Постклассическая европейская философия включала в себя не только

Конспект 1. Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии

Постклассическая европейская философия включала в себя не только

Учебная литература:

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: Учеб.-метод. комплекс для студентов фак. философии и социальных наук спец. 1-21 02 01 «Философия» / В.В. Анохина. Мн.: БГУ, 2006. – 231 с. Философия в современном мире: Учеб.-метод. комплекс: учеб.

пособие для студентов гуманитарных и естественнонауч. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А.И. Зеленков, И.А. Медведева, Е.И. Янчук; Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. – 215 с. Философия. Учебник / Под ред. В.Д.

Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 828 с. Философия: Учеб.-метод. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ/ А.И. Зеленков, В.В. Анохина, А.П. Ждановский [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003. – 335 с.

Дополнительная литература:

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М.,. 1992. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч.: В 6. т. Т. 1. М., 2000. Жильсон Э. Введение в философию Фомы Аквинского // Избранное Т. 1. Спб., 2000. Конт О. Дух позитивной философии. Спб., 2001. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Маркс К.

, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1990. Пирс Ч. Закрепление верованием. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Мн., 1998. Фейербах Л.

Сущность христианства // Избранные философские произведения. М., 1955. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992. Юнг К.-Г.

Коллективное бессознательное. М., 1995.

Опорный конспект:

Классика и современность в развитии европейской философии. Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования

Современная западная философия являет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, репрезенти­рующих противоречивую динамику философского сознания на протя­жении последней трети XIX-XX вв. Конституирование современного этапа в эволюции европейской философии как относительно автоном­ной интеллектуальной традиции связано с осмыслением ее принципи­альной постклассичности, критикой и отрицанием важнейших парадигмальных оснований классической философии.

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середи­ны XIX в. до настоящего момента).

Под классической философией имеет­ся в виду европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние фило­софии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления.

Неоклассическая фило­софия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм).

Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской тради­цией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Под классической философией обычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентиро­ванной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности.

Гармония и упорядоченность мироустройства, а также принципиальная возможность их рациональ­ной реконструкции в картине мира рассматривались и оценивались в классической философии как ее неотъемлемые и атрибутивные харак­теристики.

Именно такое понимание базовых ориентации философии, характерное еще для Платона и Аристотеля и широко представленное в европейской философской мысли вплоть до середины XIX в., отли­чает системы философской классики.

Две эпохи в развитии европейской философии существенным обра­зом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшест­вующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля.

Несмотря на широкое разнообразие идей и методологических ори­ентаций, концептуальных моделей и мировоззренческих установок, в рамках классической философии как архетипической целостности можно с известной долей условности выделить ее базовые принципы или ориентации мышления. Среди них важнейшими являются следующие:

1) строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истин­ных субстанциальных оснований сущего как адекватного референта исследуемой реальности; 2) редукция всего многообразия духовного мира человека и форм его культурного творчества к рационально-теоретической способности мышления конструировать эксплицитные картины мира; 3) провозглашение категориально-понятийных струк­тур философии наиболее продуктивным и адекватным ее природе средством философского познания; 4) трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологи­ческой структуры процесса познания; 5) конституирование принципа тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постиже­ния объективной реальности; 6) провозглашение истины универсаль­ным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и ин­струментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д.

Классическая философия отличалась приверженно­стью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенци­ального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии бы­ло связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками радикально­го их переосмысления.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии ра­зуму, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характе­ризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Она стремится к радикальным трансформациям, касающимся развития категориального аппарата философии, осмысления регулятивов деятельности философа. Критическому переосмыслению подвергается также язык философской классики, её аналитический инструментарий.

Постклассика проявляет интенцию к новым духовным ориентациям и технологиям мышления, отражающим изменившиеся представления о социальных функциях философии, историческом призвании философствования.

Классическая философия стремилась к выработке знания, вскрывающего самые глубокие, фундаментальные основания бытия.

Она претендовала на систематическую целостность, завершенность, отражающие естественную упорядоченность самого мироустройства.

