СТАНКЕВИЧА КРУЖОК: , лит.-филос. объединение прогрессивно настроенной моек, молодёжи,

Кружок Н.Станкевича — литература плюс философия

СТАНКЕВИЧА КРУЖОК: , лит.-филос. объединение прогрессивно настроенной моек, молодёжи,

После распада «Общества любомудрия» в России начали возникать новые литературно-философские кружки, продолжавшие традиции вольной мысли, заложенные Веневитиновым и Одоевском. Два из них – кружки Станкевича–Белинского и Герцена–Огарёва – сформировались в 1831 г.

Николай Станкевич — «великий неудачник»

Основатель первого общества, Н.В.Станкевич, вошел в историю русской культуры как второстепенный поэт, посредственный драматург, выдающийся мастер переписки и духовный воспитатель русской литературы и критики середины XIX века. Имя его широко известно в наши дни.

Одна из центральных московских улиц, бывший Большой Чернышёвский переулок, с 1922 г. называлась улицей Станкевича – вплоть до очередного ее переименования в 1993 г. в Вознесенский переулок.Станкевич печатался как литератор с юных лет.

Он активно публиковал статьи, стихи, написал большую трагедию «Василий Шуйский». Многие его произведения были изданы анонимно, и об их авторстве до сих пор спорят. Сам автор не был доволен своим творчеством: он регулярно скупал и уничтожал экземпляры своих публикаций.

Станкевич самокритично утверждал, что он не имеет притязаний на титул поэта.Прожил он мало – неполных 27 лет – и оставил в количественном отношении весьма небольшое литературное наследие.

Но в истории русской культуры имя Станкевича осталось навсегда.

Он нашел свое истинное предназначение в руководстве литературно-философским кружком при Московском университете, в рамках которого сформировались многие значимые деятели литературы и критики XIX века.

Станкевич был глубоко предан философии. Как философ он оценивал произведения литературы, искусства, истории. У него был талант учителя мысли и советчика, помогающего молодым талантливым людям найти свой путь.

Он был идеальным руководителем дискуссий.

Он умел направлять спор в таком русле, чтобы при анализе той или иной проблемы спорщики не ожесточались друг против друга.

Его нравственный авторитет был примером для членов кружка, а огромная начитанность и такт позволяли вести беседу на высоком интеллектуальном уровне, ставить и решать важные вопросы русской культуры.

Блистательная плеяда — состав кружка

В 1833 г. в кружок Станкевича вступил В. Г.Белинский. В отличие от большинства участников, он не был студентом Московского университета – в 1832 г. его отчислили за левые взгляды. Кружок позволил ему восполнить недостатки своего образования и развить умение критически мыслить.

Именно в этом кружке  состоялся его литературный дебют – серия статей под общим заголовком «Литературные мечтания», опубликованные в 1834 г. в газете «Молва».Высоко оценивал этот кружок  представитель старшего поколения русских мыслителей – В.Ф.Одоевский. Он считал общество одной из «высших философских организаций», какие он видел в жизни.В 1835 г. в кружке Станкевича начал появляться М.А.

Бакунин. Бывший артиллерийский офицер, отказавшийся от военной службы, он решил посвятить себя литературе и философии. В течение недолгого времени он стал одним из лидеров общества. Его интеллект оценивался в кружке высочайшим образом.Один из будущих лидеров российской консервативной мысли, Н.

Катков – тогда еще студент Московского университета – был одним из любимых учеников Станкевича, ценившего его литературный дар. И после окончания учебы он регулярно появлялся на собраниях общества.В.П.Боткин, будучи сыном купца, невольно вынужденным заниматься коммерцией, находил опору своему стремлению к образованию в кружке Станкевича.

Прекратить занятия чайной торговлей он смог только после смерти отца.

Творческий дебют К.С.Аксакова – будущего лидера славянофилов – произошел  здесь же. Будучи первокурсником Московского университета, он практически каждый вечер проводил на собраниях кружка.

Выдающийся историк Т.Н.Грановский, посещая встречи общества Станкевича, оставлял занятия историей для философии и поэзии.

Это помогло ему разработать свое, вольно-философское восприятие истории и овладеть литературным слогом. Без занятий в кружке его успех в исторической науке был бы не так велик.

Многие другие участники кружка оставили значимый след в литературе, филологии, истории, философии, общественной жизни России.

Распад общества

В 1837 г. Станкевич, заболев чахоткой, уехал в Германию лечиться. Но кружок продолжал работать. Место лидера общества занял В.Г.Белинский.«Неистовый Виссарион» не уступал своему предшественнику в энергичности и умении управлять дискуссиями. Кружок развивался и рос.

Участники его появлялись в Москве и Петербурге, куда Белинский переехал в 1839 г. Там он устроился на работу в журнал «Отечественные записки», ставший трибуной для лидеров и участников кружка. С московскими друзьями также поддерживалось общение – по почте и в частных поездках.

