Теория познания: Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому

Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки

Теория познания:  Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому

Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.

Ответы:

Скачать: teoriya-poznaniya.rar [18,32 Kb] (cкачиваний: 3138)
teoriya-poznaniya.docx [20,81 Kb] (cкачиваний: 1458)

Просмотр(открыть спойлер) 

 Показать / Скрыть текст
Просмотр: Теория познания. Философия науки 1. Гносеология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о развитии вселенной; в) о бытии как таковом; *г) о сущности познания, о путях постижения истины; д) о сущности человеческой истории. 2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ): а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; б) значимая информация в аспекте деятельности; в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; *г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний. 3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: а) рационализма; б) реализма; в) скептицизма; *г) сенсуализма; д) гедонизма. 4. Дедукция — это: *а) логический путь от общего к частному; б) передача ложного знания, как истинного; в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения; д) относительная, неполная истина. 5. Индукция — это: а) логический путь от общего к частному; б) подача ложного знания, как истинного; *в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения; д) относительная, неполная истина. 6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам: а) индукция; *б) дедукция; в) анализ; г) синтез. 7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях: а) слово; *б) категория; в) дефиниция; г) термин; д) имя. 8. Эмпиризм — это: а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания; *б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания; в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания; г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания; д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания. 9. Агностицизм — это: а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека; *б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира; в) учение о развитии мира; г) учение о всеобщей причинной связи; д) учение о сущности человеческой истории. 10. В философии «агностицизм» понимается как: а) рассмотрение процесса познания; б) рассмотрение объектов познания; *в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; г) сомнение в возможности познания; д) метод познания. 11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это: а) рассудок; *б) разум; в) чувство; г) переживание; д) интуиция. 12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты): *а) агностицизм; б) эмпириокритицизм; *в) скептицизм; *г) гносеологический оптимизм; д) гедонизм. 13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется: а) материализм; *б) скептицизм; в) эмпиризм; г) идеализм; д) рационализм. 14. Какое из понятий лишнее в данном перечне? а) гносеологический оптимизм; б) агностицизм; в) скептицизм; *г) антропоцентризм. 15. Уровни научного познания (укажите все варианты): *а) эмпирический; б) религиозный; *в) теоретический; г) мифологический; д) диалектический. 16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это: а) чувственное отражение; б) познавательный контакт с объектом познания; *в) представление; г) объяснение; д) ноумен. 17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится: а) представление; б) восприятие; *в) идея; г) ощущение. 18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию: а) понятие; *б) представление; в) умозаключение; г) суждение; *д) восприятие. 19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: а) абстрактным; б) теоретическим; *в) обыденным; г) научным; д) божественным. 20. Практика по своим функциям в процессе познания не является: а) основой познания и его движущей силой; б) целью познания; в) критерием истины; *г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества. 21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: а) абстрактна; *б) объективна; в) субъективна; г) абсолютна; д) божественна. 22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: а) пропаганда; *б) заблуждение; в) суждение; г) предрассудок; д) иллюзия. 23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это: *а) методика; б) развитие; в) навык; г) механизм; д) процесс. 24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле? *а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) парадигма; д) модель. 25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: а) античности; б) средних веков; в) Возрождения; *г) Нового времени; д) в ХХ веке. 26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты): *а) проблема; б) боль; в) вера; *г) гипотеза; *д) теория. 27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется: *а) конвенционализм; б) релятивизм; в) рационализм; г) агностицизм; д) скептизизм. 28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода: а) аналогии; б) индукции; *в) дедукции; г) анализа; д) математического анализа. 29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название: а) категорий; б) универсалий; в) модусов; *г) антиномий; д) законов. 30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного? а) расчет адекватных средств для данной цели; б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам; в) логическая обоснованность правил деятельности; *г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности. 31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): а) анализ; *б) наблюдение; *в) эксперимент; *г) измерение; д) моделирование. 32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): *а) анализ; б) наблюдение; *в) идеализация; г) измерение; *д) моделирование. 33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками: а) индукции; б) дедукции; *в) идеализации; г) наблюдении; д) анализе. 34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы): *а) точностью; *б) обоснованностью; *в) большой предсказательной способностью; г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной); д) своей исключительной эстетической ценностью. 35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как: а) абсолютная истина; б) эмпирически достоверное знание; в) математически обоснованное знание; г) заблуждение; *д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование. 36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость: а) доклассическая; б) классическая; *в) неклассическая; г) постнеклассическая. 37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы): *а) мировоззренческая; *б) методологическая; в) эстетическая; г) политическая; *д) предсказательная. 38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как: а) научное; *б) обыденно-практическое; *в) игровое; г) философское; *д) мифологическое. 39. К основным концепциям истины относят: *а) конвенциональную; *б) прагматическую; в) системную; *г) соответствия; д) аналитическую. 40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ): а) действие; б) познание; *в) опыт в целом; г) физическая жизнь; д) истина. 41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок: 2 а) «Я верю, чтобы знать»; 1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»; 3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»; 4 г) «Мы живем внутри языка». 42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки: а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм; б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм; 3) «философия жизни»; 4) неопозитивизм; 5) неокантианство. 43. Соотнесите термин с определением: В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной; б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе); а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. 44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе? а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам; б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель); в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной; г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика). 45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки: а) романтический; 2 1) XVII в. б) классический; 1 2) XVв. в) неклассический; 3 3) XXI в. г) постнеклассический. 4 4) XX в. 46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель? а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой; б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; 3. Добыть новые экспериментальные факты; 4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. 47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению: а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм; б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм; не дает никакого знания о мире;2 в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм; г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм. конкретными людьми в жизненных ситуациях.3 48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению: а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм; б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;

