Регулирование международной торговли: Регулирование международной торговли подразделяется на

Инструменты регулирования международной торговли

Регулирование международной торговли: Регулирование международной торговли подразделяется на

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Инструменты регулирования международной торговли

Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.

Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.

1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин — особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенные тарифы — это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей.

Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем.

Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.

По форме исчисления различают пошлины:

а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;

б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара.

Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг — продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.

2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:

квотирование (контингентирование) — установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций.

На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.

При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;

лицензирование — выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов;

эмбарго — запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;

валютный контроль — ограничение в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т.п.;

налоги на экспортно-импортные операции — налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;

административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты.

Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке.

Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.

Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.

2.Положительный эффект протекционизма

Протекционистская политика позволяет приобрести значительно больше выгод по сравнению с издержками от ведения и поддержания ограничительных мер:

1. поддержка начинающей отрасли или продукта в ранней стадии жизненного цикла товара, получения передышки в период модернизации отрасли

2. обеспечение национальной безопасности: сохранение отраслей, связанных с национальной обороной (Военно-промышленный комплекс)

3. обеспечение экономической безопасности страны в форме самообеспеченности экономики страны и её устойчивости

4. диверсификация производства ради стабильности, укрепляя политическую и экономическую независимость страны

5. увеличение и защита уровня занятости населения страны, защита со стороны более дешевой иностранной рабочей силы

6. защита от демпинга: от стран, сбрасывающих товары в чужой стране ниже себестоимости с целью уничтожения конкурента или установки монопольного положения

7. улучшения платежного баланса, сокращение внешнеторгового дефицита из-за сокращения объема импорта

8. увеличение количества продаж отечественных товаров и услуг

9. пополнение дохода государственного бюджета страны за счет таможенный платежей

10. пополнение дохода местного бюджета в связи с дополнительной прибылью местных производителей

11. снижение потерь от несовершенной конкуренции со стороны иностранных производителей

12. обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан за счет продажи продукции подконтрольного производства государственными органам

3. Проаналізуйте роль держави в економічному житті Японії

Экономика Японии сейчас находится в своеобразном тупике. Как уже было отмечено, она обладает большим запасом прочности и имеет высокий уровень развития. Однако рост ВВП практически отсутствует.

Доля японской экономики в мире сокращается. Производимая продукция испытывает все большую конкуренцию со стороны Европы, США и особенно Китая.

Товары оказываются дорогими из-за высоких зарплат работников.

Япония первой столкнулась с теми проблемами, с которыми сталкивается сейчас весь развитый мир (США и Евросоюз).

И западные страны идут по тому же пути, что и японский ЦБ — обесценивают национальные валюты, насыщают экономику деньгами. Поэтому преимущества от сверхмягкой монетарной политики у Страны восходящего солнца нивелируются.

В то же время дефляционные процессы в Японии сильнее, а закредитованность выше. И это продолжается уже долгие годы.

Потерянное десятилетие сменяется потерянным двадцатилетием и тридцатилетием. В итоге можно сказать, что положение в японской экономике более плачевное. Ситуация осложняется проблемой стареющего населения. Если в мире не произойдет глобальных изменений или не случится технического прорыва, то наиболее вероятным выглядит сценарий дальнейшего ухудшения в долгосрочной перспективе.

На данный момент японская экономика по-прежнему остается одной из самых развитых. Промышленный сектор занимает 23%. Финансовые услуги — 18%. На здравоохранение, образование и социальную систему приходится 30%. Торговля, связь, ресторанный и гостиничный бизнес — 20%. Сельское хозяйство — 1,5%.

4. Які чинники зумовили конкурентоспроможність японських товарів на зовнішніх ринках?

Промышленность выпускает качественную бытовую технику, автомобили, морские суда различного назначения. Микроэлектроника и цифровая аппаратура — отличного качества. Хорошая научная база помогает вести исследования и новые разработки. Большое внимание уделяется роботостроению (создаются автономные прямоходящие роботы).

Большую долю экспорта занимает и различное высокотехнологичное оборудование (помимо машин), бытовая техника, оргтехника, сложные микросхемы и компьютеры.

Металлургическая промышленность и химическая промышленность также поставляют много продукции на внешние рынки — в том числе металлопрокат и готовые нефтепродукты.

Японию можно назвать экономикой высоких переделов. То есть страна закупает сырье и производит из него много продукции с высокой добавленной стоимостью.

Основные торговые партнеры Японии: Китай (19% японского экспорта и 22% импорта), США (18% экспорта и 9% импорта), Южная Корея (8% экспорта и 5% импорта), Австралия (2% экспорта и 6% импорта), Саудовская Аравия (1% экспорта и 6% импорта), а также страны Евросоюза (особенно Германия) и Ближнего Востока.

5.Таможенный Тариф

Таможенные тарифы — это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей. Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем.

Простой — на каждый товар указан один тариф для всех стран. Поэтому и применяется одна ставка таможенной пошлины на все страны, вне зависимости от страны происхождения товара.

Сложный — на товар указано несколько тарифов в зависимости от страны. Поэтому и могут применяться разные ставки таможенных пошлин на разные страны, что обеспечивает дополнительную гибкость внешнеторговой политики.

Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и параллельно с внутренней налоговой системой оказывают влияние прежде всего на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры импорта, обеспечивает экономическую безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранной конкуренции.

В отдельных случаях экспортные тарифы оказывают влияние на рост экспортной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Однако попытки регламентирования с помощью экспортных тарифов объема и структуры экспорта чреваты подрывом экспортного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и т.д.

6. Импортная Субсидия

вид субсидий резидентам-импортерам на товары и услуги, импорт которых поощряется государством. Это относится, например, к импорту высоких технологий, в которых заинтересована национальная экономика, или к социально значимым потребительским товарам при недостаточном выпуске их отечественными производителями.

7. Инструменты нетарифного регулирования

Различают следующие количественные инструменты нетарифных ограничений:

1. — эмбарго;

2. — квотирование (контингентування);

3. — лицензирование;

4. — «добровольные» ограничения.

Эмбарго — это запрета импорта и/или экспорта. Эти меры являются вынужденными, они признаются международной практикой, выступают в открытой или завуалированной форме.

Квотирование — это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью глобальных (незанятых), индивидуальных (распределенных), групповых, сезонных, тарифных и других видов процентных или стоимостных ограничений (квот).

Квота — это количественный нетарифное заход ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

Лицензирование экспорта и импорта предусматривает издание государством импортеру или экспортеру через специально уполномоченный государственный орган разрешения (лицензии) на ввоз или вывоз определенного включенного в списки товара в течение установленного срока. В лицензии могут также устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров.

Лицензирование служит двум целям:

1) количественному регулированию торговли — когда с выдачей лицензий предоставляются квоты, и в определенный момент времени их выдача прекращается. В таком случае лицензирования является составной частью квотирования: лицензия является документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты;

2) контроля за импортом и экспортом. В таком случае оно является самостоятельным инструментом государственного регулирования.

«Добровольное» ограничение экспорта — соглашение между правительством страны-импортера и правительством и/или компаниями страны-экспортера об ограничении поставок товара в рамках согласованных объемов в обмен на отказ импортирующей стороны от введения жестких ограничений на импорт, угроза введения которых используется как средство давления при подготовке заключения соглашения.

Особенность этого инструмента заключается в нетрадиционной технике осуществления количественного ограничения импорта. Торговый барьер, который защищает страну-импортера, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера за помощью инструментов экспортного контроля.

8. Деммпинг

продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов.

Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке.

Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге.f

9. Виды пошлины по способу его вычисления

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу вычисления:

* номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

* эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

10. ВТО(СОТ)

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТОявляется преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Три основные цели ВТО

Основная задача ВТО — содействие беспрепятственной международной торговле, не допуская при этом злоупотреблений и отрицательных последствий. Во многих случаях это означает устранение барьеров, препятствующих торговле.

Это также означает, что отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами международной торговли, и уверены в том, что эти нормы не изменятся резко и без предупреждения.

Иными словами, правила и нормы должны быть совершенно ясными, а их применение — последовательным.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются сообществом стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают значительные дебаты и споры. В связи с этим, одна из основных функций ВТО заключается в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах.

«Уругвайский раунд переговоров поможет укрепить международную экономику, расширить торговлю, инвестиции, занятость, повысить благосостояние народов мира.»

Декларации министров стран-участниц «уругвайского» раунда переговоров Марракеш Апрель 1994г.

Третьим важным аспектом работы ВТО является урегулирование споров. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели.

Соглашения и контракты, включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО, часто нуждаются в последующем толковании.

Лучше всего решать спорные вопросы в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, включен пункт о правилах урегулирования споров.

Основные функции ВТО:

· контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

· создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

· урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

· контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

· оказание помощи развивающимся странам;

· сотрудничество с другими международными организациями.

Принципами деятельности ВТО в сфере регулирования международной торговли являются:

режим наибольшего благоприятствования, т.е. не дискриминации (каждая страна — член ВТО одинаково относится к импортируемым товарам любой другой страны — члена ВТО); —

принцип национального режима — страны — члены ВТО предоставляют иностранным товарам тот же режим, что и национальным в сфере внутренних налогов и сборов; —

принцип защиты национальной промышленности — страна — член ВТО может защищать национальную промышленность только с использованием таможенных тарифов; —

принцип содействия справедливой конкуренции;

принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах — возможность применения ограничений на импорт в случае увеличения его резкого роста и угрозы национальному производству.

11. ОрганизацииВОТ

1) ГАТТ — многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-учасниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.10

Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм:

· недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных пошлин и сборов, а с другой — национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства;

· режим наибольшего благоприятствования, означающий предоставление договаривающимися сторонами друг другу тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство;

· использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

· прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

· предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;

· разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;

· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

2) ВТО — Всемирная торговая организация, которая с 1 января 1996 года окончательно пришла на смену ГАТТ. На сегодняшний день в ВТО входят 130 государств, на которые приходится около 90% оборота мировой торговли, ещё 30 стран подали заявки и ожидают решения о принятии.

