ТРИ ФИЛОСОФА ИЗ МИЛЕТА: Первым известным нам философом был Фалес из греческой колонии Милет

Фалеса из Милета

ТРИ ФИЛОСОФА ИЗ МИЛЕТА:  Первым известным нам философом был Фалес из греческой колонии Милет

  • Известные личности
  • Знаменитые философы
  • Фалеса из Милета

(ок. 625 или 640 — ок. 547 или 545 до н. э.)

Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии — воде.

Современная европейская философия, как и вся современная цивилизация, берет свое начало в Древней Греции, откуда к нам пришло и само слово «философия» («любовь к мудрости»). Однако, первые философские системы возникли в VI–V веках до н. э.

не в самой Греции, а на западном побережье Малой Азии, в ионийских городах, которые были основаны греками и в которых раньше, чем в самой Греции, начали развиваться промышленность, торговля и духовная культура.

Крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов был Милет.

О первых древнегреческих философах известно очень мало. Точных сведений почти нет. Все свидетельства, как правило, приводятся с оговорками.

В те далекие времена греки не писали биографий видных людей.

Впоследствии же, когда эллинистические ученые взялись составлять жизнеописания, пытаясь систематизировать имеющуюся информацию исторического и хронологического характера, установить достоверность тех или иных сведений было крайне сложно.

Точных биографических данных не могли представить также и более поздние античные авторы, например афинский грамматик Диоген Лаэртский (III век до н. э.), черпавший свою информацию из не дошедших до нас «Хроник» Алоллодора.

В сочинениях авторов поздней античности содержится больше легенд, анекдотов и разного рода измышлений, сложившихся на протяжении веков и связанных с именами Гераклита и других мыслителей далекого прошлого, нежели достоверной информации. Принято начинать повествование о философии с упоминания о семи греческих мудрецах и о первейшем из них — Фалес из Милета.

Семь греческих мудрецов — кто они? Называют разные имена. Но имя Фалеса повторяется, чаще всего включается в список семи мудрецов. По-видимому, он и был самым популярным, самым мудрым из них. Об этом известно немало легенд.

Диоген Лаэртский в книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» рассказывает следующее, рыбаки нашли в море треножник; милетцы решили отдать треножник самому мудрому из мудрецов. Отдали Фалесу, тот передал другому мудрецу, другой — третьему. Но в конце концов треножник все-таки вернулся к Фалесу.

По другим свидетельствам, мудрейшему из мудрейших эллинов предназначался кубок царя Креза, и по кругу вернулся он к Фалесу, что запечатлено в древних стихах: «… и сколь мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд». Существует несколько версий относительно времени жизни Фалеса Милетского.

Диоген Лаэртский: «Алоллодор в «Хронологии» пишет, что родился Фалес в 1-й год 39-й олимпиады, прожил семьдесят восемь лет (или, по словам Сосикрата, девяносто) и скончался в 58-ю олимпиаду. Таким образом, жил он при Крезе, для которого отклонил течение Галиса, чтобы перейти реку без мостов».

Считается, что есть одна, по крайней мере, точная дата, связанная с его жизнью, — 585 год, когда в Милете было солнечное затмение и когда, как утверждают, Фалес его предсказал.

Если Фалес предсказал солнечное затмение, то он, скорее всего, уже был человеком зрелого возраста. Следовательно, VII–VI века до н. э.

и есть приблизительно время жизни Фалеса и, может быть, других древнегреческих мудрецов.

Немного известно и о происхождении мыслителя. Диоген Лаэртский: «Фалес (по согласному утверждению и Геродота, и Дурида, и Демокрита) был сын Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора.

Он был одним из семи мудрецов, что подтверждает и Платон, и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили именование мудрецов, он получил такое имя первым (так говорит Деметрий Фалерский в «Перечне архонтов»).

В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии Впрочем, большинство утверждает, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода».

В повествовании Гераклида говорится, что Фалес жил в уединении простым гражданином. По одним источникам, он был женат и имел сына Кибисфа, по другим — что он так и не женился, а усыновил сына своей сестры.

Когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: «Потому что люблю их»; когда мать заставляла его жениться, Фалес, говорят, ответил: «Слишком рано!», а когда она обратилась с тем же вопросом к нему повзрослевшему, то ответил: «Слишком поздно».

О Фалесе философы высказывают часто прямо противоположные суждения. Одни (скажем, Аристотель) говорят о Фалесе как о практичном человеке, который твердо стоял на земле и был весьма изобретательным в житейских делах.

Другие авторы (Платон), напротив, считают милетца погруженным в отвлеченные рассуждения мыслителем, которого уже совершенно не интересовали практические дела. Фалес любил путешествовать.

Он посетил Египет, Среднюю Азию, старался собрать в этих странах остатки древних знаний.

«Учителей он не имел, — пишет Диоген Лаэртский, — если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний)».

Вполне возможно, что Фалес, путешествуя, попал и в Финикию (есть даже предположения, не был ли Фалес финикийцем по происхождению, хотя большинство исследователей все-таки сходится на том, что он был милетец). Из финикийской и египетской астрономии в те столетия уже было известно, как ориентироваться в море по звездам.

Фалес принес в Грецию восточные знания (и первые научные инструменты — например, угломер). Замечательно развив эти знания, он начал европейскую науку. Он был первым, кто захотел с помощью знания объяснить устройство мира — то, что прежде лишь рассказывалось; волю богов заменить законами природы — Восток этим не занимался. И наконец, Фалес умел замечательно разъяснять придуманное.

Стремясь понять мир, в котором мы живем, Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей, тем, что греки назвали метеорами (воздушными явлениями). Дело в том, что Фалес жил в городе греческих купцов.

В своих поисках он руководствовался соображениями полезности: он хотел, чтобы корабли могли доставлять в порт свои грузы, и поэтому стремился узнать, почему выпадает дождь, что такое ветер, что собой представляют звезды, по которым можно управлять кораблем.

У науки нет иного происхождения, кроме практики.

Фалесу поздняя традиция приписала пять теорем геометрии (в их числе — о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности диаметром пополам). В связи с астрономией накапливались и новые знания, проблемы и темы. Например, у финикийцев, египтян и у греков на смену лунному календарю пришел солнечный.

Греки перешли уже и на близкое современному деление года на месяцы, дни и т. д., то есть перешли к солнечному календарю. И часто накопление такого рода знаний связывается с именем Фалеса.

Вот свидетельство Апулея: «Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель), малыми линиями открыл величайшие вещи: круговороты времен года, ветров дуновения, звезд движения громов дивные громыхания, планет извилистые пути, Солнца годичные повороты, а также [объяснил] нарождающейся Луны прибывание, стареющей — убывание, затмевающейся — преграды. Мало того, уже на склоне старческих лет он придумал божественный расчет [пропорцию], относящийся к Солнцу, [вычислив] сколько раз своей величиной [диаметром]. Солнце меряет ту окружность, которую пробегает.» Это свидетельство, скорее всего, приписывает легендарному Фалесу свод знаний, накопленный в ту отдаленную эпоху разными людьми. О трудах философов до Платона ученые судят по «фрагментам» в сочинениях более поздних авторов. Обычно это — краткие неточные пересказы отдельных мыслей. О трудах Фалеса неизвестно даже, писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал «Морскую астрономию» (в стихах, как все ранние мыслители), называли еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии), но точные фрагменты до нас не дошли. Все же можно сказать, что философия Фалеса основывалась на астрономии, которой до него в Греции никто не занимался.

По Геродоту, в ходе войны лидийцев с мидянами «во время одной битвы внезапно день обратился в ночь. Это пресечение дня предсказал ионянам Фалес Милетский и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешили заключить мир».

Впрочем, многие сомневаются, что Фалес действительно смог это предсказать. Некоторые авторы допускают, что Фалес мог предсказать затмение, но считают это предсказание скорее не научным, а практическим. Ведь и до него люди предсказывали затмения, наблюдая известную повторяемость явлений, делая астрономические расчеты.

Возможно, Геродот, как и прочие древние авторы, сообщал, что Фалес увязал временный цикл (лунные месяцы) с фактом солнечного затмения.

