РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ: Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна

Содержание
  1. Работа с дополнительным материалом
  2. № 9. Начало публичного выступления на ТV
  3. № 10. Трудный вопрос
  4. № 17. Принятие важного решения
  5. Подготовка
  6. Начало контакта
  7. 1.1. Интенсивный тренинг коммуникации
  8. 1.2. Введение в стилистику
  9. 1.3. Голосовой тренинг
  10. 2.1. Ролевые игры
  11. 2.2. Навыки косвенного внушения, самовнушения, саморегуляции
  12. 2.3. Навыки влияния
  13. 3.1. Семейная история как ресурс личностного роста
  14. 3.2. Психотехнические навыки работы с переживаниями
  15. 3.3. “Трудные люди” и работа с ними: введение в практическую характерологию
  16. 4.1. Навыки поведения перед камерой
  17. 4.2. Разбор практических ситуаций активными методами
  18. 4.3. Анализ видеоматериалов тренингового курса
  19. 4.4. Завершающее занятие курса
  20. Вместо послесловия
  21. Об авторах
  22. 58 ББК 88 Т 51 Т 51 Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Составители Л. Кроль, Е. Пуртова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 464 с. — (Психология и бизнес).ISBN 5 86375 036 7 (РФ) Эта книга обобщает опыт работы отечественных
  23. Работа с дополнительным материалом
  24. Надо ли обучать «випов»?
  25. Составители Л. Кроль, Е. Пуртова (1) — Документ — стр. 61

VIP-тренинг представляет собой такую картину: из человека, как из клубка, торчит много запутанной разноцветной пряжи, и ни одна из этих ниточек не является самой главной.

Задача состоит в том, чтобы вместе с клиентом терпеливо и любовно — и это очень важная окраска любого действия, любого алгоритма, состоящего из маленьких шагов, — наматывать каждую торчащую из клубка ниточку в маленький клубочек.

“Пряжа” распутывается и упорядочивается за счет того, что в начале идет работа с одним клубочком, потом — с другим, потом — с третьим, после чего возникает возможность совершенно новых конфигураций из той же самой пряжи.

Одним из главных предметов работы может быть разбор каждой “нитки” — микроситуаций, связанных, к примеру, с контактами в офисе, с фантазией и свободными ассоциациями по тому или иному поводу, с выяснением отношений со значимыми для клиента людьми. Важную роль играют тонкие и простые релаксационные упражнения, связанные с телом или голосом. Возможность построить работу с самим собой связана не только с действием, но и с умением создавать паузы между действиями.

Сама эта работа подразумевает достаточно доверительные отношения между тренером и его клиентом, заинтересованность тренера в обучаемом. Люди социально значимые и внутренне напряженные зачастую имеют проблемы с дистанцией.

Тренеру предоставляется возможность одновременно находиться на социально внешней, приемлемой дистанции — и при этом осуществлять сравнительно близкий контакт и выстраивать адекватную дистанцию.

Например, принятие клиентом своих агрессивных фантазий происходит путем признавания их, рассказывания аналогичных историй, принятия клиентом чувств, которые казались ему строго индивидуальными, как более общих. Контакты между тренером и клиентом формируют модель мягкого, бережного взаимодействия.

Важной спецификой работы VIP-тренера является не просто соблюдение конфиденциальности, но еще и “непересечение границ”: тренер не должен вмешиваться в те обстоятельства и вопросы, в которые, испытывая большое уважение и доверие к тренеру, иногда пытается его втянуть клиент. Тренер не должен выходить за пределы зоны своей компетенции. Например, не должен выступать в качестве аналитика или решать кадровые вопросы. Межевыми знаками работы тренера являются самочувствие, успешность, естественность обучаемого.

Работа с дополнительным материалом

Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна создавать внутреннюю зависимость обучаемого от тренера, в некоторых случаях хорошим опосредующим звеном может быть разнообразный дополнительный материал. Работа с таким материалом может иметь следующие формы:

Договоренность о ведении дневника, в котором сам обучающийся оценивает, как он использует полученные в процессе тренинга навыки или каково его самочувствие в сложных ситуациях, в которых тренер не участвует.

Чтение по плану,которое может носить информативный характер, а может выполнять дополнительную функцию расширения сферы понимания обучающимся каких-то процессов, происходящих между людьми.

Раздаточные материалы, которые используются в отсутствие тренера. Они могут носить характер прямых инструкций, причем разрабатываются они с учетом индивидуальных особенностей обучаемого и его рабочего альянса с тренером. Будет ли клиент использовать психотехнические приемы, рекомендованные тренером, зависит от того, в какой степени они подобраны специально “под него”.

Наряду с другими действиями и видами дополнительного материала, в процессе осуществления программы тренинга для VIP-клиентов была создана методика работы с серией тренировочных карточек. Эти карточки — своеобразные алгоритмы действий в типичных для обучающегося ситуациях. Причем их спектр затрагивает не только рабочие моменты, но и планирование времени, и вопросы самочувствия.

Карточки используются в процессе тренинга, обыгрываются, отрабатываются, чтобы потом, в реальной ситуации, мельком проглядев их, клиент мог что-то вспомнить и правильно структурировать общение.

Прорабатывается алгоритм, многоходовость поведения. Отрепетировав на тренинге ситуации, описанные в карточках, клиент будет готов к их возникновению в реальной жизни.

В наборе карточек рассматриваются около 25 ситуаций (можно создать и значительно больше, это зависит от сферы работы клиента).

Вот, например, набор, созданный для работы с одним из клиентов:

1. Просыпание.

2. “Утренняя бодрость”.

3. Расслабление.

4. Уход из публичной ситуации.

5. Переход к покою — вечером наедине с собой.

6. Перед засыпанием.

7. Засыпание.

8. Начало публичного выступления перед аудиторией.

9. Начало публичного выступления на ТV.

10. Трудный вопрос.

11. Неприятный посетитель.

12. “Выход” из важной и успешной ситуации.

13. Десятиминутная пауза между важными ситуациями.

14. Настрой на новую ситуацию после паузы.

15. Если хочется спать среди дня.

16. На длинном заседании.

17. Принятие важного решения.

18. Внезапное событие, нарушившее график.

19. Ситуация “культурного” общения — музей, презентация и др.

20. Уход с совещания — освобождение времени.

21. Спор с соратниками.

22. Выбор внешнего образа для данного дня/ситуации.

23. Приятные семейные обстоятельства.

24. Неприятные семейные проблемы.

25. После сильной выпивки.

26. Ужин/фуршет.

27. Прием отчета подчиненных.

28. Телефонное общение.

29. Личная встреча с журналистами.

Карточки сформулированы на “внутреннем” языке общения тренера с клиентом и многие из них непонятны вне этого контекста. Однако для примера можно рассмотреть некоторые карточки.

№ 9. Начало публичного выступления на ТV

Важно удобно сесть самому, а не так, чтобы тебя усаживали.

Поерзать, ощутив пружину стула, поиграть ногами: напрячь — расслабить.

Удобно уложить руки на столе.

Вздохнуть — выдохнуть, улыбнуться и доброжелательно — несловесно — двинуться к ведущему.

К телекамере и телеведущему отнестись достаточно отстраненно — как к пейзажному фону на картине, где Вы — главная фигура.

Можно — как бы в знак своей силы — взглянуть на ведущего, как тренер на спортсмена.

Поначалу тембр голоса низкий — мимика в целом доброжелательная.

В кармане хорошо бы иметь маленький талисман.

№ 10. Трудный вопрос

Физически медленное движение по изменению внутренней позы.

Ответ должен идти уже из новой позы. Это сродни перегруппировке в боксе.

Начиная говорить, понемногу разогнаться: медленно — медленно — быстрее.

Несколько раз поменять позу, как бы движениями ища ответ.

Психологически неплохо найти в оппоненте что-то положительное или смешное. Представить себе, что он маленький и “сворачивается”, помещаясь в карман.

Расслабиться. Ответ придет сам собой, изнутри.

Трудных вопросов много, а вариантов ответов на них и того больше, в том числе и метафорических, и шутливых, и уклончивых.

Любой публичный диспут — словесное фехтование. Важно уметь держать шпагу, чтобы не выбили. Остальное — дело техники.

№ 17. Принятие важного решения

Исходное состояние: удобная поза, свободное дыхание, закрытые глаза.

