Порядок проведения общественных слушаний.: Схема проведения общественные слушания включает следующие

Рекомендации по проведению общественных слушаний

Порядок проведения общественных слушаний.:  Схема проведения общественные слушания включает следующие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рекомендациипо проведению общественных слушаний

Чтотакое общественные слушания?

Общественныеслушания – одна из форм общественногоучастия в решении вопросов местногозначения. В процессе слушаний инициаторыхозяйственной деятельности объясняютсвои намерения, обосновывают предполагаемыйпроект деятельности и дают возможностьзаинтересованным участникам высказатьзамечания или предложить изменения поэтому проекту.

Проведениеобщественных слушаний возможно полюбому проекту, затрагивающему интересыобщества, и обязательно в тех случаях,когда требуется государственнаяэкологическая экспертиза предлагаемогопроекта хозяйственной деятельности.Общественные слушания максимальноэффективны, когда высказываются точкизрения всех заинтересованных групп, икогда обсуждение проходит в обстановкевзаимного доверия.

Участникамиобщественных слушаний являются заказчик(инициатор хозяйственной деятельности),органы исполнительной власти и местногосамоуправления, заинтересованнаяобщественность, интересы которой могутбыть прямо или косвенно затронутынамечаемой хозяйственной деятельностью.

Праваи обязанности участников общественныхслушаний

Заказчик(инициатор намечаемой хозяйственнойдеятельности):

  • отвечает за проект в целом и за все стадии его подготовки;
  • предоставляет необходимую информацию заинтересованным сторонам;
  • отвечает на их вопросы (в порядке, установленном действующей нормативной базой);
  • оплачивает расходы, связанные с организацией и проведением общественных слушаний;
  • обязан реализовать права и учесть законные интересы граждан, связанные с принятием решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности.

Органыместного самоуправления:

  • организуют общественные слушания;
  • координируют их проведение;
  • принимают решения (в пределах своей компетенции), связанные с реализацией намечаемой хозяйственной деятельности.

Органыисполнительной власти:

  • предоставляют информацию о состоянии окружающей среды (в пределах своей компетенции) по запросам заинтересованных сторон.

Общественностьимеет право:

  • получать достоверную информацию об экологических и социальных аспектах намечаемой деятельности;
  • участвовать в обсуждении проекта намечаемой деятельности;
  • вносить аргументированные предложения по намечаемой деятельности, в том числе о её проведении по альтернативному варианту

Всеучастники общественных слушаний несутправовую ответственность в соответствиис действующим законодательством.

Чтотакое общественное участие?

Участиеобщественности (местного населения)определяется правом людей участвоватьв принятии решений, которые связаны сих жизнью, то есть это процесс, посредствомкоторого люди могут влиять на принятиерешений.

Можновыделить три принципа участияобщественности:

  • принцип доступа к информации;
  • принцип доступа к принятию решений;
  • принцип доступа к правосудию (право обжаловать решения).

Общиепринципы организации и проведенияслушаний

  • Чёткое определение и фиксация темы и цели обсуждения;
  • Выявление всех заинтересованных сторон;
  • Предварительное распространение информации о проблеме (проекте);
  • Обеспечение доступа к документированной информации по проблеме (проекту);
  • Обязательное составление итоговых документов – протокола общественных слушаний и рекомендаций для официальных структур, принимающих решение. Итоговые документы должны не только отразить согласие участвующих сторон, но и зафиксировать разногласия.

Чтоважно учесть сторонам?

Органамместного самоуправления или другимсубъектам, организующим слушания:

  • Рассматривать общественность как своего союзника, а не группу скандалистов.
  • Уважать представителей местного населения. Не считать их малограмотными специалистами, не умеющими конструктивно мыслить.
  • Работать открыто, гибко, избегать конфликтных ситуаций.

Предприятиюили предпринимателю (инициаторунамечаемой хозяйственной деятельности):

  • Быть открытым для альтернативных предложений.
  • Быть готовым к компромиссам.
  • Уважать оппонента.

Общественности:

  • Знать свои права на участие в процессе принятия решений, определённые законом.
  • Понимать, что права на участие в принятии решений предполагают и ответственность за принимаемое решение.

Чтонеобходимо сделать для успешногопроведения общественных слушаний?

Общественности:

  • Предварительно ознакомиться с информацией о намечаемой хозяйственной деятельности, при необходимости – с документами по проекту хозяйственной деятельности.
  • Если необходимо дать квалифицированную прогнозную оценку намечаемой хозяйственной деятельности, обратиться к экспертам.
  • При необходимости более полного выявления общественного мнения о намечаемой хозяйственной деятельности организовать и провести опрос местного населения.
  • Заранее подготовить свои обоснованные предложения (изменения) в проект.
  • Поскольку слушания имеют рекомендательный характер (то есть они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразней обсуждать и записать в итоговом документе следующее:
    1. Какое влияние окажет реализация проекта на социальную ситуацию в населённом пункте.
    2. Какое влияние намечаемая деятельность окажет на экологическую ситуацию.
    3. Какое влияние намечаемая деятельность окажет на экономическую ситуацию.
    4. Замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности.

Какуспешно провести общественные слушания

Успехи результативность общественных слушанийдля всех участников во многом зависятот того, насколько они:

  • правильно подготовлены;
  • грамотно проведены;
  • логично завершены.

Формальноорганизованные общественные слушания,как правило, не приносят желаемогорезультата ни их организаторам, ни ихучастникам.

Правильноеопределение и разъяснение предметаобсуждения

Частоорганизатор общественных слушаний даётлишь короткое объявление об их проведении,не разъясняя суть рассматриваемогопроекта (намерений). Такое объявлениеобычно малопонятно местным жителям,поэтому они и не приходят в назначенноевремя и место.

