Природа и особенности социальных услуг в постиндустриальномобществе

Содержание
  1. Значение социальных услуг в постиндустриальном обществе
  2. Исторические предпосылки возникновения сервисной деятельности
  3. Особенности сферы услуг в постиндустриальном обществе на примере социальных сетей, как среды развития деловых отношений
  4. Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
  5. Постиндустриальное общество: признаки и черты информационного общества
  6. Возникновение постиндустриального общества: предпосылки
  7. Признаки и черты постиндустриального общества
  8. Социальная структура постиндустриального общества
  9. Постиндустриальные страны: примеры
  10. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: сравнение
  11. Страна Z развивается как постиндустриальное общество. Вопросы из ЕГЭ с правильными ответами
  12. 3 типа общества: характеристики и их признаки
  13. Типы общества:
  14. 1. Традиционное общество
  15. Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
  16. Признаки
  17. 2. Индустриальное общество
  18. Характерные черты индустриального общества
  19. Признаки
  20. 3. Постиндустриальное общество
  21. Характерные черты постиндустриального общества
  22. По степени открытости:
  23. По наличию письменности:
  24. По степени социального расслоения:

Значение социальных услуг в постиндустриальном обществе

Природа и особенности социальных услуг в постиндустриальномобществе

Волкова В. О., Казанцева Н. К. Значение социальных услуг в постиндустриальном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/archive/116/31806/ (дата обращения: 04.02.2020).



Важной чертой постиндустриального общества является усиление роли и оказания услуг, управление и оценка качества услуг становятся первоочередными. Рассмотрена роль социальных услуг в обществе, классификация услуг по видам и предметы стандартизации социальных услуг.

Ключевые слова: социальные услуги, стандартизация, качество жизни, индекс человеческого развития.

В конце XX века в мире произошел переход к новому типу общества – постиндустриальномуобществу, в экономикекоторого, в результатенаучно-технической революцииисущественногоростадоходовнаселения, приоритетперешёлотпреимущественногопроизводстватоваров к производствууслуг.

Постиндустриальнымистранаминазывают, какправило, такие страны, в которыхнасферу услугприходитсязначительноболееполовины валового внутреннего продукта (ВВП). Подэтоткритерийпопадают, в частности, США, Германия, Австралия, Япония, Канада, Россия и др.

Сведения о структуре ВВП отдельных стран мира приведены в табл. 1 [1].

Таблица 1

Структура ВВП отдельных стран мира 2013–2014 гг.

Структурные составляющие ВВПРоссияСШАГерманияЯпония
Сельское хозяйство, %41,111,5
Промышленность, %36,319,53022,8
Услуги, %59,779,46975,4

Относительноепреобладаниедолиуслугнадматериальнымпроизводствомнеобязательноозначаетснижениеобъёмовпроизводства, простообъёмы производстваувеличиваютсямедленнее, чемувеличиваютсяобъёмыоказанныхуслуг.

Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных услуг.

В настоящее время в мире существует множество различных видов услуг: по сфере деятельности они могут быть – материальные и нематериальные, по характеру предоставления – платные и бесплатные, по назначению – производственные и потребительские, по характеру потребления – услуги для общества, услуги для индивидуального потребления, смешанные услуги, по месту оказания – внутренние и внешние, по форме собственности их производителей – государственные и частные, по отраслевому происхождению – жилищно-коммунальные, бытовые, управленческие, информационные, транспортные, социальные и другие (рис. 1).

В связи с тем, что важной чертой постиндустриального общества является усиление роли и оказания услуг, управление и оценка качества услуг выходят на первый план. Из большого количества разнообразных услуг необходимо особенно выделить социальные услуги, так как они являются неотъемлемым атрибутом любого современного государства.

Социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [2]. Цель этих услуг – содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития.

Термин «качество жизни» появился и получил распространение в пятидесятых годах XX века. Качество жизни можно определить как совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно неоплачиваемых благ.

Оценка качества жизни представляет собой процедуру выявления степени соответствия основных параметров и условий жизни человека его жизненным потребностям, а также личным представлениям о достойном, и удовлетворяющем его требованиям уровне жизни с соответствующими параметрами и характеристиками, принятыми за базу сравнения и последующий анализ результатов сопоставления.

Оценка качества жизни представляется исключительно важной для разработки стандартизации качества жизни населения.

Многогранность и сложность проблемы качества жизни населения для ее решения вызывает необходимость применения стандартизации, как способа установления определенных правил и характеристик для упорядоченности деятельности.

Целостная система стандартов качества жизни может быть использована как метод управления качеством жизни, обеспечивающий комплексность и упорядоченность всех элементов качества жизни.

Для измерения уровня качества жизни населения используется индекс человеческого развития.

Индекс человеческого развития (ИЧР) – это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцемМахбубом-уль-Хаком; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчете индекса человеческого развития учитываются три группы показателей (рис. 2) [5].

К данным группам относятся следующие показатели:

1. Ожидаемая продолжительность жизни и уровень здравоохранения – оценивает долголетие.

2. Доступность образования, уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

3. Уровень жизни, оценённый через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

Рис. 2. Индекс человеческого развития

Инструментом обеспечения качества жизни является система технического регулирования, принятая в обществе.

Качество продукции и услуг совершенствуется под воздействием объективных факторов, важнейшим из которых является улучшение материальных и культурных условий жизни людей и возрастание их потребностей.

На современном этапе существенно расширяются возможности экспорта, а мировой рынок требует, главным образом, высокого качества продукции и предоставляемых услуг.

В этих условиях актуально применение стандартов, гармонизированных с международными требованиями.

