ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. «

Михаил Пришвин

 Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование.

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы.

кологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом. Уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Экологическое воспитание дошкольников обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

Формирование ответственного отношения к природе требует включения в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия, который адекватно соответствует символической структуре экологической ответственности.

Основой психологического механизма формирования у дошкольников экологической ответственности является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе к тем потенциально – возможным уровнем, на достижение которого ориентированы цели экологического образования дошкольника.

Цели и задачи:

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольника.

Конкретная цель экологического воспитания может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, к познанию природного и социального окружения человека.

Итак, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, а также:

  • Развитие осознания ребенком собственного «Я», как части природы;
  • Создание экологически- благоприятной среды на территории ДОУ для реализации приоритетного направления
  • Способствование воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии;
  • Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
  • Развивать представления об опасных для природы действий человека;
  • Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой, развитие представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности;
  • Создание оптимальных условий по формированию у дошкольников экологической культуры и учета этого в практической деятельности посредством акций, развлечений, игр, используя нестандартные формы решения проблемных ситуаций.
  • Развивать познавательный интерес к миру природы;
  • Способствование формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;
  • Формирование у детей видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
  • Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.

Инновационный потенциал проекта: Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада.

Инновационная деятельность в нашем ДОУ реализуется через особые тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду.

Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников.

Участники проекта: дошкольники 5-7 лет, педагогические работники ДОУ №100, родители воспитанников.

Тип проекта: Практико-ориентированный, исследовательский. Информация, знания, впечатления находят свое отражение в различных видах деятельности.

Этапы проекта:

  1. Аналитический и подготовительный – 1. Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей. 2. Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды; 3. Определение цели; 4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

    5. Повышение собственной профессиональной компетенции

  2. Организационный и основной — 1. Проведение комплекса мероприятий;

    2. Взаимодействие с родителями.

  3. Заключительный и диагностический — 1. Заключительный мониторинг усвоения программных задач по экологическому воспитанию.

    2. Проведение праздника-развлечения «Праздник эколят — молодых защитников природы»

Ожидаемый результат:

Повышение уровня знаний детей по экологии.

  • Полученные детьми знания, умения и навыки позволят ребенку грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности), повышение коммуникативного интереса.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с родителями.

Условиями успешного обучения являются:

  • Проблематизация учебного материала
  • Активность ребенка
  • Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
  • Формы работы по реализации проекта:

  • Наблюдения, беседы и экологические экскурсии на экологическую тропу, созданную на территории ДОУ.
  • Образовательная деятельность, включение экологической тематики во все виды деятельности.
  • Создание слайд-шоу и презентаций об охране природы;
  • Познавательное чтение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующее получению новых, уточнению имеющихся знаний о природе.
  • Взаимодействие с международной Эко-школой — Зеленый флаг для успешной реализации проекта;
  • Конкурсы и акции;
  • Продуктивная деятельность; создание экологических проектов и ООД; детское творчество на основе полученных впечатлений от природы или деятельности человека
  • Опыты и экспериментирование в ДОУ — практическая познавательная деятельность с объектами природы;
  • Речевая деятельность (вопросы, участие в беседе), обмен информацией, впечатлениями.
  • Выпуск Экологических сказок для детей совместно с родителями воспитанников;
  • Экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия;
  • Эколого-познавательные акции и праздники в ДОУ.
  • Срок реализации проекта: 1 год.

    План-карта действий по реализации проекта «Мы — маленькие хранители природы».

