СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ понятий ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В

Базовые понятия китайской философии

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ понятий ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В

Китайская философия начала складываться в VII в. до н.э. и вполне сложилась к III в. до н.э. Это так называемый древний пери­од развития китайской философии. Кроме него выделяют еще три периода: средневековый (III в. до н.э. — XIX в. н.э.

), новый (середи­на XIX в. н.э. — до 1919 г.), новейший (с 1919 г. — по настоящее время). В ретроспективном аспекте наибольший интерес представля­ют те китайские философские системы, которые сложились в первый период.

Именно они и будут рассмотрены ниже.

Основными школами философской мысли, родившимися непо­средственно на китайской почве, являются конфуцианство и даосизм, возникшие в VI в. до н.э. Примерно в III в. до н.э. в Китай из Индии пришло учение буддизма, далее китайская традиция развивалась с учетом заметного влияния буддийской философии.

Следует отметить, что все три основные учения оказывали влия­ние друг на друга, при этом простыми людьми, как правило, воспри­нимались элементы сразу всех учений одновременно, поэтому их ми­ровоззрение представляло своеобразный коктейль. В то же время сами эти учения, возможно, благодаря подобной естественной эклек­тике стали использовать некоторые одинаковые базовые понятия, такие как дао, ци, инь и ян и др.

Отсутствие единого Первоначала. Для китайской философской традиции присуще отсутствие понятия единого первоначала управ­ляющего миром, в этом ее серьезное отличие от западной филосо­фии. Есть «тьма вещей» или «десять тысяч вещей», которые не имеют единого начала и не составляют единообразно управляемого мира. Китайцы вообще не склонны размышлять над понятиями бытия или

Раздел III. Философия Древнего Востока

небытия, ибо существование для них — это циклический процесс, круг без начала и конца.

Концепция дао. Дао — это высший принцип саморазвития мира. Дословно дао — это путь, дорога, поток. В этом вечном потоке непре­рывных изменений и трансформаций вещи возникают и погибают. Подробнее о концепции дао будет изложено в вопросе о даосизме.

Концепция инь-ян. В соответствии с космогонией древних китай­цев из бесформенного мрака родились две вселенские силы, упоря­дочившие мир: инь и ян.

Дух ян управляет небом и является свет­лым, мужским, творческим началом. Дух инь управляет землей, это темное женское начало, принцип сохранения.

Инь и ян являются противоположностями, в то же время нераздельны и дополняют друг друга, постоянно перетекают друг в друга, составляя единое целое.

Гармония инь и ян представляет собой Великий Предел бытия («тайцзи»), в котором все существующее переходит в свою противо­положность. Символ Великого Предела изображается в виде круга с вписанной в него волнистой линией, которая разделяет круг на свет­лую и темную половины.

На темной половине имеется светлая точка, а на светлой — темная, что означает присутствие ян внутри инь и присутствие инь внутри ян. Когда что-либо достигает своего предела, начинается движение в противоположном направлении, ян сменяет­ся инь, а инь — ян. Можно говорить о непрерывном, цикличном процессе смены периодов активности и покоя.

Инь и ян символизи­руют изначальный дуализм всего сущего.

Личность человека также отражает аспекты инь и ян. Вне зависи­мости от половой Принадлежности человек имеет как женские, так и мужские качества. Отсюда объясняется противоречивость человечес­кой натуры — как следствие всеобщей двойственности природы вещей.

Символика инь-ян пронизывает все сферы китайского нацио­нального уклада жизни и культуры. Ян соответствует внешнему, верху, левой стороне, раскрытию, кругу, небу и т.д., а инь — всему противоположному.

Взаимодействие и гармония этих двух сил про­читывались китайцами в каждом моменте человеческой деятельнос­ти. Так, например, традиционный сюжет в искусстве — это дракон (ян), изображаемый в облаках (инь), китайский пейзаж — это горы (ян) и вода (инь).

Китайская ваза имела квадратное основание (земля, инь) и круглый верх (небо, ян), фарфоровую оболочку (ян) и пустоту внутри (инь).

Концепция «пяти первоэлементов» (у-син). Вселенские силы инь и ян воплощены в пяти первоэлементах: дерево, огонь, металл, земля, вода, которые в свою очередь составляют суть проявленного мира.

Тема 10 Древнекитайская философская традиция

Эти первоэлементы выражают не только материальность Бытия, они символизируют пятичастную систему трансформации всех процессов и явлений. Огонь «порождает» землю, земля «порождает» металл, ме­талл — воду, вода — дерево.

Но эти же стихии и «вытесняют» друг друга: огонь — металл, металл — дерево, дерево — землю, земля — воду. Эти пять первоэлементов ассоциируются с множеством явле­ний в природе и в жизни человека.

Дерево соответствует весне, огонь — лету, металл — осени, вода — зиме, а земля — астрономи­ческой середине года (точке летнего солнцестояния).

