Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

Бесконечно ли пространство и время во Вселенной

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

Впервые в исторически обозримом периоде о бесконечности пространства и времени заговорил римский поэт Тит Лукреций Кар. В поэме «О природе вещей» он высказал мысль, что пространство и время существуют вечно. Смерть человека – переход одной формы жизни в другую.

С приходом христианства идеи античных философов подверглись гонению. Церковь учила, что мир создан Господом 6 тысяч лет назад в полном соответствии с книгой «Бытие», которую следовало понимать буквально.

Брешь в этом мировоззрении пробил итальянский монах Джордано Бруно. Он, принимая тезис о бесконечности и вечности Бога, распространил эти
понятия и на его творения.

Бруно пытался популяризировать свои идеи, выступал перед ученым сообществом в Англии, но не был понят и осмеян. Неосторожно вернувшись на родину, в Италию, попал в руки инквизиции и в итоге был сожжен на костре как злостный еретик.

В начале XVII века люди не подозревали о существовании Космоса.

Буквально через 10 лет Галилео Галилей, наблюдая в первый телескоп околоземное пространство, понял, как был прав Джордано Бруно. У него
самого не хватило мужества бороться с инквизицией. Человечество помнит его знаменитую фразу «А все-таки она вертится», которую ученый якобы произнес, поднимаясь с колен после отречения от своих идей.

Исаак Ньютон

В опубликованной в 1687 г. работе «Математические начала натуральной философии» ученый заявил, что весь видимый и невидимый мир – это
пространство, в котором существует материя.

Ее развитие протекает во времени. Понятия неразделимы: время необратимо, пространство бесконечно.

Математическое время – это субстанция «сама по себе», а относительное – единицы измерения, которыми человек пользуются в быту.

Исаак Ньютон

Открыв закон всемирного тяготения, И. Ньютон предположил, и оказался прав, что земное притяжение можно преодолеть, если на старте летательный аппарат разовьет подходящую скорость. В эпоху освоения космоса ее назвали «первой космической»

Скорость света, Эйнштейн

Скорость, с которой движутся все электромагнитные поля, в частности, фотоны, постоянна в любых условиях и составляет неполных 300 тыс. км/сек. Изменяются пространство и время, если нужно обеспечить эту константу. В этом утверждении – краткая суть Теории относительности.

Альберт Эйнштейн

Что это означает с точки зрения космоса

Центр Вселенной там, где в данный момент находится наблюдатель. Размер ВИДИМОЙ Вселенной – расстояние, которое прошел свет за время 13, 8 млрд. лет. С остальных окраин космоса он просто не успел дойти.

Пространство с точки зрения земного жителя структурируется так:

  • Солнечная система;
  • галактика Млечный Путь;
  • локальная группа галактик Млечный Путь +Андромеда;
  • мультивселенная, или Вселенная вселенных, куда входят, помимо земной, другие локальные группы;
  • ненаблюдаемая Вселенная за пределами 13,8 млрд. световых лет.

Структура времени и его законы взаимодействия с пространством до сих пор не определены. Первые шаги по изучению природы времени сделаны российскими учеными Вернадским и Козыревым.

Изменяемость пространства и времени дает широкие возможности для космических полетов в отдаленные районы космоса. Главное – научиться
управлять этими свойствами.

Большой Взрыв и расширяющаяся Вселенная

Наша Галактика зародилась в момент взрыва некоей сингулярной точки 13,8 млрд. лет назад. Из первоначальной массы космической пыли и газов образовались звезды.

Солнце – это «второе поколение», оно возникло после гибели первых звезд из их останков. Событие произошло около 4 млрд. лет назад. В настоящее время наша Вселенная расширяется и охлаждается.

Теоретически, на Земле в очень отдаленном времени возможно положение, когда не будет видно звездного неба.

Темная материя

Астрофизики считают, что в Космосе существует особый вид материи, которую невозможно наблюдать, поскольку от нее не идет электромагнитных излучений. Гипотеза высказана из-за наличия косвенных признаков. Экспериментальное доказательство существования темной материи расширит знания человечества о строении и происхождении Вселенной.

Квантовая теория

Это раздел физики, который описывает законы взаимодействия элементарных частиц. Другое название – Стандартная модель.

Для окончательного подтверждения теории нужно было обнаружить элементарную частицу под названием бозон Хиггса. Считается, что он найден в 2012 году благодаря экспериментам на Большом адронном коллайдере.

Изучение элементарных частиц помогает понять процессы, происходящие и происходившие во Вселенной.

Источник

Читайте так же на нашем канале и сайте:

ЧТО ТАКОЕ ЗВЕЗДЫ В КОСМОСЕ, КЛАССИФИКАЦИИ ЗВЕЗД И САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbb2edb82637e00b3da6c12/5e01eadd06cc4600b0e7b111

GreatPhilosophy

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

Пространство и время бесконечны, они не имеют ни начала, ни конца. Но бесконечность пространства складывается из вполне ограниченных, конечных протяженностей.

Бесконечность времени тоже складывается из конечных длительностей, в течение которых существуют конкретные явления и процессы. Очевидно, что проблема единства конечности и бесконечности пространства–времени гораздо более сложна, чем было показано выше.

https://bestmoscow-2ndfls.ru мы предлагаем купить справку о доходах для визы. Понятия «конечность» и «бесконечность» скорее всего, относительны. Если Вселенная изотропна, то в ней есть одна физически преимущественная система координат.

Но если Вселенная анизотропна, то систем координат может быть множество, и тогда в одной движущейся системе координат Вселенная окажется конечной, а в другой – бесконечной.

Наши наглядные представления о бесконечности имеют мало общего с ее природной сущностью. За пределами нашей Вселенной, несомненно, существуют другие неизвестные нам миры с особыми свойствами, а это и есть в принципе философское понимание бесконечности материального мира, которое подтверждается с каждым новым открытием в области естественных наук.

Итак, объективность, вечность, бесконечность – характерные признаки и пространства, и времени. Но, будучи двумя различными формами бытия, они обладают специфическими особенностями, одной из которых является их размерность.

Специфическим свойством пространства является его трехмерность. Любой процесс или объект окружающего нас мира существует в пространстве с тремя измерениями, что означает реальную возможность определить положение тела относительно других явлений и объектов, как минимум, тремя координатами.

Для определения временных характеристик достаточно одной координаты, ибо время всегда движется в одном направлении – от прошлого к настоящему и будущему, оно необратимо, одномерно.

Поскольку пространство и время органично взаимосвязаны, то сформировалось представление о четырехмерном мире, четырехмерном пространственно-временном континууме (лат. – непрерывная совокупность).

В связи с новейшими открытиями в микро- и мегамирах вновь возникла проблема многомерности пространства. Эта проблема активно обсуждалась в науке XIX века в связи с введением в математические расчеты геометрических образов «n»-мерного пространства.

Современные гипотезы, пытающиеся объяснить процесс рождения Вселенной, причину «первородного взрыва», связаны с концепцией суперполя, которая все известные нам силы природы, свойства вещества и полей рассматривает как частичные случаи, проявления единого суперполя.

