ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯСущность понятия окружающей среды.Природный

Понятие окружающей природной среды. Общая характеристика

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:  ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯСущность понятия окружающей среды.Природный

Принципы и система экологического права.

Метод нормы экологического права.

Понятие и предмет экологического права.

Понятие окружающей природной среды. Общая характеристика.

При изучении курса «экологическое право» важен вопрос об употребляемых понятиях, которые имеют особый юридический смысл. Эти понятия определяют содержание правовых норм.

Анализ понятий важен и потому, что дают возможность общаться на одном языке, адекватно понимать друг друга.

Говоря об обеспечении экологической безопасности, имеем ли мы в виду охрану природы, или экологопользование, или это то же самое что и природопользование.

Одной из новаций формируемого российского законодательства является то, что, как правило, в тексте закона даются используемые в нем определения основных понятий. Однако не во всех законах об охране окружающей природной среды, а также не все понятие определены законодателем.

К основополагающим в рассматриваемой сфере относятся понятия: природа; природные объекты; окружающая среда; окружающая природная среда; охрана природы; охрана окружающей среды; экология; экологическая безопасность; обеспечение экологической безопасности и др.

Однако, не смотря на существенный массив понятий в сфере охраны природы, вопрос об употребляемых понятиях и их содержании имеет особое юридическое значение. Хотя в практике эти понятия широко употребляются в иных контекстах.

Так, говорят: «хорошая экология», «улучшать экологию», «государственное управления экологией или «экологопользование», «Государственный комитет экологии и природных ресурсов» либо засекретить сведения о состоянии экологии и т. д.

Рассматривая данные понятия необходимо проанализировать некоторые из них.

Термин «экология» (от греческого oikos – жилище, место пребывания, родина, дом –и logos – понятие, учение, наука) было введено в научный оборот немецким ученым зоологом Э.

Геккелем в 1869 году в работе «Всеобщая морфология организмов» для обозначения учения о взаимоотношении организмов друг с другом и средой обитания.

Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции.

Наибольшее развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде получил в биологической науке, особенно в последарвинский период (вторая половина XIX века и последующее время).

Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные обоснования, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества. Соответственно, употребляя в науке или учебной дисциплине понятие «экология», мы имеем в виду лишь область знаний.

Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Природа – вечная, объективно существующая категория. Однако как объект регулирования, использования и охраны «природа» в современном экологическом законодательстве употребляется редко. Одним из немногих законов, содержащих требования относительно природы, является Конституция РФ (ст. 58), в которой возлагается на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду.

В естественно – научном смысле природа – это совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющихся продуктом трудовой деятельности человека.

В юридическом смысле, кроме этого включаются также некоторые естественные объекты созданные трудом человека, которые неотделимы от естественных условий и экологически взаимосвязаны.

Например (искусственно на саженый лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоемы рыба, дикие животные, выращенные и выпущенные на волю и т. д.), то есть созданные трудом человека.

Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии – это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос. Но как объект отношений, регулируемых экологическим правом, понятие «природы» в основном ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

Природа состоит из отдельных объектов – земли (почва), недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, ближнего космоса.

Однако в законодательстве об окружающей среде «природа» почти не употребляется, отношения по поводу использования и охраны природы фактически регулируется посредством регулирования использования и охраны ее отдельных объектов или ресурсов.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Окружающая природная среда – совокупность естественных систем, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воду, земли, недра, флору и фауну, а также климат в их взаимосвязи и взаимодействии.

Благоприятная природная среда — такое состояние природных объектов, формирующих созданную человеком окружающую среду, а также качество жизни и условий, которое соответствует законодательно установленным стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Актуальность правового регулирования отношений в области взаимодействия общества и природы вызвана тем, что человек все в большем объеме влияет на окружающую природную среду, причем его влияние очень часто носит негативный характер.

Охрана окружающей природной среды — деятельность по сохранению и восстановлению (если оно нарушено) благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению ее деградации в процессе общественного развития, поддержанию экологического равновесия.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растительного и животного мира во имя настоящего и будущих поколений.

Обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, эколого-экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства со стороны природных объектов, загрязненных в результате длительной техногенной деятельности, аварий и катастроф природного и техногенного характера.

Природопользование, охрана окружающей природной среды обеспечение экологической — безопасности рассматриваются как формы взаимодействия общества и природы в условиях глобального экологического кризиса.

Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: неспособность общества организовать природопользование, исключающее негативное антропогенное воздействие на окружающую среду, приводит к возникновению проблемы охраны, окружающей природной среды.

В свою очередь, неэффективность ее охраны приводит к проблеме обеспечения экологической безопасности, т.е. к необходимости организации защиты от воздействия природных объектов, загрязненных вследствие антропогенного воздействия.

Одной из функций права как инструмента управления обществом является экологическая функция — новая, ранее неизвестная правовая функция. Она осуществляется наряду с традиционными политическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями.

Ее цель состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях современного развития общества средствами правового регулирования и достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы. Особенности экологической функции права обусловлены спецификой предмета правового регулирования, т.е. сферы взаимодействия общества и природы как особой сферы общественных отношений. Экологическая функция по своей форме относится к системе права, а по содержанию — к системе экологии.

Подприродопользованием понимается человеческая деятельность, связанная с извлечением полезных свойств из природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных и культурных интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится придать ему рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_167970_ponyatie-okruzhayushchey-prirodnoy-sredi-obshchaya-harakteristika.html

Сущность понятия экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:  ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯСущность понятия окружающей среды.Природный

Елена Дергаева
Сущность понятия экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе

В самом общем виде по экологическим воспитанием в настоящее время понимается процесс формирования у человека сознательного отношения к окружающей природной среде, направленный на охрану и рациональное использование природных ресурсов, то есть формирование у человека экологической культуры.

Экологическая культура — это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Экологическая культура даёт понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды. Одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В. И. Вернадский.

Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т. е. взаимовыгодного единства.

Воспитание экологической культуры у человека есть формирование сознательного восприятия окружающей среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, понимания важности приумножения естественных ресурсов [3].

Многие учёные занимались исследованием проблемы формирования экологической культуры (Д. В. Владышевский, В. Р. Душенков, И. Д. Зверев, В. А. Игнатова, Б. Т. Лихачёв, А. В. Миронов, И. Т. Суравегина и др.).

В современной философской литературе, посвящённой исследованию экологических проблем, можно выделить следующие определения сущности экологической культуры: как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А. Ф.

Лиходиевский); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н. Г. Васильев); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев); как характера взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой (Э. С. Маркарян). По определению Б. Т.

Лихачёва, сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности» [6]. В. К.

Назаров рассматривает экологическую культуру как систему воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения, трансформируемые из поколения в поколение, и закреплённую в подсознании человека. И. В.

Цветковой принадлежит следующее определение: «Экологическая культура — процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов.

В то же время экологическая культура — это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой». И. Т.

Суравегина считает, что экологическая культура есть диалектическое единство знаний, положительного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде. Экологическая культура, по Г. В.

Васюковой, — часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики, на соблюдение экологических законов, норм, правил. В работах А. В. Миронова прослеживается проявление экологической культуры личности в поведении человека по отношению к природе. Понятие «экологическая культура» соединяет в себе знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей [7].

Процесс формирования экологической культуры В. А.

Зебзеева связывает с уровнем взаимодействия человека с окружающей средой и вводит понятие экологической депривации, под которой понимает ограничение удовлетворения потребностей ребёнка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом.

Ценность —понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов.

Экологические ценности — явления и объекты окружающего природного мира, значимые для общества в целом и личности в частности. «Любая культура, в том числе экологическая, содержит ряд моделей, которые способствуют удовлетворению потребностей и решению жизненных ситуаций.

Подобные модели сохраняются в преданиях, сказках, пословицах, играх и игрушках, в художественных произведениях. Они передаются устно и письменно как поучения для воспитанников.

Усваивая эти модели, ребёнок приобретает представления о правильном (одобряемом, экологически целесообразном поведении. Конечно, ребёнок принимает экологическую культуру лишь в определённой мере, а с другой стороны — он сам способствует её передаче и её последующему формированию» [8]. Экологической депривации способствуют: отсутствие удовлетворительных условий для экологического образования, недостаточность эмоциональных, чувственных контактов с природой, недостаток информации об окружающем мире.

Н. В. Бутенко под экологическим воспитанием дошкольника понимает процесс, направленный на синтез следующих элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения.