    Время проведенияСовместная деятельность педагога со специалистамиСовместная деятельность педагога с детьмиВзаимодействие с семьей
    1 этап – Аналитический и подготовительный.
    1.август1. Создание нового экологического совета на учебный год. 2. Составление плана работы 3. .Подбор методической и художественной литературы, пособий.4. Создание краткосрочного проекта «Игрушки из бросового материала своими руками»1. Мониторинг формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста. 2. Начало ведения экологических дневников.1. Анкетирование родителей, педагогов «Экологическое образование в семье». 2. Проведение родительского собрания.
    2сентябрь1. Экологический совет на тему «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания». 2. Заключение договора с ООО «Поволжская экологическая компания на оказание комплекса услуг в области экологии.1. Определение проблематики загрязнения окружающей среды, просмотр короткометражных видеофильмов, беседы. 2. Чтение художественной литературы. 3. Наблюдения в природе с записью в экологический дневник. 4. Дидактические игры.5. Экспериментирование «Нефтяная речка».Консультация для родителей об экологическом воспитании дошкольников.
    2 этап – Организационный и основной
    1Октябрь1. Организация конкурса «Краски парков и скверов Татарстана» 2. Организация цикла занятий на тему «Природа Татарстана», «Наш дом-Земля!», «Мусор земле не к лицу». 3. Цикл наблюдений за сезонными изменениями на территории ДОУ. 4. Цикл практических дел:- опытно-исследовательская деятельность «Волшебница-вода»1. ООД «Не загрязняй природу», «Дети чистой планеты». Художественное творчество: рисование «Не загрязняй природу». 2. Чтение художественной литературы Воронкова Л.Ф. «Как человек приручил растения», Дворецкая Т.Н. «Чудесное спасение», Фролова Н.Е. «Путешествие капельки».3. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность с детьми с записью в экологический дневник.1. Участие в совместном изготовлении альбомов «Краски скверов и парков Татарстана»
    2Ноябрь1. Проведение открытого семинара для воспитателей «Организация экологической деятельности в ДОУ» 2. Организация краткосрочного проекта «Не навреди природе».3. Детско-родительский конкурс поделок из природного и бросового материала «Зимняя сказка».1. Разучивание стихов по теме проекта. 2. Цикл бесед на тему «Правила поведения на природе». 3. Опытно-исследовательская деятельность «Удивительные свойства воздуха».4. Сюжетно-ролевые игры «Мы-спасатели».1. Консультация для родителей «Прогулки на природу-основа здоровья ребенка», «Как научить ребенка беречь природу» 2. Участие в конкурсе поделок «Зимняя сказка»
    3Декабрь1. Организация конкурса зимнего оформления участков совместно с родителями воспитанников. 2. Организация конкурса кормушек «Покормите птиц зимой»3. Организация конкурса «Елочка – живи!»1. Работа в экологическом уголке. 2. ООД на темы « книга природы», «Охраняемые животные и растения Татарстана» «Заповедники Татарстана» 3. Беседы «Сбережем нашу планету для будущего» 4. «Сюжетно-ролевые игры «Ветеринар», «Лесничий». 5. Наблюдение за птицами зимой.6. Театрализованные игры (игры-имитации) «Изобрази животное из Красной книги»Привлечение родителей к изготовлению кормушек и елочек для птиц из различного и бросового материала.
    4Январь1.Изготовление памяток-листовок «Покормите птиц зимой» для родителей.1. Совместная продуктивная деятельность. Рисование «Деревья в инее». Лепка «Лебедь» 2. Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Мир вокруг нас», «Чудеса в лесу» 3. Игры «На лесной опушке, собрались зверушки»4. Чтение художественной литературы «Приключение сосульки», «Маленький принц»Участие родителей в распространение памяток-листовок «Покормите птиц зимой»
    5Февраль1. Организация конкурса авторских экологических сказок с иллюстрациями, создание красочного альбома. 2. Организация творческого семейного конкурса «Моя дорога в детский сад»1. Чтение литературы художественного и познавательного характера Е.Серова «Зеленая страна», М.Скребцова «Сказки матушки Земли», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» 2. ООД «Растения и животные моей республики», «Правила поведения на природе » 2. Беседы «Чем богата Земля», «Посадим дерево» 3. Сюжетно-ролевая игра «Лесное путешествие»4. Игра со строительным материалом «Зоопарк для редких животных»Привлечение родителей к созданию авторской экологической сказки совместно с детьми
    6Март1 .Организация конкурса «Фоторамка своими руками». 2. Организация цикла занятий и опытно-экспериментальной деятельности на тему «Растения- факторы жизни»1. Цикл бесед: «Человек и действия человека на природу» (положительные и отрицательные. 2. Опытно-экспериментальная деятельность «Без воды и света нет жизни для растений» 3. Просмотр видеофильма «Неживая природа (воздух, почва, вода- как факторы, влияющие на функционирование живых организмов»4. Праздник-развлечение «В гостях у лесовичка»Привлечение родителей к конкурсу «Фоторамка своими руками» из бросового материала
    7Апрель1. Организация конкурса среди педагогов ДОУ на лучшую сюжетно-ролевую игру своими руками» 2. Организация акций «Чистая среда», «Трудовой десант». 3. Участие во всероссийском конкурсе для дошкольников «Прикоснись к природе сердцем».4. Организация экологического праздника «День Земли» с освещением в СМИ1. Беседа и наблюдение «Куда девается мусор?» 2. Трудовая деятельность «Спасем землю от мусора» 3. Творческая мастерская «Вторая жизнь отходам»- продуктивная деятельность. 4. Просмотр и обсуждение презентаций на тему загрязнения окружающей среды.5. Экспериментирование «Свалка и дождь»1.Участие в акции-субботнике по благоустройству территории ДОУ. 2.Участие родителей в сборе макулатуры.
    8Май1. Оформление стенда « Мы-маленькие защитники природы». 2. Проведение консультации для воспитателей «Человек и природа».1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе, учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. 2. Д/и «Определи дерево по листочку».3. Высаживание вместе с детьми семян цветов на групповом участкеУчастие в озеленении группового участка вместе с детьми.
    9ИюньТворческий отчет педколлектива ДОУ о проведенных мероприятиях, обобщение результатов членами экологического совета ДОУ.1. Продуктивная деятельность: Рисование рисунков с природохранными знаками. 2. Экспериментирование «Кораблекрушение», с целью наглядно показать как уровень вредных веществ может навредить обитателям воды.Участие в составление с детьми книжки-малышки «Правила друзей природы»
    3 этап – заключительный и диагностический
    1Июль1.Оформление стенда с фотографиями для родителей по результатам экологического проектаЗакрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Анализ достижения целей и результатов проекта. Диагностирование уровня экологических знаний по окончанию проекта.

