Процесс формулирования стратегии: Как и многие другие термины из области менеджмента, «стратегия» — это

Формулирование стратегии

Процесс формулирования стратегии: Как и многие другие термины из области менеджмента, «стратегия» — это

Риск применения общих конкурентных стратегий

Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.

Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии — того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.

Однако методы стратегического анализа не могут подменить процесса фундаментального стратегического мышления. слабость формальных методов поиска стратегии в том, что они иг­норируют специфические особенности каждого из видов бизнеса, иногда приводят к слишком общим, абстрактным выводам.

* Одной из специфических черт российского бизнеса является его существенная «утопленностъ» в среду неформальных, вне-законных контактов и отношений.

Частично эта особен­ность уходит корнями в советский период, когда централизо­ванное руководство экономикой не смогло справиться с про­блемой эффективного распределения ресурсов.

Поэтому руко­водителям предприятий приходилось заключать негласные со­глашения о поставках и других хозяйственных действиях. Иначе предприятия просто не имели бы возможности про­должать свою работу.

Другая черта, вернее причина незаконных отношений, от­сутствие необходимых норм хозяйственного права и деловой этики бизнеса в российской экономике.

Третья черта — развращенность сознания людей, ответст­венных за выполнение тех или иных хозяйственных функций, например таможенных, что является следствием двойной морали предшествующего периода.

Руководство западных фирм часто не учитывает именно этот фактор хозяйственной жизни России при разработке стратегии внедрения на российский рынок. Его можно по-разному оценивать, но нельзя игнорировать, иначе успехи фирмы могут быть сведены к нулю, что подтвердили скром­ные итоги деятельности на отечественном рынке некоторых солидных западных фирм и их дилеров. *

Процесс формирования стратегиизаключает в себе три этапа:

1. формирование общей стратегии организации;

2. формирование конкурентной (деловой) стратегии;

3. определение функциональных стратегий фирмы.

Общая стратегия организацииформируется высшим руко­водством. Разработка общей стратегии решает две главные задачи:

=> должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы;

=> необходимо установить конкретную роль каждого из под­разделений фирмы при осуществлении стратегии и опреде­лить способы распределения ресурсов между ними.

Различные варианты общих стратегий были приведены в пара­графе о стратегическом анализе. Для удобства их разнообразие мо­жет быть сведено к трем основным типам: стратегиям стабильности, роста, сокращения. Организация может выбрать один из них или применять определенные сочетания различных типов (что обычно бы­вает характерно для крупных, диверсифицированных компаний).

Стратегия стабильности— сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется круп­ными фирмами, которые доминируют на рынке.

Конкретным вы­ражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) кон­троля и/или наказаний за монополизацию (способ действий, харак­терный для российских фирм-монополистов).

Стратегия роста— увеличение организации, часто через про­никновение и захват новых рынков.

Разновидность стратегии роста:

— вертикальная интеграция;

— горизонтальная интеграция.

https://www.youtube.com/watch?v=iR-VlqpnJpI

Стратегия роста осуществляется тремя способами:

1. поглощение конкурирующих фирм путем аквизиции (приоб­ретения контрольного пакета акций);

2. слияние — объединение на приблизительно равноправных началах в рамках единой организации;

3. совместное предприятие — объединение организаций разных стран для реализации совместного проекта, если он оказы­вается не под силу одной из сторон.

* Например, совместные предприятия России и других стран в рамках исследования космоса — с российской стороны есть богатейший научный потенциал, но не хватает финансовых средств. Большое количество совместных предприятий в Рос­сии действуют по принципу:

иностранный капитал + российские естественные

и специалисты ресурсы,

причем речь идет не о переработке, а в основном о перепро­даже ресурсов. *

Стратегия сокращенияприменяется в тех случаях, когда вы­живание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются следующие.

Стратегия разворотаиспользуется, если организация дей­ствует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки.

Означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излиш­ней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и дальнейший поиск эффективных путей механизма использования ресурсов.

В том случае, когда стратегия разворота принесла поло­жительные результаты, в дальнейшем можно сосредоточиться на стратегии роста.

Стратегия отделенияесли компания включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производит­ся отказ от него — продажа этой деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму.