Литература:

  1. Суровцева Е. Ю. Трансгенные культуры как новый инструмент создания глобальной экономической зависимости / Е. Ю. Суровцева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 151–155.
  2. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Режим доступа: http://www.cntd.ru.
  3. ГОСТ ISO / IEC 17000–2012. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.cntd.ru.
  4. Новикова М. А. Стандартизация системы социального обслуживания населения – путь повышения эффективности / М. А. Новикова, Н. А. Тарасова [Электронный ресурс]// Институт экономики и социальной политики. Режим доступа: http://www.inesp.ru.
  5. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2013–2014 гг. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. Режим доступа: http://gtmarket.ru.

1

Основные термины(генерируются автоматически): человеческое развитие, услуга, качество жизни, уровень жизни, США, россия, постиндустриальное общество, человеческий потенциал, отдельная страна мира, япония.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31806/

Исторические предпосылки возникновения сервисной деятельности

Природа и особенности социальных услуг в постиндустриальномобществе

Цель лекции:

Рассмотреть исторические предпосылки становления и развития сервисной деятельности.

План лекции:

  1. Сфера услуг в доиндустриальном обществе
  2. Сфера услуг в индустриальном обществе
  3. Сфера услуг в формирующемся постиндустриальном обществе
  1. Сфера услуг в доиндустриальном обществе

В доиндустриальном обществе промышленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, проведенная в Великобритании в 1851 году, показала, что наиболее распространенные в стране профессии — сельскохозяйственные работники и домашние слуги.

Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг. Особенности сервиса в эту эпоху: «В доиндустриальную эру очень большая часть несельскохозяйственной экономической деятельности сводилась к личному обслуживанию одного человека другим.

Сюда относилось приготовление пищи, присмотр за гардеробом, помощь в личном туалете и гигиене, услуги в области образования, развлечения и религиозного утешения, физическая защита человека, удовлетворение сексуальной потребности и многочисленные другие услуги одного лица непосредственно другому.

Человек, оказывающий услугу, за исключением, пожалуй, священнослужителя… находился в зависимом отношении к потребителю услуги. Умелое раболепство само по себе было атрибутом услуги. Ливрея и даже похвалы, адресованные вышколенному и поэтому самоотверженному слуге, подчеркивали его низкое положение».

«Низкая производительность и перенаселенность обусловливают большую долю не дозанятого населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг, — характеризует такую социальную систему создатель теории постиндустриального общества Даниэл Белл.

— Поэтому имеет место значительная занятость в сфере услуг, остающихся в своем большинстве личными, услугами. Поскольку работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии с середины викторианской эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным»

Прислугу держали все более или менее состоятельные люди. Сложился огромный слой, даже класс людей, профессионально выполнявших функции домашних слуг иногда на протяжении многих поколений. У этого класса сформировались свой образ жизни, традиции и привычки. В пьесах У. Шекспира, романах Ч. Диккенса, в произведениях А. С. Пушкина, Н. В.

Гоголя, Ф. М. Достоевского и других великих писателей глубоко раскрыта психология слуги. Стремясь подчеркнуть унижение человеческого достоинства, связанное с домашним обслуживанием в доиндустриальном обществе, обычно говорят о «холопстве», «холуйстве», «лакействе», «лакейских замашках» и других подобных деформациях личности человека-слуги.

  1. Сфера услуг в индустриальном обществе

В индустриальном, т. е. зрелом капиталистическом и социалистическом, обществе, развитие промышленности привело к резкому сокращению численности домашней прислуги. задача экономики в эту эпоху — массовое производство товаров.

Фабричное производство создало новую социальную среду, в которой рабочий делил обезличенное подчинение хозяину с множеством других таких же, как он, наемных работников.

Механизация производства и классовая борьба постепенно привели к тому, что зарплата фабричных рабочих стала превышать плату за личную службу.

Развитие сферы услуг в индустриальном обществе происходило по двум направлениям.

Во-первых, скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве переходит к женщине.

Как показывают многочисленные социологические исследования, в современном обществе женщина тратит на ведение домашнего хозяйства во много раз больше времени, чем мужчина.

В России и во многих других странах укоренилась культурная традиция, признающая ряд трудоемких видов деятельности в быту преимущественно «женским» занятием.

Во-вторых, многочисленные услуги, которые ранее выполнялись самими членами семьи, передаются мелким фирмам и независимым частным предпринимателям. Создаются разнообразные приспособления, облегчающие домашний труд, а также сеть предприятий, занятых их ремонтом и обслуживанием.

Так, в СССР функционировала разветвленная сеть бытового обслуживания населения, занимавшаяся изготовлением по индивидуальным заказам и ремонтом одежды и обуви, бытовой техники, стиркой и т. п.

Сеть домовых кухонь и предприятий общественного питания должна была, по замыслу руководства страны, освободить семью от многих бытовых забот. Развивались бесплатные услуги образования и здравоохранения, оказывались туристические, некоторые информационные услуги, услуги учреждений культуры и искусства.

Получили распространение и услуги производственного характера, обеспечивающие функционирование промышленности и сельского хозяйства.

Расширение сектора услуг происходило в экономике как капиталистических, так и социалистических стран. Различие в характере сервисной деятельности при этих общественно-политических системах состояло, в основном, в том, что в социалистических странах была больше развита сеть бесплатных услуг, а в капиталистических — платных.

В результате в странах социалистического лагеря услуги оказывались более доступными для населения — они часто оплачивались не из кармана конкретного потребителя, а из государственного бюджета. Кроме того, в СССР сфера сервисной деятельности была почти целиком монополизирована государством.

В капиталистических странах преобладали платные, коммерческие услуги, нацеленные на получение прибыли.

В результате в капиталистических странах услуги становились менее доступными для малообеспеченных слоев населения, однако их качество и многообразие были намного выше, чем в условиях социализма, ввиду конкуренции между многочисленными сервисными фирмами.

Специфика сервисной деятельности такова, что ею занимаются в основном частные лица, мелкие фирмы или специальные небольшие подразделения крупных корпораций. Поэтому запрет на частное предпринимательство при социализме мешал развитию сферы услуг намного сильнее, чем, например, развитию тяжелой промышленности.

