Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера.

Содержание
  1. Мартин Лютер — великий реформатор церкви, личный враг Папы Римского
  2. Жду Ваших отзывов и комментариев
  3. Так же можете посмотретьдругие публикации канала:
  4. Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера. Мистический аспект протестантизма представлен учением Якоба Беме. Для Эразма философия есть знание и мудрость, но она не базируется на категориальной системе и силлогистике
  5. Человек, перевернувший мир с ног на голову: Великий реформатор и проповедник Мартин Лютер
  6. Реформация
  7. Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир
  8. Борьба с роскошью
  9. Война на уничтожение
  10. «Глобальный духовный переворот»
  11. В российских условиях
  12. Кто такой Мартин Лютер и как он изменил Европу
  13. Жизнь Лютера до Реформации
  14. Начало реформаторской деятельности
  15. Папа придает Лютера анафеме
  16. Император приглашает Лютера объясниться
  17. Похищение Лютера
  18. Лютер как первопроходец
  19. Исторический перевод Библии
  20. Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу
  21. Значение деятельности Лютера

Мартин Лютер — великий реформатор церкви, личный враг Папы Римского

Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера.
Мартин ЛютерГоворят, что когда-то вся Западная Европа делилась на два непримиримых лагеря – тех, кто ненавидел Мартина Лютера и тех, кто его боготворил. Кто же был этот удивительный человек?

Мартин Лютер родился в 1483 году, он не мог похвалиться знатностью рода, но это ему было не нужно. Лютер всегда с гордостью заявлял, что он сын, внук и правнук крестьян.

Однако благодаря своим способностям и поддержке соседей бюргеров Котто, он поступил в университет на богословский факультет и получил философское образование. Дальше, как мечтали его родители, его ждало юридическое образование и карьера юриста.

Но Лютер резко изменил свои планы. Как он сам вспоминал, на него повлияли два события. Сначала он потерял лучшего друга, погибшего от удара молнии. Эта внезапная смерть в расцвете лет заставила Лютера задуматься, что ждет его в подобном случае.

И тут Лютер сам попал в грозу. Молния ударила совсем рядом с ним, испугавшись за свою жизнь, он взмолился о помощи к святой Анне, пообещав, что, если останется жив, уйдет в монастырь. Спустя несколько дней он принял монашество.

Родители были неутешны, но изменить ничего не могли.

Лютер приколачивает 95 тезисов к двери своей церкви

Чуть позже молодой монах отправился в Святой город – Рим, который, к ужасу Лютера, оказался совсем не святым. Мало того, что практичный как всякий немец, Лютер предпочитал простоту и скромность в обычной жизни, он еще принес монашеский обет бедности и аскетизма.

А он посетил Рим, погрязший в роскоши и удовольствиях, увидел кардиналов, содержащих любовниц, имеющих десятки внебрачных детей, слышал обидные слова о немцах, своих соотечественниках. Эта поездка принесла ему огромное разочарование в папстве и римской церкви. Позже он говорил, что Рим открыл ему глаза.

Лютер вернулся в Германию, в город Виттенберг, где он преподавал богословие и служил в университетской церкви. Сложно сказать, забылись ли бы впечатления об этой поездке, но в 1517 году в Виттенберге началась активная продажа индульгенций.

Продажа индульгенций в Виттенберге

Лютер кипел от возмущения, видя, что его прихожане активно покупают индульгенции, видя в них гарантию спасения души, и не слушают его гневных проповедей.

Церковное начальство тоже закрывало глаза, ведь продавцы щедро делились с ним долей от прибыли.

Поэтому излишне активному священнику посоветовали умерить свой пыл и не высовываться, во избежание, так сказать.

Но Лютер не успокоился. Он стал искать поддержку в университете, среди образованных богословов, но это была капля в море.

И тогда он решился. Первого ноября 1517 года на дверях университетской церкви он прибил ножом лист бумаги, на котором были написаны аргументы против продажи индульгенций. Всего их было 95, поэтому документ позже так и будут называть – «95 тезисов».

Эти тезисы произвели ошеломляющее впечатление. Сначала Виттенберг, затем Германия и вся Европа заговорили о них.

Лютер сжигает папскую буллу об отлучении его от церкви

Когда весть дошла до папы, Лютера вызвали в Рим на церковный суд, понимая, что ему грозит костер, он отказался. В ответ папа отлучил его от церкви, но Лютер демонстративно на площади сжег папскую буллу вместе с охапкой индульгенций, конфискованных у монахов.

Лютера поддержали многие немецкие правители, они давно мечтали о независимости от Рима, не хотели отправлять туда десятину, зарились на огромные церковные богатства и земельные владения, им была нужна дешевая и послушная церковь. Им нужен был только повод, чтобы начать войну с Римом.

Лютер им этот повод дал. Конфликт разрастался.

Появлялись и новые религиозные лидеры – Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, они были настроены гораздо решительнее и воинственнее, чем Лютер. Он даже призывал немецких властителей бороться с этими «еретиками», которые поднимают народ против власти.

В 1530 году Лютер вместе с богословом Меланхтоном создали Аусбургское исповедание веры, в котором провозглашались :

свобода вероисповедания жителей Германии;право правителей определять религию своего государства;право инаковерующих мирно уехать;уравнение в правах лютеранства и католицизма;но кальвинизм категорически не признавался.

Римская церковь и император категорически его отвергли. С этого момента в Германии началась религиозная война, чуть было ее полностью не уничтожившая.

Лютер всегда критиковал запрет католическим священникам жениться и даже сам женился на сбежавшей из монастыря монахине Катарине фон Бора.

Умер Лютер в 1546 году, в самый разгар опустошительной религиозной войны, невольной причиной которой он стал.