Когда в Милет пришла весть о битве, случившейся из-за затмения, молва попросту не могла не сопоставить это с учением знаменитого милетца о том, будто Солнце затмевается Луною.

Фалес действительно предсказал, что солнечное затмение можно ожидать лишь в новолуние, и пророчество подтвердилось.

Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. Он считал, что все существующее порождено водой, понимая при этом воду как влажное первовещество. Вода это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены.

В качестве примера для иллюстрации своей мысли Фалес приводил такие вещества, как магнит и янтарь: раз магнит и янтарь порождают движение, значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир как одушевленный, пронизанный жизнью.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь, составляющие ее пары, испарения воды. Все возникает из воды и вновь превращается в воду.

Если вода — первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль.

Тогда реки оказываются подобны течам в днище корабля, а землетрясения — корабельной качке: «Земной круг поддерживается водой и плавает наподобие корабля, и когда говорят, что Земля трясется, то она на самом деле качается на волнах». Современники внимали его речам с восхищением.

Фалес пытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения. Плутарх в книге «Пир семи мудрецов» приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса:

  • Что прекраснее всего? Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.
  • Что мудрее всего? Время, оно породило одно и породит другое.
  • Что обще всем? Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого.
  • Что полезнее всего? Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным.
  • Что самое вредное? Порок, ибо в его присутствии портится почти все.
  • Что сильнее всего? Необходимость, ибо она непреодолима.
  • Что самое легкое? То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют.

Фалес говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно, что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. «Не богатей дурными средствами, — поучал он, — и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился». «Чем поддержал ты своих родителей, — говорил он, — такой поддержки жди и от детей».

Из коротеньких афоризмов, которые приписывают исключительно ему, наиболее характерными для его гения являются, несомненно, следующие. «Невежество — тяжкое бремя», «Находясь у власти, управляй самим собой». Про Фалеса передавали в древности и такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель).

«Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой — благо у него было немного денег — раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе.

Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся.

Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость». Аристотель подчеркивает — урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

По иронии судьбы именно гениального Фалеса народное предание выставило мишенью для насмешек прохожих и служанок. Этот язвительный рассказ передает Эзоп, передает его и Платон.

«Рассказывают, что, наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает».

Конец жизни Фалеса пришелся на царствование легендарно богатого Креза, царя Лидии, подчинившего, в частности, Ионию. Дата смерти первого философа неизвестна Диоген Лаэртский пишет: «Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна. В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес.

Теорема Фалеса

Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной из его сторон равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Доказательство:

Параллельные прямые AA1, BB1, CC1 отсекают на стороне угла равные отрезки AB и BC. Докажем, что A1B1 = B1C1. Через точки A и B проведём прямые AR и BS, параллельные стороне угла OK1.

Из параллельности прямых следует, что ∠PAB = ∠SBC и ∠PBA = ∠SCB. Заметим, что тогда ⊿APB = ⊿BSC по стороне и двум углам, поэтому AB = PS.

Но по построению четырёхугольники AA1B1P, PB1C1R , BPRS — параллелограммы, значит A1B1 = AP = BS = PR = B1C1. Что и требовалось доказать.

Отметим, что теорема справедлива для любого числа отсекаемых равных отрезков и для каждого случая можно привести аналогичное доказательство.

Знаменитые философыБиография Философия

  • Фалес Милетский — философ древней Греции, великий математик, его по праву можно назвать прародителем философии.
  • Точных данных биографии не сохранилось, однако, учитывая некоторые факты, можно предположить, что философ был рожден в 640 – 624 г. до нашей эры, в Турции, некоторые утверждают, что Фалес имел финикийское происхождение. Семья будущего философа была богатой, мальчик получил достойное образование.
  • Также известно, что Фалес занимался торговлей, увлекался путешествиями. Когда он был в Египте, встречался с волхвами, принимал их учение, черпал полезные знания из их опыта и житейской мудрости. Современники полагают, что геометрическую науку, Фалес познал именно в Стране пирамид, откуда и привез эти знания и обучил жителей Греции.
  • Когда философ приехал домой, то обзавелся учениками, основал первую древнегреческую школу науки и философии, находившуюся в городе Милет. Из ее врат вышли такие знаменитые ученые — философы такие как, Анаксимандр, Анаксимен, впоследствии преподававшие в этой же школе. Фалес не только занимался научной деятельностью, но и проходил военную службу у правителя Лидии Крёза, на должности инженера военного дела. Он создал проект водоотвода реки Галис и воплотил его в жизнь, что в огромной степени помогло войскам беспрепятственно попасть на другой берег.
  • Свои конструктивные и дипломатические навыки, Фалес применил при взятии монополии по торговле маслом оливы. Фалес был приверженцем объединения городов Ионии, при надвигающейся опасности с земель Лидии, а потом и Персидского государства. Он отказался от сплочения жителей Милета с Крёзом, что в результате сохранило город, после победного триумфа Персидского царя.
  • О личной жизни великого ученого мало что известно, по некоторой информации, Фалес вел затворнический образ жизни. Согласно одному преданию, философ был женат и имел сына, согласно другому, холост, но взял на воспитание племянника.
  • Труды великого философа, к сожалению, были утрачены. Его сочинения «О солнцеворотах» и «О равноденствиях», переписаны более поздними авторами.
  • Предположительная дата смерти 548 – 545 г. до нашей эры. Есть данные, что ученый погиб в результате давки на гимнастических состязаниях, где он был зрителем.
  • Фалес Милетский прожил достаточно долгую жизнь. Он внес неоценимый вклад в науку. Современные ученые активно используют учения великого философа в своих работах.
  • Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей.
  • Человека, нашептывающего клевету на других, изгоняй из дома твоего.
  • Счастлив тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание.
  • Не богатей дурными средствами.
  • Находясь у власти, управляй самим собой.
  • О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии.
  • Из диких животных хуже всех тиран, из домашних – льстец.
  • В познание, откуда бы ни начать, все равно вернешься к началу, ибо истина представляет круг.
  • Из диких животных хуже всех тиран, из домашних — льстец.
  • Все страдания человека — от невежества.
  • Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.
  • Человека, клевещущего на других, изгоняй из дома.
  • Всегда и у всех учись лучшему.
  • Думая о плохом, получите плохое, думая о хорошем — получите хорошее.
  • Надо не с виду быть хорошим, а характером пригожим.
  • В себе ищи недостатки, а в людях — заслуги.
  • Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует надо всем.
  • Вселенная находится внутри человека — в его умственном творчестве.
  • Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании.
  • О друзьях должно помнить не только в присутствии их, но и в отсутствие.
  • Что самое общее для всех? — Надежда; ибо если у кого и ничего нет, то она есть.
  • «Соблюдай меру» — изречение Фалеса начертано у входа в храм Аполлона в Дельфах
  • Что быстрее всего? — Быстрее всего ум, он обегает все.
  • Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других.
  • Многословие еще не залог разумения.
  • Самый лучший друг, это враг — твоего врага.
  • Самое трудное познать самого себя, самое легкое — давать советы другим.
  • Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует над всем. Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё.
  • Врагам и в вероятном не верь, друзьям и в невероятном верь.
  • Лучший путь к добродетели — избегать того, что порицаешь в других.
  • Надо не с виду быть хорошим, а с норову пригожим.
  • Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все.
  • Многая речь на устах — еще не залог разуменья.
  • Когда легче всего сносить несчастье? — Когда видишь, что твоим врагам еще хуже.
  • За три вещи благодарен я судьбе: во-первых, что я человек, а не животное; во-вторых, что я мужчина, а не женщина; в третьих, что я эллин, а не варвар.
  • Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании.
  • Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.
  • О друзьях должно помнить не только в присутствии их, но и в их отсутствии.
  • Что самое общее для всех? — Надежда; ибо если у кого и ничего нет, то она есть.
  • Человека, нашептывающего клевету на других, изгоняй из дома.
  • Самое трудное — познать самого себя, самое легкое — давать советы другим.
  • Пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился.
  • Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.
  • Поручись и пострадаешь.
  • Худших везде большинство.
  • Что трудно? — Познать самого себя. Что легко? — Давать советы другим.

