СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА:   Согласно распространенному определению объективную реальность

15. Понятие научной картины мира и её изменение в процессе развития науки. Современная научная картина мира

СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА:   Согласно распространенному определению объективную реальность

Чтобыпознать мир, мы из частных знаний оявлениях и закономерностях природыпытаемся создать общее — научную картинумира. м ее являются основныеидеи наук о природе, принципы,закономерности, не оторванные друг отдруга, а составляющие единство знанийо природе, определяющие стиль научногомышления на данном этапе развития наукии культуры человечества.

Вкаждый период развития человечестваформируется научная картина мира,которая отражает объективный мир с тойточностью, адекватностью, которуюпозволяют достижения науки и практики.Кроме того, картина мира содержит инечто такое, что на данном этапе наукойеще не доказано, т. е. некоторые гипотезы

Собственнонаука проходит в своем развитии триосновных этапа: классический, неклассическийи постнеклассический, которые и отражалиизменение понятия научной картины мирав процессе развития науки.

1.Классическая наука(XVII-XIXвв.). Доминирующий вид знания — классическаямеханика.

а) S–Ср — [О]. Объек познания должен бытьописан в «чистом» виде.

б) наука наглядна

в)мир качественно однороден; все его теласостоят из одной и той жематериально-вещественной субстанции;между телами существуют толькоколичественные различия. Законынебесного и земного миров одинаковы.

г)утверждается жесткий («лапласовский»)детерминизм, построенный на признанииоднозначных причинно-следственныхсвязей. Случайность рассматриваласькак форма незнания

д)мир принципиально познаваем: в конечномсчете можно найти абсолютную истину,то есть получить полное завершенноезнание о мире.

е)в науке господствует антиэволюционистскаяустановка. Материя представляет собойинертную, неэволюционирующую субстанцию;Существует конечный предел делимостиматерии

2.Неклассическаянаука(конец XIX в. — последняя треть XX в.),Появляются релятивистская физика иквантовая механика,.

а)S– [Ср — О]. В описание объекта познаниянеобходимо включать и описание средствпознания.

б)наука утрачивает принцип наглядности.Все чаще наука имеет дело с математическимописанием,

в)мир начинает рассматриваться какмногоуровневая система, в которойсуществует микромир, описываемыйстатистическими вероятностными законами,существует макромир, описываемойклассической механикой и мегамир,описываемый релятивистской физикой.

г)случайность является формой проявленияи дополнения необходимости. И крометого, случайность рассматривается какфактор, который имеет место быть и наряду с необходимостью.

д)абсолютной истины нет, реальностьнастолько многогранна и изменчива, чтовсе теории могут быть только относительны,каждая теория в себе момент истины.Распространяется принцип дополняющихпонятий.

е) Эволюционная идея становится нормойи идеалом научного объяснения в биологии,геологии, социальных системах, но вфизике продолжает выстраиваться знание,абстрагированное от идеи эволюции.

3. Постнеклассическая наука(последняя треть XX в. — настоя­щеевремя). Доминирующими парадигмальнымиидеями стано­вятся идеи эволюции,самоорганизации и системности, на базекоторых происходит формированиесовременной универсальной научнойкар­тины мира.

а)[S–Ср — О]. Объект познания невозможноописать не только без средств и методовпознания, но и без учета социальныхцелей и внутринаучных познаний.

б) усиление роли междисциплинарныхисследований.

в)органичное соединение экспериментальныхи теоретических, фундаментальных иприкладных знаний,

г)методологический плюрализм (множестворазличных равноправных, независимых инесводимых друг к другу методологий)

д)истина рассматривается не только какотносительная и конкретная, но и какконвенциальная.

е)на 1 место выходит не физика, а биология,антропология.

Каквидно из этих этапов, научная картинамира уточняется и развивается напротяжении многих веков — проникновениев сущность явлений природы — бесконечный,неограниченный процесс, посколькуматерия неисчерпаема. С развитием наукипредставления людей о природе становятсявсе более глубокими и адекватными, всеболее отражающими истинное, реальноесостояние окружающего мира.

Современнаянаучная картина мира

Основудля формирования современной картинымира обусловили серии открытий на рубежеXIX-XX веков: открытие сложной структурыатома, явление радиоактивности,дискретного характера электромагнитногоизлучения и т.д.

Фундаментальныеосновы новой картины мира:

а)общая и специальная теория относительности(новая теория пространства и временипривела к тому, что все системы отсчетастали равноправными, поэтому все нашипредставления имеют смысл только вопределенной системе отсчета.

Картинамира приобрела релятивный, относительныйхарактер, видоизменились ключевыепредставления о пространстве, времени,причинности, непрерывности, отвергнутооднозначное противопоставление субъектаи объекта, восприятие оказалось зависимымот системы отсчета, в которую входят исубъект и объект, способа наблюдения ит.д.)

б)квантовая механика (она выявилавероятностный характер законов микромираи неустранимый корпускулярно-волновойдуализм в самых основах материи). Сталоясно, что абсолютно полную и достовернуюнаучную картину мира не удастся создатьникогда, любая из них обладает лишьотносительной истинностью.