  • Например, объявление о проведении слушаний по поводу конкурса по передаче в аренду участка лесного фонда с перечислением номеров кварталов ничего не говорит местным жителям о том, что вблизи их деревни какая-то компания планирует проводить рубки леса. Казённые слова «конкурс», «аренда» и «лесной фонд» необходимо пояснить простым языком, понятным не только специалистам, но и просто грамотному человеку.
  • Номера лесных кварталов, передаваемых в аренду, также несут мало полезной информации для местного жителя. Простая карта-схема территории, на которой собирается работать лесная компания, с указанием ближайших дорог, речек и населённых пунктов гораздо понятнее и важнее и охотнику, и рыбаку, и местным жителям, собирающим грибы и ягоды в лесах, и школьникам, изучающим экологию и природу родного края.
  • Полезно сообщить, какая технология планируется к применению, какие экономические и экологические последствия она может принести, какие выгоды от проекта получит местное население.
  • Если возможны неблагоприятные последствия, какие меры предусмотрены проектом для их предотвращения (уменьшения). Нет смысла утаивать эту информацию: чем раньше и полнее общественность узнает о ней, тем меньше будет конфликтов.

Соблюдениепроцедуры и регламента

Частоинициаторы и организаторы общественныхслушаний не уделяют достаточноговнимания установленным процедурам ихпроведения (заблаговременное оповещениеучастников, удобные для них место ивремя проведения, ведение протокола ит.д.

), а это значит, что в случае ихнарушения любой желающий может вдальнейшем оспорить результаты слушаний.Поэтому при подготовке к общественнымслушаниям необходимо заблаговременно(за месяц до их начала) дать подробнуюи достаточную информацию о месте ивремени их проведения.

Необходимозаранее продумать, чтобы слушанияпроходили в удобное время и в удобномдля местного населения месте и проводилисьподготовленными специалистами.

  • Желательно специально оповестить ключевых (наиболее заинтересованных) участников (органы местного самоуправления, государственные контролирующие организации, общественные организации, местных активистов-общественников). Как правило, в этом случае необходимое представительство на слушаниях будет обеспечено.
  • Желательно предварительно проконсультироваться с представителями органов местного самоуправления, непосредственно на месте осмотреть и подготовить помещение, позаботиться о транспорте для приглашённых участников, дать информацию, как воспользоваться этим транспортом.
  • Если после подачи объявления и предварительных консультаций стала очевидной недостаточность предварительной информации о предмете слушаний, её необходимо предоставить. Возможно следует дополнительно дать статью в местной газете или развесить в общественных местах дополнительные схемы, пояснения о планируемой деятельности. Это позволит в дальнейшем избежать недоверия и предвзятого отношения к организатору слушаний.
  • Следует специально сосредоточить внимание на тех вопросах, которые в первую очередь волнуют местных жителей, а это, прежде всего, экологические и социальные последствия деятельности, занятость местного населения, количество новых рабочих мест, заработная плата работников, условия труда и быта, социальная поддержка населения и т.д.
  • Чем больше простой и понятной информации будет предоставлено местному населению при подготовке слушаний, тем вероятнее добиться заинтересованного участия местного населения и получить поддержку проекта намечаемой хозяйственной деятельности.

Организацияи проведение слушаний

Инициаторами организаторам нельзя опаздывать наобщественные слушания. Пословица«Точность – вежливость королей» вданном случае является одним изнеобходимых условий создания доверительныхотношений между организаторами слушанийи их участниками.

Неменее важным является предоставлениенеобходимой дополнительной информациидля участников слушаний в удобной дляних форме.

  • В помещении для слушаний желательно заранее разместить подробную информацию о проекте намечаемой деятельности в виде таблиц, схем, фотографий, карт, кратких пояснений к ним.
  • Если в период подготовки возникли вопросы, замечания и пожелания по намечаемой деятельности, то по ним тоже желательно дать информацию в помещении для слушаний.
  • Если проводилась экспертиза проекта, то на слушания желательно пригласить экспертов и сделать краткое резюме их отчёта.
  • Не следует пренебрегать такими мелочами, как удобный и вместительный зал, достаточное освещение, удобство размещения участников, наличие гардероба или специального места для размещения одежды, наличие туалета.

Необходимопостоянно помнить, что на слушанияпришли заинтересованные люди, иорганизаторы должны удовлетворить ихинтерес. Поэтому необходимо позаботитьсяо наглядности и простоте подачиинформации, об использовании специальногодемонстрационного оборудования(диапроектор, слайд-проектор и т.п.),позволяющего доступно продемонстрироватьважную информацию (карты, схемы, фото ит. д.)

Организатордолжен помнить, что от доверия слушателейзависит успех мероприятия. Поэтому неследует использовать много специальныхтерминов, непонятных простым людям.Следует показать собравшимсязаинтересованность в их мнении.

  • Важными организационными аспектами проведения слушаний являются:
    1. Подготовленный и знающий ведущий;
    2. Заранее оговоренный регламент (продолжительность доклада, вопросов и выступлений, обозначенный итог слушаний);
    3. Правильное оформление списка участников с указанием ФИО, места жительства, представляемой организации;
    4. Грамотное и точное протоколирование слушаний.
  • Одним из ключевых моментов слушаний является простое и доступное изложение проекта намечаемой деятельности, поэтому специалисты, которые будут излагать проект, должны специально подготовиться, соблюдать регламент и «чувствовать аудиторию».
  • Для точного ведения протокола необходимо специально попросить представляться всех задающих вопросы и выступающих.
  • В случае возникновения разногласий и противоречий, необходимо их особо оговорить и правильно сформулировать для протокола.
  • В случае необходимости ания по отдельным вопросам, необходимо предусмотреть процедуру подсчёта .
  • По завершению обсуждения и дискуссий необходимо ещё раз озвучить итоги проведённых слушаний, даже если они не вполне удовлетворяют организаторов.