  1. Сфера услуг в формирующемся постиндустриальном обществе

Постиндустриальное общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй половине XX века. Главным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг.

Поэтому постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как «информационное общество» и «экономику услуг». Вот как описывал его в 1999 году Д. Белл: «… прежде всего это общество, основанное на услугах.

Сегодня в Соединенных Штатах более 70% рабочей силы занято в сфере обслуживания. Услуги играют важную роль в любом обществе. В доиндустриальных условиях это главным образом домашние или личные услуги.

В индустриальном обществе услуги — это вспомогательная по отношению к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт, сфера финансов и управление недвижимостью.

В постиндустриальном обществе получают широкое распространение новые виды услуг. Это гуманитарные — образование, здравоохранение, социальные службы, и профессиональные услуги – анализ и планирование, дизайн, программирование и т. д.

В представлениях классиков экономики услуги считались непроизводительной деятельностью, поскольку богатство ассоциировалось с товарами, а адвокаты, священнослужители, парикмахеры или официанты не преумножали национальное богатство.

Но, разумеется, образование и здравоохранение повышают способности людей и способствуют укреплению здоровья населения, а профессиональные услуги… обеспечивают повышение производительности предприятия и общества в целом.

Расширение постиндустриального сектора требует, чтобы как можно больше людей имели высшее образование, получили навыки абстрактно-концептуального мышления и овладели техническими и буквенно-цифровыми приемами».

На примере развития ведущих западных стран можно проследить историю формирования постиндустриального общества. Переход от индустриального общества к постиндустриальному включает в себя три последовательных этапа развития сервисной деятельности.

1. Развитие промышленности приводит к распространению преимущественно транспортных услуг и вообще услуг, связанных с движением товаров.

2. В условиях массового потребления благ начинается рост сферы распределения, финансовых услуг, операций с недвижимостью и страхования.

3. Начинает снижаться доля семейного дохода, расходуемая на Питание, Высвободившиеся средства население использует сначала на приобретение товаров длительного пользования и недвижимости, а затем — На предметы роскоши, отдых и досуг.

Расширяется сфера личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлечений и спорта. Резко усиливается интерес к двум фундаментальным сферам сервиса — здоровью и образованию.

Все это приводит к формированию и развитию новых видов услуг.

Во второй половине XX века в промышленно развитых странах довольно быстро растет число занятых в сфере социальных, распределительных и бытовых услуг, несколько медленнее — в области услуг производителям. Согласно прогнозам специалистов, в начале XXI века наиболее высокими темпами будут развиваться услуги производителям, услуги в области образования и здравоохранения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_180097_istoricheskie-predposilki-vozniknoveniya-servisnoy-deyatelnosti.html

Особенности сферы услуг в постиндустриальном обществе на примере социальных сетей, как среды развития деловых отношений

Природа и особенности социальных услуг в постиндустриальномобществе

Распространение Интернета, социальных сетей, сообществ по интересам сделало необратимым сдвиг каналов сбыта от национальных и транснациональных дистрибьюторов в сторону прямого контакта продавца и покупателя.

Скорость распространения информации стала мгновенной, что привело к революционным изменениям в экономике, а именно прозрачности государственных границ, обнулению цены входа на рынок с новым продуктом, отпадению необходимости в маркетинговых исследованиях, доступности массовых рынков как национальных, так и глобальных, узко сегментированных и профессиональных [1].

Аккаунт, приближенный к реальности

Становится реальностью предсказание Элвина Тоффлера о том, что информационная революция изменит нашу жизнь больше, чем предыдущие три технологических уклада, мы начинаем учиться жить в киберпространстве, которое, по сути, формирует общепланетарную культуру устраняя мелкие органические интересы, развивая мобильность (т.е. выход в сеть из любой точки мира), скорость (все более высокие скорости доступа) и облачность (т.е. отсутствие привязки к устройству). Скептицизм части общества позволяет благодаря разрешению противоречий во взглядах и подходах сделать такой переход более осознанным и обдуманным.

Смена обязательных атрибутов бизнес-процессов необратимо связана с социализацией и иррациональностью экономических и иных процессов, которые ведут как к смене парадигм от материального производства к интеллектуальному, так и психофизическим изменениям в самом человеке и в обществе в целом.

Даже несмотря на то, что люди в сети приукрашивают свои возможности и положение определить показатель покупательной способности в определенной группе (сообществе) достаточно легко, при условии, что система сохраняет сделанные аккаунтами группы покупки и «лайки».

Принимая во внимание, что социальная сеть является отражением действительной реальности и имеет способность изменяться вместе с отражаемым индивидуумом или социальной группой, различия реальной и виртуальной групп можно опустить, т.е. в них нет ничего, чего нет в нас.

Связь аккаунта с живым оригиналом и непредсказуемость его поведения в сети позволяют говорить о соответствии оригиналу. Используя технологии таргетирования, мы можем выявлять более точные и тонкие предпочтения как группы, так и отдельных аккаунтов, т.е., анализируя поисковые запросы, можем размещать соответствующие баннерные или спам-ссылки.

Алгоритмы такого рода анализа уже встроены в поисковые машины, почтовые порталы и социальные сети. Моделирование индивидуального поведения и составление карты индивидуальных предпочтений на основе покупательной способности, интересов и вкусов будут наиболее востребованными в следующие 3–5 лет и получат наибольшее развитие.

Так наиболее популярная в России программа лояльности «Малина», объединяющая более 20 крупнейших брендов и имеющая более 5 миллионов держателей карт,уже переводится на новую платформу Oracle, что должно позволить интегрировать «Малину» в социальные сети. Оборот компании за 2011 г.

превысил $1,5 млрд соответственно риск «не успеть» крайне важен в бизнес-процессах компании, проводящей более 700 тыс. транзакций в сутки, как оценка лояльности к компаниям–участникам.

