ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX — н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

Наука после XVIII в.: классическая, неклассическая, постнеклассическая

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX - н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 24Следующая ⇒

Классическая наука (XIX – XX вв.) – антитеологизм, однозначный детерминизм, объективный метод исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории.

Дисциплинарная организация науки, превращение в социальный институт (научные учреждения, исследовательские лаборатории, институты, академии, политехнические и естественнонаучные вузы, испытательные стенды, научные сообщества, научные журналы, связь с производством, технические науки, прикладные исследования).

Неклассическая наука ХХ века, пик – 70-е годы –теория относительности, квантовая механика, конструктивная логика и математика, психоанализм Фрейда и др.

Релятивизм пространства, времени, массы в теории относительности, индетерминизм в квантовой механике, статистические системы, системность, структурность, организованность, эволюционность систем изучения.

Методология: отсутствие универсального научного метода, плюрализм методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Полифундаментализм, интегративизм, синергизм, когерентность больших и малых систем, нелинейная детерминация и нелинейное мышление, утрата наглядности, интертеоретичность.

Социология науки: ячеечность научного сообщества, многообразие форм научной кооперации, экономическое, правовое, государтвенное регулировние науки, многообразие форм научного сообщества (этоса).

Постнеклассическая наука конца XX – нач. XXI вв. – лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, антропология. Предмет исследования – сверхсложные системы, включающие в себя человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития.

Новая установка: знание, не только отражение, но знание-инструмент для утверждения человека в мире. Цель познание – не знание бытия, а творение нового бытия, согласно человеческим запросам. Сдвиг с субстанциальной завершенности мира на креативность мира, с онтологии на телеологию.

Новое: синкретизм – увязывание фундаментальной науки с прикладной для социальной работоспособности знания, мегасистем – с микросистемами, космологии – с квантовой механикой. Телеономия: раскрытие антропоморфной определенности космоса, целеобразно-смыслового начала в мире.

Новая рациональность в виде понимания бытия как сгустка ценностно-целевых воплощений и как подсказка для выживания человечества. Принципы: системность, структурность, органицизм, нелинейный (многовариантный) эволюционизм, телеологизм, антропологизм.

Гносеология: проблемная предметность, коллективность познавательной деятельности, экологическая и гуманистическая ценность научной информации. Ее полезность и товарная форма. Методология: плюрализм методологии, конструктивизм, эффективность, целесообразность научных решений.

в процессе развития выделились 4 класса наук: (1) логико-математические, (2) естественно-научные, (3) инженерно-технические и технологические, (4) социально-гуманитарные.

Общим у этих видов является то, что все они – рациональные формы сознания, цель одна – построение мысленного, идеального предмета, мысленной модели предмета на основе внешнего опыта.

Различают 4 типа рациональности:

логико-математическая: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость, проверяемость;

естественно-научная рациональность – эмпирическая (опытная) предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная подтверждаемость и фальсифицируемость;

инженерно-технологическая рациональность – вещная предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность;

Социально-гуманитарная рациональность – социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность.

Литература

Бессонов Б. Н. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для магистров [Гриф УМО] / Б. Н. Бессонов ; Моск. гор. психолог.-пед. ун-т. — Москва : Юрайт, 2014. — 394 с.

История и философия науки [Текст] : учебник для вузов [Гриф УМО] / [А. С. Мамзин и др.] ; под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2014. — 360 с.

Лебедев С. А. Философия науки : учебное пособие для магистров [Гриф Российской академии образования] / С. А. Лебедев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Москва : Юрайт, 2014. — 296 с.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Date: 2015-10-21; view: 223; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/8-112103.html

26. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. — filoaspir

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX - н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

Рациональность — это способность мышления работать с идеальнымиобъектами, способность отражать мир в разумно понятийной форме.

Античная рациональностьбазировалась на идее возможности умозрительного (интел­лектуального,рационального) постижения принципиально ненаблюдаемых объек­тов, таких какбытие (Парменид), идеи (Платон), атомы (Демокрит), Перводвигатель (Аристо­тель).Идеальный (т.е.

, мыслительный) план деятельности стал одной из главныххарактеристик рационального типа отношения к действительности и прежде всегонаучной рациональности. Опреде­лённость, точность, однозначность значений словесть необходимое условие построения рацио­нального знания.

 Классическаярациональность, возникшая в результате 1-й научной революции 17 века, бази­роваласьна механистической парадигме (Галилей, Ньютон). Её основные принципы:

1.                 Божест­венный космосгреков был отождествлён с природой как единственной истинной реальностью,состоящей из статичных объектов, описываемых законами механики и находящихся в абсо­лютномпространстве и времени.

2. Объяснение сводилось кпоиску механических причин и субстанций, а обоснование — к редукции знания оприроде к принципам механики.

3. Признава­лаправомерность только тех идеальных, мыслительных конструкций, которые можноконтролируемо воспроизвести бесконечное количество раз в эксперименте.

4. Признавалась возмож­ностьотыскать такую одну-единственную идеальную конструкцию, которая полностью соот­ветствовалабы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истин­ногознания.

5. В отличии от античной,научная рациональность 17-го века отказалась от идеи цели как причины развитияприроды и мира в целом, а все явления объясняла только путём ус­тановлениямежду ними механической причинно-следственной связи.

Вторая научная революцияконца 18 — первой половины 19 века (признаваемая не всеми исследователями)базировалась прежде всего на объектах геологии и биологии, что привело к идееразвития и, соответственно, к постепенному отказу от простых механистическихобъяс­нений. Наглядные механические модели изучаемых объектов и явлений сталивсё более вытес­няться их абстрактным но непротиворечивым математическимописанием.

Третья научная революция(конец 19 — первая половина 20 века) привела науку к про­никновению в микромир(теория относительности и квантовая теория в физике, генетика в био­логии,квантовая химия в химии и т.д.). Возникла неклассическая рациональность соследующими принципами:

1. Мышление изучает необъект как он есть, а то, как наблюдатель (учёный) воспринимает взаимодействиеобъекта с прибором (что было неважно в классической науке, где изучались толькомакрообъекты). Т.об., объяснение и описание невозможны без фиксации средствнаблюдения.

2. Вносить искажения могутне только приборы, но и исследователи (незаметно для себя), о чём говорил ещёИ.Кант.

3. Стала допускатьсявозможность истинности не одной, а нескольких объяснительных моделей одного итого же явления; соответственно, стала признаваться относительная истинностьнауч­ных теорий.

Четвёртая (по некоторымисследователям — третья) научная революция (последняя треть 20 века) привела кизучению исторически развивающихся явлений, объектов, систем.

Возникла постаклассическаянаучная рациональность:

1. Историческаяреконструкция как тип теорети­ческого знания стала применяться не только вгуманитарных науках типа истории, или в эво­люционных теориях геологии ибиологии, но и в космологии, астрофизике, физике элементар­ных частиц и т.д.

2. Ведущей методологическойконцепцией стала синергетика.

