Предпринимательская теория фирмы: Рассмотрение предприятия с точки зрения его роли в экономике, роли

Экономические теории предпринимательства

Предпринимательская теория фирмы: Рассмотрение предприятия с точки зрения его роли в экономике, роли

С исторической точки зрения можно назвать несколько экономических теорий предпринимательства. Первая возникла еще в XVIII в. и была во многом связана с такой категорией, как риск. Французский экономист Р.

Кантильон первым выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Он также обратил внимание на новое явление и ввел в оборот само понятие «предприниматель».

Фигура предпринимателя рассматривается уже несколько обособленно от статуса собственника.

Вторая теория связана с выделением инновационности как основной отличительной черты предпринимательства.

Основоположник данного направления — один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер, который рассматривал предпринимателя в качестве центрального элемента экономического развития. Используя целую комбинацию факторов производства, предприниматель, по его мнению, призван «..

.делать не то, что делают другие» и «…делать не так, как делают другие». Отметим, что право собственности на имущество не является для ученого признаком предпринимательства.

Разрушение монофигуры собственника и предпринимателя стало происходить в период появления кредита. Так, любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он запускает в экономический оборот. Его собственность, как правило, ограничивается уставным фондом и собственным капиталом.

И, наконец, третья теорияотличается сосредоточением внимания ученых-экономистов (Л. Мизеса, Ф. Хаека, И.

Карцнера) на особых личностных качествах предпринимателя (например, способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений и т.д.

) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе. Как пишут Л. Мизес и Ф. Хаек, «…делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать из множества…

возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются». При этом фигура предпринимателя характеризуется специфическими деловыми качествами, а также особой психологией и мотивацией поведения.

По мнению специалистов, современный этап развития теорий предпринимательства связан с появлением новой «четвертой волны», суть которой — перенос основного акцента на управленческую функцию предпринимательства. Таким образом, феномен предпринимателя еще в большей мере отдаляется от фигуры собственника; в бизнесе колоссально повышается самостоятельная роль управленцев.

В научной среде предпринимательство с точки зрения экономической определенности принято рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.

Предпринимательство — особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Главное место здесь принадлежит личности предпринимателя. Его должны отличать особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер труда.

Не случайно один из крупных мыслителей нынешнего времени, О. Шпенглер, пишет: «…

для нас организатор, изобретатель и предприниматель являются творящей силой, которая воздействует на другие, исполняющие силы, придавая им направление, намечая цели и средства для их действия.

И те и другие принадлежат экономической жизни не как владельцы вещей, но как носители энергии«. Действительно, красивые слова звучат в адрес предпринимателей и их благородного дела.

Насколько они соответствуют общей оценке российского бизнеса, судить не только специалистам и аналитикам. Граждане многострадальной России нередко встречаются лицом к лицу с «носителями энергии и творящей силы». Но это уже характеристика субъектов предпринимательской деятельности, их личных и деловых качеств, что является самостоятельным предметом исследования.

И последнее замечание. В теоретических исследованиях большое внимание стало уделяться так называемому внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер» был введен в научный оборот американским ученым Г. Пиншо.

Считается, что появление интрапренерства связано с тем фактором, что многое крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства.

Учитывая, что предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то и подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, в том числе на получение интракапитала — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Категория «предпринимательство» имеет и большое практическое значение. Она широко используется в действующем законодательстве. Достаточно сказать, что в первой и второй частях ГК РФ термин «предпринимательская деятельность» применяется в 45 статьях.

Легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Рассмотрим нормативные признаки предпринимательства. Предложенная законодателем формулировка предпринимательства не отличается достаточной определенностью и допускает различные толкования.

Прежде всего надо отметить, что нормативные признаки предпринимательства могут быть условно подразделены на обязательные и факультативные. К факультативным относятся самостоятельность, системность предпринимательства и государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности.

Эта точка зрения не является бесспорной. Например, В.Ф.

Попондопуло различает общие (родовые), присущие любой свободной (частной) деятельности, в том числе предпринимательской (это ее самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации), подчеркнув при этом, «что признак государственной регистрации не является внутренне присущим самому понятию предпринимательской деятельности, это юридический (формальный, внешний) признак, требование, предъявляемое к предпринимательству со стороны законодателя».

