Познание и нравственность: Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными

rrumagic.com

Познание и нравственность:  Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными

Философия — теоретически осмысленное мировоззрение. Слово «теоретически» употреблено здесь расширительно и подразумевает интеллектуальную (логическую, концептуальную) проработанность всего комплекса проблем мироосмысления.

Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере (методе) решения различных проблем. Философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Если сравнить это определение с данным ранее определением мировоззрения, станет ясно, что они похожи.

И это не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько своим предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, мы употребили такие понятия, как теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских и иных) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не мифотворчество или наивную веру, не расхожие мнения или сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Мир и человек

В мировоззрении вообще, а в философской его форме в особенности, всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» — формирование той или иной картины мира, универсума — и, с другой стороны, его обращение «внутрь» — к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Р. Декарта, вещь мыслящая, страдающая и т. д.). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчастным, испытывать чувство долга, укоры совести и т. д. «Полюсами», создающими «поле напряжения» философской мысли, выступают мир «внешний» по отношению к человеческому сознанию и мир «внутренний» — психологическая, субъективная, духовная жизнь. Различные соотношения этих «миров» пронизывают всю философию.

Возьмем, к примеру, характерные философские вопросы.

Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное вкусовое ощущение человека? А красота? Принадлежит ли она предметам природы, искусным творениям мастеров или продиктована субъективным чувством прекрасного, человеческой способностью созидать, воспринимать красоту? Еще вопрос: что такое истина? Нечто объективное, не зависящее от людей или же познавательное достижение человека? Или, например, вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека, но вместе с тем он не может быть решен без учета реалий, неподвластных его воле, реалий, с которыми люди не могут не считаться. Наконец, обратимся к понятию общественного прогресса. Связан ли он только с объективными показателями развития экономики и другими или же включает и «субъективные», человеческие аспекты? Все эти вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. И это общая черта философских размышлений.

Не случайно тот же общий стержень можно выявить и в перечне вопросов, приведенных английским философом Бертраном Расселом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель?..

Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели?…Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии» [1].

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы», «пункты напряжения» — мир и человек. Для философской мысли существенно не раздельное рассмотрение этих полюсов, а постоянное их соотнесение.

В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех размышлений.

Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в «силовом поле» между этими полюсами, «заряжены», направлены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Это подводит нас к выводу, что большая многоплановая проблема «мир — человек» (у нее много обличий: «субъект — объект», «материальное — духовное» и другие), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии.

Основной вопрос философии

Уже давно было подмечено, что философская мысль тесно связана с тем или иным соотнесением духа и природы, мысли и действительности.

И в самом деле, внимание философов постоянно приковано к многообразным отношениям человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, связано с уяснением принципов практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира.

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, сложились два противоположных направления мысли. Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идей, получило название идеализма. В ряде моментов он перекликается с религией.

Философы же, бравшие за основу природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке, жизненной практике, здравому смыслу. Существование этих противоположных направлений — факт истории философской мысли.

Однако изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почему и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле.

Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и нередко бывало так, что в течение долгого времени этот вопрос четко не ставился, не обсуждался философами. Полярность «материальное — духовное» то выступала отчетливо, то отступала в тень. Ее «стержневая» роль для философии была осознана не сразу, для этого потребовались долгие века.

В частности, она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (XVII–XVIII века), ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук — с другой. Но и после этого философы далеко не всегда характеризовали соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего.

Не секрет, что большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно данного вопроса. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Французский мыслитель XVIII века К. А.

Гельвеций важнейшим делом, великим призванием философии считал решение вопроса о путях достижения людьми счастья. По убеждению нашего соотечественника Д. И.

Писарева (XIX век), главное дело философии — решать всегда насущный «вопрос о голодных и раздетых людях; вне этого вопроса нет решительно ничего, о чем стоило бы заботиться, размышлять, хлопотать» [1]. Французский философ XX столетия Альбер Камю считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни.

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема-проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно» [2].

Но может ли рассматриваться в качестве основного вопрос, который вообще не формулируется большинством философов? Может быть, он вводится post factum (задним числом) в целях классификации философских позиций и направлений? Одним словом, особое место в философии вопроса об отношении духовного и материального не очевидно, его нужно пояснить, теоретически обосновать.

По крайней мере ясно одно: вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными вопросами. Он носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

Важно понять, что полярность «материальное — духовное», «объективное — субъективное» составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса или размышления, независимо от того, отдают ли себе в этом отчет те, кто философствуют.