На взаимодействии «пяти первоэлементов», т.е. на процессах «по­рождения» и «вытеснения», базируется традиционная китайская ме­дицина. Все органы тела взаимосвязаны между собой, так же как первоэлементы.

Дереву соответствуют печень и желчный пузырь, глаза, жилы, а также чувство гнева и синий цвет- Огню — сердце и тонкая кишка, язык, сосуды, радость, красный цвет. Земле — селе­зенка и желудок, рот, мышцы, мысль, желтый цвет. Металлу -г лег­кие и толстая кишка, нос, кожа, скорбь, белый цвет.

Воде — дочки и мочевой пузырь, ухо, кости, страх, черный цвет. В любом существо­вании можно выделить пять стадий: рождение — зрелость — ста­рость — дряхлость — смерть.

*И-цзин», или Книга Перемен. Одним из самых значительных до­стижений древних китайцев было создание канона Книги Перемен. Этот канон оказал существенное влияние на развитие всей китай­ской культуры и философии.

По сути, это очень малопонятный и загадочный текст, который из­начально использовался в качестве различных толкований техники га­дания по системе восьми триграмм (ба гуа).

По форме триграммы представляют собой комбинации двух видов черт: сплошной, символи­зирующей янское начало, и прерывистой — символа инь.

Каждая три­грамма состоит из трех черт, расположенных «столбиком» друг над дру­гом, и обозначает какое-либо значимое состояние или явление.

Существуют следующие триграммы:

1) три сплошные черты — «цянь»: состояние творчества, крепости, небо, металл, соответствует отцу;

2) Три прерывистые черты — «кунь»: свершение, уступчивость, земля,, мать;

3) две прерывистых черты вверху и одна сплошная внизу — «чжэнь»: возбуждение, движение, гром, первый сын;

4) между двумя прерывистыми одна сплошная черта — «конь»; по­гружение, опасность, вода, второй сын;

5) над двумя прерывистыми одна сплошная черта — «гэ«ь»: стоя­ние, незыблемость, гора, третий сын;

Раздел III. Философия Древнего Востока

6) под двумя сплошными одна прерывистая — «сюнь»: уменьше­ние, проницание, ветер, первая дочь;

7) между двумй сплошными одна прерывистая — «ли*: смычка, выявление, огонь, вторая дочь;

8) на двух сплошных одна прерывистая — «дуй»: разрешение, ра­дость, водоем, третья дочь.

Изобретение триграмм приписывают легендарному родоначаль­нику китайской цивилизации Фуси, который создал их, наблюдая за «образами в небесах» и «узорами зверей и птиц».

В схеме Фусй три­граммы располагаются по кругу, так что триграмма «цянь», символи­зирующая пик ян, находится на юге, а «кунь», отражающая полноту инь, — на севере. Остальные триграммы расположены в порядке на­растания и убывания сил инь или ян.

Считается, что схема Фуси — образ первозданного состояния универсума в его равновесии и покое.

Сочетание двух триграмм — гексограмма (шесть черт) указывает на принципы взаимодействия основных состояний.

Всего существует 64 комбинации гексограмм, которые и описывают всевозможные вариан­ты состояний мира вокруг нас и внутри нас, символизируют универ­сальную иерархию всех вещей и явлений во всех возможных в этом мире вариантах взаимодействия.

Собственно сам И-цзин представляет собой именно эти 64 символа,а вся остальная многочисленная связан­ная с ним литература — всего лишь толкование этих гексограмм.

В гадательных практиках человек, задававший вопрос, тем или иным способом получал для себя ответ в виде какой-либо гексограм-мы (чаще всего использовалось гадание на стеблях тысячелистника, а в упрощенном варианте — старинные монеты). Толкование выпав­шей гексограммы и являлось ответом на поставленный вопрос.

Существует много объяснений символов, используемых в И-цзин. Например, известный психоаналитик К.Г. Юн\ считал, что «гуа» фиксируют общечеловеческий набор архетиповт.е. врожденных психических структур.

Сегодня в различных сферах человеческой деятельности (от компьютеров до политики) принципы И-цят все чаще используют-1 ся в качестве универсальной системы описания протекания любых', процессов.

Конфуцианство

Конфуций. Основные черты учения. Имя китайского мыслителя Кун' Фу-цзы (ок. 551—479 до н.э.) в XVI веке было латинизировано миссио-8 нерами-иезуитами и стало употребляться на Западе как Конфуциус шод Конфуций. При этом «Фу-Цзы» является почетным титулом, которым!

Тема 10. Древнекитайская философская традиция

его именовали, что означает «Мастер». Конфуций основал философ­скую школу моралистов (рю). Основной задачей, которую он ставил перед собой, являлось создание учения о построении совершенного общественного устройства и воплощение его в жизнь.