Кроме того выделяют сущностные признаки среди которых выделяют родовые признаки, присущие любой экономической деятельности (самостоятельность, риск), и видовой признак (систематичность получения прибыли).

Самостоятельный характер этой деятельности проявляется во многих отношениях. В первую очередь он означает относительную независимость предпринимателя от иных органов, организаций и частных лиц.

Граждане и их объединения сами инициируют предпринимательскую деятельность и самостоятельно осуществляют ее.

Предприниматель свободен в выборе предмета предпринимательской деятельности, а также средств для его эффективного осуществления.

Самостоятельность проявляется и на стадиях поиска партнеров, заключения договоров, распределения предпринимательского дохода.

Именно самостоятельный характер предпринимательской деятельности отличает ее от трудовой деятельности (например, от работы по трудовому контракту). Работники предприятия, вступая в трудовые отношения, должны подчинять свою деятельность определенному трудовому распорядку и соблюдать производственную дисциплину.

Указанное различие получило закрепление и в налоговом законодательстве. Так, Налоговый кодекс РФ (ст. 227 и др.) проводит разграничение между налогообложением доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, и доходов от предпринимательской деятельности.

Однако самостоятельный характер предпринимательской деятельности имеет свои юридические границы. Предпринимательство представляет собой деятельность в рамках действующего законодательства. Скажем, предпринимательство не может осуществляться в организационно-правовой форме коммерческой организации, не предусмотренной ГК РФ (ст. 50), без специального разрешения на отдельные виды деятельности.

Факультативность признака самостоятельности предпринимательской деятельности наглядно дает о себе знать на примере ее (деятельности) осуществления осужденными. Вряд ли справедливо в подобных случаях говорить о самостоятельности, поскольку сама идея самостоятельности противоположна режиму лишения свободы.

Систематизм— следующий факультативный признак предпринимательства. О нем принято говорить в двух аспектах. Первый — систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Второй связан с систематическим совершением определенных действий (операций, поступков).

Несмотря на некоторую взаимосвязь между собой, указанные случаи не совпадают ни по объему, ни по содержанию. Действительно, можно иметь единовременную прибыль от систематических поведенческих актов; и наоборот, систематическую прибыль от единичного действия.

Возможен вариант длительного отсутствия предпринимательской деятельности (или вялотекучая деятельность) с одновременным наличием прибыли, заработной платы в предыдущие годы.

В хозяйственной практике встречаются случаи, когда коммерческие организации, осуществляя предпринимательскую деятельность в течение нескольких лет, не получают какую-либо прибыль и являются, по крайней мере по бухгалтерским документам, убыточными. Причем нередко руководители предприятий (организаций) преднамеренно создают такое положение, дабы не платить налоги и другие обязательные платежи в соответствующий бюджет.

Особое значение данный вопрос (вопрос о систематичности предпринимательской деятельности) приобретает в случаях, когда лицо (гражданин) осуществляет какую-либо деятельность, в том числе предпринимательскую, без процедуры государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 2 ГК РФ подлежит регистрации не предпринимательская деятельность, а лица, ее осуществляющие. Это общее правило распространяется и на индивидуальное и на коллективное предпринимательство. Например, коммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с момента их государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Из сказанного можно сделать следующий вывод. Лицо (в том числе юридическое), осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, предпринимателем (коммерческой организацией) не является. В свою очередь, лицо, прошедшее такую регистрацию, приобретает статус предпринимателя, даже если и не осуществляет указанную деятельность.

Равно нельзя отнести инициативность к обязательным признакам предпринимательства. Инициативный характер свойствен для всех участников гражданского оборота. Не случайно в учебной и научной литературе основанная на законе инициатива физических и юридических лиц рассматривается в качестве характерной черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений.

Извлечение прибыли — обязательный признак предпринимательской деятельности. Коммерческая направленность отграничивает эту деятельность не только от общественно-политической, благотворительной, социально-культурной, но и от других видов инициативной деятельности. Так, в силу ст. 11 Закона РФ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (в ред. ФЗ от 28 июля 2004 г.

N 89-ФЗ) «О рынке ценных бумаг». фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Биржевую деятельность нельзя отнести ни к благотворительной, ни к социально-культурной и др.

