Семейный образ жизни.: При семейном образе жизни усиливаются также связи между родителями и

Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения

Семейный образ жизни.:  При семейном образе жизни усиливаются также связи между родителями и

Детско-родительские отношения. Роль семьи в формировании личности подростков

Проблема формирования и развития личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии. Теоретические исследования в этой области связаны с именами таких ученых, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Лазурский А.Ф., Божович Л.И., Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др.

Под личностью понимается человек, взятый в системе социально обусловленных устойчивых психологических характеристик, которые «проявляются в общественных по природе связях и отношениях и  определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [23, с. 336].

Личность характеризуется, во-первых, ее динамическими тенденциями: потребностями и мотивами, установками, ценностными ориентациями, направленностью. Во-вторых, ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальными способностями, одаренностью.

В-третьих, ее характером и самосознанием [2].

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Помимо внутренних детерминант, к которым относятся генетические, биологические и физиологические факторы, личностный рост обусловлен множеством внешних детерминант: принадлежностью индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу, семейной среде.

Усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, личность умеет реализовывать себя в процессе общественной жизни. Роль взаимоотношений между родителем и ребенком в развитии личности подчеркивает большинство исследователей [35].

Один из важнейших этапов формирования личности приходится на подростковый возраст, являющийся переходным между детством и взрослостью.

Подростковый возраст характеризуют резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, как биологические, так и психологические.

Подростковый возраст является кризисным периодом. Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, так как он проходит более остро и длительно по сравнению с другими возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка [1, с.191].

Одной из особенностей этого периода является личностная нестабильность, которая проявляется прежде всего в эмоциональной лабильности, связанной с бурным физическим ростом и физиологическими изменениями подростков.

Личностная нестабильность проявляется и в нравственной неустойчивости: нормы морали пока остаются для подростков чем-то внешним, и большинство подростков следует им для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей.

«Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний» [17, с. 61]. То же касается и самооценки подростка, которая во многом зависит от внешних что приводит к ее неустойчивости и колебаниям.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является развитие самосознания, «ста­новление которого возможно только посредством и бла­годаря общению» [1, с. 313]. Именно в пубертатный период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой.

У подростков интенсивно расширяются контакты со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными, при этом приобретают первостепенное значение.

Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, поэтому общение подростков со сверстниками необходимо считать важнейшим условием их личностного развития.

И хотя в подростковом возрасте эмоциональная дистанция между детьми и родителями в целом увеличивается, а отношения между ними усложняются в связи со стремлением подростков к автономности, семья сохраняет сильное влияние на подростков  [15].

В отличие от другого института социализации подростков: школы — в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие стихийно, доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей, их социальными установками.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности подростка обусловлена еще и отношениями привязанности, которые важны не только для будущего развития взаимоот­ношений, но и обеспечивают ощущение безопасности [38].

При этом, помимо стихийных естественных факторов социализации подростков в семье, которые заключаются в усвоении моделей родительского поведения и общении, позволяющем подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, родители становятся для своих детей источником приобретения жизненного опыта, в большей или меньшей степени создавая для этого определенные педагогические ситуации и обеспечивая возможность проявить в них себя. Не меньшее значение в личностном развитии имеет дисциплина и формирование поведения: поощряя или осуждая определенные типы поведения, родители влия­ют на поведение ребенка. И хотя в подростковом возрасте степень свободы и особенности ограничений меняются, совсем исключать свое участие в жизни подростка нельзя, так как «невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетвореннос­ти потребности в любви и привязанности» [39, с. 157].

, характер и результаты семейного воспитания во многом зависят от личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой, такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний [33]. Уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Семья является целостной системой: изменения, касающиеся одного из ее членов, ведут к изменению всей системы.

При этом успешность формирования и развития личности подростков, благополучное продвижение их к взрослости во многом зависит от того, как именно родители взаимодействуют с ними.

В этот период перед родителями стоит противоречивая задача: предоставить своим детям чувство безопасности и поощрить их на пути становления самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других [15].

О нарушениях детско-родительских отношений можно говорить тогда, когда родители не готовы принять изменения в развитии своих детей, склонны к авторитарному стилю воспитания и общения с подрост­ком, не удовлетворяют потребностей под­ростка в любви и понимании.

Об этом свидетельствует также противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями и нарушение контакта детей с родителями.

Для психического развития подростков последствия, вызванные проблем­ными взаимоотношениями с родителями могут быть как положительными, так и отрицательными.

К положительным относятся: ранняя социальная адаптация и ответственность за соб­ственную жизнь, развитие умения договариваться при решении проблем во взаимоотношениях с родителями, развитие рефлексии в отношении переживаний другого человека, коррекция характерологических особенностей, способ­ствующая социальной адаптации. Отрицательные последствия – это эмоциональные травмы, имеющие отдаленные послед­ствия; повышенная вероятность формирования зависимостей, перенесение проблемных отношений в родительской семье на последующие взаимоотношения в собственной семье, непринятие ценностей семьи и принятие ценностей асо­циальных групп [28].

Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на развитие личности подростка, так и отрицательное влияние.

Неблагоприятный стиль воспитания, нарушения внутрисемейных взаимоотношений, конфликтность, враждебность в детско-родительских отношениях – все это может приводить к формированию отклоняющегося поведения подростков.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности.

 Список Литературы:

Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 379 с.

Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 191 с.

Земска М. Семья и личность. — М.: изд. Прогресс, 2009. — 133 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии — 5-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 687 с.

Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006.

Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 320 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. — 607с.

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М: Издательство Академический проект, 2007. – 336 с.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.

Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с

Источник: https://www.b17.ru/article/138660/

6. Образ жизни родителей (подчеркнуть или дописать)

Семейный образ жизни.:  При семейном образе жизни усиливаются также связи между родителями и

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательноеучреждение

средняя общеобразовательная школа №78

Социальный паспортсемьи

Ф.И. ребенка,проживающего в семье________________________

Класс___________________

Классныйруководитель________________________

Дата заполненияпаспорта______________________

1.Проживает(подчеркнуть и дописатьФИО, место работы):

с родителями; с матерью или отцом; с опекуном, попечителем; с отчимом,мачехой; в приемной семье; в государственномучреждении; с другими членами семьи; спосторонними людьми;

Количество членов семьи:________________________

2 . Жилищные условия: Отдельнаяквартира Дом

Квартира снимается Комната вобщежит.

