РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ ИДЕЙ

Экологизация университетского образования

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ ИДЕЙ

Принципиальное значение имеет методическая организация экологического образования. Следует отметить, что здесь существуют две основные тенденции:

  • 1) разработка отдельного предмета «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях;
  • 2) «экологизация» всех учебных предметов, то есть междисциплинарное обсуждение экологических проблем.

Наиболее перспективен именно второй подход. Он подразумевает формирование у будущего специалиста экологического профессионализма, который связан с характером будущей деятельности студента, его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или административные решения с учетом экологических факторов.

Студенчество, как наиболее образованная часть молодежи, должно иметь в университете возможность познать необходимость оптимизации взаимодействия общества и природы, следовательно, быть научно подготовлено к действиям в этой области. Вуз должен формировать у студентов отношение к природе не только на уровне знаний и чувств, но и на уровне действий.

Необходимо не только давать знание законов и закономерностей взаимодействия общества и природы, но и определить круг требующих решения теоретических и практических задач.

На уровне университета введены в обязательный перечень дисциплин природоохранные курсы, созданы научно-методические советы по отраслям наук, прилагаются усилия для решения вопросов координации учебных заведений, направленных на подготовку и переподготовку кадров для различных отраслей народного хозяйства.

Следует отметить, что экология — наука междисциплинарная.

Поэтому в университете экологическое образование должно осуществляться не только с помощью введения общих и специальных курсов по охране природы и экологии, но и привнесением экологических знаний в содержание общественных, общеобразовательных, технических и специальных дисциплин; привлечением студентов к научно-исследовательской работе по экологической тематике; развитием активной общественной деятельности самих студентов по охране природы (агитационно-пропагандистская работа, работа студенческих дружин по охране природы и т.п.). Одним из важнейших этапов экологической подготовки будущих специалистов является их участие в научно-исследовательской работе по природоохранной тематике.

Для продвижения в направлении экологизации университетского образования, нужно, с нашей точки зрения, учитывать несколько моментов:

  • 1) Специфика экологического образования заключается, в том, что оно должно быть основано на принципе «опережающего отражения». Это означает, что в любой деятельности по преобразованию природы человек должен постоянно оценивать предполагаемые последствия — как ближайшие, так и отдаленного будущего. Это понимание является основой формирования у студента экологического идеала — гармонии природы и общества.
  • 2) Недостаточно передать студентам знания, навыки. Важно, чтобы каждый студент принимал участие в практических мероприятиях, понял и ощутил суть изменений в преобразовании природы. Прошло время лекционного познавания окружающей среды, необходимо комплексное осмысление каждым больших и малых начинаний в экологии.
  • 3) Экологическое образование будет безжизненным без учета эмоциональной окраски природоведческой информации. Важно, чтобы студенты понимали экологию не только рационально, при помощи наглядных пособий, слайдов, выставок и др., но и сопереживали увиденному во время выездов на места, где видны следы варварского отношения к природе, или на места где видны результаты природоохранных мероприятий, не оставались равнодушными зрителями.
  • 4) Экологическое образование становится схематичным, недоходчивым без воспитания эстетического отношения к природе. В процессе обучения в вузе любой учебный материал, связанный с окружающей природой, должен быть пронизан эстетической окраской, что повышает образное восприятие природы, порождает гуманные чувства к ней.
  • 5) В настоящее время экологическое образование и воспитание — это не только усвоение личностью комплекса экологических знаний. Надо добиваться того, чтобы идеи превращались в убеждения, чтобы экологические знания и экологическая культура стали неразрывны с активной жизненной позицией молодого человека.

Экологическая культура молодого человека предполагает наличие у него определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природной среде.

Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности молодой личности. Формирование и развитие экологической культуры — сложный процесс. Он обеспечивается согласованным влиянием политики, права, науки, производства, искусства и образования.

Овладение экологической культурой ведет к изменению индивидуальных потребностей студента, ибо «экологично думая», человек и поступать будет экологично.

