Сознание и мозг. Мышление и язык.: Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле,

Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта

Сознание и мозг. Мышление и язык.:  Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле,

С точки зрения современной науки сознание неразрывно связано с деятельностью мозга, однако, историческая реконструкция позволяет выявить различные варианты интерпретации этой связи. Достаточно широкий спектр мнений по вопросу о том,существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений, заключен между двумя полюсами.

1) Сознание – единственная достоверная реальность, в то время как материальный мир – лишь его порождение. Подобная установка, возникающая в рамках субъективного идеализма, получила название солипсизма. В целом идеализм признает абсолютную независимость мышления (сознания) от материи, в данном случае от человеческого тела, мозга.

2) Сознание не существует как качественно специфическая реальность. Подобная позиция характерна для физикализма – широкого научно-философского течения, объединяющего ряд направлений, которые отождествляют сознание и физические процессы в головном мозгу.

Его сторонники признают право на существование только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий» (могут быть выражены на языке физики).

В частности, в рамках неопозитивизма на основании того, что понятия «память», «мотивация», «мышление» (выражающие процессы, протекающие в сознании), без потери объяснительной силы могут быть раскрыты в физических терминах, осуществляется попытка представить «сознание» и «духовность» в качестве устаревших слов обыденного языка. Данные слова используются для обозначения того, чему современная наука просто не может дать объективного определения.

Позиция вульгарного материализма (К. Фогт,Я. Молешотт, Л. Бюхнер) в сер. XIX в. позволяла рассмотреть сознание как феномен, целиком сводимый к физиологическим процессам, происходящим в мозге человека. Головной мозг предназначен для производства мысли, подобно тому, как желудок совершает пищеварение, а печень вырабатывает желчь.

В настоящее время доказательная основа физикализма включает в себя известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую обусловленность ряда характеристик психики человека, связь типов мышления с работой полушарий мозга.

В качестве промежуточных вариантов интерпретации связи сознания и мозга, идеального и материального можно рассматривать следующие концепции.

Теория интроекции Р. Авенариуса (втор. пол. XIX в.) исходит из идеи о том, что мозг не является органом мысли, а мысль не является функцией мозга. Утверждать, что мышление осуществляется в мозгу, – это недопустимая интроекция (вкладывание) в мозг того, что там не находится и находится не может. С точки зрения Авенариуса, мышление осуществляется вне мозга.

Гилозоизм(XVII в.) формирует представление об универсальности сознания в качестве атрибута материи, признает ее всеобщую одушевленность. Приписывая материи во всех ее формах способность к ощущениям, гилозоизм представляет собой попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

3) Диалектико-материалистический подход, с позиций которого сознание – функция мозга, то есть совокупность идеальных процессов и явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. И. Введенского и других ученых доказали единство физиологического и психического при одновременной нередуцируемости этих процессов друг к другу.

Специфика сознания заключается в том, что оно идеально по своей природе. Идеальное – образ действительности в сознании (отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли). Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности.

Это содержание представляет собой мир чувств, идей, мыслей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего индивида, ни других людей.

Идеальное существует только будучи вплетенным в материальное, в систему нейрофизиологических структур и процессов, в материальное взаимодействие человека со средой. Так, например, высота, или ширина, или плоскость не существует отдельно от вещей;цель и план деятельности имеют смысл только в отношении к самой деятельности.

Таким образом, сознание есть «инобытие» материального. Оно переводит материальное путем отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии.

В целом, с позиций современной материалистической философии, сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиологической основе и по содержанию так же, как образ вторичен по отношению к оригиналу.

Развитие мозга (цефализация), обеспечившего возможность сознания, протекало в процессе длительной эволюции живой природы. Представление о цефализации и ее характере положено в основу открытия Д.

Дана, смысл которого заключается в следующем: начиная с геологической эпохи кембрия, когда у живых организмов появляются зачатки нервной системы, идет медленное, без «откатов» назад, усовершенствование нервной системы, в частности, головного мозга.

В дальнейшем в ходе эволюции роль мозга, регулирующего целесообразное поведение животного, все больше возрастает.

Современной наукой мозг человека рассматривается как сложноорганизованная и саморегулирующаяся система, качественное своеобразие которой определяется функциональной специализацией ее областей: зрение связано с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височными, а интеллектуальная деятельность – с лобными долями. Выяснена и роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики: левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением и отвечает за речь, логику, счет; правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций.

Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, состоящей из миллиардов нервных клеток (нейронов), каждый из которых с помощью длинных и коротких отростков (аксонов и дендритов) связан с тысячами других нервных клеток.

Вместе взятые, они образуют сложную сеть с огромным количеством связей, уходящих по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств. Последние, получая сигналы, приходят в состояние возбуждения, которое по соответствующим нервным каналам передается в мозг.

Каждый человек в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений, однако сам акт превращения их в феномен сознания во многом неясен по настоящее время.

Итак, сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Данное определение учитывает тот факт, что сознание – это продукт не только природного, но и социального развития. Естественно-физиологические основы сознания становятся понятными только при учете социальной среды, обусловливающей единство сознания, мышления и языка.

Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, то есть несущих в себе мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации. Язык – это способ выражения мысли. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен в слове. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка.

Речь– это сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социально значимой информации, обмена мыслями. Если язык – общественное явление, то речь индивидуальна. Специфические особенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка.

При этом социальная среда, в которой воспитывается человек, существенно влияет на развитие его речи.

Язык и вербальная речь оформились на основе невербальной речи (без слов), но не отменили ее. Невербальная речь продолжает существовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Примеры невербальных знаков: уличный светофор, дорожные знаки, дверные или телефонные звонки, жесты, мимика.

Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык химии, математики и др.), широко используемых в научном познании и технической практике.

