Рефлексия: — это механизм самопознания в процессе общения , в основе которого

Психологические основы и механизмы взаимопонимания в профессиональном общении педагога-музыканта

Рефлексия:  - это механизм самопознания в процессе общения , в основе которого

Байбикова Г. В. Психологические основы и механизмы взаимопонимания в профессиональном общении педагога-музыканта [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 308-311. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1325/ (дата обращения: 04.02.2020).

Проблема межличностного познания, включающего в себя восприятие человека человеком, понимание и взаимопонимание, является одной из притягательных в психологии. Ведь полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению [6, 255].

Однако эта реконструкция внутреннего мира Другого – задача весьма сложная.

Нам непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства, и приходится проделать определенную работу для того, чтобы, опираясь на эти данные, понять, что представляют собой люди, с которыми мы вступили в общение, сделать заключение об их способностях, мыслях, намерениях и т.д.

Каким же образом каждый из общающихся, ориентируясь на внешние проявляемые поведенческие характеристики другого, формирует представления о нем, о его внутреннем мире? В актах взаимного познания ученые выделяют важнейшие механизмы межличностного восприятия, механизмы социальной перцепции,называемые в ряде исследований механизмами познания и взаимопонимания. Знание этих механизмов позволяет человеку четко представить, что делают люди для того, чтобы понять и правильно оценить помыслы и поступки других людей, и где кроются причины того, что называется «ошибиться в человеке». Для педагога знание и задействование психологических механизмов социальной перцепции является непременным условием эффективного взаимодействия с учащимися, помогает познать сложности межличностных отношений, достигнуть взаимопонимания в общении с воспитанниками.

В число основных механизмов познания входят идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция, аттракция и децентрация. В рамках данной статьи обзорно рассмотрим их содержание в контексте специфики музыкально-педагогического общения.

Идентификацией называютнеосознанный процесс отождествления себя с другим человеком. В ситуациях педагогического взаимодействия педагог строит предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах ученика на основе попытки поставить себя на его место.

Однако педагогу важно не только отстраненно, со стороны понять своего ученика, но и принять во внимание, как ученик, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Таким образом, мы подошли к осмыслению следующего механизма межличностной перцепции – рефлексии.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — механизм са­мопознания в процессе общения, в основе которого лежит способ­ность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. «Рефлексия, — по меткому выражению А. Г.

Караяни, — сложный и многоплановый процесс удвоенного зеркального взаимоотражения, воспроизведения участниками общения особенностей друг друга» [7,21].

Другими словами, «рефлексией называется понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другими» [8,128].

Рефлексия способствует формированию критичности мышления, доказательности и обоснованности собственной позиции, желанию ставить вопросы и вести дискуссию.

Педагог-музыкант, владеющий рефлексией, многократно проигрывает в уме собственную тактику поведения, легко изменяет свой образ действий в случае необходимости.

Отсюда следует, что рефлексия помогает в решении проблемных коммуникативных ситуаций, проектировании бесконфликтного музыкально-педагогического взаимодействия, позволяет верно определять качества одаренности ученика, его реальные учебные возможности.

Таким образом, рефлексия в музыкально-педагогическом диалоге – это четкое и ясное представление о самом себе, о том, как выглядишь со стороны, как чувствуешь и действуешь, за что тебя любят и за что не принимают учащиеся. Рефлексия, наконец, это культура души, культура чувств, культура мыслей, культура в строительстве общения.

Эмпатию, как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания в музыкально-педагогическом процессе трудно переоценить.

Ведь, понимание ученика, «способность вживаться в индивидуальную психику, в мир его воображения, его чувств, переживаний и мечтаний значительно облегчает преподавателю правильный выбор преподавательских средств для каждого отдельного учащегося.

Это имеет основополагающее значение во время индивидуальных занятий» [5, 23]. Хорошо развитые эмпатийные способности и умения позволяют предугадывать эмоциональные реакции учащихся в общении и избегать конфликтных ситуаций.

По мнению американских психологов Р. и К. Вердербер, эмпатийность определяется по тому, насколько мы способны отстраниться от собственных чувств, мыслей, эмоций и установок, «включиться» в чувства, мысли и эмоции другого и реагировать в соответствии с этим [3, 90].