В классике утверждалась идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека, когда мыслительные акты однозначно соответствуют связям и дифференциациям объектов.

Отрицая метафизику классической философии, постклассика указывает на историческую изменчивость самого бытия и отказывается строить свое содержание как систему законченного знания.

Онтологической базой философствования становится не универсальное всеобщее, а исторически развивающееся конкретное бытие. В качестве онтологического основания мира выступает уже не абсолютный дух, а «воля» (А. Шопенгауэр), «труд» (К. Маркс), «чувственность» (Л.

Фейербах), экзистенция как поток неповторимых моментов человеческой жизни (С. Кьеркегор).

Классика исходит из презумпции автономного субъекта, выделенного из окружающего мира и наделенного способностью мысленного проникновения в структуры бытия и постижения их глубинной сущности.

Выделенному из системы повседневных социально-экономических связей и зависимостей философскому субъекту приписывается способностью познания мира в ее предельно мыслимой форме.

Субъект способен к рациональному самонаблюдению, соотнесению тех или иных мыслительных содержаний с элементами чувственного опыта и структурами объективной действительности. Субъекту противостоит мир объектов, раскрывающихся перед познающим разумом и его эвристическими способностями.

Постклассическая философия стремится преодолеть субъект-объектную оппозицию. Она исходит из признания факта онтологической вовлеченности субъекта, укорененности его познавательной и практической деятельности в структурах исторической и культурной традиций вплоть до полного «растворения» субъекта в историческом бытии (идея философствования без субъекта, концепция «смерти субъекта»).

Для классики характерно стремление к объективной «вечной истине», преодолевающее на этом пути множество препятствий и, прежде всего, предрассудков, обусловленных самой природой человека, его психофизической организацией, несовершенством языка и форм общения, исторической ограниченностью любых видов практики.

Постклассика трактует знание через выявление его эффективности, практичности, утилитарности. Истина должна, прежде всего, согласовать экзистенцию с формами социальной организации, «приспособить» человека к миру.

В качестве главного инструмента познания в философской классике выступает разум. Целью познания является воспроизведение фундаментальных оснований бытия в самоорганизованных системах непротиворечивого знания.

Пафос классического философствования – это пафос системосозидания.

Связи философских понятий, конструируемых разумом, отражают системность самого бытия, а категории (случайность, необходимость, причинность, форма) наполняются объективно-онтологическим содержанием.

Постклассика расширяет поле философской рефлексии, выходя за пределы рациональных оснований бытия мира и человека. Мир не только познается. Он прежде всего переживается субъектом, изначально этому миру сопричастным.

Этим обстоятельством обусловлено появление в постклассическом философствовании новых категорий (экзистенциалов), совершенно немыслимых в контексте классического мышления: «страх», «забота», «сподручность», «заброшенность», «экзистенция».

Неудивительно, что стремящаяся к выражению такого рода опыта постклассическая мысль использует такие средства как интуиция, «вчувствование». Размывая границы между философией и наукой, мыслители обращаются к использованию различных литературных форм (эссе, афоризм, символическая поэма, пьеса).

Исторические этапы развития постклассической философии

Процесс концептуально-содержательного и те­матического оформления постклассической философии, а также карди­нальные изменения в сфере языка и стилистических особенностей фило­софствования исторически осуществлялись в несколько этапов.

Первый из них был связан с распадом гегелевской школы философ­ской классики и критическим переосмыслением задач и предмета фило­софской рефлексии. Обнаружила себя тенденция к освобождению философии от метафизики и крайнего рационализма. В этой связи следует упомянуть имена Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, К.

Маркса, усилиями которых европейская философия осуществила коренной поворот к анализу исторически конкретного бытия, отвернувшись от абстрактно-спекулятивных форм мышления. Подобного рода импульсы были усилены в творчестве Ф. Ницше, основателя «философии жизни», заменившего гегелевский абсолютный разум категорией «жизни» как бесконечного процесса мирового становления.

Тем самым он продолжил развитие философской программы А. Шопенгауэра, видевшего в основании мироздания волю.

Второй этап в становлении постклассической философии был свя­зан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамках позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.