Притом эта полярность далеко не всегда выливается в вопрос, а с переводом в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Вот почему эти понятия, значимые лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

В самом деле, наиболее общими предпосылками человеческого существования служат наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны, и людей — с другой.

Все же остальное оказывается производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Из многообразия отношений «мир — человек» можно выделить три основных: познавательные, практические и ценностные отношения.

В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком «всемирно-гражданском» ее смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? [1]

Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них.

Философское познание

Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь, — это вопрос: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия — не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области научных знаний и практики.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления — первых зрелых форм теоретической мысли.

Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже, притом в разное время, и этот процесс продолжается поныне.

Отсутствие на протяжении веков научно-теоретических знаний о многих явлениях действительности, резкие различия в уровне развития наук, постоянное существование разделов науки, не имеющих сколько-нибудь зрелых теорий, — все это создавало потребность в познавательных усилиях философских умов.

При этом на долю философии выпали особые познавательные задачи. В разные периоды истории они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые их черты.

В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание.

Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берет на себя постижение самых общих принципов, начал всего сущего. И.

Кант усматривал основную задачу философского познания в синтезе разнообразных человеческих знаний, в создании их всеохватывающей системы. Отсюда важнейшим делом философии он считал две вещи: овладение обширным запасом рациональных (понятийных) знаний и «соединение их в идее целого». Лишь философия способна, по его убеждению, придать «всем другим наукам систематическое единство» [2].

Правда, это не конкретное задание, с которым нужно справиться в обозримое время, а идеальный ориентир познавательных притязаний философа: как бы удаляющаяся по мере приближения к ней линия горизонта.

Философской мысли присуще рассмотрение мира не только в малом «радиусе», ближнем «горизонте», но и во все более широком охвате с выходом в неведомые, недосягаемые для человеческого опыта области пространства и времени. Свойственная людям любознательность перерастает здесь в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире.

Такая склонность присуща в той или иной степени каждому человеку. Наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте. По сути, речь идет о способности интеллекта к сверхопытному знанию. Это подчеркнул И.

Кант: «…человеческий разум… неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума и заимствованные отсюда принципы…» [3] В самом деле, никаким опытом нельзя постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества) объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Опыт не дает такого знания, а философская мысль, формируя общее миропонимание, обязана как-то справиться с этой сложнейшей задачей, по крайней мере постоянно прилагать к этому свои усилия.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, либо в принципе, навсегда, оказывались вне компетенции и поля внимания конкретных наук.

Вспомним кантовский вопрос «Что я могу знать?» Это вопрос не столько о том, что мы знаем о мире, сколько о самой возможности познания.

Его можно было бы развернуть в целое «дерево» производных вопросов: «Познаваем ли мир в принципе?»; «Безгранично ли человеческое познание в своих возможностях, или оно имеет границы?»; «Если мир доступен человеческому познанию, то какую часть этой задачи должна взять на себя наука, а какие познавательные задачи выпадают на долю философии?» Возможен также целый ряд новых вопросов: «Как получается знание о мире, на основе каких познавательных способностей людей и с использованием каких методов познания?»; «Как удостовериться в том, что полученные результаты — это добротные, истинные знания, а не заблуждения?» Все это уже собственно философские вопросы, заметно отличающиеся от тех, что обычно решаются учеными и практиками. Притом в них — то завуалированно, то явно — неизменно присутствует отличающее философию соотношение «мир — человек».

В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов — скептицизм и агностицизм (от греч. а — отрицание и gnosis — знание; недоступный познанию).

Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно — такова уж природа философии. Это понимал Кант. Высоко ценя науку и силу философского разума, он все же пришел к выводу о существовании границы познания.

Рациональный смысл в этом часто критикуемом выводе не всегда осознается. Но сегодня он приобретает особую актуальность.

Позиция Канта, по сути, была мудрым предостережением: человек, многое зная, умея, ты все же многого не знаешь, и жить, действовать на границе знания и незнания тебе суждено всегда, будь же осторожен! Предостережение Канта об опасности настроений всезнайства становится особенно понятным в современных условиях. Кроме того, Кант имел в виду и принципиальную неполноту, ограниченность сугубо познавательного освоения мира, о чем тоже все чаще приходится думать сегодня.

Познание и нравственность

Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными задачами. Великие мыслители пронесли это убеждение античности через все последующие века. Ярким его выразителем опять-таки явился Кант. Без знаний, пояснял он, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний [1].