Основные направления деятельности этой крупнейшей организации сводится сводятся к следующему:

1. Освобождение от торговых тарифов товаров информационных технологий (компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникации, полупроводники и др.). Такая забота вызвана наметившейся тенденцией размещения производства этих товаров в странах ЮВА и ожидаемой вследствие этого падением цен на них.

2. Разработка международных правил конкуренции.

Поскольку антимонопольное законодательство большинства государств действует внутри этих государств и не распространяется на другие страны, и к тому же они зачастую они противоречат друг другу, то функцию контроля за поглощениями и слияниями компаний, экспортными и импортными картелями и т.д., а также разработку санкций к нарушителям антимонопольного законодательства взяла на себя ВТО.

3. Проблемы электронной торговли, в том числе контроль за её объёмами и обеспечение её безопасности.

4. Трудовые и экологические стандарты. «На смену тарифам приходят новые средства протекционизма.

Так, при определении торгового режима предлагается наряду с прочими показателями учитывать действующие в стране трудовые и экологические стандарты.

» Эти предложения со стороны раз-витых стран направлены в первую очередь против стран НИС ЮВА и развивающихся государств, где производство трудо- и экологоёмкой продукции обходится дешевле, чем в развитых странах.

5. Антидемпинговые меры. Их применение особенно расширилось в последнее время.

«…страны ЕС пытаются с их помощью оградить своих производителей текстиля, обуви, электронной техники и химикатов от наплыва дешёвых товаров из-за рубежа.

» От подобных попыток страдают не только экспортёры этих товаров, в частности, страны Азии, но и потребители в самих странах ЕС. Здесь уместно упомянуть об ограничительных мерах, принимаемых в отношении России.

3) Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и охрану окружающей среды.

Основные задачи:

1. Улучшение глобального состояния мира через содействие мировому сообществу в решении вопросов эк развития и социального прогресса;

2. Расширение международного торгово-экономического сотрудничества

3. Развитие партнерства между деловыми, политическими, интеллектуальными и другими лидерами мирового сообщества для обсуждения и решения краеугольных проблем глобального развития;

4. Повышение конкурентоспособности любого государства через повышение благосостояния ее граждан.

12. Украина в ВТО

16 мая 2008 года Украина стала 152 членом ВТО. Членство в ВТО открыло для Украины широкие возможности для ускорения развития национальной экономики за счет создания стабильного конкурентного внутреннего рынка, введения единых правил регулирования экономической деятельности. международный торговля протекционизм субсидия

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/international/00732853_0.html

Регулирование международной торговли

Регулирование международной торговли: Регулирование международной торговли подразделяется на

Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.

Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.

1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин – особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенные тарифы – это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей.

Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем.

Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.

По форме исчисления различают пошлины:

а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;

б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара.

Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг – продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.

2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:

· квотирование (контингентирование) – установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций.

На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.

При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;

· лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов;

· эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;

· валютный контроль – ограничение в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т.п.;

· налоги на экспортно-импортные операции – налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;

· административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты.

Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке.

Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.

Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.

Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:

· ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

· ВТО (Всемирная торговая организация);

· ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами);

· ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);

ГАТТ. В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию.

Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли.

По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%.

Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы).

К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.

ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.

ГАТТ — предшественница ВТО — принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.).

Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО.

В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.

Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.

В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.

К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.

ВТО. Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок.

Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров. ВТО не входит в сферу деятельности ООН.

Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

ГАТС. Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты.

Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г.

В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением.

В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер.

Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_14899_regulirovanie-mezhdunarodnoy-torgovli.html

Государственное регулирование международной торговли — Энциклопедия по экономике

Регулирование международной торговли: Регулирование международной торговли подразделяется на
В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы.

Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяется на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт (табл. 1).
 [c.107]
В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно использовали нетарифные методы — количественные, скрытые и финансовые.

Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.
 [c.

121]

Квотирование — количественное ограничение производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему ипи по стоимости), вводимое государственными органами в целях регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей.
 [c.490]

Государственное регулирование необходимо еще и потому, что происходит все большая интернационализация производства. Последняя несет благо, поскольку участие страны в международном разделении труда позволяет ей более рационально использовать свои природные, трудовые и финансовые ресурсы.

Вместе с тем изменения в издержках производства предлагаемых товаров, в конкурирующем спросе со стороны других стран, в валютных курсах, а иногда и в экспортных пошлинах вызывают необходимость защиты национальной экономики путем введения государственного регулирования внешней торговли — различных пошлин, лицензирования и т.д.
 [c.62]

КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ — одна из форм государственного регулирования внешней торговли с помощью установления экспортных и импортных квот (контингентов). Путем К. в количественном и стоимостном выражении ограничивается или разрешается ввоз или вывоз тех или иных товаров.

Обычно эта форма регулирования вводится на определенный период или в связи с каким-либо событием, например, с проведением международной ярмарки.

Чаще всего контингент устанавливаются на импорт товаров иностранного производства в целях защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс страны. К.

экспорта вводится на товары, дефицитные на местном рынке, или в связи с принимаемыми правительством торгово-политиче-скими мерами. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными на это организациями.
 [c.109]

Поскольку целью рыночных реформ провозглашена интеграция РФ в мировое хозяйство, государство должно проводить активную внешнеэкономическую политику, т. к.