     Проведение экологических акций стало хорошей традицией нашего детского сада. Хочется верить, что наши дети когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому. На всю жизнь сохранят любовь к миру природы.

    Проведенные мероприятия в 2016-2017 уч.году:

    • Детско-родительский конкурс «Поделки из бросового материала»;
    • Акция «Посади дерево», с участием педагогов, воспитанников и родителей;
    • Открытые ООД по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию.;
    • Представление проектов, дидактических игр по экологии;
    • Конкурс экологических сказок с иллюстрациями с участием воспитанников и родителей;
    • Конкурс «Краски скверов и парков Татарстана», создание красочных альбомов с участием воспитанников и родителей;
    • Конкурс «Фоторамка своими руками» из бросового материала, приуроченный к Международному дню 8 Марта;
    • Конкурс «Лучшая сюжетно-ролевая игра своими руками», с участием педагогов и родителей воспитанников;
    • Акция «Цветочная фантазия» по озеленению летних участков и территории детского сада с участием педагогов, воспитанников и родителей;
    • Организация контейнеров для раздельного сбора мусора: бумаги и бытовых отходов;
    • Праздник-развлечение «День Земли»;
    • Акция «Сдай макулатуру — спаси дерево» с участием педагогов, воспитанников, родителей и заинтересованной общественности с освещением в СМИ;
    • Праздник-развлечение «Праздник эколят — молодых защитников природы».

    Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

    В ходе реализации проекта «Мы-маленькие хранители природы» были достигнуты следующие результаты: — сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; — дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; — появился интерес к явлениям и объектам природы; — научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

    Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

    Литература.

    1. Москва 2005. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
    2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
    3. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
    4. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.  Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
    5. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
    6. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
    7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
    8. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
    9. Петрова Н.А. Живая душа природы. — Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
    10. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
    11. Н.А.Рыжова «Воздух — невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA. – PRESS 1998.
    12. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002
    13. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
    14. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
    15. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. — Волгоград: Учитель, 2011

    13.04.2017

    Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664678/

    Технология проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

    Категория: Методическая копилка Создано: 10.12.2015

    Воспитатель, Латышева А. Н.

    «А сколько исчезло с планеты зверья, растений…

     И это восполнить нельзя»

    М. Левитман

    Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

    Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы — научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

    Экологические проблемы стали приоритетными во всем мире, решение же их связано с воспитанием соответствующего мышления, формированием экологической культуры. Для этого должна устанавливаться система всеобщего и комплексного экологического образования — от дошкольного до послевузовского профессионального.

    Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

    Цель непрерывного экологического образования состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. 

    Выделение данной цели закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость эколого-патриотического воспитания детей.

    В системе современного образования экологическая составляющая должна стать основополагающей, поскольку именно она призвана формировать экзоцентрическое мировоззрение человека.

    Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды к самовосстановлению и самоочищению.

    Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

    Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

    1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
    2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
    3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе — гуманное, познавательное, эстетическое — теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. 

                                                                                     
    Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить, сберечь природу.

    Важно учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества.

    При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающему в природе, сочувствие к нуждам животных и растений.

    Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным,  подчас и невозможным.

    Поэтому сегодня задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку уже в дошкольном возрасте научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала  технология проектной деятельности.

    Задачи и структура экологического проекта

    В наше время экологические проблемы все решительнее внедряются в бытовое и общественное сознание.

    Однако экологических бед в отдельных регионах на планете не убывает, и не снижается актуальность формирования активного общественного экологического сознания, воспитанного на основе глубокого понимания важнейших проблем функционирования экосистем, природоохраны и природопользования, прикладных экологических проблем своего города, региона, страны, планеты.  Поэтому эколого-биологическая подготовленность самых широких масс, экологическая просвещенность и воспитанность населения должны формироваться ещё в период дошкольного детства.

             В настоящее время в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования рассматриваемая тема является актуальной. Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. 

             Кругозор  современных детей значительно шире, чем был у сверстников 15 – 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса дошкольников требует использования разных форм и приемов работы, методических разработок и внедрений различных образовательных технологий, в том числе характерных и для проектной деятельности в ДОУ. 

    Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,  есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

             Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы дошкольников в области экологии.

             Экологические проекты классифицируются:

    • по составу участников:
    • целевой установке;
    • тематике;
    • срокам реализации.

    В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов:

    1. Исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна.
    2. Ролево – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы).
    3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала).
    4. Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»). Значимы и другие виды экологических проектов, в том числе:
    • Комплексные: «Здравствуй, Осень!», «Падают листья», «Лето ходит по дорожкам»;
    • Межгрупповые: «Подкормите птиц зимой», «Птицы сибирского региона», «Рыбы реки Ушайки», «Вода – источник жизни»;
    • Творческие: «Мир природы», «Рябины России», «Кедры на память», «Коричневый цвет в природе», «Вторая жизнь упаковки»;
    • Групповые: «Правила поведения в природе», «Берегите природу», «Мы за чистый город», «Мы – за чистую Планету», «Здоровье планеты в наших руках»;
    • Индивидуальные: «Домашнее животное», «Комнатные растения», «Такой разный песок», «Такая разная кора»;
    • Исследовательские: «Мир воды», «Кора лечит», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    По продолжительности экологические проекты бывают краткосрочными (одно или несколько НОД), средней продолжительности и долгосрочными (например, проект «Аквагалерея» (использование аквариумов) рассчитан на весь учебный год и более).

