Сфера управления общественными процессами: Сфера управления обществом как активно функционирующей и

Сфера управления общественными процессами

Сфера управления общественными процессами:  Сфера управления обществом как активно функционирующей и

Центральным звеномвсей системы управления общественнымипроцессами является власть. Власть –установление отношений господства иподчинения, т. е. отношений зависимостимежду людьми. В конечном счете, властьпредставляет собой принуждение человекак деятельности вопреки его воле.

Социальнымипредпосылками или источниками властиможно считать групповые, сословные иклассовые различия между людьми,обусловленные разделением труда,отношениями собственности и т. д.

За исключениемпервобытного общества во всех последующихобщественных системах субъектомуправления выступает государство,государственная власть. Понятиегосударства употребляется в следующихсмыслах.

Во-первых, под государствомпонимается социальный организм,отделенный границами от других социальныхорганизмов; в этом смысле понятие«государство» близко к понятию «страна».

Во-вторых, под государством подразумеваютустройство властных структур в странеили форму государственного устройства,при этом нередко понятие «государства»находится в оппозиции к понятию«гражданского общества».

В современномобществе под государством понимается«основной институт политическойсистемы общества, организующий,направляющий и контролирующий совместнуюдеятельность и отношения людей,общественных групп, классов и ассоциаций.Государство представляет собойцентральный институт власти в обществеи концентрированное осуществление этойвластью политики»2.

Государствоотличается от других социальныхинститутов:

  • обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений и т. д.;
  • наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;
  • монополией на внеэкономическое принуждение;
  • наличием государственной территории;
  • суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведением внутренней и внешней политики;
  • исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и т. д.

Политическая жизнь общества

С возникновениемгосударства, а это произошло на стадииразложения первобытного общества,начинается политика и политическаяжизнь.

Политика – это регулированиеи управление различными сферамиобщественной жизни на основе установленияотношений господства и подчинения,реализуемых при помощи государства.

Политическая жизнь в обществе связанас борьбой различных групп и слоевнаселения, имеющих разные интересы, зареальное участие в выработке и принятиигосударственных, властных решений, или,по крайней мере, за влияние на содержаниеэтих решений.

Полноценнаяполитическая жизнь западноевропейскихстран формировалась на протяжениистолетий в ходе отделения общества каксвободной деятельности людей отгосударства. Другими словами – по мерестановления демократического правовогогосударства и гражданского общества.

Следствием такого отделения и явилосьвозникновение и устойчивое существованиеразличных политических организаций –политических партий, союзов, движений.Эти политические организации являютсясвязующим звеном между государственнымиорганами власти и основной массойнаселения.

Для эффективногоуправления обществом необходима системаобратной связи между субъектом и объектомуправления, в данном случае – междугосударственной властью и народом.Проблема обратной связи состоит в том,что информация о процессах, реальнопроисходящих в обществе, должна идтипо другим каналам связи, чем властныераспоряжения.

В идеале демократическоегосударство есть государство, основанноена общественном мнении. Общественноемнение – отношение массового сознанияк тому или иному социально значимомусобытию. Народ оценивает действия властии их результаты, степень отклонения отпервоначально поставленных целей ивыражает все это в общественном мнении.

Если в обществе отсутствует сколько-нибудьсвободное выражение мнения, отсутствуетпублицистика, литературная критика,открытые выступления интеллигенции,то власть фактически оказывается бездостоверной информации о своейдеятельности. Даже самые продвинутыев демократическом отношении государстваЗападной Европы и США далеки от идеала.

Однако в их структуре управленияобществом общественное мнение играетдалеко не последнюю роль.

В демократическиустроенном обществе вмешательствогосударственной власти в ход экономическихи других процессов строго ограничиваетсяправовыми законами, которые принимаетпарламент или другой законодательныйорган власти.

Политическая жизньобщества во многом определяетсяполитическим режимом.

Под политическимирежимом обычно понимают совокупностьсредств и методов осуществлениягосударственной власти. Можно выделитьтакие политические режимы, кактоталитаризм, авторитаризм, либерализми демократия. Особый интерес представляютсегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм– государственный строй, отличительнойособенностью которого является контрольнад всеми сторонами жизни общества –политической, экономической, духовной.

Без внимания не остаются даже мыслиграждан, о чем свидетельствует появлениетермина «инакомыслящий». Тоталитаризм– феномен ХХ века. Жестокие режимы былии раньше, но тоталитаризм – явлениеотносительно новое.

Это объясняетсятем, что полный контроль над гражданамистал возможен только с появлением такихсредств массовой коммуникации, какпресса, радио и телевидение.

Тоталитарный режимставит отдельного человека в бесправноеположение, человек остается как бы одинна один с государственной машиной иподчиняется ей.

Признакамитоталитарного режима являются: жесткаяпирамидальная структура власти, массовыйтеррор, постоянный поиск внутренних ивнешних врагов, ликвидация горизонтальныхструктур в обществе. И, наконец, господствоофициальной идеологии, навязываемойправящим режимом.

Тоталитаризм непросто опирается на согласие масс кповиновению. Он формирует особуюпсихологию, свой стиль мышления, длякоторого характерны культ власти,неуважение к правам человека, поискпростых решений, дихотомическое мышление.