Н ет жилья

3.Социально-бытовыеусловия (подчеркнутьили дописать):

Созданы благоприятныеусловия для проживания, нет условий дляобучения и отдыха (в квартире грязь, нетпостельного белья, нет мебели, нет еды,нахождение посторонних лиц в нетрезвомсостоянии), квартира или ее часть сдаетсяв наем, _____________________________________________________________________________

4. Социальный статус семьи (подчеркнуть илидописать):

Малообеспеченная, находящаяся в социально опасном положении, полная,многодетная, неполная, в разводе,мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичныйбрак матери/отца, беженцы, вынужденныепереселенцы

5. Статус родителей(подчеркнуть илидописать):

Инвалиды (мать, отец), ограничены в правах (мать, отец), лишеныродительских прав (мать-отец), безработные(мать, отец),

6.Образ жизни родителей (подчеркнутьили дописать):

Злоупотребляют спиртныенапитки (мать, отец), наркотическиевещества (мать, отец); ведут антиобщественныйобраз жизни (мать, отец); уклоняются отвоспитания детей (мать, отец); жестокообращаются с детьми; состоят на учетев ОВД (мать, отец), состоят на учете в илиКДН (мать, отец); находится в местахлишения свободы (мать, отец, другиечлены семьи); не справляются с воспитанием, ведут замкнутый образ жизни, ухаживаютза больными родителями, детьми-инвалидами;много времени уделяют работе (мать,отец); заботятся о ребенке (мать, отец)

7. Количество детейв семье

Дети до 18 лет_________________________________________________________

(указать имя, дату рождения, какоедошкольное/образовательное учреждениепосещают)

8. Тип семьи (нужное подчеркнуть):

  • Благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная)
  • Неблагополучная, в том числе:

А) педагогически некомпетентная (родителине владеют культурой воспитания,признаки: отсутствует единство требований,безнадзорен, жестокой обращение,систематические наказания, низкаяосведомленность об интересах, о поведенииребенка вне школы);

Б) нравственно неблагополучная (родителиведут аморальный образ жизни, пьянствуют,нигде не работают, имеют судимость,воспитанием детей не занимаются)

В) конфликтная ( в семье неблагополучнаяэмоциональная атмосфера: между родителямипостоянно конфликты, родители постояннораздражительны, жестоки, нетерпимы)

9. Характер взаимоотношений родителейс ребенком (нужное подчеркнуть):

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитении ребенка, признание полной автономности ребенка);
  • сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.)

10. Стиль отношений в семье (нужноеподчеркнуть):

  • попустительски-снисходительный;
  • позиция круговой обороны;
  • демонстративный;
  • педантично-подозрительный;
  • увещевательный;
  • отстраненно-равнодушный;
  • воспитание по типу «кумир в семье»;
  • непоследовательный;

11. Организация режима труда и отдыха.

Какие обязанности ребенок выполняет всемье?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соблюдает ли режимдня?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто и в какой степени помогаетконтролировать выполнение домашнегозадания?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем занимается в свободное время__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Программа работы ссемьей

Источник: https://gigabaza.ru/doc/91276.html

Экология СПРАВОЧНИК

Семейный образ жизни.:  При семейном образе жизни усиливаются также связи между родителями и

Семейный образ жизни резко усиливает связи между родителями и их потомством. Известное проявление этого — забота одного из родителей об отложенных яйцах или кормление самцом самки.

При этом заботы о птенцах продолжаются до поднятия их на крыло, а у ряда крупных млекопитающих (медведей, тигров) детеныши воспитывается в семейных группах в течение нескольких лет, до наступления их половой зрелости.

В зависимости от того, кто из родителей берет на себя уход за потомством, различают семьи отцовского, материнского и смешанного типа. Отметим, что в семьях с устойчивым образованием пар обычно оба родителя принимают участие в охране и выкармливании молодняка.[ …]

При семейном образе жизни территориальное поведение животных выражено наиболее ярко. Присущие ему различные сигналы, маркировка, ритуальные формы угрозы и даже прямая угроза (часто и самцом и самкой) обеспечивают владение участком, размеры и пищевая емкость которого достаточны для выкармливания потомства.[ …]

Такой образ жизни включает, с одной стороны, физическую активность, закаливание, правильное питание, нормальный режим дня, а с другой — отказ от вредных привычек: курения, злоупотребления спиртными напитками, наркотическими веществами, физического и нравственного насилия. Здоровый образ жизни определяет семейную, трудовую, культурную стороны жизнедеятельности человека, а также формы его поведения.[ …]

Видам, для которых характерен оседлый образ жизни, как правило, свойствен интенсивный тип использования территории, при котором отдельные особи или их группировки (главным образом семейные) в течение длительного времени эксплуатируют ресурсы на относительно ограниченном пространстве. Для видов, отличающихся номадным образом жизни, характерен экстенсивный тип использования территории, при котором кордовые ресурсы используются обычно группами особей (подчас весьма многочисленными), постоянно перемещающимися в пределах обширной территории.[ …]

Для видов с оседлым оди-ночно-семейным образом жизни принцип пространственной организации популяций заключается в формировании системы индивидуальных (семейных) участков обитания, используемых в течение длительного времени.

Такой тип пространственного распределения ведет к рациональному использованию ресурсов территории на уровне популяции в целом: отдельные особи распределены в пространстве относительно, равномерно; на каждом участке обитания обеспечены все условия для жизни.

В результате уровень конкуренции за корм, убежища и другие ресурсы сведен к минимуму, каждая особь имеет шансы на выживание и воспроизведение, а популяция в целом получает более широкие перспективы роста и захвата территории.[ …]

По форме совместного существования животных выделяют одиночный образ жизни, семейный, колониями, стаями, стадами. Одиночный образ жизни проявляется в том, что особи в популяциях независимы и обособленны друг от друга (ежи, щуки и др.). Однако он характерен только для определенных стадий жизненного цикла.

Полностью одиночное существование организмов в природе не встречается, так как при этом было бы невозможно размножение. Семейный образ жизни наблюдается в популяциях с усилением связей между родителями и потомством (львы, медведи и др.).

Колонии — групповые поселения оседлых животных, как длительно существующие, так и возникающие лишь на период размножения (гагары, пчелы, муравьи и др.). Стаи — временные объединения животных, облегчающие выполнение какой-либо функции: защиты от врагов, добывания пищи, миграции (волки, сельдь и др.).

Стада — более длительные, чем стаи, или постоянные объединения животных, в которых, как правило, выполняются все жизненные функции вида: защита от врагов, добывание пищи, миграции, размножение, воспитание молодняка и т. д. (олени, зебры и др.).[ …]

Сравнение соотношения пространственного и эгологического аспектов структуры популяций оседлых одиночно-семейных животных и стадных (стайных) видов показывает одну общую закономерность: увеличение интегрированности внутрипопуляционных групп открывает возможность совмещения преимуществ группового образа жизни и интенсивного использования освоенной территории (см. рис. 10.7).[ …]

Необходимо способствовать предупреждению стресса у животных. С этой точки зрения большого внимания заслуживает семейно-гнездовой метод выращивания свиней, примененный в Омской области на свинокомплексе-ферме «Омский бекон».

Суть метода в том, что каждую супоросную свиноматку помещают в специальный станок для опороса. Здесь вместе с приплодом она находится до отъема, а микропопуляция поросят остается в том же местообитании.

Внутрипопуляционные взаимоотношения, сложившиеся в помете поросят, сохраняются во время доращивания и откорма. Стабилизация иерархических отношений между особями в популяции — важный фактор предохранения животных от стресса.

Семейно-гнездовой метод воспитания свиней эффективен, т. е. экономически оправдан. Он экологичен, как бы подсмотрен у природы (семейный образ жизни наблюдают у кабанов).[ …]

Пространственная структура групп. Пространственная дифференциация оседлых животных связана с одиночным (семейным) образом жизни. Противоположный тип образа жизни — групповой, при котором особи постоянно или периодически образуют плотные стада или стаи.

При большом скоплении особей на малом пространстве возрастает конкуренция между ними.

Поэтому отчетливый групповой образ жизни в наибольшей степени развит у кочующих (номадных) животных, подвижный образ жизни которых снижает нагрузку на кормовые ресурсы, а соответственно и уровень пищевой конкуренции2.[ …]

Она отражает разнообразные формы совместного существования особей в популяциях. Одиночный образ жизни следует выделить в первую очередь, хотя полностью одиночного существования организмов в природе нет, так как в этом случае было бы невозможно размножение.