экологизация воспитание образование

В 1990-х годах в Нижегородской области интенсивно развивалась система всеобщего непрерывного комплексного экологического образования, охватывающего дошкольное, школьное, внешкольное и профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

В Нижегородской области по разнообразной тематике экологической направленности работают 85 дошкольных учреждений, 165 общеобразовательных школ, один лицей и одна гимназия. Экологическое воспитание дошкольников в Нижегородской области проводится по программам: “Юный эколог”, “Мы — земляне”, “Наш дом — природа”, “Экология и диалектика”.

Дети занимаются в кружках: “Юный эколог”, “Природоведение”, “Экология”. Многие дошкольные учреждения реализуют модели валеологического образования, пропагандирующие здоровый образ жизни. Программы, реализуемые в дошкольных учреждениях, ориентированы на общение детей с природой.

Решая задачи экологического образования, педагоги ставят целью воспитание у детей доброго, заботливого, внимательного отношения к природе, окружающему миру. Ярким примером такой деятельности служит опыт работы педагогических коллективов дошкольных учреждений автомобильного объединения “ГАЗ”.

Ребята принимают участие в экологических акциях “Зеленый друг”, “Аллея цветов”, “Птичья столовая”, “С любовью к родной планете”, в конкурсах рисунков, поделок и игрушек из природного материала и отходов производства — полиэтиленовых пакетов и бутылок, поролона, картона.

С 1992 г. Нижегородская областная организация ВООП принимает участие в реализации проекта по работе с дошкольными учреждениями на территории области.

Этим проектом предусмотрено вовлечение дошкольных учреждений во Всероссийский смотр-конкурс на лучшую постановку экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Ежегодно в смотре-конкурсе принимают участие несколько десятков дошкольных учреждений области, многие из которых по результатам конкурса награждены грамотами и дипломами.

Уровень экологического воспитания в дошкольных учреждениях Нижегородской области растет год от года, о чем свидетельствует разнообразие форм и методов экологического воспитания дошкольников. В рамках осуществляемого проекта при областной организации ВООП создан Методический совет по работе с дошкольниками. Начиная с 1999 г.

, в Нижегородской области ежегодно проводятся областные конференции по дошкольному экологическому образованию и воспитанию. В 2001 г. областная конференция переросла в региональную.

В ней приняли участие более 400 представителей субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа: из Нижегородской, Кировской и Ульяновской областей, республик Татарстан, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл.

Важнейший этап формирования экологической культуры — среднее экологическое образование. В 24 районах области имеются школы с экологической направленностью, в школах 10 районов используются районные экологические программы. Преподавание экологических дисциплин в школах области ведется по общероссийским программам.

В 17 школах внедрена модель общего образования “Экология и диалектика”, разработанная под руководством Л.В. Тарасова. Используются учебники “Экология города” Г.С. Камериловой, “Глобальная экология” Н.Ф. Винокуровой и В.В. Трушина, “Основы экологии и природопользования” (компьютерный курс) С.В. Комова и В.Ф. Шолоховича.

Учебно-методический центр “Экоинформатика” проводит работу по внедрению авторской системы непрерывного экологического образования Т.В. Шпотовой.

Углубленно изучают экологию школьники на факультативных занятиях, спецкурсах и в кружках. Это повышает эффективность усвоения учащимися экологических знаний, формирует у них навыки исследовательской работы.

Полученные знания и навыки школьники используют на традиционных олимпиадах и конкурсах по экологии, которые ежегодно проводятся в Нижегородской области.

Жюри олимпиады с удовлетворением отмечает высокий уровень знаний по истории и природе родного края и практических навыков у участников олимпиады.

С 1994 г. в Нижегородской области проводятся ежегодные областные олимпиады по экологии для школьников, организуемые Министерством образования Нижегородской области, Нижегородским государственным университетом (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского.

