Составляющие межличностных коммуникаций.: Процесс межличностного общения характеризуется множеством

Сущность межличностной коммуникации

Составляющие межличностных коммуникаций.:  Процесс межличностного общения характеризуется множеством

Коммуникация – процесс создания и передачи значимых сообщений. Коммуникация отражает смысловой аспект социального взаимодействия.

Коммуникация, по мнению К.Вердербера (2003), выполняет ряд важных для нас функций: удовлетворение потребности в общении; совершенствование и поддержание наших представлений о себе; выполнение социальных обязательств; построение взаимоотношений; непосредственный обмен информацией; воздействие на других.

Она выступает важнейшей составляющей процесса общения и связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми, с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений.

Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Общение – это прежде всего коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями (Крижанская, В.П.Третьяков, 2005).

конкретной коммуникации может быть очень различным. Существенно и то, что с коммуникацией мы часто связываем представления об эффективности общения. Именно здесь лучше видны удачи и неудачи, так как любая коммуникация преследует какие-то цели и направлена на удовлетворение потребностей.

Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называются коммуникативными действиями.

По типу отношений между участниками различают межличностную, публичную и массовую коммуникацию.

Средствами коммуникативного процесса выступают две знаковые системы: вербальная (словесная, речевая) и невербальная.

Невербальная система, в свою очередь, состоит из других систем: оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистических (интонация, неречевые вкрапления в речь), организации пространственно-временных параметров коммуникации, контакта глазами.

4.2. Невербальные средства и техники общения

Невербальная (неречевая) система коммуникации является важнейшим компонентом делового общения. По оценкам специалистов именно она является транспортером основной массы информации в процессе общения и источником построения точного образа партнера по общению.

В общении говорится гораздо больше, чем произносится. Один из исследователей невербальных средств коммуникации А.Мейерабиан доказывает, что 93% информации в процессе взаимодействия передается по каналам невербальной системы (55% — мимикой, жестами, позами и 38% — высотой, тембром, интонацией голоса).

Вербальным средствам принадлежит лишь всего лишь 7% циркулируемой в процессе общения информации. Это обусловлено тем, что невербальная система общения включает более 700 000 мимических, жестовых движений и поз, а это значительно больше, чем слов в нашем языке.

Важность невербальной системы общения состоит еще и в том, что по ней передается информация, отражающая отношение человека к партнеру по общению, к происходящим событиям, к обсуждаемым проблемам.

В основе этого явления лежит рефлекторная природа неречевых “слов”. Как справедливо считает Х.

Рюкле, жесты, мимика, движения человека – точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний (1996).

Невербальные средства общения – мимика, движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, используемые для передачи познавательной или эмоционально-оценочной информации. Общая классификация невербальных средств общения дана на рис. 4.1. Ее основные элементы составляют кинесические, просодические, экстралингвистические, проксемические и такесические средства.

Кинесические средства общения – это зрительно воспринимаемые движения другого человека (мимика, пантомимика, позы), выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.

Просодические (паралингвистические) средства общения включают ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость ого тона, тембр голоса, сила ударения).

Рис.4.1. Структурные элементы невербальной системы общения

Экстралингвистические средства общения составляют включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека (смех, плач, кашель, вздохи, хмыкание и др.).

Проксемические средства – это пространственно-временные элементы ситуации общения, содержащие важную для участников общения информацию.

Такесические средства общения представляют собой динамические прикосновения к партнеру по общению в форме рукопожатия, похлопывания, обнимания, поцелуи и т.п.

Перечисленные выше средства коммуникации могут эффективно привлекаться лишь в составе целостных коммуникативных техник.

Коммуникативные техники — совокупность приемов восприятия, интерпретации и влияния на элементы ситуации общения, обеспечивающих достижение конкретных целей взаимодействия (построение точного образа партнера, установление контакта, понимание другого, передача информа­ции и эмоций, воздействие и изменение поведения участников взаимодейс­твия и др.).  

Названные техники подразделяются на невербальные и вербальные.

Невербальные коммуникативные техники —способы эффективного управления пространственно-временными параметрами взаимодействия, вы­ражения экспрессии и информации через мимику, жесты и позы, «прочте­ния» экспрессивных проявлений партнера по общению, эмоционального за­ражения и др.

Во всем многообразии выразительных средств невербального общения важнейшее место занимают кинесические, такесические и проксемические средства. Они исследуются специальными областями научного знания, получившими в последние годы бурное развитие – кинесикой, такесикой и проксемикой.

Кинесика – область научного знания, исследующая внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Объектом ее научного интереса являются мимика, жестика, пантомимика, выражение глаз (контакт глазами).

Мимике – движениям мышц лица, отражающим внутреннее эмоциональное состояние, принадлежит особая роль в передаче информации. Мимика обладает статусом образного языка общения, специфического кода для передачи многообразных чувств, отношений к событиям и явлениям. Одновременно она является и средством воздействия на людей.

К числу основных эмоций, транслируемых с помощью выразительных движений мимической мускулатуры, относят радость, удивление, гнев, презрение, страдание, страх.

Положительные эмоции (любовь, радость и др.) выражаются более четко и распознаются легче. Негативные эмоции (гнев, отвращение, печаль) идентифицируются несколько труднее.

Наиболее выразительными элементами мимики являются брови и губы. Даже незначительное изменение их положения и конфигурации существенно, а иногда и в корне меняет не только оттенок, но и знак эмоции. Благодаря этому у человека есть возможность выражать сотни тонов эмоциональных переживаний. Утверждают, например, что Лев Толстой описал 97 оттенков улыбки.

Учитывая, что правоохранительная деятельность – это прежде всего контакты с людьми, сотрудник милиции должен учиться точно “читать” и правильно интерпретировать мимику людей, уверенно, до артистизма владеть собственной мимикой.

В тесном единстве с работой мимических мышц человека функционируют его глаза. Учитывая тот факт, что человек практически не может управлять изменением размеров зрачка, окологлазными мышцами, глаза являются важным источником правдивой информации о действительных чувствах и переживаниях человека.

Например, считается, что если партнер контактирует с глазами собеседника менее 1/3 времени разговора, то есть вероятность того, что он желает скрыть какую-либо информацию или испытывает негативные переживания в виде вины, стыда, недоверия и др.

Но нельзя забывать и то, что человек практически всегда отводит глаза в сторону, когда пытается сформулировать мысль, правда длится это всего несколько мгновений.

По продолжительности контакта глазами нескольких незнакомых людей можно выявить их социальные статусы. Доказано, что человек, занимающий более высокую социальную позицию (руководитель, лидер), смотрит на партнера значительно чаще, его взгляд фиксируется на собеседнике более продолжительное время.

Многообразная гамма чувств, настроений, отношений людей проявляется в жестах, представляющих собой своеобразный язык движений тела, включающий жестовые “слова”, “предложения”, “знаки препинания”. Мудрецы говорят, что жест есть не движение тела, а движение души.