Значение языка для понимания опыта сознания и его творческих возможностей определяется следующими аспектами:

1. Язык является не столько транслятором актов сознания, сколько «соавтором» их рождения в процессе речевой деятельности.

2. Язык выступает как универсальная социокультурная среда, обеспечивающая коммуникацию между людьми через многообразные языковые игры и ситуации.

3. Язык – посредник между миром и человеком. Это означает, что любой язык посредством конкретных грамматических форм задает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, количества, качества и т.п. Восприятие и познание мира, таким образом, возможно только через призму языка.

Несмотря на то, что сознание и язык выступают в единстве, определяющей стороной в этом тандеме оказывается сознание.

Будучи отражением действительности, оно «лепит» формы (формы мышления, в которых фиксируются существенные свойства реальности) и диктует законы их языкового выражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит. Мысля – осуществляет речевую деятельность.

Мыслить – это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове.

Однако единство языка и мышления не предполагает их тождественности. Говорить – еще не значит мыслить. Можно обнаружить, по крайней мере, два существенных различия между языком и мышлением.

Во-первых, структура языка не совпадает со структурой мышления: законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален(каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой). Во-вторых, единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами.

Именно поэтому люди, говорящие на разных языках, мыслят принципиально одинаково, в силу чего возможен перевод с одного языка на другой.

Передача и аккумулирование накопленного человечеством опыта, осуществляется с помощью надбиологических программ (предписаний, обычаев, традиций, социальных стереотипов и т. п.), возникновение и функционирование которых связано с развитием и усложнением языка, речи и мышления.

Творческая природа сознания выражается в том, что оно не просто пассивно отражает действительность, но и активно воздействует на нее.

Человек как носитель сознания преобразует природу и общество и производит объекты, не существовавшие ранее в материальном мире, способствуя расширению сферы социокультурной реальности, созданию новых ценностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_77910_soznanie-i-mozg-idealnost-i-tvorcheskiy-harakter-soznaniya-vzaimosvyaz-soznaniya-mishleniya-i-yazika-perspektivi-sozdaniya-iskusstvennogo-intellekta.html

Сознание- мозг — язык.Самосознание

Сознание и мозг. Мышление и язык.:  Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле,

2. Сознание- мозг — язык.Самосознание.

Когда речьидет о сознании,по традиции,рассматриваетсяего связь сязыком и мозгом.Языктак же древен,как и сознание:“Одинтолько человекиз всех живыхсуществ одаренречью”.У животныхнет сознанияв человеческомсмыслеслова.Нет у них и языка,равного человеческому.

То не­многое,о чем животныехотят сообщитьдруг другу,не требуетречи.Многие животныеведутстадныйи стайныйобраз жизни,об­ладаютымиорганами,например шимпанземогутпроизно­сить32 звука.Сложнаясистема сигнализациинаблюдаетсяу дель­финов.

Животныерасполагаюти мимико-жестикуляторнымисред­ствамивзаимнойсигнализации.Так, считаетсяустановленным,что пчелыобладаютособой сигнальнойсистемой, состоящейиз раз­личныхпространственныхфигур.С помощьюкомбинированияраз­личныхфигурв целыйтанец (т.е.

благодаряособому“синтаксису”)пчела “рассказывает”всему рою оместоположениинайденногоею источникапищи и о путик нему.

Однако, всеэти средствасигнализацииимеют принципиальноеотличие отчеловеческойречи. Языкживотныхникогда недостигаетабстрактногосмыслав качествепредмета общения.мобщения животныхвсегда явля­етсяналичная вданныймомент ситуация.

Человеческаяже речь “оторвалась”вместе с сознаниемот своей ситуативности.У людей существуетпотребностьчто-то сказатьдруг другу.Эта потребностьреализуетсяблагодарясоответствующемустроению мозгаи пери­ферическогоречевого аппарата.

Звук из выраженияэмоций пре­вратилсяв средствообозначенияобразов предметов,их свойств иотношений.

Сущностьязыкавыявляетсяв его двуединойфункции:слу­житьсредствомобщения и орудиеммышления.

Речь — этодеятельность,сам процессобщения,обмена мыслями,чувст­вами,пожеланиями,целеполаганиямии т.п.,которыйосущест­вляетсяс помощьюязыка.

Язык— этосистемасодержательных,значимыхформ:всякое словосветится лучамисмыслов.

Благодаряязыкучеловек воспринимаетмир не толькосвоими ор­ганамичувств и думаетне только своиммозгом, а органамичувстви мозгомвсех людей,опыткоторыхон воспринялс помощьюязыка.Храня в себедуховныеценности общества,язык.играет рольмеханизмасоциаль­нойнаследственности.

Обмен мыслями,переживаниямипри помощиязыкаскладыва­етсяиз двух теснейшимобразом связанныхмеждусобой процес­сов:выражениямыслейи восприятия,понимания этихмыс­лей.Человек можетвыражатьсвои мыслисамымиразнообразны­мисредствами.

Мыслии чувства, например,музыканта,выража­ютсяв музыкальныхзвуках, художника— в рисункахи красках, скульптора— в формах,конструктора— в чертежах,математи­ка— в формулах,геометрическихфигурахи т.п. Мыслии чувства выражаютсяв действиях,поступкахчеловека, втом, чтои как человекделает.

Какимибыинымисредствамини выражалисьмысли,они, в конечномсчете, так илииначе переводятсяна словес­ныйязык— универсальноесредство средииспользуемыхчелове­комзнаковыхсистем, выполняющеероль всеобщегоинтерпрета­тора.