    Основной целью экологического проекта в дошкольном учреждении

    является создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.

    Задачи экологического проекта:

    • Совершенствование системы экологических знаний и представлений;
    • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
    • Участие в посильной для детей деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
    • Воспитание гуманного отношения к природе.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    1. В младшем дошкольном возрасте:

    — активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    — формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

         II.     В старшем дошкольном возрасте:

                — формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

                —        развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

                 —        формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;

                 —           развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

             Структура экологического проекта

    1. Титульный лист
    2. Аннотация проекта (краткое описание)
    3. Методический паспорт экологического проекта (характеристика проекта с точки зрения определения возможностей использования его результатов другими педагогами-инноваторами):

    а) Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

    б) Цели и задачи экологического проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

    в) Основное содержание экологического проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).

    г) Ресурсное обеспечение экологического проекта (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические,финансовые). 

    д) Анализ возможных рисков и способы их преодоления.
    е)  Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

    ж) План реализации экологического проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

    з) Ожидаемые результаты и критерии оценки результата (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты, т.е.

    Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач — количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности.

    Возможные последействия реализации проекта). 

    и) Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта. 

    к) Литература.
    л) Приложения к экологическому проекту:
    • учебно-тематические планы;
    •научную и художественную литературу;
    • примерную программу;

    • консультации.

    Технология работы по экологическому проекту

    Примерный план работы воспитателя

    по подготовке экологического проекта

    1. Поставить цель экологического проекта на основе изучения проблем детей.
    2. Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
    3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов экологического проекта.
    4. Составить план-схему экологического проекта.
    5. Сбор, накопление материала.
    6. Включить в план-схему проекта НОД, игры и другие виды детской деятельности.
    7. Презентация проекта.

    Основные этапы экологического проекта:

    1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу, решение которой рассчитано на определенный отрезок времени.
    2. Разработка экологического проекта – план деятельности по достижению цели:
    • К кому обратиться за помощью (к родителям, педагогу);
    • В каких источниках можно найти информацию;
    • Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • С какими предметами научиться работать для достижения цели.

    Апробация экологического проекта направлена на выработку промежуточных целей и программы практической реализации проекта. Апробация проекта завершается написанием текста программы (обозначение основных направлений реализации проекта с учетом опыта апробации) и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь.

    1. Выполнение экологического проекта – практическая реализация проекта.

    Производится реализация плана и программы намеченных мероприятий. На данном этапе обычно проводится мониторинг, дающий информацию о процессах изменения, происходящих в исследуемом объекте (образовательном учреждении, группе, НОД).

    Подведение итогов – определение задач для новых экологических проектов.

    Подведение итогов после завершения проекта (если проект завершен). Для подведения итогов обычно берутся те же параметры, которые использовались при изучении допроектной ситуации.

    Сравнение результатов по данным параметрам дает информацию об эффективности проекта.

    По итогам проекта пишется отчет с подробным анализом происшедших изменений с выявлением позитивных и негативных тенденций развития. (см. Приложение № 1)

    1. Защита проекта (ребенком или группой детей / педагогом) .

    При защите проекта оцениваются:

    — способность анализировать актуальную ситуацию, выявлять проблемы и возможные пути для их преодоления, потенциальные ресурсы;

     — способность конкретизировать абстрактную идею на конкретном материале и представить ее в организационно-деятельной форме;

    — знания ребенка/детей по изученному материалу // или педагога — в области новых педагогических или управленческих технологий;

     — оформление проекта, соответствие стандартам, требованиям, структурирование текста, качество выполнения схем, таблиц, рисунков, полнота библиографии.

    Экологический проект актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

             Экологический проект используется в работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

             В ходе экологической проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок становится более интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

             Особая педагогическая значимость экологического проекта в том, что:

    — являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

    — это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

    — проектирование позволяет решать задачи экологического воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

    Список литературы

    1. Апполонова Н.И. «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!»: [проектная работа с дошкольниками]/ Н.И.Апполонова, Г.Ф.Балата­нова//Ребенок в детском саду. –2009.– № 3.–С.63–66.
    2. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния эколо­гического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образователь­ным учреждением. –2002. – № 5. – C.82–86. – (Методическая работа).
    3. Веракса Н. Е., проектная деятельность дошкольников. М., 2008.
    4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования. М., 2008.
    5. Красная книга Томской области/ Ответственный редактор — А. С. Ревушкин. — Томск: Издательство Томского Университета, 2002. — 402 с.
    6. Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст /.В.Масютина, Е.В. Горбунцова //Ребенок в детском саду.–2006.– № 5.–С.49–50.
    7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работником ДОУ/ сост. Л. С. Киселева [и др.]. — М.: АРКТИ, 2010.
    8. Рыжова Н. А. Деревья: от акации до ясеня Сфера 2011
    9. Рыжова Н. А. «Напиши письмо сове» М., Сфера 2010
    10.  Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2003
    11. Рыжова Н. А.  Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом Карапуз, 2001
    12.  Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА – ТЦ Сфера, 2005
    13. Строкова О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Строкова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.:Буки-Веди,2014. — С. 193-195.
    14.  Экологические проекты/ сост. О. И. Кобзарь, Т. В. Хохалкина, Томск, 2008.