в) практика.2 3) конвенционализм.

Источник: https://www.antigtu.ru/997-otvety-na-testy-po-filosofii-teoriya-poznaniya-filosofiya-nauki.html

Задание 4. 1. Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах

Теория познания:  Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому

Предыдущая11121314151617181920212223242526Следующая

1. Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью только органов чувств невозможно. С помощью чего это достигается?

2. Рассмотрение чувственного и рационального в познании выявляет человека как существо рассудочное, способное с помощью своего рассудка приходить к логически обоснованным выводам.

Но человек является одновременно существом разумным и существом любознательным, что позволяет ему, во-первых, принимать правильные (хотя не первых порах и кажущиеся нелогичными) решения в вынужденных нестандартных ситуациях, а во-вторых, творить, то есть создавать новое, заниматься духовным творчеством?

3. Об одном известном русском педиатре 19 века рассказывают, что, когда его приглашали к больному ребенку, он входя в комнату, где находился больной, начинал интенсивно нюхать воздух и тут же нередко ставил диагноз, не доходя до кровати ребенка: скарлатина.

На вопрос же родителей и коллег, недоумевающих, как при помощи одного носа можно поставить диагноз, он отвечал: «Все скарлатинозные больные пахнут гусем». Перед нами типичный интуитивный вывод – отсутствует развернутое доказательство.

Что позволяет делать такие выводы?

Задание 5.Поразмышляйте над …..

1. Концепция, рассматривающая истину как соответствие знаний действительности, сложилась в Древней Греции. «… Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, — писал Аристотель в «Метафизике», — а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду».

Цель познания – достижение истины. Но познание – сложный, противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.

Что такое истина и что такое заблуждение? Каковы критерии, позволяющие удостовериться в истинности достигнутых знаний, отличить истину от заблуждений?

2. Шри Ауробинто : «Мы становимся тем, что мы познаем». Как Вы понимаете эти слова?
Задание 6.Анализ и интерпретация философских текстов:

1.Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание — это:

а) процесс погружения «ума» в действительность;

б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д) отражение объективной действительности в сознании человека;

е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

2. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

а) «…Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, …внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «…возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта «вещь в себе» находится по ту сторону нашего познания».

в) «не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение — это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

4. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может выз­вать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о мате­матических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом.

Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, гео­метрической выразительности. Это настоящее эстетическое чув­ство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

5. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

6. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

7. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

8.Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего обще­го с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направле­ны эти слова?

9.Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

10. Известный афоризм гласит: «Практика без теории сле­па, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

11.К. Маркс писал: «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным» Что означает истинность методов ис­следования и какие факторы ее обусловливают?

12. «Физик или наблюдает процессы природы там, где про­являются в наиболее отчетливой форме и наименее затемняют­ся нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» В связи с этим положением ответьте на вопросы:

а) чем отличается эксперимент от наблюдения?

б) каково преимущество эксперимента перед наблюдением?

в) возможен ли эксперимент без связи с теорией?

г) есть ли границы познавательных возможностей эксперимента?