Близостьмышленияи языка,их тесное родствоприводит ктому, что своеадекватноевыражениемысльполучаетименно в языке.Ясная по своемусо­держаниюи стройная поформе мысльвыражаетсяв доходчивойи последовательнойречи. “Ктоясно думает,тот ясно и говорит”,— гласит народнаямудрость. Пословам Вольтера,прекраснаямысльтеряет своюцену, если дурновыражена,а если повторяется,то наводитскуку.

Сознаниеи языкобразуют един­ство:в своем существованииони предполагаютдруг друга, каквнутреннеесодержаниепред­полагаетсвою внешнююформу.Сознание нетолько выявляется,но и формируетсяс помощьюязыка.Связь междусознанием иязыкомне ме­ханическая,а органическая.Их нельзя отделитьдруг от друга,не разрушаятогои другого.

Посредствомязыкапроисходитпереход отвосприятийи пред­ставленийк понятиям,протекаетпроцессоперированияпонятия­ми.В речи человекфиксирует своимысли,чувства и благодаряэтому имеетвозможностьподвергатьих анализу.Недаром говорится:есливозникламысль,надоизложить ее,тогда она станетяснее, а глупость,за­ключеннаяв ней, — очевидней.Языки сознаниеедины.

В этом единствеопределяющейстороной являетсясознание, мышление:будучиотражениемдействительности,оно “лепит”формыи дик­туетзаконысвоего языковогобытия.Через сознаниеи практикуструктураязыка,в конечномсчете, отражает,хотя и в модифициро­ванномвиде, структурубытия.

Но единство— это не тождество:сознаниеотражаетдействительность,а языкобозначат ее и вы­ражаетв мысли.

Языки сознаниеобразуютпротиворечивоеединство. Языквлияет на сознание:его историческисложившиесянормы,спе­цифичныеу каждогонарода, в одноми том же объектеоттеняют различныепризнаки.

Язык придает мыслинекоторуюпринудительность,осуществляетсвоего рода“тиранию”надмыслью,направляетее движениепо каналамязыковыхформ, как бывгоняя в ихобщиерамки постояннопере­ливающиеся,изменчивые,индивидуальнонеповторимые,эмоцио­нальноокрашенныемысли.Но не все можно выразитьс помощьюязыка.

Человекполучаетинформациюне только спомощью обычногоязыка,но и посредствомразнообразнейшихсобытийвнешнегомира. Дымсигнализируето том, что гориткос­тер.

Но тотже дымприобретаетхарактер условногознака, еслилюди заранеедоговорилисьо том, что онбудет означать,например, “обедготов”.

Знак— это материальныйпредмет,процесс,действие,выполняющиев общении рольпредставителячего-тодругого ииспользуемыедля приобретения,хранения,пре­образованияи передачиинформации.Под значениемзна­ков имеетсяв видута информация,которая передаетсяс их помощью.

Исходнойзнаковой системойявляется обычный,естествен­ныйязык.Среди неязыковыхзнаков выделяютсязнаки-копии(фотографии,отпечаткипальцев, отпечаткиископаемыхживот­ныхи растений ит.п.); знаки-признаки(озноб — симптомбо­лезни, туча— предвестникприближениядождяи т.п.); знаки-сигналы(фабричныйгудок,звонок, аплодисментыи т.п.

); знаки-символы(например, двуглавыйорел символизируетроссийскуюгосударственность);знаки-общения— вся совокупностьестествен­ныхи искусственныхязыков.Кзнакам искусственныхсистем отно­сятся,например, различныекодовыесистемы(азбука Морзе,коды,используемыепри составлениипрограммдлякомпьютеров),знакиформул,различныесхемы,система сигнализацииуличногодвиженияи др.

Любой знакфункционируеттолько в соответствующейсистеме.

Развитиезнаковыхсистем определяетсяпотребностямиразвитиянауки, техники,искусстваи общественнойпрактики.Употреблениеспециальнойсимволики,особенноискусственныхсистемформул,создает длянаукиогромныепреимущества.

Первоначальнои исторически,и в ходе своегоиндивидуальногораз­витиячеловек осознаетпредметыи свои практичес­киедействия, а наболее высокомуровне развития- и свои мысли о предметахи действиях.Он осознаетсебя как личность.

Самосо­знаниепредполагаетвыделениеи отличениечеловекомсамого себя,своегоЯ от всего, чтоего окружает.Самосознание— этоосознаниечеловекомсвоих действий,чувств, мыслей,моти­вовповедения,интересов,своего положенияв обществе.

Познаваясебя, человек,как отметилТ. Манн, никогдане остает­сявполне такимже, какимон былпрежде.Самосознаниевозниклоне в качестведуховногозеркала дляпраздногосамолюбованиячело­века.

Оно появилосьв ответ на зовобщественныхусловийжизни, которыес самого началатребовали откаждогочеловека уменияоце­ниватьсвои поступки,словаи мыслиспозиции определенныхсоци­альныхнорм.

Жизньнаучилачеловека осуществлятьсамоконтрольи саморегулирование.

Самосознаниетесно связанос феноменомрефлексии.Рефлексия— размышлениеличности осамой себе,когдаона вглядываетсяв сокровен­ныеглубинысвоей внутреннейдуховной жизни.Не рефлексируя,человек неможет осознатьтого, что происходитв его душе,в его внутреннемдуховноммире. Рефлексияпогружает насв глубину нашейсамости. Здесьважныпостоянныеподытоживаниясодеянного.

Уровнирефлексии могутбытьвесьма разнообразными— от элементарногосамосознаниядо глубокихраздумийнадсмысломсвоего бытия,его нравственнымсодержанием.Осмысливаясобст­венныедуховныепроцессы,человек нередкокритическиоценивает своинегативныестороны,дурныепривычкии т.п. Познаваясебя, человекникогда неостается такимже, каким онбылпрежде.