Данный автор выделяет такие компоненты экологической воспитанности, как когнитивный (формирование знаний, умений, навыков, эмоционально-мотивационный (формирование способности чувствовать и воспринимать природу, творческо-деятельностный (формирование осознанно-правильного отношения к природе и закрепление соответствующих поступков в практической деятельности) [2]. А. Ф. Лиходиевский в функциональной форме экологической культуры выделяет следующие подсистемы: природно-преобразующую систему, включающую в себя технико-технологические программы экологической деятельности; когнитивную, которая обеспечивает возможность получения объективных знаний о системе «общество — биосфера»; регулятивно-аксиологическую, сущность которой заключается в ориентации личности на социально-экологические ценности. И. А. Воробьёвой и Е. И. Ефимовой экологическая культура рассматривается как интегративное образование, включающее мотивационно-ценностный компонент (позитивное отношение к природе, содержательно-операционный компонент (владение системой экологических знаний и умений, эмоционально-волевой компонент (ответственное, волевое напряжение в решении экологических проблем). Т. А. Фёдорова определяет показатели культуры взаимодействия с природой: экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей окружающего мира.

С точки зрения И. И.

Петровой, экологическое воспитание обеспечивается специально созданным образовательным пространством как целостной пространственно-предметной, социальной, педагогической средой, где организована образовательно-воспитательная система, обеспечивающая присвоение детям совокупности специальных знаний, умений и навыков, формирующих экологическое сознание и мышление, экологическую потребность, развивающих эмоциональную сферу, природосообразное поведение и деятельность [9].

Таким образом, несмотря на разнообразие подходов к определению сущности процесса экологического воспитания, большинство исследователей включают в неё ряд совпадающих конструктов: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру; и судить о том, обладает ли личность экологи-ческой культурой и каков её уровень, можно по интеллектуальным, деятельностным и эмоциональным характеристикам.

Таким образом, понятие экологической культуры объединяет в себе знание базовых законом природы, понимание необходимости считаться данными законами и руководствоваться ими в процессе индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе производственного и личного природопользования, формирование чувства ответственного отношения к окружающей среде, природе, а также к здоровью человека. Таким образом, экологическая культура охватывает эстетические, этические, интеллектуальные, деятельностные, волевые аспекты жизни человека, практику его бытовой и профессиональной деятельности [5].

В начале 1970-х годов ХХ века начали осуществляться первые педагогические исследования, которые составили ядро теоретико-экспериментального обоснования методики и технологии экологического образования детей дошкольного возраста.

Это обстоятельство было связано с новыми идеями, которые были инициированы Академией педагогических наук. В частности, детскими психологами Д. Б. Элькониным, В. В.

Давыдовым и рядом других была провозглашена необходимость для:

1. Усложнение содержание процесса обучения – привнесение в него теоретических знаний, которые отражают закономерности в окружающей действительности.

2. Формирование системы знаний, усвоения которых могло бы обеспечить эффективное умственное развитие ребенка. Реализация данной идеи в сфере воспитания, которая должна обеспечивать хорошую подготовку детей в школе, занимались такие ученые, как Н. Н. Поддъяков, А. А. Венгер, а также А. В. Запорожец.

Таким образом, мы можем говорить о том, что феномен экологического образования – это процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением, тогда как экологическая культура – это асть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Важными условиями для формирования экологической культуры выступает интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в содержании образования.

С целью теоретического обоснования методики экологического воспитания ребенка, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе выступает значение позиций тех ученых, которые в качестве базовых идей экологического образования выделяют основные положения биоэкологи, которая является первоосновой экологического знания. Познание данных законов может быть начато уже в младшем дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В данном случае с целью конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня имеет значение базовые понятия биоэкологи, которое может использоваться в рамках эколого-педагогической деятельности с любой возрастной категорией детей младшего дошкольного возраста [10].

Экологическое воспитание детей, по мнению С. Н.

Николаева – это ознакомление детей с природой, в основании которой лежит экологический подход, тогда как педагогический процесс опирается на основополагающие понятие и идеи экологии. Обратимся к определению особенностей построения системы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [7].

По мнению Н. Ф. Рейменса, можно выделить пять позиций относительно феномена экологического воспитания.

С целью определения научной основы экологического воспитания базой выступает определение экологии как биологической науки, направленной на изучение взаимоотношений организма и среды обитания.

