Социальное пространство-время.: Пространственно-временные структуры социальной формы движения

Социальное пространство и время

Социальное пространство-время.:  Пространственно-временные структуры социальной формы движения

С возникновением человеческого общества сформировалось социальное время и пространство. Оно как бы вписывалось в пространственно-временные структуры неорганической и органической материи, которые в снятом виде, конечно, действуют в социальном пространстве-времени.

Социальное пространство и социальное время есть форма бытия социальной материи, т.е. общества, представляющего собой продукт взаимодействия людей.

Социальная пространственно-временная организация общества характеризуется протяженностью (территорией) и местом (локальная структура, созданная и освоенная группой людей).

Социальное пространство — это прежде всего пространство, в котором живет и действует человек, организованный в различные социальные формы. Для человека пространство в первую очередь ассоциируется с территорией, на которой он проживает, которую осваивает, делает своей.

Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности — изготавливать орудия, строить жилища, одомашнивать диких зверей, т.е. создавать «вторую природу».

С древних греков в обиход вошло слово «ойкумена», обозначающая часть суши, заселенную и обжитую человеком.

Социальное пространство вписано в систему биосферы и космоса, но, в отличие от физического пространства, обладает особым человеческим смыслом, в нем возникает и развивается особый вид пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо. В отличие от геометрического пространства, социальное пространство неоднородно.

Социальное время характеризуется длительностью, последовательностью и становлением различных элементов, сторон, явлений общественной жизни.

Социальное время не является некой самодовлеющей субстанцией общества, а выражает специфику конкретной социальной системы. Оно измеряется практикой, которая протекает с разной интенсивностью. Ритм социальной жизни лежит в основе категории времени.

На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными, а само социальное время носило квазициклический характер.

Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого — отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционного общества.

Характеризуя темпы преобразований в жизни общества, социальное время имеет тенденцию к постоянному ускорению.

Небывалое ускорение темпов социального времени поставило на повестку дня вопрос о нравственной ценности времени индивидуального бытия человека. Индивидуальное бытие человека неповторимо, и время его жизни по большому счету не может и не должно быть отдано в жертву социальному бытию в целом.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

  • 1. В чем выражается культурная обусловленность представлений о пространстве и времени?
  • 2. Какие проблемы пространства и времени относят к философским?
  • 3. Дайте определения пространству и времени как формам бытия.
  • 4. Какие основные концепции времени и пространства были разработаны в истории науки и философии?
  • 5. Каковы различия между субстанциональной и реляционной концепциями пространства и времени?
  • 6. Охарактеризуйте взгляды на природу времени, разрабатываемые в современной философии и науке.
  • 7. В чем проявляется взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи?
  • 8. Каковы особенности пространственно-временной организации живой материи? Что представляет собой биологическое время?
  • 9. Что такое социальное пространство и социальное время? Каковы их особенности?
  • 1. Баженов, Л. Б. Проблемы пространства-времени // История и философия науки / под ред. В. В. Миронова. — М.: Гардарики, 2006.
  • 2. Бич, Л. М. Природа времени: гипотеза о происхождении и физической сущности времени. — М.: ACT, 2003.
  • 3. Головко, Н. В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность: учеб, пособие. — Новосибирск : Изд-во НГУ, 2006.
  • 4. Грюнбаум, А. Философские проблемы пространства и времени. — М.: Едито- риал УРСС, 2003.
  • 5. Концепции современного естествознания : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. — 5-е изд. Гл. 7. Естественно-научные концепции пространства и времени., 2016.
  • 6. Крюков, В. В. Материя и бытие в диахронической версии. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008.
  • 7. Молчанов, Ю. Б. Проблема времени в современной науке. — М.: Наука, 1990.
  • 8. Уитроу, Дж. Естественная философия времени. — М.: Едиториел УРСС, 2003.
  • 9. Хасанов, И. А. Время как объективно-субъективный феномен: словарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2012.

Источник: https://studme.org/150441/filosofiya/sotsialnoe_prostranstvo_vremya

5. Социальное время и пространство

Социальное пространство-время.:  Пространственно-временные структуры социальной формы движения

Споявлением человека время приобретаетособую форму — становится социальнымвременем.

Социальное время — это формаобщественного бытия, которая характеризуетстановление человеческой деятельностии последовательность различных стадийв историческом развитии. В истории времяможет «ускорять свой бег», событиятекут быстрее, т.е.

увеличиваетсяинтенсивность всех форм жизнедеятельностилюдей. Особым свойством социальноговремени является то, что историческиесобытия хранятся в памяти человечества.

Говоряо социальном времени, выделяют времяиндивида (жизненный путь конкретногочеловека), время поколения (длительностьактуальной жизнедеятельностисовременников) и время истории -качественно высший уровень социальноговремени.

Сегодняочевидно, что без исследования категориивремени немыслимо современное пониманиеобщества и человека.

Но это не значит,что время автоматически стало мыслитьсякак нечто релятивное, возникающее иисчезающее в зависимости от того илииного объекта.

Напротив, понадобилосьмного усилий, чтобы реляционное пониманиевремени проникло в область социальнойфилософии: «Проходит не время, асуществование изменчивого во времени».

Вобщественных процессах также фиксируетсяповторяемость, последовательность,ритм и другие характеристики, являющиесясвойствами времени. Многообразныйарсенал временных понятий, которыйиспользуют конкретные науки, исследуясоответствующие реальности (стадия,эра, эпоха, период, век, возраст, фаза,цикл, ритм и т.д.), свидетельствует ополифоничности времени.