Говоря осознании исамосознании,следует обратитьвнимание натакое понятие,как сознательность.Сознательностьхарактеризуетсяпреждевсего тем, вкакой меречеловек способеносознаватьоб­щественныепоследствиясвоей деятельности.

Сознательнымсчитаетсячело­век, способныйправильнопонять действительностьи, сообразуясьс этим, управлятьсвоими поступками. Возможностьпониманияпоследствийпо­ступкарезко суженаи даже отсутствуетполностьюу детей, а такжеу душевнобольных.

Сознательностьсутьнравст­венно-психологическаяхарактеристикадействий личности,котораяосновываетсяна сознаниии оценке себя,своих воз­можностей,намерений ицелей.

… была первая в Германии основательно разработанная философская система, важнейшим объективным достоинством которой была ее насыщенность диалектическими идеями.

Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности.

Важнейшим выражением этого, по сути дела, общественного признания явилось приглашение Гегелю занять кафедру философии Берлинского университета. К тому времени Берлин …

… . Если она обладала этими качествами, то она могла наслаждаться многими прелестями жизни.

И если она ими не воспользовалась, то это считалось странностью или проявлением некой нелепой философии, которая заставляла женщину презирать богатство. Тогда в глазах общества она становилась сумасшедшей.

Самые недостойные добивались уважения богатством, женская коммерция стала чем-то вроде особой отрасли в …

… двадцати томов. Гегель — последний философ, попытавшийся обобщить в собственной философии все знания, все науки, существовавшие в его эпоху.

Он построил грандиозную философскую систему, которая включала в себя логику, этику, эстетику, философию природы, философию духа, философию истории, философию права, философию религии, историю философии.

Сущностью мира для Гегеля является мировой разум, …

… , ибо, как правило, преподавание ее должно быть приспособлено к полугодию, то есть материал в соответствии с этим приходится растягивать или сокращать и так далее.

Особого рода затруднение для преподавания философии в настоящее время проистекает из полученного этой наукой направления, при котором прежняя структура науки философии и частные науки, принявшие от нее философский материал, по форме и …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/59734/8

Необходим ли мозг для сознания и мышления?

Сознание и мозг. Мышление и язык.:  Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле,
просмотров: 1 322 (Оцени первым)

Действительно ли сознание и мышление человека являются являются продуктами его головного мозга? Чтобы ответить на этот довольно странный, на первый взгляд, вопрос, обратимся к исследованиям, проведенным в Великобритании Джоном Лорбером, профессором нейрофизиологии из Шеффилдского университета .

Когда один из студентов Шеффилда обратился к доктору с жалобой на незначительное недомогание, тот отметил, что размер головы молодого человека немного превосходил норму. Доктор направил его к профессору Лорберу для более детального обследования.

Данный студент отличался хорошей успеаемостью, имел показатель IQ 126 и как ожидалось, должен был успешно закончить университет. Однако, проведя сканирование, Лорбер обнаружил, что мозг у его пациента практически полностью отсутствовал.

Вместо двух полушарий головного мозга в черепной коробке был обнаружен лишь слой церебральной ткани толщиной менее 1 миллиметра, покрывающий верхнее окончание позвоночного нерва. Все остальное пространство заполняла вода.

Студент страдал гидроцефалией- нарушением циркуляции спиномозговой жидкости, при которой она скапливается в черепной коробке. Тем не менее, каким-то образом этот студент смог жить совершенно нормальной жизнью, и даже с отличием окончить университет.

Случаи, подобные этому, не столь редки, как может показаться. В 1970 году житель Нью-Йорка скончался в возрасте тридцати пяти лет. В школьные годы он не отличался успеваемостью.Он поступил на службу в качестве консьержа и пользовался популярностью в своем окружении.

Жители дома, в котором работал этот мужчина, рассказывали, что он обычно проводил свое время за рутинными занятиями: следил за паровым котлом, читал газеты. Когда для определения причины его преждевременной смерти было произведено вскрытие, было также обнаружено практически полное отсутствие мозга.

Профессор Лорбер идентифицировал несколько сотен людей, которые являлись вполне развитыми в умственном отношении, несмотря на весьма малое количество мозговых клеток. Согласно его описаниям, у некоторых из них было зафиксировано практически полное отсутствие мозга, но все же из коэффициент интеллекта доходил до 120.

 Существуют и примеры, когда люди получали тяжелые травмы мозга и продолжали жить без значительной части мозгового вещества. Наиболее известен случай с Финеасом Гейджем ,вошедший в историю науки и довольно часто цитируемый в литературе по нейрофизиологии. 

В сентябре 1848 г.

Финеас Гейдж, старший мастер бригады дорожников — строителей, получил сквозное ранение головы железной палкой. Он заложил пороховой заряд в отверстие, пробитое в скале, подготовляя очередной взрыв. После этого его помощник должен был, как обычно, засыпать порох сверху песком.

По какой-то причине это не было сделано, а Финеас Гейдж пренебрег проверкой выполнения этой операции. Вместо этого, полагая, что порох прикрыт песком, он опустил в отверстие тяжелую железную трамбовку, не придерживая ее. Результат был катастрофическим: железная палка, ударившись о скалу, высекла искру, воспламенила порох и устремилась к небесам.

На своем пути эта палка, длиной больше метра и толщиной 3 сантиметра, насквозь пронзила головной мозг Гейджа, войдя через его левую щеку и выйдя около темени. В течение часа Гейдж находился в оглушенном состоянии, после чего он смог с помощью сопровождавших его людей пойти к хирургу и по дороге спокойно и невозмутимо рассуждал о «дырке в голове».