Милль) радикально отвергались принципы метафизического и спекулятивного философствования, столь харак­терные для классических систем и концепций, с другой — обнаружи­лись ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг. XIX в. под лозунгом «Назад к Кан­ту» оформляется неокантианство.

Оно представлено двумя основны­ми философскими школами – марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Несколько ранее под лозунгом «Назад к Гегелю» начало форми­роваться уже неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э.

Кэрд – в Англии; Р. Кронер – в Герма­нии; Б. Кроче, Дж. Джентиле – в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Иппо­лит – во Франции и др.

Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии конца XIX – начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат.

написания имени Фомы Аквинского – Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Ж. Жильсон и др.

в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необ­ходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в.

Второй этап в становлении постклассической философии сущностно характеризуется интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философ­ского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений как философия жизни (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи) психоанализ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.

К середине XX столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии.

Она достигает свое­образной фазы конституирования и обоснования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствова­ния.

Важнейшими из них являются: 1) социально-критическая; 2) экзистенциально-феноменологическая; 3) аналитическая.

Разнообразие философских школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной фи­лософской мысли.

В то же время различные течения постклассической философии, как и философской классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет (эксплици­рует) и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Философское позна­ние и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.

Источник: https://fsm5.livejournal.com/820.html

Возникновение и развитие философии 20-го столетия

Постклассическая европейская философия включала в себя не только

Постклассическая европейская философия 19 – 20 вв. возникла в результате критики классической философии. До XIX в.

в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой, мир не имеет развития и истории. Прошлое и будущее точно такие же, как и настоящее.

Это полностью относится и к человеку. Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в.

Постклассическая философия не является однозначной по своему содержанию, в нее входят разные концепции и направления.

Это иррационализм (течения в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и признают основу и миропонимания чувство, интуицию, волю, созерцание, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п.

; противоположен рационализму) А. Шопенгаура и Ф. Ницше; религиозно окрашенная философия Киркегора; диалектический материализм К. Маркса; позитивизм О. Конта.

Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине XIX в.

Фридрих Ницше (1844 — 1900) мир понимал как вечное становление, вечный поток, где все возвращается «на круги своя». Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. Мир — это жизнь. Другого мира нет. В мире действует слепая воля, но «воля к жизни» на человеческом уровне проявляется как «воля к власти».

Истины нет. Познание всегда не более чем истолкование фактов, которые можно толковать как вздумается. Человек «истолковывает» мир, в котором он живет, создавая свой «маленький мир». Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии как одна из основ Идеологии Третьего рейха, однако не надо забывать, что нацисты и Гегеля, и Фихте причисляли чуть ли не к своим предшественникам.

Постклассическая европейская философия включала в себя не только иррациональные, но и мощные рациональные системы. Наиболее известны марксизм и позитивизм.

Карл Маркс (1818 — 1883) — один из величайших экономистов и социологов ХIХ в. В области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия стала значительным шагом в развитии европейской мысли. В ряде своих работ («Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «Капитал») и др.

Маркс формулирует свой метод философии как диалектико-материалистический. Он говорил о том, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий духа. Главное — не объяснить мир, а изменить его. Философия же есть духовное оружие такого изменения.

Наиболее интересны философские взгляды Маркса на общество. С точки зрения марксизма субстанцией, лежащей в основе исторического бытия и развития человека и составляющей его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства.

Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей.

В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.

Основные направления современной западной философии

Основные тенденции современного философского мышления Запада носят характер сциентизма, антропологизма, возврат к основам мистико-религиозной философии.

Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления, которые пытаются обосновать и определить направление развития человека и общества.

Появляются новые школы, учения, концепции, формирующие новое представление о человеке, его сути и взаимоотношениях с окружающей действительностью. Например, психоаналитическое направление в психологии и культурологи, объясняющее особенности психики человека (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).

Основные феноменологические концепции разработаны Э. Гуссерлем (1859 – 1938). Главные цели феноменологии – построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного через исследования человеческого сознания, так как он является источником рефлексии мира.