Главными принципами построения совершенного общества, по Конфуцию, являются гуманность (чжен), соблюдение ритуалов и об­рядов (ли) и практическое воплощение нравственных норм в жизнь (ци). Он рассматривал человеческую жизнь как постоянный процесс учения и воспитания. В качестве примера для подражания Конфуций предложил образ высокоморального человека.

В основе учения Конфуция лежит почитание древней мудрости и древних традиций, так как он считал, что человек может приобрести правильное понимание своих обязанностей только с помощью тща­тельного изучения традиции. Традиция в таком понимании станови­лась общественной нормой, а изучение древних текстов — одним из главных методов обучения и совершенствования.

Для конфуцианства было типичным представление о существова­нии Небесного «замысла» в отношении всего сущего, и в первую оче­редь человека. То, что определено Небом, человек не в силах изме­нить.

Но есть моменты, которые зависят только от человека и от его личных усилий, т.е.

конфуцианство отрицает абсолютный фатализм и признает необходимость человеческих усилий, направленных на достижение совершенства.

«Исправление имен» (Чжен мин). Конфуций считал, что в основа­нии знаний заложены нравственные начала. Это означает, что чело­век должен познавать себя через сравнение своих моральных поступ­ков и действий с традиционной нормой или ритуалом. Ритуал в этом случае является эталоном нравственного поведения.

Сам Конфуций разъяснял суть учения об «исправлении имен» на следующем приме­ре: «Правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». То есть каждый человек должен при­держиваться тех норм и правил, которые ему предписывает его соци­альный статус.

При этом должно учитываться обстоятельство, что один и тот же человек может одновременно выступать в роли отца и в роли сына, в роли подданного и в роли правителя.

Человек должен знать, как вести себя в той или иной ситуации, а потому знание ритуалов помогает сохранить свое достоинство и про­являть человечность.

Но для правильного использования ритуалов че­ловеку необходимо понимать существующий в мире порядок вещей и свое место в этом мире. Кроме того, по учению Конфуция, важно ис­пользовать «правильные имена» (т.е. названия) вещей.

В трактате «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленном учениками мудреца из

Раздел III. Философия Древнего Востока

его высказываний, по поводу «имен» говорится следующее: «Если на­звания вещей неточны, их словесное выражение не отражает сути. Если слова не отражают сути, дела не могут быть завершены. Незавер­шение дел выхолащивает ритуалы и музыку.

Умаление значения музы­ки и обычаев приводит к тому, что наказание не достигает своей цели. Если наказание не действенно, общество ожидает хаос.

Поэтому если благородный человек о чем-то говорит, его слова должны нести четкую смысловую нагрузку, ибо слова не должны расходиться с делом».

Подразделение людей на категории. Нравственный идеал. Конфу­ций делил всех людей на три категории:

1) шен-рен — мудрец; тот, кто учит мудрости и воплощает ее в

себе;

2) цзюнь-цзы — благородный человек; тот, кто во всех поступках следует истине;

3) сяо-рен — «маленький человек»; тот, кто живет без оглядки на моральные ценности.

В своих поучениях Конфуций противопоставляет «благородного человека» «маленькому человеку»: «Благородный человек сострадате­лен и не фанатичен. Маленький человек фанатичен и не сострадате­лен». «Благородный человек спокоен и умиротворен; маленький че­ловек суетен и вспыльчив».

Об образе же конфуцианского мудреца можно судить по следующему изречению из «Луньюй»: «Не погово­рить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять че­ловека. Говорить с человеком, который разговора не достоин, — зна­чит потерять слова.

Мудрый не теряет ни людей, ни слов».

Для верной оценки поступков человека их необходимо соотно­сить с общественным благом. Целью человека должно быть общест­венное служение, а не личная выгода. Конфуций говорит: «Если че­ловек поступает из корыстных побуждений, он неизбежно вызывает негодование».

Поэтому нравственный идеал конфуцианства — лич­ное совершенствование, постоянное превозмогание себя (кэ цзи), причем не в отшельничестве, а, напротив, в постоянном общении с другими людьми, в ходе которого только и возможно духовное возму­жание и очеловечивание.

Человек может добиться личного совер­шенства, только ведя к совершенству других.

Дальнейшее развитие идей Конфуция. Нерхонфуцианство. В разви­тие конфуцианских идей большой вклад внес Мэн-цзы (ок. 372—289 до н.э.).

Он отстаивал традиционное конфуцианское представление о разграничивающей функции ритуала и о естественном разделении общества на «верхи» и «низы».

Мэн-цзы развивал идеи Конфуция о мудром правлении государя, который без принуждения подчиняет все живое своей всеохватной воле, и учил, что народ может даже

Тема 10. Древнекитайская философская традиция

свергнуть Правителя, если тот изменит «чаяниям народа» и принци­пам «гуманного» правления. Он также углубил теорию нравственного самосовершенствования. По его мнению, каждый человек от рожде­ния наделен знанием этических норм и самосовершенствование — это развитие врожденных добродетелей.