Стратегия ликвидациив случае достижения критической точки — банкротства — происходят уничтожение организации, рас­продажа ее активов. Наиболее нежелательная из стратегий сокра­щения: создает неудобства и убытки как для собственников (акцио­неров), так и для работников фирмы.

Иногда общую стратегию организации называют портфель­ной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций ор­ганизации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации.

Эффективно распределенные между деловыми подразделения­ми фирмы инвестиции могут создать эффект синэргизма или страте­гического рычага, когда определенные затраты на совокупность раз­личных типов стратегий приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности компании, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между деловыми единицами.

Деловая (конкурентная) стратегияорганизации нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы.

Если организация включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них разрабаты­вает собственную целевую стратегию. Варианты деловых страте­гий охарактеризованы в предыдущем параграфе.

Функциональные стратегииразрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают следующие элементы.

Стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом продукте — от его первоначальной разработки до внедрения на рынке и имеет две разновидности: инновационную стратегию и имитационную стратегию.

Инновационные стратегии, то есть стра­тегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требу­ют больших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превра­щаются в не возместимые для фирмы издержки.

Поэтому более по­пулярными являются имитационные стратегии, которые широко применяются даже в современных высокотехнологичных отраслях, например в компьютерной отрасли.

Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудова­ния, основных элементах производственного процесса, регулиро­вании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производст­венной стратегии являются:

• контроль за издержками;

• повышение эффективности производственных операций.

Маркетинговая стратегиязаключается в определении под­ходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть пред­ложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса мар­кетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, кана­лов распределения и стимулирования сбыта).

Финансовая стратегияответственна за прогнозирование фи­нансовых показателей стратегического плана, оценку инвестицион­ных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов. Более подробно финансовое пред­видение рассмотрено в главе «Финансовое планирование в органи­зации».

Многие организации разрабатывают стратегию управления персоналом (человеческими ресурсами), с помощью которой реша­ются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффек­тивному ведению бизнеса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_88996_formulirovanie-strategii.html

ассистент кафедры менеджмента Цыпленкова М

Процесс формулирования стратегии: Как и многие другие термины из области менеджмента, «стратегия» — это

ассистент кафедры менеджмента Цыпленкова М.В.

студентка 5 курса специальности 080507.65 «Менеджменторганизации»

Самусенко А.Б.

Дальневосточный федеральный университет,Россия

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИИОРГАНИЗАЦИИ

Понятие«стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы XX века, когда проблема реакции нанеожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. До этогосмысл данного понятия был неясен.

Словари не помогали, так как, следуя военномусловоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку о планировании инаправлении движения крупномасштабных военных сил, прежде всего, о передвижениисил в наиболее выгодное положение до фактического боя с врагом». 

Вопросу определения стратегии в настоящеевремя посвящен значительный объем публикаций и учебных пособий как российских,так и зарубежных авторов. Как и многие другие термины из области менеджмента,стратегия — это широко используемое понятие, которое для разных людей имеетразное значение.

Даже общепризнанные преподаватели менеджмента и руководителивысшего звена с трудом могут дать четкое определение этого термина и прийти ккомпромиссу по поводу определения понятия стратегии.

При этом в одном случаерассматриваются в основном отдельные аспектыразработкиили реализациистратегии, что, как правило, являетсянедостаточно исчерпывающим для теоретиков.

Во втором случае, понятие стратегии анализируется всесторонне и носитскорее методологический характер, что, в свою очередь, не находит поддержки упрактиков. Таким образом, можно сделать вывод, что определение стратегии неможет быть универсальным и единственным ввиду сложности данного понятия.

В рамках данного исследования были изучены различныеисточники по стратегическому менеджменту с целью обзора эволюции взглядов на даннуюпроблему и анализа наиболее современных подходов (таблица 1).

