Расширение производства и эффект масштаба: Если некоторая фирма собирается расширять свое производство, то в

Расширение производства

Расширение производства и эффект масштаба: Если некоторая фирма собирается расширять свое производство, то в

Если у фирмы появляются дополнительные финансовые возможности и она может увеличить свои расходы на покупку ресурсов, фирма переходит на новый, более высокий уровень выпуска. На графике (рис. 5.13) это отразится сдвигом линии бюджетного ограничения вверх по карте изоквант. Каждый раз на новом уров-

Рис. 5.13. Траектория расширения производства фирмы При увеличении средств на производство фирма перемещается на более высокую изокосту и более высокую изокванту.

Точки минимальных затрат на каждом более высоком уровне выпуска образуют траекторию расширения (роста) Е' (график а).

На графике 6 траектория расширения Е» отражает выбор фирмой такой дешевой комбинации факторов, в которой доля капитала по мере увеличения выпуска растет.

не выпуска фирма должна снова находить такую комбинацию факторов, которая позволяет минимизировать издержки для производства нового объема выпуска.

Если цены используемых факторов остаются неизменными при любой производственной программе, выбранной фирмой, тогда линия бюджетного ограничения будет сдвигаться параллельно, касаясь новой изокванты по мере увеличения выпуска.

Соединив все точки касания бюджетных линий с изоквантами, мы получим линию, вдоль которой равновесие фирмы будет перемещаться в направлении —> е2 —> в3, отражая процесс расширения производства (рис. 5.13 а).

Траектория расширения производства фирмы есть геометрическое место оптимальных, минимизирующих издержки комбинаций факторов, которые фирма выбирает на разных уровнях выпуска (при неизменности цен на факторы производства).

На графике (рис. 5.13 а) точками ех, е2, еъ обозначены минимальные затраты на труд и капитал для каждого объема выпуска. Линия, проходящая через эти точки, показывает траекторию расширения (роста) фирмы при заданных ценах на ресурсы.

Траектория расширения производства не обязательно представлена прямой линией. В ходе расширения производства использование некоторых факторов может увеличиваться быстрее, чем других.

Тогда изменившаяся комбинация факторов отразится на структуре издержек на каждом новом уровне выпуска. Так, на втором графике (рис. 5.

13 б) фирма рассматривает в качестве предпочтительного для себя такой фактор, как капитал, и по мере расширения производства фирма тратит больше на капитал и меньше — на труд.

  • 1. Для производства товаров и услуг фирма использует различные ресурсы. Измеренные в стоимостном выражении, они образуют издержки фирмы, ее совокупные затраты.
  • 2. Издержки, связанные с приобретением ресурсов на рынке, называются внешними, или бухгалтерскими, издержками. Издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предпринимателю, называются внутренними издержками. Сумма внутренних и внешних издержек образует экономические издержки. В состав экономических издержек включаются явные (бухгалтерские) издержки и стоимость упущенных фирмой (предпринимателем) возможностей получить доход от использования принадлежащих собственнику фирмы факторов другим способом.
  • 3. В коротком периоде различаются постоянные издержки, т.е. затраты на постоянные факторы производства, и переменные издержки — затраты на переменные факторы производства. Величина постоянных издержек не зависит от объема выпуска. Величина переменных издержек прямо зависит от объема производства. Сумма постоянных и переменных издержек образует общие издержки. В длительном периоде есть только один вид издержек — переменные издержки. Издержки на единицу выпуска составляют средние издержки.
  • 4. Особый вид издержек составляют предельные издержки — приращение общих издержек при увеличении выпуска на одну единицу, МС = ATC/AQ. В коротком периоде предельные издержки равны цене переменного фактора, деленной на предельный продукт фактора:

где PF — цена фактора, MPF — предельный продукт фактора. На графической модели взаимоотношение средних и предельных издержек характеризуется тем, что кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума.

  • 5. Выбирая оптимальное сочетание факторов для данного выпуска, фирма сопоставляет свои бюджетные возможности (бюджетное ограничение) с доступными технологически эффективными способами производства. Оптимума, обеспечивающего минимальные издержки, фирма достигает при равенстве предельной нормы технологической замены факторов отношению их цен, MRTS = w/r. В графической модели этот оптимум соответствует точке касания графика бюджетного множества (изокосты) кривой равного продукта (изокванты).
  • 6. В долгосрочном периоде изменяются все факторы производства, и долгосрочные издержки образуются как ряд последовательных изменений масштаба выпуска в краткосрочном периоде.
  • 7. Эффект от масштаба производства выражается в неизменных, возрастающих или сокращающихся средних долгосрочных издержках. Он может определяться с помощью показателя эластичности издержек производства по выпуску. При Ес = 1 имеет место неизменный эффект; при Ес > 1 — убывающий эффект от масштаба; при Ес

Источник: https://studref.com/430536/ekonomika/rasshirenie_proizvodstva

Эффект масштаба: Главный вопрос при организации бизнеса в промышленности — это вопрос

Расширение производства и эффект масштаба: Если некоторая фирма собирается расширять свое производство, то в
Главный вопрос при организации бизнеса в промышленности — это вопрос о том, какие предприятия окажутся наиболее эффективными: крупномасштабные или мел­кие. Понятия больших и малых масштабов определяются масштабами соответству­ющих рынков.

Этот вопрос является важным потому, что ответ на него определяет, как будет обслуживаться та или иная отрасль — множеством мелких фирм или не­сколькими крупными фирмами.

Математическое свойство производственной функции, позволяющее описать вза­имосвязь между объемом и эффективностью ресурсов, называют эффектом масш­таба.

Это понятие определяет, что происходит с выпуском продукции, когда все ре­сурсы (вводимые факторы) увеличиваются в одной и той же пропорции. Поскольку эффект масштаба предполагает, что все факторы являются переменными, концеп­ция эффекта масштаба является по своему существу долгосрочной.

Производственная функция, для которой пропорциональные изменения всех фак­торов производства вызывают более чем пропорциональное изменение в выпуске продукции, демонстрирует так называемый возрастающий эффект масштаба.

Возрастающий эффект масштаба — это свойство производственного процесса, вы­ражающееся в том, что пропорциональное увеличение каждого фактора дает более чем пропорциональное увеличение выпуска продукции.

Таким образом, если мы удвоим все факторы производства в производственной фун­кции с возрастающим эффектом масштаба, то объем продукции увеличится более чем в 2раза по сравнению с прежним выпуском.

