Примеры заданий и упражнений аналитического характера

Упражнения синтетического характера

Примеры заданий и упражнений аналитического характера

Упражнения аналитического характера

Пунктуационный разбор . Одним из самых важных видов упражнений при обучении пунктуации является пунктуационный разбор, т. е. объяснение уже поставленных знаков пунктуации в текстах упражнений. При пунктуационном разборе формулируются правила, на основе которых в изучаемом тексте были расставлены знаки препинания.

Чтение преподавателем примеров с последующим объяснением учащимся, какие следует поставить в них знаки препинания и почему . Это упражнение уже сложнее предыдущего. Оно может воспроизводиться в двух вариантах: учащиеся видят изучаемый текст (в этом случае они могут сами читать вслух по вызову преподавателя) и учащиеся не видят текста, воспринимая его только на слух.

Разновидность пунктуационного разбора, который оформляется письменно с применением перфокарт . В этом случае учитель читает все предложение с начала до конца. Учащиеся слушают и обдумывают содержание и строй предложения.

После этого преподаватель еще раз читает предложение, а учащиеся одновременно на листочках, подложенных под перфокарты, не записывая примера, а лишь записав его номер, в отверстиях перфокарты последовательно ставят те знаки препинания, которые необходимо поставить в этом предложении, если бы оно было записано.

В качестве примера приведем запись следующих предложений: Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В. Белинский) и Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «Стой, довольно, больше идти некуда!»

1),

2), « ,! «

Потом следует выяснить, какие знаки препинания и почему следует поставить в вышеприведенных предложениях. При проверке задания (если оно не носило контрольного характера) к анализу привлекается вся группа учащихся. Этот вид упражнения превалирует над другими потому, что оно лучше способствует развитию навыков расстановки знаков препинания в процессе письма.

Такое упражнение обеспечивает также быструю обратную связь, что позволяет преподавателю сразу же выделить ошибки многих учащихся, их затруднения и тут же усовершенствовать в связи с этим учебный процесс.

Более того, как показывает опыт, это способствует усилению интереса к самому учебному процессу и, значит, активизации мыслительной деятельности учащихся, что в свою очередь очень эффективно содействует развитию необходимых пунктуационных навыков.

Письмо по памяти . Некоторые тексты, насыщенные знаками препинания на целый ряд правил, после детального пунктуационного разбора заучиваются, а затем через несколько дней записываются по памяти. Чтобы предотвратить списывание, надо предложить сидящим рядом учащимся разные тексты.

Аналитико-синтетические упражнения

Упражнения синтетического характера

Расстановка знаков препинания при переписывании текстов, написанных без знаков препинания .

Этот прием требует от учащегося серьезной самостоятельной работы: изучая текст, напечатанный или написанный без знаков препинания, он вдумывается в грамматическую структуру, в смысл каждого предложения в отдельности и текста в целом, потому что преподаватель своим чтением не подсказывает ему готового решения.

Особенно важно, что учащийся имеет дело не с отдельными фразами, а с цельным текстом. Поняв текст, расставив, где следует, знаки препинания, учащийся потом, при проверке, сможет сам судить о том, правильно ли он понял смысл, правильно ли расставил знаки препинания, все ли оттенки смысла и все ли его грамматические нюансы он учел.

Подбор учащимися примеров-предложений на конкретное правило в указанном преподавателем тексте литературного произведения .

Если преподаватель пользуется таким видом работы, он должен помнить, что не в любом тексте можно найти пример на конкретное пунктуационное правило.

Кроме того, учащимся надо указать определенные страницы текста, на которых им необходимо сосредоточить свое внимание.

Составление и запись учащимися в своих тетрадях предложений с предложенными преподавателем словами . Это могут быть, к примеру, обращения (Марина; дорогая моя; ненаглядный) или вводные слова (вероятно, возможно, однако) и т. п. Такие упражнения способствуют прежде всего самостоятельному применению пунктуационного правила и, кроме того, развитию устной речи.

Самостоятельное составление учащимися примеров на конкретные правила .

