрения 23

Спор о познавательной ценности философии 23

Философия и наука: родство и различие познавательных функций 27

5. Предназначение философии 28

Общественно-исторический характер философской мысли 28

Философия в системе культуры 30

Функции философии 31

Природа философских проблем 34

Раздел I

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 37

Часть I

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 40

Глава 1

ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 40

Глава 2

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОЦЕНТРИЗМ 42

1. Космологизм ранней греческой философии 43

2. Онтологизм античной классики 43

3. Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 44

4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело 45

5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея 46

6. Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид 47

7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 47

8. Понятие материи. Учение о космосе 48

9. Софисты: человек — мера всех вещей 50

10. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании 51

11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели 51

12. Проблема души и тела у Платона 52

13. Платонова теория государства 53

14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом 54

15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум 55

16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца 55

17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм 56

18. Неоплатонизм: иерархия универсума 57

Глава 3

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ТЕОЦЕНТРИЗМ 58

1. Природа и человек как творение Бога 59

2. Средневековая философия как синтез двух традиций:

христианского откровения и античной философии 60

3. Сущность и существование 60

4. Полемика реализма и номинализма 61

5. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики 61

6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 62

7. Специфика средневековой схоластики 64

8. Отношение к природе в средние века 64

9. Человек — образ и подобие Бога 65

10. Проблема души и тела 66

11. Проблема разума и воли. Свобода воли 67

12. Память и история. Сакральность исторического бытия 68

13. Философия в Византии (IV-XV века) 69

Глава 4

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 71

1. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности 71

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=75763&p=95

15 интересных фактов из биографии Вольтера

Популярность Вольтера в России:  Популярность Вольтера в России на протяжении XVIII века была

«Королей на свете сколько угодно, а Вольтер только один».

ФОТО: wikipedia.org

Франсуа Мари Аруэ (настоящее имя Вольтера) родился в семье судьи, выбравшего для сына судьбу юриста, однако тот предпочёл литературу. Отучившись в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям», он забросил право и начал свою литературную деятельность.

Сначала Вольтер был поэтом-нахлебником, шутом во дворцах аристократов, но острый как бритва язык сыграл с ним злую шутку — его бросили в Бастилию за сатирические стишки в адрес регента и его дочери и выпустили лишь при условии, что он хотя бы на несколько лет покинет Францию. Вольтер уехал в Англию, где прожил три года, изучая её политический строй, науку, философию и литературу. Вернувшись на родину, Вольтер издал свои впечатления под заголовком «Философские письма». Книгу конфисковали, редактора бросили в тюрьму, а Вольтер бежал в провинцию.

Во Франции писатель не чувствовал себя в безопасности — слишком многие затаили на него обиду. Вольтер находился в переписке с прусским королем Фридрихом II, что позволило ему поселиться в Берлине, но и там он не задержался — разругался с королем из-за денежных махинаций и ссоры с президентом Академии Мопертюи.

В итоге он уехал в Швейцарию и купил имение неподалеку от Женевы, переименовав его в «Отрадное». Позже Вольтер приобрёл ещё два имения на границе с Францией, где жил почти до самой смерти.

Мнение философа, ставшего богатым и независимым капиталистом, ссужающим под проценты деньги аристократам, уже невозможно было игнорировать, а знакомства с сильнейшими мира сего делали его практически всемогущим.

Дружбой с мыслителем гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III.

В 1774 году Людовика XV сменил Людовик XVI, а ещё четыре года спустя 84-летний Вольтер вернулся в Париж, приобрел себе особняк на улице Ришелье и продолжил писать. Апофеозом его творчества стала пьеса «Ирэна», за право поставить которую боролись лучшие театры. После того, как Вольтера назначили директором Парижской Академии, он взялся за переработку академического словаря.

Боли, на которые Вольтер сперва не обращал внимания, усилились. Во время обострения светило медицины, доктор Троншен диагностировал рак предстательной железы. К тому времени мыслитель уже крепко сидел на опии, который помогал хоть немного притуплять боль. Писатель ещё крепился и отпускал свои едкие замечания, но все чаще шутки прерывались гримасами боли. Летальный исход был неизбежен.

Последние попытки семьи примирить Вольтера с католической церковью увенчались провалом. Есть легенда, по которой на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?».

В 1791 Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон, где захоронены все выдающиеся французы, и переименовать набережную Театинцев в набережную Вольтера. Перенос останков вызвал бурный протест у французов.

Во времена Реставрации ходил слух, что останки философа выкрали и утопили их в негашеной извести.