В конце концов он оправился от инфекции, развившейся в ране, и прожил еще 12 лет. Гейдж кончил свою жизнь в Сан — Франциско, где он умер при обстоятельствах, потребовавших вскрытия тела. Несомненно, что только благодаря этому случайному обстоятельству ученые-медики смогли проверить эту историю путем прямого исследования поврежденного мозга.

Выяснилось, что не только левая лобная доля подверглась тяжелому повреждению, но травма распространялась и ,на правую лобную долю. Как череп, так и железная палка ныне экспонируются в Гарвардском университете. Как ни поразителен был счастливый исход столь внушительной травмы, не менее поразительными оказались ее последствия. Поражало в них именно отсутствие резких изменений психики.

Гейдж по — прежнему оставался дееспособной личностью: у него не обнаруживалось никакой потери памяти и он был в состоянии заниматься своим делом. Снижение умственных способностей у Гейджа казалось несоразмерно малым для человека с таким обширным повреждением той самой части мозга, которую издавна считали субстратом высших интеллектуальных процессов.

Некоторые изменения у Гейджа произошли, но они носили совсем не тот характер, какого следовало бы ожидать исходя из существовавших теорий. По-видимому, затронуты были главным образом особенности его личности, а не умственные способности.

До несчастного случая он был тактичным и уравновешенным человеком, хорошим работником; теперь он стал невыдержанным и непочтительным, часто позволял себе грубую брань и мало считался с другими людьми. Он сделался упрямым, но переменчивым и нерешительным. Из-за этих новых черт характера ему уже нельзя было доверить руководство бригадой.

Да он и не проявлял склонности к какому бы то ни было труду: вместо этого он предпочел странствовать, зарабатывая на жизнь тем, что показывал себя и свою трамбовку. Познакомившись с приведенными фактами, теперь давайте рассмотрим основные взгляды, существующие в области изучения взаимоотношений разума и мозга.

Уже многие десятилетия в этой области знания и примыкающих к ней «территориях» идет борьба между двумя противоположными концепциями. Первая из них, называемая «дуалистической», восходит к древним представлениям о существовании небиологического агента, носителя сознания , мышления и индивидуальности человека, управляющего его телесной организацией.

Согласно этим представлениям, мозг играет лишь роль посредника между разумным «я» и физическим телом, организуя и упорядочивая деятельность человека в условиях ограничений, накладываемых на него текущими земными факторами.

Вторая, «монистическая», точка зрения, получившая достаточно широкое распространение в наше время, предполагает, что мышление, память и сознание — это ничто иное, как результат функционирования самого мозга. Заметим, что в соответствии с первой концепцией, физическая смерть отнюдь не предполагает прекращения существования сознания индивидуума и его атрибутов.

Наоборот, выживание сознательного «я», принадлежащего к более тонкому уровню, первичному по сравнению с грубой материей, становится вполне логичным и уместным. В области науки, называемой парапсихологией, накоплено огромное количество фактов, подтверждающих справедливость этой концепции.

Среди них — феномены медиумизма, внетелесный опыт — как при клинической смерти, так и индуцированный специальными методами, способности сознания получать информацию об объектах, удаленных в пространстве и времени, и многое другое. Результаты этих исследований подробно освещены в других местах.

Мы же обратимся к выводам ученых , занимающихся нейрофизиологией, и более того, заложивших краеугольные камни в фундамент здания этой науки — такой, как мы ее имеем на сегодняшний день.

 Ученые, стоящие на «монистических» позициях, работающие в нейронауках, полагают, что ключ к разгадкам механизмов психики и поведения лежит в изучении нейронов, нейронных сетей, функциональном картировании мозга. Однако такой подход не единственный из возможных.

 Всемирно известный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии Джон Экклз презрительно назвал его «многообещающим материализмом» — утверждая, что единственное, на что способны современные теоретики сознания и мышления, так только на то, чтобы обещать, что когда-нибудь в будущем эти проблемы будут разрешены.

Не соглашаясь ждать, Экклз вместе с философом Карлом Поппером предложили свою гипотезу о разуме, назвав ее дуалистическим интеракционизмом([4]). По этой гипотеза, помимо материального мира, существует еще, по крайней мере, один мир идей. Разумная деятельность человека предстает как результат взаимодействия двух миров в мозге, мир идей влияет на работу мозга путем изменения вероятности высвобождения медиаторов в синаптических контактах. 

Ведущий американский нейрохирург, профессор Уайлдер Пенфилд, проведший множество операций на открытом мозге получивший всемирную известность благодаря открытию нового метода лечения эпилепсии и феномена пробуждения скрытых воспоминаний под действием электростимуляции, подвел итоги своей работы в книге «Тайна разума», изданной Принстонским университетом([5]). В ней он сообщил о своей главной цели, которой задался с самого начала: доказать, что разум целиком зависит от мозга. Однако, изучив тысячи пациентов, проведя множество опытов по электрической стимуляции мозговой деятельности, он пришел к выводу, что разум абсолютно независим от мозга. «Разум всегда стоит выше содержания нашего сознания. Это абсолютно независимая сущность. Разум приказывает, мозг исполняет. Мозг-это посланец к сознанию».

 

Роль мозга как источника сознания и мышления ставит под вопрос и Наталья Бехтерева ,один из ведущих российских специалистов в области нейрофизиологии и нейрохирургии, академик РАН.

В своей книге ([6]) она пишет: «Углубление в исследования мозга, в том числе на основе принципиально новых, сейчас еще не созданных технологий, может дать ответ на вопрос, существует ли мозговой код мышления.

Если ответ(окончательный!) будет отрицательным и то, что мы наблюдаем, не является кодом собственно мышления, тогда перестройки импульсной активности, соотносимые с активированными при мыслительной деятельности зонами мозга,- своего рода «код вхождения звена в систему».