в условиях большей открытости экономики, когда национальные производители сталкиваются с международной конкуренцией не только на мировом, но и на внутреннем рынке, государство должно формами и методами внешнеэкономической политики, принятыми в международной практике, защищать национальные интересы, способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции. Основные принципы государственного регулирования внешней торговли определены в Федеральном законе О государственном регулировании внешнеторговой деятельности .
 [c.44]

Полной конвертируемости валют вообще не существует, так как во всех странах сохраняется государственное регулирование внешней торговли и международных расчетов. Однако стремление к конвертируемости валют является почти всеобщим.
 [c.16]

Уже давно признанным является тот факт, что либерализация национального внешнеторгового режима была осуществлена поспешно и непродуманно, в отрыве от внутренних экономических реалий и без должного учета допускаемых международной практикой мер государственного регулирования внешней торговли.
 [c.216]

Многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц — это  [c.39]

Международная торговля и эффективность национальной экономики. Свободная торговля и торговый протекционизм. Тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли. Демпинг.
 [c.42]

Источник: https://economy-ru.info/info/169148/

Регулирования международной торговли

Регулирование международной торговли: Регулирование международной торговли подразделяется на

Тема 3 Современные организационно-правовые формы

1.Международно-правовые формы регулирования торгового

сотрудничества между государствами

В настоящее время международная торговля регулируется многосторонними торгово-экономическими договорами (согла­шениями), которые предусматривают создание организационных структур.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле(ГАТТ), подписано в 1948 году 23 странами, действует с рядом изменений и до настоящего времени.

В ГАТТ не было предусмотрено созда­ния каких-либо органов, однако они появились в результате вы­работанной практики (Сессии Договаривающихся Сторон, Секре­тариат ГАТТ, постоянно действующие комитеты и др.). Эпохаль­ным раундом в эволюции ГАТТ стал Уругвайский раунд (1986 — 1994 гг.

), в котором участвовало 125 государств. Все его органи­зационные функции перешли к созданной системе Всемирной торговой организации (ВТО).

Правовое регулирование международных экономиче­ских отношений в рамках ВТО в настоящее время следует рас­сматри­вать в качестве универсального регулирования, так как, во-пер­вых, большинство стран являются членами ВТО, во-вто­рых, страны, формально не участвующие в ВТО, вынуждены адапти­ровать регулирование внешней торговли к принципам и стандар­там ВТО. По своему правовому статусу ВТО – межправи­тельст­венная организация, стоящая вне системы учреждений ООН. Бюджет ВТО состоит из взносов стран-членов, пропорцио­нально их долям в мировой торговле.

Органы ВТО: 1) Конференция министров (высший орган), созываемая один раз в два года; 2) Генеральный Совет в составе постоянных представителей стран, который одновременно явля­ется Органом по урегулированию споров и Органом по обзору торговой политики; 3) Совет по торговле товарами; 4) Совет по торговле услугами; 5) Совет по торговым аспектам прав интел­лектуальной собственности; 6) различные комитеты (как по тор­говле отдельными видами товаров, так и по методам регулирова­ния торговли); 7) Секретариат ВТО (во главе с Генеральным ди­ректором), выполняющий административно-организационные функции.

Деятельность ВТО осуществляется на основе общих и спе­циальных принципов. Общими являются принципы наиболь­шего благоприятствования, недискриминации, национального режима, преференциальности. Специальными принципами явля­ются ис­ключительность тарифных средств регулирования, после­дова­тельность тарифных уступок и их связанность, «прозрач­ность» торгового регулирования.

К иным организационно-правовым формам регулирова­ния международной торговли (помимо ГАТТ/ВТО) следует отне­сти Международную торговую палату (МТП). Документы МТП яв­ляются источниками «мягкого» права, однако они широко при­меняются при заключении внешнеторговых сделок (например, правила ИНКОТЕРМС).

При МТП созданы и действуют Инсти­тут международного права и практики в области предпринима­тельства, Международный центр экспертиз, Бюро международ­ного судоходства, Бюро экономических преступлений, Бюро кон­трафактных расследований и др.

Важнейшим органом, дейст­вующим при МТП, является Международный арбитражный суд для рассмотрения международных коммерческих споров.

2. Международно-правовое регулирование торговли

товарами таможенно-тарифными мерами

В составе Марракешского пакета соглашений в 1994 г. было заключено специальное соглашение о таможенной оценке (Со­глашение о применении статьи VII ГАТТ), обязательное для всех стран — членов ВТО.

В качестве методов таможенной оценки при­знаются: 1) «цена сделки», т.е.

реально уплаченная или подлежа­щая уплате цена за товар; 2) таможенная стоимость идентичного товара; 3) таможенная стоимость подобного товара; 4) таможен­ная стоимость на основе цены единицы товара, по которой дан­ный товар в наибольшем объёме продается на внутреннем рынке страны импорта; 5) расчётная стоимость на базе издержек произ­водства плюс расходы по реализации на внутреннем рынке; 6) иной разумный метод с использованием данных, которые име­ются в стране импорта. Основным методом признаётся первый метод, т.е. «цена сделки».