13.В произведении И.С. Тургенева «Рудин» мы читаем: «»По­чему же верите Вы в факты?» — «Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты… Я сужу о них по опыту, по собственному чувству».

— «Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вок­руг Земли ходит… или, может быть, Вы не согласны с Копер­ником?»». Вмешайтесь в спор Рудина и Пегасова и выскажите свое мнение о природе факта.

Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»?

14. Примените понятия «логическое» и «историческое» для анализа афоризма К. Маркса: «Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны».

15. Назовите области познания, где преимущественно при­меняется логический или исторический метод. Чем это обус­ловлено?

16. Какое из определений наиболее полно раскрывает природу научной теории?

а) непротиворечивая система взглядов, идей, представлений, в обобщенной форме раскрывающих существенные свойства и закономерности объективного мира.

б) непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, с помощью которых происходит систематизация и упорядочение информации эмпирического уровня познания.

в) система взглядов, идей, представлений, с помощью которых происходит непротиворечивое объяснение эмпирических фактов.

17. Что отражают научные теории, сменяющие друг друга, если предмет их остается неизменным?

18. Выберите истинные суждения из приведенных ниже:

а) поскольку мир бесконечен и все возможности учесть нельзя, то любое знание остается гипотезой.

б) гипотеза превращается в достоверное знание, если она подтверждается фактами.

в) из множества гипотез истинной является только одна.

19. Какие методы познания использовались в нижеследую­щих случаях?

а) в начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть.

Результаты этих опытов привели к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, перевернувшись, погибло 533 моряка.

В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

б) обратив внимание на то, что 4=1+3; 6=3+3; 8 = 5 + 3; 10 = 5 + 5, математик Гольдбах высказал гипотезу о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел.

20. В книге «Бытие и ничто» французский философ Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурд­но, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э.

Шредингера: «Откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, оди­наковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот воп­рос» (Цит. по: Анисимов С.Ф., Гурев Г.А.

Проблема смысла жизни в религии и атеизме. М., 1981. С. 8—9).

21. Что объединяет Сартра и Шредингера? Как ответить на поставленные Шредингером вопросы с философских позиций?

Предыдущая11121314151617181920212223242526Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/13-62091.html

Практикум по философии — Мейдер В.А — Стр 8

Теория познания:  Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому

11.Что такое добродетель è порок? Этот вопрос пытались решить многие философы.

Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других.

Что же следует понимать под словами “добродетельные и порядочные поступки”? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.?

12.«Красота спасет мир», — говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

13.Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».

14.Какое явление не относится к общественной психологии?

а) Нравственные привычки и традиции. б) Художественный вкус.

в) Чувство милосердия.

г) Мировоззрение личности.

15.Всем формам общественного сознания присущи познавательная и регулятивная функции. Какова их роль в различных формах общественного сознания?

16.Мораль, с одной стороны, регулирует поведение лич- ности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обществу, а с другой — выступает как совокупность требований, которые предъявляет общество к личности. Раскройте диалектическую связь этих положений.

17.Почему абсолютная свобода личности означала бы унич- тожение морали?

18.Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?

19.Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, — писал он,

—знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единствен-

ного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

20.В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

21.Что общего между моральным сознанием и правосознанием? В чем их различие друг от друга?

22.В чем специфика религии как формы общественного сознания?

23.Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как на ценность. Означает ли это, что в своей научноисследовательской организации каждый ученый руководствуется в своей деятельности только стремлением к истине?

24.Существуют противоположные точки зрения на соотношение науки и морали. Одни мыслители полагают, что морально то, что может быть научно обосновано, другие, напротив, считают, что морально то, что является предметом выбора, а не научного обоснования.

Кто прав? И правомерна ли вообще такая постановка вопроса?

25.Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты.

А вы — весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, — вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство из нас считает недостойным.

Это, конечно, прискорбно. Но, как ученых, нас это не касается» (Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. С.129 ).

Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

26.В истории науки неоднократно были случаи, когда уче- ный пытался прекратить свои исследования, скрыть полученные им результаты, так как предвидел возможности их использования во вред человечеству. Можно ли считать такое поведе-

ние ученого нравственным? Не является ли безнравственной попытка оправдать иные действия ученых в этой ситуации утверждением, что научный процесс нельзя остановить и то, что возможно, в науке рано или поздно будет осуществлено?

27. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1897. С. 35).

Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?