Эта концепция делает только первые шаги, и одним из выводов ее является положение о том, что на малых расстояниях к привычным нам четырем измерениям добавляется 6 или 7 новых. Пространство–время становится 10 и 11 мерным.

Смысл дополнительных измерений пока не ясен, но известно, что по каждому из дополнительных «направлений» мир очень искривлен, похож на крохотное замкнутое кольцо, если представить математический образ наглядно, т.е. эти направления замыкаются в микромире, поэтому наблюдать их невозможно.

Пока гипотеза суперполя только создается, физический смысл многих понятий не известен. Вполне возможно, что развитие порождает наряду с нашей Метагалактикой другие миры, в которых отсутствуют условия для возникновения известных нам видов материи.

Но возможно, что дальнейшее развитие науки найдет объяснение вновь открытым измерениям, создав более совершенную теорию. Во всяком случае, ничего мистического в необычных и недоступных нынешним представлениям явлениях нет. И открытие новых явлений лишний раз доказывает неисчерпаемость, бесконечность мира во времени и пространстве.

Пространство и время представляют собой формы материального бытия, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. м этих форм являются определенные виды движущихся материальных систем, и именно особенности и характер развития материального образования определяют основные свойства пространства и времени.

Современная наука выявила качественную специфику пространства-времени в неживой, живой и социально организованной материи, а также существенные отличия в неживой природе свойств пространства и времени в микро-, макро- и мегамирах.

Огромный вклад в разработку научных представлений о пространстве и времени, об их связи с движущейся материей внес великий русский математик Н.И.Лобачевский, один из создателей неевклидовых геометрий. Разрабатывая проблемы геометрии, он пришел к выводу о том, что свойства пространства-времени не являются неизменными, а зависят от свойств движущейся материи.

Такого же мнения придерживались Б.Риман, Г.Минковский, А.Энштейн. Специальная теория относительности выявила новый, более глубокий характер связи пространства-времени с материей, выразила эти связи математически, установила изменения скорости течения времени и пространственных размеров тел в зависимости от скорости движения самой материальной системы.

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем …

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват …

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче …

Источник: http://www.greatphilosophy.ru/philgs-554-2.html

§ 4. Концепция пространства – времени. Проблема бесконечности и безграничности мира во времени и пространстве

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

К атрибутивнымсвойствам бытия, представления о которыхначали складываться в глубокой древности,относятся пространство и время.Прежде чем определить, что такое времяи что понимается под пространством,необходимо ответить на вопрос: существуютли они «сами по себе», порождены лимировым разумом или же это особенностьтолько человеческого мироощущения.

Объективныйидеализм, рассматривающий материальныймир как творение духовного начала,инобытие абсолютной идеи, и пространство–времясвязывает с божественным промыслом. Сточки зрения субъективного идеализма,пространство и время вносятся вматериальный мир самим человеком.И.

Кант, например, утверждал, чтопространство и время есть «чистые»формы чувственного созерцания, они несуществуют объективно, а представляютсобой априорные, врожденные формычувственного наглядного представления.Э.Мах считал, что пространство и времяесть упорядоченные системы рядовощущений.

По Маху, не человек существуетв пространстве и во времени, а пространствои время существуют в человеке и порождаютсяим.

Материализмвсегда связывал пространство и времяс существованием материальных систем.Но в понимании характера этой связиисторически сложились два подхода:субстанциональный и реляционный.

Всубстанциональнойконцепциипространство и время рассматривалиськак особые сущности, способные существоватьи независимо от материальных объектов,например, учение древних атомистов одвижении атомов впустотеиливведение Ньютоном понятий об «абсолютномвремени» и «абсолютном пространстве».Ньютон признавал объективность иматериального мира и объективностьвремени и пространства. Но пространство,например, он представлял как пустоевместилище для тел — по образномусравнению немецкого математика Вейля,«наемную квартиру», которая может бытьзанята какими-либо жильцами, а если ихнет, существует совершенно пустой.

Это былметафизический взгляд на пространствои время, основой которого явиласьмеханика Ньютона и геометрия Евклида,и господствовал он в науке вплоть досоздания теории относительности, котораядоказывала неразрывность пространства–временис движущейся материей.

Основы реляционнойконцепции пространства–времени былизаложены Лейбницем. Он связывалпространство и время с особыми отношениямимежду объектами и процессами, и хотясуществование самих объектов он объяснялс идеалистических позиций, пространствои время, по учению Лейбница, вне объектови процессов не существуют.

Диалектическийматериализм относит время и пространствок числу всеобщих атрибутивных формбытия материи, вне которых невозможноее существование. Пространство и времянаходятся в единстве с движущейсяматерией.

Они не могут существоватьотдельно от материи и движения, так жекак материя и движение не могутсуществовать вне пространства и времени.

Пространство и время – две неразрывносвязанные, но различные формы существованияединой материи.

Времяхарактеризует последовательность сменыобъектов и процессов, длительность ихбытия и характер развития.Пространствокак форма бытия выражает сосуществованиеявлений и объектов, их протяженность,их отдаленность и расположениеотносительно друг друга.

Из приведенныхопределений ясно, что пространство ивремя объективны.Это одно изважнейших их свойств. Такими же общимидля них свойствами являютсявечность,несотворимостьинеуничтожимость,а такжебесконечностьибезграничность.

В специальныхфилософских исследованиях понятиебесконечности и безграничности разводятсяи им придается особый смысл.

В такихисследованиях существует определенныйрезон, они имеют большое значение дляболее глубокого исследования представленийо пространстве и времени.

В рамкахучебного пособия условимся, с определеннойстепенью приближения, использовать этипонятия как однопорядковые: бесконечноевремя и безграничное пространство.

Идеализм во всевремена выступал против бесконечноговремени и пространства. Идея конечностимира во времени и пространстве всегдавдохновлялась религией и, по существу,господствовала на протяжении тысячелетий.

Современный идеализм, как обычно,спекулирует на новейших достиженияхнауки, использует временные трудностинаучного познания для обоснования своихпозиций. После открытия в 20-х годах ХХвека явления «красного смещения» вновьвозродились идеи конечности мира впространстве и во времени.

Одним изобъяснений наблюдаемого явления былапредложена концепция расширяющейсяВселенной в наблюдаемой ее части, а этаконцепция была развита до религиознойдогмы о конечности мира и его творении.

Данные современнойкосмологии доказывают бесконечностьи безграничность времени и пространства.Астрономы обнаружили не толькоразбегающиеся, но и сближающиеся другс другом галактики. Это позволяет считатьнаиболее вероятной картину «пульсирующейВселенной» как результат действия двухпротивоположных тенденций: удаления исближения, притяжения и отталкивания,присущих природе самого бытия.

Пространствои время бесконечны, они не имеют ниначала, ни конца. Но бесконечностьпространства складывается из вполнеограниченных, конечных протяженностей.Бесконечность времени тоже складываетсяиз конечных длительностей, в течениекоторых существуют конкретные явленияи процессы.

Очевидно, что проблемаединства конечности и бесконечностипространства–времени гораздо болеесложна, чем было показано выше. Понятия«конечность» и «бесконечность» скореевсего относительны. Если Вселеннаяизотропна, то в ней есть одна физическипреимущественная система координат.