Другим выдающимся идеологом конфуцианства был Сюнь-цзы (ок. 313 — ок. 238 до н.э.), который переосмыслил идею «ли» (ритуала) в свете реалий общественной морали.

Он указал, что ритуал устанавли­вает место человека в обществе с целью гармонизации последнего. В таком обществе все равны в том, что каждый имеет положенное ему по иерархии.

Сюнь-цзы в отличие от Мэн-цзы заявлял, что человек «от природы зол, а его доброта созидается им самим».

При жизни .Конфуция его идеи не были воплощены в жизнь. Только во времена династии Хань (III в. до н.э. — III в.) его учение стало государственной идеологией. '

К Х в. н.э. конфуцианство подверглось значительному влиянию даосизма, буддизма, философии «инь-ян», так что, по сути, сформи­ровалось новое учение, которое именуют неоконфуцианством. Глав­ным идеологом неоконфуцианства стал Чжу Си (1130—1200).

Его идеи служили в качестве официальной идеологии Китая вплоть до коммунистического переворота 1949 г. Чжу Си изменил значение принципа ли, который стал олицетворять Великий предел (тайцзи).

Ли становится вечным, постоянным, всеблагим принципом, стоя­щим над реальностью, и воплощает в себе истинную природу вещей, т.е. изначальную сущность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_66673_bazovie-ponyatiya-kitayskoy-filosofii.html

Философские термины и понятия кратко (Словарь)

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ понятий ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В

Страница 1 из 4

Справочный материал содержит список основных философских терминов и понятий кратко. Словарь по философии будет полезен школьникам старших классов и студентам при подготовке к экзаменам, тестам, ЕГЭ.

Словарь основных философских терминов и понятий

А

Абстрагирование — это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства пред мета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Агностицизм — философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания.

Адекватность — соответствие, соразмерность, верность, точность.

Аксиология — философское учение о природе ценностей, о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого.

Аксиология — философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле — всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

Анализ — процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез.

Антикумулятивизм — обратное кумулятивизму.

Антропогенез — процесс происхождения человека и становления его как обществ, существа.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, человеческих рас, опирающаяся на изучение человеческого тела, естественных различий между людьми.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, человеческих рас, опирающаяся на изучение человеческого тела, естественных различий между людьми.

Антропосоциогенез — исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Антропоморфизм — наделение предметов (животных, явлений природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, то есть уподобление их человеку.

Антропоцентризм — религиозно-идеалистический взгляд на человека как центр и высшую цель мироздания.

Апория – трудноразрешаемаязадача.

Апологетика – защитазащищающихся, предвзятаязащита, восхвалениечего-либо.

Архетип — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом.

Архэ (греч. arhe — начало) – единаяосновамирозданияипроблемаинтегральногоединствамножественныхмиров. Архэ – первоматерия,  праматерия,  исходноесостояниевещей,  древнейшаяформав  историческомсмыслеслова.

Атман — одно из основных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В ведийской литературе, прежде всего в Упанишадах. обозначает субъективное психическое начало, индивид, бытие, «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах.

Б

Бессмертие — вера в нескончаемость человеческого существа, особенно души человека.

Бессознательное — термин, неверно прилагаемый к человеческой психике.

Обычно за бессознательное принимают или с бессознательным путают ощущения, проходящие амнестично или почти амнестично (для последующего потока здесь-теперь-так данного субъекта), подпороговые раздражения, периферийные ощущения вне зоны внимания и сосредоточения, метапсихическое (процессы в гипотетических смежных сознаниях, закрытых для данного), «закрытые» нейродинамические процессы (не имеющие репрезентации в здесь-теперь-так наблюдаемом).

Бессознательное коллективное – понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание К.Б. составляют инстинкты и архетипы.

Бог — в развитых религиозных системах непостижимый в Своем Существе Абсолют, открывающий Себя в творении мира и попечении о нем.

Биотехнологии — использование биологических процессов и биологических систем для производства полезных продуктов, лекарств, биологического оружия и т.п. В принципе, биотехнология может синтезировать все органические вещества.

Современная биотехнология базируется пока на четырех ее новейших направлениях: а) генетическая инженерия; б) клеточная технология; в) энзимные ферментные системы для производства большого класса биологически активных веществ; г) клонирование живых организмов.

«Благородный муж» — совершенный муж, исходное значение — дитя правителя. Синонимы — великий человек, гуманный человек.

Брахман — представитель высшей касты в Индии, жрец в брахманизме и индуизме.

Будда — в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению.

Бытие — категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

В

Вера — эмоционально-личностный способ отношения человека к миру (естественному или сверхъестественному), состоящий в принятии реальности этого мира без необходимости соответствующих доказательств.

