Пояснительная записка: Программа курса «Методические основы разработки бизнес-плана

Рабочая программа курса

Пояснительная записка: Программа курса «Методические основы разработки бизнес-плана

Краснодарский край Выселковский район станица ВыселкиМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 станицы Выселки

муниципального образования Выселковский район

УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31 августа 2016года протокол №1

Председатель _______ С.Н. Храмова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по бизнес-планированию

Уровень образования: среднее общее образование, 10-11 класс

Количество часов: 68

Учитель: Чернова О.В.

Программа разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004);

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 №39 от 24 января 2012 года;

  3. Авторской программы по бизнес-планированию «Организация и бизнес-планирование собственного дела» А.М.Каунов. Волгоград: Учитель, 2007г.

  4. Основной образовательной программы школы (утверждена решением педагогического совета школы; протокол №1 от 31 августа 2016 года).

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004);

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 №39 от 24 января 2012 года;

  3. Авторской программы элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» А.М.Каунов.- Волгоград: Учитель, 2007.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного курса.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса «Основы бизнес-планирования» в основной школе.

Цели:

Изучение курса «Основы бизнес-планирования» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

2.воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;

4.овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для юношеского возраста;

5.формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных и экономических отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;

6.формирование умения ориентироваться в сложных социально-экономических условиях, освоение представлений о ведении современного хозяйства;

7. подготовка к самостоятельной предпринимательской деятельности.

Задачи:

  1. Повышение экономической грамотности учащихся;

  2. популяризация предпринимательской деятельности;

  3. формирование навыков овладения методикой составления бизнес-планов и практической работы, связанной с их внедрением.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с документами) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о химии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:

    1. при подготовке научно-практической конференции;

    2. при подготовке проектов.

2. Общая характеристика предмета

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Изучение экономики и применение её принципов помогают ответить на многие ответы. Школьники смогут лучше узнать себя, свои потребности и возможности.

Им станет понятнее, как и почему различные явления и тенденции современной экономической жизни могут отразиться на личных делах и планах. Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового, зарождающегося класса предпри­нимателей, их нравственности, гражданской позиции и высокой культуры.

Предпринимательству необходимо учить и учиться — это путь не только к личному благосостоянию, но и к процветанию всего общества. Поэтому изучение предпринимательства, обучение и воспитание потенциальных предпринимателей является одной из важных задач современной школы.

Школа с надвигающимся на нее рынком должна стремиться к тому, чтобы каждый юноша и девушка еще на школьной скамье, а затем и на скамье вуза или другого образовательного учреждения учились честно зарабатывать деньги. И этому надо учить. Учить должны учителя (препо­даватели), владеющие навыками предпринимательства, не только теоре­тически, но и практически.

Практический опыт педагоги должны приобретать на данном этапе развития школы, непосредственно принимая участие совместно с учащи­мися в организации и осуществлении предпринимательской деятельности в образовательном учреждении, начиная с нулевого этапа — поиска и вы­работки предпринимательской идеи, получения реального заказа на про­изводство того или иного вида товара или услуги и до заключительного — реализации готовой продукции потребителю (заказчику), получения и правильного распределения прибыли: на развитие дела, увеличение сво­его дохода и дохода учащихся. Такой путь позволяет воспитывать и развивать у учащихся желание и умение производить конкурентоспособные товары, оказывать услуги, рисковать, правильно принимать решения и с пользой реализовывать свои творческие возможности, что в конечном итоге и является предпринима­тельством.

Но что такое предпринимательство? С чего оно начинается? Кто та­кой предприниматель? Что собой представляет карьера предпринимателя? Эти вопросы все чаще возникают, отражая возросший интерес к данной области деятельности во всем мире. Ответов на эти вопросы существует множество, и разные люди вкладывают в них разный смысл, концепту­ально выделяя в них те или иные аспекты.

Однако, несмотря на все разли­чия этих аспектов, в них есть много общего — все они указывают на такие принципы предпринимательства, как: новаторство, свобода деятельности, самостоятельность, риск и ответственность, постоянный поиск новых идей, средств, контрактов, связей, нужных людей и личную заинтересо­ванность предпринимателя в успехе.