Но если Вселенная анизотропна, то системкоординат может быть множество, и тогдав одной движущейся системе координатВселенная окажется конечной, а в другой– бесконечной.

Наши наглядныепредставления о бесконечности имеютмало общего с ее природной сущностью.За пределами нашей Вселенной, несомненно,существуют другие неизвестные нам мирыс особыми свойствами, а это и есть впринципе философское пониманиебесконечности материального мира,которое подтверждается с каждым новымоткрытием в области естественных наук.

Итак, объективность,вечность, бесконечность – характерныепризнаки и пространства, и времени. Но,будучи двумя различными формами бытия,они обладают специфическими особенностями,одной из которых является их размерность.

Специфическимсвойством пространства является еготрехмерность. Любой процесс или объектокружающего нас мира существует впространстве с тремя измерениями, чтоозначает реальную возможность определитьположение тела относительно другихявлений и объектов, как минимум, тремякоординатами.

Для определениявременных характеристик достаточноодной координаты, ибо время всегдадвижется в одном направлении – отпрошлого к настоящему и будущему, ононеобратимо, одномерно.

Посколькупространство и время органичновзаимосвязаны, то сформировалосьпредставление о четырехмерном мире,четырехмерном пространственно-временномконтинууме (лат. – непрерывнаясовокупность).

В связи сновейшими открытиями в микро- и мегамирахвновь возникла проблема многомерностипространства.Эта проблема активнообсуждалась в наукеXIXвека в связи с введением в математическиерасчеты геометрических образов»n»-мерного пространства.

Современные гипотезы, пытающиесяобъяснить процесс рождения Вселенной,причину «первородного взрыва», связаныс концепцией суперполя, которая всеизвестные нам силы природы, свойствавещества и полей рассматривает какчастичные случаи, проявления единогосуперполя.

Эта концепция делает толькопервые шаги, и одним из выводов ееявляется положение о том, что на малыхрасстояниях к привычным нам четыремизмерениям добавляется 6 или 7 новых.Пространство–время становится 10 и 11мерным.

Смысл дополнительных измеренийпока не ясен, но известно, что по каждомуиз дополнительных «направлений» мирочень искривлен, похож на крохотноезамкнутое кольцо, если представитьматематический образ наглядно, т.е. этинаправления замыкаются в микромире,поэтому наблюдать их невозможно. Покагипотеза суперполя только создается,физический смысл многих понятий неизвестен.

Вполне возможно, что развитиепорождает наряду с нашей Метагалактикойдругие миры, в которых отсутствуютусловия для возникновения известныхнам видов материи. Но возможно, чтодальнейшее развитие науки найдетобъяснение вновь открытым измерениям,создав более совершенную теорию. Вовсяком случае, ничего мистического внеобычных и недоступных нынешнимпредставлениям явлениях нет. И открытиеновых явлений лишний раз доказываетнеисчерпаемость, бесконечность мираво времени и пространстве.

Пространствои время представляют собой формыматериального бытия, выражающиеопределенные способы координацииматериальных объектов и их состояний.м этих форм являютсяопределенные виды движущихся материальныхсистем, и именно особенности и характерразвития материального образованияопределяют основные свойства пространстваи времени.

Современнаянаука выявила качественную спецификупространства-времени в неживой, живойи социально организованной материи, атакже существенные отличия в неживойприроде свойств пространства и временив микро-, макро- и мегамирах.

Огромный вкладв разработку научных представлений опространстве и времени, об их связи сдвижущейся материей внес великий русскийматематик Н.И.Лобачевский, один изсоздателей неевклидовых геометрий.

Разрабатывая проблемы геометрии, онпришел к выводу о том, что свойствапространства-времени не являютсянеизменными, а зависят от свойствдвижущейся материи. Такого же мненияпридерживались Б.Риман, Г.Минковский,А.Энштейн.

Специальная теорияотносительности выявила новый, болееглубокий характер связи пространства-временис материей, выразила эти связиматематически, установила измененияскорости течения времени и пространственныхразмеров тел в зависимости от скоростидвижения самой материальной системы.

Общая теорияотносительности устанавливает зависимостьсвойств пространства-времени отраспределения массы вещества: чем большевеличина сил тяготения, тем большеискривление пространства и медленнеетечет время. Важные выводы получены ив квантовой механике. В области слабыхвзаимодействий обнаружена пространственнаяасимметрия распада некоторых мезонов(несохранение четности).

Выдвигаетсягипотеза квантования пространства ивремени. Эта гипотеза вызвала у частифизиков тенденцию к отрицанию всеобщностипространства и времени, как то уже нераз было в истории развития науки.

Необходимо помнить, что открытие новыхвидов материальных систем или процессвозникновения их в ходе эволюцииматериального мира приводит к появлениюновых форм движения и соответствующихим пространственно-временных структур.

Вероятно, можнопредположить, что трехмерное пространствои одномерное время свойственны тольконашему макромиру.

Возможны материальныеобразования с многомерным пространством,со временем, текущем либо в обратномнашему направлению, либо текущем в двухнаправлениях.

Идея неисчерпаемогомногообразия мира методологически неисключает обнаружения миров спространственно-временными свойствами,не представляемыми наглядно.

С появлениембиологической формы бытия материисформировалась соответствующаяпространственно-временная ее организация.Биологическое пространство-времянеразрывно связано с пространством-временемнеживой природы, не может существоватьвне его, но, накладываясь на него, вступаетс ним во взаимоотношения.

Такойособенностью биологического пространствана всех структурных уровнях живойматерии является асимметрия «левого»и «правого». Отсутствие тождественности«правого» и «левого», резкое проявлениелевизны в организации живого В.И.Вернадский оценивал как особенностьбиологического пространства, формирующуюсяпри взаимодействии с пространстваминеорганического мира.

Биологическоевремя организма связано с функционированиемразличных органов, а также с процессомобмена веществ с окружающей средой.

Жизнь человекакак биологического существа, бытиечеловека в мире вещей подчиненыопределенным природным ритмам, такназываемым циркадным (околосуточным)ритмам, которые вырабатывались в ходеприспособления организма к окружающимусловиям.

Эти ритмы задавались извнефизическими закономерностями сменыдня и ночи, природными состояниями,определяемыми вращением Земли вокругсвоей оси и вокруг Солнца. Циркадныеритмы передаются по наследству, и попыткаискусственно изменить длительностьсуток человека приводила к расстройствуосновных функций человека.

«Биологическиечасы» организма не совпадают с ходомвремени за пределами организма, но ониобеспечивают приспособляемость организмак изменению внешней среды и, что самоеглавное, обеспечивают готовностьорганизма к будущим изменениям, кцелесообразному функционированию впредполагающихся изменениях.

Выдвигаетсягипотеза о зависимости биологическихчасов от возраста организма. Уменьшениеинтенсивности обмена веществ вызываетзамедление внутреннего биологическоговремени, вот почему в старости создаетсяиллюзия ускорения внешнего времени.

С возникновениемчеловеческого общества сформировалосьсоциальное время и пространство. Онокак бы вписывалось в пространственно-временныеструктуры неорганической и органическойматерии, и в снятом виде они, конечно,действуют в социальном пространстве-времени.