3. Субъект по­знания(исследователь) способен каждым своим воздействием видоизменить поле возможныхсостояний системы (изучаемого объекта). В первую очередь это касаетсяэкологических, био­сферных, медико-биологических и биотехнологических объектов,изучение которых сегодня особенно актуально.

4. При изучении сложныхсистем, включающих в себя человека с его пре­образовательной производственнойдеятельностью, идеал ценности о-нейтрального исследова­ния, важнейший вклассической науке, оказывается неприемлемым. Объективно истинное объ­яснение иописание такого рода систем предполагает включение ценностей социального, этиче­скогои иного характера.

 Таким образом, каждая научная революцияприводила к формированию своего типа на­учной рациональности и важную роль вэтих процессах играли социокультурные особенности той эпохи и того общества, вкоторые эти революции происходили.

Перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями, может явиться, во-первых, результатом внутри-дисциплинарного развития, в ходе которого возникают проблемы, неразрешимые в рамках данной научной дисциплины.

Например, в ходе своего развития наука сталкивается с новыми типами объек¬тов, которые не вписываются в существующую картину мира, и их познание требует новых познавательных средств. Это ведет к пересмотру оснований науки.

Во-вторых, научные революции воз¬можны благодаря междисциплинарным взаимодействиям, осно¬ванным на переносе идеалов и норм исследования из одной науч¬ной дисциплины в другую, что приводит часто к открытию явле¬ний и законов, которые до этой «парадигмальной прививки» не попадали в сферу научного поиска.

В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают две раз¬новидности научной революции: а) идеалы и нормы научного ис-следования остаются неизменными, а картина мира пересматри¬вается; б) одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.

Первая научная революция сопровождалась изменением кар¬тины мира, перестройкой видения физической реальности, созда¬нием идеалов и норм классического естествознания.

Вторая науч¬ная революция, хотя, в общем, и закончилась окончательным ста¬новлением классического естествознания, тем не менее способ¬ствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Третья и четвертая научные революции привели к пересмотру всех ука¬занных выше компонентов основания классической науки.

Под¬робно эти вопросы будут рассмотрены ниже.
Главным условием появления идеи научных революций яви¬лось признание историчности разума, а следовательно, историч¬ности научного знания и соответствующего ему типа рациональ¬ности. Философия XVII — первой половины XVIII в. рассматри¬вала разум как неисторическую, самотождественную способность человека как такового.

Принципы и нормы разумных рассужде¬ний, с помощью которых добывается истинное знание, признава¬лись постоянными для любого исторического времени. Свою за¬дачу философы видели в том, чтобы «очистить» разум от субъек¬тивных привнесений («идолов», как их называл Ф. Бэкон), иска-жающих чистоту истинного знания. Даже И. Кант в конце ХУШ в.

, совершивший «коперниканский» переворот в теории познания, показав, что предмет знания не дан, а задан априорными форма¬ми чувственности и рассудка познающего субъекта, тем не менее придерживался представления о внеисторическом характере разу¬ма. Поэтому в качестве субъекта познания в философии Канта фигурировал внеисторический трансцендентальный субъект.
И только в XIX в.

представление о внеисторичности разума было поставлено под сомнение. Французские позитивисты (Сен-Симон, О. Конт) выделили стадии познания в человеческой исто¬рии, а немецкие философы послекантовского периода, особенно в лице Гегеля, заменили кантовское понятие трансцендентального субъекта историческим субъектом познания.

Но если субъект по¬знания историчен, то это, в первую очередь, означает историч¬ность разума, с помощью которого осуществляется процесс по¬знания. В результате истина стала определяться как историчес¬кая, т. е. имеющая «привязку» к определенному историческому времени. Принцип историзма разума получил дальнейшее разви¬тие в марксизме, неогегельянстве, неокантианстве, философии жизни.

Эти совершенно разные по проблематике и способу их решения философские школы объединяло признание конкретно-исторического характера человеческого разума.
В середине XX в. появилось целое исследовательское направ¬ление, получившее название «социология познания».

Свою зада¬чу это направление видело в изучении социальной детерминации, социальной обусловленности познания и знания, форм знания, типов мышления, характерных для определенных исторических эпох, а также социальной обусловленности структуры духовного производства вообще. В рамках этого направления научное зна¬ние рассматривалось как социальный продукт.

Другими слова¬ми, признавалось, что идеалы и нормы научного познания, спо¬собы деятельности субъектов научного познания детерминируются уровнем развития общества, его конкретно-историческим бытием.
В естествознании и философии естествознания тезис об исто¬ричности разума, а следовательно, относительности истинного зна¬ния не признавался вплоть до начала XX в.

, несмотря на кризис оснований математики, открытие факта множественности логи¬ческих систем и т. д. И только с начала 60-х гг. XX в. историчес¬кий подход к разуму и научному познанию стал широко обсуж¬даться историками и философами науки. Постпозитивисты Т. Кун, И. Лакатос, Ст. Тулмин, Дж. Агасси, М. Вартофски, П. Фейера-бенд и др.

попытались создать историко-методологическую мо¬дель науки и предложили ряд ее вариантов. В результате убеждение в том, что научные истины и научные знания обладают статусом всеобщности и необходимости, сменилось признанием плюрализ¬ма исторически сменяющих друг друга форм научного знания. П. Фейерабенд объявил о господстве в научном познании теоре¬тико-методологического анархизма.

Принцип историчности, став ключевым в анализе научного знания, позволил американскому философу Т. Куну представить развитие науки как историческую смену парадигм, происходящую в ходе научных революций1. Он делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки» и научной революции.

В период «нор¬мальной науки» подавляюще число ученых принимает установ¬ленные модели научной деятельности или парадигмы, в терми¬нологии Т. Куна (парадигма: греч. — пример, образец), и с их помощью решает все научные проблемы. В содержание парадигм входят совокупность теорий, методологических принципов, цен¬ностных и мировоззренческих установок.

Период «нормальной науки» заканчивается, когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках существующей парадигмы. Тогда она «взры¬вается», и ей на смену приходит новая парадигма. Так происходит революция в науке.
КУН.
Парадигмы — модели (образцы) постановки и решения на¬учных проблем, по мнению Т. Куна, управляют группой ученых-исследователей и научным сообществом.

Допарадигмальный пе¬риод отличается хаотичным накоплением фактов. Выход из дан¬ного периода означает установление стандартов научной практи¬ки, теоретических постулатов, точной научной картины мира, со¬единение теории и метода.

Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или ча¬стичное замещение элементов научной картины мира, методов и теоретических допущений, эпистемологических ценностей.
Научная картина мира опирается на выработанные в недрах парадигмы стандарты и критерии.

Взгляд ученого на мир детер¬минирован его приверженностью к парадигме, зависит от истори¬ческих и социальных факторов. Научная картина мира предпола¬гает систему научных обобщений, возвышающихся над конкрет¬ными проблемами отдельных дисциплин. Она включает в себя совокупность философских установок, задающих ту или иную он¬тологию универсума.