К организационно-правовым формам международного та­моженно-тарифного сотрудничества вне рамок ВТО следует от­нести: 1) Международное бюро публикации таможенных тарифов (созданное в 1890 г.

) – межправительственная организация в об­ласти содействия международной торговле на универсальном, всемирном уровне; 2) Всемирную таможенную организацию, созданную в 1995 г. на базе Совета таможенного сотрудничества, учреждённого в 1950 г.

Основные результаты работы Всемирной таможенной организации заключаются в подготовке междуна­родных соглашений в сфере таможенного дела (в частности, Гар­монизированной системы описания и кодирования товаров).

3.Международно-правовое регулирование

торговли товарами нетарифными мерами

Условия соглашений, образующих правовую систему ВТО, предусматривают использование нетарифных ограничений в тор­говле. Такие ограничения можно разделить на две большие группы:

1) административные меры, не связанные прямо с исполь­зо­ванием экономических способов воздействия на рынки:

— прямой запрет торговли;

— количественные ограничения (квоты, контингенты) для экспорта и импорта;

— разрешительные системы лицензирования торговли;

— технические барьеры в торговле, под которыми понима­ются разнообразные условия и требования нетарифного харак­тера, распространяющиеся на ввозимые товары и выполняющие роль протекционистских средств защиты внутреннего рынка (со­ответствие товара специальным техническим характеристикам и стандартам; процедуры технических испытаний и сертификации; требования к маркировке и упаковке товара; административные правила таможенного оформления, требования к документации; предотгрузочная инспекция; требования к подтверждению про­исхождения товаров; санитарные, фитосанитарные, медицинские, ветеринарные, карантинные меры и т.п.);

2) меры экономического характера, воздействующие на тор­говлю на основе рыночного ценового механизма посредством увеличения цены товара и снижения его конкурентоспособности:

— специальные защитные, антидемпинговые и компенсаци­онные меры;

— налоги, сборы, акцизы, импортные депозиты (обеспечение уплаты ввозных пошлин) и т.п.

Порядок и условия использования нетарифных мер преду­смотрены специальными соглашениями в рамках Марракешского пакета (Соглашение по процедурам лицензирования импорта, Со­глашение о защитных мерах, Соглашение по субсидиям и ком­пенсационным мерам, Соглашения об интерпретации ст. VI ГАТТ, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Согла­шение по санитарным и фитосанитарным мерам, Соглашение по предотгрузочной инспекции, рамочное Соглашение по правилам происхождения товаров и др.).

4.Международно-правовое регулирование

торговли особыми группами товаров

К особым группам товаров следует отнести:

— сельскохозяйственные (продовольственные) товары (зер­новые, кофе, какао, сахар, оливковое масло, бананы, цитрусовые, мясо, рис, чай и др.);

— сырьевые товары (нефть, газ, каучук, олово, вольфрам, свинец, цинк, никель, медь и др.);

— текстильные товары и готовую одежду;

— вооружение и др.

Международное многостороннее сотрудничество по регу­лированию рынков продовольственных и сырьевых товаров осу­ществляется в рамках ООН, ЮНКТАД, Международной продо­вольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), Орга­низации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и других междуна­родных организаций на основе многочисленных международных товарных соглашений с участием государств — экспортеров и им­портеров. Такие соглашения ставят перед собой различные цели, основной из которых является поддержание на достаточно высо­ком уровне цен на соответствующие товары. Товарные соглаше­нияподразделяются на три основных вида: 1) стабилизационные соглашения, направленные на выработку механизма стабилиза­ции рыночных цен; 2) административные соглашения, направ­ленные на координацию торговой политики стран — производите­лей и стран — потребителей; 3) соглашения по мерам развития, направленные на разработку мер по развитию производства и по укреплению экспортного потенциала стран — производителей сы­рья.

Торговля сельскохозяйственными товарами в рамках ВТО регулируется Соглашением по сельскому хозяйству, вклю­чён­ному в Марракешский пакет документов.

Экспортные субси­дии, направленные на внутреннюю поддержку национальных произ­водителей сельскохозяйственных товаров, полностью не запре­щаются.

Они подразделяются на два вида: 1) субсидии, раз­ре­шаемые для свободного использования («зелёный пакет»); 2) субсидии, связанные с внутренней поддержкой производства («жёлтый пакет»), применение которых оговаривается опреде­лёнными обстоятельствами.

Кроме того, в рамках ВТО необходимо отметить Соглаше­ния по текстилю и одежде, регулирующее международную тор­говлю текстильными товарами и готовой одеждой, и два между­народных соглашения (по молоку и мясу), заключенных в резуль­тате Уругвайского раунда (но не вошедших в обязательный Мар­ракешский пакет).

В целях регулирования торговли вооружением создан пра­вовой режим международного контроля. В 1949 г. в рамках НАТО был образован Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который существовал до 1995 г.

С 1996 г. и по настоящее время действует особый правовой режим Вассена­арских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использова­ния.

Россия участвует в режиме Вассенаарских договоренностей.

