ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: , связь между различными этапами или ступенями развития, сущность

Преемственность и целостность образовательной сферы (статья)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: , связь между различными этапами или ступенями развития, сущность

Педагогическими условиями воспитания является: целостность, системность, непрерывность и преемственность.

Курс на гуманизацию и демократизацию дошкольного образования, переход от когнитивной концепции образования к концепции, ориентированной на личность воспитанника, предполагает подчиненность всего учебно-воспитательного процесса единой задаче становления целостной личности учащегося, развитию его интеллектуальной и коммуникативной компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки. Достижение этой цели возможно лишь при обеспечении непрерывности, преемственности, целостности и системности в обучении. Категории «непрерывность», «преемственность», «целостность» и «системность» стали основными в современном образовании.

Система непрерывного и преемственного образования — сложный педагогический объект.

Она многокомпонентна по входящим в нее образовательным институтам и по конкретным воспитательно-образовательным задачам, решаемым в каждом из них; она обеспечивает непрерывное и преемственное образование, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к системным объектам; имеет специфическую структуру и организацию, свое содержание, базируется на собственных принципах, выполняет новые функции.

Являясь системой, процесс образования основывается на определенных принципах, которые необходимо реализовать в процессе конструирования образовательных учреждений. К их числу относятся:

1) поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности;

2) вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса;

3) интеграция учебной и практической деятельности;

4) учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека;

5) преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

6) единство общего и гуманитарного образования.

Целостность — это внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды.

Целостность как общефилософский принцип теории систем и процессов, порождающих качественные преобразования мира, выражается формулой: «Целое больше, чем сумма его частей», причем высшей формой органической целостности считается человеческая личность.

В образовательной системе, где человек выступает целью и субъектом деятельности, этот принцип определяет все составляющие ее компоненты: цели, структуру, содержание, способы организации многоуровневой подготовки.

Целостность системы непрерывного и преемственного образования означает, что каждый этап этого процесса рассматривается как звено в общем образовательном процессе, в котором, с одной стороны, развиваются знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах обучения, а с другой — готовятся возможности для образования на последующих этапах. Изменение в одном звене системы неизбежно приведет к изменению всей системы в целом. А обеспечение целостности системы путем интеграции всех ее звеньев в единое целое придаст ей новые качества.

Целостность обеспечивается, прежде всего, органичной преемственностью постепенно усложняющихся видов деятельности воспитанников и педагогов.

Системность, также как и целостность, является одним из основных свойств всех образовательных систем, организующих свою работу по принципу преемственности.

Системность как принцип образования определяет синтез всех слагаемых обучения, при котором вес факторов и признаков дифференцируется и определяется в соответствии с особенностями обучения в каждом отдельном звене.

Система, как известно, это не простое, а взаимосвязанное множество объектов. Только в этом случае она приобретает интегративные, новые качества, не выводимые непосредственно из качеств входящих в нее компонентов и не являющиеся простой механической суммой качеств ее частей.

Система как целое обладает определенной структурой и удовлетворяет ряду требований.

Так, число ее структурных элементов необходимо и достаточно для ее существования; ее свойства не сводятся к простой сумме свойств составляющих ее элементов; каждый элемент, включенный в систему, обретает новые свойства; свойства целого порождаются свойствами элементов и, наоборот, свойства элементов порождаются характеристиками целого.

В системотехнике выделяют следующие признаки и качества систем: их целеустремленность, целесообразность и целенаправленность; управляемость; иерархическая многосвязность; многокритериальность; относительная устойчивость; наличие определенного уровня целостности, самоорганизации; определенный состав взаимодействующих элементов, определенная структура и системообразующие связи; взаимодействие системы с внешней средой.

При анализе системного объекта следует выделять его составляющие, которые определяют устойчивость целого, а также выявлять способ связи основных элементов, моделировать структуру и учитывать относительную самостоятельность компонентов системы. Каждый ее элемент выступает и проявляется с учетом его места.

Понятие системы предполагает также определенность, структурную упорядоченность, взаимосвязь и интеграцию ее компонентов.

А.П. Владиславлев, В.В.

Краевский и другие ученые в своих исследованиях отмечают, что в связи с тем, что непрерывное образование представляет собой определенную целостность, оно может реализоваться в категориях системного подхода и в элементах системы. Следовательно, есть возможность применения правил конструирования сложных систем, сформулированных в системотехнике. Авторы раскрывают три из них.

1. Правило субоптимизации.

