Современное понятие экологического нормирования: . Традиционно в сфере регулирования КОС преобладает

Нормирование в области охраны окружающей среды

Современное понятие экологического нормирования:  . Традиционно в сфере регулирования КОС преобладает

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды.

Цель экологического нормирования:

  • установление научно обоснованных пределов воздействий человека на окружающую среду, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы.

Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации.

Одним из основных является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», глава V которого — «Нормирование в области охраны окружающей среды — определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства:

  • Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13);
  • Водном кодексе РФ (ст. 35);
  • Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 30);
  • Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст.ст. 11, 12);
  • Лесном кодексе РФ (ст. 87);
  • Федеральном законе «О животном мире» (ст. 17);
  • Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 47);
  • Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» (ст. 18);
  • Федеральным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.

Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ.

Система экологических нормативов включает:

  1. нормативы качества окружающей среды;
  2. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  3. нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы качества окружающей среды

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней (ПДУ) радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Функции нормативов качества окружающей среды:

  • устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду;
  • служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам;
  • служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды;
  • учитываются при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов;
  • образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками — предприятиями, транспортными средствами и т.п.

В законодательстве определены юридические критерии (те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов), с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (ст. 21).

Соответственно, нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда.

Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России.

Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий).

Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет полномочие органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне (ст. 6). Прежде всего, это полномочие касается возможности установления нормативов качества окружающей среды.

Субъект Российской Федерации может управлять охраной окружающей среды на своей территории посредством более жесткого, чем на федеральном уровне, нормирования качества окружающей среды. Это полномочие полезно осуществлять избирательно, применительно к наиболее экологически вредным загрязняющим веществам.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды

См. также Информацию Росприроднадзора «По нормированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ»

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/normirovanie-v-oblasti-ochrani-okruzhaiuschey-sredi

1ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

Современное понятие экологического нормирования:  . Традиционно в сфере регулирования КОС преобладает

1ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

НОРМАТИВЫ И ИХ ВИДЫ.

Понятие и значение экологического нормирования

Понятие и значение экологического нормирования

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормативы в области охраны окружающей среды — это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормирование в области охраны окружающей среды преследует цель государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование представляет собой процесс установления предельно допустимых масштабов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в целом или отдельные природные объекты, гарантирующий сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития.

Законом устанавливаются следующие виды нормативов:

нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

иные нормативы в области охраны окружающей среды;

своеобразные нормативы — государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.

Экологические нормативы устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, органами санитарноэпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

Проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием этапов и сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.

Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. В

соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет общее методическое обеспечение работ по установлению экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещение отходов.

При установлении нормативов должны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, международные правила и стандарты в области охраны окружающей среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций — природопользователей, природно-климатические особенности территорий. Нормативы, как правило, разрабатываются по результатам завершенных, специально проведенных научных исследований, изыскательских и проектных работ. В отдельных случаях, при отсутствии достаточного объема научно-обоснованной информации, при установлении нормативов допускается использование экспертных оценок.

Статья 20 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. В частности:

проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

2. НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Есть основание считать нормирование допустимого загрязнения природной среды традиционным направлением деятельности во охране окружающей среды в России.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру,

предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085

мг/куб.м; свинца и его соединений – 0,0007 мг/куб.м; сернистого ангидрида – 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб.м; соляной кислоты –

0,2 мг/куб.м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного

воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния.

На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е.

благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке

воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов.

Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками – предприятиями, транспортными средствами и т.п.

При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами. В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов.

Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру.

Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г.

* В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов – в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов.

Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей.

С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.

В законодательстве сформулированы общие принципы нормирования допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Законом «Об охране атмосферного воздуха» они заключаются в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив.

Внаучной и учебной литературе по охране окружающей среды можно встретить суждение о том, что нормативы ПДК вредных веществ являются санитарно-гигиеническими.

Действительно, ранее, когда охрана природы от загрязнения рассматривалась как санитарная проблема и нормативы ПДК разрабатывались лишь с учетом интересов охраны здоровья человека от вредного воздействия загрязненного атмосферного воздуха или воды, такие нормативы были санитарно-гигиеническими.

С тех же пор, когда при разработке нормативов ПДК стала предусматриваться и необходимость охраны других живых объектов природы, они стали экологическими. Так, применительно к охране атмосферного воздуха они стали таковыми с принятием в 1980 г. Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха».