Деятельность фондовой биржи представляет собой разновидность хозяйственной деятельности, даже если в процессе ее осуществления не преследуется цель извлечения прибыли.

Источник: https://studopedia.su/10_2735_ekonomicheskie-teorii-predprinimatelstva.html

Предпринимательская теория фирмы

Предпринимательская теория фирмы: Рассмотрение предприятия с точки зрения его роли в экономике, роли

Предпринимательская теория, ее поведенческие основы выглядят в экономической литературе чрезвычайно поверхностно. По содержанию предпринимательская теория фирмы не разделяет функций предпринимателя и управляющего. Эти разные по существу виды деятельности отождествляются.

При анализе данного положения необходимо различать понятия: «собственник», «управляющий», «хозяйствующий субъект». При определенных условиях в качестве предпринимателя может выступать и первый, и второй, и третий.

Чтобы установить, в каких случаях то или иное лицо, например: директор, начальник цеха, мастер, рабочий и т.д.

, – занятое на фирме, можно отнести к категории предпринимателя, нужно четко определить: какие виды работ можно отнести к предпринимательству; какие требования предъявляются к предпринимателю;какие виды деятельности относятся к предпринимательской.

1. Виды работ,относящиеся к предпринимательству. Обычно к числу таких видов работ относят: изготовление нового, неизвестного потребительного блага; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника сырья; проведение соответствующей реорганизации, обеспечивающей конкурентоспособность производства.

2. Требования,предъявляемые к предпринимателю. Предприниматель – это хозяйствующий субъект, который осуществляет новые комбинации. Предпринимателем может выступать не только «самостоятельный» хозяйствующий субъект, но все те, кто выполняет эти функции.

При этом право собственности на предприятии является несущественным признаком предпринимателя. Предприниматель должен обладать инициативой, авторитетом, даром предвидения. Ж.Б.

Сэй считал, что функции предпринимателя состоят в том, чтобы соединять, комбинировать факторы производства. Предприниматель, как правило, должен сочетать предпринимательские функции с повседневными обязанностями как специалиста или технического руководителя.

В этом отношении заслуживает внимания позиция А. Маршалла, который предпринимательскую функцию отождествляет с «менеджментом».

3. Виды деятельности, относящиеся к предпринимательской.

Специфическая деятельность предпринимателя выступает в виде разрешения трех пар противоположностей: а) установление организационно-экономического равновесия между старым и новым, между сложившимся экономическим процессом и изменением сложившегося процесса; б) при выборе пути развития следование статичному или динамичному направлению инвестирования денежных средств в развитие нового производства, поддержание новых технологических комбинаций; в) противоположность, связанная поведением предпринимателя, которое определяется, с одной стороны, тем, что хозяйствующий субъект выступает как «просто хозяин», с другой, – как предприниматель, в результате чего у него возникают дополнительные обязанности, предпринимателю приходится преодолевать собственный стереотип и выполнять вновь возникающие функции, связанные с предпринимательской деятельностью.

К сказанному следует добавить, что по своей природе предпринимательство имеет двойственную основу. С одной стороны, оно выступает как вид трудовой деятельности, с другой, – как особый тип поведения хозяйствующего субъекта.

В условиях индивидуального производства имеет место сочетание в одном лице собственника и производителя.

В этом случае предприниматель должен обладать собственностью, чтобы организовать производство и определенным видом трудовой деятельности, позволяющим самому создавать продукцию или услугу.

Таким образом, для предпринимателя характерно такое качество, как умение наладить «свое дело», чтобы оно приносило доход.

В период крупного машинного производства, основанного на разделении и кооперации труда, происходит отделение функций предпринимательской деятельности от собственника как хозяйствующего субъекта.

Выполнение функций предпринимательской деятельности возлагается на специальных работников, в обязанности которых входит изучение рыночной конъюнктуры, заключение контрактов, организация сбыта созданной продукции и т.д.

Предпринимательство предполагает расширение экономической свободы действий в процессе хозяйствования.

Определяющим условием развития предпринимательской инициативы является, с одной стороны, свобода хозяйствования, с другой, – поддержка предпринимательства со стороны государства.