В экологических олимпиадах принимают участие учащиеся 9-11 классов из школ, лицеев и гимназий. Участники олимпиад готовят интереснейшие рефераты, которые представляют как практический, так и научный интерес.

В соответствии с Положением об экологической олимпиаде учащиеся 11 классов, победившие в областной олимпиаде по экологии, имеют право поступления без экзаменов в вузы Нижнего Новгорода по специальности “Экология”.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимают учреждения дополнительного (внешкольного) образования и воспитания. В области работают 288 экологических объединений с охватом 4146 учащихся. Это 6 станций юных натуралистов, Эколого-биологический центр в г.

Дзержинске; экологический отдел в Кстовском центре внешкольной работы, объединяющий эколого-биологические отделы дворцов и домов детского творчества, станций юных натуралистов. Имеются экологические клубы школьников (“Родник” в пос. Воротынец, “Алиса” в г. Бор и др.

), общественные экологические организации (Нижегородское отделение ВООП, экологический центр “Дронт”). Успешно работают Координационный центр движения “Поможем реке”, экологические кружки и секции в школах.

Наряду с теоретическим изучением экологических проблем ребята участвуют в серьезных практических природоохранных делах, своими работами демонстрируют усвоение экологических знаний.

Примером успешной внешкольной работы с детьми может служить деятельность Детско-юношеской организации “Зеленый Парус”, которая существует в Нижегородской области с 1986 г. Она включает более 600 членов в возрасте от 7 до 18 лет. В работе этой организации сочетаются разнообразные формы и методы дополнительного экологического образования.

Признанием успехов “Зеленого паруса” являются гранты международных фондов. Члены организации завоевывают высшие награды на всероссийских конкурсах и конкурсах исследовательских работ: “Вода на Земле”, “Человек на Земле”, на Всероссийских юношеских чтениях им. В. И. Вернадского. Газета “Зеленый Парус” на журналистском конкурсе “Экология России” в 1999 и 2000 гг.

признана лучшим детским экологическим изданием. В 2000 г. организация и газета “Зеленый Парус” стали победителями Ярмарки социальных проектов Приволжского федерального округа “Пермь — 2000” с проектом “Благоустройство прибрежных городских территорий и русел малых рек”. В 2002 г.

проект “Река и дети”, представленный на международный конкурс детских экологических проектов “Океан приключений”, организованный корпорацией “Вольво” (Швеция), стал победителем конкурса в Гетеборге (Швеция).

Важным направлением в дополнительном экологическом образовании является изучение дикой природы, поэтому с 1995 г. в Нижегородской области проводятся летние экологические лагеря для школьников разных возрастов, финансируемые за счет областного экологического фонда. Количество смен экологических лагерей постоянно растет (от 6 в 1995 г.

до 18 в 2002 г.). Впервые в Нижегородской области детский экологический лагерь был организован на базе государственного природного заповедника “Керженский”. В последнее время ежегодно в экологических лагерях отдыхают и учатся более 1000 детей из Нижегородской, Пермской и Самарской областей. В августе 2001 г.

группа детей из Нижнего Новгорода и области по программе экологического международного обмена (в рамках партнерства между Нижегородской областью и Землей Северный Рейн-Вестфалия) побывала в Германии, где дети участвовали в работе по очистке прудов, знакомились с деятельностью мусоросортирующего завода и станции водоочистки, общались с участниками природоохранных мероприятий.

Экологическая подготовка кадров. Высшее профессиональное экологическое образование в Нижегородской области проводится по следующим направлениям: профессиональная подготовка педагогов-экологов, освещение природоохранных аспектов в учебных дисциплинах, подготовка квалифицированных кадров в области экологической безопасности.

Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ) готовит специалистов высшей квалификации: учителей экологии с 1991 г.

, кадров для промышленности по специальности “Экология” и со специализацией “Экологическое образование” — с 2000 г.

Центром работы по экологическому образованию и воспитанию будущих педагогов в НГПУ является кафедра и научно-исследовательская лаборатория экологического образования.

