Принцип объективности.: Этот принцип вытекает из материалистического решения основного

2.1 Диалектико-материалистический метод. Основные принципы диалектики

Принцип объективности.:  Этот принцип вытекает из материалистического решения основного

Потребности естествознания второй половины 19 века в философских обобщениях и методологии показали, что ни метафизика, ни гегелевская диалектика не отвечают запросам времени. Кроме того, остро стояла проблема выявления, определения общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который бы вытекал из материального единства мира.

К. Маркс увидел в гегелевской диалектики рациональное зерно: принцип движения и разваития через противоречие. Об отличии гегелевской диалектики от материалистического метода К.

Маркс говорил: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но и является его противоположностью» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.23. С. 21).

У Гегеля идеальное создает все, у Маркса идеальное — это материальное, перенесенное в человеческую голову и преобразованную в ней.

Материалистическая диалектика составила ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности, Диалектика является одновременно и теорией и методом.

Материалистическая диалектика, общая теория развития, как и любая другая наука знания, представляет собой систему принципов, законов и категорий.

Принцип объективности. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии. Объективность рассмотрения — исходный принцип диалектико-материалистического метода.

Принцип объективности предполагает, прежде всего, признание объективно реального существования предмета познания и возможность его адекватного отражения в сознании человека в ходе его предметной деятельности.

Мышление, руководствующееся принципом объективности, должно дать предмету исследования проявиться самому, т. е. должно так относится к нему, чтобы он сам определял себя, а не получал свои определения извне. Поэтому мышление обязано подчиниться предмету, внимательно присматриваться к движению последнего, выражать диалектику вещей в диалектике понятий.

Принцип всесторонности.

Объективная основа принципа всесторонности заключается в том, что хотя в реальной действительности все явления и процессы разделены в пространстве и времени, они, через бесконечное количество связей, так или иначе взаимообусловлены, взаимодействуют друг с другом, находятся в определенных отношениях.

Воздействие явлений, предметов, вещей и т. п. друг на друга приводит к изменению их состояния, порождению одних другими, вплоть до взаимоперехода. Самые сложные взаимодействия характеризуют жизнь общества, которое, взятое как целое, есть не что иное, как продукт взаимодействия людей.

Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощенно, как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются.

Принцип всесторонности предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму.

Дело в том, что догматизм — это не исторический и не диалектический, а схематический и закостенелый тип мышления, при котором теоретические и практические проблемы анализируются без учета конкретных обстоятельств, мета и времени.

Принцип развития. Это, по существу, главный принцип материалистической диалектики, ибо ее можно представит как науку о развитии. Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принципы диалектики.

К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, развертывание во времени. Развитие не есть развитие «вообще». Оно всегда связано с конкретными материальными и идеальными системами.

Разнообразие мира отражается в разнообразии развития, которое бывает прямолинейным и зигзагообразным, ускоренным и замедленным и т.д. «Чистое» протекание процесса можно представить только абстрактно.

В философии выделяются две главные линии развития: прогресс и регресс.

Прогресс (от лат. Progressus) — движение вперед, успех — направление развития, которое характеризуется от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.

Регресс (от лат. Regressus — обратное движение) — такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики, духовной сфере.

Возможность регресса в обществе связан со сложностью и противоречивость исторического процесса, с проявлением субъективизма (чего нет в природе), а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраиваясь в общую линию развития: переход от одной общественно-экономической формации к другой, смена цивилизаций.

Дальнейшее обоснование принципа развития, как и всей диалектики, происходит в категориях и законах.

Источник: https://texts.news/fundamentalnaya-filosofiya/dialektiko-materialisticheskiy-metod-osnovnyie.html

Основные принципы диалектики

Принцип объективности.:  Этот принцип вытекает из материалистического решения основного

Диалектико-материалистический метод.

Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития.

Диалектику в качестве метода можно определить как систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности.

Методы построены из знаний, а поскольку знания бывают разной степени общности (частные, общие и всеобщие), соответственно и методы: можно разделить на частные (методы физики, биологии, химии и т.д.), общие, применяемые в нескольких науках, и всеобщие — философский метод, раскрывающий единые принципы бытия природы, общества и мышления.

Всеобщий метод используется в каждом виде деятельности, во всех отраслях знаний, обеспечивая общую стратегию, генеральную программу деятельности.

Впервые в истории философии целостная концепция диалектики была разработана в немецкой классической философии.

Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Гегелю, который «…представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.

в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть, внутреннюю связь этого движения и развития»'.

В XIX в. развитие естествознания было связано с переходом опознания вещей к изучению связей и процессов, что потребовало соответствующего философского метода — материалистической диалектики.