Теория познания

1. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание— это:

а) процесс погружения «ума» в действительность; б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия; д) отражение объективной действительности в сознании

человека; е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпири-

ческих фактов.

2. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

а) «…Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, …внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «…возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».

в) «…не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение— это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий че- ловеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

4.Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом.

Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

5.«…Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

6.Почему отражение человеком действительности является приблизительным?

7.Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

8.Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

9.На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

10.Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?

11.Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

12.Почему абстрактное мышление — это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

13.Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а) Эклектика; б) конвенционализм; в) софистика; г) диалектика; д) догматизм.

14. «Вопрос о существовании внеземной жизни…подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «…же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У.

Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218 — 219 ). Как Вы относитесь к такому суждению?

15.«Абсолютная истина — это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается.

Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.

, 1977. С. 49—50).

Согласны ли Вы с автором этого положения?

16.«Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174). Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.

17.Исходя из основных функций практики, обсудите проблемные ситуации:

а) Практика — основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?

б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность?

в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?

г) Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-техни- ческие средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?

18. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практи- ческий вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:

а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику?

б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?

в) Проверяются ли на практике истины математики?

г) Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории?

д) Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими?

е) Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам?

19.«…Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 146). Чем обусловлена отме- ченная особенность практики?

20.Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

à) Интуитивно ясное и самоочевидное положение. á) Идея, руководство которой приводит к успеху.

â) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

ã) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

ä) Мнение большинства.

å) Мнение, закрепленное авторитетом и временем. æ) То, что соответствует цели человека.

ç) Соответствие знаний ощущениям субъекта.

è) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

21. Выберите правильное предложение:

à) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно»— это лишь названия или оценки.

á) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

â) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные. ã) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго

определенном отношении.

22.«Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, — значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины?

23.«Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин ). В каком отношении друг к другу находятся относительная и абсолютная истины?

24.Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».

25.«…Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

26.Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:

à) Весь мир состоит из атомов — мельчайших,неделимых частичек вещества.

á) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы — электроны.

â) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре.

27. Поставив себе целью изучить, оказывает ли электриче- ство какое-либо воздействие на магнитную стрелку вблизи провода с током, Ампер обнаружил, что она поворачивается. Исходя из этого открытия, он высказал мысль, что магнетизм Земли вызван токами, обтекающими Землю в направлении с запада на восток. Далее он пришел к общему мнению, что магнит-

ные свойства любого тела определяются замкнутыми электри- ческими токами внутри него. В каких формах шло движение мысли ученых-физиков?

28. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы:

а) Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания?

б) Можно ли считать правильными с точки зрения диалектического материализма высказывания типа: «Это было верно в свое время, сейчас оно не верно и “устарело”»?

в) Чем отличается диалектико-материалистическое понимание относительности человеческого знания от релятивизма?

г) Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания?

29.Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творче- ство, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.

30.Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

31.В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.

à) Она более субъективна, чем материальное производство. á) Ей в большей мере присущ творческий характер.

â) Она направлена на преобразование общественных отношений. ã) В ней находят непосредственное отражение классовые

интересы людей.

ä) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

32.В чем состоит важнейшая особенность познания общественных явлений?

33.Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.

34.

О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?

35.В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?

36.Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

37.В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

38.Почему исторический метод имеет особенное значение

âпознании именно общественных явлений?

39.В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.

Методы и формы научного познания

1.К. Маркс писал: «Не только результат исследования, но

èведущий к нему путь должен быть истинным» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 7). Что означает истинность методов исследования и какие факторы ее обусловливают?

2.«Физик или наблюдает процессы природы там, где проявляются в наиболее отчетливой форме и наименее затемняются нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 6 ). В связи с этим положением ответьте на вопросы:

Источник: https://studfile.net/preview/1096593/page:8/

Материалистическая теория познания

Теория познания:  Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому

Принципы.

1) Вещи существуют объективно независимо от нашего сознания

2) Нет разницы между явлениями и вещью в себе. Различие есть между тем, что познано и не познано.

3) В теории познания нужно рассуждать диалектически (единство чувств и рациональности)

В основе их единства лежит человеческая деятельность.

Проблемы отношений субъекта и объекта познания

До Канта – субъект – отдельный человек, объект – предмет его познания.

После – субъективно-духовное образование, с его оприорными знаниями и моралью, волевыми качествами.

В основе наших знаний лежит форма сознания.

Пространство и Время.

Добро и Зло

Предшествует всем другим знаниям.

Объект – продукт деятельности субъекта.