    Приложение № 1

    Этапы работы над экологическим проектом

    Этапы проектаДеятельность педагогаДеятельность детей
    1-й этап (целеполагание)
    1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу (приблизительно)
    4. Вхождение в проблему.
    5. Вживание в игровую ситуацию.
    6. Принятие задачи.
    7. Дополнение задачи проекта
    2-й этап (разработка проекта)
    1. Помогает в решении задачи.
    2. Помогает спланировать деятельность.
    3. Организует деятельность
    4. Объединение детей в рабочие группы.
    5. Распределение ролей внутри групп.
    3 – й этап (выполнение проекта)
    1. Практическая помощь (по необходимости)
    2. Направляет и контролирует осуществление проекта
    3. Формирование специфических знаний, умений, навыков
    4 – й этап (подведение итогов)
    1. Подготовка к презентации.
    2. Презентация
    3. Продукт деятельности готовят к презентации.
    4. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

    Источник: https://xn--82-jlc4bza.xn--p1ai/mkopilka/482-tekhnologiya-proektnoj-deyatelnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-doshkolnikov.html

    «Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

    В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность (проектная технология). В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования.

    Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды.

    Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

    Напряженная экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды Решение данной задачи, по моему мнению, заключается в активном внедрении метода проекта в практику работы нашего дошкольного учреждения.

    Использование метода проекта, как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет:

    — значительно повысить самостоятельную активность детей,

    — развить творческое мышление,

    — развить умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

    А также делает образовательную систему ДОУ более открытой для активного участия родителей.

    По внедрению проектной деятельности в образовательно-воспитательный процесс мною составлен план, согласно которому я:

    — изучила и использовала следующую литературу:

    1.Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург. 2000.

    В книге представлена программа экологического воспитания дошкольников, в основу которой положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.

    программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.

    2.Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград, 200 г Данное пособие содержит разработки праздников, викторин, игр, познавательных занятий для дошкольников, направленных на формирование уважительного и бережного отношения к природе.

    3.Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, 2008. В пособии представлена авторская программа работы с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.

    4..Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

    В книге описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности.

    Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.

    Книга предназначена в первую очередь педагогам дошкольных учреждений, а также всем тем, кто интересуется возможностями активизации развития детей.

    5. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. М:2013Преимуществом игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает необходимые для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности. Роль взрослого при этом не утрачивает своей дидактической миссии.

    — провела диагностику уровня экологических знаний и навыков воспитанников

    — разработала ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно проектно-исследовательской деятельности.

    .

    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.

    Преимущества:

    1.Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

    2.Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада.

    Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

    Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

    Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством проектного метода в разных видах совместной деятельности, является эффективным фактором развития познавательной активности у дошкольников в условиях современного образования.

    Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, педагог осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    -развитие познавательных способностей;

    -развитие творческого мышления;

    -развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Проектный метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:

    — занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

    — дети получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно и с помощью родителей добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

    — в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса; педагог вместо контролёра становится равноправным партнёром и консультантом.

    Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой.

    Но как показали опросы, они неплохо знают растения и животных, объекты неживой природы.

    Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям, и на данный момент одним из приоритетных направлений в работе детского сада является формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края.

    Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны — не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки — почти великан, поэтому может нанести им вред.

    Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.

    Основы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, где культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Задача педагога и родителей подвести детей к пониманию того, что все мы, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

    В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны. Работа по экологическому воспитанию в нашей группе ведется систематически.

    Она отражается в планах воспитательно-образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, прогулки, наблюдения, иногда экскурсии, чтения сказок, рассказов, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, труд в природе.

    Чтобы дать ещё больше знаний детям и наполнить их головы интересным содержанием проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, со светом, с тенью, с магнитом, камнями. Мною используются все методы ознакомления детей с природой: наглядные, словесные, практические Одним из важных условий реализации системы экологического образования является и правильная организация развивающей среды, которая способствует:

    — познавательному и эколого-эстетическому развитию ребенка;

    -формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения;

    — экологизации различных видов детской деятельности.

    Таким образом можно отметить, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ, как метод проектов, актуальна, значима и необходима.

    Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника.

    Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

    Кроме того, развивались общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагало формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д.

    Ребёнок при реализации проекта приобрёл навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

    Проектная деятельность повлияла и на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники стали интересны друг другу В ходе проектной деятельности изменились и детско-родительские отношения.

