Субъектная структура и экономические цели современной рыночной

2.7. Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики

Субъектная структура и экономические цели современной рыночной

Современноерыночное хозяйство основано навзаимодействии частного и государственногосекторов экономики. В зависимости отстепени интенсивности воздействия наэкономику и от приоритетных задач,решаемых государством, различаютследующие модели современного рыночногохозяйства: социально ориентированноехозяйство, смешанную экономику икорпоративную экономику.

Припервой модели целевая направленностьгосударственных программ связана сзащитой интересов граждан, а принципырегулирования экономики получаютвыражение в долгосрочных программах.

Доля государственного сектора в экономике30 % (Германия). При смешанной экономикегосударство создает условия для развитияпредпринимательства, используяпреимущественно тактические методы.

Доля государственного сектора здесьотносительно мала (США).

Корпоративнаяэкономика предполагает целевуюнаправленность государственных программна защиту интереса крупного бизнеса иопределение основных приоритетов(Япония, Швеция). Что касается российскойэкономики, она исторически опираласьна примат либо государственной, либообщинной, либо общественной собственности,что и обусловило специфику основныхпроблем современных рыночных реформ.

Всовременных условиях рыночная системахозяйства из саморегулирующейсятрансформировалась в регулируемую, чтопривело к усложнению ее субъективнойструктуры.

Субъектамирыночной экономики являются:предприниматели; работники, продающиесвой труд; конечные потребители продукции;владельцы ссудного капитала; собственникиценных бумаг; торговцы и т.д. Основныхсубъектоврыночного хозяйства принятоделить на четыре группы: домашниехозяйства, предприятия, банки и государство(правительство).

Домашниехозяйствапредставляют собой хозяйственную(экономическую) единицу, котораяфункционирует в потребительской сфереэкономики и может состоять из одногоили нескольких лиц. Эта единица являетсясобственником и поставщиком, в основном,человеческого фактора производства иее цель связана с обеспечением наиболееполного удовлетворения личныхпотребностей.

Предприятие(фирма)– эта экономическая единица вырабатываеттовары или услуги для продажи, принимаетсамостоятельные решения, стремится кполучению наибольшего дохода (прибыли)путем наилучшего использованияпривлеченных и собственных факторовпроизводства. За свою деятельность этотмногочисленный субъект рыночнойэкономики несет полную ответственность.Получаемая прибыль идет в личный доходи на совершенствование и расширениепроизводства, на выплату налогов.

Банки– это финансово-кредитные учреждения,регулирующие движение денежной массы,необходимой для нормального функционированияэкономики. Они осуществляют посредническиефункции в сфере движения финансов,аккумулируют на своих счетах денежныесредства предприятий и домохозяйств ивыгодно размещают их, кредитуя те жепредприятия и домохозяйства.

Государствокак субъект рыночных отношенийпредставлено всеми своими контролирующими,регулирующими и охранительнымиучреждениями, осуществляющими властьнад хозяйственными субъектами длядостижения общественных целей, обеспеченияэкономического и социального прогрессаобщества.

Еслиоценивать экономические цели современнойсистемы хозяйствования в масштабе всегообщества, то их можно свести к следующимосновным положениям:

1Обеспечение экономического роста иболее высокого уровня и качества жизнинаселения.

2Повышение эффективности использованияограниченных производственных ресурсовв масштабе всего общества, т.е. достижениянаилучших результатов при минимальныхзатратах.

3Достижение полной занятости трудоспособногонаселения. Все, кто может и желаетработать, должны быть обеспечены рабочимиместами.

4Стабильный уровень цен. Постоянноизменяющиеся цены ведут к изменениюповедения людей и предприятий, создаютнапряженность и неуверенность вэкономической деятельности.

5Экономическая свобода. Все хозяйствующиесубъекты должны обладать в своейэкономической деятельности высокойстепенью свободы.

6Справедливое распределение доходов.Мы уже говорили, что справедливость враспределительных отношениях не означаетуравниловки. Она заключается в том,чтобы на равный капитал и равный трудобеспечивался равный доход и чтобы ниодна группа населения не пребывала внищете при чрезмерной роскоши других.

7Поддержание разумного соотношенияэкспорта и импорта, т.е. по возможностиактивного торгового баланса в международныхэкономических и финансовых отношениях.

Таковыв общих чертах основы и характерныепризнаки рыночной экономики.

КОНТРОЛЬНЫЕВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Назовите два свойства продукта производства.

  2. Дайте определение предметам труда и средствам труда.

  3. Дайте определение рабочей силе.

  4. Назовите центральные проблемы любой экономической системы и раскройте их содержание.