Еще одна ячейка кружка возникла за границей, там, где лечился Станкевич. К нему был командирован Грановский. Предполагалось, что, излечившись и получив образование в Европе, лидер общества вернется на родину. Судьба не позволила этому произойти – Станкевич умер в 1840 г.

После его смерти члены кружка продолжали свою культурную деятельность как самостоятельные фигуры.

Учение и значение кружка Станкевича

Кружок Станкевича сначала пытался развивать и продолжать учение «Общества любомудрия», но постепенно вышел на собственный путь. Так, на смену Шеллингу – любимому философу любомудров – пришел сначала И.Кант, а затем Г.Ф.Гегель.
Гегелевская диалектика истории привела его учеников  к поискам смысла российской истории.

Сама философия истории как научная дисциплина возникла в России первоначально в рамках этого кружка. Так, в своем дебютном произведении – «Литературных мечтаниях» – Белинский выступил как сторонник гегелевской абсолютной идеи. Крупнейший историк-западник Т.Н.Грановский и интеллектуальный лидер славянофилов К.С.

Аксаков оба ссылались в своих исторических и культурологических рассуждениях на гегелевские философские построения, донесенные до них Станкевичем. Интерес к учению кружка проявляли И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой, лично в кружке не состоявший.

Такой исторический роман, как «Война и мир», с его философскими отступлениями, возможно,  вряд ли мог быть написан без опыта полемики и развития мыслей первых русских философов истории.

Общество Станкевича дало возможность семенам классической германской философии пасть на благодатную почву русской литературы и принести богатые плоды.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/kruzhok-n-stankevicha-literatura-plyus-filosofiya

L., 1977. Стадий

СТАНКЕВИЧА КРУЖОК: , лит.-филос. объединение прогрессивно настроенной моек, молодёжи,

РОСТА ТЕОРИЯ, см.в ст. Pocmoу. СТАНКЕВИЧА КРУЖОК, лит.-филос.объединение прогрессивно настроенноймоек, молодёжи, группировавшейся вокругН. В. Станкевича. Возник зимой 1831—32.Первоначально в него входили Станкевич,Я. М. Неверов, И. П. Клюшников, В. И.

Красов, С. М. Строев,Я. Почека, И. Оболенский, в 1833 вошли В. Г.Белинский и К. С. Аксаков, в 1835 М. А.Бакунин, В. П. Боткин, M. H. Катков. Времянаиболее интенсивной деятельности —

1833—37. Прекратилсуществование в 1839.

В кружке преобладалифилос.-этич. и пстстпч. интересы.Объединявшее членов кружка умонастроение— романтич. неудовлетворённостьсуществующей обществ. действительностью,стремление уяснить место и назначениечеловека в мире и пути совершенствованиячело-века и общества. Осн. руслом теоретич.

исканий кружка было изучение системнем. идеализма (Канта, Фихте, Шеллинга,Гегеля). Гл. идейно-филос. мотивы, нашедшиевыражение в лит. выступлениях и перепискеучастников кружка,— признание духовногоначала мира, утверждение идеаланравственно совершенной личности,противопоставление любви как осн.

принципа этики эгоизму, разрушающемуличность и обществ. отношения. ДеятельностьС. к. способствовала распространениюв России идей нем. классич. философии,в особенности философии Гегеля ипропаганде гуманистических идеалов.

Кружок сыграл важную роль в формированиимировоззрения Белинского, Бакунина,Аксакова.

  • Аксаков К. С., Воспоминание студентства [1832—35 годов], СПБ, 1911; Корнилов

А. А.,

Молодые годы М.Бакунина, М., 1915; Герцен А. И., Собр. соч.,т. 9, М., 1956, с.

16—18,39—45;

Машинский С., КружокН. В. Станкевича и его поэты, в кн.: Поэтыкружка Н. В.

Станкевича,

М.—Л., 1964; Историяфилософии, в СССР, т. 2, М., 1968, с. 281—96;Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Рус.философия 11 — 19 вв., Л., 1970, с. 211—25. СТАНОВЛЕНИЕ, категория диалектики,означающая процесс формирования к.-л.

материального или идеального объекта.Всякое С. предполагает переход возможностив действительность в процессе развития.В идеа-листич. философии С. обычнорассматривалось телеологически — какнаправленная реализация нек-рой внутр.

цели.

Др.-греч. натурфилософиявыдвинула учение о С. как возникновениии уничтожении вещей, порождаемых космич.первоначалом, к-рое перевоплощается вразличные формы бытия. Гераклит,рассматривая мир как становящееся,текучее, вечно изменчивое целое, развивалвместе с тем учение о логосе — какнерушимом законе и установленной мереС., объединяющего предел и беспредельность.

