ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ

�������� � ����� � ��� �������� 2

ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ

������������ ����������� ���������� ������������������������ ��������������� ����������������� ����������������� ����������������� ����������� ����������һ��������� ����������
�� �������������� ������������ ���������������� ����:��������� � ����� � ��� ���������.
������-��-����2011

����������

���.

�������充�������������������������. 3

1. ������� ����������������������������.. 3

2. ��������� ���������������������������.. 4

3. ������� � ��������������������������. 6

3.1. �������������� ��������������������7

3.2. ���������� ��������������������… 8

4. ������� �������� �� ������

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/00500biologia/000_lekcii_biologia_06/152.htm

Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы

ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ

Дляхарактеристики взаимодействия человека и общества с природой применяетсяпонятие «средаобитания»,подкоторой понимаютобластьбытия, непосредственно контактирующуюс человеком. Различают естественнуюи искусственную среду обитания.

Естественная средаобитания включает в себя все то, чтосуществует независимо от человека –литосферу(почву), гидросферу (воду), атмосфера(воздух). Искусственнаясреда связанас различными сферами деятельностичеловека, который сумел создать весьмаразветвленную «вторую природу», т.е.

мир вещей и процессов, которые нигде вестественной среде не встречаются. Это уже «очеловеченная» природа, котораясуществует по социальным законам. Однимиз самых уникальных и важных явленийискусственной среды является техносфера.

Она включаетв себя многочисленные и разнообразныеорудия труда, технику, машины, здания,коммуникации и т.д.

Природный мирпредставляет собой тесное единствоживого и неживого, органического инеорганического. В природном миревыделяют биосферу(отгреч. bios– жизнь и sphaire– шар) – сфера жизни. Подбиосферойпонимают оболочку Земли, занятуюсовокупностью живых организмов спродуктами их жизнедеятельности.

Термин«биосфера» был впервые употребленфранцузским ученым Ж.Б. Ламарком в 1804г. Философский смыл понятие «биосфера»получило благодаря работам советскогоученого В.И. Вернадского.

Он ввел в обиход термин «живое вещество», под которымпонимал всю совокупность организмов,населяющих Землю, а биосферой назвалсреду обитания этих организмов.

В 20-е годы 20 века В.И. Вернадский на огромном фактическомматериале обосновал мысль о закономернойэволюции биосферы в новое качественноесостояние, для характеристики которогофранцузский философ и математик Э. Леруаввел термин «ноосфера».Большой вклад в развитие учения оноосфере был внесен крупным ученым итеологом 20 века П. Тейяр де Шарденом.

Понятие «ноосфера»прежде всего, понимается как сфераразума. Ноосфера– это качественно новое состояниебиосферы, результат деятельностичеловека, плод его знаний и труда.

Ноосфера, названная Вернадскимконцентрацией энергии человеческойкультуры, стала мощной геологическойи даже космической силой, факторомглобальных изменений на Земле.

Онапостепенно превращает окружающийчеловека Мир в объект управляемогоразвития, и открывает новые перспективыдля существования человечества.

  1. Глобальные проблемы человечества и сценарии возможного будущего.

Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего

Передмировым сообщество встал ряд вопросов,прочно вошедших в литературу подназванием глобальности. Отметим признаки,присущие глобальным проблемам человечестваи отмечающие их от прочих проблемпланетарного характера.

1. Глобальностьмасштабов, входящие за рамки одногогосударства или группы стран.

2. Острота проявления.

3. Комплексныйхарактер: все проблемы тесно переплетеныдруг с другом.

4. Общечеловеческаясущность, делающая их понятными иактуальными для всех стран и народов.

5. Возможностьпредопределять в тех или иных аспектахход дальнейшей истории человечества.

6.Возможностьрешить данные проблемы лишь усилиямивсего мирового сообщества, всех страни этносов.

Существуетмножество различных классификацийглобальных проблем, но любая из нихусловна, так как все проблемы находятсяв тесной взаимосвязи, не имеют четкихграниц и переплетаются. Например, врамках общепринятой классификации,разработанной в начале 80-х годов 20столетия, выделяют три основные группы.

К первойотносятся следующие проблемы -предотвращение мировой ядернойкатастрофы, преодоление разрыва вуровнях социально-экономическогоразвития между развитыми и развивающимисястранами, необходимость регулированияроста народонаселения и др.

Ко второй– проблемы,касающиеся отношения человека кокружающей среде (экологическая,энерго-сырьевая, продовольственная,освоение космического пространства идр.).