Как будет показано в главах 12 и 14, такие производственные функции благоприятствуют созданию условий, при кото­рых небольшое число фирм удовлетворяет основные потребности соответствующе­го рынка.

Возрастающий эффект масштаба часто возникает в результате наличия больших возможностей у крупных организаций. Адам Смит, доказывая достоверность этого мнения, привел в качестве примера разделение труда в мастерской по производству булавок.

«…Один человек вытягивает проволоку, другой выпрямляет ее, третий разруба­ет, четвертый делает разметку, пятый шлифует верхнюю часть, чтобы насадить го­ловку; двое или трое делают головку… Я увидел небольшое производство… где всего 10 человек могли произвести задень 12 фунтов булавок. В фунте содержится более 4000 тыс.

булавок средних размеров, значит, эти 10 человек могли производить бо­лее 48 000 тыс. булавок задень работы. Таким образом, каждого человека, произво­дящего 1/10 часть из 48 000 тыс. булавок, можно считать производящим 4800 була­вок в день. Но если бы они все работали отдельно и независимо…

то не смогли бьг сделать и 20, а возможно, и ни одной булавки задень…»[55].

В качестве современного образца отрасли с возрастающим эффектом масштаба часто приводится авиационная индустрия. Профессионалы этой отрасли давно под­черкивали, что большее количество рейсов помогает авиационной компании запол­нять каждый рейс, используя все возможные варианты перемещения пассажиров.

Деятельность местных аэропортов также демонстрирует возрастающий эффект масш­таба.

Площадь билетных касс, агенты по продаже билетов, оборудование, обеспе­чивающее резервирование мест, сдачу, получение и транспортировку багажа, по­садку пассажиров, наземные службы, — это все ресурсы, которые используются бо­лее эффективно при высоком, а не при низком масштабе деятельности.

(Кассиры, администраторы, агенты по перевозке и другие работники аэропортов, обслуживая всего лишь несколько рейсов в день, большую часть времени просто бы бездельни­чали.) Более того, как следует из законов больших чисел (см.

главу 6), все операции по обслуживанию, составлению расписания и другие операции по материально-про­изводственному обеспечению полетов более эффективно решаются в крупных масш­табах. Возрастающий эффект масштаба в коммерческом авиатранспорте объясняет тот факт, что за последние 10 лет авиакомпании упрочили свое положение.

Производственная функция, для которой пропорциональное изменение всех фак­торов производства вызывает изменения в тех же пропорциях выпуска продукции, демонстрирует постоянный эффект масштаба.

Постоянный эффект масштаба — свойство производственного процесса, выража­ющееся в том, что пропорциональное увеличение на-единицу фактора производ­ства дает равное пропорциональное увеличение выпуска продукции.

В таких случаях в результате удвоения всех факторов производства выпуск продук­ции также удвоится. В отраслях, где производство осуществляется при постоянном эффекте масштаба, размер предприятия не определяет его эффективности.

Наконец, производственная функция, для которой пропорциональное измене­ние всех факторов вызывает менее чем пропорциональное изменение выпуска про­дукции, демонстрирует убывающий эффект масштаба.

Убывающий эффект масштаба — свойство производственного процесса, выража­ющееся в том, что пропорциональное увеличение каждого фактора дает менее про­порциональное увеличение выпуска продукции.

В данном случае крупный масштаб является помехой, и в отраслях, где произ­водство осуществляется при убывающем эффекте масштаба, вряд ли задействова­ны крупные фирмы. Как мы увидим в главе 11, при постоянном и убывающем эф­фектах масштаба многие продавцы прекрасно сосуществуют в пределах довольно узких рынков.

Производственная функция не обязательно должна демонстрировать один и тот же эффект масштаба на протяжении всего процесса выпуска продукции.

Наоборот, общепризнанной является ситуация, когда при низких уровнях производства действует возрастающий эффект масштаба, за которым при средних уровнях выпу­ска следует постоянный эффект масштаба, а затем — убывающий эффект масштаба при высоких уровнях выпуска продукции. Рассмотрим карту изоквант для такой про­изводственной функции.

Эффект масштаба на карте изоквант

Существует простая взаимосвязь между эффектом масштаба производственной функции и расположением ее изоквант с определенными интервалами1. Рассмот­рим карту изоквант на рис. 9.14.

По мере продвижения по карте изоквант вверх вдоль линии Я каждый фактор производства возрастает в одной и той же пропорции.

Конк-

Возрастающий I Постоянный I Снижающийся эффект I — эффект —► I эффектмасштаба I масштаба I масштабаРис. 9.14. Эффект масштаба на карте изоквантВ районе от А до В производственная функция характеризуется возрастающим эффек­том масштаба: пропорциональные увеличения факторов производства вызывают более чем пропорциональное увеличение выпуска продукции. В районе от В до £ демонстриру­ется постоянный эффект масштаба. Вводимые факторы производства и выпуск продук­ции увеличиваются в одной и той же пропорции. К северо-востоку от Е наблюдается сни­жающийся эффект масштаба: пропорциональное увеличение обоих факторов произ­водства вызывает менее пропорциональное увеличение выпуска продукции.

ретная производственная функция, карта изоквант которой приведена на рисунке, демонстрирует возрастающий эффект масштаба в районе от А до В.

Заметьте, на­пример, что в границах между А и Б оба фактора удваиваются, тогда как выпуск продукции утраивается; подобно этому в границах же между Би В оба фактора про­изводства увеличиваются на 50%, а выпуск продукции увеличивается на 100%.

В области от В до Е эта же производственная функция демонстрирует постоянный эффект масштаба. Обратите внимание, что при переходе от Г к Д оба фактора уве­личиваются на 25% и выпуск продукции также увеличивается на 25%.

Наконец, к северо-востоку от 2Гпроизводственная функция демонстрирует убывающий эффект масштаба. Например, в области от ЕкЖоба фактора увеличиваются на 16,7%, тог­да как выпуск продукции увеличивается всего лишь на 11,1 %.

о

Различие между убывающей отдачей и убывающим эффектом масштаба

Убывающий эффект масштаба не имеет ничего общего с убывающей отдачей. Убы­вающий эффект масштаба характеризует результат при изменении всех факторов производства в некоторых пропорциях.

Напротив, закон убывающей отдачи харак­теризует ситуацию, при которой один фактор изменяется, а все другие остаются не­изменными.