(Например, античная натурфилософская кар¬тина мира — мир Парменида — самодостаточный мир, в котором все уже есть, или современный неравновесный и нестабильный мир, где «Бог играет в кости», — т. е. современный мир неста-бильности, рисков и вероятностных прогнозов.

)
Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обес¬печивающих существование научной традиции.

Это на достаточ¬но долгий срок определяет стойкую систему знаний, которая транс-лируется и распространяется посредством механизмов обучения, образования, воспитания и популяризации научных идей и охва¬тывает менталитет современников.
Эта проблема всегда привлекала внимание ученых и филосо¬фов науки, но только Т.

Кун (один из лидеров современной пост¬позитивистской философии науки) впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Он обо¬сновал, казалось бы, противоречивый феномен: традиции явля¬ются условием возможности научного развития. Любая традиция (социально-политическая, культурная и т.д.) всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения.

Что является про¬шлым для непрерывно развивающейся науки? Научная парадиг¬ма, которая всегда базируется на прошлых достижениях. К их числу относятся ранее открытые научные теории, которые по тем или иным причинам начинают интерпретироваться как образец решения всех научных проблем, как теоретическое и методологи¬ческое основание науки в ее конкретно-историческом простран¬стве.

Парадигма есть совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей, безоговорочно разделяе¬мых членами научного сообщества'. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе наука характеризу¬ется наличием четкой программы деятельности, что приводит к селекции альтернативных для этой программы и аномальных для нее смыслов.

Говоря о деятельности ученых в пространстве нор¬мальной науки, Кун утверждал, что они «не ставят себе цели со¬здания новых теорий, к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими». А это значит, что предсказания новых видов явлений и процессов, т.е. тех, которые не вписываются в контекст господствующей парадигмы, не является целью нормаль¬ной науки.

Но если на этапе нормальной науки ученый работает в жест¬ких рамках парадигмы, т.е.

традиции, то как происходит научное развитие, какие открытия может делать ученый? Как он вообще работает? Ученый в обозначенной ситуации систематизирует известные факты; дает им более детальное объяснение в рамках существующей парадигмы; открывает новые факты, опираясь на предсказания господствующей теории; совершенствует опыт ре¬шения задач и проблем, возникших в контексте этой теории. На¬ука развивается в рамках традиции. И, как показал Кун, традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия.
Из истории науки известно, что происходит смена традиции, возникновение новых парадигм, т.е. радикально новых теорий, образцов решения задач, связанных с такими явлениями, о суще¬ствовании которых ученые даже не могли подозревать в рамках «старой» парадигмы. Как это возможно, если, «нормальная наука не ставит своей целью нахождение нового факта или теории»? Кун считает, что, действуя по правилам господствующей пара¬дигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые не объяснимы в рамках этой па-радигмы. Возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения.
Но в таком объяснении есть изъяны. Дело в том, что парадиг¬ма как бы задает «угол» зрения, и то, что находится за его преде¬лами, просто-напросто не воспринимается. Поэтому, даже слу¬чайно натолкнувшись на новое явление, ученый, работающий в определенной парадигме, вряд ли его заметит или проинтерпре-тирует адекватно. 

Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. И хотя исторические типы рациональности — это своего рода абстактные идеализации, все же историки и философы науки выде¬ляют несколько таких типов.

Нужно отметить, что рациональность не сводится только к научной. Вся европейская культура формировалась и развивалась под знаком рациональности, которая явилась формообразующим принципом жизненного мира европейского человека, его деятель¬ности, его отношения к природе и к другим людям. Рациональ-ность предполагала способность человека самостоятельно мыс¬лить и принимать решения. И. Кант считал, что рациональность — это главный принцип Просвещения. Суть этого принципа в том, что субъект рационального мышления полностью ответствен за содержание своей мысли. «Имей мужество пользоваться собствен-ным умом… без руководства со стороны кого-то другого», — таков девиз Просвещения, считал философ. Сформировалась уверен¬ность в автономности и самодостаточности человеческого разу¬ма, сила которого проявилась в создании науки и техники.
В силу того, что ключевую роль в европейской рациональнос¬ти стали играть наука и техника, возникла уникальная индустри¬альная цивилизация. В настоящее время ясно стало осознаваться, что все глобальные проблемы современности порождены этой ци¬вилизацией, которая трансформировалась, переходя от индустри¬ального этапа к постиндустриальному и информационному. Жиз¬ненно-практические угрозы, порожденные рациональной культу¬рой Европы, и вызвали широкий интерес к проблеме рациональ¬ности вообще и научной, в частности.
Поскольку европейская рациональность преимущественно была ориентирована на науку, которая вплоть до середины XX в. рассматривалась как образец рациональности, то обсуждение воп¬роса о научной рациональности стало одной из главных тем фи¬лософов науки. С 60-х гг. XX в. начинается критический пере¬смотр претензий науки быть образцом рациональности. Некото¬рые философы и философы науки стали утверждать, что, во-пер¬вых, наука не является прототипом рациональности как таковой; а, во-вторых, претензии науки на истинную рациональность есть разновидность «рациофашизма» (П. Фейерабенд). Но это — край¬ние позиции. Философы постпозитивисты Т. Кун, Дж. Агасси, И. Лакатос, Ст. Тулмин и др., пытаясь создать историко-методо-логические модели науки, вышли на проблему исторических ти¬пов рациональности. [18]

Источник: https://www.sites.google.com/site/filoaspir/26-istoriceskaa-smena-tipov-naucnoj-racionalnosti-klassiceskaa-neklassiceskaa-i-postneklassiceskaa-nauka

Понятие «постклассическая наука» и специфика науки XX века

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX - н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

Серьёзные трансформации в области философии и методологии науки в XX столетии были неизбежны вследствие грандиозных трансформаций внутри самой науки. Не случайно науку XX века называют «постклассической» и противопоставляют «классической» науке XVI-XIX вв.

Переход к постклассической науке был связан с рядом открытий конца XIX — начала XX вв., возникновением физики микромира, теории относительности и современной биологии.

В основе её лежат новые принципы и способы описания мира, новые представления о возможностях и границах научного знания.

1. Классическая наука основана на чётком различении субъекта и объекта. Она исходила из необходимости вынесения субъекта «за скобки» познаваемого объекта (т.н. субъект-объектная парадигма) как необходимого условия научности результатов познания.

Не случайно классическое естествознание формулировало свою задачу следующим образом: описать природу так, как если бы человека вообще не было. Понимая, что отделение субъекта от объекта носит условно- методологический характер («как если бы»), классическая наука, тем не менее, полагала, что эта операция принципиально осуществима для любого объекта познания.

Постклассическая наука строится на признании субъектности всякого знания. Субъектность научного знания не следует, однако, смешивать с субъективностью и произволом исследователя. Субъектность знания задаётся спецификой человеческого взаимодействия с миром, парадигмальными установками научно-теоретического знания на данном этапе развития науки и т. д.