Современное российское законодательство определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную деятельность граждан и объединений, направленную на получение прибыли, связанную с хозяйственным риском.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_184871_predprinimatelskaya-teoriya-firmi.html

Тема 7. Теория фирмы и предпринимательства

Предпринимательская теория фирмы: Рассмотрение предприятия с точки зрения его роли в экономике, роли

Вопросылекции.

  1. Предпринимательство и его виды.

  2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

1. Предпринимательство и его виды

Предпринимательство- это свободная, инициативная деятельностьхозяйствующего субъекта, осуществляющегоновые комбинации факторов производствас целью увеличения прибыли и достижениясоциально-экономического эффекта. Этадеятельность всегда сопряжена с разногорода рисками.

Немецкий исследовательШумпетер связывал предпринимательствос изготовлением нового продукта,внедрением нового метода производства,освоением нового рынка сбыта и рынкаресурсов, проведением реорганизации.

Для предпринимательствахарактерно не только получение высокойприбыли, но и достижение высокого Имиджа.

Бизнес — это частьпредпринимательства. Бизнес это деланиеденег по принципу “здесь и сейчас”.Здесь одна цель- получение выгоды. Нополучение выгоды требует инициативы,новаторства, риска, т.е. всех факторовпредпринимательства. Предпринимательство- это стратегический бизнес, т.е. учитываетдолгосрочные условия деятельности,социально-экономические последствия.

Предпринимательпредвидит и избегает негативныепоследствия своей деятельности. Бизнес- это дело, приносящее доход, которыйявляется приоритетным в сравнении стакими элементами предпринимательствакак Имидж, рейтинг. Есть понятие“криминальный бизнес”, но нет понятия“криминальное предпринимательство”.

Условия, необходимыедля развития предпринимательства ибизнеса:

I. Экономические:

  • Частная собственность (индивидуальная, ассоциированная), как господствующая форма собственности.
  • Свобода выбора материальных и финансовых ресурсов и свобода распределения продукта и чистой прибыли.
  • Наличие условий для формирования первоначального капитала. ,
  • Знания требований развивающегося рынка, умение адаптироваться в конкурентной среде. Не все могут стать предпринимателями, нужны определенные способности.
  • Свободный доступ к информации, ее достоверность.

П.Политические:

  • Политическая стабильность
  • Экономическая политика, направленная на развитие рыночных отношений.

Ш. Юридические:

  • Правовое регулирование предпринимательства
  • Правовая грамотность и культура: знание законов и нормативов, обязательность исполнения для всех субъектов общества.

IV. Свободная конкуренция

V.Развитая инфраструктура рынка.Банковская система, рынок ценных бумаг,система страхования рисков, информационныетехнологии.

В некоторых странахсуществуют школы развития предпринимательства,т.н. бизнес-инкубаторы, где разного родаэксперты: экономисты, юристы, психологи консультируют, обучают предпринимательству,учат разрабатывать бизнес-планы, налаживать контакты с партнерами и т.д.

Различаются видыпредпринимательства: некоммерческоеи коммерческое.

1. Некоммерческоепредпринимательство. Это деятельностьблаготворительных фондов,культурно-просветительная деятельность,меценатство. Цель- достижение социальногоэффекта.

Эта предпринимательскаядеятельность направлена на возмещениеиздержек рынка, нивелирование (сглаживание)издержек рынка, таких как социальноенеравенство и социальная несправедливость.С позиций стратегической оценки эффектможет быть более масштабным.

В современномрынке Эффект имиджа, Имени, Марки высокоценится, хотя цифрами трудно измерить.Кроме того есть прямая связь междуспонсорством и рекламой. В экономическойлитературе редко эту деятельностьсвязывают с предпринимательством.

2. Коммерческоепредпринимательство и бизнес- этодеятельность, направленная на получениеприбыли и связанная с риском.

2.Организационно-правовыеформы предпринимательства.

Фирма – этоорганизация, владеющая одним илинесколькими предприятиями и использующаяресурсы для производства товара илиуслуги с целью получения прибыли.