Этот вид упражнения может применяться и при объяснении нового правила, и при закреплении ранее изученных правил, и при опросе учащихся, так как он позволяет проверить, как учащиеся поняли правило и как умеют применить его на практике. В то же время это упражнение способствует развитию речи и пунктуационных навыков.

Работа со схемами . При изучении и закреплении правил пунктуации не помешают упражнения в составлении схем предложений с расстановкой в них знаков препинания и, наоборот, составление по данной схеме предложений.

Схема позволяет наглядно продемонстрировать структуру данного предложения, с которой связано применение данного пунктуационного правила.

Поэтому работа со схемами помогает более прочному запоминанию пунктуационных правил и впоследствии самостоятельному применению их во время письма.

Этот вид упражнений хорошо применять как при проверке, так и при закреплении знаний учащихся по пунктуации.

Составление предложений по картинке . Благотворное влияние этого вида упражнений состоит в том, что полученные на занятии знания учащиеся закрепляют путем самостоятельного составления по картинке и записи в тетради отдельных предложений на изучаемое правило.

Составление и запись небольших связных текстов . Данный вид упражнения позволяет применить только что полученные знания во время того же занятия. В то же время он способствует развитию письменной речи. В то же время увлекаться им не следует, так как он должен занимать подобающее ему место в ряду прочих упражнений.

Все это дает возможность проверять и закреплять знания и навыки по уже пройденным разделам пунктуации, и, кроме того, большинство из них способствуют и развитию устной речи учащихся.

Диктанты (предупредительный, объяснительный, «объяснительное письмо», обучающе-контрольный, «Проверяю себя» и контрольный). На занятиях по развитию пунктуационных навыков эти виды диктантов являются очень эффективными.

Если до этого учащиеся расставляли знаки препинания на основе своего личного понимания предложенного текста, то при диктанте процесс обучения усложняется тем, что учащиеся только через интонацию могут уловить, как понимает текст преподаватель, и с помощью знаков препинания выражают это понимание.

Лучше всего начать с предупредительного диктанта как наиболее легкого и лишь затем переходить к объяснительному. Объяснительный диктант, являясь диктантом обучающего характера, в определенной мере носит проверочный характер.

Источник: https://lektsii.org/12-34809.html

Текстоведение. 5 класс . Упражнения аналитического характера по готовому тексту

Примеры заданий и упражнений аналитического характера

Текстоведение. 5 класс

1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту

Прочитайте текст.

Пока ее новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше – у незнакомца или у столяра?У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань… У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками.

1.Стало ли понятнее, кто сравнивает обстановку комнат столяра и незнакомца? Как персонаж этого текста относится к столяру? А к незнакомцу? Какие слова доказывают это отношение?

2.Восстановите ситуацию персонажа: что с ним или с ней (кстати, это он или она?) происходит? Зачем Антон Павлович Чехов – автор рассказа «Каштанка» — решил поведать нам эту историю?

3.К какому стилю можно отнести этот текст? Почему?

4. Подчеркни все имена существительные. Прочитай текст, пропуская их, как будто в тексте их нет. Почему необходимы имена существительные? (Без слов, называющих предметы, непонятно, о чем идет речь.

Они называют те предметы, которые мы должны представить, чтобы понять и где оказались герои, и что их окружает. Существительные нужны для описания обстановки, людей, их чувств и действий.

Иначе , автор не сможет нам передать информацию, мы же должны это все представить).

5.Выпиши слова, называющие предметы в одном экземпляре, в левый столбик, а слова, называющие предметы, которых много, в правый столбик.

диван _ кресл а

столяр _ ковр ы

стол _ вещ и

верстак _ рубанк и

чижик _ стружк и

лохань _ пил ы

незнакомец _ стамеск и

2. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту

1.Прочитайте отрывок из газетной статьи. Определите тему, основную мысль текста.

