Причины возникновения международной торговли: Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

Причины возникновения международной торговли

Причины возникновения международной торговли: Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить три основные причины существования международной торговли.

Неравное распределение природных ресурсов (благ). Самая первая из причин возникновения международной торговли задана самой природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными странами и народами.

Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой — хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром.

Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и ананасы.

Но эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них у самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.

Согласно статистике, автомобили составляют 21% американского импорта и 11 % американского экспорта.

Какой же смысл ввозить зарубежные автомобили, чтобы рассчитываться за их покупку продажей отечественных автомобилей (вполне пристойного качества) иностранцам?

Импорт — покупка жителями одной страны товаров, изготовленных в других государствах.
Экспорт — продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики.

Принцип абсолютного преимущества. В поисках ответа на этот вопрос экономическая наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.

Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине.

Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свеклы (не хватает тепла).

Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а потом обменяются плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.

Вот почему еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы.

На языке экономистов такая основа международной специализации производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.

Принцип абсолютного преимущества заключается в том, что страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами ресурсов, чем ее торговые партнеры.

Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведет к тому, что человечество в целом достигает наивысшей эффективности использования ресурсов Земли.

Возникающее в итоге мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов.

Поэтому развитие международной торговли имеет столь важное значение для всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание как правительствами, так и международными организациями.

Принцип относительного преимущества. Понять логику международной торговли, зная только о неравном распределении природных благ и сути принципа абсолютного преимущества, все же невозможно.

Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации.

Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах.

Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.

Следующий шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским ученым-экономистом Давидом Рикардо. Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние еще одного принципа — принципа относительного преимущества.

Принцип относительного преимущества заключается в том, что каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цены выбора у нее относительно ниже, чем в других странах.

Чтобы понять смысл этого принципа, изменим условия примера с торговлей между Россией и Украиной. Допустим, что украинские предприятия производят цемент и стекло с большими затратами всех производственных ресурсов, чем российские. Значит ли это, что российским торговым фирмам нет смысла заключать сделки с украинскими коллегами?

Для ответа на этот вопрос нужно подсчитать, НАСКОЛЬКО велико преимущество российских предприятий перед украинскими с точки зрения суммарных затрат на производство каждого продукта.

Предположим, что российские и украинские предприятия используют одни и те же технологии изготовления цемента и стекла и потому затраты сырья и энергии на предприятиях обеих стран одинаковы. Но на российских предприятиях стоят более новые установки, и потому здесь выше производительность труда.

Связанные с этим различия в затратах труда (рабочего времени) на производство единицы продукции показаны в табл. 24.1.

Если взглянуть на эту ситуацию на основе принципа абсолютного преимущества, то лучше бы производить и цемент, и стекло только в России.

Но, может, все же есть основания организовать производство товаров на Украине таким образом, чтобы выиграли и украинская, и российская экономики?

Да, говорит нам Давид Рикардо из XIX в., это сделать можно. Необходимо только, чтобы каждая из этих стран специализировалась на производстве того продукта, в изготовлении которого у нее относительное преимущество выше.

Для определения такой рациональной модели специализации проведем несложные расчеты. Допустим, нам нужно увеличить суммарное производство стекла в обеих странах на 1 кв. м, но все рабочие обеих стран уже заняты в производстве (безработицы нет).

В этих условиях разумнее всего (исходя из принципа абсолютного преимущества), чтобы Россия увеличила производство стекла, скажем, на 3 кв. м, а Украина снизила на 2 кв. м. В итоге общее производство стекла, как мы и хотели, возрастет на 1 кв. м.

А что при этом произойдет с затратами и ресурсами рабочего времени? Увеличение производства стекла на 3 кв. м потребовало от России дополнительного расхода 3 ч рабочего времени. Если эти ресурсы рабочего времени были получены за счет цементного производства (например, рабочие цементного завода перешли на стекольный завод), то это приведет к сокращению производства цемента на 3 т.

Посмотрим теперь на Украину. Здесь сокращение производства стекла на 2 кв. м привело к высвобождению 8 ч рабочего времени. Но если это время использовать на украинских цементных заводах, то выпуск цемента здесь можно будет увеличить на 4 т (напомним, что в России производство цемента упало на 3 т).

Подведем итог нашего экономического эксперимента. Сориентировав российскую экономику на увеличение производства стекла, а украинскую — на увеличение производства цемента, мы получили любопытный результат.

Он состоит в том, что при одной и той же величине ресурсов (в данном случае трудовых) суммарное производство каждого из продуктов в обеих странах возросло: Россия стала производить настолько больше стекла, что это на 1 кв.

м превысило сокращение производства стекла на Украине; Украина стала производить настолько больше цемента, что это на 1 т превысило сокращение производства цемента в России.

Теперь осталось только организовать торговлю между этими странами, и обе они выиграют, получив больше и цемента, и стекла. Ключом к столь успешной специализации стала как раз идея относительного преимущества. Выразим ее количественно.

Россия имеет относительное преимущество перед Украиной в производстве стекла. Действительно, увеличение его выпуска на 1 кв.

м требует сокращения производства цемента только на 1 т, тогда как для украинской промышленности увеличение выпуска стекла на 1 кв.

м возможно только ценой сокращения производства цемента на 2 т (время производства 1 кв. м стекла равно времени производства 2 т цемента).

Украина имеет преимущество перед Россией в производстве цемента. Увеличение его выпуска на 1 т требует сокращения производства стекла в этой стране лишь на 0,5 кв. м, тогда как в России для аналогичного увеличения выпуска цемента нужно уменьшить выпуск стекла на 1 т.

Иными словами, каждой стране стоит специализироваться на производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.

В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет. Их вполне заменяет анализ соотношений цен на внутренних и зарубежных рынках, поскольку эти соотношения, при прочих равных условиях, соответствуют различиям в относительной эффективности производства товаров.

Представим себе, что цена товаров в рассмотренном нами выше примере определяется только затратами на оплату труда, причем один час рабочего времени оплачивается в России в размере 5 тыс. руб., а на Украине — 10 тыс. карбованцев. Тогда цены 1 т цемента и 1 кв.

м стекла в России составят по 5 тыс. руб. На Украине 1 т цемента будет стоить 20 тыс. карбованцев, а стекла — 40 тыс. карбованцев. Если теперь российский купец экспортирует на Украину 1 кв. м стекла, то на выручку (40 тыс.

карбованцев) он сможет купить 2 т цемента, тогда как в России — только одну.

Если теперь он импортирует этот цемент в Россию, то получит за него 10 тыс. руб. — в два раза больше, чем он затратил первоначально на производство того количества стекла, что было им экспортировано на Украину. Разница между этими суммами, т. е. 5 тыс. руб. (10—5), составит прибыль нашего экономически грамотного купца.

Хотя этот расчет упрощен до предела, но именно на основе такого анализа и строится вся внешнеторговая деятельность. Любой купец рассуждает так: выгодно экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных товаров на отечественном рынке.