При этом, когдамы используем понятие «время» всоциальной науке, то вероятнее всегомы представляем себе ньютоновскоевремя.

Когда мы локализуем события вчасовом и календарном времени, когдамы строим высказывания о длительностиили о движении от пункта А в пункт Б,когда мы рассчитываем темпы измененияи когда исследуем последовательностьсоциального действия и его организациюво времени = снова используем ньютоновскоепредставление о времени.

Ритм,повторяемость и длительность социальныхсобытий и процессов с древнейших временлишь фиксируются и измеряются с помощьюдвижения астрономических тел, часовили любых других отвлеченных величин,т.е. с помощью той же операции, которуюмы наблюдали в ньютоновской моделивремени.

Наиболее зримо эта операцияпрослеживается в политико-экономическихисследованиях К. Маркса, для которогосвязь между временем и производствомявлялась субстанциональной. К. Марксисследовал время, прежде всего как мерустоимости и меру труда. При этом времямыслилось по аналогии с пространством.Время, по К.

Марксу, выражает величинуживого труда, тогда как пространство -величину труда овеществленного. Именноидеи К.

Маркса, изложенные в «Экономическихрукописях 1857-1859 годов» и в «Капитале»,сделались парадигмой рассужденийсоциологов и экономистов, посвященныхбюджету времени трудящихся, величине,структуре, содержанию рабочего,внерабочего и свободного времени.

БлагодаряО. Шпенглеру время стало рассматриватьсякак один из ключевых моментов, определяющихвсю социальную жизнь и способы социальногодействия. «Контекст времени» небезразличен к любому явлению культуры,поскольку последнее есть «не толькообъект, но и символ», являющийся»излучением всего человека», всегодуховного в нем.

Жизнь — это осуществлениевозможного, она разворачивается вовремени. «С учетом признака направлениявозможное называется будущим,осуществленное — прошлым. Самоосуществление, средоточие и смысл жизнимы называем настоящим.

» «Время»мыслится Шпенглером как особый способпонимания — понимания становления (впротивоположность «пространству»как способу понимания ставшего).

О.Шпенглер связал проблему времени спроблемой смысла: «Дело не в том, чтопредставляют собою конкретные фактыистории, взятые сами по себе как явлениякакого-либо времени, а в том, что ониозначают и обозначают своим явлением».

Следуетподчеркнуть, что интерес ксоциально-историческому времени возники развился, когда встала проблема Смысла:смысла человеческой жизни и человеческойистории. Смысл времени есть то значение,которое мы приписываем определенномумоменту, независимо от того, скольковремени хронологического он длится ив какое время года он происходит. моментывремени неравнозначны.

неоднородны. Ихзначение для человека определяетсястепенью реализации его, человеческойсущности, степенью достижения поставленныхчеловеком перед самим собой целей изадач. Это и дало основание для пристальноговнимания именно к проблеме времениобщества.

Помимо вышеперечисленныхпричин, необходимость исследованиясоциального времени в единстве спроблемой смысла обусловлена уникальностьюсоциальных явлений, Именно уникальность,неповторимость социальных событий, какпоказал Г. Зиммель, рождают историческоевремя.

Под историческим временем мывслед за ним подразумеваем один изаспектов времени социальной реальности,фиксирующий качественную наполненностьопределенного социального события инахождение его в определенном пунктевременного ряда.

Такимобразом, наиболее интересные выводыисследований социального временисостоят в следующем:

1)время в своей социально-историческойформе выступает способом существованиячеловеческого общества, его конечнуюсубстанциальную основу составляетматериальное производство, а субъектомвыступает конкретно-историческийчеловек.

2)время не является внешней по отношениюк происходящим в обществе процессамформой, а твориться самими процессами,выражая соответствующие свойствагосподствующих социальных взаимодействий(таких как последовательность,повторяемость, ритм, темп, длительностьи т.п.).

3)содержание традиционной для человеческогопознания проблемы времени раскрываетсяпо-новому на каждом этапе историипознания и культуры.

4)хотя время общества является объективнойформой его бытия, но его «наполнение»,восприятие и оценка носят субъективныйхарактер, детерминируются общественнымсубъектом. В определенном смысле времятоже выступает субъектом воздействияна социальные отношения и прогресс,становится активным фактором социальныхпроцессов.

5)социальное время есть высший уровеньвремени, поскольку лишь в человеческомобществе связь событий, ритм происходящегообеспечивается «не линейнымдетерминизмом слепых сил, а целеполаганием,сознательной борьбой за желаемоебудущее». Внутренние же процессынизших временных уровней выступают какподчиненные социальному уровню.

6)социальное время обозначает формупротекания социальных процессов, которыезаключают в себе аспекты развития ифункционирования, диахронии и синхронии.Следует не сводить понятие социальноговремени к понятию «время общества»;в структуре социального временивзаимодействуют время общества, времяприроды и время человечества.

7)вся человеческая деятельность протекаетво времени, но и само время выступаеткритерием этой деятельности.

Обществосоздает и социальное пространство.Социальное пространство — это всеобщаяформа существования различных социальныхсубъектов, начиная от отдельного человекаи кончая обществом в целом.