Потребности естествознания второй половины XIX в. в философcких обобщениях и методологии показали, что ни метафизика, ни гегелевская диалектика не отвечают запросам времени. Кроме того, остро стояла проблема выявления, определения общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был философский метод, который вытекал бы из материального единства мира.

К. Маркс увидел в гегелевской диалектике рациональное зерно: принцип движения и развития через противоречия. Об отличии гегелевской диалектики от диалектико-материалистического метода К.

Маркс говорил: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью»'.

У Гегеля идеальное создает все, у Маркса идеальное — это материальное, перенесенное в человеческую голову и переработанное в ней.

Основное содержание метода. Вначале следует отметить, что материалистическая диалектика составляет ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденции развития и преобразования действительности. Диалектика одновременно является и теорией, и методом.

Материалистическая диалектика, общая теория развития, как и любая другая наука, представляет собой систему принципов, законов и категорий.

Принцип объективности и всеобщности. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, материального единства мира и из понимания сознания как отражения бытия материи. Сознание не только отражает мир. С помощью сознания человек создает гипотезы и образно мыслит.

Но в ходе деятельности он сначала должен сконцентрировать внимание на бытии самого предмета, процессе; раскрыть объективные законы движения и развития. При этом нельзя забывать о единстве противоположностей — материи и сознания. Объективное по содержанию сознание остается субъективным образом объективного мира.

Требование всеобщности и универсальности связано с единством природы, общества и мышления.

Принцип всесторонности. Главный недостаток метафизики — односторонность рассмотрения вещей и процессов. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление — это множество связей и отношений.

Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощенно, как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются.

Принцип всесторонности предостерегает нас от попытки превращен; относительных знаний в абсолют, догму.

Дело в том, что догматизм это не исторический и не диалектический, а схематический и закостенелый тип мышления, при котором теоретические и практические проблем анализируются без учета конкретных обстоятельств, места и времени

Принцип развития. Это, по существу, главный принцип материалистической диалектики, ибо ее можно определить как науку о развитии Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принцип диалектики.

Развитие — это движение и изменение, но таких признаков для определения термина недостаточно, потому что движения и изменение могут быть не связаны с качественными изменениями, а выражаться только в количественных.

Значит, развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные её противоречиями.

Поскольку в философии существовали и существуем два противоположных метода — диалектика и метафизика, поскольку и развитие можно характеризовать с двух противоположных позиций . Однако заметим, что развитие не есть развитие «вообще».

Оно всегда связано с конкретными материальными или идеальными системам Разнообразие же мира отражается в разнообразии развития, которое бывает прямолинейным и зигзагообразным, ускоренным и замедленным т.д. «Чистое» протекание процесса можно представить только абстрактно . В философии выделяются две главные линии развития: прогресс и регресс.

Прогресс (от лат. progressus)- движение вперед, успех- направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.

Регресс(от лат. regressus — обратное движение) — такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики и духовной сферы.

Возможность регресса в обществе связана со сложностью и противоречивостью исторического процесса, с проявлениями субъективизма (чего нет в природе), а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраивается в общую линию развития: смена цивилизаций переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Дальнейшее обоснование принцип развития, как и вся диалектика получает в категориях и законах диалектики.

Источник: https://studopedia.su/11_112186_osnovnie-printsipi-dialektiki.html

Логика и методология. Основные методологи­ческие принципы логики

Принцип объективности.:  Этот принцип вытекает из материалистического решения основного

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 68Следующая ⇒

В качестве высшего методологического принципа выступает требование объективности рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е.

из мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального. Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а не из нашего мнения о нем.

“Не мышлению подчинять предмет, а мышление предмету, внутренней логике взаимосвязи и взаимозависимости его сторон”.

Принцип объективности рассмотрения, используемый в социальном познании, “включает в себя не только требование исходить из самого объекта, из законов его функционирования и развития и не привносить в него ничего от себя, но и четкого различения материальных и идеологических отношений, объективных и субъективных факторов, общественного бытия и общественного сознания, признание материальных, объективных факторов (отношений), общественного бытия в качестве определяющего, первичного, а духовных, идеологических отношений, явлений общественного сознания — в качестве вторичных, обусловливаемых материальной жизнью людей, их экономическими отношениями. Только в таком специфическом выражении принцип объективности в состоянии правильно ориентировать субъекта в познании социальных явлений”.