В онтологии Платона «идея» выступалакак предел чувственно-материальногоС. В философии Аристотеля характеристикойнаправленности С. является энтелехия.У Плотина и Прокла принципом С. являетсятретья ступень неоплатонич. триады —«мировая душа». Аристотелевская инеоплатонич. трактовка С. сохраняласьв ср.-век.

философии и в новой формеразвивалась в эпоху Возрождения (Бруно,Николай Кузанский).

Во время господстваньютоновской механистич. концепцииВселенной идея об изменяющемся,становящемся мире возрождается в ученияхЛейбница, Гердера и получает развитиев классич. нем. философии. В натур-филос.учении Шеллинга природа толкуется какразум в процессе С. (т.

е. бессознательное,имеющее своею конечной целью сознание).Условием всякого С., по Шеллингу, служитограничение или предел: бесконечностьС. означает постоянное расширениепредела, что обусловливает для духавозможность быть бесконечным в рядусвоих самоограничений.

В логич. ученииГегеля С. трактуется как движение, вк-ром первоначальные антитезы мыслящегодуха — «чистое бытие» и «ничто» —переходят друг в друга, благодаря чемуС. оказывается границей их взаимногосоотношения. С.

у Гегеля выступает какпроцесс формирования предмета, какпереход мысли из неопределённости вопределённость, т. е. переход «чистогобытия» в к.-л. определённую его форму(«наличное бытие»). В его идеалистич.системе С. есть развёртывание, раскрытиеабс. идеи.

Само абсолютное (истина)определяется Гегелем как осуществляемое,становящееся целое, к-рое включает всебя опосредствование всеми моментамии ступенями своего осуществления.

В марксистскойлит-ре понятие «С.» употребляется вконтексте понятия «развитие» и обычноотождествляется с последним. См. такжеВозможность и действительность.

  • Лосев А. Ф., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 73—86, 301—20; его же,

Историяантич. эстетики. Аристотель и

поздняяклассика, М., 1975, с. 70—78, 109—38; Шеллинг Ф.В., Система

трансцендентальногоидеализма, пер. с нем., Л.,

1936,с. 70—71; Гегель Г. В. Ф., Фено-

652 СРЕДНИЙ

менология духа,Соч., т, 4, ?.,1959, с. 2—14; его же, Наука Логики,т. 1, М., 1970, с. 140—43, 151—53, 164—67; его же,Энциклопедия филос. наук, т, 1— НаукаЛогики, М., 1974, с. 222—28; Гордон В. М.,Категория С. в марксистской диалектике,«ФН», 1968, № 4.

СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ,см. Динамика и статика социальные. СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕЗАКОНОМЕРНОСТИ, две осн. формы закономернойсвязи явлений, к-рые отличаются похарактеру вытекающих из них предсказаний.В законах динамич. типа предсказанияимеют точно определённый, однозначныйхарактер.

Так, в механике, если известензакон движения тела и заданы егокоординаты и скорость, то по ним можноточно определить положение и скоростьдвижения тела в любой др. момент времени. Динамич.

законы характеризуют поведениеотносительно изолированных систем,состоящих из небольшого числа элементови в к-рых можно абстрагироваться отцелого ряда случайных факторов.

В статистич. законахпредсказания носят не достоверный, алишь вероятностный характер. Подобныйхарактер предсказаний обусловлендействием множества случайных факторов,к-рые имеют место в статистич. коллективахили массовых событиях (напр., большогочисла молекул в газе, особей в биологич.популяциях, людей в социальныхколлективах).

Статистич. закономерностьвозникает как результат взаимодействиябольшого числа элементов, составляющихколлектив, и поэтому характеризует нестолько поведение отд. элемента, сколькоколлектива в целом. Необходимость,про-являющаяся в статистич.

законах,возникает вследствие взаимной компенсациии уравновешивания множества случайныхфакторов.

Абсолютизациядинамич. законов тесно связана сконцепцией механич. детерминизма,сторонники к-рой (П. Лаплас и др.)рассматривали Вселенную как огромнуюмеханич. систему и экстраполировализаконы динамики Ньютона на все процессыи явления мира.

Лаплас утверждал, чтоесли бы были известны такие законы длявсех явлений, то можно было бы обнять водной формуле движения как величайшихтел, так и лег-чайших атомов. Статистич.законы хотя и не дают однозначных идостоверных предсказаний, тем не менееявляются единственно возможными приисследовании массовых явлений случайногохарактера.

Критикуя механич. детерминизм,Ф. Энгельс указывал, что случайное неможет быть безразличным для науки.

Вместе с тем онподчёркивал, что случайное требуетиного подхода, ибо изучить всю сетькаузальных отношений, даже с горошинамив стручке, наука совершенно не в состоянии:«… такая наука, которая взялась быпроследить случай с этим отдельнымстручком в его каузальном сцепле-ниисо все более отдаленными причинами,была бы уже не наукой, а простой игрой»(Маркс К. и Эн-гельс Ф., Соч., т. 20, с. 534).

