Проблема сознания в философии и естествознании: Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа

Ответы на тесты по философии: Проблема сознания в философии

Проблема сознания в философии и естествознании:  Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа

Ответы на тесты по философии: Проблема сознания в философии

Ответы:

Скачать: problema-soznaniya-v-filosofii.rar [14,15 Kb] (cкачиваний: 7344)

 problema-soznaniya-v-filosofii.docx [16,69 Kb] (cкачиваний: 308)

Просмотр(открыть спойлер)

 Показать / Скрыть текст

Просмотр: Проблема сознания в философии 1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении: а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм; *в) диалектический материализм; г) экзистенциализм; д) томизм. 2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в: а) механике; *б) кибернетике; в) платонизме; г) фрейдизме; д) экзистенциализме. 3. «Бессознательное» в современной философии это: *а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение; б) рефлекторные процессы в организме человека; в) опыт, не поддающийся логическому анализу; г) нечто, присущее только отдельному человеку; д) общественное, социальное в личности. 4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть: а) божественное озарение; б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания; *в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия; г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»). 5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях: а) тождества; *б) постоянного конфликта; в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга; г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи; д) «Я» постоянно контролирует «Оно». 6. Бессознательное в философии— это: *а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются; б) понятие, тождественное психическому; в) высший уровень психики человека; г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества; д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов. 7. Философское понятие рефлексии относится к феномену: а) эмпирического познания; б) логического познания; в) интуитивного познания; *г) самосознания; д) подсознания. 8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе: а) взросления человека; *б) взаимодействия человека с реальностью; в) получения образования; г) научного познания. 9. Выберите правильный ответ: а) сознание возникает еще в утробе матери; *б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте; в) сознание предсуществует человеку; г) сознание возникает сразу после рождения ребенка. 10. Важнейшим условием появления сознания у человека является: а) выработка трудовых навыков; *б) общение с другими людьми; в) обретение политической позиции; г) взросление индивида. 11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие: а) апейрон; б) атом; в) логос; *г) душа; д) разум. 12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел: а) Маркс; б) Демокрит; *в) Декарт; г) Бэкон; д) Гоббс. 13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности? а) Античность; б) Средневековье; в) Возрождение; *г) Просвещение. 14. Гегель полагал, что сознание: а) порождается материей; б) способ самопознания материи; *в) автономно от материи; г) зависит от материи. 15. Первым объединил сознание и психику: а) Бэкон; б) Шеллинг; *в) Фрейд; г) Гегель; д) Кант. 16. Свойство отражения: а) присуще только неживой материи; б) присуще только живой материи; в) присуще только человеку; *г) это — глобальное свойство материи. 17. С точки зрения вульгарного материализма: а) сознание есть свойство всякой материи; б) сознание есть свойство живой материи; *в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом; г) сознание есть свойство человека. 18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных: *а) наличием абстрактного мышления и речи; б) наличием способности работать с реальными предметами; в) наличием опережающего отражения; г) наличием раздражимости. 19. Выделите три наиболее характерные функции языка: *а) конструктивная (инструмент выражения мысли); *б) отражательная (инструмент познания); в) политическая; г) литературная; *д) коммуникативная. 20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык? а) мышление; б) язык; *в) одновременно; г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен. 21. Человеческое сознание отличается от психики животных: а) способнотью более четко отражать окружающий мир; б) способностью воздействовать на окружающий мир; *в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию; г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды. 22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом: *а) речевой деятельности; б) социальной действительности; в) божественного творчества; г) творчества абсолютного духа. 23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе: 4а) безусловные рефлексы у животных; 3б) условные рефлексы у животных; 2в) раздражимость у амебы; 5г) сознание человека; 1д) раскрывание и закрывание цветков у растений. 24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания: 4а) сознание – функция мозга по отражению действительности; 3б) сознание – свойство человеческого организма; 2в) сознание – божественный дар;

1г) сознание – душа.

Источник: https://www.antigtu.ru/995-otvety-na-testy-po-filosofii-problema-soznaniya-v-filosofii.html

Проблема сознания в философии и современном естествознании — презентация, доклад, проект

Проблема сознания в философии и естествознании:  Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа
Слайд 1
Описание слайда:

Тема лекции Проблема сознания в философии и современном естествознании 1. Основные теоретические модели сознания в истории философии. 2.

Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Структура сознания. Социокультурная размерность сознания. 3. Проблема генезиса сознания. (Сознание как высшая форма отражения.

Отражение как свойство всей материи).

