СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ : УЧЕБ.-МЕТОД, ПОСОБИЕ / СОСТ. Т. Н. КАРЯКИНА, М.

Социальная экология (Т. Н. Карякина, М. В. Андреева, Т. Л. Яцышена)

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ : УЧЕБ.-МЕТОД, ПОСОБИЕ / СОСТ. Т. Н. КАРЯКИНА, М.

   Учебно-методическое пособие способствует формированию у студентов многоплановой реализации экософского подхода в условиях дезинтеграции эколого-социально-биологических основ жизнедеятельности человека.
   Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 4

ЛЕКЦИИ 5

ТЕМА 1. БИОСФЕРА КАК ОБЛАСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ 5ТЕМА 2. ЭКОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 11ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ 18ТЕМА 4. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 25ТЕМА 5.

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 30ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 46ТЕМА 7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РЕШЕНИЯ 52ТЕМА 8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 64ТЕМА 9.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 68

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 77

ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 77ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ 78ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 79ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 80ТЕМА 5.

СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 81ТЕМА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РЕШЕНИЯ 82ТЕМА 7. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 83ТЕМА 8.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 84

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 86

ПРЕДИСЛОВИЕ

   Социальная экология является учебным курсом в разделе общепрофессиональных дисциплин учебного плана для студентов специальности «Социальная работа».   Социальная экология — сложная дисциплина, объединяющая на сегодня многочисленные аспекты науки и практики, направленные в итоге на формирование нового интегративного знания.

Его основа — экософский подход в осмыслении сущности и назначения человека с позиций его многоплановой реализации в условиях усиливающихся тенденций дезинтеграции эколого-социально-биологических основ жизни на планете Земля.

   Студент вуза в результате изучения данного курса должен получить представление об экологических проблемах, касающихся социальных, экономических и политических аспектов, причинах экологического кризиса, возможных путях решения экологических проблем; владеть теорией и методологией социальной экологии, социологическими аспектами охраны окружающей среды.

Предлагаемые учебно-методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи студентам в изучении данного курса. Они содержат тематический план, представленный соответствующими блоками лекций и семинарскопрактических занятий, а также вопросы к экзамену.   Лекционный материал рассчитан на 36 часов, материал семинарско-практических занятий — на 18 часов.

   Каждый лекционный тематический блок содержит:· программную аннотацию;· ключевые понятия;· краткое содержание лекции.   Тематический блок семинарско-практических занятий содержит:· вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения;· практические задания;

· список рекомендуемой литературы.

Формат: PDF
Язык: Русский

Скачать учебник
Социальная экология (Т. Н. Карякина, М. В. Андреева, Т. Л. Яцышена)

Социальная экология: Курс лекций (Быстряков И.К., Меерсон Е.А., Карякина Т.Н.)
   В предлагаемом курсе лекций раскрыты особенности социальной экологии как науки, представлена концепция эколого-ориентированного развития производительных сил, отображены целеполагания эколого-ориентированной деятельности, основные аспекты, определяющие местоположение экологического императива в общей системе управления социально-экологическим развитием.   Предназначен для студентов социальных специальностей, аспирантов, преподавателей, специалистов в области экономики и социальной политики.СОДЕРЖАНИЕПредисловие 6Тема 1. Экология и современные экологические проблемы 81. Предмет и отрасли экологии 112. Возникновение и развитие экологии 133. Основные категории экологии 15Тема 2. Проблема критических уровней в развитии систем 171. Биологические системы и иерархические уровни их интеграции 172. О соотношении эволюции и скачков в развитии 203. Критические уровни в развитии сложных систем 22Тема 3. Возникновение социальной экологии и ее предмет 241. Возникновение и развитие социальной экологии 242. Предмет социальной экологии 283. Законы социальной экологии 29Тема 4. Метод социальной экологии 331. Трудности создания метода социальной экологии 332. Метод, методология, основные элементы научного познания 333. Этапы научного познания 35Тема 5. Методология социально-экологических исследований 401. Система целевых установок эколого-ориентированного развития 402. Принципы и критерии процесса экологизации развития 573. Объектно-предметный подход к управлению развитием 754. Экологический императив в общей структуре управления социально-экономическим развитие 87Тема 6. Окружающая среда и ее элементы 1001. Окружающая среда 1002. Понятие и элементы окружающей среды 1023. Соотношение элементов окружающей среды 1214. Соотношение окружающей природной и трудовой среды 124Тема 7. Социально-биологические взаимодействия окружающей среды 1261. Качество жизни и качество окружающей среды 1262. Качество окружающей среды Тема 8. Экологический кризис и возможности его решения 1351. Понятие и причины экологического кризиса 1352. Возможности решения экологических проблем  1423. Взгляды на соотношение общества и природыи на решение экологических проблем 156Тема 9. Охрана окружающей среды 1611. Социологический аспект охраны окружающей среды 1612. Теории охраны окружающей среды 1623. Новые принципы жизни в объединенном мире 163Тема 10. Экологическое сознание и экологическое образование 1661. Экологический кризис и экологическое сознание 1662. Экологическое образование 172Тема 11. Социальная политика государства в обеспечении защиты молодой семьи и социально-трудового потенциала 1771. Мониторинг репродуктивного здоровья популяции молодых матерей в условиях экологии Нижнего Поволжья (на модели Волгоградской промышленной агломерации) 1802. Эколого-социальная концепция мониторинга 1863. Медико-экологическая концепция мониторинга 1914. Эколого-социальное и медико-биологическое обоснование социальной политики государствав обеспечении защиты молодой семьи 195Тема 12. Эколого-социально-биологические взаимодействия в процессе воспроизводствапоколений 2041. Эколого-социально-клинический мониторинг популяционного здоровья молодых женщин на этапе воспроизводства поколений 2062. Эколого-социально-биологические взаимосвязи в системе комплексного мониторинга репродуктивной функции популяции молодых женщин (анализ таблиц сопряженности) 2183. Анализ эколого-социально-биологических взаимосвязей по совокупности офтальмологических показателей 2194. Качество реализации репродуктивной функции 2305. Экологический фактор в реализации репродуктивной функции 236Приложения 241Краткий словарь терминов 248Формат: PDFЯзык: РусскийСкачать курс лекцийСоциальная экология: Курс лекций (Быстряков И.К., Меерсон Е.А., Карякина Т.Н.)