Большую роль в развитии системы непрерывного экологического образования в области играет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). Необходимость организации в Нижегородском госуниверситете в 1991 г. кафедры экологии была продиктована повышенным вниманием в обществе к экологическим проблемам.

В короткий срок был сформирован преподавательский коллектив из специалистов разного профиля: зоологов, ботаников, гидробиологов, экотоксикологов, генетиков, химиков, физиологов, что объективно отражало интегративный и междисциплинарный характер современной экологии.

Новый коллектив преподавателей оказался на редкость дружным и целеустремленным, что позволило принципиально изменить содержание учебного процесса и приступить к планомерной подготовке специалистов-экологов. Результаты сказались достаточна быстро и уже в 1994 г.

Госкомобразование России лицензировало ННГУ по специальности 013100 — экология, а в 1999 г. Минобразование России лицензировало университет по специальности 330100 — безопасность жизнедеятельности.

В настоящее время кафедра — это динамично развивающийся учебно-научный комплекс.

В его состав входят: базовая кафедра экология биологического факультета, филиал кафедры в Институте прикладной физики РАН (ИПФ РАН), межфакультетское отделение «безопасность жизнедеятельности», экологический учебно-научный стационар «Ветчак», лаборатория промышленной и экологической токсикологии НИИ химии ННГУ, совместная лаборатория ННГУ и Института экологии Волжского бассейна РАН (ИЭВБ РАН, г. Тольятти). Кафедра и ее подразделения готовят специалистов, бакалавров, магистров аспирантов в области экологии и охраны окружающей среды, а также учителей безопасности жизнедеятельности. Учебный процесс строится на основе изучения фундаментальных общебиологических, физических, химических, математических, экономических дисциплин, современных информационных технологий, а также специальных дисциплин и практикумов. Высокое качество учебного процесса обеспечивается квалифицированными преподавателями, приглашенными специалистами академических и отраслевых НИИ, крупных промышленных предприятий.

Важной ступенью в развитии кафедры явилась организация Регионального центра экологического образования и экспертиз Нижегородского университета (Экоцентр ННГУ), объединившего структурные подразделения кафедры и другие научные коллективы. Основные задачи Экоцентра — интеграция научно-педагогического потенциала региона в вопросах экологического образования и проведения экологических исследований и экспертиз.

В рамках концепции непрерывного экологического образования Экоцентр проводит большую научно-методическую и организационную работу. Ежегодно совместно с департаментом образования и науки администрации Нижегородской области проводится областная олимпиада школьников по экологии, победители которой имеют право поступить без экзаменов в вузы г. Н. Новгорода на профильные специальности.

С 1994 г. Экоцентр по заданию Минобразования РФ ежегодно проводит Всероссийский конкурс научных студенческих работ по разделу «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Один раз в два года проводится традиционная научно-практическая конференция «Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области», очередная, 6-я конференция состоялась в 2001 г.

Экоцентр регулярно издает учебно-методическую литературу, в том числе многотомное учебное пособие «Экологический мониторинг. Методы биологического и физико-химического мониторинга». Экспертные функции Экоцентра осуществляет лаборатория промышленной и экологической токсикологии.

Лаборатория аккредитована на право проведения эколого-токсикологических экспертиз и разработку гигиенических нормативов содержания вредный веществ в объектах производственной среды Минздравом и Госстандартом России. На протяжении 5-ти последних лет лаборатория является базовой для Горком-экологии г Н.

Новгорода, осуществляя экотоксикологический контроль возвратных вод промпредприятий методами биотестирования. Начиная с 2000 г, процедура биотестирования возвратных вод в соответствии с распоряжением губернатора от 17.03.

2000 № 414-р стала обязательной и для предприятий области, что существенно расширило число контролируемых промышленных объектов.

Кафедра и лаборатория выступили инициаторами создания программы по экологической паспортизации городских водоемов, и используемых в рекреационных целях. Эта программа была поддержана правлением экологического фонда г. Н.