Как правило, низкий уровень эмпатийности наблюдается у педагогов ориентированных на себя и не способных увидеть мир с точки зрения другого. В условиях педагогического общения эмпатийность может проявляться в заботе, соучастии, поддержке, сострадании своим воспитанникам.

Можно сделать вывод, что эмпатийные уменияпозволяютустанавливать эмоциональный контакт и осуществлять психотерапевтическую поддержку, остро сочувствовать, сопереживать, вставать на позицию ученика, входить в его внутренний мир; эмпатийный педагог учитывает побуждения и состояние ученика в процессе общения, педагога же с низкой эмпатийностью считают бездушным, бесчувственным.

Проведенное в рамках специального исследования анкетирование педагогов и студентов музыкального колледжа Белгородского государственного института культуры и искусств позволило сопоставить взгляды по вопросам профессиональной коммуникации, понять особенности восприятия друг друга участниками образовательного процесса, выявить, в частности, уровень эмпатийно-рефлексивных умений педагогов и студентов.

Отвечая на вопрос анкеты, «С какими из проявлений педагогического общения Вы сталкиваетесь в учебном заведении на групповых и индивидуальных занятиях?», только 19,4% учащихся отметили, что стремление педагога понять внутренний мир ученика, способность к сопереживанию и поддержке встречается в учебном заведении «постоянно». Большинство же студентов (75,1%) признали, что указанные способности проявляются лишь «иногда» или «очень редко». В то же время 63,7% педагогов оценили свой уровень сформированности умений сопереживать, чувствовать ученика, осуществлять терапию словом как высокий, 30,6% как средний, 2,4%, как низкий. Такое расхождение, на наш взгляд, свидетельствует о завышенной самооценке со стороны педагогов уровня эмпатийности, а, следовательно, и о недостаточном владении способами педагогической рефлексии.

Показательными, в плане иллюстрации педагогической рефлексии, мы считаем ответы на вопрос: «Каковы на Ваш взгляд причины отсутствия более высоких результатов обучения в Вашем классе?».

Практически все педагоги, объясняя отсутствие более высоких результатов обучения, выбрали варианты: «Слабый контингент учащихся» и «Нежелание учащихся учиться».

И только два педагога из 74 связывают проблему с недостатками в собственной педагогической деятельности.

Музыкальная педагогика гласит, что основное качество преподавателя, индивидуально работающего с учеником в музыкально-исполнительском классе и имеющего самое тесное общение с обучаемыми, «заключается в умении расположить к себе ученика, и … без дара снискать любовь последнего все остальные его таланты окажутся бесполезными» [4, 48]. По выражению профессора С. Савшинского педагог должен «влюбить в себя ученика», приобрести его доверие, другими словами педагог должен нравиться ученику. Здесь уместно вспомнить крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Известный английский мыслитель Филипп Дормер Степхот в «Письмах к сыну» писал: «Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко». Далее Степхоп открывает секрет этого умения: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе, — вот самый верный способ нравиться людям» [2,141].

В современной психологии понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого определяется как аттракция. Буквально «аттракция» — «привлечение». Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Аттракция как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру диалогового общения педагога-музыканта, составляя его эмоциональный фон или эмоциональный компонент.

Неоднократно в педагогической литературе поднимался вопрос о том, что отношение к предмету опосредуется отношением к учителю.

Поэтому, как важно, чтобы педагог-музыкант вызывал уважение, был привлекательным в общении и как профессионал, и как личность.

Одним из механизмов взаимопонимания является каузальная атрибуция (от лат. сausa – причина и attribuo – придаю, наделяю). Атрибуцией называется предписывание другому человеку мотивов поведения, личностных характеристик.

В педагогической практике нередко бывают ситуации, когда учитель, не зная причин поведения ученика или зная их недостаточно, приписывает ему мотивы поведения либо на основе собственного жизненного опыта, либо на основе сходства поведения с представителями его окружения.

В работе педагога атрибуция приводит к печальным последствиям. Например, ошибочно предписывая ученику какие-то отрицательные черты характера, учитель ведет себя так, что своим поведением провоцирует ученика на поступки, подтверждающие эти черты.