К третьей– проблемы, фиксирующие внимание наотношения между человеком и обществом(использование достижений научно-техническогопрогресса, ликвидация опасных болезней,улучшение системы здравоохранения,ликвидация неграмотности и др.).

Плюсы и минусысовременной цивилизации служат отправнымпунктом для различных теоретическихвоззрений относительно будущего. Встаетзадача представить варианты будущего,спроектировать его и понять, какойчеловек может жить в этом будущем.

Носледует подчеркнуть, что нам не данознать, каким будет выбор человечества,в какой форме пойдет будущее развитие.

Сценарии дальнейшего изменениясовременной цивилизации, рассматриваемые футурологами, учеными, философами различны, что связано с противоречивостьюпроцесса развития.

По мере усиленияантигуманных проявлений современногообщества все чаще звучат призывы к тому,что его следует коренным образомизменить.

Предлагается вернуться кболее ранним, традиционным формамсоциальной жизни, пересмотреть социальныеотношения. Столь же сильны призывы кспасению природного окружения, к борьбес загрязнениями, экологическиминарушениями.

Эти и подобные им идеивзяты на вооружение многими социальнымиобщественными движениями.

Некоторые же ученые убеждены, что в человеческой историина смену эпохе современности должнаприйти другая, качественно отличнаяэпоха. Еще не ясно, каким будет это новоеобщество, которое вырастет послеразрушения настоящего, но для негопридуманы названия «постмодернистское»,«постцивилизационное». Все эти названияпривлекают людей.

К концу 20 векачеловечество приобрело достаточнотехнических возможностей, чтобыуничтожить себя и все живое на Земле.Нетрудно предположить, что в 21 веке отмногих привычных вещей в сфере техникии технологий, а также в области идеологии,морали, представлений о человеке придетсяотказаться.

Вновь встает проблема«нового человека». Придется не только«возлюбить ближнего», но и «возлюбитьдальнего» гораздо в большей мере, чемв предшествующие эпохи. Чем позжечеловечество возьмет ответственностьза свою историю, тем меньше у него вбудущем окажется возможностей и шансовна выживание.

По прогнозам 21 век можетвойти в историю как начало эпохи ВеликогоОтказа.

  1. Человек как предмет философского анализа, его природа и структура. Образ человека в классической и неклассической философии.

Представление очеловеке прошли 3 этапа развития:

1. С древности идо 19 века существовало в целом уважительноеотношение к человеку. Считалось, чточеловек является творением высшихбожественных сил, причем «венцомтворения». От них же человек получил исвоё отличительное свойство – разум.

2. В 19 веке статусчеловека начинает снижаться. Человекастали считать всего лишь видом животных. Разум у человека появился естественнымпутем в процессе развития нервной системы животных предков.

3. В 20 веке начеловека стали смотреть как на дефективное животное, хуже другихживотных приспособленное к окружающейсреде. Разум компенсирует биологическую слабость человека. Благодаря разумучеловек создает искусственную средуобитания — цивилизацию.

Цивилизацияпостоянно усложняется, выходит из-подконтроля человека, становится всё болеенеуправляемой и опасной. Отсюда вывод: Человек – это ошибка природы, результатеё неудачного эксперимента, обреченный на постоянное вымирание.

Природа человека– это совокупность стойких неизменныхчерт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его отлюбых других существ.

Сущность человека– это его главная черта.

По поводу природыи сущности человека существует 2 точкизрения:

Первой точки зрения придерживаются материалисты. Онисчитают, что человек обладает двуединойприродой – биосоциальной, это означает,что у человека есть социальноесоставляющее, которое представляетсобой социальные программы поведения(знание, умение, ценности, идеалы, нормыи т.п.).

С другой стороны в человеке есть биологическое составляющее, этоозначает, что человек является всё также животным и имеет врожденныебиологические программы поведения –инстинкты.

Возникает вопрос: — Какиеже программы поведения в большей степениопределяют поведение человека, иследовательно, является его сущностью? Сущностью человека являются закладываемыеобществом программы поведения. Сущностьчеловека социальна.

Второй точкизрения на природу человека придерживаются идеалисты. Идеалисты придерживаются триединой модели человека, согласнокоторой он состоит из тела, души и духа.

Тело – это биологическое составляющее.

Душа – этопсихическое составляющее, комплекспрограммного обеспечения тела. Душа –это мир наших мыслей и чувств, возникающихкак реакция на воздействие окружающегомира.

