Практикум по логике: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер . —

Практикум по логике — Мейдер В.А

Практикум по логике: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер . —

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИКЕ

(ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ)

Составитель д-р филос. наук, проф. В.А. Мейдер

Рецензенты:

д-р филос. наук, доц. В.Л. Гавеля; канд. филос. наук, доц. В.В. Аносова

Печатается по решению кафедры социальногуманитарных дисциплин ВГИ ВолГУ (протокол ¹ 10 от 29.06.98)

Практикум по логике: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 32 с.

Практикум составлен в соответствии с программой курса логики для студентов гуманитарного вуза. В него включены такие логические упражнения, выполнение которых поможет студентам освоить теоретический курс, повысить культуру мышления.

Для студентов гуманитарных вузов.

©Издательство Волгоградского государственного университета, 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Усвоение теоретических основ логики предполагает приобретение навыков и умений в решении логических задач, то есть теория и практика должны составлять единство.

Данный практикум построен в соответствии с госстандартом курса логики для высших учебных заведений в объеме 36 ча- сов. Задачи и упражнения подобраны по всем основным темам теоретического курса.

Решение предложенных в практикуме задач поможет студентам творчески усвоить курс логики и повысить их культуру мышления.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Закон тождества

1. Нарушен ли закон тождества в следующих парах суждений?

а) Водитель автомобиля совершил аварию. — Причина аварии заключается в действиях водителя автомобиля.

б) Завтра будет дождь и холод. — Завтра будет холодно и дождливо.

в) Неверно, что если по проводнику не идет электрический ток, то вокруг него возникает магнитное поле. — По проводнику не идет электрический ток и вокруг него не возникает магнитное поле.

г) Если в этом озере хороший планктон, то в нем размножается рыба. — Неверно, что в этом озере хороший планктон и в нем размножается рыба.

д) Неверно, что этот треугольник равнобедренный и прямоугольный. — Этот треугольник не равнобедренный и он не прямоугольный.

2. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобках?

а) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой).

б) В поселке Игнатьево преступник был задержан (арестован, взят).

в) За время службы в органах милиции лейтенант Петров проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным).

г) Виновность Иванова установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами).

д) При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, взгляды, суждения).

3. Соблюдается ли закон тождества при ответах на следующие вопросы?

à) Какова Ваша специальность?— Я аспирант.

á) В чем состоит практическое значение логики?— Логика изучает правильность мыслей.

â) Каково практическое значение логики? — Знание логики помогает избежать ошибок в рассуждениях.

4. Определите, в чем сущность нарушения требований закона тождества, которые имеются в следующих примерах?

а) Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать, — ехидно заметил тот, — ты всегда из воды сухим выходишь».

б) На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?» «Нет, конечно», — последовал ответ. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, — говорит студент. — Я сегодня не сделал домашнего задания».

â) — Почему Вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.

—Да. Но одни умеют петь, а другие нет.

г) Один студент сказал товарищу:

—Купи сто апельсинов. Я один съем.

—Не съешь.

Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Студент взял один апельсин и съел.

Закон противоречия (непротиворечивость)

1. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

а) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. — Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

б) Некоторые офицеры являются генералами. — Некоторые офицеры не являются генералами

в) Следователь был на месте преступления. — Следователя не было на месте преступления.

г) Эта музыка плохая. — Эта музыка написана выдающимся композитором.

д) Сахар бел. — Сахар сладок.

е) Электрон есть частица. — Электрон есть волна.

ж) Свет имеет корпускулярную и волновую природу. — Неверно, что свет имеет корпускулярную и волновую природу.

2. Выполняется ли требование закона противоречия в приведенных ниже понятиях?

Солнечная ночь, холодный огонь, горячий снег, равносторонний прямоугольный треугольник, круглый квадрат, неправильное правило, ослепительная темнота, таинственная мудрость, сказочная действительность.

3. Находятся ли в противоречии следующие суждения?

Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. — Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

Закон исключенного третьего

1. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными два суждения?

а) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. — Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

б) Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. — Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защиты.

в) Всякая наука имеет свой предмет для исследования. — Ни одна наука не имеет своего предмета исследования.

г) Съемки фильма еще не закончились. — Съемки фильма уже начались.

д) Каждый человек имеет право на образование. — Некоторые люди имеют право на образование.