Семейный образ жизни — усиливаются связи между родителями и потомством, начинает заметно проявляться территориальное поведение животных.

Путем различных сигналов, маркировки, угроз и тому подобного обеспечивается владение участком, достаточным для выкармливания потомства.[ …]

Сильное разрушительное влияние на семью оказывает пьянство, алкоголизм и наркомания.

Семья, пожалуй, наиболее уязвима: разводы, лишение родительских прав алкоголиков, преступления в семейной сфере на почве пьянства или алкоголизма и, наконец, стремительно возрастающий процент неполноценных детей.

Именно в семье пьянство, к сожалению, наиболее скрыто от посторонних глаз и наименее контролируемо. Пьянство самым разрушительным образом влияет на взаимоотношения между супругами, на сложнейший процесс воспитания молодого поколения.

В семье сплошь и рядом реализуется та беспощадная формула, которую почти 2 тыс. лет тому назад вывел Плутарх: «Пьяницы рождают пьяниц». Не в том смысле, что пьянство генетически передается по наследству, а в том, что пьяный семейный образ жизни с ранних лет навязывает семье (или отдельным ее членам) стереотип соответствующего «пьяного поведения».[ …]

В экологии животных Н. П. Наумов, хорошо и достаточно полно показал, что виды животных имеют свою внутреннюю структуру. Особенно интересной представляется мне глава 13, в которой автор рассматривает образ жизни животных и потребность в территории.

При одиночном и одиночно семейном образе жизни имеются достаточно определенно очерченные охотничьи участки у птиц, соболей, волчьих выводков, полевых мышей, тушканчиков и других животных.

К сожалению, автор почти не касается примеров распределения рыб, вероятно потому, что в ихтиологии эта проблема очень мало освещена.[ …]

Активная демографическая политика ставит в центр наших социально-экономических планов человека со всеми его насущными заботами и запросами, проблемами и надеждами. У каждого народа свои этнические особенности, традиции, культурное наследие, образ жизни. Все это надо учитывать при изучении и направлении демографических процессов.

Для каждого региона должна быть характерна своя система целей в проведении активной демографической политики. Но есть у нас и общая цель, которая присуща всей стране. Это развитие народонаселения, улучшение его качественных характеристик. Нынче общество сильно не количеством жителей, а именно качественными параметрами населения.

Здесь имеется в виду, насколько оно культурно, образовано; насколько экономически активное население владеет современной техникой и технологией. И ещё одна общая цель: хорошее здоровье населения. Под ним мы понимаем «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Так записано в уставе Всемирной организации здравохранения.

Но для этого человеку нужны условия: хорошее жилье, обеспеченность нормальным питанием, медицинским обслуживанием и, не в последнюю очередь, семейное благополучие.[ …]

Состояние физического развития детей отражает региональные условия, в которых развивается Чукотка в наши дни.

Чукотка является одним из регионов, где на организм ребенка оказывает влияние комплекс неблагоприятных факторов (климатические, генетические, социальные: питание, образ жизни, заболеваемость, образовательное пространство, семейное пространство, пространство окружного города в эпоху глобализации).[ …]

При безусловном равенстве биологических возможностей у разных народов существуют различные культурные традиции, определяющие отношение к семье и многодетности. В истории большинства народов от числа детей в семье зависела, по мере их подрастания и включения в трудовую деятельность, продуктивность и устойчивость семейного хозяйства.

При низкой производительности труда содержать стариков-родителей могли только несколько детей. Экономическое благополучие семьи зависело, таким образом, от количества детей, что и сделало многодетность престижной в традициях большинства народов. Вместе с тем в экономически развитых странах в последние десятилетия отношение к этой проблеме меняется.

Понимание ограниченности ресурсов и желание позаботиться о счастливом будущем своих детей Приводит многих к необходимости иметь в семье не более 1-2 детей.

В США, стране, где очень многое в жизни определяется общественным мнением, престижной в последнее время становится малодетность, хотя еще в 60-е годы считалось, что большая семья — признак материального благополучия и уверенности в будущем, и престижной была многодетность.[ …]

Усложнение отношений внутри популяций происходит по двум направлениям: усилению связи между половыми партнерами и возникновению контактов между родительским и дочерними поколениями. В популяциях на этой основе формируются семьи, разнообразные по составу и длительности существования.

Родительские пары могут создаваться на короткий или длительный срок, а у некоторых видов — на всю жизнь взрослых особей. Среди птиц тетерева, глухари не образуют устойчивых семейных пар. У многих воробьиных самка и самец держатся вместе в течение всего периода гнездования. Сохраняются на долгие годы семейные пары лебедей, журавлей, голубей.

Выбор партнеров у животных сопровождается особым брачным поведением, нередко большой сложности, — «танцы», «ухаживания» и др.[ …]

Популяция в условиях дикой природы вообще не изучалась. Изредка некоторые специальные вопросы: эпидемиологические, поведенческие решались на искусственной, клеточной модели естественной популяции, всегда очень далекой от своего прототипа.

Конечно, без достаточной гарантии того, что в природных условиях происходит то же, что в клетках. Так, нельзя судить о ряде природных функций животных, например функциях размножения, по экземплярам, содержащимся в зоосадах.

Если в прошлом и изучались известные природные скопления животных, то только по отношению к видам, ведущим круглогодично или в отдельные периоды года стадный, стайный или колониальный образ жизни.

Популяция, диффузно рассеянная и состоящая из отдельных особей, брачных пар или семейных групп, обычно предметом специальных экологических исследований не служила. Исключений очень немного.[ …]

Источник: https://ru-ecology.info/term/25648/

28. Этологическая структура популяций. Одиночный образ жизни. Семейный образ жизни. Колония. Стая. Стадо

Семейный образ жизни.:  При семейном образе жизни усиливаются также связи между родителями и

Закономерностиповедения животных составляют предметосо­бой науки — этологии. Системувзаимоотно­шений между членами однойпопуляции называют поэтому этологическойили поведен­ческойструктурой попу­ляции.

Поведение животныхпо отношению к другим членам популя­циизависит прежде всего от того, одиночныйили групповой об­раз жизни свойственвиду. Формы совместного существованияосо­бей в популяции чрезвычайноразличны.

Одиночныйобраз жизни, прикотором особи популяции неза­висимыи обособлены друг от друга, характе­рендля многих ви­дов, но лишь на определенныхстадиях жизненного цикла.

Пол­ностьюодиночное существова­ние организмовв природе не встре­чается, так как приэтом было бы невозможным осуществлениеих основнойжизненной функции — размножения. Однакодля неко­торых видов характерны оченьслабые контакты между со­вместноживущими особями.

Таковы, в частности,отдельные водные обита­тели с наружнымспособом оплодо­творения, при которомнет не­обходимости в непосредственнойвстрече партнеров, например оди­ночныеактинии.

У видов с внутренним оплодотворениемвстречи самцов и самок также могут бытьочень кратковременными, лишь дляосуществления копуляции, в остальноевремя животные лишь живут независимодруг от друга. Таков образ жизни многихна­секомых, например божьей коровки,хищных жуков-жужелиц и др.

У видов с одиночнымобразом жизни часто образуются вре­менныескопления особей — в местах зимовок, впериод, предшест­вующий размножению,и т. п.