Каки время, пространство можно рассматриватьс субстанциональных и реляционныхпозиций. Так, в концепции Ньютонаабсолютное пространство мыслилось каквместилище тел, как бесконечнаяпротяженность, вмещающая в себя всюматерию.

По аналогии с этим и социальноепространство часто отождествляют с»пустым местом», которое можночем-то заполнить.

В этом случае оноотождествляется с географическимпространством, границы которогоопределяются географическими зонами,с политическим пространством, очерченнымгосударственными границами.

Врамках реляционного подхода пространствосоздается отношениями между телами,процессами и сущностями данной реальности.Социальное пространство, соответственно,образуется в ходе материализацииисторически сложившихся форм совместнойдеятельности людей, оно закрепляетсявсей системой общественных отношений.

Почемуже недостаточно для анализа социальныхизменений таких традиционных понятий,как «развитие», «прогресс»,»регресс» и т.п., а требуется введениеновых, временных понятий, обозначающихопределенные значения различныхразмерностей времени или названийэонов: Повседневность, История, Хронос,Современность.

Не являются ли эти понятияискусственными добавлениями кдействительному социально-философскому,экономическому или политологическомуанализу? Нам думается, что все болееширокое использование временных понятийпроисходит по двум причинам.

Перваясвязана с попыткой увидеть во временидействительно активный фактор социальныхизменений, с попыткой придать временииной статус.

Вторая причина возникаетиз необходимости зафиксировать нетолько сами по себе социальные,политические и экономические изменения,а их взаимозависимость в рамкахопределенного масштаба времени. Этотмасштаб в разных исследованиях можетбыть различен.

Так,М.В. Ильин предлагает различать триразмерности (диапазона темпоральности)политической реальности. Первый уровеньвыражен на уровне повседневноговзаимодействия участников политическогопроцесса и соотносится с ритмамиастрономического времени.

Второй уровень- это события истории или политическиеизменения (выборы, смена правительства,объявление войны или заключение мираи т.п.). «Такие события предполагаютинтерпретацию-обобщение и соотносятсядруг с другом уже не в ритмах мгновений,часов и суток, а по шкале историческихсвершений, этапов и периодов».

Здесь»квант темпоральности» определяетсяквантом воздействия, достаточного дляполитического изменения. Третий диапазонсвязан с еще большим усложнением, болеевысоким уровнем обобщений сущностиполитических изменений (политическойреальности): здесь выявляются ужеобобщенные тенденции политическогоразвития.

Шкала темпоральности оказываетсяразмечена уже не событиями и периодами- тем более не минутами и часами, — апереходами от одних качественныхсостояний и системных характеристикполитики к другим, например, от «века»варварства к «веку» цивилизации.

Данный метаисторический диапазонтемпоральности в собственно политическомконтексте целесообразно характеризоватькак хронополитический. По мере укрупненияразмерности времени — «восхождения»от повседневности к истории, а от нее кхронополитике — темпоральность всебольше освобождается от натурализма»реального» времени и начинаетобретать все более обобщенные качественныехарактеристики.

Предложенноевыделение первого диапазона темпоральностиперекликается с мыслью Г.

Зиммеля оквантах смысла, которые имеют свои»пороги уменьшения»: мы не можембесконечно дробить исторические событияна мгновенные картины, ибо в пределеисчезнет «индивидуальность явления».

И напротив, поднимая единичные элементысобытия из их описательной конкретности,мы позволяем им сгущаться, тяготеть ксобственному центру, воспроизводя темсамым реальное образование болеевысокого уровня, объединяющего их.

Нампредставляется, что окончательно нерешена и проблема прерывности инепрерывности времени. Общепризнаннымявляется определение времени какдлительности и последовательностисостояний любого процесса. Анализируявремя социального процесса, исследовательдробит его на отдельные временные этапы.

Однакоеще Г. Зиммель указывал на проблему»пустых интервалов», которые никогдане удается заполнить до конца историку,дробящему историческое событие наатомы. По мнению классика социологическойи культурологической мысли, подобнаяоперация и не нужна: это лишило быединство жизненности.

Нам представляетсяважным подчеркнуть другую сторонуданной проблемы: эти точки интерваловтоже есть схема времени, отделяющаяодин атом события от другого. Этакажущаяся «пустота» не менее важна,чем то, что она отделяет.

Не сознаниеопределяет границу, порог уменьшения:он определен объективно, но не толькосодержанием единой жизненности события,но и сеткой наименьших значимыхинтервалов. Именно они фиксируют началои конец события.

Пониманиевремени как рисунка, отделяющего однисобытия от других, дает возможностьпредставить время как качественнуюопределенность именно данного процесса,а не только относить его к другим. Этоопять же проявляется в языке. Так, слово»ветхий» обозначает «исконное»,»древнее», «давнее», «старое»,»отживающее», «пришедшее внегодность от долгого употребления».

Интересно, что в Новом завете «ветхийчеловек» — это человек, родившийся впрародительском грехе и не возродившийсядуховно. А исконный смысл слова «ветхий»(также «ветох») все же относит егок другому (в данном случае астрономическому)процессу — это «последняя четвертьлунного цикла», родственно латинскомуvetus — «год», др. — индийскому vatras -«годовалый».

Ещеодин пример. Для понимания сущности ипоследствий Семилетней войны намнедостаточно анализировать только еесражения, походы и переговоры, и темболее не нужно исследовать времясердечных сокращений и ритм напряжениямускулов каждого солдата.