Философияжизни – направление, сложившееся в конце 19 века и существующее поныне. Оно начинается с философии Ф. Ницше и развивается такими известными учеными как В, Дильтей, Г. Зиммель, А, Бегрсон, О. Шпенглер. Центральное понятие данного направления – это «жизнь» как первичная реальность, находящаяся в непрерывном творческом становлении «живого».

Философская антропология как школа современной западной философии возникает в начале 20 в. У истоков этого направления стояли немецкие философы М. Шелер (1874 – 1928), Г. Плеснер (1892 – 1985), А. Гелен (1904 – 1976). Антропологизм (т. е.

стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – о человеке) присущ и учениям русских религиозных философов, таких, как Ф. Достоевский, В. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Карсавин, П. Флоренский.

Антропологизм и персонализм Достоевского носят прежде всего этический характер. Именно момент нравственного выбора является импульсом внутреннего мира человека и его духа. Постоянная и вечная дилемма добра и зла, Христа и антихриста.

Бога и дьявола – эта дилемма, от которой человеку никуда не уйти и никуда не спрятаться, даже в самых потаенных уголках своего внутреннего Я.

Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Свое наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Экзистенциализм как направление современной мысли возник в начале 20-х гг. в Германии и Франции.

Принято различать религиозный экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). В экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте.

Индивид – это личность, общество – это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к трансценденции. Неподлинное существование – это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы.

Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются несовместимыми.

Прагматизм – философия дела, действия, учение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в США. Основателями прагматизма были Ч. Пирс (1839 – 1914), У. Джеймс (1842 – 1910), Дж. Дьюи (1859 – 1957).

Западная религиозная философия обычно представляют такие философские школы, как персонализм (Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс и др.), христианский эволюционизм (П. Тейяр де Шарден), неопротестантизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гврдини, А. Швейцер и др.) Центральная проблема современной религиозной философии – проблема человека.

Философская герменевтика — учение о понимании и научном постижении сферы культуры, и шире – человеческого духа. У истоков герменевтики стоят протестанский философ 19 в. Ф. Шлеймахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и наш современник Г.Гадамер.

Аналитическая философия – это направление в западной философии 20 в., заключающий ряд теорий. Наиболее известны концепции Б. Рассела, Л. Витгенштейна, философов «Венского кружка» (Р. Карнап, М. Шлик и др.). Предметом анализа в аналитической философии стали языковые средства науки, обыденный язык и язык философии.

Философия постмодерна представлена такими мыслителями как Ж. Деррида, Ж. Батай, Р. Барт, П. Рикер, М. Фукс, Ж. Делез и др. идея – это критика разума и его возможностей, рефлективных способностей разума, его ценности.

Сциентизм (от лат. scientia – наука} – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.

Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма («революции ученых», «революции управляющих», «индустриального общества», «постиндустриального общества», «микроэлектронной революции», «технотронного общества», «информационного общества» и др.), концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Однако это влияние истолковывается им как негативное, разрушительное.

Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и др.

Антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания – религией, искусством, философией; взять под контроль ее открытия, не допуская негативных социальных последствий.

Источник: https://studopedia.net/6_106705_vozniknovenie-i-razvitie-filosofii--go-stoletiya.html

Постклассическая европейская философия ХIХ – ХХ вв

Постклассическая европейская философия включала в себя не только

Среди неклассических направлений философии этого периода – иррационализм.

Один из представителей этого направления был Артур Шопенгауэр (1788-1860), чья философия считается очень пессимистичной. Он понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы.

Жизнь, считает философ, это «плесень» на одном из «шаров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно и своим страданием. Окружающий мир незакономерен, он не подконтролен разуму и подчиняется воле, аффектам.

Воля сильнее разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями, инстинктами. Воля – центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него.

Воля – это идеальная сила и высший космический принцип, которые лежит в основе мироздания.

Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» вывел закон достаточного основания, согласно которому истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания.

Представитель другого направления иррационализма – Фридрих Ницше (1844-1900), он основал «философию жизни». Жизнь, по его мнению, — это единственная реальность, существующая для конкретного человека. Он выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой гуманизма.