У нас в станице жил один парень. Он всегда ходил, высоко подняв голову, и разговаривал с нами с презрением. Все говорили, что он гордый. Меня это возмущало. Разве это гордость? Когда он уехал, никто его добрым словом не вспомнил

Гордость — хорошая черта характера. Гордые люди не унижают себя, а всего добиваются своим трудом и умом.

2.Объясните известные вам орфограммы.

3.Объясните постановку знаков препинания в выделенных предложениях. Составьте их схемы.

4.Ответьте на вопросы.

Что такое гордость?

В чем она заключается?

5.Выясните значение слова гордость по толковому словарю.

Возможно более точно и полно сформулируйте свое понимание слов настоящая гордость.

6.Перескажите текст. Придумайте свое окончание рассказа.

3. Упражнения на переработку готового текста.

1. Но вместе с тем это время, когда на человека наваливается огромное количество проблем: как получить достойное образование, где найти работу?

2. Это время самовыражения, построения планов и реализации идей.

3. К счастью, государство не оставляет молодежь наедине с ее насущными проблемами.

4. Молодость — это самый замечательный, самый светлый и незабываемый период в жизни каждого человека.

1. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

2. Определите средства связи предложений в тексте.

3.Введите в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором суждения

4. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового).

Мелочи жизни?

Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.

Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли. Сославшись потом на нездоровье или на другую причину. Вас попросили опустить письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.

В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!” – думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.

Как же стать таким человеком?

Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.

С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас.

С. Михалков.

1. Составьте план текста, тезисы к нему;

2.Изложите сжато весь текст;

3. Подготовьте сообщение на тему“ Это человек слова!” на основе данного текста;

4.Ответьте на вопрос, поставленный в тексте;

5.Перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода.

5. Упражнения на создание нового текста (без образца)

Написать сочинение-миниатюру, которое развивает образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме.

Задача для учащихся — создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи.

После выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем сочинения с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки.

Текст наш отвечает на вопрос: какая? (указываются признаки предмета).

Имеет три части: вступление (представляется предмет описания); основная часть (даётся подробное описание предмета, его признаков); заключение (выражается отношение к предмету описания).

Источник: https://multiurok.ru/files/tekstovedenie-5-klass-uprazhneniia-analiticheskogo.html

Комплекс заданий математического содержания для развития логических приёмов анализа, синтеза и сравнения

Примеры заданий и упражнений аналитического характера

Наталья Панкова
Комплекс заданий математического содержания для развития логических приёмов анализа, синтеза и сравнения

воспитатель Панкова Н. А.

Среди приёмов умственных действий можно рассматривать такие – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Ведущими из них являются анализ, синтез и сравнение.

Комплекс специальных заданий на анализ и синтез для детей 5-7 лет.

Задание 1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя.

Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку.

Вариант 1. По форме.

Вариант 2. По цвету.

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 2. «Найди домик каждой фигуре».

Цель: развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур.

Игровое задание: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики.

Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики.

Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики».

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 3. «Перейди через болото».

Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.

У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.

Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам.

Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.

Задание 4. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции.

Цель: развивать умение выделять два существенных признака.

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.

— Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные — круги).

— Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру).

Задание 5. Определение лишнего предмета.

Цель: развивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.

Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.

— Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?

Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.

— Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?

Задание 6. Нарисуй недостающую фигуру.

Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов.

Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.

Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.

Вариант 3. ориентирование на два признака.

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие.

Задание 7. «Найди и покажи все треугольники».

Цель: развивать умение выделять части по заданному признаку (форме).

В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).

Задание 8. «Выложи из геометрических фигур».

Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу.

Вариант 1. «Собери фигуру (круг, квадрат и т. д.)».

Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей.

Вариант 2. Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.

Вариант 3. «Сложи фигуру».

Цель: развивать приёмы анализа и синтеза.

— Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал?

— Покажи лишнюю фигуру.

Вариант 4. «Сложи картинку»

Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Вариант 5. «Выложи предмет, используя все детали».

Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности,т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует.

Задание 9. Выложить из геометрических фигур предметы.

Цель: формировать умение конструировать по образцу

Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу

Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.