Противоположностьтоталитаризму – демократия. Посвоему происхождению это сугубоевропейский феномен. Она возникла вДревней Греции и выражала интересыдостаточно много численного слоясвободных собственников. Отношение кней в истории социально-философскоймысли с самого начала было неоднозначным.Неодобрительно относился к ней Платон,сдержанно – Аристотель.

Развитиерыночных отношений в Новое времяпоставило на повестку дня вопрос огосударственном устройстве, при которомправа собственников – буржуа были бызащищены от произвола властей. Дж. Локки Ш. Монтескье разработали концепциюправ человека на основе теорииобщественного договора и пришли квыводу, что соблюдение законов являетсяважнейшим гарантом политических свобод.

В государстве, как считал Локк,«законодательная власть по необходимостидолжна быть верховной, и все остальныевласти в лице каких-либо членов иличастей общества проистекают из нее иподчиняются ей»3.Развивая идеи Локка, Ш.

 Монтескьеутверждал, что верховенство права можетбыть обеспечено только разделениемвластей на законодательную, исполнительнуюи судебную, с тем чтобы они могли взаимносдерживать друг друга. Напротив, ихсоединение в одних руках порождаетпроизвол.

Источник: https://studfile.net/preview/6012158/page:7/

открытая библиотека учебной информации

Сфера управления общественными процессами:  Сфера управления обществом как активно функционирующей и

Сфера управления обществом как активно функционирующей и развивающейся системой является еще одной всœеобщей сферой жизнедеятельности людей. Причем здесь имеется в виду не только согласование различных форм человеческой деятельности, многообразие общественных процессов, но и управление взаимодействием всœего общества с окружающей его внешней средой.

Из каких элементов состоит целостный процесс управления системой? Прежде всœего — власть как субъект управления. Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целœей для всœего общества.

Эти решения принимаются некоторой группой лиц от имени общества или уполномоченных самим обществом. Οʜᴎ обязательны к исполнению, для чего у власти есть необходимые средства.

Принятые решения затем переводятся на язык конкретных практических действий.

Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности (объекты управления), в основном объединœены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью.

Управление невозможно без наличия обратной связи, то есть получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты.

Наконец, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью решения.

Центральным звеном всœей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью выступает субъект управления — власть.

За исключением первобытного общества на всœех последующих ступенях развития общества субъектом управления является государство, государственная власть. Обычно понятие государства употребляется в двух смыслах. Государство есть отдельный социальный организм.

От другого социального организма его отделяет государственная граница. Но поскольку главное в государстве — это власть, то под ним подразумевают также устройство властных структур в стране или форму государственного устройства.

В литературе существуют различные классификации этих форм. Еще древние мыслители выделяли четыре формы государственного устройства — демократию, охлократию, тиранию, аристократию.

Сегодня наибольшее значение имеет делœение государств на республику, монархию (абсолютную или конституционную), тиранию и деспотию. С точки зрения идеологии можно разделять государства на теократические и идеократические.

Государство как социальный организм и как власть исторически появляется на стадии разложения первобытного общества и становления раннеклассового общества. С этой поры в обществе в той или иной мере начинает существовать политика, политическая жизнь.

Политика связана с борьбой в обществе различных групп и слоев населœения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений, или, по крайней мере, за влияние на содержание этих решений.

При этом вплоть до начала Нового времени (XVII век) и появления раннекапиталистического общества только в отдельные периоды истории наблюдалась сколько-нибудь развитая политическая жизнь (Древние Греция и Рим). В восточных империях деспотического типа политическая борьба сводилась к заговорам, тайным интригам, убийствам и переворотам.

Полноценная политическая система западноевропейских стран складывалась на протяжении столетий в ходе отделœения общества как свободной деятельности людей от государства. Другими словами — в результате становления демократического правового государства и гражданского общества.

Следствием такого отделœения и явилось возникновение и устойчивое существование различных организаций — политических партий, союзов, движений, которые выступают основным звеном связи между государственными органами власти и основной массой населœения.

Многие ученые правомерно утверждают, что в идеале демократическое государство есть государство, основанное на общественном мнении.

Общественное мнение есть отношение массового сознания к тому или иному социально значимому событию на какой-то момент времени.

Оно и выступает практическим звеном в той самой обратной связи между объектом управления — народом и властью, народом, который и оценивает полученные в обществе результаты, степень их отклонения от первоначально поставленных целœей.

Нынешние даже самые продвинутые в демократическом отношении государства Западной Европы и США далеки от идеала. Но тем не менее в их структуре управления обществом общественное мнение играет далеко не последнюю роль.

В государствах, далеких от демократических принципов управления и власти, обратная связь от объекта управления к субъекту управления, то есть от народа к власти, бывает весьма затрудненной, а порою вообще может отсутствовать.

Ведь проблема обратной связи состоит в том, что информация о процессах, реально происходящих в толще народа, должна идти по другим каналам связи, чем властные распоряжения, идущие сверху вниз, от высших органов власти до рядового исполнителя.

В случае если в обществе отсутствует сколько-нибудь свободное выражение мнения, отсутствует общественная мысль в форме публицистики, литературной критики, открытых выступлений интеллигенции, то власть фактически оказывается без достоверной информации о результатах своей деятельности.

Это обстоятельство приводит к резкому снижению эффективности управления, особенно в условиях, когда государство стремится направить общество по пути ускоренного развития.

В конечном итоге власти теряют контроль за происходящими процессами в обществе и наступает управленческая катастрофа, вызывающая огромные революционные потрясения.