Приписывая учащемуся неверные мотивы поведения, педагог, естественно, не может установить нормальный профессиональный и личностный контакт с ним.

Таким образом, чем грамотнее и опытнее педагог, тем менее он склонен к атрибуции, тем более дифференцированно и точно он оценивает своих учеников.

Противостоит атрибуции децентрация. Механизм децентрации выступает психологическим средством, позволяющим человеку принимать точку зрения другого, отойти от собственной эгоцентрической позиции.

Достаточный уровень сформированности этого механизма дает возможность педагогу понять и признать, что учащиеся имеют свои интересы, желания, цели, точку зрения по тем или иным вопросам и что эти побуждения и точки зрения тоже могут быть верными.

Следует особо подчеркнуть, что механизм децентрации созвучен принципу индивидуального подхода в обучении, являющемуся в музыкальной педагогике центральным.

Индивидуальный подход – это особая область педагогического искусства, необходимое условие достижения разностороннего развития каждого ученика.

Успех работы педагога-музыканта зависит от того, насколько глубоко проник он в сокровенные человеческие и музыкальные особенности учащегося, разобрался в особенностях психических свойств (темперамент, характер, способности), специфике протекания психических процессов, возрастных особенностях.

Рассмотренные нами психологические механизмы музыкально-педагогического восприятия, являются основными средствами познания ученика, формирования его образа, определения характера общения с ним. Автор концепции восприятия и понимания людьми друг друга А.А.

Бодалев в своих научных трудах отмечает, что механизмы межличностной перцепции, присутствуя в любом общении, «влияют на ход и результаты познания человеком других его участников и себя самого, а также на его поведение во время межличностного взаимодействия» [1, 53].
Литература:

  1. Бодалев, А.А. Психология общения.

    Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – 3-е изд., перераб. и допол. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002.

  2. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

  3. Вердербер, Р. Психология общения. / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.

    : прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.

  4. Гретри, А. Мемуары и очерки о музыке / А. Гретри. — М.: Музгиз, 1939.

  5. Маркевич, Д. Психологические факторы в фортепианном обучении / Д. Маркевич // Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике: сб.статей. — М.: Музыка, 1981. — С. 21-28.

  6. Петровский, А.В.

    Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  7. Психология и этика делового общения. Юнита 1. / Разработано А. Г. Караяни. — М.: Современный гуманитарный университет, 2002.

  8. Станкин, М. И. Психология общения: курс лекций / М. И. Станкин.

    — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.

Основные термины(генерируются автоматически): педагог, ученик, рефлексия, общение, механизм, друг друга, внутренний мир, индивидуальный подход, каузальная атрибуция, межличностная перцепция.

Профессиональная рефлексияучителя ‒ это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика [1, с. 60].

Каузальный уровень.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, рефлексия, педагогическаярефлексия, ценностная…

Межличностныемеханизмы взаимопонимания идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальнаяатрибуция.

Важно отметить, что в профессиональной деятельности педагоговобщение с обучающимися занимает одно из важнейших мест.

Учителю необходимо знать с помощью каких средств общения осуществляется межличностный контакт учеников и какие сигналы являются наиболее действенными для тех или иных ситуаций, учеников.

Для субъекта затрудненного общения характерно нарушение процесса межличностного познания: неспособность к пониманию индивидуальности, переживаний, внутреннегомира другого человека, неспособность к рефлексии и эмпатии…

Механизмывосприятия и понимания людьми другдруга.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная перцепция, группа, эффект ореола, совместная деятельность, восприятие, каузальнаяатрибуция, другдруга, положительное отношение, процесс…

Ключевые слова: педагогученик, интерактивно, факты, подход, студент, эффект

Непонимание педагогавнутреннегомираобучающихся, их ложные, а

При этом учитель (личность) и ученик (личность) со своими интересами, потребностями, индивидуальными

Основными механизмами взаимопонимания являются идентификация, рефлексия и эмпатия.

Механизмывосприятия и понимания людьми другдруга.

Именно для этого, многие люди вступают в межличностноеобщениедруг с другом.

В процессе формирования навыков общения в межличностных отношениях учителя и учащихся встречаются различные ситуации.