А успеха добивается тот, кто к нему стремится.

Практическая направленность элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» поможет преподавателям в подготовке к активным формам ведения занятий с учащимися 10-11 классов, которые приобретут не только необходимые теоретические , но и практические навыки по организации собственного дела, продуцированию и бизнес- проработке предпринимательских идей. Курс призван помочь молодежи определиться с будущей профессией, овладев азами организации собственного дела. По мере знакомства с основными экономическими законами и принципами они постепенно начнут применять их и вскоре поймут, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться так же, как и многому другому. Усваивая фундаментальные понятия и темы, выполняя задания, отвечая на вопросы, принимая участие в обсуждениях, школьники обнаружат, что в основе многих процессов социально-экономической реальности лежат четкие и определенные закономерности, описанные в экономической науке.

Актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами: переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся; недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.

Работа строится на принципах:

Междисциплинарности; научности и доступности; личностно-деятельностного подхода; гуманизации. В логику построения программы курса заложен принцип первоначального формирования самых общих знаний и представлений об экономической системе и ее взаимодействии с общественно-политической системой, о роли экономики в жизни и деятельности людей.

Принципиальной особенностью преподавания курса «Организация и бизнес — планирование собственного дела» является сочетание различных форм и методов обучения, включая лекционную форму подачи наиболее фундаментальных положений, проведение деловых игр, моделирующих конкретные ситуации.

Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянно высокий интерес у учащихся курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки работы в коллективе.

Программа предусматривает также и самостоятельную работу учащихся выполнение коллективных заданий, например, в форме разработки бизнес-планов, написании рефератов, заполнения анкет; схем предпринимательского риска; основ бухучета, составления смет.

В ходе изучения материала курса целесообразно составление словаря экономических терминов и понятий, которые изучаются на занятиях и самостоятельно. отдельных тем их количество часов, выделяемых для изучения, не должно рассматриваться как жестко заданные.

Каждый преподаватель обладает правом варьировать эти параметры с учетом особенностей учащихся, уровня их развития, экономической грамотности, круга интересов, а также собственной позиции.

В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов.

Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям старшеклассников, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить, поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.

Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией. В курсе широко используются материалы, разработанные сотрудниками Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых – Junior Achievement Russia» и сотрудниками Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО).

3.Место учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ№1 ст. Выселки на изучение предмета «Бизнес-планирование» в 10-11 классе отводится 68 часов (34 часа в 10 классе -1 час в неделю, 34 часа в 11 классе – 1 час в неделю).

ГлаваI. Введение в экономику свободного предпринимательства. (2ч)

и организация бизнес-планирования на предприятии.

Теоретические основы бизнеса. Бизнес и предпринимательство. Основные участники бизнеса. Государственное регулирование рынка. Интрапренерство. Факторы благоприятного предпринимательского климата.

Глава 2 Роль предпринимательства в российской экономике.

(2ч)

Сущность и значение бизнес-планирования в управлении организацией. Функции управления предприятием. Планирование. Бизнес-планирование.

Глава 3 Предпринимательство – основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности. (2ч)

Организация процесса бизнес-планирования в организации. Основные элементы бизнес-планирования. Презентация бизнес-плана. Схема аудита бизнес-плана.

Глава 4 Общие предпосылки и процедура создания собственного дела. (3ч)

Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана. Процесс разработки бизнес-плана. Цели бизнес-планирования. Функции бизнес-плана. Одноточечная и многоточечная организации.

Глава 5 Как искать свою нишу на рынке? Возможные источники и методы выработки предпринимательских идей.(4)

Отличие бизнес-плана от других плановых документов. Отличие ТЭО от бизнес-плана. План экономического и социального развития. Отличие бизнес-плана от инвестиционного проекта и стратегического плана.

Глава 6 Бизнес-планирование – новое явление в экономике России, важнейший этап в деятельности предпринимателя. (6ч) Структура и содержание разделов бизнес-плана. Структура бизнес-плана. Информация, необходимая для организации нового предприятия.

Глава 7 Как исследовать потенциальный рынок? Составляющие исследования рынка (2ч)

Общая характеристика организации. Титульный лист. Меморандум о конфиденциальности. Резюме.