Чтобыобеспечить доверие общественности, взавершение слушаний необходимо объявить,где и когда желающие участники могутпознакомиться с протоколом слушаний,в какие организации и в какое времяпланируется направить результатыпроведённых слушаний, планируется лиих публиковать, какие возможныепоследствия для намечаемого проектамогут возникнуть после проведенияслушаний.

Возможныеошибки при организацииобщественных слушаний

Состороны организатора слушаний:

  • Отсутствие или неправильная регистрация участников;
  • Не оговоренный до начала слушаний регламент (порядок) их проведения, (превращение собрания в разговор обо всём и ни о чём);
  • Слабо подготовленный ведущий, не объясняющий порядка проведения слушаний, темы и цели обсуждения, слабо «чувствующий» аудиторию (главная задача ведущего (председателя) не отвечать на все вопросы, а дать выступить всем желающим в рамках заранее оговоренного времени и регламента выступлений, следить за порядком в аудитории, строго следовать установленной теме обсуждения, не отвлекаясь на детали, чётко зафиксировать итоги обсуждения);
  • Отсутствие или неправильное ведение протокола слушаний (без записи ФИО выступающих, задающих вопросы, высказывающих замечания и комментарии);
  • Завершение слушаний без фиксации достигнутых результатов, договорённостей, итогов.

Состороны инициатора намечаемойхозяйственной деятельности (предприятияили предпринимателя):

  • Скучный, затянутый, насыщенный специальными малопонятными терминами доклад о проекте намечаемой деятельности без наглядных схем, карт, иллюстраций. (Человек способен внимательно воспринимать и анализировать информацию не более 15—20 мин. На слух воспринимается не более 3—5 цифр. Графики или диаграммы воспринимаются на порядок лучше, чем цифровые таблицы. На одной диаграмме не должно быть более 4 показателей и не более 20 слов в пояснениях);
  • Фиксация только на «конфликтных» аспектах проекта или на «конфликтных» участниках слушаний, задающих одни и те же вопросы (этого можно избежать, если ведущий заранее объявит, что один участник может задавать, например, не более 3-х вопросов и выступать не более 1 раза);
  • Неприятие альтернативных точек зрения, неуважение к оппонентам;
  • Раздача необоснованных обещаний в попытках «задобрить» аудиторию.

Состороны общественности (местногонаселения):

  • Неготовность к обсуждению предлагаемого проекта (чаще всего местное население только во время слушаний узнаёт о сути и деталях проекта, поэтому не может сразу осознать возможные последствия его реализации и выступает в качестве пассивной стороны, согласной с предложениями инициатора, а не в качестве активного участника, защищающего свои интересы)
  • Фиксация на кратковременных целях, а не на долговременных интересах местного населения (например, при обсуждении проекта аренды лесного фонда на срок 49 лет вопросы касаются главным образом новых рабочих мест, зарплаты, инфраструктуры поселков, а не неистощимости лесных ресурсов, обеспечения лесовосстановления на вырубаемых площадях, сохранения важных для местного населения участков леса);
  • Обсуждение только предлагаемого инициатором проекта варианта деятельности (отсутствие возможных альтернативных предложений реализации проекта);
  • Ориентация на красивые обещания, а не на суть обсуждаемого проекта и его возможные последствия.

Ст.17 Устава города Сочи: публичные слушания

1.Для обсуждения проектов муниципальныхправовых актов по вопросам местногозначения с участием жителей города СочиГлавой города Сочи, Городским СобраниемСочи могут проводиться публичныеслушания.

2.Публичные слушания проводятся поинициативе населения, Главы городаСочи, Городского Собрания Сочи.

Публичныеслушания, проводимые по инициативенаселения или Городского Собрания Сочи,назначаются Городским Собранием Сочи,а по инициативе Главы города — Главойгорода Сочи.

3.Решение Городского Собрания Сочи,нормативный правовой акт Главы городаСочи о проведении публичных слушанийдолжны быть опубликованы в средствахмассовой информации не менее чем задесять дней до начала проведенияслушаний.

4.На публичные слушания выносятся вобязательном порядке:

1)проект Устава города Сочи, а также проектрешения Городского Собрания Сочи овнесении изменений и дополнений в устав;кроме случаев, когда изменения в уставвносятся исключительно в целях приведениязакрепляемых в уставе вопросов местногозначения и полномочий по их решению всоответствие с Конституцией РФ,федеральными законами;

2)проект местного бюджета и отчета о егоисполнении;

3)проекты планов и программ развитиямуниципального образования город-курортСочи, проекты правил землепользованияи застройки, проекты планировки территориии проекты межевания территории, а такжевопросы предоставления разрешений наусловно разрешенный вид использованияземельных участков и объектов капитальногостроительства, вопросы отклонения отпредельных параметров разрешенногостроительства, реконструкции объектовкапитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенногоиспользования земельных участков иобъектов капитального строительствана другой вид такого использования приотсутствии утвержденных правилземлепользования и застройки.

4)вопросы о преобразовании города Сочи.

5.Порядок организации и проведенияпубличных слушаний определяетсяположением о публичных слушаниях,утверждаемым Городским Собранием Сочи.

6.Итоги обсуждения и принятое по итогампубличных слушаний постановлениепубликуются в средствах массовойинформации.

Источник: https://works.doklad.ru/view/0Ms4x9W4pbQ.html

Порядок проведения общественных слушаний при проведении ОВОС

Порядок проведения общественных слушаний.:  Схема проведения общественные слушания включает следующие

Общественные слушания – одна из форм общественного участия в решении вопросов природопользования.

