РЕЗЮМЕ: Библиотековедами и библиотекарями-практиками социальные функции

Этика общения библиотекаря — Имидж библиотекаря

РЕЗЮМЕ: Библиотековедами и библиотекарями-практиками социальные функции

Библиотеки как учреждения, деятельность которых влияет на личность, всегдабыли объектом как правового, так и морального регулирования, поскольку обществоне может быть безразличным к образу и содержанию деятельности библиотеки.

Одним из главных механизмов формирования политики и регулирующеговоздействия на ту или иную сторону практики являются социальные нормы, которые определяютсякак установленное правило, признанная модель, образец действий.

Разновидностью социальных норм являются профессиональные нормы. В отличиеот правовых – следование им не обязательно, так как они принимаются негосударственными органами. Основной механизм их передачи и фиксации – традицияи общественное мнение.

Общественно-профессиональные нормы деятельности можно определить так: этообязанности, права, эталоны деятельности, зафиксированные в документе, носящемформальный характер, принятые организацией профессионального сообщества ирекомендованные к исполнению его членами.

Классический пример жестко организованных, стабильных, не подверженныхвременным влияниям профессиональных норм – Клятва Гиппократа. Только онаспособна регулировать те стороны врачебной практики, которые оказываются внесферы правового регулирования. То же касается журналистов, учителей,полицейских и т.д.

Очевидно, что данное положение полностью распространяется ина библиотекарей. Мало того, можно утверждать, что сегодня значимостьпрофессиональных норм в библиотечной сфере возросла многократно.

Ибо сознаниетого, что в ходе библиотечного обслуживания удовлетворяется одно из самыхосновных, естественных прав человека – право на информацию, — все болееутверждается в обществе.

Этика библиотекаря и качественное обслуживание читателей – взаимосвязанныепонятия. «Обслуживание» означает сосредоточение на другом, оказание необходимыхуслуг, доброжелательную помощь в приобщении читателей к источникам информации,создание здоровой атмосферы в профессиональной среде.

Этика же включает в себяпонятие о человеческом характере, природе поступков, потребностях людей иособенностях их общения. Изучив законы этики, осознав свой профессиональныйдолг, библиотекарь чувствует ответственность за качество обслуживания,творчески относится к каждому запросу абонента.

Этические проблемы библиотечного обслуживания

Разработка этических проблем библиотечного обслуживания в современномбиблиотековедении предполагает составление профессиональной характеристикибиблиотекарей.

Наряду с производственными рассматриваются и личные факторыбиблиотечного труда.

Учитываются индивидуальные особенности и читателей ибиблиотекарей, уровень их образовательной и специальной подготовки, опыт,интересы, специфика восприятия библиотечной среды.

Этические нормы библиотечного обслуживания заложены в «Кодексе этикироссийского библиотекаря», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 1999г.

Этот документ впитал в себя основные положения в этой области, принятые вмеждународной библиотечной среде.

Основные ценности, которые постулируются«Кодексом…», это: уважение к каждому читателю и его информационному запросу,обеспечение беспрепятственного доступа к информации, обеспечение максимальногокомфорта при работе с информацией, обеспечение конфиденциальности его запроса,если это не противоречит закону.

В профессиональном кодексе этики отражаютсявсе ценности и нравственные идеалы профессии на функции библиотеки. Кодекспрофессиональной этики устанавливает приемлемые границы поведения и критерии,которыми руководствуются специалисты, осуществляя свою профессиональнуюдеятельность, т.е.

кодекс призван четко сформулировать принципы правильногоповедения библиотекаря во время выполнения им своих профессиональныхобязанностей. Он дает основу для последовательного исполнения этических нормповедения представителям библиотечной профессии.

Необходимо, чтобы этика поведения библиотекарей максимально способствовалаосуществлению права пользователей на информацию – это и есть главная сферасовпадения ценностей библиотекарей и читателей, в результате которогодостигается максимально высокое качество обслуживания.

В практике современных библиотек библиотекари также все более сталкиваютсяс проблемами, регулируемыми принципами информационной этики. Одна из них –вновь обострившаяся проблема цензуры.

Современные технические средствапозволяют фильтровать информацию, предоставляемую из электронных сетей побесконечному количеству признаков.. Однако сам факт фильтрации информации вэлектронных сетях требует этического самоопределения.

Ибо при отсутствиитакового, а также каких-либо формальных инструкций, вопрос об ограничениидоступа решается на субъективной основе.