Субъект– над индивидуальной деятельностью, сущность которого в активной деятельности.

У Канта – духовная деятельность.

У Маркса – материально-чувственная деятельность.

Субъектом познания — является человеческое общество.

Источник знания видели – в творческой деятельности человека.

Чувственное и рациональное познание

Философы Нового Времени выделили 2 формы знания:

1) Чувственное

2) Рациональное

Бэкон – В основе знания лежит опыт эксперимента.

Декарт – В качестве. – Я чувствую значит я существую.

Последовательность этапов

I Чувственное познание включает в предметно чувственную деятельность, связывает контакт человека с внешним миром. Познание посредством органов чувств.

Форма чувственного познания:

1) Ощущения

2) Восприятие – целостный образ наблюдаемого предмета.

3) Представление –воспроизведение в сознании ранее виденного.

Ощущение возникает в человеке в результате на орган чувств каких либо объектов.

Субъективный образ предмета.

Через ощущения получают информацию об объективном мире.

В силу активной деятельности человеческого сознания. Образы, поступая в человеческий мозг подвергаются обработке и превращаются в восприятия.

Восприятие – целостный чувственный образ действительности.

Чувственная ступень рассматривается как формирование образов чувственного отражения действительности. В реальности чувственная ступень воздействует на рациональные формы познания – логическое мышление.

II Логическое мышление

Более высокий уровень познания. Мышление – активный процесс познаваемой деятельности сознания. Действуя на том уровне, где нет контактов с объективной действительностью.

Мышление опирается на результаты чувственного познания.

Познание – в рациональной логической ступени осуществляется в результате языкого общения и мышления.

Формы рационального познания.

1 Понятие – форма мысли, в которой отражается общие существенные связи отражения действительности. Близко подходит к представлению.

Различия – представление дает наглядный образ действительности. лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки понятий. Понятия возникают и существуют в сознание человека в виде обобщений.

2 Суждение – форма мысли, в которой посредствам понятий, осуществляется мыслительный процесс. К суждениям человек может прийти путем умозаключений. (Мухомор — ядовитый).

3 Умозаключение – форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, выводится новое заключение – как следствие – заключение. Логический подход к выводу.

Материализм – чувственное и рациональное, не противопоставляет их друг другу, говоря об их взаимодействии и единстве познаваемого процесса.

На уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания.

Эмпиризм (Бэкон) – Основы познания – опыт, наблюдение, эксперимент.

Рационализм (Декарт) – ясность, отчетливость, достоверность – мышление.

Критерии истины

Материалисты – ПРАКТИКА!

Прагматисты – частично согласны с практикой (полезная часть!)

Позитивисты – ПРОВЕРКА! (верификация) (ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus – истинный и facio – делаю) подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.)

Роль практики в познании

Познание — компонент психики человека, представляет собой правильное отражение мира, отражение мира, является общим историческим процессом духовного и практического овладения человеческой действительности.

I Уровень Чувственный (ощущения, восприятия)\

II Уровень Мышление

Практика – способ, включающий человека в материальную деятельность, путем активного преобразования внешнего мира. Включает в себя реальное преображение внешнего мира.

1) Общение людей в процессе деятельности

2) Совокупность норм и ценностей

3) Научный эксперимент

Таким образом, практика – чувственная предметная деятельность человека, направляющая на преобразование мира и самого себя.

Практика – основа процесса познания. Ставит перед человеком научные проблемы!

Теория – научное обобщение практики.

Вывод от практики к теории и опять к практике.

Теория истины

Цель познания – достижение истины.

Определяется как соответствие знаний о мире самому миру. Чтобы отличить истину от заблуждений необходимо выяснить насколько наши знания соответствуют действительности.

Материалисты: Любая истина объективна. Это значит, что содержание знаний совпадает с объективной действительностью. Не зависит от сознания субъекта. (Не от человека, не от человечества). Но истина субъективна по философскому выражению, это зависит от особенности людей, которые формируют данную теорию.

Достижимость абсолютной истины невозможна. Мир бесконечен и неисчерпаем. Но недостижимость абсолютной истины может привести к выводу о невозможности для получения полного достоверного знания о мире.

Эта проблема решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины. Термин – абсолютная истина – употребляется к близком значении объективная истина.

Абсолютная истина – исчерпывающая теория знаний.

Теория носит относительный характер.

Они формируют истину в исторических конкретных формах.