Знание “алфавита” и “грамматики” жестов позволяет читать человека как книгу. Такая возможность имеет место благодаря тому, что жесты в меньшей степени подвержены сознательному контролю, чем мимика.

Специалисты в области невербального общения А. Пиз, Дж. Ниренберг и Г.Калеро дают подробную классификацию жестов.

Сотруднику правоохранительных органов важно иметь представление, прежде всего, о тех жестах, в которых выражаются отношение к ситуации общения и к обсуждаемой проблеме, психическое состояние и степень искренности гражданина (рис.25).

«Открытые жесты» и «жесты расположения» характеризуются открытостью и доступностью для визуального контроля ладоней и отсутствием каких-либо перекрещиваний рук и ног, прикладыванием руки к груди, прикосновением к партнеру. Такие жесты свидетельствуют о психологической открытости и искренности человека, его готовности к равноправному взаимодействию.

«Закрытые жесты» и «жесты неискренности» указывают на то, что в общении имеется второй, скрытый, контур, что человек решает противоречивые психологические задачи.

В этом плане интерес представляют открытые жесты, закрытые жесты и жесты неискренности, жесты оценки и отрицания, уверенности, нервозности и неуверенности.

Рис. 4.2. Виды жестов

«Жесты оценки» (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание и т.п.) указывают на сомнение человека в предоставляемых ему фактах и аргументах.

«Жесты отрицания» (отклонение корпуса назад, скрещение рук и ног, дотрагивание до кончика носа и др.) указывают на то, что сомнения человека приобрели устойчивый характер и достигли уровня негативного отношения к тем или иным фактам и аргументам.

«Жесты уверенности» (соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле и др.) свидетельствуют о том, что человек максимально уверен в своих возможностях, комфортно себя чувствует, владеет ситуацией, и даже возможно испытывает чувство превосходства.

«Жесты нервозности и неуверенности» (переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами и др.) говорят о неуверенности человека в своих возможностях или в благоприятном исходе разговора.

«Жесты ожидания» включают потирание ладоней друг о друга, медленное вытирание влажных ладоней о ткань и др.

Умение сотрудника милиции понимать язык жестов является обязательным личностным качеством профессионала, поскольку оно позволяет ему быть проницательным и коммуникабельным, уверенно ориентироваться в различных ситуациях, глубоко разбираться в людях.

Такесика – научная область, исследующая проявления человеческой психики в прикосновениях партнеров.

Прикосновения более всего отражают статусно-ролевые позиции и степень эмоциональной близости общающихся.

Малейшая неточность в выборе типа прикосновения (например, стремление похлопать по плечу необщительного начальника) может привести не только к срыву общения, но и к крушению карьеры.

Среди множества коммуникативных прикосновений наибольший интерес для сотрудника представляют рукопожатия. Они составляют большую часть из всех применяемых в общении прикосновений. По типу рукопожатия можно определить его претензии на определенный статус в отношениях и спрогнозировать стиль взаимодействия.

Специалисты выделяют три основных вида рукопожатий: равноправное, доминирующее и покорное.

Равноправное рукопожатие (ладонь твердая, подается прямо, вертикально полу) свидетельствует об уверенности в своих возможностях и готовности к равноправному и взаимовыгодному диалогу.

Доминирующее рукопожатие (рука подается сверху, ладонью вниз; рука собеседника может бесцеремонно задерживаться) говорит о высоком самомнении, нацеленности на доминирование во взаимодействии.

Покорное рукопожатие (вялая рука подается снизу, ладонью вверх) отражает готовность человека признать доминирование другого.

Учет этих невербальных аспектов общения осуществляется в рамках специальных коммуникативных техник.

Техника управления ситуацией общения посредством мимики и жестов —целенаправленное использование мимических движений, жестов и поз, содержащих информацию для сознания и подсознания партнера по об­щению об отношении личности к текущей ситуации общения и ее перспекти­вам.

Пространственно-временные параметры общения изучает научная область проксемика (англ. proxity – близость). Этот термин введен в оборот американским антропологом Э.Холлом, пионером в изучении территориальных потребностей человека.

Он отмечает, что любое живое существо стремится иметь свою территорию. Африканский лев, например, контролирует пространство радиусом более пятидесяти километров.

Любая попытка вторгнуться в это пространство воспринимается царем зверей как покушение на него самого.

По мнению Э. Холла, каждый человек имеет вокруг себя некое пространство, которое он считает “своим”. В этом пространстве исследователь выделил четыре зоны (дистанции, расстояния), в которые в обычных условиях каждый человек допускает те или иные категории других людей и решает вполне конкретные коммуникативные задачи: интимную, личную, социальную, публичную (рис.4.3).

Такое пространство было названо межличностным, а расстояние между общающимися людьми – коммуникативной дистанцией.

0-45 45-120 120-400 400-700 и более

Интимная

Личная

Социальная

Публичная

Рис.4.3. Коммуникативные дистанции (зоны)

Межличностное пространство — расс­тояние до партнера, наиболее комфортное для решения конкретной коммуникативной задачи. Межличностное пространство подразделяют на зоны. Принято выделять интимную, личную, социальную и публичную зоны общения.

Интимная зона (0 – 45 см) предназначена для общения с самыми близкими людьми (родными, любимыми, и др.). Для общения в этой зоне характерны доверительность, тактильный контакт и негромкий голос.

Личная (персональная) зона (45 – 120 см) предназначена для обыденного (светского) общения с хорошо знакомыми людьми (друзьями, коллегами). Общение здесь допускается по преимуществу в виде поддерживающего разговора и визуального контакта между партнерами.

Социальная зона (120 – 400 см) предназначена для проведения формальных встреч в служебных помещениях, для ведения деловых переговоров, для общения с малознакомыми людьми. Например, беседа начальника с подчиненным требует именно такой дистанции.

Публичная зона (свыше 400 см) предназначена для общения с большими аудиториями.

Размеры личного пространства и конкретных коммуникативных зон меняются в зависимости от вида человеческой активности и местонахождения (например, в транспорте в час “пик” оно может быть минимально, в ночное время – максимально), от психического состояния (в плохом настроении человек сознательно или бессознательно стремится увеличить расстояние до других людей и болезненно реагирует на попытки окружающих его нарушить), от статуса общающихся (большинство подчиненных стараются держаться подальше от начальника), и др.

Нарушение коммуникативных дистанций одним из партнеров может привести к ухудшению психологической атмосферы общения, негативным эмоциональным и поведенческим реакциям собеседника.

Доказано, например, что бесцеремонное вторжение в интимную зону человека влечет весьма ощутимые физиологические изменения в его организме (учащение сердцебиения, повышенное выделение в кровь адреналина, прилив крови к голове и др.), вызывает состояние стресса.