Высоко ценя усилия теоретического разума, он без колебаний вынес на первый план практический разум — то, чему в конечном счете служит философия.

Мыслитель подчеркивал активный, практический характер мировоззрения: «…мудрость… вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании…» [2] Подлинный философ, на его взгляд, — это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом.

Однако Кант в согласии с древнегреческими философами вовсе не считал уместным доверять миропонимание, жизнепонимание стихии повседневного опыта, здравого человеческого рассудка, непросвещенного, наивного человеческого сознания. Он был убежден: для серьезного обоснования и закрепления мудрость нуждается в науке, к мудрости ведут «узкие ворота» науки, и философия всегда должна оставаться хранительницей науки [3].

Философия в самом высоком ее значении воплощает в себе, по Канту, идею совершенной мудрости. Эту идею Кант характеризовал как всемирно-гражданскую, мировую или даже космическую, имея в виду не реальные учения философов, а программу, к которой должна стремиться философская мысль.

В идеале она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего — с нравственными ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования.

Любые цели, всякие знания, их применение философия призвана, по убеждению Канта, согласовывать с высшими нравственными целями человеческого разума. Без этого стержня все стремления, достижения людей обесцениваются, теряют смысл.

В чем же видится высшая цель, главный смысл философских исканий? Вспомним о трех кантовских вопросах, отразивших основные способы человеческого отношения к миру.

Продолжая дальше свои размышления о предназначении философии, немецкий мыслитель пришел к выводу, что, в сущности, все три вопроса можно было бы свести к четвертому: что есть человек? Он писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» [1]. По существу это и есть сжатое определение смысла и значения философского мировоззрения.

Итак, самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) и вместе с тем достоинство, высокий нравственный долг.

Извечные надежды на счастье философ поставил в тесную связь с моральным правом на это, с тем, насколько человек сделал себя достойным счастья, заслужил его своим поведением.

Понятие высших целей человеческого разума сфокусировано у Канта на человеке, нравственных идеалах, проникнуто гуманизмом. Вместе с тем в нем заключены строгие нравственные требования к человеку, выраженные в формулах высшего морального закона и его следствиях.

По убеждению Канта, ориентация на человека и высшие нравственные ценности сообщает философии достоинство и внутреннюю ценность, а также придает ценность всем другим знаниям. Эти мысли глубоки, серьезны и во многом имеют непреходящее значение.

Понимание сути философии в учении И. Канта убеждает в том, что начатый еще в античности поиск мудрости, неразрывной связи человеческого разума и нравственности (вспомним Сократа) не угас. Но размышления о задачах философии на этом не завершились. Более того, время показало, что они вообще не могут быть полностью исчерпаны.

А как же сориентироваться в многообразии взглядов, позиций? Как научиться отличать истинные от ложных? Попытки оценивать философские учения подобной мерой предпринимались в истории философии не раз.

Попробуем же и мы обдумать вопрос о познавательной ценности философского мировоззрения и в этой связи об отношении философии к науке.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/frolov/0/j8.html

Реферат на тему: Проблема познаваемости мира

Познание и нравственность:  Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными

Раздел: Философия     ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком.

Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным.

Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Вследствие этого единственно достойное человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на “ускользающую” сущность.

Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность, человеческого духа. На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие.

В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм (Д. Юм 1711 – 1776) и кантианство (И. Кант 1724 – 1804). Д.

Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными; согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине.

Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений.

Он утверждал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств”. И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания.

Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение “субъективного” и “объективного” в познании.

Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются, а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т.е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – “пространства” и “времени”. Обретая пространственные и временные характеристики, представления затем оформляются посредством категорий рассудка и предстают перед субъектом в качестве явлений, соотносимых с воздействовавшими на органы чувств “вещами в себе”. Сами явления как проявления сущности есть результат взаимодействия объектов и субъектов, но они представляются существующими объективно. В процессе познания мы имеем дело фактически не с “вещами в себе”, а с явлениями; “вещи в себе”, т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной.

Они признавали разум (ra io – разум) основой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации.

Конечно, их познавательная способность ограниченна, но это единственный канал, посредством которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Они доставляют человеку тот минимум информации, который необходим для его рационалистической деятельности.

Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать безграничное, поступательное развитие знания. Литература. 1. В.В. Миронов. Философия. 1998 г. 2. А.П. Алексеев. Краткий философский словарь.