Всеохватные соцсети

Синхронизация индивидуальных запросов с предлагаемыми продуктами есть идеальный рынок в понятии маркетологов, а если учесть нулевые разрывы во времени и больший охват аудитории в сравнении с радио и ТВ, то становится по-настоящему интересно.

За считанные секунды после размещения информации о продукте человек с любого континента может стать первым покупателем, проблема географических и страновых барьеров отошла на второй план.

Интеграция вышеуказанных порталов и отсутствие в настоящее время существенных различий между поисковыми, почтовыми и социальными сетями является естественным условием монетизации сервисов.

Стремясь быть ближе к потребителю в условиях быстрорастущей отрасли с жестокой конкуренцией, менеджмент таких компаний стремится любую возможность состыковать с существующим бизнесом. Это просматривается и в структуре доходов социальных сетей: 80% – контекстная реклама, 20% – это различные игры, подарочные сервисы.

Для удержания пограничного состояния между пользователями и поставщиками сервисов у каждой крупной социальной сети имеется соответствующий венчурный фонд или фонд содействия социальным стартапам.

Эти процессы наглядно продемонстрировали последние сделки по поглощению социальными сетями разработчиков наиболее популярных игр, видеоконтента ( в декабре 2006 г. приобрела компанию ), компаний, предоставляющих геолокационные сервисы ( в декабре 2011 г.

приобрела компанию Gowalla), запуск собственных программ, популярных в последнее время, коллективные скидки (до последнего времени это был рынок компаний Groupon, Klub-Skidok.

ru, CandyPrice, Biglion, КупиКупон, Vigoda, KupiBonus, BigBuzzy) или сотрудничество с разработчиками наиболее популярных игр (FarmVille, Mafia Wars, Zynga Poker и др.) [2].

«Более 70 компаний, входящих в портфель 500 Startups, фонда посевных инвестиций и бизнес-акселератора из Маунтин-Вью(штат Калифорния), так или иначе пользуются платформой »,– говорит Кристин Цай, партнер 500 Startups. По ее словам, фонд внимательно отслеживает, как компании используют инструменты работы, позаимствованные на , для развития бизнеса.

Наибольший тренд развития имеют приложения, предоставляющие всевозможные музыкальные сервисы, как, например, Spotify, Slacker, Zvooq.ru, Rdio, Universal Music Group и EMI Group. Яндекс.Музыка.

О печатных изданиях. По данным сервиса AdverMap, среди российских СМИ наибольшей популярностью пользуются страницы РИА «Новости» (более 270 тыс. пользователей), газеты «Ведомости» (более 100 тыс). В также следует отметить популярность страничек Esquire и Vogue.

Объединяя аккаунты в группы потенциальных покупателей (социальные, демографические, гендерные, географические, образовательные и пр.

), важно понимать в каком контексте данной целевой аудитории будет интересно сознательно или косвенно продвигать продукт (услугу) не отклоняясь от тематики и акцента на продукт (услугу) для расширения сообщества, подогревая интерес краудсорсинговыми (использование коллективного интеллекта) технологиями при выпуске очередной серии или модели.

Компании осваивают «мировую паутину»

Постоянные дозированные порции информации как о своем продукте, так и продуктах конкурентов помогут в этом. Привлечение новых аккаунтов по рекомендациям существующих придает некий элемент доверия и надежности.

Еще одна особенность социальных сетей заключается в том, что для создания таких сообществ не нужно никаких инвестиций. Это открывает новые возможности для представителей малого и среднего бизнеса при поиске каналов сбыта.

Имея прямой контакт с потребителями, бизнес получает возможность трансформироваться по запросам клиентов и более точно определять рыночную конъюнктуру, прогнозируя периоды роста и спада.

Уровень доступности из любой точки мира, где есть Интернет, облачность (без привязки к устройству), простота пользования и величина аудитории дают безграничные возможности для трансформации как по продуктам, так и видам деятельности.

Большинство крупных компаний, в частности Coca-cola, Nike, Pepsi, Apple, уже имеют свои многочисленные сообщества фанатов и, как правило, таких множество.

Эти сообщества являются так называемыми агентами влияния, такими которые в конце 1980-х не позволили огромной компании снять с производства классическую Coca-cola. Базовые тематические посты берутся с популярных ресурсов.

Поиск «по заданным запросам», точнее даже выборка в«Яндексе» не исключает, что в будущем через этот сервис пользователи смогут отправлять сообщения тем людям, которые их интересуют.

В этой связи интересной выглядит директива Еврокомиссии о персональных данных в социальных сетях, так как адресная реклама уже начинает надоедать пользователям, а учитывая то, что люди имеют аккаунты в нескольких социальных сетях, количество адресных рекламных сообщений, приходящих на почту в электронном и бумажном виде, не уступает спаму.

 «Пользователи имеют право знать, кто и как распоряжается их персональными данными, и интернет-компаниям будет необходимо получить однозначное согласие граждан на использование их персональных данных», – заявила комиссар ЕС по юстиции, фундаментальным правам и гражданству Вивиан Рединг.

Ключевое положение законопроекта называется «право на цифровое забвение». Оно было сформулировано после двух лет изучения Сети и поведения пользователей, использующих такие сайты, как Yahoo, Google и . К концу 2013 г. будет принят соответствующий закон.

Reuters сообщает, что документ Еврокомиссии не нашел поддержки у крупнейших технологических и интернет-компаний. Их топ-менеджмент уверен в том, что выполнить поставленные требования практически невозможно и это нанесет серьезный ущерб их бизнесу.

Между тем нарушение установленных правил будет стоить компании до 2 % ее годового оборота.

Выводы

Компьютерный мир, копирующий реальность с достаточной степенью достоверности, также разделен внутри на множество пересекающихся групп и сообществ по интересам и географии, местам рождения и обучения, аналогично рождаются, растут, развиваются и погибают «удаляются». Степень соответствия аккаунта своему биологическому создателю нуждается в дополнительном исследовании, что и будет являться основной задачей маркетологов будущего.