Жду Ваших отзывов и комментариев

Иллюстрации взяты из открытого доступа сети Интернет

Если Вам понравилась публикация, то прошу поставить палец вверх иподписаться

Так же можете посмотреть другие публикации канала:

Коты на царской службеПочему Николай II охотился на кошекКак кошки поссорили кардинала Ришелье с королевой Анной АвстрийскойКак Петр I уничтожил флотАнекдоты про российских императоровКак норвежский пират женился на дочери Ярослава Мудрого

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c40d92f2810de00aca9e37b/5c9937debc05f800b4b50615

Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера. Мистический аспект протестантизма представлен учением Якоба Беме. Для Эразма философия есть знание и мудрость, но она не базируется на категориальной системе и силлогистике

Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера.

Вся гуманистическая мысль была наполнена поисками «новой религии», о чем свидетельствует, например, «Платоновское богословие» Фичино, пантеистические теории Патрици и Бруно. Но собственно Реформация началась в Германии. Ее характерными признаками были: утрата уже не связи разума и веры, а церкви и веры; перенос религиозности в план личностного сознания; формирование новой трудовой этики, которая является путем к спасению. Мирская деятельность принимает сакральную форму.Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера.Мартин Лютер (1483 — 1546) — автор «Комментариев к Посланию к римлянам», «95 тезисов об индульгенциях», с которых и началась собственно Реформация, «28 тезисов к диспуту в Гейдельберге», «К христианскому дворянству немецкой нации», «О реформе христианского образования», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «О рабстве воли».Идеи религиозного обновления связаны у Лютера с признанием возможности человеческого спасения главным образом на основании веры и Божественного промысла. Он провозглашает тезис «возвращения к истокам» евангельской жизни, отвергая всю традицию, со времени начала христианства, как испортившую и омертвившую его. В связи с этим он возвращается к идее непогрешимости Писания — единственного источника истины. Поскольку церковь как институт погрязла в грехе, то объявляется свобода самостоятельного толкования библейских текстов. Лютер начал новый перевод Библии, так как к тому времени в этом возникла необходимость (перевод Евангелия осуществил и Эразм Роттердамский). В Германии этого времени циркулировали десятки тысяч экземпляров разных библейских книг. Издание Лютером Библии имело огромный успех, поскольку обеспечивало прямой доступ к ней множества людей. Лютер возродил старую (идущую от Петра Абеляра) идею о непосредственном общении человека с Богом без посредства священников. Выдвигая на первый план идею Божественного предопределения, Лютер отстаивал тезис о рабстве воли. Концепция предопределения предполагала строго определенную — сельскохозяйственную и ремесленную — деятельность человека, понятую как призвание и профессия, призывающую к совершенствованию и требующую рационального подхода для достижения успехов и выявления тем самым Божьего замысла.Одним из выдающихся деятелей Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Как и Лютер, он полагает Священное писание непогрешимым источником истины. Человеческое рациональное представление о Боге есть фикция. Более того, разум искажает Божественные истины и склоняет волю ко злу. По мнению Кальвина, первородный грех Адама, выразившийся в своеволии, ослабил естественные дары человека и уничтожил сверхъестественные. Поэтому спасение зависит только от степени веры в Бога, а свобода воли исключается Божественным промыслом. Кальвин строго различает идеи предопределения и провидения, которые являются центральными идеями его учения. Предопределение — это вечный совет Бога, руководящий человеческими намерениями. Статусы людей различны и строго закреплены, потому и их интенции различны. Провидение — это продолжение акта творения, распространяемое на все сотворенное в его малейших проявлениях. Первородный грех Адама совершился именно на основании провидения и предопределения. Как полагал немецкий социолог Макс Вебер, в этом положении протестантизма заключен дух капитализма. Кальвин распространил лютеровскую идею профессионального призвания не только на сельское хозяйство и ремесло, но и на все виды производства, усматривая в возможности приобретения богатства, связанной с правильно исполняемым делом, знак предопределения.К числу критиков Лютера из среды гуманистов безусловно относится его старший современник Эразм Роттердамский (1466/69 — 1536), не сразу согласившийся с идеями Лютера. Эразм Роттердамский не порвал с католицизмом, но всерьез поставил идеи гуманизма на службу Реформации. Его трактат «О свободе воли» есть прямая полемика с Лютером. В числе его работ — «Пословицы», принесшие ему шумный успех, критическое издание Нового завета, знаменитая «Похвала глупости» и др.Для Эразма философия (в отличие от Лютера) есть знание и мудрость, но она не базируется на категориальной системе и силлогистике. В «Похвале глупости» осмеивается понятийный аппарат древних философов, равно как и церковная схоластика. Сама идея «глупца» есть призыв возвратиться к истинному естеству, снять покровы напускной учености, личины. «Глупец» Эразма — не «профан» Петрарки, исполняющий своеобразную роль, чтобы выявить пределы знания. Он представляет не тот естественный язык, которым обладает, как считал Лоренцо Валла, человек образованный. Его естество — голое, чистое, лишенное наслоений и уровней безумное, беспамятное, расточительное, необманчивое благочестие, его способом существования является счастье.Как противостояние лютеранству в конце XV — начале XVI в. наметился поворот в сторону согласования веры и разума, природы и благодати, приведший к возникновению направления, названного «вторая схоластика». Представителями Контрреформации были кардинал Каэтана (1468 — 1534) и Франсиско Суарес (1548 — 1617). Суарес предложил свое решение проблемы свободы воли. Бог не обусловливает свободы воли, но предвидит ее и приводит избранных к спасению. Идею предопределения Суарес заместил идеей предвидения пути, по которому душа придет к Богу.Мистический аспект протестантизма представлен учением Якоба Беме.Якоб Беме (1575 — 1624) был выходцем из крестьянской семьи и работал сапожником в саксонском Герлице. Наиболее известным его трудом стала «Аврора, или утренняя звезда» (1612).В проблеме соотношения Бога и природы Якоба Беме интересовала сама структура Божества, раскрываемая в мире. Бог есть высочайшее единство, но это единство непознано, недоступно, и сам Бог не может Себя ни познать, ни осуществить. Потому великое таинство заключается в том, каким образом Бог «вводит себя в натуру». Одним из способов, полагает Беме, является спор, который есть следствие «изведения» себя Богом «из вечного ведения в различность воли» и введения этой «различности» в понятие естественной и тварной жизни. Само разделение Бога осуществляется ради познания. Это движение есть основание всего бытия. Бог распространяется в каждой вещи, будучи ее причиной. Теологи ищут Его вне мира, в то время как Он — в звездах, стихиях, земле, камнях, людях, животных, гадах, в зелени, листве и траве. Беме поэтически отождествлял Бога и мир. При этом, согласно Беме, злое начало неразрывно существует рядом с благим, являясь результатом разделения, т.е. самораскрытия Божественной сущности. Вывод, который можно сделать из такого созерцания Беме, таков: именно разделение-самораскрытие понуждает человека делать выбор между «да» и «нет», поскольку это коренится в природе единого бытия, предмета и явления. Они суть один предмет, но делятся на два начала и два центра. Не выбрав, нельзя увидеть вещь. Вне этих двух начал все предметы были бы ничем, остановились бы, перестали двигаться. Это внутреннее мучение Природы, порождающей вещи из своего лона.Для дополнительного чтенияБиблер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991.Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1905.Глазман Н.С. Мышление Джордано Бруно: единство воли и интеллекта // Философия и социология науки и техники. М., 1987.Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1994.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