Правило субоптимизации гласит, что чрезмерное развитие одной или нескольких подсистем ухудшает функционирование всей системы в целом. К этому результату ведет и недостаточное развитие отдельных подсистем.

Так, несоблюдение этого правила при создании системы преемственного обучения «детский сад — школа», а именно, воспитание и обучение детей в детских дошкольных учреждениях по развивающим программам и их обучение по традиционным программам в школе, приведет к нестыковке отдельных компонентов системы образования и вызовет ряд негативных последствий, таких как снижение мотивации учения, неуспеваемость, отставание в учебе.

2. Правило явлений с малой вероятностью.

Правило явлений с малой вероятностью подразумевает, что система не должна быть рассчитана на решение ситуаций, имеющих малую вероятность возникновения, т.к.

в этом случае система может оказаться чересчур сложной, чтобы быть работоспособной и эффективной.

В системе дошкольного воспитания это — введение предметного обучения, а в школьном обучении — нагромождение учебных предметов в программах.

3. Правило централизации.

Правило централизации подразумевает стремление к централизации руководства и принятия решений. В.В. Краевский считает, что централизацию следует понимать не в управленческом смысле, а как «наличие центральной ведущей идеи, которая развертывается и конкретизируется в принципах организации и в содержании всех этапов обучения.

Таким образом, система как целостность создает условия для достижения педагогической цели. Образование в системе позволит повысить общий уровень образованности детей, их развитие.

Системность является также стержневым фактором при обеспечении преемственности образования и требует систематизации структуры содержания обучения и межпредметных связей на каждой ступени через обеспечение интеграции, единства педагогических установок, комплексного подхода к реализации целей учебно-воспитательного процесса.

Категория непрерывности вытекает из самого понятия «непрерывное образование».

Непрерывность является философской категорией и означает целостность того или иного процесса, состоящего из отдельных дисретно идущих стадий, непрекращаемость какой-либо деятельности. Противоположной категорией является «фрагментарность», характеризующая процесс, связь между отдельными стадиями которого разорвана или носит случайный, неупорядоченный, чисто формальный характер.

Непрерывность как педагогическая категория иногда трактуется как непрекращаемость учебной деятельности, ее продолжение после завершения так называемого базового образования, т.е. постоянное доучивание и переучивание. В действительности непрерывное образование должно охватывать всю образовательную систему и реализоваться в различных учебно-воспитательных учреждениях и организациях.

В.В. Краевский подчеркивает, что понятие непрерывности может употребляться в нескольких смыслах. Непрерывность образования может относиться к определенному индивиду.

В этом случае она означает, что данный человек постоянно, без длительных перерывов занимается целенаправленной познавательной деятельностью, включающей как обучение в образовательных учреждениях, так и самообразование.

Также это понятие употребляется и для обозначения системы образовательно-воспитательных учреждений.

Теоретические основы реализации принципа непрерывности в модели «дошкольная подготовка — начальная школа — средняя школа — ВУЗ» в последние годы разработаны В.Н. Просвиркиным.

Непрерывность в образовании предполагает:

1) его преемственность;

2) приспособление программ и методик к конкретным задачам, специфичным для каждого образовательного учреждения;

3) подготовку учащихся на всех уровнях образования к жизни, которая характеризуется быстрым развитием и изменением;

4) мобилизацию и широкое использование всех средств воспитания и информации сверх традиционных сфер деятельности.

В настоящее время проблема обеспечения непрерывности образования рассматривается в контексте вопросов создания единой системы непрерывного и преемственного образования.

Реальной непрерывности в образовании можно достичь лишь путем создания сети связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, создающих пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения.

В.Г. Осипов называет принцип непрерывности и постоянности обучения «вертикальной интеграцией» и считает, что непрерывность подразумевает, в первую очередь, единство, состыковашюсть всех этапов и звеньев образования, т.е. их преемственность.

Основным условием обеспечения непрерывности образования является его преемственность. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

С философской точки зрения, преемственность — это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.

В педагогике преемственность рассматривается как методологическая позиция, важнейшее условие развития педагогической науки и организации продуктивной педагогической деятельности, как один из главных принципов обучения, воспитания и развития воспитанников, обеспечения системы непрерывного образования, мастерства и творчества педагогов.

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы особенно в аспекте непрерывного образования относится к числу важнейших политических приоритетов развития образования в России.

Новая парадигма образования, основанная на индивидуализации и дифференциации образования, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебных программ, адаптивности к изменившимся социально-экономическим условиям и индивидуальным интересам и способностям воспитанников, потребовала инновационных изменений в образовании, целью которых стали установление внутренней преемственности и непрерывное развивающее образование.

