СОВЕТСКИЙ НАРОД: , новая историческая, социальная и интернациональная общность людей,

Советский народ в СССР – что это такое? Единство наций?

СОВЕТСКИЙ НАРОД: , новая историческая, социальная и интернациональная общность людей,

Добрый день, дорогие домоседы. Что такое советский народ? Национальное и националистическое, национальное и общечеловеческое – взаимосвязь этих понятий, поиски путей сочетания национальных и интернациональных интересов воспринимаются ныне едва ли не как самые актуальные проблемы повседневной жизни.

Между тем совсем недавно некоторые из обществоведов придерживались упрощенных представлений о характере национальных отношений при Советском Союзе. Согласно этим представлениям, строительство социализма, породив новую социальную и интернациональную общность — советский народ, чуть ли не автоматически сняло всякие национальные проблемы.

Где-где, а уж в этой сфере — сплошная гармония. И если в том или ином регионе в эту «идиллию» диссонансом врывались разного рода коллизии, националистические или шовинистические проявления, то это пытались объяснить либо случайными отклонениями под воздействием отравленной западной идеологии, либо проклятыми пережитками прошлого.

статьи:

  • Что такое советский народ
  • Социально-политическое единство
  • Теоретический вопрос
  • Интернациональное единство
  • Советский народ в цифрах

Что такое советский народ

Как же правильно толковать завоевание социалистического строительства — образование советского народа? Сегодня в печати появляются утверждения, будто советский народ — это вымысел застойных лет. С другой стороны, кое-кому эта общность представляется зародышем единой, советской нации.

Социальная однотипность наций — бесспорный результат развития.

Каждая советская нация, народность включала в свой состав более или менее развитые в количественном и качественном отношении отряды рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Все они были заняты в едином народнохозяйственном комплексе страны.

Было бы неверно, исходя из некоторых формальных аналогий (общность территории, экономической и культурной жизни), отождествлять советский народ с какой-то новой нацией или «супернацией».

Все нации и народности продолжали свое развитие. Но не сами по себе, а как часть сложившегося и продолжающегося консолидироваться советского народа вплоть до развала СССР.

Развитие общесоветского сознания никогда не характеризовало все слои советского общества. Кое-кому оно представлялось противоречащим национальным чувствам; между тем вполне естественно, что граждане той страны, считая себя русскими, украинцами, казахами, латышами, армянами, якутами в то же время вполне естественно говорили: «Я советский человек!».

В условиях интернационализации всей советской жизни укрепились общие черты в духовном облике, образе жизни народов СССР, которые находились в единстве с национальными особенностями.

Социально-политическое единство

Советский народ — это социально-политическое, а не этническое единство. Каков смысл употребления понятия «советский народ»?

В плане идейно-политическом категория «советский народ» как бы расширяет горизонты социалистического строительства. Каждый гражданин многонациональной страны приучается думать не только о своей нации, а об интересах всех социалистических наций и народностей. И, значит, подходить к любому вопросу не с позиций узконациональных, а с позиций общегосударственных.

Осознание своей сопричастности к труду и помыслам всего советского народа, умение мыслить общегосударственными категориями и пресекать любое проявление ведомственности или местничества — вот в чем идейный заряд этого понятия.

Теоретический вопрос

Теперь о теоретической стороне вопроса. До выдвижения положения, о советском народе как новой исторической общности в теоретической литературе, пожалуй, имелся заметный пробел.

Было не ясно, каким образом от этапа расцвета социалистических наций и, стало быть, поддержки и укрепления национальных культур, национальных традиций строй перейдет, в конечном счете, ко все более интенсивному процессу интернационализации общественной жизни. Который, разумеется, в далекой перспективе должен был означать и стирание национальных различий.

Диалектика перехода от расцвета социалистических наций в конечном счете к стиранию национальных различий и образованию интернационального сообщества, не знающего национальных перегородок, «механизм» этого перехода мало разработан в литературе.

Теперь можно более определенно сказать об общем направлении этого процесса. Еще до того, как развернется интенсивный процесс стирания национальных различий, который завершается отмиранием государства, человечеству, видимо, суждено пройти через широкие социальные и интернациональные общности.

Богатство общего, интернационального состоит в том, что оно синтезирует в себе своеобразие особенного, национального.

Следовательно, свободное выявление прогрессивных традиций, национальных чувств — не препятствие, а, наоборот, одно из условий все более полнокровной и интенсивной жизни народов.

