Развитие познавательного интереса на уроках биологии

Активизация познавательного интереса на уроках биологии (стр. 1 из 4)

Развитие познавательного интереса на уроках биологии

1. Создание проблемной ситуации при изучении учебного предмета биологии.

2. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний.

3. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала.

4. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала.

5. Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии.

6. Познавательные игры, как средство развития познавательного интереса.

7. Заключение.

Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала.

В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. К.Д.

Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины.

«Самостоятельность головы учащегося, -подчеркивал великий педагог, — единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Наиболее существенными элементами его являются:

— создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;

— возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;

— расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе трениро­вочно-творческих упражнений;

— осознание и овладение учащимися приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно-творческих упражнений.

Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и способностей человека.

Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или противоречие.

Если на тот или иной вопрос или задачу у ученика имеется готовый ответ, здесь не требуется по существу никаких мыслительных усилий, кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний.

Познавательная же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности.

Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся не трудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление может остаться «невключенным».

Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска.

Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их:

1. Способ аналогий.

В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач

2. Индуктивный, аналитика-синтетический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В.

Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника — самостоятельные растения, водоросли.

Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?

3. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

Приведем примеры таких заданий:

Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?

Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

4. Выдвижение проблемного вопроса.

Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.

Примеры заданий:

• Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

• Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?

• Почему врачу важно знать, кем является человек — правшой или левшой?

5. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.

Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.

Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?

• Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

7. Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.

Проблемное обучение может быть связано с подчеркиванием противоречивых положений, заключенных в содержании учебного материала, и их объяснении учащимися:

• Рассудите спор:

Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает.

1-й ученик: «Это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь вещества, влияющие на просвет сосудов».

2-й ученик: «Когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает сигналы к сосудам, меняющим кровяное давление».

Кто прав в споре?

8. По мере развития учащихся может применяться и такой способ проблемного обучения, когда учащимся предлагается самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать ее и ар­гументировать ее решение.

Проблемное обучение — это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.

Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и ограничения. Неприменимо проблемное обучение на уроках, на которых изучается материал описательного характера. Сдерживает его применение и трудоемкость процесса. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом.

К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок.

В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении.

Все это показывает, что практические работники школ нуждаются не только в более глубоком осмыслении теоретической сущности и методики проблемного обучения, но и в действенной методической помощи, связанной с его применением в процессе учебных занятий.

ВЫВОД:Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний

Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:

1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

Приведем примеры таких заданий:

В 1560 году французский посланник при лиссабонском дворе Жан Нико приобрёл семена табака у прибывшего из Америки купца и подарил их королевскому дворцу в Португалии и французской королеве Екатерине Медичи. К.

Линней, описывая позже растение табака, дал ему имя «никотино табакум». Родовая часть названия в честь Нико, а видовая «табакум» — от острова Тобаго в Карибском море, где был распространен этот вид.

В России был введен строгий запрет на курение, нарушителей его били кнутами и ссылали. Только Петр I снял ограничения и наказания.

Источник: https://mirznanii.com/a/173123/aktivizatsiya-poznavatelnogo-interesa-na-urokakh-biologii

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. подготовила Иванова Н.А. МОУ СОШ им.Д.Тарасова г.Озерск 2009. — презентация

Развитие познавательного интереса на уроках биологии

1 Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. подготовила Иванова Н.А. МОУ СОШ им.Д.Тарасова г.Озерск 2009

2 Познавательный интерес Интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении.

Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения.

Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

3 Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

4 Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой- либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции.

5 В случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.

6 Познавательный интерес — один из самых значимых мотивов учения. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

7 Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Развитие специфического, устойчивого интереса к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности приводит к формированию познавательно- профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии.

Стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний и умений в соответствующей области.

8 Приемы развития познавательного интереса Прием новизны. ЛЮБКА ДВУЛИСТНАЯЯТРЫШНИК МУЖСКОЙ

9 Прием семантизации (возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия). Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

10 Исследовательский прием. Эвристический прием. Почему погибли земноводные?Назовите основные отличительные черты покрытосеменных растений.

11 Прием научного спора.

12 Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала. Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. ГЕРБАРИЙ СЛАЙДЫ ДЛЯ МИКРОСКОПА

13 Прием моделирования. Составление пищевой цепи

14 Составление схем, таблиц: На основании изученного материала составьте таблицу: Основные признаки классов покрытосеменных растений. ПризнакиКласс двудольныеКласс однодольные Однодольные Двудольные

15 Использование символов для выполнения заданий. Виды соцветий

16 Использование биологических задач. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний. Задачи на распознавание натуральных объектов. Задачи, способствующие развитию логического мышления. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. Задачи, связанные с самонаблюдением. Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Какие приспособления имеют рыбы в водной среде обитания?