Достаточно отметить, что хозяйственнаядеятельность человека подчинена сменевремен года и времени суток, что наразвитие общества, темпы социальныхизменений влияют явления живой и неживойприроды (астрономические, геологические,биологические катаклизмы).

Но особенностьюпространственно-временных структуржизни общества является то, что онименяются по мере развития общества инесут на себе печать сознательнойдеятельности человека.

Например,пространственная организация жизничеловека отражает особенностипроизводственной деятельности (городаи сельская местность), спецификуисторической или социальной структурыобщества (города средневековья отличалисьот античных городов, жилища и коммуникациивосточных народов отличаются от построекевропейских), а также связана с уровнемразвития материальной и духовнойкультуры общества.

Социальноевремя характеризуется длительностью,последовательностью и становлениемразличных элементов, сторон, явленийобщественной жизни.

Его однонаправленностьот прошлого через настоящее к будущемуотличается от аналогичных состоянийна других уровнях движущейся материи.Это отличие связано с целеполагающейдеятельностью человека, причем какгносеологической, так и практическойдеятельностью.

Однонаправленностьсоциального времени подводит нас ктакому его свойству, как необратимость,характеризующаяся как невозможностьвернуть прошлое.

Характеризуятемпы преобразований в жизни общества,социальное время имеет тенденцию кпостоянному ускорению. Небывалоеускорение темпов социального временипоставило на повестку дня вопрос онравственной ценности временииндивидуального бытия человека.Индивидуальное бытие человека неповторимо,и время его жизни по большому счету неможет и не должно быть отдано в жертвусоциальному бытию в целом.

Источник: https://studfile.net/preview/2299397/page:20/

Проблемы бесконечности пространства и времени

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

Фридрих Энгельс, «Диалектика природы»: «Бесконечность есть противоречие, и противоречием является уже то, что бесконечность должна складываться из одних только конечных величин», так как существуют только единичные конкретные вещи бесконечного многообразия материи. В природе ничего бесконечного нет, как может быть бесконечно число конечных величин («дурная бесконечность», по Гегелю)? Это – главная проблема бесконечности.

Основные трактовки понятия «бесконечность»

1. Актуальная бесконечность. Концепция возникла еще в античности. Бесконечно число атомов Демокрита и Эпикура, гомеомерий Анаксагора, бесконечен «апейрон» (первовещество) Анаксимандра. Ломоносов: «Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна». Актуальная – значит реально существующая.

2. Потенциальная бесконечность(бесконечность в возможности). Основы концепции – еще у Аристотеля, в идеях о соединении пассивной материи и активной формы (источника энергии), порождающем движение, что и дает бесконечное многообразие вещей. Существует также форма форм как универсальный источник движения.

3. Математическая концепция бесконечности. . Гегель назвал это «дурной бесконечностью», поскольку в каждый данный момент данное выражение – всего лишь конечная сумма конечных величин, здесь нет проблемы.

4. «Истинная бесконечность» Гегеля. Изображалась в виде змеи, пожирающей свой хвост. Бесконечное движение по окружности. Но данная концепция истинна лишь для пространства, во времени у Гегеля предусмотрено движение только от низших форм к высшим, но не в обратную сторону.

5. Концепция бесконечности Эйнштейна. Противоположна гегелевской в том смысле, что бесконечность здесь во времени, а ограниченность в пространстве. Следует из ОТО, в которой даже самые общие законы распространяются не далее, чем на 2 млрд.

световых лет (а за пределами этого расстояния конкретных предсказаний не делается). Физики подразумевают под Вселенной лишь ее видимую нам часть, тогда как философы – бесконечную Вселенную. Изобразить концепцию Эйнштейна можно в виде движения внутри трубки.

6. Реальная бесконечность. Бесконечность качественных преобразований материи.

Существует целый ряд проблем с бесконечностью времени. Августин Блаженный считал, что бесконечность — это вечность. А вот «тварное», земное время не бесконечно. И мир был сотворен богом е во времени, а вместе со временем.

В вечности же все времена и все пространства сосуществуют. Данная концепция отражалась, например, в иконах, в которых умещалось три временных плоскости сразу – прошлое, настоящее, будущее.

Поэтому они и не писались в прямой перспективе, а писались в обратной или сферической. Начало мира на Востоке рисуется вверху иконы, конец (страшный суд) – внизу налево от зрителя.

Вообще, богословские концепции тогда отражались во многом, например, в планировке городов (в основе – крест, в центре – храм). В вечности, по Августину, все времена и все пространства сосуществуют.

Фома Аквинский, живший через тысячелетие, считал, что вечность есть мера пребывания, тогда как время – мера движения. Религиозная позиция средневекового человека – существование в ожидании конца и вечности, после того, как «преставился».

Фома Аквинский, «Сумма теологии»: «Очевидно, что время и вечность не суть одно и то же. Смысл же этого различия некоторые ищут в том, что вечность лишена начала и конца, а время имеет начало и конец. Однако это различие имеет акцидентальный, а не сущностный характер.

Ведь если мы примем, что время всегда было и всегда будет, в согласии с утверждением тех, кто полагает движение небес вечным, то различие между временем и вечностью останется, по словам Боэция, в том, что вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени это не присуще; а также и в том, что вечность есть мера пребывания, а время – мера движения… Коль скоро вечность есть мера пребывания, в той степени, в какой предмет отдаляется от пребывания в бытии, он отдаляется и от вечности. Притом некоторые предметы настолько отдаляются от устойчивого пребывания, что их бытие подвержено изменениям или состоит в изменении, и такие предметы имеют своей мерой время; таковы всяческие движения, а также бытие бренных вещей».

Периодизация времени с точки зрения человечества. Если считать субъектом все человечество, то время существования можно подразделить на историческое и доисторическое время, а точнее, на:

1. Историческое время. Началось примерно 6000 лет назад, с началом письменной истории (с точки зрения Библии, время сотворения мира).

2. Предысторическое время – до письменной истории, около 500 тысяч лет.

3. Геологическое время – человека еще не было, несколько миллиардов лет (минимум 2-2.5).

4. Космическое время – бесконечное.

Если время существования человечества принять равным 550 тыс. лет и сжать до одних суток, то вся мировая история в этих сутках займет 16 минут.

Источник: https://studopedia.org/8-86583.html

Проблема бесконечности пространства и времени

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

Теория тяготения, созданная Эйнштейном, дала мощный толчок развитию космологии, которая получила целый ряд принципиальной важности результатов, связанных с пониманием пространства-времени и прежде всего с проблемой их бесконечности. Релятивистская космология показала чрезвычайную сложность решения этой проблемы, сделала невозможным наивный подход к ней и поставила вопрос о необходимости глубокого анализа самого понятия «бесконечность».

До появления релятивистской космологии во взгляде на бесконечность господствовал в достаточной степени наивный подход – бесконечность понималась как то, что не имеет конца ни в какую сторону.

Это понимание, идущее из глубокой древности, сохранялось неизменным в течение более чем двух тысячелетий. Правда, в математике, начиная со второй половины XIX века, становится всё более ясной сложность и глубина понятия бесконечности.

Но среди не математиков продолжало господствовать благодушное отношение к бесконечности, а трудности, с которыми столкнулась математика, рисовались как некие «математические тонкости».