СОДЕРЖАНИЕ:  Учебник по философии

 ФИЛОСОФИЯ — особый вид духовной деятельности, форма общественного …

ФИЛОСОФИЯ — особый вид духовной деятельности, форма общественного сознания. человека. … Философия выражает обобщенную систему взглядов… www.bibliotekar.ru/index.files/1/412.htm

 ФИЛОСОФИЯ. Философы. Стоики. Пифагорейцы. Схоластики. Гуманизм …

Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля. Выше Аристотеля во времена античности философия уже не. … bibliotekar.ru/filosofia/index.htm

 БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Сократ. Философия Сократа

представляет центральную фигуру в греческой философии; его жизнь, согласовавшаяся с его учением, заслуживает такого же, как и его философия. … bibliotekar.ru/bes/267.htm

 СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУЛГАКОВ. Биография и книги Сергея Булгакова …

православному богословию Основные сочинения «Философия хозяйства» (1912),»Обогочеловечестве Трилогия» (1933- 1945), «Философия имени» (изд в 1953 … bibliotekar.ru/filosofia/82.htm

 Древний Китай, философия. Из книги Луньюй (Суждения и беседы) Из …

Философская проза. Из книги «Луньюй» («Суждения и беседы»). Гл. I, 5. Учитель сказал: — Для того, чтобы управлять государством, имеющим тысячу… bibliotekar.ru/vostok/40.htm

 Платон. Биография философия Платона. Все диалоги Платона

Путешествия Платона.— Влияние пифагорейской философии.- Три поездки на Сицилию и политические мечтания Платона.—Смерть его.—Внешность. … bibliotekar.ru/zhzl/35.htm

 Китайский философ Лао-Цзы. Философия Лао-Цзы

, «Религии В. и очерк истории кит. литературы»; Георгиевский, «Принципы жизни Китая»; Д. Кониси, «Философия Лаоси»; Legge, «Texts of Tâoism»; … www.bibliotekar.ru/bel/89.htm

 Сократ. Философия Сократа

Отношение к ним Сократа и исходная точка его философии.— Добродетель — знание.—Добродетель— благо,—Значение логических и их место в Сократовой … www.bibliotekar.ru/zhzl/33.htm

 Труды и работы Эйнштейна. Философия Гегеля. Квантовая физика …

Две версии бесконечности разграничены в философии Гегеля. Речь идет о «дурной бесконечности» и «истинной бесконечности». «Истинная бесконечность»… bibliotekar.ru/albert-eynshteyn/25.htm

 Философия времени.

И хотя причины кармического влияния религиозная философия видит в прошлых прегрешениях, мы можем увидеть, что предлагаемые религиозными… www.bibliotekar.ru/0filosofia.htm

 Эпиктет — фидософ-стоик. Биография Эпиктета. Произведения Эпиктета …

Риме стоической философии у Музония Руфа, к которому питал величайшее … представляют главнейший материал для суждения о философии Э. Э. — … www.bibliotekar.ru/brokgauz-efron-ch/173.htm

 Волшебство и тайная философия

Наивная вера последователей тайной философии населяла все стихийные начала подобными сказочными существами. Сами цвета приобретали в, … bibliotekar.ru/polk-9/19.htm

 Философия служанка богословия

Философия — служанка богословия. С латинского: Philosophia est ancilla theologiae [философиа эст аыцилла тэологиэ]. Приписывается итальянскому… www.bibliotekar.ru/encSlov/20/22.htm

 ФИЛОСОФЫ. Религиозные учителя и мыслители. Религиозная философия

Предмет и метод философии весьма неопределенны. Об этом свидетельствует уже само название:— «любомудрие» «любовь к мудрости». … www.bibliotekar.ru/genii/23.htm

 КАРЛ ЯСПЕРС. Биография и работы Карла Ясперса. Представитель …

философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений … Экзистенциальная философия на себе влияние Ницше и Кьеркегора — … bibliotekar.ru/filosofia/94.htm

 АНРИ БЕРГСОН. Биография и творчество Бергсона. Нобелевский лауреат …

Французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В 1927 году … элементам Философия же проникает в суть вещей и … bibliotekar.ru/filosofia/75.htm

 ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. Биография и сочинения Гегеля …

лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии …. время Об этом говорит его «Философия права», , и … bibliotekar.ru/filosofia/57.htm

 КАРЛ МАРКС. Биография и книги Карла Маркса. Капитал, Немецкая …

«Экономическо-философские рукописи» (1844), «К критике гегелевской …. в центр своей философии стремился поставить человека и человеческое. … bibliotekar.ru/filosofia/66.htm

 Мах. Тезис Маха. Отношение Эйнштейна к философии Маха

Классическая философия и естествознание действительно обретали истину на разных путях. Естествознание шло от Ньютона через накопление эмпирических и … bibliotekar.ru/albert-eynshteyn/34.htm

 Общий характер философии Аристотеля и сравнение ее с философией …

Общий характер философии Аристотеля и сравнение ее с философией Платона.—Логика Аристотеля. — Реальное знание согласно Аристотелю.—… www.bibliotekar.ru/zhzl/41.htm

 АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ЛОСЕВ. Биография и творчество Алексея Лосева …

центре внимания Лосева — проблемы символа и мифа («Философия имени», 1927, «Диалектика мифа», 1930), диалектики художественного творчества и… bibliotekar.ru/filosofia/97.htm

 БЕРТРАН РАССЕЛ. Биография Бертрана Рассела. Принципы математики …

математике и философии В 1894 году он получает степень бакалавра искусств, …. Лейбниц, он стремится, чтобы философия была не эзотерической, … bibliotekar.ru/filosofia/84.htm

 МАРИ ФРАНСУА ВОЛЬТЕР. Биография и книги Вольтера. Философский …

Вольтер ввел в науку выражение «философия истории» Сочинения » …. необходимости разоблачить при помощи философии вредоносные суеверия и… bibliotekar.ru/filosofia/46.htm

 ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ. Биография и творчество Ортеги Хосе …

В испанской философии XX века Ортега признан не «первым среди равных», а первым …. трезво оценивал и ограниченность подхода своих философия … bibliotekar.ru/filosofia/93.htm

 МИШЕЛЬ ФУКО. Биография и творчество Фуко. Французский философ …

В 1948 году в Сорбонне Фуко получил степень лиценциата по философии, в следующем …. Это означает, что философия должна исследовать истоки… bibliotekar.ru/filosofia/100.htm

 Биография и труды Аристотеля. Лжеаристотель. Первые последователи …

В руках последователей Аристотеля философия его мало-помалу утратила … Попав в такие руки, разносторонняя философия Аристотеля значительно. … www.bibliotekar.ru/zhzl/43.htm

Источник: http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/45.htm

Человек, перевернувший мир с ног на голову: Великий реформатор и проповедник Мартин Лютер

Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера.

Мартин Лютер (1483-1546) был немецким священником, который наиболее известен тем, что играл ведущую роль в протестантской Реформации, религиозном и политическом движении XVI века в Европе, которое считается одним из самых влиятельных событий в истории западного христианства. Лютер прославился как лидер Реформации, подняв свой голос против индульгенций, практики в римском католицизме, в которой духовенство прощало грехи людей в обмен на деньги. Есть много интересных инцидентов в жизни Мартина Лютера, включая момент с его похищением, дабы обеспечить ему безопасность. Кроме того, есть поразительное сходство между Лютером и святым, в честь которого он был назван. А ещё было удивительное пророчество другого революционного монаха, предсказавшего успех Лютера в его стремлении реформировать христианство.

Реформация Мартина Лютера «Буря» — это картина Тами Далтона, продемонстрированная 5 ноября 2015 года. \ fineartamerica.com.

В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право заниматься одной из трёх «высших» дисциплин: юриспруденцией, медициной или теологией. Поскольку его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, он поступил на юридический факультет.

Примерно в это же время произошёл случай, изменивший ход жизни Лютера. Возвращаясь в университет после поездки домой, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхайм и был почти поражён молнией. Погода так напугала его, что Лютер закричал Святой Анне: «Спаси меня, св. Анна, а я стану монахом!».

Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить своё обещание. Многие историки, однако, считают, что этот инцидент был лишь катализатором, и идея стать монахом уже была сформулирована в уме Лютера.

Более того, его друзья полагали, что недавняя смерть двух друзей также могла сыграть определённую роль в том, что он стал монахом.

Изображение Мартина Лютера, прибивающего свои 95 тезисов к двери церкви. \ tinlanh.ru.

В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, который был глубоко в долгах, получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой пленарной индульгенции, которая давала бы отпущение временного наказания за грех.

В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому, в котором приложил копию своего «диспута Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», ставшего впоследствии известным как Девяносто пять тезисов.

Согласно популярной легенде, Лютер прибил копию своих девяносто пяти тезисов к двери церкви Виттенбергского замка. Тем не менее, многие учёные теперь считают, что он не прибивал тезисы, а скорее повесил их, как это было принято, чтобы начать академическую дискуссию о своей работе.

Как бы то ни было, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот акт, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации.

Иоганн Гутенберг — человек, который изобрёл первый печатный станок. \ thoughtco.com.

Учение Мартина Лютера распространилось, как лесной пожар, по всей Германии и за рубежом, поскольку оно обращалось к простым людям, которые были сыты по горло коррумпированными практиками католической церкви. Однако это стало возможным в первую очередь благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году.

С помощью печатного станка Лютер начал печатать брошюры, которые печатались всего за один день и занимали от шестнадцати до восемнадцати страниц. Его первая немецкая брошюра была напечатана в 1518 году и была известна как «Проповедь об индульгенциях и благодати».

Из-за скорости печатного станка, по крайней мере четырнадцать тысяч экземпляров проповеди были напечатаны в один год. Это позволило Лютеру распространить своё послание далеко и широко. Фактически, за первые десять лет реформационного движения было напечатано около шести миллионов брошюр.