Развитие познания можно представить как длительный непрекращающийся процесс истины, который приводит к накоплению и обобщению человеческих знаний.

Абсолютная истина – бесконечная сумма относительных истин. Он никогда не завершается.

Догматизм – отрицание относительной истины.

Релятивизм – отрицание абсолютной истины.

Критерии истины

Материалисты.Критерии истины – практика! Хотя не все ей можно проверить, но это наиболее объективный критерий.

Позитивисты.Для проверки истинных знаний – принцип верификации – разложение на простое.

Прагматисты.Полезность знания.

Методы научного познания

Задача научного познания – раскрыть сущность предмета, законы их развития.

Сущность – законы не лежат на поверхности явлений. Чтобы обнаружить их, выработана система приемов научного исследования.

Наблюдение. Эксперимент

Наблюдение – целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их виде. Эффективность зависит в предварительных знаниях, умения сформировать цель.

Эксперимент – объект наблюдения ставится в искусственных условиях. Предначначен, для того, чтобы изучить объект в чисто виде.

Анализ и синтез

Любой предмет – система различных компонентов.

Анализ(с греческого — разложение) – расчленение предмета на образующие его компоненты.

Синтез(соединение) – вещественное или мысленное объединение частей предмета.

Анализ и синтез едины, так как един предмет и его компоненты.

Они взаимодействуют между собой. Создают аналитико-синтетические способы познания.

Индукция и дедукция

Индукция (поведение) – процесс движения мысли от единичного явления к общим выводам. Будучи полученным посредством знаний. Закономерность причин, связей – раскрытие.

Дедукция (выведение) – процесс движения мысли от общему к единичному. Если имеются знания обо всем классе в целом.

Используется как способ получения истинной теории.

Индукция и дедукция взаимосвязаны; исследователь применяя их познает действительность в единстве единого и общего. Взаимосвязь единичного и общего.

Источник: https://stydopedia.ru/2x4cc.html

Тема 2.3.11. Познание, творчество, практика

Теория познания:  Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

1. Формы духовно-практического освоения мира. Вера и знание.

2. Субъект, объект и предмет познания. Познавательные способности человека. Познание, понимание и объяснение.

3. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познавательной, предметно-практической деятельности и коммуникации.

4. Специфика чувственной и рациональной форм познания.

5. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности.

Вопросы для самопроверки:

1. Какое из приведённых суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания? Познание – это:

а) процесс погружения «ума» в действительность;

б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д) отражение объективной действительности в сознании человека;

е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

2. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идёт о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом.

Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

3. «…Все научные (правильные, серьёзные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее». (Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

4. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?

5. «Абсолютная истина – это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается.

Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания». (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49-50).

Согласны ли Вы с автором этого положения?

6. «…Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить всё под сомнение». (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

Литература к теме:

Основная:

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2004, с 202-254; с. 283-343; с. 355-371.

2. В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» — Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2004, с. 302-319.

3. А.Г. Спиркин. Философия: учебник для студ. вузов / А.Г. Спиркин – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005г, 278-231.

4. Философия: учебник по дисциплине «Философия» для студ. вузов по нефилософским спец. И напр. / Б.Л. Губин, Т.Ю. Сидорина, А.Н Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. ,Сидориной. – 4-е изд., стер. – М.: Гардарика, 2008, с. 398-418.

5. Сафронов П.А. Фролов А.В. Сознание мира и онтологический опыт, ж. Вестник МГУ №3, 2007, с. 34-43.

6. Аредаков А.А. Онтологические и гносеологические основания антропного принципа, ж. Вестник МГУ № 3, 2008г., с. 3-19.

Дополнительная:

7. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая/ В.А. Лекторский. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 256 с.

8. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия: пер. с фр. / М. Мерло-Понти. – СПб.: Наука, 1999. – 606 с.

9. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы/ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 624 с.

10. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии: пер. с англ. / М. Полани. – М.: БКГ им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. – 344 с.

11. Проблема субъекта и объекта в истории философии и в современной философии/ Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/probsub/index.htm

12. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы: пер. с англ./ Б. Рассел. – Киев: Ника-Центр; М.: Институт обще-гуманитарных исследований, 2001. – 560 с.

13. Сартр, Ж.-П. Трансцендентность Эго: Набросок феноменологического описания: пер. с фр. / Ж.-П. Сартр // Логос. – 2003. — № 2 (37). – С. 86 – 121.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/3-27222.html

Scicenter1
Добавить комментарий