РЕСПУБЛИКА (политический строй).: Республика есть форма правления, при которой весь народ или его часть

13. Республика как форма правления. Виды республик

РЕСПУБЛИКА (политический строй).: Республика есть форма правления, при которой весь народ или его часть

Республика- это такая форма правления, при которойверховная власть осуществляетсявыборными органами, избираемыминаселением на определенный срок Общимипризнаками республиканской формыправления являются:

-существование единоличного и коллегиальногоглавы государства;

-выборность на определенный срок главыгосударства и других верховных органовгосударственной власти;

-осуществление государственной властине по своему велению, а по поручениюнарода;

-юридическая ответственность главыгосударства в случаях, предусмотренныхзаконом;

-обязательность решений верховнойгосударственной власти.

Республиканскаяформа правления в окончательном видесформировалась в Афинском государстве.По мере развития общественной жизниона видоизменялась, приобретала новыечерты, все больше наполняласьдемократическим содержанием. Насчитываетсянесколько основных разновидностейреспубликанского правления. В своюочередь они делятся по форме государственногоустройства на:

-парламентарные

-президентские

Парламентскаяреспублика — разновидность современнойформы государственного правления, прикоторой верховная роль в организациигосударственной жизни принадлежитпарламенту. В такой республикеправительство формируется парламентскимпутем из числа депутатов, принадлежащихк тем партиям, которые располагаютбольшинством в парламенте.

Правительство несет коллективнуюответственность перед парламентом освоей деятельности. Оно остается до техпор у власти, пока в парламенте ониобладают большинством.

В случае утратыдоверия большинство членов парламентаправительство либо уходит в отставку,либо через главу государства добиваетсяроспуска парламента и назначениядосрочных парламентских выборов.

Главагосударства в парламентарной республикеобладает полномочиями: обнародуетзаконы, издает декреты, назначает главуправительства, является верховнымглавнокомандующим вооруженными силамии т.д.

Глава правительства (премьер-министр,председатель совета министров, канцлер)назначается, как правило, президентом.Он формирует возглавляемое имправительство, которое осуществляетверховную исполнительную власть иотвечает за свою деятельность передпарламентом.

Главной функцией парламентаявляется законодательная деятельностьи контроль за исполнительной властью.

Парламент обладает важными финансовымиполномочиями, поскольку он разрабатываети принимает государственный бюджет,определяет перспективы развитиясоциально-экономического развитиястраны, решает основные вопросы внешней,в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканскогоправления представляет собой такуюструктуру высших органов государственнойвласти, которая реально обеспечиваетдемократизм общественной жизни, свободуличности, создает справедливые условиячеловеческого общежития, основанныена началах правовой законности. Кпарламентарным республикам можноотнести ФРГ, Италию (по конституции 1947годка), Австрию, Швейцарию, Исландию,Ирландию, Индию и др.

Президентскаяреспублика — одна из разновидностейсовременной формы государственногоправления, которая наряду с парламентаризмомсоединяет в руках президента полномочияглавы государства и главы правительства.

Наиболеехарактерные черты президентскойреспублики:

-внепарламентский метод избранияпрезидента и формирования правительства;

-ответственность правительства передпрезидентом, а не перед парламентом;

-более широкие, чем в парламентарнойреспублике, полномочия главы государства.

Классическойпрезидентской республикой являютсяСоединенные Штаты Америки. В соответствиис конституцией США, в основе которойлежит принцип разделения властей, четкоопределено, что законодательная властьпринадлежит парламенту, исполнительная- президенту, судебная — Верховному суду.

Президент США населением страны путемкосвенного ания (выборов) — черезколлегию выборщиков. Количествовыборщиков должно соответствоватьчислу представителей каждого штата впарламенте (конгрессе). Правительствоформируется победившим на выборахпрезидентом, из лицлиц, принадлежащихк его партии.