Достижение цели формирования, развития и становления целостной личности воспитанника возможно лишь при условии организации непрерывных процессов обучения и воспитания, характеризующихся соблюдением единой линии развития ребенка, целостностью организации учебно-воспитательного процесса и учебного материала и преемственностью содержания обучения и применяемых методов и приемов обучения и воспитания.

В русле решения проблемы обеспечения непрерывности образования вопрос его преемственности становится особенно актуальным. С целью создания благоприятных условий становления личности воспитанников процесс образования должен строиться с учетом принципа преемственности знаний и последовательности развития.

В своем исследовании, посвященном оценке действующих учебных программ, Р. Дэйв и Р.

Скейджер отметили необходимость гармонично взаимоувязать различные стадии процесса обучения, различные аспекты развития личности ребенка в разные периоды его жизни, а также необходимость единства знания и взаимосвязи различных учебных дисциплин.

Все сказанное выше привлекает особое внимание исследователей к реализации принципа преемственности в воспитании и обучении.

Под преемственностью в педагогических процессах и явлениях понимается такая связь старого с новым и нового со старым, когда возникающие в условиях этой связи диалектические противоречия разрешаются путем организованного взаимодействия соответствующих компонентов.

Так, переход от старого к новому становится для объектов обучения и воспитания более естественным и плодотворным и оперативнее переводит их на каждой новой ступени непрерывного образования из объектов учебно-воспитательного процесса в его сознательных и активных субъектов.

Актуальность проблемы преемственности обусловлена, в первую очередь, гуманизацией образования в целом, а также созданием в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) школ нового типа: лицеев, гимназий, комплексов «детский сад — школа» и т.д.

Категория преемственности используется в психолого-педагогической и методической литературе для раскрытия межпредметных и внутрипредметных связей в учебных предметах; для обозначения связей между учебными и воспитательными учреждениями; для характеристики взаимозависимостей между компонентами учебно-воспитательной деятельности по мере продвижения обучаемых от поступления до выпуска из учебных заведений разного типа. Р. Дэйв считает одной из основных особенностей непрерывного образования то, что оно стремится к преемственности и сочлененности в вертикальном измерении, а также к интеграции в горизонтальном и «глубинном» измерениях.

Известно, что непрерывность и преемственность в образовании способствуют формированию целостной личности, развитию всех сторон ее психики, воспитанию у нее потребности в самообразовании, положительной мотивации учения, создают ориентацию на продолжение образования.

Преемственность должна охватывать цели и содержание образования, а также формы его организации и методические приемы. Преемственность целей и содержания подразумевает их соотношение на различных этапах обучения.

Так, цели обучения на начальном этапе должны соотноситься с конечными целями образования в целом.

В системе преемственного образования «детский сад — школа» обучение и воспитание в детском саду и начальной школе рассматривается как начальная ступень этого процесса. Поэтому их цели являются промежуточными, т.е.

они должны отражать то, что планируется получить на выходе при условии, что процесс обучения будет продолжаться в данном комплексе на протяжении всех лет обучения. Такой вид преемственности мы называем целевым.

Целевую преемственность обеспечит комплексный подход к реализации целей учебно-воспитательного процесса.

Преемственность в управлении подразумевает наличие общего для отдельных компонентов системы руководства; единых требований, предъявляемых к процессам обучения и воспитания; единство педагогических установок.

Управленческая преемственность обеспечивает возможность прогнозирования процесса развития образовательного учреждения, творческий рост и профессиональную культуру, стимулирования и оценки результатов творческого поиска одного педагога, научное руководство и организаторскую работу по внедрению науки в практику.

Структурно-организационная преемственность учебных заведений разного уровня (от дошкольного воспитания до последипломного и неформального образования) означает «жесткую» структуру образовательных комплексов, при которой отсутствие какого-либо звена нарушит функционирование комплекса в целом. При соблюдении структурно-организационной преемственности «выход» низшей ступени образования естественным образом «стыкуется» со «входом» последующей ступени.

С психологической точки зрения преемственность представляет собой такой принцип, при котором предыдущий период развития содержит предпосылки для возникновения последующих психических новообразований.

Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов.

Однако преемственность образования — это прежде всего преемственность его содержания, т.е.

непрерывное развитие предметно-содержательного компонента, который включается в общую логику развертывания курса в целом, а именно создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного предмета на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения «сквозных» линий в содержании, повторений, пропедевтики, а также использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей.