Немаловажной проксемической характеристикой, ощутимо влияющей на ход и результаты профессионального общения, является угол взаимодействия партнеров.

Специалисты считают, что расположение партнеров за столом друг против друга стимулирует развитие оборонительных и сопернических настроений. Однако для официальных деловых встреч такая коммуникативная позиция вполне допустима.

Расположение собеседников по диагонали с разных сторон стола подчеркивает и поддерживает их независимость. Для дружеской беседы наиболее приемлемым с психологической точки зрения является положение партнеров у угла стола.

Деловая партнерская беседа психологически поддерживается расположением партнеров с одной стороны стола. Важно также учитывать и «вертикальный» угол взаимного расположения общающихся.

Известно, что партнер, расположенный выше собеседника, а также занимающий более высокое кресло, получает дополнительные «проксемические» шансы на доминирование в процессе общения.

В литературе имеются указания на «защитные» функции мебели и различных предметов, прикрывающих некоторые части тела партнера.

Так, столик, расположенный между общающимися позволяет им чувствовать себя более комфортно и расслаблено, так как снимает необходимость контроля за собственными ногами. Он позволяет в минуты волнения убрать из поля зрения партнера и кисти рук.

Поэтому, стремясь создать психологические условия для максимального удобства партнера по общению, необходимо насытить пространство взаимодействия такими защитными элементами.

На состояние взаимодействия определенное влияние оказывает время его осуществления, динамика биоритмов и суточных ритмов жизнедеятельности партнеров.

Известно, что одни люди более продуктивны в утренние часы (“жаворонки”), другие – в поздние вечерние часы (“совы”). Считается, что в районе 19 часов нервно-психическое состояние людей становится более неустойчивым, повышается риск нарастания раздражительности и вспыльчивости. Есть сведения о более высокой работоспособности людей в холодное и сухое время, чем в жаркую и влажную пору.

Поэтому для эффективного управления пространственно-временными факторами общения применяется специальная техника построения межличностного пространства,определяющаявыбор расстояния до партнера, угла и уровня взаимодействия с ним, элементного оформления пространства контакта, обеспечивающих достижение целей пофессионального общения.

Она ориентирует сотрудника учитывать при организации пространственно-временных параметров общения такие факторы, как степень психологической близости потенциальных участников, особенности динамики работоспособности партнера (“жаворонок” или “сова”), его настроение, состояние погоды, цели предстоящей встречи, и др.

В процессе невербального общения решаются важнейшие коммуникативные задачи: построения точного образа партнера, создания психологически комфортной и безопасной атмосферы общения, конкретизации смысла вербальных сообщений, эмоционального воздействия на делового партнера и др. Для решения этих задач применяются невербальные техники общения позволяющие эффективно управлять пространственно-временными параметрами взаимодействия, выражением экспрессии и информации через мимику, жесты и позы, “прочитывать” экспрессивные проявления партнера по общению, эмоционально заражать его, и т.д.  

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_66317_sushchnost-mezhlichnostnoy-kommunikatsii.html

Межличностная коммуникация

Составляющие межличностных коммуникаций.:  Процесс межличностного общения характеризуется множеством

Межличностнаякоммуникация– это процесс обмена сообщениями и ихинтерпретация двумя или несколькимииндивидами, вступившими в контакт другс другом.

Вмежличностной коммуникации психологическийаспект общения существенно обогащаетпроцесс двустороннего обмена информацией,оказывает регулирующее воздействие наход общения.

Поскольку межличностнаякоммуникация реализуется путемнепосредственных контактов междусубъектами общения, то они должнынаходиться в пространственной близостидруг от друга.

Только в этом случае естьвозможность осуществления обратнойсвязи.

Межличностнаякоммуникация в противовес массовымформам носит более стандартный,рациональный и инструментальныйхарактер. Это находит отражение в еефункциях: информационной, экспрессивной,прагматической и социальной.

Основойдля теоретического обоснованиямежличностной коммуникации являетсятеория речевой деятельности, посколькувербальные средства общения играютглавную роль в процессе межличностноговзаимодействия. Л.С. Выготский и А.Н.Леонтьев рассматривали эту деятельностьс точки зрения психологических основповеденческой теории. Ключевыми факторамиречевой коммуникации они определилимотив и цель.

Мотив соотносится скоммуникативной деятельностью, онвыполняет функцию побуждения субъектак активности. Цель почти всегда являетсяосознанной, в то время как мотив можетосознаваться, но может быть и неосознанным.Мотив и цель при достижении замысламогут совпадать.

В процессе осуществлениямежличностной коммуникации важно уметьразгадать мотив собеседника, особенноесли смысл его высказываний неясен.

Межличностнаякоммуникация может способствоватьизменению мнений, социальных установокиндивидов, участвующих в обменеинформацией.

Социальнымоснованием мотивов являются общественныеотношения. Мотивационная основамежличностной коммуникации может бытьизучена на основе разработанныхмотивационных теорий. Их можно разделитьна мотивационные теории равновесия имотивационные теории удовлетворенияпотребностей.[27]

Анализмежличностной коммуникации предполагаетизучение того, при каких условиях и спомощью каких средств представления,идеи, знания, настроения, т. е. субъективныйопыт одного субъекта может быть сообщендругому и более или менее точно истолкованим. Таким образом, необходимо выявитьи описать различные предпосылки иусловия успешной (или, напротив,неуспешной, затрудненной) коммуникации.

Межличностнаякоммуникация может быть успешной,эффективной, если цели, поставленныекоммуникаторами, достигаются в наибольшейстепени. Безусловно, достижению такойкоммуникации способствует коммуникативнаякомпетентность коммуникаторов.

Общеепонятие и особенности коммуникативнойкомпетентности специалиста нами ужебыли рассмотрены в первой лекции. Вданной теме необходимо конкретизироватьисходное понятие применительно кмежличностной коммуникации.

Коммуникативнаякомпетентность в процессе межличностнойкоммуникации проявляется в следующем:

· Способность прогнозироватькоммуникативную ситуацию, ориентироватьсяв ней;

· Умение найти адекватную теме общениякоммуникативную структуру и реализоватькоммуникативный замысел;

· Способность анализировать свойсобственный психологический потенциали потенциал своего партнера;

· Навыки самонастройки, саморегуляциив общении, включая умение преодолеватьпсихологические барьеры в общении,снимать излишнее напряжение, эмоциональнонастраиваться на ситуацию, распределятьсвои усилия в общении.

Американскомупсихологу П. Вацлавику принадлежитзаслуга в описании некоторых свойствкоммуникации, имеющих большое прикладноезначение в контексте межличностноговзаимодействия и названных им аксиомамичеловеческой коммуникации.

Знаниеданных свойств позволяет объяснить то,что исследователь назвал патологическойкоммуникацией, т.е. осложнения, способныепривести к затруднениям или даже тупикаммежличностного общения.