Не можешь написать работу сам?

Доверь её нашим специалистам

от 100 р.стоимость заказа

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

  • Эпику́р — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. От почти трехсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты.
  • Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
  • Плоти́н — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации.
  • Демокри́т Абдерский — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
  • Бу́дда Ша́кьямуни — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий. Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма / Сиддха́ртха Гаута́ма, он позже стал именоваться Буддой и Полностью совершенным буддой. Его также называют: Татха́гата, Бхагаван, Сугата, Джина, Локаджьештха.
  • Лао-цзы — древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин».
  • Конфу́ций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах.
  • Геракли́т Эфе́сский — древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.
  • Четырёхугольник — многоугольник, состоящий из четырех точек (вершин) и четырёх отрезков (сторон), попарно соединяющих эти точки.
  • Сколько метров в километре?В одном километре содержится тысяча метров. 1 км = 1000 м
  • С помощью закона сложения скоростей определяется скорость материальной точки относительно неподвижной системы отсчета.
  • Второй закон термодинамикиНевозможно создать круговой процесс, результатом которого станет исключительно превращение теплоты, которое получено от нагревателя, в работу.
  • Что такое дюйм? Чему равен 1 дюйм?Дюйм — это длина, которая соответствует 2,54 сантиметра (приблизительно 25 миллиметров)

Источник: https://calcsbox.com/post/falesa-iz-mileta.html

Фалес Милетский — имя, известное всем

ТРИ ФИЛОСОФА ИЗ МИЛЕТА:  Первым известным нам философом был Фалес из греческой колонии Милет

Фалес Милетский — древнегреческий философ и математик, его именем названа теорема, которую изучают до сих пор на уроках геометрии. Он считается родоначальником греческой и европейкой философии и открывает список всемирно известных философов. Хотя его научные труды не сохранились, по словам Аристотеля именно Фалес заложил основы греческой государственности.

Фалес из Милета и в 5 веке до нашей эры считался отцом философии, а сегодня он общепризнанный основоположник данной науки.

Родиной философа считается город Милет, причем название города стало для него именем нарицательным, и до сих пор иначе, чем Фалес Милетский, его не называют. Точная дата рождения неизвестна, предположительно, это произошло в 640/624 г.

Происходил основатель философии из знатного богатого рода, благодаря чему смог получить хорошее образование. Есть сведения, что Фалес занимался торговлей и любил путешествовать по миру, побывал в Египте, Фивах и Мемфисе.

Древний философ постигал знания у известных жрецов, много внимания уделяя проблемам человечества, к примеру, изучал причины наводнений и искал способы их предотвращения. Именно Фалес Милетский познакомил современников с такой наукой, как геометрия.

А впоследствии его последователи основали милетскую школу в честь своего наставника.

По преданию, Фалес был не только ученым, кроме научных знаний он владел ораторским искусством и являлся активным политическим деятелем и дипломатом; слыл патриотом своего государства — Ионии и призывал народ объединиться против могущественного врага — Лидии (а затем против Персии).

Личная жизнь философа до настоящего времени остается загадкой, сведения о его семье не сохранились. Существует несколько предположений. Согласно одним источникам, Фалес подошел к рубежу жизни, не обзаведясь ни женой, ни детьми.

Другие повествуют о том, что жена у ученого была, и у них родился сын Кибист. А третьи заявляют, что ученый на протяжении жизни оставался холостяком и усыновил ребенка своей сестры. Если верить последнему источнику — у Фалеса была сестра.

Но никакими документами это предположение не подкреплено, поскольку о семье и родителях ученого ничего доподлинно неизвестно.

К сожалению, мудрецы так же смертны, как и обычные люди. Дата смерти философа не установлена. Как неизвестна точная дата рождения, так и о времени смерти ничего нельзя сказать конкретно.

Предположительно, это произошло в период с 548 по 545 годы. Сообщается, что смерть настигла Фалеса в момент, когда он наблюдал за спортивными соревнованиями во время одной из олимпиад, а причиной послужили жара и давка.

Тем не менее, умер философ в почтенном возрасте, когда ему было уже более 70 лет.

Научные работы Фалеса, к сожалению, до нашего времени не дошли. Принято считать, что известность исследователю принесли два сочинения — одно называется «О солнцеворотах», а второе «О равноденствиях».

Их примерное содержание передали ученые-биографы, изучавшие жизнь и творчество философа. Сообщается, что кроме науки он увлекался поэзией и написал 200 стихов гекзаметром.

Впрочем, возможно, это и не соответствует действительности.

Фалес оставил след как в геометрии, так и в астрономии. Именно он познакомил греков с созвездием Малой Медведицы и научил соотечественников использовать его как путеводный инструмент в своих целях. Довольно успешно ученый предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э.

и объяснил, почему это происходит — по его словам, когда Луна закрывает собой Солнце, тогда на город опускается тьма. Как водится, поначалу словам мыслителя никто не поверил, к тому же на день затмения было назначено сражение с войском Лидии, хотя Фалес выступал против этой войны.

Случайно или нет, но затмение, которое так точно предсказал философ, разрушило все планы противника — его войска побросали снаряжение и бежали с поля боя. А жители Милета собрали брошенный инвентарь и взяли в плен несколько десятков противников, не успевших скрыться.

После этого случая ученый приобрел большую популярность, и земляки стали приходить к нему за советом.

В числе прочих важнейших достижений Фалеса Милетского изобретенный им календарь, согласно которому в году насчитывается 365 дней — 12 месяцев по 30 дней каждый, а еще 5 дней являются чередующимися. Полезное открытие стало возможным благодаря личным наблюдениям и скрупулезным расчетам автора.

Но всемирную известность Фалесу принесла теорема, которую по сей день изучают в школе, опирается она на взаимосвязь углов. Именно знаменитому математику и философу принадлежат высказывания, что:

• Вертикальные углы равны.• Треугольники равны по одной стороне и двум углам, прилегающим к ней.• У основания равнобедренного треугольника углы равны.

• Диаметр делит круг на две равные части.

Не исключено, что какие-то из вышеназванных фактов были известны ранее, еще до Фалеса, но именно он обобщил все известные ему данные и превратил гипотезы в доказанные теоремы. Именно он показал современникам, что необязательно слепо верить древним мудрецам, их слова можно и нужно проверять, проводить испытания, а каждое научное открытие можно повторить.

Больших успехов добился Фалес в философии. Он считал, что все живое происходит от воды, основой бытия он называл «влажную природу».

Вселенная в представлении ученого из Милета является жидкой массой, которая со временем обрела форму чаши, причем, перевернутой. Вогнутая часть этой чаши — небо, а звезды — это боги, наблюдающие за жизнью на Земле.

В представлении Фалеса — все, что нас окружает, является одушевленным. И Космос, и вода, и природа — все обладает душой. Душа представлялась философу тонкой материей.

Не сохранилось никаких данных об учителях и наставниках мыслителя, ни о том, какими источниками сведений он пользовался, и невозможно сказать определенно, был ли Фалес чьим-то последователем или нет. Создается впечатление, что всего в жизни Фалес добился сам, свои предположения он строил на собственных наблюдениях и представлениях, а потом проверял их опытным путем.

Об учениках самого Фалеса также ничего неизвестно. С одной оговоркой — что приверженцы ученого открыли школу с именем знаменитого наставника, но никаких имен или точных дат, связанных с этим событием, увы, не сохранилось. Младший современник — Гераклит лично знал Фалеса и описывал его как талантливого ученого и астронома.

Но Гераклит не являлся его последователем. Аристотель комплиментарно упомянул деятеля из Милета в своем научном труде, именуемом «Метафизика», заявив, что Фалес является родоначальником философии. Но и Аристотель не был учеником Фалеса. Таким образом, о прямых последователях ученого нам сегодня фактически ничего неизвестно.

Итак, Фалес Милетский сумел стать значимой фигурой своего времени и, пользуясь уважением современников — представителей власти и простых горожан — много сделал для развития философии, астрономии и геометрии. Его вклад в науку не потерял актуальности, открытиями Фалеса человечество пользуется до сих пор.