1998 г. 3. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Хрестоматия по философии. 1997 г. 4. Большая Советская Энциклопедия. 5. В. А. Соловьев. Всемирная история.

Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудноP такова уж природа философии. Это понимал Кант. Высоко ценя науку и силу философского разума, он все же пришел к выводу о существовании границы познания. Рациональный смысл в этом часто критикуемом выводе не всегда осознается.

Но сегодня он приобретает особую актуальность.

Позиция Канта, по сути, была мудрым предостережением: человек, многое зная, умея, ты все же многого не знаешь, и жить, действовать на границе знания и незнания тебе суждено всегда, будь же осторожен! Предостережение Канта об опасности настроений всезнайства становится особенно понятным в современных условиях.

Кроме того, Кант имел в виду и принципиальную неполноту, ограниченность сугубо познавательного освоения мира, о чем тоже все чаще приходится думать сегодня. Познание и нравственность Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными задачами. Великие мыслители пронесли это убеждение античности через все последующие века. Ярким его выразителем опять-таки явился Кант

Проблема познаваемости мира обществознание

Философские проблемы в романе Толстого «Война и мир»

Проблема репрезентации в концепции конструирования «возможных миров» Нельсона Гудмена

Глобализация проблемы войны и мира в современном политическом мире

Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук

Проблема экологии и нравственные проблемы повествования в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба»

Проблема познаваемости мира

Сырьевая и энергетическая проблема мира

Экологические проблемы современного мира

Проблемы войны и мира в различных философских и исторических периодах

Проблемы послевоенного устройства мира

Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Проблемы фермерского хозяйства в мире

Мир ценностей и проблема осмысления действительности

Демографическая проблема в мире

Проблема множественности разумных миров и изучение НЛО

Проблемы мира и разоружения

Проблема мигрантов в современном мире

Проблемы религиозного освоения мира. Формирование религиозных представлений

Возрастная проблема в воспроизводстве населения мира

В поисках системы мира

Мир Галактик (Галактики и звездные системы)

Проблема Великого Молчания Внеземных Цивилизаций

Проблемы антропогенного воздействия на биосферу

Проблема происхождения и эволюции человека

Химическое оружие и проблемы его уничтожения в России

Глобальна продовольча проблема

Пищевая промышленность Украины. Проблемы и перспективы развития

Проблемы Аральского моря

Проблемы формирования промышленности европейского севера России

Шпаргалка для сдачи экзаменов по экономической и социальной географии мира

Список столиц государств мира

Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке

Глобальные проблемы человечества. Использование Мирового океана

Глобальные проблемы здоровья человечества

Основные этапы формирования политической карты мира

Некоторые проблемы современных гидрологических исследований на Алтае

Бюджетный дефицит и государственный долг: теория проблемы и ее проявление в российской экономике

Прибуткове оподаткування підприємств, проблеми та шляхи розвитку в Україні

Проблемы налогооблажения в странах переходного периода

Проблемы реформирования налоговой системы в России

Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа

Проблема ограничения административных деликтов от преступления

ЛИЗИНГ: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ

Особенности и проблемы правового регулирования договора строительного подряда

Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ — начале ХХ веков

Проблема Курильских островов в отношениях СССР/России и Японии во второй половине XX-нач. XXI вв.

Государство и проблемы монополий

Актуальные проблемы Украины в 2003-2004годах

Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России

Современные проблемы юрисдикционного иммунитета государства и его собственности в международном частном праве

История налогов: от первобытных времён до античного мира

Актуальные проблемы возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров за пределы РФ

Проблема пользования нелицензионными товарами

Проблема происхождения права

Медицинское страхование в России, проблемы его развития

Правовые системы мира

Проблемы реализации принципа разделения властей, действия системы сдержек и противовесов на примере Российской Федерации

Животный мир как объект охраны и использования

Свинец и проблемы экологии

Роль СМИ в современном мире (The mass media in the life of Society)

Категории рода и одушевленности-неодушевленности и их выражение в некоторых языках мира

Изобретение кинематографа и его влияние на восприятие мира

Художник в мире арт-бизнеса

Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи

История изучения проблемы культуры, предмет культурологии

И.И.Крылов на Кавказских Минеральных Водах. Изучение проблемы

Проблемы теории культуры в отечественной философии (А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили)

Внутренний мир Раскольникова

Художественный мир в романе Виктора Пелевина «Жизнь насекомых»

Поэтический мир Н.С. Гумилева

«Многоликость» внутреннего мира Чичикова /на литературном материале поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»/