В процессе слушаний инициаторы хозяйственной деятельности объясняют свои намерения, обосновывают предполагаемый проект деятельности и дают возможность заинтересованным участникам высказать замечания или предложить изменения по этому проекту.

Проведение общественных слушаний возможно по любому проекту, затрагивающему интересы общества, и обязательно в тех случаях, когда требуется государственная экологическая экспертиза предлагаемого проекта хозяйственной деятельности.

Общественные слушания максимально эффективны, когда высказываются точки зрения всех заинтересованных групп, и когда обсуждение проходит в обстановке взаимного доверия. Участниками общественных слушаний являются заказчик (инициатор хозяйственной деятельности), органы исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованная общественность, интересы которой могут быть прямо или косвенно затронуты намечаемой хозяйственной деятельностью.

Таким образом, общественные обсуждения — это комплекс мероприятий, проводимых в рамках ОВОС, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии Заказчика и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).

Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений, в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду, намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается Заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Тема общественного участия в принятии экологически значимых решений в России дискутируется давно. Поборники этого участия указывают на экологические и социально — экономические преимущества своевременного вовлечения общественности в этот процесс. Своевременный компромисс может избавить от продолжительных и дорогих споров.

Кроме того, местная общественность может подчас точнее, чем «внешний» инвестор, выявить экологические проблемы или найти благоприятные альтернативы, связанные с проектом. Это обстоятельство особенно важно для такой большой страны, как Россия. Нельзя недооценивать и важность для России усиления роли общественного контроля за действиями инвесторов.

Среди факторов, определяющих процесс и результаты участия общественности в процедурах экологической оценки проектов, можно назвать: использование институциональных и иных формучастия (пикетов, митингов, других форм); зрелость и опытность общественности; культуру и сложившуюся практику действий власти и хозяйственников; правовые возможности общественности и властей; качество и доступность информации об объекте/проекте.

Обязательность участия общественности в рассмотрении проектов предусмотрено ФЗ «Об экологической экспертизе», а порядок проведения регламентирован п.5. приказа Госкомэкологии №372 от 2000 года.

В соответствии с положением заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:

— применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

— достоверности представленных результатов ОВОС;

— полноты и достаточности, предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

Права и обязанности участников общественных слушаний. Заказчик (инициатор намечаемой хозяйственной деятельности):

— отвечает за проект в целом и за все стадии его подготовки;

— предоставляет необходимую информацию заинтересованным сторонам;

— отвечает на их вопросы (в порядке, установленном действующей нормативной базой);

— оплачивает расходы, связанные с организацией и проведением общественных слушаний; — реализовать права и учесть законные интересы граждан, связанные с принятием решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности.

Органы местного самоуправления:

— организуют общественные слушания;

— координируют их проведение;

— принимают решения (в пределах своей компетенции), связанные с реализацией намечаемой хозяйственной деятельности.

Органы исполнительной власти предоставляют информацию о состоянии окружающей среды (в пределах своей компетенции) по запросам заинтересованных сторон.

Общественность имеет право:

— получать достоверную информацию об экологических и социальных аспектах намечаемой деятельности;

— участвовать в обсуждении проекта намечаемой деятельности;

— вносить аргументированные предложения по намечаемой деятельности, в том числе об ее проведении по альтернативному варианту

Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:

— на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;

— на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.

При подготовке к общественным слушаниям необходимо заблаговременно (за месяц до их начала) дать подробную и достаточную информацию о месте и времени их проведения. Необходимо заранее продумать, чтобы слушания проходили в удобное время и в удобном для местного населения месте и проводились подготовленными специалистами.

Предметом общественных слушаний о возможных экологических, социальных и экономических последствиях хозяйственной деятельности, планируемой или осуществляемой на территории муниципального образования, является предпроектная и проектная документация, а также материалы всех других этапов хозяйственной деятельности (документы, результаты проверок и др.).

В том случае, если документация содержит конфиденциальные сведения, субъект хозяйственной деятельности готовит для проведения общественных слушаний отдельный документ (доклад), содержащий материалы оценки 12 воздействия на окружающую среду в объеме, достаточном для экспертного анализа этих материалов, и не содержащий конфиденциальной информации.

Важным элементом общественных слушаний является, документирование результатов общественных слушаний. Основными итоговыми документами общественных слушаний являются:

— протокол общественных слушаний;

— список поступивших вопросов и замечаний и ответы на них;

— список предложений субъекту хозяйственной деятельности по изменению планируемой или осуществляемой деятельности.

Итоговые документы общественных слушаний обязательны к рассмотрению:

— органами местного самоуправления;

— субъектом хозяйственной деятельности.

Итоговые документы общественных слушаний могут быть направлены в федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие управление природными ресурсами для принятия решений с учетом общественного мнения.

Рекомендуется публикация итоговых документов общественных слушаний в средствах массовой информации.

Финансирование общественных слушаний об экологических, социальных и экономических последствиях планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности осуществляется за счет:

— инициатора;

— субъекта хозяйственной деятельности;

— общественного объединения;

— органов местного самоуправления.

Требования Европейского банка реконструкции и развития к проведению ОВОС

Процедура ОВОС, используемая Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и называемая анализом экологического воздействия (АЭВ), является одним из важнейших видов экологических предусмотренных ЕБРР в качестве обязательных требований для получения займа.

Проведение экологических исследований обеспечивается заказчиком проекта намечаемой деятельности в соответствии с правилами ЕБРР по выполнению АЭВ для получения достаточного объема информации, которая позволит Совету директоров банка принять решение о возможности финансирования проекта.

Отдельные положения методологии ОВОС ЕБРР используются в методике проведения ОВОС в Германии и Бразилии. Требования процедуры проведения АЭВ ЕБРР близки к требованиям российской процедуры ОВОС.