Слайд 2
Описание слайда:

Основные теоретические модели сознания в истории философии 1) Субстанциальная модель (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель) исходит из признания самоценности и самодостаточности сознания, соотнося индивидуальное сознание и духовный мир человека с субстанциальной духовностью мироздания в целом. 2) Атрибутивная (функционалистская) модель (Гоббс, Локк, Гельвеций, Дидро) рассматривает сознание человека как свойство высоорганизованной материи – человеческого мозга – отражать действительность в форме идеальных образов. 3) Экзистенциально-феноменологическая модель (Гуссерль, Шелер, Хайдеггер, Сартр), сформировавшаяся в постклассической философии, делает акцент на такой характеристики сознания, как интенциональность, способность сознания придавать смысл предмету. Сознание по сути своей не столько отражение мира, сколько осмысление.

Слайд 3
Описание слайда:

4) Психоаналитическая модель (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, 4) Психоаналитическая модель (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм) рассматривает сознание в структуре психической деятельности в качестве подчиненного компонента по отношению к бессознательному. 5) Социокультурная модель.

Согласно ей, человек – общественное существо как по происхождению, так и по своей природе. Сущность человека не является некой постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития.

Сознание имеет следующие характеристики: идеальность, предметность, интенциональность, проективность, лабильность, связь с языком.

Слайд 4
Описание слайда:

Современная диалектико-материалистическая концепция Современная диалектико-материалистическая концепция исходит из следующих идей: 1) Сознание идеально и является продуктом генезиса материи. Идеальность сознания – это способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия.

2) Сознание – высшая форма психического отражения действительности, свойственная только человеку. 3) Сознание функционально связано с деятельностью высокоорганизованной материи (мозга). 4) Социальная природа сознания. Сознание есть функция мозга не человека вообще, а человека как социального существа, сформировавшегося в человеческом обществе, в определенной системе человеческих отношений.

5) Связь сознания с языком. 6) Творческая природа сознания.

Слайд 5
Описание слайда:

Психика и сознание Отличие сознания человека от психики животного: 1) Целеполагание (человеческая психика выступает как целеполагающая деятельность, поведение животного – целеисполняющее). 2) Наличие абстрактного мышления и языка. И.П.

Павлов доказал, что животным присуща только I сигнальная система (чувственное отражение мира в форме ощущений, восприятий и представлений). Человеческая психика характеризуется наличием кроме I сигнальной системы – II с. с. (отражение мира в форме понятий, суждений и умозаключений).

3) Самосознание – осознание человеком своего собственного «Я».

Слайд 6
Описание слайда:

Структура сознания

Слайд 7
Описание слайда:

«Поле» сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в «Поле» сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга, куда вписан крест, делящий его на 4 равные часы (деление это условно) (См.: Сознание и мышление. – М., 1994). I сектор – телесно-перцептивные способности и получаемое на их основе знания.

К этим способностям относятся – ощущение, восприятие и представление, с помощью их человек получает первичную информацию о внешнем мире и о себе. II сектор – логико-понятийные контакты сознания. Эта сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств.

III сектор – эмоциональная компонента сознания 1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы; 2) эмоции (гнев, страх, восторг); 3) чувства (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть). IV сектор – ценностно-мотивационная компонента.

(высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности).

Слайд 8

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-problema-soznaniya-v-filosofii-i-sovremennom-estestvoznanii

Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность сознания. Проблема идеального

Проблема сознания в философии и естествознании:  Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа

Вопросы сознания относят к основной проблеме философии. Уже в Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая — к Платону.

По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах (“Я знаю, что я ничего не знаю”).

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”.

Таким образом, уже Античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, — принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума. На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства.

С точки зрения Августина Блаженного все знания о мире заложены в душе, а разум — подарок дьявола, который в своей гордыне пытается противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога.

Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания. Декарт — яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни (“Мыслю — значит существую”). Локк — представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей (“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”).

Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные силы и имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Их объединяет убежденность в том, что познание мира человеком всегда есть озарение, экстаз, откровение, и оно всегда предполагает общение человека с Богом.

Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века) предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе.

В дальнейшем получила развитие в экзистенционализме. Важным для понимания проблем сознания были работы Канта, в которых исследовались особенности познания мира человеком, давалась критика познавательных способностей человека, как субъекта познания.

Философия Канта дает целостное представление агностицизма — философского учения, согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия.

В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместных действий множества клеток головного мозга, который является органом сознания. Мозг человека имеет три функциональных блока.

Первый поддерживает тонус коры, второй является главным аппаратом познавательных процессов, третий осуществляет программирование поведения человека, регуляцию и контроль за всеми действиями.

Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией запечатления (импритинга) и одновременно формирует как внимание, так и волю человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все психические процессы есть продукт того, что делает мозг.

Это — процессы ощущения, движения, адаптации, научения, эмоций, мышления образами; это — внимание, память и активное сознание, т.е. осознание нашей собственной умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной науки мыслят не только люди, но и животные, однако сознательная мыслительная деятельность ( абстрактное мышление) возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную деятельность, свой опыт. Поэтому сознание ( в другой терминологии абстрактное мышление) непосредственно зависит от языка.

Источник: https://cyberpedia.su/12x4bff.html

Проблема сознания в различных философских системах. Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании

Проблема сознания в философии и естествознании:  Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа

Тема 4. Сознание

При изучении материала этой темы вы должны уяснить, как менялось представление о сознании, его природе и сущности в ходе развития философской мысли и естествознания, как решается проблема возникновения сознания, какова его структура и источники. Необходимо обратить внимание на следующее:

1. Различные философские направления и школы отвечали различным образом на вопрос о том, что такое сознание, какова его природа, сущность и происхождение.

2. Предпосылки возникновения сознания заключены в естественной природе. К числу важнейших естественных предпосылок возникновения сознания относится такое свойство, как отражение.

3. Отражение является всеобщим свойством. Оно наблюдается как в живой природе, так и в неживой природе, в обществе.

4. Сознание представляет высшую форму психического отражения действительности в головном мозге человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений, идей, теорий.

5. Мышление – это процесс функционирования сознания. Он заключается в том, что в сознании происходит оперирование чувственными образами и абстрактными формами отражения, такими как понятие, суждение, умозаключение.

6.Сознание человека обладает сложной структурой. Выделяют чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни сознания.

7. У человека накапливаются знания о самом себе, которые отражают не только его физическое состояние, но и его внутренний духовный мир. Эта система знаний человека, отражающая его личные переживания, его чувства, настроения, физическое и духовное состояние, составляет сознание, которое называют самосознанием.

Лекция 4

Сознание

Проблема сознания в различных философских системах. Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании

Категория «сознания» имеет принципиально важное значение, как для философии, так и для естественных наук. Правильное научное понимание сознания и значения его в жизни общества важно для каждого человека, для формирования его научного мировоззрения.

На вопрос о том, что такое сознание, какова его природа и сущность, а также происхождение, различные философские направления и школы отвечали различным образом. Исторически, наибольшее распространение по этому вопросу получили различного рода идеалистические и религиозные концепции. В этой связи Ф. Энгельс в сочинении «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», гл.

II, отмечал: «Уже с того весьма отдалённого времени, когда люди, ещё не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру».

Сущность сознания в религиозной философии объяснялась так: Бог дал душу, бог взял душу.

С точки зрения идеалистов, сознание также есть проявление нематериальной духовной силы – «души», независящей от материи вообще, и от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной.

Так, например, Платон полагал, что сознание – есть проявление человеческой души, существующей вечно в мире идей. Душа, по Платону, состоит из 3-х частей: разум, воля, чувственность.

В соответствии с этим, Платон развивал высшие принципы этических отношений, выраженные в добродетелях – мудрость, основа её – разум, мужество, основа — воля, благоразумие, основа – обуздание (преодоление) чувственных влечений, справедливость как гармоническое сочетание мудрости, мужества, благоразумия.

У Г. Гегеля основу мира составляет абсолютная идея, мировое мышление. Согласно Г. Гегелю, сознание конкретного человека является частицей абсолютной идеи. Это проявления мирового духа в виде субъективного духа (сознания человека).

Субъективный идеализм представлен в двух вариантах: религиозный, атеистический. Религиозный – Дж. Беркли, который отрицал существование объективного мира. Как священнослужитель, полагал, что сознание человека есть порождение божественного разума. Атеистический – представители эмпириокритицизма (философии чистого опыта).

Так, швейцарский философ Авенариус в сочинении «Человеческое понятие о мире» писал: «Наш мозг не есть обиталище, сидалище, созидатель, не есть инструмент или орган мышления», то есть мозг не является органом мысли, мысль не есть функция мозга. В. И.

Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» назвал эту философию – «безмозглой» философией, поскольку сознание отрывается от материи.

В истории философии была и такая точка зрения на сознание, когда сознание рассматривалось как атрибут материи, её вечное свойство, присущее всем её видам и формам. Все объекты одушевлены по-своему: такая точка зрения называется гилозоизмом(от греческого «хиле» – материя, зоe – жизнь).*

Дополнительная информация:

Термин гилозоизм был ведён Кедвортом в 1678г. для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевлённость всеобщим свойством макро- и микрокосмоса (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гилозоизм был присущ воззрениям Платона и Аристотеля.