Новгорода, и к настоящему времени созданы экологические паспорта на 15 городских озер (Щелоковского хутора, Светлоярское, Мещерское, Лунское, и др.), а также водные объекты в гг. Сарове и Дзержинске.

В этой работе принимаю непосредственное участие Верхне-Волжское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, областной и городской центры Госсанэпиднадзора, ИЭВБ РАН. Эта работа удостоена премии г. Н. Новгорода за 2000 год.

Научно-исследовательские работы, проводимые Экоцентром, в основном посвящены вопросам региональной и прикладной экологии. Этот центр проводит биомониторинговые исследования на заповедной (государственный природный заповедник «Керженский») и антропогенно трансформированных территориях.

В числе заказчиков — крупные промышленные предприятия и объединения города и области (ОАО Волго-Балахнинский бумкомбинат, ОАО ГАЗ, ДАО Гипрогазцентр). Интенсивные теоретические и прикладные исследования создали основу для подготовки высококвалифицированных кадров.

Успешно функционирует диссертационный совет аспирантуры по специальности экология. Создан научный плацдарм для дальнейшего развития.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) также готовит специалистов-экологов для работы в природоохранных органах. Нижегородская государственная сельско-хозяйственная академия (НГСХА) с 1992 г. готовит специалистов лесного хозяйства по специальности “Лесное и лесопарковое хозяйство”.

Послевузовское (дополнительное) профессиональное экологическое образование осуществляется, в основном, в системе повышения квалификации специалистов различных отраслей экономики, природоохранных служб и педагогов-экологов.

Кафедра экологии и природопользования Межотраслевого института повышения квалификации Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (МИПК ННГАСУ) ежегодно организует повышение квалификации и переподготовку руководящего состава и специалистов разных отраслей промышленности по экологическим аспектам. Кафедра является базовым экологическим центром в системе опорных учебно-методических экологических центров Волжского бассейна, организатором реализации образовательного компонента федеральной целевой программы “Возрождение Волги”. Кафедра активно поддерживает международные контакты: 10 преподавателей кафедры прошли стажировку за рубежом.

В Нижегородской области успешно работают курсы повышения квалификации для работников лесной охраны (помощники лесничих, мастера леса, лесники) на базе Краснобаковского лесхоза-техникума. Ежегодно на эти курсы направляется около 100 работников гослесоохраны.

Система повышения квалификации работников образования в Нижегородской области организована на базе Нижегородского института развития образования. Настоящий этап развития экологического образования характеризуется разворачиванием валеологического направления.

В Нижегородской области создана и функционирует областная программа “Здоровье и образование”.

Работа на опытно-экспериментальных площадках, организованных в рамках программы, курсовая подготовка обеспечивают разностороннее повышение квалификации педагогов в области экологического и валеологического образования.

Источник: https://vuzlit.ru/559436/ekologizatsiya_universitetskogo_obrazovaniya

Роль экологического образования и воспитания

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ ИДЕЙ

Один из поисков путей выхода из экологического кризиса заключается не только в научно-технической и правовой базе.

Этот процесс также подразумевает и эколого-просветительское направление, которое включает в себя экологическое образование, экологическое просвещение и экологическое воспитание. Решение этих отдельных задач позволит приблизиться к главной цели, т.е.

к перестройке общественного экологического сознания, его нравственности и, как следствие, к изменению образа жизни человека.

Общественно-экологическое сознание существует на всех этапах исторического развития человечества; оно определяет поведение людей при их взаимодействии с природой.

Долгое время был распространен определенный тип экологического сознания, основывающийся на так называемой человеческой исключительности. Этот тип сознания получил название антропоцентрического. Основные положения этого принципа таковы.