Неверна попытка представить национальный фактор в виде некоего рудимента, помехи на пути общественного развития.

Или социально-классовые, или национальные — к такому метафизическому выводу вели подобные рассуждения. Об интернационализации нередко говорилось как об унификации всего и вся. В результате чего этот многогранный плодотворный процесс изображался безжизненной абстракцией.

При таком подходе, если речь шла о развитии русского языка как языка межнационального общения, то упускались из виду процессы развития национальных языков, и наоборот. Говоря об общенациональной, общесоветской гордости, забывали о национальной гордости народов страны.

Интернациональное единство

Была цель — интернациональное единство, но не голое, безжизненное, а полнокровное и динамичное единство в многообразии, которое опиралось бы на постоянно крепнущий добровольный союз народов.

В нем нет и не может быть наций передовых и отсталых, привилегированных и ущемленных в своих правах.

 Социализм исходил из равноценности народов и необходимости создания для каждого необходимых условий для всестороннего развития, самовыражения и самоутверждения.

И вместе с тем для равноправного сотрудничества, взаимного обмена духовными ценностями и таким путем укрепления братского единства наций и народностей.

Нации и народности с их языками, культурами, разнообразными характерами и традициями, духовными ценностями и интересами были реальной формой социального бытия.

Вместе с тем шел объективный процесс интернационализации общественной жизни. Советский народ сталкивался с ростом национального самосознания. Бурный рост национальных чувств и рост интернационализации общественной жизни — очевидное противоречие.

Но вместе с тем — реальная социалистическая действительность, потому что социально-экономический прогресс всех наций вызвал одновременно и укрепление национальных чувств.

Важно было добиваться правильного, адекватного отношения к национальным чувствам и вместе с уважением к ним вовлекать в орбиту сближения наций, в орбиту укрепления интернационализма, чтобы не позволить национальному сознанию развиваться односторонне.

С другой стороны, недопустимо было оставлять без внимания те сорняки, которые засоряли эту живую поросль. Об этом говорят и события вокруг Нагорного Карабаха, которые остаются раной в сердце братских народов до сих пор — армян и азербайджанцев. Сложные процессы в республиках Прибалтики.

Со всей силой проявилась опасность стихийного, неуправляемого развития событий в сфере национальных отношений, которая становилась все более взрывоопасной, обнаружилась несостоятельность прежнего «лозунгового интернационализма» части местных руководителей, их неумения занять принципиальную позицию.

Советский народ в цифрах

Данные на 1979 год по национальностям:

В СССР более 60 миллионов человек, то есть свыше 20 % всех жителей страны, составляли лица, не относящиеся к местным национальностям союзных и автономных республик. В ряде республик удельный вес этих групп населения приближался к 50 %, а в Казахстане — превышал удельный вес народа, давшего название республике.

Взаимодействие общегосударственных и национальных интересов развивались сложно, а порою и противоречиво. Это касалось, например, языковых процессов.

Национально-русское двуязычие было главным направлением языкового развития в Советской стране. Для 93,1 % советских людей родным являлся язык их национальности. Неуклонно росло и число лиц, знающих русский язык: 82 % советских людей заявили о свободном знании русского языка. Это означает, что около 40 % нерусского населения страны русским языком не владело.

Кое-где наблюдалось снижение числа знающих и изучающих национальный язык. Естественно, что это беспокоило интеллигенцию, писателей. В последние месяцы существования СССР в ряде республик язык нации, давшей им название, был объявлен государственным. То есть обязательным в сфере делопроизводства, образования и т. д.

Жизнь показывает, что такие ситуации в республиках возникают, как правило, тогда, когда к их социально-экономическим проблемам:

  • нарушения в снабжении населения продовольствием и другими товарами,
  • распространение коррупции и спекуляции,
  • обострение экологической ситуации и т. д.)

добавляются, проблемы межнациональных отношений:

  • Нарушается пропорциональность представительства местного и многонационального населения при решении кадровых вопросов, при поступлении в вузы;
  • допускается социальная несправедливость по отношению к инонациональному населению, не удовлетворяются запросы населения в сфере культуры;
  • языка;
  • допускаются отступления от классовой оценки исторического прошлого, явлений культуры и т. д.

Что такое советский народ мы объяснили. Послушайте старые мелодии, звучавшие в телепередачах СССР.

