РОЛЬ И МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«Значение экологического воспитания в системе дополнительного образования»

РОЛЬ И МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

города Ульяновска «Центр детского творчества № 4»

Методическая разработка

на тему:

«Значение экологического воспитания в системе дополнительного образования»

Шарагин Алексей

Александрович, педагог

дополнительного образования,

высшей квалификационной

категории.

Ульяновск 2019

Цель:

Ознакомление педагогов с ролью экологического образования, как самостоятельного и самоценного вида образования, которые осваиваются учащимися на основе общеобразовательного государственного стандарта.

Задачи:

1.Ознакомить педагогов со стартовыми возможностями личностно учащихся, содействовать выбору индивидуального развития ребенка.

2.Способствовать воспитанию вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческой способности у учащихся.

3.Ознакомить педагогов со ступенями развития экологического образования, в процессе формирования каждого ребенка.

Дополнительное образование детей в условиях естественнонаучной направленности представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития направленный на формирование общей (в нашем случае экологической) культуры личности учащегося.

В настоящее время практически общепризнано, что формирование экологической культуры личности и общества — основная цель экологического образования, реализуемая преимущественно в учреждениях дополнительного образования.

Под экологической культурой личности обычно понимают комплекс нравственно-этических ценностей и деятельностных принципов в отношении человека, природы и общества.

Актуальность такой образовательной установки представляется тем более очевидной в городах, поскольку человек в них находится в комплексе сложнейших социальных, экономических отношений.

Поскольку экологическое воспитание ранее было недостаточно развито в системе общего образования, приоритетным становится значение учреждений дополнительного образования, выполняющих ряда функции.

В настоящее время экологическое образование отражает возрастающую социальную потребность в изменении сознания людей, формировании у них целостных представлений о глобальной взаимосвязи природы и человека.

Экологическое образование направлено на становление особой культуры, которая проявляется в сознательном, бережном и внимательном отношении населения страны к здоровью окружающей среды и человека. В задачи экологического образования входит широкий круг как локальных вопросов, связанных с проблемами сохранения биологического разнообразия, охраны природы, так и политически важных вопросов, ориентированных на предотвращение дальнейшей эскалации экологических кризисов.

Таким образом, в содержании дополнительного экологического образования в современных социокультурных условиях входит, прежде всего, направленность на решение социальных и этических задач.

Особое место здесь отводится системе дополнительного образования, которая позволяет создать каждому учащемуся достойные условия для овладения новыми, специфическими знаниями, для развития собственных способностей и самореализации. Система дополнительного образования, сложившаяся в настоящее время в России, является уникальной в мировом масштабе.

Кроме того экология в настоящее время представляет собой комплексное, междисциплинарное знание. Это связано также и с возрастающей ролью биологии в решении гуманистических и социокультурных задач.

Таким образом, сам ход развития науки делает востребованными образовательные технологии в области экологии, а формирование будущих квалифицированных специалистов-экологов начинается именно в системе дополнительного образования.

Необходимость и актуальность экологического образования связана с формированием активной патриотической позиции, что осуществляется через изучение и охрану природы родного края.

Развитие гармоничной, целостной личности включает в себя как формирование представлений о глобальной взаимосвязи человека и окружающей среды, так и активную практическую деятельность по охране природы своей Родины.

Это наилучшим образом достигается в системе дополнительного экологического образования, где воспитательная работа и обучение проходит по многим направлениям, как в условиях практики, так и при проведен6ии массовых экологических акций и мероприятий, которые также обуславливают успешную социальную адаптацию учащихся, обеспечивают творческую самореализацию, представляют широкую возможность общения с единомышленниками.

Таким образом, экологические образование создает предпосылки для развития самосознания развивающейся личности, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура и ответственность понимания законов живого мира и активная позиция в вопросах охраны окружающей среды.

Учреждениям дополнительного образования детей принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании.

Эта система образовательных учреждений обладает высокой адаптацией к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные образовательные и другие потребности детей, а главное, в отличие от регламентирует стандартом школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направления обучения и воспитания.