17 Задачи, способствующие развитию логического мышления. Какое значение в жизни растения имеет яркая окраска цветка?

18 Задачи на распознавание натуральных объектов. Определите, какая это ткань.

19 Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. Почему на деревьях в больших городах не растут лишайники?

20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии; В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых; Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология; Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.

21 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

22

Источник: http://www.myshared.ru/slide/320862/

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Развитие познавательного интереса на уроках биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубовская основная общеобразовательная школа»

Педагогический проект

«Развитие познавательного интереса учащихся к биологии через создание банка электронных ресурсов»

Сроки выполнения проекта: январь 2012 – май 2013

География проекта (сфера реализации): учащиеся Дубовской ООШ

Ботина Ольга Алексеевна, учитель биологии

Дубовое, 2013

1. Постановка проблемы

Одной из угрожающих человечеству проблем, признанных ЮНЕСКО, является биологическая неграмотность населения.

Несмотря на важность и значимость биологического образования, при организации образовательного процесса можно выделить ряд проблем, которые отрицательно сказываются на качестве образования.

1. Современные программы и государственные образовательные стандарты по биологии для общеобразовательных школ очень насыщены специальными понятиями, научными терминами, трудными для понимания и запоминания.

2. Кроме того, в учебных планах сокращено количество часов, отводимое на изучение биологии.

Ребенок «тонет» в трудном, быстром понятийном потоке, чувствует свою неуспешность, тратит дополнительные силы и время на изучение предмета и теряет интерес к обучению.

Падение интереса к биологии в Российских школах подтверждают исследования PISA. Нет устойчивого интереса к биологии и у учащихся нашей школы.

В тоже время, через развитие познавательного интереса осуществляется разностороннее развитие ребенка, которое способствует формированию важных качеств личности (например, любознательность, активность, творчество). А вопросы разностороннего развития учащихся в условиях современных социальных изменений актуальны.

Проанализировав свой опыт, сделала вывод: для развития познавательного интереса в моей практике недостаточно выполняются следующие условия:

1. Самостоятельная работа ученика по поиску и открытию новых знаний, решение задач проблемного характера;

2. Разнообразие форм организации учебной деятельности;

3. Мотивация учащихся к учебно – познавательной деятельности;

4. Опора на имеющиеся знания и личный опыт учащихся.

Изучив опыт учителей — новаторов, пришла к глубокому убеждению, что значительно реализовать эти условия помогает использование на уроках информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

Сейчас на рынке и в школьной медиатеке множество электронных учебных изданий, предназначенных для использования на уроках.

Но, применение их на уроке вызывает трудности: нужная информация может быть на разных дисках, возможны трудности с запуском программы, материал изданий чаще сгруппирован в большие темы по алфавиту, поэтому на конкретном уроке тратится время на поиск необходимого материала.

Эти трудности заставляют искать выход из сложившейся ситуации, и я считаю, одним из способов решения проблемы является создание своих электронных ресурсов с помощью готовых ЦОР и с привлечением к работе детей.

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание банка собственных электронных ресурсов для уроков биологии в 6 классе для повышения познавательного интереса к предмету.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. создать электронные ресурсы для курса биологии 6 класса по программе И. Н. Пономаревой;

2. разработать методические рекомендации по использованию этих

ресурсов;

3. отследить динамику развития познавательного интереса к предмету.

3. Описание проекта

Проект по характеру доминирующего в проекте метода – практико-ориентированный проект;

По содержанию – монопроект;

По характеру контактов – муниципальный;

По характеру координации — непосредственный;

По продолжительности – среднесрочный;

По количеству участников – личностный.

4. Организация проектной деятельности

Для достижения результатов необходимо создать электронные ресурсы, разработать методику занятий, проводимых с их помощью и отследить динамику развития познавательного интереса детей к предмету.

1. Создание электронных ресурсов

При создании ЦОР для курса биологии 6 класса необходимо следовать следующему алгоритму:

1. изучить стандарты по биологии и программу для 6 класса И.Н. Пономаревой;

2. провести анализ учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. под ред. И. Н. Пономаревой»;

3. выявить источники учебно – важной информации;

4. провести отбор материала;

5. выбрать программу для своего ЦОР;

6. создать ресурс.