В качестве основы реализации преемственности различных ступеней и уровней непрерывного образования необходимо выделить фундаментальное содержание, закладываемое в базовых звеньях, начиная со способов общения, умения читать, считать, писать и кончая основами соответствующих отраслей знаний и сфер деятельности.

Содержательная преемственность обеспечивается также через федеральный компонент программы.

Технологическая преемственность находит свое выражение во взаимодействии применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения, характеризует требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, а также к формам и приемам объяснения нового материала.

В целом, мы предполагаем, что эффективность обучения в системе непрерывного образования зависит от решения проблем обеспечения управленческой, структурно-организационной, содержательной, целевой, технологической и психологической преемственности.

Антонелене Э.Н.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=954

Преемственность как философская категория

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: , связь между различными этапами или ступенями развития, сущность

Надежда Лозинская
Преемственность как философская категория

Актуальность осмысления проблемы преемственности на всех этапах образовательного процесса связана, прежде всего, с условиями жизни современного человека, требующими быстрого и безболезненного перехода из одной социально-экономической и психологической ситуации в другую.

Одним из существенных факторов, обеспечивающих социальную мобильность, психическую устойчивость и творческий потенциал современного человека является образовательный процесс как целостность, представленная в устойчивых взаимосвязях его смысловых, содержательных и организационных компонентов.

Отсутствие преемственности на тех или иных этапах образовательного процесса создает труднопреодолимые препятствия на пути успешного обучения, личностного развития и социализации.

Понятие «преемственность» появляется для того, чтобы связать воедино диалектические противоположности – устойчивое и изменчивое в развитии системы, передачу старого и возникновение нового, того, что уже было в прошлом, с тем, что еще не существует. В контексте преемственности рассматриваются проблемы непрерывного развития, его связности, устойчивости развивающейся системы во времени и пространстве [2;с27].

В современной науке выделяются несколько подходов к рассмотрению явления преемственности — философский, социокультурный, методологический, социологический, психологический и педагогический

Известны трактовки преемственности как связи между элементами системы обучения, общепедагогической закономерности или педагогического условия образовательного процесса. Преемственность нередко рассматривается и как один из аспектов таких дидактических принципов, как систематичность и последовательность обучения [6;с. 63].

В философской литературе преемственность рассматривается как основа диалектического отрицания, как «связь между различными этапами или ступенями развития бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т. е. при переходе его из одного состояния в другое».

Преемственность выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания, проявляющаяся в природе, обществе и мышлении как объективная необходимость, связь между новым и старым в процессе развития [3;с. 33].

Одним из первых в отечественной философии трактовку понятия «преемственности» дает Э. А. Баллер.

Исследуя преемственные процессы в развитии культуры, он пишет: Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» [1;с. 15].

А. И. Зеленков, отмечающий, что «преемственность» является философским понятием, которое отражает важнейший тип связи между различными качественными состояниями развивающейся действительности. Сущность этого понятия «состоит в единстве сохранения, воспроизведения и модификации определенного содержания из отрицаемой системы».

Э. А. Баллер выделял преемственную связь между различными поколениями и современниками. «…Преемственность на одном уровне наблюдается в процессе количественных изменений, происходящих в рамках данного, относительно неизменного качества. Преемственность на различных уровнях связана с качественными изменениями.

При количественных изменениях основное содержание преемственности составляет сама структура, сохраняется, удерживается организация. При качественных изменениях, когда структура объекта так или иначе трансформируется, содержанием преемственности являются лишь отдельные элементы, составляющие связи объекта», – пишет он [5;с. 103].

Материалистическая диалектика связывает преемственность с процессами поступательного развития в природе, обществе и мышлении, при котором более высокая форма развития объекта или явления, будучи преемственно связана с низшей, не отменяет

ее, а включает в себя и подчиняет себе.

Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании.

Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития того или иного процесса.

Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существен но, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Список использованных источников

1. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969. – 294 с.

2. Ермакова, Н. Г. Принцип преемственности в системе непрерывного военного образования/Н. Г. Ермакова//Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки. — 2014. — № 15. – С. 26-31

3. Иванова, А. В. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования) Монография / А. В. Иванова, А. П. Иванова. -М-во Образования

4. Кустов, Ю. А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы / Ю. А. Кустов // Сов. высш. шк. – 1988. – № 1. – С. 68., с. 68

5. Рубанов, В. Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение /В. Г. Рубанов// Известия Томского политехнического университета -2013.-№ 6 т. 323. – С 103-110.