Другая актуализированная проблема – конфиденциальности потребителяинформации. Cовременные коммуникационные средства делают потребителя информациипрактически «прозрачным», а каждый его шаг по киберпространству фиксируемым изаписываемым.

Причем делать это возможно опять-таки анонимно. Болеенезащищенным в этом смысле стал и читатель традиционной библиотеки.

Современныеформы записи, регистрации читателей, фиксации его требований на компьютеретакже предоставляют в распоряжение библиотекаря все больше информации, котораяпо своей сути является конфиденциальной.

Библиотекарь и читатель в контексте библиотечного обслуживания

В библиотечном обслуживании как в процессе личностно-двустороннем естьмного такого, что выходит за рамки официальной библиотечной политики, посколькуопределяется подготовленностью библиотекаря и читателя к сотрудничеству,взаимодействию.

В последние годы всё чаще отмечается, что принципиальноеизменение отношений читателя и библиотекаря на основах полного равноправия,истинного партнёрства – это одно из основных условий для создания качественноиной библиотеки, библиотеки для читателя.

Чтобы улучшить обслуживание, библиотекарю необходимы не только новые знанияи умения, но и способность к самооценке – к пониманию и критическому анализуособенностей своего профессионального поведения. Исследования показывают, чтобиблиотекарям свойственна достаточно высокая самооценка, а творческаянеудовлетворённость преобладает у них над удовлетворённостью.

Качественное обслуживание читателей: Понятиевесьма ёмкое.

В него входит весь комплекс услуг, оказываемых библиотекой: фонд,крепкая материально-техническая база, комфортные условия работы в библиотеке,культура обслуживания, качественный уровень представления информации и др.Чтобы иметь моральное право обслуживать читателей, библиотекарю необходимообладать высокими профессиональными качествами.

Многое зависит и от личных качеств библиотекаря.

С одной стороны, у людей,занятых в библиотечном деле, проявляются общие черты характера, которые влияютна трудовые процессы: некоторый консерватизм, любовь к порядку, склонность ксистематизации знаний, уважение к авторитетам, профессиональное достоинство,соблюдение этикета. С другой стороны, от индивидуальности библиотекаря,внутренней свободы, смелости в принятии решений во многом зависит климат вколлективе и соблюдение нравственных норм обслуживания пользователейбиблиотеки.

Приход читателя в библиотеку, связанный со сдачей прочитанной книги или сцелью взять новую, неизбежно приводит к контакту с библиотекарем. Будет ли этотконтакт плодотворным, возникнет ли в процессе общения беседа в её библиотечномпонимании – во многом зависит от библиотекаря.

Библиотечный этикет

Не последнее место в общении с читателями играет библиотечный этикет.

Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагаетблагожелательное и уважительное отношение ко всем посетителям библиотекинезависимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнеговида и т.д.

Культура библиотекаря заключается в том, чтобы уметь управлять выражениемсвоего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции,содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнемоблике. Одежда библиотекаря соответствует его внутренней культуре, зависит отконкретной ситуации, положения в обществе, возраста и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=d5Mo3UV6cd0

По мнению психологов, культура общения включает в себя три составныхэлемента: умение разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватнооткликаться на их состояние и поведение, выбирать по отношению к каждому из нихтакой способ общения, который не расходясь с требованиями морали, в тоже времянаилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям взаимодействующихлюдей.

Какими качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнитьработу по обслуживанию читателей и профессионально общаться с ними?

Для библиотекаря очень важны такие качества, как культура общения иповедения (воспитанность), начитанность, развитый интеллект, деликатность,приветливость, предупредительность, добросовестность, эрудиция, уважительноеотношение к читателям, корректность, понимание педагогики и психологииличности, стремление к многостороннему общению с людьми, щедрость души иконечно высокая квалификация, профессионализм.

Профессионализм и нравственные качества библиотекаря в общении проявляютсяпрежде всего в том, на сколько он стремится раскрыть и познать индивидуальностьчитателей, их запросы, насколько тонко он выбирает способы поведения поотношению к этим читателям. Устойчивость такого стремления у библиотекаряявляется одним из ярких проявлений его профессионализма и оказывается одним изважнейших условий общего успеха деятельности библиотек.

Конфликты в обслуживании читателей

Качество обслуживания читателей и предоставления библиотечных услуг вомногом связано с проблемой разрешения конфлик­тов, причины которых могут бытькак объективными (полнота фонда, и СБА библиотеки, наличие или отсутствиетехнических средств, комфортных условий для работы читателей и т.п.), так исубъективными, имеющими в своей основе чаще всего нарушение библиотекарем нормпрофессиональной этики.