5.Международно-правовое регулирование торговли услугами

Международная торговля услугами регулируется:

1) Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС) 1994 г., действующим в системе ВТО;

2) многосторонними международными соглашениями в от­дельных сферах (секторах) услуг — транспорт (морской, воз­душ­ный, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транс­порт, смешанная перевозка грузов), связь и коммуникации (поч­товая и электрическая связь: телеграф, телефон, телетайп, радио, телевидение, факсимильная связь, спутниковая связь, Ин­тернет и т.п.), финансы и страхование и др. Эти соглашения предусмат­ривают создание международных организаций, обес­печивающих межгосударственное сотрудничество примени­тельно к отдель­ным секторам услуг. Примерами таких организа­ций являются: Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Ме­ждународная ас­социация железнодорожных конгрессов, Между­народный союз железных дорог, Постоянная международная ас­социация дорож­ных конгрессов, Международный союз автомо­бильного транс­порта, Всемирный почтовый союз, Международ­ный союз элек­тросвязи и др.;

3) двусторонними международными соглашениями в от­дельных сферах (секторах) услуг.

На универсальном уровне (в рамках ВТО) режим торговли услугами является менее либеральным (по сравнению с торгов­лей товарами), что обусловлено самой природой услуги (её тес­ная связь с поставщиком, исполнителем).

Полная либерализация торговли услугами потребовала бы свободы перемещения по­ставщиков и потребителей услуг, а также капиталов, на что в со­временных условиях государства пойти не могут, руководствуясь соображениями национальной и экономической безопасности.

6.Международно-правовое регулирование

торговли интеллектуальной собственностью

Возникновение и развитие международного права интел­лек­туальной собственности обусловливается: 1) возрастанием мас­штабов международной торговли исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индиви­дуализации; 2) увеличением доли высокотехнологичной и инно­вационной продукции в общем объёме товаров; 3) желанием пра­вообладателей из развитых стран защитить свои экономиче­ские интересы от конкуренции со стороны производителей кон­тра­фактной продукции из развивающихся стран и стран с пере­ход­ной экономикой.

Важным этапом в развитии международно-правовых форм регулирования торговых аспектов интеллектуальной собственно­сти стало заключение Стокгольмской конвенции 1967 г.

об учре­ждении Всемирной организации интеллектуальной собствен­но­сти(ВОИС), под руководством которой сосредоточено между­на­родное сотрудничество в сфере правовой охраны интеллекту­аль­ной собственности.

ВОИС выполняет административные функ­ции применительно к международным соглашениям в рас­сматри­ваемой области.

Международно-правовое регулирование торговли ин­теллек­туальной собственностью осуществляется на основе:

1) Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), подписанного в рамках Марракешского пакета соглашений ВТО;

2) многосторонних соглашений в области охраны интеллек­туальной собственности универсальной направленности – согла­шения в сфере промышленной собственности, авторского права и смежных прав и др.;

3) региональных соглашений по охране промышленной соб­ственности;

3) международных двусторонних соглашений торгово-эконо­мического характера.

7.Унификация и гармонизация торгового права

Под международной унификацией и гармонизацией тор­го­вого права понимается выработка для двух и более государств общих, единых или единообразных норм и правил регулирования торговых отношений в целях достижения большей определённо­сти и надёжности правовой регламентации внешнеторговых сде­лок.

Унификация и гармонизация национальных норм торгового права может распространяться не только на сферу частноправо­вых отношений, но и на публично-правовое регулирование меж­дународных экономических отношений (например, «Антидем­пинговый кодекс» и др.

документы ВТО, нормы многосторонних договоров в сфере интеллектуальной собственности).

Унификация права заключается в постепенном приближе­нии (движении) к гармоничному взаимодействию национальных правовых систем различных государств путём устранения (сгла­живания) различий в национальных правовых системах на основе общепризнанных принципов права.

Основной инструмент (ме­тод) унификации – единообразный закон, разрабатываемый экс­пертами в соответствующей отрасли права. В рамках правовой унификации согласуются и вводятся в действие в двух и более государствах идентичные (одинаковые) правовые нормы.

На межгосударственном уровне предметом унификации являются, в частности, материально-правовые, процессуальные, коллизион­ные нормы (в основном, в области международных частноправо­вых торговых отношений).

В отличие от унификации правовая гармонизация (более «мягкий» метод) предполагает согласование норм и правил, ко­торые государства могут вводить в свое национальное законода­тельство (полностью или частично) либо вообще не вводить.

Унификация и гармонизация права, регулирующего между­народную торговлю, осуществляется межгосударственными ор­ганизациями (или их органами). К таким организациям относятся Гаагская конференция по международному частному праву, ВОИС, ВТО, ЮНИДРУА, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ и др.

Они разрабатывают проекты соответствующих многосторонних пра­вовых актов, которые в дальнейшем принимаются на специально созываемых межгосударственных конференциях.

Документы, на­правленные на унификацию и гармонизацию национального тор­гового права, разрабатываются также в рамках неправительст­венных организаций, в частности, Международной торговой па­латы.