Таблица 1 – Определенияпонятия стратегии

АвторВременной периодПонятие стратегии
Альфред Чандлер1962Определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей [9, с.13]
КеннетЭндрюс1971Совокупность целей и задач, а также политика и планы для достижения этих целей и решения задач, сформулированные таким способом, чтобы определить, в какой сфере бизнеса находится или должна находиться компания и какой она является или должна быть [5, с.22]
М. Портер1980-1985Способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны [10, с.111]
Г. Минцберг1987Совокупность пяти определений, пяти «П»: стратегия — план, направление развития; стратегия — принцип поведения, следования определенной модели поведения; стратегия — позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках; стратегия — перспектива, основной способ действий' организации; стратегия — прием, особый маневр с целью обмануть, запутать, перехитрить конкурентов [8, с.31].
Игорь Ансофф1989Набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [1, с.68]
М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури1997Детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить существование миссии организации и достижение целей [7, с.181]
И.Н.Герчикова2003Рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей [3, с.110]
А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд2006План управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей [11, с.54]
А.Гершун, М.Горский2006Складывающийся из нескольких этапов путь, который должна пройти компания от своего нынешнего состояния до того целевого состояния, которое мы планируем и предвосхищаем [4, с.23]
Ф.Котлер, К.Л.Келлер2008План достижения желаемых результатов [6, с.61]
О.С.Виханский2008Генеральное направление действий организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к достижению стоящей перед ней цели [2, с.238]
Грант Роберт2012Планирование способов, посредством которых организация или индивид может достичь поставленных целей [5, с.21]

Наосновании приведенной таблицы можно сделать вывод, что понятие стратегии стечением времени меняется – по мере того, как среда в бизнесе становилась всеболее нестабильной и непредсказуемой, стратегия стала не только концентрироватьсяна детальных планах, но все больше ориентироваться на достижение успеха. Такжеможно сказать, что определения стратегии различных авторов достаточно схожи.Однако одни специалисты в области стратегического менеджмента дают более точноеи ясно сформулированное определение, другие стараются захватить все аспектыэтого сложного понятия.

Так,например, определение стратегии, данное И.Ансоффом, несмотря на свою простоту ипопулярность среди отечественных специалистов в области стратегическогоменеджмента, носит слишком общий характер.

Более того, из первичногоопределения стратегии не ясно, чем стратегия отличается от политики высшегоруководства организации.

Именно поэтому Игорь Ансофф вынужден сразу же послепервичного определения стратегии давать пояснения, вводя в оборот рядвспомогательных терминов, таких как организационная концепция, задания,ориентиры (цели) и ряд других.

Попыткудать наиболее обобщенное определение стратегии предпринимает Г. Минцберг, в которомон объединяет определения многих других авторов.

Однако слишком теоретическийхарактер этого определения стратегии не позволяет использовать его приформулировании базовых моделей стратегического планирования, то естьразработать конкретный практический инструментарий – алгоритм стратегииразвития предприятия. Подобным отличаются и определения таких авторов, как К.Эндрюс, А.Гершун, Р.Грант.

М.Портер рассматривает понятие стратегии с точки зрения конкурентного анализапредприятия. Стратегия для него, прежде всего, — это  способ реакции на внешниевозможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны организации.

Определенияостальных авторов из приведенной таблицы, на наш взгляд, достаточно схожи инаиболее точно определяют содержание понятия стратегии.

Такимобразом, объединив все определения рассматриваемого понятия, можно сказать, чтостратегия – это детальный, всесторонний комплексный план по достижениюдолгосрочных целей и задач организации.

Литература:

1.       Ансофф,И. Стратегическое управление: учебник / И.Ансофф. — М.: Экономика, 1989.

2.       Виханский,О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский – М.: Экономистъ, 2008.– 670с.

3.       Герчикова,И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 512с.

4.       Горшун, А. Технологиисбалансированного управления / А. Горшун. —  М: Олимп Бизнес, 2008. – 409с.

5.       Грант,Р. Современный стратегический анализ / Р. Грант. – СПб: Питер, 2012. – 544с.

6.       Котлер,Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – СПб: Питер, 2008. – 464с.

7.       Мескон,М.Х. Основы менеджмента : учебник / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.:Дело, 2004. — 719с.

8.       МинцбергГ. Стратегический процесс/ Г.Минцберг, Дж.Б.Куини, с.Гошал. – СПб.: Питер,2001. – 684с.

9.       Петров,А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Петров. —  СПб: Питер, 2008. – 496с.

10.   Портер М. Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа стратегий иконкурентов / М.Е. Портер. — М.: Алипина Бизнес Букс, 2005. — 464 с.