На 1 шаге необходимо определить задачи, которые ставят стандарты по биологии и программы для каждой темы и каждого отдельного урока.

На 2 шаге сравнить содержание материала, который предлагает учебник, и выявить материал, которого нет в учебнике, но по задачам урока должен быть или которым, по мнению учителя, должен быть дополнен урок.

На 3 и 4 шагах нужно просмотреть другие учебники по предмету, задачники, дополнительную литературу, готовые электронные материалы и выбрать интересующие учителя материалы, на основе которых будет создан свой ЦОР.

На 5 шаге, при выборе программы для создания своего ЦОР, необходимо учитывать возможности программного обеспечения своего компьютера и свои навыки работы с данной программой.

6 шаг. При создании электронного ресурса нужно определить:

1. задачи, которые должны быть решены с помощью данного ресурса;

2. место ресурса на уроке;

3. дидактические возможности создаваемого ресурса.

При создании ресурсов нужно опираться на требования, предъявляемые к создаваемым ресурсам и выполнять их.

2. Методика преподавания с помощью созданных электронных ресурсов

В зависимости от цели, которую необходимо осуществить учителю на предстоящем уроке и, следовательно, от того, каким он должен быть по своей структуре подбирается соответствующая методика занятия.

При использовании своих ЦОР на уроке необходимо применять информационно – коммуникационную технологию (ИКТ) в сочетании с другими технологиями: «Обучение в сотрудничестве», Личностно-ориентированное образование, разноуровневого обучения, индивидуализации обучения, проблемного обучения, игровые технологии, метод проектов.

При работе на уроке с созданными электронными ресурсами изменится роль учителя. Учитель при этом будет выступать как организатор учебно – познавательной деятельности учащихся, как консультант.

При определении методики на урок необходимо учитывать возможные проблемы при работе с ЦОР и по возможности избегать их.

Во время реализации проекта необходимо, пользуясь методом психологического наблюдения, следить за интересом учащихся на уроке, за реакцией класса, за тем, как понято содержание урока. Это даст возможность определить методику работы с учащимися, корректировать направление деятельности.

При проведении занятий необходимо учитывать, что, работая только по ИКТ, не будут развиваться кинестетики, поэтому нужно давать им для изучения натуральные объекты.

Также нужно давать возможность общаться детям друг с другом (технология «Обучение в сотрудничестве»).

Задания на уроке и домашние задания учащимся давать разноуровневые (технология разноуровневого обучения).

Для разнообразия видов учебной деятельности нужно применять технологии проблемного обучения, игровые технологии, метод проектов.

Для развития личности, формирования личностных качеств, применять технологию личностно-ориентированного образования, технологию индивидуализации обучения.

3. Отслеживание динамики развития познавательного интереса к предмету (мониторинг качества использования созданных ЦОР)

Для отслеживания динамики развития познавательного интереса необходимо вести дневник.

В начале реализации проекта необходимо установить уровень мотивании к предмету с помощью диагностики. Для отслеживания развития познавательного интереса в процессе реализации проекта, диагностику необходимо предлагать учащимся несколько раз (например, в начале уч. года, в начале 2 полугодия и в конце учебного года).

Необходимо отслеживать успеваемость у каждого учащегося за счет ведения “Журнала успеваемости”

В дневник нужно вносить данные итогов срезовых и тематических контрольных работ.

Необходимо также учитывать, насколько учащиеся проявляют инициативу к выполнения творческих заданий, предлагаемых учителем на уроке. Для этого нужно записывать в дневник количество выполненных работ учащихся и указывать качество работ.

Творческие задания учащиеся с успехом и интересом могут выполнять в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel и др., могут осуществлять поиск нужной информации в Internet.

При выполнении творческих работ формы работ, программы учащиеся могут выбирать для себя сами.

В программах Microsoft Word или Microsoft Excel ребята могут создавать кроссворды, тесты, могут набирать биологический материал для уголка в класс, для своих докладов, сочинений, сказок, стихотворений, небылиц, могут писать загадки, составлять опорные схемы, таблицы по предмету.

В программе Microsoft Power Point учащиеся могут создавать презентации по предмету, с помощью которых будут выступать на уроке, на конференции и др. Презентации учащихся могут быть в качестве зачетной работы по теме, они могут нести дополнительный, интересующий учащихся материал.

С помощью поисковых систем Internet учащиеся могут находить материал к урокам, затем изменять его в других программах по своему усмотрению.

Качественные творческие работы учащихся могут дополнять банк электронных ресурсов.