Такое наивно-благодушное отношение к проблеме бесконечности, проявлявшееся в мнении о том, что нам известно содержание понятия бесконечность, сохраняется у некоторых философов до последнего времени.

ОТО показала, что пространство неразрывно связано с материей и в общем случае является неэвклидовым. А для неэвклидового – «искривлённого» — пространства не совпадают понятия бесконечности и безграничности, неявно отождествлявшиеся ещё со времён известного рассуждения пифагорейца Архита.

Древнегреческий философ Архит приводил следующий наглядный образ такого понимания бесконечности. Если бросить копьё, а затем подойти к месту, где оно упало, и снова бросить копьё, повторяя эту операцию вновь и вновь, то мы нигде не натолкнёмся на границу, которая не позволила бы нам продолжать броски.

Отсутствие такого препятствия демонстрирует возможность бесконечного движения в пространстве, считал Архит. Понимание бесконечности пространства как возможности неограниченного прибавления всё новых единиц расстояния дополняется трактовкой бесконечности времени как беспредельного прибавления отрезков длительности.

Математическим образом такого понимания бесконечности служит натуральный ряд чисел. Гегель, а вслед за ним Энгельс называли такую чисто количественную бесконечность «дурной» бесконечностью.

В самой действительности мы можем иметь случай, когда трёхмерное пространство положительной кривизны конечно (или, как чаще говорят, закрыто, замкнуто) и вместе с тем безгранично: существо, обитающее в таком пространстве, перемещаясь в нём, не натолкнётся ни на какие границы и, тем не менее, сможет установить его конечность путём определения кривизны.

Релятивистская космология отправляется от основного уравнения тяготения Эйнштейна.

Оно решается при некоторых предпосылках, основанных на известных эмпирических данных, и полученные решения («модели вселенной») исследуются и сопоставляются с опытом.

Полученные модели могут быть поделены на две большие группы: модели однородной и изотропной вселенной и модели анизотропной неоднородной вселенной. Наиболее разработанной является первая группа.

В 1922 году советский учёный А. А. Фридман выдвинул гипотезу расширяющейся вселенной. Она была настолько необычна, что даже Эйнштейн вначале отрицательно отнёсся к ней. Академик Я.Б.

Зельдович заметил, что работа Фридмана даёт более впечатляющий пример предвидения, чем классический пример предсказания Леверье. Ведь Леверье пользовался небесной механикой, которая ещё до его работы была блестяще разработана и подтверждена.

А работа Фридмана была первым (и спустя многие десятилетия после выдвижения гипотезы единственным) правильным применением теории относительности к космологии).

Предсказанная Фридманом нестационарность вселенной была доказана установлением красного смещения. В 1929 году американский астроном Хаббл обнаружил, что в спектрах далёких галактик спектральные линии смещены к красному концу.

Это означает, что галактики «удаляются» от нас со скоростью, линейно зависящей от расстояния. Разбегание галактик не следует представлять себе как некое обычное движение в неизменяющемся со временем пространстве и искать для этого движения особые динамические причины.

Это не движение объектов в неизменном пространстве, а эффект, обусловленный неизвестными нам ранее свойствами самого пространства – нестационарностью его метрики.

Объяснение разбегания галактик, даваемое релятивистской космологией, в принципе аналогично объяснению релятивистских эффектов сокращения длины и замедления времени.

В рамках модели Фридмана вопросы о конечности и бесконечности пространства и времени в определённом смысле становятся эмпирически проверяемыми. Нестационарный мир Фридмана может иметь как положительную кривизну (закрытая модель), так и отрицательную кривизну (открытая модель).

Он может иметь одну особую временную точку – начало времени (расширяющаяся вселенная), но он может иметь и бесконечно много особых точек.

В этом случае ни одна из них не может считаться за начало времени, а их наличие просто означает, что во вселенной периоды расширения, начинающиеся с некоторого момента, когда плотность всех видов материи была бесконечной, сменяются периодами сжатия, когда галактики «сбегаются» — красное смещение сменяется фиолетовым -, плотность вновь принимает бесконечное значение, а затем вновь начинается расширение и т. д. (пульсирующая вселенная).

Конечность времени, о котором говорит модель расширяющейся вселенной, вводя начало отсчёта времени, не есть вывод о безусловной конечности времени вообще, а намёк на подход к границам меры, указание на возможность перехода к качественно новым типам отношений, где может оказаться необходимым радикальный пересмотр известных физических законов и самого понятия времени.

Выбор той или иной модели вселенной зависит от средней плотности вещества и полей во вселенной.

Сравнение фактической плотности ρ с(критической плотностью) позволяет произвести выбор указанных вариантов.

При ρ >имеем пространство положительной кривизны, то есть замкнутое и конечное (но безграничное) и бесконечно много временных особых точек: вселенная будет пульсировать. При ρ

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/11628.html

�������� ���������� � ������������� ��������� (������ �����) / �����.��

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

�������� ���������� � ������������� ��������� ��������� ������������ �� ���������� ������ ����� � ������ �� ������ ���� ������������ � ���� ����, ��� ������� ��������� ��� ��� �� ��������.

���������� ������������ ��������, ����������� �����, �������������, ��������� ������������ � ������������� �����, �� ��� ��� ����� ��� ������������ ������, �� ���� ������ � ���������� ��������� �������� ��������. �������� ��������� ���������� ������ � ��������� �� ��������� � ����������������.

������ � ����������� ������� ��������� ���������, �������  �������� ������ ������ � ������������� ��������� � ������������ � ������� ������������ ������� ���������� �����������. ����������� ����, ��� � ��������� ���� ���� � ������� ������ ����� ����. �������, ����� ��� ������ �������� ����, � ��� �������� �� ��������� ���������.

�� ��� ����� ����� ���� ������������ ��� �� ��������� ����������. ����� ����� ����� ������������ � ����� ������� � ��������� �� �� �������� ��� ���. � ��� ��� �����. ����� ����, ��������� �� ����� ����� �������.

����������� ��� ������ �������, �� � ���� ����� ������������� � � ���� ����� ������������� ������, �� ����� ����������� �� ������ ������������ ��������, ��� �� �����, ��� �� �������� ������������� ����������� ���������. ���� �������� ����� �� � ����� ������� � ���������, ��� ����� ���� ����������� ��� �� �����, — ����� �������� ��� � ����� ����� �� ������� �����[1].