Развитию аналитико- синтетических умений хорошо способствуют такие математические игры, как: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» (образцы выкладывания из деталей «Волшебного квадрата» представлены на слайде) и т. д.

Задание 10. «Найди закономерность и продолжи ряд».

Цель: развивать умение выделять существующую закономерность.

Вариант 1. «Нарисуй бусы».

Вариант 2. «Раздели фигуры».

Задание 11. «Где спрятались восьмёрки?»Цель: развивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов).

Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задание 12. «Выложи из спичек (счётных палочек)».

Вариант 1. По образцу

Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.

Вариант 2. По словесной инструкции.

Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.

Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д.

Вариант 3. По представлению.

Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.

Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д.

Следующий из ведущих приёмов умственных действий – это приём сравнения.

Комплекс заданий на сравнение для детей 5-7 лет:

Задание 1. Сравнение предметов. (Рис. 11)

Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные;

На доске – рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног.

Беседа:

— Чем похожи снеговики? Чем отличаются?

— Продолжите мои предложения:

а) один снеговик большой, а другой?

б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого?

в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого?

Задание 2. «Найди сходства и различия». (Рис. 12)

Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера.

Задание 3. Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим.

Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине).

Задание 4. «Найди предмет такой же формы»(Рис. 13)

Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку — форме.

Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб?

Задание 5. «Самое непохожее». (Рис. 14)

Цель: формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводить сравнение по несхожему признаку.

(Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку)

— Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом) — Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие?

Задание 6. «Найди и назови».Цель: развивать умение находить и называть сходные и отличительные признаки предметов.

Вопросы:

— Сколько всего фигур?

— Чем похожи фигуры? (цветом)

— Чем они отличаются? (формой, размером)

— Сколько всего больших квадратов?

— Сколько маленьких?

— Сколько больших кругов? Маленьких?

— Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется?

Задание 7. «Найди тень от облачка».

Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия.

Задание 8. «Найди с помощью мерки».

Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами; развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки.

Задание 9. «Найди и закрась одинаковых воздушных змей одинаково».

Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами.

Задание 10. «Сравни полоски».

Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине (разными способами: наложение, приложение и с помощью мерки) и выражать словами результаты измерения.

Вопросы:

— Одинаковые ли полоски по длине?

— Какие полоски самые длинные? Короткие?

— Полоски жёлтого цвета какие по длине?

— Есть ли ещё одинаковые по длине ленты?

— Покажи длинную красную полоску? Короткую красную?

— Полоски какого цвета одинаковые по длине? А ещё какого?

— Как мы можем проверить, что они одинаковые по длине?

Задание 11. «Где чьё отражение?»

Цель: формировать умение находить соответствие между рисунком и его зеркальным отражением; развитие приёма сравнения путём нахождения сходств объектов.

Задание 12. «Помоги зайчатам».

Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами.

Игровой момент: «Зайцы посторили себе избушку, чтобы можно было спрятаться от серого волка. Вот домик готов! Осталось только приладить дверь.

Но вот беда: зайчики не могут определить какую же дверь им повесить. Ведь если они повесят дверь уже, чем дверной проём, то останется щель, через которую протиснется волк.

Что же им делать? Давайте им поможем и подскажем, какая из двух дверей подойдёт к их домику.»

Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях направляют их на творческие поиски, вызывают радость. Систематическое и целенаправленное включение предложенных заданий в организованную образовательную деятельность, будет способствовать активизации познавательного интереса старших дошкольников.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2005

2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1978.

3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979

4. «Дети, в школу собирайтесь»,М.:Мозаика-синтез,2008,авторы6 О. М Дьяченко, Н. Ф Астаськова, А. И. Булычева и. др.