Практика показала, что этот закон в одинаковой степени относится к производственным функциям с возрастающим, постоянным и убывающим эффек­тами масштаба.

Источник: https://all-sci.net/mikroekonomika_702/effekt-masshtaba-242489.html

Расширение производства и оценка его эффективности

Расширение производства и эффект масштаба: Если некоторая фирма собирается расширять свое производство, то в

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кафедраэкономических дисциплин

КУРСОВАЯРАБОТА

по дисциплине«Экономика предприятия»

Тема:«Расширение производства и оценка егоэффективности»»

Выполнил:

Проверил:

Москва 2010

Оглавление

Оглавление 2

Введение 2

Глава 1. Сущность расширения производства 4

1.1. Положительный и отрицательный эффекты расширения производства 5

1.2. Постоянная отдача от расширения производства 11

Глава 2. Особенности расширения производства 15

2.1. Минимально эффективный масштаб производства и структура отрасли 15

2.2. Концентрация производства 19

Глава 3. Расширение производства ОАО «Колос» 24

3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Колос» 24

3.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Колос» 26

Заключение 28

Список литературы 30

Введение

Актуальностьтемы расширения производства обусловленаэкономическим ростом и необходимостьюповышения эффективности современныхпредприятий в условиях возрастающейконкуренции.

Предприятиясамостоятельно планируют свое развитиеи определяют его перспективы развитияисходя из спроса на производимуюпродукцию, работы и услуги. В своейдеятельности предприятия обязаныучитывать интересы потребителя и еготребования к качеству поставляемойпродукции и услуг.

Посколькулюбое производство связано с затратамисырья, электроэнергии, рабочей силы,оборудования, земли и т.д., то в процессепроизводства и реализации продукциипредприятие несет затраты живого иовеществленного труда. Эти затратыназываются издержками производства иобращения. Поэтому производителивынуждены постоянно считать, во сколькоим обойдётся производство того илииного блага.

Анализиздержек фирмы в кратко- и долгосрочномпериодах, является одним из необходимыхусловий при планировании объема выпускапродукции на ближайшее время и перспективу.

Минимизацияиздержек — это одно из средств повышенияприбыли или сокращения убытков, а вконечном счете — обеспечения стабильностии устойчивости положения фирмы в рыночнойэкономике.

Целью курсовойработы является исследование расширенияпроизводства и оценки его эффективности.

В качествеобъекта исследования было выбранодействующее предприятие ОАО «Колос».

Предметомисследования станет оценка эффективностирасширения производства ОАО «Колос»

Для реализацииданной цели были поставлены и решеныследующие задачи:

  • Определить сущность расширения производства;
  • Дать понятие положительного, отрицательного эффекта масштаба производства.
  • Теоретически рассмотреть особенности расширения производства.
  • Дать определение минимально эффективного масштаба производства и концентрации производства.
  • Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Колос»
  • Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Колос»

Структуракурсовой работы определена целью изадачами исследования. Курсовая работасостоит из введения, трех глав, заключенияи списка литературы.

Глава1. Сущность расширения производства

1.1. Положительный иотрицательный эффекты расширенияпроизводства

С точкизрения действующих фирм долговременный период – это период времени достаточнопродолжительный, чтобы изменитьколичества всех занятых ресурсов,включая и производственные мощности.

С точки зрения отрасли, долговременныйпериод включает в себя достаточновремени, чтобы действующие в ней фирмысмогли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы возникнуть ивступить в отрасль.

В отличие от кратковременного периода – периода фиксированных мощностей, долгосрочный – период изменяющихся мощностей.

В течениедлительного периода времени все желательные изменения в структурересурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими её фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственныхмощностей; она может установить новое оборудование или оставить в своёмвладении меньшее количество оборудования.Отрасль в целом также может изменитьсвои масштабы.

Вкачестве гипотетического примерарассмотрим небольшое производственноепредприятие. Сначала предприятиеразвернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешнойэкономической деятельности, все больше и больше расширялось.

Проанализировавиздержки, мы пришли к выводу, чтоминимальными они будут при производствеQ1единиц продукции ежедневно. Криваясредних валовых издержек АТС1,изображена на рис.1. Если предприятиебудет выпускать большее количествопродукции, то его средние валовыеиздержки возрастут.

Рис.1 Средние издержки фирмы в краткосрочноми долгосрочном периодах: АТС1,АТС2,АТС3- кривые средних валовых издержек вкраткосрочном периоде: LАС- кривая средних издержек в долгосрочномпериоде

Такоеповедение кривой АТС1объясняется законом убывающей отдачи(закон убывающей отдачи, англ.

:Law of diminishing returns — один из фундаментальныхэкономических принципов, состоящий втом, что в коммерческом предприятии,производительность которого зависитот нескольких независимых ресурсов(например, трудовых, финансовых, земельныхи т.п.

), затраты на наращивание одногоиз ресурсов при фиксированном количествеостальных будет с определенного моментаприносить все меньшую и меньшуюотдачу). Нивелировать действие законаубывающей отдачи можно только расширивмасштабы производства, открыв новыйцех с новым оборудованием.

На этом новом,более крупном предприятии (криваясредних валовых издержек АТС2)закон убывающей отдачи начнет действоватьпри большем объеме выпуска, и минимальныеиздержки на одну единицу продукциибудут достигнуты при выпуске Q2единиц продукции ежедневно.

Еслимы и дальше будем расширять предприятие,то кривая средних валовых издержек АТС3поднимется вверх и минимальные издержкипри выпуске Q3единиц будут выше, нежели при выпускеQ2единиц продукции.

ДугаLАС,описывающая кривые АТС1,АТС2,АТС3),будет представлять собой кривуюдолгосрочных средних валовых издержекпри разных масштабах производства.Минимальными издержки будут при выпускеQ2единиц продукции ежедневно.

Наосновании всего выше изложенного можносделать следующий вывод: Сначала какое-то время расширение производственныхмощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек.Однако в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к ростуАТС.

Такоеположение кривой средних долгосрочныхиздержек предприятия экономистысвязывают с так называемым положительными отрицательным эффектоммасштаба.Эффект масштаба будет положительным,если при увеличении размеров предприятиясредние издержки уменьшаются, иотрицательным — если они увеличиваются.

Положительныйэффект масштаба.Положитель­ный эффект масштаба (какеще говорят, эффект массового производства,или экономия, обуслов­ленная ростоммасштабов производства). По мере ростараз­меров предприятия целый рядфакторов начинает действовать внаправлении снижения средних издер­жекпроизводства.