Президентская формаправления в различных странах имеетсвои особенности. Во Франции президентизбирается всеобщим анием.Избранным считается кандидат, получившийабсолютное количество . Такойже порядок избрания президента установленв России в 1991 году.

Характерным для всехпрезидентских республик, несмотря наих разнообразие, является то, чтопрезидент либо совмещает полномочияглавы государства и главы правительстваи участвует в формировании кабинетаили совета министров (Франция, Индия).

Президент наделяется и другими важнымиполномочиями :: как правило, он имеетправо роспуска парламента, являетсяверховным главнокомандующим, объявляетчрезвычайное положение, утверждаетзаконы путем их подписывания, нередкопредставительствует в правительстве,назначает членов Верховного суда.

Вцивилизованных странах президентскуюреспублику отличает сильная исполнительнаявласть, наравне с которой по принципуразделения властей нормально функционируютзаконодательная и судебная власти.Эффективно действующий механизм издержеки противовесов, существующих в современныхпрезидентских республиках, способствуетвозможности гармоничного функционированиявластей, позволяет избежать произволасо стороны исполнительной власти.

Встранах Латинской Америки частовстречаются “суперпрезидентскиереспублики”. Эта форма правления -практически независимая, слабоконтролируемая законодательной исудебной властью. Это особый конгломераттрадиционной формы с полудиктаторскимуправлением.

14.Монархиякак форма правления. Виды Во-первых,мне нужно сформулировать что есть насамом деле форма правления государства– это организация высших органов власти,порядок их формирования и отношения сдругими органами государства иобществом.

Монархия – такая формаправления, в которой верховная властьпринадлежит одному лицу – монарху,получающему власть, как правило, понаследству, на основании традиций,обычаев или законов о престолонаследовании.

Конечно, данное определение не являетсядогматичным, поскольку формы монархическогоправления на современном этапе приобрелиразличные виды, но я попытаюсьсформулировать общие для монархииюридические свойства: бессрочное, тоесть пожизненное, пользование властью; занятие трона по наследству или поправу родства; представительство во внешних сношенияхне по поручительству (мандату), а пособственному праву;безответственность главы государства(в Швеции в 1809 году был принят закон оформе правления, где говорится, что«поступки короля не подлежатнареканию»).Монархами у различныхнародов были короли, цари, императоры,шахи, шахин-шахи, султаны, правители ит.д. Но во все эпохи монарх — единоличныйглава государства, как правило,наследственный. Это основное свойствомонархии как формы правления. Известныдве ее формы: абсолютная (неограниченная)и ограниченная.Основной признакабсолютной монархической формы правления— это отсутствие каких-либо государственныхорганов, ограничивающих полномочиямонарха. Ей свойственны наличие постояннойармии во главе с монархом и государственнойказны с системой постоянных податей, сзачатками таможенной системы, господстводворян, управляющих с помощью особойкасты чи-новников и полицейских.Ликвидируются или приходят в полныйупадок сословные представительныеучреждения, утверждается политическоеи гражданское бесправие народа.Способы,формы ограничения власти монарха вразличные эпохи, естественно, неодинаковы.Наиболее типичными из них являются:сословно-представительная (в эпохуфеодализма) и конституционная в двухразновидностях – дуалистической ипарламентарной (в эпоху капитализма).Ограничениевласти монарха связано с развитиемтоварно-денежных отношений, которыеподорвали корни замкнутого, натуральногохозяйства. Возникла политическаяцентрализация, организоваласьсословно-представительная монархия —форма, при которой власть главы государстваограничена сословно-представительнымиорганами (Земский Собор в России,Парламент в Англии, Генеральные штатыво Франции, кортесы в Испании и т.д.),хотя сословное собрание как ареналегальной борьбы сословий не былапредоставлена огромному большинствунаселения (крестьянам).Конституционнаямонархия возникает в период становлениябуржуазного общества и представляетсобой такую форму правления, при которойвласть монарха ограничиваетсяпредставительным органом, что закрепляется,как правило, в конституции, утверждаемойпарламентом. Монарх не вправе ееизменить.Если в абсолютной монархииконституция и парламент отсутствуют,разделения властей не существует, всяполнота власти сосредоточена в рукахединоличного главы государства —монарха, то в дуалистической государственнаявласть носит двойственный характер.Фактически и юридически власть разделенамежду правительством, формируемыммонархом, и парламентом, которыйзако-нодательствует. Управление странойосуществляет монарх, перед которым (ане перед парламентом) несут ответственностьминистры. Правительство образуетсянезависимо от партийного состава впарламенте. Дуализм заключается в том,что монарх преимущественно выражаетинтересы феодалов, а парламент представляетинтересы буржуазии и других слоевнаселения. В настоящее время такая формаправления практически себя изживает.Впарламентарной монархии можно выделитьследующие черты: король царствует,но не правит; правительство формируется парламентомиз представителей определенных партий(или партии), получивших большинство на выборах и ответственно толькоперед ним; лидер партии, обладающейнаибольшим числом депутатских мандатов,становится главой правительства; законодательные акты принимаютсяпарламентом и формально подписываютсямонархом; в законодательной, исполнительнойи судебной сферах власть монархафактически символична. Теперь мы можем сделать вывод, чтов основном монархии, как форме правления,присуще общее свойство — сосредоточениеверховной власти в руках одного лица —главы государства, который получаетэту власть по праву наследования, причемпожизненно. В современных условияхесть такие нетипичные монархии, гдеглава государства может избираться напрестол и другими путями, не обязательнонаследуя его и не всегда пожизненно. Типымонархии также могут строиться наразличных принципах:- рабовладельческаямонархия воплощала деспотическую властьрабовладельцев; — феодальная монархияотражала иерархическую структуруфеодальной земельной собственности, авпоследствии централизацию властифеодалов в лице монарха; -буржуазнаямонархия строится с учетом принципапредставительного правления.