Индивидуальное библиотечное обслуживание является одним из самых сложныхучастков работы современной библиотеки. Как бы хорошо ни была оснащенабиблиотека, библиотекарь имеет дело с личностью читателя, а это значит, чтокаждый раз надо заново строить с ним взаимоотношения, основанные, прежде всегона профессиональной этике библиотекаря.

Конфликты между библиотекарем и читателями могут возникать из-за:

·                    ограниченных финансовых,материально-технических и трудовых ресурсов библиотеки;

·                    структурно-организационного несоответствиябиблиотеки по­требностям читателей и задачам обслуживания;

·                    расхождения ценностей, норм и приоритетовобщающихся;

·                    некомпетентность читателей, низкого уровняих информационной культуры.

В основе возникновения конфликта лежит чаще всего несколько неоднородныхпротиворечий. Это может быть противоречивость самого запроса читателя.Например:

·                    противоречие между целью чтения изапрашиваемыми изданиями, содержание которых этому требованию не соответствует;

·                    противоречие между сложностью текста иуровнем общей и читательской подготовки абонента;

·                    противоречие между потребностями читателейи составом библиотечного фонда и т.д.

Следующая группа причин связана с качеством обслуживания.

Поводы для таких конфликтов также чрезвычайно разнообразны. К ним,например, относятся:

·                    затраты времени на ожидание обслуживания(очереди);

·                    затраты времени на ожидание выполнениячитательского запроса;

·                    ошибочное предоставление читателю вместозапрошенного другого издания или необоснованная замена по инициативебиблиотекаря и другие организационно-технологические причины.

Типичными причинами подобных конфликтов являются:

·                    игнорирование читательских запросов;

·                    отсутствие искреннего желанияудовлетворить запрос;

формальное отношение к требованиям пользователей.

Одними из типичных причин возникновения конфликтных ситуаций являются:некачественно выполненная платная услуга, недобросовестная реклама, когдапользователь не получает услуг, рекламируемого качества, а также чрезмерновысокая плата, с точки зрения пользователя, не обеспечивающая при этом еще ивысокого качества выполнения услуги.

Если организационные конфликты могут быть сравнительно легко разрешены, томежличностные конфликты нередко принимают затяжную форму и крайне отрицательносказываются на взаимоотношениях библиотекаря и читателя. Поэтому важнособлюдать такт при разрешении организационных конфликтов, чтобы они непереросли в конфликтные отношения между читателем и библиотекарем.

Необходимо учить библиотекарей «снимать», предотвращать конфликты впроцессе индивидуального обслуживания, избегать их.

Вместе с тем библиотекарямнеобходимо научиться и методам психологической защиты, не поддаваться на высказываниянекоторых читателей, желающих спровоцировать конфликт.

Сейчас в коллективахбиблиотек часто проводят психологические тренинги, где разбирают случившийся(или модельный) конфликт, ищут из него наиболее приемлемый выход.

В «Справочнике библиотекаря» приведены рекомендации библиотекарям,обслуживающим читателей, выполнение которых поможет ему избежать конфликтов спосетителями библиотеки. Вот некоторые из них:

·                    во время обслуживания библиотекарь долженцеликом «находиться в распоряжении» читателя и стремиться продемонстрироватьему это;

·                    работать следует спокойно, со всемичитателями быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным;

·                    если читатель не симпатичен библиотекарю,ни в коем случае нельзя ему этого показывать;

·                    недопустимо спорить с читателем;

·                    следует постоянно проявлять готовностьпомочь читателю, но делать это осторожно и ненавязчиво;

·                    библиотекарь должен постоянно смотреть набиблиотеку «глазами читателя».

Нелишне напомнить, что кодекс профессиональной этики российскогобиблиотекаря обязывает его строить свои отношения с пользователями на основеуважения к личности. Важнейшими личностными качествами библиотекаря,обслуживающего читателей, является умение владеть собой в любых, поройнепростых ситуациях, контролировать свое поведение.

Библиотечная этика за рубежом


Если мы сравним Российский кодекс с аналогичными документами других стран(а необходимость подобного сравнения обусловлена «молодостью» нашегодокумента), то увидим, что в целом он соответствует принципам, уже получившимраспространение в нашей профессиональной среде.