В демократически устроенном обществе вмешательство государственной власти в ход экономических и других процессов строго ограничивается правовыми законами, которые принимает парламент или другой законодательный орган власти.

В связи с усложнением современного общества, ростом численности населœения, разнообразных форм объединœения людей и отношений между ними во всœем мире наблюдается рост самоуправленческих тенденций.

Самоуправление, то есть управление со стороны организаций, выведенное за рамки государственной административной власти, давно уже является нормой во многих странах мира, особенно в малых городах, в сельской местности, в производственных и научных организациях, в творческих объединœениях.

Масштабы участия государственной власти в различных сферах общественной жизни зависят от конкретных обстоятельств и, разумеется, от состояния и особенностей этой сферы.

Государство может по-разному воздействовать на производителœей (от налоговых льгот до прямого вмешательства) с целью склонить их к выпуску современной и конкурентоспособной продукции.

Государство, как правило, крайне заинтересовано в развитии перспективных направлений в науке.

Политическая жизнь в современном обществе приобрела широкие масштабы и разнообразные формы.

Самые различные партии и политические организации пытаются уловить настроение тех или иных слоев населœения, завоевать к себе доверие, стать их представителями прежде всœего в законодательных органах власти. Государственная власть тоже пытается повлиять на поведение и настроение населœения, на общественное мнение.

Общественное мнение оказывается на пересечении государственных и партийно-политических интересов и целœей. Решающую роль здесь призваны играть средства массовой информации.

От них в первую очередь зависит, смогут ли народ и власть договориться или, точнее, постоянно корректировать ближайшие и более отдаленные цели развития общества. Корректировать так, чтобы общество эффективно управлялось и постоянно добивалось роста качества и уровня жизни людей.

Чтобы выполнить эту роль, средства массовой информации должны быть независимыми. К сожалению, сегодня их деятельность во всœех странах оценивается скорее негативно, чем позитивно.

Современная цивилизация вступила в последние десятилетия в новый этап своего развития, получивший название информационного общества. Но появление компьютерной техники в массовых масштабах, возникновение локальных и мировых сетей, космических средств связи и т.д.

демонстрируют формирование новой материально-технологической фазы общества, на которой могут возникнуть различные новые социальные организмы.

В ходе становления информационного общества сталкиваются и борются две тенденции в использовании информационной техники и информационных возможностей для более эффективного управления обществом.

С одной стороны, многое делается для того, чтобы современное западное общество превращалось не просто в массовое общество, а в общество массового информационного манипулирования человеческим сознанием.

Основная задача здесь — добиться жесткого программирования выбора, который должен делать человек в конкретных ситуациях. Потребительский выбор, идет ли речь о политике или поп-звезде, о вещах или идеях, оказывается единственным творческим актом свободы человека.

Люди в обществе массовой манипуляции всœе больше перестают жить в подлинной истории, быть ее участниками и вершителями. Οʜᴎ начинают жить в выдуманном, иллюзорном мире, который тщательно планируется и создается средствами массовой информации, особенно телœевидением.

В случае если же событие, политик, идея оказались незамеченными телœевидением, они как бы и не существуют в реальной действительности. Массовому сознанию они остаются неизвестными.

Другая тенденция, также пробивающая себе дорогу в современном мире, представлена в виде первых ростков возникающего коммуникативного общества, то есть общества, основанного на различных формах свободного общения людей между собой.

Одним из создателœей теоретической модели коммуникативного общества стал немецкий ученый Ю. Хабермас. Он полагает, что между властью, государственно-политическими структурами и частной сферой гражданской жизни (предпринимательством, семейной жизнью и т.д.

) должны располагаться автономные, самодеятельные объединœения граждан. Цель деятельности этих объединœений — достижение взаимопонимания и согласия между различными социальными слоями в обществе.

Средством их достижения выступает непрерывный диалог, непрерывное общение людей, взаимный обмен информацией, аргументами в пользу своей точки зрения, выслушивание иных мнений. Причем всœе стороны, участвующие в диалоге, исходят из намерения достигнуть согласия.

Эта концепция перекликается в своих выводах со взглядами ряда религиозных философов (Н. А. Бердяев, М. Бубер, Ж. Маритен и др.), которые также стремились к соединœению принципа личности как высшей ценности с принципом братской общности людей веры. Борьба двух указанных тенденций пронизывает всœе сферы и стороны общественной жизни на Западе.

Что касается современной России, то системный кризис, разразившийся в ней в 90-е годы, ставит под сомнение возможность достижения сколько-нибудь эффективного управления общественными процессами в ближайшем будущем. Пока же российское общество находится в сильно деструктированном состоянии брожения, столкновения разнородных фрагментов и осколков общественной жизни, принадлежащих к разным временам и эпохам.

Источник: http://oplib.ru/random/view/703583

Управление в различных сферах жизнедеятельности человека (стр. 4 из 6)

Сфера управления общественными процессами:  Сфера управления обществом как активно функционирующей и

«Доктрина борьбы и обещание спасения». Это одно из очень точных политологических определений идеологии, как механизма. Из него вытекает необходимость определения двух вещей: идеального будущего и доктрины борьбы за достижение этого будущего.

Если рассматривать идеологию в рамках государства, то она определяет с кем бороться (образ Врага) и какими способами. Следовательно, идеология предполагает непременное наличие Врага — если врага нет, его нужно придумать.