Нам достаточнопросто обозначить начало и конецправления Фридриха Великого.

«Но кактолько историческое сознание обращаетсяк обозначаемому этим понятием — к еговойнам, хозяйственной политике в Пруссии,к его отношению к французскому духу ик прусскому земельному праву — как тутже каждый из этих элементов сгущается,начинает тяготеть к собственному центру.

Непрерывность его связей с другимиэлементами сохраняется только за счетсвоего рода интерполяции, с помощьюкоторой идея живого непрерывногопроцесса заполняет пустоты». Но,будучи очерченным хронологическимилиниями, время Фридриха Великого иликоролевы Виктории не заканчивается сих правлением, а продолжает существоватьв модифицированных формах.

Линейностьвремени сейчас также поставлена подсомнение. Данное обстоятельство особеннохарактерно для исследований по проблемамсоциального времени. «Всем временнымотношениям в мире свойственна определеннаядлительность, представляющая собойпоследовательность и рядоположенностьсменяющих друг друга моментов и состояний»(Философский энциклопедический словарь).

Но общество представляет собойпереплетение самых разнообразных иразнонаправленных сил и действий,имеющих разный «возраст», находящихсяна разных стадиях своего индивидуальногоразвития, демонстрирующих специфическуюритмику и разнофазность. Поэтому реальноевремя общества складывается из временисубъектов и процессов, принадлежащихразличным эонам и хроносам.

Примитивнаялинейная интерпретация истории былапреодолена уже в древнем мире, например,у Аристотеля и Полибия. О повторяемостиисторических событий, о возвращении кисходному состоянию и последующемвозрождении и упадке размышляли царьСоломон в Экклезиасте, мудрецы ДревнегоКитая и Индии.

Попытка выявить объективную»естественную» повторяемость всмене династий и форм государственногоправления, в расцвете и упадке материальнойи духовной культуры предпринималась иисториками средневекового Китая, иарабскими философами позднегосредневековья, и европейскимипросветителями нового времени.

Считалось,что цикличный характер человеческойистории зависит от циклизма природныхявлений. Так, в основу восточногокалендаря был положен месячный, годовой,двенадцатилетний циклы Луны, Солнца,Юпитера.

Современныеисследователи выявили 10 порядков цикловсолнечной активности — от малых (не более1 года) до больших (около 1 млрд лет).

Однимииз показателей солнечной активностиявляются пятна на Солнце, измеряемые вчислах Вольфа, и вспышки. С 1749 г. состоялось22 одиннадцатилетних цикла солнечнойактивности, в которых активностьподнималась до значений от 49 до 201 единицы(среднее — 114 единиц).

Какдоказал Чижевский, последствия космическихсобытий на Земле бывают катастрофическими.Но земные системы (атмосфера, недра,человек, животные) реагируют на них неодновременно. Так, земные недра запаздываютво времени на 15-20 лет в зависимости отих «подготовленности».

Циклическийхарактер мировой истории был подмеченД.Вико в «Основаниях новой науки обобщей природе наций». Впоследствии,исследуя законы цивилизационногоразвития, А. Тойнби выявил циклы»чередования статики и динамики вритме Вселенной». Принцип циклизмаиспользован и в теории П. Сорокина:циклическая флуктуация трех социокультурныхтипов (идеационального, сенситивного,идеалистического).

Применительнок масштабам человеческой жизни давнобыл подмечен 12-летний цикл, нашедшийсвое отражение в циклах восточногокалендаря. Этот 12-летний цикл воспроизводил12-летний же цикл Юпитера, который являетсяпричиной приливов на Солнце. Этообстоятельство было исследовано К.Фламмарионом.

Д.Кондратьев выявил «длинные волны»истории продолжительностью примерно50 лет. В большинстве случаев экономистыпытаются раскрыть эндогенные механизмыразворачивания данных циклов, то естьвыводят их движущие силы из самойэкономической сферы, будь то перенакоплениекапитала и динамика нормы прибыли умарксистов или «пучки инноваций»у Й. Шумпетера и его последователей.

П.Сорокин сделал вывод о существованииненаправленных, хотя и не отличающихсячеткой периодичностью колебаний(флуктуаций) экономической, политическойи профессиональной стратификации имобильности. Во многих случаях времявыступает внешним к социальным процессамспособам измерения происходящих в нихизменений.

Каквидим, определенное понимание социальноговремени было предложено раньше, чемпредставление о существовании такового.Парадигма линейного времени всемирнойистории была окончательно подорвана вконцепциях Н. Данилевского и О. Шпенглера.

Они же существенно обогатили представлениео времени общества.

В этих концепцияхкаждой культурой порождалось своеособое время (каждая из замкнутых культуру Шпенглера имеет свой темп развития,свою последовательность событий,обладает отведенным ей временем жизни)Ю а само время мыслилось не только какдлительность, но и как прерывание этойдлительности.

ВХХ в. рождается новое пониманиедействительности: мир впервые открываетсякак событие. Обогащается нелинейноепонимание времени: появляются представленияо маятникообразном движении, спиралевидном,волновом.

Победареляционной концепции времени в областисоциальной философии была подкрепленапоявлением концепции нелинейной эволюциикультуры. Нелинейная модель анализаистории, предложенная Ф.

Броделем,базируется на двух концептуальныхустановках: концепции глобальной историии категории длительной временнойпротяженности (la longue duree). Глобальнаяистория имеет слоистую структуру, вкоторой отражается наличие в историческойдействительности нескольких уровней.