5. Ожидаемые результаты

1. В результате выполнения проекта будет создан собственный учебно-методический комплекс с учетом материально – технической базы школы, с учетом уровня развития детей;

2. В процессе создания ЦОР повысится ИКТ – компетентность учителя и учащихся;

3. Будут формироваться личностные качества детей (любознательность, активность, творчество, самостоятельность);

4.Будут формироваться УУД (самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; навык самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля);

4. Будет повышен познавательный интерес к биологии;

5. Повысится мотивация учащихся к изучению биологии;

6. Повысится качество обучения школьников при изучении биологии.

Продуктом проекта будут:

— Презентации – сопровождения уроков, слайд – шоу;

— Тренажеры, тесты;

— Кроссворды, чайнворды, биологическое лото;

— Ресурсы, содержащие дополнительный, занимательный материал, виртуальные лаборатории;

— Методические разработки для учителя.

Критерии оценки результатов

Повышение интереса у учащихся к предмету (опросы, анкеты)

Соответствие ЦОР санитарным нормам и требованиям:

— Соответствие учебной программе;

— Разнообразие материалов ЦОР;

— Соответствие заявленного фактическому.

Соответствие методических разработок требованиям:

— учет особенностей ИКТ;

— направление на применение электронных ресурсов;

— исключение рисков, негативных последствий.

Возможные риски и пути их преодоления

1 – Нет возможности заниматься в компьютерном классе из-за его занятости. Чтобы этого не произошло, необходимо согласовывать планируемую работу в компьютерном классе с завучем школы;

2 — Созданные электронные ресурсы могут «не идти» в классе, причин здесь много: не хватает памяти компьютера из – за «больших размеров» ресурса, несовместимости программ (установленной на компьютере и программы, в которой создан ресурс), из – за повреждения файла, файл может быть с вирусом и т.д.

Для решения этой проблемы нужно обратиться за помощью к инженеру или администратору, работающего в компьютерном классе.

Один из рисков при создании ЦОР – потеря электронных ресурсов вследствие неисправности компьютера или из – за случайного удаления ресурса. Чтобы этого не случилось, необходимо делать копии электронных ресурсов и сохранять их на съемных дисках.

6. Рабочий план реализации проекта

Реализация проекта проходит в 3 этапа:

1 – подготовительный (январь – апрель 2012 г)

2 – основной (май 2012 – апрель 2013 г)

3 – заключительный (апрель 2013 – май 2013 г)

План — график реализации проекта

Этапдеятельности
ПодготовительныйАнализ стандартов образования и программы И.Н. Пономаревой
Анализ учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. под ред. И. Н. Пономаревой»
Разработка перечня и вида ЦОР, которые будут изготовлены в ходе реализации проекта
Создание «группы поддержки» из числа учащихся
Получение консультаций
ОсновнойПодбор материала для ЦОР
Изготовление ЦОР
Консультация с методистами по предмету и БИМЦ по оценке изготовленных ЦОР
Апробация ЦОР
Мониторинг хода проекта
PR – компания (реклама среди коллег – учителей биологии)
Заключи-тельныйАнализ работы, проделанной в течение проектного периода
Экспертиза ЦОР
Оценка работы учащимися
После проект.Смена адреса проекта
Переход к новому проекту

Ответственный – учитель биологии.

7. Ресурсное обеспечение проекта

Информа-ционныеКадровыеУчебно -методическиеМатериально-техническиеНормативно-правовые
См. нижеУчитель информатикиЛичная библиотекаМТБ компьютерного класса школыОбразователь-ные стандарты
Администра-тор компьтерных программБиблиотека школы, БИМЦПрограмма по биологии И.Н. Пономаревой

Информационные ресурсы: электронные энциклопедии Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии-6», энциклопедии «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др. электронные учебники «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Готовимся к ЕГЭ», «ЦОР к учебнику», сайты Internet, сборники задач, тестов, статьи, журналы по предмету, дополнительная литература по предмету, учителя – предметники

Бюджет проекта

Имеющихся ресурсов вполне достаточно для реализации проекта, поэтому проект в полной мере может быть реализован и без денежных вложений.

Источники информации

1. Как подготовить успешный проект/Вестник АсЭко, №3, 2000 г.,

2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: Педагогическая наука — реформе школы. М.: Педагогика, 1988.

3. «Мой проект». Молодежный ИЦ г. Чайковского, 2003 г.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии под ред. Смирнова С.А. , М., “Академия”, 2000.

5. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М., “Академия”, 2000.

6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.