е) Всякое небесное тело существует в пространстве. — Некоторые небесные тела существуют за пределами обозримого пространства.

ж) Все люди изучали логику. — Ни один человек не изу- чал логику.

2. В каких из приведенных ниже пар понятий проявляется закон исключенного третьего?

à) Революционер — контрреволюционер. á) Грамотный — неграмотный.

â) Верующий — атеист.

ã) Доказуемый — недоказуемый. ä) Убежденный — уверенный.

å) Сообразительный — схватывающий на лету. æ) Обратимый — необратимый.

ç) Агрессивный — воинственный. è) Верующий — неверующий.

Закон достаточного основания

1. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

а) Макеев обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.

б) Студент покраснел, — следовательно, он виноват. в) Эта комната светлая, так как в ней три окна.

г) В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание, но она все же заслуживает хорошей оценки.

д) Судья не может меня судить, так как он сам замешан в данном преступлении.

е) Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, так как я человек с высшим образованием.

ж) Все студенты нашего вуза изучают логику. Петров изу- чает логику, — следовательно, он студент нашего вуза.

з) Перчатку потеряешь — к несчастью. Зеркало разбить — к беде.

2. Установите, является ли первое суждение достаточным основанием для второго?

а) Треугольник, у которого каждый угол равен 60 градусам, называется равносторонним. — Равносторонний треугольник — геометрическая фигура.

б) Он хорошо учится. — Он достоин именной стипендии. в) Кит дышит легкими. — Кит — морское млекопитающее. г) У него плохое материальное положение. — Ему необхо-

димо на экзамене поставить высокую оценку.

д) Данное определение соответствует законам логики. — Данное определение логически правильно.

Логика и язык

1. Выделите одно-, двух-, трех-, … многоместный предикатор из следующих суждений:

а) Громко лающая собака.

б) Спрос рождает предложение. в) Некоторые фигуры плоские.

г) Русский язык — важнейшее средство межнационального общения людей.

д) Невский разгромил немецких рыцарей на льду Чудского озера.

е) Судьба научных открытий зависит от характера общественного строя.

ж) Волгоград расположен между Казанью и Астраханью.

2. Будут ли синонимами следующие понятия:

à) ÿçûê è ðå÷ü; á) сознание è мышление;

â) движение è развитие?

3. Какие из высказываний имеют одинаковую логическую форму?

а) Все элементы первой группы таблицы Менделеева — щелочные металлы.

б) Некоторые ученые — альпинисты.

в) Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности.

г) Все хирурги — врачи.

д) Никто из присутствующих не знает его е) Некоторые жидкости — электропроводные вещества.

4. Выразите суждения в символической форме (на языке логики).

а) Если я вечером пойду в театр или в кино, или в гости, то я не подготовлюсь к семинару, не высплюсь и буду плохо отвечать.

б) «Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо» (В. Маяковский).

в) «Долго ли мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком» (А.С. Пушкин).

г) «Однажды лебедь, рак и щука вести с поклажей воз взялись» (А.И. Крылов).

д) «Еще бы ты более навострился, когда бы у него немножко поучился» (А.И. Крылов).

е) «Назвался груздем — полезай в кузов».

ж) «Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней» (Ж.-Ж. Руссо).

з) «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В.М. Бехтерев).

и) «Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и будут ему послушны» (К.Д. Ушинский).

к) «И добродетель стать пороком может, когда ее неправильно приложат» (Вильям Шекспир).

л) При нарушении служащим дисциплины администрация предприятия обязана взять у него либо устное, либо письменное объяснение.

м) Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности.

н) Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то он рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое.

Понятия

1. Определите содержание и объем следующих понятий:

Существительное, квадрат, товар, четное число, логика, философия, планета Солнечной системы, химический элемент, русалка.

2. Укажите, какое из понятий богаче по содержанию?

Существительное— часть речи; четное число— число; логика

— наука; млекопитающее— животное; правонарушение— преступление; ромб— параллелограмм; равнобедренный треугольник— равносторонний треугольник.

3. Употребляя слова «все», «некоторые», «каждый», укажите отношение по объему между следующими понятиями:

1) Прямоугольный треугольник— равнобедренный треугольник.

2) Равносторонний треугольник— равноугольный треугольник.

3) Прямоугольник— квадрат.