В рамках биоэкологи выделяют три раздела, в рамках которых рассматриваются следующие взаимосвязи:

1. Отдельного организма и среды обитания, то есть аутэкология.

2. Популяции различных видов животных и растений с занимаемым ими ареалом, то есть демэкология.

3. Сообществ организмов со средой совместного проживания, то есть синэкология.

Определяя сущность экологического воспитания, можно выделить основные характеристики этого процесса:

1) его ступенчатый характер;

2) постепенное развитие экологического сознания и чувств;

3) выработка отдельных навыков и привычек поведения в природе;

4) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

5) длительность и сложность;

6) активность;

7) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности и установления активной экологической позиции в жизни.

Психологические аспекты экологического воспитания включают в себя формирование соответствующих природосообразных потребностей, мотивов и установок личности, выработку нравственных и эстетических чувств, навыков и привычек, а также формирование значимых целей экологической деятельности [4].

Экологическое сознание — это не только знания и убеждения, но и экологически грамотное поведение, которое складывается из отдельных поступков (действий, умений, навыков, целей и мотивов человека. Это ещё раз доказывает, что формирование экологического сознания и поведения надо начинать с самого раннего детства в семье и в начальной школе.

Задача педагогов — не только дать детям новые, но и исправить, скорректировать уже полученные до школы знания и умения.

ФГОС ДО представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [11].

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Старший дошкольный возраст — важный этап в развитии экологи-ческой культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающейся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему.

Приоритетной целью экологического воспитания является формирование целостной картины мира и единство рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта взаимодействия с людьми, обществом и природой.

В процессе экологического воспитания открываются огромные возможности для широкой реализации межпредметных связей всех направлений воспитательного процесса (патриотического, эстетического, физического, творческого, краеведческого).

Универсальный характер учебных действий проявляется в надпредметных и мета-предметных связях, обеспечивает целостность культурного, личностного и познавательного развития, преемственность всех ступеней образования, лежит в основе организации любого вида деятельности.

Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний успешно реализуются задачи экологического образования и воспитания, формируется система национальных ценностей и идеалов: толерантности, патриотизма, гражданской идентичности.

В процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно условно выделить этапы.

В качестве основных критериев роста следует, на наш взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

— усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;

— наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их; потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему; проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

— проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения [1].

Названные показатели сформированности экологической культуры ребенка являются ориентиром для педагога при планировании и осуществлении экологического воспитания. Как нами отмечалось ранее, сущность экологической культуры Б. Т.

Лихачева сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности». Анализ ФГОС ДО позволил нам выявить экологическую компоненту в его содержании.

В документе отмечается, что «стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка.

Воспитывать экологическую культуру — сложная задача, но планомерная и систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дадут положительный результат [8].

Список использованной литературы

1. Бродовская З. В. и организация курсовой подготовки учителей начальных классов в процессе повышения квалификации по экологическому воспитанию школьников: дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 2004. — 233 с.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология — 3-е изд. — М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 144 с.

3. Гагарин, А. В. Экологическая психология и педагогика : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений / А. В Гагарин, А. В Иващенко, С. А. Степанов. — Москва: Издательство МНЭПУ, 2008. — 296 с.

4. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского. — Минск: Университетское. 1998. — 386 c.

5. Иванова, М. М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Иванова Маргарита Михайловна. — Череповец, 2003. — 229 с.

6. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Прометей, 1995 — 328 c.

7. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. — C. 82-89

8. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. — М.: ACADEMA, 2005. — 336 с.

9. Панов, В. И. Экологическая психология : опыт построения методологии / В. И. Панов. — Москва: Наука, 2004. — 197 с.

10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2011. – 432 с.

11. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 1. — М.: Просвещение, 2008. — 320 c.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/suschnost-ponjatija-yekologicheskogo-vospitanija-v-sovremenoi-psihologo-pedagogicheskoi-literature.html

Окружающая среда, понятие и сущность

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:  ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯСущность понятия окружающей среды.Природный

Понятие окружающей среды анализируется с естественно-научных, обществоведческих и правовых позиций. Смежными являются термины «природа», «природные ресурсы», «естественная среда», «окружающая природная среда», «среда обитания».

Различные авторы подчеркивали разные стороны понятия «окружающая среда», выделяя наиболее важные моменты, в частности: окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, т. е. созданных природой, но в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; это весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество.