Теорема Фалеса входит в обязательную школьную программу и в вопросы экзаменов, активно используется для решения задач по геометрии. Календарь, который предложил мыслитель, сегодня считается общепринятым в мире.

А когда речь заходит о солнечном затмении, мы принимаем объяснение (что Луна закрывает собой Солнце), оставленное Фалесом Милетским — ученым, имя которого известно всем.

Источник: https://calculator888.ru/blog/biografiya/fales-miletsky.html

Читать онлайн электронную книгу Мир Софии Sofies Verden — Натурфилософы бесплатно и без регистрации!

ТРИ ФИЛОСОФА ИЗ МИЛЕТА:  Первым известным нам философом был Фалес из греческой колонии Милет

…ничто не может произойти из ничего…

Когда мама пришла с работы, София сидела в саду на качелях, размышляя о том, каким образом курс философии связан с Хильдой Мёллер-Наг, которая останется без поздравительной открытки от папы.

– София! – издали прокричала мама. – Тебе письмо!

Девочка вздрогнула. Она уже забрала сегодняшнюю почту, значит, это послание от философа. Что сказать маме?

Она неторопливо встала с качелей и двинулась навстречу.

– Письмо без марки. Не иначе как любовное.

София взяла конверт.

– Неужели не хочешь сразу вскрыть?

Какой придумать ответ?

– Ты слышала, чтобы любовное письмо вскрывали, когда у тебя над душой стоит мама?

Пускай лучше считает, что она права. София смутилась, потому что в ее возрасте рановато было получать любовные послания, но она чувствовала бы себя еще более неловко, если б выяснилось, что речь идет о целом курсе философии, который присылает ей совершенно незнакомый человек, к тому же играющий в кошки-мышки.

Сегодня конверт был небольшой, белый. Поднявшись к себе в комнату, София прочла на вложенном листочке три новых вопроса.

Существует ли первоначало – исходное вещество, из которого составлено все на свете?

Может ли вода сделаться вином?

Как могут земля и вода превратиться в лягушку?

Вопросы показались Софии бредовыми, и тем не менее они весь вечер вертелись у нее в голове. На другой день в школе она рассмотрела каждый из них по отдельности.

Существует ли исходное вещество, из которого создано все остальное? Но если есть вещество, из которого сотворено все на свете, как оно может вдруг стать лютиком или, скажем, слоном?

То же возражение годилось и для вопроса, может ли вода сделаться вином. София слышала историю о том, как Иисус Христос превратил воду в вино, но никогда не воспринимала ее буквально.

Если же Христос и впрямь сумел это сделать, то он совершил чудо, а оно не в счет. София твердо знала, что и в вине, и почти во всех естественных продуктах много воды.

Но даже если огурец на девяносто пять процентов состоит из воды, в нем должно быть что-то еще, от чего огурец и стал огурцом, а не просто водой.

Теперь насчет лягушки. Ее учи́теля философии почему-то особенно интересуют земноводные. Возможно, София согласна, что лягушка состоит из земли и воды, но в таком случае земля содержит более одного вещества.

Если земля включает в себя множество различных веществ, тогда, разумеется, можно предположить, что из земли с водой получится лягушка. Впрочем, только при условии, что из них разовьются лягушачья икра и головастики.

Ведь лягушка не может вырасти в огороде, как бы регулярно его ни поливать.

Когда София вернулась из школы, в почтовом ящике ее ждал толстый конверт. Как и в предыдущие дни, она сразу же направилась в Тайник.

Вот мы и снова вместе! Сегодня мы сразу приступим к занятию, не отвлекаясь на кроликов и тому подобное.

Я хочу в общих чертах обрисовать тебе, как человек размышлял над философскими вопросами – начиная с греческой античности и до наших дней. Но давай по порядку.

Поскольку древние философы жили в иную эпоху (а также, вероятно, в обществе, отличном от нашего, с иной культурой), не мешает допытаться, каков был у каждого из них предмет исканий.

Иными словами, мы должны вникнуть в то, что именно философ намечал уяснить себе.

Ведь один может заниматься проблемой происхождения растений и животных, а другого интересует, есть ли на свете Бог и обладает ли человек бессмертной душой.

Разобравшись в том, какую программу наметил себе определенный философ, нам будет легче следовать за ходом его рассуждений. Никто из философов не занимается всеми философскими вопросами сразу.

Я сказал «за ходом его рассуждений», поскольку в истории философии доминируют мужчины. Женщину всегда притесняли – и как представительницу своего пола, и как мыслящее существо. А жаль, потому что таким образом было утрачено много важного жизненного опыта. Лишь в нашем веке женщины наконец заняли подобающее место в этой области знаний.

Я не собираюсь регулярно задавать тебе уроки – во всяком случае, тебя не ждут трудные математические задачи. Не входит в сферу моих интересов и спряжение английских глаголов. Однако иногда тебе придется выполнять довольно сложные задания.

Если такие условия тебе подходят, приступим к делу.

Первых греческих философов называли «натурфилософами», потому что их интересовали в первую очередь природа и природные явления.

Мы уже обсуждали вопрос о том, откуда взялось все сущее. Сегодня многие склонны считать, что в свое время оно возникло из ничего. Это мнение было меньше распространено среди греков. По той или иной причине они предпочитали думать, что нечто сущее было всегда.

Значит, вопрос о том, как из ничего получилось все, не был основным. Греки куда больше интересовались тем, как вода может превратиться в живую рыбу, а безжизненная земля – в высокие деревья и яркие цветы. Не говоря уже о том, как в животе у матери может зародиться младенец!

Философы собственными глазами наблюдали происходящие в природе изменения. Но как такие изменения возможны? Как одно вещество переходит в другое – например, в живую, органическую материю?

Первых философов объединяла мысль о том, что за всеми изменениями в природе должно стоять некое исходное вещество, первоначало. Трудно сказать, почему они пришли к такому выводу. Нам лишь известно, что постепенно эта идея завоевала признание. Философы считали, что существует нечто, из чего берет начало и во что затем превращается все на свете.

Впрочем, сегодня наибольший интерес представляют не ответы, которые давали первые философы, а то, какие они ставили вопросы и какого типа ответов доискивались. Нас занимает скорее их способ рассуждения, чем то, что именно они думали.

Мы можем утверждать, что философы задавались вопросами о происходящих в природе видимых изменениях, пытались открыть некие постоянные законы природы, хотели понять природные явления, не прибегая к традиционным мифам. Прежде всего они старались постичь природные процессы через изучение самой природы. Это уже нечто большее по сравнению с попыткой объяснить гром и молнию, зиму и весну, соотнося их с событиями в мире богов!

Таким образом философия освободилась от религии. Можно сказать, что натурфилософы сделали первый шаг к  научному мышлению, заложили основу всего последующего естествознания.

Основные высказывания и сочинения натурфилософов утрачены в веках. Немногие дошедшие до нас сведения почерпнуты из трудов Аристотеля, жившего примерно двумястами годами позже первых философов.

Но Аристотель излагает лишь идеи, до которых додумались его предшественники, и мы далеко не всегда знаем, как ученые пришли к своим выводам.

Во всяком случае, известно, что предметом исканий первых греческих философов были вопросы о первоначале и об изменениях в природе.

Первым известным нам философом был Фалéс из греческой колонии Милет (в Малой Азии). Он много путешествовал но свету. Рассказывают, в частности, что он определил высоту египетской пирамиды, измерив длину ее тени в ту минуту, когда собственная тень Фалеса равнялась его росту. Ему также якобы удалось предсказать солнечное затмение 585 года до н. э.

Фалес считал началом всего сущего воду. Что именно он под этим подразумевал, неясно. Возможно, он считал, что все живое возникает из воды и, распадаясь, опять превращается в воду.

В Египте он наверняка видел: стоит Нилу отступить с заливных земель в его дельте – и из почвы начинают пробиваться всходы. Возможно, он также наблюдал состояние лягушек и почвы после дождя.

Вполне вероятно, что Фалес размышлял над тем, как вода превращается в лед и в пар, чтобы затем вновь обратиться в воду.