7. Стратегия модернизации содержания общего образования:
Материалы для разработки документов по обновлению общего образования, М. МинОбр. 2001.

8. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. М.,Дашков и Ко 2005.

9. Шабанова Л. Н. Путь к проекту: практические советы начинающим. – Пермь, 2004 г.

10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Педагогика, 1988.

11. Сайты Internet: «Фестиваль открытых уроков», «Доживем до понедельника», сеть творчески работающих учителей.

Приложение 1

Учебно – методический комплекс

Ресурсы программы MicrosoftPowerPoint

В этой программе я предлагаю создавать презентации – сопровождения уроков, слайд – шоу, тренажеры, тесты.

Презентации – сопровождения уроков

Презентации для уроков должны оцениваться критериями.

Критерии оценки для PowerPoint презентации

5101520
1 Общая информацияТема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2Тема урокаНе раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.Сформулирована и раскрыта тема урока.Ясно изложен материал.Сформулирована и раскрыта тема урока.Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3Применение и проблемыНе определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

В силу предназначения создаваемых презентаций – для уроков, к ним должны предъявляться требования:

1. Презентация должна быть яркой, красочной

Для этого в презентацию вставляются рисунки и фото.

Необходимо продумать, какие рисунки, фото будут в презентации, как они будут подаваться на уроке. Рисунки могут быть скопированы с готовых ЦОР, электронных пособий, энциклопедий, с сайтов Internet, могут быть перенесены с цифрового фотоаппарата или другой программы, или могут быть сканированными с других материалов.

Отдельный слайд презентации может быть как с рисунком, так и без него.

2. Презентация должна содержать текст

Текстом могут быть: тема урока, задачи, проблемный вопрос, определения понятий, подписи картинок, задания и др.

3. Презентация должна быть интерактивной

Для этого необходимо настроить анимации на слайдах. При этом не нужно увлекаться вставкой большого количества анимаций, т.к. они могут отвлекать от содержания слайда.

4. Презентация должна учитывать ход будущего урока

Т.е. она должна быть логически выстроена в зависимости от плана урока, и предусматривать различные варианты развития урока. Для этого в презентацию можно вставить гиперссылки на другие слайды данной презентации или на другие ресурсы.

Тесты — программы Microsoft Power Point

Тесты, созданные в программе Microsoft Power Point должны содержать название теста, вопросы, варианты ответов. В тестах с помощью гиперссылок указывается правильность ответа.

Слай – шоу

Слай – шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением или настроенной музыкой.

Такие ресурсы должны быть эмоционально насыщены, выразительны, наглядны.

Тренажеры

Тренажеры должны выполнять требования 1 – 3.

В тренажере обязательно должно быть задание к работе, должны быть рекомендации для учащихся по выполнению работы.

Ресурсы программы MicrosoftExcel

В данной программе я предлагаю создавать тесты – задания с выбором ответа, задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры.

Тесты

1. Тесты должны содержать «титульный лист» с названием теста.

Вопросы теста могут быть взяты из различных источников по данной теме или могут быть составлены самим учителем, при этом они должны учитывать основное содержание урока (или темы).

2. Формулировка вопросов должна быть понятной ученикам, в тоже время научной.

3. Тест должен полностью помещаться на экран компьютера.

Если тест создается с целью проверки, то необходимо скрыть листы с правильными ответами.

В тесте могут быть настроены гиперссылки на другие листы или другие ресурсы.

4. В тестах с автоматической проверкой ученику должна быть показана оценка за его работу.

Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры

В качестве таких ресурсов я предлагаю создавать: тесты, кроссворды, чайнворды, биологическое лото.

Такие задания могут содержать гиперссылки, рисунки, фотографии, таблицы, диаграммы и др.

В них обязательно должно быть прописано задание к работе учеников.

Они могут быть с автоматической проверкой или без нее.

Ресурсы программы MicrosoftWord

В этой программе я предлагаю создавать ресурсы с различными материалами (с дополнительной, занимательной информацией), тесты, методические разработки, задания для учащихся, справочные материалы, обобщающие таблицы.

Такие ресурсы могут содержать только текст или текст с иллюстрациями, таблицами, диаграммами и др. Могут быть настроены гиперссылки.

Эти же ресурсы могут быть созданы и в программе Microsoft Excel.

19

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-uchashchi.html

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Развитие познавательного интереса на уроках биологии

Статья «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. Как привлечь внимание ребенка на уроке?»

