СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

Плюрализм. Основы политического плюрализма. Развитие политического плюрализма в современной России

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение 
высшего  профессионального образования

«ФИНАНСОВый университет 
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Факультет 
«Налоги и налогообложение»

ЭССЕ

на тему «Плюрализм. Основы политического плюрализма.

Развитие политического плюрализма в современной России.»

Студент группы № Н1-2

Брагина Кристина Сергеевна

МОСКВА – 2013

Актуальность темы заключается в социально-противоречивом характере сегодняшнего развития страны, состоянии острого противоборства партий и общественных движений, столкновении позиций различных социальных групп и выносимых общественным мнением одним и тем же явлениям социальной действительности, обуславливает актуальность социологических и политологических исследований по проблемам становления политического плюрализма в настоящее время и в перспективе.

Из этого следует, что проблема становления плюрализма в политической сфере жизни российского общества представляется весьма актуальной с точки зрения выявления как его сущности, так и условий развития.

Целью написания данного эссе является изучение основ теории и практики формирования политических плюралистических отношений в современной России, а также формулировка сущности плюрализма и его основ.

Такая цель обусловливает необходимость решения данных задач:

— изучить теоретико-методологический базис современных исследований проблемы становления политического плюрализма в современном российском обществе и предложить социологическое и политологическое понимание причинно-следственных связей, влияющих на его утверждение;

— раскрыть сущность политического плюрализма как реального феномена социальной, жизни общества,

— исследовать политический плюрализм как форму государственного устройства и способа управления общественными процессами;

— изучить особенности влияния современной российской экономики, тенденций и динамики ее развития на характер процесса утверждения плюралистических отношений в политической сфере жизни;

— выявить характер восприятия населением России сложившегося  состояния политического плюрализма;

Начать следует с определения плюрализма, как явления, в общем его виде. Плюрали́зм (от лат. pluralius — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Термин плюрализм может относиться к философии, политологии, религии, также существует идеологический плюрализм и т.д.

Политический плюрализм – это официальное признание допустимости разнообразия взглядов, подходов, позиций, концепций в общественно-политической сфере.

Более глубоко понять смысл политического плюрализма поможет  обращение к истокам, тем более  что многие аспекты его генезиса исследованы слабо. Политические основы плюрализма (не употребляя это понятие) впервые проанализировал французский мыслитель А.

Токвиль в работе «Демократия в Америке» в 1835 году.

Особое внимание в его исследовании уделялось характеристике либерально-демократической системы государственного руководства, утвердившейся в Северной Америке, выяснению формирования воли большинства, способов ее реализации.

В начале XX века идеи плюрализма привлекали пристальное  внимание западных теоретиков социал-демократического движения. В частности, в Великобритании видный ученый-политолог, теоретик лейборизма Г. Ласки широко использовал понятие плюрализма в таких своих работах как: «Учение о проблемах суверенитета» (1917), «Грамматика политики» (1925).

После Второй мировой  войны различные варианты плюрализма начали применяться в идеологических целях для обоснования незыблемости буржуазно-демократических порядков, критики коммунизма.

Буржуазные пропагандисты на первый план выдвигали антитоталитарную сущность данного мировоззрения.

Ее направленность — с одной стороны, против сталинской модели социализма, деформаций советского общества, с другой — против фашизма.

Заслуживает внимания содержание идей плюрализма, распространенных на Западе, оформленных в виде концепции «плюралистической демократии».

Важнейшим ее постулатом является утверждение, что политическая власть расслаивается, осуществляется не только государственными структурами, но, различными объединениями граждан: прежде всего политическими партиями, ассоциациями предпринимателей, профсоюзами.

Тем самым якобы преодолеваются тенденции к авторитаризму, бюрократизму, создаются условия для обеспечения прав, свобод, интересов индивида. Политическая история показала, что подобное бывает далеко не всегда, многое зависит не только от провозглашенных формально-юридических возможностей, но и от реальных материально-организационных гарантий, конкретной общественно-политической ситуации.

Истоки плюрализма в современной России коренятся в многомерности общества, структура которого весьма сложна, не может быть охарактеризована хрестоматийно, а следовательно, упрощена как «два класса, одна прослойка».

Причем в условиях глубоких политических, экономических преобразований, в период становления цивилизованной рыночной экономики социальная структура не упрощается, а, наоборот, усложняется.

Помимо наиболее распространенных социальных групп (рабочих, членов сельскохозяйственных кооперативов, ассоциаций, служащих, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью) существуют другие категории: пенсионеры, военнослужащие, домохозяйки, а также предприниматели, безработные.