АЭВ выполняется при реализации проектов строительства, масштабного расширения или конверсии ввиду их потенциальной экологической опасности, а также других типов проектов, которые могут оказать негативное воздействие на охраняемые или уязвимые территории (национальные парки, другие заповедники национального или регионального значения, включая районы, представляющие археологический интерес; районы, имеющие значение для этнических групп; районы, подверженные эрозии и/или опустыниванию; заболоченные территории и т.д.).

АЭВ состоит из нескольких этапов.

1) Этап определения характера деятельности (утверждения концепции проекта).

На данном этапе заказчик проекта представляет в ЕБРР исходные данные о проекте, информацию о предварительных экологических исследованиях и величине вероятности того, что проект окажет серьезное негативное воздействие на состояние ОПС.

Указанные сведения включаются в Меморандум об утверждении концепции проекта и определяют детальность необходимых дальнейших экологических исследований.

2) Этап определения необходимости АЭВ, на котором принимается решение о необходимости выполнения АЭВ и/или какого-либо другого вида экологической оценки (по результатам проведения данного этапа составляется Меморандум об определении необходимости АЭВ).

3) Этап определения объема АЭВ, в ходе проведения которого определяются и согласуются всеми заинтересованными сторонами вопросы, которые необходимо рассмотреть в ходе экологических исследований (в том числе: анализ состояния окружающей среды и определение недостающих исходных данных; содержание экологических исследований – рассмотрение потенциальных экологических, социальных, культурных последствий реализации проекта и мероприятий по их смягчению; анализ предлагаемой программы мониторинга; содержание предполагаемого АЭВ с указанием рассматриваемых проблем, проведенных исследований; график предлагаемого Плана общественного участия и распространения информации; подготовка Протокола, включающего техническое задание на выполнение АЭВ). На данном этапе заказчиком проекта выполняется анализ эколого-экономического воздействия, результаты которого представляются в рамках Отчета по АЭВ, а также заказчиком проекта и банком обсуждаются условия предоставления финансовых средств, включающие требования, определенные в результате проведения экологической оценки (ЭО): условия, обязательства, требования к мониторингу и отчетности, связанные с охраной окружающей среды.

4) Экологическая проверка проекта (основывающаяся на результатах АЭВ и/или других экологических исследований, результатах консультаций с общественностью, а также проверок объектов, которые могут проводить специалисты-экологи банка, по результатам которой оформляется Акт экологической проверки (АЭП). Меморандум о заключительном рассмотрении (МЗР), содержащий краткий вариант АЭП, вместе с АЭП представляется на рассмотрение Комитета банка по финансовым операциям. Окончательное решение относительно намечаемого к реализации проекта принимается во время утверждения Советом директоров ЕБРР. При этом во время окончательного рассмотрения проект может быть отклонен в случае, если он связан со значительными экологическими рисками или если проектной документацией не предусмотрено в достаточной мере решение экологических проблем.

Между процедурами определения объема ЭО, предусмотренными российским законодательством и правилами ЕБРР и ЕС, не наблюдается существенных различий. Все они предусматривают осуществ­ление следующих обязательных мероприятий:

1) подготовка исходной информации о намечаемой деятельности, включая местоположение и опи­сание проекта, с определением действия на состояние окружающей среды, которое может оказать намечаемая деятельность;

2) изучение ранее собранных данных;

3) определение пробелов в исходных данных;

4) информирование общественности о намечаемой деятельности;

5) подготовка к общественным слушаниям;

6) проведение общественных слушаний;

7) подготовка отчета о результатах общественных слушаний;

8) разработка технического задания на выполнение экологической оценки.

Отчет по АЭВ (и российский том ОВОС) должен готовиться в соответствии с Техническим заданием, подготовленным на этапе определения объема АЭВ. Типовое содержание и формат Отчета по АЭВ и раздела по ОВОС немного различны.

Но так как структура отчётов определяется индивидуально с уче­том специфики каждого конкретного проекта, чтобы обеспечить оптимальный подход к анализу эколо­гических вопросов, различия в типовом содержании не играют серьезной роли. Тем не менее, различия в практике подготовки отчетов по ОВОС имеют важное, значение.

Так, не все российские проекты разрабатываются при участии общественности по той простой причине, что про­цедура ее участия из-за низкой экологической культуры чиновников, проектантов и населения недоста­точно развита и иногда полностью игнорируется.

Окончательное решение в отношении намечаемой деятель­ности является заключительным этапом процедуры проведения АЭВ в соответствии с требованиями ЕБРР. По российскому законодательству это решение принимается при проведении ГЭЭ, которая сле­дует за ОВОС. Это, российский процесс ЭО является более бюрократизированным и требующим больше вре­мени, документации и труда.

В соответствии с требованиями ЕБРР должны соблю­даться все установленные требования в части проведения общественных слушаний, действующие в стране проекта. Помимо этого заказчики должны следовать инструкциям Банка относительно участия общественно­сти и распространения информации.

Это подразумевает, что между российскими процедурами и про­цедурами ЕБРР исключаются, какие бы то ни было противоречия.

При выявлении на любом из этапов сооружения объектов дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия, государственный орган, принявший решение об их сооружении, обязан отменить принятое им решение: или прекратить, или приостановить сооружение.

Источник: https://cyberpedia.su/9x74f3.html

Правила проведения общественных слушаний

Порядок проведения общественных слушаний.:  Схема проведения общественные слушания включает следующие

Утверждены         приказом Министра охраны  окружающей среды     Республики Казахстан  

от 7 мая 2007 года № 135-п

Правила проведения общественных слушаний

1. Общие положения

      1.