11.   Томпсон А.А.Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. / А.А.Томпсон, А.Дж.Стрикленд. – М.:ЮНИТИ, 2001.

Источник: http://www.rusnauka.com/13_EISN_2013/Economics/6_135752.doc.htm

1.1 Формулировка стратегии

Процесс формулирования стратегии: Как и многие другие термины из области менеджмента, «стратегия» — это

Определение понятия «стратегия»

Стратегия — сложное и потенциально мощное оружие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Но это — непростое оружие. Его внедрение и использование обходятся недешево. Однако есть веские доказательства того, что внедрение стратегического управления оправдывает себя с лихвой, особенно для фирмы, оказавшейся в условиях нестабильности.

Но надо сознавать, что стратегия не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, но и требует его изменения. Поэтому сотрудники организации относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.

Понятие стратегия, как известно, очень древнее и происходит оно от греческого strategia. Оно поначалу представляло собой часть военного искусства и охватывало вопросы подготовки и ведения войн, искусство или наука быть полководцем.

Значение полководцев в Древней Греции было очевидным.

История свидетельствует, что наиболее талантливые и удач-ливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

Однако использование понятия стратегии не является исключительной прерогативой древних греков. В Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н.э. уже была написана книга под названием «Искусство стратегии».

Споры по поводу того, кому приписывать авторство — одному человеку или же это так называемое народное творчество — продолжаются по сей день.

Хотя пока большинство исследователей считают, что Сунь-цзы (а именно от его лица написана эта книга) — это реальный исторический персонаж.

Конечно, историческая ясность в вопросах авторства безусловно важна. Но для нас наиболее важным кажется сам факт того, что уже 23 века тому назад понятие стратегии стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей.

Стратегии придавался смысл, который можно сегодня было бы назвать нормой оптимального поведения, будь то организации или же отдельного человека. Сунь-цзы, например, писал: «Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством.

Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт.»

В Древней Греции титул «стратег» означал «руководитель, облеченный высокими полномочиями».

Долгое время под стратегией понималось управление ресурсами. Данная концепция зародилась во 2-й половине 30-х годов текущего столетия в США. Это положило начало разработке конкретных подходов к формированию стратегии.

В научной литературе можно встретить много определений стратегии, понимаемой как искусство проведения больших операций, включающих их подготовку, организацию и использование имеющихся в распоряжении средств таким образом, чтобы в фактически существующих условиях достигнуть поставленной цели.

Научная дисциплина, которая занимается проблематикой стратегии деятельности, носит название стратегического управления.

Помимо всего прочего, стратегическое управление — это еще и трудное искусство управления развитием организации в течение длительного периода времени так, чтобы максимально использовать появляющиеся шансы и избегать угроз, возникающих во внешнем окружении.

По этой причине стратегическое управление является объектом интереса таких научных дисциплин, как экономика, кибернетика, финансы, экономика предприятия, а также теория организации и менеджмент.

Эффективное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики требует, чтобы были определены не только цели и способы их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии.

Таким образом, руководство фирмы должно программировать текущие, оперативные и перспективные задачи фирмы, иными словами, должно разработать целостную концепцию развития своего предприятия и его будущую позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е.

в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию фирмы.

Стратегия фирмы обязательно должна учитывать продуманные долго-временные цели и задачи этой фирмы (новые ценности для ее клиентов: изде-лия, услуги, формы продажи и т.д.

), а также направления вложения тех средств, которые имеются в ее распоряжении и предназначаются для достижения поставленных целей.

Подражание стратегии других фирм вместо создания своей собственной чаще всего не приносит успеха.

В большинстве случаев фирмы не располагают ясной и четко сформулированной стратегией деятельности. На вопрос о стратегии фирмы чаще всего приходится слышать в ответ, что речь идет о развитии, а это не совсем точно. Опыт фирм, которые смогли добиться успеха, свидетельствует о том, что они располагали очень продуманной, выверенной, четко определенной стратегией деятельности.

Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новой роли менеджмента, новых подходах к стратегическому планированию и управлению.