  5. Перечислите основные способы разрешения основных проблем любой экономической системы.

  6. Что вы понимаете под производством и общественным продуктом?

  7. Дайте определение рыночного механизма.

  8. Назовите главные отличия рыночной экономики от административно-командной.

  9. В чем отличие показателя валовой общественный продукт от чистого продукта или национального дохода?

  10. Раскройте содержание форм ведения хозяйства.

  11. В чем состоит двоякая ценность общественного продукта?

  12. Из каких элементов складывается стоимость валового продукта?

  13. Что вы понимаете под экономическими ресурсами и их редкостью?

  14. Какие факторы оказывают влияние на жизнь и благополучие народов?

  15. Почему производству придается роль решающего фактора?

  16. Дайте характеристику натуральной формы хозяйства.

  17. Покажите, какие факторы лежат в основе перехода хозяйственной деятельности от одних форм к другим.

  18. Назовите причины и условия, на базе которых совершился переход к товарной форме производства.

  19. Дайте развернутую характеристику простого товарного производства. Приведите пример этой формы хозяйства из реальной современной жизни.

  20. Как понимать положение: «Развитие простого товарного производства послужило исходным пунктом возникновения капитализма?»

  21. Чем отличается развитое капиталистическое товарное производство от простого?

  22. Есть ли разница между понятиями «Рыночная экономика» и «Товарная экономика»?

  23. Что послужило причиной своеобразного раскола в рядах советских экономистов в 1960 – 1970 гг. на «товарников» и «нетоварников»?

  24. Возможна ли в перспективе замена товарной формы хозяйства какой-либо другой?

  25. Назовите основные модели рыночной экономики и охарактеризуйте их.

  26. Назовите субъектов рыночной экономики и охарактеризуйте их экономическое поведение?

  27. Какие экономические цели достигаются в процессе развития рыночной экономики?

Источник: https://studfile.net/preview/5700990/page:11/

Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики

Субъектная структура и экономические цели современной рыночной

Субъектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Основных субъек­тов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), рынки и государство (правительство).

Домашнее хозяйство, экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц.

Оно обеспечивает производство и воспроизводство «чело­веческого капитала», само­стоятельно принимает ре­шения, является собст­венником и поставщиком какого-либо фактора произ­водства в рыночной эконо­мике, стремится к макси­мальному удовлетворению личных потребностей (а не наращиванию прибыли).

Предприятие (фир­ма) экономическая еди­ница, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не на личное потребление, а на расширение производства.

Рынок субъект экономических отношений, сводящий вместе предъявителей спроса и предложения на товар.

Государство (правительство) представлено различными прави­тельственными учреждениями, осуществляющими юридическую и полити­ческую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хо­зяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, имеют своей целью не получение прибыли, а реализацию функции государст­венного регулирования экономики.

Экономические цели (или оценочные суждения) современной рыночной системы хозяйствования, представляющие собой общественные цели, сформулированные в большинстве западных учебников по экономической теории, сводятся к следующему.

1) Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечения более высокого уровня жизни.

2) Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имею­щихся ограниченных производственных ресурсов.

3)Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и ква­лификацией.

4)Стабильный уровень цен. Серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, создает напря­женность, различного рода сложности в экономической деятельности, инфляцию и дефляцию, которых крайне важно избегать.

5) Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики, должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6)Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, спра­ведливы.

Принцип «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо.

В то же время, ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7)Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронические больные, нетрудоспособные, недееспособные, престарелые и другие иждивенцы. Им необходимо обеспечить нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

8)Торговый баланс предполагает поддержание разумного соотно­шения экспорта и импорта, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить и другими целями, например, улуч­шением охраны окружающей природной среды и т. д.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Напри­мер, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост цен и по­родить инфляцию.

Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым осла­бить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разрабаты­вать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.

Выработ­ка конкретных программ достижения крупных экономических целей общест­ва лежит в основе экономической политики того или иного государства.

4. РЫНОК: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ.

4-А. ПОНЯТИЕ «РЫНОК»

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

Мы уже знаем, что рынок — это обязательный компонент товарного хозяйства. По словам Н. Бухарина,рынок — это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость рынка вызвана:

· развитым общественным разделением труда,

· экономической обособ­ленностью рыночных субъектов,

· наличием разных форм собственности,

· тесной связью с мировой экономикой путем внешней торгов­ли,

· потребностью выхода национальной экономики на мировое экономи­ческое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста.

Первоначально рынок рассматривался какбазар, место розничной торговли, рыночная площадь.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынок приобретает все более сложное толкование. Так, французский экономист-математик О.