С социально-педагогической точки зрения, существуют два вида подходов к познанию внутреннегомирадругдруга

Каган М. С. «Миробщения».

Внешняя речевая коммуникация — это межличностноеобщение в социуме.

Ключевые слова: общение, деловое общение. В деловом общении, как и в любом другом виде деятельности, где используется речь, функционируют три основных…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1325/

Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

Рефлексия:  - это механизм самопознания в процессе общения , в основе которого

Познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Стереотипизация — это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция (привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:

Люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего конкретному человеку;

В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем. При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд закономерностей. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам.

Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если человек был участником (соучастником) события или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Люди оценивают друг друга обычно исходя из собственных представлений о красоте, уровня своего интеллекта и нравственной воспитанности.

Люди с невысоким уровнем интеллекта склонны судить об окружающих, пользуясь осознанными оценками «хороший — плохой», люди с более высоким уровнем интеллекта воспринимают партнера по общению, анализируя и оценивая его разнообразные личностные качества — как положительные, так и отрицательные.

На восприятие людьми друг друга влияет и ряд психологических эффектов, которые были рассмотрены нами раньше. В частности, обратим внимание на эффект ореола и эффект стереотипизации.

Эффект ореола проявляется в том, что информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на созданный ранее образ. Этот образ исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию.

Эффект стереотипизации означает классификацию форм поведения и интерпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. социальным стереотипам. Стереотипы формируются на основе дефицита информации и опыта, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющейся действительности.

Они могут иметь истинный смысл, быть ошибочными или частично отражать объективную действительность.

Поведение индивида может меняться в процессе общения. Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего обращения. Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний.

Восприятие — процесс контролируемый, его можно изменять при помощи волевых усилий. В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера.

Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия, т. е. самоподачи.

Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.

Интерактивная сторона делового общения заключается в организации взаимодействия между партнерами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Общение почти всегда предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей и проявляется как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:

* максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

* максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

* максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

* максимизация выигрыша другого (альтруизм);

* минимизация выигрыша другого (агрессия);

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1041; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-91275.html

Механизмы взаимопонимания в общении

Рефлексия:  - это механизм самопознания в процессе общения , в основе которого

Знание механизмов взаимопонимания помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способствует эффективности общения.

Основными механизмами взаимопонимания являются:

  • — идентификация;
  • — эмпатия;
  • — аттракция;
  • — рефлексия.

Идентификация — это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Свое восприятие и понимание другого человек, как правило, строит на базе своего собственного жизненного опыта, в основе которого лежит механизм идентификации (от лат. identificare — отождествлять), или приравнивания, уподобления людей друг другу.

Человек испытывает симпатии к другому, сочувствует ему, если он способен почувствовать или представить себя на его месте, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека, с которым он общается.

Б.Д.

Парыгин подчеркивает глубинный характер рассматриваемого феномена и определяет идентификацию как основу взаимопонимания: «Если внешними проявлениями взаимопонимания являются способность к сочувствию и соучастию, к сопереживанию и симпатии, к согласию и согласованности в совместных действиях, то внутренней, глубинной основой всех этих явлений оказывается способность к взаимному уподоблению, к идентификации». Автор считает, что в возможности идентификации заложена и возможность самосознания индивидуальности, подчеркивая, что идентификация представляет собой процесс уподобления значимому другому, сопровождающийся усвоением его ценностей, взглядов, установок, специфических форм поведения [7, с. 55].

Морозов А.В. описывает идентификацию как следствие потребности индивида в общении, отмечая при этом, что развитие личности обусловлено присвоением структуры самосознания, которое складывается через механизм идентификации. Следует отметить, что идентификацию с образом «Я» автор рассматривает во всех временах (в прошлом, настоящем, будущем).

Действительно, идентификация выступает обязательным моментом функционирования индивида, находящегося в обществе; смысл идентификации — обнаружение себя в социальном мире во всей сложности его структурно-содержательной организации.

Но нельзя не принимать во внимание, что главным и обязательным моментом любых форм, уровней, содержательных вариантов идентификации остается субъектная представленность индивида в этом процессе [1, с. 92].

Иными словами, внутренней основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга оказывается механизм их психологической идентификации, или взаимного уподобления.