Эволюция термина «стратегия»

Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах ХХ столетия, Но понятие стратегии вошло в лексикон менеджмента лишь в 50-е годы, когда реакция компаний и фирм на неожиданные изменения во внешней рыночной среде приобрела исключительно важное значение.

Вначале смысл понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военной терминологии, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя» или как «планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств».

Это понятие употребляется и в общем смысле, обозначая понятие широких долгосрочных мер или подхода. Оно вошло в лексикон делового управления для обозначения того, что раньше называлось политикой или деловой политикой.

В те дни многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

Долгое время под стратегией подразумевалось управление ресурсами.

Такое понимание восходит к так называемой «кривой опыта», выведенной в 1926 году, которая определяла зависимость затрат на единицу продукции от объемов производства.

«Кривая опыта» породила ряд моделей, основанных на крупномасштабном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции. Самой известной из них является матрица Бостонской консультативной группы.

Чаще всего под стратегией понимают долгосрочные планы высшего ру-ководства по достижению перспективных целей организации.

Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений.

Общим здесь является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса.

На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов (см. табл. 1.1). Рассмотрение эволюции понятия «стратегии» в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание.

Таблица 1.1 — Некоторые определения понятия «стратегия», отражающие усложняющий характер развития подходов по стратегическому управлению

Определение стратегииАвторОсновной подход
1. Стратегия, как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсовА. Чандлер, 1962 г.Долгосрочные цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования организации
2. Стратегия, как метод определения конкурентных целей организацииГарвардская школа бизнеса, 1965 г.Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые компания будет продолжать и/или начнет осуществлять
3. Стратегия, как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороныМ. Портер,1980-1985 гг.Основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса
4. Стратегия, как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровнейИ.Ансофф, 1965 г.; Д.Стейнер, 1977 г., П. Лоранж, 1977 г.,и другие авторыПри разработке стратегии следует выделять корпоративные, деловые и функциональные цели с точки зрения различного их влияния на процессы управления в организации
5. Стратегия, как последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решенийГ. Минцберг, 1987 г.При разработке стратегии основное внимание уделяется формированию планов, которые служат для целей контроля по эффективности достижения стратегических ориентиров
6. Стратегия, как способ определения экономических и неэкономических преимуществ, которые организация намеревается предоставить основным заинтересованным группамСтратегия приобретает социальную направленность и рассматривается с точки зрения корпоративной философии и организационной культуры
7. Стратегия, как способ развития ключевых конкурентных преимуществ организацииГ. Хамель, 1989 г.Основу конкурентоспособности составляют особые способности фирмы и внутренние ресурсы
8. Стратегия, как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельностиА. Томпсон, 1995 г.Стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и реактивной (адаптирующейся)

Многие авторы пытались сформулировать определение понятия «стратегия»:

«Стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач компании и выработка направления действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» (Chandler, 1962);

«Стратегия связана с выработкой долгосрочного направления движения и определением масштаба деятельности компании.

Она также тесно связана с позиционированием организации по отношению к условиям внешней среды и особенно к конкурентам…

Задача стратегии — сформировать максимально возможное устойчивое конкурентное преимущество не путем тактического маневрирования, а на основе принятия общей долгосрочной перспективны» (Faulkner and Johnson, 1992);

«Стратегия компании — это поиск соответствия между внутренними воз-можностями компании и внешней средой» (Кау, 1999).

Майкл Армстронг обобщил предыдущие высказывания и предложил рассматривать стратегию как «констатацию того, какой компания хочет себя видеть, куда она хочет идти и в общих чертах как она собирается это сделать.

Стратегия коммерческого предприятия должна дать ответ на следующие вопросы: «В каком мы бизнесе?», «Как мы собираемся в этом бизнесе зарабатывать деньги?»…

Стратегия — это также констатация намерения, определяющего средства для достижения целей, связанного с долгосрочным распределением значительных ресурсов компании, с гибким соответствием этих ресурсов и способностей особенностям внешнего окружения.

Стратегию можно рассматривать как перспективу в процессе определения ключевых стратегических вопросов и факторов успеха, при этом принимаемые стратегические решения должны быть направлены на создание значительного и долгосрочного влияния на поведение и эффективность компании».