При отрицательном ответе надо будет пересматривать и наиболее общие и наиболее важные позиции в проблеме «Мозг и психика».Если ничто в мозге не связано именно с тончайшей структурой нашего «думания», тогда какова в этом «думании» роль мозга? Только ли это роль «территории» для каких-то других, не подчиняющихся мозговым закономерностям, процессов? И в чем их связь с мозгом, какова их зависимость от мозгового субстрата и его состояния?».

 Таким образом, миф о «безальтернативности» монистико — материалистического взгляда в области нейрофизиологии не выдерживает никакой критики.Точно также совершенно неубедительны взгляды академических адептов материализма, упорно не желающих видеть в человеке ничего кроме высокоорганизованной биологической машины. 

Михеев Артем Валерьевич  —  канд. физ. — мат. наук, президент Российской Ассоциации Инструментальной Транскоммуникации.
в журнале «Сознание и физическая реальность», № 2, 2006 г. и в журнале «Русский Глобус»,
№8, август 2007 г.: http://www.russian-globe.com/N66/Micheev.Mozg.htm

Источник: https://nechtoportal.ru/zdorove-2/neobhodim-li-mozg-dlya-soznaniya-i-myishleniya.html

Глава 5. Мозг и мышление. Часть 1

Сознание и мозг. Мышление и язык.:  Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле,

Глава 5. Мозг и мышление

Устаревшая материалистическая наука считает, что только мозг делает человека человеком. Он воспринимает информацию из окружающего мира, решает, как нам поступать в каждом конкретном случае. Мозг руководит всеми жизненными процессами, чтобы тело работало эффективно.

Возможности этого мыслительного центра огромны, он может хранить информацию, которая содержится в двух миллионах книг среднего размера.

Например, известно, что персидский царь Кир знал по имени каждого солдата своего громадного войска, а греческий деятель Фемистокл — каждого из двадцати тысяч жителей Афин. Неаполитанец Арлини мог прочесть разом 15350 стихов Данте. Наш великий композитор С.

Рахманинов мог по памяти после первого прослушивания сыграть любое произведение. Мозг растет до 15 лет, потом до сорока лет функционирует в стабильном режиме, а затем, его функции начинают ослабевать.

Но в последнее время все большее количеств ученых говорит, что наш мозг мыслить не способен. Об этом писал еще священник, профессор, лауреат Сталинской премии В.Ф.Войно-Ясенецкий: «…дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность и все наше бытие», мозг же работает лишь как коммутатор, принимая сигналы и передавая их абонентам.

Есть реальные подтверждения, что мозг не думает, а лишь ретранслирует мысли, приходящие извне. В 1940 году доктор А. Итуррича сделал сенсационное заявление: он и доктор Ортиз длительное время наблюдали 14-летнего мальчика с диагнозом опухоль мозга.

Юноша пребывал в полном рассудке и сохранял сознание до самой кончины, жалуясь только на головные боли. После его кончины патологоанатомы вскрыли черепную коробку и были изумлены. Вся мозговая масса оказалась полностью отделенной от внутренней полости черепной коробки.

Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Чем же думал подросток?

Немецкий исследователь Хуфданд столкнулся с еще более невероятным фактом. Он вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. И вместо мозга обнаружил у того около 300 граммов воды! Между тем больной до самой кончины сохранял ясность мышления.

Наконец, гипотеза о том, что человек думает не мозгом, подтверждается последними исследованиями голландских ученых под руководством Ван Ломмеля.

Они утверждают: есть неопровержимые доказательства тому, что сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать! То есть сознание живет само по себе, самостоятельно.

А головной мозг — это не мыслящая материя, а орган, выполняющий определенные функции.

Несколько раньше к таким же выводам пришли английские исследователи П. Фенвик и С. Парния. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили: некоторые из них точно пересказывали содержимое разговоров, которые вел медицинский персонал во время пребывания пациентов в состоянии клинической смерти.

Но, как говорится, «серьезные ученые» человеком не занимаются. С ним же все ясно — он же живет только затем лишь, чтобы покормить, в конце концов, трупных червей…

Мозг является особым физическим органом восприятия, а само восприятие расположено в ауре шишковидной железы. Эта аура отзывается вибрациями на любые впечатления.

Мозг, или мыслительный аппарат, находится не только в голове и черепе, но каждый орган человека (сердце, печень, легкие и др.), вплоть до каждого нерва и мускула, имеет, так сказать, свой отдельный мозг, или мыслительный аппарат.

Мозг — это продукт длительной эволюции, он представляет собой студенистую массу весом около 1,5 кг и составляет около двух процентов от массы тела. Нервные клетки тела генерируют ток мощностью в 25 ватт. Кора занимает 80 % объема мозга.

Предполагается, что носителем сознания являются нейроны. Информация в виде электрического сигнала поступает на отростки клетки. Импульс преобразуется, и открываются проходы для ионов калия и натрия. Эти реакции образуют ткань сознания миллиарды раз за день и за ночь по всей коре головного мозга.

Видные исследователи мозга, в результате пришедшие к религиозному пониманию этого загадочного органа человека, писали о нем следующее.

Ч. Шеррингтон: «Мозг — последняя тайна природы, которая откроется человеку». У. Пенфилд: «Разум нечто большее, чем мозг. Разум — изначальный побудитель, которому нельзя найти объяснения в органических функциях головного мозга». Д.Экклс: «Великое неизвестное, смысл творения, немощь науки, истина непостижимая». «Мозг таит в себе не меньше тайн, чем Вселенная».

Все больше ученых понимает, что мысли — не порождение человеческого мозга. На самом же деле мысли — это тонкоматериальные энергетические образования, находящиеся в психосфере или ноосфере — сфере разума. Мы буквально живем в океане мыслей, желаний и чувств. «Мысль прилетела, захватила, улетела».