Понимание процессов, способствующих организации таких мощных сегментированных групп из множества более мелких сегментов по принципу от простого к сложному, позволит описать в программном коде поведенческие центробежные силы человеческих масс, сделает маркетинг сферы услуг центральной темой в экономике, а маркетолог как специалист, обладающий знаниями для понимания данных социально-экономических процессов, станет более востребованным.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/4828

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Природа и особенности социальных услуг в постиндустриальномобществе

Сфера услуг в постиндустриальном обществе и тенденции ее развития

OF SERVICES IN POSTINDUSTRIAL SOCIETY AND ITS DEVELOPMENT TRENDS

Киселев Виктор Васильевич,

доктор биологических наук,

профессор, профессор кафедры

экономики и менеджмента НОУ ВПО

«Кисловодский институт экономики и права»

Victor V. Kiselev, Doctor of Biological Sciences,

Professor, Department of Economics and

Management LEU VPO «Kislovodsk

Institute of Economics and Law»

Аннотация: В статье показана роль сферы услуг в постиндустриальном обществе. Анализируются тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве.

Ключевые слова: непроизводственная сфера, международная торговля, инвестиции в сфере услуг, рынки услуг, международная торговля услугами, услуги коммуникаций, услуги кредитно-финансовых учреждений, международный туризм.

Abstract: This paper shows the role of services in postindustrial society. Analyzes trends in the service sector in the global economy.

Key words: non-productive sphere, international trade, investment services, market services, international trade in services, communications services, the services of financial institutions, international tourism.

К вопросу об услугах с позиций экономической науки начали обращаться в своих работах уже в XVII-XIX вв. Ф. Кенэ, А. Смит, К. Маркс, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, Ф. Бастиа.

Начиная с 30-40-х годов прошлого столетия ученые предлагали варианты обоснования сдвига экономического развития в сторону сервисного сектора. Наиболее известные концепции были разработаны А. Дж. Б.

Фишером, К. Кларком, У. Ростоу, Д. Беллом.

В соответствии с теорией секторов, или теорией структурных изменений, авторами которой являются А. Дж. Б. Фишер и К. Кларк, выделяются три сектора общественного производства: первичный, вторичный и третичный.

К первичному относятся отрасли, деятельность которых связана с получением первичных ресурсов, — сельское хозяйство и добывающие отрасли. К вторичному – отрасли обрабатывающей промышленности и строительства.

Третичный сектор охватывает сферу услуг.

Развивая трехсекторальную модель экономики, У. Ростоу выделяет пять этапов экономического роста, определяемых уровнем развития техники, отраслевой структурой хозяйства, долей накопления в национальном доходе, структурой потребления.

Первый этап, названный «традиционным обществом», отличается высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве совокупного продукта, примитивным сельскохозяйственным трудом, низким уровнем развития техники.

На втором этапе – «периоде предпосылок для взлета (подъема)» начинается активное проникновение в производство достижений наук и техники, рост производительности в сельском хозяйстве, развитие торговли. Для третьего этапа, обозначенного как «взлет», характерна промышленная революция.

На следующем этапе – «движение к зрелости» — наблюдается бурное развитие науки и промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда. И, наконец, на пятом этапе, называемом «эрой высокого массового потребления», экономика практически полностью подчинена задачам личного потребления, и на первый план выходит сервисная сфера, а не промышленность [5, с.38].

Основные методологические принципы теории постиндустриального общества содержатся в трудах А. Дж. Б. Фишера, К. Кларка, У. Ростоу. Дальнейшее развитие они получили в работах Д. Белла. В основе его взглядов лежат  три стадии экономического развития общества – доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная.

В доиндустриальном обществе используется рабочая сила в основном в добывающих отраслях и сельском хозяйстве. Индустриальное общество характеризуется массовым производством товаров и преобладанием класса промышленных рабочих. В постиндустриальном обществе доминирующая роль принадлежит высококвалифицированным специалистам.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу, по мнению Д. Белла, проходит несколько этапов. На первом этапе развитие промышленности способствует экспансии транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товара.

Второй этап характеризуется расширением сфер распределения (оптовой и розничной торговли), финансов, операций с недвижимостью и страхованием в условиях массового потребления благ.

На третьем этапе рост национального дохода сопровождается снижением доли расходов на питание, высвобождаемый остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, а затем – предметов роскоши, на отдых и потребление разнообразных услуг.

Пятисекторальная модель Д. Белла исходит из  трехсекторальной,  дополненной  двумя этапами – «четвертичным» и «пятеричным», отражающими этап перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

В соответствии с этой моделью услуги относятся к трем секторам: «третичный» включает транспорт и коммунальное хозяйство, «четвертичный» — торговлю, страхование, операции с недвижимостью, финансовые услуги, а «пятеричный» — здравоохранение, образование, исследовательскую деятельность, государственное управление, отдых [2, с.158].

В ходе научно-технической революции наука превращается  в непосредственную производительную силу, центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 80-х годов уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. В последние десятилетия услуги стали полноправными объектами международной торговли.

Одним из основополагающих актов, регулирующих международную торговлю услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Это соглашение направлено на «сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала.

Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран-участниц всемирной торговой организации по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире [7]. В соответствии с ГАТС, услуга включает любую услугу в любом секторе, за исключением предоставляемых во исполнение государственных полномочий.

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 60-70-е годы ХХ в.

В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП [8]. Однако уровень развития сферы услуг в странах весьма различен.

Различия в этом показателе (доли в ВВП) и темпах его роста за последние 30 лет позволяют разделить все страны на четыре группы.

К первой группе относятся страны с наиболее высокой – свыше 70% — долей в ВВП доходов от сферы услуг. Для них этот показатель в 70-х годах уже был достаточно высок (например, США и Дания), и страны, где за этот период произошел его существенный рост (Бельгия, Франция, Нидерланды, Люксембург, Великобритания).