    Ребёнок оказался интересен родителям, поскольку он начал выдвигать различные идеи, открыв новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполнилась богатым содержанием.

    В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Использование метода проектов в работе с дошкольниками поспособствовало повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребёнок ощутил себя значимым в группе сверстников, увидел свой вклад в общее дело, радовался своим успехам. Метод проектов поспособствовал развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

    Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии, как метод проектов, поспособствовало развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

    Источник: https://multiurok.ru/blog/riealizatsiia-mietoda-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-ekologhichieskom-vospitanii-doshkol-nikov.html

    Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

    Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

    Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

    Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    Участие ребёнка — дошкольника в проектной деятельности может стать первой ступенью в его дальнейшем развитии и образовании: от наблюдения за деятельностью взрослого и эпизодического участия в ней – к партнёрству и сотрудничеству в экологически значимой деятельности, которая так необходима для сохранения природы.

    Почему именно экологические проекты? Дети дошкольного и младшего школьного возраста познают мир эмоциями. Поэтому для них первично — отношение к информации, а сама информация — вторична.

    Экологический проект как раз и помогает ребёнку — дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам, чувство удивления и восторга, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности.

    Экологические проекты развивают мотивационную сферу и творчество, произвольность и начала самопознания – осмысления своих собственных действий и поступков.

    Они отражают природные и общественные явления «здесь и сейчас», положительные стороны нашего быта, что благотворно влияет на поведение ребёнка не только в игре, но и в окружающем его мире, активизирует его чувства и отношения. При выборе тем следует учитывать стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника».

    Такая позиция способствует становлению его природоохранной деятельности. Например, можно организовать проведение проектов: «Спасатели природы», «Добрые волшебники», «Лекари-Аптекари», «Разведчики прекрасного и удивительного». Дети участвуют в новых интересных видах деятельности: в различных акциях, трудовых десантах, экологических практикумах, опытах и экспериментах. В рамках экологических проектов можно решить широкий круг задач всех образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Так как основной вид деятельности дошкольника – игра, экологические проекты для них носят игровой характер. По своей структуре они схожи с сюжетно-ролевыми играми и дают возможность расширить тематику этих игр.

    Структура проекта состоит из 4 этапов, на каждом из которых проводятся определённые мероприятия.

    Перед началом проекта проводится большая подготовительная работа с целью уточнения интересов и объёма знаний детей для того, чтобы спланировать детскую деятельность с учётом психофизиологических возможностей каждого ребёнка: беседы по выбранной теме, чтение литературы, просмотр фильмов, передач, рассматривание альбомов, журналов, плакатов, создание игровых обучающих ситуаций «А что будет, если…?» На первом этапе выбирается тема проекта и ставится цель. Возрастные особенности дошкольника не позволяют ставить перед ним отдалённые задачи и требовать от него охватить одновременно несколько направлений деятельности. Поэтому целесообразно разрабатывать в основном краткосрочные проекты, рассчитанные на неделю и месяц, но в подготовительных группах можно использовать долгосрочные проекты, рассчитанные на год. На втором этапе идёт пошаговая разработка проекта: определяем, что необходимо для игры, изготавливаем оборудование, распределяем роли и обязанности. Третий этап – выполнение проекта — самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательные взаимосвязанные мероприятия, которые воспитатель для себя планирует до конца проекта. Именно от экологической образованности педагога, от его эмоционального настроя зависит успешное выполнение поставленной цели. Каждый раз он должен заинтересовать ребёнка каким-то важным сообщением, новым видом деятельности, новой ролью. Завершающий этап – подведение итогов предполагает организацию и проведение праздников, выставок, акций, в которых принимают участие полюбившиеся детям герои.

    Метод экологического проекта даёт педагогам большую возможность:

    — для выявления «зоны ближайшего развития» ребёнка и соответственно планировать дальнейшую работу с ним

    -развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования несложных схем, карт, моделей, алгоритмов

    -прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни

    -развивать артистизм и яркость речи в постановке спектаклей в экологическом театре

    — развивать детей физически во время интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья

    — совершенствовать художественно-эстетический вкус при изготовлении поделок из природного материала, во время рисования на природе

    — развивать музыкальные и танцевальные способности

    Данная методика позволяет широко использовать такое качество ребёнка как «анимизм». Дошкольник воспринимает природные объекты «на равных» — животные, растения могут думать, чувствовать, общаться.

    Такое восприятие воспитатели используют в игровых проектах при составлении писем в жалобную книгу, листовок, телеграмм от имени природных объектов к человеку.

    Способность ребёнка легко входить в образ используют в рамках проектов музыкальные руководители, хореограф, педагог-психолог в музыкальных постановках, в играх- драматизациях, инсценировках, в играх-перевоплощениях, в пластических и психологических этюдах.

    В содержание экологического образования в рамках проектов входит широкий спектр познаний в разных областях.

    В области биоэкологии дети знакомятся с особенностями живых организмов, узнают об их связях с особенностями среды обитания, сравнивают их разнообразие.