Верификация — методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Восприятие — чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий).

Время — форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи.

Всеединство — философское учение, раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности.

Вульгарный материализм — течение в философии сер. 19 в. Теоретическим предшественником был французский материалист Кабанис, его главные представители — философы К.Фохт, Я.Молешотт, Л.Бюхер.

Г

Гедонизм — тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные).

Гносеология — раздел философии, в котором изучаются природа познания, его всеобщие предпосылки, пути, возможности, отношение знания к реальности.

Государство — политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия.

Гармония — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.

Герменевтика — первоначальный смысл — искусство истолкования, учение об интерпретации текстов.

Гипотеза — научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.

Глобализация — интеграция экономической деятельности подразделениями частного капитала во всемирном масштабе, утверждение рыночной экономики в большинстве государств и регионов, развитие экономических сообществ (ЕЭС, Евразийское экономическое сообщество и др).

Гуманизм — 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого — человек с его земными делами и свершениями, с присущей его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями.

Д

Дао — понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения — неопределяемым, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения; выступая первопричиной всех изменений, — является «матерью всех вещей», «корнем всего».

Движение — способ существования материи, в самом общем виде- изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Дедукция — переход от общего к частному; в более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).

Дедукция – способ познания, предполагающий движение от общего, данного с очевидностью к частному неизвестному, или процесс логического вывода.

Дезинформация — сообщение заведомо ошибочных, искаженных, ложных сведений с целью ввести информируемое лицо в заблуждение.

Деизм— религиозная концепция, в которой Бог рассматривается как Первопричина мира, но не как Вседержитель.

Детерминизм — учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций.

Диалектика — околофилософская дисциплина (не наука), спекулятивно анализирующая несопряженное знание и обслуживающая различные мировоззренческие потребности.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью его изменения.

Добро — в широком смысле слова как благо означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д.

Догма — доктрина или отдельное положение, принимаемое лишь на основе веры или слепого подчинения авторитету.

Долг — одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Долг выражает императивную форму морали. Сами действия, поскольку они мотивированы долгом, именуются обязанностями.

Достоинство — характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

Дуализм — философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций, объекта и субъекта, сознания и телесной организации человека, а также добра и зла, природного мира и свободы, факта и ценности, темных и светлых начал бытия.

Дуализм — философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций.

Ж

Жень — означает «человечность», «гуманность», «человеколюбие», «милосердие», «доброта».

Жизнь — специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е.

в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой.

Источник: https://infotables.ru/filosofiya/1148-filosofskie-terminy

Словарь по теме 2

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ понятий ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙСЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ 2:

«ФИЛОСОФИЯДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

Упанишады –с древнеиндийского переводится как«сидеть у ног учителя с целью познанияистины»; трактаты философско-религиозногохарактера, примыкающие к Ведам иопределявшие духовное развитиедревнеиндийской культуры приблизительнос 800 до 500 до н.э.

Ортодоксальный– неуклоннопридерживающийся какого-либо направления,учения, мировоззрения.

Брахман–понятие индийской философии, обозначающеевысшую объективную реальность, некоебезличное Абсолютное начало, из котороговозникает и в котором растворяется всёмироздание.

Атман– понятие индийской философии, означаетвысшее субъективное духовное начало,которое, с одной стороны, противостоитБрахману, с другой – тождественно ему.

Манас –собственно сознание, накопленное даннымчеловеком, его жизненный опыт, личностноемировидение. В момент смерти погибаеттолько Манас, Атман же продолжает своешествие по времени в последующихперерождениях.

Майя– термин индийской философии, означаетиллюзию, мираж, космическую силу,создающую объективный мир. В философскихтекстах индийских мыслителей употребляетсядля обозначения материального бытия,которое считается объективно воспринимаемойиллюзией, т.е. бытием неподлинным.Подлинной реальностью является тольковысшее духовное существование(Брахман-Атман).

Рита– понятие индийской философии, означаетпервооснову мира и действующих в немзаконов. Власть Ритыраспространяетсяи на богов и на людей. Ритарегулируетзаконы человеческой жизни и противодействуетугрожающему всему хаосу.

Сансара– в индийской философии круг постоянныхстранствований или перевоплощенийчеловеческой души.

Карма –в индийской философии закон воздаяния.В философских учениях карма преимущественновоспринимается как духовный законпричинно-следственных связей, по которомукаждое существо настигают последствияего добрых и злых мыслей, слов и деяний.Карма определяет условия не тольконастоящей, но и будущей жизни (жизней)человека.

Дхарма –одно из основных этических понятийиндийской философии – моральный закон,долг, духовное учение.

Мокша –освобождение от мира объектов и страстей;постоянное нравственное совершенствование.