Появлениеквантовой механики привело к огромнойреволюции не только в физике, но и всмежных дисциплинах.

Квантовая теорияпомогла развитию и техники полупроводников,без которой совершенно немыслимасовременная электроника, а такжеспособствовала созданию квантовыхгенераторов излучения — лазеров, прочновошедших в повседневную жизнь человека.Важнейшее последствие открытий вквантовой физике, теории относительностии ядерной физике — овладение ядернойэнергией.

Такжестоит отметить появление новыхреволюционных теорий. Например, теорияструн,сочетающая в себе идеи квантовоймеханикиитеорииотносительностии основанная нагипотезе, что все элементарные частицыи ихфундаментальныевзаимодействиявозникают в результатеколебаний и взаимодействийультрамикроскопическихквантовыхструнна масштабах порядкапланковскойдлины10−35м.

Врамках новой картины мира произошлиреволюции в частных науках и появлениеряда новых междисциплинарных направлений(синергетика, астрофизика, генетики,кибернетика).

Космологияи астрофизика.Наиболее впечатляющим достижениемфизики середины XX века, которое имеетогромные последствия для мировоззренияи философии — открытие расширенияВселенной, а впоследствии открытиясуществования «начала Вселенной» —Большого взрыва.

Было обнаруженосуществование тёмной материи и тёмнойэнергии — невидимой современнымиинструментами материи и энергии, которая,однако, участвует в гравитационномвзаимодействии. Тёмная материя и энергиясоставляет подавляющую долю в массевещества Вселенной и определяет еёэволюцию и дальнейшую судьбу.

Открытовпечатляющее проявление тёмной энергии— ускорение расширения Вселенной. Былиоткрыты предсказанные черные дыры,планеты в других солнечных системах

Синергетика.Не менее важную роль в формированииновой научной картины мира играет теориясамоорганизации (синергетика).

Синергетика—это междисциплинарноенаправление научных исследований,задачей которого является изучениеприродных явлений и процессов на основепринциповсамоорганизациисистем.

Она изучает любые самоорганизующиесясистемы, состоящие из многих подсистем(электроны, атомы, молекулы, клетки,нейроны, органы, сложные многоклеточныеорганизмы, человек, сообщества людей).Синергетика утвердила всеобщуювзаимосвязанность мира и многовариантность развития систем.

Такимобразом, на протяжении XX века наукаочень сильно изменила свой облик, чеми было вызвано создание новой современнойкартины мира

Источник: https://studfile.net/preview/5945218/page:14/

Современная научная картина мира

СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА:   Согласно распространенному определению объективную реальность

План

1. Общая характеристика современной естественно-научной картины мира

2. Основные открытия xx века в области естествознания

Литература

1. Общая характеристика современной естественно-научной картины мира

Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.

Важнейшие элементы структуры научной картины мира — междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире.

Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются, однако сам «вопросник» остается практически неизменным по крайней мере со времен мыслителей классической Древней Греции.

Каждая научная картина мира обязательно включает в себя следующие представления:

о материи (субстанции);

о движении;

о пространстве и времени;

о взаимодействии;

о причинности и закономерности;

космологические представления.

Каждый из перечисленных элементов изменяется по мере исторической смены научных картин мира.

Современная естественно-научная картина мира, которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.

В своем развитии естестенно-научная картина мира прошла ряд этапов (табл.1).

Таблица 1

Основные этапы становления современной естественно-научной картины мира

Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в мире находится в форме вещества и поля.

По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир.

Между структурами существуют четыре фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий.

Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считали атомы, то впоследствии были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов.

В современной естественно-научной картине мира наблюдается теснейшая связь между всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают как единый пространственно-временной континиум, масса и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуя один и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются. Поэтому в настоящее время предпринимаются настойчивые попытки создать единую теорию всех взаимодействий.

Как механистическая, так и электромагнитная картины мира были построены на динамических, однозначных закономерностях.

В современной картине мира вероятностные закономерности оказываются фундаментальными, не сводимыми к динамическим. Случайность стала принципиально важным атрибутом.

Она выступает здесь в диалектической взаимосвязи с необходимостью, что и предопределяет фундаментальность вероятностных закономерностей.

Научно-техническая революция, развернувшаяся в последние десятилетия, внесла много нового в наши представления о естественно-научной картине мира.

Возникновение системного подхода позволило взглянуть на окружающий мир как на единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем.

С другой стороны, появление такого междисциплинарного направления исследований, как синергетика, или учение о самоорганизации, дало возможность не только раскрыть внутренние механизмы всех эволюционных процессов, которые происходят в природе, но и представить весь мир как мир самоорганизующихся процессов.

В наибольшей мере новые мировоззренческие подходы к исследованию естественно-научной картины мира и его познания коснулись наук, изучающих живую природу, например биологии.

Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и, прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала.

Среди них в каждый определенный период выдвигается наиболее общая или фундаментальная теория, которая служит парадигмой, или образцом, для объяснения фактов известных и предсказания фактов неизвестных.