Долгое время считалось, что безработица присуща лишь странам Запада, развивающимся государствам, в результате проведения политики гласности, демократизации выяснилось, что безработные есть, в нашей стране.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Основой плюрализма являются конкретные социальные позиции, интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности общества.

Политический плюрализм предполагает легальную борьбу в рамках Конституции, закона всех политических сил, дает возможность сохранять меньшинству идейно-организационные структуры, включая оппозицию, осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений. Плюрализм создает условия для согласования основных социально-политических интересов, предотвращает эскалацию конфликтов.

Гарантиями функционирования политического плюрализма являются: существование рыночных отношений, наличие конкуренции, возможность участия народа в управлении государством, децентрализация государственной власти, развитая политическая культура личности и общества.
Назначение политического плюрализма — выявление интересов социальных субъектов через сопоставление взглядов, мнений, идей в атмосфере демократических дискуссий для поиска истины и достижения на ее основе приемлемых, компромиссных решений во имя общих целей, обеспечения единства действий различных политических сил.
Наиболее полно политический плюрализм функционирует в демократической политической системе, предоставляющей всем гражданам, политическим партиям и движениям возможность открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их рациональный баланс, возможность создания многочисленных независимых центров политического влияния, предотвращающих узурпацию власти сильными общественными группами и даже политическим большинством.
Политический плюрализм наиболее ярко проявляется в двухпартийной или многопартийной системе общества.
Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править страной. Создается правящая коалиция или правительство, не располагающее большинством в парламенте, вынужденное его получить путем компромисса с другими партиями. Требование создания многопартийной системы вытекает из попыток привести партийную структуру в соответствие с плюралистической общественной структурой. Можно выделить следующие наиболее характерные черты многопартийности: выявление мнений, интересов и их гармонизация; легитимация (узаконение) демократического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа; возможность выбора общественных сил, способных реализовать стоящие перед обществом задачи; чередование партий у власти.
В России можно выделить три последовательных этапа становления многопартийности.
  1. Первый этап (1985-1987 гг.)— возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.
  2. Второй этап (1987 г. — начало 1989 г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.
  3. Третий этап (весна 1989 г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций.

Советская конституционная теория не использовала понятие «плюрализм», считая его излишним или чуждым нашему обществу, идеологии. Поэтому длительное время оно не применялось законодателем.

Между тем опыт цивилизованного развития показывает, что характерные черты политического плюрализма обычно закрепляются в текущем, конституционном законодательстве.

В Российской Федерации впервые о плюрализме в самом общем виде было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июля 1990 года (ч. 12), а затем в соответствующих статьях Конституции России.

Наиболее последовательно, полно важнейшие аспекты плюрализма отражены в Конституции РФ 1993 года (ст. 13, 14), к числу которых относятся:

  • идеологическое многообразие;
  • запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;
  • светский характер государства (в связи с этим никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной);
  • признание политического многообразия, многопартийности;
  • равенство всех общественных объединений перед законом.

Признание идеологического многообразия сопровождается признанием политического многообразия, многопартийности, которая является структурированным выражением идеологического многообразия, его оформлением в виде различных политических партий, объединяющих граждан в зависимости от их социальной, политической ориентации.

Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» предусматривает принципы образования, регистрации, деятельности политических партий, их региональных отделений, государственную поддержку, государственное финансирование политических партий (в зависимости от полученных на выборах ), формы их участия в выборах, гарантии их деятельности, контрольные механизмы за соблюдением ими Конституции Российской Федерации, законодательства.

Для Конституции безразлично количество политических партий, их численный, социальный состав, идеология, пр. Она ограничивается установлением организационных, функциональных параметров существования общественных объединений.

Речь идет, с одной стороны, о том, что принципы организации общественного объединения не должны противоречить требованиям демократии, прав человека в том виде, в каком они выражены в Конституции, и, с другой стороны, цели, деятельность общественных объединений должны быть тождественны конституционному строю.

Принцип многопартийности означает также законность политической оппозиции. Конституция легализует мирное, ненасильственное соперничество политических партий за участие в осуществлении государственной власти в установленных Конституцией парламентских, иных формах.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПЛЮРАЛИЗМА

Симптоматично, что в действующем Законе об образовании 1992 года (в редакции от 12 июля 1995 года) плюрализм закреплен в качестве одного из принципов государственной образовательной политики (ст. 2).

С учетом этого конституционного начала строит свою работу Государственная Дума Федерального Собрания России. Согласно ст.

3 Регламента деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия, многопартийности, свободного, коллективного обсуждения, решения вопросов.