За совокупнымдействием различных факторов случайногохарактера, к-рые практически невозможноохватить, статистич. законы вскрываютнечто устойчивое, необходимое,повторяющееся. Статистические законыслужат подтверждением диалектикипревращения слу-чайного в необходимое.Динамич. законы оказываются предельнымслучаем статистических, когда вероятностьстановится практич. достоверностью.

С помощью динамич.законов обычно формулируются каузальные(причинные) связи явлений.

Рассматривая одноявление как причину другого, мы вырываемих из всеобщей связи, изолируем друг отдруга и тем самым значительно упрощаеми идеализируем действительность.

Подобную идеализацию легче осуществитьв механике, астрономии, классич. физике,к-рые имеют дело с точно известнымисилами и законами движения тел под ихвоздействием.

В более сложных ситуацияхприходится учитывать воздействиемножества случай-ных факторов и обращатьсяк статистич. законам.

  • Лаплас П. С., Опыт философии теории вероятностей, М., 1908; Т е ? л е ц к и й

Я. П., Динамич. истатистич. законы физики, [M.], 195U; МякишевГ. Я., Динамич. и статистич. закономерностив физике, М., 1973.

СТАТУС (от лат.status — состояние, положение) с о-ц и а ль н ы й, соотносительное положение(позиция) индивида или группы в социальнойсистеме, определяемое по ряду признаков,специфичных для данной системы(экономических, профессиональных,этнических и др.). Люди, обладающие одними тем же С., обнаруживают ряд сходныхличностных черт, обозначаемых как«социальный тип» личности.

В зависимостиот того, занимает ли человек даннуюпозицию благодаря наследуемым признакам(раса, социальное происхождение и т. п.)или благодаря собств. усилиям (образование,заслуги), различаются соответственно«предписанный» и «достигаемый» С. КаждыйС. может сравниваться с другими по томуили иному признаку, соотносимому сгосподствующей системой ценностей,приобретая, т.о., определ.

социальныйпрестиж. Бурж. социологи, исследуяпроблему С., опираются в значит. мере натеорию М. Вебера, к-рый, противопоставляясвои взгляды историч. материализму,утверждал, что стратификация обществаопределяется не только экономическими(доступ к обществ. богатству) и политическими(власть, право), но и социальными (престиж)показателями. По Веберу, С.

(он употреблялтермин «Stand», к-рый обозначает не толькоположение вообще, но и сословие) — этообщность людей, основанная на специфич.стиле жизни, включающем набор привычек,ценностей, верований, представлений очести и др. психологич. моменты. Каждомустилю жизни соответствует более илименее высокая оценка (почёт), и люди,добиваясь такой оценки, усваиваютопредел. нормы и представления.

Так,разбогатевший буржуа стремится копироватьстиль жизни аристократии, и его детимогут усвоить презрит. отношение кэкономич. предпринимательству. Вбуржуазной социологии делаются попыткиэмпирически установить совокупностьобъективных свойств (пол, возраст, этнич. принадлежность, образование, родзанятия, собственность и др.), на основек-рой возникают статусные группы сопре-деленным «стилем жизни».

Подобныеконцепции С. игнорируют классовыеотношения как реальную основу С.,социальных различий.

Понятие «С.»применяетсятакже в качестве соотносительного спонятием роли социальной; С. обозначаетсовокупность прав и обязанностей, ароль — динамич. аспект С., т. е. определ.поведение.

В бурж. социологиии социальной психологии это значениепонятия «С.» психологизируется, т.к. сводится по существу к представленияминдивида о собств. позиции илипредставлениям других о его позиции.

Марксистско-ленинскоеучение о классах позволяет исследоватьчленение общества на различные классы,социальные группы и слои, определятьфундаменталь-ные основы С. людей. Всоциалистич. обществе, где отсутствуютантагонистич.

классы, наиболее существ.признаками С. отд. групп являютсяпрофессия, квалификация (образование)и, следовательно, заработная плата, атакже семейно-возрастные илокально-территориальные различия. С.

человека тем выше, чем больше, еготрудовые заслуги и усилия.

  • Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; Социология в СССР, т. 1—2, М., 1966; Человек и его работа, М., 1967; Кон И. С., Социология личности, М.

    , 1967; Социальные проблемы труда и произ-ва, М,, 1969; Аитов ?. ?., Технич. прогресс и движение рабочих кадров, М., 1972; Гордон Л. А., Клопов Э. В., Человек после работы, М., 1972; Lin-ton R.

    , The study of man, N. ?.—L.,

Источник: https://studfile.net/preview/5840774/page:40/

Scicenter1
Добавить комментарий