Эту логику прекрасно изучили бесчисленные российские «челноки» — мелкие торговцы, заполнившие рынки Турции, Китая, арабских стран, Италии и Греции.

Они везли за рубеж водку, икру, изделия из металла, продавали их там, а на вырученные деньги покупали те товары местного производства (кожаную одежду, обувь, косметику, пищевые товары), которые при продаже по сложившимся в России ценам приносили им в итоге сумму большую, чем было потрачено в России на покупку увезенных за рубеж товаров.

Точно так же строят свою коммерческую практику и огромные внешнеторговые фирмы. Все они руководствуются в своей деятельности принципом относительного преимущества. Эта логика внешней торговли немедленно сказывается на внутриэкономической жизни. Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей:

  1. наиболее рационально использовать имеющиеся у нее ресурсы;
  2. добиться наивысшего уровня благосостояния своих граждан с помощью операций экспорта и импорта.

Процесс такой специализации создает основы не только для развития мирового рынка, но и для международного разделения и кооперации труда, т. е. организации совместной деятельности фирм различных стран при создании определенных видов конечных благ. О том, насколько глубоко может быть международное разделение труда, можно судить на следующем примере.

Житель США, покупая у американской компании «Дженерал моторе» произведенный ею автомобиль «Понтиак», совершает международную сделку. Он платит за эту машину 10 тыс. долл., которые распределяются следующим образом:

  • 3000 долл. идут Южной Корее, рабочие которой осуществляли простые и трудоемкие сборочные операции;
  • 1850 долл. идут Японии за купленные у нее моторы, ведущие мосты, электронные устройства;
  • 700 долл. получает Германия за конструирование этой машины;
  • 450 долл. перечисляются фирмам Тайваня, Сингапура и Гонконга за изготовление мелких деталей;
  • 250 долл. уходят на счета английских фирм за организацию рекламы и сбыта автомобилей;
  • 50 долл. стоят услуги фирм Ирландии и Барбадоса, занимавшихся обработкой данных.

Итого — примерно 6 тыс. долл. достается гражданам других стран. На долю граждан США — управляющих и акционеров «Дженерал Моторс», адвокатов и банкиров, обслуживающих фирму, других участников производства этого «американского автомобиля» — приходится лишь 4 тыс. долл.

Международная торговля, если она основана на принципе сравнительного преимущества и не встречает на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее участников.

Эта выгода состоит прежде всего в том, что при одном и том же объеме имеющихся у них производственных ресурсов торгующие страны получают возможность производить благ больше, чем в условиях изоляции от мирового рынка. Иными словами, международная торговля приводит к расширению производственных возможностей человечества (рис. 24.2).

Нет такой страны, которая не могла бы найти своего места на мировом рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее есть относительное превосходство. При этом большие доходы от экспорта могут приносить не только нефть или газ, к чему мы привыкли в России (подробнее об этом говорится в прил. 2).

Например, сейчас в мире бурно развивается цветоводство, ставшее весьма доходной отраслью, — годовой объем продаж цветов на мировом рынке уже достиг 20 млрд долл.

И маленькие страны мира, которым не под силу развивать мощные отрасли промышленности, но которые имеют хороший климат либо высокую культуру сельскохозяйственного производства, получают от участия в мировом рынке цветов огромные доходы.

Например, Колумбия начала заниматься выращиванием цветов лишь пару десятков лет назад, а сегодня здесь ежегодно срезается для продажи 130 тыс. цветов — 90% импорта цветов в США! Голландцы — ведущие цветоводы мира — только в Германию продают более 200 тыс.

цветов в год, а крохотный Израиль — третья цветочная держава мира — ежегодно зарабатывает на продаже благоуханных букетов в Европу 150 млн долл.

Многие из богатейших ныне стран мира достигли своего благополучия именно благодаря активному участию в мировой торговле.

Каждый участник мировой торговли, правильно специализировав свою экономику, получает возможность жить лучше, чем до выхода на мировой рынок.

Вместе с тем международная торговля является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономических отношений между странами.

Источник: https://psyera.ru/3869/prichiny-vozniknoveniya-mezhdunarodnoy-torgovli

Раздел 3. Макроэкономика

Причины возникновения международной торговли: Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

Ю.Е. Кривонос
Экономическая теория
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

3.8.1. Международная торговля. Основы теории международной торговли

Международная торговля – это форма международных экономических отношений, которая отражает импорт и экспорт товаров и услуг и основывается на международном разделении труда.

Международная торговля товарами.Международная торговляуслугами.

Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.

Основными формами экономических отношений между странами являются:

—  международная торговля;

—  международный вывоз капитала;

—  международная миграция рабочей силы;

—  научно–технический обмен;

—  международные валютно-кредитные отношения.

Внешняя торговля – это торговля с другими странами, состоящая извоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров.

Основные причины развития международной торговли:

—  неравномерность распределения и  обеспечения экономическими ресурсами в разных странах;

—  эффективное производство товаров и услуг при полном различии технологий.

Основные показатели внешней торговли:

—  объёмы экспорта;

—  объёмы импорта;

—  экспортно-импортная квота = ((Э+И)/ ВНП (ВВП)) *100%;

—  величина торгового оборота (сумма экспорта и импорта);

—  внешнеторговое сальдо (соотношение экспорта и импорта);

—  экспортный потенциал (экспортные возможности).

—  структура внешней торговли (субъекты и объекты торговли)

Основная цель международной торговли – возможность преодолевать ограниченность национальной ресурсной базы, расширять ёмкость внешнего рынка, устанавливать связь национального рынка с мировым и обеспечивать получение дополнительного дохода за счёт разницы национальных и интернациональных издержек производства.

Основные теории внешней торговли:

1.  Теория абсолютных преимуществ (Адам Смитт);

2.  Теория относительных преимуществ (Давид Рикардо);

3.  Теория Хекшера-Олина.

Согласно теории абсолютного преимущества, большую выгоду можно получить, если каждая страна будет специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.

Согласно теории сравнительных преимуществ, каждая страна может извлечь огромную выгоду, специализируясь на тех товарах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом и обменивая их на товары, в производстве которых сравнительным преимуществом, чем  располагает другая страна. Согласно теории Хекшера-Олина, страны будут стремиться экспортировать избыточные факторы производства и импортировать дефицитные факторы производства, т.е. движение товаров из страны в страну должно компенсировать относительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мирового хозяйства.

В рамках этого в международной торговле принимают участие страны, которые имеют конкурентоспособность. Она определяется преимуществами, которые имеет страна в данной отрасли.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность:

—  — предложение ресурсов;

—  — условия спроса;

—  — количество фирм;

—  — родственные и поддерживающие отрасли.

Внешнеторговая политика – это политика в области внешней торговли.

Основные формы политики:

—  политика свободной торговли – теория и практика невмешательства государства в международную торговлю;

—  протекционизм –  теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту экономических субъектов национальной экономики, с помощью пошлин или административного регулирования торговли для защиты одной или нескольких отраслей от зарубежной конкуренции.

Меры протекционизма:

1.  Тарифные барьеры – взимание таможенной пошлины.