15.Формагосударственного устройства: понятиеи основные виды.

Формагосударственного устройства — этотерриториальная организация государства,характеризуемая соотношением государствав целом и его отдельных составных частей.

Формагосударственного устройства показывает,как распределена власть в государствепо вертикали, отражает соотношениецентральной власти и власти в отдельныхчастях государства.

Взависимости от формы государственногоустройства государства подразделяютна унитарные и федеративные. Наиболеераспространенной формой государственногоустройства являются унитарные государства.

Унитарноегосударство- единое,централизованное государство, составныечасти которого не обладают суверенностьюи представляют собойадминистративно-территориальныеобразования.

Они выделяются для удобствауправления, а чаще складываютсяисторически. Центральная власть формируетместную власть и передает ей частьполномочий (это необходимо, т. к.

всевопросы невозможно решать в центре, безучета местной специфики).

Вунитарном государстве единаязаконодательная, исполнительная исудебная власть. Для него характерныналичие единого законодательства иправовой системы, наличие единой системыналогообложения. В административно-территориальноеобразование назначается чиновник изцентра, который отчитывается передцентральной властью (чаще — передправительством).

Вдемократических унитарных государствахразвивается местное самоуправление.

Федеративноегосударство- сложнаяформа государственного устройства.Федерация — форма государственногоустройства, при которой в составегосударства имеются несколькогосударственных территориальныхобразований, обладающих определеннойстепенью государственного суверенитета.

Дляфедеративного государства характерноналичие двух систем власти: федеральнойи субъектов федерации.

Внешнимотличительным признаком (и важнейшим)является наличие двух систем органоввласти: органы власти федерации в целоми органы власти субъектов федерации.

Источник: https://studfile.net/preview/7360295/page:5/

Республиканская форма правления

РЕСПУБЛИКА (политический строй).: Республика есть форма правления, при которой весь народ или его часть

Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.

Признаки республиканской формы правления

  • выборность власти,
  • ограниченность срока действия властных полномочий,
  • зависимость от избирателей.