Факторыснижения средних издержек производства:

1. Специализациятруда. Повышениеуровня специализации используемоготруда стано­вится возможным по мерероста размеров предпри­ятия.Дополнительный наем рабочих означает,что задания могут быть поделены междуними все более и более дробно.

Вместотого чтобы выпол­нять пять или шестьразличных операций в ходе производственногопроцесса, каждый рабочий мо­жет теперьполучить одно-единственное задание. Втечение всего рабочего дня он можетбыть занят именно той операцией, длявыполнения которой наилучшим образомподходит его квалификация.

На маленькихпредприятиях квалифицированные работникинередко затрачивают до половины свое­говремени на выполнение заданий, нетребующих никакой квалификации. Этоприводит к повышению издержек производства.

Далее,обеспечиваемая ро­стом масштабовпроизводства возможность раз­делениятрудовых операций позволяет рабочимприобрести особенно большой опыт ввыполнении конкретных заданий,закрепленных за ними.

«Ма­стер навсе руки», обремененный пятью илишестью различными заданиями, вряд лисможет стать столь же опытным в каждомиз них. Получив возмож­ностьсосредоточиться на выполнении одногозада­ния, тот же самый рабочий сможетработать гораз­до производительнее.

Наконец, более высокий уро­веньспециализации труда исключает потеривреме­ни на переход рабочего от одногозадания к другому.

2.Специализацияуправленческого персонала.Большие масштабы производства позволяюттакже лучше использовать труд специ­алистовпо управлению благодаря его болееглубо­кой специализации. Руководитель,способный конт­ролировать труд 20рабочих, будет недоиспользо­ватьсяна мелком предприятии, располагающемде­сятком работников.

Производственныйперсонал предприятия мог бы в этомслучае быть удвоен при неизменнойвеличине затрат на содержаниеадмини­стративного аппарата. К томуже мелкие фирмы не способны использоватьтруд специалиста-управлен­ца попрямому назначению.

На маленькомпредпри­ятии специалист по проблемамсбыта может ока­заться вынужденнымделить свое время между раз­личнымиобластями управленческой деятельности— например, маркетингом, управлениемтрудовыми ресурсами и финансами.

Расширение масштаба опе­раций будетозначать, что специалист по маркетин­гусможет полностью посвятить себя контролюза сбытом и распределением продукции,тогда как для выполнения другихуправленческих функций будут дополнительнопривлечены соответствующие специ­алисты.В конечном счете, это приведет к повыше­ниюэффективности и снижению издержекпроизвод­ства единицы продукции.

3.Эффективноеиспользование капитала.Мелкие фирмы зачастую оказываютсянеспособными воспользоваться наиболееэффектив­ным с технологической точкизрения производст­венным оборудованием.

Машины для производства многих видовпродукции можно купить лишь в оченькрупных и крайне дорогих комплектах.Бо­лее того, эффективное использованиеэтого машин­ного оборудования требуетбольших объемов про­изводства.

Значит,только крупные производители могутпозволить себе приобрести и эффективноэкс­плуатировать лучшее оборудование.

Приведемпример. В автомобилестроении на­иболееэффективные методы производствапред­полагают использованиеробототехники и сложней­шегооборудования для сборочных линий.Эффек­тивная эксплуатация этогооборудования требует, по некоторымоценкам, объема производства от 200 тыс.до 400 тыс. автомобилей в год.

Только оченькрупные производители могут позво­литьсебе купить и достаточно эффективноисполь­зовать это оборудование. Мелкиеже производи­тели мечутся между двухогней. Производство автомобилей надругом оборудовании неэффектив­но исвязано, следовательно, с более высокимизатратами на единицу продукции.

Однакои альтер­нативный вариант приобретениянаиболее эффек­тивного оборудованияи недоиспользования его при малом объемепроизводства также неэффективен идорогостоящ.

4.Производствопобочных продуктов.Организатор крупномасштабногопроизводст­ва располагает болееширокими возможностями для производствапобочной продукции, чем мелкая фир­ма.Большая фабрика по упаковке мясаизготавли­вает клей, удобрения,лекарственные препараты и целый ряддругих продуктов из тех отходов, кото­рыеболее мелким производителем были бывыбро­шены за ненадобностью.

Всеэти технологические факторы — повышениеуровня специализации труда рабочих иуправленцев, возможность использованиянаиболее эффективного оборудования иэффективная утилизация отходов — будутвносить свой вклад в снижение издержекпроизводства единицы продукции темпроизводи­телем, который окажетсяспособен расширить мас­штабы своихопераций. Иными словами это можносформулировать так: увеличение количествавсехво­влеченных в производство ресурсов,скажем, на 10% приведет к более чемпропорциональному росту объемапроизводства — например, на 20%; необ­ходимымрезультатом будет снижение АТС.

Отрицательныйэффект масштаба.Однакосо временем расширение фирмы можетпривести к от­рицательным экономическимпоследствиям и, сле­довательно, кросту издержек производства едини­цыпродукции.

Источник: https://works.doklad.ru/view/GNHW8uiVktI.html

2.1. Минимально эффективный масштаб производства и структура отрасли

Объем производства, при котором заканчивается стадия экономичности от масштаба и начинается стадия постоянной отдачи, называется минимально эффективным масштабом производства (MES; minimum efficient scale — англ.).

Минимально эффективный масштаб производства определяет максимально возможное количество эффективно функционирующих предприятий, необходимое для удовлетворения спроса на ту или иную продукцию на национальном, региональном или местном рынке.

MES может измеряться как в единицах выпуска соответствующего товара (тоннах, штуках и т.п.), так и в процентах к объему рынка этого товара. MES оказывает существенное влияние на концентрацию производства.

Если возможно увеличить эффективность функционирования предприятия за счет концентрации управления несколькими производственными единицами (например, заводами, магазинами, мастерскими и т.п.), MES предприятия может оказаться выше MES таких отдельных единиц.

Поэтому показатели MES оказывают существенное, а по мнению многих экономистов — определяющее влияние на тип рынка соответствующего товара, будет ли он монополизирован одним крупным предприятием, или на нем будут действовать несколько или много средних и небольших предприятий.

 Анализируя выше сказанное можно сделать вывод о том, что положительный или отрицательный эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру каждой отрасли.