Глава 8 Первоначальная оценка стартового капитала и упрощенные методы проработки предпринимательской идеи. (2ч)

Понятие об общей идее бизнес-плана. Характеристика видов продукции. Описание товарных видов продукции. Потребительские свойства продукции. Характерные признаки продукции. Описание продукции.

Глава 9 Прогноз прибылей и убытков будущей фирмы. Составление сметы. (6ч)

Описание предприятия и отрасли. описания предприятия. Анализ и перспективы развития отрасли.

Глава 10 Финансовый план движения денежных средств при оценке перспективности идеи создания собственного дела. (2ч)

План маркетинга. Классификация рынков. Основные задачи маркетингового исследования рынка. Сегментирование рынка. Средства рынка. План сбыта продукции (услуг) предприятия.

Глава 11 Маркетинг в деятельности предпринимателя. , сущность, основные принципы и концепция. (2ч)

Программа производства и реализации продукции. Принятая технология производства. Поэтапное направление производства продукции. Производственный потенциал.

Глава 12 Основные правила разработки и вывода товара на рынок. Жизненный цикл товара. (4ч)

Поставщики сырья и материалов. Численность работников и затраты на оплату труда. Производственный процесс. Требования к персоналу организации. Деление персонала работников организации. Фонд заработной платы.

Глава 13 Менеджмент в деятельности предпринимателя. Основные понятия, цели, задачи, принципы. (6ч)

Годовые затраты на выпуск продукции. Себестоимость единицы продукции. Общая стоимость производства продукции. Материалы. Ресурсы. Смета расходов. Капитальные вложения. Основные средства. Оборотные средства. Объекты сбыта.

Глава 14 Управление финансами малого предприятия и налогообложение. (2ч)

Организационный план. Отчёт о прибылях и убытках. Организационная структура предприятия. Балансовая ведомость. Отчёт о движении денежных средств. Формы и методы финансирования проектов.

Глава 15 Правовое обеспечение предпринимательства. (2ч)

Эффективность бизнес-плана. Инвестиционные вложения. Срок окупаемости. Точка безубыточности. Бюджетный эффект. Переменные и постоянные затраты.

Глава 16 Возможные предпринимательские риски и меры борьбы сними. (1ч)

Возможные потери (риски) при реализации плана. График выполнения работ (календарный план). Варианты для предотвращения рисков. Потери предприятия. Данные календарного плана.

Глава 17 Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом» — упражнение тренинг

Значение бизнес-планирования в развитии современного предприятия. (20ч)

5. Тематическое планирование

№ урокаНаименование разделов и темАвторскаяпрограммаРабочая программа
10 класс10 класс11 класс
1Введение в экономику свободного предпринимательства.22
2Роль предпринимательства в российской экономике.22
3Предпринимательство – основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности.22
4Общие предпосылки и процедура создания собственного дела.33
5Как искать свою нишу на рынке? Возможные источники и методы выработки предпринимательских идей.44
6Бизнес-планирование – новое явление в экономике России, важнейший этап в деятельности предпринимателя.66
7Как исследовать потенциальный рынок? Составляющие исследования рынка22
8Первоначальная оценка стартового капитала и упрощенные методы проработки предпринимательской идеи.22
9Прогноз прибылей и убытков будущей фирмы. Составление сметы.66
10Финансовый план движения денежных средств при оценке перспективности идеи создания собственного дела.22
11Маркетинг в деятельности предпринимателя. , сущность, основные принципы и концепция.22
12Основные правила разработки и вывода товара на рынок. Жизненный цикл товара.413
13Менеджмент в деятельности предпринимателя. Основные понятия, цели, задачи, принципы.66
14Управление финансами малого предприятия и налогообложение.22
15Правовое обеспечение предпринимательства.22
16Возможные предпринимательские риски и меры борьбы сними.11
17Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом» — упражнение тренинг2020
Итого:683434

6.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Литература для учащихся:

1. Прикладная экономика (учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых — Junior Achievement Russia». — 4-е изд. — М.: Поли-экспресс, 2011. 201с.

2. Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2010. 243 с.

Прикладная экономика (сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. М.: Поли-экспресс, 2011.321 с.