Удивительно, но целых двадцать пять процентов из них были написаны Мартином Лютером.

Вормсский рейхстаг: Лютер на Диете червей — картина 1877 года Антона фон Вернера. \ ethikapolitika.org.

15 июня 1520 года Папа Лев X издал публичный указ, который предупреждал Мартина Лютера, что он рискует быть отлученным от церкви, если не отречётся от сорока одного приговора, взятых из его сочинений в течение шестидесяти дней. Лютер вместо этого публично поджёг декрет 10 декабря. Таким образом, он был отлучен от церкви Папой 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, строптивый и справедливый монах появился на заседании Сейма (ассамблеи) Священной Римской Империи, состоявшемся в Вормсе, Германия. На Вормсском рейхстаге (Диета Червей) Лютера снова попросили отречься от своих писаний. Однако, он подчеркнул, что будет поколеблен только разумом или если это будет написано иначе в Священном Писании. Лютер закончил своё свидетельство вызывающим заявлением: «Вот я стою. Боже, помоги мне. Я не могу поступить иначе». Учитывая напряжённую ситуацию, защитник Лютера, Фридрих Мудрый, понял, что его нужно спрятать, пока напряжённость с Церковью не спадёт. Поэтому он приказал группе рыцарей «похитить» Лютера, который затем был доставлен в замок в Эйзенахе, где он скрывался в течение десяти месяцев.

Проповедь Яна Гуса на Козим Градку (na Kozim hradku). \ pragagid.ru.

Попытки подавить Лютера и его последователей римско-католическими правителями оказались безуспешными, и в течение двух лет стало очевидно, что движение за реформу было очень сильным. В мае 1522 года Лютер вернулся в церковь Виттенбергского замка в Эйзенахе.

К этому времени Реформация приобрела более политический характер, и другие реформаторы, в том числе Томас Мюнцер, Халдрих Цвингли и Мартин Бюсер, собрали массу последователей. Благодаря этому, после 1522 года, Мартин стал несколько менее влиятельным лидером движения.

Кроме того, следует отметить, что у него было несколько предшественников, которые также недвусмысленно критиковали коррупционные практики римского католицизма. Джон Уиклифф и Ян Гус были самыми известными из этих критиков. Уиклифф был английским интеллектуалом, учёным и теологом.

Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание.

Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы — до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви.

Катарина фон Бора и Мартин Лютер. \ mtzionlutheran.org.

Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи.

В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина.

13 июня 1525 года Мартин Лютер женился на Катарине фон Бора. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства.

Антисемитские взгляды Мартина Лютера. \ evangelisch.de.

Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды. В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям.

Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол». Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными.

Основные труды Лютера о евреях включали «О евреях и их лжи» и «Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi» (о святом имени и происхождении Христа). Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола».

Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах.

Слева: «Святой Мартин отказывается от меча» — картина Симоне Мартини. \ Справа: Мартин Лютер. \ artchive.ru.

Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге (ныне Вормс, Германия).

Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции.

Мартин Лютер был назван в честь Святого Мартина, поскольку он был крещён в День Святого Мартина (11 ноября). Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами.

Более того, Мартин Турский устроил свой протест в городе Вормс, там же, где проходила знаменитая Диета Червей Лютера.

Мартин Лютер Кинг. \ eurotopics.net.

В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию. Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг. Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего.

Как мы все знаем, Мартин Лютер Кинг-младший стал одним из самых известных лидеров XX века. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права». Он организовал и возглавил множество маршей за избирательное право чернокожих, десегрегацию, трудовые права и другие основные гражданские права.

Его усилия принесли свои плоды, когда были приняты «Закон о гражданских правах 1964 года» и «Закон об избирательных правах 1965 года», и большинство из этих прав были введены в законную силу. 14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за руководство ненасильственным сопротивлением расовым предрассудкам в США.

В возрасте тридцати пяти лет он был самым молодым получателем премии в то время.

Казнь Яна Гуса. \ spiritualpilgrim.net.

Ян Гус, чьё имя буквально означает «Гусь» на чешском языке, был чешским священником, который был важной фигурой в Богемской Реформации, движении против католической церкви, которое предшествовало протестантской Реформации. За выступление против церкви Гус был отлучён от неё и сожжён на костре 6 июля 1415 года.

Перед самым сожжением он сказал: «Сейчас вы сожжёте гуся, но через столетие у вас будет лебедь, которого вы не сможете ни зажарить, ни сварить». Почти ровно столетие спустя (сто два года), 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, положив начало протестантской Реформации.

Таким образом, многие считают, что пророчество Яна Гуса сбылось. Более того, Мартин Лютер находился под сильным влиянием учения Гуса и называл себя лебедем, о котором Гус пророчествовал. На похоронах Лютера в 1546 году это пророчество было упомянуто в проповеди.

Кроме того, благодаря пророчеству Яна Гуса лебедь стал популярным символом, связанным с Мартином Лютером, и поэтому его часто можно увидеть в Лютеранском искусстве.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110120/44921/

Реформация

Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера.

Вся гуманистическая мысль была наполнена поисками «новой религии», о чем свидетельствует, например, «Платоновское богословие» Фичино, пантеистические теории Патрици и Бруно. Но собственно Реформация началась в Германии.

Ее характерными признаками были: утрата уже не связи разума и веры, а церкви и веры; перенос религиозности в план личностного сознания; формирование новой трудовой этики, которая является путем к спасению.

Мирская деятельность принимает сакральную форму.

Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера(1483 — 1546).

Труды: «Комментариеи к Посланию к римлянам», «95 тезисов об индульгенциях», с которых и началась собственно Реформация, «28 тезисов к диспуту в Гейдельберге», «К христианскому дворянству немецкой нации», «О реформе христианского образования», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «О рабстве воли».