 

Page 3

Учебники по социологии

Скачать: Учебники по социологии. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 4

Учебники по анатомии и физиологии

Скачать: Учебники по анатомии и физиологии. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 5

Учебники по биологии

Скачать: Учебники по биологии. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 6

Учебники по журналистике

Скачать: Учебники по журналистике. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 7

Учебники по биофизике

Скачать: Учебники по биофизике. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 8

Учебники по биохимии

Скачать: Учебники по биохимии. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 9

Учебники по военному делу

Скачать: Учебники по военному делу. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 10

Учебники по географии

Скачать: Учебники по географии. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 11

Учебники по демографии

Скачать: Учебники по демографии. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 12

Учебники по зоологии

Скачать: Учебники по зоологии. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 13

Учебники по медицине

Скачать: Учебники по медицине. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 14

Учебники по этике и эстетике

Скачать: Учебники по этике и эстетике. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 15

Учебники по БЖД

Скачать: Учебники по БЖД. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 16

Учебники по информатике

Скачать: Учебники по информатике. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 17

Учебники по астрономии

Скачать: Учебники по астрономии. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 18

Учебники по математике

Скачать: Учебники по математике. Учебные пособия, лекции, доклады.

Page 19

Учебники по экологии

Скачать: Учебники по экологии. Учебные пособия, лекции, доклады.

0

Учебники по физике

Скачать: Учебники по физике. Учебные пособия, лекции, доклады.

1

Учебники по истории

Скачать: Учебники по истории. Учебные пособия, лекции, доклады.

2

Учебники по маркетингу

Скачать: Учебники по маркетингу. Учебные пособия, лекции, доклады.

3

Учебники по бюджетной системе

Скачать: Учебники по бюджетной системе. Учебные пособия, лекции, доклады.

4

Учебники по педагогике

Скачать: Учебники по педагогике. Учебные пособия, лекции, доклады.

5

Учебники по региональной экономике

Скачать: Учебники по региональной экономике. Учебные пособия, лекции, доклады.

6

Учебники по бизнес-планированию

Скачать: Учебники по бизнес-планированию. Учебные пособия, лекции, доклады.

Источник: https://studentam.net/content/view/85/19/

Социология как основа развития социальной экологии

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ : УЧЕБ.-МЕТОД, ПОСОБИЕ / СОСТ. Т. Н. КАРЯКИНА, М.

Описание: Социология как основа развития социальной экологии Социальная экология –наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой.

Социальная экология молодая научная дисциплина начала формироваться на стыке естественных общественных и технических дисциплин. Первоначально экология была разделом биологии термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.

Для социальной экологии термин экология означает особую точку зрения особое мировоззрение особую систему ценностей и…

Дата добавления: 2014-06-22

Размер файла: 22.82 KB

Работу скачали: 20 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

red54;;;Оглавление

Введение 3

1. Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины 4

2. Социология как основа развития социальной экологии 8

Заключение 12

Список используемой литературы 13

Введение

Социальная экология –наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека.