Носителем сознания является не мозг, а каждая клетка человека — она также наделена сознанием. Сознание — есть душа, которая выходит на поверхность с помощью энергетических центров — или чакр.

Пространственные мысли изливаются через так называемый родничок — точку в черепе, которая у малыша имеет большой диаметр, но со временем зарастает — это канал Космической связи человека.

Так как наш мозг не имеет никакого отношения к управлению коллективной и индивидуальной работой всех наших органов, что же есть то, что безошибочно руководит непре-кращающимися функциями каждого органа, что заставляет их бороться с болезнями, избавляться от них — словом, действовать как сущность, наделенная инстинктом? Сказать, что это природа, если и не погрешить против истины, то ничего не сказать, ибо природа не есть ли название тех же самых функций, сумма качеств, свойств, физических, ментальных и т. д., во Вселенной и в человеке, совокупность посредников и сил, управляемых разумными законами.

Ум — это не мозг. Мозг, как вещественное образование, не может быть умом. Мозг не переходит в следующую жизнь, но ум функционирует в зависимости от мозговой деятельности.

Мозг — сложная, многофункциональная и фактически не изученная система, которая получает, хранит и перерабатывает информацию, а также вырабатывает план действий, осуществляет активное управление действиями.

Человеческий мозг — это неиссякающий преобразователь низшей грубой энергии природы в космическую силу тончайшего качества. Мозг — это материальный орган. Как таковой, сам мозг не мыслит, с помощью разветвленной системы нервных центров он улавливает те или иные пространственные мысли и материализует их на доступном для органов чувств языке символов.

Органы зрения, слуха, осязания, обоняния сами по себе ничего не чувствуют, они через тонкие центры передают необходимую информацию в мозг, который затем оформляет мысль в тот или иной сигнал.

Всякая мысль представляет собой электромагнитную энергию высокой частоты. Мозг — это мощный генератор энергии, длина волны которой зависит от культуры и степени интеллектуального развития человека. В этом причина непонимания двух людей, ибо вибрации их различны.

Мозг подразделяется на три главные части — головной мозг (большой верхний мозг), на мозжечок (маленький средний мозг) и продолговатый мозг (маленький нижний мозг).

Головной мозг используется духом для того, чтобы выражать физическое сознание и направлять мысли. Это инструмент для выражения воли. Мозжечок используется духом для осуществления координации движения тела.

Продолговатый мозг используется духом для контроля за биением сердца, сжатия кровяных сосудов и дыхания.

Мозг насыщается субстанцией жизненного (эфирного) тела, субстанцией тела желаний и субстанцией мысли. Поэтому он является особой физической мастерской духа, его собственным специфическим материалом.

Мозг состоит фактически из того же материала, что и все тело, за исключением фосфора, который находится только в мозге и служит проводником или посредником для самовыражения духа на физическом плане.

Источник: https://psibook.com/library/3583/14.html

44. Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Сознание и мозг. Мышление и язык

Сознание и мозг. Мышление и язык.:  Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле,

Высокоорганиз-яматерия –соц. форма материи, общество. Созн-е –св-во общ-ва, принаделжит отдельнымлюдям только потому, что они принадлежатобщ-ву и явл-ся его частью.

Старый матер-змсчитал, что созн-е – св-во биологич-огочел-ка.

На самом деле,созн-е сущ-ет, если есть объективныесоциальные отношения. Если созн-е –св-во биологич-гог чел-ка, тогда возникаютпротиворечия:

По содерж-ю созн-е- социальный феномен, оно наполненосоц-ми идеями => созн-е оказ-ся сложнее,чем биология чел-ка, т.е. св-ва оказ-сясложнее своего носителя (логическиневозможно!).

Носителем созн-я явл-сяобщ-во! Созн-е не явл-ся сво-ом биологич.Человека, т .к.

это может привести кразвитию чел-ка вне общ-ва: биологическион развивается, но у него отсутствуетсознение и не появл-ся в дальнейшейжизни.

Созн-е у чел-каформир-ся на фоне развития мозга, есличел-к имеет общественные соц-ыевоздействия. Биология чел-ка приспособленак дооформлению созн-я. Онтогенез –индивидуальное развитие организма –странным образом затянут по сравнениюс животными. Это значит, что развитиенервной системы замедленно, чтобы соц-ыевоздействия формировали эту нервнуюсистему.

Импринтинг(обнаружен у животных): птенец вылупляетсяиз яйца и у него есть несколько часов,чтоды обнаружить свою мать. Подобноеесть и у чел-ка: люди, которые в определённыеотрезки времени не получили ласки,оказ-ся неспособными к эмоциональнымконтактам с др. людьми.

Сознание и мозг.

Мозг— не носитель сознания, а лишь биологическийорган соц-ого чел-ка, он явл-ся базойсоц-ого сознания. У сознания биол ифизиол основы. Сознание основано нанервных процессах.

Мозг – это временноевместилище или это орган, необходимыйдля сущ-я сознания? Душа нах в мозге иливне его? Мозг – орган, функционированиекоторого необходимо для существованиячеловеческого сознания.

Человеч-ое сознание- идеальная функциональная с-ма, в к-ойесть ф-ции памяти, распознавания речи,узнавания и масса др. ф-ций.

  1. В мозге сущ-ют структуры, к-ые отвечают за ф-ции созн-я => мозг – биол объект, реализ ф-ции сознания. Повреждение этих зон (структур) может приводить к потере нек-ых ф-ций созн-я. Таким повреждением м.б. ранение мозга – это данные, к-ые явл-ся р-том чел опыта.

  2. Человеческий мозг отличается своей ассиметрией, которая имеет ярко выраженный хар-р. Левое и правое полушария мозга специализир-ся на разных функциях созн-ия.