Цель философии Ницше – помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля, воля к власти. Толпе Ницше противопоставил сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше – это гимн воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать. Ф.

Ницше в работе «Весерая наука» пытался очертить новую модель взаимоотношений человека и мира, где бы предпочтение отдавалось не миру, а самому человеку. Исходной точкой его размышлений стала концепция «Смерти Бога», которая означала, что христианская мораль, служившая основной для системы духовных ценностей европейской цивилизации перестала быть таковой.

Теперь необходимо переоценить ценности («Генеалогия морали», «Антихрист») и показать, что человеком управляет воля к власти. «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное страдание ко всем неудачникам и слабым — христианство» (Ф. Ницше).

Новые ценности может воспринять не обычный человек, а Сверхчеловек («Так говорил Заратустра».

Позитивизм и неопозитивизм

Субъективно-идеалистическое направление философии в ХIХ в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм – философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е.

конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического (метафизического) познания.

Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.

Основоположник позитивизма – Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель.

В работе «курс позитивной философии» он ввел термин «позитивная философия» и противопоставил ее традиционной, метафизической философии, объясняющей мир.

Конт провозгласил создание новой, позитивной науки об обществе – социологии, построенной по образцу естественных наук. Задачей социологии должно было стать не объяснение, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления путей постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул идею: «Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой».

Основу его философии раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». По Конту между материалистами и идеалистами не имеет смысла спор, т.к.

философия должна основываться только на позитивном научном знании.

Принципы позитивизма:

§ Философское знание должно быть точным и достоверным4

§ При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;

§ Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение;

§ Философия должна исследовать только факты, а не их причины;

§ Философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании;

§ Философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.

Предназначение новой философии – разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения. Конт считал их слишком умозрительными. Он сформулировал два взаимосвязанных закона:

1. «Закон трех стадий развития ума».

2. «Закон классификации наук».

В первом законе ум человеческий в своем развитии проходит три фазы: н6а первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй – апеллирует к абстрактным сущностям, на третей – наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.

https://www.youtube.com/watch?v=rfrYgwqh0Yo

Закон классификации наук выражает необходимость распределения их по степени сложности:

1. Аналитические – изучающие явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия).

2. Синтетические – объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).

3. Социология – призвана изучать социальные законы.

Продолжателем идей Конта стали английские философы – Джон Стюарт Милль(1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

Одна из заслуг позитивизма – выяснение научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии.

Позитивизм О.Конта носит название первого позитивизма.

В отличие от него, «второй позитивизм», или эмпириокритицизм (критика чистого опыта), представителями которого являлись Эрнст Мах и Рихард Авенариус, перенес центр внимания с создания системы «положительного» знания на теорию «положительного» знания. Для достижения этой цели предлагался принцип экономии мышления: необходимо устранять все абстракции, не подтверждающиеся опытным путем, из положительного, научного знания.

В ХХ в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличительной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания.

Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного знания.

Только те высказывания – «элементарные предложения», которые проходили процедуру верификации– опытной проверки на истинность, неопозитивисты признавали научными, то есть сообщающими о реально существующих фактах.

Неопозитивизм – это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления.

Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм.

В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Карл Поппер (1902-1994), Мориц Шлик (1882-1936).

Наиболее современная разновидность позитивизма – постпозитивизм. Представитель – Карл Поппер (1902-1994). Он выдвигает концепцию фальсифицируемости, или опровергаемости («Логика и рост научного знания»).

Эта концепция, по мнению Поппера, помогает решить проблему демаркации — выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, метафизическими системами — с другой. Тем самым определяется – какие высказывания наука может использовать для дальнейшей работы, а какие ей не нужны.

Внутри самой науки, по Попперу, нет окончательных оснований и она должна стремиться к фальсификации своих основоположений и находиться в процессе постоянного развития.

Структурализм

Близким к неопозитивизму течением философской мысли ХХ в. является структурализм. Он объединяет представителей различных наук, исследования которых основаны на методе структурного анализа. Это течение пытается на основе абсолютизации структурного метода выстроить оригинальную теорию познания. Структурализм возник в середине ХХ в. во Франции.