Признакифирмы: формасобственности

величинафирмы

Если взять заоснову собственность, то можно выделитьтри вида фирм:

  • Индивидуальное, или частное предпринимательство;
  • Товарищество, или партнерство;
  • Корпорация (акционерное общество)

Индивидуальноепредпринимательство этовид бизнеса, владельцем которогоявляетсяодин человек. Владелец индивидуальногобизнеса одновременно выполняет функциименеджера. Он несет неограниченнуюимущественную ответственность.

Преимущества:Недостатки:
Легко учредитьОграниченность финансовых средств
Значительная свобода действийТрудности совмещения функций контроля и управления
Стимул для эффективной деятельностиПолная финансовая ответственность

Товарищество,или партнерство– это бизнес,которым владеют два и более человек.Также как и индивидуальное партнерствоне является юридическим лицом, поэтомупартнеры облагаются только подоходнымналогом и несут неограниченнуюответственность по всем долгам фирмы.

Преимущества:Недостатки:
Легко учредитьВозможность возникновения несогласованность действий в управлении
Широкие финансовые возможностиРиск распада фирмы при выходе одного из владельцев
Широкая специализация в управленииНеограниченная финансовая ответственность

Корпорация– это естьсовокупность лиц, объединенных длясовместной предпринимательскойдеятельности как единое юридическоелицо.

Право на собственность корпорацииразделено на части по акциям, поэтомувладельцы корпораций называютсядержателямиакций, а самакорпорация – акционернымобществом.Доход корпорации облагается налогом скорпораций.

Владельцы корпораций несутограниченную ответственность по долгамкорпорации, определяемую вкладом вакции.

Преимущества:Недостатки:
Широкие возможности привлечения капиталаВозможности для экономических злоупотреблений
Ограниченная ответственность преимущества объединения капиталовДвойное налогообложение
Привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функцийРазделение функций собственности и контроля

Попризнаку величины фирмы различают:малый бизнес,средний бизнес и крупный бизнес.

Малый бизнесВ современной экономике образует самый крупный сектор экономики. Без существенных капиталовложений позволяет расширить производство потребительских товаров и услуг; вовлекает в производство материальные и финансовые средства населения; создает возможность для трудоустройства. Численность достигает 10-15 человек. За рубежом наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга и венчерного предпринимательства.
Средний бизнесВыполняет менее заметную роль. Непрочен поскольку приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством. Исключение составляют фирмы монополисты в выпуске какой-либо специфической продукции (ремонт городских часов, ремонт инвалидной техники и т.д.). Численность работников составляет 50-500 человек.
Крупный бизнесОтличается большей прочностью, чем остальные формы предпринимательства. Монопольное положение на рынке позволяет производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. Численность составляет свыше 500 человек.

Традиционныетеории фирмы основываются на предположениио максимизации прибыли и дают возможностьвыработки различных прогнозов цен объемовпроизводства в зависимости от уровняконкуренции на том рынке, на которомработает фирма.

Максимумобщей прибылив условияхсовершенной конкуренциидостигается при достижении равенствамежду ценой (Р) и предельными издержками(МС): Р = МС.Если Р МС, то производство следует расширять.Если РМС,то производство необходимо сокращать.

В результате на рынке совершеннойконкуренции фирма расширяет своепроизводство до той степени, когдапредельные издержки уравниваются сценой. В этой точке фирма достигаетоптимального уровня производства ипереходит в положение равновесия.

Вусловиях несовершенной конкуренциидля получения максимальной прибылиобъемы производства и реализации следуетувеличивать до тех пор, пока предельныеиздержки, связанные с производствомкаждой дополнительной единицы продукции,будут меньше, чем предельный доход,получаемый от реализации этой единицыпродукции. Если МRМСпроизводство следует расширять, еслиМRМС производство следует сокращать, еслиМR =МС,то фирмаполучает максимальную прибыль.

Современныетеории фирмы делают акцент на историческисложившемся разделении собственностии контроля. Такое разделение при условиинесовершенства товарных рынков и рынкакапиталов позволяет менеджерам фирмпреследовать и иные цели, отличные отмаксимизации прибыли.

Управленческиетеории фирмы анализируют последствиядля деятельности фирмы, вытекающие изпринятия целей, отличных от максимизацииприбыли.

Другой современной альтернативойтрадиционной теории являются поведенческиетеории фирмы, в которых предположениео максимизации чего бы то ни было замененопредположением о поведении на основепринципа достаточности или достиженияудовлетворительного уровня.