Так, бабочки-крапивницы позднейосенью целыми гроздьями со­бираютсяв чердачных помещениях или другихукрытиях, жужелицы и божьи коровки — всухой под­стилке возле пней и комлейдеревьев, сомы и щуки — в зимоваль­ныхямах на дне водоема.

У бентосных животныхтакие скоп­ле­ния могут бытьпостоянными, например устричные илимидиевые банки, агрегации полихет илипоселения морских желудей. В этихпоселениях увеличиваются шансы навозможность оплодотворения половымипродук­тами, выбрасываемыми в воду.

Однако подоб­ные агрегации несопровождаются установлением болееили ме­нее закономерного поведенияживотных по отношению друг к дру­гу,и каждое из них относительно независимоот остальных.

Дальнейшееусложнение отношений внутри популяцииосуще­ствляется по двум направлениям:усилению связи между половы­мипартнерами и возникновению контактовмежду родительским и дочерним поколениями.На этой основе в популяциях формиру­ютсясемьи, которые очень разнообразны посоставу и длитель­ности суще­ствования.

Родительские парымогут создаваться как на короткий, таки на длительный срок, а у некоторых видов— на всю жизнь взрос­лых особей.Например, среди птиц полигамные тетерева,глухари спариваются со многими сам­ками,не образуя устойчивых семей­ных пар.

У ряда уток — кряквы, шилохвости и др—-пары подби­раются еще на местахзимовок или во время пролета, но, послетого как самка садится на гнездо, самецее покидает.

У боль­шин­ства воробьиныхсамец и самка держатся вместе в течениевсего периода гнездования Семейныепары лебе­дей, журавлей, голубейсохраняются на долгие годы.

Выборпартнеров сопровождается у животныхособым брачным поведением, частодостигающим большой сложности.

Упаукоз-скакунчиков самцы добиваютсяспаривания с самкой после свое-, образноготанца, в про­должение которого ониописывают возле нее суживающиесяполукруги, принимая особые позы, априбли­зившись начинают быстровертеться, увлекая самку.

Считают, чгопредкопуляциенное поведение самцовпауков тормозит инстинкт агрессии усамок, которые иначе реагируют на нихкак на добычу.

Дальнейшее поведениепауков раз­лично: у многих всеядныхвидов самец после введения им спермы вполовые пути самки ста­новится еежертвой, у бегающих Lycosidae— поспешно спасается бегством, убольшинства скакунчиков Salticidaeсамец и самка расхо­дятся спокойно,а у ряда видов семейства Dictinidaeнекото­рое время мирно уживаются водном гнезде.

Широкоизвестное «ухаживание» у птиц имлекопитающих также предотвращаетагрессивные и оборонительные реакцииосо­бей противоположного пола, приводитк синхронизации процессов половогосозре­вания и стимулирует у партнеровготовность к спа­риванию. Это имеетбольшое значение для осуществленияраз­мно­жения, к которому самец исамка должны быть готовы в одно и то жевремя.

Выборполовых партнеров часто сопровождаетсяусилением конкурентных отношений впопуляциях жи­вотных. В период,пред­шествующий размножению, у многихвидов возникают драки сам­цов,ритуальные демон­страции и другиетипы специализирован­ного поведения,направленного на устранение конкурентов.

Эти столкно­вения, несмотря на частуюожесточенность, редко приво­дят ксерьезным ранениям соперников, обычноограни­чиваясь из­гнанием одногоиз них с территории, где находятся самки.У рыб, например, в таких сражениях пре­обладает ритуал угрозы илипротивники кусают друг друга в пасть —наименее уязвимую часть тела, но нико­гдане наносят более опасных укусов в бок.

Токую­щие турухтаны стремительнобросаются друг на друга, но за­темвнезапно замирают с взъерошенным «воротником», после чего вновь повторяютброски.

Таким образом,период, предшествующий размножению впо­пуляциях животных, характеризуетсяактив­ным поиском и резким усилениемконтактов между особями.

Семейныйобраз жизни.При семейном образе жизни усилива­ютсятакже связи между родителями и ихпо­томством. Простейший вид такойсвязи — забота одного из родителей оботложенных яй­цах: охрана кладки,ин­кубация, дополнительное аэрированиеи т. п.

Так, среди земноводных мраморнаяамбистома откладывает яйца в ямки вовлажной лесной подстилке и остается ихсторожить. Самка темной саламандрыобвивает кладку своим телом и не по­кидаетее до выклева личинок. Самец трехиглойколюшки после охраны кладки и заботы оней не­которое время оберегает ималь­ков.

У птиц сложные заботы оптенцах продолжаются до подня­тия ихна крыло, а у ряда крупных млекопитающих,например у медведей, тигров, детенышивоспитываются в семейных группах втечение нескольких лет, до наступленияих половой зрелости.

Различают семьиотцовского, материнского и сме­шанноготипа, в зависимости от того, кто изродителей берет на себя уход за потомством.В семьях с устойчивым образованием парв охране и выкармливании молоднякапринимают обычно участие и самец исамка.

При семейном образежизни территориальное поведениеживот­ных выражено наиболее ярко:различные сигналы, маркировка, ритуальныеформы угрозы и прямая агрессия обеспечиваютвладение участком, достаточ­ным длявыкармливания потомства.

Более крупныеобъединения животных — стаи, стада иколонии. В основе их формирования лежитдаль­нейшее усложнение пове­денческихсвязей в популяциях.

Колонии.Этогрупповые поселения оседлых животных.Они могут существовать длительно иливозникать лишь на период раз­множения,как, например, у многих птиц — грачей,чаек, гагар, ту­пиков и т. п.

По сложностивзаимосвязей между особями колонииживотных чрезвычайно разнообразны —от простых территориаль­ных скопленийодиночных форм до объединений, гдеотдельные члены выполняют, как органыв целостном орга­низме, разные функциивидовой жизни.

Поселения морскихжелудей, например, можно рассматриватьи как агрегации одиночных особей, и какэлементарную форму колонии, так какодновидовые скопления возникают у нихне слу­чайно, а на основе хемо­таксиса,свойственного личинкам.

Взаи­моотношениямежду особями в таких примитивныхобъединениях сво­дятся к стимуляциисинхронного полового созреванияхимиче­скими выделениями членовколонии, а конкуренция за облавливае­моепространство в известной мерепредотвращается ориентиро­вочнойреакцией личинок перед прикреплением.

Болеесложная форма колонии — такие поселенияживотных, в которых некоторые функцииих жизни вы­полняются сообща, чтоувеличивает вероятность выживанияотдельных особей. Чаще все­го такимиобщими функциями становятся защита отврагов и пре­дупредительная сигнализация.

Чайки, кайры, некоторые гуси, лас­точкии другие птицы обычно с шумом набрасываютсяна хищ­ника, угрожающего птенцам иликладкам. Тревога, поднятая любойзаметившей опасность птицей, мобилизуетостальных.

Сообща птицам удается изгонятьдаже крупных хищников, с которыми онине справились бы поодиночке,— песцов,ястребов, сов и др.

В колониальныхпоселениях птиц часто сохраняютсяиндиви­дуальные гнездовые участки.У серебристых чаек, например, колониирыхлые — между гнездами сохраняетсярасстояние в 3— 5 м. При выборе участковза­теваются драки. В поселенияхнеко­торых других птиц подобныетерриториальное инстинкты не про­являютсясо­всем. Например, городские ласточкилепят свои гнезда часто вплотную однок другому.