Дух – это сверхъестественное составляющеечеловека, это потребность и способностьвоспринимать высшие ценности, не имеющиепрактически полезного характера, т.е.такие, без которых вполне можно жить,но части людей почему то не живётся. Это религиозные, эстетические, этическиеценности.

Душа обеспечиваетгоризонтальные связи с окружающиммиром, а дух задаёт человеку вертикальныйвектор развития, отвечает за формирование идеалов, развитие и самосовершенствование.Именно дух делает человека человеком,отличает его от других живых существ,поэтому является его сущностью.

Однако дух –это потенциальное свойство человека,которое развивает у себя далеко некаждый. Значит количество людейбездуховно и представляет собой всеголишь супершимпанзе по выражениюнемецкого философа Фридриха Ницше.

  1. Проблема происхождения человека в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

Антропогенез –это длительный процесс происхождениячеловека.

Происхождениечеловека до сих пор остается тайнойдля науки, поэтому можно назвать следующиеконцепции антропогенеза:

  1. Религиозная (креацианистская). Утверждается, что человек является творением бога, наделенным бессмертной душой, обладающий разумом и свободной волей.

  2. Эволюционная теория Ч.Дарвина является признанной научной версией. Согласно ей жизнь зародилась на земле и прошла длинный путь развития от простейших организмов до человека. Непосредственным предком человека была обезьяна.

  3. Трудовая теория Фридриха Энгельса, которая пытается объяснить механизм превращения обезьяны в человека.

Главным факторомэтого превращения считается труд сприменением искусственно созданныхорудий труда. Их создание способствовало становлению прямохождения, росту объемов головного мозга, становлениюречи.

  1. Инопланетарная (уфологическая), согласно которой жизнь зародилась в космосе, эволюционировала, и к появлению человека причастны какие-то высокоразвитые космические цивилизации.

  2. Теория разумного плана взаимоувязывает различные концепции антропогенеза. Она предполагает, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря бог) создала программу развития вселенной и запустила её в действие. Механизм реализации этой программы описывается в частности инопланетарной, эволюционной, трудовой и другими концепциями антропогенеза.

  1. Проблемы жизни и смерти, смысла жизни, ответственности перед собой и миром в духовном опыте человечества.

Смерть – являетсяочень загадочным феноменом. В моментсмерти умирает тело, но остается вопросо душе. Атеисты считают, что душа умираетвместе с телом. Верующие люди считают,что в момент смерти умирает только тело,а душа бессмертна, но то, что с нейпроисходит, в разных культурах объясняетсяпо-разному.

На востоке считается, что душа может множество раз переродиться,получив новое тело, способности условияжизни. В христианстве, исламе и рядедругих религий считается, что бессмертнаядуша проживает одну лишь земную жизнь,а затем по результатам жизни попадаетлибо в рай, либо в ад.

В большинстве культур смерти боятся, стараютсяизбежать, мечтают о продлении жизни идаже о бессмертии.

По-поводу продленияжизни возражения нет. Ученые считают,что человек в среднем должен жить неменее 120 лет. Что же качается идеибессмертия, то у неё есть свои плюсы иминусы. С одной стороны достижениябессмертия избавило бы людей от страхасмерти, страданий из-за потери дорогихим людей, сожаление по поводу ухода изжизни выдающихся личностей.

С другой стороны,человеку того уровня развития, которыйдостигнут в массе бессмертия даватьопасно, т.к. например, власть в рукимогут взять агрессивные личности истать вечными диктаторами.

Против идеи бессмертия можно привести и следующий довод – именно ощущение своей смертности,быстротечности жизни заставляет человека шевелиться, прикладыватьусилия, добиваться поставленные целей,бороться и рисковать, если же жизньстанет бесконечной, незачем станетнапрягаться, исчезнет смысл жизни,незачем станет радоваться или печалиться,т.к. всё повторимо. В обществе воцарятся скука и устой. К тому же человеку тогоуровня развития, который достигнут вмассе, давать бессмертие не имеет смысла,поскольку значительная часть людейпредставляют собой всего лишьсупершимпанзе, живёт животной жизнью,продлевать это бессмысленное существованиенезачем.

Человек сначаладолжен научиться жить по-человечески,а уже потом учиться жить вечно.

Смысл жизни.Большинство людей считает, что смысл жизни заключается в приобретении, накоплении и потребленииматериальных благ.

Однако во все временавеликие учителя человечества –основатели религии (Будда, Христос),мудрецы, философы пытались переориентировать человека с материальных на духовныеценности, под которыми подразумеваютсятакие черты характера, как мужество,мудрость, умеренность, благородство, великодушие и др.