Настоящие Правила проведения общественных слушаний (далее – Правила) разработаны в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок проведения общественных слушаний с целью обсуждения проектов, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан, а также планов мероприятий по охране окружающей среды, разработанных для объектов I и II категории для получения разрешений на эмиссии в окружающую среду (далее – проекты планов).       2. Правила основаны на принципах обеспечения конституционных прав граждан и общественных организаций Республики Казахстан на своевременное получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды и участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений.       3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:       1) общественность – одно или более чем одно физическое или юридическое лицо, их ассоциации, организации или группы, общественные объединения;       2) заинтересованная общественность – общественность, интересы которой затрагиваются или могут затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе;       3) общественные слушания – одна из форм реализации прав общественности на участие в процессе принятия государственных и управленческих решений посредством проведения открытых собраний для публичного обсуждения экологически значимых решений в соответствии с требованиями Экологического кодекса Республики Казахстан и других законодательных актов, которыми предусмотрено обязательное проведение общественных обсуждений;       4) заказчик – инициатор намечаемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности;       5) проект плана мероприятий по охране окружающей среды – документ, содержащий комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества;       6) проект, реализация которого может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан – предпроектная и проектная документация намечаемой хозяйственной деятельности с материалами оценки воздействия на окружающую среду (далее – проект).       4. На общественные слушания представляются материалы оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) предпроектных и проектных материалов намечаемой хозяйственной деятельности, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду и здоровье человека с учетом одного из трех (или в совокупности) параметров, а именно: размера, периода и интенсивности воздействия.       5. Общественные слушания предполагают равные для всех права высказать свое аргументированное мнение по обсуждаемому вопросу на основе изучения документальной информации, имеющей отношение к обсуждаемому вопросу и не содержащей конфиденциальных сведений.       6. Участниками общественных слушаний являются:       1) заинтересованная общественность;       2) общественные и неправительственные организации и объединения;       3) местные исполнительные и представительные органы, государственные органы, к компетенции которых относится принятие обсуждаемых решений;       4) средства массовой информации (далее – СМИ).       7. Общественные слушания по обсуждению проектов и (или) проектов планов организует местный исполнительный орган (на территории которого планируется проведение работ).       8. Заказчик предварительно согласовывает с местными исполнительными органами (на территории которого планируется проведение работ) время и место проведения общественных слушаний и публикует объявление в СМИ о проведении общественных слушаний. Публикация объявления осуществляется на государственном и русском языках не позднее чем за двадцать календарных дней до проведения общественных слушаний.       Объявление также размещается на Интернет-ресурсе местных исполнительных органов.       Заказчик использует дополнительно и другие способы информирования общественности (информационные листки, стенды, индивидуальные уведомления).       9. В объявлении указывается:       1) день, время и место общественного слушания;        2) проект или проект плана, выносимый на общественные слушания;       3) адрес места, где представители общественности могут ознакомиться с материалами проектов в бумажном виде;       4) адрес Интернет-ресурса, где размещены материалы в электронном виде;       5) в случае отсутствия Интернет-ресурса указывается адрес электронной почты, где можно запросить материалы в электронном виде;       6) адрес электронной почты, где принимаются замечания и предложения.

      10. Начиная с даты официального объявления об организации общественных слушаний по проектам, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан и (или) проектов планов Заказчик обеспечивает доступ представителей общественности к вышеуказанным проектам, осуществляет прием и регистрацию замечаний и предложений в бумажном или электронном виде.

2. Порядок проведения общественных слушаний

      11. Общественные слушания проводятся с участием местных исполнительных органов и территориальных подразделений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.       12. В день общественных слушаний в назначенное время и в назначенном месте проводится регистрация участников слушаний (15 — 30 минут перед началом слушаний).       13.

Общественные слушания открывает представитель местного исполнительного органа.       Большинством участников утверждается повестка дня, регламент, избираются председатель и секретарь.       14. Заслушиваются доклады представителей Заказчика о проектах и (или) проектов планов.

      В докладах должна содержаться информация:       о характере возможных решений или проект решения по проектам, вынесенным на общественные слушания;        о государственных органах, ответственных за принятие решения по выносимому на общественные слушания проекту, либо рассматривающих план мероприятий по охране окружающей среды в рамках процедуры выдачи разрешений на эмиссии;       об охвате данного вида деятельности национальной или трансграничной процедурой оценки воздействия на окружающую среду.       15. На слушаниях высказываются все желающие согласно установленного регламента и задают вопросы докладчикам. Докладчики отвечают на вопросы представителей общественности.       16. Заказчик организовывает запись и сбор докладов, вопросов, ответов и выступлений. При выполнении аудио и видеозаписей официальными представителями СМИ все участники общественных слушаний ставятся в известность.       17. Результаты общественных слушаний оформляются протоколом общественных слушаний по проекту и (или) проекту плана (далее – Протокол общественных слушаний), который подписывается председателем и секретарем. Один экземпляр Протокола общественных слушаний по результатам проектов передается в местные исполнительные органы, по проектам планов – в орган выдающий разрешение, в соответствии с пунктом 3 статьи 71 Экологического кодекса Республики Казахстан.       Протокол общественных слушаний составляется по форме согласно Приложению к настоящим Правилам.       18. Протокол общественных слушаний публикуется на Интернет-ресурсе местного исполнительного органа в срок не позднее пяти рабочих дней после дня проведения общественных слушаний.        19. Общественность, принявшая участие в общественных слушаниях, дает свои предложения и замечания (при их наличии) по содержанию Протокола общественных слушаний в течение семи календарных дней со дня его опубликования, направив их в местный исполнительный орган, организовавший общественные слушания.        Обращение общественности рассматривается в соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».       20. На основании обращения общественности местный исполнительный орган вносит соответствующие поправки в Протокол общественных слушаний, либо отклоняет с указанием причин отклонения.       Протокол общественных слушаний с учетом предложений и замечаний подлежит опубликованию в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил.       21. В случае несогласия с результатами рассмотрения обращения общественность в течение десяти календарных дней со дня получения ответа местного исполнительного органа обращается в суд в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.       22. Заказчик проводит анализ результатов общественных слушаний и принимает решение о доработке проектов и (или) проектов планов мероприятий по охране окружающей среды с учетом общественного мнения.       23. Общественные слушания считаются состоявшимися при участии заинтересованной общественности, пришедших в назначенное время и место.