6. Филатова, Л. О. Преемственность общего среднего и вузовского образования / Л. О. Филатова. // Педагогика. — 2004. — №8.- С. 63-68

7. Шуватова, О. А. Преемственность как основа реализации современных теоретико-методических подходов к организации образовательного процесса средней общеобразовательной школы/ О. А. Шутова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. -2011.-№24.- С. 873-876.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/premstvenost-kak-filosofskaja-kategorija.html

Преемственность — это… что такое преемственность?

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: , связь между различными этапами или ступенями развития, сущность

связь между различными этапами или ступенями развития, сущность к-рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. сторон его организации при изменении целого как системы. П. выступает как одна из важнейших сторон отрицания отрицания закона. В истории философии для тех метафизич.

концепций, к-рые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертрофирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П.

, гипертрофируя изменения, различия в системе при переходе ее к новым состояниям.

Развернутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведен Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания: «… другое есть по существу не пустое отрицательное, не ничто,…

а другое первого, отрицательное непосредственного; оно, следовательно, определено как опосредствованное, – содержит в себе вообще определение первого. Первое, стало быть, по существу, также сбережено и сохранено в другом.

– Удерживать положительное в его отрицательном, содержание предпосылки – в ее результате, это – самое важное в разумном познании» (Соч., т. 6, М., 1939, с. 307–08).Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда ее осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич.

воспроизводство в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы, составляющие, связи объекта.

Во втором случае каждый последующий этап снимает в себе структуру предшествующего, причем такое снятие может выступать либо в форме преобразований структуры (когда уровень, порядок организации остается прежним), либо в форме перехода к организации иного порядка.

Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии.

Одна из осн. проблем, возникающих, здесь, – это проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями» (Маркс К.

и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 44–45); следовательно, главной в развитии общества является П. форм материального произ-ва, определяющая П. и различных форм духовной жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время, подчиняясь имманентным законам развития, непосредственно зависят от мыслит. материала, накопленного предшеств. поколениями.

В силу сложности и внутр. противоречивости социального организма П. в обществ. развитии может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение ее содержания к социальному прогрессу. Учет П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководств» обществом.

Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. С т. зр. вульгаризаторов марксизма эти понятия исключают одно другое. Но на деле П. – необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, ибо отнюдь не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными.

В сфере мыслит. деятельности различают позитивную П., основанную на критич. переработке и использовании результатов, достигнутых прошлыми поколениями, и негативную П., когда те или иные выводы достигаются вопреки и в противовес ранее сделанным.

В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зерна абс. истины. Будучи общим законом науч. познания, П. в каждой науке имеет специфич. черты. Напр., в физике она обнаруживается в форме принципа соответствия (см. Соответствия принцип) и ряде др. форм взаимосвязи физич. теорий. В философии П.

основывается на относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундамент, проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики.Лит.: Маркс К., Морализующая критика и критизирующая мораль, Соч., 2 изд., т. 4; Ленин В. И., Успехи и трудности Сов. власти, Соч., 4 изд., т. 29; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т.

31; Шалютин С. М., Диалектич. отрицание и проблема П. в обществ. развитии, в сб.: Нек-рые проблемы диалектич. и историч. материализма, М., 1958 («Уч. зап. АОН при ЦК КПСС», вып. 43); Баллер Э. Α., Проблема П. в развитии культуры, «ВИМК», 1961, No 5; Яxот О. О., Отрицание и П. в историч. развитии, «ВФ», 1961, No 3; Кедров Б. М.

, О повторяемости в процессе развития, М., 1961; Кузнецов И. В., Взаимосвязь физич. теорий, «ВФ», 1963, No 6; Τоуnbее Α., A study of history, 2 ed., v. 9, L., 1955; Ralph Ph., The story of our civilisation, L., 1957; Bagby P., Culture and history, L., 1958; Die Idee des Fortschritts, Münch., 1963; Miller H.

, Progress and decline; the group in evolution, Oxf., 1963.

Э. Баллер. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4709/%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%95%D0%9C%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

Различные подходы к изучению понятия преемственности

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: , связь между различными этапами или ступенями развития, сущность

В современной науке выделяются пять основных подходов к рассмотрению явления преемственности — философский, социокультурный, социологический, психологический и педагогический.