Виды республиканской формы правления

В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

  • президентская республика,
  • парламентская республика,
  • смешанная (полупрезидентская) республика.

Президентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим анием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Признаки президентской республики:

  1. президент является главой государства;
  2. президент избирается путем всенародного ания;
  3. внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
  4. отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
  5. отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
  6. наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
  7. жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

Парламентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Примеры парламентских республик:  Италия, Германия, Турция, Индия.

Признаки парламентской республики:

  1. верховенство парламента;
  2. глава государства выполняет представительскую роль;
  3. парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
  4. ответственность правительства перед парламентом;
  5. правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
  6. наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики

Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

  1. президент избирается путем народного ания;
  2. президент не является главой исполнительной власти;
  3. правительство возглавляет исполнительную власть;
  4. правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
  5. основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
  6. должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
  7. решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.

Нетрадиционные виды республик

Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

Характеристика республиканской формы правления

Президентская республикаПарламентская республикаСмешанная (полупрезидентская) республикаСтатус президентаСпособ избрания президентаПорядок формирование правительстваОтветственность правительстваЗаконодательная инициатива президентаПраво вето президента на решения парламентаПраво президента распустить парламентНаличие поста премьер-министра
глава государства и глава исполнительной властиносит формальный характерглава государства, но выведен из системы разделения властей
получает мандат от парламентаизбирается путем всенародного анияизбирается путем всенародного ания
формируется президентомформируется парламентом на основании парламентского большинстваформируется совместно президентом и парламентом
перед президентомперед парламентомперед президентом – основная, перед парламентом – ограниченная
обладаетотсутствуетотсутствует, но в некоторых странах имеются исключения
имеетсяотсутствуетслабое право вето, но в некоторых странах имеются исключения
отсутствуетиспользуется в крайних случаях, когда проблему невозможно решить иным способомобладает
отсутствуетимеетсяимеется

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/respublikanskaya-forma-pravleniya/

Республика как форма правления

РЕСПУБЛИКА (политический строй).: Республика есть форма правления, при которой весь народ или его часть

Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями (схема 8.5).

Схема 8.5.Характеристика республиканской формы правления

Республики, как и монархии, существовали в государствах разных типов.

Рабовладельческими республиками были Афинская демократическая республика, где участие в осуществлении власти принимали все свободные граждане, достигшие 20 лет, и аристократические республики (Спарта, Рим), в которых реальными политическими правами обладала военно-земельная аристократия.

В период феодализма республиканская форма правления была мало распространена и существовала в крупных торговых городах-государствах, таких как Венеция, Генуя, Любек, Новгород, Псков и др.

Республика становится одной из основных форм правления буржуазного государства, а также единственной формой правления государства социалистического типа.

В отличие от монархии при республиканской форме правления единственным источником власти по конституции является народ (например, в ст. 1 Конституции Австрии говорится: «Австрия является демократической республикой. Ее права исходят от народа». «Эстония, – сказано в ст. 1 Конституции 1992 г.

, – самостоятельная и независимая демократическая республика, в которой носителем верховной власти является народ»). Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Republica est res populi», – подчеркивал Цицерон, считая государство делом народа.

Следовательно, республика – это государство, юридическая конструкция которого предусматривает, что единственный субъект суверенитета есть народ.

Все высшие государственные органы прямо или косвенно получают свои полномочия от народа и формально, т.е. юридически, ответственны перед ним. Исходя из этого, можно предложить следующую дефиницию.

Республика – это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти или избираются, или формируются общенациональным представительным учреждением и несут формальную ответственность за свою деятельность согласно конституции и законодательству.

Наибольшее распространение получили представительные республики, где народный суверенитет осуществляется в форме деятельности органа народа – парламента и других избранных органов.

Именно с помощью выборов устанавливаются отношения ответственности между народом-сувереном и государством. Все высшие государственные органы должны быть прямо или опосредствованно (косвенно) избраны гражданами.