Источник: https://studfile.net/preview/2459256/page:6/

Тема 10. Теория фирмы и предпринимательской деятельности

Предпринимательская теория фирмы: Рассмотрение предприятия с точки зрения его роли в экономике, роли

Реальнаяэкономика представляет собой органическоепереплетение различного рода хозяйственныхединиц. Общая динамика и результативностьэкономических преобразований во многомзависят от характера, уровня и скороститрансформационных процессов намикроуровне экономики.

Хозяйственнаядеятельность всегда осуществляется вопределенной организационной форме. Спереходом к машинной стадии производстваосновной формой организации производствастановится предприятие.

Предприятие– основанная на сложной кооперацииформа организации производства,выступающая в качестве экономическиобособленного субъекта хозяйствования.

Предприятие– историческая категория. Его спецификакак формы организации производствасостоит в том, что оно базируется наособом типе кооперации – кооперации,основанной на разделении труда внутрипроцесса производства.

Предприятиеимеет ряд отличительных признаков:

1)выступает звеном общественного разделениятруда в виде комплекса производительныхсил;

2)осуществляет процесс непосредственногопроизводства;

3)обладает обособленным имуществом;

4)выступает субъектом гражданско-правовыхотношений;

5)осуществляет обособленный хозяйственныйоборот.

Рольпредприятия в общественном производствесостоит в том, что оно обеспечивает, содной стороны, соединение факторовпроизводства, а с другой, – связь междутоварными и ресурсными рынками.

Рыночнаяэкономика выдвинула свою, наиболееэффек­тивную форму организациифункционирования экономи­ческихагентов – фирму. Первоначальнотермин «фирма» (от итальянского firma– подпись) означал «торговое имя»коммерсанта.

На последующих стадияхэкономического развития и научно-техническогопрогресса ее функции расширяются, рольвозрастает.

Ныне – это организационнаяструктура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики,обладающая не только юридической, но иреальной экономической самостоятельностью.

Главнымдействующим лицом фирмы являетсяпредприниматель. В рыночной экономикефирма всегда является производителеми потребителем.

Фирмаосуществляет коммерческую деятельность,производя товары и услуги для продажис целью получения экономической выгоды– прибыли. Извлечение прибыли являетсяконечной целью фирмы.

Несмотряна некоторую общность черт, понятия«предприятие» и «фирма» не тождественныдруг другу.

Во-первых,различны их конституирующие признаки.Предприятие представляет собой формуорганизации производства, в то времякак фирма – тип организации обменадеятельностью.

Во-вторых,понятие «фирма» шире. Ею может выступатьлюбая хозяйственная единица независимоот характера внутренней организации,в то время как к предприятиям могут бытьотнесены только те из фирм, которыеопираются на разделение труда внутрипроизводства. В этом смысле, любоепредприятие является фирмой, но невсякая фирма представляет собойпредприятие.

В-третьих.

Если в основе формирования размеровфирмы лежит принцип экономии трансакционныхиздержек (операционные издержки сверхосновных затрат на производство иобращение; косвенные сопряженныезатраты, расходы, связанные с организациейдела, получением информации, ведениемпереговоров, поиском поставщиков,заключением контрактов, обеспечениемюридической защиты), то масштабыпредприятия предопределены рамкамивнутренней кооперации.

Фирма– это институциональное образованиерыночной экономики, предназначенноедля координации решений владельцевпроизводственных ресурсов. Впротивоположность предприятию, фирмапредставляет собой плановую илииерархическую систему, где все ключевыевопросы решаются собственниками.

Особенность внутренней организациидеятельности фирмы состоит в четкомпланировании всей хозяйственнойдеятельности и строгой иерархическойподчиненности.

Собственник фирмы илиего уполномоченный управляющий –менеджер – принимают основныехозяйственные решения и осуществляютконтроль над их исполнением.

Макроэкономикаявляется производственной ассоциаци­ей,которая характеризуется наличиемэкономических свя­зей предприятий,объединений, акционерных обществ,от­раслей и регионов.

Обобществлениемакроэкономики и обо­соблениеподразделений микроэкономики – этоединство противоположностей. Единаямакроэкономика предполагает экономическоеобособление хозяйствующих субъектов,коммерческую самостоятельность фирми предпринимате­лей.