Общественныеткачики (Philacterussocius)строят на деревьях большое общее гнездоиз травы с многочисленными отверстиями,ведущими в индивидуальные гнездовыеполости. Южноамерикан­скиекукушки-личинкоеды ани строят совместныегнезда, в ко­торые откладывают яйцаоколо десятка самок. Эту общую кладкунасиживают одновременно несколькоптиц, периодически сменяе­мые другими.

Среди млекопитающихколониальны сурки, вискачи, пищухи,пеструшки.

Колонии млекопитающих чащевозникают не как тер­риториальныеобъединения разных семей, а на основеразрастания семейных групп, с сохра­нениемсвязей между отпочковываю­щимисясемьями.

Зверьков из других колоний приполной занято­сти терри­торииизгоняют, но в период низкой численностипопу­ляции они могут вливаться всостав поселения, которое, таким образом,приобретает смешанный характер.

Наиболее сложныеколонии у общественных насекомых—тер­митов, муравьев, пчел. Онивозникают на ос­нове сильно разрастающейсясемьи.

В таких колониях-семьях насекомыевыполняют сообща большинство основ­ныхфункций: размножения, защиты,обеспечения-кормом себя и потомства,строительства и т. п.

При этом суще­ствуетобязательное разделение труда испециализация отдельных особей иливозрастных групп на выполненииопреде­ленных операций. Члены колониидействуют на основе постоян­ногообмена информацией друг с другом.

У рыжихлесных муравьев Formicarufaколонии могут зани­мать одно илинесколько гнезд, связанных ме­ждусобой системой дорог. Самцы выполняюттолько функцию оплодотворения самок,после чего погибают.

Самки сначалаосуществляют расселение, затем основываютновую семью, выполняя все операции,связан­ные с воспитанием первогопотомства. После этого они специали­зируютсятолько на производстве яиц, а остальнуюра­боту в му­равейнике выполняютрабочие — особая каста, представленнаябесплодными измененными самками.

Срединих также существует разделение труда.Определенные группы обеспечивают сборстро­ительного мате­риала, уход затлями и сбор пади, охоту и развед­ку,транспортировку добычи, обмен молодьюмежду гнездами и т. п. Кроме того, урабочих муравьев существует и возрастнаясмена функций.

В течение 1—1,5 месяцажизни они работают внутри гнезда,ухаживают за молодью, а позднее становятсястроителями, разведчиками, фуражирами.

Средимуравьев одной колонии постоянноосуществляется об­мен пищей. Муравьикормят друг друга со­держимым зобика,же­лудка, слизывают выделения различныхжелез. Это явление полу­чило названиетрофаллак­сиса.Наоснове трофаллаксиса объеди­нениесемьи поддерживается не только общимпищевым пото­ком, но и действиемразличных биологически активных веществ,содержащихся в выделениях.

В организациисовместной деятельности у муравьевбольшую роль играет достаточноразнообразная сис­тема сигнализации:по­зами, движениями усиков, прикосновениямиразного характера, пахучими выделениямии т. п.

Таким образом, помере усложнения колониального объедине­нияповедение, а иногда также физиологии истроение отдельной особи все большеподчиняются интересам всей колонии.

Особыеформы колониальное развиваются уживотных с вегетативным размножением,в частности у ки­шечнополостных инекоторых других водных обитателей.

Разделение функций у по­липов, связанныхмежду со­бой системой распределительныхканалов, заходит у некоторых видовнастолько далеко, что вся ко­лониявыгля­дит и ведет себя как единаяособь.

Наиболее нагляд­ный пример —сифонофоры, в строении которых практическисти­раются границы между колонией ицельным организмом, имеющим системудифференцированных органов. Образованиетаких коло­ний-организмов происходитна основе единого метаболизма.

Стаи.Это временные объединения животных,которые прояв­ляют биологическиполезную организован­ность действий.Стаи облегчают выполнение каких-либофункций в жизни вида: защиты от врагов,добычи пищи, миграции. Наиболее широкостайносгь распространена сред птиц ирыб, у млекопитающих характерна длямно­гих собачьих. В стаях сильноразвиты подражательные ре­акции иориентация на соседей.

По способамкоординации действий стаи делятся надве кате­горий:

1) эквипотенциальные,без выраженного доминирования отдельныхчленов и

2) стаис лидерами, в которых животные ориентируютсяна поведение одной или нескольких,обычно наи­более опытных, особей.Объединения первого типа характерны восновном для рыб, но известны также умелких птиц, перелет­ной саранчи инекоторых других форм. Второй тип стайвстреча­ется обычно у крупных птиц имле­копитающих.

Стаи рыб оченьизменчивы по величине, форме, плотности.Они часто переформировываются, иногда по нескольку раз в сутки. Обычно рыбыгруппируются в стаи лишь в светлое времясуток, при зрительном контакте с другимиособями, и рассредоточива­ются на ночь. Защитная роль стайных объединенийрыб очень велика.

В опытах одиночныерыбки вылавливаются хищником в несколькораз быстрее, чем члены стаи В группеосуще­ствляется «круговой обзор»,благодаря которому хищнику труднееприбли­зиться незамеченным. Крометого, многочисленность двигающих­сяособей дезориентирует врага.

Тела рыб,непрерывно меняющих направлениедвижения, создают мерцание, затрудняющеефикса­цию взгляда на отдельных особях,и делают невозможными целенаправленныеброски. Стая быстро маневрирует приопасности, обтекая хищника, который,бросившись в ее середину, оказыва­етсяв пустоте.

Для поведения рыб в стаехарактерен имитацион­ный рефлекс —подражание действиям соседей.

У птицстаи формируются при сезонных перелетахили, у осед­лых и кочующих форм, призимних кормежках. Стаи при переле­тахобразуют те виды, которым свойственноколониальное гнездо­вание иликоллек­тивное кормление. Одиночногнездящиеся и кор­мящиеся виды стайв полете не образуют.

В стаях оседлыхптиц существует постоянная сигнализация,звуковая и зрительная связь междуособями. Благодаря внутри-стайной, ачасто и межстайной сигнализации птицыиспользуют и опыт, и случайное обнару­жениеотдельными особями благопри­ятныхмест ночевок и отдыха, источников корма,восходящих по­токов воз­духа и т.п.

Волчьистаи возникают для групповой охотызимой. В группе зверям удается справитьсяс крупными ко­пытными, охота на кото­рыхв одиночку безрезультатна.

При групповойохоте волков час­то практикуетсяпресле­дование с выходом на перехватжертвы, нагон жертвы на засаду или захватее в кольцо, что требует со­гласован­ностии координации действий всех особей.Стайность из­вестна для гиен, гиеновыхсобак, койотов и др.

В стаях млекопи­тающихвелика роль вожаков и специфичныотношения между от­дельными особями,что сближает эти групповые образованиясо стадами.

Стада.Это более длительные и постоянныеобъединения жи­вотных по сравнениюсо стаями.

В стадных группах, как правило,осуществляются все основные функциижизни вида: добывание корма, защита отхищни­ков, миграции, размножение,воспитание молодняка и т. п.

Основугруппового поведения животных в стадахсо­ставляют взаимоотношениядоминирования-подчинения, основан­ныена индивидуальных различиях междуосо­бями.