Их содержаниеможно изучить самостоятельно поучебнику.[28]

Всепроцессы коммуникации происходят вопределенном контексте.

Переменными,формирующими определенный контексткоммуникации, могут быть место и времявстречи, намерения или цели участниковобщения, наличие или отсутствиепосторонних лиц, групповые нормы и т.д.

Наша интерпретация чьих-то слов илидействий в огромной степени определяетсяхарактеристиками социальной ситуации,в которой происходит межличностнаякоммуникация.

Важнымихарактеристиками ситуации, воздействующимина поведение людей являются: знакомая- незнакомая; формальная — неформальная;ориентированная на выполнение дела -ориентированная на общение; поверхностная– глубокая (интимная) включенность. Всоответствии с этими характеристикамиможно выделить следующие типы ситуаций:

· Официальные события;

· Личностное взаимодействие с близкимидрузьями или родственниками;

· Случайные эпизодические встречисо знакомыми;

· Формальные контакты в магазинах ина работе;

· Ассиметричные взаимодействия,связанные с социальными умениями (например, обучение, руководство,интервьюирование);

· Конфликт и переговоры;

· Групповая дискуссия.

Даннаяклассификация ситуаций не являетсяединственной. Э. Берн рассматриваетситуации с позиции потребности вструктурировании времени в ходемежличностного взаимодействия. Онпредлагает рассматривать следующиеспособы структурирования времени:замкнутость; ритуалы; времяпрепровождение;совместная деятельность; игры;близость.[29]

Ещеодна классификация социальных ситуацийразличает три уровня общения в зависимостиот степени личностной вовлеченностиучастников в преобразовании отношений:социально-ролевой; деловой;интимно-личностный.[30]

Каждыйуровень общения предполагаетсоответствующие модели поведения,способы взаимодействия. Важнейшимусловием межличностной коммуникацииявляется способность индивида выделятьтакие стандартные, типичные социальныеситуации и знать как себя вести в них.

Люди, как правило, обладают необходимымизнаниями, которые позволяют им понятьповедение друг друга, согласовать своицели и действия, найти общий язык,договориться. Это в большей степениотносится к типичным ситуациям.

Однакои среди них следует выделить такназываемые трудные или стрессовые:ситуации неодобрения или критики состороны других; ситуации публичноговыступления и социальной активности;ситуации конфронтации и выражениянедовольства; ситуации сексуальногоконтакта; ситуации интимности и теплоты.

Отнесение той или иной ситуации к труднойстрессовой обуславливается не толькообъективными параметрами самой ситуации,но и субъективным состоянием участниковкоммуникации, т.е. как индивид воспринимаеттакую ситуацию. В связи с этим важнымаспектом анализа межличностнойкоммуникации является восприятие, какпроцесс отбора, организации и интерпретациичувственных данных.

Средиобщих закономерностей восприятия какодного из важнейших психических процессовобычно отмечают:

· Принцип избирательности;

· Принцип целостности;

· Принцип константности (устойчивости);[31]

Такимобразом, чувства, которые вызывают внас люди или ситуации лишь отчастизависят от внешнего мира, но в значительнойстепени зависят от нас, воспринимающихэтот мир.

Существуютнекоторые правила, следование которымво многом организует процесс управлениясвоим восприятием.

Правило1. Процесс восприятия имеет личностнуюоснову: разные люди по-разному воспринимаюти интерпретируют одни и те же сигналы.

Правило2. Если считать, что именно нашиинтерпретации наиболее точно отражаютреальность, то у нас могут возникнутьтрудности в ходе межличностнойкоммуникации.

Правило3. Если позволять насущным интересам,эмоциям, потребностям “контролировать”наше восприятие, то можно пропуститьнаправленные к нам важные сообщения отдругих людей.

Сформулированныеправила позволяют в общем процессечеловеческого восприятия выявить то,что относится к восприятию людьмипредметов и что является восприятиемдруг друга.

Главнымрегулятором в построении общенияявляется тот образ партнера, к которомуобращены коммуникативные послания. Приего формировании важным является первоевпечатление о человеке. Множествоситуаций подтверждает драматическоевоздействие первого впечатления навосприятие, что может повлиять напоследующую коммуникацию между людьми.

Социальныестереотипы – основа формированияпервого впечатления, а социальнаястереотипизация – главный механизмэтого процесса. Социальный стереотип– устойчивое представление о каких-либоявлениях или людях, свойственноепредставителям той или иной группы.

Приизучении коммуникативных навыков важнымстановится вопрос о том, можно лиутверждать, что восприятие одних людейболее точно, чем восприятие других.Психологи считают, что среди людей,способных точнее судить и пониматьповедение других, чаще встречаются те,кто:

· В своих заключениях опираются нанаблюдение за поведением, а не настереотипы;

· Менее авторитарные личности;

· Более объективно относящиеся ксебе.

Такимобразом, неудачи и провалы в межличностнойкоммуникации часто случаются потому,что, во-первых, люди неверно и неточновоспринимают друг друга; во-вторых, непонимают, что их восприятия неточны.

Важнойхарактеристикой коммуникативнойкомпетентности является пониманиесобственного коммуникативного стиляи умение распознавать стиль партнерапо коммуникации.

Понятиекоммуникативного стиля обозначаетпривычные, устойчивые способы поведения,присущие данному человеку которые ониспользует при установлении отношенийи взаимодействии с другими людьми.

Канализу стилей межличностноговзаимодействия обращались многиевыдающиеся психологи: А. Адлер, К.Хорни,В.Сатир, Д. Луфт и Х.Ингхэм.

В их исследованияхбыли выявлены типичные схемы поведенияв межличностном взаимодействии:готовность сближаться с людьми (ориентацияна людей, открытость); стремление избегатьих (ориентация от людей, изоляция);установка на борьбу (ориентация противлюдей, доминирование); желание и готовностьподчиняться (демонстрация слабости,самоунижение).

Описанныесхемы поведения находят отражение впродуктивном или непродуктивномкоммуникативном стиле.[32]

Такимобразом, коммуникативные стили проявляютсякак набор определенных действий, уменийи навыков, соответствующих психологическойнаправленности личности.

Вконечном счете, эффективность межличностнойкоммуникации будет определятьсяпараметрами индивидов как коммуникативныхличностей. Данный аспект будет рассмотреннами в следующей теме.

Межкультурнаякоммуникация проявляется в формемежличностной коммуникации. Межличностнаякоммуникация понимается как процессодновременного взаимодействиякоммуникантов и их воздействия друг надруга. Для нее характерен целый рядособенностей, отличающих ее от другихвидов коммуникации.

Межличностнаякоммуникация может осуществляться вразличных формах, специфика которыхопределяется числом участников, ихсоциоролевым статусом, коммуникативнойустановкой, особенностями пространстваи времени коммуникации. Идеальнымобразцом межличностной коммуникацииявляется неформальная беседа двухчеловек.