Макро- имикроэкономика представляют собойформу проявления взаимосвязейобщественного и индивидуально­говоспроизводства.

Такимобразом, макроэкономика выступает какединая и вместе с тем разветвленнаясистема связей. При этом глуби­на иформы разветвления хозяйствующихсубъектов опре­деляются уровнемобщественного разделения труда. Исходяиз современного уровня общественногоразделения труда, структуру макроэкономикиможно представить следующим образом:

1-езвено макроэкономики составляют крупныеотрасли производства. Ими являютсяпромышленность, сельское хо­зяйство,строительство, транспорт, связь. Крупныеотрасли производства сформировалисьпод воздействием общего разделениятруда;

2-езвено – отдельные отрасли внутри крупныхотраслей. На­пример, в промышленностисуществуют отрасли машино­строения,металлургии, горнорудная, химическаяи т. д. В сельской хозяйстве имеютсяотрасли растениеводства и жи­вотноводства.Отдельные отрасли сформировались подвоз­действием частного разделениятруда;

3-езвено – подотрасли внутри отдельныхотраслей. Например, такими подотраслямивнутри растениеводства являютсяпроизводство зерна, овощеводство,картофелеводство, садо­водство,виноградарство и т.д. Подотраслисформировались также под воздействиемчастного разделения труда;

4-езвено макроэкономики составляютразличные фир­мы. Они, как правило,имеют сложную, структуру, котораяпредставлена цехами, участками, фермами,отделениями, звеньями, бригадами и т.д.Тем самым фирма органически входит вструктуру микроэкономики и составляетее осно­ву. Фирмы и их подразделениясформировались под воздей­ствиемединичного разделения труда.

Фирмаявляется основным организационно-экономиче­скимзвеном рыночной экономики. Это объясняетсядвумя обстоятельствами:

1)фирма – самое динамичное звено вструктуре рыноч­ной экономики. Всенаучно-технические достижения в обла­ститехнологии, средств производства,предметов труда, пе­редовойпроизводственный опыт находят своеприменение и отражение, прежде всегона фирмах. Фирма служит базой для всехдругих звеньев макро- и микроэкономики;

2)фирма является тем фокусом, где сходитсявсе много­образие производственно-техническихотношений в макро- и микроэкономике. Нафирмах в конкретной форме прояв­ляютсязаконы общественного воспроизводстваи рынка.

Фирмавыражает широкий спектр экономическихотно­шений. Среди них необходимовыделить следующие:

1)отношения между обществом в целом ифирмой.

Эти отношения выражаются: а) вдоведении фирмам со стороны обществаиндикативных планов, экономическихпрогнозов, а иногда и производственныхзаданий; б) в изъятии в пользу обществачасти прибавочного продукта фирмы; в)в предоставлении фирмам со стороныгосударства бюджет­ных ассигнованийи кредитов; г) в регулировании цен напроизводимую продукцию и закупаемоесырье, д) в опреде­лении видов и уровняфедеральных и местных налогов;

2)отношения между отдельными фирмами.Они склады­ваются как между предприятиямиодной отрасли, так и раз­личных отраслейпо поводу закупок техники, сырья,мате­риалов и продажи собственнойготовой продукции;

3)отношения между фирмой и ее работниками.Эти от­ношения охватывают наймработников, организацию труда и егооплату, участие работников в производственныхсове­щаниях, деятельность профсоюзов,материальное стимули­рование ипремирование работников, продажу квартири путевок в здравницы, технику безопасностии улучшение условий труда.

Такимобразом, какие бы экономические отношениямы не взяли, во взаимосвязи «работник– фирма – общество» ясно видно, чтофирма занимает здесь центральноеположе­ние. С одной стороны, фирма дляработника представляет форму выраженияинтересов общества. С другой стороны,фирма выступает по отношению к обществукак обобщен­ное выражение интересовотдельных работников.

Изложенноепозволяет дать следующее определениефирмы. Фирма – это организация,преобразующая исход­ные ограниченныересурсы в конечный продукт, это юриди­ческисамостоятельная форма существованиябизнеса, это зарегистрированнаяпредпринимательская единица, облада­ющаякоммерческой самостоятельностью.