Одиниз вариантов организации стад — этогруппы с времен­ными либо относительнопостоянными лиде­рами — особями, нако­торых концентрируется вниманиедругих и которые своим поведе­ниемопределяют на­правление перемещения,места кормежки, ре­акцию на хищникови другие свойства стада. Стадо действуеткак единое целое, подражая лидеру.

Деятельность лидера не направ­ленанепосредственно на подчинение другихосо­бей. Лидером ста­новится болееопытный член стада. Например, стадасеверных оленей обычно ведут старыева­женки. Они лучше других ориенти­руютсяпри миграциях и нападении хищников, таккак периодиче­ски им при­ходитсяделать это в одиночку.

Перед рождениемоле ненка самка обычно удаляется инесколько дней, пока не окреп­нетмалыш, вынуждена одна оберегать изащищать «его, а затем вместе с нимдогоняет стадо. При перемен­номлидерстве одни жи­вотные становятсяво главе стада чаще других. Большоезначе­ние имеют при этом такжеособенности высшей нервной деятель­ности.

В стадах северных оленей около 18—20%животных явля­ются по­тенциальнымилидерами. У других животных лидеры могутбыть более постоянны.

Биологическоезначение лидерства в том, что индивидуальныйопыт отдельных особей может бытьисполь­зован всей группой.

В крупныхстадах выделяются также объединения,представ­ляющие семейные или возрас­тныегруппы, внутри которых кон­такты более дружелюбны, чем с членами других аналогичных групп.

Во внутристадныхгруппировках, независимо от общеголидерства, могут складываться отношениядоминирования-подчи­нения.

Наиболее сложнаповеденческая организация стад свожаками и иерархическим соподчинениемособей.

Вожаки, в отличие от ли­деров,характеризуются поведением, непосредственнонаправлен­ным на активное руко­водствостадом: специальными сигналами, угрозамии прямым нападением.

В подобных стадахчасто возни­кают разделение «прав»и «обязанностей» и более сложные фор­мыобщественного поведения, выгодные длягрупп в целом.

Ранг каждой особив стаде определяется многими причинами.Имеют значение возраст, физическаясила, опыт и наследственные качестваживотного. Более сильные и опытные, сустойчивым ти­пом нервной системы,как правило, доминируют над болеесла­быми. Доминирование проявляетсяв преимуществе при поедании пищи, правена самку, передвижении в группе и т. п.

Системыдоминирования-подчинения очень различныу разных видов. При линейной иерархиив ряду ран­гов А—В—С и т. д, особи,принадлежащие к каждому рангу, подчиненыпредыдущим, но главенствуют надпо­следующими. Последние в таком рядужи­вотные — самые бесправные в группе.

Подобные отношения возни­кают;например, в стаях ездовых собак, гдевожаки активно под­чиняют себе стаю,угрожая и задавая трепку непо­слушным.Жи­вотные низшего ранга проявляютпризнаки покорности перед всемиостальными, подходят к пище в последнююочередь, их не под­пускают к самкам,изгоняют с лучших мест отдыха и т. д.Иерар­хия в группах часто бывает болеесложной.

Например, могут воз­никатьпараллельные ряды подчинения: одинсреди самцов, дру­гой— среди самок,как, например, у некоторых игрунковыхобезьян. У павлинов, помимо того, самцыдоми­нируют над самками, а те в своюочередь над детенышами. У некоторыхвидов обнару­жено иерархическоесопод­чинение по типу «треугольника»:А на­падает на В, В — на С, а С подчиняетсебе А.

Такое соотношение может сохранятьсяв группе довольно долго. Одним извариантов иерархии может быть деспотия— доминирование од­ного живот­ногонад всеми остальными членами группы.

Ранг животного вгруппе определяется столкновениямимеж­ду особями, которые могут иметьхарактер пря­мой борьбы или ри­туальныхугроз. После установления ранга всехчленов группы прямые столкновения междуними прекращаются и порядок под­держиваетсясигнальным или ритуальным поведением.

Иерархическиорганизованному стаду свойствензакономерный порядок перемещения,определенная орга­низация при защите,расположении на местах отдыха и т. п.

Так, при передвижении се­мейного стадазебр впереди всегда идет старая кобыла,за нею следуют сначала самые молодые,а затем старшие жеребята, за которымидви­гаются взрослые зебры. Шествиезавершает жере­бец-вожак.

В стадепавианов в центре, в наибольшейбезопасно­сти, находятся самки сдетенышами или готовящиеся к размножению,по краям — вожаки, молодые самцы ине­размножающиеся самки.

Впередии позади стада шествуют крупные самцы,готовые отра­вить нападение. Описаныслучаи, когда при преследовании стадахищниками самец-доминант возвращалсяза отставшим детены­шем несмотря нагрозившую ему большую опасность.

Вожаки-доминантывыполняют разнообразные общественныефункции.

В табуне лошадей, например,вожак управляет движе­нием, уводиткосяк от опасности, защищает от хищников,прекращает драки, проявляет заботу ожеребятах и больных животных и т. п.

Всложной обстановке вожаки ряда видов(лошади Прже­вальского, па­вианы)могут проводить разведку, отделяясь отста­да, а затем возвращаясь к нему иопределяя безопасное направ­лениедвижения.

Конфликты в группах,имеющих вожака, обычно решаются с егоучастием или в его присутствии, у разныхвидов с разной сте­пенью агрессивности.В стадах павианов доминанты могутпри­бегать к преследованию и уку­сам,тогда как у горилл вожак не­редковосстанавливает порядок лишь взглядом или движением головы.

Биологическийсмысл иерархической системыдоминирования-подчинения заключаетсяв создании согла­сованного поведениягруппы, выгодного для всех ее членов.После «расстановки сил» животные нетратят лиш­ней энергии на индивидуальныеконфлик­ты, а группа в целом получаетпреимущества, подчиняясь наибо­леесильным и опытным индивидуумам.

Согласованность поведе­ния имеетбольшое значение в обеспечении защитыот хищников, предупреждении опасности,выращивании молодняка, миграциях и т.п. В сложных условиях, на­пример приголодовках, гибнут в первую очередьболее слабые, подчиненные особи, но подзащитой группы они все же имеют большешансов выжить, чем в одиночку.

Иерархия в групповых отношениях адаптивна прежде всего потому, что она динамична. В жизни стада идет непрерывная проверкасоответствия его структуры ме­няющимсяусловиям. Со­став группы также неостается постоянным: взрослеет молодняк,появляются новые пришельцы, старые животные теряют силы, часть особейпогибает.

Эти изменения сопровождаютсяперестрой­кой рангов. Переходу особив новый ранг всегда предшествуют прямыеили ритуальные схватки и демонстрации,«пересмотр сил», после чего закрепляетсяновое положение. На роль вожака-доминантавсегда претендуют более молодые,набирающие силу и опыт животные.

Онизанимают его место после первого жепроявления вожаком неспособностиотстоять свои права.

Иерархия наиболееярко выражена в стадах, но она характер­наи для многих других групп оседлыхживот­ных — семей, коло­ний. Иерархияможет проявляться также в распределениитерри­ториальных участков у оди­ночныхформ.

Среди сусликов, охра­няющих своииндивидуальные территории, доминирующиеособи занимают наиболее благоприятныеместа в поселениях. Среди ко­лониальныхптиц (чаек, гусей, цапель и др.