Враг может быть внешним – какое либо государство или внутренним – предатели. Естественно каждый из списков может ранжироваться – т.е. есть враги.

Образ врага является одним из ключевых понятий в идеологии, но для того чтобы он работал, требуется также приложить немало усилий.

Во-первых, образ Врага должен быть ярким и вызывать искренние негативные эмоции, а возможные его положительные, нейтральные стороны должны списываться на его коварство и хитрость.

Во-вторых, люди должны верить, что Враг действительно опасен и при его победе каждый может пострадать лично. А также что угроза реальна и близка (Враг у ворот).

В-третьих, должен быть соблюден баланс между абстрактностью и конкретностью Врага, плюс по возможности представители Врага должен быть персонифицированы в конкретных людях.

В-четвертых, нельзя допускать ситуации, когда все враги побеждены или по каким-то причинам перестали быть врагами – это расслабляет. Ситуация может быть проиллюстрирована ситуацией развала Советского Союза, потерявшего в результате перестройки и гласности своего основного врага США, и наоборот США удачно переключившегося вначале на Ирак, а потом на неуловимых террористов-смертников.

Вообще образ Врага (именно образ) создаваемый в рамках идеологической модели показывают реципиентам этой идеологии, какие черты или характеристики считаются неприемлемыми в рамках данной модели (мир наживы и капитала, акулы капитализма).

И наоборот образ Героя вбирает в себя все те положительные стороны, которые каждый из потребителей идеологии должен в себе развивать (например, смелость или честность или находчивость). Т.е.

образ Врага служит кроме всего прочего отрицательной ролевой моделью[10].

Далее доктрина борьбы определяет допустимые и предпочитаемые средства и правила, по которым ведутся сражения. Конвенциональность средств может определяться законом, некими этическим нормами и правилами, другими критериями. Некоторые, достаточно эффективные средства ведения бизнеса на основании этих критериев могут исключаться.

Обещание спасения или «светлое будущее» должно быть описано, доступно и понятно большинству людей (для разных слоев может применяться различный язык описания от простого «при коммунизме денег не будет», или «каждой семье отдельную квартиру» до сложных социо-экономических и философских выкладок). Это описание должно мобилизовать людей, должно являться стимулом напряжения сил сейчас при условии что блага и прочие «пряники» во многом будут потом, в этом светлом будущем.

«Требуй невозможного, получишь максимум»[11]. Это также одна из характеристик построения идеального будущего. Т.е. оно в принципе должно быть достижимым лишь при полном напряжении всех сил и ресурсов прямо сейчас (стахановские методы работы, пятилетку в три года).

Ну и конечно должна прослеживаться четкая установка «вот победим врага – тогда заживем». Кстати подобная схема мотивации очень эффективна и известна с древности, когда за морковкой висящей перед носом постоянно приходится тянуться, а удары хлыста подгоняют сзади.

Колоссальную роль в жизни людей играет духовный аспект.

Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико-рефлексивную функцию в обществе, прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя их роль в общественной жизни к этой функции не сводится.

Идеология, с одной стороны, философия и искусство – с другой, будучи духовно-практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по-своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе науку и материальную практику.

По мере развития сфер науки и материального производства роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает. В этой сфере управление осуществляется на более тонком, культурном, духовном уровне. Хотя также используются средства, влияющие прежде всего на сознание людей.

Особую роль в сфере ценностной деятельности играет религия. Способность человека к трансцендированию приобретает в ней особую форму. Духовность с религиозной точки зрения есть абсолютная, всеобъемлющая, надындивидуальная реальность.

Этот мир, составляющий подлинную основу жизни общества, открывается только верующим. В отличие от философии, апеллирующей к разуму, исходное начало религиозного мировоззрения – вера.

Что есть религия? Это определенный набор мировоззренческих идей, который формирует характер человека и определяет его поступки. Чем глубже человек верит в свою религию, тем сильнее его сопротивление любым идеям от его отличающихся.

Верующий полностью находится внутри этой реальности, которая открывает ему вечные, неизменные нормы индивидуального поведения, принципы организации общественной жизни, т. е. все то, что называется общественно-нравственным идеалом.

В течение многих столетий религия в разных странах стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти.

Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию подчас приводило к появлению теократического государства.

Религиозные взгляды, которые навязываются силой государства, ведут к дискредитации религии, к отходу от нее широких масс населения. Государству религия нужна для управления массами.

И главной особенностью и залогом успеха является следующее: нужно предложить людям что-то, что являлось бы религией, то есть, было бы мировоззренческой системой, которая соответствовала был целям государства и подчинила человека своим идеалам, тогда процесс управления мог бы идти более эффективно.

2.4. Особенности управления в сфере управления общественными процессами (политическая сфера)

Сфера управления обществом как активно функционирующей и развивающейся системой является еще одной всеобщей сферой жизнедеятельности людей. Причем здесь имеется в виду не только согласование различных форм человеческой деятельности, многообразия общественных процессов, но и управление взаимодействием всего общества с окружающей его внешней средой.

Из каких элементов состоит целостный процесс управления системой? Прежде всего – из власти как субъекта управления. Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества.

Эти решения принимаются некоторой группой лиц от имени общества или уполномоченных самим обществом и затем переводятся на язык конкретных практических действий.

Они обязательны к исполнению, для чего у власти есть необходимые средства.

Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности (объекты управления), в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. Управление невозможно без наличия обратной связи, т. е.

без получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты.