Другие институты государства формируются или назначаются выборными органами. Сегодня 148 современных государств, или 76,7% всех государств мира, являются республиками.

В зависимости от статуса главы государства и правового положения парламента в литературе традиционно выделяют три основных разновидности республиканской формы правления: президентскую, парламентскую и смешанную (схема 8.6).

Схема 8.6.Разновидности республиканской формы правления

Конституционная формула

Определения парламентской или президентской республики редко, но все- таки содержатся в основных законах государств. Например, Конституция Греции 1975 г. в п. 1 ст. 1 фиксирует такое положение: «Государственный строй Греции – парламентская республика», а конституции Болгарии 1991 г. и Исландии 1944 г. в первых статьях говорят, что государства являются республиками с парламентским правлением.

Вместо этого конституции Туркменистана 1992 г. и Казахстана 1995 г. прямо называют эти страны президентскими республиками. В подавляющем большинстве случаев основные законы ограничиваются лаконичными формулировками об установлении республиканского строя в том или другом государстве (например, ст. 1 Конституции Австрии содержит такое положение: «Австрия является демократической республикой».

Аналогичные или близкие по содержанию формулировки можно найти в конституциях Италии (ст. 1), Португалии (ст. 1,2), Франции (ст. 1), Финляндии (§ 1) и др. Отличие между республиками проводится не столько с опорой на формулировку конституций (они нередко достаточно своеобразны), сколько с помощью анализа взаимоотношений между высшими органами государства.

В литературе, как правило, называют несколько признаков, которые отличают одну республику от другой, но решающим критерием признается способ формирования, подчиненности и ответственности правительства и министров.

В историческом плане республиканская форма правления возникла прежде всего в виде президентской республики – в первый раз она была установлена в США в 1787 г.

Сегодня она существует в большинстве государств Азии, Африки и Латинской Америки.

В конституционно-правовой литературе президентскую республику определяют как республиканскую форму правления, при которой во главе государства находится президент, который избран общим прямым или косвенным анием и который совмещает полномочия председателя государства и главы правительства (схема 8.7).

Схема 8.7.Характеристика президентской республики

Международная панорама

Анализ конституционных норм, которые регулируют взаимоотношения между высшими органами государственной власти, позволяет выделить следующие характерные признаки президентской республики.

  • 1. Теоретически такая форма правления строится по принципу жесткого разделения власти: в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится четкое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти (например, ст. I (разд. 1) Конституции США провозглашает: «Всезаконодательные полномочия предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты Представителей». В ст. II (разд. 1) устанавливается: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки». А в ст. III (разд. 1) говорится: «Судебная власть Соединенных Штатов Америки предоставляется одному Верховному суду… и нижестоящим судам…»).
  • 2. Сочетание полномочий главы государства и главы правительства в руках президента (ст. 117 Конституции Мозамбика, например, содержит положение, согласно которому президент является главой правительства. Аналогичные положения зафиксированы в ст. 54 Конституции Туркменистана).
  • 3. Внепарламентский метод избрания президента (например, в Мексике Конституция 1917 г. в ст. 81 четко устанавливает: «Выборы Президента – прямые…» Конституция Намибии 1990 г. в и. 2 ст. 28 также устанавливает, что «выборы Президента проводятся путем прямого, всеобщего и равного ания». В то же время в США президент избирается выборщиками, избранными прямым анием избирателей, согласно ст. II (разд. 1) Конституции этой страны).
  • 4. Формирование правительства президентом и только с ограниченным участием Парламента. Президент назначает правительство, он является свободным в подборе его членов и делает это по своему усмотрению (но в США согласно ст. II (разд. 2) Конституции для этого нужно согласие Сената; в Нигерии по Конституции 1989 г. и в некоторых других странах также необходимо для этого согласие верхней палаты парламента).
  • 5. Отсутствие права у президента на роспуск парламента. В президентской республике осуществляется жесткое разделение властей: президент не в состоянии досрочно распускать парламент, но и последний не имеет права смещать министров с помощью вотума недоверия. Правительство (министр) является ответственным только перед президентом, но не перед парламентом – главный признак президентской республики (например, ст. 79 Конституции Грузии). Классической президентской республикой считаются США, где перечисленные признаки проявляются с наибольшей полнотой. Созданная на основе Конституции 1787 г. система организации верховной государственной власти, известная как система «сдержек и противовесов», основала в США режим демократии, при котором всегда сохраняется определенная степень относительной самостоятельности органов государственной власти, которые теоретически являются носителями разделенных властей.