Буддизм– этико-философское учение, возникшеев Древней Индии. Основатель –принц-отшельник Сиддхартха Гаутама(Будда). Неортодоксальная школа.

Нирвана– в буддийской философии высокоесостояние духа человека, предполагающеедостижение духовных сфер надземногобытия. Из-за буквального пониманиякорневой основы слова («угасание»,«затухание») нередко ошибочно трактуетсякак «полное угасание всякой жизни». Вдействительности означает лишь угасаниепламени чувственных желаний и привязанностик материальному, земному миру.

Санкхья– одна из ортодоксальных школ древнейиндийской философии, придававшая особоезначение изучению природы, рассматриваемойв процессе космического развития.

Пракрити –в индийской философии материальнаяприрода или субстанция как противоположностьдуховной природы (Пуруши).

Пуруша– в индийской философии духовный аспектмироздания; духовный прообраз человека– «небесный человек»; иногда – высшеедуховное «Я» человека.

Инь-ян– парные понятия китайской философии,выражающие идею двойственности бытия.Инь-ян – диалектическая пара, в которойодно начало неизбежно предполагаетвторое. Существует бесчисленное множествоконкретизаций этой абстрактнойдвойственности: тьма-свет, покой-движение,земное-небесное, холод-тепло, женское-мужскоеначала, смерть-жизнь и т.д.

Тянь– понятие китайской философии, означает«Небо», которое воспринималось какнекая высшая духовная сила, управляющаяМиром.

У син– понятие китайской философии, котороеозначает пять первоэлементов мироздания:дерево, огонь, земля, металл, вода.

Дао –букв. «путь»; одно из важнейших имногозначных понятий китайской философии.Означает: а)всеобщий космический закон;

б)естественный,природный ход вещей;

в)Абсолюткак высшее состояние бытия – начало иконец всех вещей;

г)символвысшей космической гармонии.

Дэ– понятие китайской философии, во многомблизкое понятию «Дао». В «Дао дэ дзин»говорится: «Дао рождает (вещи), дэвскармливает (их)». Дэ– это трансформированное Дао, проявленноеи доступное восприятию.

В онтологическомсмысле дэиногдаозначает нечто вроде материальнойсубстанции. Применительно к человекудэесть свойство добродетели, способностьнаходить и удерживать меру.

В даосизмечеловек с «высшимдэ» — этосовершенномудрый человек.

Конфуцианство– одна из самых влиятельных философскихшкол в Древнем Китае, признающаянезыблемость традиций, ритуалов, укладажизни. Основана мудрецом Конфуцием вVIвеке до н.э.

Жэнь– основное этическое понятие конфуцианства.Означает «гуманность», «милосердие»,«человечность». Жэнь – одно из «пятипостоянств», которым должен обладатьсовершенный человек.

И –понятие китайской философии, означающее«чувство долга», «долг-справедливость».В широком смысле и– моральные принципы, которых долженпридерживаться совершенный человек пособственной воле, в силу своей добродетели.

Ли– понятие китайской философии, означающее«ритуал», «церемония», «этикет». Ли –это всевозможные нормы религиозного,светского или семейного поведения.

Сяо– один из этических принципов конфуцианства– «сыновья почтительность и почитаниестаршего брата». Исполнять сяо– значит служить родителям по правиламли.

Чжи– понятие китайской философии, означает– «мудрость», «знание», «ум», «интеллект».

Цзюнь-цзы– понятие китайской философии, означает– «совершенный», «достойный», «благородныйчеловек» («муж»), благодаря которомуподдерживается равновесие в мире.Цзюнь-цзы– конфуцианский идеал человека,обладающего пятью постоянствами(совершенными качествами) – жэнь, и, ли,сяо, чжи.

Даосизм –философская школа в Древнем Китае, представители этой школы были сторонникамиучения о Дао и Дэ. Возникла в Китае в 6-5вв. до н.э. Основоположником учениясчитается древнекитайский философ Лао-цзы, призывавший следовать природе,жить естественной жизнью.

Увэй– «не-деяние» — одно из основных понятийдаосизма, означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей.Увэй в понимании даосов это не полноебездействие, а, скорее, действие особогорода, когда поступки человекасгармонизированы с законами природы иестественной необходимостью.

Ци– понятие китайской философии, означает«дыхание», «эфир», «жизненная энергия»,«сила». Введение этого понятия приписываютдревним даосам.

Источник: https://studfile.net/preview/3652859/

Словарь основных терминов

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ понятий ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В

Дао (кит., буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии.

Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

Даосы, заимствовав термин, выстроили вокруг него собственную философию; наиболее известная и значимая даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин.

Дао дэ цзин (кит. трад. “№ъє, «Книга пути и достоинства») — основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира.

Основная идея этого произведения — понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие».

Споры о содержании книги и её авторе продолжаются до сих пор.