MES представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

Подчеркнем: если отрезок постоянной отдачи при росте масштабов производства достаточно велик, сравнительно большие и сравнительно малые фирмы могут сосуществовать в одной и той же отрасли и быть одинаково жизнеспособными.

Теперь сравним это с ситуацией, при которой положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный — относительно отдаленным (рис.3). При этом кривая долгосрочных средних издержек будет понижаться на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответственно все большему росту объема продукции).

Рис. 3  Средние издержки фирмы в долгосрочном периоде с продолжительной отдачей от роста масштабов производства: LАС — кривая средних издержек в долгосрочном периоде.

Такова ситуация в автомобилестроительной, алюминиевой, сталелитейной и многих других отраслях тяжелой промышленности.

А это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов.

Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимального эффективного масштаба производства и окажутся нежизнеспособными.

В крайней ситуации получение всего положительного эффекта масштаба может потребовать выхода за пределы существующего рынка и привести к тому, что называют естественной монополией. Естественная монополия, по определению, — это такая рыночная ситуация, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной-единственной фирмы, производящей данный продукт или услугу.

В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный — возникает очень быстро (рис. 4), минимальный эффективный масштаб определяется небольшим объемом производства.

Рис. 3  Средние издержки фирмы в долгосрочном периоде с краткосрочной отдачей от роста масштабов производства: LАС — кривая средних издержек в долгосрочном периоде.

 В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества относительно мелких производителей.

В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие виды розничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные работы. То же самое можно сказать и о многих отраслях легкой промышленности, например хлебопекарной, швейной, обувной.

В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются столь же или даже более эффективными, чем крупномасштабные производители.

2.2. Концентрация производства

Концентрация производства — объективный процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на крупнейших предприятиях в целях постоянного роста массы однородной или технологически связанной продукции. Накопление капитала обеспечивает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства.

Конкуренция и кредит объективно порождают тенденцию к объединению уже функционирующих капиталов. Высокий уровень концентрации производства усиливает процесс концентрации и централизации капитала.

Одним из важнейших условий повышения эффективности любого производства является совершенствование форм его общественной организации – концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем объеме транспортной работы отрасли.

Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение.

Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отрасли между предприятиями разного размера (относительная концентрация).

Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:

  1. концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
  2. концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
  3. концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

С точки зрения основных направлений процесса укрупнения отрасли, концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост отрасли за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.

Централизация означает создание крупных хозрасчетных комплексов при слиянии отдельных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность. Создание производственных объединений на базе действующих предприятий – наиболее быстрый путь усиления концентрации производства.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.

Агрегатная концентрация – это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе. Агрегатная к. непосредственно отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях и развивается только интенсивным путем.

Технологическая концентрация выражает укрупнения цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники, так и путем увеличения количества однотипного оборудования.

Заводская концентрация, которая выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее сложна.

Укрупнение предприятий может осуществляется за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства.

В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.

Организационно-хозяйственная концентрация производства, которая выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий, — это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе реконструкции и технического перевооружения.

Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий.

Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую силу – и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. На крупных предприятиях производительность труда значительно выше, чем на мелких. Так, если производительность труда на предприятиях со среднегодовой численностью персонала до 200 человек принять за 100%, то на предприятиях, где численность персонала от 201-500 человек, она составит 153%, от 501 и более 217%.

Источник: https://student.zoomru.ru/ecoorg/rasshirenie-proizvodstva-i-ocenka-ego/242307.1923883.s2.html

Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

Расширение производства и эффект масштаба: Если некоторая фирма собирается расширять свое производство, то в

Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется тем, что она в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов, которые являются переменными.

Если существует множество комбинаций применения производственных факторов для достижения определенного объема производства, то неизбежно возникает вопрос: какая комбинация из их множества будет самой оптимальной, т.е. позволяющей достичь заданного объема выпуска с минимальными издержками? Так как используемые факторы предприниматель покупает на рынке, то при выборе варианта их сочетания он должен учитывать их рыночные цены.

Предположим, что фирма использует два переменных фактора — труд и капитал. Цена единицы труда РL составляет 2 денежные единицы, цена единицы капитала РK — 3 денежные единицы.

Заданный объем выпуска достигается путем применения таких комбинаций производственных факторов, как 7L и 1К; ЗL и 2К; 2L и ЗК; 1L и 7К.

На основании приведенных данных построим изокванту выпуска Х единиц продукции (рис. 4.5.).

Далее будем рассуждать так: если предприниматель имеет только 3 денежные единицы, то он может приобрести или только 1,5 единицы труда, или только 1 единицу капитала. Обозначим соответствующие точки на осях абсцисс и ординат и соединим их прямой.

Получится изокоста (изокоста значит «равные издержки») 3 денежных единиц. Изокоста это прямая, каждая точка на которой показывает различные комбинации вовлекаемых в производство двух переменных факторов при одинаковых издержках на их приобретение.

Аналогичным образом построим изокосты 6, 9, 12 и 18 денежных единиц. Получится карта изокост (рис. 4.6.).

А теперь совместим изокванту выпуска Х единиц продукции с картой изокост. На рис. 4.7. видно, что изокванта в точке А касается изокосты 12 денежных единиц.

Это значит, что затраты предпринимателя на приобретение производственных факторов будут минимальными при условии, что он приобретает 3 единицы труда и 2 единицы капитала: (2 ден.ед. ´ 3) + (3 ден. ед. ´ 2) = 12 ден.единиц.

Это самое оптимальное сочетание применяемых факторов производства для минимизации издержек на их приобретение.

Если комбинация применяемых факторов (ЗL и 2K)минимизирует издержки при заданном объеме выпуска, то онав то же время максимизирует объем производства при данной сумме издержек. Из рис. 4.8.

видно, что для максимизации объема выпуска фирма применяет комбинацию факторов, соответствующую точке А. Фирма не в состоянии осуществлять объем выпуска, соответствующий изокванте Р2, а тем более Р3, ибо последние ни в одной точке не соприкасаются с изокостой.

Для перехода на более высокие изокванты фирме необходимы дополнительные производственные факторы (труд и капитал).

Если изменяются цены на используемые факторы, то изменяется и комбинация этих факторов, обеспечивающая производство заданного объема продукции с наименьшими издержками. Предположим, что в данном производственном процессе используются два фактора — труд и капитал (рис. 4.9.