Квинн считает, что стратегия должна:

— содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела; — поддерживать инициативу; — концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте; — предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата; — обозначать скоординированное руководство; — предполагать корректное расписание действий;

— обеспечивать гарантированные ресурсы.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

Довольно трудно оказывается дать однозначное определение понятия стратегии, поскольку оно настолько многогранно, что при даже незначи-тельном изменении угла зрения на него, картина меняется весьма существенно.

Современные исследователи понятия стратегии в общем его определении сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции.

Стратегия — определенная программа действий, разработанная руководством для успешного функционирования организации.

Стратегия — управленческий игровой план ведения дела. Управляющие опираются на стратегию при выдаче распоряжений, приказов, касающихся ведения дел организации.

Вне стратегии немыслимо существование продуманного маршрута следования руководства, внутренняя скоординированность действий по достижению намеченных результатов.

Разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем.

Стратегия — обобщенная модель долгосрочных действий организации, необходимых для достижения поставленных целей.

Стратегия — переход от внутрифирменного управления развитием к долгосрочному, а затем и стратегическому позволяет обеспечить выживание организации.

Стратегия — процесс формулирования долговременных целей и намерений предприятия и выбор надлежащих направлений деятельности, а также соответствующее распределение тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Стратегия — это искусство руководства, общий план ведения работы.

Стратегия — это средство достижения конечного результата.

Стратегия объединяет все части организации в единое целое.

Стратегия охватывает все основные аспекты организации.

Стратегия — это долгосрочный план организации.

Стратегия обеспечивает совместимость всех частей планов организации.

Стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации:

Что из себя представляет наш бизнес сегодня? Каким наш бизнес должен стать завтра? Каковы наши товары, функции, рынки?

Что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Стратегия — это результат анализа сильных и слабых сторон организа-ции, а также определения возможностей и препятствий ее развития.

Стратегия — это заранее спланированная реакция организации на из-менения внешней среды.

Множество определений стратегии можно свести к одному — как уста-новленной на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.

Стратегия как метод достижения стратегических целей организации

Стратегию рассматривают и как общий комплексный план развития организации, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей организации.

Стратегия формируется исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единое направление действий.

Та-ким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений в зависимости от конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.

На практике, говоря о стратегии, руководители компаний часто имеют в виду деятельность, направленную на изменение конкурентоспособности вы-пускаемой продукции (оказываемых услуг) и/или модификацию бизнес-целей, которым следует управленческий персонал компании.

Однако такое понимание стратегии ориентировано на оперативную деятельность, связанную с временным улучшением рыночной позиции компании.

В более широком понимании, стратегия — это долгосрочные управленческие «правила игры», направленные на то, чтобы удовлетворить потребности потребителей лучше остальных конкурентов; укрепить позицию компании в выбранном рыночном сегменте за счет роста имиджа организации; успешно конкурировать по ассортименту и качеству, ценам и сервису в своей отрасли; добиться хорошего исполнения бизнес-функций (внутрифирменной эффективности, качества и своевременности выполнения работ, хорошей управляемости организации).

Таким образом, стратегии необходимо разрабатывать, чтобы:

— эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;
— взаимоувязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.

Следует иметь в виду, что для достижения одних и тех же стратегических целей и задач можно разработать несколько стратегий, выбор которых осуществляется в зависимости от условий внешней среды: рыночной конъюнктуры, конкуренции, политических и социальных событий и др.

Во многом стратегия определяется внутренним стратегическим потенциалом организации и особенностями стратегического видения топ-менеджмента.

При изменении состояния среды, смене руководящего состава организации, других изменениях внутренней и внешней среды происходит переход от одной стратегии к другой.

Исходя из изложенного, стратегия организации — это генеральная программа развития организации, определяющая приоритеты стратегических задач, методы привлечения и распределения ресурсов и последовательность шагов по достижению стратегических целей и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды. задача в стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Реальные стратегии базируются на целях и задачах, конкретизирующих миссию организации. Они представляют собой план действий или путеводитель для организации, обеспечивающий ее стратегическое развитие.

При разработке стратегий определяющим является стратегическое видение высшего руководства, которое заключается в способности не только определять пути и методы достижения поставленных целей, но и интуитивно предугадывать развитие событий во внешней среде.