Кроме того, Фалесу приписывают фразу о мире, «полном божеств». Тут мы опять-таки можем лишь догадываться, что он имел в виду.

Возможно, наблюдение за тем, как земля порождает все, начиная от цветов и злаков и кончая рептилиями и тараканами, привело его к мысли, что в почве скрывается множество крохотных, невидимых глазу «семян сущего». Во всяком случае, он точно не думал о гомеровских богах.

Второго известного нам философа, который тоже жил в Милете, звали Анаксимандром.

Он утверждал, что наш мир – лишь один из многочисленных миров, которые возникают из «беспредельного» и исчезают, снова превращаясь в него, однако под «беспредельным» он не понимал какого-либо известного вещества.

Возможно, Анаксимандр считал: то, из чего сотворено все сущее, должно отличаться от сотворенного. В таком случае исходным веществом не может быть обыкновенная вода, скорее это нечто «беспредельное».

Третьим философом Милетской школы был Анаксимен (ок. 570–526 до н. э.). По его мнению, первоосновой, началом всего сущего должен быть воздух, или  эфир.

Разумеется, Анаксимен был знаком с учением Фалеса о воде. Но откуда возникает вода? Анаксимен считал, что вода получается от сгущения воздуха.

Мы же видим, как вода выжимается из воздуха во время дождя; если воду сжимать еще сильнее, она превращается в землю, утверждал Анаксимен. Наверное, он наблюдал, как при таянии льда из него выжимаются земля и песок.

Кроме того, он думал, что огонь получается разрежением воздуха. Согласно Анаксимену, и земля, и вода, и огонь образуются из воздуха.

От земли и воды недалеко до растений, которые произрастают из почвы. Возможно, Анаксимен считал, что для возникновения жизни необходимы все элементы: земля, огонь, вода и воздух, – но первостихией для него был воздух, или эфир. Иными словами, он разделял положение Фалеса о том, что в основе всех природных изменений лежит некое исходное вещество.

Все три философа Милетской школы думали, что должно быть одно – и только одно – исходное вещество, из которого создано все сущее. Но как одно вещество может внезапно перейти в нечто совершенно иное? Назовем эту проблему проблемой изменений.

На рубеже VI–V веков до н. э. в греческой колонии Элее в Южной Италии жило несколько философов, ломавших голову над подобными вопросами. Самым знаменитым из них был Парменид (ок. 540–480 до н. э.).

Парменид утверждал, что все сущее существовало всегда. У греков эта идея пользовалась большой популярностью. Они были почти убеждены в вечности всего сущего на земле. Ничто не может возникнуть из ничего, говорил Парменид, и точно так же что-либо уже существующее не может обратиться в ничто.

Однако Парменид шел дальше большинства философов. По его мнению, какие-либо подлинные изменения вообще исключены. Всё остается самим собой и не может стать ничем иным.

Конечно, Парменид осознавал, что всё в природе постоянно изменяется. Чувствами он отмечал изменение вещей, однако это противоречило тому, что подсказывал ему разум. Вынужденный выбирать, опираться ли ему на чувства или на разум, он избрал разум.

Нам известно выражение: «Не поверю, пока не увижу собственными глазами». Но Парменид не верил и собственным глазам. Он считал, что чувства дают нам превратную картину мира, картину, не совпадающую с мыслимым бытием. Свою задачу как философа он видел в разоблачении всяческого «обмана чувств».

Столь крепкая вера в человеческий разум носит название рационализма. Рационалист признаёт разум единственным источником познания человеком действительности.

Одновременно с Парменидом жил Гераклит (ок. 540–480 до н. э.

[7]Следует иметь в виду, что приводимые автором (и другими скандинавскими источниками) даты жизни древнегреческих философов далеко не всегда совпадают с принятыми у нас.) из малоазийского города Эфеса.

Он как раз утверждал, что основополагающим свойством природы являются постоянные изменения. Видимо, можно сказать, что Гераклит больше Парменида полагался на свои чувства.

«Все течет», – говорил Гераклит. Все пребывает в движении, ничто не продолжается бесконечно, поэтому «в одну реку нельзя войти дважды». Ведь, когда я вхожу в реку второй раз, и я, и река уже другие.

Гераклит указывал на то, что в мире отведено место и добру, и злу. Без непрерывного взаимодействия между противоположностями мир просто-напросто перестал бы существовать.

«Бог есть день-ночь, зима-лето, война-мир, сытость-голод», – говорил Гераклит. Он употребляет слово «бог», но, несомненно, подразумевает вовсе не тех богов, о которых шла речь в мифах. Для Гераклита бог – или божественное – есть нечто, охватывающее все бытие. Бог – это то, что проявляет себя в изменчивой и проникнутой противоречиями природе.

Вместо слова «бог» этот философ нередко пользуется греческим словом «логос», что значит «разум» или «слово», «речь». Хотя мы, люди, не всегда думаем одинаково и понятия о разуме у нас расходятся, существует некий «мировой разум», управляющий всем происходящим в природе, считал Гераклит.

Этот «мировой разум», или «закон природы», универсален, и все обязаны прислушиваться к нему. Однако, по Гераклиту, большинство предпочитает опираться на собственный здравый смысл. Он вообще не слишком жаловал своих собратьев.

«Воззрения большинства людей подобны детским забавам», – утверждал он.

Таким образом, посреди всех царящих в природе изменений и противоположностей Гераклит видел некое единство, некую общность. Эту общность, на которой основывается все, он называл «богом», или «логосом».

Парменид и Гераклит фактически отстаивали противоположные взгляды. Из  разума Парменида явствовало, что ничто не может изменяться. Из  чувственного опыта Гераклита явствовало иное – что в природе постоянно происходят изменения. Кто из них был прав? Стоит ли полагаться на то, что подсказывает нам разум, или лучше прислушиваться к  чувствам?

И Парменид, и Гераклит выдвигают по два положения. Парменид учит:

а) ничто не может изменяться

и б) поэтому чувственные впечатления ненадежны.

Гераклит, напротив, утверждает:

а) все изменяется («все течет»)

и б) чувственные впечатления вполне надежны.

Трудно представить себе более серьезные расхождения во мнениях! Однако сицилийскому философу Эмпедоклу (ок. 494–434 до н. э.) удалось найти выход из запутанного положения, в которое попали его предшественники. Он утверждал, что и Парменид, и Гераклит правы по одному из пунктов и ошибаются по второму.

Согласно Эмпедоклу, серьезное разногласие объясняется тем, что философы исходили из существования одного-единственного первовещества. Если бы их взгляды соответствовали действительности, разрыв между доводами разума и тем, что мы «видим собственными глазами», оказался бы непреодолим.

Естественно, вода не может превратиться ни в рыбу, ни в бабочку. Она вообще не в состоянии изменяться. Сама по себе вода навечно остается всего лишь водой. Таким образом, положение Парменида о том, что «ничто не изменяется», справедливо.

Одновременно Эмпедокл соглашался со вторым утверждением Гераклита: да, нам следует полагаться на чувства. Человеку нужно доверять своим глазам, а они свидетельствуют как раз о непрерывных изменениях в природе.

Эмпедокл пришел к выводу, что необходимо отказаться от тезиса о существовании одного первоначала. Ни вода, ни воздух не могут сами по себе превратиться в бабочку или в розовый куст, так что говорить об одном исходном веществе для всего на свете не приходится.

Согласно Эмпедоклу, в природе существуют четыре первовещества, или, как он их называл, «корня». Эти четыре корня суть земля, воздух, огонь и  вода.

Все изменения происходят от смешения и последующего разъединения этих четырех элементов. Ведь все состоит из земли, воздуха, огня и воды, только смешанных в разных пропорциях. Когда цветок или животное погибает, четыре первовещества распадаются.

Это изменение заметно невооруженным глазом. Однако земля и воздух, огонь и вода остаются неизменными, или «не затронутыми» смешением. Значит, нельзя сказать, что изменяется «все». По сути дела, не изменяется ничего.

Происходит всего-навсего слияние четырех стихий и их разложение – для последующего соединения.