Новые конституционные положения, которые изменили взаимоотношения президента, парламента и правительства в президентских республиках с элементами парламентаризма, в обобщенном виде сводятся к следующим.

Одним из важнейших стало положение об образовании правительства – советов министров, которые стали принимать коллегиальные решения. В Перу, Египте, Иране, некоторых странах Африки была основана должность премьер-министра.

Однако такая должность скорее является только административной, поскольку фактическим руководителем остается президент.

Конституционная формула

Например, согласно п. 1 ст. 35 Конституции Намибии правительство этой страны – Кабинет Министров – состоит из президента, премьер-министра и других министров, назначенных главой государства из числа членов Национальных Собраний. В соответствии с п.

3 этой статьи на заседаниях правительства председательствует президент, а при его отсутствии – Премьер-министр или другой министр, назначенный для этой цели главой государства. Премьер-министр согласно ст.

36 Конституции представляет правительство в его взаимоотношениях с парламентом, координирует работу кабинета, оказывает помощь президенту в управленческих делах.

В некоторых странах (Намибия и др.) конституции предусматривают элементы ответственности правительства перед парламентом (согласно ст. 4 Конституции Намибии министры несут перед президентом и парламентом персональную ответственность за работу порученных им министерств, а также коллективную ответственность за работу кабинета).

В то же время в тех государствах, где нет должности премьер-министра, а министры непосредственно подчиняются президенту, установлена только частичная ответственность министров перед парламентом. Так, в соответствии со ст. 51 Конституции Замбии 1996 г. кабинет и министры несут ответственность перед парламентом – национальным собранием, хотя согласно п.

3 ст. 46 они одновременно являются ответственными и перед президентом. Вотум недоверия возможно вынести министру в Колумбии согласно Конституции 1991 г., Совету министров в Перу – в соответствии со ст. 132 Конституции 1993 г. и в других странах.

Но роль таких конституционных норм не стоит переоценивать, поскольку все зависит от фактической роли президента как главы государства.

В развивающихся странах, где политические партии слабы, а их представительство в парламенте распылено, еще более усиливаются позиции президента.

Существенно отличаются от президентских парламентские формы правления. В юридической литературе парламентарную республику (схема 8.

8) определяют как такую форму правления, при которой во главе государства находится выборное должностное лицо, но правительство формируется и действует лишь при том условии, что оно пользуется доверием (поддержкой) нижней палаты парламента (или даже обеих палат).

На основе анализа конституционных положений и доктринальных взглядов, которые существуют в конституционном праве зарубежных стран, можно очертить такие характерные черты парламентской республики.