Обладание этимикачествами позволяет человеку гораздоспокойнее относиться к материальнымблагам, быть менее зависимым от них, чтоделает гораздо легче достижение счастья.Формула счастья % счастья = то, что имеешь/то, что хочешь иметь.

Таким образом,смысл жизни человека заключается всаморазвитии и самосовершенствовании,максимальной реализации своих физическихи духовных способностей.

Во-первых, человекусамому жить интереснее.

Во-вторых, онприносит больше пользы окружающим.

В третьих,представляет большую ценность собойв глазах окружающих.

Источник: https://studfile.net/preview/3535933/page:9/

Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации

ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ

Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В естественной среде обитания человека К.

Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства.

Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа».

В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар.

Сегодня это понятие имеет несколько толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (М. М. Камшилов, В. Я. Шипунов, М. И. Будыко, Н. Н. Моисеев, Дж. Андерсон, П. Дювиньо и др.).

Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.

Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадского, который ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества.

Между неживыми и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы.

Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее развитии: так как деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосфера (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. Данный термин встречается и в концепции французского естествоиспытателя П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е.

«мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

Я бы хотела отметить, что впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества.

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А.

Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере.

Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества.

Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений.

Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

Заключение

Я считаю, что философия способна внести немалый вклад в подготовку стимулирования поиска бесконфликтных форм взаимодействия с природой и постепенного смягчения существующих жестких установок по отношению к природе.

Одним из выводов является преодоление существующих экологических трудностей, которое в принципе возможно. Оно вытекает как из анализа истории взаимоотношений человека и природы, так и из возможностей науки, техники, культуры в широком смысле этого слова.

Однако, для этого — и это второй вывод — необходимы существенные изменения в направлениях развития науки и техники (реформирование существующих дисциплин по экологии и др., разработка новых методов и подходов к исследованию взаимоотношений человека и природы и т.п.

), а также производства и управления.

Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.

В результате общего обзора разнообразных позиций и мнений философов, прямо или косвенно затрагивающих аспекты взаимоотношений человека и природы, видно, что дальнейшая разработка стратегии развития отношений, определения места Человека во Вселенной является одной из важнейших задач современности.

Способ существования общества и природы, в идеале, должен быть таким, чтобы негативное воздействие природы на общество и общества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем.

Основным принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы.

И в заключении мне, в качестве вывода, хочется отметить такую мысль: этика ответственности предполагает тщательный философский анализ, сопоставление различных точек зрения, учет необходимых и случайных связей. Интересы человека должны быть защищены всесторонне. Человек существует не сам по себе, а посредством природы. Экогуманизм — это ответственность.

Литература

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988

2. Взаимодействие общества и природы : Сб. статей / Под ред. Е. Т. Фаддеева. — Москва : Наука, 1986

3. Горелов А.А. Социальная экология. — М., 1998

4. Горелов А.А. Человек — гармония — природа. — Москва : Наука, 1990

5. Заикина С.А. Философия: учебное пособие. — М., 2003

6. Кочергин А.Н. Экология и техносфера. — М., 1995

Источник: https://poisk-ru.ru/s50384t2.html

«Биосфера как среда обитания человечества. Структура и функции биосферы. Концепция ноосферы . Концепция устойчивого развития.»

ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ

«Биосфера как среда обитания человечества.

Структура и функции биосферы.

Концепция ноосферы .

Концепция устойчивого развития.»

.

1.  Биосфера как среда обитания человечества ————————————3

2.  Структура и функции биосферы ————————————————-6

3.  Концепция ноосферы —————————————10

4.  Концепция устойчивого развития ————————————————14

Литература ——————————————————————————-18

1. Биосфера как среда обитания человечества.

Биосферой называется та часть земного шара, в пределах которой существует жизнь. Т. е. это совокупность всех живых организмов на Земле.

По мнению , биосфера – это единство живого и неживого. Он рассматривал биосферу как тонкую оболочку Земли, в которой все процессы протекают под прямым воздействием живых организмов. Она располагается на стыке литосферы, гидросферы и атмосферы.

Для биосферы как оболочки земного шара характерно:

Во-первых, это область, в которой имеется в значительных количествах жидкая вода.

Во-вторых, на нее падает мощный поток энергии от Солнца.

В-третьих, в биосфере имеются поверхности раздела между веществами, находящимися в жидком, твердом и газообразном состояниях.