Глобальная история предполагает динамикувзаимосвязанных уровней историческойдействительности, которая осуществляетсяне в виде единонаправленной иравноускоренной эволюции, а представляетсобой неравномерные, смещенные вовремени движения, поскольку каждойисторической реальности свойствен свойвременной ритм. Такая установка означаетпреодоление плоскостного взгляда наисторию.

Наконец,следует отметить еще один подход:понимание времени как механизмакоординации культуры, социальныхинститутов и структур. Благодаряисследованиям Э. Дюркгейма и его школывремя стали рассматривать как символическуюструктуру, которая способствуеторганизации общества посредствомвременных ритмов. Дюркгейм интерпретировалвремя как коллективный феномен, какпродукт коллективного сознания.

ДляДюркгейма все члены общества имеютобщее временное сознание, время являетсясоциальной категорией мысли, продуктомобщества. Коллективное время являетсясуммой временных процедур, которыевместе взятые образуют культурный ритмданного общества.

ПредставленияДюркгейма о времени были связаны сньютоновской парадигмой. (Существуютобъективированные и видимые структуры,представленные социальными фактами.)

Источник: https://studfile.net/preview/2438708/page:3/

Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени

Социальное пространство-время.:  Пространственно-временные структуры социальной формы движения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 17Следующая ⇒

Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени.

Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.

Пространство – это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел.

Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов.

Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства.

По отношению к длительности других предметов длительность каждого материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

Есть 2 подхода при трактовке пространства и времени:

1. Субстанциональный: пространство и время — самостоятельные сущности наряду с материей. П — некоторая пустота, не связанная с материальными предметами.

2. Реляционный: пространство и время — форма существования материи. П и В – не самостоятельные сущности, а особые отношения между объектами и процессами существующего мира.

И тот и другой подход были и у материалистов, и у идеалистов. Пространство — форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и расположенность материальных объектов, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая длительность, последовательность процессов, смену состояний объектов.

Различают:

1. реальное пространство и время (объективные формы бытия материи),

2. перцептуальное пространство и время (связаны с нашими ощущениями, как мы их ощущаем),

3. концептуальное пространство и время (способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели).

Пример теоретических моделей: 3-х мерное эвклидово пространство, 4-х мерное пространство-время теории относительности, n-мерное пространство.

Общие свойства пространства и времени: объективность, абсолютность, вечность, безграничность, относительность, прерывность, непрерывность.

Специфические особенности пространства и времени: 3-х мерность, симметричность, изотропность, одномерность, анизотропность, однонаправленность.

Свойства реальных ПиВ:

1. Метрические. Выражают протяженность, связаны с измерением, характеризуют количественный аспект. Пространство: гомогенность, изотропность, кривизна. Время: однородность.

2. Топологические. Выражают упорядоченность, качественный аспект. Пространство: трехмерность, непрерывность. Время: одномерность.

Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи.

В широком смысле Д. — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут.

В историко-философской традиции конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита — panta rei — «все течёт», Кратил – крайний релятивизм — текучесть вещей не позволяет их даже назвать) до тотального его отрицания (начиная с элеатов — апории Зенона, Бергсон).

В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи.

Смысл Д., его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия. В основе диалектико-материалистического понимания Д. лежат следующие положения.

1. Д. есть атрибут, способ существования материи.

2. Д. определяется как любое изменение.

3. Д. является единством абсолютного и относительного и представляет собой противоречие. Под формой Д. понимается Д., связанное с определенным носителем. Проблемы взаимосвязи форм Д.

материи еще не решены и не могут быть решены из-за бесконечной сложности реального мира и его процессов. Попытки выделить формы Д. предпринимались Аристотелем (возникновение, уничтожение, рост..), англ.

Беконом (колебание, инерция…), но целостная классификация создана Энгельсом («Диалектика П.») – 5 форм Д.: механическое, физ., хим., био, соц.

Принципы классификации Энгельса:

§ каждая форма Д. соотносима с определенным уровнем организации бытия;

§ м-у формами Д. та же «генетическая» связь, что и м-у уровнями бытия;

§ каждая форма Д. имеет свою специфику;

§ вышестоящая форма Д. несводима (не редуцируема) к нижестоящей, хотя и включает ее.

В настоящем выделяют три основные группы форм Д.:

1. В неорганической П. (пространственные перемещения; Д. элементарных частиц и полей, атомов и молекул; макроскопических тел; геологические изменения, процессы, протекающие на планетах, звездах)

2. В живой П. (обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, взаимодействие всей Б. с природными системами Земли и с обществом).

3. В обществе (все многообразие человеческой деятельности, все формы отражения и преобразования мира, в котором живет человек).

«Д. в пространстве» — синтез моментов перемещения и покоя.

«Д. во времени» — синтез моментов изменения и сохранения.

Все виды изменения делятся на прямые и обратные. Те процессы, в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга, являются как раз сохраняющими процессами или процессами сохранения. Собственно изменение, в таком случае, можно интерпретировать как прямое или обратное изменение или как процесс, в котором преобладают прямые или обратные изменения.

Все изменения условно можно разделить на количественные и качественные. Количественные связаны с изменениями наблюдаемого объекта в пространстве. Качественные — с перестройкой структуры объекта, а по сути превращения его в другой объект.