Такой парадигмой в свое время служила теория движения земных и небесных тел, построенная Ньютоном, поскольку на нее опирались все ученые, изучавшие конкретные механические процессы.

Точно так же все исследователи, изучавшие электрические, магнитные, оптические и радиоволновые процессы, основывались на парадигме электромагнитной теории, которую построил Д.К. Максвелл. Понятие парадигмы для анализа научных революций подчеркивает важную их особенность — смену прежней парадигмы новой, переход к более общей и глубокой теории исследуемых процессов.

Все прежние картины мира создавались как бы извне — исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественно-научная традиция.

Теперь научная картина мира создается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора.

Тем не менее, сейчас перед нами раскрывается грандиозная гипотетическая картина процесса самоорганизации материи от Большого взрыва до современного этапа, когда материя познает себя, когда ей присущ разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие.

Наиболее характерной чертой современной естественно-научной картины мира является ее эволюционность. Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе.

Современная естественно-научная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям.

Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, — эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко «безумный» вид, что впрочем, является преходящим (когда — то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно «безумной»).

Но в то же самое время эта картина величественно проста и стройна. Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

системность,

глобальный эволюционизм,

самоорганизация,

историчность.

Данные принципы построения современной научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга любой элемент системы, оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек — биосфера — планета Земля — Солнечная система — Галактика и т.д.).

Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуется соответственно и научная картина мира, и создающее ее естествознание.

Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас практически уже нет ни одной «чистой» науки, все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм — это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной также свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.

Самоорганизация — это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

Источник: https://mirznanii.com/a/7460/sovremennaya-nauchnaya-kartina-mira

От лотоса к пренауке 35 страница

СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА:   Согласно распространенному определению объективную реальность

К числу иных методов (не столько охраны, сколько давления на нарушителя) относятся различные обще­ственные меры морального воздействия (например, работа Интернет-суда, результаты которого появляют­ся на «Доске Позора», и аналогичные «выставки» пла­гиата.

Охрана фирменных наименований. Думается, назрела необходимость законодательно установить более четкий порядок регулирования отношений в области фирменных наименований, который бы на­дежно защищал обладателей исключительного пра­ва на них.

Какой должна быть система регистрации фирмен­ных наименований, позволяющая избежать неоправ­данных затрат, осложнения процедуры регистрации юридических лиц и нарушения международных обяза­тельств Российской Федерации? Какие основные мо­менты необходимо отразить в соответствующих нор­мативных актах?

Необходимость создать механизм регистрации фирменных наименований возникла в связи с вступ­лением в действие с 1 января 1995 г. Гражданского кодекса Российской Федерации. В п. 4 ст.

54 ГК РФ закрепил норму, в соответствии с которой исключитель­ное право на фирменное наименование получают толь­ко те юридические лица, которые отвечают двум ос­новным требованиям: во-первых, являются коммерчес­кой организацией, а во-вторых, зарегистрировали свое фирменное наименование в установленном законом порядке.

При этом порядок и систему функционирования регистрации фирменных наименований законодатель не устанавливает, а отсылает к закону или иному нор­мативному акту, которые должны быть приняты в раз­витие положений Кодекса. Однако до настоящего вре­мени ничего заслуживающего внимания в этой облас­ти не появилось.

В отличие от принципа диспозитивности сторон, наблюдаемого при регистрации объектов авторского права, по мнению ряда исследователей, регистраци­онная система фирменных наименований должна но­сить обязательный характер.

Обязанность регистри­ровать свои фирменные наименования должна лежать на всех без исключения российских юридических ли­цах, а также на иностранных предприятиях, зарегис­трированных в качестве субъектов предприниматель­ской деятельности в Российской Федерации.

Установ­ление подобной обязанности является внутренней прерогативой государства и никак не нарушает обя­зательств, вытекающих из ст. 8 Парижской конвен­ции.

Такое решение вопроса вряд ли может вызвать сомнения, ибо только оно сможет обеспечить всеоб­щий государственный учет используемых фирменных наименований и их последующую защиту от недобро­совестного использования.

Создание реестра используемых фирменных наи­менований может осуществляться как на общегосу­дарственном, так и на региональном уровне в зависи­мости от того, какой из вариантов более экономичен и технически подкреплен.

На наш взгляд, особенно принимая во внимание географические масштабы России, идеальным решением мог бы стать так назы­ваемый смешанный вариант.

Имеется в виду закреп­ление в федеральном законе единого общероссийско­го порядка регистрации фирменных наименований, при котором все данные о них сосредоточивались бы в едином общероссийском регистрационном центре.

Такой центр для оперативного сбора и обработки информации, а также взаимодействия на местах дол­жен иметь юридически полноправные филиалы фе­дерального подчинения, образованные, например, в семи существующих региональных округах. Создавать филиалы в каждом субъекте Федерации вряд ли ра­ционально.

Подобное решение позволит создать объединен­ный связанный единой системой банк данных фирмен­ных наименований, на базе которого могли бы проще решаться вопросы, связанные с их выбором, исполь­зованием, охраной и организацией юридического кон­троля.