В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и всё человечество, от которого он не может быть отделён, неразрывно связаны с биосферой – с определённоё частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связаны с её материально-энергетической структурой.

Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны – прежде всего питанием и дыханием — с окружающей их материально-энергетической средой. Вне её в природных условиях они существовать не могут. Это касается и человека.

Среда человека выступает сложным образованием, интегрирующим множество различных компонентов, что даёт возможность говорить о большом количестве сред, по отношению к которым среда человека выступает родовым понятием. Разнообразие, множественность разнородных сред, составляющих единую среду человека, определяют в конечном счёте многообразие её влияния на него.

2. Структура и функции биосферы.

Структура и функции биосферы содержатся в пяти постулатах:

1. Первобытная биосфера была представлена разнообразием форм жизни.
2. Организмы проявляются в массовом эффекте.

Первое появление жизни должно произойти не, в форме одного организма а их совокупности, отвечающей геохимической функции жизни. Должны появиться сразу биоценозы.
3.

В общем монолите жизни, как бы ни менялись его состав ные части, их химические функции не могли быть затронуты морфологическими изменениями.

4. Живые организмы своим дыханием, питанием, метаболизмом, непрерывной сменой поколений порождают миграцию химических элементов в природе. Поэтому на всем протяжении прошедших миллионов лет мы видим образование одних и тех же минералов, и во все времена шли одни и те же круговороты химических элементов.

5. Все без исключения функции живого вещества в биосфере могут быть исполнены простейшими одноклеточными организмами.

О каких же геохимических функциях идет речь? Вернадский называет следующие функции биосферы: газовую, кислородную, окислительную, восстановительную, кальциевую, функцию разрушения органических соединений, функцию восстановительного разложения, метаболизма и дыхания. Эти функции играют определяющую роль в становлении оболочек Земли — атмосферы, гидросферы, литосферы и живое вещество.

Таким образом, способность биосферы выполнять геологические и экологические функции обеспечивалась глобальным круговоротом элементов и метаболическими связями между различными компонентами биосферы.

Остановимся более подробно на структуре биосферы.

Атмосфера. Газовая, воздушная, которая оболочка состоит азот (78,08%), кислород (20,95%), аргон (0,93%), углекислый газ (0,03%),

3. Концепция ноосферы .

Глобальный характер взаимоотношений человека со средой его обитания привёл к проявлению понятия ноосферы, введённого Ле-Руа, а затем к концепции ноосферы, развитой Тейяром де Шарденом, и продолженной русским учёным .

Ноосфера (от греч. noos – разум) – сфера разума, или «мыслящая оболочка». Согласно этому учению, человеческий разум, деятельность и научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.

Ноосфера, по Тейяру де Шардену, — это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольётся с природой в идеальной точке Омега, подобно тому, как раньше образовывались такие ценности, как молекулы, клетки и организмы.

Свою интерпретацию концепции ноосферы дал на основе учения о биосфере .

Как живое вещество преображает косную материю, являющуюся основой её развития, так человек неизбежно обладает обратным влиянием на природу, породившую его.

Как живое вещество и косная материя, объединённые цепью прямых и обратных связей, образуют единую систему – биосферу, так человечество и природная среда образуют единую систему – ноосферу.

Развивая данную концепцию, Вернадский рассмотрел то, как на основе единства предшествующей стадии взаимодействия живой и косной материи на следующей стадии взаимодействия природы и человека может быть достигнута гармония. Ноосфера, по Вернадскому, это такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила.

В концепции ноосферы сложно переплелись материалистические и религиозно-философские взгляды на роль и предназначение человечества,

4. Концепция устойчивого развития.

Споры вокруг возможностей и ограничения роста привели к созданию концепции, которая претендует в настоящее время на то, чтобы быть основной во взаимоотношениях человека и природы – концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие определяется как такое экономическое развитие, которое не приводит к деградации природной среды.

Данная концепция предполагает, что определённые параметры должны сохранять постоянные должны сохранять постоянное значение, а именно:

1)  физические константы;

2)  генофонд;

3)  участки всех главных экосистем в их первозданном виде;

4)  здоровье населения.

Т. о., охрана природной среды как и здравоохранение, входит составной частью в данную концепцию.

Цель охраны природы, двояка:

Первое – обеспечить сохранность таких качеств окружающей среды, которые не должны меняться;

Второе – обеспечить непрерывный урожай полезных растений, животных, а также необходимые человеку ресурсы путём сбалансирования цикла изъятия и возобновления.