Свидетельством различных политических позиций, пристрастий избирателей, свободно выразивших свою волю на парламентских выборах (декабрь 1995 года), являются депутатские фракции в Государственной Думе.

Прямое отношение к плюрализму имеет конституционное право граждан на объединение. Все российские граждане могут вступать, образовывать, выходить из общественных объединений, включая политические партии, профсоюзы. Деятельность объединений свободна, государство не вмешивается в их работу.

Они действуют в соответствии с собственными уставами (положениями) в рамках установленного законодательства. Никто в России не может быть принужден к вступлению в какую-либо общественную организацию или пребыванию в ней.

Членство в объединении не может служить основанием предоставления государственных привилегий.

Плюрализм отражен в ряде актов текущего законодательства, хотя, не так последовательно, как это должно быть. Так, в апреле 1995 года был принят первый российский самостоятельный Закон об общественных объединениях.

Законодатель под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в его Уставе (ст. 5).

Впервые предусмотрены организационно-правовые формы этих объединений: общественная организация (включая политические партии); общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Подготовлены, действуют принятые в 1995 году специальные законы об отдельных видах объединений: о благотворительной деятельности, благотворительных организациях, о государственной поддержке молодежных, детских общественных объединений, о профессиональных союзах.

Источник: https://student.zoomru.ru/politolog/pljuralizm-osnovy-politicheskogo-pljuralizma-razvitie/264098.2803160.s1.html

§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА
Слово «плюрализм» означает «множественность», «разно­мыслие».

Политический плюрализм — это принцип, содействующий су­ществованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной влас­ти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества.

Политический плюрализм проявляет­ся не только в общественном сознании, но и в политической прак­тике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в произ­водстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятель­ности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по от­ношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, кон­куренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возмож­ность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппози­цию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Политический плюрализм означает:

• многообразие политических идей и организационных форм;

• отрицание моноцентризма;

• свободу объединения людей в партии и иные законные орга-| низации;

• уважительное отношение к противоположным взглядам,) инакомыслию;

• наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3 тельность;

• ограничение центральной власти, разделение властей;

• возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции РФ закреплены следующие харак­ терные черты политического плюрализма:

• идеологическое многообразие;

• запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го­ сударственной или обязательной;

• светский характер государства (в связи с чем никакая рели­ гия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной);

• признание политического многообразия и многопартий­ ности;

• равенство всех общественных объединений перед законом.

Политическим плюрализмом называется такое состояние в об­ществе и государстве, когда никакая идеология не получает юри­дически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут со­здаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е.

в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокуп­ность взглядов на общество, государство, их соотношение и пер­спективы развития.

Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собствен­ности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по пово­ду собственности, труда и власти; политического режима как ре­альной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями. Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Ут­верждать иное — значит вводить людей в заблуждение. Чтобы раз­виваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть — хотим мы признать или нет — выбор определенных идеологичес­ких установок (С.А. Авакьян).

Любое государство официальную идеологию воплощает в кон­ституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое политическая система общества и какова ее структура?

2. Назовите функции политической системы общества.

3. Каково место государства в политической системе общества?

4. Какова роль права в политической системе общества?

5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити­ ческих партий?

6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви­ жения?

7. Что такое политический плюрализм?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Россий­ской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.

Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65— 67.

Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.

Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (полити­ко-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8.

Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82.

Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль­ко. М., 1999.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13.

Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общест­ва: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.

Источник: https://all-sci.net/gosudarstva-prava-teoriya/ponyatie-osnovnyie-chertyi-politicheskogo-54314.html

Политический плюрализм

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

Введение

На данном этапе развития государственно-правовых отношений Российская Федерация переживает период радикальных реформ почти во всех сферах жизнедеятельности российского общества.

Современное реформирование государственно-правовой систем России актуализировало повышенное внимание законодателя, учёных – юристов, практиков к проблемам государственно-правового строительства.

Одной из таких проблем следует признать проблему политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации.

Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.

Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.

На сегодня в Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощью которых граждане, выражают и осуществляют свои законные интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные.

Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).

Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях», также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О политических партиях РФ» от 11 июля 2001г. и другие.

Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным.

Глава 1 Политический плюрализм

1.1 Понятия и признаки политического плюрализма

Наша жизнь стремительно меняется. Изменяются и наши взгляды. Долгие годы привычным было утверждение о громадной и всеобъемлющей роли государства, которое как бы заполняло своей деятельностью все клетки, ячейки общества, да и жизнь граждан.

Общество рассматривалось, как государственно-организованное, и оно как будто и не имело собственных контуров. Объём “негосударственного” был невелик и считался малозначительным.