Социальная экология — молодая научная дисциплина, начала формироваться на стыке естественных, общественных и технических дисциплин.

 Фактически, возникновение и развитие социальной экологии отражает возрастающий интерес социологии к проблемам окружающей среды, т. е.

 рождается социологический подход к экологии человека, который сначала привел к возникновению экологии человека, или гуманной экологии, а позже — социальной экологии.

Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы. Первоначально экология была разделом биологии (термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.).

 Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания, в философии –самые общие закономерности взаимодействия человека, общества и Вселенной, в географии –структура и функционирование природных комплексов и природно-хозяйственных систем.

 Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. 

Проблемам социальной экологии посвящены работы Э. В. Гирусова, В. Д. Комарова, Ю. Г. Маркова и др.

Цель работы: изучить становление социальной экологии, при этом рассмотреть социологию как основу развития социальной экологии.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемых источников.

1. Причины появления социальной экологии как самостоятельной     научной дисциплины

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин (таких как социология, экономика, политология, психология и др.) к проблеме взаимодействия человека и окружающей среды. 

Отсюда становится понятным, почему сам термин «социальная экология» появился благодаря не биологам-экологам, а социальным психологам –американским исследователям Р. Парку и Е. Берджесу, которые впервые употребили этот термин в 1921 г. в своей работе по теории поведения населения в городской среде.

 Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Используя понятие «социальная экология», они хотели подчеркнуть, что в данном контексте речь идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

 Таким образом, в Америке первоначально социальная экология была скорее социологией города или урбосоциологией.

Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку.

 Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Экологические методики стали применяться для анализа социальной системы.

В нашей стране под «социальной экологией» изначально понимали иную область знания, которая призвана заниматься решением проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. А это возможно лишь тогда, когда основой социально-экономического развития общества станет рациональное природопользование.

Первоначально научные принципы рационального природопользования пытались разрабатывать многие существующие науки –биология, география, медицина, экономика, затем этими вопросами все шире стала заниматься экология.

 Медико-биологические и медико-демографические аспекты взаимоотношений общества и природы рассматривались в медицинской географии, гигиене окружающей среды и позднее в новой области экологии –экологии человека. В целом же возникло очень много новых разделов в традиционных науках.

 Например, охраной и рациональным использованием геологической среды стала заниматься инженерная геология. В юриспруденции стало оформляться социоэкологическое право. В экономической науке возник такой раздел, как экономика природопользования.

 Представители различных научных дисциплин начинали утверждать, что проблема рационального природопользования –это только их вотчина. Но получалось так, что каждая наука при изучении проблемы рационального природопользования акцентировала внимание на тех моментах, которые ей ближе.

 Химиков, например, не волновало изучение проблемы с социальной или экономической точек зрения и наоборот. Стало очевидным, что изолированное изучение всех аспектов данной проблемы –медицинских, биологических, социальных, экономических и др.

, не позволяет создать общую теорию сбалансированного взаимодействия общества и природы и эффективно решать практические задачи рационального природопользования. Для этого нужна была новая междисциплинарная наука. Такая наука стала формироваться почти одновременно во многих странах мира.

 В нашей стране для ее обозначения использовали разные названия –натурсоциология, созология, энвайронментология, прикладная экология, глобальная экология, социально-экономическая экология, современная экология, большая экология и т.д. Однако эти термины не получили достаточно широкого распространения, поскольку в большинстве своем они или отражают лишь один из аспектов проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой, или слишком громоздки. 

В 1970-80-х годах вышли в свет обобщающие монографии видных отечественных ученых: Гирусова Э.В. «Система «общество –природа» (проблемы социальной экологии)», Комарова В.Д.

 «Научно-техническая революция и социальная экология», Маркова Ю.Г. «Социальная экология». В 1986 году состоялась Первая Всесоюзная конференция «Проблемы социальной экологии».

 Все это способствовало тому, что за новой наукой в нашей стране стало закрепляться название «социальная экология».

Всемирное признание социальной экологии относят к 60-м годам ХХ столетия. Одно из самых ярких событий тех лет –публикация в 1962 г. книги Р. Карсон «Безмолвная весна» об экологических последствиях применения пестицида ДДТ. Швейцарский химик Мюллер синтезировал ДДТ и в 1947 г.

 получил за это Нобелевскую премию. Позднее выяснилось, что ДДТ накапливается в живых тканях и губительно действует на все живое, включая человеческий организм.