Наконец, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью решения.

Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является субъект управления – власть. За исключением первобытного общества на всех последующих ступенях развития общества субъектом управления является государство, государственная власть.

Обычно понятие государства употребляется в двух смыслах. Государство есть отдельный социальный организм. От другого социального организма его отделяет государственная граница.

Но поскольку главное в государстве – это власть, то под ним подразумевают также устройство властных структур в стране или форму государственного устройства[12].

В связи с усложнением современного общества, ростом численности населения, разнообразных форм объединения людей и отношений между ними во всем мире наблюдается рост самоуправленческих тенденций. Самоуправление, т. е.

управление организации своими делами, выведенное за рамки государственной власти, давно уже является нормой во многих странах мира, особенно в малых городах, в сельской местности, в научных организациях, в творческих объединениях.

Источник: https://mirznanii.com/a/43424-4/upravlenie-v-razlichnykh-sferakh-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-4

Сфера управления общественными процессами — Философия

Сфера управления общественными процессами:  Сфера управления обществом как активно функционирующей и

Сфера управления обществом как активно функционирующей и развивающейся системой является еще одной всеобщей сферой жизнедеятельности людей. Причем здесь имеется в виду не только согласование различных форм человеческой деятельности, многообразие общественных процессов, но и управление взаимодействием всего общества с окружающей его внешней средой.

Из каких элементов состоит целостный процесс управления системой? Прежде всего — власть как субъект управления. Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества.

Эти решения принимаются некоторой группой лиц от имени общества или уполномоченных самим обществом. Они обязательны к исполнению, для чего у власти есть необходимые средства.

Принятые решения затем переводятся на язык конкретных практических действий.

Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности (объекты управления), в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью.

Управление невозможно без наличия обратной связи, то есть получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты.

Наконец, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью решения.

Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью выступает субъект управления — власть.

За исключением первобытного общества на всех последующих ступенях развития общества субъектом управления является государство, государственная власть. Обычно понятие государства употребляется в двух смыслах. Государство есть отдельный социальный организм.

От другого социального организма его отделяет государственная граница. Но поскольку главное в государстве — это власть, то под ним подразумевают также устройство властных структур в стране или форму государственного устройства.

В литературе существуют различные классификации этих форм. Еще древние мыслители выделяли четыре формы государственного устройства — демократию, охлократию, тиранию, аристократию.

В настоящее время наибольшее значение имеет деление государств на республику, монархию (абсолютную или конституционную), тиранию и деспотию. С точки зрения идеологии можно разделять государства на теократические и идеократические.

Государство как социальный организм и как власть исторически появляется на стадии разложения первобытного общества и становления раннеклассового общества. С этой поры в обществе в той или иной мере начинает существовать политика, политическая жизнь.

Политика связана с борьбой в обществе различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений, или, по крайней мере, за влияние на содержание этих решений.

Однако вплоть до начала Нового времени (XVII век) и появления раннекапиталистического общества только в отдельные периоды истории наблюдалась сколько-нибудь развитая политическая жизнь (Древние Греция и Рим). В восточных империях деспотического типа политическая борьба сводилась к заговорам, тайным интригам, убийствам и переворотам.

Полноценная политическая система западноевропейских стран складывалась на протяжении столетий в ходе отделения общества как свободной деятельности людей от государства. Другими словами — в результате становления демократического правового государства и гражданского общества.

Следствием такого отделения и явилось возникновение и устойчивое существование различных организаций — политических партий, союзов, движений, которые выступают основным звеном связи между государственными органами власти и основной массой населения.

Многие ученые правомерно утверждают, что в идеале демократическое государство есть государство, основанное на общественном мнении.

Общественное мнение есть отношение массового сознания к тому или иному социально значимому событию на какой-то момент времени.

Оно и выступает практическим звеном в той самой обратной связи между объектом управления — народом и властью, народом, который и оценивает полученные в обществе результаты, степень их отклонения от первоначально поставленных целей.

Нынешние даже самые продвинутые в демократическом отношении государства Западной Европы и США далеки от идеала. Но тем не менее в их структуре управления обществом общественное мнение играет далеко не последнюю роль.

В государствах, далеких от демократических принципов управления и власти, обратная связь от объекта управления к субъекту управления, то есть от народа к власти, бывает весьма затрудненной, а порою вообще может отсутствовать.

Ведь проблема обратной связи состоит в том, что информация о процессах, реально происходящих в толще народа, должна идти по другим каналам связи, чем властные распоряжения, идущие сверху вниз, от высших органов власти до рядового исполнителя.

Если в обществе отсутствует сколько-нибудь свободное выражение мнения, отсутствует общественная мысль в форме публицистики, литературной критики, открытых выступлений интеллигенции, то власть фактически оказывается без достоверной информации о результатах своей деятельности.

Это обстоятельство приводит к резкому снижению эффективности управления, особенно в условиях, когда государство стремится направить общество по пути ускоренного развития.

В конечном итоге власти теряют контроль за происходящими процессами в обществе и наступает управленческая катастрофа, вызывающая огромные революционные потрясения.

В демократически устроенном обществе вмешательство государственной власти в ход экономических и других процессов строго ограничивается правовыми законами, которые принимает парламент или другой законодательный орган власти.

В связи с усложнением современного общества, ростом численности населения, разнообразных форм объединения людей и отношений между ними во всем мире наблюдается рост самоуправленческих тенденций.