Древнегреческие мыслители (Аристотель, Гераклит, Пифагор, Платон, Сократ и др.) в своих работах по анализу процессов развития обратили внимание на преемственность, которая определялась как феномен существования природы, общества, человека и человеческого познания, необходимого для познания окружающего мира [3].

В средние века философская научная мысль также проявляла интерес к феномену преемственности. Например, в трудах Фомы Аквинского и Роджера Бэкона в XIII веке преемственности посвящена дискуссия о «перерождении и разложении». Новое время породило математические труды Декарта и философские трактаты Спинозы, в которых говорилось о непрерывности жизни и ее постоянной изменчивости.

Немецкая классическая философия посредством диалектических законов (отрицания отрицания и перехода количественных изменений в качественные) предприняла попытки разъяснения принципов существования и действия феномена преемственности. Таким образом, появились подходы к пониманию преемственности как общественной категории, к которой классические философы относили этот феномен [4].

Философская трактовка понятия преемственность отражает «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» [2].

В философской концепции преемственность базируется на связи с природой, человеческим мышлением и обществом.

Философский энциклопедический словарь рассматривает преемственность как связь между различными ступенями развития, которая сохраняет элементы целого при переходе к новому состоянию.

Так как любое развитие есть процесс, то преемственность можно рассмотреть как процесс сохранения существенного при последовательной смене ступеней развития природы, человеческого мышления, общества, обеспечивающий взаимосвязь между ними.

Философский подход трактует преемственность в диалектическом контексте как феномен, сохраняющийся в последующем в виде определенных черт предыдущего с обязательным объединением в единое целое. Таким образом, преемственность в философском подходе рассматривается как методологический принцип.

В контексте общественной жизни преемственность понимается как передача социокультурных ценностей и их усвоение последующими поколениями.

Социокультурный подход в понимании преемственности основывается на том, что социализация последующего поколения происходит через преемственную связь с прошлыми поколениями, которая реализуется через взаимодействие традиций и инноваций.

Традиции можно трактовать как стереотипы поведения, ставшие эффективными инструментами выживания в течение нескольких поколений. Они характерны для обществ, слабо реагирующих на изменения окружающей среды.

Инновации, напротив, возникают там, где традиции противоречат изменившейся среде обитания. В таком случае они становятся догмой, т.е правилом, обязательным для исполнения, но не несущим определенную смысловую нагрузку.

В определенном смысле, новые поколения отрицают предыдущий опыт, но в процессе жизни накапливают собственный опыт существования, которой, спустя время, становится традицией, передающейся новому поколению.

Таким образом, преемственность можно рассматривать как содержательную основу связи поколений между собой.

Современная «постиндустриальная эпоха» развития общества ставит перед явлением преемственности новые задачи. Научно-технический прогресс привел к тому, что накопленный опыт предыдущих поколений человеческого общества и опыт подрастающего поколения находятся в разных социальных плоскостях.

Так, появление различных средств связи, при помощи которых возможно использование любой информации, привело к неправильному восприятию книг. Как следствие, произошел кризис в передаче опыта от старшего поколения к молодому. Привычная схема обучения детей, заключающаяся в обучении у взрослых и при помощи книг, перестала давать результаты и требует пересмотра.

В современных условиях, дети обучаются через общение со сверстниками, делясь своим опытом овладения новыми средствами передачи информации. В свою очередь взрослые становятся адептами неактуального знания, которое не может быть применено к техническим новинкам.

При этом непоколебимыми остаются принципы, при которых возможно существование человеческого общества.

Данные ценности становятся базисом при реализации социокультурной преемственности, заключающейся в передаче ценностей молодому поколению при помощи определенных методов.

По мнению Т. И. Шнуренко, механизм преемственности ценностных ориентаций из поколения в поколения начинается:

          через передачу старшими поколениями культурных ориентиров через пример, при помощи образца деятельности; к передаче посредством имени (слова), означающее переход к вербальным способам трансляции культуры;

          далее — к усвоению младшими поколениями предписаний и норм старших поколений;

          затем через трансформацию усвоенных ценностей старших поколений, через выбор и интерпретацию данных ценностей к выработке новых принципов и идеалов, соответствующих новым историческим и социально-экономическим условиям;

          и, в конечном итоге, к трансляции новых выработанных ценностных ориентаций, базирующихся на ценностях предыдущих поколений, но максимально приспособленных молодым поколением к новым историческим условиям [6].

Вместе данные механизмы обеспечивают содержательную и иерархическую преемственность. Единство подходов к определению положительного социального опыта образуют содержательную преемственность, а присвоение опыта, его оценка, концептуализация, качественное преобразование составляют иерархическую преемственность.