Всоответствии с природоохранным законодательством нормативы

качества окружающей среды являются едиными для всей территории России.

Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК (ч. 2 ст.

26 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических

зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

Поэтому в законодательстве об особо охраняемых природных территориях целесообразно закрепить соответствующие требования. Между тем Федеральными законами от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г.

«Об особо охраняемых природных территориях» они не предусмотрены.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха – ПДК более 500 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственнопитьевого и культурно-бытового назначения – ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ; для почв – более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.

3. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ. ВИДЫ ПДК.

Преде́льно допусти́мая концентра́ция (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив.

Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

На состоянии растений и животных могут отражаться концентрации, существенно меньше ПДК. Например, загрязнения воздуха сернистым газом до концентрации в 10 раз меньшей ПДК вызывает хроническое или кратковременное поражение листьев растений, замедление роста, снижение урожайности.

Время расцвета концепции «предельно-допустимых величин» приходится на середину ХХ века. ПДК устанавливались из расчёта, что существует некое предельное значение вредного фактора, ниже которого пребывание в данной зоне (или, например, использование продукта) совершенно безопасно.

Поэтому значения ПДК, устанавливаемые на основании экспериментальных данных о токсичности и иных привходящих обстоятельств, не одинаковы в разных странах и периодически пересматриваются.

Например, в России для свинца и его неорганических соединений ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого назначения — 0,1 мг/л, в воздухе производственных помещений — 0,01 мг/м³, в атмосферном воздухе — 0,007 мг/м³.

Уровни ПДК одного и того же вещества различны для разных объектов внешней среды.

В России

Для воздушной среды

Для атмосферного воздуха населённых мест и закрытых помещений СанПиН

2.1.6.1032-01

ПДК_сс — среднесуточное,

ПДК_мр — максимально-разовое,

Источник: https://studfile.net/preview/6340970/

Экологическое нормирование

Современное понятие экологического нормирования:  . Традиционно в сфере регулирования КОС преобладает
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Экологическое право » Экологическое нормирование

Экологическое нормирование призвано оптимизировать взаимодействия человека с природой. Разработка нормативов проводится на основе последних научно-технических достижений и в соответствии с международными стандартами в сфере природоохранной деятельности.

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

В вышеуказанном законе «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

При этом важно учесть природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы качества окружающей среды включают в себя:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

2. Нормативы допустимого воздействия устанавливаются для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Законодатель выделяет:  

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

3.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности относительно нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере охраны окружающей среды.

4. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

5. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение также устанавливаются для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

6. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника подобного воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также учитывая влияния других источников физических воздействий.

7. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

8. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах определенных территорий и акваторий.

9. Иные нормативы в сфере охраны окружающей среды, которые могут устанавливаться в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды.

Стандартизация в сфере природоохранной деятельности

Стандартизация, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, является правовым средством по охране природной среды, которое объединяет стандарты и иные нормативные документы с целью установления общего предмета регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Процесс стандартизации играет важную роль и регламентируется специальными нормативными актами, поэтому на уровне экологического законодательства могут приниматься правовые документы, не имеющие юридических характеристик стандартов, однако, устанавливающие:

  • порядок организации природоохранной деятельности и управления с сохранением прав на разработку экологических требований за органами охраны окружающей среды;
  • ограничения хозяйственной и иную деятельность для пресечения любых форм негативного воздействия на окружающую среду.

Разграничение стандартов на практике означает уточнение компетенции специально уполномоченного органа в сфере окружающей среды по принятию подзаконных нормативных правовых актов в области нормирования.

Экологическая сертификация

Статья 31 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. гласит, что основной целью проведения сертификации является обеспечение экологической безопасности осуществляемой хозяйственной и прочей деятельности на территории России. Перед экологической сертификацией стоят следующие задачи:

  • предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг и предупреждение экологического и экогенного вреда;
  • внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
  • производство безопасной для окружающей среды продукции на протяжении ее жизненного цикла, повышение качества и конкурентоспособности;
  • предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Ст.

21 данного закона гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Уполномоченный орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Широкое развитие добровольная экологическая сертификация получила при возведении объектов Олимпиады в г. Сочи. Согласно международным требованиям объекты Олимпиады должны соответствовать международным «зеленым» стандартам.