В эпоху Возрождения гилозоизм под влиянием античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало.

Появление концепций гилозоизма в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи.

Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робинс, Кабанис). Гилозоизм противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции.

В то же время гилозоизм отвергает и механистические представления о косной, «мёртвой» материи, и виталистические утверждения о существовании особой «жизненной силы», определяющей способность к ощущениям у живых существ. Гилозоизм подготавливает почву для становления эволюционных предствлений о чувствительности, психике, разуме.

Гилозоизм, в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей её в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных гилозоизм (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

____________________________________________________________________

Гилозоистами были, например, материалист Б. Спиноза (нидерландский философ), а также немецкий философ-идеалист XVIII в. Г. Лейбниц.

В материалистической философии представители метафизического материализма (вульгарный материализм) сознание представляют как особый вид материи. Например, немецкие философы-материалисты 50-х годов 19 столетия Карл Фогт, Людвиг Бюхнер и др., сводили сознание к материальному субстрату. Так, К.

Фогт писал («Физиологические письма», СПб., 1867г., с. 298): «Все способности, известные под названием душевной деятельности, есть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, что мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…», т.е.

здесь сознание выступает как что-то материальное.

Диалектический материализм утверждает, что сознание является идеальным свойством материального мозга человека.

Процессы мышления происходят на основе материальных нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Сущность сознания заключается в отражении действительности в мозге человека.

Сознание является высшей формой отражения. Предпосылки его существуют в природе – это свойство отражения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_70795_problema-soznaniya-v-razlichnih-filosofskih-sistemah-vopros-o-sushchnosti-soznaniya-v-filosofii-i-estestvoznanii.html

29. Проблема сознания в философии и естествознании

Проблема сознания в философии и естествознании:  Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа

В истории философии: Сознание — особоесостояние, свойственное только человеку.Человек, поскольку он обладает сознанием,наделен душевными страданиями.

Античная философия. Указала наособенность сознания: направленностьсознания на объект (Платон, Аристотель).Объект запечатлевается в разумеаналогично буквам на бумаге.

Разум — былпредставлен как вещь, когда не мыслит- все равно разум, следовательно, разуми сознание существуют независимо другот друга. Когда они встречаются, получаетсязнание. А.Ф.

не рассматривала способностьчеловека рефлексировать (смотреть насамого себя). Эта проблема — в рамкахвосточной философии.

Средневековье. Проблема сознаниякак проблема духа. Сознание — не толькознание о внешнем мире, но и о собственномдуховном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделивчеловека сознанием, обрек его настрадания, т.е.

благодаря сознаниючеловек понимает свою разорванностьмежду материальным бытием и царствомбожьим. Сущность сознания: противостояниенастоящему, прошлому и будущему. Земноймир вечен, неземной-нет, там нет времени.Мы мыслим. Т.к. соотносим время.

МышлениеБога можно соотнести с интуицией.

Новое время. Решалась постепеннымотрешением от Бога. Не Бог, а человеккак начало всего. В мире нет ничего кромечеловека, что дало бы возможность емуреализовать самого себя. Человек самтворит свой мир.

Точку отсчета нужноискать в человеке. Проблема самосознания.Философия Нового времени признаваласознание только как интеллектуальнуюдеятельность человека.

Религиозные имистические компоненты были утеряны,восторжествовала логика.

XX век. Сознание индивида-функциянадындивидуального опыта, знаниясознания. Бытие определяет сознание.Сознание определяется реалиямиобщественной жизни. Сознание индивидаопределяет уровни социально-культурногоразвития общества. Индивидуальноесознание детерминировано.

Маркс показал половину правды.Фрейд-определял сознание биологическимиособенностями человека, разработалструктуру из трех частей: «Я»-эго,суперэго, оно.

Различие подходов Марксаи Фрейда: сознание детерминировано уобоих, но Фрейд не связывал сознаниечеловека с общественными изменениями,сознание определялось психологическимии биологическими потребностями человека.

Маркс: «Человек должен осознать себяпредставителем того или иного класса».Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты,бессознательное, чтобы статьсвободным(психоанализ)».

Вывод:Философы не изобрели того или иногопонимания сознания, они воспроизводилиреальную для них историческую ситуацию,в рамках которой пытались определитьсознание. Сущность (структура) сознанияво все времена философами связываласьсо спецификой мировоззрения(неосознанной).