Высшим типом качественного изменения является развитие, которое характеризуется последовательностью необратимых изменений, косвенно свидетельствующих о переходе одной формы Д. в другую.

Прогресс и регресс — две тенденции развития.

Важнейшим условием протекания (осуществления) развития является время. Время выявляет направленность развития и его необратимость.

Поскольку само время долго сохраняло проблематичность, то идея единства развития и времени была востребована только после публикации работы И.

Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где автор обосновал представление о Земле и Солнечной системе как о ставших во времени из первоначальной пылевой туманности.

Идея развития во времени была подхвачена в биологии и геологии, стала аксиомой исторического мышления в естествознании и философии. Сложилась традиция рассматривать развитие как особый вид Д.

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип и концепция устойчивого развития системы «общество-природа». Понятие ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.

В широком смысле понятие П. (то, что находится при роде человеческом) обозначает весь мир, всё сущее, «великое целое» (Гольбах). Совпадает с категориями бытия, Универсума, реальности, Вселенной, космоса.

Представители различных наук прибегают к определению понятия П. в узком смысле – естеств. среда обитания человека, П. соотносится с понятием «общество» и выражает весь материальный мир за исключением общества.

П. включает в себя два уровня развития – неживая П. (абиотическая материя) и живая П. (биосфера). Последняя, в свою очередь, имеет две ступени развития: все живые организмы, кроме человека, и человек разумный.

В процессе эволюции чел приобрёл способность к реакции на изменения в окружающей среде. Тем самым он как бы выделился из П., одновременно оставаясь её частью. П.

создала разумное существо, постигая, таким образом, самое себя.

В философии истоки понятия П. связывают с древнегре­ческим термином фюсис: органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста и т.п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений П.

— от понимания ее как возникновения того, что растет, до всякой сущности вообще, включая и сущность искусственных вещей. В результате П. понимается им как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность.

Аристотель также поставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ.

Философия П. входит неотъемлемой частью и в русскую философскую традицию. Идея мудрого управления всеми природными силами, вплоть до космических, составляет суть философии общего делаФёдорова.

В регуляции естественных сил П. он видит «внесение в П. воли и разума», процесс одухотворения П. Аналогичным образом Соловьёв считает, что без любви к П.

нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни.

П. как среда обитании: естественная и искусственная, или «вторая», П. (Маркс). Искусственная П. — синтез той части естественной П., которая вовлечена в общественное производство, а также опредмеченного труда и знаний, навыков человека. Естесств. П.

обеспечивает искусственной объективную реальность, иск. П. — задает определенную направленность. Как и естественная П., вторая П. может также выступать объективным условием последующей деятельности людей.

Но это уже не природное условие, а социально-историческая предпосылка деятельности людей.

В современной культуре наряду с понятием П. используется категория образа П. (в естествознании – картины П. — система представлений о П., сформированных в той или иной конкретной науке). Образ П. задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет представления общества о прир. среде и способах ее освоения.

4 типа взаимодействияя общества с П.:

1) присваивающий (для первобытного общества);

2) производящий (аграрная экономика, индустриальное производство);

3) подчиняющий (капитализм);

4) НТР (2-я п. 50х гг. ХХ) — проблема ограниченности природных ресурсов

Естествознание выступает как теоретическое отношение человека к природному миру, как наука о человеке в П. Современное естествознание представлено сотнями научных дисциплин: физ, хим, био, космологических и др.

Структура естествознания является непосредственным отражением логики П.

Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе.

Концепция К. базируется на принципах, согласно кот. чел-во, изменяя Б. для приспособления ее к своим потребностям, д. изменяться и само с учетом объективных требований П.

Речь идет о становлении новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях. Стратегией перехода к режиму К.

является разработка экоэтики

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x1bee.html

Социальное пространство и социальное время

Социальное пространство-время.:  Пространственно-временные структуры социальной формы движения

Социальное пространство и социальное время — формы социального бытия включают в себя физическое пространство и время, базируются на них, но не сводятся к ним.

Понятие социального пространства

Отличие социального пространства от физического. Два подхода к пониманию социального пространства: субстанциалистский и структуралистский.

Субстанциалистская интерпретация социального пространства. Социальное пространство состоит из индивидов, их групп и организаций, соединенных социальными отношениями. Оно обладает материальной субстанцией — людьми.

Питирим Сорокин отличал социальное пространство от геометрического пространства, сводил его к народонаселению, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты.

Если евклидово пространство трехмерно, то социальное многомерно имеет больше трех измерений.

Структуралистская интерпретация социального пространства.

Социальное пространство — это надындивидуальная реальность, состоящая из структуированных социальных отношений; это некое силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое качество, отсутствующее в самих индивидах (например, государство, право, обычаи, мораль). Социальное пространство — это ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство отношений, реальное, как и географическое пространство.

Социальное пространство многомерно. Пространство территории, пространство идеального, пространство артефактов.

Социальное время

Социальное время как атрибут социального пространства и населяющих его индивидов.

Понятие физического и социального времени. Физическое время объективно, но шкалы, с помощью которых оно измеряется, — субъективные конструкции.

Физическое время не знает деления на века, годы, дни, часы и минуты — это категории, с помощью которых делается попытка схватить, понять и измерить физическое время. Физическое время — это движение, измеренное движением.