Идеи религиозного обновления связаны у Лютера с признанием возможности человеческого спасения главным образом на основании веры и Божественного промысла. Он провозглашает тезис «возвращения к истокам» евангельской жизни, отвергая всю традицию, со времени начала христианства, как испортившую и омертвившую его.

В связи с этим он возвращается к идее непогрешимости Писания — единственного источника истины. Поскольку церковь как институт погрязла в грехе, то объявляется свобода самостоятельного толкования библейских текстов.

Лютер начал новый перевод Библии, так как к тому времени в этом возникла необходимость (перевод Евангелия осуществил и Эразм Роттердамский). В Германии этого времени циркулировали десятки тысяч экземпляров разных библейских книг. Издание Лютером Библии имело огромный успех, поскольку обеспечивало прямой доступ к ней множества людей.

Лютер возродил старую (идущую от Петра Абеляра) идею о непосредственном общении человека с Богом без посредства священников. Выдвигая на первый план идею Божественного предопределения, Лютер отстаивал тезис о рабстве воли.

Концепция предопределения предполагала строго определенную — сельскохозяйственную и ремесленную — деятельность человека, понятую как призвание и профессия, призывающую к совершенствованию и требующую рационального подхода для достижения успехов и выявления тем самым Божьего замысла.

Жан Кальвин (1509 — 1564) — один из выдающихся деятелей Реформации.

Как и Лютер, он полагает Священное писание непогрешимым источником истины. Человеческое рациональное представление О Боге есть фикция. Более того, разум искажает Божественные истины и вклоняет волю козлу.

По мнению Кальвина, первородный грех Адама, Поразившийся в своеволии, ослабил естественные дары человека и уничтожил сверхъестественные. Поэтому спасение зависит только от степени веры в Бога, а свобода воли исключается Божественным промыслом.

Кальвин строго различает идеи предопределения и провидения, которые являются центральными идеями его учения. Предопределение — это вечный совет Бога, руководящий человеческими намерениями. Статусы людей различны и строго закреплены, потому и их интенции различны.

Провидение — это продолжение акта творения, распространяемое на все Сотворенное в его малейших проявлениях. Первородный грех Адама совершился именно на основании провидения и предопределения. Как полагал немецкий социолог Макс Вебер, в этом положении протестантизма заключен дух капитализма.

Кальвин распространил лютеровскую Идею профессионального призвания не только на сельское хозяйство и ремесло, но и на все виды производства, усматривая в возможности приобретения богатства, связанной с правильно исполняемым делом, знак предопределения.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ(1469—1536). В «Похвале глупости» высмеивает монашество и настаивающая на важности внутренней духовности.

Другим классическим произведением становится «Оружие христианского воина» в котором он утверждает, что успех в нравственном уподоблении Христу заключается в возвращении к Новому Завету и Отцам церкви; чтение Священного Писания изменяет человека, давая ему новые мотивы для любви к Богу и ближнему.

Окончательный разрыв с протестантским движением вообще и с Лютером в частности произошел после публикации в 1524 произведения Э.Р.

«Диатриба, или рассуждения о свободной воле», где он утверждал, что основополагающим в христианстве является стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость. Это подразумевает способность человека стремиться, а, значит, свободу его воли.

В противовес этому Лютер утверждал, что воля человека настолько порабощена грехом, что пока Бог по своей благодати не освободит ее, то человек не только не способен уподобиться Христу, но даже стремиться к нему.

Его трактат «О свободе воли» есть прямая полемика с Лютером.

Источник: https://studbooks.net/654647/filosofiya/reformatsiya

Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир

Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера.

Пятьсот лет назад, 31 октября 1517 года, доктор богословия Мартин Лютер обнародовал знаменитые «95 тезисов» с критикой католической церкви. Против неё открыто выступали и ранее, но такие смельчаки обычно заканчивали свою жизнь на костре.

С Лютером вышло иначе, и прежде всего потому, что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, поддержали многие германские князья. С этого момента в Европе начался церковный раскол, который сопровождался грандиозными потрясениями.

О значении Реформации для мировой истории и о том, какой след она оставила в России, — в материале RT.

Утром 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер пришёл к Замковой церкви в немецком городе Виттенберге и прибил к её дверям листы бумаги с напечатанным на них текстом. Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название —  «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».

  • Знаменитые «95 тезисов» — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций»
  • © staatsbibliothek-berlin.de

В своих тезисах Лютер подверг критике католическую церковь и предложил её реформировать, а также усомнился в непогрешимости Папы Римского и обрушился на индульгенции, которыми торговал Святой престол. Известие об этом отважном шаге разнеслось по всей стране, и Германия раскололась на сторонников и противников идей Лютера.

Католическую церковь критиковали и ранее, но обычно противники папы заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, потому что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, «пришлись ко двору» многим германским князьям.

Учение Лютера в 1521 году рассмотрел съезд германской политической элиты — Вормсский рейхстаг. На нём выяснилось, что Лютер пользуется поддержкой влиятельных князей, которые готовы оказывать ему помощь.

  • Вормсский рейхстаг
  • © Цветная гравюра 1557 года.

Хотя на рейхстаге был принят осуждающий богослова Вормсский эдикт, Лютер не был арестован, а укрылся в резиденции одного из князей. Так начиналось политическое противостояние католичества и лютеранства. А приглашение к религиозному диспуту закончилось эпохой братоубийственных войн, которые несколько десятков лет длились в Германии, а затем разгорелись и в других странах Европы.

В Англии процесс Реформации в 1534 году начал король Генрих VIII, стремившийся сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а также присвоить богатые монастырские владения. Так появилось одно из направлений протестантизма — англиканство.

Борьба с роскошью

Характерной особенностью Реформации была борьба всех её направлений с показной роскошью католической церкви. Ярче всего это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера нередко безжалостно уничтожали.