      24. В случае, если общественные слушания признаны несостоявшимися, заказчик проводит общественные слушания повторно в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами. При публикации объявления в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил указывается о повторном проведении общественных слушаний, а объявление публикуется не позднее, чем за десять календарных дней до проведения повторных общественных слушаний.

Приложение      к Правилам проведения

общественных слушаний

Форма           

              Протокол общественных слушаний по проекту
      и (или) проекту плана ______________________________________

      Дата проведения: ____________________________ 
      Место проведения: ___________________________

      Общественные слушания организованы
____________________________________ (местный исполнительный орган).

      Информация о проведении общественных слушаний доведена до сведения общественности посредством:_________________________________ (указание использованных средств информирования, например, названия

СМИ и даты публикации)

      Участвовали: __________________________________________________ (указание всех участников либо основных категорий участников с

предоставлением полного списка в качестве приложения к протоколу)

      Повестка дня общественных слушаний: ___________________________
(основные пункты повестки и предусмотренные для них временные рамки)

      Выступили: ___________________________________________________ (перечень выступавших, тематики и основной сути их докладов и выступлений, при наличии текстов докладов и выступлений, включение их

в качестве приложения к протоколу).

      Вопросы, предложения и замечания представителей общественности: __________________________________________________________________ (изложение вопросов и ответов, предложений и замечаний с указанием лиц и представляемой ими организации или целевой группы; при предоставлении объемных письменных предложений и замечаний включение

их в качестве приложения к протоколу)

      Основные выводы по итогам обсуждения: _______________________ (наличие (отсутствие) предложений и замечаний, требующих учета и то, как они будут учтены; наличие (отсутствие) принципиальных разногласий и то, как будет организована дальнейшая работа по учету общественного

мнения).

      Председатель общественных слушаний:____________________________ __________(Фамилия, имя и отчество (при наличии), подпись) Секретарь общественных слушаний _____________________________________

__________ (Фамилия, имя и отчество (при наличии), подпись)

Источник: https://satpaev.gov.kz/ru/gorod_3_2_4

Рекомендации по проведению общественных слушаний (стр. 1 из 2)

Порядок проведения общественных слушаний.:  Схема проведения общественные слушания включает следующие

Рекомендации по проведению общественных слушаний

Что такое общественные слушания?

Общественные слушания – одна из форм общественного участия в решении вопросов местного значения. В процессе слушаний инициаторы хозяйственной деятельности объясняют свои намерения, обосновывают предполагаемый проект деятельности и дают возможность заинтересованным участникам высказать замечания или предложить изменения по этому проекту.

Проведение общественных слушаний возможно по любому проекту, затрагивающему интересы общества, и обязательно в тех случаях, когда требуется государственная экологическая экспертиза предлагаемого проекта хозяйственной деятельности. Общественные слушания максимально эффективны, когда высказываются точки зрения всех заинтересованных групп, и когда обсуждение проходит в обстановке взаимного доверия.

Участниками общественных слушаний являются заказчик (инициатор хозяйственной деятельности), органы исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованная общественность, интересы которой могут быть прямо или косвенно затронуты намечаемой хозяйственной деятельностью.

Права и обязанности участников общественных слушаний

Заказчик (инициатор намечаемой хозяйственной деятельности):

  • отвечает за проект в целом и за все стадии его подготовки;
  • предоставляет необходимую информацию заинтересованным сторонам;
  • отвечает на их вопросы (в порядке, установленном действующей нормативной базой);
  • оплачивает расходы, связанные с организацией и проведением общественных слушаний;
  • обязан реализовать права и учесть законные интересы граждан, связанные с принятием решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности.

Органы местного самоуправления:

  • организуют общественные слушания;
  • координируют их проведение;
  • принимают решения (в пределах своей компетенции), связанные с реализацией намечаемой хозяйственной деятельности.

Органы исполнительной власти:

    предоставляют информацию о состоянии окружающей среды (в пределах своей компетенции) по запросам заинтересованных сторон.

Общественность имеет право:

  • получать достоверную информацию об экологических и социальных аспектах намечаемой деятельности;
  • участвовать в обсуждении проекта намечаемой деятельности;
  • вносить аргументированные предложения по намечаемой деятельности, в том числе о её проведении по альтернативному варианту

Все участники общественных слушаний несут правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Что такое общественное участие?

Участие общественности (местного населения) определяется правом людей участвовать в принятии решений, которые связаны с их жизнью, то есть это процесс, посредством которого люди могут влиять на принятие решений.

Можно выделить три принципа участия общественности:

  • принцип доступа к информации;
  • принцип доступа к принятию решений;
  • принцип доступа к правосудию (право обжаловать решения).

Общие принципы организации и проведения слушаний

  • Чёткое определение и фиксация темы и цели обсуждения;
  • Выявление всех заинтересованных сторон;
  • Предварительное распространение информации о проблеме (проекте);
  • Обеспечение доступа к документированной информации по проблеме (проекту);
  • Обязательное составление итоговых документов – протокола общественных слушаний и рекомендаций для официальных структур, принимающих решение. Итоговые документы должны не только отразить согласие участвующих сторон, но и зафиксировать разногласия.