Например, при прогнозировании преступности исходят из того, что она является вторичным явлением по отношению к другим социальным явлениям, выступающим в качестве ее причины. “Отсюда следует вывод, что…

прогнозирование (преступности) есть вторичное прогнозирование, отражающее изменения в будущем других социальных явлений, сказывающихся на преступности. Прогнозирование преступности…

должно идти вслед за прогнозами явлений, процессов, существенно влияющих на динамику, уровень, структуры преступности.

Поэтому вначале должен быть составлен прогноз, относящийся к первому звену причинно-следственной системы — к области причин, а уже затем и на основе этого — ко второму звену — к преступности. Разработка прогнозов первого звена — задача экономистов, социологов, демографов и др., разработка второго звена — дело криминологов”.

Следствием принципа объективности рассмотрения является требование не идти от вторичных явлений к их причинам, а наоборот, исходя из первичных явлений, из причин выявлять все возможные следствия.

Применительно к преступности этот метод можно сформулировать так: не от преступности идти к ее причинам, а из данных (материальных) условий жизни выводить ожидаемые правонарушения.

Другим следствием принципа объективности является принцип конкретности, требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы.

Принципом диалектической логики является также требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях, называемое принципом всесторонности рассмотрения. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи.

В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д.

, если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо стремиться охватить все эти связи и отношения.

В многочисленных дискуссиях, проходящих в нашей стране, принцип всесторонности рассмотрения постоянно нарушается.

Например, кандидаты в депутаты часто дают такие обещания: повысить заработную плату работникам определенных категорий, увеличить выплаты за отпуск по уходу за ребенком, увеличить продолжительность этого отпуска, выплачивать постоянное пособие женщинам, имеющим пять и более детей, в размере, позволяющем женщине не работать, и т.д.

, не указывая, за счет чего они хотят это сделать (за счет интенсификации производства, займа за рубежом, снижения пенсий или снижения заработной платы работникам других категорий и т.д.). Эти кандидаты нарушают требование указанного принципа.

Этот принцип нарушается и в тех случаях, когда при обсуждении вопроса о гуманизации наказаний за совершаемые преступления ведут речь о лицах, совершающих преступления, и не учитывают интересы других слоев населения, тех, против кого совершаются преступления.

Важным принципом диалектической логики является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е.

изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем чтобы предсказать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием мировоззренческого принципа всеобщего развития.

Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того, чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развитие.

Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности.

Он требует идти дальше этого и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими.

Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Date: 2015-06-06; view: 448; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/1-106391.html

Вопрос 32. Проблема, гипотеза, теория в познании и управлении

Принцип объективности.:  Этот принцип вытекает из материалистического решения основного

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза,.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача — решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, г) задача, путей решения к-ой не видно.

Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения.

Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует. Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы — формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.

Гипотеза (греч — предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами.

Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д.

, а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). Развитие предположения.

1 этап — выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т д 2 этап — объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т д.-тех фактов к-рые еще не принимались в учет, или были открыты после выдвижения гипотезы.

Теория-это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.

Т — это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.

Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой.

В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности.

Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Вопрос 33. Основные требования диалектической логики и их значение в управленческой деятельности.

В качестве высшего методологического принципа выступает требование объективности рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е.

из мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального. Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а не из нашего мнения о нем.

“Не мышлению подчинять предмет, а мышление предмету, внутренней логике взаимосвязи и взаимозависимости его сторон”.

Принцип объективности рассмотрения, используемый в социальном познании, “включает в себя не только требование исходить из самого объекта, из законов его функционирования и развития и не привносить в него ничего от себя, но и четкого различения материальных и идеологических отношений, объективных и субъективных факторов, общественного бытия и общественного сознания, признание материальных, объективных факторов (отношений), общественного бытия в качестве определяющего, первичного, а духовных, идеологических отношений, явлений общественного сознания — в качестве вторичных, обусловливаемых материальной жизнью людей, их экономическими отношениями. Только в таком специфическом выражении п.о. в состоянии правильно ориентировать субъекта в познании социальных явлений”. Например, при прогнозировании преступности исходят из того, что она является вторичным явлением по отношению к другим социальным явлениям, выступающим в качестве ее причины. “Отсюда следует вывод, что… прогнозирование (преступности) есть вторичное прогнозирование, отражающее изменения в будущем других социальных явлений, сказывающихся на преступности. Прогнозирование преступности… должно идти вслед за прогнозами явлений, процессов, существенно влияющих на динамику, уровень, структуры преступности. Поэтому вначале должен быть составлен прогноз, относящийся к первому звену причинно-следственной системы — к области причин, а уже затем и на основе этого — ко второму звену — к преступности. Разработка прогнозов первого звена — задача экономистов, социологов, демографов и др., разработка второго звена — дело криминологов”.