«Измеренное» — значит раздробленное и разделенное в чужеродной среде пространства, ибо только пространство можно измерить. Время как изменяемость есть само бытие (тогда как пространство и протяжение есть внешняя отраженность бытия в сознании).

Время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структуирования (например, оборот Земли вокруг своей оси).

Время имеет много измерений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения. Астрономическое время используется для описания истории человечества.

Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний (например, с помощью шкалы общественной практики).

Социальное время есть порядок чередования (смены или изменения состояний) социальных позиций, последовательность действий людей, их групп и институтов. Социальное время измеряется практикой, которая протекает с разной интенсивностью.

Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности. В традиционном землевладельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Ритм социальной жизни лежит в основе категории времени.

На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными, а само социальное время носило квазициклический характер.

Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого — отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционного общества.

Структура социального времени — это социальная конструкция, которая определяется социальной практикой, воспринимаемой через определенную систему ценностей. У разных субъектов — разная структура социального времени.

Уровни социального времени. Выделяют уровни повседневной, человеческой жизни и жизни социальных институтов.

На первом уровне человек измеряет время интервалами, совпадающими с элементами его рутинной деятельности: завтрак, дорога на работу, работа, дорога домой, отдых, сон.

На втором уровне интервалы крупнее: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. На институциональном уровне единицей выступают исторические периоды в развитии общества и основных его институтов.

Понятие поколения. Поколение — это возрастная группа, границы которой очерчены социальным временем (фазой социализации) и социальным пространством (историческим периодом его жизни). Смена поколений. Понятие необратимости социального времени. Идея «золотого века» и идея счастливого будущего. Формы эсхатологических, хилиастических и апокалиптических представлений.

Конфликт социального и человеческого времени. В социальном времени прошлое — удержанное настоящее, а будущее — грядущее настоящее. Человеческое время (прошлое, настоящее, будущее) имеет собственное значение.

Прошлое вся история человечества, в которой я никогда не присутствовал, — в моем ответственном отношении к Другому становится моим прошлым. Будущее — это время пророчества, важный императив, нравственный закон.

Пространство и время в культуре

Моделирование и освоение пространства и времени в искусстве и религии, использование особенностей геометрии художественных произведений в социальных целях. Так, древнеегипетская культура в основу своих мировоззренческих представлений полагала горизонталь.

Древнегреческая культура, стремясь к объектному образу мира и человека, пыталась уравновесить различные пространственные характеристики предметов.

Доминантой средневекового представления о порядке вещей становится вертикаль, формируется «готическое» мировоззрение.

Эпоха Возрождения ищет средства для представления глубин пространства (в частности, разработка линейной перспективы в живописи).

Ритуальное назначение православной иконы — способствовать молящемуся войти в общение с небесной церковью, и эта функция сказывается на ее художественных особенностях.

Византийская и древнерусская религиозная живопись характеризуется обратноперспективным построением пространства в иконах, что приводит к ощущению «наплывания» изображенного пространства на зрителя, он как бы становится соучастником происходящего.

Новое время производит переподчинение координат: если прежде формы пространства выражали время и подчиняли себе его измерение, то теперь доминантой становится время, а формы пространства выявляют свое значение разных планов представления, разных граней, стадий, состояний бытия вещей и процессов. Проясняется мысль о том, что картинное изображение предметов соответствует нашим наглядным образам, но не самому их бытию: оно оказывается лишь срезом протекающих процессов.

Источник: https://filosofedu.ru/index.php/filosofija-konspekt-lekcij/15-socialnoe-prostranstvo-i-socialnoe-vremja

Вопрос 21. Пространственно-временная структура мира. Концепции пространства и времени в современной науке

Социальное пространство-время.:  Пространственно-временные структуры социальной формы движения

То или иное понимание пространство и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя.Демокрит:вводит понятие пустого пространство для движения атомов как необходимого объективного усл-я;пространство Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров.

Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и причины её движения. Такой подход к пониманию пространство и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции.

Идеалисты:Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверх-природное, совершенное.Аристотель:отвергал существо-вание пустого,однородного и бесконечного пространство.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно.

Ньютон:у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмер-ное вместилище всех материальных тел и их движений.Время-чистое,однородное,равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность,оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.

Пространство и время не от чего не зависят.Такое понимание пространства и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др.Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия, — нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел ,а время — порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е.

пространство и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые активны, обладают движением,наделены способностью самодвижения.

В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении пространство и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей. Кант: считал пространство и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.

созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира в пространствое и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:пространство и время-упорядо-ченные ряды ощущений.Диалектический материализм: пространство и время — формы или способы существования материи.

Св-ва пространства и времени.

1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение,как и пространство и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содержанием пространства и времени является движущаяся материя,поэтому пространство и время меняются в разл.

частях света,на разных уровнях, в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).

непрерывность и прерывность–св-во связано с движением пространства, и время прерывно, поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных структур к другим;2) мерность–пространственно-временные отн-я м.б.

описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я; существует понятие n-мерного пространство,т.е.добавляются др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й.

Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие

Время есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем как длительность, последовательность смены состояний.

Пространство-когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной кон-фигурацией.

Время–1)длительность явления;2)следова-ние сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.

Пространственно-временная определенность мира составляет одну из важнейших характеристик Универсума. Центральными философскими категориями в описании данной характеристики являются категории «пространство» и «время».

Понимание этих категорий возможно на основе реконструкции истории философских и естественнонаучных представлений о пространстве и времени.