Мысленная операция устранения субъекта осуществима далеко не всегда и далеко не для всех объектов познания. Появление физики микромира позволило осмыслить этот момент.

2. Классическая наука формировалась под мощным воздействием установки на рациональность знания. Для классической парадигмы понятия научности и рациональности практически совпадали. Признание субъектности знания поставило такое отождествление под сомнение. Философия XVII-XVIII вв.

, а вслед за ней и классическая наука исходили из того, что и природа, и человеческий разум построены на общих принципах, универсальных разумных законах. Задача науки, таким образом, понималась как обнаружение этих законов. Однако постклассическая наука обнаруживает, что мир не столь упорядочен, как полагали ранее.

Так, одним из основополагающих принципов квантовой механики является принцип неопределённости. Развёртывание этого принципа в постклассической науке привело к следующему положению: энергия, которую необходимо затратить для получения информации обо всех параметрах системы, превышает энергию связей самой системы. Т.е.

пытаясь получить такую информацию, которая необходима для точного научного прогноза развития системы, мы просто разрушим эту систему. Не случайно современная наука обращается к понятию «хаос» для характеристики принципиальной неупорядоченности мира.

Хаос иррационален, его природа двойственна: с одной стороны, хаос — источник творчества, непрерывного обновления мира, появления того, чего раньше не было; с другой стороны, хаос грозит разрушением мира.

3. Все вышесказанное с необходимостью привело постклассическую науку к пересмотру представлений о закономерности.

Анализ причинно-следственных связей всегда занимал центральное место в научном исследовании, а потому то, как понимается в науке закономерность, оказывает решающее влияние на формирование научной картины мира, формулировку научных законов и т.д.

Классическая наука понимала закономерность исключительно как динамическую. Динамическое понимание закономерности означает обязательность причинно-следственной связи, которую мы выявили как закономерную. Постклассическая наука понимает закономерность по преимуществу как вероятностно-статистическую.

Так, например, физика микромира признаёт, что она представляет собой описание случайностей, подчинённых статистическим закономерностям. Вероятностно-статистические закономерности применимы не к единичному объекту или событию, но только к их множеству.

4. Классическая наука имела дело с макромиром — миром объектов, сопоставимых по своим размерам с человеком, а потому доступных или непосредственному наблюдению, или наблюдению с помощью простейших приборов — бинокля, оптического микроскопа и т. д.

В этих условиях сформировалось убеждение, что для большей точности выводов учёный должен работать с реальным объектом. Постклассическая наука раздвинула горизонты человеческого познания, выйдя на уровень микро- и мегамира.

Они недоступны для непосредственного наблюдения, а потому их можно исследовать только с помощью сложнейших приборов, таких как электронный микроскоп, радиотелескоп, синхрофазотрон. Учёные тут имеют дело с отображениями реальности, носящими вторичный характер.

Кроме того, уже говорилось о том, что использование подобного рода технических устройств сопряжено с доверием к определённым теоретическим построениям, на основе которых эти устройства сконструированы. Таким образом, учёные не наблюдают, а реконструируют микромир или мегамир.

5. Для классической науки важным требованием всегда считалась наглядность теоретического объяснения.

Современная наука, основанная на теории относительности, квантовой механике, неевклидовой геометрии от принципа наглядности вынуждена была отказаться.

Для постклассической науки наглядность теоретического построения больше не означает его адекватности. Напротив, все основные теории современной физики наглядно не представимы. Существует лишь математический аппарат для их описания.

6. Классическая наука строилась на принципе специализации научного знания. В постклассической науке, наряду с продолжающейся специализацией знания, возникает и набирает силу интеграция знания. Сегодня всё большую роль играют интегративные научные дисциплины, такие как общая теория систем, синергетика, структурный анализ, экология и др.

Приведённое сравнение показывает, насколько сильно отличается современная, постклассическая наука от науки классической.

В течение XX века наука раздвинула мироздание вширь. Новая астрономическая революция позволила узнать много совершенно неожиданного о галактиках, находящихся от нас на расстояниях в миллиарды световых лет. Мы теперь знаем о возможности существования малой частицы, состоящей из более крупных.

Это совершенно парадоксальное для классической науки утверждение представляется весьма вероятным. Крупные частицы могут так сильно взаимодействовать одна с другой, что их совокупная масса уменьшится, и в результате перед нами окажется частица с очень малой массой, близкой к нулю. Появляется представление о частице, составленной из очень больших масс.

Трудно сказать, к чему приведет развитие подобных идей. Но они иллюстрируют однозначный и достоверный прогноз: XXI век застанет в науке начавшийся процесс непрерывных поисков новых фундаментальных принципов. В этом великий вклад науки нашего века в историю цивилизации.

Теперь уже покончено с представлением о неподвижном фундаменте науки, на котором меняется лишь надстройка. В современнои науке ремонт и расширение надстроек неотделимы от возведения нового фундамента.

Источник: https://poisk-ru.ru/s30367t4.html

Кохановский Валерий Павлович. Философия для аспирантов (13)

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX - н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

      Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон и т.д.

Основная цель генных технологий — видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов, а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии — клонирование (см.

подробнее гл. III, §7).

      Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления — эволюционной химии. Так, на основе ее открытий, в частности разработки концепции саморазвития открытых каталитических систем, стало возможным объяснение самопроизвольного (без вмешательства человека) восхожде ния от низших химических систем к высшим.

      Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности.

Так, например, развитие абстрактных методов в исследованиях физической реальности приводит к созданию, с одной стороны, высокоэффективных теорий, таких как электрослабая теория Салама-Вайнберга, квантовая хромодинамика, «теория Великого Объединения», суперсимметричные теории, а с другой — к так называемому «кризису» физики элементарных частиц. Так, американский физик М. Гутцвиллер в 1994 г. писал: «Несмотря на все обещания, физика элементарных частиц превратилась в кошмар, несмотря на ряд глубоких интуитивных прозрений, которые мы эксплуатировали некоторое время. Неабелевы поля известны 40 лет, кварки наблюдались 25 лет назад, а гармоний открыт 20 лет назад. Но все чудесные идеи привели к моделям, которые зависят от 16 открытых параметров… Мы даже не можем установить прямые соответствия с массами элементарных частиц, поскольку необходимая для этого математика слишком сложна даже для современных компьютеров… Но даже когда я пытаюсь читать некоторые современные научные статьи или слушаю доклады некоторых своих коллег, меня не оставляет следующий вопрос: имеют ли они контакт с реальностью? Разрешите мне в качестве примера привести антиферромагнетизм, который сновз популярен после открытия сверхпроводящих медных окислов Сверхизощренные модели антиферромагнетизма были предложены и разработаны чрезвычайно тщательно людьми, которые ни разу не слышали, да и слышать не хотят, о гематите, или о том, что, как каждый знает, называется ржавым гвоздем» [1].

      1 Цит. по: Нугаев Р. М. Классика, модерн и постмодерн как этапы синтеза физической теории // Философские проблемы классической и неклассической физики. — М., 1998. С. 52-53. 

      Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления.

      Прогресс в 80 — 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач.

Большой шаг вперед сделан в области решения качественных задач. Так, на основе теории нечетких множеств создаются нечеткие компьютеры, способные решать подобного рода задачи.

А внесение человеческого фактора в создание баз данных привело к появлению высокоэффективных экспертных систем, которые составили основу систем искусственного интеллекта.

      Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование.

Его суть в том, что исходный объект изучения заменяется его математической моделью, экспериментирование с которой возможно при помощи программ, разработанных для ЭВМ.

В математическом моделировании видятся большие эвристические возможности, так как «математика, точнее математическое моделирование нелинейных систем, начинает нащупывать извне тот класс объектов, для которых существуют мостики между мертвой и живой природой, между самодостраиванием нелинейно эволюционирующих структур и высшими проявлениями творческой интуиции человека» [1].

      1 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 19.

      На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Электроника — наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств, используемых для передачи информации. И если в начале XX в.

на ее основе было возможно создание электронных ламп, то с 50-х гг. развивается твердотельная электроника (прежде всего полупроводниковая), а с 60-х гг. — микроэлектроника на основе интегральных схем.

Развитие последней идет в направлении уменьшения размеров, содержащихся в интегральной схеме элементов до миллиардной доли метра — нанометра (нм), с целью применения при создании космических аппаратов и компьютерной техники.

      Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием.

Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек — так называемые «человекоразмерные комплексы»; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы «человек-машина», которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д.

С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем.

      Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний — стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок.

Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

      Системный подход внес новое содержание в концепцию эволюционизма, создав возможность рассмотрения систем как самоорганизующихся, носящих открытый характер. Как отмечал академик Н. Н. Моисеев, все происходящее в мире можно представить как отбор и существуют два типа механизмов, регулирующих его:

      1) адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы.

      Моисеев предложил принцип экономии энтропии, дающий «преимущества» сложным системам перед простыми. Эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, более сложной. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.:

      1) теории нестационарной Вселенной; 2) синергетики; 3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

      Модель расширяющейся Вселенной, о которой подробно было рассказано выше, существенно изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею космической эволюции.

Теория расширяющейся Вселенной испытала трудности при попытке объяснить этапы космической эволюции от первовзрыва до мировой секунды после него.

Ответы на эти вопросы даны в теории раздувающейся Вселенной, возникшей на стыке космологии и физики элементарных частиц.

      В основу теории положена идея «инфляционной фазы» — стадии ускоренного расширения. После колоссального расширения в течение невероятно малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц.

Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается «великим объединением» теории элементарных частиц с моделью раздувающейся Вселенной.

На этой основе удалось описать слабые, сильные и электромагнитные взаимодействия при высоких энергиях, а также достичь прогресса в теории сверхплотного вещества.

Согласно последней, возникла возможность обнаружить факт, состоящий в том, что при изменении температуры в сверхплотном веществе происходит ряд фазовых переходов, во время которых меняются свойства вещества и свойства элементарных частиц, составляющих это вещество.

Подобного рода фазовые переходы должны были происходить при охлаждении расширяющейся Вселенной вскоре после «Большого взрыва». Таким образом, устанавливается взаимосвязь между эволюцией Вселенной и процессом образования элементарных частиц, что дает возможность утверждать — Вселенная может представлять уникальную основу для проверки современных теорий элементарных частиц и их взаимодействий [1].

      1 Линде А. Д. Раздувающаяся Вселенная // Успехи физических наук. 1984. Т. 144. Вып. 2. С. 177-214.

      Следствием теории раздувающейся Вселенной является положение о существовании множества эволюционно развивающихся вселенных, среди которых, возможно, только наша оказалась способной породить такое многообразие форм организации материи.

А возникновение жизни на Земле обосновывается на основе антропного принципа, устанавливающего связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и массами элементарных частиц.

Данные космологии, полученные в последнее время, дают возможность предположить, что потенциальные возможности возникновения жизни и человеческого разума были заложены уже в начальных стадиях развития Метагалактики, когда формировались численные значения мировых констант, определившие характер дальнейших эволюционных изменений.

      Вторым концептуальным положением, лежащим в основе принципа универсального эволюционизма, явилась теория самоорганизации — синергетика (об истории ее возникновения и особенностях см. гл. III, § 6). Неоценим вклад в развитие этой науки И.

Пригожина, который на основе своих открытий в области неравновесной термодинамики показал, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса.

Синергетика изучает когерентное, согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Для того, чтобы было возможно применение синергетики, изучаемая система должна быть открытой и нелинейной, состоять из множества элементов и подсистем (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, органов, сложных организмов, социальных групп и т.д.

), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т.е. — в неравновесном состоянии.

      Синергетика использует математические модели для описания нелинейных процессов, которые могут быть процессами самоорганизации в изучении лазера или самоподдерживающимися и саморазвивающимися структурами в плазме.

Синергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.

      Однако применение синергетики в исследовании социальных процессов ограничено в некоторых отношениях:

      1. Удовлетворительно поняты, с точки зрения синергетики, могут быть только массовые процессы.

Поведение личности, мотивы ее деятельности, предпочтения едва ли могут быть объяснены с ее помощью, так как она имеет дело с макросоциальными процессами и общими тенденциями развития общества.

Она дает картину макроскопических, социоэкономических событий, где суммированы личностные решения и акты выбора индивидов. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается.

      2. Синергетика не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы, так как не рассматривает возможность человека прямо и сознательно противодействовать макротенденциям самоорганизации, которые присущи социальным сообществам.

      3. При переходе на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального события, в то время как синергетика применима к исследованию таких процессов, которые детерминированы небольшим количеством фактов [1].

      1 См.: Князева Е. Н. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии, 2001. № 10. С. 106-107.

      По-новому на этапе становления постнеклассической науки зазвучали идеи В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, высказанные им еще в 20-х годах XX в., рассматриваемые ныне как естественнонаучное обоснование принципа универсального эволюционизма.

      Вернадский утверждает, что закономерным этапом достаточно длительной эволюции развития материи является биосфера — целостная система, которая обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Это особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса.

Биосфера является самоорганизующейся системой, чье функционирование обусловлено «существованием в ней живого вещества — совокупности живых организмов, в ней живущих» [1]. Биосфера — живая динамическая система, находящаяся в развитии, осуществляемом под воздействием внутренних структурных компонентов ее, а также под влиянием все возрастающих антропогенных факторов.

Благодаря последним растет могущество человека, в результате деятельности которого происходят изменения структуры биосферы. Под влиянием научной мысли человека и человеческого труда она переходит в новое состояние — ноосферу.

В концепции Вернадского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию.

      1 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. — М., 1977. С. 14.

      Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое.

И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания.

И центром этого слияния, сближения является человек.

      Концепция открытой рациональности, развивающаяся в постнеклассической науке, выразилась, в частности, в том, что европейская наука конца XX — начала XXI в. стала ориентироваться и на восточное мышление. Без этого, возможно, немыслима современная концепция природы. «Мы считаем, — пишут И. Пригожин и И.