Здесь уместно сравнение с художником. Если у него в распоряжении всего одна краска (например, красная), он не в состоянии изобразить зеленые деревья. Если же у него есть желтый, красный и синий цвета – ему доступны сотни различных оттенков, поскольку он может смешивать краски в разных пропорциях.

То же самое легко продемонстрировать на примере с едой. Если у меня нет никаких продуктов, кроме муки, испечь торт под силу только волшебнику. Но если у меня есть вдобавок яйца, молоко и сахар, я могу испечь сколько угодно разных тортов.

Эмпедокл не случайно остановился именно на этих четырех «корнях» природы: земле, воздухе, огне и воде. Его предшественники уже пытались доказать, что первоначалом является либо вода, либо воздух, либо огонь.

На воду и воздух как на важные элементы бытия указывали Фалес и Анаксимен. Греки верили и в первостепенную роль огня.

Они, например, понимали значение солнца для всего живого на земле и, естественно, знали о тепле, которое поддерживается в телах людей и животных.

Эмпедокл наверняка наблюдал горение дров. При горении происходит разъединение элементов. Нам слышно, как трещит и шипит дерево. Это «вода». Что-то поднимается в виде дыма. Это «воздух». Про «огонь» и говорить нечего, он виден. А когда костер потухнет, останется горстка пепла. Это «земля».

Даже после указания Эмпедокла на то, что изменения в природе связаны с соединением и разъединением четырех корней, кое-какие вопросы остаются невыясненными. Чем вызвано сложение веществ, из которого рождается новая жизнь? И отчего «смесь», например цветок, затем опять разлагается на составные части?

По мнению Эмпедокла, в природе действуют две различные силы, которые он назвал «любовью» и «враждой». Связывает вещества воедино «любовь», а заставляет их распадаться «вражда».

Эмпедокл разделяет здесь «элементы» (стихии) и «силы», что само по себе примечательно. Наука по сей день различает «элементы» и «силы природы». Современные ученые объясняют все явления природы взаимодействием между различными «элементами» и довольно немногочисленными «силами природы».

Эмпедокл также поднял вопрос о том, что происходит при нашем восприятии вещей. Как, например, я «вижу» цветок? Что при этом совершается? Ты думала об этом, София? Если нет, у тебя есть над чем подумать!

Эмпедокл учил, что глаза, как и все прочее, состоят из земли, воздуха, огня и воды. «Земля» в моем глазу различает созданное из земли, «воздух» – из воздуха, «огонь» воспринимает огненное, а «вода» – водяное. Если бы глазу недоставало одного из элементов, я бы не видел природу в ее цельности.

С идеей о том, что определенное первовещество – например, вода – может превращаться во все сущее, не соглашался и  Анаксагор (500–428 до н. э.). Он не признавал и другого: что земля, воздух, огонь или вода в состоянии порождать кровь и плоть.

По Анаксагору, все в природе состоит из крохотных, невидимых глазу частичек. Все может быть поделено на еще более мелкие частицы, но даже в самых крохотных из них заключается часть всего. Если кожа и волосы не образованы из чего-то еще, значит, они должны попадаться нам в молоке, которое мы пьем, и в пище, которую мы едим, утверждал он.

В подтверждение теории Анаксагора можно привести несколько примеров из современной жизни. С помощью лазерной техники получают так называемые голограммы.

Когда голограмма, скажем с изображением автомобиля, разбивается, мы все равно видим целую машину, даже если у нас остался только осколок пластинки, воспроизводивший бампер.

Это происходит потому, что в мельчайшей частице присутствует вся картинка.

Примерно так же построено и наше тело.

Если я вычленю клетку кожи с пальца, в ее ядре будет записана информация не только о том, как выглядит моя кожа, но и о том, какого цвета у меня глаза и волосы, сколько у меня пальцев, какой они формы и тому подобное.

В каждой клеточке тела содержится подробное описание всех остальных клеток организма. Иными словами, часть всего имеется в каждой клетке, целое присутствует в каждой из крохотных частичек.

Анаксагор называет эти частички, заключающие в себе целое, «семенами вещей».

Мы помним, что, согласно Эмпедоклу, отдельные части складываются в тела под воздействием «любви». Анаксагор тоже представлял себе определенную силу, которая «сообщает порядок» всему в мире и создает людей и животных, цветы и деревья. Эту силу он называл «дух», или «ум» (нус).

Анаксагор интересен еще и тем, что он – первый из известных нам афинских философов. Уроженец Малой Азии, он на пятом десятке перебрался в Афины, которые под конец жизни вынужден был покинуть из-за обвинений в безбожии. Анаксагор, в частности, учил, что Солнце – это не бог, а раскаленная глыба, по величине больше полуострова Пелопоннеса.

Анаксагор вообще увлекался астрономией. Все небесные тела, считал он, состоят из того же вещества, что и Земля (к такому выводу он пришел после изучения каменного метеорита).

Значит, говорил Анаксагор, есть основания предполагать, что на других планетах тоже живут люди. Еще он указал на то, что Луна светится не сама по себе, а светом, отраженным от Земли.

Он объяснил и происхождение солнечных затмений.

P. S. Спасибо за внимание, София. Не исключено, что тебе придется перечитать эту главу два, а то и три раза, прежде чем ты поймешь все в ней написанное. Но для уразумения чего-то стоит приложить усилия. Вряд ли ты бы восхищалась подругой, которая разбирается в разных предметах безо всякого труда.

Самый лучший ответ на вопрос о первовеществе и изменениях в природе ты получишь завтра, когда познакомишься с Демокритом. На сегодня всё!

София через дырочку в зарослях выглядывала в сад. Ей не хотелось уходить из Тайника, надо было собраться с мыслями после прочитанного.

Разумеется, Софии было ясно, что простая вода не может стать ничем иным, кроме льда и пара. Вода даже не может превратиться в «водяную дыню»[8]Так по-норвежски называется арбуз., поскольку и она состоит не из одной воды.

Но девочка была убеждена в этом лишь потому, что ее так научили.

Разве она была бы уверена, что лед целиком состоит из воды, если б не прочла это в учебнике? Во всяком случае, ей нужно было бы самой понаблюдать за замерзанием воды и таянием льда.

София снова попробовала рассуждать самостоятельно, не опираясь на знания, полученные из чужих рук.

Парменид отказывался признавать какие-либо виды изменений. Чем больше София размышляла над этим, тем больше убеждалась, что отчасти он был прав.

Его разум не мирился с положением, при котором «нечто» внезапно обращалось в «нечто совсем иное».

Значит, Парменид был очень мужественным человеком, потому что одновременно ему пришлось отрицать вообще все изменения в природе, а их мог наблюдать кто угодно. Наверное, Пармениду здорово досталось от насмешников…

Эмпедокл тоже неплохо шевелил мозгами: он сообразил, что мир состоит больше чем из одного первоначала, и таким образом сделал возможными все превращения – без изменения веществ по существу.

До всего этого древнегреческий философ дошел собственным умом. Конечно, он изучал природу, но у него ведь не было возможности проводить химические анализы, доступные сегодняшней науке.

София не очень верила в то, что все на свете состоит именно из земли, воздуха, огня и воды. Ну и что? В принципе Эмпедокл, очевидно, прав. Единственный способ признать наблюдаемые вокруг изменения и не свихнуться – это допустить существование нескольких исходных веществ.

Философия привлекала Софию прежде всего потому, что можно было самостоятельно обдумывать все рассуждения, а не вспоминать выученное в школе. На самом деле, заключила София, философию нельзя выучить, хотя, вероятно, можно научиться философскому мышлению.

Источник: https://librebook.me/sofies_verden/vol1/5

Фалес — Первый греческий и западный философ и ученый

ТРИ ФИЛОСОФА ИЗ МИЛЕТА:  Первым известным нам философом был Фалес из греческой колонии Милет
Фалес Фалес из Милета, Фалес Милетский(625/624 г. до н.э., Милет, Малая Азия (Сейчас Балат, Турция) — 546/545 г. до н.э., Милет, Малая Азия)

Гражданство: Греция

Категория: Служители духа, Ученые
Род деятельности: Философы
Уникальное отличие: Первый греческий и западный философ и ученый, один из основателей Гилозоизма и Пантеизма, основатель физики и геометрии.Ионическая традиция, Милетская школа

Пол: Мужской

Фалес Цитаты: 1. Какая жизнь самая лучшая? — Когда мы не делаем того, что осуждаем в других. 2. Кто счастлив? Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования. 3.  Вселенная находится внутри человека — в его умственном творчестве. 4. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. 5.