    Постигая знания из социальной экологии, дети узнают об экономике 12 природных ресурсов, о зависимости своего здоровья от окружающей среды, об экологической безопасности, о том, как улучшить состояние окружающей среды.

    Прикладная экология знакомит детей с правилами поведения в природе; для чего нужны заповедники, Красная книга; учит принимать участие в посильных природоохранных акциях.

    Психологи установили, что при переходе к школьному обучению дети предпочитают предметы «интеллектуального» цикла.

    Элементарная проектная деятельность привлекает детей старшего дошкольного возраста, как раз новизной видов деятельности, в процессе которой они учатся рассуждать, принимать решения, воспитывать в себе личностные качества: трудолюбие и добросовестность, сотрудничество и сопереживание, умение контролировать свои знание и умение, оценивать собственные достижения.

    В рамках современного видения экологический проект — прекрасный помощник в предшкольной подготовке дошкольника, так как выступает в качестве средства формирования новообразований личности ребёнка: рефлексии, произвольности, внутреннего плана действий, что является одним из главных условий в сопровождении ребёнка по образовательному маршруту в период пребывания его в детском саду. В экологических проектах развиваются и стабилизируются все компоненты готовности ребёнка к обучению в школе:

    -личная готовность формируется при тесном общении с природой, которое обеспечивает устойчивый эмоциональный фон для развития мотивационной сферы, адекватной оценки окружающего мира и своего «Я» в этом мире

    -ребёнок приобретает богатый багаж знаний не только о самих объектах природы, но и научается планировать свою деятельность: ставить перед собой определённую цель и добиваться её, выполняя целый ряд последовательных действий

    -действенное общение с природой, а не простое созерцание красоты, формирует у детей самые высокие качества и чувства: заботу и милосердие, уважительное отношение, способность быть коммуникабельным в обществе сверстников, потребность в общении с детьми и взрослыми, подчиняться общим интересам группы.

    Метод экологического проекта открывает перед педагогом большие возможности для становления нравственных начал ребёнка-дошкольника посредством более глубокого ознакомления с природным окружением, бытом, культурой и искусством людей своей малой Родины в адекватных видах детской деятельности. В совместной деятельности педагога и ребёнка успешно решаются в комплексе задачи нравственно — личностного развития дошкольника: трудолюбие, гуманное отношение ко всему живому — доброжелательность, отзывчивость, заботливость; любовь к Родине, уважение к людям-труженикам.

    Многогранность видов деятельности с детьми в рамках экологического проекта, их взаимосвязанность и системность проведения, а также широкий спектр задач, решаемых в процессе этой деятельности, даёт право говорить о методе проекта, как о педагогической здоровьесберегающей технологии, с помощью которой возможно реально повысить экологическую воспитанность дошкольника, сформировать у него начала экологической культуры и стремления к здоровому образу жизни.

    Источник: https://infourok.ru/tehnologiya-proektnoj-deyatelnosti-kak-effektivnaya-forma-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-4039182.html

    Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

    Евгения Дрозд
    Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

    Проектом является любая деятельность,

    выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых общим интересом.

    У. Х. Кильпатрик.

    В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры.

    Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры.

    Воспитателями ДОУ реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр.

    Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников.

    Зарождение метода проектов произошло во второй половине 19 века на базе концепции «прагматической педагогики» американским педагогом Джоном Дьюи. Учёный выделил два наиболее важных условия для достижения эффективности метода проектов:

    1. образования должно строиться «вокруг человека», поэтому темы проектов должны основываться на интересах детей (к жизни общества, к природе и т. д.).

    2. Необходимость взаимодействия детей и окружающей среды, так как оно является источником возникновения идей проектов.

    Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности. Метод проектов используется для решения определённых задач в процессе исследования.

    По длительности проекты могут быть краткосрочными (1-2 недели — месяц, средней продолжительности (2-4 месяца) и долгосрочными (учебный год).

    Длительность проектов зависит от масштаба решаемых задач, от возраста и возможностей детей, а так же от содержания образовательных программ ДОУ.

    Участники экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

    Совместная проектная деятельность помогает родителям воспитанников, вовлеченных в неё, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании детей, а также даёт возможность общения с детьми как с равноправными партнёрами.

    Однако, для успешной проектной деятельности требуется серьёзная подготовка к организации проектирования, а также методическое, дидактическое и материальное обеспечение.

    Как правило, проект, проводящийся в ДОУ, включает в себя следующие этапы:

    -подготовительный (В этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)

    -исследовательский (Этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)

    — обобщающий (В этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).

    При оформлении проведённых проектов, педагоги, как правило, используют следующую примерную структуру проекта в ДОУ:

    1. Постановка задач, которые мы хотим решить в результате проектной деятельности. Обоснование значимости и актуальности поставленной задачи, необходимости нестандартного поиска её решения.

    2. Раскрытие замысла, описание того, каким путём мы собираемся решить поставленную задачу.

    3. Поиск нового пути решения поставленной задачи.

    4. Реализация проекта (подробное описание исследовательского этапа).

    5. Рефлексия (сравнение целей, которых изначально пытались достичь и полученных результатов).