 Благодаря воздушному и водному переносу, это вещество распространилось по всей планете и обнаружено даже в печени пингвинов Антарктиды.

Как и любая другая научная дисциплина, социальная экология развивалась постепенно. Можно выделить три основных этапа развития данной науки.

Начальный этап –эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях научно-технической революции. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы.

Второй этап –«модельный». В 1972 г. вышла в свет книга Д. Медоуза и др. «Пределы роста». Она имела огромный успех. Впервые данные о разных сторонах человеческой деятельности были включены в математическую модель и исследованы с помощью ЭВМ. Впервые на глобальном уровне была исследована сложная динамическая модель взаимодействия общества и природы.

Критика «Пределов роста» была всесторонней и обстоятельной. Результаты критики можно свести к двум положениям:

) моделирование на ЭВМ социально-экономических систем на глобальном и региональном уровнях перспективно;

) «модели мира» Медоуза еще далеко не адекватны реальности.

В настоящее время имеется значительное разнообразие глобальных моделей: модель Медоуза –кружево из петель прямых и обратных связей, модель Месаровича и Пестеля –это пирамида, рассеченная на множество относительно независимых частей, модель Я. Тинбергена –«дерево» органического роста, модель В. Леонтьева –тоже «дерево».

Началом третьего –глобально-политического –этапа социальной экологии считается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главы 179 государств приняли согласованную стратегию на основе концепции устойчивого развития.

Таким образом, социальная экология – обширная область взаимодействия различных идеологий, культур, стилей жизни; это не только глобальная область знания, но и жизненно важное поле деятельности.

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды. В настоящее время по многим аспектам современной экологической ситуации ведутся активные научные дискуссии, и по ряду вопросов еще не выработаны единые взгляды на проблему и пути ее решения. 

2. Социология как основа развития социальной экологии

Социальная экология –это новая и поэтому еще молодая наука. Как уже было отмечено, возникновение и развитие этой науки стало выражением возросшего интереса социологии к проблемам окружающей среды, то есть к формированию социологического подхода к экологии человека, в результате чего возникла сначала экология человека, или гуманная экология, а позже –социальная экология.

При этом, гуманная экология (экология человека ) трактовалась как отрасль общей экологии и фактически представляла собой биологическую концепцию социальных явлений.

 По мере развития круг ее исследований расширялся, и в него постепенно стали входить вопросы места и роли человека в биосфере, методы определения оптимальных условий для жизни и развития человека, взаимодействия человека с другими компонентами биосферы.

 Рассмотрение этих вопросов в рамках гуманной экологии и привело к появлению социальной экологии.

Возникновение социальной экологии следует рассматривать в контексте развития биологии, превращения экологии в общественную науку (хотя она осталась и естественной наукой) и стремления охватить широкий круг проблем в сфере управления окружающей средой. Благодаря этому биология постепенно поднялась до уровня широких теоретических концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества.

В то же время экологи, в отличие от биологов, изучающих отношения между живыми существами и их органическим и неорганическим окружением, начали исследовать и социальную структуру, и отношения между людьми как условия сохранения равновесия в природе. В результате экология стала и общественной наукой, продолжая одновременно оставаться естественной наукой. 

Поэтому термин «социальная экология» оказался наиболее удачным для обозначения названия новой научной дисциплины, так как наиболее точно отображал ее содержание в своем этимологическом звучании.

Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения, т.е. для сохранения экологического равновесия требуется создание социоэкономических механизмов, защищающих это равновесие. 

Чтобы определить социоэкономические механизмы и овладеть экологической проблематикой, необходимо опираться на данные не только естественных, но и общественных наук.

 Это даст возможность оказывать влияние на индустриальные системы, которые должны поддерживать предельно допустимый уровень загрязнения окружающей среды, организма человека и общества и не нарушать экологическое равновесие. А это значит, что защита природы должна быть связана с защитой социальной среды.

 Социальная экология должна исследовать индустриальную систему, ее связующую роль между человеком и природой, учитывая при этом тенденции в современном разделении труда.

Требование улучшить состояние окружающей среды в 1950-е гг. вызвало повышенный интерес к изучению экологических проблем. Вначале Амос Хоули предложил неортодоксальную концепцию, в которой акцент был сделан на исследовании форм и изменений (территориальном) общности людей.

 Там он обозначил общность и функциональные взаимосвязи, возникающие в процессе коллективной адаптации населения к среде. Позже была создана еще одна концепция экологии человека. Ее создатели Л. Шуор и Д.