Культура, природа, человек. Проблемы и пути их решения

Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»

Проблема истории в художественных произведениях А.С. Пушкина

Высший свет в изображении Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»)

Перевод. Искусство перевода и его проблемы

Женский вопрос в романе «Война и мир»

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского («Дневник писателя», «Сон смешного человека», «Идиот»)

Таинственный фантастический и мистический мир Воланда

Андрей Болконский — Герой романа «Война и мир»

И.И.Крылов на Кавказских Минеральных Водах. Изучение проблемы

Проблема «героя времени»

Усадьба Шахматово в поэтическом мире А.А.Блока

Этические проблемы в фильме Э. Рязанова “Дорогая Елена Сергеевна”

Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование)

Рецензия на монографию по истории древнего мира И.М. Дьяконова «Люди города Ура»

Античный мир (по курсу «Россия в мировой истории») ([Учебно-методическое пособие])

Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты «Правда» в социально-психологическом аспекте проблемы

Экономическая мысль древнего мира

Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной и советской историографии

«Вторая опора» ЕС: проблемы построения и подходы

Проблема интерпретации мифа в аттической трагедии

Телекоммуникационные средства в современном компьютерном мире

Sportster Voice 28.8 Инсталляция & Проблемы и решения

Организация изучения основных алгоритмических конструкций в среде Лого Миры

Вирусы и бактерии. Проблемы СПИДа

Проблемы здоровья детей

Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики

Преступная группа: криминалистические проблемы

Терроризм в современном мире

Проблема смертной казни

Кассационное производство и его проблемы

Влияние деятельности человека на биосферу. Проблемы городских отходов

Экологические проблемы народонаселения

Проблема опустынивания

Проблемы защиты окружающей среды Свердловской области

Компьютер и окружающий мир

Глобальные проблемы человечества: загрязнение водной среды

Психологическая проблема в области экологии

Проблема твердых бытовых отходов. ТБО в Московском регионе

Проблема хозяйственного использования и освоения территорий, подвергшихся радиационному заражению

Проблемы энергетики

Международные природоохранные организации и их роль в современном мире

Экологические проблемы Кубани

Экологические проблемы и международные отношения

Основные экологические проблемы на современном этапе. Экологическое состояние атмосферного воздуха в Белгородской области

Проблемы экологии XXI века и основные аспекты экологических проблем

Проблемы экологической этики и принципы экологического гуманизма

Экологические проблемы ,связаные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти

Озоновый слой — проблема XXI века

Экологические проблемы современности

Экология и проблемы разоружения

Современные экологический проблемы и возможные пути их решения

Глобальные проблемы современности

Проблемы подготовки к экзаменам

Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема

Дети «группы риска» как социально-педагогическая проблема

Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

Проблема методов обучения

Проблемы формирования мотивации учения

Проблемы педагогики

Различные подходы к проблеме объяснения феномена юмора

Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе

Проблема приоритетов в политической деятельности государства

Проблемы ядерного разоружения в 60-е — 80-е годы

Средневековая схоластика и её проблемы

Договора ОСВ 1 и ОСВ2. Проблемы ратификации

Место и роль России в современном мире (З. Бжезинский)

Национальная политика: проблемы, противоречия. Основные пути национально-государственного строительства

Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период

Институт президентства в современном мире

Полная история танков мира

Экологические проблемы на пищевых производствах

Транспортировка продукции предприятий Сибирского Федерального Округа на мировые рынки: проблемы и перспективы

Проблемы профессиональной этики

Проблемы психологической саморегуляции

Проблема адаптации. Стресс и стрессоустойчивость

Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации

Проблема выбора стиля управления руководителем

Проблема решения конфликтных ситуаций

Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)

Изменение Картины Мира у наркозависимых лиц

Психологические проблемы анорексии и булемии

Проблема воздействия телевизионной рекламы на процесс инкультурации в современном российском обществе

Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке

География ислама в современном мире

Религии мира

География религий, влияние религий на мировые проблемы

Анкета по социологии: Проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде

Проблемы народонаселения

Программа прикладного социологического исследования на тему: «Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве»

Демографические проблемы России

Проблемы развода (социологическое исследование)

Молодёжная субкультура: проблемы и пути решения

Проблемы социальной защиты в произведениях художественной литературы 20-30 годов XX века

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

.

Источник: http://www.referat.star-info.ru/info_187854

Scicenter1
Добавить комментарий