Государство было господином судьбы, а общество — подвижным фоном его существования.

Носителем государственной власти в нашей стране выступала Коммунистическая партия, полностью контролирующая общественную идеологию и политические процессы, подавляющая любые проявления инакомыслия, уклонения от участия в строительстве социализма.

Сужение общественной жизнедеятельности, узурпация государством всего и вся неминуемо стали приводить к застойным, а то и кризисным явлениям экономического и политического характера, признакам паралича общественной мысли и действия.

Теперь в нашей стране взят курс на построение демократического правового государства.[1] Это декларируется статьёй первой Конституции Российской Федерации.

Но настоящая демократия невозможна в условиях существования только одной партии. Это подразумевает собой однобокость, узость общественной идеологии, невозможность плюрализма мнений.

Именно поэтому в России признаётся идеологическое и политическое многообразие — многопартийность (ст. 13 Конституции).

Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии.

В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. ”Ни один большой народ, — писал Ю.С.

Гамбаров, автор одной из первых в России монографий о политических партиях, — никогда не управлялся и не мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партиями”.

Понятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот. Политический плюрализм (от лат.

pluralis -множественный) — один из главных принципов современного общественного устройства при демократии, когда взаимодействуют и состязаются (в условиях свободного выражения своих интересов) различные социальные группы, партии и иные организации.

Плюралисты исходят из Аристотелева определения, что «люди по природе своей социальные существа» и им свойственно создавать организации и группы для выражения своих требований, поддержки либо протеста.

Они считают, что ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом процессе, так как не представляет мнения всего общества, следовательно, концентрация власти недопустима. Вместе с тем интересы каждого гражданина очень редко сводятся к какому-то одному, что препятствует расколу общества на непримиримо враждебные группировки.

Политический плюрализм является признаком либерализма: при нем никакой институт и тем более личность не могут оказаться сосредоточением всей власти, сами властные отношения являются результатом социального партнерства и согласия.

Культура политического плюрализма стала утверждаться в западных странах со времен установления конституционализма, парламентаризма, многопартийности.

В основе правил политического плюрализма лежит признание сохранения мира в обществе как абсолютной ценности: все позиции, интересы признаются правомерными, если они не направлены против общепринятых нравственных, экономических, политических устоев общества, не аппелируют к насилию.

В политическом плюрализме акцент делается не только на политической свободе человека, но, прежде всего, на групповом, коллективистском содержании политических отношений.

В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой «плюралистической демократии», в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы.

Социальная ценность политического плюрализма в этом случае состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе социальных уступок с целью достижения согласия.

Цель демократии заключалась в этом случае в том, чтобы стимулировать плюрализм в обществе, предоставлять гражданам возможность выражать свои интересы и достигать компромиссов. [2]

Политический плюрализм — осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений. В центре идеи политического плюрализма находится не индивид, а организованная группа. Основным субъектом политики выступает не народ и индивид, а группы, в которых человек обычно состоит.

Индивид обычно активен политически не сам по себе, а как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов человек может иметь, но может и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным.

Поэтому мало оснований опасаться тирании большинства, которое всегда временно и неустойчиво.

Полевение и поправение общества не противоречит принципам политического плюрализма, колебания такого рода рассматриваются как условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию настроений значительной части общества.

характеристика модели плюралистической демократии — соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, — устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми.

Несмотря на известную удаленность этой модели властвования от идеала народного самоуправления, ее сторонники полагают, что она обеспечивает достаточный уровень ответственности для того, чтобы именоваться демократической.

Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мнение: за них это сделают группы интересов, причем намного эффективнее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан.

В этой модели граждане как бы дважды представлены — выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората.

Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию (греч. anomie: а — отрицательная частица, nomos — закон, то есть аномия — отсутствие закона) народных масс.

Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов.

Эмиль Дюркгейм, введший в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество.

Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие.

Таким образом, мы выяснили следующее:

-Понятие плюрализма применительно к политике впервые использовал идеолог английского лейборизма Г. Ласки, который и ввел в 1915 году его в научный оборот.

-Политический плюрализм — осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений.

-Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга.

-Политический плюрализм является признаком либерализма: при нем никакой институт и тем более личность не могут оказаться сосредоточением всей власти, сами властные отношения являются результатом социального партнерства и согласия.

-В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории так называемой «плюралистической демократии», в рамках которой главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы.

— характеристика модели плюралистической демократии — соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, — устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми.

-Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию народных масс.

1.2 Принцип политического плюрализма в государственном праве РФ.