Самоуправление, то есть управление со стороны организаций, выведенное за рамки государственной административной власти, давно уже является нормой во многих странах мира, особенно в малых городах, в сельской местности, в производственных и научных организациях, в творческих объединениях.

Масштабы участия государственной власти в различных сферах общественной жизни зависят от конкретных обстоятельств и, разумеется, от состояния и особенностей этой сферы.

Государство может по-разному воздействовать на производителей (от налоговых льгот до прямого вмешательства) с целью склонить их к выпуску современной и конкурентоспособной продукции.

Государство, как правило, крайне заинтересовано в развитии перспективных направлений в науке.

Политическая жизнь в современном обществе приобрела широкие масштабы и разнообразные формы.

Самые различные партии и политические организации пытаются уловить настроение тех или иных слоев населения, завоевать к себе доверие, стать их представителями прежде всего в законодательных органах власти.

Государственная власть тоже пытается повлиять на поведение и настроение населения, на общественное мнение.

Общественное мнение оказывается на пересечении государственных и партийно-политических интересов и целей. Решающую роль здесь призваны играть средства массовой информации.

От них в первую очередь зависит, смогут ли народ и власть договориться или, точнее, постоянно корректировать ближайшие и более отдаленные цели развития общества. Корректировать так, чтобы общество эффективно управлялось и постоянно добивалось роста качества и уровня жизни людей.

Чтобы выполнить эту роль, средства массовой информации должны быть независимыми. К сожалению, сегодня их деятельность во всех странах оценивается скорее негативно, чем позитивно.

Современная цивилизация вступила в последние десятилетия в новый этап своего развития, получивший название информационного общества. Но появление компьютерной техники в массовых масштабах, возникновение локальных и мировых сетей, космических средств связи и т.д.

демонстрируют формирование новой материально-технологической фазы общества, на которой могут возникнуть различные новые социальные организмы.

В ходе становления информационного общества сталкиваются и борются две тенденции в использовании информационной техники и информационных возможностей для более эффективного управления обществом.

С одной стороны, многое делается для того, чтобы современное западное общество превращалось не просто в массовое общество, а в общество массового информационного манипулирования человеческим сознанием.

Основная задача здесь — добиться жесткого программирования выбора, который должен делать человек в конкретных ситуациях. Потребительский выбор, идет ли речь о политике или поп-звезде, о вещах или идеях, оказывается единственным творческим актом свободы человека.

Люди в обществе массовой манипуляции все больше перестают жить в подлинной истории, быть ее участниками и вершителями. Они начинают жить в выдуманном, иллюзорном мире, который тщательно планируется и создается средствами массовой информации, особенно телевидением.

Если же событие, политик, идея оказались незамеченными телевидением, они как бы и не существуют в реальной действительности. Массовому сознанию они остаются неизвестными.

Другая тенденция, также пробивающая себе дорогу в современном мире, представлена в виде первых ростков возникающего коммуникативного общества, то есть общества, основанного на различных формах свободного общения людей между собой.

Одним из создателей теоретической модели коммуникативного общества стал немецкий ученый Ю. Хабермас. Он полагает, что между властью, государственно-политическими структурами и частной сферой гражданской жизни (предпринимательством, семейной жизнью и т.д.

) должны располагаться автономные, самодеятельные объединения граждан. Цель деятельности этих объединений — достижение взаимопонимания и согласия между различными социальными слоями в обществе.

Средством их достижения выступает непрерывный диалог, непрерывное общение людей, взаимный обмен информацией, аргументами в пользу своей точки зрения, выслушивание иных мнений. Причем все стороны, участвующие в диалоге, исходят из намерения достигнуть согласия.

Эта концепция перекликается в своих выводах со взглядами ряда религиозных философов (Н. А. Бердяев, М. Бубер, Ж. Маритен и др.), которые также стремились к соединению принципа личности как высшей ценности с принципом братской общности людей веры. Борьба двух указанных тенденций пронизывает все сферы и стороны общественной жизни на Западе.

Что касается современной России, то системный кризис, разразившийся в ней в 90-е годы, ставит под сомнение возможность достижения сколько-нибудь эффективного управления общественными процессами в ближайшем будущем. Пока же российское общество находится в сильно деструктированном состоянии брожения, столкновения разнородных фрагментов и осколков общественной жизни, принадлежащих к разным временам и эпохам.

Источник: https://student2.ru/filosofiya/1930796-sfera-upravleniya-obshhestvennymi-processami/

Система социального управления: понятие, организация, назначение и задачи

Сфера управления общественными процессами:  Сфера управления обществом как активно функционирующей и

Для поддержания порядка в обществе и правильного его функционирования необходимо вводить определенные элементы контроля со стороны руководства. Совокупность всех элементов образует систему управления обществом.

Система социального управления является сознательным, организованным и постоянным взаимодействием субъекта и объекта процесса управления. Подобное регулирование совершается с целью упорядочивания и дальнейшего развития.

Регулирование общества

Социальное управление – это одно из важнейших видов руководства и регулирования. С его помощью государство добивается следующих целей:

  • реализация потребностей, необходимых для развития общества и его элементов;
  • формирование наиболее приоритетных в данный момент показателей развития рассматриваемого социума;
  • разработка и внедрение способов решения проблем, появляющихся при достижении плана по развитию социальных процессов и взаимоотношений между членами общества.