5. http:/wwlivepnternet.ru

6. XXLBook.ru

7.luntik.ru

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kompleks-zadanii-matematicheskogo-soderzhanija-napravlenyi-na-razvitie-logicheskih-pri-mov-analiza-sinteza-i-sravnenija.html

Задачи аналитического характера

Примеры заданий и упражнений аналитического характера

1. Предлагаемые пары веществ имеют одинаковые значения произведения растворимости. Не проводя расчетов, установите, одинаковы или различны их растворимости? Для какого вещества в каждом наборе растворимость выше? а) TlBrO3 и Pb(BrO3)2, б) Tl2SO3 и KIO4, в) BaCO3 и BaWO4, г) AgReO4 и AgBrO3.

2. Не проводя вычислений, расположите вещества каждого набора в порядке увеличения растворимости в воде. Почему для оценки их растворимости можно использовать справочные значения произведения растворимости?

а) AgBr, AgI, AgCl; б) Ag2CO3, Ag2SO4, Ag2CrO4 ; в) PbS, PbSO4, PbCrO4; г) CaCO3, CаWO4, CaSO4 ; д ) TlI, TlCl, TlBr.

3. Укажите, осадок какого вещества появится раньше при добавлении (по каплям) раствора первого вещества к эквимолярной смеси второго и третьего вещества каждого набора?

а) K2S к [Pb(NO3)2 + Mn(NO3)2]; б) NaOH к [CuCl2 + FeCl2]

в) CaCl2 к [Na2CO3 + Na2SO4]; г) AgNO3 к [KSCN + KBrO3]

( При решении заданий 2.2 и 2.3 воспользуйтесь справочными данными значений произведения растворимости).

Расчетные задачи повышенной сложности

1. Сколько литров воды потребовалось бы для растворения 1 мг сульфида меди? ПР = 8,5.10-45.

2. Можно ли превратить сульфат бария, находящийся в виде осадка, в карбонат бария непосредственно? Если да, то каким образом?

3. Во сколько раз изменится растворимость карбоната бария после добавления к 1л насыщенного раствора ВаСО3 1г карбоната натрия? Объясните, исходя из принципа Ле-Шателье.

4. Карбонат кальция практически нерастворим в воде, но хорошо растворяется в растворе соляной кислоты. Объясните этот факт на основе принципа Ле-Шателье.

5. Как можно объяснить, что сульфид железа (+2) растворим, сульфид меди (+2) нерастворим в соляной кислоте, тогда как оба сульфида растворимы в азотной кислоте?

6. К раствору, с концентрацией 0,001 моль/л сульфида натрия и 0,1 моль/л гидроксида натрия добавили каплю раствора нитрата меди (+2) с концентрацией 1 моль/л. Образуется ли осадок и какой? ПР (CuS) = 8,5.10-45, ПР (Cu(OH)2 ) = 2,2.10-20.

7. В 1л раствора содержится по 0,5 г хлорида кальция и нитрата свинца. Какой осадок выпадет первым при добавлении карбоната натрия, если ПР(СаСО3) = 4,8 .10-9, а ПР(РbСО3) = 3,3.10-14.

Задания для контрольной работы

задания Вариант
Вычислить произведение растворимости соли, если задана концентрация (моль/л) катиона в насыщенном растворе BaSO4 2,45 10-3 AgI 1,2 10-8   PbBr2 2,7 10-2 BaCO3 8,9 10-4
Вычислить растворимость соли, если известно значение произведения растворимости.   Ag3PO4 1,3 10-20 PbCl2 2,4 10-4   Ag2SO4 7,7 10-5 PbI2 8,7 10-9
Выпадет ли осадок, если слили два раствора с известными концентрациями и объемами, а также дано значение произведения растворимости 1 мл 0,2 Н Pb(NO3)2 и 2 мл 0,01 Н NaCl ПР(PbCl2)= 1,7 10-5 5 мл 0,01 Н AgNO3 и 5 мл 0,01 Н K2Cr2O7 ПР(Ag2Cr2O7)= 2 10-7 6 мл 0,001 М CaCl2 и 3 мл 0,001 М Na2CO3 ПР(CaCO3)= 4,8 10-9 4 мл 10-4 Н SrCl2 и 4 мл 10-5 Н K2SO4 ПР(SrSO4)= 3,2 10-7