Настройка — медитация, глубокий вдох.

Поменять позу, подвигаться на месте, не вставая, и начать мысленно перелистывать варианты решений, как листают отрывной календарь.

Постараться вызвать образ удачного решения и детально представить себе, как чувствуешь себя при этом, как ведут себя люди вокруг, какими голосами говорят.

Продолжать “перелистывание” картинок, образов, мыслей, касающихся возможного стратегического решения.

И, наконец, детализировать решение, разбив его на 10—12 шагов, которые составят алгоритм задуманного.

Вернуться в исходное состояние: вдох-выдох, перемена позы, минутная медитация.

Подготовка

Продолжается 30 секунд — но она очень ВАЖНА.

Поза подвижная, добиться отдельной подвижности верхней и нижней части туловища.

В лице различать центральную часть — “глаза-губы” и периферию — “щеки-скулы-подбородок-лоб”. Осуществить легкие шевеления “периферией” лица. Губы раздвигаются, слегка массируются изнутри; лицо готово к улыбке.

Начало контакта

Взгляд фокусируется на одном-двоих спрашивающих. Отвечать персонально им. На короткое время можно отводить взгляд на камеру, но затем возвращать его на конкретного человека.

После вопроса — короткая пауза. Продумывание — выбирание ответа — читается как уважение к спрашивающему.

После одной-двух фраз — и уж точно после ответа на один вопрос — переступить с ноги на ногу и слегка поменять позу.

После произнесенной формулы, удачного образа, шутки — обязательная пауза. Кроме переступания с ноги на ногу и изменения позы следует менять интонацию. ВАЖНО получать удовольствие от возможности менять свой стиль.

После нескольких ответов — мысленная фраза “Стоп!”. Вопрос к себе: “Как держусь?” — после этого продолжать общение, глядя в глаза спрашивающему.

Глаза можно отводить незадолго до окончания интервью.

Еще раз подчеркнем: таких карточек может быть сколько угодно, и они создаются под конкретный запрос клиента.

Как уже упоминалось, кроме индивидуальной работы с конкретным человеком, обычно занимающей не менее трех часов при встречах, происходящих не реже, чем один раз в неделю, возможна также и групповая работа, например, тренинг акционеров крупного предприятия. Однако в работе с группой возникают сложности — например, абсолютно необходимо, чтобы группа состояла из людей одного ранга. Такая работа с группами сложна, но очень интересна.

Итак, резюмируем: VIP-тренинг — это работа и с внешним обликом (VIP-имидж), и с внутренним состоянием человека, и с его отношениями. Независимо от того, какими методами и приемами пользуется VIP-тренер, объективные критерии успешности занятий таковы:

1. Адекватность презентации себя.

2. Обретение большей естественности и свободы в общении с партнерами и интервьюерами.

3. Улучшение внутреннего самочувствия обучаемого.

4. Эффективность его деятельности и взаимопонимания с сотрудниками и близкими.

5. Большая творческая наполненность и новизна жизни, ощущаемая клиентом.

6. Получение им возможности принимать более эффективные решения за наименьшее время.

В VIP-тренинге тренер следует за клиентом, помогая принять небольшие решения, создавая ему пространство, позволяющее в условиях конфиденциальности обсуждать и решать любые личностные проблемы.

Это обучение внутреннему танцу, который не заметен окружающим, но делает человека гибким и подвижным в реальной жизненной ситуации. Возможные ситуации, которые разбираются в процессе работы, являются моделью реальных жизненных “танцев”.

Задача состоит в том, чтобы для каждого конкретного лица создать свой “танец”.

1.1. Интенсивный тренинг коммуникации

Условием естественного и быстрого развития новых форм поведения является дезавтоматизация сложившихся коммуникативных навыков (что не означает отказа от них, поскольку они могут быть полезны и эффективны, хотя и недостаточны). Эта работа проходит на уровне микроструктуры общения, обычно скрытом от осознавания и наблюдения.

Упражнения, посвященные переходу с автоматического, привычного и оттого стереотипизированного режима поведения в общении к более разнообразному, основанному на поканальной проработке всех выразительных возможностей.

Получение коммуникативного портрета. Клиент получает не только лучше разработанные штрихи к своей манере общения, но и развернутый коммуникативный портрет, являющийся базой для всей последующей работы с имиджем, самочувствием, навыками общения.

1.2. Введение в стилистику

Костюм, его детали, элементы интерьера, рабочий стол, аксессуары.

Чтение стилистических особенностей других людей.

1.3. Голосовой тренинг

Составляющие речевой выразительности (темп, интонационный рисунок, паузы, тембр и т.д.). “Голосовые маски” и настоящий голос. Осознавание индивидуальных особенностей, расширение их спектра, постановка задач дальнейшей работы со специалистом.

2.1. Ролевые игры

Ролевые игры, ролевой тренинг — это групповая форма активного обучения, позволяющая “ввести на поле запасных игроков” — роли, пока еще не нашедшие формы существования в стандартных ситуациях выступления, интервью, доклада, — а также скорректировать имеющиеся формы ролевого поведения, сделать шаг к созданию запоминающегося индивидуального стиля. Техника обмена ролями позволяет ощутить реакцию и восприятие глазами потенциального партнера по общению (зрителя), что повышает уровень понимания, контакта с разными аудиториями.

2.2. Навыки косвенного внушения, самовнушения, саморегуляции

Базовые техники современного недирективного гипноза, самогипноза; элементы постгипнотического внушения, использование образов и метафор в работе с трансовыми состояниями, навыки релаксации и использования измененных состояний сознания как творческого ресурса.

2.3. Навыки влияния

Подстройка и ведение, калибровка, определение ведущей репрезентативной системы партнера и языка дальнейшего общения.

3.1. Семейная история как ресурс личностного роста

Возможность опоры на реальную биографию и стоящую за ней семейную историю — не всегда очевидный, но при этом важнейший пласт успешной реализации зрелой, целостной личности. Не проявляясь в публичных ситуациях прямо, этот ресурс дает личности устойчивость, опору на прошлый опыт, придает персональный смысл достижениям во внешнем, социальном мире.

Он же накладывает свои ограничения в развитии, на бессознательном уровне задает стереотипы поведения и восприятия других людей, нуждающиеся в осознавании или, по меньшей мере, учете, а возможно, и коррекции. Работа с этим материалом усиливает чувство сегодняшней осознанной общности через переживание принадлежности к общему историко-культурному контексту.

3.2. Психотехнические навыки работы с переживаниями

Эмоциональные состояния, возникающие “здесь и теперь” в рабочей ситуации или по поводу ее, часто рассматриваются как помеха, подавляются и блокируются.

Существуют более продуктивные способы обращения с эмоциональным “сопровождением” профессиональной деятельности.

Осознавание и принятие сиюминутных переживаний дает доступ к энергетическому ресурсу, который может быть поставлен на службу делу и его ценностям.

Использование и трансформация непосредственных эмоциональных реакций, переживаний (вместо их простого подавления, ведущего к энергетическим и другим потерям) повышает эффективность социального функционирования.

3.3. “Трудные люди” и работа с ними: введение в практическую характерологию

Тема может быть проработана в рамках двух разных подходов —дидактического и игрового. В первом задаются характеристики основных типов акцентуированных личностей (демонстративной, ригидной, импульсивной, сверхкомфортной и т.д.

) и обсуждаются приемы работы с ними.

Во втором подходе типология “трудных людей” создается непосредственно усилиями клиента, основана на его опыте и вводится через их описание и показ типичного поведения, а приемы вырабатываются средствами ролевой игры.

4.1. Навыки поведения перед камерой

Мышечные и дыхательные зажимы и работа с ними, управление вниманием, использование психотехнических приемов, произвольных визуальных образов, ресурсных ролей и состояний, освоенных в ходе тренинга. запись выступлений и ее анализ. Выявление тенденций в развитии навыков, умений, вариативности ролевого поведения клиента.

4.2. Разбор практических ситуаций активными методами

Среди ситуаций могут быть исключительные или типичные: потеря внимания аудитории, каверзные, провокационные, глупые, повторяющиеся или бестактные вопросы, “негативный лидер” в аудитории, сфабрикованные провокации в зале, поклонники и их назойливое внимание и т.д.

4.3. Анализ видеоматериалов тренингового курса

Выявление тенденций в развитии навыков, умений, вариативности ролевого поведения клиента.