Стенгерс, — что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы.

Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире» [1].

      1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М., 1986. С. 65.

      Центральной идеей концепции глобального эволюционизма является идея (принцип) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем, или частей внутри целого.

Возникшее в области биологии при изучении совместной эволюции различных биологических видов, их структур и уровней организации понятие коэволюции сегодня характеризует корреляцию эволюционных изменений как материальных, так и идеальных развивающихся систем.

Представление о коэволюционных процессах, пронизывающих все сферы бытия — природу, общество, человека, культуру, науку, философию и т.д., — ставит задачу еще более тесного взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания для выявления механизмов этих процессов.

      Идея синтеза знаний, создание общенаучной картины мира становится основополагающей на этапе постнеклассического развития науки. Одной из весьма удачных попыток создать современную общенаучную картину мира на основе идей глобального эволюционизма является концепция Э.

Янча, предложенная в его работе «Самоорганизующаяся Вселенная: научные и гуманистические следствия возникающей парадигмы эволюции». Автор показывает, что все уровни неживой и живой материи, а также явления социальной жизни — нравственность, мораль, религия и т.д.

— развиваются как диссипативные структуры. Поэтому эволюция представляется ему целостным процессом, составными частями которого являются физико-химический, биологический, социальный, экологический, социально-культурный процессы.

На каждом уровне выявляются специфические его особенности.

      Источником космической эволюции Э. Янч называет нарушение симметрии, выражающееся в преобладании вещества над антивеществом, повлекшее за собой возникновение различного рода сил — гравитационных, электромагнитных, сильных, слабых.

На следующем этапе эволюции возникает жизнь — «тонкая сверхструктурированная физическая реальность», усложнение которой приводит к коэволюции организмов и экосистем, в результате чего впоследствии происходит социальная эволюция, при которой возникает специфическое свойство, связанное с мыслительной деятельностью. Тем самым Э.

Янч включает в самоорганизующуюся Вселенную человека, придав глобальной эволюции гуманистический смысл.

      Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок классического и неклассического исследования. Они будут продолжать использоваться в соответствующих им познавательных ситуациях, постнеклассическая наука лишь четче определит область их применения.

К титульной странице Вперед Назад

Источник: https://www.booksite.ru/localtxt/koh/ano/vsky/13.htm

Классическая, неклассическая и постклассическая наука

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX - н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука — творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание.

Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».Таким образом, основные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е.

объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих — социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.

; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых, особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

В истории науки можно выделить четыре основных периода.

1. 2. XVI – XVII вв.Это период великой научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и венчается фундаментальными физическими и математическими трудами Ньютона и Лейбница. В этот период были заложены основы современного естествознания.

Появляются стандарты и идеалы построения научного знания. Они связываются с формулированием законов природы в строгой математической форме и с проверкой теорий посредством опыта. Начинает культивироваться критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, недоступным обоснованию и проверке посредством опыта.

Развивается методология науки. Наука оформляется как особая самостоятельная область общественной деятельности. Появляются ученые‑профессионалы, развивается система университетского образования для их подготовки. В XVII в. создаются первые научные академии.

Возникает научное сообщество с присущими ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.

3. XVIII–XIX вв.Этот период соответствует классической науке.В это время образуется множество различных самостоятельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал.

Строятся фундаментальные теории в математике, в различных областях естествознания, связанных с исследованиями в области неживой и живой природы; в областях гуманитарных наук (психология, языкознание) начинает распространяться экспериментальный метод; возникают технические науки и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве. Возрастает социальная роль науки, и ее развитие становится важным фактором общественного прогресса. Существенно возрастает число людей, занятых научной деятельностью, которая оплачивается. Социальный институт науки обретает отчетливые черты (профессиональное образование, лаборатории, научные периодические издания). Существенно возрастаетроль науки в культуре.

4. XX веки начало нынешнего столетия называют постклассической наукой.Этот период, как известно, начался научной революцией, и наука стала существенно отличаться от классической науки. В различных областях научного знания были совершены величайшие открытия.

В математике в результате критического анализа теории множеств и оснований математики возникает ряд новых дисциплин, а также появляется метаматематика, представляющая собой глубокую рефлексию математической мысли над самой собой. Гедель дает строгое доказательство того, что непротиворечивость достаточно сильной теории не может быть доказана внутри нее самой.

В физике создаются теория относительности и квантовая механика – теории, заставившие пересмотреть сами основания физической науки. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в нейрофизиологии, психологии, медицине, лингвистике и других гуманитарных науках. Бурно развивается экономическая наука.

В технических науках тоже происходят изменения величайшего значения, созданы кибернетика и теория информации. Меняется вся система научного знания.

Во 2‑й половине XX в. в науке происходят новые революционные преобразования. Их принято называть научно‑технической революцией.

В отличие от предшествующих революций в науке и технике, она имеет глобальный характер, захватывает одновременно многие отрасли науки и многие области техники и технологии.

В результате одни изменения влекут за собой другие, а сами темпы этих изменений оказываются такими, каких история человеческой цивилизации еще не видела

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/13-63187.html

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX - н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

Классическая наука носит аналитический характер. Формирование и развитие экспериментально-теоретических исследований происходит в период с конца 16 – начала 17 века. Данный период часто называют аналитическим естествознанием.

К началу 17 века происходит накопление множества сведений о мире благодаря мореплавателям, путешественникам, астрономам, химикам и алхимикам.

В свою очередь, это вызвало стремление к более подробному исследованию объектов, в результате чего происходит дифференциация существующих наук.

Период развития науки с 17 века по 20-е годы 20 века получил название классической науки. По-настоящему классической наукой можно считать науку 19 века, так как научное развитие 17 века сильно отличается от науки 19 века. Однако ввиду того, что в науке 19 века продолжают действовать гносеологические представления науки 18 века, исследователи объединяют их в один период – классической науки.

Этапу классической науки характерно стремление к такой системе знаний, которая фиксирует истину в окончательном виде.

Это связано с тем, что наука ориентировалась на классическую механику, которая рассматривала окружающий мир как гигантский механизм, функционирующий на основе законов механики, вечных и неизменных.

Механика являлась универсальным методом познания окружающего мира, который в результате давал истинное знание. Механика рассматривалась в качестве эталона науки. Парадигма механицизма господствовала в классической науке.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

В результате такой ориентации на механику механистичной и метафизичной была не только классическая наука, но и классическое мировоззрение.

Для классической науки характерно:

  • исключение случайности и вероятности из результатов познания, отказ от учета особенностей проведения эксперимента, имеющееся знание считалось абсолютно истинным и достоверным.
  • мир представлялся неизменным, неразвивающимся, тождественным самому себе, целым. Отсюда возникли классические для данной стадии науки установки, такие как элементаризм, антиэволюционизм, статичность.
  • мир функционирует по законам И. Ньютона, является предсказуемым, в этом мире организм рассматривался в качестве механизма.
  • религия в качестве интеллектуального авторитета, постепенно вытеснялась наукой.