). Объем выпуска составляет 50 единиц. При первоначальной изокосте А фирма минимизирует свои издержки в точке D1, применяя L1 единиц труда и К2единиц капитала. В этом случае ее затраты на приобретение производственных факторов составляют 500 денежных единиц в неделю.

При увеличении цены капитала к неизменной цене труда фирме целесообразно осуществить технологическую замену капитала трудом. Однако теперь суммы в 500 денежных единиц уже не достаточно, чтобы сохранить тот же объем производства, т.е. остаться на прежней изокванте.

Новая изокоста В не соприкасается с изоквантой выпуска 500 единиц продукции ни в одной точке. Необходимо увеличение расходов. Рост затрат на приобретаемые производственные факторы перемещает изокосту Вправо, т.е. в положение С, где она входит в соприкосновение с изоквантой в точке D2.

В этой точке, соответствующей L2 единицам труда и K1 единицам капитала, фирма будет минимизировать свои возросшие издержки. Угол наклона изокосты увеличился.

Угол наклона изокосты равен отношению цены единицы капитала к цене единицы труда.

Угол наклона изокванты определяется отношением предельного продукта капитала к предельному продукту труда. А так как в точке А (рис. 4.7.

) обе эти линии имеют одинаковую крутизну, то можно утверждать, что в данной точке соотношение предельных продуктов капитала и труда равно соотношению цен единиц соответственно капитала и труда:

MPK/MPL = РК/ РL (4.1)

Известно, что предельная норма технологического замещения капитала трудом равна соотношению предельных продуктов капитала и труда:

MRTS = MPK/MPL(4.2)

Преобразовав формулу (4.1) с учетом формулы (4.2), получим

МРK/РK = MPL/ РL (4.3)

Отсюда следует, что для миниминизации своих издержек (при заданном объеме производства) фирме целесообразно замещать один фактор другим до тех пор, пока отношение предельного продукта каждого из факторов к цене единиц данных факторов не составит равную для всех вовлекаемых факторов величину. Иными словами, уравнение (4.3) показывает, что при минимальных суммарных издержках каждая дополнительная денежная единица затрат на производственные факторы добавляет одинаковое количество выпускаемой продукции. Фирма минимизирует свои издержки тогда, когда затраты на производство дополнительной единицы продукции одни и те же независимо от того, какой дополнительный производственный фактор применяется. Издержки фирмы зависят от объема выпуска продукции. Каждому объему соответствует своя комбинация применяемых факторов, минимизирующая совокупные издержки фирмы.

На рис. 4.10. изображено несколько изоквант, соответствующих указанным объемам выпуска.

Минимальные затраты на производство каждого указанного объема производства соответствуют точкам касания (А, В, С, D, Е) изоквант и изокост.

Соединив между собой эти точки, получим траекторию роста F, которая показывает изменение используемых фирмой переменных факторов по мере увеличения объема выпуска.

Рис. 4.10. Траектория роста

Так как в долгосрочном периоде переменный характер всех применяемых факторов позволяет фирме использовать самые оптимальные варианты их сочетания, то это непременно отразится на величине и динамике изменения ее средних издержек.

Итак, фирма решила увеличить объем производства, расширить свои мощности.

Что будет происходить с ее средними общими издержками (АТС)? Скорее всего, на начальном этапе расширения производства они будут снижаться, а затем, когда в производство будут вовлекаться все новые и новые мощности, общие издержки станут возрастать.

Для объяснения такой закономерности рассмотрим особенности построения кривой долгосрочных средних общих издержек АТС, или так называемой плановой кривой.

На рис. 4.11. представлены пять различных вариантов (I—V) размеров предприятия, рассчитанных на производство различных объемов продукции при наименьших средних общих издержках АТС. Эти варианты фирма может рассматривать как ступени своего роста.

На каких-то промежутках (ступенях) своей деятельности она не меняет производственных мощностей, а использует то, что имеется, т.е. можно полагать, что на каждой ступени фирма функционирует в краткосрочном периоде.

Поэтому кривая, описывающая ее издержки на данном этапе, будет кривой краткосрочных средних общих издержек.

Кривая средних общих издержек АТС1 описывает краткосрочные средние издержки применительно для самого малого из рассматриваемых предприятий. Это значит, что если предприниматель ставит цель получить объем продукции, не превышающий 20 единиц, то он выберет именно этот вариант.

Конечно, данный объем продукции мог бы быть произведен и на предприятии больших размеров, но в таком случае средние общие издержки увеличились бы, ибо большие производственные мощности оказались бы недоиспользованными.

Значит, выбор второго варианта размера предприятия предполагает расширение объема выпуска в параметрах между 20 и 30 единицами продукции.

Рис. 4.11. Кривая долгосрочных средних издержек фирмы

Подобные рассуждения можно продолжить и далее. На рис. 4.11. кривая ATC5 описывает издержки применительно к самому большому из рассматриваемых вариантов размеру предприятия с объемом выпуска 60 и более единиц. Все точки кривых краткосрочных АТС до точек пересечения друг с другом (на рис. 4.11.

эти участки кривых выделены в виде утолщенных линий) будут одновременно принадлежать также кривой долгосрочных АТС для данной фирмы. Каждой точке на кривой долгосрочных АТС соответствует конкретный объем производства предприятия со своей собственной кривой АТС. На рис. 4.11.

показаны не все кривые краткосрочных АТС, лежащие в основе изображенной кривой долгосрочных АТС, однако существует множество таких кривых. Кривая долгосрочных АТС для всех пяти вариантов размера предприятий состоит из участков краткосрочных АТС, соответствующих минимальным затратам для каждого данного объема выпуска. Она является огибающей для всех возможных кривых краткосрочных АТС.

Кривая долгосрочных АТС показывает наименьшие издержки производства любого заданного объема выпуска при условии, что фирма располагала необходимым временем для изменения всех своих производственных факторов.

Из рис. 4.11. видно, что наращивание производственных мощностей на предприятии будет сопровождаться снижением средних общих издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров предприятия, соответствующих третьему варианту. Дальнейшее наращивание объемов производства будет сопровождаться повышением долгосрочных средних общих издержек.

Почему так происходит? Почему кривая долгосрочных АТС имеет дугообразную форму? Законом убывающей отдачи это явление объяснить нельзя, ибо условием его действия является постоянство хотя бы одного из применяемых производственных факторов. Нам известно, что в долгосрочном периоде изменяться могут все факторы. Динамику кривой долгосрочных средних общих издержек можно объяснить при помощи так называемого эффекта масштаба производства.