4.4. Завершающее занятие курса

Обсуждение результатов, перспектив, задач дальнейшей работы.

По ходу всего VIP-тренинга клиент постоянно получает раздаточный материал в той или иной форме — дидактические материалы, анкеты и опросники, фото- и видеопробы.

Вместо послесловия

Сделанное главным редактором предложение стать научным консультантом готовящегося сборника было для меня неожиданным.

Последние шесть лет моего трудового психологического пути прошли в пределах одной коммерческой структуры в усердном исполнении роли менеджера по персоналу, с небольшими выходами в соседние фирмы в роли консультанта по управлению и рекрутера.

С наукой вроде бы давно было покончено еще в те годы, когда началась перестройка, и закончилось ее (науки) финансирование из неисчерпаемого и неведомого мне, простому психологу, источника.

С тех пор все научное вызывало во мне снисходительные и ностальгические чувства. Предложение стать научным консультантом издания казалось обузой и капризом главного редактора.

Однако последний был убедителен в своей речи о том, что именно взгляд практика — это и есть в настоящее время тот взгляд, который так необходим пишущему собрату по профессии.

“Ты сама ничего писать не хочешь, так хоть почитай, что другие пишут”, — сказал он мягко, и я почувствовала укоры совести за отлынивание от общественно полезных просветительских работ.

Тут я тяжело вздохнула и обратилась к научному консультанту серии с вопросом, а что же делает научный консультант книги.

“Вообще-то научный консультант — это профессиональный супервизор, который оценивает текст на предмет его соответствия нормам профессионального Супер-Эго”, — авторитетно ответила она.

“Где оно, это профессиональное Супер-Эго в родной стране?!” “Что же тут поделаешь, — философски заметила научный консультант серии, — значит, нужно просто все прочитать и проверить, не употребляют ли авторы термины, которые тебе кажутся общепринятыми, как-нибудь уж очень своевольно”.

Идея сборника казалась мне безусловно благородной и социально полезной, все авторы были известными и весьма уважаемыми, с кем-то вместе пришлось учиться, с кем-то работать, кому-то тренинги заказывать, а у кого-то вообще ходить в студентах. С трепетом ответственности приступила я к чтению текстов, придирчиво оценивая корректность употребления коллегами известных мне терминов.

В ходе чтения возникали чувства. Они были противоречивы. Сильное чувство радости узнавания. Авторы писали так же, как и говорили в жизни, — понятно.

Позиции некоторых были очень близки, позиции других очевидно отличались от моей, как и описываемые приемы работы, однако тоже были понятными. С некоторыми тянуло ввязаться в спор, и по поводу употребления терминов тоже.

Принятое обязательство осуществить миссию научного ОТК вызывало чувство возмущения и мешало читать.

Наконец, труд был завершен. Я доложила научному консультанту серии, что на мой взгляд “сбоку”, “научных” претензий к текстам нет.

Читатели, решайте сами, принимать ли то, что здесь написано, за научную истину, или руководство к действию, или за что-то еще.

В собранных здесь работах я вижу одну из первых попыток рефлексии практического опыта в новой сфере профессиональной деятельности отечественного психолога — сфере организационного консультирования.

Общность профессионального языка, а с ней и точность научных понятий возникнет, по-видимому, позже, когда подобных сборников будет выходить штук по 200 ежегодно. А пока, кто как дышит, так и пишет. А здорово, что дышат и пишут, я так думаю.

Елена Алехина

Об авторах

Белокурова Марина Евгеньевна — кандидат медицинских наук. Директор по развитию Центра обучения персонала “КЛАСС”. Имеет опыт руководства Центром психологии и психотерапии (г.

Ярославль) и опыт руководства службой управления персоналом крупной российской компании. Консультант по построению корпоративного имиджа, связям с общественностью и корпоративной культуре. Психотерапевт.

Автор и ведущий тренинга “Игровая психотерапия”.

Богданов Михаил Юрьевич — кандидат исторических наук. В начале 90-х годов создал и возглавил консалтинговую компанию “БЛМ-Консорт”, являющуюся одним из самых авторитетных агентств в сфере поиска и подбора руководящих кадров и высококвалифицированных специалистов. Президент всероссийской Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) с 1999 г.

Буков Павел Александрович — окончил Ивановский государственный медицинский институт. Получил сертификат мастера-практика НЛП на первом в России мастерском семинаре. Обучался в Институте экзистенциальной и гуманистической психологии (Литва).

Психологическим консультированием и проведением тренингов занимается с 1990 года. Сотрудничает с рядом региональных тренинговых центров, проводя консультационные проекты, корпоративные и наборные тренинги. Член Клуба бизнес-тренеров.

Авторские бизнес-тренинги: “Новые технологии оценки персонала”, “Технологии продаж и предложений”, “Психологическая безопасность в бизнесе”, “Техники внушения в рекламе”.

Гаврилова Ольга Анатольевна — директор по PR Центра обучения персонала “КЛАСС”. Журналист. Автор публикаций в профессиональной и массовой периодической печати. Обладает опытом работы в аппарате управления в бизнес-структурах.

Гинзбург Михаил Романович — доктор психологических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук. Ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, профессор Московского психолого-социального института. Автор программы по эриксоновскому гипнозу. Авторские курсы бизнес-тренингов: “Стрессменеджмент” и “Пришел, увидел, убедил!”.

Дьякова Дина Юрьевна — руководитель службы персонала крупнейшей интернет-компании “Порт.ру”, эксперт по рынку труда сайта “Rabota.ru”, тренер-консультант, закончила факультет психологии МГУ.

Жуков Юрий Михайлович — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ.

Автор более 40 публикаций, в том числе “Эффективность делового общения”, “Диагностика и развитие компетентности в общении” и др. Редактор книги “Введение в практическую социальную психологию”.

Область профессиональных интересов: консультирование по организационному развитию, тренинги, командообразование.

Зарецкий Виктор Кириллович — кандидат психологических наук. С 1975 г. занимается оргконсультированием, работал в сферах: телевидения, науки, управления, образования, дизайна, бизнеса. Обладает опытом работы (с 1993 г.

) в кампаниях по выборам президента (Россия, страны СНГ); губернатора или руководителя республики; мэра города; депутата Государственной Думы; депутата законодательного собрания региона, избирательных блоках в Государственную Думу и Законодательные собрания области.

Имеет авторские разработки в области технологий организационного консультирования и проведения предвыборных кампаний.

Иванов Михаил Аркадьевич — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, автор более 30 научных публикаций, специалист по социальной психологии науки.

Занимается практической психологией с 1978 года: групповая и индивидуальная психотерапия. С 1980 года проводит тренинги руководителей предприятий. С 1993 года профессионально занимается консультированием по организационному развитию. Обучался в США и Германии. Совместно с Д.М.

Шустерманом опубликовал серию статей по теории управления и развития организаций.

Отправить на печать

Источник: http://old.nkozlov.ru/library/s42/d2928/print/?resultpage=18

58 ББК 88 Т 51 Т 51 Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Составители Л. Кроль, Е. Пуртова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 464 с. — (Психология и бизнес).ISBN 5 86375 036 7 (РФ) Эта книга обобщает опыт работы отечественных

РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ: Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна

Книги по разным темамPages:     | 1 |   …

  | 56 | 57 ||

Важной спецификой работы VIP тренера является не просто соблюдение кон фиденциальности, но еще и “непересечение границ”: тренер не должен вме шиваться в те обстоятельства и вопросы, в которые, испытывая большое ува жение и доверие к тренеру, иногда пытается его втянуть клиент.

Тренер не должен выходить за пределы зоны своей компетенции. Например, не должен выступать в качестве аналитика или решать кадровые вопросы. Межевыми знаками работы тренера являются самочувствие, успешность, естественность обучаемого.

РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ Поскольку работа VIP тренера ограничена во времени и не должна создавать внутреннюю зависимость обучаемого от тренера, в некоторых случаях хоро шим опосредующим звеном может быть разнообразный дополнительный мате риал. Работа с таким материалом может иметь следующие формы:

Договоренность о ведении дневника, в котором сам обучающийся оценивает, как он использует полученные в процессе тренинга на выки или каково его самочувствие в сложных ситуациях, в которых тренер не участвует.

VIP тренинг Чтение по плану, которое может носить информативный характер, а может выполнять дополнительную функцию расширения сферы по нимания обучающимся каких то процессов, происходящих между людьми.