Литература для учителя:

1.Равичев С. и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 2011.342 с..

  1. Прикладная экономика (учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». 4-е изд. М.: Поли-экспресс, 2011. 298 с.

  2. Экономика (базовый курс): И.В Липсиц. – М., «Вита пресс»,2012..445 с.

4. Камински Х., Кайзер Ф. Методика преподавания экономических дисциплин. Санкт-Петербург. 2010. 339 с.

5. Симонов В. Педагогика. Волгоград. 2010.215с.

6. Прутченков А. Деловые игры и практикум по экономике. М.: ИНФРА-М, 2010.456 с.

7. Райзберг Б. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр по экономике. М.2009. 290 с.

8. Матирков В. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. М. 2012 . 211 с.

9. Гомола А. Практические задания и тесты по дисциплинам для специальности «Экономика и бухгалтерский учет, М. 2012.498 с.

10. Электронные ресурсы

.http://ecsocman.hse.ru/search/?kw =16034231

.http://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/delovye-igry-na-urokakh-ekonomiki

.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%E8%E3%F0

10http://festival.1september.ru/articles/subjects/26

http://natik.rusedu.net/post/416/1990

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО №1 заместитель директора по УВР

учителей обществоведческого цикла _________Н.Ю.Алексеенко

от 30 августа 2016 года 30 августа 2016 года

_____О.С.Лысенко

10

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/rabochaia-programma-kursa-biznes-planirovanie.html

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного образования.

Программа «Основы бизнес – планирования» осуществляется в рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 — 2013 годы (Распоряжение Правительства УР от 28.01.2008 N 42-р).

Данный курс разработан для учащихся 9-х классов на основе программы «Основы бизнеса» по редакцией Ю.Б. Рубина серии «Непрерывное образование» издательства «Московская финансово – промышленная академия».

Также курс включает материалы информационно-аналитического обзора международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников, основанного на работах М. Сизовой, Л.Мургулец, Н. Калининой, И.

Гришиной, М. Бакиной и др.

Цель данной программы: ознакомить учащихся 9-х классов с основами бизнес – планирования.

Задачидля её достижения поставлены следующие:

  1. Дать представление учащимся о предпринимательской деятельности (бизнесе);

  2. Дать представление об особенностях предпринимательского мышления, личностных качеств и способностях предпринимателя;

  3. Помочь учащимся выявить собственные личностные качества и способности, позволяющие успешно заниматься предпринимательской деятельностью;

  4. Научить подростков основам целеполагания;

  5. Дать представление учащимся о бизнес – идее, бизнес – проекте и бизнес – плане;

  6. Дать представление о структуре и этапах бизнес – плана;

  7. Научить учащихся составлять бизнес – план.

Актуальность данной программы

В современном обществе одной из актуальных задач развития является переход к новым образовательным ориентирам и технологиям, инновационной политике в образовании.

Инновации связаны с информатизацией жизни общества и образовательного пространства, новыми подходами к процессу обучения, социальным партнерством, компетентностным и личностно-ориентированным подходами, государственно-общественным управлением в образовании.

Необходимость изменений в образовании диктует сама жизнь, которая полна неопределённости и постоянно возникающих новых проблем или возможностей.

Знания, которые сейчас получают учащиеся, как показывает статистика, устаревают в течение 5-7 лет, постоянно появляются новые знания и технологии.

Ситуации в жизни и экономические условия меняются так быстро, что больше нет необходимости учить путём запоминания фактов и деталей.

В настоящее время успеха в жизни часто добиваются совсем не те ученики, которых считали лучшими в школе, и на которых учителя возлагали большие надежды. Учёные шведского университета Вэксио в конце 70-г.г. XX века исследовали механизмы, которые обеспечивают успешность человеку в современном мире.

Оказалось, что наибольший процент тех, кто получил в дальнейшем хорошее академическое образование, стал топ — менеджером крупной компании или предпринимателем, приходится на бывших панк-рокеров, которые никогда не были отличниками.

Объяснялось это тем, что рокерам никто не помогал и их никто не поддерживал, поэтому они сами находили места для репетиций, организовывали свои концерты, записывали свои пластинки и создавали музыкальные клубы.