Создание в одной организации единого банка дан­ных о фирменных наименованиях и словесных товар­ных знаках всей страны позволит облегчить решение вопросов, связанных, например, с:

Раздел VI. Философия интеллещальнвй собственнее™

■ выбором названий создаваемых предприятий;

■ проверкой новизны заявленных для регистрации товарных знаков, которые не должны повторять специальную часть известных фирменных наиме­нований, принадлежащих другим лицам;

■ использованием, охраной фирменных наименова­ний и товарных знаков в России;

■ возможностью превентивного устранения конф­ликтов между ними и др.

Упомянутые выше региональные филиалы едино­го общероссийского регистрационного центра по фирменным наименованиям можно организовать пу­тем создания специальных отделов при существую­щих в федеральных округах регистрационных пала­тах. Экспертов-регистраторов можно подобрать из числа зарегистрированных в регионах патентных по­веренных, имеющих высшее юридическое и патент­ное образование.

Реестр фирменных наименований обязательно должен быть открыт для всеобщего сведения. Это можно осуществить, ежемесячно публикуя сведения о зарегистрированных фирменных наименованиях в бюллетене, издаваемом Роспатентом. Как уже отмеча­лось, открытость реестра служит для публичного опо­вещения третьих лиц и доказательства приоритета в спорах о праве на фирменное наименование.

Безусловно, в рамках философского осмысления проблем интеллектуальной собственности невозможно осветить все нюансы и особенности функционирова­ния интеллектуальной собственности в современном обществе. Однако могут и должны, на наш взгляд, быть рассмотрены все основополагающие принципы и по­ложения.

Без их обсуждения и решения философия со­временного общества не может быть ни полной, ни по-настоящему эффективной. Для постиндустриального, информационного в своей основе общества, в которое вступил современный мир.

Осмысление и правильное решение проблем интеллектуальной собственности приобретает все большее и поистине судьбоносное зна­чение.

глава 4. Государственное управление интеллектуальной собственностью

https://www.youtube.com/watch?v=1DLF7MLJ-F4

щ Словарь ключевых терминов

Авторское право — часть гражданского законодательства, регулирующая отношения по использованию произведе­ния науки, литературы и искусства, а также программ для ЭВМ (баз данных) и топологий интегральных микросхем.

Беспатентная лицензия — это передача ноу-хау (знаний, не защищенных правами промышленной собственности) для использования. Секрет производства («ноу-хау») — тех­ническая, организационная или коммерческая информа­ция, которая защищается от незаконного использования третьими лицами, если:

■ информация имеет действительную или потенциальную ком­мерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

■ к этой информации нет свободного доступа;

■ обладатель информации принимает надлежащие меры к охране се конфиденциальности.

Выбор приоритетов научно-технического развития с ис­пользованием патентной информации — определение научных, технических решений, более всего позволяю­щих удовлетворить самые насущные потребности обще­ства в различных областях экономики.

Государственное управление интеллектуальной собственнос­тью — совокупность целенаправленных действий государ­ства, обеспечивающих баланс интересов участников инно­вационного процесса, включая авторов созданных на средства государственного бюджета объектов интеллекту-альной собственности и лиц, содействовавших созданию и ис­пользованию этих объектов, а также самого государства и представляющих его интересы государственных заказчиков.

Интеллектуальная собственность — право на владение ин­теллектуальным продуктом,закрепленное за правообла­дателем юридически.

Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (Статья 138) интеллектуальная собственность — исключительные права физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуа­лизации юридического лица, продукции, работ и услуг, т. е. фирменное наименование, товарный знак и др.

Исключительная лицензия — уступка лицензиаром лицензи­ату монопольного правомочия использовать объект ли­цензии в соответствующем условиям договора объеме, сроках и на определенных договором рынках.

Неисключительная (простая) лицензия предоставляет ли­цензиату обычное право пользования, что не исключает права третьих лиц; при простой лицензии лицензиар впра­ве сам производить и реализовывать продукцию, выдавать любое количество простых лицензий, однако в каждом последующем договоре простой лицензии могут быть из­ложены различные ограничения.

Использование объектов интеллектуальной собственнос­ти — их введение в хозяйственный оборот. Продукт (изде­лие) считается изготовленным с использованием, напри­мер, изобретения, полезной модели, а способ, охраняемый патентом на изобретение, — примененным, если в нем ис­пользован каждый признак изобретения, полезной модели, включенный в независимый пункт формулы, или эквива­лентный ему признак.

Изделие признается изготовленным с использованием запатентованного промышленного об­разца, если оно содержит все его существенные признаки. Использование в коммерческих целях — это продажа, сдача внаем или иной способ коммерческого распростра­нения, а также предложение осуществлять эти действия. Под использованием понимается именно использование в коммерческих целях, если не оговорено иное.

Лицензионный договор (лицензия) —юридическое соглаше­ние между правообладателем (лицензиаром) и любым дру­гим лицом (лицензиатом), принимающим от лицензиара право на использование объекта интеллектуальной соб­ственности на условиях, оговоренных в этом соглашении.