Раздаточные материалы, которые используются в отсутствие тре нера. Они могут носить характер прямых инструкций, причем разра батываются они с учетом индивидуальных особенностей обучаемого и его рабочего альянса с тренером. Будет ли клиент использовать психотехнические приемы, рекомендованные тренером, зависит от того, в какой степени они подобраны специально “под него”.

Наряду с другими действиями и видами дополнительного материала, в процес се осуществления программы тренинга для VIP клиентов была создана методи ка работы с серией тренировочных карточек. Эти карточки — своеобразные алгоритмы действий в типичных для обучающегося ситуациях. Причем их спектр затрагивает не только рабочие моменты, но и планирование времени, и вопросы самочувствия.

Карточки используются в процессе тренинга, обыгрываются, отрабатываются, чтобы потом, в реальной ситуации, мельком проглядев их, клиент мог что то вспомнить и правильно структурировать общение. Прорабатывается алгоритм, многоходовость поведения.

Отрепетировав на тренинге ситуации, описанные в карточках, клиент будет готов к их возникновению в реальной жизни. В набо ре карточек рассматриваются около 25 ситуаций (можно создать и значитель но больше, это зависит от сферы работы клиента).

Вот, например, набор, созданный для работы с одним из клиентов:

1. Просыпание.

2. “Утренняя бодрость”.

3. Расслабление.

4. Уход из публичной ситуации.

5. Переход к покою — вечером наедине с собой.

6. Перед засыпанием.

7. Засыпание.

8. Начало публичного выступления перед аудиторией.

9. Начало публичного выступления на ТV.

10. Трудный вопрос.

11. Неприятный посетитель.

12. “Выход” из важной и успешной ситуации.

13. Десятиминутная пауза между важными ситуациями.

14. Настрой на новую ситуацию после паузы.

15. Если хочется спать среди дня.

16. На длинном заседании.

404 Работа с имиджем и другие PR технологии 17. Принятие важного решения.

18. Внезапное событие, нарушившее график.

19. Ситуация “культурного” общения — музей, презентация и др.

20. Уход с совещания — освобождение времени.

21. Спор с соратниками.

22. Выбор внешнего образа для данного дня/ситуации.

23. Приятные семейные обстоятельства.

24. Неприятные семейные проблемы.

25. После сильной выпивки.

26. Ужин/фуршет.

27. Прием отчета подчиненных.

28. Телефонное общение.

29. Личная встреча с журналистами.

Карточки сформулированы на “внутреннем” языке общения тренера с клиен том и многие из них непонятны вне этого контекста. Однако для примера можно рассмотреть некоторые карточки.

№ 9. Начало публичного выступления на ТV Важно удобно сесть самому, а не так, чтобы тебя усаживали.

Поерзать, ощутив пружину стула, поиграть ногами: напрячь — расслабить.

Удобно уложить руки на столе.

Вздохнуть — выдохнуть, улыбнуться и доброжелательно — несловесно — двинуться к ведущему.

К телекамере и телеведущему отнестись достаточно отстраненно — как к пей зажному фону на картине, где Вы — главная фигура.

Можно — как бы в знак своей силы — взглянуть на ведущего, как тренер на спортсмена.

Поначалу тембр голоса низкий — мимика в целом доброжелательная.

В кармане хорошо бы иметь маленький талисман.

№ 10. Трудный вопрос Физически медленное движение по изменению внутренней позы.

Ответ должен идти уже из новой позы. Это сродни перегруппировке в боксе.

Начиная говорить, понемногу разогнаться: медленно — медленно — быстрее.

Несколько раз поменять позу, как бы движениями ища ответ.

VIP тренинг Психологически неплохо найти в оппоненте что то положительное или смеш ное. Представить себе, что он маленький и “сворачивается”, помещаясь в кар ман.

Расслабиться. Ответ придет сам собой, изнутри.

Трудных вопросов много, а вариантов ответов на них и того больше, в том чис ле и метафорических, и шутливых, и уклончивых.

Любой публичный диспут — словесное фехтование. Важно уметь держать шпагу, чтобы не выбили. Остальное — дело техники.

№ 17. Принятие важного решения Исходное состояние: удобная поза, свободное дыхание, закрытые глаза.

Настройка — медитация, глубокий вдох.

Поменять позу, подвигаться на месте, не вставая, и начать мысленно перелис тывать варианты решений, как листают отрывной календарь.

Постараться вызвать образ удачного решения и детально представить себе, как чувствуешь себя при этом, как ведут себя люди вокруг, какими голосами гово рят.

Продолжать “перелистывание” картинок, образов, мыслей, касающихся воз можного стратегического решения.

И, наконец, детализировать решение, разбив его на 10—12 шагов, которые со ставят алгоритм задуманного.

Вернуться в исходное состояние: вдох выдох, перемена позы, минутная меди тация.

№ 29. Личная встреча с журналистами Подготовка Продолжается 30 секунд — но она очень ВАЖНА.

Поза подвижная, добиться отдельной подвижности верхней и ниж ней части туловища.

В лице различать центральную часть — “глаза губы” и перифе рию — “щеки скулы подбородок лоб”. Осуществить легкие шевеле ния “периферией” лица. Губы раздвигаются, слегка массируются из нутри; лицо готово к улыбке.

406 Работа с имиджем и другие PR технологии Начало контакта Взгляд фокусируется на одном двоих спрашивающих. Отвечать пер сонально им. На короткое время можно отводить взгляд на камеру, но затем возвращать его на конкретного человека.

После вопроса — короткая пауза. Продумывание — выбирание от вета — читается как уважение к спрашивающему.

После одной двух фраз — и уж точно после ответа на один воп рос — переступить с ноги на ногу и слегка поменять позу.

После произнесенной формулы, удачного образа, шутки — обяза тельная пауза. Кроме переступания с ноги на ногу и изменения позы следует менять интонацию. ВАЖНО получать удовольствие от возможности менять свой стиль.

После нескольких ответов — мысленная фраза “Стоп!”. Вопрос к себе: “Как держусь” — после этого продолжать общение, глядя в глаза спрашивающему.

Глаза можно отводить незадолго до окончания интервью.

Еще раз подчеркнем: таких карточек может быть сколько угодно, и они созда ются под конкретный запрос клиента.

Как уже упоминалось, кроме индивидуальной работы с конкретным человеком, обычно занимающей не менее трех часов при встречах, происходящих не реже, чем один раз в неделю, возможна также и групповая работа, например, тренинг акционеров крупного предприятия. Однако в работе с группой возни кают сложности — например, абсолютно необходимо, чтобы группа состояла из людей одного ранга. Такая работа с группами сложна, но очень интересна.

Итак, резюмируем: VIP тренинг — это работа и с внешним обликом (VIP имидж), и с внутренним состоянием человека, и с его отношениями. Независи мо от того, какими методами и приемами пользуется VIP тренер, объективные критерии успешности занятий таковы:

1. Адекватность презентации себя.

2. Обретение большей естественности и свободы в общении с партне рами и интервьюерами.

3. Улучшение внутреннего самочувствия обучаемого.

4. Эффективность его деятельности и взаимопонимания с сотрудника ми и близкими.

5. Большая творческая наполненность и новизна жизни, ощущаемая клиентом.

VIP тренинг 6. Получение им возможности принимать более эффективные решения за наименьшее время.

В VIP тренинге тренер следует за клиентом, помогая принять небольшие реше ния, создавая ему пространство, позволяющее в условиях конфиденциальности обсуждать и решать любые личностные проблемы.

Это обучение внутреннему танцу, который не заметен окружающим, но делает человека гибким и подвиж ным в реальной жизненной ситуации. Возможные ситуации, которые разбира ются в процессе работы, являются моделью реальных жизненных “танцев”.

За дача состоит в том, чтобы для каждого конкретного лица создать свой “танец”.

408 Работа с имиджем и другие PR технологии Приложение ПРОГРАММА VIP ТРЕНИНГА* ЦИКЛ 1.1.

Интенсивный тренинг коммуникации Условием естественного и быстрого развития новых форм поведения является дезавтоматизация сложившихся коммуникативных навыков (что не означа ет отказа от них, поскольку они могут быть полезны и эффективны, хотя и не достаточны). Эта работа проходит на уровне микроструктуры общения, обыч но скрытом от осознавания и наблюдения.