Однако в реальности предвидение не всегда оказывается оправданным: для обеспечения реализации стратегических задач необходима адекватная реакция на изменение условий рынка, свежие решения конкурентов, новые технологии, модификацию предпочтений потребителей, политические и нормативно-правовые новации, появление новых возможностей, неожиданные критические ситуации.

Поэтому хорошая стратегия — это одновременно и запланированная деятельность, и реакция на изменения обстоятельств (условий реализации запланированных мер).

Вопросы для повторения и закрепления

1. Когда появился термин «стратегия»? 2. Какая дисциплина занимается проблематикой стратегии деятельности? 3. Когда понятие стратегии вошло в лексикон менеджмента? 4.

Какие определения стратегии существуют в настоящее время? 5. Каким требованиям должна отвечать стратегия? 6. На какие ключевые вопросы относительно сущности организации дает ответ стратегия?

7.

Что представляет собой стратегия как план?

Выходные данные учебника:

Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. Учебник. М.А. Чернышев и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 506 с.

Источник: https://port-u.ru/strm1

4.5. Формулирование стратегии

Процесс формулирования стратегии: Как и многие другие термины из области менеджмента, «стратегия» — это

Впроцессе стратегического анализаруководство предприятия склоняется ктой или иной общей стратегии, котораябольше соответствует внешней и внутреннейсреде предприятия.

Вышеизложенныеметоды стратегического анализа являютсястатическими формализованнымикатегориями, и они не могут подменитьтворческого мышления коллектива,ответственного за разработку стратегиипредприятия.

Любая статическая категорияне может учесть флуктуации внешнейнелинейной среды предприятия. Т.е.формализованные методы позволяют датьабстрактные, оторванные от реальностивыводы.

Процессформирование стратегии включает в себятри этапа: формированиеобщей стратегии; формирование конкурентной(деловой) стратегии; установлениефункциональных стратегий.

Общаястратегияформируется высшим руководствомпредприятия (или коллегиально на основепринципа участия).

При этом должны бытьразвернуты основные элементы общейстратегии и установлены конкретныеобязанности и роли между функциональнымиподразделениями предприятия в процессреализации ее.

Выделяют следующие типыобщих стратегий: стратегиястабильности; стратегия роста; стратегиясокращения.Их сущность раскрыта в таблице 5.

Таблица 4.7

Тип общей стратегии

Сущность и характеристики

Стратегия стабильности

Сосредоточение на существующих направлениях предпринимательской деятельности и поддержка их. Применяется крупными предприятиями, доминирующими на рынке. Характерна для предприятий-монополистов (в целях избежать государственного контроля и наказания).

Стратегия роста

Расширение (увеличение) предприятия, чрез проникновение и захват новых ниш рынка. Существует в двух формах: вертикальная интеграция и горизонтальная интеграция.

Стратегия роста осуществляется следующими способами: поглощение конкурирующих предприятий (путем приобретения контрольного пакета акций); слияние – объединение на равноправных началах в рамках единого хозяйствующего субъекта; создание совместного предприятия – объединение предприятий разных стран для реализации совместного проекта.

Стратегия сокращения

Используется в случаях, когда появляется угроза выживания. Ее разновидности: 1.Стратегия разворота – применяется, если предприятие действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения, поиск путей эффективного использования ресурсов.

2.Стратегия отделения – применяется, когда предприятие имеет несколько видов деятельности и один из них работает плохо. Осуществляется отказ от него (продажа единицы бизнеса, стратегической зоны хозяйствования или превращение его в отдельно работающее юрлицо).

3. Стратегия ликвидации — применяется в случае достижения предприятием критической точки – несостоятельности. Происходит ликвидация предприятия. Нежелательная: создает убытки для собственников и работников предприятия.

Общуюстратегию называют портфельной,т.к. она определяет уровень и характеркапиталовложений предприятия,устанавливает размеры вложений в каждуюделовую единицу (стратегическую зонухозяйствования), т.е. формирует состави структуру портфеляпредприятия.