Объекты интеллектуальной собственности — объекты, со­став которых определен Статьей 2 Конвенции об учрежде­нии Всемирной организации интеллектуальной собствен­ности, принятой в 1967 г.:

«…Интеллектуальная собственность включает права, от­носящиеся к:

— литературным, художественным и научным произведениям;

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, ра­дио- и телевизионным передачам;

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

— научным открытиям;

— промышленным образцам;

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наи­менованиям и коммерческим обозначениям;

— защите против недобросовестной конкуренции;

а также все другие права, относящиеся к интеллектуаль­ной деятельности в производственной, научной, литера­турной и художественной области».

Охранный документ — патент или иной документ, подтверж­дающий права правообладателя на владение и распоряже-ние результатами научно-технического характера: изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, товарными знаками (знаками обслуживания), наименованиями мест происхождения товаров и иными объектами интеллектуальной собственности. Под право­обладателем понимается автор, его наследник, а также лю­бое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительными имущественными правами, полученны­ми в силу закона или договора.

Оценка интеллектуальной собственности — процесс опреде­ления полезности результатов интеллектуальной деятель­ности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выпол­няемых работ или услуг в денежном выражении (см. Стан­дарт Российского общества оценщиков «Оценка объектов интеллектуальной собственности»).

Патентная информация — сведения, содержащиеся в патентах и других охранных документах (первичная информация), а также в документах, являющихся результатом аналитико-статистической обработки первичной информации (вторич­ная информация). В соответствии с Федеральным Законом от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах неза­висимо от формы их представления.

Патентная лицензия — это соглашение о передаче прав на использование объекта промышленной собственности, т. е. технического решения, имеющего правовую охрану.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственнос­ти — получение патента, иного охранного документа или иное подтверждение права интеллектуальной собственности.

Прогнозирование научно-технического развития — научное исследование и оценка вероятных перспектив, направле­ний совершенствования технологий, техники, создания новых направлений.

Промышленная собственность—исключительное право на вла­дение и распоряжение результатами научно-технического характера: изобретениями, полезными моделями, промыш­ленными образцами, товарными знаками (знаками обслужи­вания) , наименованиями мест происхождения товаров.

Создание объектов интеллектуальной собственности — на­писание или опубликование литературных, художе­ственных и научных произведений, научных открытий, осуществление исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионных передач, подача за­явки на получение правовой охраны изобретений, про­мышленных образцов, товарных знаков и других объек­тов интеллектуальной собственности.

Уступка патента — это полная уступка продавцом покупате­лю всех (в том числе, формальных) прав, связанных с об­ладанием патентом.

В Вопросы для обсуждения________________________

1. Понятие интеллектуальной собственности.

2. Интеллектуальный продукт и интеллектуальный товар.

3. Виды интеллектуальной собственности.

4. Система охраны авторских прав.

5. Виды и содержание патентных документов. Систе­мы патентования.

6. Правовое регулирование интеллектуальной соб­ственности в России (законы и институты).

7. Патентование объектов интеллектуальной соб­ственности РФ за рубежом.

8. Интеллектуальная собственность и инновационная деятельность.

9. Роль промышленной собственности в системе ин­новационной экономики развитых стран.

10. Проблемы государственного управления интеллек­туальной собственностью.

11. Актуальные проблемы развития и защиты интел­лектуальной собственности в современной России.

12. Проблемы гармонизации российского и междуна­родного законодательств и практики в области интеллектуальной собственности.

В Литература_________________________________

Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность: гармони­зация российского и международного подходов // Наука Рос­сии на пороге XXI века: проблемы организации и управления. М„ 2000.

Бромберг Г.В. Основы патентного дела. М.: ИНИЦ Роспа­тента, 2000.

Бромберг Г.В., Лебедев СЛ., Розов Б.С. Интеллектуальная собственность: Вводный курс. М.: МГУ, 2002.

Бромберг Г.В., Лебедев С.А. Состояние и проблемы управ­ления интеллектуальной (промышленной) собственностью Рос­сии // Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления / Под общ. ред. С.А. Лебедева.

Источник: https://studopedia.su/12_14820_ot-lotosa-k-prenauke.html

Научная картина мира

СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА:   Согласно распространенному определению объективную реальность

Научная картина мира — это особая форма научного теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки (см. Наука) соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

Различают основные формы научной картины мира:

  1. Общенаучная картина мира — целостная система обобщённых представлений о свойствах и закономерностях действительности (вселенной, живой природе, обществе и человеке), построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных различных науках на соответствующих стадиях их исторического развития. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Наряду с этим термин «общенаучная картина мира» широко применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определённой исторической эпохи; в этом же значении используются термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность научно-ориентированного мировоззрения.
  2. Естественнонаучная и социальная картины мира — система представлений о природе и обществе, обобщающие достижения соответственно естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целостного образа мира на основе научных онтологий, включающих представления о природе и обществе.
  3. Специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) — системы представлений о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая, техническая и тому подобные картины мира). Специальная научная картина мира формирует целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её исторического развития и меняется при переходе от одного этапа к другому. В данном контексте термин «мир» наделяется специфическим смыслом, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки. Чтобы избежать терминологических проблем, для обозначения дисциплинарных онтологии применяют также термин «картина исследуемой реальности». Наиболее изученным её образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Обобщённый системно-структурный образ предмета исследования вводится в специальной научной картине мира посредством представлений:
    • о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;
    • о типологии изучаемых объектов;
    • об общих особенностях их взаимодействия;
    • о пространственно-временной структуре реальности.