Упражнения, посвященные переходу с автоматического, привычного и оттого стереотипизированного режима поведения в общении к более разнообразно му, основанному на поканальной проработке всех выразительных возмож ностей.

Получение коммуникативного портрета. Клиент получает не только лучше разработанные штрихи к своей манере общения, но и развернутый коммуни кативный портрет, являющийся базой для всей последующей работы с имид жем, самочувствием, навыками общения.

1.2. Введение в стилистику Костюм, его детали, элементы интерьера, рабочий стол, аксессуары.

Чтение стилистических особенностей других людей.

1.3. Голосовой тренинг Составляющие речевой выразительности (темп, интонационный рисунок, пау зы, тембр и т.д.). “Голосовые маски” и настоящий голос. Осознавание индиви дуальных особенностей, расширение их спектра, постановка задач дальнейшей работы со специалистом.

* Составлена совместно с Е.Л. Михайловой.

VIP тренинг ЦИКЛ 2.1.

Ролевые игры Ролевые игры, ролевой тренинг — это групповая форма активного обучения, позволяющая “ввести на поле запасных игроков” — роли, пока еще не нашед шие формы существования в стандартных ситуациях выступления, интервью, доклада, — а также скорректировать имеющиеся формы ролевого поведения, сделать шаг к созданию запоминающегося индивидуального стиля. Техника об мена ролями позволяет ощутить реакцию и восприятие глазами потенциально го партнера по общению (зрителя), что повышает уровень понимания, контак та с разными аудиториями.

2.2. Навыки косвенного внушения, самовнушения, саморегуляции Базовые техники современного недирективного гипноза, самогипноза; эле менты постгипнотического внушения, использование образов и метафор в ра боте с трансовыми состояниями, навыки релаксации и использования изме ненных состояний сознания как творческого ресурса.

2.3. Навыки влияния Подстройка и ведение, калибровка, определение ведущей репрезентативной системы партнера и языка дальнейшего общения.

ЦИКЛ 3.1. Семейная история как ресурс личностного роста Возможность опоры на реальную биографию и стоящую за ней семейную исто рию — не всегда очевидный, но при этом важнейший пласт успешной реали зации зрелой, целостной личности.

Не проявляясь в публичных ситуациях прямо, этот ресурс дает личности устойчивость, опору на прошлый опыт, при дает персональный смысл достижениям во внешнем, социальном мире. Он же накладывает свои ограничения в развитии, на бессознательном уровне задает стереотипы поведения и восприятия других людей, нуждающиеся в осознава нии или, по меньшей мере, учете, а возможно, и коррекции.

Работа с этим ма териалом усиливает чувство сегодняшней осознанной общности через пере живание принадлежности к общему историко культурному контексту.

410 Работа с имиджем и другие PR технологии 3.2. Психотехнические навыки работы с переживаниями Эмоциональные состояния, возникающие “здесь и теперь” в рабочей ситуации или по поводу ее, часто рассматриваются как помеха, подавляются и блокиру ются.

Существуют более продуктивные способы обращения с эмоциональным “сопровождением” профессиональной деятельности.

Осознавание и принятие сиюминутных переживаний дает доступ к энергетическому ресурсу, который может быть поставлен на службу делу и его ценностям.

Использование и трансформация непосредственных эмоциональных реакций, переживаний (вместо их простого подавления, ведущего к энергетическим и другим потерям) повышает эффективность социального функционирования.

3.3. “Трудные люди” и работа с ними:

введение в практическую характерологию Тема может быть проработана в рамках двух разных подходов —дидактическо го и игрового.

В первом задаются характеристики основных типов акцентуи рованных личностей (демонстративной, ригидной, импульсивной, сверхком фортной и т.д.) и обсуждаются приемы работы с ними.

Во втором подходе ти пология “трудных людей” создается непосредственно усилиями клиента, осно вана на его опыте и вводится через их описание и показ типичного поведения, а приемы вырабатываются средствами ролевой игры.

ЦИКЛ 4.1. Навыки поведения перед камерой Мышечные и дыхательные зажимы и работа с ними, управление вниманием, использование психотехнических приемов, произвольных визуальных образов, ресурсных ролей и состояний, освоенных в ходе тренинга. запись выс туплений и ее анализ. Выявление тенденций в развитии навыков, умений, ва риативности ролевого поведения клиента.

4.2. Разбор практических ситуаций активными методами Среди ситуаций могут быть исключительные или типичные: потеря внимания аудитории, каверзные, провокационные, глупые, повторяющиеся или бестакт VIP тренинг ные вопросы, “негативный лидер” в аудитории, сфабрикованные провокации в зале, поклонники и их назойливое внимание и т.д.

4.3. Анализ видеоматериалов тренингового курса Выявление тенденций в развитии навыков, умений, вариативности ролевого поведения клиента.

4.4. Завершающее занятие курса Обсуждение результатов, перспектив, задач дальнейшей работы.

По ходу всего VIP тренинга клиент постоянно получает раздаточный мате риал в той или иной форме — дидактические материалы, анкеты и опросники, фото и видеопробы.

Pages:     | 1 |   …   | 56 | 57 || Книги по разным темам

Источник: http://dissers.ru/books/1/7389-58.php

Работа с дополнительным материалом

РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ: Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна

Инструменты развития бизнеса

Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна создавать внутреннюю зависимость обучаемого от тренера, в некоторых случаях хоро­шим опосредующим звеном может быть разнообразный дополнительный мате­риал. Работа с таким материалом может иметь следующие формы:

• Договоренность о ведении дневника, в котором сам обучающийся оценивает, как он использует полученные в процессе тренинга на­выки или каково его самочувствие в сложных ситуациях, в которых тренер не участвует.

• Чтение по плану, которое может носить информативный характер, а может выполнять дополнительную функцию расширения сферы по­нимания обучающимся каких-то процессов, происходящих между людьми.

• Раздаточные материалы, которые используются в отсутствие тре­нера. Они могут носить характер прямых инструкций, причем разра­батываются они с учетом индивидуальных особенностей обучаемого и его рабочего альянса с тренером. Будет ли клиент использовать психотехнические приемы, рекомендованные тренером, зависит от того, в какой степени они подобраны специально «под него».

Наряду с другими действиями и видами дополнительного материала, в процес­се осуществления программы тренинга для VIP-клиентов была создана методи­ка работы с серией тренировочных карточек. Эти карточки — своеобразные алгоритмы действий в типичных для обучающегося ситуациях. Причем их спектр затрагивает не только рабочие моменты, но и планирование времени, и вопросы самочувствия.

Карточки используются в процессе тренинга, обыгрываются, отрабатываются, чтобы потом, в реальной ситуации, мельком проглядев их, клиент мог что-то вспомнить и правильно структурировать общение. Прорабатывается алгоритм, многоходовость поведения.

Отрепетировав на тренинге ситуации, описанные в карточках, клиент будет готов к их возникновению в реальной жизни. В набо­ре карточек рассматриваются около 25 ситуаций (можно создать и значитель­но больше, это зависит от сферы работы клиента).

Вот, например, набор, созданный для работы с одним из клиентов:

1. Просыпание.

2. «Утренняя бодрость».

3. Расслабление.

4. Уход из публичной ситуации.

5. Переход к покою — вечером наедине с собой.

6. Перед засыпанием.

7. Засыпание.

8. Начало публичного выступления перед аудиторией.

9. Начало публичного выступления на TV.

10. Трудный вопрос.

11. Неприятный посетитель.

12. «Выход» из важной и успешной ситуации.

13. Десятиминутная пауза между важными ситуациями.

14. Настрой на новую ситуацию после паузы.

15. Если хочется спать среди дня.

16. На длинном заседании.

17. Принятие важного решения.

18. Внезапное событие, нарушившее график.

19. Ситуация «культурного» общения — музей, презентация и др.

20. Уход с совещания — освобождение времени.

21. Спор с соратниками.

22. Выбор внешнего образа для данного дня/ситуации.

23. Приятные семейные обстоятельства.

24. Неприятные семейные проблемы.

25. После сильной выпивки.

26. Ужин/фуршет.

27. Прием отчета подчиненных.

28. Телефонное общение.

29. Личная встреча с журналистами.

Карточки сформулированы на «внутреннем» языке общения тренера с клиен­том и многие из них непонятны вне этого контекста. Однако для примера можно рассмотреть некоторые карточки.