8.Общая характеристика нарушений и ограничений

междуна­родного торгово-экономического правопорядка

Международный торгово-экономический правопорядок – это упорядоченный правовой режим международных торгово-экономических отношений. Однако этот режим зачастую нару­шается различными участниками ВЭД – как организациями и ин­дивидуальными предпринимателями, так и публично-правовыми образованиями (государствами, их органами и др.).

К основным нарушениям следует отнести: 1) недобросове­стную конкуренцию; 2) ограничительную деловую практику; 3) коррупцию во внешнеэкономической деятельности; 4) правона­рушения в валютно-финансовой сфере, связанные с трансгранич­ными перемещениями капиталов (отмывание «грязных» денег, перевод прибылей в оффшоры и т.п.); 5) злоупотребления со сто­роны отдельных государств правомерными средствами защиты национальной экономики и др.

Контрольные вопросы

1) Каким образом осуществляется правовое регулирование международных экономических отношений в рамках ВТО?

2) В чём состоит роль МТП в регулировании международ­ной торговли?

3) Перечислите методы таможенной оценки стоимости то­варов, применяемые в таможенно-тарифном регулировании.

4) Какие нетарифные меры могут применяться в регулиро­вании международной тор­говли?

5) Назовите товары, относимые к особым группам (приме­нительно к регулированию международной торговли этими това­рами).

6) Сформулируйте особенности регулирования междуна­родной торговли услугами и интеллектуальной собственностью (по сравнению с товарами).

7) Что такое унификация и гармонизация торгового права?

8) Сформулируйте основные виды нарушений и ограниче­ний междуна­родного торгово-экономического правопорядка.

Источник: https://studopedia.su/13_90483_regulirovaniya-mezhdunarodnoy-torgovli.html

§3. Регулирование международной торговли

Регулирование международной торговли: Регулирование международной торговли подразделяется на

Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.

Основой внутреннего регулирования международной торговли является внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика — это политика в области внешней торговли, то есть международной торговли товарами и услугами Бабин, Э.П. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006..

Основными формами внешнеторговой политики выступают:

1. политика свободной торговли — теория и практика невмешательства государства в международную торговлю;

2. протекционизм — теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту экономических субъектов национальной экономики, с помощью пошлин или административного регулирования торговли для защиты одной или нескольких отраслей от зарубежной конкуренции.

Политика протекционизма часто направлена на поддержание конкурентоспособности товаром отечественного производства на внутреннем рынке и реализуется посредством следующих методов:

1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин — особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенные тарифы — это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей.

Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем.

Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.

Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг — продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.

2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:

· квотирование (контингентирование) — установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций.

На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.

При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;

· лицензирование — выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов;

· эмбарго — запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;

· валютный контроль — ограничение в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т.п.;

· налоги на экспортно-импортные операции — налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;

· административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке.

«Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур международной торговли» Гордеев, В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: Учебное пособие / В.В. Гордеев. — М.: Высш. шк., 2008..

Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:

· ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

· ВТО (Всемирная торговая организация);

· ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами);

· ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер.

Гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Источник: https://mo.bobrodobro.ru/6625

6.2. Регулирование международной торговли

Регулирование международной торговли: Регулирование международной торговли подразделяется на

Государственное регулирование МТ можетбыть:

• Односторонним, когда инструментыгосударственного регулированияиспользуются правительством страны водностороннем порядке без согласованияили консультаций с ее торговымипартнерами.

Обычно односторонние мерыприменяются в ответ на аналогичные шагидругих стран и приводят к возникновениюполитических напряжений между торговымипартнерами (обложение отдельных товаровпошлинами, введение квот на импорт ит.д.).

• Двусторонним, когда меры торговойполитики согласовываются между странами,являющимися торговыми партнерами.Например, по взаимной договоренностикаждой из сторон могут вводитьсяконвенционные пошлины, не ущемляющиеинтересов другой, страны могутсогласовывать технические требованияк маркировке, упаковке, договариватьсяо взаимном признании сертификатовкачества и пр.

• Многосторонним, когда торговаяполитика согласовывается и регулируетсямногосторонними соглашениями. Примерымногосторонней политики включаютГенеральное соглашение о тарифах иторговле (ГАТТ), соглашения в сфереторговли стран-членов Европейскогосоюза (ЕС).

В зависимости от масштабов вмешательствагосударства в международную торговлюразличают:

  • политику свободной торговли.

  • протекционистскую торговую политику

Свободная торговля— политикаминимального государственноговмешательства во внешнюю торговлю,которая развивается на основе свободныхрыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм— государственнаяполитика защиты внутреннего рынка отиностранной конкуренции путемиспользования тарифных и нетарифныхинструментов торговой политики.

Основная задачагосударства в области международнойторговли — помочь экспортерам вывезтикак можно больше своей продукции, сделавих товары более конкурентными намеждународном рынке, и ограничитьимпорт, сделав иностранные товары менееконкурентоспособными на внутреннемрынке. Поэтому часть методов государственногорегулирования направлена на защитувнутреннего рынка от иностраннойконкуренции и поэтому относится преждевсего к импорту. Другая часть методовимеет своей задачей форсированиеэкспорта.