Характерными чертами этоговида коммуникации являются частая сменатематики, доминирование одной стороныв силу ее большей активности и подчинениедругой, смена коммуникативной установки,возможность вернуться к прежней тематике,необязательность заключительногоэтапа, так как беседа может быть прерванаслучайными обстоятельствами.

Привозникновении формальных ситуаций, какправило, используются только общепринятыенормы коммуникации (нельзя, например,подойти к незнакомому человеку и хлопнутьего по плечу в знак приветствия) иопределенная последовательностьвысказываний.[2, с.35]

Межличностнаякоммуникация протекает как процессодновременного речевого взаимодействиякоммуникантов и их воздействие друг надруга. Для межличностной коммуникациихарактерен ряд особенностей, которыесоставляют ее специфику как типакоммуникации.

Неотвратимостьи неизбежность межличностной коммуникацииобъясняются самими условиями человеческогобытия — человек, как социальный феноменне смог бы существовать без общения,которое является его важнейшейпотребностью.

Необратимостьмежличностной коммуникации понимаетсякак невозможность уничтожить сказанное(“слово не воробей”).

Непосредственнаяобратная связь является непременнымусловием осуществления межличностнойкоммуникации.

Межличностныеотношения — определяющий фактор впоэтапности процесса межличностнойкоммуникации. Эти отношения складываютсяв процессе деловых и творческих контактов- официальных и неофициальных, в результатеспособности людей эмоциональновоспринимать друг друга — эмпатии.

Следует подчеркнуть, что наряду спсихологическим и социальным факторами,большую роль в межличностных отношенияхиграет эмоциональный фактор.

Поэтапность,которая наблюдается в развитиимежличностных отношений (установление,поддержание, подъем, спад, прекращениеи возможное возобновление), непосредственносвязана с характером межличностнойкоммуникации в плане ее формы и содержания.

Всвою очередь, на характер межличностныхотношений оказывают влияние условия,в которых происходит общение -взаимодействие между незнакомыми людьми(в самолете, зрительном зале и т.п.),функционально-ролевое общение, личноеи интимное общение.

Многоканальностьявляется специфической чертой актуализациимежличностной коммуникации.

Именно примежличностной коммуникации возможноодновременное использование несколькихканалов передачи и восприятия информации- можно не только слышать и видетьсобеседника, но и дотронуться до негорукой, уловить запах, который можетсообщать дополнительную информацию опартнере, оценить дистанцию между собойи партнером как показатель межличностныхотношений.

Попыткисмоделировать процесс межличностнойкоммуникации предпринимались не разна основе различных подходов к пониманиюее сущности и функций.

Сложностьмоделирования объясняется и тем, чтомежличностная коммуникация актуализируетсяв различных формах.

Это может быть беседа- непосредственная коммуникация (с глазуна глаз или в присутствии других лиц)или опосредованная (через компьютернуюили телефонную связь).

Межличностнаякоммуникация может осуществляться вформе интервью, дебатов, публичных илисудебных слушаний. Это так называемыеструктурированные формы, каждая изкоторых имеет свои особенности,обусловленные специфическими функциямии коммуникативной ситуацией.

Вструктурных моделях в качествеобязательных компонентов обычновыделяются следующие: кто передаетинформацию (отправитель), что передается(содержание информации), кому передаетсяинформация (получатель), каким способомпередается информация (канал), обратнаясвязь (непосредственная или опосредованная).

В описательных моделях выделяются ещедва компонента — результативностькоммуникации и ее ситуативнаяобусловленность (окружение, числоучастников, временные и пространственныехарактеристики и т.п.

) Первый компонентне всегда поддается объективномуопределению, поскольку результативностьдля каждого коммуниканта может иметьсвою оценку. [3, с 180]

Межличностнаякоммуникация выполняет еще однуспецифическую функцию, называемую«конверсионной» — изменяющей мнениеиндивида и его социальные установки.

Этафункция была выявлена опытным путем.Рекламодатели в области экономики иполитики обнаружили, что иногдасоциологические прогнозы, которыераспространяются при помощи средствмассовой информации, не сбываются.

Оказалось, что некоторые индивидыпредпочитают «проверить» свое восприятиеинформации на межличностном уровнеобщения и в результате в корне изменитьсвое мнение и отношение к рекламируемомутовару или политическому «имиджу».

Социальнаязначимость некоторых частных функциймежличностной коммуникации во многомопределяется социологическими доминантами— основными категориями социальнойкоммуникации.

Так, например, категориисоциального статуса и коммуникативныхролей актуализируются в функциисоциальной ориентации — предвидениясоциоречевого поведения партнера, чточрезвычайно важно для правильнойинтерпретации смысловой и оценочнойинформации.

Категория оценочнойинформации актуализируется в частныхфункциях побуждения, убеждения за счетварьирования функционально-стилистическихсредств коммуникации.

В реальнойкоммуникации социологические доминантывзаимодействуют друг с другом, но этовзаимодействие не является стабильным,оно может видоизменяться убеждения засчет варьирования функционально-стилистическихсредств коммуникации. В реальнойкоммуникации социологические доминантывзаимодействуют друг с другом, но этовзаимодействие не является стабильным,оно может видоизменяться.

Условия,обеспечивающие эффективность межличностнойкоммуникации

Степеньэффективности межличностной коммуникацииопределяется по результатам актуализациидвух основных социально-значимых функций— взаимодействия и воздействия.

Этирезультаты зависят от трех основныхусловий, определяющих характер речевогообщения: а) типа коммуникативныхличностей, б) восприятия смысловой иоценочной информации и в) целенаправленноговоздействия друг на друга.

Для эффективностимежличностной коммуникации наиболееоптимальными вариантами этих условийявляются следующие: а) совместимостьпартнеров как коммуникативных личностей,б) адекватное восприятие смысловой иоценочной информации, в) воздействиечерез убеждение.

Совместимостьпартнеров как коммуникативных личностейпредполагает совместимость по всемтрем параметрам. Наличие коммуникативныхпотребностей, даже при различиикоммуникативных установок, способствуетустановлению контакта, что важно дляначального этапа коммуникации. Сигналомдля контакта могут служить как вербальные,так и невербальные средства.

Здесь оченьважно, чтобы их актуализация соответствовалапринятым социальным нормам речевогоповедения. Это в значительной степениоблегчает речевое взаимодействие.Наибольшую роль тут играет совместимостькогнитивных параметров, которыеорганизованы в определенном когнитивномпространстве в виде блоков идентификации,рефлексии, знаний о вербальных иневербальных средствах коммуникациии др.

Несмотря на то, что у каждогоиндивида объем этих блоков и их структураразличны, поскольку они формируются наоснове не только общественногопознавательного опыта, но и личного,несмотря на то.