Социологический подход в понимании преемственности подразумевает ее изучение через потребности общества и государства, которые являются результатом экономических взаимоотношений, принятых в данной цивилизационной модели. В данном контексте социокультурный и социологический подходы совпадают, но последний предполагает наличие преемственности условий как фактора развития общества:

          общество должно иметь научные апробированные критерии для того, чтобы осуществлять отбор из наследия прошлого тех культурных ценностей, которые благоприятствуют гармоничному развитию человека и всего человечества в условиях общественного прогресса;

          в обществе должны существовать идеологические и социально-экономические предпосылки для использования передовых традиций, открытый доступ к культурному наследию, равенство прав для всех участвующих в процессе его развития;

          общество показывает готовность к восприятию культурного наследия прошлого и к социальной рефлексии, то есть к соотнесению прошлого и настоящего.

Образование в рамках социального подхода рассматривается как элемент социальной системы, взаимодействующий с другими её элементами.

Также, образование есть социальный институт, связанный с другими социальными институтами и образовательными организациями.

Таким образом, социальный подход позволяет исследовать субъектов образовательной деятельности и социальные общности, имеющие отношение к образованию.

В рамках социального подхода, преемственность в образовании заключается в преемственности функций, структур и ступеней института образования, а также его функциональное взаимодействие с другими социальными институтами (семьей, производством, армией, наукой, культурой и т. д.), основывающееся на взаимосвязи социальных общностей в сфере образования [1]. Преемственность способствует систематизации и построению иерархии различных этапов учебного процесса в целостный учебный процесс [5].

На наш взгляд, в исследовании важен педагогический подход к рассмотрению феномена преемственности, основывающийся на представлении преемственности как диалектическом процессе, признающим значимость рассматриваемого феномена как социокультурного явления, рассматривающим ее (преемственность) как одно из главных качеств педагогического процесса.

В ходе педагогического процесса происходит сохранение и передача опыта последующим поколениям в данных условиях окружающей среды, суть которого состоит не только в воспроизводстве, но и в приумножении материальных и духовных ценностей, а также в продолжении человеческого рода. В данном случае педагогический контекст преемственности следует трактовать как добавление сохранённых в неизменном или преобразованном виде ценностей из прошлого в настоящее средствами образования.

Таким образом, анализ преемственности образования как социального института, процесса и результата с философской, социокультурной, социологической, педагогической позиции говорит о полифункциональности, многоаспектности, мобильности, личной и социальной значимости преемственности как базисного качества образования, осуществляемого на разных его уровнях.

Литература:

  1.                Архипова С. В. Преемственность в образовании: социологический анализ: автореф канд социол наук, 2009. С. 12.
  2.                Баллер Э. Преемственность / Э. А. Баллер // Философская энциклопедия; Гл. ред. Ф. В. Константинов. — Т.4. — М.: Сов. Энциклопедия, 1967. — С. 360.
  3.                Лосев А. Ф. Природа у Гераклита [Текст] // Природа. — 1970. № 6. — С. 44–49.
  4.                Орешкина А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования [Текст]. Автореф. дисс. … д-ра пед.наук. — М., 2009. — 45 с.
  5.                Попов А. А. Сущность проблемы преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. № 1 (2). Т. 17. С.328–331.
  6.                Шнуренко Т. И. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях межпоколенной преемственности, автореферат канд. психол. наук, Курс, 2009. С. 10–11.

Основные термины(генерируются автоматически): преемственность, поколение, социальный подход, понимание преемственности, социологический подход, социальный институт, иерархическая преемственность, педагогический процесс, молодое поколение, философский подход.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9125/

Глава 1. Понятие преемственность и её сущность

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: , связь между различными этапами или ступенями развития, сущность

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1. Подходы к пониманию преемственности в образовании.

2. Индивидуальные варианты развития (индивидуально-психологические особенности) как фактор, определяющий успешность вхождения первоклассника в школьную жизнь.

Вопрос №1 Подходы к пониманию преемственности в образовании.

Глава 1. Понятие преемственность и её сущность.

1.1 Преемственность с позиции школы

1.2 Преемственность с точки зрения детского сада

1.3 Сущность преемственности.

Глава 2. Проблема преемственности дошкольного и начального образования

1.2 Задача дошкольного образования

2.2 Задача начальной школы

Вопрос №22. Индивидуальные варианты развития (индивидуально-психологические особенности) как фактор, определяющий успешность вхождения первоклассника в школьную жизнь.