Окружающая среда существует как целое, взятое в разных масштабах и в разных сочетаниях, а не только как совокупность отдельных элементов, природных ресурсов и природных объектов.

Подчеркивается, что окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и иных.

В законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии среда обитания понимается как «совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека», а в перечень этих факторов включены биологические, химические, физические, социальные и иные, оказывающие или могущие оказать воздействие на человека и на состояние здоровья будущих поколений.

Природные ресурсы

Данное понятие является одним из базовых для экологического, водного, земельного, горного и лесного права. Единого подхода, объединяющего естественно-научные, экологические, правовые (как научные, так и нормативные) аспекты, до настоящего времени не выработано.

Анализ структуры и содержания экологической и природно-ресурсных отраслей законодательства, регулируемых ими правоотношений бесспорно позволяет выделить: 1) землю, 2) недра, 3) леса, 4) животный мир, 5) воды, 6) атмосферный воздух, 7) континентальный шельф, 8) морскую среду, 9) растительный мир вне лесов, 10) особо охраняемые природные территории и объекты как совокупность природных ресурсов в определенных границах, обладающих специальным правовым статусом, характеризующихся экологической значимостью.

Все они, кроме особо охраняемых территорий, являются природными ресурсами, олицетворяющими физическое бытие какого-либо из элементов окружающей среды, рамки которого могут ограничиваться территориальными, естественно-географическими, правовыми и иными признаками, не характеризующимися индивидуально-определенными признаками. Следует отличать понятия «природный ресурс» и «природный объект», который выступает как индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Земля — природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека.

Как объект правовой охраны земля выступает в качестве природного объекта и природного ресурса, охватывает все виды земельных угодий независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

Но режим охраны отдельных категорий земель различен. В ЗК РФ подчеркивается, что объектами земельных отношений выступают не только земельные участки и их части как природный ресурс и природный объект.

Недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения человеком. Смежными понятиями являются запасы полезных ископаемых, полезные ископаемые, гидроминеральные ресурсы, минеральные ресурсы.

Воды — природный ресурс, понимаемый как воды, участвующие в круговороте в качестве химического соединения кислорода и водорода, существующие в жидком, твердом и газообразном состоянии, а также как вся вода, находящаяся в водных объектах (объектами правовой охраны являются поверхностные и подземные воды, источники питьевого водоснабжения).

Атмосферный воздух — компонент биосферы, элемент окружающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Морская среда — море (морские воды), минеральные и живые ресурсы (морские биоресурсы), неразрывно связанные со средой обитания. Для экологического права имеют значение правовой, статус и особенности морского пространства (внутренние моря, территориальное море, открытое море, исключительная экономическая зона и т. п.).

Континентальный шельф — природный ресурс, морское, океаническое мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

Животный мир — возобновляющийся природный ресурс, совокупность живых организмов, населяющих временно или постоянно территорию РФ, находящихся в состоянии естественной свободы (звери, птицы, водные биоресурсы, т. е. пресноводные и морские рыбы, водные животные, морские звери, беспозвоноч ные, насекомые и др.).

Леса (лес) — возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Растительный мир (вне лесов) — природный ресурс, важный компонент биосферы, тесно связанный с животным миром, климатом, почвой. Смежные понятия: растительность, растительное сообщество.

Источник: https://studbooks.net/1015517/ekologiya/okruzhayuschaya_sreda_ponyatie_suschnost

3 Ответ.Природная среда, определение, компоненты, связь с окружающей средой

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:  ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯСущность понятия окружающей среды.Природный

1ответ.Охранаокружающей среды, основные понятия иопределения

Окружающаясреда —это средаобитанияи деятельности человечества,весь окружающий человека мир, включая природную,и антропогенную среду. (Энциклопедия)

Окружающаясреда— совокупность природных условий,объектов живой и неживой природы,составляю-щих окружение живой системы(человека или животного) и постоянновзаимодействующих с ней.

«Окружающаясреда»— характеризует естественные природныеусловия и экологическое состояниеопределенной местности, природныеусловия на поверхности Земли, включаяживую и неживую природу, а также ихвзаимодействие с человеком и обществом.