что они зависят отособенностей работы полушарий головногомозга, отличающихся асимметрией, наличиеготовых блоков позволяет оперироватьими с достаточной эффективностью, чтобывоспринять и оценить информацию исформулировать свою реакцию.

Отмечено,что уже на начальном этапе межличностнойкоммуникации оба партнера, опираясь насвой познавательный опыт, решаютодновременно несколько задач: 1) Что ядумаю о себе — кто я такой? 2) Что я думаюо партнере — кто он такой? 3) Что я думаюо том, как партнер думает обо мне? 4) Чтодумает партнер о себе? 5) Что думаетпартнер обо мне? 6) Что думает партнер отом, как я его себе представляю. Здесьзадействованы блоки идентификации,самопознания, рефлексии, прогнозированияразвития образа партнера — все, чтопомогает «настроиться» на межличностноеобщение.

Функциональныйпараметр также играет значительнуюроль в успешной актуализации функцииречевого взаимодействия, но не являетсярешающим, за исключением тех случаев,когда допускается грубое нарушениепринятых норм социальной дифференциациии ситуативной вариативности коммуникативныхсредств.

Восприятиев контексте социально-психологическихисследований трактуется как пониманиеи оценка человека человеком; причем нетолько и не столько его качеств, сколькоего взаимоотношений с другими людьми.

Наиболее изученными механизмамимежличностного восприятия являются:а) идентификация — понимание другогочеловека путем отождествления себя сним; б) рефлексия — понимание другогочерез размышление за него; в) эмпатия— понимание другого человека черезэмоциональное сопереживание; г)стереотипизация — восприятие и оценкадругого путем перенесения на негообщепринятых характеристик какой-либосоциальной группы или ее представителя.

Вконтексте межличностной коммуникациивосприятие — это, прежде всего, сложныйпроцесс приема и переработки смысловойи оценочной информации, необходимоеусловие для актуализации межличностнойкоммуникации.

Эффективность межличностнойкоммуникации зависит от степениадекватности смыслового восприятия,так как с этим связана правильностьинтерпретации информации, коммуникативнойустановки партнера и прогнозированиепоследующих этапов коммуникации. [3., с189]

Успехкоммуникации достигается лишь в томслучае, если участники коммуникацииобладают общей возможностью интерпретацииопределенного знака. Эти процессыявляются важнейшими элементамикоммуникативного акта.

Поскольку человекне владеет телепатией и не способенпередать электрические импульсынепосредственно из своего мозга в мозгпартнера, то возникает необходимостьзашифровать свои мысли, чтобы потомпередать их вербально или невербально.

При межкультурной коммуникации каждаякультура представляет собой системукодов, которая распространяет своедействие на повседневные отношения,социальные и культурные нормы и т.д.

Этикодовые системы культур, как правило,несопоставимы между собой или в лучшемслучае сопоставимы только ограниченно.В связи с этим в процессе коммуникацииприобретает важное значение проблемакодирования и декодирования информации.

Кодирование— это процесс зашифровки наших мыслей,чувств, эмоций в форму, узнаваемуюдругими. Для этого человек используетсимволы, которые могут быть письменными,вербальными, невербальными, математическими,музыкальными и т.д. Набор таких символовявляется сообщением.

Декодирование— это процесс получения и интерпретациисообщений, получаемых человеком извне.Он связан с расшифровкой символов,составляющих сообщение.

Способыкодирования и декодирования сообщенийформируются под влиянием опыта человека,который понимается не только какиндивидуальный опыт, но и как опытгруппы, к которой принадлежит человек,а также опыт той культуры, представителемкоторой этот человек является, осваиваетее в процессе инкультурации.

Любаякультура создает свою собственнуюсистему символов и придает каждомусимволу соответствующие значения. Нокультуры не только наполняют своисимволы разным значением, но и используютсимволы в разных целях.

Поэтому в процессекоммуникации всегда важно помнить, чтосимволы являются таковыми только потому,что определенная группа людей соглашаетсяпринять их как символы. Между символоми его значением зачастую нет естественнойсвязи. Их отношения произвольны иварьируются в разных культурах.

Поэтомучеловеку, незнакомому с символикойфлага, он будет представляться всеголишь куском ткани, прикрепленным кпалке.

Но даже в рамках одной культурырасшифровка символа будет варьироватьсяв зависимости от опыта человека и отконкретной жизненной ситуации, в которойон находится при этом. Раскрытие значениясимволов происходит в форме их денотациии коннотации.

Денотация—это значение символа, признаваемоебольшинством людей в данной культуре.

Коннотация—вторичные ассоциации, разделяемыелишь несколькими членами данногосообщества. В силу этого они всегдасубъективны и эмоциональны по своейприроде.

Какслова, так и символы-вещи могут менятьсвои значения — от поколения к поколению,от региона к региону. Об этом такженеобходимо постоянно помнить в процессекоммуникации.

Вмежличностной коммуникации невербальныесредства зачастую дополняют языковыеформы общения (например, мы говорим:«Привет!» и при этом улыбаемся).Невербальные знаки могут не соответствоватьустному сообщению (например, мы говорим:«Рады вас видеть!», но при этом хмуримсяи смотрим в сторону).

Невербальноесообщение может также дополнятьвербальное (сказать детям: «Тише!» иприложить указательный палец к губам).Невербальное поведение служит длярегулирования общения. С помощью кивкаголовой, взгляда, жеста мы легко вступаемв беседу или прекращаем ее.

В ряде случаевневербальные способы могут замещатьвербальные (так, ребенок может непопросить подать ему игрушку, а простоуказать на нее).

Кромеуказанных средств к каналам коммуникациимогут быть также отнесены публичныевыступления, личные встречи, рекламныеобъявления и др. [4. c 39]

Такимобразом, при межкультурной коммуникациикаждая культура представляет собойсистему кодов, которая распространяетсвое действие на повседневные отношения,социальные и культурные нормы и т.д. Этикодовые системы культур, как правило,несопоставимы между собой или в лучшемслучае сопоставимы только ограниченно.

В связи с этим в процессе коммуникацииприобретает важное значение проблемакодирования и декодирования информации.

Эффективность межличностной коммуникациизависит от степени адекватностисмыслового восприятия, так как с этимсвязана правильность интерпретацииинформации, коммуникативной установкипартнера и прогнозирование последующихэтапов коммуникации.

Источник: https://studfile.net/preview/2164503/page:9/

Особенности межличностной коммуникации: Межличностная коммуникация имеет следующие особенности, которые

Составляющие межличностных коммуникаций.:  Процесс межличностного общения характеризуется множеством
Межличностная коммуникация имеет следующие особенности, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.

1)

Неотвратимость и неизбежность (объясняются самими условиями человеческого бытия — человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.

Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное («слово не воробей»). 2)

Непосредственная обратная связь. 3)

Межличностные отношения (определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в результате деловых и творческих контактов — официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга — эмпатии.

Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор.

Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.)

Характер межличностной коммуникации

На характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение. Это может быть анонимное общение — взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение (взаимоотношения между членами профессионального коллектива), личное или интимное общение (в группе друзей, в семье).

Многоканальность межличностной коммуникации

Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации.

При межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации (например, можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.)

Структурные и описательные модели межличностной коммуникации

В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие: 1)

кто передает информацию (отправитель); 2)

что передается (содержание информации); 3)

кому передается информация (получатель); 4)

каким способом передается информация (канал); 5)

обратная связь (непосредственная или опосредованная).

В описательных моделях выделяются еще два компонента — результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.).

Эффективность межличностной коммуникации

Эффективность межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социальнозначимых функций — взаимодействия и воздействия.

|

Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения:а) типа коммуникативных личностей; б) восприятия смысловой и оценочной информации; в) целенаправленного воздействия друг на друга.

Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей; б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации; в) воздействие через убеждение.

Из двух видов межличностной коммуникации — вербальной (речь) и невербальной — невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация — наиболее универсальной.

Невербальная коммуникация

Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Позы человека не являются полностью врожденными: они усваиваются в процессе общения с себе подобными. Язык тела включает пять составляющих: а) жесты (способ знакового использования рук); б) мимика (способ использования выражения лица);

в) положение тела (способ держать себя (наше тело)); г) проксемика (способ использования пространства.

Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними); д) тактильная коммуникация (прикосновения, похлопывания и т.п.

Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами).

Параязык и паралингвистические средства

Параязык говорит о том, как интепретировать слова, дает дополнительную информацию к интепретации.

Паралингвистические средства — сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния, и т.п.)

К паралингвистическим моментам можно отнести: интонацию, тональный уровень голоса, например громкость — выражающую, гнев. Паралингвистические

средства могут сказать о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие, взволнованность, уверенность, усталость и т.п.).

Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.) могут сказать о таких фактах как личность коммуниканта, его или ее социальный статус, роль, работа.

Вербальная коммуникация

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Речевая (вербальная) коммуникация имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).

Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это — социально значимый выбор.

Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Коммуникативные характеристики речи

С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства: а) Речь является частью коммуникативной культуры и культуры в целом; б) Речь способствует формированию общественной роли коммуниканта; в) С помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов; г) В речевой коммуникации создаются социальные значения (например, в контексте понимания русских речевых оборотов иностранцами).

Коммуникативные навыки (коммуникативные цели; коммуникативная стратегия; коммуникативная тактика; коммуникативное намерение (задача); коммуникативный опыт)

Поведение коммуникантов в процессе общения преследует определенные цели.

Коммуникативной целью (по Е.В. Клюеву) является стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.

Объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязательства по послепродажному обслуживанию — это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие то или иное коммуникативное намерение ин- дивида-коммуниканта осуществить какое-либо действие через коммуникативный акт или с его помощью.

Коммуникативная стратегия — часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.

Коммуникативная тактика — совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика — более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение (задача) — тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Е.В.

Клюев предлагает следующую схему, позволяющую понять соотношение элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе: «используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу, то есть, возможность вызвать желаемые последствия в реальности) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется

в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется неуспешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего».

Коммуникативный опыт — понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Характеристики основных типов коммуникантов

а) Доминантный коммуникант (стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие).

б) Мобильный коммуникант (легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения).

в) Ригидный коммуникант (испытывает трудности при начальной фазе установления контакта, затем четок и логичен).

г) Интровертный коммуникант (не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).

Межгрупповые коммуникации

Межгрупповые коммуникации — отношения между различными социальными группами людей (не только малыми, но и большими).

Сфера межгрупповых коммуникаций — (согласно В. Агееву) — затрагивает коммуникации не только большими, но и малыми социальными группами. В число главных тем подобных исследований входит изучение процессов восприятия и понимания друг друга представителями различных социальных групп (межгрупповых социально-перцептивных процессов). В данном случае

I

социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп. Общий анализ проблемы ?

Особенность межгрупповой коммуникации — ее целостность (в сравнении с межличностной коммуникацией). (например, общие для той или иной социальной группы установки, убеждения, стереотипы и т.п.)

Межгрупповая коммуникация отличается от межличностной также большей устойчивостью, стабильностью, инертностью. А также является ценностным и отражает в основном социальные отношения между группами, в то время как межличностная — базируется на личных взаимоотношениях соответствующих людей.

Основные феномены межгрупповой коммуникации — межгрупповая предупрежденность и ингрупповой фаворитизм, причем оба названных феномена функционально связаны между собой.

Межгрупповая предубежденность проявляется в том, что члены одной социальной группы, социально и психологически отделяя себя от представителей других социальных групп, относятся к ним не так, как они относятся к членам своей социальной группы. (Свою группу они считают лучшей, а другие группы — уступающими ей).

Ингрупповой фаворитизм — это обратная сторона межгрупповой предубежденности. Проявляется в том, что в большинстве случаев члены группы отдают предпочтение «своим», т.е. участникам их собственной группы. («Чужие» находятся на втором плане, лишаясь привилегий, которыми обладают члены своей социальной группы.)

Источник: https://uchebnikfree.com/vliyaniya-manipulirovaniya-psihologiya/osobennosti-mejlichnostnoy-kommunikatsii-19436.html

Межличностное общение

Составляющие межличностных коммуникаций.:  Процесс межличностного общения характеризуется множеством

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.

Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.

Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей.

В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.

Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение.

К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать.

Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными.

Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей.

Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным.

В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения.

Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными.

Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество.

Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться.

Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой.

По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов.

Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается.

Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения.

Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.

Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов.

Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии.

К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению.

Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе.

Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения.

Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии.

И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения.

Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении.

Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Источник: https://psihomed.com/mezhlichnostnoe-obshhenie/

3.2. Межличностные коммуникации в организации

Составляющие межличностных коммуникаций.:  Процесс межличностного общения характеризуется множеством

  Самым главным в межличностных коммуникациях является передача информации от одного лица к другому. В процессе межличностной коммуникации важное значение имеет обратная связь, поскольку она превращает коммуникационный процесс в двухсторонний.

Исследователи выделяют следующие основные характеристики эффективной обратной связи (табл. 3.2.1):  1. Намерение. Эффективная обратная связь не должна осуществляться в форме личных нападок, унижающих чувство достоинства или затрагивающих репутацию человека.  2. Конкретность.

Получатель должен обеспечиваться конкретной информацией, после которой не возникают вопросы, и человек не попадает в ситуацию фрустрации, не зная, что делать.  3. Описательность. Информация должна носить описательный, а не оценочный характер; содержать объективные сведения о том, что сделал человек, а не оценку его деятельности.  4.