Страны второй группы приближаются к первой по величине доли доходов от сервисной сферы, которая достигла 65-70%. К данной группе можно отнести Австрию, Финляндию, Италию, Испанию. Примечательно, что в 70-е годы доля доходов от сферы услуг в ВВП этих стран не превышала 55%.

В третьей группе доля доходов от сферы услуг составляет 50-65%. Среди стран этой группы – Норвегия, Коста-Рика, Колумбия, Зимбабве, Марокко, Чили.

К четвертой группе относятся страны с относительно низкой, менее 50%, долей доходов от сферы услуг в ВВП. Это Бурунди, Гана, Ботсвана, Мали и др. Однако практически во всех странах этой группы наблюдается рост рассматриваемого показателя [1, с.23].

К развитию сферы услуг  К. Лавлок,  всемирно признанный авторитет в области теории управления сервисными организациями, относит: политику государства, социальные изменения, тенденции развития бизнеса, развитие информационных технологий, интернационализацию и глобализацию организаций сферы услуг [6, Р. 53].

Анализ современного состояния международной торговли товарами и услугами дает возможность выделить основные тенденции и особенности ее развития:

1. Сохраняется преимущество международной торговли услугами по сравнению с отраслями материального производства в ВВП отдельных стран и всего мирового хозяйства.

2.  Под воздействием процесса глобализации и его основных субъектов — ТНК и ТНБ — происходят дальнейшие изменения в географических направлениях потоков товаров и услуг.

3. На развитие мировой торговли большое влияние оказывают  региональные интеграционные объединения, соединяющие потоки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в единое экономическое пространство.

4.  м международной торговли становится «обслуживание» нужд «глобального производства» в рамках ТНК.

5. Международная торговля товарами и услугами переплетается с международным движением капиталов.

6. Движущей силой расширения мировых потоков товаров, услуг и инвестиций все больше выступают ТНК, которых сегодня насчитывается более 65 тыс. и 850 тыс. их зарубежных филиалов [4, с.558].

По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. Его динамизм определяется содержанием деятельности, критически важным с позиции развития современной экономики, основанной на знании, и национальной конкурентоспособности.

К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений 

Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи),  но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

В последнее десятилетие в здравоохранении отмечается значительное возрастание роли современных биотехнологий.

Более высокий приоритет отдается организации внебольничных служб, обеспечивающих доступность медицинской помощи широким слоям населения.

Проблемы подготовки медицинских кадров приобрели особую значимость в связи с необходимостью повышения качества медицинского обслуживания, особенно на поликлиническом уровне.

В сфере физической культуры и спорта общей мировой тенденцией является рост интереса к высшим  достижениям. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре.

Из основных мировых тенденций развития в данной области следует назвать: постоянный рост числа занимающихся массовыми видами спорта; опережающее развитие массового спорта по отношению к спорту высших достижений; эмансипация спорта; создание условий для занятий физической культурой всей семьей.

Однако ни одна из перечисленных мировых тенденций развития массового спорта не стала характерной для Российской Федерации.

Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека.

На сегодняшний день одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики является международный туризм. В начале  XXI в.

на долю международного туризма приходилось около 8% общего объема мирового экспорта и порядка 30—35% мировой торговли услугами. По прогнозам  Всемирной туристской организации, мировой рынок туризма будет и в дальнейшем набирать обороты. Всего к 2020 г.

количество международных прибытий может увеличиться более чем в 2 раза и составить порядка 1,6 млрд. чел.

Позиции услуг во внешнеторговых потоках растут во всех группах стран — богатых, бедных, со средним уровнем развития. Но доминирующее положение на внешних рынках услуг, как и в их производстве, занимает небольшая группа высокоразвитых стран, причем в торговле услугами  оно выражено сильнее, чем на товарных рынках.

Показатели трансграничной торговли не дают точного представления о масштабах и темпах глобализации услуг, поскольку этот процесс более интенсивно развивается в других формах.

Услуги занимают   значительную долю на мировых рынках капитала, поскольку производители при этом варианте экспансии могут обойти барьеры в трансгранич­ных операциях и использовать к своей выгоде географическую близость  к  потребителям  и  другие  преимущества  непосредственного присутствия на рынках. Международные слияния и поглощения фирм в последние годы концентрируются в сфере услуг.

В начале нового века активизируется такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Отрасли сферы услуг в процессе межстрановой динамики капитала становятся все более предпочтительными.  Стабильно высокими темпами растут потоки туристов и лиц, выезжающих за рубеж с деловыми целями.

Все более популярной становится практика получения за рубежом образования,  медицинской помощи,  и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Иностранная рабочая сила в развитых странах заполняет часть общего спроса на услуги.

Привлекаются иностранные программисты, ученые, преподаватели, медики, а также не­квалифицированные работники.

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали либерализация экономики и научно-технический прогресс, стимулируя их рыночную экспансию.  Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.  Не менее сильным ускорителем интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь информационно-коммуникационные технологии. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках. С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг. Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству. И барьеры в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В будущем можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий  и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким научным содержанием. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающее развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг социальной и гуманитарной  направленности, дальнейшее повышение действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйств, качество жизни населения. Усилится тенденция к интеграции компонентов производства и услуг в единых технологических процессах, хозяйственных комплексах и структурах. Границы между двумя секторами хозяйства будут все более размываться, их разделение становиться условным, а каждая общественная потребность удовлетворяться при самых различных комбинациях вещной продукции и услуг. 

Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.

), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства [3, с.25].

Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции.

В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг. 

Библиографический список

  1. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития// Мировая экономика и Международные Отношения. – 2007. — №5.
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.
  3. Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике//Мировая экономика и Международные Отношения. – 1999. — №2.
  4. Полякова В.В. Мировая экономика и международный бизнес. – М., 2008.
  5. Ростоу У.У. Политика и стадии роста. – М, 1973.
  6. Lovelock C. Services marketing. People, Technology, Strategy. New Jersey, 2001.
  7. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.wto.ru
  8. Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.worldbank.org 

Источник: http://uecs.ru/uecs42-422012/item/1397-2012-06-13-12-40-09

Постиндустриальное общество: признаки и черты информационного общества

Природа и особенности социальных услуг в постиндустриальномобществе

В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.