� ��� ������������� ���, ���� ���� ������������� �������� ���������� ������ ���������� ��������� �����������, �� �����������, ��� � ��������� ���-�� ���� ���� ��� �������, ���� ����� ��������� ������, � ��� �� �� ���������? �������� �� ������������� ������ ���������, ��� �������, ����������� ���� �, � ���� �������, ����������� � ������, ��� ����� ������ ����������? �������, �������� ����������� ����� �� ����� ������� ���������� ��� ��������� ������� �������, ���� �������� �� ���� ������������� � �����������, �� ����� ������ ���� �������������, ��������� ��������, �� ���� ������� �������� �������� ���� ��� ����������� ������������. �. ��������, ������������� ����������������� ������� ����, �����������, ��� ��������� ���������� ������ ��� ���������� ������������ �����. � ������ ������ �������� ������ ������ �� ������ �������� ������� ���������� �����������. ��� �������� ������� ���������� ������ ������ � ������ � ���������� ������� ���������, �������� ���� ������ � �����. ������ �������, ��� ��� ������ ����������� �� ������ �� ���� ���� �������� ����, ��� ������� �������� ��������� ��� ������ ��������. ���� ������������, ��� ���������� ������, ������� ����������� �� ���������� ������� ����������� �� ������, �� ��� ������ ���������� � ������������ � ���������� �������� ����������. �� ��������� ��� ���������� — ��� ������ ���� ��������. � ��������� ����� ��� ����, � ��� ������ ����������� �����������. ��� ���� � ���, ��� ������ ����� �� �������� ������� ����, � ���� ������� ����� ��������� �������. �� �� ������� ��������� ����� �� �������������� ��������� ������� ��������������. ������, ��� ��������� � ���� � ������ ������������ ���� ������������� ���������, ��� �������� �����. �������, � ������ ����� �� ������ ����������� ���� ���������������� ���������, � ���� �������� �� ����� ������������ ������������ �����. ������������������ ����������� ���� ���� ���������� ���� �������� �������, � ������� ��� ��� ���� ����. �� �������� ������� ������������ �������� �������, ��� ����� ������� ��������������� ������������ ������ �������, � ����� ������, ���������� ���������� � ����������� ������������. ����� �������, � ������ ������������ ������ �������-������ ���������� �������� ������������ ��������� �� ����� ������������. ������ ������������� ������ ����� � �������� ������������ � ������������, ���, ������ � ��� ������ ��������, ���������� �������� �� ������ ������������ ��������. ��, ��� ��� ����� ��������� � �����, ����������� ������� ��������� ����������, � ������ � ���� ����� �������, ��� �������������� �������������� �������. � ������ �������� � ������������� ��������� � ���������� ������� ��������� ����������, ���, ��������, ���� ��������� �������, ��, ��� ������� � ���� ����� ������� �. �. �������[2], ��� �� ����� ��������� ���������� � ������������ ���������, � ������ ���� ���������, ���� �����������, � ���� �� ��������� ����������, ����� ����� ������������� � �� ������ ��� �� ���������� ��������� ������ �����. ��� ��� ��������, ��� ��� ���������� ��������� ���������� ���� ��������� ������ ��� ���������� ������ ����� ����������� ������������� ���������, ��� ����� � ����, ����������� ������ � ��� ������, ��� �� ����� �� �������������, �� �������, �� ����� ������������� � ��� �������� ������ �� ����� ���� �������� ��������, ���� ���������� �������� �������. � 1744 �. ����������� �������� �.�. ���� �����������, ��� ���� ��������� ����������, ����� � ���������� ����� � ��� ������ ���� ���������� � ���� ������ ����� ��� ���� ������� ������, � ����� ������, ��������� ������, ������ �� ����� �� ����������� � ���������������� � ������ �������� ���� �� ����� ������� ������������? � ����� ����� ���������, ��� ���� ������������ � ������ �������, ������� ���������� � ������� � �� ��������� ������������� �����. � � 1895 �. �������� �������� �. ������� ������ � ������, ��� ������������� � ����������� ������������, ��� ���� ����������� ���������, ������������ � ������� ��������� �������, ��� � ���� ������ ���� ��������� ���� �� ���������� �������. �� ��� ����� ���������, ��� ���� ��������� �� ����� ���� ���������� �������, ������ ��� ������ ����� ���������������� ���� ������������ ���������, ��� ���������� � ����������� ���������, �, ��������������, ������ ����� ����� ����.���� ��������� �� ���������� ������ ��������������� �. ���������[3], �� �� ������ ������������, ��� �������� ����������  � ������������� ��� �� ����� ���� ������������. ��������� ��������� �������� �. �. ���������[4] ��������� ������������� ���� ���������� ��������, � ��� ������� ����������, ��� ������������, ������� ������� � ����������� ������� �������, � �� �� ����� ����� ����� ���� ����������� ������������ ���������� ������� ���������, �������������, ���������� ���������� ������� ��������� ����������. �������� ������� �����, ������������ ����� � ������ ������� ������������ � ��������� ��������� ��� �������, ����� ��� � ����������. ����, ���� ���� � ��������������� ���������� ���������, �� ���� ��������� ������ � ��������� ��������. ����������, ��� ���� ����� ���������� ����������� ������� �� ���������, ������, ������, ���� ������ �������� �����, �� ���� ���������� ������� � ������� � 200 000 ��/���. �����, �������� �������� ������ ���������������, ������ ����������� ���������� ���� ��������� �����. ������, � ����� ������ �����������, ����������� �� �������, ��� ������� �� ����� ������ ����� ������.� ������ ���������� ����, ��� � ��� ������� ���� � ����� �������, �� ��� �� �������� ������ �����, � �� �������� �� � ������� ��������� ������� �������� �����, ��������, �����. ��� �����������, ������������ � ����������� �������, ��������� �� ���������, �������������� � �������� �����, ��� ��������� ���� ����� ����������� � �����. � ��� ��� ����� ���� �� �������� ������ ������������� ������������ ���������, �� ��� ����������� � ������� ������ ������ ��������� ���������� �������. �������� �� �� ����� ���������� � � ��������� ��������� �������� � �������. �������������, �������� ������� ������������ ����� ����� � ���������� ������� ������� ������������. ����� ���������, ��� � ���������� �������� �� ������ ����������� ��������, �� � ����������� ������� �������. �� ����� �������, ��� ����������������� ������������� ���������� �������, �������� �� ��������� � ����������� (�����������) ������� ���������, ����� ��������� ����������� ���������� � ���������� ������� �������. ����� �������, �� ����� ���������� ��������, ��� �������� ����������� � �������������� ������������ � ������� �������� ��������������.������ ���������� ���� ���� ������������ �������. ���������� �� ����� � ������������ ��� �������? ��� �� ��� ���������� � ������� ���� ��� ������������, � ��� � ��� ���������? ������� ������� ������ ������������-�����. ���� ����������� ����� � ������������, �������� �������� ������������� ������������ ������������ ��� ����� ����� ��������, ������� ���������� �����, �������, ���������, �������, � ������������� ������������ ����� �� �����������. ��� �������� �������, �� ��� ������������� ����� ��������� ��� �������� � ���� ��� ����������������, �����������, ��� ��� ����� ���� �������� ������������, ������� ��� ����� ��������� ��������, ���������, ��������, ��������, ����� ������ ����, � ������� ����� ������� ��������� ���� �����. �� ����� �� �����, ��� ���� ������ ������� � ��� ��� �����: ������������ �� �� ���� ����� ���, ��������� �� ������������ ����� ������� ���� ������ � �������� � �������� �������? ��� ����� ���� ������, �� ������� ������ � �����, ����������� � �������� � �������������? ��� �� ��� �������, �������������� ������ � ����� ������������� ���������, � ������� ���� � ���� ������ ������������� �������� � ��������� ���������� �� ����� �� ����� ��� ������ � �����, ��������� �� ��� ���� �������� ������?  ��� �� ����� �������� �� ����������������� �������, � ��� ����� ����������� � ����������� ������������ � ���� ����������� �������������� �����, ������������ ��� ���������? � ������ ����������� ����� � ������������ � ��������� ��������� �� ��������� ��� ��� ���� � ����� �������. ��������, ������ ���������� � ������� ��� ���������� ��������� ������ �� ��� ���������� �����������, �� ���� � ��� ������������ ������ ���������� ������������ (��������, ���������� �� ����� ������� ��� ����� ������) ��� �� ������ ����������, �� ���� � �����������. �� ����� ������� �� ������������ � ����� �� ������ ������������ ���� ���������, ����� ����������� �����������, ���������� ����� ����������, �� ������������� ������ �������, �� ������� ������� ��������� �����������, ���, ��������, ������� ����������� �� ��������� � �������� ������������, � ������������� ����. �� ���� ��� ������� ������������, ������� ������, ������� ���������� ����� �������� ������� �������� �����, �� ������ �������� ��� �������������, ��� � �������� ������������ ���� ����� �� ������ �� ������ �� �� ��������, �� � ������ ��� �������������� � ����� ��������� ���������� ��������� ������ ���������� � ��������� ��������� ��� �� ���������. �������, ��� ������������� ������������ �� ������ ����� ����������� ��������, �� � ����������� ��������� ��� �� ����������������� � ����������������� ��� ��  ��������, ���������� ��������� ������� ����������. ������������ ������������ �� ��������, �� ������������ ��� � ���� ���������� ������������� ��������, �� ������� ������ � ������������������ �� ���, ��� ���������� � �� ��������, ������� ��������� � �������������.��������� �� ������ � ������������ ����������� ������ � ���� �� �� �������� ��������� � ���������� �������������� ���������� ����������� ������������ �������������� ������� �������. �������������� ���� ������������. ����� ����� ����������� ����, ��� ��� ������, �������� � �������� ������� ��������� �������������� ����������. ��� ���������� � �������� � ������ ������� ������������� ��������� �������� ������������ ��������. ��� ����� ��������� ������������ ���� ������������ ������ ����� ���������� ��������� ���� � ����, � ������ �����, ���������������� � ��� oy, �������� ������������ �������������� �������� ������� ��������� ����� ��� ox.�� � ����� ������ ���� ���� �� �������������� � ����� ������� ������ �����: ����� ����������� ������ ����� ����� ���������� �����, ����� ��� �� ������� �� ������ ������� �������. ��� ���� ������� ������� ������� �������� �� ������ ��� ������� ���������, �� � ��� ������ ��������. ��� �� �� ������� ������ ��������, ���������� ���������� ��������� ������� ������ ���������� ����������, ������������. �������� ��������, ��� ��� ������� ����� �� ������ ����� ����������, �� � ��������������, ����������� ��������. ��� �������� ���������� ����� � ��������� ���������, ��������� ���� �������, � ���������� ���� ���������, ������� ����� ���� ������� � ���� ��� ����� ��������� �������� ������������.��� �� ������, �� ����� �. �. ���������� ��������, ��� �� ������������� � ������������, �� ������������� �� ������� ���������� �������������� �� �������������. ��� ��������, ��� �� ������� ��������� � ���������������� �������������, �������� �� � ��������� ����� ����������, ������������ ����� �������� �������� �������� ����������� ��� ����. ���� ���������� ������� � ������������� ��������� � ������������ � �� ������� ��� ����������� ��������� ������������� ������ ����������� ������, ��� ��������������� � ���, ��� �� ������������� ������� �������������, ������� ������������ ����� � ��������� �����, �������� ��� ������� �������������� � ������������ ����� ���������� � ��������������� ��������. ������ ����������� � ����� ������������, �������� ��� ������������� ���������� ������ � �������������, ��������� ��-�� ����������� ������ ���������� �������, ��� �������� ������ ������� � ����������� ������ ����������� �������, � ��� ������������ ��������� �������� �������������� ���� ������������� ������ � ��������� ���� ��������� �������������, ������ �������� ����������������� � ��������� �������� � ������������ � ������������ ���������� ������������ �����. ��� �� �����, �� ������ �� ��������� ��������� ��� ����� ������ ��������, � ��������� ��������� ���������� � ����������������� ������, ��������������� ������������� ������������� � ������������ � �������� �����. ������ �����, ���������� �� ������ �������� �������� ������� ��������� ���������� ������������ ������� �������������. ����� ������������, ��� ��� �������������� ����������� ������� �������������, ������� ��� �� ������� � ���� ��� �������� ���������� ���� ����������, ��� ������ �� ����������� � ������������ ����� �������������, ��� ������ ����������, ��� �� ����� ���� ��������� � ������������� � ������ ������������, �������������, �� �� ����� ���� ����������� ������� ����� ��� ��� ���� �� ������ � ���, ���������� �� ���������. ���� ���� ���� � ���������� ������������, ��, ������ �����, ����������� ��� ����� �� ������ � �� ������� � ������, ������� � �������, �� ���� ������������ ��������� � ����������������� �������, ����������� ��������, �������������� � ������� �� ������ ��������� � ������.����������1. ��� �������� ���, � ������� �����. ��� � ����������, �., �������������� ����������., 19832. �. �. �������, ��� ��� ������������ � �����, �., ��������, 20093. �. ��������, ������ �� ������ ���������������, �., ������, 2008