Так это или нет, но гроб мыслителя с эпитафией «Сердце моё здесь, но дух мой повсюду» по сей день находятся в Пантеоне.

В день рождения великого француза «Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию несколько интересных историй из его жизни.

1. Один французский врач, вернувшись из России, сказал Вольтеру, что его восторги по поводу этой страны сильно преувеличены. Писатель не хотел вступать в спор и ответил: «Мой друг! Я очень боюсь холодов, а русские дарят мне такие чудесные шубы!».

2. Во время осады одной крепости Вольтер внимательно изучал осадные орудия. Военачальник, заметив это, предложил поэту спуститься в траншею. Поэт отказался, сказав, что с удовольствием воспоет военные подвиги, но разделять их он не польстится.

3. Иногда поэт возвращался в Париж, скрываясь под чужим именем. Однажды у заставы его остановили полицейские, которые спросили, не имеет ли он при себе предметов, запрещённых законом. Вольтер ответил, что единственной контрабандой в карете является он сам.

4. Русская императрица прислала писателю шкатулку из слоновой кости, которую выточила самостоятельно.

Вольтер, взяв несколько уроков у племянницы, прислал Екатерине II в ответ пару шёлковых чулок.

К посылке он приложил стихи, в которых говорилось, что получив от нее мужскую работу, сделанную женщиной, он просит её величество принять женскую работу, сделанную мужскими руками.

5. Однажды у Вольтера спросили, есть ли на свете предмет, на который не была бы обращена его беспощадная ирония. Писатель ответил, что не стал бы иронизировать сам над собой.

6. У Вольтера спросили, какие у него отношения с Богом. Писатель спокойно ответил, что они здороваются, но не разговаривают.

7. В Бастилию Вольтер попал за свой острый язык, но и выбрался он благодаря изящной словесности.

При первой же возможности он написал оскорбленному принцу Франции: «Умоляю вас, не заботьтесь о моем жилище и питании». И подписался «Эдип».

Либо у регента было развитое чувство юмора, либо до него дошло возмущение поклонников Вольтера из высшего света, но после этого поэт быстро покинул темницу и уехал в Англию.

8. Однажды король Пруссии Фридрих II пригласил Вольтера на лодочную прогулку. Мыслитель, увидев, что дно лодки пропускает воду, быстро выскочил на берег. Король засмеялся: «Как вы боитесь за свою жизнь, а я вот не боюсь». Обиженный Вольтер холодно ответил: «Это легко понять: королей на свете сколько угодно, а Вольтер только один».

9. Один прусский генерал составлял записи о России, а Вольтер переводил их на французский. Прибежал гонец с очередным литературным трудом Фридриха II, который надеялся на то, что мыслитель оценит и исправит их, если потребуется.

Вольтер оторвался от своего занятия и сказал генералу: «Друг мой! Нам придется отложить нашу работу. Видите, король прислал мне в стирку свое грязное белье. Надо его постирать».

Эти слова передали королю, после чего последовал Вольтер спешно покинул Пруссию.

10. Вольтер с удовольствием принимал гостей в Фернейском замке. Один из особенно наглых гостей, обманутый радушием хозяина, выразил желание остаться в замке на несколько недель. Вольтер отказал ему, сказав: «Вы хотите походить на Дон Кихота! Тот принимал постоялые дворы за замки, а вы принимаете замок за постоялый двор».

11. Уставший и озябший после прогулки, Вольтер грелся у камина. Один молодой поэт с надеждой протянул мэтру свои стихи. Писатель скептически прочитал их и высказал мнение: «Если бы в ваших стихах было больше огня или в огне (он указал на камин) больше ваших стихов, я бы быстрее согрелся».

12. Однажды Вольтер восхитился французским художником Жозефом Верне и сказал ему: «Мсье Верне! Вы станете бессмертным, так как ваши краски самые лучшие и прочные в мире». Художник скромно ответил: «Мои краски не могут равняться с вашими чернилами».

13. Когда физику Алессандро Вольта передали, что мыслитель высоко ценит его деятельность, он ответил, что стоит чего-то уже потому, что Вольта — это пол-Вольтера.

14. На вопрос «В чём разница между хорошим и прекрасным?» Вольтер отвечал, что хорошее требует доказательств, а прекрасное — нет.

15. Писатель восхищённо отзывался о трудах доктора Галлера. Ему передали, что сам Галлер не ценит работы мыслителя так высоко. Вольтер заметил: «Удел смертных — ошибаться. Возможно, мы оба ошибаемся».

Источник: https://vm.ru/society/165414-15-interesnyh-faktov-iz-biografii-voltera

Scicenter1
Добавить комментарий