Структура исследуемых объектов предстает в философии структурализма как самостоятельно существующая реальность. Наибольшее распространение структурализм получил в философии истории и философской антропологии. Представители раннего структурализма – Клод Леви – Стросс, Мишель Фуко.

Современный структурализм (постструктурализм) представлен творчеством Жака Дерриды, Умберто Эко, Жиля Делеза.

Экзистенциализм

Экзистенциализм – философия существования, основателем которой считается датский философ, Серен Кьеркегор. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности. В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни.

По ее мнению, сущность (смысл) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно обнаруживается им только в «пограничных ситуациях» — между жизнью и смертью.

Страх перед смертью – единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самостоятельное существование.

С. Кьеркегор (1813-1855) – философ, чье учение сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Он критиковал предшествующих философов за слишком абстрактный подход к человеку.

Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями и чувствами. Самые глубокие истины – жизнь, смерть – не познаются логикой, а переживаются непосредственно.

Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание – это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей.

Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора – разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны – Николай Бердяев (1874-1948), в Германии – Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), во Франции – Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960).

Философия экзистенциализма обратилась к проблеме кризисных и критических ситуаций, в которые попадает человечество. Это связано с тем, что в ХХ в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям.

Экзистенциализм не признает рассудочное познание истинным, вскрывающим подлинную ценность жизни. Литература, искусство, по мнение экзистенциалистов, более полно отражают сущность человеческого бытия.

Представители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

Психоанализ

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр. Он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, которые разделены между собой особой психической субстанцией – предсознательным. По Фрейду, все душевные процессы бессознательны.

Бессознательное – особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх — Я» (влияющая на личность внешняя реальность).

В основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт – «либидо», считает Фрейд. Но поскольку эта теория была подвергнута критике, он выдвигает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления – следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области.

Одна из важнейших проблем психоанализа – «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Фрейд пытался решить проблему взаимоотношения человека и общества. Каждый человек, по Фрейду, стремится удовлетворить свои инстинкты и влечения, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Продолжили учение Фрейда неофрейдисты – А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм. Фромм, например, построил свое учение на понятиях социального характера, в которых выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека.

Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.п. Цель его философии – помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения – культивирование всеобщей любви.

Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни.

Постмодернизм

Наиболее авторитетным направлением постклассической философии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных взглядов.

Но общим для них является убеждение, что классическая философия исчерпала свои возможности и больше уже не может быть формой самосознания общества эпохи постсовременной культуры. Наиболее известные представители философского постмодернизма являются Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Рорти и др.

Задачи философии в условиях сосуществования и противостояния различных ценностных ориентаций они видят не в поиске «предельных оснований бытия», а в исследовании логики сосуществования антиподов, в описании конфликтных ситуаций.

Идеалом философии в отличие от других форм сознания рассматривается повышенная чувствительность, обостренный интерес к нестандартным ситуациям, неординарной сложности. Бытует мнение, что философия должна уступить место искусству, поскольку его язык более пластичен и больше подходит к адекватному описанию действительности.

Оно способно выразить смыслы и оттенки многообразия рассматриваемого мира. Представители философии постмодерна считают, что плюрализм философии XX в. не позволяет относиться ни к одной школе с доверием, ибо их направленность на освоение мира скорее субъективна, чем объективна.

Единственно оправданное отношение ко всем философским школам и к каждой в отдельности — ирония, констатация ограниченности любого утверждения. Налицо оформление особой формы скептицизма, отличного от античного и не имеющего ничего общего с декартовским или юмовским сомнением.

Еще одним явлением в философии конце XX в.

является распространение компаративной философии, ратующей за диалог различных философских культур. Компаративистика (сравнительные исследования) исходит из того, что ни одна из философий мира не может претендовать на полное познание истины. Ибо Истина о мире в наше время — это не картина одного художника, а мозаика, составленная усилиями всех. Поэтому все претензии европоцентризма или восточного центризма заявить о своих приоритетах не имеют никакого основания.