Следствием п.о. рассмотрения является требование не идти от вторичных явлений к их причинам, а наоборот, исходя из первичных явлений, из причин выявлять все возможные следствия. Применительно к преступности этот метод можно сформулировать так: не от преступности идти к ее причинам, а из данных (материальных) условий жизни выводить ожидаемые правонарушения.

Другим следствием п.о. является принцип конкретности, требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы.

Принципом диалектической логики является также требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях, называемое принципом всесторонности рассмотрения. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д.

, если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо стремиться охватить все эти связи и отношения.

Важным принципом диалектической логики является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем чтобы предсказать его будущие состояния.

Принцип историзма является следствием мировоззренческого принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того, чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развитие.

Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше этого и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими.

Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие

Вопрос 34. Социальная философия как наука: предмет, содержание, функции.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.В принципе, можно сказать, что любое познание является социальным, поскольку оно протекает в обществе.

При этом человек, как субъект познания, — существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния.

Но в философии, как правило, понятие «социальное познание» употребляется для разграничения знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальное познание — это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей.

Основная задача социального знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений. Так, социологическое знание обобщает, стремится объяснить многообразие общественных законов функционирования и развития общества, чтобы на основании и в пределах полученных данных делать прогнозы.

Традиционно выделяются следующие три типа социального познания: -гуманитарное знание. Его предметом выступает субъективный мир человека, социальное бытие которого рассматривается субъективно, оценивается через его значимость для человека. Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество.

Это, прежде всего, педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество;

-социально-экономическое знание. Оно обращено к описанию процессов, оказывающих значительное воздействие на развитие общества и прежде всего — отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ. Его предмет — экономическая жизнь общества.

Этот тип знания тяготеет к естественным наукам, поэтому неслучайно в нем широко используются математические и другие точные методы познания;-социально-философское знание. Оно занимает особое место.

По мнению философов, социально-философское знание выступает системообразующей основой для всех социальных знаний, поскольку разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентируется на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру (то есть является по сути частью философского мировоззрения). Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь ивзаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.

Функции социальной философии: -гносеологическая — исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп; -методологическая — социальная философия выступает как общее, учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению; -интеграции и синтеза социального знания — установление всеобщих связей социального бытия; -прогностическая — создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека; -мировоззренческая — в отличие от других исторических форм мировоззрения (мифологии и религии) социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира; -аксиологическая или ценностная — любая социально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта; -социальная — в наиболее широком смысле социальная философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению;

-гуманитарная — социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни.

Ответы 35. Материалистическое и идеалистическое понимание истории: их сущность и противоположность.

Маркс никогда не использовал термин “исторический материализм”, которым после его смерти стали обозначать его метатеорию общества. Этот термин ввел Энгельс.

Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением “материалистическое понимание истории”, тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке.

Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе “К критике политической экономии”: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

Вместе с тем материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности.

Сведйние этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны.

Идеалистическое понимание истории — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и.

имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. Причина классовых корней И.: п. и.- классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. С древн. времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам фр. просветители и материалисты выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория), отмечая при этом в качестве определяющей силы истории общественное сознание людей данной эпохи («мнение правит миром»).В последнее время в И. п. и. ведущее место занимают технократические идеи, абсолютизация роли техники в историческом развитии (теории индустриального общества, стадий экономического роста, «постиндустриального общества» теория).



Источник: https://infopedia.su/11x41e3.html

Принцип объективности

Принцип объективности.:  Этот принцип вытекает из материалистического решения основного

Принцип объективности — научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел.

Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий.

Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями.

Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, — в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования.

Объективность является одним из основных принципов научного познания.

Каковы же основные принципы научного познания? Многие авторы называют в качестве таковых: I) объективность, 2) детерминизм, 3) системность, 4) доказательность и обоснованность получаемых в исследованиях результатов, 5) постоянную рефлексию используемых методов и др. Однако в последнее время объективность как универсальный принцип научного познания начинает подвергаться сомнению.

Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир.

Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. «Разве можно объективно изучать субъективное?» — вопрошали они, подразумевая под субъективным внутренний мир субъекта, открытый для познания якобы только ему самому и никому другому.

В рамках этой точки зрения главным (а иногда даже единственным) методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т. е. «всматривание внутрь себя». Сомнительность этого метода давно уже подчеркивалась многими исследователями, например И.М.

Сеченовым, который сказал однажды, что, если бы психология действительно обладала таким особым «орудием» для «непосредственного» познания психики, она давно обогнала бы в своем развитии иные науки.