Идеологическое многообразие

Идеологи является сложным духовным образованием.

Она включает в себя определённую теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношение людей между собой, а так же вытекающие из этой системы программы действия и механизмы распространения идеологических установок среди населения. [3]

Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создаётся мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированым, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определённых социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.

Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определённых социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития. Известно, что идеология французских просветителей 18 века в период Великой французской революции сыграла огромную роль в сплочении третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологий начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных, и кончая неоэкстремизмом.

Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правового или левого толка давно уже представляют серьёзную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.

[4]

Так, фашистская идеология, ядро которой составляют идеи военной экспансии, расового неравенства, классовой гармони (теория народного сообщества и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тоталитарно государства»), сочетающиеся с крикливой демагогией, чтобы замаскировать истинное содержание этой идеологии, стало теоретической основой и программой действий мощного политического течения. Оно привело к власти в ряде стран (Германия, Италия и др.) наиболее реакционные и агрессивные силы. В результате к середине 30-х годов фашизм представлял смертельную угрозу для всего человечества, поставив под вопрос существовании многих народов и стран. Только разгром в 1945 году фашистской Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР позволил остановить экспансию фашизма и насильственное распространение его идей.

Серьёзной угрозой для демократических стран является так же левый экстремизм, который под флагом революционности, утверждает право и методы индивидуального террора.

Однако опыт показывает, что главная опасность тех или иных идеологий, прокладывающих путь к тоталитаризму, состоит не только и даже не столько в их привлекательности для отдельных социальных слоёв или даже большинства населения некоторых стран, а в их монополизации, в превращении этих идеологий в государственные и обязательные.[5]

Убедительным свидетельством тому может служить марксистская идеология. Пока марксизм был идеологией определенных политических течений в различных странах, он представлял интерес в основном для сторонников этих течений.

Однако, положение коренным образом изменилось, когда в результате Октябрьской революции 1917 года в России сторонники марксизма пришли к власти.

С этого времени марксизм становится в России, а затем и в СССР не только идеологией правящей партии, но и государственной идеологией советского государства, обязательной для всех её граждан.

Уже в первой советской Конституции – Конституции РСФСР 1918 года в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах (статья 3).

Кроме того, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», советское государство лишало отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые использовались ими в ущерб интересам социалистической революции (статья 23).

Поскольку среди этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой другой идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.

Надо сказать, что уже 9 ноября (27 октября) 1917 года был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «о печати»[6], которым запрещались все оппозиционные советской власти издания.

При этом Рабочее и крестьянское Правительство обращало внимание населения на то, что «в нашем обществе за этой либеральной ширмой (имелись в виду оппозиционные издания) фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс». Следовательно, такого рода свобода этим Декретом сохранялась лишь за государством и господствующей в нём идеологией.

Конституция СССР 1936 года предоставляла гражданам политические права и свободы (свобода слова, свобода печати и т.д.) только «в целях укрепления социалистического строя» (статья 125). Это означало, что использование данных прав в иных целях, например в целя критики социалистического строя и его идеологии, запрещалось.

Однако наиболее откровенно идеология марксизма была объявлена официальной, государственно в Конституции СССР 1977 года.

Уже в преамбуле этой Конституции устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство советского общества», что советское общество – это общество высокой идейности, что советский народ руководствуется идеями научного коммунизма.

А статья 6 устанавливала, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза, существующая для народа и служащая народу.

«Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия, — указывалось в этой статье, — определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный, научно-обоснованный характер в его борьбе за победу коммунизма».[7]

Даже после исключении из Конституции 1977 года статьи, предусматривающей руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, в этой конституции были сохранены статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (статья 47), а политические права и свободы – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (статья 50). [8]

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия, как одну из основ конституционного строя страны.

Этот принцип прежде всего исключат возможность существования в России государственной или обязательной идеологии.

«Никакая идеология, -предусмотрено в Конституции (статья 13), — не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей.

Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др.

наиболее важные гарантии действенности, рассматриваемого принципа – отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России.

Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путём разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы гос. власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе.

Наоборот, именно возможность с помощью государственно аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы гос.

власти и органы местного самоуправления, прежде всего путём активного участия в избирательных компаниях[9].

Итак, идеологическое многообразие — конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной.

Идеологическое многообразие предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций.

Таким образом, обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности.

Закрепление в Конституции РФ принципа идеологического многообразия предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.

27.Правовое государство.

28.Политическая жизнь современной России.

29.Политическая культура.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_220271_politicheskiy-plyuralizm.html

Scicenter1
Добавить комментарий