Даосизм (школа дао) — одно из двух главных течений китайской философии, основанное старшим современником Конфуция Лао-цзы в VI в. до н. э. (трактат «Дао-дэ-цзин») и развитое выдающимися китайскими мыслителями: Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу и другими. Во II-III вв. даосизм разделился на философский и религиозный.

Последний включил в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и другие элементы, не имеющие ничего общего с философией классического даосизма. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао. Это универсальная всепроникающая первооснова сущего и одновременно Путь, Разум, Истина, благодать. Дао не переводимо и не определяемо привычным образом.

Это беспредельная пустота, наделенная столь же беспредельной информацией.

Дэ — манифестация Дао — одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась с кармой. В самом общем смысле обозначает основное качество, обеспечивающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Будучи индивидуальным качеством, Дэ относительно, поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими.

Дэ также является одним из основных понятий традиционной китайской религии даосизма. В классическом даосском тексте «Дао Дэ Цзин» Дэ понимается как Благая Сила Пути-Дао.

Согласно китайской историографии именно обладание или потеря дэ лежали в основе закономерности движения династийных циклов.

Инь и Ян — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии. Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины.

Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности.

Конфуцианство — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551-479 до н. э.).

В Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; таким образом, традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного единственного мыслителя.

Выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

Конфумций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

Настоящее имя — Кун Цю (ЌE‹u Kong Qiы), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель».

И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Легимзм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Мировоззремние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей

Моисты — представители моизма, древнекитайской философской школы мо цзя, основанной философом Мо Ди (Мо-цзы, 5-начало 4 в до н. э.). Известны имена некоторых из них: Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь. Школа моистов просуществовала более двух веков. Время деятельности поздних моистов относят к 4-3 вв. до н. э.

Мо-цзы (ок. 470 — ок. 391 до н. э.) — древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.

Натурфилосомфия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.

Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. В средние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий.

Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.

У-син (Пять элементов; — стихий; — действий; — движений; — столбцов; — фаз; — состояний) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии.

Филосомфия (????? — любовь, стремление, жажда + ????? — мудрость > др. -греч. ????????? (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Ши-цзи — «Исторические записки»: Труд историографа династии Хань Сыма Цяня. В китайской культуре играет роль примерно сопоставимую с той, которую сыграли «Истории» Геродота для западного мира.

Созданные между 109 и 91 гг до н. э., Ши-цзи охватывают период от полумифического Желтого Императора (2600 до н. э.) и до династии Хань включительно.

Переводом «Ши-цзи» на русский язык занимался с 1958 до самой своей смерти в 1995 г. Р.В. Вяткин, он был окончен под редакцией и с участием его сына А.Р. Вяткина в 2010 г. В 1972-2010 гг. было опубликовано 9 томов перевода и исследований текста. Это первый полный перевод памятника на какой-либо из европейских языков.

Шицзин («Книга песен») — один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке и традициях различных регионов древнего Китая, сопоставимый с Ригведой по значимости и стилистике. Включен в канонический сборник конфуцианских текстов У-цзин.

Содержит 305 народных песен и стихотворений различных жанров, созданных в XI-VI вв. до н.э. и отражающих многообразные явления духовной и социальной жизни; отбор и редакция произведений приписывается Конфуцию. Лунь юй вкладывает в уста Конфуция призыв изучать Шицзин как источник знаний о природе и обществе.

Шу-цзин («Книга истории» или «Книга документов»,) — одна из китайских классических книг, входящая в состав конфуцианского «Пятикнижия». Она содержит документы для древнейшей истории Китая (с 2357 по 627 г. до н. э.

); редакция её приписывается Конфуцию, который привёл в порядок дошедшие до него документы, некоторые из которых считаются древнейшим пластом китайской истории и мифологии (напр. указания на всемирный потоп, происшедший будто бы при императоре Яо в 2293 г. до н.э.).

Книга содержит рассуждения на тему об идеальной системе управления государством.

Шу-цзин содержит 58 глав, 33 признаны аутентичными документами 6 в до н.э.

Ян Чжу — древнекитайский философ, противник конфуцианства. Считается представителем раннего даосизма. Сведений о его жизни и учении крайне мало.

Время его жизни относят ко второй половине пятого века до н. э. и первой половине четвертого века до н. э.

Есть сведения, что он много путешествовал по различным царствам древнего Китая и его взгляды пользовались широкой известностью. Имел большое количество учеников.