Сейчас используются зарубежные стандарты BREEAM и LEED, но ведется работа по разработке национальных систем экологической сертификации объектов капитального строительства. Например, в 2009 г.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены критерии системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости. Распространение получает экологическая сертификация «умных домов», построенных с применением энергоэффективных материалов и технологий.

Система добровольной экологической сертификации зданий и сооружений разработана Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). В 2012 г. зарегистрирован национальный стандарт ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».

В настоящее время законодательство направлено на совершенствование разрешительной деятельности в сфере охраны окружающей среды и ориентируется на дифференциацию обязательных экологических требований в зависимости от степени экологической опасности объекта хозяйственной деятельности, а также на искоренение элементов разрешительной системы, которые являются административными барьерами.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/ekologicheskoe-normirovanie.html

Понятие экологического нормирования. Система экологических нормативов

Современное понятие экологического нормирования:  . Традиционно в сфере регулирования КОС преобладает

Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида:

органы общей компетенции,

специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и

иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

— Президент России;

— Правительство России;

— правительства (администрация) субъектов РФ.

В настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

I. Министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственные ему:

— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

— Федеральное агентство водных ресурсов;

— Федеральное агентство по недропользованию;

Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему

— Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

— Федеральное агентство геодезии и картографии уже нет!;

Министерство экономического развития РФ и подведомственные ему

— Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

— Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

II. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации напрямую:

— Федеральное агентство по рыболовству;

— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

— Федеральное агентство лесного хозяйства;

III. Федеральная служба безопасности Российской Федерации — руководство ее деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.

Тема №5. Правовые основы нормирования и стандартизации в области охраны ок­ружающей природной среды

1. Понятие экологического нормирования. Система экологических нормативов

2. Понятие и роль экологически значимой информации

3. Экологическая стандартизация

Гл. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду, и пока по экономическим и техническим соображениям не может не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества.

Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы.

Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

— нормативы качества окружающей среды;

— нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

— нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения.

Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду.

К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб. м; свинца и его соединений — 0,0007 мг/куб.

м; сернистого ангидрида — 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб. м; соляной кислоты — 0,2 мг/куб. м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам.

Это означает, что если в атмосферном воздухе, воде или почве содержание, например, химического вещества не превышает соответствующий норматив предельно допустимой его концентрации, то состояние воздуха, воды или почвы является благоприятным, то есть не представляющим опасности для здоровья человека и для других живых организмов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_80604_ponyatie-ekologicheskogo-normirovaniya-sistema-ekologicheskih-normativov.html

Правовое регулирование экологического нормирования

Современное понятие экологического нормирования:  . Традиционно в сфере регулирования КОС преобладает

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовое регулирование экологического нормирования

Майлыбаева Н.А.

Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека.

При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы.

Экологическое нормирование с позиций устойчивого развития определяется как «научно-обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы, обеспечивающие социально-экономические интересы и экологические потребности».

Действительно современное общество не может существовать и развиваться, не воздействуя на природу. Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды.

Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества.

Антропогенное воздействие отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы.

Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование и стандартизация. Предполагается, что экологические нормативы должны основываться на тех характеристиках экосистем, которые наиболее информативно реагируют на антропогенное воздействие, значимое для состояния данной экосистемы в целом.

Подразумевается также, что, в свою очередь, установление нормативов предельно допустимых воздействий на экосистемы способствует регулированию загрязнения окружающей среды, изъятия природных ресурсов, ограничению антропогенной трансформации экосистем.

При этом, исходя из положений устойчивого развития в процессе экологического нормирования, должны учитываться как интересы окружающей среды, так и человека. экологический нормирование охрана окружающий

Человек — не самый чувствительный из биологических видов, и принцип «защищен человек -защищены и экосистемы» следует считать неверным.

Экологическое нормирование предполагает учет такой допустимой нагрузки на экосистему, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.

Экологическое нормирование — нахождение граничных значений экологических нагрузок для того, чтобы можно было установить ограничения для управляющих воздействий на объект нормирования и достигнуть целей нормирования.

В природоохранной практике РК, как и во всем мире, нормирование и стандартизация с давних пор используются в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой.

Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами.

С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.

В Республике Казахстан имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации.

Законом РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.

Согласно Экологическому кодексу Республики Казахстан, в целях регулирования окружающей среды и установления допустимого воздействия на нее осуществляется ее нормирование, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В механизме экологического права данный правовой институт занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, определяет степень эффективности выполнения эколого-правового предписания.