Как привлечь внимание ребенка? Как сделать так, чтобы у ребенка возник интерес, так сказать загорелись его глаза? Ведь в нашем насыщенном информацией мире это так сложно сделать! Но я думаю, есть способ и не один, чтобы решить данную задачу.

Привлечь внимание ребенка и возбудить его интерес к предмету и к уроку можно с помощью неординарности вопроса или своеобразности его постановки, заставляющего ребенка задуматься над его решением! Внимание и познавательный интерес базируется в основном на любопытстве ребенка и его желании получить ответ на интересующий его вопрос.

Озадачить ребенка, показать нестандартную ситуацию, казалось бы, в самой обычной обстановке на уроке или в теме урока – вот цель и задача учителя при формировании познавательного интереса, который необходим при усвоении учебного материала.

Например, в обычном на первый взгляд уроке о внешнем строении рыб можно поставить несколько вопросов нестандартных, неординарных, способных привлечь внимание даже слабых и запущенных учеников — Есть ли у рыбы паспорт? Зачем рыбе вещество страха? Почему рыба такая костлявая? Как рыбы видит в полной темноте? Возможен и другой подход — увлечь учеников проблемой, казалось бы, далекой в частности от биологии области — например, историей получения знаний человечеством. Каверзным вопросом поставить некоторых слушателей в тупик — Можно ли стать ученым без образования? Почему на многие вопросы нельзя ответить? Например, хорошо известный во всем мире человек — Антон ван Левенгук, добившийся славы и почета в мире науки, и благодаря не своему образованию, а природному любопытству, упорству и трудолюбию! Он доказал всему ученому миру, что жажда знаний у человека может привести его к более чем превосходным результатам. Об этом свидетельствует уважение соотечественников и памятник на главной площади его родного города в Нидерландах – в Делфте. И приходя на урок, надо обязательно самому помнить и говорить, напоминать ребенку, что многое в окружающем мире ещё не познано и многое ещё предстоит открыть, многие знания находятся под завесой тайны и, чтоб проникнуть под неё нужно иметь терпение и труд и приложить огромные усилия, подчас неимоверные! Знания никогда не приходили человечеству так легко, как кажется на первый взгляд, получение знаний связано порой с преодолением препятствий и смертельных моментов, через которые надо переступить, и то, что кажется ребенку так легко – открыть учебник и прочесть, не всегда в истории человечества было именно так! Книги как источник знаний уничтожались в огне или запрещались к прочтению, изымались из хождения, авторов книг и научных трудов подвергали пыткам и смертной казни, но знания всегда находили себе дорогу и вновь проникали в умы любопытных, жаждущих открытий представителей человечества! Память науки хранит имена ученых погибших на кострах инквизиции за новые открытия – Джордано Бруно, Мигеля Сервета, открывшего малый круг кровообращения, и многих других. Из исторического рассказа на уроке, посвященного изучению транспортных систем организма человека: «В XVI веке предпринял попытку донести до мира описание малого круга кро-вообращения богослов Мигель Сервет в своей книге, опубликованной в 1553 году. Но так как книга затрагивала основы христианской религии, автора книги и саму книгу сожгли на костре». Необходимо привлекать внимание детей к существенным моментам в истории развития биологии как науки. Например, к возникновению целых направлений в биологии и к учёным, их создавшим – Грегор Мендель, являющийся основателем науки генетики, создавший её практически на пустом месте, если образно говорить, на пустоши у своего монастыря, Чарльз Дарвин, создавший эволюционное учение о происхождении видов и человека, Илья Мечников, открывший необычный тип иммунитета, Пирогов – великий русский врач-практик, спасавший своими открытиями множество раненых на полях сражений. Этот список можно продолжать до бесконечности и использовать такой способ привлечения внимания учащихся возможно практически на каждом уроке, подчеркивая при этом, что, на самом деле все эти знания доставались человечеству очень нелегко, особенно в борьбе с мракобесием отдельных граждан, политики общества и некоторых государств. На некоторых уроках приходится ломать ложные стереотипы, возникшие у детей при рассмотрении различных тем! Например, в известной каждому ребенку сказке «Муха-цокотуха» есть персонажи, достаточно известные и имеющие определенную репутацию! Если вас спросят, кто в этой сказке положительный герой, а кто отрицательный, то не посвященный в биологии слушатель ответит сразу, не задумываясь, что положительными героями являются, конечно, муха и комар – её защитник, а вот ужасный паучище и разбойник – это отрицательный герой, несомненно! Но так ли это на самом деле? И ребенку становится непонятно как же так? Его стереотип уже сформирован литературным произведением, но он противоречит знаниям биологии. Вот здесь задача педагога и состоит в том, чтобы раскрыть истинную роль этих живых существ и кто в природе, и для человека в частности, является положительным, а кто отрицательным персонажем! И в результате урока выясняется, что паук-то – это замечательное существо, которое является хищником и уничтожает в природе множество насекомых, в том числе и мух, а вот муха – это организм, который переносит на своих лапках до 200 видов опасных для человека заболеваний, а жалящий комар также является переносчиком смертельно опасных заболеваний, таких как малярия и лихорадка. И про отвратительных существ можно рассказывать с упоением и с такой любовью, чтоб у ребенка оставалось положительное впечатление об этих организмах, обитающих на нашей планете. Например, о жабах и лягушках, о пауках, о микробах, грибах, червях, пиявках и многих других существах. Ребёнка очень важно научить любить природу, видеть её красоту, и даже не там, где её все видят, а там, где она незаметна! «Изучая природу, мы не перестаём удивляться её разнообразию!» Научить понимать красоту природы, видеть её целесообразность! Третий способ привлечения внимания ребенка к изучаемому материалу на уроке – это преподнося материал, показывать свое отношение к излагаемому, а также к истории науки и биологическим процессам, или рассказать, например, как сама познавала мир, как приходили знания, не сразу, а постепенно, и главное, что был мотив для их поиска. Для учащихся старших классов трудно придумать вопросы, которые бы их заинтересовали. Но и тут можно озадачить их вопросами или фразами! Например, что существуют такие законы физические, которые противоречат процессу дыхания человека, странный вопрос-зачем человеку нос и слёзы, как появляются близнецы, или, например, нужно ли бояться мутаций? Вредны или полезны генно-модифицированные организмы. То есть, необходимо задать учащимся настолько необычный вопрос с познавательной целью, чтобы они были вовлечены в процесс получения ответа, его поиска как самостоятельно, в группе, так и с помощью учителя. Для того чтобы задавать такие вопросы, необходимо глубоко изучить суть проблемы или содержание темы урока, знать источники, к которым необходимо обратится или направить на поиск ответа учеников.