Что легче всего? — То, что согласно с природой. 6. Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. 7. Самое трудное — познать самого себя, самое легкое — давать советы другим. 8. Всегда и у всех учись лучшему. 9.Все страдания человека — от  невежества. 10. Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все. 11.

Вода является первым элементом и принципом.

Профессиональная, социальная позиция: Древнегреческий философ, математик, астроном.
Основной вклад (чем известен): Он считается первым философом и ученым в греческой традиции и известен как основатель милетской школы и как отец западной философии.
Вклады: Фалес Милетский — греческий философ, досократик из Милета в Малой Азии, один из семи мудрецов Греции.Он считается первым философом в греческой традиции, основателем Милетской школы и отцом западной философии.До Фалеса, для объяснения природы физического мира использовалась мифология.

Он был первым философом использующим основные научные принципы для объяснения природы и происхождения вещества, и, следовательно, он является основателем школы натуральной философии. Фалес демонстрировал интерес ко многим видам деятельности и всегда проявлял себя в них как новатор.

Вода основополагающий принцип.  Он предложил, что вода является основополагающим принципом Вселенной, основным веществом, из которого были получены все вещи.
Пантеизм. «Все вещи полны богов». Монистический взгляд Фалеса на природу привел его к анимистическому пантеизму. Поскольку вода является божественным источником всех живых существ, значит все одушевленные и неодушевленные объекты могут быть живыми и, следовательно, весь мир полон богов.Одновременно он предложил научный подход к исследованию действительности, стремясь найти природные, а не божественные причины реальных явлений.

Астрономия. Фалес предложил свои ответы на ряд вопросов о природе: о форме Земли, о ее размере, причине землетрясений, дате солнцестояния, размере солнца и луны. Однажды он предсказал солнечное затмение (28 мая, 585 г. до н.), дату которого он определил с помощью научных методов.

Фалес первым стал утверждать, что Луна светит отражённым светом. Он считал, что затмения Солнца происходят тогда, когда между ним и Землей проходит Луна.Считается, что Фалес «изобрел глобус».

Математика.

Он известен своими тремя теоремами: Если A, B и С являются точками на окружности, то линия АС является диаметром окружности (1), при этом полученный угол ABC является прямым углом (2).

Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне (3).

Основные труды: Некоторые исследователи считают, что он не оставил никаких работ, другие приписывают ему труды: «О солнцестоянии», «О Равноденствии» и «Морской звездный-гид».Происхождение: Фалес родился в Милете в греческой Ионии на западном побережье Малой Азии (на территории современной провинции Айдын в Турции). Его родители были Эксамий и Клеобулина, финикийские дворяне. Фалес был потомком знатных финикийцев, которые поселились в Милете, процветающем греческом порту. Его мать носила греческое имя.
Образование: По преданию он проходил свое обучение в Египте. Фалес также жил в Вавилоне, где он изучал геометрию и астрономию.
Основные этапы профессиональной деятельности: Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Благодаря этому, он принес в Грецию достижения и сокровища Восточного знания.
Основные этапы личной жизни: Он никогда не был женат, в молодости говоря своей матери, что ему еще слишком рано жениться, и в зрелости — что ему уже поздно. Фалес говорил, что его не прельщает необходимость заботиться о детях. Тем не менее, наверное, он стремился обрести семью приняв на воспитание своего племянника Cybisthus.В конце жизни Фалес стал очень знаменит своей практической проницательностью и мудростью.Фалеса упрекали в его бедности и, следовательно, в бесполезности философии. Однажды, на основе наблюдений за небесными телами, Фалес пришел к выводу, что ожидается большой урожай оливок. Он занял небольшой капитал и еще зимой скупил все оливковые прессы в Милете и Хиосе. Когда пришло время и был собран огромный урожай оливок, возникла резкая потребность в прессах. Он начал сдавать их в аренду на собственных условиях и получил большую прибыль, тем самым продемонстрировав, как это просто для философов, стать богатым, если они только этого пожелают.Sosicrates утверждал, что Фалес дожил до 90 лет.

Изюминка: Сократ рассказывал историю о том, что однажды Фалес так увлекся наблюдением звезд, что он не глядя себе под ноги, упал в колодец.

Его хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех за то, что он желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает.

Согласно легенде, Фалес рассчитал высоту Великой Пирамиды путем измерения тени пирамиды точно в то время, когда его собственная тень, стала равной его росту, и что послужило основанием утверждать, что длина тени пирамиды в данный момент равна ее истинной высоте. Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Вследствие этого он и принес в Грецию восточные знания. Однажды, чтобы облегчить переправу войска, он спроектировал плотину и пустил реку Галис по новому руслу.

(Visited 2 457 times, 1 visits today)

Источник: https://geniusrevive.com/fales-pervyj-grecheskij-i-zapadnyj-filosof-i-uchenyj/

Фалес из Милета

ТРИ ФИЛОСОФА ИЗ МИЛЕТА:  Первым известным нам философом был Фалес из греческой колонии Милет

Первым философом обычно называют Фалеса. Хотя до него известно множество мудрецов, но философами их считать не принято, а то, чем они известны, в лучшем случае называют предфилософией. Почему же именно Фалес заслужил такую признательность потомков?

Трудов ни одного из философов до Платона мы не знаем и судим о них по «фрагментам» в сочинениях более поздних авторов. Обычно это — краткие неточные пересказы отдельных мыслей. Чтобы восстановить по ним систему взглядов древнего мыслителя, приходится многое додумывать, и каждый историк делает это по-своему. О трудах Фалеса неизвестно даже, писал ли он их вообще.

Наиболее вероятно, что он создал «Морскую астрономию» (в стихах, как все ранние мыслители); называли еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии), но никто из ближе известных нам авторов их не процитировал, и точные фрагменты до нас не дошли.

Все же можно сказать, что философия Фалеса основывалась на астрономии, которой до него в Греции никто не занимался.

Если уж речь пойдет у нас о древней астрономии, то и счет времени будем вести так же, как в истории астрономии: вместо громоздкого «до н. э.» будем просто ставить перед датой знак минус (историки астрономии вводят еще и нулевой год, но нам это не понадобится).

От Пропонтиды (Мраморного моря) на севере до острова Родос на юге, вдоль всего восточного берега Эгейского моря и по островам тянулась в -VII веке цепь греческих колоний.

Некоторые, став крепкими полисами, сами вели колонизацию, и впереди всех здесь шел Милет, главный город Ионии — области на малоазиатском берегу: он основал по берегам Средиземного и Черного морей около шестидесяти колоний.

Согласно преданию, именно в Милете жил в – VII веке финикиец Кадм, приспособивший к нуждам греческого языка финикийский алфавит и тем создавший греческую письменность.

Фалес, отец которого был финикийцем по происхождению, родился около -625 года тоже в Милете.

Богатые портовые города и торговые корабли меж тысяч зеленых островов — рай для пиратов, и молодая, пышущая силами цивилизация греков сложилась как разбойничья.

И у Гомера (-VIII век), и у Аристотеля (-IV век) легко увидеть, что грабеж считался делом почетным, а потому аристократы, искусно владевшие веслом и мечом, вступали в мелкие и крупные войны по любым поводам. Каждый город всегда был готов отразить и совершить набег.

По словам историка математики Отто Нойгебауера, «дух героизма… часто превращал жизнь в Греции в ад на земле».

Вдали от моря жить было полегче, и там раньше сложилась мирная культура, давшая в -VII веке великого поэта — Гесиода, жившего в Беотии (собственно Греция, к северо-западу от Афин).

Две поэмы его достигли наших дней целиком: «Труды и дни» — сводка бытовых знаний и «Теогония» (происхождение богов) — переработка мифов о рождении мира.