4. �.�. ���������, �.�. ������, �������� ����� ������ ���������������, �., �����, 1989

� ������, ��� ������� ������������� ������� � �������� ������ (����� — �������), ������ ����� ����� ��������� ��� «����-�������» ����� ����� � �����, � ������ — �������� ����� ������, � ������� ��������������� ����� � ����� ��������� �������. ������� ������� — ����������� ������ � �����������.

������� ����������   25.11.2015 13:10   •  ������� � ���������

Источник: https://www.stihi.ru/2014/05/11/3066

Проблема размерности пространства и времени. Качественное многообразие форм пространства и времени в неживой природе

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

Понятия пространство и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. м этих форм является движущая материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства.

В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют.

Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущей материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.

Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова “relatio“ — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.

В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний.

В начале 20 века была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО) и общую теорию относительности (ОТО).

СТО возникла как результат попыток Эйнштейна распространить действие физического принципа относительности на законы электродинамики, которые рассматривались как противоречащие последнему.

СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически являются релятивными. Новые подтверждения правильности реляционной концепции пространства и времени дала ОТО.

Если в СТО принцип относительности был связан только с инерциальными системами отсчета, то общая теория относительности явилась результатом распространения действия принципа относительности и на неинерциальные системы отсчета. В СТО было установлено, что геометрические свойства пространства-времени зависят от распределения в них гравитационных масс.

Основное философское значение теории относительности состоит в следующем: 1. Теория относительности исключила из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. 2.

Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущая материя. 3.

Теория относительности нанесла удар субъективистским, априористским трактовкам сущности пространства и времени, которые противоречили ее выводам.

Проблема размерности пространства и времени. Качественное многообразие форм пространства и времени в неживой природе

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Что касается таких свойств, как длительность времени и протяженность пространства, то их трудно назвать свойствами, поскольку они совпадают с самой сущностью пространства и времени.

Ведь протяженность и проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени как форм существования материи.