Таким образом, главной целью управления социальной системой является обеспечение развития общества и сохранение заданной положительной тенденции.

Направления

Управление общественным развитием можно разделить на три направления:

  • управление социально-экономическими системами – обеспечение социального контроля за выполнением управленческих программ, создание мотивации экономической активности людей, а также регулирование поведения человека в сфере экономических отношений;
  • управление политическими процессами общества – определение ведущей политической стратегии и разработка плана по ее внедрению;
  • управление процессами духовной сферы общества – образование и воспитание, разработка способов активного привлечения будущих поколений к общественной жизни.

Система управления обществом осуществляется при помощи регулирования отношений между его членами. Оно осуществляется в соответствии с основными задачами развития социума.

Одной из теоретических функций системы управления социальной сферой можно назвать определение содержания методов и средств достижения главных целей развития. Эта задача заключается в уменьшении числа противоречий развития и гармонизации интересов определенных групп из разных сообществ.

Планомерное регулирование жизнедеятельности общества является процессом приведения человеческой деятельности к такой ее форме, которая удовлетворяет основные потребности развития. Но подобное достижение единства происходит только с внедрением государственного управления в систему социального управления.

Таким образом, вся система управления функционирует на различных уровнях действия социальных процессов (государство, сообщество, личность).

Элементы системы

Система управления обществом состоит из нескольких компонентов:

  1. Методы управления. Это контроль, анализ, планирование, учет, стимулирование.
  2. Средства воздействия. Это поощрения, санкции, управленческие решения, приказы, нормы, производственные задачи.
  3. Структуры — внутренняя организация системы рассматриваемого сообщества.

Ядром системы управления социальной организации являются сотрудники, занимающие различные должности: руководители, узкие специалисты и рабочие. Их цель деятельности – это наиболее полное использование всех возможностей структуры управления для решения задач, связанных с общественными процессами.

Объекты системы

В рассматриваемой схеме системы управления социальным развитием общество является и субъектом, и объектом управления одновременно. Поэтому субъект и объект необходимо рассматривать как две находящиеся в постоянной зависимости составляющие.

Опишем проще. Субъект в виде механизма управления является частью объекта – управляемого элемента. Во взаимной связи также находятся его форма и размер.

Таким образом, способ функционирования системы руководства устанавливается особенностями самого объекта.

Можно выделить три вида объектов системы:

  1. Производственные, в которые входят все элементы организации процессов производства.
  2. Структурные, которые являются элементами управляющей структуры.
  3. Функциональные, устанавливаемые специальным механизмом управления в качестве функций.

Исходя из этого, объектом можно назвать всю деятельность людей, которая входит в социальную среду либо как элемент системы социального управления, либо как специальная функция с особым механизмом управления.

Объекты формируются выделением их в качестве основных элементов общественной структуры внутри рассматриваемой организации.

Например, такой элемент — это экономическое предприятие, с которого начинается отсчет уровней в макросистеме финансового управления, а также в микросистеме внутри самой компании.

Одно предприятие можно назвать основой формирования объектов любых масштабов — начиная от отрасли, заканчивая государством.

Выделение объектов производства является основным для создания структуры в системе управления, каждый элемент которой становится также объектом управления внутри рассматриваемого механизма.

Все они делятся на подгруппы по выполняемым функциям и необходимым затратам труда.

Формирование и модернизация каждого из объектов управления необходимо для улучшения работы всей системы управления обществом.

Большое значение в процессе развития объектов имеют финансовые, технологические, организационные и социально-психологические факторы. Все они связаны между собой.

Развитие объектов также определяется формами согласования отраслевой и общей территориальной организации, уровнями централизации управления. Формирование объектов, в свою очередь, влияет на их внутреннюю структуру, положение в социальной и экономической системах, общий статус и масштаб.

Механизм управления

Решение проблем в области общественного развития и осуществление стратегической политики требуют формирования механизма единого управления развитием социально-экономических систем.

Оно должно стать формой использования и реализации имеющихся законов и обязательств. Система управления создается и модернизируется людьми, которые упорядочивают методику, свойства, формы и рычаги влияния воздействия на социум.

Это необходимо для того, чтобы достичь высокой эффективности общества в текущих исторических и культурных условиях.

Качество конкретного механизма управления, его объективная оценка и соответствие требованиям законов зависят от квалификации членов управления. Они должны уметь выявлять приоритетные элементы и взаимоотношения структуры руководства, признаки их проявления и возможные последствия при развитии текущих тенденций.

Структура управления состоит из таких важных элементов, как общие принципы, цели, методика и функции. Сложная, многосоставная система в виде общества требует, чтобы процесс его регулирования предоставлял постоянное взаимодействие всех его участников и решал имеющиеся задачи и проблемы.

Исходя из этого, структура управления обществом и общественными отношениями является совокупностью приемов и методов влияния. Их взаимосвязь предоставляет для общества возможность наиболее эффективного постоянного развития и модернизации.

Модернизация системы

Для правильного функционирования любого социального устройства необходимо постоянное совершенствование системы управления, исключающей бюрократизм и формализм. Они, как правило, замедляют этот процесс.

Разработка плана по модернизации системы управления социальными процессами начинается со сбора имеющейся информации. С ее помощью можно составить обоснование поставленной цели, задач и способов их реализации.

На сегодняшний день управление производством испытывает нехватку социальной информации. Как правило, руководство уделяет больше внимания технической и экономической информации.