Важную роль в распространении идей Реформации играло книгопечатание, которое к тому времени уже широко распространилось в Европе. Книги протестантских богословов и мыслителей расходились по всем католическим странам. Особенной популярностью пользовалась Библия, которую переводили с латыни на национальные языки. Один из первых таких переводов — на немецкий язык — сделал сам Лютер.

В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: создала новые монашеские ордены, самым известным из которых стал иезуитский, и провела внутренние реформы, в частности запретила индульгенции. Однако это ещё сильнее разделило католиков и протестантов.

Война на уничтожение

Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение.

  • «Утро у ворот Лувра». Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880. Из коллекции Музея Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция). На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.
  • © Репродукция Эдуарда Деба-Понсана

Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а потом выплеснулась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.

Одним из последних крупных конфликтов, связанных с появлением протестантизма, была Тридцатилетняя война (1618—1648), охватившая практически всю Европу.

«Глобальный духовный переворот»

Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.  

«Реформация породила тысячи различных деноминаций (направлений), церквей и миссий. Духовная логика развития этого движения была заложена Мартином Лютером.

Сейчас существует как исторический протестантизм, так и масса разных течений, которые зародились впоследствии — и в XIX, и особенно в ХХ веке, которые многие называют новым протестантизмом или евангельским движением.

Именно это движение оказалось наиболее подготовлено к эпохе глобализации и секуляризации: сегодня протестантские течения занимаются самой активной миссионерской деятельностью в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии», — считает эксперт.

и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию.

Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство.

Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России.

В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве
  • © Wikipedia

«И в начале ХХ века, и в первые годы советской власти протестантизм в России развивался достаточно бурно. Интересно, что именно в первое десятилетие советской власти протестантизм стал общероссийским явлением.

Но в более позднюю эпоху это движение оказалось загнано в подполье до 1990-х годов.

Сегодня представители русского протестантизма существуют во всех регионах России, и в этом плане мы не отличаемся от других христианских стран», — заключил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/444807-reformaciya-martin-luyter

Кто такой Мартин Лютер и как он изменил Европу

Реформация прежде всего связана с именем Мартина Лютера.

Мартин Лютер вошел в историю как инициатор движения Реформации и основатель протестантской ветви христианства. Кроме того, по оценкам специалистов, он является одним из тех мыслителей, которые проложили западной цивилизации дорогу к положительным переменам во многих сферах жизни.

Жизнь Лютера до Реформации

Родился Лютер в 1459 году в семье крестьянина, который позднее стал состоятельным предпринимателем.

Родители Мартина Лютера Ганс и Маргарита Лютер (худ. Лукас Кранах Старший)Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.

Как сообщают исторические источники, решение посвятить свою жизнь служению Богу могло быть связано с одним символическим событием. Однажды Лютер попал под сильную грозу и молния ударила рядом с ним.

Ощущение близости смерти и мучительные мысли по этому поводу могли вызвать резкую перемену в мировоззрении Лютера и заставить его быть очень религиозным всю оставшуюся жизнь. При этом нужно отметить, что для того времени религиозность была совершенно естественным состоянием.

Это все еще веками назад сложившееся средневековое общество, где сословие священнослужителей занимало главенстующую роль и владело властью.

Новый этап в жизни Лютера начался в 1508 году, когда его направили преподавать в Виттенбергский университет. Параллельно Лютер начал учиться и сам, получив в итоге степень доктора теологии в 1512 году.

Годом раньше произошло еще одно важное событие, которое, возможно, предопределило дальнейшую реформаторскую деятельность Лютера: он посетил Рим по делам своего монашеского ордена и был сильно впечатлен тем, насколько развращенным оказалось римско-католическое духовенство.

Начало реформаторской деятельности

Фактически Реформация началась 18 октября 1517 года. В этот день Папа Римский Лев X выпустил указ об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Сама теория индульгенции к этому моменту пережила несколько этапов интерпретации – от строгих до упрощенных.

В период Лютера индульгенция обрела практичный вид и, по сути, стала главным церковным товаром, который продавался очень успешно.

Церковь объясняла свое право выдавать индульгенцию тем, что заслуги Иисуса Христа, Богоматери и святых мучеников образовали у неё безграничный запас «сверхдолжных добрых дел» перед Богом.

Следовательно, церковная власть решила, что может поделиться за денежное вознаграждение этим запасом с людьми, желающими получить искупление за свои грехи. За каждый из таких грехов был установлен отдельный ценник.

Лютер в ответ на указ раскритиковал церковь и ее роль в спасении человеческой души. Сделал он это в очень эффектной манере: написал свои знаменитые «95 тезисов» против продажи индульгенций и, согласно легенде, прибил их к дверям виттенбергской Замковой церкви. В этих тезисах, помимо индульгенций, затрагивалось еще множество вопросов, связанных с церковью и духовенством.

Знаменитые «95 тезисов»Главной целью послания Лютера было донести до общественности и духовенства, что Церковь и священнослужители не являются и не могут быть посредником между человеком и Богом в деле спасения души. Он также считал, что клирики должны лишь быть примером для людей и направлять их, но не более того.

тезисов хоть и было остро критическим, тем не менее, находилось в легальном поле с точки зрения норм дискуссии, допустимой среди христианских мыслителей. Лютер на данный момент не подвергал критике сами основы католичества, но лишь указывал на то, что клирики отошли от них.

Папа придает Лютера анафеме

Тем не менее Папа Лев X в ответ на критику вскоре предал Лютера анафеме. Существует версия, что это произошло из-за того, что папе представили подложные тексты, подписанные якобы Лютером, где действительно содержались уже недопустимые с точки зрения Церкви суждения.

То есть в Ватикане за спиной папы мог произойти заговор с целью спровоцировать Лютера на преступные заявления и избавиться таким образом от его ранее обоснованной критики.