Разум человека, практическое преобразование природы в результате деятельности человека постепенно вытеснили теологическую доктрину, выступавшую в качестве главного источника познания Вселенной.

Вместо религиозных воззрений пришел рационализм, согласно которому, человек является высшей формой разума.

Рационализм предложил концепцию материальности мира в качестве единственной реальности, благодаря чему были заложены основы научного материализма.

Особенности неклассической науки

В конце 19-начале 20 века в связи с переходом от аналитической стадии познания к синтетической, появилась неклассическая наука.

Аналитическое естествознание включало в себя подходы натурфилософии. Синтетическое естествознание сохраняло в себе основные подходы аналитической стадии, однако дополняло их новой ориентацией, направленной на формирование синтетических наук на стыке смежных дисциплин.

На данном этапе развития науки центральной проблемой научного познания является синтез знания, поиск путей единства научных дисциплин, а также проблема соотношения разных методов познания.

Процесс дифференциации наук активно идет в неклассическом естествознании. Крупные науки делятся на более узкие направления. Например, в физике выделяются такие разделы, как электромагнетизм, термодинамика и т.д.

, в биологии самостоятельно развиваются такие узкие дисциплины, как генетика, эмбриология, цитология и т.д.

В конце 19 века появляются первые признаки интеграции наук. Этот процесс будет активно развиваться в науке 20 века. На стыках наук формируются новые дисциплины, которые охватывают междисциплинарные исследования.

Примерами таких наук являются геохимия, биохимия, биогеохимия и т.д. Внешней причиной такой интеграции является невозможность объяснения явлений средствами одной науки и необходимость обращения к смежным.

Внутренней причиной интеграции являются многообразные проявления единства природы, которая не делится на рубрики и науки.

Постнеклассическая наука

Современная наука охватывает два этапа – неклассическую науку и постнеклассическую. Этот феномен является сложным и неоднозначным.

Для современной науки характерна ассоциация гуманитарных, естественнонаучных, математических, технических отраслей, а также дисциплинарных и междисциплинарных исследований, прикладных и фундаментальных знаний.

Но при этом в проявляющемся своеобразии стратегии исследований, форме постановки и изучения проблем, пути получения знаний обнаруживается единство современной науки.

Постнеклассическая наука стала проявляться в конце 20 века. Этот этап развития науки можно назвать интегральной.

Примерами интегральных наук являются кибернетика – наука, изучающая управление в неживых, живых, социальных, технических системах; учение о основных типах фундаментальных взаимодействий; теория самоорганизации и т.д.

Важную интегрирующую роль играют математизация научного знания, эволюционно-синергетическая парадигма, системный подход.

На сегодняшний день все исследования природы и общества можно сравнить с огромной сетью, которая связывает ответвления биологических, социальных, физических наук. Как считают исследователи, разработка теории эволюции Вселенной даст возможность объединения всех наук о живой, неживой и социальной материи на более глубокой основе.

Проникновение в естествознание идей, которые характерны гуманитарным наукам, и наоборот, в настоящее время особенно заметно. Для современного естественнонаучного познания характерно установление нового взаимоотношения человека и природы, которая перестает рассматриваться как «мертвый механизм». Характер отношения человека с природой меняется с монолога на диалог.

Источник: https://spravochnick.ru/koncepciya_sovremennogo_estestvoznaniya/klassicheskaya_neklassicheskaya_i_postneklassicheskaya_nauka/

Понятие науки. Классическая, неклассическая и постклассическая наука

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX - н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

Наука(греч. episteme, лат. Scientia)– сфера человеческой деятельности,которая направлена на добывание иосмысление знания.

Наукаимеет дело с особым срезом реальности,который нельзя свести к объектамобыденного опыта. И она пользуетсяособой системой научных орудий, средствпознания – приборы, теории и т.п. Ейхарактерны особые способы обоснованияистинности своего знания – методы.

Наукакак форма общественного сознанияотражаетприродный, социальный и внутренний мирчеловекавпонятиях, законах, теориях.

Понятиенауки многогранно:

1.Наукавыступает как деятельностьпо выработке и теоретической систематизацииобъективных знаний о действительности.

2.Наука– это не только деятельность, но и еерезультат,т.е. наука – это системазнаний,в совокупности дающих научную картинумира. Наука дает знание, организованноев строгую теоретическую систему,опирающуюся на научный метод. Цели науки– описание, объяснение и предсказание.

3.Наукавыступает также и как социальныйинститут.Т.е. ученые, научные работники – этоопределенная социальная профессиональнаягруппа. А сфера научной деятельностидолжна быть организована, должнафинансироваться, управляться.

История.

Начаткинауки появились в Древнем Китае и Индии.Почти все науки прошли через мифологическуюстадию.

С идеей общих закономерностейв природе мы встречаемся уже в вавилонскойастрологии, которая открыло рядзакономерностей в движении небесныхсветил.

Однако собственно наука ведетсвое начало от пифагорейской школы,создавшей первую философию числа.(Декарт говорил, что наука должнапосчитать все, что можно посчитать исделать считаемым то, что пока нельзяпосчитать…).

Наукакак таковая зародилась в античности. Иблагодаря науке культура Европы оказаласьиной, чем культура Востока.

Длявозникновения науки в 6 веке до н.э. былнеобходим высокий уровень развитияпроизводства, общественных отношений,мышления. Большую роль сыграло разделениетруда на умственный и физический.

Однакооформление науки в качестве особогосоциального института произошло в 17-18вв., когда стал развиваться капитализм.В Европе были образованы научные обществаи академии, начали выходить научныежурналы. Наука начала становитьсяпрофессией. Современная наука – этоэкспериментальная наука («естествоиспытатели»).Большую роль сыграли Г.Галилей, Ф.Бэкон,Р.Декарт, И.Ньютон и др.

Нарубеже 19-20 вв. стали образовыватьсякрупные научные институты с лабораториями,хорошо технически оснащенными. Чтоприблизило науку к формам современногоиндустриального труда. Наука становитсямощным фактором социально-экономическогоразвития. До 19 в. наука играла вспомогательнуюроль в производстве.

Теперь же онаопережает производство. Новые производствастроятся на базе научных достижений.Сегодня говорят не просто о научных илитехнических революциях, а о НТР и о НТП.Но нельзя разделить научный и техническийпрогресс и общий социальный прогресс.Наука становится производительнойсилой общества.

Философияжизни еще в конце 19 в. обвиняла науку втом, что она, будучи аналитичной, всечленит, омертвляет живое. Бердяев говорило технике как средстве господства ивласти, о том, что человек создает науку,чтобы облегчить себе труд, а в итоге самстановится придатком машины…

Классификациянаук:

1.попредмету и методу:естественные, общественные, технические;

2.понаправленности и отношению к практике:фундаментальные и прикладные.

Дляописания науки используются такиепонятия как «научная рациональность»и «типы рациональности». Активно ихисследовал В.С.Степин.