Существует две модели идентификации:

  • — идентификация начинается с уподоблением объекта субъекту (другого себе) и завершается уподоблением субъекта объекту (себя другому).
  • — идентификация начинается с первоначального уподобления субъекта объекту (себя другому) к последующему сведению объекта к субъекту (другого себе).

Однако, независимо от порядка и последовательности своего осуществления, идентификация позволяет людям добиваться относительного понимания других людей, несмотря на недостаток предварительной информации о них, когда первое впечатление является, чуть ли не единственным источником знания. Она оказывается тем зеркалом, которое позволяет людям лучше понять как себя, так и других.

Эмпатия — это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание». Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование — в него включаются процессы понимания, как мыслей, так и чувств партнера по общению.

При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности. Это означает два момента:

  • — принятие личности человека в целостности;
  • — собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной.

Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны.

Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Эмпатия имеет несколько уровней:

Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.

Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты.

Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т.д.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Слово «атракция» обозначает буквально притяжение, влечение.

Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции — как формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. В социальной психологии понятие межличностной атракции определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Психология атракции охватывает:

  • 1. Потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
  • 2. Свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему;
  • 3. Особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений;
  • 4. Объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения) [8, с. 28-31].

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» [2, с. 45-49].

В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. общение вербальный психика взаимопонимание

Вопрос взаимопонимания в общении, я думаю, очень важен, так много недоразумений, переходящих порой в конфликты, вызваны не пониманием.

Таким образом, в данной работе была рассмотрена проблема взаимопонимания в межличностном общении, которая уже несколько веков не только не теряет своей актуальности, но становится все более важной.

Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности.

При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми.

Учитывая некоторые особенности механизмов восприятия и познания, человек способен повысить уровень взаимопонимания в различных жизненных ситуациях общения, что значительно повышает шансы к сохранению стабильности в отношениях между людьми.

Вместе с тем нужно отметить, что даже в стабильных отношениях зачастую возникают различные конфликты, столкновения взглядов и тому подобное.

Умение преодолевать барьеры, ведущие к непониманию и, как следствие, к конфликтам, является необходимым шагом к сохранению и улучшению взаимоотношений.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов, М.: Академия, 2010. — 398с.
  • 2. Асмал А.Г. Психология личности. — М.: Юрайт, 2008. 288с.
  • 3. Большой психологический словарь, под ред. Б.Г. Мещеренева, В.П. Зинченко, СПб: Прайм-Еврознак, 2008.
  • 4. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для вузов, М.: Академия, 2010 . — 471с.
  • 5. Кривонос Г.А. Факторы, определяющие межличностные общения. — Ростов-н/Д: Фениск, 2009. — 328с.
  • 6. Крыско В.Г. Взаимопонимание: из чего складвается и как проявляется //Теории и практики управления, № 4, 2010. — С.45-48.
  • 7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории, СПб: ИГУП, 2009. — 290с.
  • 8. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник, М.: Форум: ИНФРА-М, 2011. — 511с.
  • 9. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций, Воронеж: Модек, 2010.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1547577/psihologiya/mehanizmy_vzaimoponimaniya_obschenii

Рефлексия как механизм самопознания

Рефлексия:  - это механизм самопознания в процессе общения , в основе которого

Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя.

Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов.

Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Это то же самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя методику двух стульев. (Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.)

Рефлексия— размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ

Проиллюстрировав понятие рефлексии, вернемся к нашей проблематике, а именно рассмотрим рефлексию как механизм самопознания.

Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация.

Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников.

Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого

человека и причинах его поступков;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и

качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности

анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно

возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то

таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.

1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами

невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект

рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых

осуществляется рефлексирование.

4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства

объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и

обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования

разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы

решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это

организует рефлексивное познание).

6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного

результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается

вновь.

В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания

в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.

Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих

характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает

смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты

самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

-признает данное качество как свою сильную сторону;

-вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;

-в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей

он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.

Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;

-отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые

трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

-обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости

от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий,

определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть

недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более

целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

Итак, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания.

Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_214847_refleksiya-kak-mehanizm-samopoznaniya.html

Scicenter1
Добавить комментарий