Курно считает, что под термином рынок следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свобод­ны, цены легко и быстро выравниваются.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товар­но-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность. В результате возникаетновое понимание рынка как формы товар­ного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новыеопределения рынка как совокупность покупа­телей (Ф. Котлер в кн.: «Основы маркетинга») иливсякой группы людей,вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл в кн.: «Принципы экономи­ческой теории»),

Но такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта,как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта.

В результате появляются такие определения рынка, как «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» (Яковец Ю. Револю­ция в экономике. М.: Экономика, 1990. С.

122) или как «сфера реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого прояв­ляются присущие данному способу производства экономические отноше­ния по поводу производства и потребления материальных благ» (А. В. Ор­лов, Ф. А.

Крутиков).

Рынок сегодня рассматривают кактип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйст­венных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не толькопрямые (производство — рынок — потребитель), но иобратные (потребитель — рынок — производство) хозяйственные связи.

Таким образом, можно выделитьеще одно понимание рынка — как общественной формы организации и функционирования эконо­мики,при которой обеспечивается взаимодействие производства и потреб­ления без посреднических институтов, регулирующих деятельность произ­водителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

Все рассмотренные нами определения рынка свидетельствуют о раз­личных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономи­ческого явления и раскрывают разные грани этого явления. Обобщающую характеристику рынка можно представить в виде следующей схемы:

ФОРМА ДВИЖЕНИЯ СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ФОРМА ОРГАНИЗАИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Иногда под рынком ошибочно понимают условия реализации товаров. Действительно, на рынке складываются условия реализации товаров и услуг, определяемые соотношением спроса и предложения (теорию спроса и предложения предстоит рассмотреть в последующих главах), которые относятся не столько к аспекту рынка, сколько к аспекту производства, распределения и потребления. Условия рынка характеризуют его состоя­ние, а не сущность.

4-Б. СУЩНОСТЬ РЫНКА: РОДОВЫЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИИ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Одним из наиболее спорных вопросов при анализе категории «рынок» является вопрос об определении его границ. В современной экономической теории принято выделять три основные фактора, влияющие на определение границ рынка:

1. возможность доставки товара при сохранении товарных качеств;

2. наличие спроса на товар;

3. наличие конкуренции.

Рынок как экономическая категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

— как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

— как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т. е.

представляет собой экономические связи между людьми, как производи­телями и потребителями, по поводу движения результатов труда, получен­ных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Необходимо различать

обмен в широком смысле — это обмен дея­тельностью, услугами, опытом, результатами и т. д.

обмен в узком смысле — это обмен только результатами труда или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).

Товарное обращение это более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного согла­шения участников данного процесса.

Торговляэто деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев — продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.

Торговые услугиотношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров.

То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой.

К основным торговым услугам относятся

· изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами,

· реклама,

· организация различных выставок,

· заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров,

· оказание квалифицированной консультации,

· создание благоприятных условий для реализации товаров;

· заем, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров,

· оформление различных документов,

· учет и контроль за движением товарной массы

и многие другие.

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения

· транспортировка,

· упаковка,

· хранение и т. д.

Рынок это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.

Отсюда, рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отра­жающих ее сущность.

Функции рынка:

1) согласование производства и потребления в ассортиментной струк­туре, баланс спроса и предложения по объему и по структуре.

Эту функцию регулирования пропорций рынок выполняет путем установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг;

2) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.

При этом рынок соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой;

3) экономическое стимулирование эффективности производства, стимулирование научно-технического прогресса, интенсификации произ­водства и эффективности функционирования всей экономики.

4) обеспечение пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернацио­нализации и роста интеграционных процессов в экономике.

5) обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству, с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансиро­ванность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эф­фективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкуренто­способных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Источник: https://studopedia.su/9_58206_sub-ekti-sovremennogo-rinochnogo-hozyaystva-i-ekonomicheskie-tseli-v-rinochnoy-sisteme-ekonomiki.html

Рынок: его сущность, структура и функции. Экономические субъекты рыночной экономики

Субъектная структура и экономические цели современной рыночной

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.РЫНОК…………………………………………………………………………5

1.1.Сущность рынка………………………………………………………………5

1.2.Функции рынка………………………………………………………………11

1.3.Структура рынка……………………………………………………………16

1.4.Экономические субъекты рыночной экономики…………………………22

2.СУБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………….32

2.1.Домашние хозяйства………………………………………………………..33

2.2.Банковская система…………………………………………………………36

2.3.Предприятия (финансовые институты)……………………………………43

2.4.Государство…………………………………………………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..57 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена теме, в которой раскрывается сущность рынка, его виды и функции, являющейся оптимальной на сегодняшний день, так как жизнь общества непосредственно связана с рынком. С древних времен  существования человечества рынок определялся как место торговли товарами.