Окружающаяприродная среда– это природные условия, которые окружаютживые организмы, способствуя илипрепятствуя их развитию. Среда обитанияпрямо или косвенно влияет на них, отнее они получают все необходимое дляподдержания жизни.

В окружающую средуорганизмы выделяют продукты обменавеществ, которые затем, в свою очередь,принимают участие в природных процессах.

Окружающая среда состоит из различныхэлементов живой и неживой природы, атакже тех, которые созданы человеком впроцессе его деятельности.

В области охраны окружающей среды используютсяследующие ключевыепонятия:

Природнаясреда— это совокупность компонентов природнойсреды, природных и природно-антропогенныхобъектов. Природная среда отличаетсяот других составляющих окружающей средысвойством самоподдержания и саморегуляциибез корректирующего вмешательствачеловека.

состояниеокружающей среды —совокупность биологических, химических,физических и иных показателей, описывающихсостояние компонентов природной среды,природных и природно-антропогенныхобъектов, изменяющееся под влияниемпроцессов и явлений, происходящих врезультате естественных причин ифакторов антропогенного воздействия;

качествоокружающей среды —характеристика ее состояния по степенисоответствия значений ее физических,химических, биологических и иныхпоказателей и (или) их совокупностипотребностям людей и других живыхорганизмов;

негативноевоздействие на окружающую среду— ухудшение ее качественных показателей и состояния в целом, обусловленоехозяйственной и иной деятельностьючеловека,

вредокружающей среде (экологическийвред)— негативные изменения ее состояния,выразившиеся в загрязнении природнойсреды, истощении природных ресурсов,разрушении естественных экосистем,нарушении обмена веществ и энергии,гармонического развития общества иприроды.

Охранаокружающей средыдолжна быть направлена на обеспечениеэкологической безопасности.

экологическаябезопасность окружающей среды— состояния защищенности природнойсреды и жизненно важных интересовчеловека от возможного негативноговоздействия хозяйственной и инойдеятельности, чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера,их последствий.

Пр и р о д н о — антропогенный объект — природный объект, измененный врезультате хозяйственной и инойдеятельности человека, или объект,созданный человеком, обладающийсвойствами природного объекта и имеющийрекреационное и защитное значение.Антропогенным называется объект,созданный человеком для удовлетворенияего потребностей и не обладающийсвойствами природных объектов.

2ответ.«Охранаокружающей среды, предмет, цель и задачидисциплины, связь с другими науками.

Конечнаяцель охраны окружающей среды — сохранениесбалансированного функционированияеё компонентов и обеспечениеблагоприятных условий для жизнинастоящего и последующих поколенийлюдей, развития народного хозяйства,науки и культуры всех народов Земли.

Охранаокружающей природной среды необходима,в первую очередь, для обеспечениябезопасности и удовлетворения потребностейчеловека и самой среды .

Поэтомуосновная задача человечества в области«охраны окружающей среды» сегодня— расширение знаний о природе, еёкомпонентах, их взаимодействии ивзаимовлиянии стремлении к пониманиюпроисходящих процессов и их взаимосвязи.Первостепенное значение приобретаетэкологическое образование и воспитаниевсех слоев населения.

Такимобразом, можно сформулировать следующиезадачиэкологии и Охраны окружающей среды:

  • исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на окружающую среду;

•оптимизациявзаимоотношений между человеком иокружающей природной средой;

  • создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов;

Природнаясредаэтосовокупность всей живой и неживойприроды. Природа в современноместествознании представляется динамичной,развивающейся через кризисные состояния.катастрофы и разветвления(точки бифуркации).

Современная картина жизни определяеткризисные состояния как необходимуюсоставляющую развития материи. Система«общество-природа»подостижении точки бифуркации перестраивается.

Бифуркация — это толчок к развитиюбиосферы по какому-то новому пути.

Компонентыприродной среды, влияющие на организмы,называют экологическимифакторами.Кним относят:

  • абиотические — компоненты неживой природы (литосфера, гидросфера, атмосфера, почва, климат):

  • биотические— особи и популяции в природных сообществах:

  • антропогенные—деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания организмов. Антропогенный фактор вызван популяционным взрывом и разрушает биосферу.

Недостатокили избыток того или иного экологическогофактора (экологического воздействия)ведет к невозможности существованияживых организмов. В таких случаях говорято лимитирующих экологических факторах.