Пошлины бывают:

—  адвалорная пошлина —  фиксированный процент с цены товара;

—  специфические таможенные пошлины – твёрдая ставка за единицу товара;

—  сложная пошлина —  одновременное взимание и с цены товара и за единицу товара.

2. Нетарифные барьеры:

—  квотирование экспорта и импорта;

—  введение государственной монополии на торговлю определенными товарами;

—  лицензирование;

—  добровольное ограничение экспорта;

—  сложная таможенная процедура.

3. Технические и санитарные стандарты.

4. Валютные ограничения экспорта.

Источник: http://www.aup.ru/books/m240/3_8_1.htm

Урок «Причины возникновения международной торговли»

Причины возникновения международной торговли: Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

Урок «Причины возникновения международной торговли»

Цели урока:

  • показать учащимся необходимость и целесообразность внешней торговли;
  • познакомить с главными концепциями теории внешней торговли.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:

  • абсолютные преимущества;
  • сравнительные преимущества.

Раздаточный материал:

  • каждому учащемуся по одному небольшому, недорогому предмету (ручка, карандаш, ластик) в непрозрачном пакете или конверте;
  • каждому учащемуся по ксерокопии упражнения “Харитоновы и Максимовы”;
  • каждому учащемуся по ксерокопии упражнения “Кому выгодно торговать”.

Учитель: — сегодня я вижу на вас много красивой и модной одежды. А где изготовлена эта одежда? В каких странах?

Учащимся предлагается выполнить упражнение “Поиск ярлыков”. Каждый ученик находит на предметах своей одежды ярлыки и по ним узнает, где изготовлена одежда. Страны-изготовители записываются в тетрадь. Затем учитель записывает со слов учащихся на доске страны – изготовители. По сформированному списку можно сделать вывод, что Россия встречается не часто как страна-изготовитель.

Вопрос к классу: почему на найденных ярлыках так много других стран? Неужели эти товары нельзя изготовить в нашей стране?

Предполагаемый ответ: данные товары в нашей стране производить невыгодно, нерационально, т. к. на их производство нужно затратить больше ресурсов, чем в перечисленных странах. Значит, эти товары появились в нашей стране благодаря тому, что Россия торгует с другими странами, ввозя одни товары (импорт), и вывозя другие (экспорт).

Учитель: — тема нашего урока “Причины возникновения международной торговли”. Международная торговля – древнейший вид экономической деятельности людей. Появился тогда, когда люди научились перемещаться по планете. Деньги возникли гораздо позднее. В начале люди обменивали товар на товар, произведенный в своих странах. (п.1 – 5 минут).

Учитель: — перед вами лежат конверты с товарами. Посмотрите, что лежит именно в вашем конверте так, чтобы сосед по парте не увидел. После этого выберите по пятибалльной шкале соответствующую цифру, которая покажет степень вашей удовлетворенности этим товаром.

Помощники учителя подсчитывают общий балл удовлетворенности товаром в классе и средний балл и выписывают его на доске.

Учитель: — теперь вам разрешается совершить обмен с вашим соседом по парте (только с ним) и также выбрать по пятибалльной шкале степень удовлетворенности товаром после обмена.

Помощники учителя подсчитывают общий балл в классе и средний балл и выписывают его на доске.

Учитель: — затем вам разрешается встать со своего места, походить по классу и найти партнера по обмену среди одноклассников. Обмен не обязателен. После этого выберите по пятибалльной шкале соответствующую цифру, которая покажет степень вашей удовлетворенности этим товаром.

Помощники учителя подсчитывают общий балл удовлетворенности в классе и средний балл и выписывают его на доске.

После всех обменов учитель обращает внимание учащихся на доску, где выписаны результаты оценки полезности товаров.

Пример:

Без обмена

1-й обмен

2-й обмен

Всего

сред.

60

2

Всего

сред.

90

3

Всего

сред.

120

4

Вопрос к классу: почему числа возросли, ведь в конвертах и в классе остались те же предметы?

Предполагаемый ответ: участники обменяли предметы, которые они оценивали ниже, на предметы, которые они оценивали выше. Условия для обмена улучшились, когда появилась возможность обмениваться со всем классом.

Вопрос к классу: почему каждый новый раунд способствовал увеличению как средней, так и общей степени удовлетворения?

Предполагаемый ответ: каждый раунд обмена позволял участникам исследовать новые возможности торговли, что, в свою очередь, увеличивало шансы найти товар (предмет), в еще большей степени способствующий повышению степени удовлетворения участников.

Вопрос к классу: были ли все участники полностью довольны результатами обмена?

Предполагаемый ответ:

— (участник, которому досталась одна скрепка) – с ним никто не хотел меняться из-за низкой ценности товара;

— (участник, которому достался калькулятор) – он сам не хотел ни с кем меняться из-за высокой ценности предмета. (п. 2 – 10 минут)Люди, участвующие в реальных актах обмена реагируют на новые возможности таким же образом. Мы смоделировали реальную ситуацию, которая происходит не только с людьми, но и со странами.

И тогда, предметы в конвертах – становятся ….. (ресурсами) у стран. На доске вывешивается первое условие международной торговли (неоднородность распределения природных ресурсов). Понятие ресурсы очень широкое. Это и природные богатства, и человеческие ресурсы и научно-производственный потенциал, и климатические условия страны.

В каждой стране существуют особые условия и ресурсы, дающие ей возможность производить определенные товары с меньшими издержками (затратами). В этом заключается принцип абсолютного преимущества. На доске вывешивается второе условие международной торговли (принцип абсолютного преимущества).

 Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже, — все это дает возможность обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах.

Приведите примеры (страна – ресурс или страна – товар) демонстрирующие принцип абсолютного преимущества.

Предполагаемые ответы:

  • Россия – добыча никеля(75 % в мире);
  • Конго – медь;
  • ЮАР – алмазы.

Если руководствоваться только принципом абсолютного преимущества, то на нашей планете могла сложиться такая ситуация, в результате которой страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось. Почему? – вопрос к классу. Могут не ответить.

Ответ: каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом – у нее всегда найдется товар, производство которого будет относительно более дешевым, чем производство остальных при существующем соотношении затрат в разных странах.

 На доске вывешивается третье условие международной торговли (принцип относительного преимущества) (п. 3 – 10 минут).

Чтобы разобраться, как действует принцип относительного преимущества, выполним следующее упражнение (учитель читает вслух текст “Харитоновы и Максимовы”.

ХАРИТОНОВЫ И МАКСИМОВЫ”

Кому выгодно торговать?

Харитоновы и Максимовы между собой не разговаривают. Они живут на соседних хуторах и скорее подожгут друг друга, чем улыбнуться. У Харитоновых жизнь лучше, чем у Максимовых. Одному Харитонову нужно всего 8 часов, чтобы вырастить 1 мешок пшеницы и 10 часов для производства 15 метров ткани.

Максимовым требуется на все это больше времени. Максимовы не более или менее ленивее, чем Харитоновы. Просто их земля хуже и у них нет таких хороших машин. Одному Максимову надо 15 часов, чтобы вырастить 1 мешок пшеницы и 12 часов уходит на 15 метров ткани.