Изменение фирмой параметров своей деятельности, переход от одного варианта размеров предприятия к другому получил в теории название изменения в масштабе производства. Реакция долгосрочных средних издержек на изменение масштаба производства может быть различной. Поэтому отмечается положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства.

Положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия можно выделить целый ряд факторов, определяющих снижение средних издержек производства:

1 .Специализация труда. Дополнительный наем рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними все более дробно.

Вместо того чтобы выполнять пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый рабочий может теперь получить одно задание. В течение рабочего дня он может быть занят именно той операцией, для выполнения которой наилучшим образом подходит его квалификация.

На маленьких предприятиях квалифицированные работники нередко затрачивают до половины своего времени на выполнение заданий, не требующих никакой квалификации. Это приводит к повышению издержек производства.

Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Здесь также уменьшаются потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.

2. Специализация управленческого персонала. Большие масштабы производства позволяют лучше использовать труд руководящего состава благодаря его более глубокой специализации.

Руководитель, способный контролировать, например, труд 20 рабочих, будет недоиспользоваться на мелком предприятии, располагающем десятком рабочих. Производственный персонал предприятия мог бы в этом случае быть удвоен при неизменной величине затрат на содержание административного аппарата.

К тому же мелкие фирмы не способны использовать труд специалистов-управленцев по прямому назначению. На маленьком предприятии специалист по проблемам сбыта может оказаться вынужденным «делить» свое время между различными областями управленческой деятельности.

Специализация управленческого персонала в конечном счете приводит к повышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции.

3. Эффективное использование капитала. Мелкие фирмы часто оказываются неспособными воспользоваться высокотехнологическим оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого оборудования требует больших объемов производства.

Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование. Например, в автомобилестроении наиболее эффективные методы производства предполагают использование робототехники и сложнейшего оборудования для сборочных линий.

Эффективная эксплуатация этого оборудования требует, по некоторым оценкам, объема производства от 200 до 400 тыс. автомобилей в год.

4. Производство побочных продуктов. Организатор крупномасштабного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма.

Большая фабрика по разделке и упаковке мяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.

Все выше приведенные технологические факторы вносят свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции у тех производителей, которые окажутся способными расширить масштабы своего производства.

Отрицательный эффект масштаба состоит в том, что со временем расширение фирм может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы продукции. Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями.

На небольшом предприятии один единственный старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия.

Благодаря небольшим размерам фирмы этот администратор хорошо представляет себе весь производственный процесс и может поэтому быстро войти в курс любого направления деятельности фирмы, легко «переварить» информацию, полученную от своих подчиненных, и выработать четкое и эффективное решение.

Однако благополучная картина меняется по мере роста размеров фирмы. Уровни управления, разделяющие административный аппарат и собственно процесс производства, становятся все более многочисленными; высшее руководство оказывается существенно отдалено от действительного производственного процесса на предприятии.

Ответственность приходится делегировать большому количеству вице-президентов. Разрастание аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу.

В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства.

Итак, суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширение объема выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в других — их увеличением.

Такое обстоятельство оказывает существенное влияние на структуру той или иной отрасли. Чтобы уяснить это воздействие, вводится понятие минимального эффективного масштаба(MES),т.е.

наименьшего объема производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние общие издержки.

Выбор оптимального размера предприятия будет зависеть от того, какая ситуация складывается с долгосрочными средними общими издержками.

Если наблюдается тенденция снижения последних с увеличением объема выпуска и если этот временной интервал достаточно продолжителен, то наибольшую эффективность продемонстрируют крупные фирмы, ибо они обладают возможностью наиболее полно использовать последствия положительного эффекта масштаба.

Если же положительный эффект масштаба по временной продолжительности является относительно небольшим и быстро сменяется отрицательным эффектом, то эффективнее других будут выглядеть небольшие фирмы, ибо они в состоянии оперативно вносить необходимые коррективы в свою хозяйственную политику. Значителен удельный вес производства малых фирм в сельскохозяйственной отрасли, сфере услуг и некоторых отраслях легкой промышленности.

В случае достаточной продолжительности временного интервала с постоянной отдачей от применяемых производственных факторов, когда положительный эффект масштаба уже себя исчерпал, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не достигнуты значительные объемы производства, одинаково эффективными окажутся и крупные и небольшие фирмы.

Нельзя полагать, что во всех случаях расширение объемов выпуска будет сопровождаться четко прослеживаемой сменой названных временных интервалов. Практика показывает, что для некоторых отраслей (например, для обрабатывающей) типична относительная продолжительность положительного эффекта масштаба при условии больших объемов выпуска.

В целом следует заключить, что структура отрасли зависит не только от условий формирования долгосрочных средних издержек, характерных именно для данной отрасли, но и от роли государственной экономической политики, места национальной экономики в системе международного разделения труда и ряда других факторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_18555_izderzhki-proizvodstva-v-dolgosrochnom-periode-effekt-masshtaba.html

Глава 2. Эффект масштаба производства

Расширение производства и эффект масштаба: Если некоторая фирма собирается расширять свое производство, то в

Эффектмасштаба –экономический эффект, связанный соснижением средних издержек производствапри укрупнении размеров предприятия.

При укрупнении производства выходпродукции на единицу ресурсов возрастает,достигает максимума, а затем снованачинает снижаться Эффектом масштаба называютрассматривающийся в долгосрочномпериоде эффект, связанный с изменениемстоимости единицы продукции от размеровпредприятия его масштаба. В долгосрочном периоде можноизменить использование всех производственныхресурсов.

В этом случае  изменяетсямасштаб производства. В долгосрочномпериоде, когда все ресурсы являютсяпеременными кривая долгосрочных издержекопределяется эффектом масштабапроизводства. Анализ долгосрочныхиздержек позволяет выявить оптимальныйразмер предприятия, то есть размерпроизводства, обеспечивающий минимальныеиздержки на единицу выпуска в даннойсфере производства.

 Как правило, для большинствапроизводственных процессов средниеиздержки быстро сокращаются при небольшихобъемах производства. Такс ростом выпуска средние издержкипродолжают сокращаться, но уже относительноболее медленными темпами. Принезначительных масштабах производствакривая долгосрочных издержек становитсяпрактически горизонтальной.