Кодекс определяет экологическое нормирование как систему правил (норм) и содержащихся в них количественных и качественных показателей (нормативов) состояния окружающей среды и степени воздействия на нее.

В природоохранной практике Казахстана, как и во всем мире, экологическое нормирование используется в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды.

Разработка и принятие экологических нормативов представляет собой одно из направлений природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов.

Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством — земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

В системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области, имеется значительное число норм по экологическому нормированию и стандартизации, определяющих компетенцию государственных органов в данной сфере. Они содержатся, например, в положениях о конкретных государственных органах.

Экологическое нормирование ставит целью установление научно обоснованных предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность и охрану здоровья населения, обеспечивающих предотвращение загрязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

В состав иных нормативов в области охраны окружающей среды следует включать санитарно-эпидемиологические нормативы, которые также играют важную роль в достижении целей устойчивого развития.

Система экологических нормативов и стандартов предопределяется практическими потребностями в использовании разных видов нормативов применительно к видам экологически значимой деятельности или продукции как инструментов для решения задач охраны окружающей среды.

Понятие «экологические стандарты» имеет в экологическом праве широкое значение. Прежде всего, оно включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования.

Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов.

Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных государств (США, Японии и др.) являются именно стандарты — стандарты качества воздуха, стандарты качества воды, стандарты шума и др.

Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований, международных правил и стандартов.

В области экологического нормирования существует целый ряд проблем теоретического и практического характера, разрешение которых также важно для обеспечения устойчивого развития.

В последнее время широкое распространение получило установление наряду с нормативами предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) загрязняющих веществ также лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ) для источников загрязнения, которые без совершенствования технологий не могут выполнить ПДВ и ПДС, на таких территориях не обеспечивается качество окружающей среды и право каждого на благоприятную окружающую среду. В этой связи представляется необходимым ужесточить требования, направленные на соблюдение этих нормативов, устанавливаемых сроком на 5-10 лет. Для этого следует создать правовые механизмы, обеспечивающие соблюдение такого режима, при котором в течение установленного срока должна быть модернизирована технология производства либо построены очистные сооружения при одновременном переходе предприятия именно в этот срок на соблюдение предельно допустимых нормативов (ПДВ и ПДС). Эти меры будут способствовать обеспечению качества окружающей среды при условии осуществления надлежащего государственного экологического контроля, эффективность которого на сегодняшний день отсутствует;

Во всем мире одним из действенных механизмов в защите экологии являются штрафы, платежи и налоги, начисляемые за вредные выбросы. Цель двуединая. Во-первых, стимулировать недропользователей к соблюдению природоохранных требований, наказывать нарушителей. Во-вторых, собрать средства для реализации экологических проектов. Казахстан в этом ряду не составляет исключения.

Судя по сообщениям официальных органов, в том числе Министерства охраны окружающей среды, сумма экологических платежей и штрафов в Казахстане растет с каждым годом. Чего в этом больше — уровня раскрываемости или загрязнения — судить не станем.

Но в 2009 году штрафы составили 97,4 млрд тенге, что на 30% выше, чем в 2008 году. Согласно данным МООС, принятие жестких мер позволило выполнить целевые показатели: выбросы в атмосферу снижены с 3,3 до 3,1 млн тонн (6,1%); сбросы загрязненных вод сокращены с 2,9 до 2,85 млн тонн (1,7%).

При этом в суд было направлено 210 материалов о приостановлении хозяйственной деятельности.

Экологическое нормирование может изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие допустимой концентрации.

Система экологических нормативов и стандартов может быть классифицирована на нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; нормативы использования природных ресурсов; экологические стандарты; нормативы санитарных и защитных зон. Конкретные показатели по каждому виду устанавливаются в широком круге законов и подзаконных актов различного уровня.

В современном экологическом нормировании имеются и некоторые проблемы.

Несмотря на то, что экологическая безопасность связывается с состоянием защищенности, как природной среды, так и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, в определении понятия и состава нормативов в области охраны окружающей среды (природоохранных нормативов), предусмотренных этой же статьей, интересы человека не учитываются. Природоохранные нормативы определяются как установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Между тем, исходя из положений устойчивого развития в процессе экологического нормирования, должны учитываться как интересы окружающей среды, так и человека.

Список литературы

1. Экологический кодекс РК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00893689_0.html

Scicenter1
Добавить комментарий