) наиболеекрупные и опытные гнездятся в центреколонии, тогда как периферию зани­маютфизиологически менее полно­ценныеособи, проявляющие ре­акцию подчиненияпо отношению к доминантам.

Системадоминирования-подчинения выявлена и уряда бес­позвоночных: насекомых(сверчков, жуков-чер­нотелок и др.),неко­торых ракообразных и пр.

Установлениеиерархии сопровождается изменениямив гормо­нальной системе организмов.У млекопитаю­щих, например, возникаетгипертрофия коры надпочечников.

Этиизменения оказыва­ются наибольшимиу жи­вотных, находящихся в самом низуиерар­хической лестницы, и не проявляютсяу доминантов.

Стероидные гор­моны,выделяемые корой надпочечников, оказываютбольшое влияние на процессы обменавеществ, которые, в свою очередь, лежатв основе изменения поведения.

Источник: https://studfile.net/preview/7249748/page:25/

Проявление семейного образа жизни в мире животных

Семейный образ жизни.:  При семейном образе жизни усиливаются также связи между родителями и

Семья — это часть популяции; устойчивая биологическая (социальная) единица, состоящая из родителей и их потомков.

По иерархической внутрипопуляционной структуре семья обычно меньше парцеллярной популяции, иногда совпадает с ней.

Структура и устойчивость семьи у разных животных обусловлены особенностями типа половых отношений — промискуитета, могогамии, полигамии и полиандрии

При семейном образе жизни резко усиливаются связи между родителями и их потомством. Проявление семейного образа жизни — это забота одного из родителей об отложенных яйцах или кормление самцом самки.

Например, у птиц заботы о птенцах продолжаются до поднятия их на крыло, а у ряда крупных млекопитающих (медведей, тигров) детеныши воспитывается в семейных группах в течение нескольких лет, до наступления их половой зрелости.

Если основную заботу о потомстве берет на себя мать, то такую семью называют материнской, если отец — отцовской, а когда оба родителя так или иначе учавствуют в уходе за потомством — семьей смешанного типа. Установлено, что в семьях с устойчивым образованием пар обычно оба родителя принимают участие в охране и выкармливании молодняка.

Системы брачных отношений сильно отличаются у разных видов существ. Гуси, лебеди, некоторые приматы моногамны и выбирают партнёра на всю жизнь. Многие перелётные птицы образуют пары на один сезон. У антилоп, лошадей, зебр, быков, баранов, павианов-анубисов мы часто наблюдаем полигамию — самец создаёт вокруг себя гарем.

Слон сопровождает группу самок, ведущих себя вполне независимо, но так или иначе покоряющихся ему. А вот самки птиц тинаму, яканы, южноамериканских страусов нанду следуют модели полиандрии. Они за сезон имеют связь с несколькими самцами.

Промискуитет — система свободного скрещивания в популяции характерна для дрофы, куликов, колибри, уток, альпаки, серых крыс, полёвок, приматов и т.д.

Семейный образ жизни способствует усилению территориального поведения у животных.

У семейных животных усиливаются территориальные сигналы: маркировеа, ритуальные формы угрозы и даже прямая угроза (часто и самцом и самкой) обеспечивают владение участком, размеры и пищевая емкость которого достаточны для выкармливания потомства. Многие семейные животные агрессивно охраняют свою семью и территорию на которой обитают, особенно в период воспитания потомства.

Семейным животным характерен интенсивный тип использования территории, они, как правило, в течение длительного времени эксплуатируют ресурсы на относительно ограниченном пространстве.

Семьи в популяциях животных формируются на усложнении поведения по двум направления: усилению связи между половыми партнерами и возникновению контактов между родительским и дочерним поколениями.

Семьи животных очень разнообразны по составу и длительности существования. Родительские пары могут создаваться как на короткий, так и на длительный срок, а у некоторых видов – на всю жизнь взрослых особей.

Рассмотрим примеры семейных отношений у животных на некоторых примерах.

Родительские пары могут создаваться как на короткий, так и на длительный срок, а у некоторых видов – на всю жизнь взрослых особей.
 

Примеры семейных отношений у некоторых животных

Термиты. В колонии муравьев матка спаривается с одной или несколькими мужскими особями, всю жизнь хранит гаметы, а мужская особь муравья вскоре после спаривания погибает.  У термитов мужские и женские особи могут создавать пары на всю жизнь, буквально давая жизнь целому царству.

Морские коньки. У морских коньков очень интересные взаимоотношения между самцом и самкой. Они каждое утро приветствуют друг друга уникальным танцем, во время которого оба партнера иногда меняют цвет.

Пара совершает вместе потрясающие по красоте пируэты, а затем расходится на остаток дня.

При следующей встрече они приветствуют друг друга, чтобы убедиться, что их партнер все еще жив, а также чтобы укрепить свой союз и синхронизировать репродуктивные циклы.

Щетинозубы. Вряд ли вы когда-либо застанете французского щетинозуба в одиночестве – эти существа живут, путешествуют и даже охотятся парами. Эти рыбы создают моногамные связи, которые часто длятся столько, сколько живут партнеры.

Более того, они действуют в команде, решительно защищая свою территорию от соседних пар. Некоторые представители щетинозубых живут сами по себе пока не находят того самого единственного партнера. Объединившись, пара будет путешествовать, охотиться и спариваться до конца жизни.

Если по каким-то причинам эти двое расстаются, они рискуют всем и бросаются в толщу воды над рифом, чтобы найти друг друга.

Удильщикообразные. Семейная пара этих рыб остается вместе даже в трудное время. В полной темноте глубокого океана крошечный самец рыбы-удильщика мог бы впасть в депрессию по поводу своего размера.

Но вместо этого он использует его как мотивацию. Когда приходит время спариваться, самец подплывает к куда более крупной (и страшной) самке и дарит ей особенный «поцелуй любви».

Происходит выделение энзимов, которые «приклеивают» его рот к ее телу.

Австралийский короткохвост. Короткохвосты являются живородящими сцинками, которые производят на свет от одного до четырёх относительно больших отпрыска. Они образуют семью на всю жизнь, известны своей верностью одному партнеру. Эти ящерицы — мастера медленной любви.

Самцы месяцами преследуют объект своего обожания, нежно полизывая и подталкивая ее, чтобы показать, как она им дорога. Эта невинная прелюдия длится месяцами. Но когда пара официально скрепляет свой союз спариванием, эти двое будут каждый сезон искать друг друга в течение 20 лет или и того больше.

Когда один из партнеров умирает, его вторая половинка остается у мертвого тела несколько дней, нежно подталкивая его, словно пытаясь воскресить.

Неразлучники. Верностью и необыкновенной нежностью друг к другу прославились эти птицы.Романтичное название эти птицы получили за счет верности и необыкновенной нежности друг к другу. Эти птицы выбирают себе партнера еще в двухмесячном возрасте. Считается, что в дикой природе эти особи, выбирая пару, хранят потом ей верность до самой смерти одного из партнеров.

Черные грифы. У этих птиц очень преданные отношения между партнерами, они на генетическом уровне не изменяют друг другу. Известно, что они нападают на других грифов, когда те начинают распутничать!

Белоголовые орланы. Эти птицы являются типичными моногамами: каждый самец спаривается с одной самкой. Традиционно считается, что партнёры сохраняют «супружескую» верность в течение всей жизни.

Однако это не совсем так: если одна из птиц не возвращается на гнездовой участок после зимовки, вторая подыскивает себе нового партнёра. Пара также распадается при неспособности воспроизвести совместное потомство. Белоголовый орлан является национальной эмблемой Соединенных Штатов.