1.Классическаянаука.Классическийтип научной рациональности(18-сер.19 вв.) характеризуется изучениемобъекта как существующего «сам по себе»(Декарт делил мир на субъект – чистыйразум – и объект). Доминирует механистическаяНКМ.

Господствующей схемой научногознания становится каузально-классическаясхема«если …то», задающая строгую однозначность,определенность, линейность,детерминированность обосновываемыхзнаний, где случайности и гипотезам небыло места.

2.Неклассическаянаука.Неклассическийтип научной рациональности (19-сер.20 вв.) связан с неклассическимэтапом развития науки. Характерновысказывание Н.

Бора: «мы является нетолько зрителями, но и актерами на сценеприроды». Т.е. признается влияние субъектана познание, зависимость полученныхданных от используемых приборов (Н.

Бор:электрон одними приборами фиксируетсякак поле, другими – как частица. Отсюдапринцип корпускулярно-волновогодуализма).

Сталапониматься относительность теорий.Произошел отход от одномерности, отоднозначности и линейности к пониманиюмноговариантности знания (принципдополнительности).

3.Постнеклассическаянаука.Постнеклассический тип научнойрациональности (сер.20 – наст.время).

Научноезнание и познание исходят из следующихпринципов:

-антропный принцип, из которого следуетответственность человека за то, чтопроисходит в мире, начинает развиватьсятакое направление как этика науки;

-принцип глобального эволюционизма;

-коэволюция общества и природы (идеяноосферы);

-принципы синергетики как общенаучногоподхода;

-признается нелинейность развитиясистем, их неустойчивость (отсюда идея«общества риска» У.Бека и др.).

Постнеклассическойнауке характерен другой тип рассуждения:«что произойдет, если…», какой ценойбудет установлен порядок из хаоса? Ит.п. Принимается отказ от беспрекословнойманипуляции и жесткого контроля надсложными системами.

Раз нет однозначностив развитии сложных систем, то используетсяметод проигрывания возможных вариантовразвития системы и анализ причин еенеустойчивости.

На основе системного подхода и синергетикиуделяется внимание взаимодействиюсистемы и среды, процессам кооперативноговзаимодействия и самоорганизации.

Вотна такой основе стараются решать иэкологические проблемы, аргументациястроится «от человека», подчеркиваетсяответственность человека.

Надоотметить и еще один немаловажный аспектразвития и организации науки.

Первоначальнонаукабыла организована какпредметная.Этот принцип сохраняется и сегодня. Новсе большую роль играет проблемнаяорганизация науки.Развиваются общенаучные, комплексные,межпредметные знания (например социальнаяэкология …)

Вопрос№ 37

Источник: https://studfile.net/preview/2229896/page:37/

Постклассическая наука

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.: В к. XIX - н. XX в. классическая наука сталкивается с серьезным

В XIX веке наука остается в целом механистической и метафизической, но в ней начинают формироваться предпосылки второй глобальной революции. Этому предшествуют комплексные научные революции, в результате которых в естествознании утвердились идеи всеобщей связи и началось стихийное проникновение диалектических воззрений.

В этот период на первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения веществ и энергии. В геологии возникает теория развития Земли Ч. Лайеля, в биологии зарождается эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Особое значение имели революции, связанные с тремя великими открытиями второй трети XIX в.

: · клеточной теории Шлейдена и Шванна; · закона сохранения и превращения энергии Майера и Джоуля; · эволюционного учения Дарвина. Затем последовали открытия, продемонстрировавшие диалектику природы еще более полно: · теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова; · периодический закон Д. И. Менделеева; · химическая термодинамика Я. Х.

Вант-Гоффа; · основы научной физиологии И. М. Сеченова; · электромагнитная теория света Дж. Максвелла. В результате этих научных открытий естествознание поднимается на качественно новую ступень и становится дисциплинарно организованной, систематизирующей наукой, т. е. наукой о предметах и процессах, их происхождении и развитии.

В естествознании активно идет процесс дифференциации наук, т. е. дробление крупных разделов наук на более мелкие, например, выделение в физике таких разделов, как термодинамика, физика твердого тела, электричество, магнетизм и т. д.

К концу XIX в. появляются первые признаки процесса интеграции наук, который будет характерен для науки ХХ века.

Это появление новых научных дисциплин на стыках наук, охватывающих междисциплинарные исследования, таких, как биохимия, геохимия, физическая химия и др.

В XIX — начале ХХ в. наука вступила в свой «золотой век». В ее важнейших областях произошли удивительные открытия, широко развернулась сеть научных институтов и академий, организованно проводящих различные исследования на основе соединения науки с техникой.

Оптимизм этой эпохи был напрямую связан в верой в науку и ее способность преобразить жизнь человека. Тем не менее естествознание оставалось в рамках классической науки, основанной на метафизике и механицизме. Это противоречие было разрешено в ходе второй глобальной научной революции.

Вторая (новейшая) революция в естествознании началась с 90-х годов XIX в. до середины ХХ века. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, изменив основания науки в целом и создав феномен современной науки. Толчком новейшей революции в естествознании послужил ряд ошеломляющих открытий в физике: · электромагнитных волн Г.

Герцем; · рентгеновских лучей В. Рентгеном; · радиоактивности А. Беккерелем; · электрона Дж. Томсоном; · светового давления П. Н. Лебедевым; · введения идеи кванта М. Планком; · создание теории относительности А. Эйнштейном; · разработка моделей атома Э. Резерфордом, а затем Н. Бором.

Это первый этап новейшей революции в естествознании, связанный с физикой. Он сопровождался крушением прежних представлений о материи, ее свойствах, формах движения, пространстве и времени. Второй этап научной революции начался с середины 20-х годов ХХ в. Он связан с созданием квантовой механики в сочетании с теорией относительности.

В ходе этого этапа были пересмотрены многие важнейшие постулаты науки: · учение об атомах как твердых и неделимых частицах было заменено моделями, которые почти целиком заполнены пустотой; · трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума; время течет по-разному для тех, кто движется с разной скоростью; вблизи тяжелых предметов время замедляется, а при определенных условиях может совсем остановиться; · законы Евклидовой геометрии не обязательны в масштабах Вселенной; планеты движутся по эллиптическим орбитам не потому, что их притягивает Солнце, а потому, что пространство, в котором они движутся, искривлено; · объекты микромира имеют двойную природу и обнаруживают себя как частицы, и как волны; · стало невозможным одновременно вычислить местоположение частицы и измерить ее ускорение (принцип неопределенности). Началом третьего этапа научной революции были: · овладение атомной энергией в 40-е годы нашего столетия; · зарождение ЭВМ и кибернетики. ·наступление эпохи НТР, слияние науки с производством и превращение науки в производительную силу.

В этот период, наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о земле. С середины XX века наука окончательно сливается с техникой, приведя к современной научно-технической революции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_215978_postklassicheskaya-nauka.html

Scicenter1
Добавить комментарий