Большая значимость дополнительного экологического образования в стране связана также с тем, что только в его условиях возможна грамотная профессиональная ориентации молодежи.

В этой сфере создаются предпосылки научного, творческого подхода к решаемым проблемам – как мировоззренческим, жизненным, так и профессиональным.

Как правило, учащиеся приходят в учреждения дополнительного образования, уже имея познавательную мотивацию в области экологии и биологии, и задачей педагогов становится поддержание и развитие их специальных интересов.

Более половины учащихся связывают с экологией и биологией свою профессиональную судьбу, поступая в дальнейшем профильные ВУЗы. Так осуществляется профессиональная ориентация и подготовка учащихся, востребованных впоследствии как практиков, способных оптимизировать сложную экологическую ситуацию в различных регионах мира.

Другая важнейшая сторона дополнительного экологического образования связана с приоритетами социально – воспитательной позиции. Она проявляется в возможности социализации детей и молодежи, их привлечению к общественно полезной работе.

В связи с современным общественным кризисом, коснувшимся в первую очередь молодого поколения, обозначилась естественная необходимость в создании ориентиров социального поведения, что в полной мере реализуется в учреждениях дополнительного образования.

Воспитание детей и молодежи на основе верных социально-этических идеалов природосозидающего мышления становится, бесспорно, необходимым. Поэтому объединения юных экологов привлекают множество детей, нуждающихся в общении, внимании, самореализации, утверждение жизненной перспективы.

На всех этапах в этой сфере имеется возможность вести работу с одаренными детьми, причем в течение ряда лет. Индивидуальный подход к учащимся – необходимый принцип обучения, являющийся в условиях системы дополнительного образования нормой. Очень хорошие условия складываются и для проведения социальной адаптации детей из неполных семей и группы риска.

Объединения дополнительного экологического образования работают в прочной связи со школами, оказывая различную помощь учителям – биологам.

Основное направление этого взаимодействия – обмен методическим опытом, методическая помощь в проведении эколого-исследовательских и природоохранных работ, совместная организация экологических акций и научно – познавательных мероприятий.

Например, в последние годы активно проводится проектная деятельность учащихся, расширяющая творческий потенциал детей.

Задачей дополнительного образования стала грамотная с научно – методической точки зрения организация учебного процесса, в которой звено проектной технологии обучения дает эффективные образовательные результаты. Основными линиями интеграции является апробация различных инновационных форм и методов экологического обучения и воспитания, организация экскурсионной и просветительской деятельности на «экологических тропах».

В настоящее время система дополнительного образования проходит стадию интенсивного развития образовательных норм и ценностей, критического отбора педагогических технологий, наиболее адекватных личности учащихся, их познавательным интересам и мировоззренческой позиции.

К основным функциям, специфически характеризующим дополнительное экологическое образование можно отнести:

— воспитание экологического мировоззрения и поведения;

— формирование комплекса специальных эколого-биологических представлений;

— развитие общеучебных компетенций учащихся;

— профориентацию эколого-биологических дисциплин и природоохранного дела;

— социальную адаптацию;

— формирование гражданско-патриотической позиции.

Для последнего десятилетие характерно активное обновление деятельности через экологическое воспитание и просвещение. Работая по программе дополнительного образования, объединения имеют разные формы сотрудничества с природными территориями Ульяновска.

В настоящее время очевидной стала проблема интеграции и централизации эколого-образовательной деятельности в нашем городе и области, частично решаемая средствами городских методических объединений, а также эколого-образовательных мероприятия городского уровня.

Литература

  1. Дерябко С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 217 с.

  2. Захлебный А. Н., Зверев И. Д. Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников. – М.: Педагогика. 2001. – 266 с.

  3. Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». –М. 2000.

Источник: https://infourok.ru/znachenie-ekologicheskogo-vospitaniya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-3740406.html

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

РОЛЬ И МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Сатуева Л. Л. Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/32/1160/ (дата обращения: 04.02.2020).