Проблема природы сознания. Выделимтри основные концепции, в русле которыхдействуют противоборствующие тенденции:1) Существуют ли качественное отличиесознания от физических процессов иявлений? 2) Является ли сознание атрибутомчеловека, либо это явление надчеловечное(космическое)? 3) Как соотносится сознаниеи близкие ему реальности?

Сознание и физические процессы.Актуальность обусловлена тем, что многиефилософы считают, что сознания нет кактакового.

Научный материализм (близко к марксистскойфилософии). Его крайняя форма — физикализм(научный смысл имеют те положения,которые можно перевести на язык физики).»Все есть физическое». Аргументы:- Успехи в моделировании искусственногоинтеллекта. – Генетика. — Воздействиефармакологии на мыслительные способностичеловека. — Связь типа мышления сполушариями мозга.

Т.е. сознание не существует как качественнаяреалия, следовательно, как часть физики.Они говорили: «Философские утвержденияо реальности аналогичны вере в бога»(например, отказ рисковать — трусость,они сводили к методам дисфункции).Физикалисты сродни с вульгарнымматериализмом, их свойство — редукционизм.

Но сам физикализм имеет и положительныестороны, он заставил обратить вниманиена проблемы: Внимание к генетической инейрофизиологической обусловленностипсихики и С.

; прикладные разработки попроблеме «духовное-телесное»(помощьлюдям с дисфункцией); тождество телесногои духовного не было доказано; своеобразиесознания по отношению к физическимматериальным объектам; иногда приопределении С. отрицается его материальныйсубстрат.

Солипсизм-утверждение, что материальныймир-порождение сознания. Является лисознание атрибутом человека? Три подходак решению этого вопроса: 1) С. -космическоеобразование, которое не связано с миромживого. 2) С. — свойство живых организмов.3) С. — атрибут человека.

С. — космическое образование — в религиозныхтечениях, в центре которых космическийразум. Соловьев придерживался этойточки зрения. Соединить божественноеи материальное начала может толькочеловек.

Даниил Андреев: неделимыемонады — носители разума, а это — тончайшаяэнергия материи. С. — явление надчеловеческое- не только проявление божественногоразума (информационное поле, энергияразума и т.д.) Рерих «Живая этика»:нельзя ограничит мысль сферою земной.

Талбот: Вселенная — гигантский разум,мышление-результат взаимодействияполей.

С. — свойство живых организмов.Социобиология: С. — биологическая реакциясамосохранения. Мотивы чувств -биологические. В психике животных естьвоображение, способность к элементарномусчету, могут говорить жестами — существуетсвоеобразная мораль.

С. — атрибут человека. Мистическаяконцепция: С. — тайна человеческой души.Материалистическая концепция: С. -свойство высокоорганизованной материи.

Отражение — основная функция материи(след, информация, материя). Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной (дерево отражаетприродные процессы).

Уровни отражения:отражение неорганической природы -механическое, физическое, химическое(потенциальная информация); отражениев живой природе — раздражимость,чувствительность (активно используетсяинформация); социально-психическаяформа отражения — антропогенный уровень(целенаправленно используется информация)

В чем отличие психической деятельностиживотных от деятельности людей? Животные:заданы алгоритмы поведения, построенияновых форм поведения, свобода деятельностиживотного ограничена. Человек: самсоздает алгоритмы поведения, которыене передаются генетическим путем.

Общественная природа сознания. Человекв процессе общественной жизнедеятельностиприобретает алгоритмы деятельности,которые передаются посредством культуры.

Человек рассматривает любую ситуациюс позиции тех норм, которые в данномобществе уже имеются (зачастуюнеосознанно). Человек как существосознательное должен осознать себя какнечто отличное от всего остального.Т.к.

человек выделяет себя из мира,выявляя свое отношение к миру, посредствомсознательной деятельности может в этотмир вписаться.

Особенности сознания. С. — продуктобщественной трудовой деятельности.Много структурность С. определяетсямного структурностью деятельности.Целеполагающая деятельность С.Творчески-активный характер С.Проектирующая деятельность С. С. каксубъективный образ объективного мира.С. как идеальный образ материальногомира. С.-продукт развития материи.С.

-свойство высокоорганизованной материиС.-функция мозга, которая действует наоснове потребностей человека.С.-материализуется в языке. Язык фиксируетструктуру мысли. Язык возник, когда людистали отличаться от животных свозникновением второй сигнальнойсистемы. Слово-сигнал сигнала. Мышлениенельзя отождествлять с языком, но в речимысль формируется.

Однако, существуетмышление вне языка.

Источник: https://studfile.net/preview/4299566/page:20/

Scicenter1
Добавить комментарий