 Дункан назвали ее концепцией о так называемом экологическом комплексе, состоящем, по их мнению, из переменных: популяции, среды, технологии и организации (структуры), которые взаимообусловлены, причинно и функционально взаимозависимы.

Пятидесятые годы были периодом не только экономического роста в высокоразвитых индустриальных странах, но и периодом проявления экологических проблем.

 Стало очевидным, что если не считаться, с экологическими ограничениями, то может возникнуть кризисная ситуация.

 Ученые начинают активно исследовать соотношение переменных в экологическом комплексе и приходят к выводу о связи экологических проблем с общественными отношениями, т.е. о связи экологического и социального. 

Исследования экологических проблем выявило необходимость анализа социальных параметров экологических нарушений и их распространенности в промышленных странах.

 Подобный подход к экологическим проблемам означал поворот от биологической и естественной проблематики к социальной и перенос акцента на связи между экологической и социальной проблематикой.

 Это сыграло решающую роль в возникновении социальной экологии.

В 1960-е гг. социальная экология как особая отрасль социологии получает «права гражданства» в рамках социологических наук. Ее развитие ускоряется после Всемирного социологического конгресса (Эвиан, 1966 г.).

 Развитие социальной экологии после этого конгресса позволило на очередном Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 1970 г.) создать исследовательский комитет Международной Социологической Ассоциации по социальной экологии.

 Тем самым было признано существование социальной экологии как отраслевой социологии, созданы предпосылки для более четкого определения ее предмета. 

Сегодня социальная экология признана и как учебная дисциплина, а ее развитие стимулируется потребностью в развитии экологического сознания и научного управления развитием окружающей среды и ее защитой от разрушений.

Таким образом, на формирование основ социальной экологии повлияло несколько факторов. Решающее значение имело появление новых понятий в экологии при изучении человека как общественного существа.

 С введением новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходимость в исследовании закономерностей в природе исходить из связи природы и общества, т.е. учитывать данные не только естественных, но и общественных наук.

 Изучение человека как общественного существа привело не только к исследованию социальных общностей (групп), но и к изучению отдельных типов обществ в их историческом развитии и организации человеческого общества в планетарных масштабах.

 Эти исследования совпали с тенденцией изучения возможности существования человека в условиях ухудшившегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического равновесия.

Социальная экология, с одной стороны, изучает закономерности взаимодействия общества и природы, а с другой — на основе этого изучения вырабатывает принципы гармонизации этого взаимодействия.

 Ведь благодаря возникновению подобной проблематики появилось понимание того, что угроза экологическому равновесию и его нарушение возникают не только как конфликт индивида или группы с его природной средой, но и как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной.

 Нарушения возникают потому, что соотношение трех систем изменчиво, а следовательно, изменчивы и их отношения. Они в свою очередь зависят от многих обстоятельств, и это так или иначе отражается на сохранении или нарушении экологического равновесия. 

Техническая система по существу является общественной системой, возникающей в процессе трудовой деятельности человека в обществе, поэтому она сохраняет творческие способности человека, а также отношение общества к природе, где что-то создается или используется. Эту сложность взаимоотношений необходимо учитывать не только при стремлении сохранить и усовершенствовать среду обитания, но и при определении предмета социальной экологии.

Заключение

Итак, социальная экология –это наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. 

Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов — Р. Парку и Е.Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г.

 Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Первоначально экология была разделом биологии. Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания. Экологический взгляд на мир –такое ранжирование ценностей и приоритетов человеческой деятельности, когда важнейшим является сохранение благоприятной для человека среды обитания.

Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. Социальную экологию называют еще экологией человека или современной экологией.

Сегодня социальная экология приобрела «права гражданства» как особая –социологическая, — наука. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.

Список используемой литературы

  1.  Ардашкин И.Б. Социальная экология: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. — Томск: ТПУ, 1999. –116 с.
  2.  Быков А.А. Социальная экология. Учебное пособие. –Томск: Издательство «ТМЛ-Пресс», 2011. –с.
  3.  Селедец В.П. Социальная экология / В.П. Селедец, С.И. Коженкова. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. –с.
  4.  Социальная экология: учеб.-метод. пособие / Сост. Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. — Волгоград: ВолГУ, 2005. — 90 с.

Источник: http://refleader.ru/jgeatybewujg.html

«Социальная Экология Учебно-методическое пособие Министерство образования и науки российской федерации УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА А. …»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ : УЧЕБ.-МЕТОД, ПОСОБИЕ / СОСТ. Т. Н. КАРЯКИНА, М.