Такимобразом,понятие «окружающая среда» шире,чем понятие «природная среда», оновключает и природную, и искусственную(техногенную) среду — совокупностьэлементов среды, созданных из природныхвеществ трудом и сознательной деятельностьючеловека и не имеющих аналогов вестественной природе (здания, сооруженияи т. п.).

4.Ответ.Природный компонент среды, его особенность и роль в сохранении устойчивости окружающей среды

Компонентыприродной среды, влияющие на организмы,называют экологическимифакторами.Кним относят:

  • абиотические — компоненты неживой природы (лито­сфера, гидросфера, атмосфера, почва, климат):

  • биотические— особи и популяции в природных сооб­ществах:

  • антропогенные—деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания организмов. Антропогенный фак­тор вызван популяционным взрывом и разрушает биосферу.

Недостатокили избыток того или иного экологическогофактора (экологического воздействия)ведет к невозможности существованияживых организмов. В таких случаях говорято лимитирующих экологических факторах.

Такимобразом,понятие «окружающая среда» шире,чем понятие «природная среда», оновключает и природную, и искусственную(техногенную) среду — совокупностьэлементов среды, созданных из природныхвеществ трудом и сознательной деятельностьючеловека и не имеющих аналогов вестественной природе (здания, сооруженияи т. п.).

Такимобразом, в определении окружающаясреда два составляющих компонента —Природныйи общественный

Природныйкомпонент среды-это совокупное пространство, непосредственноили опосредованно доступное человеку.Это, прежде всего, планета Земля с еемногообразными оболочками.

6 Ответ. Понятие « среда», её компоненты (по д. Ж. Марковичу) их свойства и особенности

Понятие«среда» является принципиальносоотносительным, так как отражаетсубъект-объектные отношения и потомуутрачивает содержание без определениятого, к какому субъекту оно относится.

Среда человека выступает сложнымобразованием, интегрирующим множестворазличных компонентов, что даетвозможность говорить о большом количествесред, по отношению к которым «средачеловека» выступает родовым понятием.

Разнообразие, множественность разнородныхсред, составляющих единую среду человека,определяют в конечном счете многообразиеее влияния на него.

Помнению Д. Ж. Марковича, понятие «средачеловека» в самом общем виде может бытьопределено как совокупность естественныхи искусственных условии, в которыхчеловек реализует себя как природноеи общественное существо. Среда человекасостоит из двух взаимосвязанных частей:природной и общественной (рис. 1).

Природныйкомпонент среды составляет совокупноепространство, непосредственно илиопосредованно доступное человеку. Это,прежде всего, планета Земля с еемногообразными оболочками.

Общественнуючасть среды человека составляют обществои общественные отношения, благодарякоторым человек реализует себя какобщественное деятельное существо.

Вкачестве элементов природной среды (вузком ее понимании) Д.Ж. Марковичрассматривает атмосферу, гидросферу,литосферу, растения, животных имикроорганизмы.

Растения,животные и микроорганизмы составляютживую природную среду человека.

7ответ.Понятия«состояние окружающей среды» и « качествоокружающей среды» содержание и основныеоценочные показатели.

состояниеокружающей среды —совокупность биологических, химических,физических и иных показателей, описывающихсостояние компонентов природной среды,природных и природно-антропогенныхобъектов, изменяющееся под влияниемпроцессов и явлений, происходящих врезультате естественных причин ифакторов антропогенного воздействия;

качествоокружающей среды —характеристика ее состояния по степенисоответствия значений ее физических,химических, биологических и иныхпоказателей и (или) их совокупностипотребностям людей и других живыхорганизмов;

Подкачеством окружающей природной средыпонимается степень со­ответствияприродных условий потребностям людейили других живых орга­низмов.

В болеешироком смысле качество природной средыне ограничивается только степеньюсоответствия природных условийпотребностям популяций, посколькуизменение качества одного элементаприродной среды неизбежно нарушаетприродное равновесие и влечет за собойизменения других элемен­тов биосферы.

Так, изменение климатических характеристикатмосферы могут привести к ландшафтнымизменениям (опустыниванию, затоплениюи др.).Оценка качества окружающей средыпроводится дифференцированно по рядунаправлений, по которым анализируетсякачество воздушного бас­сейна, воднойсреды, почвенного слоя, продуктов питанияи т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/6314403/

Scicenter1
Добавить комментарий