Это довольно разумная версия, поскольку индульгенция на тот момент стала суперприбыльной инициативой для Ватикана.

Реформатор ответил на анафему и сделал это снова в своей эффектной манере – публично сжег папский документ, отлучавший его от церкви.

Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557 После этого Лютер в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» и вовсе объявил борьбу с папством главным делом всего немецкого народа.

Этим жестом Лютер уже совершил серьезное преступление с точки зрения церкви и очень смелый гражданский шаг, поскольку по схожим мотивам примерно сто лет до этого церковь расправилась с чешским реформатором Яном Гусом – он был сожжен вместе со своими книгами. Серьезность поступка Лютера подкрепляется еще и тем, что та эпоха отличалась большой религиозностью и сильной связью жизни человека и общества с Церковью.

Император приглашает Лютера объясниться

Следующее слово было за императором Священной Римской империи Карлом V, который принял сторону папы и вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где тот должен был объясниться за свои слова и поступки. Естественно, император ожидал, что Лютер отречется от своих слов, испугавшись за свою жизнь. Однако он этого не сделал и высказался так же смело и ярко, как и раньше.

Лютер в ВормсеСразу после этого Лютер покинул заседание, поскольку у него была императорская охранная грамота, которая гарантировала ему защиту от инквизиции до финального вердикта правителя.

Похищение Лютера

В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.

Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией.

Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор.

Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.

Лютер как первопроходец

Таким образом Лютер стал первым человеком, который открыто выступил против католических догм и подверг сомнению основы христианского учения в католической интерпретации, но не был казнен за это.

Ему было суждено начать то, что не удалось его предшественникам – возбудить умы интеллектуалов и остальной общественности против экономической и религиозной тирании церкви.

И сделал он это через смелые и понятные высказывания, которые нашли отклик почти у половины населения тогдашней Европы.

Исторический перевод Библии

В замке Лютер занялся другим исторически важным делом для того времени – переводом Библии на немецкий язык, что дало бы каждому грамотному человеку возможность читать Священное Писание самостоятельно и следовать только ему, а не духовенству, что раньше было просто невозможно. Церковь не позволяла никому читать и трактовать Библию, оставив эту функцию исключительно за собой. Кстати, именно этот перевод стал важным событием для немецкого языка, поскольку в нем Лютер утвердил основные языковые нормы.

Успех этого перевода, как и Реформации в целом, был обусловлен тем, что в Германии к этому времени уже был изобретен печатный станок. Множество копий Священного Писания и других работ Лютера разошлись очень быстро при помощи его соратников.

Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу

В итоге Реформация начала набирать обороты и захватывать умы, Лютер приобрел множество сторонников, а диспут – невероятные масштабы. Церковь начала решительно бороться с этим движением, ответив Контрреформацией.

В результате этого движения привычный на то время католический мир, объединявший Западную Европу, был разрушен – многие регионы империи начали создавать национальные церкви. Все они сегодня объединены в протестантизме, третьей крупной ветви христианства. Одна из таких церквей – лютеранство – была названа именем Лютера и существует по сей день.

Лютер в возрасте 42 лет совершил еще одно важное для Реформации дело. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, у них родилось шесть детей. Этим поступком он отверг еще один христианский принцип – принудительное безбрачие для священнослужителей. Скончался Лютер 18 февраля 1546 года, не дожив до победы Реформации.

Новый христианский мир Европы, разделившийся идеологически надвое, погрузился практически на сто лет в религиозные и межнациональные войны с большим числом жертв с обеих сторон.

Тридцатилетняя война, ставшая результатом противостояния католичества и протестантства, считается одной из самых кровопролитных, не считая мировых войн XX века.

Завершились войны только в 1648 году Вестфальским миром, когда общество пришло к тому, что нужно научиться уживаться с теми, кто имеет иные представления о Боге и религии.

Вместе с этим договор подвел итоги Реформации: появилась новая самостоятельная ветвь христианства; католичество вынуждено было реформироваться, чтобы соответствовать духу времени (индульгенции за деньги были отменены); папа перестал быть центром европейской политики; усилился процесс секуляризации (снижения роли религии в жизни общества) как в протестантских, так и в католических странах.

Значение деятельности Лютера

По мнению немецкого социолога и философа Макса Вебера, реформаторская деятельность Лютера не только дала толчок Реформации, но также стала важным поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526Объясняется это основами протестантской этики, одной из которых является концепция «призвания». Согласно этому принципу, каждый человек имеет те или иные таланты как дар божий и должен развивать их и трудиться наилучшим образом в своей профессиональной сфере.

Этот принцип дополнил другой деятель Реформации швейцарец Жак Кальвин, заявивший, что символом божьей благодати является удача и богатство.

И чтобы спасти свою душу человек должен тратить все свое время на труд, поскольку земная жизнь дана человеку взаймы, в отличие от католического понимания, где она является даром божьим.

Следовательно, согласно Кальвину, чтобы добиться спасения, нужно также добиться успеха в профессиональных делах и обязательно приумножать собственное состояние. Этот принцип стал по-настоящему важным двигателем протестантского мира, который довольно быстро стал опережать экономически католический и православный.

Самым главным результатом Реформации стало появление совершенно нового взгляда на мир, который освободил часть христианского сообщества от многих несправедливых догм, установленных католическим духовенством.

Почтовая марка ГДРНапример, протестантизм избавил человека от огромной структуры священнослужителей-посредников, которые стояли перед ним и Богом.

Этот же факт избавил протестантов от тяжкой ноши – финансового содержания огромной церковной машины, которая, как увидел Лютер в своей поездке в Рим, занималась совсем не спасением душ человеческих, а сама по-настоящему погрязла в грехах и пороках.

Источник: https://www.anews.com/p/115862719-kto-takoj-martin-lyuter-i-kak-on-izmenil-evropu/

Scicenter1
Добавить комментарий