— [ Страница 1 ] —

А. Н. НОВГОРОДЦЕВА

Экология

Учебно-методическое пособие

Социальная Экология

Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлениям подготовки 39.03.01 «Социология», 39.03.02 «Социальная работа»

Екатеринбург Издательство Уральского университета ББК С522я73-1 Н

Р е ц е н з е н т ы:

кафедра социологии и политологии Уральского государственного педагогического университета (заведующий кафедрой доктор социологических наук, доцент Е. В. П р я м и к о в а);

С. Е. В е р ш и н и н, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Российского государственного профессионально-педагогического университета Научный редактор Г. Б. К о р а б л е в а, доктор социологических наук, профессор Новгородцева, А. Н.

Социальная экология : [учеб.-метод. пособие] / А. Н. Новгородцева ; [науч. ред. Г. Б. Кораблева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург :

Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 76 с.

ISBN 978-5-7996-1469-0 В учебно-методическом пособии показаны проблемы социальной экологии в историческом аспекте. Уделено внимание направлениям и принципам экологической политики, мониторингу и экологической экспертизе, экологии человека, экологической культуре.

Затронуты региональные вопросы экологии. Теоретический материал дополнен заданиями для самостоятельной работы. Даны примерные темы докладов и рефератов, список рекомендуемой литературы.

Для студентов бакалавриата, изучающих дисциплину «Социальная экология».

ББК С522я73-1 ISBN 978-5-7996-1469-0 © Уральский федеральный университет, 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие современного научного знания характеризуется интеграцией подходов и дисциплин. Социальная экология – это отраслевое социологическое знание, которое сочетает в себе естественно-научный и гуманитарный профили.

Это не только обогащает познавательный потенциал междисциплинарных исследований, но позволяет выйти за рамки привычных социальных отношений «личность – личность», «личность – социальная группа» и «личность – социальный институт».

Появляются новые типы изучаемых отношений в обществе: «личность – окружающая среда», «социальная группа – окружающая среда», «социальный институт – окружающая среда», «общество – окружающая среда». Именно анализ последних является объектом исследования социальной экологии.

В учебно-методическом пособии представлены теоретические подходы изучения социальной экологии, в каждой теме раскрыто ее основное содержание, представлены задания для самостоятельной работы, примерные темы докладов и рефератов и список рекомендуемой литературы. Такая структура раскрытия материала позволяет студентам и преподавателям подготовиться к лекционным и семинарским занятиям в различной форме:

проблемной лекции, групповых дискуссий, коллоквиумом.

Освоение курса, в том числе выполнение самостоятельных заданий, написание рефератов, позволят сформировать у студентов профессиональные навыки и компетенции, необходимые для последующей работы, а именно: умения поиска и структурирования информации, анализ вторичных социологических исследований, установление причинно-следственных связей, тенденций и противоречий, владение методами социологических исследований, применение их адекватно поставленным задачам и целям.

–  –  –

1. Возникновение социальной экологии как науки:

экология и социальная экология Процесс институционализации любой науки требует длительного времени, и чаще всего этому способствуют накопленные знания и работы множества ученых (междисциплинарный подход).

Вопрос о становлении и развитии социальной экологии неразрывно связан с развитием и распространением таких наук, как биология, анатомия, физиология, география, с появлением все новых теоретических и эмпирических подходов в изучении отношений живого и окружающей среды.

Некоторые авторы склоны отмечать, что предпосылки возникновения экологии1 и социальной экологии формируются тогда, когда появляется человек на Земле2. 40 тысяч лет назад человек стал создавать орудия труда и в процессе жизнедеятельности осваивал природу, удовлетворяя свои потребности.

Освоение природных богатств человеком породило незначительные изменения в окружающей среде, но при увеличении численности населения, освоения все больших территорий изменения стали носить необратимый характер.

Можно выделить донаучные и вненаучные, научные исследования, затрагивающие экологическую проблематику.

Укажем различия исторических периодов как процесс развития экологической проблематики в исследованиях отношений «живое – окружающая среда».

Термин «экология» происходит от греческого слова «ойкос», что значит «дом», «логос» – наука. Буквально экология – это изучение «жилищ» или более широко – «окружения». Таким образом, экология – это наука об окружающем нас мире. В отличие от биологии, для экологии важно изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия живого и среды.

См.: Горелов А. А. Социальная экология. М., 2004. С. 8.

В античный период – это работы Платона и Аристотеля. Оба философа активно обсуждали вопросы планирования народонаселения, Платон предлагал регулировать число семейств, Аристотель – число детей в каждой семье. В целом античная культура определила ключевые моменты анализа отношений «живого – окружающей среды»3:

– природа мыслилась как нечто противоположное социальным явлениям. Это проявилось в размежевании законов природы и законов человеческого бытия;

– природа понимается как упорядоченный космос. Чтобы узнать природу каждой вещи, необходимо осознать ее происхождение и место в единой природной системе;

– природа обладает свойством самопорождения.