Для обеспечения устойчивого развития и рационального использования природных ресурсов важным слагающим является повышение уровня информированности всех групп населения, которое достигается посредством экологического образования и воспитания, формирующего в конечном счете экологическую культуру общества.

Усвоение экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков достигается посредством целенаправленного основания экологического воспитания и экологической грамотности личности, которые будут способствовать формированию общества с гуманным, эмоционально-нравственным и бережным отношением к природе.

Академик Н. Н.

 Моисеев утверждал, что «экологическое (лучше сказать энвайронментальное) воспитание и образование должны охватывать все возрастные категории; экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Должен быть качественно повышен уровень экологического образования населения, особенно лиц, собирающихся занять посты государственных служащих или уже их имеющих…» [7].

Формирование экологических знаний и культуры приобретает актуальность, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно, угрожающим образом влияет не только на природу, на флору и фауну окружающего нас мира, но и на интеллектуально-духовную жизнь каждого из нас.

Из-за экологической неграмотности, безответственного отношения к своим личным практическим действиям и поведению людей, в том числе даже и многих чиновников-специалистов (которые не получили достаточного образования в сфере экологии), мы имеем громадные потери материальных источников, столь необходимых для обеспечения нормальной жизни населения, теряем средства и опору для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и всего населения. Если этой работе не уделять достаточного внимания — у нас почти не остается шансов для создания хотя бы минимально необходимых условий морально-психологического, интеллектуального развития. Поэтому развитие экологического образования является на сегодняшний день делом общенародным и общую задачу экологического образования мы видим в снижении риска жизни для людей и в обеспечении для них безопасности, формировании у каждого человека экологического мышления, регулирующего его практические действия в повседневной жизни. Основная цель вузов — научить студента экологизироваться, расширить знания не только связанные с окружающей средой, но и правильно сформировать их воспитание, экологическую культуру по отношению к природе [6, 8].

Филолог, искусствовед, историк культуры, Лихачев видел в экологии еще одну сторону, и как следствие его иная интерпретация целостности этой области знания. Именно им был введен термин «экология культуры» или «культурная экология».

Исходя из происхождения слова «экология» (что означает дом, жилище), Лихачев вкладывал в понятие экологии свой смысл. «Домом может служить как природа, живая и «мертвая», так и та часть мира, которой человек окружает себя».

Сохранение природы естественного дома человека и сохранение созданного им дома культуры являются, с точки зрения ученого, одинаковыми по значимости, актуальности и ценности.

Поэтому, как ни странно это может показаться в первый момент, экология как образ мысли и спасение человечества и природы и экология культуры тесно взаимосвязаны [7, 9].

Экологическая культура, в более формальной интерпретации, — это система особых взаимоотношений человека и природы.

«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических принципов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре, Москва, 7 мая 1998 г.) [3, 5].

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

−                    заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

−                    потребность общества в экологически грамотных гражданах;

−                    состояние и достижения экологической науки;

−                    психолого-возрастные и познавательные особенности обучающихся;

−                    общее состояние и тенденции развития системы образования в целом.

экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление [1, 2].

Экологическое образование позволяет объективно рассматривать взаимосвязи между природоохранными, социальными и экономическими проблемами с учетом общественного мнения, вовлечения неправительственных организаций в процесс принятия решений, касающихся вопросов охраны окружающей среды. Это является не только важным фактором реализации стратегии устойчивого развития, но и основой эффективной экологической политики.

Одним из направлений экологизации общественного сознания является развитие социально-образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры у подрастающего поколения и взрослого населения. Ст.

6 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» наделяет субъекты Российской Федерации правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры [2, 7].

В настоящее время не прослеживается взаимосвязь между темпами развития экологического образования, растущим количеством институтов, и числа выпускников с экологическим образованием на территории России и решением проблем рационального природопользования на примере восстановления нарушенных и деградированных территорий хотя бы на локальном уровне.

А мероприятия, рекомендации и комплекс мер, направленных на решение проблем в области охраны окружающей среды не отражаются в практическом применении. Территорий с экологическими проблемами в стране становится с каждым годом все больше и больше.