Сотрудники имеют представление о технических характеристиках компании, об экономических показателях. А в организационной культуре и в факторах механизма трудового поведения они разбираются намного хуже.

Эффективный метод руководства организацией требует знаний в обеих областях трудовой деятельности.

Большое значение должно уделяться трендам – приоритетным направлениям в развитии любых процессов, преобладанием определенной точки зрения во мнении членов сообщества.

В конце 20-го века экономика совершила резкий переход от плановой к рыночной, а общественная структура – от тоталитарной к демократической. В связи с этим современная система управления социально-экономическими процессами требует реорганизации.

Необходима кардинальная переориентация деятельности органов руководства в соответствии со стандартами, принятыми на международном уровне. Экономические критерии должны выступать в качестве ресурсных возможностей или факторов, ограничивающих реализацию некоторых проектов. Они не должны рассматриваться как единственная цель.

Это было актуально в период плановой экономики, когда приоритет устанавливался на валовые объемы продукции, а не на ее качество.

На основании социальной информации можно также производить осуществление следующих функций:

  • прогнозирование ситуации;
  • планирование деятельности;
  • организация объектов управления;
  • регулирование с целью поддержания и модернизации системы управления;
  • воздействие на сознание и поведение людей.

Модернизация управления развитием социально-экономических систем завершается учетом и контролем соответствия настоящих результатов и стратегии, составленной на первом этапе планирования.

Средства воздействия

Функции осуществляются при помощи управленческого решения – способа организованного воздействия на объект управления. Такие решения классифицируются по следующим свойствам:

  • структура объекта: республиканский, областной, городской;
  • структура субъекта: коллективный, общественный, коллегиальный;
  • характером реализации воздействия: социальный, управленческий, экономический.

процесса составления и осуществления управленческих решений зависит от социальной специфики. Для принятия любого управленческого решения необходимо установить основную проблему и пути ее решения. Одним из методов поиска нужного решения можно назвать «мозговую атаку» — дискуссию между всеми участниками процесса.

После нахождения путей устранения проблемы выполнение плана организуют при помощи экономического или административного регламента. Регламент — это свод правил и законов, которые определяют деятельность государственных учреждений на разных уровнях.

Процесс государственного управления в системе социального управления является непрерывным. После исполнения разработанных мероприятий производят сбор новой информации о специфике того же самого объекта. При этом собранные сведения должны отражать его другие стороны, не затронутые ранее.

Социально-психологические методы

Важное место в системе управления социальной защитой занимает разработка социально-психологических способов влияния на отношения в обществе. Особенность этих способов заключается в концентрации внимания на объекте неформальных отношений. С их помощью можно управлять потребностями и интересами отдельных групп людей.

Социально-психологические способы управления осуществляются при помощи следующих процессов:

  1. Выбор сотрудников организации с учетом их взаимной совместимости. Это создает условия для эффективного развития коллективов и, как следствие, всей организации.
  2. Установка социальных норм в коллективе на основе сохранения традиций предыдущих поколений.
  3. Реализация норм социального регулирования при помощи заключения договоров.
  4. Создание у работников мотивации к более эффективной деятельности, достижению целей компании и высоких результатов в работе.
  5. Оказание помощи в удовлетворении основных потребностей сотрудников через организацию досуга и внепроизводственной деятельности.

Таким образом, социальная система управления персоналом заключается в использовании психологических методов. Тем не менее, подобная организация деятельности является не менее эффективной, чем применение экономических или административных методик воздействия.

Самоуправление

Социальное самоопределение работника сильно зависит от того, насколько активное участие он принимает в важных для компании процессах. Поэтому введение самоуправления – важное условие для успешной деятельности любой организации.

Главным элементом самоуправления является формирование структуры коллектива – выборности руководителей некоторых должностей, возможности продвижения по карьерной лестнице. Большое значение в этом процессе имеют общественные организации.

Кроме того, сотрудникам можно предоставить возможность принимать участие в решении организационных вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы коллектива. Например, в процессе организации труда, времени, или технологической дисциплины. При этом в процессе самоуправления должны быть в той или иной степени задействованы все сотрудники организации.

Сущность самоуправления может быть реализована через все вышеперечисленные функции системы социального управления. Примером может быть участие сотрудников компании в решении некоторых организационных вопросов, активность в принятии других важных решений, касающихся предприятия.

Социальная работа

Менеджмент в социальной работе — это гибкая система управления обществом, нацеленная на регулирование общественного положения и взаимоотношений между его представителями. С ее помощью можно обеспечить развитие членов социума в качестве субъектов всех типов социальных взаимоотношений.

Систему управления социальной работой составляют субъект и объект управления, а также имеющиеся между ними взаимоотношения.

Объектами управления в общественной работе являются сотрудники служб социальной защиты, социальные работники, а также вся совокупность взаимоотношений между людьми в процессе предоставления помощи обществу. Субъектами являются органы управления социальной защиты со всеми входящими в состав организациями и учреждениями.

Таким образом, система социального управления является важным элементом общественных взаимоотношений. С ее помощью обеспечивается постоянное развитие сообществ, успешное решение имеющихся проблем, регулирование наиболее важных процессов, а также эффективное распределение имеющихся ресурсов.

Источник: https://FB.ru/article/455568/sistema-sotsialnogo-upravleniya-ponyatie-organizatsiya-naznachenie-i-zadachi

Scicenter1
Добавить комментарий