Полезность. Информация должна быть такой, чтобы работник смог ее использовать для улучшения своего труда, так как сам по себе работник не может что-либо исправить.  5. Своевременность. Чем скорее осуществляется обратная связь, тем лучше, так как работник имеет возможность точнее понять, что от него требуется.  6. Готовность.

Для того, чтобы обратная связь была эффективной, необходимо, чтобы у работников была готовность ее поддерживать.  7. Ясность. Реципиент должен ясно понимать руководителя. При этом и руководитель должен стремиться быть понятым.

  8. Достоверность. Чтобы обратная связь была эффективной, она должна быть надежной и достоверной.

Ситуация или проблема только осложняются, если руководитель оперирует неверной информацией, подчиненный может счесть, что к нему относятся предвзято и несправедливо.

Таблица 3.2.1. Характеристики обратной связи при эффективных и неэффективных межличностных коммуникациях в управлении человеческими ресурсами

  Источник: Лютенс Ф. Организационное поведение / Пер. с англ. 7-е изд. — М., 1999.   Составляющие межличностных коммуникаций. Процесс межличностного общения характеризуется множеством составляющих, например доверие, ожидания, статус, совместимость. Межличностные коммуникации можно рассматривать как нисходящие, восходящие и интерактивные процессы.

  Нисходящие коммуникации следует представлять скорее как установление межличностных связей.

  В литературе встречается описание пяти основных целей коммуникаций в организации, направленных сверху вниз: постановка конкретных задач по выполнению работы; обеспечение информацией о принятых в данной организации процедурах и практике; обеспечение информацией, касающейся смысла исполняемой работы; информирование подчиненных о качестве их работы; предоставление идеологической информации для облегчения восприятия целей.  Нисходящие коммуникации осуществляются с помощью разнообразных письменных (рабочие материалы, руководства, журналы, газеты, письма, доски объявлений, плакаты, меморандумы) и устных (приказы руководителей, речи, заседания, программы для слушающих, которые передаются по внутренним телевизионным сетям, система публичных выступлений, телефоны. В некоторых организациях Японии, США и др. есть свои гимны, которые исполняются перед началом работы) средств.  Подобные нисходящие коммуникации способствуют созданию авторитарной системы в организации, вследствие чего работники не до конца понимают смысл выполняемого задания, его идейной связи с общими целями организации.  Самая большая проблема, по мнению Ф. Лютенса, заключается в том, что при передаче информации не уделяется должного внимания ее получателю. Существуют следующие закономерности воздействия нисходящего потока информации на получателя:  — интерпретируя информацию, человек следует по пути наименьшего сопротивления;  — человек более открыт для сообщений, которые созвучны имеющимся у него представлениям, идеалам и ценностям;  — сообщения, которые противоречат ценностным установкам человека, вызывают у него большее сопротивление, чем сообщения, противоречащие рациональной логике;  — поскольку человек испытывает постоянное желание удовлетворить свои потребности, сообщения, которые способствуют их удовлетворению, воспринимаются легче, чем те, которые этому не способствуют;  — когда человек видит изменения в окружающей среде, он более открыт по отношению к поступающим сообщениям;  — на коммуникацию оказывает влияние ситуация в целом; сообщение, которое может показаться сообразным в одной ситуации, в другой может представиться несообразным.  Коммуникативный процесс эффективен в том случае, когда руководители всех уровней и рангов осознают, как на их подчиненных воздействует коммуникативный процесс, как следует передавать информацию по нисходящим коммуникациям и как адекватно реагировать на нее.  Восходящие коммуникации практически лишены директивности. Необходимым условием эффективных восходящих коммуникаций является свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями.  Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, выполняют функцию оповещения о том, что делается на низших уровнях.  Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты для исправления положения дел. В организации процесса восходящих коммуникаций в XX в. появилась управленческая инновация — использование потенциала групп рабочих, которые регулярно, например один раз в неделю, собираются для обсуждения или решения проблем производства или обслуживания потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информации по восходящей происходит в основном в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.  Для повышения эффективности восходящих коммуникаций используют следующие методы:  — процедура обжалования, которая позволяет работникам обратиться с жалобой к вышестоящему руководителю в обход своего непосредственного начальника. Данная процедура защищает работника от произвола их непосредственного начальника и поощряет подачу жалоб. В настоящее время в некоторых компаниях создаются специальные комитеты для рассмотрения жалоб;  — политика открытых дверей, т. е. дверь к руководителю открыта для того, чтобы можно было поделиться с ним своими соображениями;  — консультации, опрос общественного мнения, собеседования с работниками, увольняющимися из организации. Отдел кадров может значительно повысить эффективность восходящих коммуникаций путем недирективных конфиденциальных консультаций, опросов мнения работников, интервью с работниками, увольняющимися из организации;  — партисипативные методы — принятие решений с участием работников. Во многих исследованиях отмечается, что эти работники испытывают большее удовлетворение от работы, более преданы своей организации и лучше работают, чем те, кто не вовлечен в процесс коммуникации;  — использование приемов активного слушания — наиболее простого и эффективного способа развития навыков слушания. Руководитель с развитыми навыками слушания значительно повышает эффективность восходящих коммуникаций.  В целом информация, которая передается по восходящим коммуникациям, может быть разделена на две группы:  1) информация, которая имеет технический характер и касается производственной деятельности; это жизненно важный фактор контроля в любой организации;  2) личная информация о мыслях, установках, деятельности; обычно она отражается в том, что говорят работники своему руководителю, например: какую работу они выполнили; какую работу выполнили их подчиненные; какую работу выполнили другие работники в совместной деятельности; что они считают необходимым предпринять; какие у них проблемы; какие проблемы существуют в их подразделении; что следует пересмотреть в практике и политике организации.  Современные инновационные организации стремятся использовать в своей политике и практике восходящие коммуникации.  Искажение информации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. По данному каналу связи информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения. Слухам приписывается репутация неточной информации. Однако, как отмечает известный исследователь коммуникационного процесса К. Дэвис, информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, чаще оказывается точной, нежели неточной. Согласно исследованию Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой организации. Но уровень точности значительно понижается, если речь идет о личной или эмоционально окрашенной информации.  По каналам распространения слухов обычно передается информация о предстоящем сокращении рабочих мест; о новых мерах наказаний за опоздания; об изменениях в структуре организации; о грядущих перемещениях и повышениях; подробно излагается спор двух руководителей на последнем совещании; сообщается, кто кому назначил свидание после рабочего дня.

  Благодаря обратной связи, даже при имеющихся искажениях, коммуникация превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом достаточно, чтобы обратная связь в ее кодовой системе была известна новому получателю. Например, порой на какую-то фразу мы можем ответить просто кивком головы.

Источник: https://textb.net/91/9.html

Scicenter1
Добавить комментарий