Удачи и успехов всем!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2758f1865165a12d266e12/5a537a2e256d5c7bea15a7bc

Научный коммунизм: Словарь

СОВЕТСКИЙ НАРОД: , новая историческая, социальная и интернациональная общность людей,

новая историческая, социальная и интернациональная общность людей,возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоленияклассовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов,социальных групп, наций и народностей в результате построенияразвитого социалистического общества и утверждения теснейшего,нерушимого единства всех классов и социальных слоев, всех наций инародностей, гармонических отношений между ними. Это — социалистическийсоюз, своего рода социальный сплав всех трудящихся нашей страны, имеющихобщую Родину — Союз ССР, общее мировоззрение — марксизм-ленинизм, общуюцель — коммунизм. Образование исторически новой социальной иинтернациональной общности — С. н. означает, что решающее значение у наспостепенно приобретают общие, не зависящие от социальных и национальныхразличий черты поведения, характера, мировоззрения советских людей.

Экономическую основу С. н. составляют общественнаясоциалистическая собственность на средства производства и плановоенародное хозяйство в масштабах всей страны.

Экономика СССР — единыйвысокоразвитый народнохозяйственный комплекс, представляющий собойпрочную материальную основу дальнейшего упрочения социального иинтернационального единства С. н. С. н.

характеризуется однотипностьюсоциальной структуры развитого социалистического общества и неуклонноусиливающейся его социальной однородностью. Политической основой С. н.

является единое Советское социалистическое многонациональноеобщенародное государство — общее для представителей всехсоветских наций и народностей социалистическое Отечество.Государственно-правовой формой служит советская союзная федерация — СоюзСоветских Социалистических Республик, олицетворяющий государственноеединство С. н.

Формирование С. н. — длительный, сложный и многогранный процесс,включающий два основных этапа: переходный период от капитализмак социализму, в рамках которого создаются важнейшие предпосылки иосновы новой исторической общности, и период построения развитогосоциализма, когда происходит непосредственное становление этой общности.На различных этапах развития советского общества понятие С. н.

имелонеодинаковое содержание. До победы социализма оно отражало главнымобразом государственное объединение трудящихся нашей страны в рамкахСоветской власти и на основе ее принципов, опиравшееся прежде всего наполитическое сознание передовых рабочих во главе с коммунистами.

Победасоциализма создала основу единства всего общества, ибо теперь за этимпонятием стояло общество трудящихся, состоящее только из однотипныхсоциалистических классов и наций. В условиях развитого социализма речьидет о С. н. как исторически новой общности людей.

Это отражаеткачественно новый уровень единства и сплоченности советского общества,когда неуклонно и интенсивно расширяются и приобретают все большеезначение общие черты советских людей, не зависящие от их социальной инациональной принадлежности.

С. н.

является исторически новым типом общности людей, потому что,во-первых, это — общность по своей природе социалистическая, порожденнаяновой формацией, возникшая как закономерный результат социалистическогопреобразования всех классов и наций, всех сторон общественной жизни навнутренне присущих социализму началах коллективизма иинтернационализма. Во-вторых, С. н. — общность более широкая, чемотдельный класс или нация, т. е. межклассовая и межнациональная(многонациональная, интернациональная) общность. В-третьих, С. н.характеризуется невиданной в истории глубиной, устойчивостью ипрочностью социальных (межклассовых, межнациональных и межличностных)связей, определяемых единством коренных целей и интересов входящих в этуобщность классов, наций, людей. В-четвертых, образование С. н. — этокачественно новый этап на пути осуществления коммунистического идеалаединого человечества, не знающего ни классовых, ни национальныхразличий.

С. н.

 — это органическое единство и гармоническое сочетание общего,всенародного, интернационального и особенного, специфически классового,национального при ведущей роли общесоветского, интернационального.Поэтому образование этой общности неправильно рассматривать какисчезновение классов и достижение полной социальной однородностиобщества или как слияние наций и образование «единой советской нации».

При обсуждении проекта Конституции СССР указывалось на ошибочностьпонимания С. н. как единой советской нации.

Важнейшей и наиболее общей закономерностью развития С. н. являетсядальнейшее упрочение его монолитного социального и интернациональногоединства.

В основе этого лежат неуклонно прогрессирующие процессысближения всех классов и социальных групп советского общества, усилениеего социальной однородности (см.

Стирание социально-классовыхразличий, Социально-политическое и идейное единство общества) иинтернационализация всех сторон жизни советских наций и народностей (см.Национальные отношения при социализме, Дружба народов).

Интернационализация всех сторон жизни советских наций и народностей —закономерный прогрессивный процесс, вытекающий прежде всего изматериальных условий строительства социализма и коммунизма вмногонациональной стране.