Слагающие показателей развития экологического образования и сложившейся современной экологической ситуации в стране не должны идти параллельно, а должны тесно пересекаться и взаимодействовать.

Литература:

  1.                Байраков И. А., Гакаев Р. А., Идрисова Р. А. Экологическое образование в системе среднего и высшего профессионального образования в Чеченской Республике. В сборнике: Качество науки-качество жизни 2009. С. 151–154.
  2.                Бибикова Н. Г. Сущность экологического образования обучающихся. Электронный ресурс: superinf.ru
  3.                Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. 2015. С. 178–181.
  4.                Гакаев Р. А. Экологическая грамотность как необходимое условие экологически безопасной деятельности общества. В сборнике: Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93–96.
  5.                Лещинская В. В. Экологическая культура: несколько шагов к пониманию понятия. Роль библиотек России в формировании экологической культуры Лига культуры. — 2014. — № 4. — С. 168–171.
  6.                Проблемы формирования экологической культуры у студенческой молодежи. Электронный ресурс: smc.kaznu.kz.
  7.                Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 27–30.
  8.                Сатуева Л. Л. Экологическая культура как показатель социально-экономического и нравственного развития общества. В сборнике: Социально-экономические проблемы и перспективы развития территорий сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 63–67.
  9.                Смалева П. Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области) Вестник Томского государственного педагогического университета№ 6. 2009. С.98.

Основные термины(генерируются автоматически): экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Источник: https://moluch.ru/th/3/archive/32/1160/

Дополнительное экологическое образование

РОЛЬ И МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Дополнительное экологическое образование

Иванова Елена Анатольевна,

методист МОУ ДО «ЦДТ»

Дополнительное образование детей – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании» в результате преобразования внешкольных учреждений из досуговых в образовательные.

Дополнительное экологическое образование, как самостоятельный и самоценный вид образования, несет содержание, которое осваивается школьниками за пределами общеобразовательного государственного стандарта, существенно компенсируя школьное базовое.

Цель дополнительного экологического образования состоит в создании педагогических условий для становления поколения высокой экологической культуры.

Круг задач, которые решает дополнительное экологическое образование, выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной «траектории» развития ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха», способствует самореализации личности ученика и педагога. Каждому школьнику предоставляется возможность «погружения» в мир живой природы, возможность быть личностью.

Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, темой.

Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.

Процесс образования и воспитания любого человека начинается в семье, ребенок получает первоначальные сведения об окружающем мире и об отношении к нему взрослых и самого мира.

Продолжается в детском саду, потом в школе, вузе и, наконец, при повышении квалификации профессиональных знаний, необходимых специалисту.

В этом процессе дополнительное экологическое образование должно присутствовать на всех уровнях в полном объеме, чтобы специалист-профессионал мог принимать экологически обоснованные и ответственные решения.

Данный процесс на уровне семьи будет переходить на новый более высокий уровень с восстановлением в нашем обществе семейных и национальных традиций, обновлением духовно-нравственного и эколого-нравственного воспитания. Итак, дополнительное образование пронизывает все ступени и способствует установлению взаимосвязи между всеми компонентами экологического образования, выполняя функцию непрерывности.

В основе конфликта человеческого сообщества с окружающей средой – неадекватная, некорректная модель поведения как результат невежественной, а иногда порочной ориентации, полученной при воспитании в семье и в школе. Каковы же были эти ориентиры в нашей стране?

Первые два десятилетия начала века обучение естествознанию в начальной школе осуществлялось по системе В.Ф.Зуева и А.Я.Герда. Главное внимание уделялось взаимосвязи неживой и живой природы, а преподавание основывалось на принципах: доступность, наглядность и систематичность.

С 1923 г. в школе вводятся новые, комплексные программы, составленные под руководством Н.К.Крупской. этих программ основывалось на принципах: природа, труд, общество. Основное внимание уделялось трудовой деятельности, которая должна была тесно увязываться с природой как объектом этой деятельности, с обязательным участием школьников в общественно-полезном труде в сельском хозяйстве.