В данной сфере отметим следующие наиболее часто встречающиеся утверждения:приоритет инте­ресов пользователя; равное право для всех пользо­вателей;соблюдение конфиденциальности. Почти все библиотечные сообщества стран,попавших в книгу «Библиотечная этика…», ставят интересы пользователя превышевсего.

Как отмечается в «Кодексе поведения библиотекаря Италии»«Кодексповедения – этический кодекс, обязательный для библиотекаря-профессионала, онне является кодексом правовых положений».

Данная ситуация типична, но неединственна, в ряде стран (например, Кодексы Великобритании, Мексики)библиотекарь, нарушивший кодекс, вынужден предстать перед дисциплинарнымкомитетом или комиссией, обладающей широкими полномочиями, вплоть до признаниянесоответствия занимаемой должности с вполне определенными последствиями. Входе подготовки Кодекса этики российского библиотекаря обсуждался вопрос осоздании Совета по этике при РБА, однако он не получил поддержки в силу того,что, как отмечалось, «деятельность подобной структуры может способствоватьразвитию нежелательных явлений». Подобное решение мотивировано не столькопрофессионально, сколько исторически ситуативно – как следствие сегодняшнегонегативного отношения к деятельности «советов», и к публичному обсуждениюпоступков, с точки зрения их моральной оценки. В ряде стран, не отягощенныхкомплексом «неполноценного прошлого» вопрос решается по-другому. Интересны всвязи с этим профессиональные суды чести, также играющие определенную роль вбиблиотечной среде.

Рассмотрим несколько подробнее один из наиболее известных кодексовпрофессиональной библиотечной организации, послуживший основой для многихподобных, — Кодекс профессиональной этики Американской библиотечной ассоциации.Принятый впервые в 1939 г., он периодически уточнялся и дополнялся, хотяосновные принципы, заложенные в нем, оставались неизменными.

Если сравнить нынедействующий Кодекс 1995 г. и предшествующий, 1981 г., то станет ясно, чтопомимо редакционных уточнений изменения коснулись введения двух новых пунктов:признание и уважение прав интеллектуальной собственности (п.

4); стремление квысокому профессиональному уровню, обмену знаниями и опытом, поощрениепрофессионального развития сотрудников и привлечение потенциальных членовбиблиотечной профессии (п.8).

Практически все нормы профессиональной этики связаны с правами читателей. Вэтом смысле американский Кодекс, являясь основой формирования корпоративнойморали, открыт более, чем какой-либо другой, выполняя одновременно рольпрофессиональной декларации о своих обязанностях по отношению к читателю.

Документ несколько иного рода – в основе деятельности другой старейшей вмире библиотечной ассоциации – Великобритании. Это Кодекспрофессионального поведения, принятый в 1983 г. и пересмотренный в 1996 г.

Егоглавное отличие – в большей императивности: если кодексы профессиональной этикиносят характер заявления о свободном волеизъявлении, исповедании каких-либопринципов, то все статьи Кодекса Великобритании начинаются с фиксации:«должны», «обязаны».

Существование дисциплинарного комитета в рамках Ассоциациипозволяет реально контролировать и накладывать санкции на нарушивших Кодексбиблиотекарей. В то же время подобный Комитет может занимать активную позициюпри возникновении конфликта библиотекаря с администрацией.

Среди недавно принятых документов — Кодекс этики библиотекаря Украины, утвержденныйУкраинской библиотечной ассоциацией 30 мая 1996 г. В основном данный Кодекссоответствует тем принципам подобных документов, о которых мы уже сказали.

В тоже время некоторые принципы не являются специфичными для библиотечной профессиии звучат как декларация человеческой порядочности: «мы придерживаемсяобщечеловеческих принципов морали, гуманизма», «мы уважаем человеческоедостоинство».

Другой специфической чертой Кодекса является то, что онидентифицирован конкретной стране:

-обеспечивает библиотечно-информационное обслуживание в условиях развитиядемократической независимой Украины;

-обеспечивает сохранность и обогащение духовных ценностей народа Украины,способствует развитию национальных культур.

Ознакомление с кодексами полезно не только тем, кого интересуют вопросыбиблиотечной этики.

В каждом этическом кодексе практически сконцентрированаидеология, парадигма развития библиотечного дела в своей стране.

Это цели изадачи библиотек, принципы взаимоотношений с читателями и коллегами, свышестоящими и государственными органами, отношение к культурному наследию иформирующимся информационным потокам.