Изъятие максимального количества приводит не только к исчерпыванию ресурса, но и к ухудшению качества продукции. Вырубка леса, при которой достигается максимальный объём получаемой древесины, вызывает уменьшение величины деревьев и ухудшение качества древесины.

Ориентация на ИМЕТЬ противостоит ориентации БЫТЬ, имея в виду, что она ухудшает качество и человека, и природной среды. Нельзя одновременно добиться и максимального количества и наилучшего качества. Ограничения на пользование землёй, водой и другими ресурсами –

Литература.

1.  Горелов : Учебное пособие. – М.: Центр, 2002.

2.  Маркович экология. – М., 1991.

3.  , Ситаров экология: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002.

4.  Философия: Курс лекций: Учеб. пособие / Под ред. . – М.: Владос, 2003.

Источник: https://pandia.ru/text/80/392/516.php

Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития

ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ

Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание.

В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео – и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо – антропо – техносферой). В естественной среде обитания человека К.

Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергия ветра, пара и т. д.).

Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства.

Поскольку материальное производство является основной формой отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность — сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека, или «вторая природа», неорганическое тело цивилизации» (К. Маркс).

В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и тому подобным, общественные отношения. В XX в.

под влиянием генетики формируется представление об организмах как запрограммированных системах, поддающихся перепрограммированию при соответствующих научных и технических методиках.

К настоящему времени искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже известно, что масса всех искусственно созданных предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность обострила характер социоприродного взаимодействия, и оно приобрело глобальное измерение.

Совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию. В этой связи, начиная с конференции ООН в Рио-де- Жанейро в 1992 г. по охране окружающей среды, осуществляется поиск новой модели устойчивого развития.

«Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь» приоритетным объявляет принцип «активной профилактики», обеспечивающей сохранение и регенерацию природно-ресурсного потенциала Планеты, а не постоянно практикуемый – «реагирования и исправления». Планируется создать условия для формирования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг, повысить уровень экологического образования и воспитания населения и т. п.

Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 году французским ученым Ж. Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э.Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернадского, который ввел термин «живое вещество», охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует « пленка жизни» с максимальной концентрацией живого вещества.

Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом.

В этом процессе и связанном с ним движении энергии проявляется планетарное космической значение живого вещества, которое связано с тем, что биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникает космическая энергия.

Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее, однако, по весу и объему оно занимает ее небольшую часть. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы.

Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основе трудовой деятельности.

Получается , что в начале человек осуществил биосферную «технологию» (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой. Человек тем самым выделил себя из природы и, как отмечал В. Вернадский, начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство). Поэтому появление человека и его деятельности по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосферы (греч. noos –разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадского о биосфере Земли, учение о которой он разрабатывал еще в 1914-1916 гг.

Данный термин встречается и в концепции «христианского эволюционизма» французского естествоиспытателя и философа П. Тейяра де Шардена.

Усложняющееся развитие, по его мнению, начинается с эволюции физической материи космоса («преджизнь»), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы и субъекта общества («сверхжизнь»),

У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает его моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В. Вернадского, которую можно представить рядом базовых посылок:

1. деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела;

2. для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов Планеты. В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией Планеты и прежде всего биосферы.

Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, — экологический императив. В такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, т. е. их совместное и согласованное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968г. Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества.

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно измениться и само с учетом объективных требований природы.

Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия.

Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью.

В работе «Культура и этика» он писал о том, что катастрофа культуры – это следствие катастрофы мировоззрения, поэтому главное здесь – нравственное усовершенствование как индивидуума, так и общества. В этой связи сегодня, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах жизни на Земле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_79378_priroda-kak-sreda-obitaniya-cheloveka-biosfera-i-zakonomernosti-ee-razvitiya.html

Биосфера и закономерности её существования

ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ

Искусственная среда обитания

Природа как среда обитания. Естественная и

Рассматривая природукак среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную.

Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание.

В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.).

Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства.

Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа», «неорганическое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

Термин«биосфера»впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И.

Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Сегодня это понятие имеет несколько возможных толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (М. М. Камшилов, В. Я. Шипунов, М. И. Будыко, Н. Н. Моисеев, Дж. Андерсон, П. Дювиньо и др.).

Биосферурассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.

Исследования биосферы свидетельствуют о ее природной динамике: 1) морфологические изменения усложняют ее структурную организацию; 2) увеличивается видовое разнообразие живых существ; 3) при сохранении прогрессивной направленности ее развития нарастает устойчивость биосферы; 4) наблюдается общая миниатюризация форм жизни.

Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадского, который ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества.

Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы.

Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основе трудовой деятельности.

Вначале человек осуществил биосферную «технологию» (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой – он начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство).

Поэтому деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосфера (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадского о биосфере Земли.

Данный термин встречается и в концепции «христианского эволюционизма» французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е.

«мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера– это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

Источник: https://studopedia.su/12_87099_biosfera-i-zakonomernosti-ee-sushchestvovaniya.html

Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии

ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ

Природа – одно из центральных понятий философской мысли и культуры и обладает широким спектром значений. В предельно широком смысле, природа – есть совокупность всего сущего с бесконечным проявлением его свойств, включая людей с их мыслями об окружающем мире.

Такое понятие природы тождественно понятию Вселенная, материя, бытие. В более узком смысле, природа — среда обитания человека, т.е.

данное понятие выражает не только естественные, но и искусственные условия существования человека, с этой точки зрения человек осуществляет свои потребности посредством труда.

Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подразделяют наестественную и искусственную. Под естественной средой обитания понимают природу (гео- и биосферу), а под искусственной – различные сферы деятельности человека и социальной организации его жизни (социо-, антропо-, техносфера).

Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Т.к.

материальное производство – основная форма отношений между человеком и природой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создаётся искусственная среда обитания человека или «вторая природа» — это всё то, что так или иначе произведено человеком.К настоящему времени искусственно созданная ч-ком техносфера стала сопоставима с биосферой земли: техномасса значительно превосходит естественную биомассу.

Термин биосфера впервые был употреблён фр. учёным Ламарком в 1804 г. для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Философский смысл понятие биосфера получило у Вернадского (1926 г., труд «Биосфера»), который ввёл термин «живое вещество», охватывающий совокупность населяющих землю организмов, а биосферой назвал всю ту среду, в которой оно находится.

В биосфере существует «плёнка жизни» с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создаёт и изменяет её, однако по весу и объёму занимает её небольшую часть.

Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Вернадский создал биогеохимическую концепцию биосферы – связь биологии и химии; всё отмирает до хим. элементов, потребляемых микроорганизмами-декструкторами. Появление человеч.

жизни в биосфере привносит изменения в её динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основании трудовой деятельности.

Полагается, что вначале человек осуществил биосферную «технологию» (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой. Поэтому появление человека и его деятельности по изменению природы рассм-ся как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием науч.

мысли и коллективного труда биосфера должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой. Т.О. биосфера прошла несколько этапов эволюции: возникн-ие биологич-го круговорота; усложнение циклической струк-ры жизни в результате появления многоклеточных организмов; возникн-ие челов-го общества; увелич-ие влияния чел-ка на биос-ру, появлен. техносферы; переход к ноосфере.

Понятие ноосфера впервые использовал фр. математик Леруа в 1927, но по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли.

Данный термин встречается и в концепцияи «христианского эволюционизма» фр. естествоиспытателя и философа Тейяра де Шардена. Ноосфера у него обозначала часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, т.е.

«мыслящий пласт», развивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У Вернадского ноосфера – это качественно новый этап этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией Вернадского, которую можно представить рядом базовых предпосылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы

11. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов

Движение – важнейший атрибут материи. Движение – изменение вообще, всякое. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения.

Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения.

Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – устойчивость движения по отношению к определённой системе координат, т.е. покой относителен, в отличие от движения.

Непрерывность движения – универсальное движение Вселенной, которое никогда не прекращалось.

Прерывность движения – выражение того факта, что движение складывается из отдельных, приходящих процессов, которые имеют как начало, так и конец. Абсолютность движения выражается в его непрерывности.

Относительность движения усматривается в том, что в движении существует понятие покоя и прерывистость.

Для движения существует ряд принципов: сохранение и изменение движения; устойчивость и изменчивость движения.

В окружающей действительности можно выделить
5 основных форм движения материи (Энгельс), которые соответствуют уровням организации материи:

1. механическая форма (перемещение макротел в пространстве); 2. физическая (тепловые процессы, магнитные взаимодействия); 3.

химическая (взаимодействия между атомами); 4. биологическая (органическая жизнь, обмен веществ, процесс функционирования живой клетки); 5.

социальная или общественная (любые общественные процессы).

В природе не существует чистых форм движения материи. Существуют сложные процессы взаимодействий и взаимопереходов. Движение с точки зрения философии – развитие общества, социума; с т.зрения науки рассматриваются другие формы движения (биолог., хим., физ., механич.).