Чтобы заработать на жизнь они трудятся больше.

Старуха Харитонова хитра и придумала:

— Мы выиграем, если перестанем воевать с Максимовыми, будем заниматься пшеницей, а когда нам нужна будет ткань, обменяем ее у Максимовых.

— Не болтай глупости” — проворчал старик. — Какая нам разница?

Используя расчеты, попробуйте выяснить, кто же прав.

Затем текст выдается каждому учащемуся для осмысления.

После прочтения текста учащимися им предлагается выполнить следующее упражнение (сначала индивидуально, потом обсудить в группах по 4 чел.)

На производство пшеницы и ткани Харитоновы должны затратить:

8 часов на 1 мешок пшеницы;

10 часов на 15 метров ткани;

Всего: 18 часов на 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани вместе.

На производство пшеницы и ткани Максимовы должны затратить:

15 часов на 1 мешок пшеницы;

12 часов на 15 метров ткани;

Всего: 27 часов на 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани вместе.

Если бы Харитоновы выращивали только пшеницу и обменивали 1 мешок пшеницы на 15 метров ткани, то они затратили бы: 16 часов на 2 мешка пшеницы.

Всего: 16 часов, чтобы иметь 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани.

Если бы Максимовы занимались только тканью и обменивали 15 метров ткани на 1 мешок пшеницы, то они затратили бы: 24 часов на 30 метров ткани.

Всего: 24 часов, чтобы иметь 15 метров ткани и 1 мешок пшеницы.

(п. 4 – 10 минут)

После выполнения упражнения учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) кто выиграл во времени от добровольного обмена?

Ответ: выиграли все, Харитоновы – 2 ч., Максимовы – 3 ч. Максимовы выиграли даже больше, хотя жили хуже до этого!

Значит, страны, имеющие небольшой запас ресурсов, или не имеющие их вовсе (Япония) могут производить такие товары, чтобы улучшить уровень жизни.

2) почему люди (или страны) торгуют друг с другом?

Ответ: они имеют сравнительное преимущество в производстве отдельных товаров, в результате специализации и обмена разными товарами улучшается благосостояние всех (у стран повышается уровень жизни, ВВП растет).

3) что может помешать торговле и обмену, даже если они экономически выгодны обеим сторонам?

Ответ:

— таможенные пошлины;

— война;

— квоты;

— эмбарго. (п. 5 – 7 минут)

Подведение итогов. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где указаны все причины возникновения международной торговли. Предлагает учащимся еще раз прокомментировать эти причины.

Домашнее задание:

Задача:

Известно, что страна Х тратит на производство товара А 8 часов, а на производство товара Б – 12 часов. Страна У тратит на выпуск товара А 6 часов, а товара Б – 8 часов. На выпуске какого товара будет специализироваться каждая страна?

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=53131

I. Причины возникновения международной торговли: Мы уже упоминали о том, что международная торговля — древнейший вид

Причины возникновения международной торговли: Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

Мы уже упоминали о том, что международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

После долгих исследований экономисты смогли выделить три основные причины существования международной торговли: неравное распределение природных благ, существование абсолютного преимущества в производстве; существование относительного преимущества в производстве. Попробуем в них разобраться.

Неравное распределение природных благ Самая первая из причин возникновения международной торговли лежит на поверхности причиной торговли является неравное распределение даров природы между различными странами и народами.

Торговля помогает исправить это неравенство, обеспечивая всем желающим возможность получения любого типа природных ресурсов — если они способны их купить. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и хромовую руду.

Ho эта причина не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них самих имеется мощная автомобильная и телевизионная промышленность. Импорт — покупка жителями одной страны товаров, изготовленных в других государствах.

По данным Министерства торговли США, автомобили составляют 21% американского импорта и 11% американского экспорта. Экспорт — продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики. Принцип «абсолютного преимущества». Экономическая наука выявила существование абсолютных различий в затратах на производство одинаковых продуктов.

Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине потребует куда больших затрат всех ресурсов (труда, энергии, удобрений и т. д.), чем в России, где, напротив, труднее выращивать сахарную свеклу (не хватает тепла).

Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а потом обменяются плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они удовлетворят свои потребности во льне и сахарной свекле с меньшими затратами всех видов отечественных ресурсов.

Именно поэтому еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы. На языке экономистов такая основа международного разделения производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.

Принцип абсолютного преимущества: страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами своих ресурсов, чем ее торговые партнеры.

Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведет к тому, что человечество в целом достигает наивысшей эффективности использования ресурсов Земли. Ведь возникающее в итоге международное разделение труда ведет к тому, что каждый вид товаров производится той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов. Вот почему развитие международной торговли имеет столь большое значение для всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание как правительствами, так и международными организациями.