Постиндустриальное общество — это стадия общественного развития, следующая за индустриальным обществом. Главной движущей силой экономики являются наука и знания.

  • Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Технологии обеспечивают высокую производительность труда: благодаря автоматизации и инновациям в сельском хозяйстве и промышленности не нужно много рабочих рук.
  • Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом. Наука и образование играют ведущую роль.
  • Важнейший фактор интенсивного развития в таком обществе — человеческий капитал, то есть интеллект, знания, способности людей и качество их жизни. Чем выше человеческий капитал, тем производительнее экономика.

Автор теории постиндустриального общества — американский социолог Дэниел Белл, он первым использовал данный термин в 1962 году. Первоначально это слово описывало утопическое будущее, но затем стало использоваться как термин для обозначения современной стадии развития экономики и социума.

Возникновение постиндустриального общества: предпосылки

В странах Запада информационное общество пришло на смену промышленному в результате Научно-технической революции второй половины XX века: автоматизации производства и всеобщей компьютеризации.

  • К появлению нового общества ведет развитие технологий. Автоматизация позволяет наращивать производительности и уменьшать число людей, непосредственно занятых в производстве товаров. Благосостояние общества повышается, исчезает дефицит продуктов, одежды, товаров длительного пользования.
  • Одновременно развитие технологий повышает требования к образованию работников. А квалифицированные работники создают повышенный спрос на услуги. Растет запрос на качественное обслуживание, образование, развлечения, возможности для самовыражения.

Признаки и черты постиндустриального общества

  • Центральную роль в экономике играют знания и информация.
  • В промышленности доминируют наукоемкие отрасли.
  • Свыше половины населения заняты в сфере услуг. Производство услуг становится важнее производства товаров.
  • Растет слой интеллектуальных работников — ученых, технократов, управленцев.
  • Повышается уровень жизни, растет доступность образования и медицины
  • Усложнение социальной структуры: переход от классовой системы к профессиональной дифференциации.
  • Меритократия — социальный статус зависит от способностей и заслуг человека, а не от его происхождения.
  • Возрастает роль женщин в экономике и обществе — работа не требует физических усилий, так что мужчины теряют ведущую роль в производстве.

Социальная структура постиндустриального общества

Постиндустриальное общество становится более демократичным. Положение человека в нем больше определяет не капитал, а его знания, умения, польза, которую он способен приносить обществу — реализуется принцип меритократии.

В постиндустриальном обществе возрастает роль работников умственного труда. Дэниел Белл предлагал делить их на три класса:

  1. Творческая, научная, управленческая элита.

  2. Средний класс — инженеры, научные сотрудники.

  3. Пролетариат умственного труда — техники, ассистенты, лаборанты

Социальная структура постиндустриального общества усложняется. Классовая система становится менее выраженной — на ее место приходит профессиональная дифференциация. Вместо классов капиталистов и наемных работников появляется множество отдельных профессиональных групп.

Если в индустриальную эпоху фабрикант имел большую власть над рабочим, то в современном обществе наемный специалист вступает в партнерские отношения с работодателем. Например, квалифицированный IT-специалист может сам выдвигать массу требований к работодателю, а если они не выполняются — без труда сменить работу.

Помимо горизонтальных статусных структур формируются вертикальный ситусные структуры, писал Белл. Члены профессиональных статусных групп могут входить в состав различных ситусов. Например, ученые/менеджеры/экономисты могут работать на предприятиях, в госаппарате, в университетах, в сфере услуг или в военной области. Это снижает ощущение корпоративной общности в профессиональных группах.

Постиндустриальные страны: примеры

Обычно постиндустриальными странами называют государстве, где на долю сферы услуг приходится более половины Валового внутреннего продукта. Этому критерию соответствуют развитые страны Запада: США и Канада, Германия и другие члены Евросоюза, Великобритания, Австралия, Южная Корея, Япония.

Относится ли Россия к постиндустриальным странам? На этот счет существуют различные мнения. Одни специалисты указывают, что свыше половины населения (более 60% россиян) занято в сфере услуг.

Другие полагают, что эта доля завышена искусственно, а роль знаний и инновационных технологий в России недостаточна, чтобы причислить ее к информационным обществам.

В частности, основу промышленности составляют не наукоемкие отрасли, а добывающая индустрия.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: сравнение

Критерии сравненияТрадиционное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество
Экономическая сфера
  1. Главный фактор производства — земля
  2. Основная сфера — сельское хозяйство
  3. Основной продукт — пища
  4. Производство основано на ручном труде
  5. Господствует натуральное хозяйство
  1. Главный фактор производства — капитал
  2. Основная сфера — промышленность.Основной продукт — промышленные изделия
  3. Производство основано на механическом труде
  1. Главный фактор производства — знания, информация
  2. Основная сфера — сфера услуг. Основной продукт — услуги
  3. Производство основано на автоматизации
Социальная сфераНизкая социальная мобильность.Закрытые социальные структуры — сословияСоциальная мобильность повышается.Подвижные социальные структуры — классыМаксимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация
Политическая сфераОтсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правленияПровозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархииПолитический плюрализм, гражданское общество, демократия консенсуса
Духовная сфераРелигиозные ценности, коллективизмЦенности прогресса, индивидуального успехаЦенности индивидуализма

Страна Z развивается как постиндустриальное общество. Вопросы из ЕГЭ с правильными ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо разбираться в типологии обществ и уметь опознать информационное общество по ряду признаков. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.1) развитие сферы услуг2) рост численности рабочего класса3) отсутствие социальной стратификации4) использование информационных технологий5) новые интеллектуальные технологии

Ответ: 145

Задание 2. В стра­не Z ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром производства. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми нормами.