Таким образом, профессиональная этика библиотекаря существует, преждевсего, для хорошего обслуживания посетителей библиотек. Поэтому составителикодексов убеждены, что наипервейшим законом этики профессионала должно бытьслужение читателям.

Читатель может и не оценить до конца усилия библиотекаря,но добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей сотрудникамибиблиотеки способствует большему доверию со стороны читателей, а соблюдениеэтических норм – лучший способ упрочить статус библиотек. 

                                           

Источник: https://www.sites.google.com/site/teemnaa/pokraska-volos

Социальные функции библиотеки (стр. 4 из 5)

РЕЗЮМЕ: Библиотековедами и библиотекарями-практиками социальные функции

Изучению функций библиотек данной группы посвятили свои работы ряд специалистов. Так, А. Я. Айзенберг относит образовательную и воспитательную функции наряду с производственно — вспомогательной к числу основных социальных.

Смысл образовательной функции он видит в том, что «библиотеки, содействуя различным видам образования читателей, способствуют повышению их культурного уровня, духовному обогащению человека, воспитанию научного мировоззрения, укреплению познавательного интереса». А. Н.

Хропач считает, что воспитательная функция заключается в комплексном воспитательном воздействии на абонентов.

Н. Е. Добрынина в число основных функций включает просветительскую, «сутью которой является распространение знаний». Объектом просветительской деятельности библиотеки, считает Н. Е. Добрынина, являются «самые различные категории читателей, а в центре — личность с ее свободными, причем ничем не ограниченными интересами».

По ее мнению, нельзя ставить знак равенства между просветительской и воспитательной функциями, «потому что вторая подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с точки зрения воспитателя, качеств» и связана с «дискредитировавшим себя в нашей стране понятием «руководство чтением».

Изучая взаимодействие библиотековедения с педагогикой, В. И. Терешин неоднократно высказывался за необходимость формирования библиотечной педагогики как научной и практической дисциплины. По его мнению, библиотека является педагогической системой, и поэтому педагогическая функция — одна из основополагающих для библиотек.

«Библиотека, ведущая читателей в мир информации (а информация всегда выступает как знание), к высотам культуры, к социализации личности, выполняет педагогическую функцию, охватывающую практически всю ее деятельность».

Понимание педагогической функции библиотек как «ведения» детей и взрослых сформировалось в советском библиотековедении в теорию руководства чтением.

Суть деятельности современной библиотеки за редким исключением состоит не в непосредственном осуществлении процесса образования и воспитания, а в содействии ему в качестве вспомогательной структуры.

Поэтому данную функцию, по нашему мнению, более целесообразно назвать функцией содействия образованию и воспитанию.

Она присуща библиотекам разных типов и видов, однако реализуется ими с учетов собственных целей и задач.

Следующей наиболее часто называемой специалистами является функция содействия развитию науки и производства.

В специальной литературе она еще иногда именуется следующим образом: научно-информационная, научно — производственная, производственная, информационного обеспечения науки и производства, обеспечения научно — технического прогресса, в помощь научно — техническому прогрессу, в помощь профессионально — производственной и научной работе, производственно-вспомогательная.

Задача содействия развитию науки и отдельных отраслей производства была поставлена перед советскими библиотеками еще в период индустриализации и распространялась на библиотеки всех типов.

Смысл данного направления заключается в информационном обеспечении научных исследований, а также различных видов деятельности по производству промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции, разнообразных услуг с использованием документов, содержащих необходимую для этого информацию.

Библиотеки непосредственно не осуществляют производство каких бы то ни было товаров или услуг (кроме собственно библиотечных), поэтому данную функцию целесообразно назвать функцией информационного обеспечения научно-производственной деятельности.

Библиотеки реализуют ее, формируя фонды документов, соответствующие целям и задачам того или иного вида деятельности, и предоставляя их в распоряжение определенных категорий читателей.

Данная функция характерна для всех специальных научно — технических библиотек, фонды которых обычно весьма узко специализированы, с учетом потребности сферы деятельности предприятия и организации, структурными подразделениями которых они являются. Вузовскими библиотеками эта функция выполняется посредством содействия развитию науки, самообразованию и повышению квалификации отдельных категорий пользователей.

Для публичных библиотек она характерна в меньшей степени и реализуется наряду с другими. Библиотеками этого типа в настоящее время названная функция осуществляется путем содействия развитию мелкого и среднего бизнеса, деятельности небольших предприятий и организаций, для которых нецелесообразно содержание собственных библиотек.