Принцип «относительного преимущества». И все же только неравное распределение природных благ и принцип абсолютного преимущества не объясняют всей логики международной торговли. Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации, то есть создания крупной механизированной промышленности. У ряда стран при этом абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран. Ho этого не случилось. Следующий шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским ученым-экономистом Давидом Рикардо (1772-1823). Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние еще одного принципа — принципа относительного преимущества. Принцип относительного преимущества: каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цены выбора у нее относительно ниже, чем в других странах. Чтобы понять смысл этого принципа, изменим условия примера с торговлей между Россией и Украиной. Допустим, что украинские предприятия производят цемент и стекло с большими затратами всех производственных ресурсов, чем российские. Значит ли это, что российским торговым фирмам нет смысла заключать сделки с коллегами с Украины? Для ответа сначала нужно посчитать, НАСКОЛЬКО велико преимущество российских предприятий перед украинскими с точки зрения суммарных затрат на производство каждого продукта. Предположим, что российские и украинские предприятия используют одни и те же технологии изготовления цемента и стекла и потому затраты сырья и энергии на предприятиях обеих стран одинаковы. Ho на российских предприятиях стоят более новые установки, и потому здесь выше производительность труда. Связанные с этим различия в затратах труда (рабочего времени) на производство единицы продукции показаны в табл. 12-1. Если взглянуть на эту ситуацию на основе принципа абсолютного преимущества, то лучше бы производить и цемент, и стекло только в России. Ho, может, все же существует возможность организовать производство этих товаров и на Украине, чтобы выиграли и украинская, и российская экономики? Да, говорит Давид Рикардо, это сделать можно. Нужно, чтобы каждая из стран специализировалась на производстве того продукта, в изготовлении которого у нее относительное преимущество. Для определения рациональной модели специализации проведем несложные расчеты. Допустим, что мы хотим увеличить суммарное производство стекла в обеих странах на I кв. м, но все рабочие обеих стран уже заняты в производстве (безработицы нет). В этих условиях разумнее всего (исходя из принципа абсолютного преимущества), чтобы Россия увеличила производство стекла, скажем, на 3 кв. м, а Украина снизила — на 2 кв. м. В итоге общее производство стекла, как мы и хотели, возрастет на I кв. м. А что при этом произойдет с затратами и ресурсами рабочего времени? Увеличение производства стекла на 3 кв. м потребовало от России дополнительного расхода 3 часов рабочего времени. Если эти ресурсы рабочего времени были получены за счет цементного производства (например, рабочие цементного завода перешли на стекольный завод), то это приведет к сокращению производства цемента на 3 т. На Украине сокращение производства стекла на 2 кв. м привело к высвобождению 8 часов рабочего времени. Ho если это время использовать на украинских цементных заводах, то выпуск цемента здесь можно будет увеличить на 4 т (напомним, что в России производство цемента упало на 3 т). Таким образом, сориентировав российскую экономику на увеличение производства стекла, а украинскую — на увеличение производства цемента, при одной и той же величине ресурсов (в данном случае трудовых) суммарное производство каждого из продуктов в обеих странах возросло: Россия стала производить настолько больше стекла, что это на кв. м превысило сокращение производства стекла на Украине; Украина стала производить настолько больше цемента, что это на I т превысило сокращение производства цемента в России. Теперь осталось только организовать торговлю между этими странами, и обе они выиграют, получив возможность воспользоваться большим количеством и цемента, и стекла. Ключом к столь успешной специализации стала как раз идея относительного преимущества. Выразим ее количественно: Россия имеет относительное преимущество перед Украиной в производстве стекла. Действительно, увеличение его выпуска на I кв. м требует сокращения производства цемента только на I т, тогда как для украинской промышленности увеличение выпуска стекла на I кв. м возможно только ценой сокращения производства цемента на 2 т (время производства I кв. м стекла = времени производства 2 т цемента). Иными словами, цена выбора в пользу увеличения выпуска стекла у Украины больше, чем у России. Украина имеет преимущество перед Россией в производстве цемента. Увеличение его выпуска на I т требует сокращения производства стекла в этой стране лишь на 0,5 кв. м, тогда как в России для аналогичного увеличения выпуска цемента нужно уменьшить выпуск стекла на I кв. м. Иными словами, цена выбора в пользу увеличения выпуска цемента у России больше, чем у Украины. Следовательно, в итоге экономического анализа, основанного на определении цен выбора, мы приходим к тому же результату: России стоит специализироваться в производстве стекла, а Украине — в производстве цемента. Иными словами, каждой стране стоит специализироваться в производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора (меньшим сокращением выпуска других бчаг), чем в странах, которым она хочет эти товары продавать В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет Их вполне заменяет анализ соотношений цен на внутренних и зарубежных рынках. Именно в этих соотношениях и проявляются в конечном счете различия в ценах выбора, с которыми связана специализация национальных экономик Изучая данные о ценах, любой купец рассуждает очень просто выгодно экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых можно будет за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем можно было бы на эту сумму приобрести аналогичных товаров на отечественном рынке Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей. наиболее рационально использовать имеющиеся у нее ресурсы, добиться наивысшего уровня благосостояния своих граждан с помощью операций экспорта и импорта Международная торговля, если она основана на принципе сравнительного преимущества и не встречает на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее участников. Нет такой страны, которая не могла бы найти своего места на мировом рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее есть относительное превосходство Многие из богатейших ныне стран мира достигли своего благополучия именно благодаря активному участию в мировой торговле Вместе с тем международная торговля является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономических отношений между странами Разбогатеть можно и на цветах. Большие доходы от экспорта могут приносить не только нефть или газ, к чему мы привыкли в России Например, сейчас в мире бурно развивается цветоводство, ставшее весьма доходной отраслью, годовой объем продаж цветов на мировом рынке уже достиг 20 млрд долл И маленькие страны мира, которым не под силу развивать мощные отрасли промышленности, но имеющие хороший климат либо высокую культуру сельскохозяйственного производства, получают от участия в мировом рынке цветов огромные доходы Например, Колумбия начала заниматься выращиванием цветов лишь пару десятков лет назад, а сегодня здесь ежегодно срезается для продажи 130 тыс тонн цветов 90% импорта цветов в США1 Голландцы ведущие цветоводы мира только в Германию продают ежегодно более 200 тыс тонн цветов, а крохотный Израиль — третья цветочная держава мира — на продаже букетов в Европу ежегодно зарабатывает 150 млн долл В том, что развитие международной торговли, безусловно, идет на пользу гражданам любой страны, россияне смогли наглядно убедиться на собственном примере Едва в 1992 г была отменена государственная монополия внешней торговли и право заключения внешнеторговых сделок получили все отечественные фирмы, ситуация на потребительском рынке сразу резко изменилась. Конечно, и сегодня уровень насыщенности товарами весьма различен по регионам и городам страны. И все же сейчас уже трудно представить, что осенью 1991 г. мы всерьез обсуждали — будет зимой голод или нет, а некоторые правительственные чиновники готовили программы сбора еловой хвои, чтобы не допустить массового развития цинги Либерализация внешней торговли не только привела к наполнению наших продовольственных и промтоварных магазинов. Она спасла многих наших сограждан от безработицы и нищеты Миллионы россиян сейчас активно занимаются внешнеторговым бизнесом, зарабатывая себе на жизнь насыщением внутреннего рынка И хотя аналогичный опыт имеется у всех наций мира, тем не менее развитие международной торговли всегда было сопряжено с конфликтами и противодействием. Бизнесмены многих стран часто прилагают огромные усилия, чтобы заставить государство перекрыть путь зарубежным конкурентам на национальный рынок Под давлением таких требований правительства многих стран более или менее активно проводят политику протекционизма (от латинского «протектио» — защита, покровительство) Ее сутью является создание отечественным фирмам особо льготных условий деятельности на внутреннем рынке по сравнению с иностранными фирмами Протекционизм — государственная экономическая политика, защищающая отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода ограничений на импорт. Вирус протекционизма жив и в России. С протекционистскими требованиями к правительству и законодательным властям регулярно обращаются то руководители российских коммерческих банков, то лидеры аграрной партии, то директора автомобильных заводов. Впрочем, аналогичные ситуации хорошо ведомы и гражданам крупнейшей торговой державы мира — США Недаром на страницах газет периодически появляются сообщения об очередной вспышке аме- рикано-японских торговых конфликтов. Американские производители пытаются всячески ограничить доступ на рынок США японских товаров, и прежде всего автомобилей и электроники Эти товары производятся японскими фирмами с меньшими затратами, и японцы получают хорошую прибыль, даже продавая свои товары в Америке дешевле товаров местных фирм. Если покупатели почти всегда выигрывают от появления на рынках товаров иностранных производителей, то бизнесмены могут от этого пострадать и потому будут требовать защиты «национальной экономики». Эта проблема крайне остра для России. Уже очевидно, что развитие международной торговли — главное средство борьбы с традиционным монополистическим диктатом отечественных производителей, что без импорта наполнить отечественные магазины хорошими товарами не удастся. Ho столь же очевидно и другое — многие предприятия и даже целые отрасли российской экономики не в состоянии конкурировать на внутреннем рынке с дешевой и качественной импортной продукцией. Для защиты отечественных производителей от полного и быстрого краха российское правительство принимает ряд мер государственного регулирования импорта. Чаще всего при этом используется такой гибкий инструмент, как таможенные пошлины. Таможенная пошлина — налог, взимаемый в пользу государственной казны с владельца товара иностранного производства при ввозе этого товара в страну для продажи. Уплатив пошлину, владелец импортируемого товара вынужден повысить на него цену, чтобы избежать убытков и получить прибыль. В результате иностранный товар становится дороже и теряет часть того относительного превосходства, которое обеспечивает ему конкурентоспособность. Именно поэтому в России в 1992-1995 гг. постоянно менялись пошлины на импортные автомобили. Едва эти пошлины снижались, как покупка импортных машин становилась (с учетом и их более высокого качества) выгоднее, чем отечественных «Жигулей», «Москвичей» и «Волг». Видя, как улицы российских городов заполняются «Тойотами», «Фордами», «Вольво», а отечественные машины мертвым балластом стоят на площадках автомагазинов, руководители российских автозаводов шли в правительство и требовали повышения пошлин. Их аргументы срабатывали — пошлины на импортные автомобили повышали. В итоге эти автомобили становились непомерно дорогими, их переставали покупать, и импорт падал. Тогда с жалобами в правительственные кабинеты шли уже торговцы иностранными машинами. Их аргументы, что падение импорта сокращает в конечном итоге и поступления доходов в государственный бюджет от пошлин и налогов, тоже признавались правительством как разумные — и пошлины снижали. Впрочем, подобные ситуации знакомы и другим странам. Иногда под давлением отечественных производителей правительства устанав ливают столь высокие пошлины на импорт, что иностранные товары полностью лишаются шансов быть проданными. Так, летом 1992 г. Министерство торговли США установило на ввозимое из России и других стран СНГ урановое сырье таможенную пошлину в размере 115,82% к цене контракта! Причина такого принудительного повышения цены российского урана более чем в 2 раза — стремление защитить неконкурентоспособное производство уранового сырья американскими фирмами от российских конкурентов. Для защиты внутреннего рынка и национальных производителей правительства пользуются также такими инструментами протекционизма, как импортные квоты и лицензии. Импортная квота представляет собой устанавливаемую правительством предельную величину ввоза в страну за год определенных товаров из конкретной страны- производителя. Лицензия по природе близка к квоте и представляет собой выдаваемое государством разрешение на ввоз в страну или вывоз из нее определенного вида товаров. Надо сказать, что импортные квоты — самый грубый метод защиты рынка. Правительства других стран обычно реагируют на такую политику отдельной страны очень резко, вводя аналогичные квоты на ввоз ее товаров. На это важно обратить внимание, потому что международная торговля — шоссе с двусторонним движением. Глупо надеяться на беспрепятственное расширение экспорта, если сам ты вводишь ограничения на импорт товаров из тех стран, куда хочешь экспортировать свою продукцию. Яркий пример тому — «торговая война», разразившаяся в сентябре 1992 г. между США и Китаем из-за отказа Китая снять барьеры на пути импорта американских товаров в виде прямых запретов, квот, лицензий, завышенных требований к соблюдению стандартов качества. Реакция со стороны США не была бы столь резкой, если бы не значительное преимущество Китая в торговле с США: в 1991 г. китайцы продали американцам товаров на 12,7 млрд. долл. больше, чем сами купили у них. Именно это и вынудило одного из официальных представителей правительства США заявить: «Китай быстро становится важнейшей фигурой в международной торговой системе. Мы не можем позволить стране с таким уровнем торговли играть по своим собственным правилам. Если они хотят получать прибыль от экспорта, они должны разрешить и импорт». В соответствии с этой позицией США пригрозили Китаю, что установят на широкий круг его товаров (на сумму около 4 млрд. долл. в год) такие высокие таможенные пошлины, что их цены на американском рынке повысятся вдвое. В ответ китайские власти заявили, что в этом случае они тоже введут карательные таможенные тарифы на американские товары, импортируемые в Китай (в том числе на компьютеры, самолеты, автомашины и т. д.), на ту же величину — 4 млрд. долл.