Схема 8.8. Характеристика парламентской республики

Конституционная формула

  • 1. Провозглашение принципа политического верховенства парламента, представляющего интересы народа, который так или иначе закреплен в основных законах практически всех парламентских республик. Так, п. 1 ст. 38 Основного закона ФРГ провозглашает депутатов Бундестага представителями всего народа. Аналогичные формулировки зафиксированы в конституциях Греции (п. 2 ст. 51), Португалии (ст. 150), Финляндии (§ 2 Формы правления), Латвии (ст. 64), Македонии (ст. 61), Молдовы (ст. 60). Но подробнее всего этот принцип в настоящее время сформулирован в действующей конституции Венгрии (ст. 19): «1. Верховным органом государственной власти и представительным органом народа Республики Венгрия является Национальная Ассамблея. 2. Национальная Ассамблея осуществляет или свои права, которые вытекают из народного суверенитета, гарантирует конституционный порядок в обществе и определяет структуру, направления и условия управления». Из этого принципа вытекает, что любое учреждение в системе высших органов власти должно быть или поставлено в зависимость от парламента, или хранить политический нейтралитет. Так и происходит, во всяком случае с формальной точки зрения.
  • 2. Наличие премьер-министра и правительства как самостоятельного коллегиального органа, наделенного широкими властными полномочиями. При данной форме правления правительство – это всегда совет министров, а не кабинет президента (например, ст. 81 Конституции Греции определяет, что правительством является Совет министров, который состоит из премьер-министра и министров. А п. 1 ст. 69 Конституции Австрии содержит такое положение: «Осуществление высшего управления делами Федерации… поручается Федеральному канцлеру, вице-канцлеру и другим федеральным министрам. Они образуют в своей совокупности федеральное правительство, которое возглавляется Федеральным канцлером»).

Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, которая имеет большинство в нижней палате. Участие главы государства – президента – в формировании правительства имеет чисто номинальный характер. Так, согласно ч.

2 ст. 92 Конституции Италии Президент Республики владеет правом назначения Председателя Совета министров и, по предложению последнего, министров. Но в соответствии с ч. 1 ст. 94 Правительство должно получить поддержку обеих палат Парламента.

3. Отсутствие у главы государства значительной политической власти. Президент как глава государства в парламентской республике не является самостоятельным участником политического процесса: содержание решений, которые принимаются им, не зависят от него, а определяются, как правило, политически ответственными органами – парламентом, правительством, министрами.

Так, каждый акт, который издается президентом, становится действующим и подлежит выполнению при условиях его контрассигнации (contr – встречное; assignation – подписание) премьер-министром в документах общеполитического содержания или министром, когда акт главы государства затрагивает соответствующую отрасль управления. Статья 89 Конституции Италии содержит такую формулировку: «Ни один акт Президента республики не действует, если он не подписан министрами, которые за это ответственны». А Основной закон Зимбабве 1980 г. прямо предусматривает обязанность президента действовать «по согласию» с премьер-министром. Глава государства парламентской республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти.

4. Принцип политической ответственности правительства перед парламентом.

В парламентской республике правительство, министры несут ответственность только перед парламентом (как правило, перед нижней палатой), в конституциях всех без исключения парламентских республик закрепляется институт политической ответственности правительства. Так, в Конституции Италии (ст.

94) сказано, что «ание одной или обеих палат против любого предложения Правительства необязательно влечет отставку. Резолюция недоверия должна быть подписана не менее чем одной десятой членов палат и не может быть поставлена на обсуждение раньше, чем после трех дней с момента ее внесения». Основной закон ФРГ в ст.

67 также устанавливает, что Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру, но лишь при условиях избрания большинством преемника. В Молдове в соответствии со ст. 106 Конституции парламент по предложению не менее чем ¼ депутатов может выразить недоверие Правительству большинством депутатов.

Парламентская республика – менее распространенная форма правления, чем президентская республика. В данное время парламентскими республиками являются Австрия, Греция, Болгария, Эстония, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Ливан, Италия, Турция, Венгрия, ФРГ, Чехия и некоторые другие.

В развитых зарубежных странах есть смешанные формы правления, которые нередко еще называют президентско-парламентскими, парламентско-президентскими и даже полупрезидентскими.

От парламентской формы они берут двойственность исполнительной власти, сотрудничество правительства и парламента, политическую ответственность исполнительной власти перед законодательной, право президента на роспуск парламента.

С другой стороны, избрание президента путем всеобщего ания, собственные полномочия, его доминирующее положение по отношению к правительству, практически полное отсутствие политической ответственности перед парламентом являются характерными признаками президентской формы.

Пятая Французская республика одновременно есть и парламентская, и президентская (черты парламентской республики, однако, имеют доминирующий характер).