Нередко, в том числе и в официальных документах, библиотеку называют учреждением культуры и среди основных ее функций выделяют культурную, культурно — просветительную, досуговую, рекреационную и другие.

Так как библиотека является частью общечеловеческой культуры и в то же время представляет собой один из важнейших факторов ее развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния, то данную функцию можно определить как социокультурную. В. В.

Скворцов сравнивает библиотеку с улицей с двухсторонним движением: «…в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, а в другом — движется информация о вновь созданных ее ценностях».

Однако необходимо заметить, что это движение основано на выполнении библиотекой сущностных функций, обеспечивающих сбор, хранение и распространение документов, содержащих информацию о достижениях культуры разных народов.

В данном контексте культура понимается в узком смысле как отрасль деятельности по созданию и использованию определенных ценностей, реализация библиотекой данной функции осуществляется по двум направлениям.

Первое из них заключается в обеспечении развития культуры необходимыми документами и характерно для публичных и отдельных видов специальных библиотек.

Библиотеки учебных заведений, научно-исследовательских и производственных учреждений сферы культуры, а также собственно учреждений культуры (театров, филармоний, музеев и др.) обслуживают соответствующих специалистов.

Полученная информация является основой для их профессиональной деятельности, направленной на создание новых культурных ценностей, а также на подготовку кадров, проведение научных исследований, производство материально — технических средств культуры.

Публичные же библиотеки, обслуживая широкий круг пользователей, предоставляют им материалы о достижениях в различных направлениях культуры, особенно художественную литературу разных стран и народов, чем содействуют образованию и самообразованию различных категорий пользователей, самодеятельному творчеству, расширению кругозора, формированию у них определенной системы культурных ценностей.

В советский период основной в деятельности библиотек выступала идеологическая функция.

Ее реализации подчинялась вся деятельность библиотек, которая направлялась в первую очередь на пропаганду «марксизма-ленинизма, политики и истории Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, преимуществ социалистического строя и советского образа жизни; содействие идейно — политическому… воспитанию советских граждан, формирование у них … марксистско — ленинского мировоззрения, идейной убежденности».

После ликвидации КПСС как единственной правящей партии и с началом формирования в республиках бывшего Советского Союза многопартийной системы и строительства демократического правового государства, в котором все партии, не запрещенные законом, имеют равные права на пропаганду своих взглядов, библиотеки отказались от выполнения идеологической функции. Это сыграло положительную роль в жизни общества и содействовало демократизации библиотечного дела страны.

Вместе с тем нельзя не согласиться с доводами сторонников идеологической функции о том, что она была присуща библиотекам всех эпох. Библиотеки являются частью общества и через поток документов отражают свою эпоху. Сотрудники библиотек как члены общества тоже занимают определенные идейные позиции.

Однако, выполняя свои сущностные функции, библиотека не может отдавать предпочтение той или иной идеологии, даже если она признана самой правильной в определенный отрезок времени, и на этом основании пропагандировать документы, содержащие одни идеологические взгляды, и запрещать доступ к другим, ограничивая тем самым права читателей, не разделяющих господствующую точку зрения. Библиотекарь не вправе использовать свое служебное положение для формирования фонда и организации обслуживания пользователей в соответствии с личными идейными пристрастиями. Поэтому работу в данном направлении современные библиотеки должны строить в соответствии с конституционными нормами и обслуживать пользователей документами, отражающими разные партийные и мировоззренческие позиции.

Библиотекой в зависимости от ее типа и вида, как правило, реализуется одновременно несколько производных функций, однако одна из них выступает в качестве доминирующей.

Так, библиотекам учебных заведений в значительно большей степени, чем другим, присуща функция содействия образованию и воспитанию.

Научно-технические библиотеки промышленных предприятий и научных учреждений реализуют в своей деятельности функцию информационного обеспечения науки и производства. Для публичных библиотек более характерна культурная функция.

Производные функции трансформируются в соответствии с текущими задачами. Их реализация базируется на основе, созданной в процессе выполнения библиотекой сущностных функций.

Вывод

Библиотековедами и библиотекарями — практиками социальные функции библиотек нередко обозначались и в отдельных случаях продолжают обозначаться при помощи таких понятий, как «общественная роль библиотеки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия библиотеки», «цель библиотеки», «задачи библиотеки».

Источник: https://mirznanii.com/a/214045-4/sotsialnye-funktsii-biblioteki-4

Scicenter1
Добавить комментарий