Формирование отношения детей к природе в 30-50-е годы основывалось на «преобразовании» природы, которое провозгласил И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача».

Не только в школьных программах по естествознанию, но и в преподавании в сельскохозяйственных вузах, четко просматривается крен на «покорение» природы, использование ее богатств как неисчерпаемой кладовой.

Эта программа просуществовала фактически до 60-х годов, когда с большим опозданием на первый план выступила общенациональная система охраны «покоренной» природы.

Приходится констатировать прискорбный факт, что в Советском Союзе в течение полувека школа и вузы воспитывали «преобразователей», а, точнее, разрушителей природы. Сколько потребуется десятилетий, чтобы сломать устоявшиеся в сознании наших граждан стереотипы, что природа стерпит все? Стоит ли удивляться, что у нас «пробуксовывают» экологические программы?

Справедливости ради следует отметить, что не все были сторонниками «преобразования» природы. Еще в 1946 г. Б.Е.Райковым был введен термин «экологическое направление в преподавании».

Он считал, что экологическое направление в преподавании биологии – не просто методический прием, а направление, тесно связанное с быстро развивающейся биологической наукой, имеющей большое влияние на все отрасли знаний.

Поэтому, как он считал, экологическому направлению необходимо отвести должное место в учебном процессе.

Заметный сдвиг в экологическом образовании наметился лишь после 70-х годов, однако его содержание рассматривалось не более как просвещение. В то же время в ряде зарубежных стран экологическое образование было уже сориентировано на решение конкретных проблем по охране природы.

Как и следовало ожидать, результатом предшествующего «образования» явилось то, что не только население, но и руководители администраций, предприятий, педагоги и даже научные коллективы оказались не подготовленными к восприятию и осмыслению комплекса знаний, составляющих экологию.

Отсюда распространенная санитарно-гигиеническая трактовка экологии как науки о выживании человека в единстве с природой в условиях антропогенного и техногенного загрязнения. При этом самым страшным является не полное невежество, а частичное, т.е.

фрагментарные, бессистемные знания, создающие иллюзию эрудиции, которая, особенно у рьяных администраторов, порождает пагубную активность.

Поэтому в современной сложной экологической ситуации (повсеместное промышленное, сельскохозяйственное и транспортное загрязнение окружающей среды, разного рода техногенные аварии) особо остро стоит необходимость экологического образования, просвещения и развития у населения экологической культуры.

В настоящее время стала очевидной необходимость экологизации общественного сознания, образования, мышления всего населения страны.

В этом плане приоритет принадлежит педагогике, которая может изменить сознание людей, если стратегия и развитие экологического образования будет осуществляться в течение всей жизни человека и являться неотъемлемой частью процесса общего образования. Успех экологического образования потребует применения новых концепций и новых методов обучения учащихся и просвещения всего населения.

Поскольку в школьных программах не нашлось места для новой дисциплины – «Экология», то центр тяжести экологического образования был перенесен на систему дополнительного образования: станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, дома пионеров, клубы друзей природы и т.п.

Наиболее успешно экологическое образование осуществляется в двух направлениях: эколого-биологическом и туристско-краеведческом, которые и определяют выбор клубной, кружковой, экспедиционной и других форм работы. Эти учреждения организовывают экологические конкурсы, заочные экологические школы, выставки детского и юношеского творчества в области охраны окружающей среды, олимпиады, экологические лагеря и т.п.

Литература

1. Моисеев Н.Н Система “Учитель” и современная экологическая обстановка. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. С. 415.

2.  Покровская О.В. Библиотека и экологическое просвещение юношества. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. с.140.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/dopolnitelnoe_ekologicheskoe_obrazovanie_185455.html

Роль дополнительного экологического образования в образовательном пространстве г. Москвы

РОЛЬ И МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Дополнительное эколого-биологическое образование дает возможность учащимся овладеть новыми, специфическими знаниями, помогает развитию собственных способностей и самореализации, формированию общей экологической культуры.