К наиболее характерным свойствам пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений.

Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. К специфическим свойствам пространства относится однородность и изотропность.

Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающихся в равноправии всех его моментов.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно.

Специфично проявление времени пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств.

Психологическое (перцептуальное) время связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то “бежит”, то “замедляется”, то зависит от тех или иных конкретных ситуаций (одно дело, когда мы кого-то ожидаем, а другое, когда заняты чем-то интересным); в детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте, что оно ускорило свой бег.

Это субъективное чувство времени, и оно лишь в целом соответствует реально-физическому времени. Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых пространственно-временных структур. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом.

Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.

Источник: https://poisk-ru.ru/s59755t2.html

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности

Пространство-время нашего мира имеет четыре измерения: три из них характеризуют пространство и одно — время. Чтобы задать положение тела в пространстве, достаточно трех координат, а временная характеристика события определяется одной координатой. Иначе говоря, пространство имеет размерность 3, а время — 1.

В истории философии и естествознания эти свойства пространства и времени не раз пытались объяснить и обосновать. Например, средневековые схоласты, опираясь на учение пифагорейцев и Аристотеля, стремились объяснить трехмерность пространства соображениями о совершенстве мира.

К линии, образующей длину, может быть присоединена ширина, и тогда образуется поверхность; путем присоединения высоты получается тело, но наглядно представить переход к другим измерениям невозможно, а поэтому утверждалось, что трехмерность дает совершенство и целостность.

К этому добавлялись рассуждения о священном статусе числа 3, поскольку все в мире имеет начало, середину и конец.

Г. Галилей, критически рассматривая эти «доводы», саркастически замечал, что если число 3 признать совершеннее, чем 4 или 2, то тогда трудно понять, почему, например, у животных и человека нет трех ног.

Утверждения же о невозможности мыслить пространство больше, чем в трех измерениях, Галилей справедливо считал простым обобщением опыта.

Тем самым было зафиксировано, что трехмерность пространства и одномерность времени должны быть поняты прежде всего как опытный факт.

Новый подход к проблеме трехмерности пространства был намечен И. Кантом, который пытался связать размерность пространства с фундаментальными особенностями движения тел. Идея Канта опережала свой век, поскольку тогда естествознание не располагало достаточными возможностями для конкретизации и развития этой идеи. Такие возможности появились только в науке XX века.

Первый шаг был сделан в 20-е годы в работах австрийского физика П. Эренфеста, показавшего, что трехмерность пространства является условием существования устойчивых связанных систем, состоящих из двух тел. В пространстве более трех измерений такие системы невозможны, в нем не существовало бы замкнутых орбит планет и не могли бы образовываться планетные системы.

Впоследствии этот вывод был обобщен применительно к атомам и молекулам. Было показано, что только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование атомов, молекул и макротел.

Таким образом, выясняется, что многообразие видов материи в нашей Метагалактике тесно связано с такой фундаментальной характеристикой пространства-времени, как его размерность 3 + 1.

Учитывая современные концепции возникновения Метагалактики и гипотезы о существовании внеметагалактических объектов — других миров, возникающих в результате фазовых переходов физического вакуума, есть основание поставить вопрос: возможно ли объективное существование пространства и времени других размерностей?

Проблема многомерности пространства, правда в несколько иной постановке, имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась еще в науке XIX века в связи с разработкой идеи многомерных пространств в математике и с применением геометрических образов многомерного пространства при решении различных научных задач. Идея многомерных пространств породила множество спекуляций.

Различные мистические учения связывали бытие духов и ада с четвертым и пятым измерениями. Наука справедливо критиковала такие трактовки.

Она подчеркивала, что многомерные пространства математики являются абстракцией, которая фиксирует «пространственно-подобные» отношения между реально существующими свойствами и характеристиками материальных объектов, но сами эти объекты существуют только в трехмерном пространстве.

Точка зрения, согласно которой пространства, имеющие более трех измерений, являются абстракциями, но не реально существующим пространством природы, получила довольно широкое распространение. Однако сейчас она требует корректировки.

При этом, конечно, остается справедливой критика в адрес мистических концепций пространства, поскольку из того факта, что в реальном материальном мире возможно пространство-время с более высокими, чем 3+1, размерностями, вовсе не следует, что в этом мире должны обитать духи, существовать ад или рай.

В современных концепциях супергравитации, где сильные, электрослабые и гравитационные взаимодействия связываются между собой и рассматриваются как своеобразные расщепления глубинного взаимодействия, в котором они первоначально неразличимы, вводится представление о десятимерном пространстве-времени.

В этой модели мира размерность 3+1, свойственная пространству-времени Метагалактики, рассматривается как результат развития данного пространства и времени из предшествующих ему пространственно-временных структур, характеризующих состояние физического вакуума.

Эти представления о развитии Вселенной допускают предположение, что при рождении нашей Метагалактики только четыре из десяти измерений пространства-времени обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми (компактифицированными) в глубинах микромира, в областях 10 (в -33 степени) см.

Их можно обнаружить, только проникнув в эти области, но там мы столкнемся с какими-то принципиально иными мирами. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров, которые характеризуются другими размерностями пространства-времени.

В этих мирах могут принципиально отсутствовать условия для возникновения известных нам форм материи, но, возможно, возникают и неизвестные нашей Метагалактике материальные структуры.

Новейшие представления о развитии материи необходимо учитывать при рассмотрении и такой важнейшей философской проблемы, как проблема бесконечности мира в пространстве и времени.

Часто бесконечность пространства и времени рассматривается как чисто количественная характеристика. Древнегреческий философ Архит приводил следующий наглядный образ такого понимания бесконечности.

Если бросить копье по прямой, затем подойти к месту, где оно воткнулось, снова бросить копье и повторять эту операцию, все дальше удаляясь от места первого броска, то мы нигде не натолкнемся на границу, которая не позволила бы нам вновь бросать копье.

Бесконечно удаляясь от места первого броска, мы никогда не вернемся в исходную точку. Понимание бесконечности пространства как беспредельного прибавления все новых единиц расстояния дополняется трактовкой бесконечности времени как беспредельного прибавления единиц длительности.

Математическим образом такой бесконечности служит бесконечный натуральный ряд чисел, когда можно неограниченно прибавлять все новые и новые единицы, получая сколь угодно большие числа и нигде не имея предельного числа.

Гегель называл такую чисто количественную бесконечность «дурной» бесконечностью, поскольку она абстрагируется от качественных скачков. Бесконечность материи в пространстве и времени нужно понимать не в чисто количественном, а в качественном смысле. Это значит, что на разных уровнях организации материи можно столкнуться с качественно различными структурами пространства и времени.

Современные космологические представления допускают, что Большая Вселенная состоит из множества миров, аналогичных нашей Метагалактике. В этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства и времени.

Происхождение же нашей Метагалактики не означало творения времени и пространства как таковых, а лишь возникновение характерных для нашего мира специфических пространственно-временных структур.

Причем эти структуры, в свою очередь, развивались по мере появления все новых уровней организации материи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_134690_problema-razmernosti-prostranstva-vremeni-i-ego-beskonechnosti.html

Scicenter1
Добавить комментарий