    Все указанные представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают основанием научных теорий соответствующей дисциплины. Каждая из конкретно-исторических форм специальной научной картины мира может реализовываться в ряде модификаций.

    Среди них существуют линии преемственности (например: развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы).

    Но возможны ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений об исследуемой реальности (например: борьба ньютоновской и декартовской концепций природы как альтернативных вариантов механической картины мира; конкуренция двух основных направлений в развитии электродинамической картины мира — программы Ампера — Вебера, с одной стороны, и программы Фарадея — Максвелла — с другой).

Научная картина мира является особым типом теоретического знания (см. Теория). Её основными компонентами являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени.

В реальном процессе развития теоретического знания научная картина мира выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические (функционирование научной картины мира как исследовательской программы научного поиска), систематизирующие и мировоззренческие.

Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира.

Таким образом, научную картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности, отличной от моделей (теоретических схем), лежащих в основании конкретных теорий. Во-первых, они различаются по степени общности.

На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных (например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона — Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера — Вебера; с электродинамической картиной мира связаны не только основания электродинамики Максвелла, но и основания механики Герца). Во-вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции — идеальные объекты (например, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством таких абстракций как «неделимая корпускула», «тело», «взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел», «абсолютное пространство» и «абсолютное время»).

Идеальные объекты, образующие картину мира, в отличие от идеализации конкретных теоретических моделей всегда имеют онтологический статус. Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы, составляющие ядро теории, всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории.

Процедура отображения теоретических моделей (схем) на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории.

Вне картины мира теория не может быть построена в завершённой форме.

Научные картины мира выполняют три основные взаимосвязанные функции в процессе исследования:

  1. систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности;
  2. выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания;
  3. обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.

Специальная научная картина мира интегрирует знания в рамках отдельных научных дисциплин. Естественнонаучная и социальная картины мира, а затем общенаучная картина мира задают более широкие горизонты систематизации знаний. Они интегрируют достижения различных дисциплин, выделяя в дисциплинарных онтологиях устойчивое эмпирически и теоретически обоснованное содержание.

Например, представления современной общенаучной картины мира о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях и тому подобные были развиты в рамках соответствующих дисциплинарных онтологии физики, биологии, социальных наук и затем включены в общенаучную картину мира.

Осуществляя систематизирующую функцию, научные картины мира вместе с тем выполняют роль исследовательских программ. Специальные научные картины мира задают стратегию эмпирических и теоретических исследований в рамках соответствующих областей науки.

По отношению к эмпирическому исследованию целенаправляющая роль специальных картин мира наиболее отчётливо проявляется тогда, когда наука начинает изучать объекты, для которых ещё не создано теории и которые исследуются эмпирическими методами.

Представления об исследуемой реальности, вводимые в картине мира, обеспечивают выдвижение гипотез о природе явлений, обнаруженных в опыте.

Соответственно этим гипотезам формулируются экспериментальные задачи и вырабатываются планы экспериментов, посредством которых обнаруживаются все новые характеристики изучаемых в опыте объектов.

В теоретических исследованиях роль специальной научной картины мира как исследовательской программы проявляется в том, что она определяет круг допустимых задач и постановку проблем на начальном этапе теоретического поиска, а также выбор теоретических средств их решения (например, в период построения обобщающих теорий электромагнетизма соперничали две физические картины мира и соответственно две исследовательские программы: Ампера — Вебера, с одной стороны, и Фарадея — Максвелла, с другой; они ставили разные задачи и определяли разные средства построения обобщающей теории электромагнетизма: программа Ампера — Вебера исходила из принципа дальнодействия и ориентировала на применение математических средств механики точек, программа Фарадея — Максвелла опиралась на принцип близкодействия и заимствовала математические структуры из механики сплошных сред). В междисциплинарных взаимодействиях, основанных на переносах представлений из одной области знаний в другую, роль исследовательской программы выполняет общенаучная картина мира. Она выявляет сходные черты дисциплинарных онтологий, тем самым формирует основания для трансляции идей, понятий и методов из одной науки в другую (например, обменные процессы между квантовой физикой и химией, биологией и кибернетикой, породившие целый ряд открытий XX века, целенаправлялись и регулировались общенаучной картиной мира.

Факты и теории, созданные при целенаправляющем влиянии специальной научной картины мира, вновь соотносятся с ней, что приводит к двум вариантам её изменений. Если представления картины мира выражают существенные характеристики исследуемых объектов, происходит уточнение и конкретизация этих представлений.

Но если исследование наталкивается на принципиально новые типы объектов, происходит радикальная перестройка картины мира. Такая перестройка выступает необходимым компонентом научных революций (см. Научная революция). Она предполагает активное использование философских идей и обоснование новых представлений накопленным эмпирическим и теоретическим материалом.