    В детских садах, как правило, проводятся следующие виды экологических проектов: экологическая акция, экологическая тропа, экологический тренинг, экологические диспуты, часы экологического чтения, экологический букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая почта и т. д.

    Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, имеющее протяженность во времени. Экологическая акция проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

    Экологическая тропа – вид экологического проекта позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, наличии животных и растений. Маршрут тропы должен быть определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений.

    Экологический тренинг – создание модели взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм, способствует формированию экологически грамотной деятельности в природе, развитию мотивации экологического поведения.

    Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.

    Час экологического чтения – вид экологического проекта, позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

    Экологический букварь помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы. Экологический букварь может содержать загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

    Выставки поделок из природного материала позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

    Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.

    При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме.

    Для этого естественно – научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры (игры — путешествия, сюжетно-ролевой игры и т. д., обучающих ситуаций, с привлечением любимых литературных персонажей.

    Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала.

    Работа в рамках проекта должна проводиться регулярно. При этом важной задачей педагога является поддержание интереса детей к исследуемой проблеме, их любознательности.

    Работа над проектом может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.

    Не стоит забывать и о том, что начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе.

    Например создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.

    Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников.

    И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образования и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.

    Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-v-yekologicheskom-vospitani-doshkolnikov.html

    Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

    Строкова О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 193-195. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6564/ (дата обращения: 04.02.2020).

    В настоящее время, когда жизнедеятельность человека все больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулось человечество. Одна из них — взаимоотношения человека и природы.

    На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду.

    Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.

    Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования.

    Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создает возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству.

    На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы.

    Исследования Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Н. П. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, И. В. Цветкова и др.

    свидетельствуют о том, в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры — осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы.

    Поэтому в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому воспитанию детей.

    Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений.

    Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

    В процессе реализации данной цели, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали технологию проектной деятельности.

    Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования данной технологии, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

    Проектная деятельность включает в себя выполнение определенных этапов работы. Одним, из которых является выполнение творческих заданий, способствующих актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

    Кроме того, проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.

    К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие. В своей работе основной акцент мы делали на информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.

    В ходе проектной деятельности в рамках экологического воспитания детей старшего возраста мы придерживались следующей структуры исследовательской деятельности: предмет информационного поиска, аналитическая работа над собранными фактами, корректировка первоначального направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы, оформление результатов, использование полученных результатов в практической деятельности.

    В рамках нашей работы были реализованы такие проекты экологической направленности «Защитники природы» и «Жалобная книга природы».

    В них дошкольники рассуждали о правилах поведения в лесу, парке, о том, как можно показать и объяснить детям из младших групп о необходимости охраны природы. Ребята предлагали различные варианты: изготовление плакатов, знаков, схем, алгоритмов.

    Нами также была организована работа «Зеленого патруля», в котором дети следили за соблюдением правил поведения в природе и объясняли их детям из других групп.

    В рамках проектной деятельности мы проводили систематические наблюдения за природой, что вносило эмоциональный оттенок в работу детей. Данный вид работы требует постоянного, непосредственного «живого» общения с животным и растительным миром.

    Одним из условий обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Кроме того, такая деятельность формирует у детей бережное отношение к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

    Реализации данного условия способствовали такие проекты, как «Растения-фитотерапевты. Какие они?», «Цветочное наслаждение», «Лаборатория неживой природы».

    Самым запоминающимся стал для детей проект «Метеоплощадка «Юный гидрометеоролог», в котором дети учились предсказывать погоду по приборам. Для таких занятий нами была оборудована метеоплощадка. Ребята научились пользоваться компасом, узнали, какими приборами можно измерить скорость ветра, температуру воздуха и почвы.

    В работе над каждым проектом дети под руководством воспитателей учились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках, как в детском саду, так и в домашних условиях. Эту информацию дети использовали для изготовления игр, пособий, плакатов, журналов, красочных альбомов.

    К участию в проектах мы привлекли родителей, с помощью которых оформляли газеты, альбомы, они участвуют в проведении совместных праздников, походов. Дети совместно с родителями развешивали кормушки для птиц, высаживали рассаду на клумбы и цветники, сажали деревья.

    Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе по экологическому воспитанию детей были решены такие задачи как воспитание эстетических и патриотических чувств через общение с природой; формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру; установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе; развитие творчества, мышления, воображения, внимания.

    Литература:

    1.                            Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

    2.                            Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. — Волгоград: Учитель, 2011.

    3.                            Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работником ДОУ/ сост. Л. С. Киселева [и др.]. — М.: АРКТИ, 2010.

    4.                            Малафеева, Л. А. Экология детства на планете «Семья»: метод. пособие / Л. А. Малафеева [и др.] — Ульяновск, 2011.

    Основные термины(генерируются автоматически): проектная деятельность, экологическая культура, экологическое воспитание, ребенок, природа, неживая природа, исследовательская деятельность, информационный поиск, дошкольное детство, осознанно-правильное отношение.

    Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6564/

    Scicenter1
    Добавить комментарий