При этом, помимо профессиональной ориентации молодежи, создаются предпосылки научного, творческого подхода к решаемым проблемам.

В связи с возрастающей ролью биологии в решении гуманистических и социокультурных задач приоритет отдается социальному воспитанию и привлечению детей и молодежи к общественно полезной работе.

Система дополнительного образования, сложившаяся в настоящее время в России, является уникальной в мировом масштабе.

Она обладает высокой адаптацией к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные образовательные и другие потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого стандартом школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 23.12.2003 г. №186-ФЗ), ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Базовыми принципами, на основе которых разрабатывается содержание дополнительного эколого-биологического образования, являются: 1) принцип научности и фундаментальности, обеспечивающий познавательное отношение к окружающей среде; 2) аксиологический и гуманистический принцип, формирующий нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, направляющий становление системы ценностей у обучающихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение; 3) деятельностный принцип, формирующий познавательные и практические умения экологического плана, развивающий волевые и творческие качества обучающихся.

дополнительного эколого-биологического образования сформировалось в результате постепенной эволюции кружковой формы работы юных натуралистов, берущей начало в 1918 г. от организации первой станции юннатов в Сокольниках.

Эту эволюцию можно схематично изобразить следующим образом: натуралистическое образование (экология понимается как биологическая экология) → практическая, прикладная экология, связанная с деятельностью по охране окружающей среды → социальная экология, урбоэкология, экология человека → эколого-образовательные программы, содержащие модули по устойчивому развитию.

Экология сегодня представляет собой комплексное, междисциплинарное знание.

Современное эколого-биологическое дополнительное образование детей отличается эклектичностью и плюрализмом: в нем сосуществуют различные по предметному содержанию образовательные направления, что дает возможность выбора индивидуальной траектории обучения и воспитания для обучающихся, интересующихся экологией и биологией.

эколого-биологического образования испытывает существенное влияние концепций устойчивого развития, коэволюционной модели, «ноосферного мышления» при сохранении натуралистических традиций. Эти концептуальные направления – основа инновационного потенциала дополнительного образования.

В Москве и многих других субъектах Российской Федерации дополнительное эколого-биологическое образование включает реализацию дополнительных образовательных программ, организацию массовых эколого-образовательных мероприятий разных типов (культурно-досуговых, научнообразовательных), вовлечение обучающихся в практические формы деятельности по мониторингу и охране природной среды.

В Москве в настоящее время около 8400 детей занимаются в 620 учебных объединениях в государственных учреждениях дополнительного образования по программам эколого-биологической направленности.

Наибольшее количество таких учреждений в Северо-Восточном, Северо-Западном округах и в Зеленограде (экологическую направленность имеют 60–70% учреждений).

Учреждения, не имеющие этого направления в лицензии на образовательную деятельность, осуществляют экологическое образование в рамках образовательных программ естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности.

Дополнительное экологическое образование все шире внедряется в  общеобразовательные школы: педагоги дополнительного образования работают с ними в тесном контакте, оказывая различную помощь учителям-биологам и экологам.

Основное направление этого взаимодействия – обмен методическим опытом, методическая помощь, совместная организация экологических акций и научно-познавательных мероприятий, апробация различных инновационных методов и форм экологического обучения и воспитания, организация экологических лагерей и полевых исследовательских стационаров, экскурсионная, просветительская деятельность на «экологических тропах». Работая по программам дополнительного образования, школы осуществляют различные формы сотрудничества с природными территориями Москвы. Учащиеся 40% школ проводят экологический мониторинг на ООПТ, изучают состояние городской среды Московского мегаполиса на выездах и в городских экологических лагерях. 92% школ вывозят учащихся в экспедиции, на экологические экскурсии и туристические слеты, 60% – в экологические лагеря. Научно-исследовательская и проектная работа проводится в 56% школ.

Традиции натуралистического движения, составляющие ценностное ядро современного экологического образования, поддерживаются многими старейшими в стране кружками, ведущими эколого-биологическую работу с детьми, и рядом относительно молодых коллективов.