Он и сейчас существует в виде колхозных рынков, где реализуются, главным образом, продукты питания. Есть и вещевые рынки, где продаются товары народного потребления, но их удельный вес в общем объеме товарооборота сравнительно небольшой. 
В современной экономике России рынок играет важную роль в развитии предпринимательской сферы деятельности.

Рынок интересует предпринимателя, прежде всего по двум направлениям:

1) положение товара, который он уже производит, и ситуация, складывающаяся вокруг него;

2) возможности для расширения своей доли рынка путем увеличения поставок товара или начала производства нового товара, в котором ощущается потребность на этом рынке. Следовательно, экономического эффекта можно достичь путем изучения рынка.

 
Рынок также генерирует эквивалентные, то есть экономически равноправные отношения во всех областях производства, на всех уровнях хозяйственной жизни, культивирует знание, профессиональность, компетентность, творческое отношение к работе.

[23]

Рынок, который базируется на правовых основах, является экономической «технологией», с помощью которой создаются условия для эффективного хозяйствования, динамизма производства.

Такие конкретные проявления эффективности, как производительность труда, качество работы, экономичность производства, научно-технический прогресс, в значительной мере предопределяются рыночно-конкурентной средой.  

Рынок является «измерительным устройством» человеческого труда.

Вся гамма качеств, которые несет в себе энергия человеческого труда, в конечном итоге находит свое выражение в форме числа (стоимость товара, цена товара) в рыночной среде.

Элементами товарности есть не только материальные вещи, предметы и услуги, а и результаты интеллектуального труда – идеи, управленческие решения, изобретения, результаты художественной деятельности и т.п. Невоспроизведенная уникальность «подарков природы» (земли, воздух, воды и др.

) также является элементом товарности и потому также имеет свою ценовую оценку. Кроме того, рынок стабилизирует денежное обращение, поддерживает авторитет национальных денежных единиц; создает действующий механизм мотивации работы; поддерживает «здоровье» сферы потребления; стимулирует разные формы бизнеса; утверждает уважение к писаным и неписаным правилам человеческого сосуществования.[16]

Все выше сказанное свидетельствует о том, что социальное и экономическое развитие России невозможно без развития ее рыночной системы. 

Актуальность определила цель исследования курсовой работы. Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы, выяснить функции. Первый рассмотренный вопрос посвящён сущности, функциям и структуре рынка. Во втором вопросе идет речь об экономических субъектах рыночной экономки.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

  1. Рассмотреть, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты.
  2. Изучить функции рынка и его структуру.
  3. Определить экономические субъекты рыночной экономики.
  4. Сделать выводы.

1.РЫНОК

1.1.Сущность рынка

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений.

Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.[11]

Виды рынков:

1. Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

2. Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

6) ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монополии (один покупатель) и государственного регулирования.[13]

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка.

Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг.

Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.[2]

Недостатки свободного рынка:

1) рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную «защиту» населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения.

 С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем. Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов.

С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование. Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества.

Трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос. Свободный рынок не гарантирует полную занятость населения, а также стабильный уровень цен;

2) механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития-производства. Имеет место нехватка денег. Проблему эмиссии денег берет на себя государство в лице, госбанка;[17]

3) деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов;

4) свободный рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.);

5) рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;

6) экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими прецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами;

7) рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.[3]

Свободный рынок — это абстракция: в настоящее время, да и в прошлом (в различной мере) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.

В действительности полной свободы нет и быть не может.[4]

3.

Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия. Дело, однако, в том, что рынок может регулироваться:

• с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;

• государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.

Для нас же сегодня крайне важно найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое бы идеально отвечало этому требованию. Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (т.е.

напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении либо собственного рыночного механизма, либо государственного регулирования. Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей экономике.

Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развития экономики была сведена на нет, отсюда вытекают заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали, что признавали и признают не только отдельные экономисты России, но и Запада.

Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.[5]

     Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:

1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

3) монополизм производителя и торговца;

4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;

5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;

6) расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;

7) попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;

8) расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отношений;

9) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

10) отсутствие у потребителя права выбора товара.[26]

Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики  (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:

• наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной

конкуренции между ними, свобода участия, всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15—20 изготовителей однотипной продукции;

• обеспечение свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размешать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа;

• формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных

субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;

Источник: https://www.referat911.ru/Ekonomika/rynok-ego-sushhnost-struktura-i/154132-2178136-place1.html

Scicenter1
Добавить комментарий