Анализ текстов конституций стран, которые восприняли эту форму правления, позволяет разделить их на три группы в зависимости от конституционных прерогатив главы государства: 1) страны с относительно небольшим объемом прерогатив президента (например, Франция); 2) страны со средним объемом прерогатив главы государства (Португалия); 3) страны с сильными президентскими прерогативами (Финляндия).

В учебных целях такие формы правления можно было бы обозначить терминами «полупарламентская», «парламентарнопрезидентская» и «полупрезидентская» соответственно.

В то же время, как замечает ряд специалистов в области конституционного права зарубежных стран, сущность той или другой гибридной (смешанной) формы правления определяется не арифметическими подсчетами признаков, которые отличают ее от других современных форм, а соотношением конституционных и реальных полномочий в сфере исполнительной власти, которыми владеют президент и премьер-министр. К тому же необходимо учесть, что реальный их статус может изменяться в зависимости от общественно-политических обстоятельств и даже от авторитета политиков, которые занимают соответствующие посты.

Существуют и другие варианты формы правления. Советская республика как форма правления существует только в социалистических странах (КНР, СРВ, Куба и др.).

Ее юридическими признаками являются: 1) верховенство и полновластие советов или «представительных» органов – все другие государственные органы, кроме прокуратуры, формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и подотчетны им; 2) советы всех степеней образуют единую вертикальную систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчиненности; 3) поскольку депутаты всех уровней выполняют свои функции на общественных началах, их текущие полномочия осуществляются исполнительными органами советов в центре и на местах, решения которых подлежат последующему утверждению на сессиях; 4) власть построена по принципу единства: советы совмещают в своих руках и законодательные, и исполнительные функции; 5) реальная власть на всех уровнях принадлежит партийному аппарату (партократии). Своеобразная гибридная (смешанная) республика как форма правления установлена в Швейцарии. С конституционно-правовой точки зрения определить ее очень сложно. Одни ученые говорят о существовании в этой стране смешанной республики с выраженным дуалистическим государственным режимом. Вторые такую форму определяют как директориальиую республику. Третьи – как республику непосредственной демократии. Если исходить из тех признаков, которыми характеризуются республиканские формы правления, то, по-видимому, целесообразно воспринять точку зрения первых авторов. Ведь в Швейцарии коллегиальный орган – Федеральный совет – совмещает функции правительства и главы государства. Он избирается парламентом и не несет перед ним политической ответственности.

Невзирая на предложенную классификацию типичных «моделей» организации государственной власти, все же констатируем, что в мире не существует абсолютно идеальных монархий или республик; каждая отражает своеобразие той страны, в которой она действует.

Источник: https://studme.org/65493/pravo/respublika_forma_pravleniya

Формы правления, государственного устройства, политического режима

РЕСПУБЛИКА (политический строй).: Республика есть форма правления, при которой весь народ или его часть

Форма правления — организация верховной государственной власти и порядок ее образования:

1. Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

1) существование единоличного носителя верховной власти, — монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);

4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

2. Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности.

Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством.

В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

3. Президентскаяреспублика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

— внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

— ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

— более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные; средневековые; буржуазные.

Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

1) наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

2) совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов

3) наделением главы государства диктаторскими полномочиями;

4) формальным характером партийных и государственных выборов;

5) повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

6) отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

— из каких частей состоит внутренняя структура государства;

— каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

— унитарное (Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия);

— федеративное (Федерация — представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно.

В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство);

— конфедеративное (Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства — члены конфедерации — сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах).

Политический режим демократического типа имеет своей социально — экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Главное в политическом режиме — порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа.

Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Политический режим — представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой режим)».

В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону — формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

Демократический — присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д.

Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

Авторитарный — при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует «искажённый» принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

Тоталитарный — режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

Переходный — в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_101784_formi-pravleniya-gosudarstvennogo-ustroystva-politicheskogo-rezhima.html

Scicenter1
Добавить комментарий