Долгий опыт «торговых войн» показывает, что в таких «войнах» проигрывают обе стороны и начала «боевых действий» лучше не допускать. 

Источник: https://economy-ru.com/ekonomicheskaya-teoriya-rf/prichinyi-vozniknoveniya-mejdunarodnoy-48068.html

17.1. Причины возникновения международной торговли

Причины возникновения международной торговли: Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

Международная торговля — древнейший вид экономической деятель­ности. После долгих исследований экономисты смогли выделить три основные причины существования международной торговли:

1) неравное распределение природных благ;

2) существование абсолютного преимущества в производстве;

3) существование относительного преимущества в производстве. Попробуем в них разобраться (рис. 17.1).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

неравное распределение природных благ
абсолютное преимущество в производстве

относительное преимущество в производстве

Рис. 17.1. Экономические основы международной торговли

1. Неравное распределение природных благ. Первая из причин возникновения международной торговли лежит, что называет­ся, на поверхности: неравное распределение даров природы, т.е. полезных ископаемых, лесов и т.п. между различными странами и народами.

Торговля помогает исправить это неравенство, обеспечивая всем желающим возможность получения любого типа природных ресурсов, если они способны их купить. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и газ, а ввозит бананы и хромовую руду.

Эта причина, однако, не объясняет, почему страны торгуют и теми видами товаров, каждый из которых они могут производить сами.

На­пример, американцы покупают (импортируют) японские автомоби­ли и телевизоры, хотя у них самих имеется мощная автомобильная, а когда-то была и телевизионная, промышленность.

И тем не менее, поданным Министерства торговли США, автомобили составляют 11 американского экспорта и 21% американского импорта.

Импорт — покупка жителями одной страны товаров, изготовлен­ных в других государствах.

Экспорт — продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики.

Причину такого обмена товарами экономическая наука усма­тривает в наличии у разных стран так называемого абсолютного преимущества.

2. Существование абсолютного преимущества в производстве. В разных странах могут существовать абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.

Сравним, например, издержки на производство льна и сахарной све­клы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине потребует куда больших из­держек всех ресурсов (труда, энергии, удобрений и т.д.

), чем в России, где, напротив, труднее выращивать сахарную свеклу (не хватает тепла).

Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а потом обменяются плодами трудов, то оба народа выиграют: они удовлетво­рят свои потребности во льне и сахарной свекле с меньшими затрата­ми всех видов отечественных ресурсов.

Именно поэтому еще СССР специализировался на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получая из Украи­ны, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы.

На языке экономистов такая основа международного разделе­ния производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.

Принцип абсолютного преимущества заключается в том, что страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специали­зируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами своих ресурсов, чем ее торговые партнеры.

Специализация на основе принципа абсолютного преимущества позволяет человечеству в целом достичь наивысшей эффективности использования ресурсов Земли.

Ведь возникающее в итоге междуна­родное разделение труда ведет к тому, что каждый вид товаров про­изводится той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов.