Огромный объем задач, решаемых в процессестроительства социализма и особенно коммунизма, быстрый ростпроизводительных сил, все более перерастающих рамки отдельныхнациональных районов, небывалые масштабы сооружаемых объектов,социалистическое разделение труда и другие факторы определяютобъективную необходимость углубления и расширения сотрудничества ивзаимопомощи всех советских наций и народностей, объединения ихтворческих усилий, материальных и трудовых ресурсов в решенииобщенародных задач. Усиление подвижности населения приводит к росту егомногонациональности во всех советских национальных республиках иобластях.

Преданность делу коммунизма, советский патриотизм и социалистическийинтернационализм, высокая трудовая и общественно-политическаяактивность, социалистический коллективизм и товарищеская взаимопомощь,непримиримость к эксплуатации и угнетению, к национальной и расовойнеприязни, к врагам мира, дружбы и свободы народов, классоваясолидарность с трудящимися всех стран — таков далеко не полный переченьважнейших общих черт духовного облика советских людей. Советским людямне чуждо чувство национальной гордости. Но это чувство не ограниченоу них узкими рамками лишь своей нации, оно значительно шире и глубже,ибо включает в себя прежде всего чувство любви и гордости за общуюмногонациональную социалистическую Родину.

Становление бесклассовой структуры советского общества, осуществлениеобщенародной по своему характеру политики КПСС ведет к дальнейшемуупрочению единства, сплоченности С. н. На примере С. н. виднызакономерности и пути постепенного стирания классовых и национальныхразличий.

Путь к единому бесклассовому и безнациональномукоммунистическому человечеству лежит не через механическое отбрасываниеклассовых и национальных форм общественной жизни, а через полноеиспользование их потенциальных возможностей, через всемерное раскрытие исинтез на высшем уровне всего того лучшего и прогрессивного, что присущекаждому классу, каждой нации. Этот процесс не имеет ничего общего ни ссоциальной нивелировкой, ни с денационализацией общественной жизни, какнередко изображается он в кривом зеркале буржуазной и ревизионистскойпропаганды. С. н. — одна из переходных общностей к будущей мировой,общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма.

Источник: http://tapemark.narod.ru/kommunizm/188.html

Советский народ

СОВЕТСКИЙ НАРОД: , новая историческая, социальная и интернациональная общность людей,

государство и общую цель — построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей.

Теоретическое положение о Советский народ как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76).

  Социализм, предвидел В. И. Ленин в 1914, «…

творит новые высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 40).

Советский народ представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма.

У Советский народ единые высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР является русский язык.

В образовании Советский народ важнейшая роль принадлежит КПСС.

Подчёркивая многонациональный по составу и глубоко интернациональный характер партии рабочего класса, Ленин писал: «Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской» (там же, т. 10, с. 267).

Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего Советский народ, цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

  Материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности советского общества, его социально-политического единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернациональная экономическая общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика — целостный народно-хозяйственный комплекс, включающий народное хозяйство всех республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики.

  На основе экономической и социально-политической общности социалистических наций и народностей растет их духовная общность, происходит дальнейшее сближение национальных культур.

Усиление интернациональных черт в национальной культуре и характере говорит не о том, что национальное якобы приносится в жертву интернациональному, а о том, что меняется, обогащается само понятие национального.

Величайшим результатом революционного переустройства общества явилось рождение нового духовного и психологического облика советских людей, которые, сохраняя свои национальные особенности, в главном имеют интернационалистские черты.

Национальная общность находится в органическом единстве с более высокой, интернациональной общностью, и представители любой нации и народности СССР считают себя прежде всего советскими людьми, что нашло выражение в возникновении чувства общенациональной гордости советского человека.

Советский народ как новая социальная и интернациональная общность стал определяющей формой дальнейшего прогресса развитого социализма в СССР и прообразом будущих более широких интернациональных общностей людей. См. также статьи Нация, Национальный вопрос.

  Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10; его же, Положение и задачи социалистического Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала, там же, т.

41; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Дорогами дружбы, М., 1972; Калтахчян С. Т., Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей, М., 1969; Ким М. П., Советский народ — новая историческая общность, М., 1972.

  С. Т. Калтахчян.

Статья про слово «Советский народ» в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 11891 раз

Источник: http://bse.sci-lib.com/article103879.html

Scicenter1
Добавить комментарий