В их числе: КЮБЗ (Кружок юных биологов Зоопарка), биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП», кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ, клуб юных исследователей природы «Трампеадор», Кружок юных исследователей природы на базе Звенигородской биологической станции МГУ (ЗБС МГУ), ЦДТ «Бабушкинский».

Несколько биологических учебных объединений занимаются на базе биологического факультета МГУ.

В программах дополнительного образования на первое место выходят проблемы изучения локальной или региональной экологической обстановки, формирование подходов к улучшению экологического состояния окружающей среды.

От природоцентристской установки натуралистических программ, главным предметом изучения в которых являются биологические объекты и процессы, дополнительное образование постепенно переходит к изучению социоприродного взаимодействия (программы социально-экологического, урбоэкологического, мониторингового и природоохранного направлений).

Однако пока полноценного развития эта проблематика не получила: нужны и разносторонняя подготовка педагогов, и специфические образовательные запросы самих обучающихся. Как правило, за получением образовательных услуг обращаются обучающиеся, уже имеющие сознательную мотивацию для выбора той или иной программы.

Поэтому мы за постепенное внедрение данной проблематики в существующий спектр образовательных программ по аналогии с популярной экологизацией учебных предметов. Речь идет о разработке и внедрении модулей, содержащих идеи устойчивого развития, а также об отслеживании результативности обучающихся, осваивающих интегрированные курсы.

На основе существующих программных материалов, а также используя опыт разработки содержания общеобразовательного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» (2008 г.

), группой авторов, сотрудников Московского детского эколого-биологического центра, были разработаны образовательные модули, которые могут быть использованы как самостоятельные разделы программ дополнительного образования по следующим направлениям: экология города, социальная экология, человек и окружающая среда, экологический мониторинг, геоэкология, а также ряд частных программ естественнонаучного направления (например, палеонтология, геология, экспериментальная химия и др.). Эти модули могут стать основой для отдельных элективных курсов, выбираемых обучающимися в общеобразовательных школах для изучения во внеурочное время.

В 2008 г. был опубликован сборник программно-методических материалов «Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного образования» (под ред. академика Г.А.

Ягодина) с программными модулями по устойчивому развитию, прошедшие апробацию в составе разных образовательных программ и показавшие свою эффективность: «Концепция устойчивого развития», «Эволюция Земли и жизни на ней в контексте концепции устойчивого развития: экологические кризисы», «Человек и биосфера», «Биоэкологические исследования», «Экологическая безопасность и здоровье человека», «Социальная практика молодежи». В сборнике также предложены программы дополнительного образования, рекомендуемые для преподавания социальной экологии и устойчивого развития, а также выработки компетенций в области проведения экологического мониторинга. Часть этих материалов уже опубликована в сборнике типовых программ эколого-биологической направленности для дополнительного образования (2005 г.).

На основе предложенных модулей разработаны интегрированные программы. Так, в текущем учебном году на базе МДЭБЦ реализованы инновационные программы: «Экология и устойчивое развитие» и «Ресурсосбережение в образовательных учреждениях».

В ближайшем будущем предполагается совершенствование заложенных в дополнительном образовании оснований устойчивого развития.

Это коснется проектной работы обучающихся, проводимой совместно с социальными структурами, с привлечением широкой общественности; пропаганды и дистанционного образования по вопросам рационального использования ресурсов.

Специализированная подготовка педагогов дополнительного образования ведется на курсах Московского института открытого образования с 2008 г., с привлечением сотрудников МДЭБЦ. Уже сейчас очевидна необходимость трансляции этого опыта в педагогической среде.

Необходимо совершенствование содержания и методики преподавания созданных образовательных модулей по устойчивому развитию с учетом новых подходов к общему экологическому образованию, отраженных в новом Госстандарте, а также с учетом особенностей социального заказа.

Источник: https://bio.1sept.ru/view_article.php?ID=201001102

Scicenter1
Добавить комментарий