Приложение

Таблица 1. Давление насыщенного водяного пара при различных температурах

Температура, ТоС Давление, Р, Па Температура, ТоС Давление, Р, Па Температура ТоС Давление, Р, Па
610,4 1598,5 3780,0
657,2 1705,2 4005,0
705,2 1817,2 4242,2
757,3 1937,1 4753,0
813,3 2065,1 5318,0
871,9 2197,1 5940,0
934,6 2338,4 6623,0
1001,2 2486,4 7374,0
1073,2 2643,7 12334,0
1147,8 2809,1 19920,0
1227,9 2983,7 31160,0
1311,9 3167,7 43360,0
1402,5 3361,0 70100,0
1497,2 3565,0 101325,0

Таблица 2. Константы диссоциации слабых электролитов в водных растворах при 25оС

  № Электролит (неоргани- ческие сое- динения)   К   рК   № Электролит (органические кислоты)   К   рК
HNO2 4 10-4 4,59 Муравьиная HCOOH 1,8 10-4 3,74
NH4OH 1,8 10-5 4,75 Уксусная CH3COOH 1,8 10-5 4,75
H2SiO3 2,2 10-10 1,6 10-12 9,66 11,80 Гликолевая HOCH2COOH   1,5 10-4   3,83
H2SO3 1,6 10-2 6,3 10-8 1,80 7,21 Молочная CH3CHCOOH OH   1,4 10-4   3,86
H2S 6 10-8 1 10-14 7,22 14,00 Хлоруксусная ClCH2COOH 1,4 10-3 2,87
H2CO3 4,5 10-7 4,7 10-11 6,35 10,33 Бензойная C6H5COOH 6,1 10-5 4,21
HClO 5,0 10-8 7,30 Фенол C6H5OH 1,0 10-10 10,00
H3PO4 7,5 10-3 6,3 10-8 1,3 10-12 2,12 7,20 11,89 Щавелевая HOOC-COOH 5,4 10-2 5,4 10-5 1,27 4,27
HCN 7,9 10-10 9,10 Акриловая CH2=CHCOOH 5,5 10-5 4,26

Таблица 3. Ионное произведение воды при различной температуре

Температура, оС Ионное произведение воды, К×1014 Температура, оС Ионное произведение воды, К×1014
0,4505 4,018
0,6809 5,474
1,008 7,297
1,469 9,614
2,090 59,0
2,919

Литература

1. Витинг Л. М., Резницкий Л. А. Задачи и упражнения по общей химии: учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1995. – 221с.

2. Глинка Л. М. Задачи и упражнения по общей химии. Л.: Химия, 1987. – 272 c.

3. Лидин Р. А., Аликберова Л. Ю., Логинова Г. П. Неорганическая химия в вопросах. Учебное пособие для вузов. – М.: Химия, 1991. – 256 с.

4. Любимова Н. Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. М.: Выс. шк., 1990, 351 с.

5. Недилько С. А. Попель П. П. Общая и неорганическая химия: Сборник задач. – К.: Выща школа. Головное издательство,1988. – 256 с.

6. Пузаков С. А., Попков В. А. Пособие по химии для поступающих в вузы.- М.: Высш. шк. 2001. – 575 с.

7. Хімія: завдання і тести / Амірханов В. М., Білодід О. І., Верховод М. М. та ін.; під ред. Корнілова М. Ю./ — К.: Школяр, 2000. – 512 с.

Подписано к печати: _______2011 г.

Формат 1/16, объем 3,5 п/л.

Заказ № …. Тираж 300 экз.

Отпечатано в ЮФ «КАТУ» НУБиП Украины

г. Симферополь.

Исполнитель Васецкая М.С.



Источник: https://infopedia.su/17x95b2.html

Виды упражнений по русскому языку и их классификация

Примеры заданий и упражнений аналитического характера

1.    Обобщенные классификации видов упражнений:

А) По уровню самостоятельности виды заданий можно классифицировать следующим образом:

  • Выполнение по образцу;
  • По инструкции;
  • По заданию;
  • С самостоятельным определением учеником задач и задания.