Вопреки общественному мнению они находили и реализовывали возможности, что помогало им выстраивать впоследствии свою карьеру или развивать бизнес [18].

Умение видеть возможности и оптимально использовать их, дух предприимчивости, честолюбие и упорство нужны везде и не только в собственном бизнесе, но и при работе в большой корпорации или в политике, социальной некоммерческой организации. Как утверждал Дарвин: “Выживают не самые сильные виды и не самые умные, но те, которые лучше всего приспосабливаются к изменениям”[18].

Постоянные изменения и устаревание знаний приводят к необходимости непрерывного образования в течение всей жизни, приобретения навыков самостоятельного обучения, развития предпринимательского мышления, которое предполагает способность к решению возникающих проблем, способность находить и реализовывать новые возможности, используя имеющиеся ресурсы [18].

Аналогичная задача стоит перед средней школой не только в России, но и во всех странах с развитой экономикой.

Школа как консервативный институт передачи опыта и знаний от поколения к поколению в том виде, как он существовал долгие годы, уже не соответствует требованиям времени.

При этом во многих западных странах есть уже опыт обучения предпринимательству или обучения через предпринимательство, который может быть полезен для России, чтобы не изобретать свой велосипед и двигатель предпринимательства для молодежи [18].

Часто приходится слышать, что предпринимательству невозможно научить. Человек должен обладать соответствующими талантами от рождения. Ссылаясь на статистику, говорят, что только 3-5% людей могут стать успешными предпринимателями.

При этом все дети рождаются в широком смысле предприимчивыми. Они идут на риск, с великим упорством стремятся добиться своих целей, используя все доступные возможности.

К сожалению, вся система воспитания, а потом система школьного образования пока не дает возможности развивать такой способ мышления и поведения. Постепенно дети приобретают страх провала, страх негативной социальной оценки предприимчивости.

Поэтому программы обучения школьников основам предпринимательства просто необходимы хотя бы для того, чтобы расширить возможности подрастающего поколения успешно адаптироваться в современных условиях [18].

Методологическая основа программы

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 17 академических часов с периодичностью 1 раз в неделю.

программы построено по блочно – модульному принципу и включает следующие разделы:

  1. Введение в предпринимательскую деятельность;

  2. Психология предпринимателя;

  3. Теоретические основы бизнеса;

  4. Теоретические основы бизнес – планирования;

  5. Практикум по бизнес – планированию.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • психодиагностические методы (тесты, анкеты на определение личностных качеств и способностей, способствующих предпринимательской деятельности и т.д.);

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, тренинг).

В программе используются следующие психодиагностические методы:

  1. Тест «Капитан, рулевой или пассажир»;

  2. Тест «Богатство: мечта или реальность;

  3. Тест «Ваши предпринимательские способности»;

  4. Тест «Способны ли Вы самостоятельно вести дело»;

  5. Тест «Ваши деловые перспективы»;

  6. Тест «Способны ли Вы решить свои проблемы».

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.

Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.

На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в групповой работе или дискуссии.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, видеоматериалы.

Ожидаемые результаты

В разделе«Введение в предпринимательскую деятельность»учащиеся будут иметь представление о:

  • целях и задачах курса;

  • понятиях «бизнес» и «предпринимательская деятельность»;

  • статусах с точки зрения финансовой защищённости.

Учащиеся научатся:

  • называть отличительные признаки предпринимательской деятельности;

  • определять статус с точки зрения финансовой защищённости.

В разделе «Психология предпринимателя» учащиеся будут иметь представление о:

  • особенностях предпринимательского образа мышления;

  • личностных качествах и способностях предпринимателя.

Учащиеся научатся:

  • определять особенности своего образа мышления;

  • выявлять собственные личностные качества и способности, способствующие занятию предпринимательской деятельностью.

В разделе «Теоретические основы бизнеса» учащиеся будут иметь представление о:

  • прагматической, позитивной и критической концепциях бизнеса;

  • объектах и субъектах бизнеса, типах субъектов бизнеса;

  • конкуренции и конкурентноспособности;

  • деловых и общественных интересах;

  • понятиях «сделка», «рынок», «сектор и сегмент рынка», «цена», «прибыль», «капитал»;

  • принципах бизнеса;

  • видах бизнеса;

  • понятиях «физическое» и «юридическое лицо»;

  • критериях разграничения субъектов бизнеса;

  • понятиях «предпринимательская фирма», «учредительные документы», «учредительный договор», «процедура регистрации», «устав фирмы».