Глава 1. Общие подходы вхождения в школьную жизнь.

1.1 Готовность к обучению в школе.

1.2 Методики выявления готовности к школе.

Глава 2. Основные проблемы школы

1.2 Трудности адаптации к школе.

2.2 Причины и проявления дезадаптации первоклассников

Глава 1.Понятие преемственность и ее сущность

Преемственность с позиции школы

Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка. Преемственность учёные рассматривают с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне.

Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Действительно, школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника, организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта.

Преемственность — это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность с позиции школы– это опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка на момент начала обучения. Ее главная цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Преемственность с точки зрения детского сада

Взгляд на преемственность детского сада-это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школ.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности основных типов образовательно-воспитательных учреждений, который обеспечивает возможность перехода от одних ступеней образования к другим (детский сад, начальная школа).

Сущность преемственности

Сущность состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.

Основные задачи преемственности детского сада и школы:

— обеспечить безболезненный переход детей к школе; должный уровень готовности детей к обучению в школе;

— воспитывать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к школе;

— обеспечить непрерывность в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.

Защитная функция преемственности обеспечивает успешную адаптацию ребенка к школе.

Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующие параметры:

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

В основах построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. Предшкольная деятельность должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью

Таким образом, основными линиями преемственности являются преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.

«Школьное обучение никогда неначинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

Глава 2. Проблема преемственности дошкольного и начального образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше вопросов, нежели ответов на них.

Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным и образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном, это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем.

Преемственность дошкольного и начального образования — одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового проекта Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательной-образовательной деятельности. На наш взгляд обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм

Согласно новому проекту Закона «Об образовании» дошкольное образование должно стать обязательным и впервые получит статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян.

Проект Закона предусматривает возможность подготовки к школе для всех ребят дошкольного возраста. Преемственность дошкольного и начального общего школьного образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования.

Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

2.1 Задача дошкольного образования

Задачи дошкольной:

1.Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2.Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3.Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

4.Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

5.Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

6.Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

7.Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

8.Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Выделенные задачи можно продолжать, укрупнять или, наоборот, подвергать детализации. На основе анализа литературы нами выделен ряд основных задач, всегда стоящих перед наукой.Вместе с блоком постоянно действующих задач существуют задачи, определяемые единовременной потребностью практики дошкольного образования.

Например, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности.

Круг таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами выше задачи решаются системно.

Дошкольная педагогика как наука сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, требующих внимания ученых-исследователей.

Это проблема взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, изучение особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; решение проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем составляет постоянно действующий круг задач дошкольной педагогики.

Задача начальной школы

Задачи начального общего образования:

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Исходы из вышесказанного следует, что современная начальная школа является не «школой навыка», а местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала. Она становится первой ступенью в образовательной вертикали человека. Поэтому, согласно общим положениям Стандарта, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

— с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

— освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

-формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

— изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности.

В.В. Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках». Программы и учебные планы обеспечивают объективные условия преемственности.

Список литературы

1.Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования// Сов.педагогика, 1991. N 1.

2.Кулисевич Г. Проблемы непрерывного образования// ВВШ, 1988. N 1. с. 89.

3.Саймон Б. Общество и образование. М., 1989. с.94.

4.Ягодин Г. Перестройка высшей школы и непрерывное образование// Политическое самообразование, 1986. N 7. с.37

6.В.И.Маслов, Н.Н.Зволинская, В.М.Корнилов. Непрерывное образование: подходы к сущности.

7.В.Н. Просвиркин. Преемственность в системе непрерывного образования.

8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Комплекс-Центр, 1993.

10. Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.

11. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1. Подходы к пониманию преемственности в образовании.

2. Индивидуальные варианты развития (индивидуально-психологические особенности) как фактор, определяющий успешность вхождения первоклассника в школьную жизнь.

Вопрос №1 Подходы к пониманию преемственности в образовании.

Глава 1. Понятие преемственность и её сущность.

1.1 Преемственность с позиции школы

1.2 Преемственность с точки зрения детского сада

1.3 Сущность преемственности.

Глава 2. Проблема преемственности дошкольного и начального образования

1.2 Задача дошкольного образования

2.2 Задача начальной школы

Вопрос №22. Индивидуальные варианты развития (индивидуально-психологические особенности) как фактор, определяющий успешность вхождения первоклассника в школьную жизнь.



Источник: https://infopedia.su/18x7d9.html

Scicenter1
Добавить комментарий