Таким образом, в статье рассмотрено несколько способов привлечения внимания детей на уроке,которое способствует развитию познавательного интереса к биологии, многие приемы и способы успешно используются преподавателями на своих уроках.

Экологическая игра в 6 классе. Сценарий Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-medkova/statja-razvitie-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsja-na-urokah-biologi-kak-privlech-vnimanie-rebenka-na-uroke.html

Портал педагога | Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии

Развитие познавательного интереса на уроках биологии

Майорова Ольга Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1 им. Аркадия Ваганова
Населённый пункт: Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
15.09.2019
Раздел: среднее образование

Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.

В современных условиях главным направлением развития средней школы

является повышение качества образования, создание условий для развития

личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед

учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания

учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к

изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся –

наличие у них общей культуры мышления.

Я стараюсь подобрать такие формы работы, которые нацелены на развитие

познавательного интереса. Я должна сделать так, чтобы биология ребятам

стала интересной.

1. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

1.1. Использование занимательного материала для учащихся 5 – 6

классов.

На уроках я использую разнообразный занимательный материал: краткие

исторические справки о наиболее важных открытиях в области биологии,

интересные сведения об изучаемых объектах, жизни ученых. Такая

информация позволяет мне сконцентрировать внимание ребят на самом

главном при прохождении учебного материала. Реклама книг, использование

интересных фрагментов позволяют привлечь учащихся к чтению.

Оригинальные биологические загадки, шарады, игровые задания, викторины,

анаграммы, ребусы, головоломки помогают учащимся не только многое

узнать об удивительном мире природы, но и способствуют развитию навыков

выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности.

Включение занимательного материала в учебный процесс дает возможность

творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на

уроках и за его рамками.

1.2. Нетрадиционные формы уроков: Урок является основной формой

взаимодействия учителя и учащихся. Для того чтобы способствовать

развитию познавательной активности учащихся я использую различные типы

уроков:

— уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают

интерес к процессу обучения и учебному предмету. Процесс игры позволяет

формировать качества активного участника игрового процесса, находить и

принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в

изменяющихся условиях, применять полученные знания на практике.

— уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и

позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают

умения выделять различные признаки явлений, закрепляют знание

учащимися понятий. Стало традицией проводить уроки-КВН в конце

учебного года, где мы подводим итоги нашей работы за год, выявляя успехи и

https://www.youtube.com/watch?v=stdY0F30g7E

проблемы в этом взаимодействии.

— уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают

возможность учащимся попробовать свои силы в различных видах работы по

данной теме, применив полученные знания на практике, как в стандартных,

так и в нестандартных ситуациях; способствуют более открытому общению.

— уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на

уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно

утомительны для школьников, поэтому автор использует лекции-беседы и

проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, спорят,

приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают

самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность.

— уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам,

которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью

дополнительной литературы (например, “Генетические болезни человека, их

предупреждение и лечение”, “Современные достижения генных технологий,

их этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний

разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением.

Уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу

учащихся с учебной и дополнительной литературой. При подготовке к

семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь,

совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в

дискуссии. В ходе своих выступлений часто используются самодельные

плакаты, рисунки, таблицы, компьютерные презентации.

лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой

работы при изучении курса биологии. Подобные уроки дают учащимся

возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями,

актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для

школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или

практической работы учащиеся выполняют ее в основном самостоятельно,

пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о

последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении

заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и

другими учебными пособиями, а по мере необходимости – консультироваться

с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд

вопросов, носящих чаще всего проблемный характер.

1.4. Создание на уроке проблемной ситуации.

Проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение

к приобретению знаний и умений помогает школьникам поиск решений

проблемных ситуаций. При создании проблемных ситуаций важно

направлять учащихся на теоретическое объяснение противоречий между

известными фактами, явлениями. Например, в 6-м классе – при изучении

передвижения минеральных веществ в растении учащиеся сталкиваются с

таким противоречием: сила тяжести направлена к поверхности земли, а

многие растения вынуждены поднимать воду от корней на большую высоту.

В 7-м классе – Предположим, что Р. Гук не открыл клеточное строение

организмов. Как это отразилось бы на развитии биологической науки?

Почему вы так думаете?

В 8-м классе – При изучении темы «Пищеварение».

Почему возникает изжога при приеме большого количества пищи или

при принятии алкоголя?

С большим количеством противоречий учащиеся сталкиваются в курсе

биологии человека в 9-м классе. Например, Почему в условиях

естественного освещения в зимнее время многие овощные культуры в

теплицах не образуют плодов, несмотря на оптимальные температурные

условия и полив?

1.

5. Творческие задания. В ходе изучения различных тем учащимся

предлагается проявить свои творческие способности: написать

стихотворение, сказку и т.д.

Творческие задания, предлагаемые учащимся на уроках биологии,

очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах

урока. Подобные задания привлекают ребят наличием множества

вероятных способов выполнения задания и возможностью выбора

собственного пути достижения цели. В то же время они требуют

применения усвоенных ранее знаний, тренируют волевые и

интеллектуальные качества, развивают познавательный интерес и

творческие способности учащихся.

В 6-7 классе школьники с удовольствием изготавливают различные модели,

например, строение гриба, строение цветка, листорасположения и другие.

Чем старше становятся дети, тем сложнее и серьезнее становятся их работы и

появляются таблицы и экспериментальные модели, позволяющие лучше

понять и представить различные биологические процессы.

Используемые на уроках биологии данные пособия, изготовленные руками

ребят, активизируют познавательный процесс, повышают интерес к

изучаемому материалу, а также действуют на школьников как приглашение к

созданию собственных изобретений.

Еще один вид творческих заданий, который с удовольствием выполняют

ученики – составление тематических кроссвордов. Этот вид работы можно

использовать и при изучении нового материала и для проверки знаний

учащихся. Причем можно использовать и обратные кроссворды, предлагая

учащимся чистую кроссвордную сетку и перечень слов- ответов. Выполняя

задание, необходимо дать определения этим понятием и найти место каждого

слова в сетке. Работа с кроссвордами развивает внимание и память, а также

навыки формулирования определений, выделения особенностей объектов и

явлений и т. д.

Одним из видов творческих заданий является методика “рассказ с ошибкой”.

Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий

биологические ошибки и предлагается их исправить. Выполняя это задание,

ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых

условиях, но и используют свой жизненный опыт.

Например, рассказ с ошибками по теме “корень” 6 класс.

Проектная деятельность на уроках.

проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая

учебная

деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества,

необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и

социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Все описанные формы работы способствуют реализации обозначенной в

данном опыте идеи, однако, наиболее эффективным является использование

их в единой системе. Именно такой подход обеспечивает развитие

познавательного интереса учащихся на основе интеллектуального,

эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=41899

Scicenter1
Добавить комментарий