Вот почему развитие международной торговли имеет столь большое значение для всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание как правительствами, так и международными организациями.

3. Существование относительного преимущества в производ­стве. И все же только неравное распределение природных благ и принцип абсолютного преимущества не объясняют всей ло­гики международной торговли.

Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации, т.е. создания крупной механизированной промышленности.

У ряда го­сударств при этом абсолютные издержки на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах.

Если бы международная торговля развивалась на основе только прин­ципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран. Но этого не случилось.

Следующий шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским ученым-экономистом Давидом Рикардо (1772—1823). Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние еще одного принципа — относительного преимущества.

Принцип относительного преимущества заключается в том, что каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цены выбора у нее относительно ниже, чем в других странах.

Определение принципа относительного преимущества звучит слож­но, но смысл его прост. Изучая данные о ценах, любая внешнеторговая фирма рассуждает так: выгодно экспортировать те отечественные то-

вары, на выручку от продажи которых можно будет за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем приобрести на эту сумму аналогичных товаров на отечественном рынке.

На этой фотографии — торго­вый зал голландской биржи цветов, через которую с 1993 г. голландцы успешно продают выращенные ими цветы во все страны мира

В итоге таких решений торговых фирм каждая страна получает четкие сигналы о том, на производстве каких товаров ей стоит специ­ализироваться.

Именно поэтому в современном мире каждая страна старается производить прежде всего те товары, расширение выпуска которых сопряжено для нее с меньшим сокращением выпуска других благ, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать. В реаль­ной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет.

Соответственно интересы таких фирм заставляют в конце концов каждую страну искать такую специализацию своей экономики, кото­рая позволит ей наиболее рационально использовать имеющиеся у нее ресурсы, а кроме того, добиться наивысшего уровня благосостояния своих граждан с помощью операций экспорта и импорта.

Международная торговля, если она основана на принципе сравни­тельного преимущества и не встречает на своем пути никаких препят­ствий, оказывается выгодной для всех ее участников. Нет такой страны, которая не могла бы найти своего места на мировом рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее имеется относительное превосходство.

Многие из богатейших ныне стран мира достигли своего благопо­лучия именно благодаря активному участию в мировой торговле. Вме­сте с тем международная торговля является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономических отношений между странами.

Разбогатеть можно и на цветах

Большие доходы от экспорта могут приносить не только нефть и газ, к чему мы привыкли в Рос­сии. Например, сейчас в мире бурно развивается цветоводство, ставшее весьма доходной отрас­лью, — годовой объем продаж цве­тов на мировом рынке уже достиг 20 млрд дол. И маленькие страны

мира, которым не под силу развивать мощные отрасли ности, но которые отличаются хорошим климатом либо высокой культурой сельскохозяйственного производства, получают от участия в мировом рынке цветов огромные доходы. Например, Колумбия на­чала заниматься выращиванием цветов лишь пару десятков лет назад.

А сегодня здесь ежегодно срезается для продажи 130 тыс. т — 90% им­порта цветов в США. Голландцы — ведущие цветоводы мира — только в Германию продают ежегодно более 200 тыс.

т цветов, а крохотный по территории Израиль — третья цветочная держава мира — на продаже букетов в Европу ежегодно зарабатывает 150 млн дол.

Еще по теме 17.1. Причины возникновения международной торговли:

Источник: https://all-sci.net/predpriyatiy-ekonomika/171-prichinyi-vozniknoveniya-mejdunarodnoy-246585.html

Международная торговля: понятие, причины, значение, показатели, виды

Причины возникновения международной торговли: Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности.

Лекция 8. Международные аспекты экономического развития

План лекции:

1. Мировое хозяйство: понятие содержание, структура

2. Международная торговля: понятие, причины, значение, показатели, виды

3. Теории международной торговли

4. Балансы международных расчетов

1. Мировое хозяйство: понятие содержание, структура

Мировое хозяйство – это глобальная экономика, связывающая национальные хозяйства в единую систему международным разделением труда.

международное разделение труда – это специализация стран на определенных видах товаров и услуг, которая предполагает их устойчивый международный обмен или кооперацию.

международное разделение труда как экономическая категория неотъемлемо и взаимообусловлено с такими понятиями как международная специализация и кооперирование производства, которые являются элементами и составляют сущность международного разделения труда.

основные типы международного разделения труда:

1. Общее – это разделение по сферам производства (добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство). Специализация обуславливается наличием соответствующих природно-климатических условий.

2. Частичное – это разделение труда, которое предполагает специализацию на определенных отдельных отраслях производства, видах готовой продукции. Оно обуславливает увеличение межотраслевого обмена готовыми изделиями, диверсификацию производства и экспорта (увеличение видов и наименований продукции и услуг, предназначенных на экспорт).

3. Единичное – это разделение труда, которое предполагает специализацию различных стран на изготовление отдельных узлов, деталей, агрегатов и компонентов продукции, на технологических стадиях промышленного производства.

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений.

Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями в системе мирового хозяйства. В структуру международных экономических отношений входят формы:

· Международная торговля товарами и услугами,

· вывоз капитала и международный кредит,

· Международная миграция рабочей силы,

· Международный обмен технологиями,

· Международные валютно-финансовые отношения.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Международная торговля осуществляется посредством экспорта товаров и услуг.

Причинами,вызывающими международную торговлю,являются:

1. неравномерность распределения и обеспеченности экономиче­скими ресурсами различных стран;

2. наличие разного уровня эффективности различных технологий в разных странах.

Значениемеждународной торговли состоит в следующем:

1. преодоление ограниченности национальной ресурсной базы;

2. расширение емкости внутреннего рынка и установление связи национального рынка с мировым;

3. обеспечение получения дополнительного дохода за счет разни­цы национальных и интернациональных издержек производ­ства;

4. расширение масштабов производства за счет привлечения ино­странных ресурсов.

Объем международной торговли выражается показателями: экспорт, импорт товаров и услуг, чистый экспорт, внешнеторговый оборот, экспортная квота, импортная квота и внешнеторговая квота. Указанные показатели применяют для оценки степени открытости экономики.

воздействие международной торговли на производство, потребление и благосостояние во многом определяется установившимся соотношением мировых цен. Поэтому экономисты уделяют особое внимание условиям торговли, или отношению экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам.

индекс экспортных цен рассчитывают по формуле:

, где

– доля каждого товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году,

– отношение текущей цены на этот товар к его цене в базисном году.

индекс импортных цен рассчитывают так:

,где

– доля каждого товара в суммарной стоимости импорта в базисном году,

– отношение текущей цены на этот товар к его цене в базисном году.

индексы экспортных и импортных цен регулярно рассчитываются правительственными органами и публикуются Международным валютным фондом в ежемесячнике International financial Statistics. Таким образом, условия торговлиравны отношению двух индексов:

.

Рост этого показателя обычно называют «улучшением» условий торговли. Подразумевается, что, если иностранцы каждую продаваемую им единицу экспорта оплачивают нам большим количеством импорта, мы якобы становимся богаче. Однако это не обязательно так.