4. Приведите примеры из области арифметики, геометрии или других дисциплин, демонстрирующих следующие логические формы:

а) «Некоторые А есть не В»; б) «Никакое А не есть не В»; в) «Все не А есть В»; г) «Некоторые не А есть В»;

д) «Никакое не А не есть В»; е) «Все не А есть не В»;

ж) «Никакое не А не есть не В»; з) «Некоторые не А есть не В».

5. Найдите общие, единичные и нулевые понятия:

Океан, Зевс, истина, русалка, материя, свобода, женщинакосмонавт, религия, стоимость, книга, комплексное число, лунный свет, созвездие, мужество, родник, квант, красота, городгерой Волгоград, кентавр.

6. Укажите видовые понятия к следующим родовым:

География, треугольник, транспортное средство, предложение, кислота, населенный пункт, студент, металл, стадион, скорость.

7. Найдите ближайшие родовые понятия к следующим видовым:

Адвокат, равносторонний треугольник, мышление, глагол, профессия, береза, город, стул, учебник логики, день, ромб, монархия, демократия, солдат, шар, траектория.

Источник: https://studfile.net/preview/1096661/

Практикум по логике (Задачи и упражнения) (В.А. Мейдер)

Практикум по логике: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер . —

Практикум по логике (Задачи и упражнения) (В.А. Мейдер)

   Практикум составлен в соответствии с программой курса логики для студентов гуманитарного вуза. В него включены такие логические упражнения, выполнение которых поможет студентам освоить теоретический курс, повысить культуру мышления.
   Для студентов гуманитарных вузов.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  3Основные законы логики  4Логические задачи 22Задачи для самоконтроля  28

Список литературы  31

ПРЕДИСЛОВИЕ

   Усвоение теоретических основ логики предполагает приобретение навыков и умений в решении логических задач, то есть теория и практика должны составлять единство.

   Данный практикум построен в соответствии с госстандартом курса логики для высших учебных заведений в объеме 36 часов. Задачи и упражнения подобраны по всем основным темам теоретического курса.

   Решение предложенных в практикуме задач поможет студентам творчески усвоить курс логики и повысить их культуру мышления.

Формат: PDF
Язык: Русский

Скачать
Практикум по логике (Задачи и упражнения) (В.А. Мейдер)

 

Учебники по социальной работе

Скачать: Учебники по социальной работе.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 3

Учебники по социальной работе

Скачать: Учебники по социальной работе.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 4

Учебники по физике

Скачать: Учебники по физике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 5

Учебники по медицине

Скачать: Учебники по медицине.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 6

Учебники по анатомии и физиологии

Скачать: Учебники по анатомии и физиологии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 7

Учебники по биологии

Скачать: Учебники по биологии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 8

Учебники по журналистике

Скачать: Учебники по журналистике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 9

Учебники по биофизике

Скачать: Учебники по биофизике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 10

Учебники по биохимии

Скачать: Учебники по биохимии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 11

Учебники по военному делу

Скачать: Учебники по военному делу.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 12

Учебники по географии

Скачать: Учебники по географии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 13

Учебники по демографии

Скачать: Учебники по демографии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 14

Учебники по зоологии

Скачать: Учебники по зоологии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 15

Учебники по этике и эстетике

Скачать: Учебники по этике и эстетике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 16

Учебники по БЖД

Скачать: Учебники по БЖД.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 17

Учебники по информатике

Скачать: Учебники по информатике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 18

Учебники по астрономии

Скачать: Учебники по астрономии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 19

Учебники по математике

Скачать: Учебники по математике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

0

Учебники по экологии

Скачать: Учебники по экологии.
Учебные пособия, лекции, доклады.

1

Учебники по истории

Скачать: Учебники по истории.
Учебные пособия, лекции, доклады.

2

Учебники по маркетингу

Скачать: Учебники по маркетингу.
Учебные пособия, лекции, доклады.

3

Учебники по бюджетной системе

Скачать: Учебники по бюджетной системе.
Учебные пособия, лекции, доклады.

4

Учебники по педагогике

Скачать: Учебники по педагогике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

5

Учебники по региональной экономике

Скачать: Учебники по региональной экономике.
Учебные пособия, лекции, доклады.

6

Учебники по бизнес-планированию

Скачать: Учебники по бизнес-планированию.
Учебные пособия, лекции, доклады.

Источник: https://studentam.net/content/view/389/2/

Scicenter1
Добавить комментарий