Учащиеся научатся:

  • называть типы объектов и субъектов бизнеса;

  • называть деловые и общественные интересы;

  • разграничивать субъекты бизнеса по количественным и качественным критериям;

  • называть основные учредительные документы.

В разделе «Теоретические основы бизнес – планирования» учащиеся будут иметь представление о:

  • понятиях «бизнес – идея», «бизнес – проект», «бизнес – план»;

  • стратегическом и оперативном бизнес – планировании;

  • структуре и функциях бизнес – плана;

  • этапах бизнес – планирования.

Учащиеся научатся:

  • придумывать и обсуждать бизнес — идеи;

  • отличать стратегическое и оперативное бизнес – планирование;

  • называть структуру, функции и этапы бизнес – планирования.

В разделе «Практикум по бизнес – планированию» учащиеся будут иметь представление о:

  • требованиях к составлению бизнес – плана.

Учащиеся научатся:

  • разрабатывать и представлять с использованием медиа — презентации бизнес – план проекта своей группы.

Материалы и оборудование

Для занятий учащимся потребуются ручки, цветные карандаши или фломастеры, тетрадь (12 или 18 листов), CD – диск или флэш – диск для записи медиа — презентации.

Для занятий педагогу потребуются бланки ответов и стимульный материал используемых тестов для каждого учащегося, оборудование для показа медиа – презентации (компьютер или ноутбук, проектор и экран или интерактивная доска), диск с медиа — презентациями курса, бумага формата А – 4, маркеры или фломастеры.

Оценка результатов обучения

При оценке результатов обучения по данной программе используется зачётная системаоценивания в объёме курса.

Форма аттестации учащихся – защита проектной работы (бизнес – плана) – предполагает наличие письменного отчёта и устного выступления, сопровождаемого компьютерной презентацией.

Учащиеся работают над выполнением проекта в малых группах по 2-3 человека, что предполагает равномерное распределение нагрузки с учётом индивидуальных склонностей и возможностей каждого из членов группы.

17

Краткое содержание занятий программы «Основы бизнес — планирования»

используемые в занятии

1.

Введение в предпринимательскую деятельность

1) Вводное слово о целях, задачах курса, организационных моментах, важности знания основ предпринимательской деятельности в современных условиях;

2) Мозговой штурм. Чем отличается предпринимательская деятельность от другой трудовой деятельности?;

3) Презентация: «Статусы с точки зрения финансовой защищённости»;

4) Тест «Богатство: мечта или реальность»

(Приложение 1);

5) Обработка и обсуждение результатов теста;

6) Завершение занятия.

2. Психология предпринимателя

2.1.

Личностные качества предпринимателя

1) Тест «Капитан, рулевой или пассажир»

(Приложение 2);

2) Обработка и обсуждение результатов теста;

3) Мозговой штурм. Какие личностные качества нужны предпринимателю?;

4) Тест «Способны ли Вы самостоятельно вести дело» (Приложение 3);

5) Обработка и обсуждение результатов теста;

6) Завершение занятия.

2.2.

Предпринимательские способности

1) Тесты «Предпринимательские способности» и «Ваши предпринимательские способности» (Приложение 4);

2) Обработка и обсуждение результатов тестов;

3) Мозговой штурм. Какие способности можно назвать предпринимательскими способностями?;

4) Обсуждение и завершение занятия.

2.3.

Особенности предпринимательского мышления

1) Тест «Способны ли Вы решить свои проблемы?» (Приложение 5);

2) Тест «Ваши деловые перспективы» (Приложение 6);

3) Обработка и обсуждение результатов теста;

4) Презентация: «Особенности предпринимательского мышления»;

5) Обсуждение и завершение занятия.

2.4.

Философия успеха

1) Анкета «Успех и успешный человек»

(Приложение 7);

2) Обсуждение результатов анкеты;

3) Презентация «Мировоззрение успешного человека»;

4) Обсуждение и завершение занятия.