№ 9. Начало публичного выступления на TV

Важно удобно сесть самому, а не так, чтобы тебя усаживали.

Поерзать, ощутив пружину стула, поиграть ногами: напрячь — расслабить.

Удобно уложить руки на столе.

Вздохнуть — выдохнуть, улыбнуться и доброжелательно — несловесно — двинуться к ведущему.

К телекамере и телеведущему отнестись достаточно отстраненно — как к пей­зажному фону на картине, где Вы — главная фигура.

Можно — как бы в знак своей силы — взглянуть на ведущего, как тренер на спортсмена.

Поначалу тембр голоса низкий — мимика в целом доброжелательная. В кармане хорошо бы иметь маленький талисман.

№ 10. Трудный вопрос

Физически медленное движение по изменению внутренней позы. Ответ должен идти уже из новой позы. Это сродни перегруппировке в боксе. Начиная говорить, понемногу разогнаться: медленно — медленно — быстрее. Несколько раз поменять позу, как бы движениями ища ответ.

Психологически неплохо найти в оппоненте что-то положительное или смеш­ное. Представить себе, что он маленький и «сворачивается», помещаясь в кар­ман.

Расслабиться. Ответ придет сам собой, изнутри.

Трудных вопросов много, а вариантов ответов на них и того больше, в том чис­ле и метафорических, и шутливых, и уклончивых.

Любой публичный диспут — словесное фехтование. Важно уметь держать шпагу, чтобы не выбили. Остальное — дело техники.

№ 17. Принятие важного решения

Исходное состояние: удобная поза, свободное дыхание, закрытые глаза. Настройка — медитация, глубокий вдох.

Поменять позу, подвигаться на месте, не вставая, и начать мысленно перелис­тывать варианты решений, как листают отрывной календарь.

Постараться вызвать образ удачного решения и детально представить себе, как чувствуешь себя при этом, как ведут себя люди вокруг, какими голосами гово­рят.

Продолжать «перелистывание» картинок, образов, мыслей, касающихся воз­можного стратегического решения.

И, наконец, детализировать решение, разбив его на 10—12 шагов, которые со­ставят алгоритм задуманного.

Вернуться в исходное состояние: вдох-выдох, перемена позы, минутная меди­тация.

№ 29. Личная встреча с журналистами

Подготовка

• Продолжается 30 секунд — но она очень ВАЖНА.

• Поза подвижная, добиться отдельной подвижности верхней и ниж­ней части туловища.

Начало контакта

• Взгляд фокусируется на одном-двоих спрашивающих. Отвечать пер­сонально им. На короткое время можно отводить взгляд на камеру, но затем возвращать его на конкретного человека.

• После вопроса — короткая пауза. Продумывание — выбирание от­вета — читается как уважение к спрашивающему.

• После одной-двух фраз — и уж точно после ответа на один воп­рос — переступить с ноги на ногу и слегка поменять позу.

• После произнесенной формулы, удачного образа, шутки — обяза­тельная пауза. Кроме переступания с ноги на ногу и изменения позы следует менять интонацию. ВАЖНО получать удовольствие от возможности менять свой стиль.

• После нескольких ответов — мысленная фраза «Стоп!». Вопрос к себе: «Как держусь?» — после этого продолжать общение, глядя в глаза спрашивающему.

• Глаза можно отводить незадолго до окончания интервью.

Еще раз подчеркнем: таких карточек может быть сколько угодно, и они созда­ются под конкретный запрос клиента.

Как уже упоминалось, кроме индивидуальной работы с конкретным человеком, обычно занимающей не менее трех часов при встречах, происходящих не реже, чем один раз в неделю, возможна также и групповая работа, например, тренинг акционеров крупного предприятия. Однако в работе с группой возни­кают сложности — например, абсолютно необходимо, чтобы группа состояла из людей одного ранга. Такая работа с группами сложна, но очень интересна.

Итак, резюмируем: VIP-тренинг — это работа и с внешним обликом (VIP — имидж), и с внутренним состоянием человека, и с его отношениями. Независи­мо от того, какими методами и приемами пользуется VIP-тренер, объективные критерии успешности занятий таковы:

1. Адекватность презентации себя.

2. Обретение большей естественности и свободы в общении с партне­рами и интервьюерами.

3. Улучшение внутреннего самочувствия обучаемого.

4. Эффективность его деятельности и взаимопонимания с сотрудника­ми и близкими.

5. Большая творческая наполненность и новизна жизни, ощущаемая клиентом.

6. Получение им возможности принимать более эффективные решения за наименьшее время.

В VIP-тренинге тренер следует за клиентом, помогая принять небольшие реше­ния, создавая ему пространство, позволяющее в условиях конфиденциальности обсуждать и решать любые личностные проблемы.

Это обучение внутреннему танцу, который не заметен окружающим, но делает человека гибким и подвиж­ным в реальной жизненной ситуации. Возможные ситуации, которые разбира­ются в процессе работы, являются моделью реальных жизненных «танцев».

За­дача состоит в том, чтобы для каждого конкретного лица создать свой «танец».

Приложение

Для того чтобы бизнес был доходным, требуется учесть множество самых разнообразных факторов. Одним из важнейших считается грамотное распределение работы и обязанностей сотрудников. Сегодня для наиболее эффективного решения таких вопросов существует …

Ця стаття не більше ніж мотиватор і розповідає про те, на скільки хороший заробіток і бізнес в Інтернеті. Я вже більше 5 років заробляю виключно в Інтернеті і це не …

Сложно спорить, что уже через несколько лет количество людей, проводящих свою жизнь в Интернете, увеличится как минимум вдвоем. В этом нет ничего плохого, поскольку благодаря Интернету можно буквально за минуту …

Источник: https://msd.com.ua/instrumenty-razvitiya-biznesa/rabota-s-dopolnitelnym-materialom/

Надо ли обучать «випов»?

РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ: Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна
Леонид Кроль директор Центра подготовки персонала «Класс», тренер, коучер (Москва)

Оглавление журнала

Продолжение.
Начало см.: «Персонал-Микс»,№ 3 (4) 2001 г. С. 72, № 4 (5) 2001 г. С. 62.

Особенности работы VIP-тренера

Картину VIP-тренинга можно представить себе так: из человека, как из клубка, торчит много запутанной разноцветной пряжи, и ни одна из этих ниточек не является самой главной.

Задача состоит в том, чтобы вместе с клиентом терпеливо и любовно — и это очень важная окраска любого действия, алгоритма, состоящего из маленьких шагов, — сматывать каждую торчащую из клубка ниточку в маленький клубочек.

«Пряжа» распутывается и упорядочивается за счет того, что в начале идет работа с одним клубочком, потом — с другим, потом — с третьим, после чего возникает возможность совершенно новых конфигураций из той же самой пряжи.

Одним из главных предметов работы может быть разбор каждой «нитки» — микроситуаций, связанных, к примеру, с контактами в офисе, с фантазией и свободными ассоциациями по тому или иному поводу, с выяснением отношений со значимыми для клиента людьми. Важную роль играют тонкие и простые релаксационные упражнения, связанные с телом или голосом. Возможность построить работу с  самим собой связана не только с действием, но и с умением создавать паузы между действиями.

Сама эта работа подразумевает достаточно доверительные отношения между тренером и его клиентом, заинтересованность тренера в обучаемом. Люди социально значимые и внутренне напряженные зачастую имеют проблемы с дистанцией.

Тренеру предоставляется возможность одновременно находиться на социально внешней, приемлемой дистанции — и при этом осуществлять сравнительно близкий контакт и выстраивать адекватную дистанцию.

Например, принятие клиентом своих агрессивных фантазий происходит путем признания их, рассказывания аналогичных историй, принятия клиентом чувств, которые казались ему строго индивидуальными, как более общих. Контакты между тренером и клиентом формируют модель мягкого, бережного взаимодействия.

Важной спецификой работы VIP-тренера является не просто соблюдение конфиденциальности, но еще и «не пересечение границ»: тренер не должен вмешиваться в те обстоятельства и вопросы, в которые иногда пытается втянуть его клиент, несмотря на большое уважение и доверие к нему. Тренер не должен выходить за пределы зоны своей компетенции. Например, не должен выступать в качестве аналитика или решать кадровые вопросы. Межевыми знаками работы тренера являются самочувствие, успешность, естественность обучаемого.