Сами по себе условия торговли не дают никакого представления ни об изменении благосостояния, ни о выгодности торговли, а движение этого показателя совпадает с изменением в том же направлении уровня благосостояния лишь при определенных обстоятельствах.

Если условия торговли «улучшаются» в результате изменений у наших зарубежных партнеров, мы от этого действительно выигрываем.

условия торговли дают важную информацию для оценки изменений в благосостоянии, но использовать ее следует только наряду с другими данными об объемах торговли и причинах изменения цен.

Выгодность мировой торговли оценивается с точки зрения:

· теории абсолютных преимуществ;

· теории сравнительных преимуществ.

Согласно теории абсолютных преимуществ, покупать нужно те товары, которые другая страна производит дешевле, чем «наша» страна.

Согласно теории сравнительных преимуществ нужно сравнивать не абсолютный, а относительный эффект. Совокупный объем выпускаемой продукции станет максимальным тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.

Экономисты выделяют два направления международной торговли:

1. закрытая экономика или автаркия – это экономика, все товары которой производятся и продаются внутри страны (хозяйственная самостоятельность);

2. открытая экономика – это экономика, участвующая в экономических отношениях между странами. соотношение между экспортом и импортом регулирует государство путем проведения политики протекционизма и фритредерства.

протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранных товаров и ограничивающая импорт.фритредерство – это политика свободной торговли.

Протекционистская политикаимеет следующие направления:

· таможенное обложение, предусматривающее высокие таможен­ные пошлины при импорте готовой продукции и более низкие – при экспорте;

· нетарифные барьеры: контингентирование, лицензирование, государственная монополия.

Контингентирование– это установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров.

Лицензирование– это получение организацией разрешения (ли­цензии) на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Государственная монополия–это исключительное право госу­дарственных органов на осуществление определенных видов внеш­неэкономической деятельности.

Политика фритредерствапоявилась в кон­це XVIII века и стала официальной экономической полити­кой Англии в XIX веке. Основой фритредерства является «теория сравнительных издержек» Д. Рикардо.

3. Теории международной торговли

· Меркантилистская теориямеждународной торговли

Была разработана и проводилась в жизнь в XVI – XVIII вв.

Теория предполагала ограничение импорта иностранных товаров и услуг, разрешала импорт сырья с целью внутреннего производства всех необходимых товаров, поощряла экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Положительный торговый баланс увеличивал возможности накопления капитала и тем способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главное достоинство меркантилизма – разработанная политика поддержки экспорта в сочетании с активным протекционизмом, поддержкой отечественных монополистов.

Главный недостаток – не учитывалась та выгода, которую в ходе международного разделения труда страна получает от импорта иностранных товаров и услуг.

· Теория абсолютных преимуществ А. Смита

Ее создателем является Адам Смит и изложена эта теория в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.).

Согласно теории абсолютных преимуществ считается целесообразным для страны импортировать те товары, издержки производства которых выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, издержки производства которых ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества.

Эта теория, в противоположность меркантилистам, предполагала свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, поддерживая принцип невмешательства государства в экономику.

Главное достоинство теории абсолютных преимуществ – демонстрирует преимущества международной торговли для всех ее участников.

Главный недостаток – не оставляет места в международной торговле тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.

· Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо

Давид Рикардо в своей книге «Принципы политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) на примере с производством сукна и вина в Португалии и Англии доказал, что в международной торговле выгодно участвовать всем странам.

Теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого выше, чем по экспортируемому товару.

Главное достоинство данной теории – убедительное доказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним странам может приносить меньше выгоды, а другим – больше. Эта теория подтверждает идею А. Смита о выгодности разделения труда для всех его участников и во внешней торговле.

Основной недостаток теории заключается в том, что она не объясняет возникновение сравнительных преимуществ.

· Теория соотношения факторов производства

Разработана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином и изложена в книге последнего «Межрегиональная и международная торговля» (1933 год). Обращает внимание на различную наделенность стран факторами производства (точнее, трудом и капиталом, так как авторы сосредоточились только на этих двух факторах).

Согласно этой теории страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, т.е. товары, обладающие сравнительными преимуществами. Импортируются же те товары, для выпуска которых факторов производства недостаточно.

Теория Хекшера-Олина используется также для объяснения движения факторов производства между странами. В этой теории оба фактора – труд и капитал – мобильны и могут перемещаться между странами.

Тем самым они дополняют, а иногда и заменяют международную торговлю. Американский экономист Пол Самуэльсон из теории Хекшера-Олина сделал вывод, который называют теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона. Смысл ее заключается в следующем: перемещение факторов производства между странами ведет к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах.

Россию можно отнести к типичному для теории Хекшера-Олина случаю: изобилием природных ресурсов, наличием больших производственных мощностей по переработке сырья и ряда передовых технологий объясним большой экспорт сырья, простой металлургической и химической продукции и т.д.

Однако эта теория не дает ответа на вопрос, почему из России с ее огромными сельскохозяйственными ресурсами мало экспортируется сельскохозяйственной продукции, а наоборот, ее импортируют в значительном количестве; почему при наличии сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силы страна мало экспортирует, но много импортирует машиностроительной продукции.

Видимо, для объяснения причин международной торговли теми или иными товарами недостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно и то, насколько эффективно они используются в той или иной стране.

· Парадокс В. Леонтьева

Является предупреждением от безоговорочного использования теории Хекшера-Олина, которая применима в большинстве, но не во всех случаях.

Американский экономист российского происхождения Василий Леонтьев показал на примере внешней торговли США (исследования 1947, 1951, 1967 гг.), что эта страна со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует в международной торговле не в соответствии с теорией Хекшера-Олина: наиболее капиталоемким оказался не экспорт, а импорт.

Так называемый парадокс Леонтьева объясняли по-разному: американский капитал больше вкладывается в человеческие ресурсы, чем в производственные мощности; на производство американских экспортных товаров затрачиваются значительные объемы импортируемого минерального сырья, в добычу которого были вложены огромные финансовые средства из США.

· Теория конкурентных преимуществ М. Портера

Вопросу эффективного использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американца Майкла Портера.

Проанализировав более 100 отраслей и подотраслей из десяти стран, он в своей книге «Международная конкуренция» (1990г.

) приходит к выводу о зависимости международных конкурентных преимуществ национальных фирм от макросреды, в которой осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется сочетанием шести главных параметров, а именно:

1. эффективностью использования факторов производства,

2. характером спроса на внутреннем рынке,

3. развитостью смежных и родственных отраслей,

4. уровнем менеджмента и конкуренции в стране,

5. экономической политикой правительства,

6. случайными событиями (война, природные катаклизмы, важные изобретения и т.д.).

Совокупность этих шести главных параметров и особенно четырех первых, их Портер называет детерминантами, и определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.

Источник: https://studopedia.su/10_112328_mezhdunarodnaya-torgovlya-ponyatie-prichini-znachenie-pokazateli-vidi.html

Scicenter1
Добавить комментарий