Национальным символом США белоголовый орлан стал в 1782 году, когда его изображение появилось на Большой печати США (гербе США).

Лебеди. Они формируют моногамные пары, которые существуют многие года, а в некоторых случаях и всю жизнь. Их преданность так хорошо описана в литературе, что образ двух плывущих лебедей с шеями, изогнутыми в форме сердца, стал почти универсальным символом любви.

Альбатросы. Удивительными семейными отношениями характеризуются эти птицы. Ежегодно представители пары встречаются в одном месте и спариваются. Данный процесс длится десятки лет, поэтому брачные игры встречаются только среди молодых особей, занятых поиском своего спутника жизни. Альбатрос может искать себе пару на протяжении нескольких лет.

Эта птица может пролететь большое расстояние над океаном, но несмотря на такие длительные путешествия, она всегда вернется на то же место – и к тому же партнеру – когда приходит время выводить потомство. Связи между мужскими и женскими особями формируются несколько лет и длятся всю жизнь.

Пары распадаются редко — обычно это может произойти после нескольких безуспешных попыток обзавестись потомством.

Обыкновенные горлицы. Горлицы, как и все дикие голуби, создают пару на всю жизнь. Во многих произведениях горлицы появляются парами, и со временем они стали символом любви и преданности. Они даже воодушевили Шекспира на написание произведения «Феникс и голубка».

Папуанские пингвины. Самцы некоторых птиц делают подарки своим избранницам. Когда самец папуанского пингвина находит «ту самую женщину», он ищет на пляже самый идеальный, самый гладкий камешек, чтобы подарить его своей возлюбленной. Если камешек ей нравится, она кладет его в свое гнездо, и эти двое официально могут зваться «мужем и женой».

Американские черные катарты. Это моногамные представители падальщиков, у самца может быть только одна партнерша.

Американские черные катарты находят партнера на всю жизнь и остаются вместе круглый год. И самка, и самец несут ответственность за инкубацию яиц, высиживая их «посменно» (по 24 часа).

Известны случаи, когда катарты нападали на своих сородичей, пытавшихся отбить их партнеров.

Двурогие калао. Все хоть раз видели пару, которая просто не может оторваться друг от друга. Они словно одержимые. Что ж, в мире животных такие влюбленные — это пара двурогих калао. Их брачный ритуал состоит из пения дуэтом.

Они строят гнездо в дуплах деревьев, где самка откладывает яйца. Затем заделываютт отверстие глиной, оставляя лишь узкую щель, через которую едва проходит клюв «пленницы». Самка насиживает яйца, а самец регулярно приносит ей пищу.

Самка продолжает оставаться в дупле ещё несколько недель после вылупления птенцов. Всё это время самец обеспечивает семейство кормом. К концу гнездового периода он становится совсем тощим.

Через 2—3 месяца после вылупления птенцов самка разбивает «стену» и вместе с птенцами выходит из «заточения». После этого молодые калао учатся летать.

Сипухи. Сипухи — это хищные птицы отряда Совообразные. Обычно моногамны. Супружеские пары сипух создаются на всю жизнь. Прочность их связи зависит от самца, который берет на себя всю инициативу.

Целый год он выказывает нежные чувства к потенциальной партнерше, которые в брачный период перерастают в любовные ухаживания.  Во время брачных ухаживаний самец гоняется за самкой, и оба из них при этом издают хриплые, визгливые звуки.

Трудолюбиво построенное им гнездо, самец использует как одно из оружий, чтобы привлечь самку. Пронзительный свист подталкивает её к решению разделить с ним дом. И в завершении, самец непременно должен преподнести даме сердца пойманную на охоте добычу.

После, самка откладывает от 3-х до 12-ти яиц и проводит своё время высиживая и охраняя будущее потомство. Самец же полностью посвящает себя обеспечению своей семьи продуктами пропитания. 

Птицы-шалашники. Ни одна уважающая себя женщина не захочет рожать детей (или хотя бы заниматься сексом) в неприятной обстановке.

Именно поэтому самец птицы-шалашника большую часть своего времени проводит в поиске всякой мелочи, которая должна быть блестящей или синей или и той и другой.

Этим тщательно отобранным декором он украшает гнездо в надежде, что дама его сердца согласится провести с ним ночь.

 

Степные полёвки. Семьи моногамны, состоят из взрослого самца и самки и молодняка или без него. Самцы этого грызуна остаются верными той мышке, с которой потеряли невинность. Самец не то, что не поглядывает в сторону других самок, – он может даже нападать на них.

Ученые обнаружили в мозге этих зверюшек особые гормоны, ответственные за верность одной самке и агрессию по отношению к другим. В награду за преданность герой получает не менее преданную подругу и нежную мать его детишек (5-6 раз в год самочка приносит от четырех до восьми мышат).

Речной бобр.  Живут бобры поодиночке или семьями. Вместе роют подземные норы, вход в которые скрыт под водой, вместе заготавливают и провиант. (Пищу бобров составляют кора прибрежных кустов и деревьев, стебли и листья водяных трав.

Но чаще всего семейство бобров, в составе которого трое бобрят величиной с кошку, грызет лозу и другие разновидности ивы). Бобры любят проявлять теплые чувства. Самец ласкает самку передними лапами, словно гладит ее руками, а та нежно возится со своим потомством.

Кстати, мама и папа бобры так привязаны к детенышам, что, защищая их, идут на смерть.

Волки. В фольклоре волки изображаются как жулики и мошенники, а в действительности эти животные ведут семейную жизнь, полную верности и любви.

О преданности волчьей пары ходят множества красивых легенд, из которых можно сделать вывод, что проявление их привязанности иногда куда лучшем чем человеческие.

С наступлением брачного периода, пара агрессивно защищает своего партнера от других членов, а затем подыскивают место для дальнейшего зачатия и выведения потомства.

Волк очень трепетно и нежно относится к волчице, всячески ухаживает за самкой, они трутся мордами, заигрывают друг с другом и разлучить их сможет только смерть. Пара волков сохраняется до смерти одного из них. После смерти одного из партнеров, оставшийся в одиночестве волк по-настоящему тоскует, проявляя так свою вечную любовь к тому, с кем прожил множество лет.

Гиббоны.
Гиббоны – это самые близкие родственники человека, которые создают пары на всю жизнь. Они пошли дальше других.

Эти длиннорукие обезьяны вообще не любят жить в стае, предпочитая селиться своими маленькими семьями подальше от сородичей, отстаивая себе территорию до 40 га! О том, что территория уже занята, они сообщают на рассвете с самых высоких деревьев громкими песнями, разносящимися на 3–4 км.

Их союзы необычайно крепкие, и они демонстрируют низкий половой диморфизм, то есть мужские и женские особи примерно одного размера. Это доказательство того факта, что оба пола имеют приблизительно одинаковые права во взаимоотношениях. Поиск партнера у гиббонов могут продолжаться нескольких лет.

Иногда, как и в мире людей, гиббоны-родители помогают своим повзрослевшим отпрыскам и «бронируют» для них свободную территорию, чтобы поиски дома не отвлекали их от поисков второй половинки.

Источник: http://buzani.ru/raznoe/stati/1551-semejnyj-obraz-zhizni-u-zhivotnykh

Scicenter1
Добавить комментарий