В Средневековье исследование окружающей среды реализовывалось в рамках христианской религии, которая базируется на постулате божественного творения. Подчеркиваются идеи Величия Бога и ничтожества природы, наличия иерархического порядка природных явлений, которые предназначены человеку.

В работах последователей натурфилософии Возрождения исследуется зависимость растительного и животного мира от окружающей их среды и обратная зависимость – изменения окружающей среды под влиянием живого (на разных уровнях организации этого живого). Выделяется два направления работы ученых:

во-первых, мистический пантеизм, во-вторых, механистический подход. Первый подход предполагает рассматривать природу как обожествленное единство материального и духовного начал.

Процесс порождения природы основан на противоположностях единого бытия: добра и зла, тепла и холода. Второй подход признает разумность природы, возможность ее познать, открыть законы системного целостного единства. Это позволят рассматривать природу вне исследователя, открывать законы экспериментальным путем.

Новое время характеризуется бурным развитием естествознания, накоплением фактических доказательств взаимосвязи живого с его окружением.

См.: Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы:

коэволюционная стратегия. М., 1995. С. 19–24.

Ключевым моментом в становлении экологии является 1866 г., когда Эрнст Геккель в работе «Всеобщая морфология организмов» предлагает термин «экология».

«Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего – его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология – это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин называет условиями, порождающими борьбу за существование»4.

Экология рассматривает проблемы взаимодействия живых существ со средой их обитания. Идеология данной науки может быть сформулирована и отражена в следующих двух тезисах:

Каждое существо, каждое животное и биологическое сообщество может родиться, существовать и нормально размножаться только в определенных условиях среды.

Экология мыслит не индивидами, не отдельными особями, а мыслит сообществами, обозначая их термином популяция (главный объект исследования в экологии).

Эти тезисы были выработаны в процессе развития знания и пронизывают не только экологию, но и совокупность различных биологических, химических, физических, географических, антропологических знаний. И только с XIX в. принято говорить о возникновении самостоятельной науки «экология».

Исследователи выделяют пять стадий развития научного знания экологии. На первой стадии основная цель экологии – это описание и изучение природы. Ученые стремились определить и описать законы функционирования и развития популяций как системы взаимоотношений живых существ друг с другом и с условиями среды обитания (все выше описанные исторический периоды, включая XIX век).

На второй стадии объектом исследования становится экосистема. В 1935 г. А. Дж. Тенсли впервые употребил термин «экосистема». А в 1942 г. Р. Линдерман описал разработанные им принципы изучения экосистем. По определению Ф. Кастри (1981 г.), Геккель Э. Всеобщая морфология организмов : в 2 т. 1866. Т. 1. С. 8.

6 экосистема понимается «как система, четко обозначенная в пространстве и во времени, в которую включены не только организмы, обитающие в ней, но и физические условия климата, почвы, равно как и взаимодействия между разными организмами и между последними и физическими условиями»5. Осевой принцип исследования экосистемы – это изучение цепи питания.

На третьей стадии главное внимание уделяется исследованию взаимовлияния и взаимодействия экосистем (лес, озеро), каждая из которых обладает потребностью к саморегуляции (достигать равновесия при внешних и внутренних воздействиях).

Четвертая стадия характеризуется расширением поля анализа – изучается биосфера как среда обитания живых существ и человека.

Биосфера – это единство всех экосистем.

Пятая стадия развития экологии является ключевым этапом перехода к социальной экологии, так как происходит перенос внимания на положение человека в биосфере.

Человечество – это биологический вид, создавший уникальную социокультурную среду.

Развитие культуры порождало изменения в отношениях «общество – природа», этот процесс непрерывен и обусловливается развитием как окружающей среды, так социума.

Актуализация исследования отношений «общество – природа» происходит во второй половине XX в. в ситуации экологического кризиса, когда становится очевидным не столько для исследователей, сколько для широких масс населения нарушение экологического равновесия.

Таким образом, в связи с расширением объекта и предмета исследования экологической проблематики, социальная экология появляется во второй половине XX в.

2. Социологический подход в исследовании экологии.

Роберт Парк и модель социальной экологии Появление и развитие социологии связано с идеями О. Конта, который считал, что для того чтобы заниматься социологией, необходимо освоить следующие науки: математика, астрономия, Цит. по: Малофеев В. И. Социальная экология : учеб. пособие. М., 2003. С. 7.