Сознание и познание. Научное познание

… В) прогресс Г) редукцию. Сознание и познание. Научное познание 1. При рассмотрении сознания с точки зрения … Б) относительность истины В) догматизм Г) объективность истины. 33.

Непреднамеренное искажение знания есть: А … конфликтов Г) появлении новых демократических государств. 41.

Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа …

Другие авторы, как, например, представители возникшего в начале XX в. в США бихевиоризма, настаивали на том, что психология все-таки должна быть объективной наукой.

Но, поскольку, как считали бихевиористы, сознание (как внутренне наблюдаемое) нельзя изучать объективно, они предлагали иной выход: нужно изучать объективно то, что действительно объективно (это означает, по их мнению, внешне) наблюдаемо.

Бихевиористы увидели такую реальность в поведении субъекта и поэтому провозгласили предметом психологии не сознание (которое понимали принципиально так же, как и в предшествующей им психологии), а поведение.

В отечественной психологии возникла иная точка зрения на решение этой проблемы: можно и должно изучать объективно именно сознание, психику, но тогда следует изменить взгляд на их субъективность. В рамках этой точки зрения возникло представление о том, что термин субъективное может иметь (и имел в истории психологии) 3 различных значения:

1. В первом смысле субъективное трактуется как полная противоположность объективной реальности, как мир «непосредственного» опыта, который должен изучаться совершенно другими методами, чем объективная реальность.

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека

… психологии законотворчества изучается то какой должна быть правовая норма, что бы она соблюдалась. Правосознание – отражение в сознании человека … психология. Изучает особенности психики человека .

.. в том смысле, что малейшие … объективно отражать существующую действительность и данное свойство обеспечивает целесообразность поведения. Сознание – высшая форма психики, которая позволяет человеку …

2. Во втором смысле субъективное означает искаженное, пристрастное, неполное и т. п. В этом отношении оно противопоставляется объективному как истинному, беспристрастному, полному и т. п. Пристрастность может быть изучена и объективно, как это показал, например, Л.С.

Выготский, который однажды сказал о психике: «Назначение психики вовсе не в том, чтобы отражать действительность зеркально, а в том, чтобы искажать действительность в пользу организма» [17, 347].

Так понимаемая субъективность психики означает, следовательно, обусловленность психики прежде всего потребностями (мотивами) ее субъекта и адекватность психического отражения в той именно мере, в какой оно помогает субъекту сориентироваться в мире и действовать в нем.

Современная психология мотивации доказывает возможность научно-объективного изучения специфики субъективного искажения действительности субъектом в зависимости от конкретных мотивов его деятельности.

3. В третьем смысле «субъективный» — это то, что принадлежит субъекту, выполняет конкретные функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы существования и поэтому может быть изучено различными объективными методами (для выражения этого смысла больше подходит термин «субъектный»).

Как было показано сторонниками деятельностного подхода в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р. Лурия, П.Я.Гальперин, Д. Б. Элько-нин и др.

), существование психических процессов в различных субъективных (в первом смысле) формах представляет собой вторичное явление, тогда как исходным и основным способом их бытия является их объективное существование в различных формах предметно-практической деятельности субъекта.

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

… 1.Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности. Психика – свойство живых, высокоорганизованных организмов, … ноты одну за другой).

Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему … собой систему знаний, толкований и т.д.

3) смысл – это субъективное, личностное значение, которое наиболее соответствует …

Развитие современной психологии можно обозначить как движение к объективному познанию психического как субъектного, выполняющего свои конкретные функции в жизни человека .

Известный отечественный философ М. М. Бахтин писал о том, что познание человека может быть только диалогическим. Вслед за ним М.К.

Мамардашвили говорил о том, что в науках, имеющих дело с субъектом, нельзя говорить о вечных и неизменных законах существования субъектной реальности до взаимодействия с другим субъектом: эти законы должны рассматриваться «как функция некоторого более широкого целого, как функция самой деятельности, в континууме которой становится возможной связь, которую потом мы называем законами» [80, 63].

Таким образом, процесс психологического познания другого человека неизбежно включает познающего в конструктивный диалог с ним, однако все же нельзя говорить о том, что в психологии объективное исследование вообще невозможно.

Сам этот диалог разворачивается не по произволу исследующего и не согласно свободе воли исследуемого — в самом диалоге есть какие-то относительно независимые от желаний участвующих в нем лиц правила, некие объективные его контуры (обусловленные множеством не контролируемых субъектами обстоятельств).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/printsip-obyektivnosti/

Scicenter1
Добавить комментарий