Работа с дополнительным материалом

Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна создавать внутреннюю зависимость обучаемого от тренера, в некоторых случаях хорошим опосредующим звеном может быть разнообразный дополнительный материал.

Работа с таким материалом может иметь следующие формы:

  • договоренность о ведении дневника, в котором сам обучающийся оценивает, как он использует полученные в процессе тренинга навыки или каково его самочувствие в сложных ситуациях, в которых тренер не участвует;
  • чтение по плану, которое может носить информативный характер, а может выполнять дополнительную функцию расширения сферы понимания обучающимся каких-то процессов, происходящих между людьми;
  • раздаточные материалы, которые используются в отсутствии тренера. Они могут носить характер прямых инструкций, причем разрабатываются они с учетом индивидуальных особенностей обучаемого и его рабочего альянса с тренером. Будет ли клиент использовать психотехнические приемы, рекомендованные тренером, зависит от того, в какой степени они подобраны специально «под него».

Наряду с другими действиями и видами дополнительного материала, в процессе осуществления программы тренинга для VIP-клиентов была создана методика работы с серией тренировочных карточек. Эти карточки — своеобразные алгоритмы действий в типичных для обучающегося ситуациях. Причем их спектр затрагивает не только рабочие моменты, но и планирование времени, и вопросы самочувствия.

Карточки используются в процессе тренинга, обыгрываются, отрабатываются, чтобы потом, в реальной ситуации, мельком проглядев их, клиент мог что-то вспомнить, правильно структурировать общение. Прорабатывается алгоритм, многоходовость поведения.

Отрепетировав на тренинге ситуации, описанные в карточках, клиент будет готов к их возникновению в реальной жизни. В наборе карточек рассматриваются около 25 ситуаций (можно создать и значительно больше, это зависит от сферы работы клиента).

Вот, например, набор, созданный для работы с одним из клиентов:

  1. Просыпание.
  2. Утренняя бодрость.
  3. Расслабление.
  4. Уход из публичной ситуации.
  5. Переход к покою — вечером наедине с собой.
  6. Перед засыпанием.
  7. Засыпание.
  8. Начало публичного выступления.
  9. Начало выступления на ТV.
  10. Трудный вопрос.
  11. Неприятный посетитель.
  12. «Выход» из важной и успешной ситуации.
  13. Десятиминутная пауза между важными ситуациями.
  14. Настрой на новую ситуацию после паузы.
  15. Если хочется спать посреди дня.
  16. Присутствие на длинном заседании.
  17. Принятие важного решения.
  18. Внезапное событие, нарушившее график.
  19. Ситуация «культурного» общения — музей, презентация и тому подобное.
  20. Уход с совещания — освобождение времени.
  21. Спор с соратниками.
  22. Выбор внешнего образа для данного дня/ситуации.
  23. Приятные семейные обстоятельства.
  24. Неприятные семейные проблемы.
  25. После сильной выпивки.
  26. Ужин/фуршет.
  27. Прием отчета подчиненных.
  28. Телефонное общение.
  29. Личная встреча с журналистами.

Карточки сформулированы на «внутреннем» языке общения тренера с клиентом, и многие из них не понятны вне этого контекста. Однако для примера можно рассмотреть некоторые карточки.

    № 9 Начало выступления на ТVВажно удобно сесть самому, а не так, чтобы тебя усаживали. Поерзать, ощутив пружину стула, поиграть ногами: напрячь — расслабить. Удобно уложить руки на столе. Вздохнуть — выдохнуть, улыбнуться и доброжелательно — несловесно — двинуться к ведущему. К телекамере и телеведущему отнестись достаточно отстраненно — как к пейзажному фону на картине, где вы — главная фигура. Можно — как бы в знак своей силы — взглянуть на ведущего, как тренер на спортсмена. Поначалу тембр голоса низкий — мимика в целом доброжелательная.В кармане хорошо бы иметь маленький талисман.

№ 17 Принятие важного решения

Исходное состояние: удобная поза, свободное дыхание, закрытые глаза.Настройка — медитация, глубокий вдох. Поменять позу, подвигаться на месте, не вставая, и начать мысленно перелистывать варианты решений, как листают отрывной календарь.

Постараться вызвать образ удачного решения и детально представить себе, как чувствуешь себя при этом, как ведут себя люди вокруг, какими голосами говорят. Продолжать перелистывание картинок, образов, мыслей, касающихся возможного стратегического решения.

И наконец, детализировать решение, разбив его на 10—12 шагов, которые составят алгоритм задуманного.

Вернуться в исходное состояние: вдох-выдох, перемена позы, минутная медитация.

Источник: https://www.cfin.ru/press/pmix/2001-5/27.shtml

Составители Л. Кроль, Е. Пуртова (1) — Документ — стр. 61

РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ: Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна

б) Поскольку в целом ряде случаев в процессе тренинга желательно участие специалистов по речи, движению или ко-тренеров, владеющих определенными технологиями, VIP-тренинг изначально допускает работу целой команды. При этом эффективность тренинга возрастает, но у тренера возникают дополнительные проблемы взаимодействия в команде.

Отношения с командой будут отнимать много времени и сил: необходимо удерживать общее направление, следить, чтобы ко-тренерами и другими специалистами ставились реалистические задачи, прописать эти задачи для всей команды. Кроме того, клиент, как правило, уже имеет своих консультантов, поэтому тренер должен найти свою роль в этой команде.

Главное, что тренер с самого начала должен обговорить с обучающимся, это степень конфиденциальности работы, то есть в данном случае — в какой мере успехи клиента могут обсуждаться внутри команды.

Необходимо подчеркнуть, что само обсуждение успехов обучаемого можно сделать также и элементом обучения, когда клиент присутствует на “консилиуме” работающих с ним специалистов.

В тех немногих случаях, когда работа все же происходит в групповом контексте, следует помнить, что некоторые задания принципиально не могут быть предназначены для обсуждения в группе, особенно если они затрагивают личностные черты.

При индивидуальной работе задания (особенно если используется материал воспоминаний, сновидений и других глубоко личных переживаний) могут также проводиться в закрытой форме, предполагающей, что обучающийся не делится с тренером содержанием переживаний.

Все чувства и воспоминания очень деликатны, и перед тем, как включать их в работу, тренер должен задать себе вопрос: “До какой степени использование этого материала сдвинет ситуацию в сторону психотерапии и как этого избежать?”. Если тренер использует в работе фрагменты биографии клиента, то, разумеется, биографический материал должен обсуждаться.

Но, возможно, степень доверия, которая нужна при этом, превышает возможности жанра. И в такой ситуации это должно быть технически “отмаркировано”. Например, задание тренера может звучать так: “Подумайте о нескольких ситуациях из Вашего прошлого, в которых проявлялось это Ваше качество, — и решите, какие из них Вы мне рассказывать не будете”.

Такие приемы уменьшают сопротивление, увеличивают защищенность обучаемого, уменьшают установку на “как бы терапию”.

4. Сеттинг тренинга должен диктоваться соображениями эффективности. Для одного обучающегося допустимы занятия на его рабочем месте (при отключенной связи, желательно в нерабочее время), другой при всем желании не может обеспечить необходимую концентрацию на занятии в этих условиях.

Кроме того, для ряда учебных сессий необходимо оборудование — видеокамера, ковер на полу или просто большое зеркало, что не всегда есть на рабочем месте клиента. Еще одна тонкость: у деловых людей зачастую неожиданно изменяются планы — и такие ситуации должны рассматриваться иначе, нежели в психотерапевтической модели.

В любом случае вопрос о месте, длительности и времени проведения тренинга, о возможности изменения планов должен быть обговорен с самого начала. Например, если по взаимной договоренности это будет признано полезным действием, тренер может принять участие в деловой поездке обучаемого, что немыслимо в психотерапевтической ситуации.

Разумеется в этом случае должна быть предварительная договоренность: в качестве кого едет с клиентом тренер, будет ли в поездке время для занятий, возможность и необходимость получения клиентом обратной связи от тренера и прочее.

Особенности работы VIP-тренера

VIP-тренинг представляет собой такую картину: из человека, как из клубка, торчит много запутанной разноцветной пряжи, и ни одна из этих ниточек не является самой главной.