Б) По характеру мыслительных операций можно выделить следующие типы (к лингвистике):

  • Обнаружение и нахождение изучаемого явления;
  • Характеристика изучаемого явления;
  • Группировка ряда единиц;
  • Замена одних единиц другими (преобразования);
  • Сопоставление явлений;
  • Подбор примеров на основе разных уровней сложности (учебник, ДМ или не учебник);
  • Употребление изученного явления в собственной речевой деятельности.

Эти К – расположение заданий в порядке увеличения сложности.

2.    Развитие связной речи через систему заданий, расположенных в порядке усложнения (Ладыжеская).

А) Упражнения аналитического характера по готовому тексту;

  • Задания, требующие в основном анализа текста;
  • Задания, требующие при анализе сравнения текстов (план, конспект, рецензии, отзывы).

Б) Упражнения аналитико-речевого характера по итоговому тексту;  

Задания требуют анализа, абстрагирования, обобщения, ряда речевых действий – на базе готового текста создаются элементы текста (тема высказывания основной мысли текста).

В) Упражнения на переработку готового текста;  

Задания требуют исправления, в результате чего возникают усовершенствованные, новые или обновленные части текста.

Г) Упражнения, требующие создания нового текста на основе готового;  

Составить план-текст, тезисы к нему, сообщение, рассказ.

Д) Упражнения, требующие учащихся создать свой текст.

План текста, отзыв об очерке товарища, доклад.

3.    Обязательные стадии работы по развитию связной речи:

a)    Анализ позитивного образца;

b)   Анализ и исправление негативного образца, т.е. текста с типичными недочетами;

c)    Самостоятельное создание текста.

Ошибочно считать, что после анализа одного текста и корректировки другого каждый ученик в состоянии создать свое связное высказывание определенного жанра, которому он учится. Каждое умение должно быть проведено через эти три стадии на каждом ДМ. Эффективно не на одном уроке, опосредовано через несколько уроков.

4.    Традиционно выделяют следующие виды упражнений: 

a)   Анализ

  • Языковой разбор (фонетический, морфологический,  морфемный)
  • Анализ текста (стилистический, комплексный, риторический)

b)   Конструирование – составление слов, словосочетаний, предложений, текстовых фрагментов

  • По схеме (условные обозначения ¬∩□);
  • По модели (записано / представлено на слух слово / предложение – составить такое же)
  • По заданию (указание на то, что нужно сделать).

c)    Переконстуирование

  • По схеме
  • По модели (дается лексически наполненные образец, которому должно соответствовать выполнение задания)
  • По заданию

d)   Подбор примеров

  • С указанием источника (архаизмы, источники историзмов);
  • Без указания на источник

e)    Самостоятельное составление примеров;

f)     Заполнение схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов;

g)   Дополнение схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов;

h)   Составление схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов, моделей правила;

i)     Списывание разных видов (осложненные / неосложненные);

j)     Заполнение перфокарт, перфопланщетов, перфоконвертов;

k)    Диктанты разных видов;

l)     Нахождение и исправление ошибок разных видов и типов;

m) Редактирование негативного образца (не исправление ошибок, а корректировка текста);

n)   Свободное письмо (изложение, сочинение разных видов).

Уровень самостоятельности при выполнении упражнения естественно различен. Т.е. разные виды задания могут быть с разной степенью самостоятельности. Также существуют системы заданий по каждому разделу языка.

Задания игрового и творческого характера, разные представления правила, отгадывание лингвистических загадок и др.

Применительно к риторике: риторические задачи, риторические игры (постановка дыхания, голоса, чистоты речи).

Задания располагаются в порядке возрастающей сложности. С учетов чередования разных видов работы. Самостоятельная работа также должна отвечать указанным требованиям, это предупредит утомление, обеспечит комплексное формирование умений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Источник: https://students-library.com/library/read/55858-vidy-upraznenij-po-russkomu-azyku-i-ih-klassifikacia

Scicenter1
Добавить комментарий