физика, химия, биология. Науки, описывающие законы жизнедеятельности природы.

Тесная связь экологических и природных систем с изучением общества представлена в работах Г. Спенсера, который говорил о социальном организме.

Социальный организм обладает внутренней подсистемой (основная задача – сохранение организма и адаптация к условиям окружающей среды), внешней подсистемой (основная задача – регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой), и промежуточной подсистемой (основная задача – коммуникация меду внутренней и внешней подсистемами).

В целом в социологии накоплен богатый опыт исследований взаимоотношений общества и окружающей среды, этому способствует развитие таких направлений социологической мысли, как органическая школа, натурализм, социал-дарвинизм, расовоантропологическое направление, географический детерминизм.

Особую роль в развитии социальной экологии как науки занимает деятельность Чикагской школы социологии, работавшей в Чикагском университете в начале первой половины XX в.

Акцент в исследованиях – проблемы социологии города, которые изучались с применением количественных подходов и в рамках этой концепции получили название Чикагская школа человеческой экологии. Ключевые фигуры – Р. Парк и Э. Берджес, Л. Вирт и последующее поколение ученых – Р. Маккензи, А. Хоули, Г. Теодорсон.

Роберт Парк формирует и развивает социальную экологию как науку. В своей концепции он выделяет уровни эволюции – биотический и социальный, а также уровни порядков, каждый из которых характеризуется специфической формой конкуренции (табл. 1). Ключевым механизмом формирования и развития общества является коммуникация.

Развитие общества для Роберта Парка связано с пространственной организацией населения, способностью к передвижению и миграции. Разнообразие, социальные связи, свобода индивида в большей степени представлены на уроне экологического порядка, и движение к культурному порядку предполагает уменьшение свободы индивида.

–  –  –

Культур- «Иго традиции» (нравы, обычаи Ассимиляция ный и др.) Выделим уровни свободы.

Во-первых, наиболее фундаментальная – это свобода, необходимая для существования любой формы жизни, превосходящей растительную, «свобода передвижения», позволяющая «осваивать и видеть мир». Во-вторых, «свобода конкуренции за место в общей экономике».

В-третьих, свобода конкуренции «за место и статус в социальной иерархии», т. е. политическая свобода; наконец, и «свобода самовыражения», где основным ее ограничителем являются традиции и моральные нормы.

Роберт Парк выделяет следующие постулаты жизнедеятельности системы:

1) единство развития человеческого сообщества с природной средой;

2) признание равновесия на всех структурных уровнях системы (4 порядка) в качестве необходимого условия развития;

3) определяющим условием сохранения равновесия является совокупность нравственных убеждений, основанных на знании и вере в то, что общество есть часть природы.

Особую роль в деятельности Р. Парка занимает работа «Город», в которой его концепция социальной экологии связана с изучением пространственных структур общественных отношений. Выявлена следующая закономерность: по мере изменения пространственных отношений, происходят изменения в физической среде, что ведет к возникновению и развитию социальных и политических проблем6.

Работы Р. Парка заложили направления развития социальноэкологических исследований, которые продолжаются различными учеными из разных стран (в том числе инвайронментальная социология). В России ключевыми персонами развития экосоциологии стали А. Брудный, Д. Вактарадзе, О. Яницкий (концепция «экополиса»), Т. М. Дридзе (концепция семиосоциопсихологии).

В конце XX в. развивается направление «новая экологическая парадигма» в связи с глобальными средовыми изменениями и их социокультурной интерпретацией (Р. Данлоп, У. Каттон, Л. Милбрес, О. Яницкий).

3. Современное понятие социальной экологии, структура социальной экологии Анализ развития экологической проблематики в науке, а также социологической интерпретации взаимосвязи общества и природной среды позволяют сделать вывод о том, что социальная экология в системе наук связана как с подсистемой естественный наук, так и подсистемой социальных наук.

Во-первых, подсистема естественных наук (экология биология социальная экология).

Во-вторых, подсистема социальных наук (через социологию, дающую методы изучения места экологических ценностей в сознании людей и экологических детерминант в поведении людей, и политологию, изучающую политические процессы и международные отношения, приводит к возможности экологического сотрудничества в мире).

Современная социальная экология – это теоретическая и прикладная наука.

Видный исследователь социальной экологии на современном этапе И. А. Сосунова дала следующее определение науке: «Со

Источник: http://metodichka.x-pdf.ru/15filosofiya/135866-1-socialnaya-ekologiya-uchebno-metodicheskoe-posobie-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-rossiyskoy-federacii-uralskiy-federa.php

Scicenter1
Добавить комментарий