Источник: https://vuzlit.ru/1461233/slovar_osnovnyh_terminov

Философия древнего Китая

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ понятий ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В

Министерство сельского хозяйства РФ 

ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» 

Кафедра Философии социологии и политологии 

Контрольная работа

по дисциплине: «Философия» 

тема: «Философия древнего Китая» 

                                                                                                Выполнила студентка 1 курса ССО

                                                                                                экономического факультета

                                                                                                заочного отделения

                                                                                                спец-ть «бух.  учет, анализ и аудит»

Ульяновск 2010г  

Тема №7 « Философия древнего Китая »

План:

  1. Возникновение, особенности и основные этапы развития древнекитайской философии.
  2. Основные понятия древнекитайской философии и их содержание: инъ, ян, ци, дао.
  3. Характерные особенности видения мира в философии Древнего Китая: культура дао.
  4. Основные течения древнекитайской философии, их содержание, особенности и современность.

Термины

Список  литературы                      

  1. Возникновение, особенности и основные этапы развития древнекитайской философии.

Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

В эпоху Шань-Инь и в начальный период существования династии Джоу господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Оно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие их китайских божеств имели явное сходство с животными, птицами и рыбами.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и янь, которые занялись упорядочением мира.

В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии. Мифологическая форма мышления, как господствующая, продержалась вплоть до 1 тысячелетия до н.э.

Разложение первобытнообщинного строя и появление новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в 5-3 в.в. до н.э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека.

Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.

Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов- историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.

Философии Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о пошлых династиях, о «золотом веке».

Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком.

Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места.

Однако все натурфилософские учения Древнего Китая ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о «восьми стихиях».

Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы янь и инь , возникают наивно-материалистические концепции, которые были связаны с «пятью первостихиями»: вода, огонь, металл, земля, дерево.

Борьба за господство между царствами привела во второй половине 3 века до н.э. к уничтожению «Сражающихся царств» и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие политический потрясения нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии.

В литературно-исторических памятниках мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период 6-3 в в. до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии.

Именно в этот период происходит формирование китайских школ — даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем огромное влияние на все последующее развитие китайской философии.

Именно в этот период зарождаются те проблемы, понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период 8-6 вв. до н.э., и этап расцвета философской мысли — этап соперничества «100 школ», который традиционно относится к 4-3 вв. до н.э.

Период складывания философских воззрений древних народов, которые заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу.

Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией.

В конечном итоге столкновение взглядов и точек зрения выливалось в борьбу двух основных направлений в философии- материалистического и идеалистического — с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся царств».

В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.

Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами — вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Единственным исключением является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб.

Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемой официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия.

Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древние наивно-материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже 4 и 5 веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.

Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу того натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития.

Обособленность древнекитайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.

Наконец, для китайской философии была характерна тесная связь с мифологией.

Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:  1. принцип рассмотрения мира «природа — человек — его общество», воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и находятся в динамическом равновесии.  2.

Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той реальности, которая существует, поэтому она менее обращается к сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических, социальных, политических систем, и во всех философских учениях рассматривает проблемы управления государством и способы самоусовершенствования человека.  3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало эстетическое философское отношение к тексту. Это отношение отмечено на выражении содержания сущности мира, человека и др.  4. В связи с отсутствием понятийного аппарата древнекитайская философия наполнена абстрактной спекуляцией натурального и мировоззренческого порядка, поэтому она слабо связана с наукой и не имеет логики.  

5. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркивает исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и сегодня. Китайская философия относится к другим с чувством превосходства, особенности национального умозрения и нетерпима ко всем другим.

  1. Основные понятия древнекитайской философии и их содержание: инъ, ян, ци, дао.

Дао (кит. 道, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. При этом даосы вкладывают в это понятие иное значение, раскрытию которого служит трактат Дао Дэ Цзин.

Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение («10 000 вещей»).

Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого противоположности, из согласованности которых получается перемена, движение и взаимное проникновение и вследствие этого возникает мир.

Согласно Лао-Цзы (Lǎozǐ) Дао порождает единицу — ци (Qi 氣), единица порождает два — Инь и Ян. То есть Дао является источником всех форм. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения и творение.

Так как Дао охватывает всё, такие противоположности как пустота и существования (кит. 無 / 无, wú, кит. 有, yǒu), и собственно неописуемо в интеллектуальных понятиях, из-за чего китайская философия полна парадоксов.

В понятиях классической литературы Дао представляется как необъяснимый, далекий и вечно чистый дух — мать космоса, как все это пронизывающее, обширное и цель существования; даже небытие, но и происхождение существования. Это действует без активности и намерения, вещи происходят из него и получают её порядок.

Дао вызывает какую-либо перемену и все же, сам пуст и не активен. Это упорядочивает без того, чтобы господствовать. Каждое существо и каждая вещь владеет собственным Дао и следует собственной дорогой и принимается как мудрое Дао.

Бездействие также практикуется, поскольку Дао упорядочивает вещи самостоятельно и не нужно вмешиваться в этот естественный порядок.

Источник: https://www.stud24.ru/philosophy/filosofiya-drevnego-kitaya/282434-842204-page1.html

Scicenter1
Добавить комментарий