Фирмавыражает единство производственных,социаль­но-экономических иорганизационно-технических отноше­ний.Она представляет экономическую категорию.И поэто­му изучается теоретическойэкономикой.

Фирмукак экономи­ческую категориюхарактеризует, прежде всего, то, что вней происходит соединение рабочей силысо средствами произ­водства. Отхарактера этого соединения зависит типфирмы. Существуют:

1)общественные фирмы, основанные нанепосредственном со­единении средствпроизводства и рабочей силы. В этихус­ловиях производство основано насобственных средствах производства исобственном труде товаропроизводителей.Сюда относятся:

а)государственные фирмы (средствапроизводства обобществлены в масштабахвсей экономики);

б)фирмы, принадлежащие работникам(«самоуправляющиеся»), максимизирующиетрудовой доход. С теоретической точкизрения самоуправляющаяся фирма – этопредприятие, где работники в целомпринимают все экономические решения.Они берут на себя роль предпринимателяи делят между собой остаточный доход –превышение суммарных поступлений надиздержками;

2)частные фирмы (если это соединениеосуществляется посред­ством рынкатруда и подчинено производству прибавочнойстоимости на основе использованиянаемной рабочей силы). Частные фирмы всвою очередь, различаются по типусобственности:

а)предпринимательские фирмы – фирмы,находящиеся в собственности предпринимателя,который покупает на рынке все необходимыефакторы производства. Естественно,целью таких фирм является максимизацияприбыли собственника – остаточногодохода после осуществления всех платежейвладельцам факторов;

б)капиталистические фирмы, которыепринадлежат владельцам капитала. Ихцелью является максимизация отдачи навложенный капитал. Часто рольпредпринимателя на таких фирмах выполняютнаемные управляющие – менеджеры.

Современнаяфирма может включать одно или несколь­копредприятий, функционирующих в различныхсферах хозяйства. В результатахэкономической деятельности фирмотражаются все проблемы микроэкономики.Фирма преоб­разует исходные ограниченныересурсы в конечный про­дукт и затемвступает в отношения обмена на рынке.

Висторическом плане форма основногозвена микроэко­номики меняется,поскольку зависит от уровня развитияпроизводительных сил и характерапроизводственных отно­шений.

По мереуглубления общественного характера,по­вышения уровня обобществления иконцентрации производ­ства в качествеосновного звена микроэкономики вместофирмы – предприятия-одиночки все болеевыступает фирма-объединение, функционирующаяна акционерной основе.

В состав современнойфирмы-объединения могут входить за­воды,фабрики, научно-исследовательские,проектные, кон­структорские организации,банки, торговые и сервисные предприятия.В результате достигается значительноеповы­шение эффективности функционированияфирмы в виде получения большей прибыли.

Втеории фирмы принято различать вертикальнои горизонтально интегрированную фирму.Вертикальная интеграция обозначаетобъединение фирм, занятых в целом рядеэтапов производственного процессаснизу доверху (например, от добычи нефтидо торговли нефтепродуктами).

Горизонтальнаяинтеграция сопровождается приобретениемодной фирмой продукции других фирм,занимающихся одним и тем же бизнесом.Разновидностью горизонтальной интеграцииявляется диверсификация (от латинского– разнообразие). Она означает проникновениефирмы в разнообразные, технологическине связанные между собой отрасли.

Например, химический концерн«Дюпон-де-Немур» объединяет производствохимических волокон, лекарств,рефрижераторов, самолетов.

Всовременном мире в легальной экономикенасчитывается около 50 млн. фирм –разнообразных предпринимательскихструктур, 99% которых относятся к маломуи среднему бизнесу.

Итак,можно сделать вывод, что фирма действительнонаходится в центре рыночной экономики и без нее не возможна предпринимательскаядеятельность.

Деятельностьфирмы как основного звена микроэкономикив России определяет Гражданский КодексРоссийской Федерации, вступивший в силус 1 января 1995 г. С введением ГК утратилисилу Закон Российской Федерации «Особственности в РСФСР» и Закон РоссийскойФедерации «О предприятиях ипредпринимательской деятельности».

Источник: https://studfile.net/preview/1862259/

Scicenter1
Добавить комментарий