2.5.

Основы целеполагания

1) Упражнение «Колесо жизни» (Приложение 8 );

2) Обсуждение результатов;

3) Презентация: «Основы целеполагания»;

4) Упражнение «Моя цель № 1» (Приложение 9);

5) Обсуждение и завершение занятия.

3. Теоретические основы бизнеса

3.1.

Концепции бизнеса

1) Презентация: «Позитивная, критическая и прагматическая концепции бизнеса»;

2) Работа в группах. Выделение основных положений позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса;

3) Обсуждение и завершение занятия.

3.2.

Принципы и признаки бизнеса

1) Презентация: «Принципы и признаки бизнеса»;

2) Работа в группах. Выделение принципов и признаков бизнеса;

3) Обсуждение и завершение занятия.

3.3.

Объекты и субъекты бизнеса

1) Презентация: «Объекты и субъекты бизнеса»;

2) Работа в группах. Выделение объектов и субъектов бизнеса;

3) Обсуждение и завершение занятия.

3.4.

Критерии разграничения субъектов бизнеса

1) Презентация: «Критерии количественного и качественного разграничения субъектов бизнеса»;

2) Работа в группах. Определение критериев разграничения субъектов бизнеса;

3) Обсуждение и завершение занятия.

3.5.

Предпринимательская фирма: правовая форма и учредительные документы

1) Презентация: «Предпринимательская фирма: правовая форма и учредительные документы»;

2) Работа в группах. Ознакомление с образцами учредительных документов фирмы;

3) Обсуждение и завершение занятия.

4. Теоретические основы бизнес — планирования

4.1.

Виды предпринимательского бизнеса

1) Презентация: «Виды предпринимательского бизнеса»;

2) Работа в группах. Определение видов предпринимательского бизнеса;

3) Обсуждение и завершение занятия.

4.2.

Бизнес – идея, бизнес – проект и бизнес – план

1) Презентация: «Бизнес – идея, бизнес – проект и бизнес – план»;

2) Работа в группах. Определение бизнес – идеи для своего проекта;

3) Обсуждение и завершение занятия.

4.3.

Структура бизнес – плана

1) Презентация: «Структура бизнес – плана»;

2) Работа в группах. Определение структуры бизнес — плана своего проекта;

3) Обсуждение и завершение занятия.

4.4.

Этапы бизнес — плана

1) Презентация: «Этапы бизнес – плана»;

2) Работа в группах. Определение этапов бизнес — плана своего проекта;

3) Обсуждение и завершение занятия.

5. Практикум по бизнес — планированию

5.1.

Составление бизнес – плана проекта

Работа в группах. Завершение составления бизнес – плана своего проекта и оформление презентации.

5.2.

Защита проекта

Защита учащимися презентации своего проекта.

Литература

1. Абчук В.А. 12 шагов к собственному бизнесу. – М.: Эксмо, 2010.

2. Елкин В.В. Основы бизнеса. Учебное пособие. – СПб., 2004.

3. Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Экспериментальная работа в школе по теме «Основы предпринимательской деятельности». Создание экономической практико-ориентированной среды в Москве // ЭШ. – 2007. – № 3.

4. Кийосаки Р. Богатый папа. Бедный папа. – М.: Попурри, 2011.

5. Кийосаки Р. Квадрант денежного потока. – М.: Попурри, 2011.

6. Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/

7. Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2004.

8. Основы бизнеса / под ред. Рубина Ю. Б. – М.: МФПА. Непрерывное образование, 2010.

9. Основы бизнеса – компьютерная реализация. http://osnbisn.narod.ru/

10. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М., 2004.

11. Сборник психологических тестов / Сост.: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук .- Казань: КНПО ВТИ, 2007.

12. Турусин Ю. Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент. – М., 2003.

13. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия. – М., 2003.

14. Административно-управленческий портал AUP.Ru http://www.aup.ru/

15. Журнал «Эксперт». http://www.expert.ru/

16. http://festival.1september.ru/articles/573389/

Источник: https://infourok.ru/rabochaya-programma-kursa-osnovi-biznes-planirovaniya-1024769.html

Scicenter1
Добавить комментарий