Для классической и неклассической философии и науки характерны субстанциальный и реляционный подходы к интерпретации пространства и времени.

Субстанциальная: пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из пространста все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит.

Реляционная концепция зародилась в недрах диалектическй традиции, была отчетливо сформулирована в диалектическом материализме, а затем окончательно подтверждена теорией Эйнштейна.

Простанство и время мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи.

Свойства П.: трехмерность, симметрия, асимметрия, формы, размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля.

Свойства В.: одномерность, асимметричность, необратимость, ритм процессов, скорость изменения состояния.

Единство материи, движения, пространства и времени: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.

Человек и общество суть особая форма движения материи принадлежит к фундаментальным открытиям философии. Общество – не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Социальная форма движения выражается в субъектно-объектных отношениях, т.е. в отношении человека, социальных групп, общества в целом к окружающему миру.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение,

системность. В истории философии 2 основные точки зрения на время и

пространство.

Под влиянием впечатляющих достижений физики ХХ в. в философию входит понятие о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями.

Таким образом, предметом пространственно-временного описания следует считать не объект сам по себе, а объект, определенным образом взаимодействующий с внешним миром.

Характер взаимодействия тем самым детерминирует различные пространственно-временные отношения, соответствующие различным уровням структурной организации материального мира.

«,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: Dzmitry_Kautur»,»date_published»:»2020-02-05T01:26:00.000Z»,»lead_image_url»:null,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://kautur.blogspot.com/2008/06/21.html»,»domain»:»kautur.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð¢Ð¾ или иное понимание пространство и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя. Демокрит…»,»word_count»:738,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: http://kautur.blogspot.com/2008/06/21.html

Социальное пространство и социальное время (стр. 1 из 2)

Социальное пространство-время.:  Пространственно-временные структуры социальной формы движения

Социальное пространство и социальное время

Для обыденно-житейских представлений пространство и время – нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Но если задуматься над тем, что же все-таки такое пространство и время, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся в истории философии и естествознания.

В настоящее время нельзя решать их без опоры на достижения современной науки, причем не только достижения естествознания, но и тех данных социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различные аспекты пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой жизни и деятельности.

Социальное пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным.

Когда говорят, что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду социальное пространство. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы, в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом. Чтобы понять особую природу социального пространствакакобъективно существующего, важно выработать представление о це­лостной системе общественной жизни.

Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность.

Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира чело­веческих отношений. Организация этого целого усложняется и ме­няется в процессе исторического развития.

Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фикси­руются в системе общественно значимых идей.

Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организа­ция обладает над природными, социально значимыми характеристиками.

Пространственные формы технических устройств, упоря­доченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искус­ственно созданных водоемов, архитектура городов — все это со­циальные пространственные структуры. Они не возникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Специфика социального пространства тесно связана со специ­фикой социального времени, которое является внутренним време­нем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отноше­нию к нему время природных процессов.

Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных из­менений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход.

Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки. Представление о времени и понятие времени имеют смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития, если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот. Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое.

На чем же основано интуитивное чувство времени? В нашем организме существует множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов.

Оказывается, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функции которых выступают различные жизненные ритмы — периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов.

Мозг человека также обладает определенными ритмами активности. Существуют альфа – ритмы, которые характеризуют активность мозга.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет слож­ную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга раз­личных временных структур.

В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные реляционные.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы.

Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал И.Ньютон.

Так представление древнегреческих философов – атомистов (Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности пространства. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени.

Одним из наиболее ярких представлений ее был Г.В. Лейбниц, полемизировавший с И.Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существует.

Взаимосвязь пространства- времени и движущейся материи.

Достижения современной науки свидетельствует о предпочтительности реляционного подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики 20 века.

Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

Система отсчета в физике- это образ реальной физической лаборатории, снабженной часами и линейками, то есть инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и временные характеристики тел. Старая физика считала, что если система отсчета движутся равномерно и прямолинейно относятся друг к другу то пространственные интервалы и временные интервалы не меняются.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно- временных отношений материального мира.

Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в процессе существует единое пространство- время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их отдельно друг другу. Н для описания и понимании мира необходима их совместимость, что легче установить, анализируя даже ситуацию в повседневной жизни. Специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи.

С другой стороны, поскольку само изменение пространственных временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определятся состояниями движущейся материи. Они таковы, какова движущаяся материя.

Таким образом философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.

Идея специальной теории относительности получили дальнейшее развитие и конкретизацию в общей теории относительности. В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения.

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводят ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству.

Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо.

Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека.

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.

Понятие и представление о пространстве, свойственные различным историческим эпохам, выражают различные исторически развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой категории. В ней находится отражение прежде всего характеристики и свойства социального пространства, сквозь призму которых человек рассматривает остальное пространство мироздания.

Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категории пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей.

Действуя в соотношении с этой матрицей, усвоив содержащееся в ней понимание пространства, человек своей реальной деятельностью воспроизводит определенные типы отношений социального пространства, включающие не только отношения предметов, но и их связи с человеком.

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни.

Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношение к другим людям,состояние человеческого сознания, регулирующие его деятельность.

Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей – мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей.

Источник: https://mirznanii.com/a/233064/sotsialnoe-prostranstvo-i-sotsialnoe-vremya

Scicenter1
Добавить комментарий