    Одно полушарие отвечает за соответствие нашего мышления реальности, 2-ое – вычислительное, к-ое привязано к абстрактному мышлению. Важна внутр логика.

    Если чел-ку притормозить работу одного полушария, к-ое отвечает за связь с реальностью, то останется чисто логическое решение задач без всякого чувства реальности.

Радикальное отличиечеловеческого мозга от др. мозгов живыхорг-ов – нальчие второй сигнальнойс-мы, в то время как у животных естьтолько 1-ая сигн.с-ма. Это различиепомогает привязать отличие челов-огосозн-я к мозгу.

1я сигн.с-маобеспечивает и чел и животным условныерефлексы, к-ые позволяют орг-мамреагировать с опережением на всевозможныефакторы обстановки => приспособительноеповедение.

2я сигн.с-мау чел, по физиол з-нам напоминает 1ю, ноесть отличие: сигналами явл-ся элементыречи, языка. Первонач-но – звуковые=>изобразительные => письменные. Несущ-ет безусловных раздражителей, онивсе условные. Реакция на к.-л. раздражитель– произв-во сигнала, совершение действия.

2я сигн.с-маспособна подавлять работу 1ой сигн.с-мы.ПР чел дает обед безбрачия, на уровнепервой сигн. с-мы он ничего не может.

2-ас сиг.с-маотлич-ся крайним богатством раздражителей– десятки тысяч. 2я сигн.с-мы –физиологическая основа абстрактногомышления, разума. Разум и логическоемышление не осуществл-ся без использов-ияусловный раздражителей. Предметабстрактного мышления должен отображатьсущности, внутренние законы, но сущностьне м.б. раздражителем нервной с-мы (толькоявления).

Чтобы у чел-ка в сознании былоабстрактное понятие, к-ое отображаетсущность, необходимо, чтобы нервн. с-мабыла в к.-л. особом сост-нии. Нервн.с-ма– материальная структура. Состояниенервн.с-мы можно менять только прииспольз-ии различных раздражителей.Энергия не м.б. раздражителем, т.к. этоглубинная сущностная сторона. Энергияне м б раздражителем для невной с-мы,т.к.

это глубинная сущностная сторона.

Сигналы 2ой системы– специфические материальные структуры,воздействие которых на нервн.сис-му иможет приводить её в особое состояние.

Мышление и язык.

Язык –материальная знаковая система. Теченияабстрактной мысли должны подкреплятьсяс-мой раздражителей. В этом смысле речьи язык – материальные оболочкиабстрактного мышления. Если подавитьработу мозга, то абстрактное мышлениеотсутствует. ПР: чел может толкать,двигать что-то, но в мозге не возникнетьформулы энергии, затраченной на толчок.

Если у чел-ка явновыражено абстрактное мышление, этоговорит о присутствии 2ой сигн. системы.Абстрактное мышление невозможно безречи – это не только способ передатьсодерж-ия мысли от одного чел к др, насамом деле речь нужна, чтобы иметь к.-л.

мысль без желания поделиться ею –наличие внутренней речи (нужна, например,для решения логической задачи – речевойаппарат начинает слабо колебаться срешением задачи). У ребёнка внутренняяречь не развита, в отличие от взрослогочел-ка.

Например, методика скорочтениязаключ-ся в том, чтобы свести к минимумувнутреннюю речь.

Источник: https://studfile.net/preview/2673723/page:41/

Сознание и мозг. Взаимосвязь сознания, мышления и языка

Сознание и мозг. Мышление и язык.:  Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле,

Сознание — это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

Язык и сознание происходят из глубокой древности.

Две основных функции языка:

— служить средством общения;

— служить орудием мышления.

Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.

Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.

Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.

Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.

Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.

С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.

Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.

Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.

Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.

Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковые системы — это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.

В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.

Среди неязыковых знаков выделяются:

— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);

— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.);

— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);

— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).

Структура и функции сознания.

29.Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

Структура сознания. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение того что отражается.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания.

Чувства, эмоции суть компоненты сознания.

К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная.

Сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

Сознание и бессознательное. Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков.

В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании.

Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа.

Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.

Проблема познаваемости мира в различных философских традициях (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм). Субъект и объект познания.

Познание есть процесс активной деятельности субъекта по исследованию, уточнению и применению знаний. Важнейшим условием ориентации человека в мире явл. адекватное (правильное) познание действительности. Два вида ф-фов: признающих познаваемость мира (оптимисты), и тех,кто отриц. познаваемость (агностицизм). В кач-ве агностиков ранее традиционно называли Канта и Юма.

Также есть скептики (да,но…чел.свойственно сомневаться). Познание невозможно без субъекта. В роли субъекта выступает прежде всего чел. с его потребностями, способностями, интересами. Субъектом познания выступ. и соц.группа, а также общество в целом как носитель опред. знаний и соц. отнош. Объект познания есть фрагмент бытия, выделенный субъектом.

Выделение объекта познания, подвергающегося исследованию, уже есть проявление познавательной активности. В известном смысле не только субъект не существует без объекта, но и объект —без субъекта. Непосредственная цель познания есть знание. Знание есть продукт обществ., матер. и дух. деятельности людей, идеальное отраж. свойств и связей объектов материальн. действ-ти.

Знание — это и предпосылка познания.

Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание, их специфика, взаимосвязь и основные формы.

Выделяется две ступени познания: чувственная и рациональная. В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) и рационализм (абсол-ция логической ступени познания).

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета или явления. Восприятие — дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств. Представление — выражает образ предмета, запечатленный в памяти.

Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках.

Суждение — форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов.

Умозаключение — форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.

Чувственное и логическое познания взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Интуиция — прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.



Источник: https://infopedia.su/7x2a4b.html

Scicenter1
Добавить комментарий