Конкурентная(деловая) стратегия– есть общая идея достижения конкурентныхпреимуществ в будущем каждогостратегического подразделения(стратегической зоны хозяйствования,единицы бизнеса, деловой единицы). Еслипредприятие по своей структуре являетсяодной деловой единицей, то конкурентнаястратегия является частью общейстратегии. Виды конкурентных стратегийохарактеризованы выше.

Функциональныестратегии– это идеи достижения в будущем отдельныхфункциональных подразделений илипространства предприятия.

К ним следуетотнести следующие: производственнаястратегия, стратегия маркетинга,стратегия менеджмента, стратегияуправления персоналом, стратегия НИОКР,финансовая стратегия.

Могут быть и другие, например, стратегияактуальная в современном зависимоммире стратегияэколого-социальной ответственности.

Их сущность раскрытав таблице 4.8.

Таблица 4.8

Функциональныестратегии

Тип функциональной стратегии

Сущность и характеристики

Производственная стратегия

Общие идеи загрузки и расширения имеющей производственной мощности, размещения промышленного оборудования, контроля над издержками и повышения эффективности от производственной деятельности.

Финансовая стратегия

Прогнозирование финансовых показателей и общие идеи по планированию и контролю будущих потоков платежей.

Стратегия маркетинга

Концепция (общая принципиальная модель) проведения маркетингового исследования. Общие идеи формирования вкусов и предпочтений потребителей, а также навязывания им новых товаров, характеризующихся кардинально новыми потребительскими свойствами.

Стратегия менеджмента

Концепция (общая принципиальная модель) управления деятельностью предприятия в современных нелинейных, необратимых и неравновесных условиях функционирования. Идеи по методам и способам управления.

Стратегия управления персоналом

То же, что для стратегии менеджмента, но в аспекте управления персоналом.

Стратегия НИОКР

Принципиальные идеи о создании новой продукции, рассматривая все этапы «экономического цикла жизни машин и технологий». Т.е. разработка инновационной стратегии (стратегия разработки принципиально новой продукции) и имитационной стратегии (придание некоторых новых свойств, характеристик существующей продукции).

Стратегия эколого-социальной ответственности

Концепция (общая принципиальная модель) решения глобальных вопросов, связанных с ответственностью предприятия перед окружающей его эколого-социальной средой.

Данная модель поведения предприятия является не локальной, а сугубо общественной и не не направлена на получения краткосрочной прибыли от его деятельности, а , на создание имиджа , способствующего его стратегическом у процветанию, развитию.

Ограничения,накладываемые при формулированиистратегии:

  1. Величина допустимого риска для хозяйствующего субъекта. Многие предприятия идут только на минимальный или умеренный риск (это вполне логично). В то же время это сужает диапазон выбора стратегий.

  2. Потенциальные навыки и способности предприятия. Например, у предприятия развиты хорошо маркетинговые способности или способности создания нового, но при этом практически отсутствует производственный потенциал. Т.е нет системного подхода в деятельности предприятия, нет структурной взаимосвязи его элементов в пространстве и во времени. Это является существенным ограничением.

  3. Наличие финансовых средств. Своих средств недостаточно, брать заемные – не совсем выгодно для акционеров, т.к. подрывает их интересы. Сужается круг стратегий.

  4. «Узкие места» в инфраструктуре производства. Например, ваша стратегия накладывает существенный отпечаток на деятельность сложившихся каналов поставки комплектующих, сырья, материалов и распределения готовой продукции. Они (поставщики, каналы распределения) не готовы работать так, как диктует предприятию выбранная им стратегия.

  5. Мгновенная реакция со стороны конкурентов (противодействие конкурентов). Аналогичная реакция конкурента на снижение цен на вашу продукцию (ведение «ценовой войны»). Долго в таком режиме предприятия не выдерживает (т.к. это дорого обходится) и отказывается от выбранной заранее стратегии.

Послеэтого как сформулированы все видыстратегий необходимо сформировать самплан, который может быть представлен ввиде структуры, указанной в п.4.2.1.

Вкачестве политикидействийпредприятие представляет конкретныепроекты, программы действий, направленныена реализацию сформулированных стратегий.

Инструментарийстратегического планирования– это конкретный отработанный механизмреализации созданного плана, т.е.воплощения его в жизнь.

Источник: https://studfile.net/preview/3177340/page:6/

Scicenter1
Добавить комментарий