«Астрономия» Гесиода не сохранилась, но по ссылкам на нее можно понять, что там самые простые сведения о восходе и заходе созвездий сочетались со сказочными сюжетами об их происхождении. А в «Трудах и днях» поэт поведал нам, что и часами, и календарем крестьянину служили те немногие созвездия, которые греки тогда знали.

Вся история становления греческих городов-государств (полисов) — поиск разбойниками средств защиты от разбоя. Грабеж, при котором разрешено все, должен был уступить грабежу регламентированному: разбой — войне, драка — борьбе, кулачное право — юридическому.

Родилась разбойничья этика, в которой ядром мирной жизни стал агон, то есть состязание по правилам. Сначала появился агон атлетов, в котором могли найти выход своей энергии и честолюбию аристократы, потерявшие власть.

Понемногу агон проник во все сферы жизни общества — стали состязаться поэты, певцы, танцовщицы и просто красивые девушки (каллистеи — конкурсы красоты на острове Лесбос). Суд тоже принял форму состязания.

Считается, что с принципом состязательности связаны основные отличия греческой науки от восточной — открытость, индивидуальность (у каждой идеи есть автор), рациональность (опора на доводы, а не на авторитет) и равенство участников. В этом она была вполне оригинальна.

Впрочем, первые известные нам мыслители являли собой вовсе не ученых, а политиков, укоротивших власть драчливых аристократов, и моралистов, давших короткие ясные правила добродетельной жизни. Так, Солон знаменит антиаристократическими законами Афин, Питтак — пресечением нескончаемых войн городов на Лесбосе. Однако любой список древних мудрецов Греции неизменно возглавляет Фалес.

В молодости, около -600 года, Фалес путешествовал по Египту и, не исключено, что по странам Передней Азии,— быть может, как купец. Позднее, что обычно для Востока, стал мудрецом при дворе правителя (знаменитого милетского тирана Фрасибула), но затем, уйдя из политики, занялся изучением природы — вот уж что для мудреца той поры необычно.

На это время пришлась самая середина письменной истории человечества: ведь первые клинописные таблички Двуречья и первые иероглифические надписи Египта датируются примерно -3200 годом. Иными словами, для Фалеса эти первые тексты были бы (знай он о них) столь же древними, как для нас — тексты самого Фалеса (дойди они до нас). И вот, вторая половина истории дала миру философию.

Поначалу она включала в себя все, что мы бы теперь назвали наукой, и философ в равной мере считал своим делом рассуждения о природе и обществе, о происхождении неба и обычаев, о достижении истины и добродетели.

Так и Фалес: нам он интересен прежде всего как натуралист, как первый, кто попытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения.

Вот два из них: «Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей»; «Находясь у власти, управляй самим собой».

Примерно в сорок лет (греки называли этот возраст порой расцвета) он прославился предсказанием полного солнечного затмения. Вероятно, речь идет о затмении 28 мая -585 года, которое было видно к северу и востоку от Ионии, но не в ней самой.

Конец жизни Фалеса пришелся на царствование легендарно богатого Креза, царя Лидии, подчинившего, в частности, и Ионию. Умер Фалес восьмидесятилетним стариком от жары, наблюдая на милетском стадионе агон атлетов.

А через полгода Крез лишился царства, разгромленный персидским царем Киром. Но свобода Ионии была недолгой — началась эпоха греко-персидских войн, ярко описанная «отцом истории» — Геродотом.

У Геродота мы и находим первые упоминания о Фалесе, дошедшие до нас в подлиннике. Геродот поведал об идее Фалеса объединить двенадцать ионийских городов в единое государство.

Ах, скольких бед избежали бы греки, послушавшись Фалеса если бы не тратили сил на бесконечное истребление друг друга. Но история распорядилась иначе, и никаких добровольных союзов, кроме кратких военных, древность не знала.

Поэтому и сам Фалес куда более известен не как политик, а как предсказатель затмения. По Геродоту, в ходе войны лидийцев с мидянами «во время одной битвы внезапно день обратился в ночь.

Это пресечение дня предсказал ионянам Фалес Милетский и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешили заключить мир».

В Новое время в учебники вошло как факт, что Фалес предсказал затмение, а некоторые с этого начинают саму историю европейской науки.

Начало блестяще, даже слишком. Здесь нельзя избежать недоуменных вопросов.

Где та научная школа, в которой вырос Фалес? Не мог же он из мира сказочных представлений шагнуть прямо в мир исчислений математической астрономии! Кто объяснил ему, что, кроме воли Зевса, существуют еще и законы природы, в рамках которых отнюдь не все возможно? Кто сообщил фактические данные о движении светил, требующие столетних наблюдений?

Тут историки делятся на три группы. Первая уверяет, что Фалес многому выучился на Востоке, вторая — что «гениальное начинание Фалеса имело поколения безымянных соавторов» в самой Греции, а третья — что Фалес затмения не предсказывал. Последняя группа — самая малочисленная, но к ней относятся чуть ли не все историки астрономии, поэтому рассмотрим вкратце ее доводы.

Затмение наступает, если Земля, Луна и Солнце окажутся на одной прямой: когда Земля между Луной и Солнцем — затмение лунное, когда же Луна между Землей и Солнцем — солнечное. Если бы все перемещения проходили в одной плоскости, затмения наблюдались бы каждый месяц; но Луна движется в плоскости, наклоненной на пять градусов к той, где происходит видимое с Земли движение Солнца.

Окружность, по которой Солнце вершит свой путь среди звезд, называют эклиптикой (от греческого «эклейисис» — затмение), ибо при ее пересечении Луной и происходит затмение: в полнолуние — лунное, в новолуние — солнечное; при пересечении в другие дни затмений нет. Но в любом случае для предсказания таких событий надо уметь оные пересечения предвычислять. А что умел Фалес?

Из книги «Фрагменты ранних греческих философов» легко узнать, чем запомнился он античным авторам.

Так вот, Фалес как астроном учил, что Малая Медведица — более точно указывает на север, чем Большая; ночью время суток можно узнать не только по восходу и заходу созвездий (что знал еще Гесиод), но и по восходу и заходу Луны; существуют день наивысшего и день наинизшего положения Солнца.

Мы называем их солнцестояниями, а Фалес — солнцеворотами (до него греки знали, видимо, лишь равноденствия, которые обнаружить гораздо проще: они наступают в тот момент, когда тени от вертикального стержня при восходе и заходе Солнца лежат на одной прямой); в году 365 дней (вернее — целых суток); год не выражается точно целым числом суток (во фрагменте: «его период, относящийся к солнцеворотам, не получается всегда равным»); видимый диаметр Солнца равен половине углового градуса (во фрагменте: «величина Солнца составляет одну семьсот двадцатую часть») и равен видимому диаметру Луны; Солнце и звезды «состоят из земли, но при этом раскалены»»; Луна же просто «состоит из земли»»; затмение Солнца вызвано его покрытием Луною.

Не знаешь, чему больше удивляться: как много узнал и понял один человек или как мало знали до него греки.

Они едва начинали знакомиться со звездным небом и явно не способны были дать своему первому астроному то, с чего можно начать разговор о предсказании затмений.

Тут нет речи ни об эклиптике, ни о Зодиаке (созвездиях, через которые эклиптика проходит) — все это открыто позже. Как же ему удалось предсказать?

Но об этом читайте уже в нашей следующей статье.

Юрий Чайковский.

P. S. Старинные летописи рассказывают: Все-таки Фалес из Милета был удивительно образованным человеком, но что особенно интересно, это где он получил свои обширные знания.

Ведь развитого школьного образования в те времена еще не существовало, это сейчас мы имеем какие угодно школы, институты, университеты, (в которых даже некоторые деятели делают дипломные на заказ, для этого достаточно перейти по ссылке) но тогда это все было гораздо проще и примитивнее.

Может Фалес занимался самообразованием? Скорее всего так оно и было, хотя впрочем и в наше время самообразование является действенным способом освоить ту или иную специальность.

Источник: https://travel-in-time.org/interesnyie-istoricheskie-lichnosti/fales-iz-mileta/

Scicenter1
Добавить комментарий