Методы регулирования международнойторговли разделяются на две большиегруппы, это — тарифные методы и нетарифные:

Методы

Инструмент торговой политики

Регулирует преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

импорт

импорт

Нетарифные

Количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольные» ограничения экспорта

экспорт

экспорт

экспорт

импорт

импорт

Скрытые

Технические барьеры

Внутренние налоги и сборы

Государственные закупки

Требование о содержании местных компонентов

импорт

импорт

импорт

импорт

Финансо-вые

Субсидии

Экспортное кредитование

Демпинг

экспорт

экспорт

экспорт

Тарифные методы регулирования мт:

Тарифные методыоснованы наиспользовании таможенного тарифа, всоставе этой группы можно выделитьтаможенные пошлины и тарифные квоты.

Таможенная пошлина— это обязательныйвзнос, взимаемый органами таможни приимпорте или экспорте товаров как условиеимпорта или экспорта.

Классификация таможенных пошлин поспособу взимания:

  • адвалорные

  • специфические

  • комбинированные

Специфическая пошлина– начисляетсяв установленном размере за единицуоблагаемого товара (напр., 10 дол. за 1 т).Обычно накладывается на стандартизированныетовары. Преимущества: просты вадминистрировании и не оставляют местадля злоупотреблений. Недостаток: уровеньтаможенной защиты с помощью С.П. сильнозависит от колебания цен на товары.

Адвалорная пошлина– начисляетсяв процентах к таможенной стоимостиоблагаемых товаров (напр., 20% от таможеннойстоимости).

Адвалорные пошлины аналогичныпропорциональному налогу на продажу иприменяются обычно при обложениитоваров, которые имеют различныекачественные характеристики в рамкаходной товарной группы. Достоинство:А.П.

поддерживают одинаковый уровеньзащиты внутреннего рынка независимоот колебания цен на товар, изменяютсялишь доходы бюджета. Недостаток: А.П.предусматривают необходимость таможеннойоценки стоимости товара для целейобложения пошлиной, что оставляет местозлоупотреблениям.

Тарифная квота— разновидностьтаможенной пошлины, ставка которойзависит от объемов импорта товаров; приимпорте в указанном количестве товароблагается налогами по базовой ставке,а при превышении указанного количества- ставка повышается.

Нетарифные методы регулированияМТ:

Количественныеограничения (quantativerestrictions) — административная форманетарифного государственного регулированияторгового оборота, определяющаяколичество и номенклатуру товаров,разрешенных к экспорту или импорту.

Количественныеограничения могут применяться по решениюправительства одной страны или на основемеждународных соглашений, координирующихторговлю определенным товаром.Количественные ограничения включаютквотирование (контингентирование),лицензирование и “добровольное”ограничение экспорта.

Квота(quota) — количественная нетарифная мераограничения экспорта или импорта товараопределенным количеством или суммойна определенный промежуток времени.

Понаправленностиих действия квоты разделяются на:

Поохватуквоты делятся на:

  • глобальные;

  • индивидуальные.

Лицензирование(licensing) — регулирование внешнеэкономическойдеятельности через разрешения, выдаваемыегосударственными органами на экспортили импорт товара в установленныхколичествах за определенный промежутоквремени.

Добровольное”ограничение экспорта(voluntary export restraint — VER) — количественноеограничение экспорта, основанное наобязательстве одного из партнеров поторговле ограничить или, по крайнеймере, не расширять объем экспорта,принятом в рамках официальногомежправительственного или неофициальногосоглашения об установлении квот наэкспорт товара. Обычно вводитсяправительством под политическимдавлением более крупной импортирующейстраны, которая угрожает применениемодносторонних ограничительных мер наимпорт в случае отказа “добровольно”ограничить экспорт, который наноситущерб ее местным производителям.

Инструменты скрытого государственногорегулирования

По некоторымоценкам, существует несколько сотенвидов скрытого протекционизма, с помощьюкоторого страны могут в одностороннемпорядке ограничивать импорт или экспорт.В их числе:

  1. Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Например, требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и т.д.

  2. Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges) — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти.

  3. Государственные закупки (state procurements) — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

  4. Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

Финансовые методы торговой политики

Помимо защитывнутреннего рынка от импорта из-зарубежа с помощью количественных искрытых нетарифных методов торговойполитики в практике международнойторговли активно используются методырасширения экспорта, большая частькоторых основана на прямом или косвенномгарантировании и субсидированииправительством национальных экспортеров.

Финансирование экспорта направлено наснижение стоимости экспортируемоготовара и повышение тем самым егоконкурентоспособности на мировом рынке.Финансирование как метод торговойполитики предусматривает дискриминациюпротив иностранных компаний в пользунациональных производителей и экспортеров.

Наиболее распространенными финансовымиметодами торговой политики являютсясубсидии, кредитование и демпинг.

Субсидия(subsidy) — денежная выплата, направленнаяна поддержку национальных производителейи косвенную дискриминацию импорта.

Демпинг(dumping) — метод финансовой нетарифнойторговой политики, заключающийся впродвижении товара на внешний рынок засчет снижения экспортных цен ниженормального уровня цен, существующегов этих странах.

Источник: https://studfile.net/preview/5438370/page:15/

Scicenter1
Добавить комментарий