Что важно учесть сторонам?

Органам местного самоуправления или другим субъектам, организующим слушания:

  • Рассматривать общественность как своего союзника, а не группу скандалистов.
  • Уважать представителей местного населения. Не считать их малограмотными специалистами, не умеющими конструктивно мыслить.
  • Работать открыто, гибко, избегать конфликтных ситуаций.

Предприятию или предпринимателю (инициатору намечаемой хозяйственной деятельности):

  • Быть открытым для альтернативных предложений.
  • Быть готовым к компромиссам.
  • Уважать оппонента.

Общественности:

  • Знать свои права на участие в процессе принятия решений, определённые законом.
  • Понимать, что права на участие в принятии решений предполагают и ответственность за принимаемое решение.

Что необходимо сделать для успешного проведения общественных слушаний?

Общественности:

  • Предварительно ознакомиться с информацией о намечаемой хозяйственной деятельности, при необходимости – с документами по проекту хозяйственной деятельности.
  • Если необходимо дать квалифицированную прогнозную оценку намечаемой хозяйственной деятельности, обратиться к экспертам.
  • При необходимости более полного выявления общественного мнения о намечаемой хозяйственной деятельности организовать и провести опрос местного населения.
  • Заранее подготовить свои обоснованные предложения (изменения) в проект.
  • Поскольку слушания имеют рекомендательный характер (то есть они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразней обсуждать и записать в итоговом документе следующее:

1. Какое влияние окажет реализация проекта на социальную ситуацию в населённом пункте.

2. Какое влияние намечаемая деятельность окажет на экологическую ситуацию.

3. Какое влияние намечаемая деятельность окажет на экономическую ситуацию.

4. Замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности.

Как успешно провести общественные слушания

Успех и результативность общественных слушаний для всех участников во многом зависят от того, насколько они:

  • правильно подготовлены;
  • грамотно проведены;
  • логично завершены.

Формально организованные общественные слушания, как правило, не приносят желаемого результата ни их организаторам, ни их участникам.

Правильное определение и разъяснение предмета обсуждения

Часто организатор общественных слушаний даёт лишь короткое объявление об их проведении, не разъясняя суть рассматриваемого проекта (намерений). Такое объявление обычно малопонятно местным жителям, поэтому они и не приходят в назначенное время и место.

  • Например, объявление о проведении слушаний по поводу конкурса по передаче в аренду участка лесного фонда с перечислением номеров кварталов ничего не говорит местным жителям о том, что вблизи их деревни какая-то компания планирует проводить рубки леса. Казённые слова «конкурс», «аренда» и «лесной фонд» необходимо пояснить простым языком, понятным не только специалистам, но и просто грамотному человеку.
  • Номера лесных кварталов, передаваемых в аренду, также несут мало полезной информации для местного жителя. Простая карта-схема территории, на которой собирается работать лесная компания, с указанием ближайших дорог, речек и населённых пунктов гораздо понятнее и важнее и охотнику, и рыбаку, и местным жителям, собирающим грибы и ягоды в лесах, и школьникам, изучающим экологию и природу родного края.
  • Полезно сообщить, какая технология планируется к применению, какие экономические и экологические последствия она может принести, какие выгоды от проекта получит местное население.
  • Если возможны неблагоприятные последствия, какие меры предусмотрены проектом для их предотвращения (уменьшения). Нет смысла утаивать эту информацию: чем раньше и полнее общественность узнает о ней, тем меньше будет конфликтов.

Соблюдение процедуры и регламента

Часто инициаторы и организаторы общественных слушаний не уделяют достаточного внимания установленным процедурам их проведения (заблаговременное оповещение участников, удобные для них место и время проведения, ведение протокола и т.д.

), а это значит, что в случае их нарушения любой желающий может в дальнейшем оспорить результаты слушаний. Поэтому при подготовке к общественным слушаниям необходимо заблаговременно (за месяц до их начала) дать подробную и достаточную информацию о месте и времени их проведения.

Необходимо заранее продумать, чтобы слушания проходили в удобное время и в удобном для местного населения месте и проводились подготовленными специалистами.

  • Желательно специально оповестить ключевых (наиболее заинтересованных) участников (органы местного самоуправления, государственные контролирующие организации, общественные организации, местных активистов-общественников). Как правило, в этом случае необходимое представительство на слушаниях будет обеспечено.
  • Желательно предварительно проконсультироваться с представителями органов местного самоуправления, непосредственно на месте осмотреть и подготовить помещение, позаботиться о транспорте для приглашённых участников, дать информацию, как воспользоваться этим транспортом.
  • Если после подачи объявления и предварительных консультаций стала очевидной недостаточность предварительной информации о предмете слушаний, её необходимо предоставить. Возможно следует дополнительно дать статью в местной газете или развесить в общественных местах дополнительные схемы, пояснения о планируемой деятельности. Это позволит в дальнейшем избежать недоверия и предвзятого отношения к организатору слушаний.
  • Следует специально сосредоточить внимание на тех вопросах, которые в первую очередь волнуют местных жителей, а это, прежде всего, экологические и социальные последствия деятельности, занятость местного населения, количество новых рабочих мест, заработная плата работников, условия труда и быта, социальная поддержка населения и т.д.
  • Чем больше простой и понятной информации будет предоставлено местному населению при подготовке слушаний, тем вероятнее добиться заинтересованного участия местного населения и получить поддержку проекта намечаемой хозяйственной деятельности.

Организация и проведение слушаний

Источник: https://mirznanii.com/a/43207/rekomendatsii-po-provedeniyu-obshchestvennykh-slushaniy

Scicenter1
Добавить комментарий