Первоначально новая картина исследуемой реальности выдвигается в качестве гипотезы. Её эмпирическое и теоретическое обоснование может занять длительный период, когда она конкурирует в качестве новой исследовательской программы с ранее принятой специальной научной картиной мира.

Утверждение новых представлений о реальности в качестве дисциплинарной онтологии обеспечивается не только тем, что они подтверждаются опытом и служат базисом новых фундаментальных теорий, но и их философско-мировоззренческим обоснованием.

Представления о мире, которые вводятся в картинах исследуемой реальности, всегда испытывают определённое воздействие аналогий и ассоциаций, почерпнутых из различных сфер культурного творчества, включая обыденное сознание и производственный опыт определённой исторической эпохи.

Например, представления об электрическом флюиде и теплороде, включённые в механическую картину мира в XVIII веке, складывались во многом под влиянием предметных образов, почерпнутых из сферы повседневного опыта и техники соответствующей эпохи.

Здравому смыслу XVIII века легче было согласиться с существованием немеханических сил, представляя их по образу и подобию механических, например представляя поток тепла как поток невесомой жидкости — теплорода, падающего наподобие водной струи с одного уровня на другой и производящего за счёт этого работу так же, как совершает эту работу вода в гидравлических устройствах. Но вместе с тем введение в механическую картину мира представлений о различных субстанциях — носителях сил — содержало и момент объективного знания. Представление о качественно различных типах сил было первым шагом на пути к признанию несводимости всех видов взаимодействия к механическому. Оно способствовало формированию особых, отличных от механических, представлений о структуре каждого из таких видов взаимодействий.

Онтологический статус научных картин мира выступает необходимым условием объективации конкретных эмпирических и теоретических знаний научной дисциплины и их включения в культуру. Через отнесение к научной картине мира специальные достижения науки обретают общекультурный смысл и мировоззренческое значение.

Например, основная физическая идея обшей теории относительности, взятая в её специальной теоретической форме (компоненты фундаментального метрического тензора, определяющего метрику четырёхмерного пространства-времени, вместе с тем выступают как потенциалы гравитационного поля), малопонятна тем, кто не занимается теоретической физикой. Но при формулировке этой идеи в языке картины мира (характер геометрии пространства-времени взаимно определён характером поля тяготения) придаёт ей понятный для неспециалистов статус научной истины, имеющей мировоззренческий смысл. Эта истина видоизменяет представления об однородном евклидовом пространстве и квазиевклидовом времени, которые через систему обучения и воспитания со времён Галилея и Ньютона превратились в мировоззренческий постулат обыденного сознания. Так обстоит дело с многими открытиями науки, которые включались в научную картину мира и через неё влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой жизнедеятельности.

В исторической динамике развития научной картины мира можно выделить три больших этапа:

  1. научная картина мира додисциплинарной науки;
  2. научная картина мира дисциплинарно-организованной науки;
  3. современная научная картина мира, соответствующая этапу усиления междисциплинарных взаимодействий.

Первый этап функционирования научной картины мира связан со становлением в культуре Нового времени (XVII век) механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная. Её единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в смежные отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений.

Второй этап функционирования научной картины мира связан со становлением дисциплинарной организации науки (конец XVIII — первая половина XIX века) возникает спектр специально-научных картин мира. Они становятся особыми, автономными формами знания, организующими в систему наблюдения факты и теории каждой научной дисциплины.

Возникновение естественнонаучного, технического, а затем гуманитарного знаний способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации.

Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщённой картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (специальную научную картину мира).

Наряду с этим возникают проблемы построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук. Единство научного знания становится ключевой философской проблемой науки XIX — первой половины XX века.

Усиление междисциплинарных взаимодействий в науке XX века приводит к уменьшению уровня автономности специальных научных картин мира.

Они интегрируются в особые блоки естественнонаучной и социальной картин мира, базисные представления которых включаются в общенаучную картину мира.

Третий этап функционирования научной картины мира связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний (со второй половины XX века).

Этот синтез осуществляется на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, соединяющего принципы эволюции и системного подхода.

Выявляются генетические связи между неорганическим миром, живой природой и обществом, в результате устраняется резкое противопоставление естественнонаучной и социальной научной картин мира.

Соответственно усиливаются интегративные связи дисциплинарных онтологий, которые все более выступают фрагментами или аспектами единой общенаучной картины мира.

Особенностью современной научной картины мира является не стремление к унификации всех областей знания и их редукции к онтоологическим принципам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисциплинарных онтологий.

Каждая из них предстаёт частью более сложного целого, и каждая конкретизирует внутри себя принципы глобального эволюционизма. Современная научная картина мира воплощает идеалы открытой рациональности, и её мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций. Во многом её развитие выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цивилизацией. Общекультурный смысл научной картины мира определяется её включённостью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей цивилизационного развития.

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/6960

Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы

СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА:   Согласно распространенному определению объективную реальность

Билянский К. В. Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 494-495. — URL https://moluch.ru/archive/236/54805/ (дата обращения: 05.02.2020).