  • 1. Высшую ценность представляет человек. Поэтому все в природе имеет цену лишь постольку, поскольку это может принести пользу человеку. В связи с этим природа объявлена собственностью человечества.
  • 2. Мир иерархичен: на вершине мира стоит человек, ниже располагаются вещи, созданные человеком и для человека, в самом низу располагаются различные объекты природы.
  • 3. Целью взаимодействия человека и природы является удовлетворение различных потребностей человека, получение от природы определенного полезного для человека продукта.
  • 4. Все правильно и разрешено, что полезно человеку и человечеству.
  • 5. Этические правила и нормы действуют только в мире людей и не распространяются на природные объекты.
  • 6. Дальнейшее развитие природы должно быть подчинено развитию человечества.

Вместе с этими представлениями существуют и другие взгляды на взаимоотношение человечества с природой, в частности, развивающиеся в последнее время представления о совместной эволюции человека и биосферы, которые присущи новому типу экологического сознания — экоцентризму. Разработаны положения так называемой биосферной этики, основные принципы которой сводятся к уважению ко всему живому и уважению к природе в целом.

Экоцентризм постулирует следующие положения.

  • 1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. Человек — это один из членов природного сообщества, а не собственник природы.
  • 2. Отказ от иерархической картины мира.
  • 3. Целью взаимодействия человека с природой является с одной стороны удовлетворение потребностей человека, с другой — потребностей всего природного сообщества.
  • 4. Правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
  • 5. Этические нормы и правила распространяются и на взаимодействия людей с миром природы.
  • 6. Дальнейшее развитие природы и человечества мыслится как процесс взаимовыгодного единства.

Экологическое образование заключается в планомерном, целенаправленном процессе овладения экологическими знаниями, а также экологическими навыками и умениями.

В современном мире экологическое образование призвано способствовать формированию у людей экологического сознания, которое содействовало бы движению общества по пути устойчивого развития, становлению новой этики, необходимой для пересмотра взаимоотношений человека и биосферы.

Система экологического образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный характер с обязательной дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации.

В частности, создаются центры по экологическому образованию населения, а кроме того, специалистов экологического профиля готовят в нескольких десятках академий и университетов нашей страны.

На международном уровне координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Во многих странах экологическое образование поставлено в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами.

Экологическое образование помимо всего прочего позволяет сделать намного безопаснее жизнь обладающего этими знаниями человека и его близких. Кроме того экологическое образование призвано объяснить людям их права и возможности, научить их правильно действовать для защиты долгосрочных интересов общества и стабильности природы.

Экологическое воспитание наряду с экологическим образованием призвано формировать у граждан активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего как непосредственно воспитание в узком смысле этого слова, так и пропаганду экологического мировоззрения.

Экологическое воспитание базируется на постулате о том, что выход из современного экологического кризиса возможен, а решение глобальной экологической проблемы связано со сменой мировоззренческих, в том числе и экологических приоритетов.

Па основе экологического образования и воспитания у людей формируется экологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков общежития в контакте с окружающей природной средой.

Центральная идея экологической культуры, которая призвана преодолеть экологический кризис, заключается в совместном гармоническом развитии природы и человека, а также в отношении человека к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности, в оценке человека как вида, который, как и все остальные виды планеты Земля, подчиняется законам развития биосферы.

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса.

Для эффектного решения ряда экологических проблем необходимо участие не только профессионалов-экологов, политиков или управленцев, но у широких масс населения. Чтобы признать необходимость выполнения экологических программ, нужно каждому человеку понимать их целесообразность. А это в свою очередь может быть достигнуто при помощи экологического просвещения, воспитания и образования.

Современное общество предполагает высокую экологическую культуру каждого человека, которая включает в себя в том числе и готовность к участию в деле сохранения окружающей среды.

Основой экологической культуры являются экологические знания, а также экологическая нравственность.

Так, при решении задач рационального природопользования нравственным считается то, что при использовании природы ее не разрушает; кроме того, использование ресурсов одной страны не должно наносить вред состоянию природы других стран.