Все формы движения основаны на противоречии: физическое – «+»и «–» заряженные частицы; химическое – синтез и распад; биолог. – наследственность и изменчивость; механич.

– притяжение и отталкивание; социальное – противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

Выделяют 2 типа движения: 1) движение с сохранением качества предмета – происходят количественные изменения; в предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождествен самому себе во времени. Известно изречение Гераклита: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды.

2) изменение качественного состояние предмета, переход от одного качества к другому. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие.

Свойства развития:

· всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи)

· необратимость (развитие связано с появлением в системе новых элементов или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние)

· направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви развития: прогресс, регресс, одноплоскостное развитие. Прогрессивное развитие – усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития.

Одноплоскостное развитие связано с сохранением существующей организации без существенного ее изменения. Регресс – обратное движение, понижение сложившегося уровня организации, возврат к ранее существующим уровням, утрата способности выполнять определенные функции).

Развитие можно представить как спираль с бесконечным рядом витков.

Понятие диалектикивозникло в древности и первоначально связывалось с искусством ведения диалога. Сократ (ввёл понятие диалектики) и Платон предложили двухступенчатый диалектический метод: негативная диалектика (индукция) подвести человека к тому, что он ничего не знает (Сократ).и позитивная диалектика – дедукция от частного к общему.

Диалектика – философское учение о развивающемся бытии и методах его познания. Исторические формы диалектики:

1.античная диалектика Д (стихийная Д.

) – диалектические взгляды являлись результатом преимущественно обычного наблюдения за повседневными процессами в мире и существовали в форме отдельных эмпирических догадог и положений, не связанных в единую систему знаний.

Всё течёт, всё изменяется (Гераклит); Фалес – вода (и единая сущность и может находится в дифференциальных состояниях); Демокрит – диалектическое противоречие единого из многого (атомы);

2. идеалистическая Д – нем. классич. ф-фия. Под развитием у Гегеля понимается самодвижение и самопознание абсолютной идеи, что обеспечивает тождество бытия и мышления. Движение представляет собой самопознание.

Абсолютная идея – своеобразный логический принцип рационального объяснения бытия. Отсюда вытекает, что все действительное разумно, все разумное действительно, т.е. признается принцип панлогизма (объединение онтологии и гносеологии). Согласно панлогизму, все соотв-т разуму, все явл. логикой. Д.

по Гегелю – учение о развитии, принцип творческого мышления, метод постижения истины. Например, есть субстанция – идея, она где-то проявлятся – в природе; одним из компонентов природы является человек, но у него есть сознание. Сознание – это только частичка Логоса (абсолютного разума).

Человек будучи природой способен познавать её и себя в этой природе. В основе познания и логики лежит треугольный цикл: тезис(субъективный дух), антитезис, синтез(объективный дух). Благодаря отрицанию тезис становится антитезисом, а в результате двойного отрицания происходит их синтез.

Через отрицание мышление пытается понять процессы внутри бытия, поэтому движение мышления явл. онтологичным.

3материалистическая Д(Маркс, Энгельс). Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе. Данные принципы проявляются в объективной и субъективной Д. Объективная – движение и развитие в самом материал.

мире как едином взаимосвязанном целом; не зависит от человека. Субъективная – движение и развитие мыслей, понятий, к-е отражают в сознании объективную Д. Предмет Д. как науки – всеобщие, объективные принципы и законы развития материал.мира. Д.

рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Движение совершается по спирали. Источник развития – во внутренних противоречиях самих предметов. Появл. понятие практики, в начале нужно познать. Для него первична действит-ть, пока она не изменяется, не изменяется сознание.

Гегель не применял диалектику к развитию общества, чел-ва. Именно диалектика марксизма включает социальную диалектику.

4. Экзистенциональная, 5 Негативная (франкфуртская школа), 6. Теологическая(идеалистическая неотомизм)

Основные принципы диалектики:1. принцип всеобщности связи и развития – чтобы понять предмет философии, надо изучить все его стороны и связи; 2. принцип системности; 3. принцип причинности; 4. принцип историзма; 5. принцип всесторонности 6. принцип развития — Д. рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении.

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий: сущность и явления; причина и следствие; возможность и действительность; форма и содержание;часть и целое;необходимость и случайность.

Законы диалектики



Источник: https://infopedia.su/18xc18b.html

Scicenter1
Добавить комментарий