Каждая эпоха, каждое направление, каждая школа, каждый философ вносят свой вклад в процесс обретения истины о мире, и каждый должен принять во внимание, что вне целого его усилия ограничены и мизерны, но и без его усилий целое не будет полным и задача обретения Великой Истины не будет выполнена. Время философских систем прошло. Пришло время компаративистики, осуществления сравнительных исследований. Чтобы не потерять философское наследие и оценить его адекватно, необходимо переступить через любые проявления центризма, учитывать философский опыт в рамках диалога всех стран и народов, всех исторических эпох. Только так можно сохранить содержание мировой философии и выявить перспективу ее развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сходство и кардинальное отличие концепций Бэкона и Декарта?

2. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

3. Каковы характерные черты Ренессанса?

4. Сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Жить, значит мыслить» и Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».

5. Почему И.Кант считает, что разум сам по себе не способен дать исчерпывающее знание об окружающем нас мире?

6. Назовите философские течения постклассической европейской философии.

7. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу?

8. Раскройте сущность системы абсолютного идеализма Гегеля. Что такое «Абсолютная идея»?

9. В чем суть концепции «Смерти Бога», по Ф. Ницше?

10. Что такое «Сверхчеловек» у Ницше? Связаны ли, на ваш взгляд «Смерть Бога» и идея Сверхчеловека у Ницше?

11. Раскройте суть философии экзистенциализма.

12. Дайте анализ философии постмодерна.

13. Определите ориентиры компаративной философии.

Тест для самоконтроля:

1. Индукция – понятие, означающее в философии:

а) метод психологического воздействия;

б) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;

в) метод мышления, основанный на переходе от частного к общему;

г) метод всеобщего познания.

2. Рационализм – понятие, означающее в философии:

а) область математики;

б) научное знание вообще;

в) теоретическое познание, основанное на разуме;

г) опытное знание.

3. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

а) Бэкон;

б) Декарт;

в) Спиноза;

г) Лейбниц.

4. Учение Декарта о субстанции называется:

а) дуализм;

б) монизм;

в) плюрализм;

г) универсальная математика.

5. «Вещь в себе» у Канта означает:

а) закрытую для других личность;

б) скрытый смысл вещи;

в) закон;

г) сущность.

6. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

а) с мышления;

б) со свободы воли;

в) с природы;

г) с общества.

7. Решающую роль Абсолюта утверждал в своей философии:

а) Ньютон;

б) Фейербах;

в) Шеллинг;

г) Гегель.

8. Согласно Фейербаху, общественное развитие определяет категория:

а) мышление;

б) любовь;

в) самосознание нации;

г) долг.

9. Выделите высказывание, наиболее соответствующее сущности экзистенциализма:

а) философия экзистенциализма – это учение о высшем понимании мира;

б) философия экзистенциализма – это познание причин и принципов сущего;

в) экзистенциальная философия – это учение о том, как человеку жить;

г) экзистенциализм – это учение о человеческой свободе.

10. Назовите представителя «философии жизни»:

а) А. Шопенгауэр;

б) Ф. Ницше;

в) З. Фрейд;

г) О. Конт.

11. Кто из философов Нового времени рассматривал диалектический метод в неразрывной связи с материалистическим принципом:

а) А. Шопенгауэр;

б) Гегель;

в) К. Маркс;

г) Л. Фейербах.

12. Какое из направлений философии Нового времени развивало принцип, что основной путь достижения знаний — эмпирическое наблюдение, а философии отводится роль разработки методологии наук:

а) прагматизм;

б) позитивизм;

в) экзистенциализм;

г) марксизм.

13. Кто из перечисленных философов отстаивал позицию экзистенциализма:

а) К. Маркс;

б) М. Хайдеггер;

в) О. Конт;

г) Ч. Пирс.

14. Кто из философов отмечал диалектику производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства:

а) К. Маркс;

б) М. Хайдеггер;

в) О. Конт;

г) Ч. Пирс.

15. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм

б) берклианство

в) трансцендентализм

г) эмпириокритицизм

Источник: https://cyberpedia.su/7x432c.html

Scicenter1
Добавить комментарий