2) Боль­шин­ство на­се­ле­ния за­ня­то в сфере услуг.3) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хозяйства.4) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоемкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие технологии.5) Про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ной тех­ни­ки в раз­лич­ные об­ла­сти жизни.

6) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие общества.

Ответ: 245

Задание 3. В стра­не Z про­из­вод­ство ори­ен­ти­ро­ва­но не на объем, а на ка­че­ство про­дук­ции и со­от­вет­ствие ее за­про­сам потребителя. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) раз­ви­тие мас­со­во­го стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го производства2) уси­ле­ние роли ма­ло­го и сред­не­го бизнеса3) пре­об­ла­да­ние доли фи­зи­че­ско­го труда над умственным4) рост доли ум­ствен­но­го высококвалифицированного, твор­че­ско­го труда5) ин­ди­вид ори­ен­ти­ро­ван на про­из­вод­ство и потребление6) раз­ви­тие наукоемких, ресурсосберегающих, ин­фор­ма­ци­он­ных технологи

Ответ: 246

Задание 4. В стра­не Z про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий в раз­лич­ные сферы жизни. Какие дру­гие при­зна­ки поз­во­лят сде­лать вывод о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти признаки.1) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие общества.

2) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоемкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие технологии.3) Ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим усло­ви­ем раз­ви­тия производства.4) На­блю­да­ет­ся низ­кий уро­вень со­ци­аль­ной мобильности.5) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хозяйства.

6) По­сте­пен­но скла­ды­ва­ет­ся демократия.

Ответ: 23

Задание 5. Какие из пе­ре­чис­лен­ных си­ту­а­ций сви­де­тель­ству­ют о раз­ви­тии пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Жи­те­ли по­сел­ка об­ра­ти­лись к главе ад­ми­ни­стра­ции с прось­бой ор­га­ни­зо­вать центр от­кры­то­го до­сту­па в Ин­тер­нет.2) В го­ро­де от­крыл­ся тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет.

3) Ра­бо­чие за­во­да вы­сту­пи­ли с тре­бо­ва­ни­ем вве­де­ния вось­ми­ча­со­во­го ра­бо­че­го дня.4) Ра­бот­ни­ца ме­тал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та по­лу­чи­ла от­пуск по уходу за ре­бен­ком.

5) В рес­пуб­ли­ке про­шли вы­бо­ры де­пу­та­тов рес­пуб­ли­кан­ско­го пар­ла­мен­та.

6) В стра­не раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся язык про­грам­ми­ро­ва­ния, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ный для уче­ных.
Ответ: 16

Задание 6. Глава го­су­дар­ства М вы­сту­пил перед пар­ла­мен­том стра­ны. В своем вы­ступ­ле­нии он от­ме­тил, что стра­на всту­пи­ла в пост­ин­ду­стри­аль­ный этап раз­ви­тия об­ще­ства.

Какие из пред­ло­жен­ных суж­де­ний могут быть ис­поль­зо­ва­ны для под­твер­жде­ния его мне­ния? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) В струк­ту­ре эко­но­ми­ки стра­ны глав­ным фак­то­ром про­из­вод­ства яв­ля­ет­ся ин­фор­ма­ция.

2) На про­из­вод­ствен­ных пред­при­я­ти­ях ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся наукоемкие тех­но­ло­гии.3) В го­су­дар­стве за­рож­да­ет­ся мас­со­вая куль­ту­ра.4) Наи­боль­ший вклад в эко­но­ми­ку вно­сят до­бы­ча и пе­ре­ра­бот­ка при­род­ных ис­ко­па­е­мых, т. е. до­бы­ва­ю­щая про­мыш­лен­ность.

5) Более 60 % на­се­ле­ния стра­ны за­ня­ты в сфере услуг.

6) При­о­ри­тет­ное вли­я­ние на об­ще­ствен­ное раз­ви­тие ока­зы­ва­ют такие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, как цер­ковь и армия.
​Ответ: 125

Источник: https://www.anews.com/p/118935916-postindustrialnoe-obshhestvo-priznaki-i-cherty-informacionnogo-obshhestva/

3 типа общества: характеристики и их признаки

Природа и особенности социальных услуг в постиндустриальномобществе

Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.

Типы общества:

  1. Традиционное общество
  2. Индустриальное общество
  3. Постиндустриальное общество

1. Традиционное общество

Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии.
  2. Преобладание сельского хозяйства.
  3. Сословный строй.
  4. Низкая социальная мобильность.
  5. Преобладание ценностей коллективизма.
  6. Влияние церкви на общественную жизнь.
  7. Патриархальная семья.

Признаки

  • Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
  • Очень низкие темпы развития.
  • Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
  • Полное поглощение личности коллективом.
  • Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.

2. Индустриальное общество

Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.

Характерные черты индустриального общества

  1. Преимущественное развитие промышленности.
  2. Серийное машинное производство и автоматизация..
  3. Превращение науки в общественный институт.
  4. Рождение массовой культуры.
  5. Классовый строй.
  6. Предоставление прав и свобод людям.
  7. Формирование гражданского общества.

Признаки

  • Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
  • Базовой структурой общества становится экономика.
  • Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
  • Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
  • Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
  • Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.

3. Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.

Характерные черты постиндустриального общества

  1. Развитие сферы услуг.
  2. Единицей товара становится информация (знания).
  3. Развитие информационных технологий.
  4. Профессиональное деление общества.
  5. Широкое использование компьютерных технологий.
  6. Глобализация экономики.
  7. Осуществление научно-технической революции.
  8. Доминирование семьи партнерского типа.

По степени открытости:

  • Закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
  • Открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

По наличию письменности:

  • Дописьменные
  • Письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

По степени социального расслоения:

  • Простые — догосударственные образования (нет руководителей и подчинённых)
  • Сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/100/

Scicenter1
Добавить комментарий