Научная картина мира (далее НКМ) — важное основополагающее понятие в философии науки. Особая форма систематизации знаний. Синтез самых разных теорий.

НКМ это образ системных и структурных понятий, понимания и принципов науки на всех исторических этапах. НКМ существует как сложная система, включающая в себя общенаучную картину мира и картины мира других наук.

В свою очередь картины мира других наук собирают в себя другие различные концепции и теории.

Основные формы НКМ:

‒ Общенаучная картина мира — целостная система объединенных представлений о закономерностях и свойствах действительности, которая была построена в результате обобщения и синтеза основных знаний, полученных в разных науках на различных стадиях их развития. В этом же значении трактуются такие термины как «видение мира», «модель мира» и «образ мира», которые характеризуют целостность научно-ориентированного мировоздания.

‒ Естественнонаучная и социальная картины мира — комплекс пониманий о природе и обществе, синтез достижения естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целого образа мира на основе научных онтологий, естественно включающих представления о природе и обществе.

‒ Специальные научные картины мира — порядок представлений о предметах отдельных наук, например физическая картина мира или техническая картина мира.

Специальная научная картина создает полный образ предмета научного исследования в его главных системных и структурных характеристиках с помощью базовых понятий, представлений и принципов.

В данной научной картине понятие «мир» наделяется другим смыслом, специфичным, не означая мир в целом, а имея в виду предметную область какой-либо науки.

Структура научной картины мира состоит из двух уровней:

‒ Чувственно-образный компонент — наглядные очертания и знания. Очертания идут в образе системы и из-за этого обеспечивается достаточное познание НКМ большим кругом учёных самых разных направлений.

‒ Концептуальный уровень — детализируется в НКМ через уклад общенаучных понятий, через базисные понятия отдельных наук.

Функции научной картины мира:

‒ Синтез основных научных знаний, которые включены в картину мира.

‒ Систематизация научного знания

‒ Исследовательской программой, которая направляет постановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств их решения.

Операциональные основания научной картины мира:

Специальные НКМ служат материалом, на основе которого складываются картины природы и социума, а замет общенаучные НКМ. Вначале происходит переход от дисциплинарного уровня к междисциплинарному уровню классифицированию науки.

Этот переход не просто суммирование специальных НКМ, а сложный синтез картин, в результате которого роль лидера займут картины реальности на основе существующих научных дисциплин.

В терминологическом скелете данных научных дисциплин вычисляются общенаучные понятия, которые становятся ядром социально-исторической и естественно-научной картин, а далее и общенаучной НКМ. Затем вокруг этого ядра образуются базовые, основные понятия специальных наук, включаемые в НКМ второго уровня, а потом и в общенаучную НКМ.

В итоге полученная НКМ не только классифицирует знания о социуме и природе, но также ставится как исследовательская программа, дающая виденье связи между различными дисциплинами и определяющая возможность переноса стратегий из одного предмета в другой.

Допущения НКМ зависели от эпохи, так Вильгельм Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект. Исходя из этого высказывания можно вывести, что картина мира держится на человеке. Можно выделить три эпохи научной картины мира:

‒ Аристотелевская революция (6–4 века до нашей эры). Во время данной научной революции появилась сама наука, случилось отделение науки от других форм научного познания и понимания мира, синтезированы нормы и образцы научного знания.

Это революция хорошо описана в трудах Аристотеля, ведь он создал учение о доказательстве, больше известное как формальная логика. Это главный инструмент получения и последующего упорядочивания научного знания. Он принял и утвердил своеобразный канон о построении научного исследования.

Разобрал само знание, отделив науки о природе от математики и физики.

‒ Ньютоновская революция (16–18 века) Главным событием в данной научной революции считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.

Этот переход связан с многими открытиями, которые связаны с такими именами как Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Андреас Везалий Галилео Галилей, Исаак Ньютон смог обобщить их труды, исследования и вывести строгие математические закономерности. Основные изменения:

‒ Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

‒ Классическое естествознание заговорило языком математики, смогло выделить строгие количественные и объективные характеристики земных тел (единицы измерения) и выразить их в строгих математических закономерностях.

‒ Наука Нового времени нашла сильную опору в методах испытательного исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

‒ Естествознания этого времени отказалось от концепции завершенного, гармоничного, целесообразно организованного космоса. Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

‒ В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая НКМ на базе экспериментально математического естествознания.

‒ Эйнштейновская революция (рубеж 19–20 веков). Она возникла в результате череды открытий, таких как открытие атома, радиоактивности и другие. Итогом этих открытий стал подрыв важнейшей предпосылки Ньютоновской механики — вера в то, что с помощью сил, которые действуют между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.

Литература:

  1. Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Архивная копия от 28 мая 2012 на Wayback Machine — М., 1994.- 274 с.
  2. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. — М.: Гардарики, 2006. — 384 с.

Основные термины(генерируются автоматически): научная картина мира, научное знание, картина мира, наука, исследовательская программа, научная революция, Общенаучная картина мира.

Источник: https://moluch.ru/archive/236/54805/

Scicenter1
Добавить комментарий