Экологическое воспитание и образование призвано кроме всего прочего формировать экологическую этику — природосообразное поведение, основанное на осознании прав всех организмов, населяющих Землю, которое в первую очередь связано с решением задачи сохранения биологического разнообразия нашей планеты.

Несомненно, в воспитании экологической культуры играет роль как семья, так и экологическое образование в средней школе.

В целом ряде западных стран экологическое образование является непрерывным процессом, который начинается в дошкольных учреждениях и продолжается в школах, колледжах, институтах и на специализированных курсах.

Кроме того повышению экологического самосознания людей способствует деятельность многочисленных неправительственных общественных экологических организаций и движений (так называемых «зеленых»).

Бигон М., Харпер Дж., Таундсеи К. Экология. Особи, популяции, сообщества. Т. 1, 2. М. : Мир, 1989. 477 с.

Бродский А.К. Общая экология : учебник для студ. высш. учеб, заведений. М. : Академия, 2009. 254 с.

Ботаника: Морфология и анатомия растений : учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. / А.Е. Васильев, Н.С. Воронин, А.Г. Еленевский [и др-J. М. : Просвещение, 1988. 480 с.

Гиляров А.М. Популяционная экология : учеб, пособие. М. : Изд-во МГУ, 1990. 191 с.

Горохов В.Л., Кузнецов Л.М., Шлыков А.Ю. Экология : учебное пособие. М. ; Спб. : Герда, 2005. 683 с.

Джиллер II. Структура сообществ и экологическая ниша. М. : Мир, 1988. 496 с.

Дроздов В.В. Общая экология : учеб, пособие. СПб. : РГГМУ, 2011. 412 с.

Коровкин В.И., Переделъский Л.В. Экология : учебник для вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2000. 576 с.

Маврищев В.В. Основы общей экологии. Минск : Высшая школа, 2000. 317 с.

Марфенин II.II. Устойчивое развитие человечества. М. : Изд-во МГУ, 2007. 624 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Основы общей экологии : учеб, пособие. М. : Университетская книга, 2005. 240 с.

Никаноров А.М., Хорунжая Т.А. Экология : для студентов вузов и специалистов экологов. М. : Приор, 1999. 303 с.

Одум Ю. Экология. Т. 1, 2. М. : Мир. 1986. 328с., 376 с.

Переделъский Л.В., Коровкин В.И., Приходченко О.Е. Экология : учебник. М. : Велби : Проспект, 2006. 512 с.

Пиаика Э. Эволюционная экология. М. : Мир, 1981. 400 с.

Геймере II.Ф. Природопользование. М. : Мысль, 1990. 637 с.

Риклефс Р. Основы общей экологии. М. : Мир, 1979. 419 с.

Ручии А.Б. Экология популяций и сообществ. М. : Академия, 2006. 349 с.

Степановских А.С. Общая экология. М. : ЮНИТИ-ДАПА, 2000. 510 с.

Экология : учеб, пособие / Тотай А.В., Корсаков А.В., Галюжин С.Д. [и др-J. М. : Юрайт, 2012. 411 с.

Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М. : Прогресс, 1980. 328с.

Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания : практикум. 9кл.; 10—1 кл. (Портфель учителя). М. : НЦ ЭНАС, 2002. 72 с.

Чернова II. М., Былова А.М. Общая экология : учебник для студентов педагогических вузов. М. : Дрофа, 2004. 412 с.

Чернышев В.Б. Экология насекомых. М. : Изд-во МГУ, 1996. 303 с. Чистик О.В. Экология : учеб, пособие. Минск : Новое знание, 2000. 247 с.

Шилов И.А. Экология : учебник для биол. и мед. спец, вузов. М. : Высшая школа, 2000. 512 с.

Онлайн-доступ к материалам издательства «КноРус» можно приобрести на сайте: www.e.Lanbook.ru

Источник: https://bstudy.net/655306/estestvoznanie/rol_ekologicheskogo_obrazovaniya_vospitaniya

Scicenter1
Добавить комментарий