Во многих производствах характеротдачи от масштаба изменяется придостижении определенных объемов выпуска.До определенных пределов рост производствасопровождается возрастающей отдачей,которая затем сменяется убывающей. Эффект масштаба проявляется вотдельных отраслях по-разному.

Существуютотрасли, где средние издержки достигаютминимума при очень большом объемевыпуска продукции, достаточном дляудовлетворения рыночного спроса. Сточки зрения экономии издержек в нихцелесообразно существование однойкрупной фирмы. Это отрасли так называемойестественной монополии. К естественныммонополиям относятся, например,предприятия электро-, газо- и водоснабжениякрупного города.

Деятельность естественныхмонополий регулируется государством. В некоторых отраслях кривые среднихдолгосрочных издержек вначале быстроснижаются, а затем достаточно долгоостаются на  одном уровне —горизонтальные участки. На таких участкахотдача от роста масштабов производстваявляется постоянной, и могут существоватьи эффективно работать как мелкие, таки крупные фирмы. Примером могут служитьпредприятия по производству одежды,обуви, магазины.

2.2. Положительный эффект масштаба

Положительныйэффект от масштаба происходит, когдапри увеличении количества выпускаемойпродукции и уровня влияния на рынке,затраты на единицу продукции уменьшаются.

Обычно связан с углублением разделениятрудаи может рассматриваться какпоследствиесинергии.Благодаря этому эффекту, очень выгоднымоказался переход от ручного труда кмануфактуреизатем кконвейерусодновременным увеличением производства.

Также появляется возможность применениядорогостоящих технологий и производствапобочных продуктов изотходов.

Вмодели, когда издержки делятся напостоянные и переменные положительныйэффект от масштаба описывается уменьшениемвеличины постоянныхиздержекв единице продукции ссохранением того же количествапеременныхиздержекпри увеличении количествапроизводимой продукции:

(10)

гдес — себестоимость единицы продукции;TFC — общая величина постоянныхиздержек; Q — количество выпускаемойпродукции; VC — переменные издержкина единицу продукции.

Снижениесредних общих издержек при помощиувеличения производства до определённогоколичества Q2,называется положительной отдачей(эффктом) от масштаба (рис.9).

Рис.9.Положительная отдача (эффект) от масштаба

Положительныйэффект масштаба производства наблюдаетсяв том случае, когда средние издержкифирмы сокращаются по мере увеличенияобъема выпуска. 

Положитель­ныйэффект масштаба (какеще говорят, эффект массового производства,или экономия, обуслов­ленная ростоммасштабов производства) объясняетнисходящую часть кривой долгосрочныхиздержек. Экономия, обусловленнаярасширением масштабов производства,вызвана тем, что:

• помере роста размеров предприятияувеличиваются возможности использованияпреимуществ специализации в производствеи управлении;

• наболее крупных предприятиях можетприменяться высокопроизводительное идорогостоящее оборудование;

• большевозможностей для диверсификациидеятельности, развития побочныхпроизводств, выпуска продукции на базеотходов основного производства.

Приположительном эффекте масштаба изоквантыприближаются все ближе друг к другу,если используемые факторы возрастаютпропорционально.

Подобнаядинамика издержек может быть объясненаотносительно большими возможностями,которые несет в себе крупныйбизнес.·        Крупноемассовое производство позволяетиспользовать большую специализациюресурсов и разделение труда, что в своюочередь повышает производительностьвсех применяемых ресурсов.

·        Крупныепредприятия могут применять болеепередовую технологию и осуществлятьдорогостоящую автоматизацию производства,недопустимую мелким фирмам.

·        Атакже осуществлять специализациюуправления и максимально полноиспользовать труд высококвалифицированныхспециалистов, так что расходы науправленческие персонал растут болеемедленными темпами, чемпроизводства.

·        Эффектможет быть связан с технологическойспецификой отдельных видов производства(в том числе как следствие геометрическогозакона соответствия площади поверхностейи объемов или сочетаний).Устранениепроизводительности сборочного конвейераможет приобретать лишь одного, а не двухдополнительных контролеров. Увеличениедиаметра трубы нефтепровода увеличитобъем перекачиваемой нефти более чемв 2 раза и т.д.

Вслучае возрастающей экономии от масштаба,то есть положительный эффект масштаба,фирме необходимо наращивать объемпроизводства, так как это приводит котносительной экономии имеющихсяресурсов. 

Еслидействует положительный эффект масштаба,то экономически выгоднее иметь однукрупную фирму, произ­водящую (приотносительно низких издержках) продук­цию,чем множество мелких фирм (с относительновысоки­ми издержками).

Такая крупнаяфирма может контроли­роватьустанавливаемую ей цену, и в связи сэтим может потребоваться вмешательствогосударства в вопросы регу­лированиятаких цен и деятельности компаний.

Например, положительный эффект масштабав производстве электро­энергиипослужил причиной государственногорегулирова­ния деятельности крупныхэнергетических компаний.

Объемвыпуска продукции может удвоиться приудвоении производственных факторов. Вданном случае производство осуществляетсяв условиях неизменного эффекта масштаба.При неизменном эффекте масштаба размердеятельности фирмы не влияет напроду­ктивность используемых факторов.

Средняя и предельная производительностьфакторов производства фирмы остает­сянеизменной как для крупных, так и длямелких пред­приятий.

При неизменномэффекте масштаба вместо одного завода,использующего определенную производственнуютехнологию, можно построить два завода,выпускающих вдвое больше продукции.

Эффектмасштаба играет важную роль для фирм враз­личных отраслях производства вСША и во всем мире. При прочих равныхусловиях чем больше эффект масштаба,тем более крупные фирмы действуют в тойили иной отрасли промышленности.

Обычнопроизводственные отрасли про­мышленностиимеют больший эффект масштаба, чемотрас­ли сферы услуг, так как производствутребуются существен­ные капиталовложенияв оборудование, чтобы фирмы моглидействовать самым эффективным образом.

Отрасли сферы обслуживания являютсятрудоемкими и обычно обеспечива­ютэффективную отдачу затрат как в крупных,так и в малых масштабах.

Такимобразом, положительный эф­фект масштабаозначает, что при этом выпуск продукцииболее чем удваивается, тогда каксокращающийся эффект масштаба означает,что выпуск продукции увеличиваетсяменее чем в 2 раза.

Источник: https://studfile.net/preview/2902446/page:4/

Scicenter1
Добавить комментарий