Задача состоит в том, чтобы вместе с клиентом терпеливо и любовно — и это очень важная окраска любого действия, любого алгоритма, состоящего из маленьких шагов, — наматывать каждую торчащую из клубка ниточку в маленький клубочек.

“Пряжа” распутывается и упорядочивается за счет того, что в начале идет работа с одним клубочком, потом — с другим, потом — с третьим, после чего возникает возможность совершенно новых конфигураций из той же самой пряжи.

Одним из главных предметов работы может быть разбор каждой “нитки” — микроситуаций, связанных, к примеру, с контактами в офисе, с фантазией и свободными ассоциациями по тому или иному поводу, с выяснением отношений со значимыми для клиента людьми. Важную роль играют тонкие и простые релаксационные упражнения, связанные с телом или голосом. Возможность построить работу с самим собой связана не только с действием, но и с умением создавать паузы между действиями.

Сама эта работа подразумевает достаточно доверительные отношения между тренером и его клиентом, заинтересованность тренера в обучаемом. Люди социально значимые и внутренне напряженные зачастую имеют проблемы с дистанцией.

Тренеру предоставляется возможность одновременно находиться на социально внешней, приемлемой дистанции — и при этом осуществлять сравнительно близкий контакт и выстраивать адекватную дистанцию.

Например, принятие клиентом своих агрессивных фантазий происходит путем признавания их, рассказывания аналогичных историй, принятия клиентом чувств, которые казались ему строго индивидуальными, как более общих. Контакты между тренером и клиентом формируют модель мягкого, бережного взаимодействия.

Важной спецификой работы VIP-тренера является не просто соблюдение конфиденциальности, но еще и “непересечение границ”: тренер не должен вмешиваться в те обстоятельства и вопросы, в которые, испытывая большое уважение и доверие к тренеру, иногда пытается его втянуть клиент. Тренер не должен выходить за пределы зоны своей компетенции. Например, не должен выступать в качестве аналитика или решать кадровые вопросы. Межевыми знаками работы тренера являются самочувствие, успешность, естественность обучаемого.

РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна создавать внутреннюю зависимость обучаемого от тренера, в некоторых случаях хорошим опосредующим звеном может быть разнообразный дополнительный материал. Работа с таким материалом может иметь следующие формы:

Договоренность о ведении дневника, в котором сам обучающийся оценивает, как он использует полученные в процессе тренинга навыки или каково его самочувствие в сложных ситуациях, в которых тренер не участвует.

Чтение по плану,которое может носить информативный характер, а может выполнять дополнительную функцию расширения сферы понимания обучающимся каких-то процессов, происходящих между людьми.

Раздаточные материалы, которые используются в отсутствие тренера. Они могут носить характер прямых инструкций, причем разрабатываются они с учетом индивидуальных особенностей обучаемого и его рабочего альянса с тренером. Будет ли клиент использовать психотехнические приемы, рекомендованные тренером, зависит от того, в какой степени они подобраны специально “под него”.

Наряду с другими действиями и видами дополнительного материала, в процессе осуществления программы тренинга для VIP-клиентов была создана методика работы с серией тренировочных карточек. Эти карточки — своеобразные алгоритмы действий в типичных для обучающегося ситуациях. Причем их спектр затрагивает не только рабочие моменты, но и планирование времени, и вопросы самочувствия.

Карточки используются в процессе тренинга, обыгрываются, отрабатываются, чтобы потом, в реальной ситуации, мельком проглядев их, клиент мог что-то вспомнить и правильно структурировать общение.

Прорабатывается алгоритм, многоходовость поведения. Отрепетировав на тренинге ситуации, описанные в карточках, клиент будет готов к их возникновению в реальной жизни.

В наборе карточек рассматриваются около 25 ситуаций (можно создать и значительно больше, это зависит от сферы работы клиента).

Вот, например, набор, созданный для работы с одним из клиентов:

1. Просыпание.

2. “Утренняя бодрость”.

3. Расслабление.

4. Уход из публичной ситуации.

5. Переход к покою — вечером наедине с собой.

6. Перед засыпанием.

7. Засыпание.

8. Начало публичного выступления перед аудиторией.

9. Начало публичного выступления на ТV.

10. Трудный вопрос.

11. Неприятный посетитель.

12. “Выход” из важной и успешной ситуации.

13. Десятиминутная пауза между важными ситуациями.

14. Настрой на новую ситуацию после паузы.

15. Если хочется спать среди дня.

16. На длинном заседании.

17. Принятие важного решения.

18. Внезапное событие, нарушившее график.

19. Ситуация “культурного” общения — музей, презентация и др.

20. Уход с совещания — освобождение времени.

21. Спор с соратниками.

22. Выбор внешнего образа для данного дня/ситуации.

23. Приятные семейные обстоятельства.

24. Неприятные семейные проблемы.

25. После сильной выпивки.

26. Ужин/фуршет.

27. Прием отчета подчиненных.

28. Телефонное общение.

29. Личная встреча с журналистами.

Карточки сформулированы на “внутреннем” языке общения тренера с клиентом и многие из них непонятны вне этого контекста. Однако для примера можно рассмотреть некоторые карточки.

9. Начало публичного выступления на ТV

Важно удобно сесть самому, а не так, чтобы тебя усаживали.

Поерзать, ощутив пружину стула, поиграть ногами: напрячь — расслабить.

Удобно уложить руки на столе.

Вздохнуть — выдохнуть, улыбнуться и доброжелательно — несловесно — двинуться к ведущему.

К телекамере и телеведущему отнестись достаточно отстраненно — как к пейзажному фону на картине, где Вы — главная фигура.

Можно — как бы в знак своей силы — взглянуть на ведущего, как тренер на спортсмена.

Поначалу тембр голоса низкий — мимика в целом доброжелательная.

В кармане хорошо бы иметь маленький талисман.

10. Трудный вопрос

Физически медленное движение по изменению внутренней позы.

Ответ должен идти уже из новой позы. Это сродни перегруппировке в боксе.

Начиная говорить, понемногу разогнаться: медленно — медленно — быстрее.

Несколько раз поменять позу, как бы движениями ища ответ.

Психологически неплохо найти в оппоненте что-то положительное или смешное. Представить себе, что он маленький и “сворачивается”, помещаясь в карман.

Расслабиться. Ответ придет сам собой, изнутри.

Трудных вопросов много, а вариантов ответов на них и того больше, в том числе и метафорических, и шутливых, и уклончивых.

Любой публичный диспут — словесное фехтование. Важно уметь держать шпагу, чтобы не выбили. Остальное — дело техники.

17. Принятие важного решения

Исходное состояние: удобная поза, свободное дыхание, закрытые глаза.

Настройка — медитация, глубокий вдох.

Поменять позу, подвигаться на месте, не вставая, и начать мысленно перелистывать варианты решений, как листают отрывной календарь.

Постараться вызвать образ удачного решения и детально представить себе, как чувствуешь себя при этом, как ведут себя люди вокруг, какими голосами говорят.

Продолжать “перелистывание” картинок, образов, мыслей, касающихся возможного стратегического решения.

И, наконец, детализировать решение, разбив его на 10—12 шагов, которые составят алгоритм задуманного.

Вернуться в исходное состояние: вдох-выдох, перемена позы, минутная медитация.

29. Личная встреча с журналистами

Подготовка

Продолжается 30 секунд — но она очень ВАЖНА.

Поза подвижная, добиться отдельной подвижности верхней и нижней части туловища.

В лице различать центральную часть — “глаза-губы” и периферию — “щеки-скулы-подбородок-лоб”. Осуществить легкие шевеления “периферией” лица. Губы раздвигаются, слегка массируются изнутри; лицо готово к улыбке.

Начало контакта

Взгляд фокусируется на одном-двоих спрашивающих. Отвечать персонально им. На короткое время можно отводить взгляд на камеру, но затем возвращать его на конкретного человека.

После вопроса — короткая пауза. Продумывание — выбирание ответа — читается как уважение к спрашивающему.

После одной-двух фраз — и уж точно после ответа на один вопрос — переступить с ноги на ногу и слегка поменять позу.

После произнесенной формулы, удачного образа, шутки — обязательная пауза. Кроме переступания с ноги на ногу и изменения позы следует менять интонацию. ВАЖНО получать удовольствие от возможности менять свой стиль.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/1887771-p61.html

Scicenter1
Добавить комментарий