Убеждающая коммуникация: Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и

Коммуникация как общение. Виды общения, их цели, формы и средства

Убеждающая коммуникация:  Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и

Предыдущая25262728293031323334353637383940Следующая

Соотношение понятий «коммуникация» и «общение». Многофункциональность общения. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения. Познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение, их цели, формы и средства.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

· коммуникативная сторона (общение состоит в обмене информацией между людьми). Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Необходимо добавить, что сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе.

Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое- то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении.

Далее, это может быть интердикция, то есть тоже побуждение, но побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация- рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.

Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в сам текст сообщения явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

· интерактивная сторона (заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника).

центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих.

Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные методологические просчеты. Главными из них являются два.

Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т. е. деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций.

Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации.

И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество, действительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам.

Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия.

Поскольку символ остается «последней» социальной детерминантной взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.

· перцептивная сторонаобщения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса.

Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Стратегии общения:

1. открытое – закрытое общение;

2. монологическое – диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.

У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей.

У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Виды общения:

1. “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используютмся привычные маски (вежливости,строгости,безразличия,скромости, участливости и т. п.

) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции ,отношение к собеседнику.

В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться от собеседника”

2. Примитивное общение,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально – ролевое общение,когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение,когда учитывают особенности личности, характера , возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общениедрузей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общениенаправлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Также выделяются познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное виды общения.

Познавательное общение

Источник: https://mylektsii.ru/5-138944.html

Убеждающая коммуникация

Убеждающая коммуникация:  Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика искусство убеждения посредством речи. Убеждающая коммун. выражается в приказе, совете, просьбе.

Убежд. комун. подразумевает общение как знакомых (начальник и подчиненный), так и незнакомых людей (обращение человека в органы власти с жалобой)

Цель: вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор. Переговоры, напутствие, комплимент, беседа(например, когда при общении мы улыбаемся и говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно надеемся вызвать расположение собеседника.), презентация, «круглые столы».

Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; психологические приемы присоединения, создание атмосферы доверия. Внешний вид также может выполнять функцию убеждающей коммуникации:неопрятным видом мы намеренно отталкиваем других, а опрятным стараемся расположить к себе тех, от кого зависят наши шансы на успех. Букет цветов может выполнять как аффективно-оценочную, так и убеждающую роль, так как помогает расположить к себе, повлиять на будущее поведение партнера.

Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

Американский журналист Г. Лассуэлл для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет),предложил модель коммуникативного процесса, которая включает пять элементов.

  • 1) Кто? (передает сообщение) Коммуникатор
  • 2) Что? (передается) Сообщение (текст)
  • 3) Как? (осуществляется передача) Канал
  • 4) Кому (направлено сообщение) Аудитория
  • 5) С каким эффектом? Эффективность

Коммуникатор .Социальные психологи обнаружили, что большое значение имеет то обстоятельство, кто именно делает сообщение. Как человек становится «экспертом»? Один из простых способов — начать высказывать суждения, с которыми аудитория согласна, благодаря чему вы выглядите разумным.

Другой — быть представленным в качестве человека, осведомленного в данном вопросе. Сообщение об изменении климата, исходящее от специалиста Гидрометцентра, гораздо более убедительно, чем то же самое сообщение от старшеклассника местной школы, который вместе с несколькими одноклассниками написал реферат на тему «Глобальное потепление».

Доверие также выше, если аудитория уверена, что «коммуникатор» не пытается манипулировать ею.

Сообщение. Сообщения становятся более убедительными, если они ассоциируются с позитивными чувствами.

Хорошее настроение повышает убедительность — частично за счет того, что стимулирует позитивное мышление, а частично за счет ассоциативной связи, возникающей между хорошим настроением и предлагаемым. Иногда сообщение может оказаться убедительным, если оно апеллирует к негативным эмоциям.

Убедить людей бросить курить, чаще чистить зубы, сделать прививку от столбняка или осторожнее водить машину можно при помощи сообщений, возбуждающих страх. Показ курильщикам ужасных последствий, которые иногда ожидают тех, кто выкуривает слишком много сигарет, повышает убедительность.

Однако игра на страхе не всегда способна сделать сообщение более действенным. Если не указать аудитории, как избежать опасности, пугающее сообщение может просто ею не восприниматься.

Канал. Еще одно важное обстоятельство, повышающее эффективность коммуникации — канал передачи сообщения. Не являясь столь же существенным, как влияние других людей при личном контакте, воздействие средств массовой коммуникации может оказаться эффективным в случае тем незначительных (например, какую марку аспирина покупать) или незнакомых аудитории. коммуникация речь убеждение аргументация

Аудитория. На сегодняшний день наблюдается тенденция к дифференциации социальных и политических установок в зависимости от возраста. Она имеет два объяснения. Первое — «объяснение жизненным циклом»: с возрастом установки меняются (становятся консервативнее).

Другое — «объяснение сменой поколений»: установки пожилых людей, усвоенные ими в юности, в основном не изменяются; разрыв между поколениями возникает из-за отличия старых установок от тех, которые усваиваются нынешней молодежью. Объяснение сменой поколений имеет больше доказательств.

Убедительность вербального сообщения возрастает также в том случае, если удается каким-либо образом отвлечь внимание аудитории настолько, чтобы подавить возможные возражения. В политической рекламе часто используется этот метод.

Слова рекламы расхваливают кандидата, а зрительный образ занимает настолько, что человек не анализируем смысл сообщения.

Вывод в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр.

Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем.

Источник: https://vuzlit.ru/91959/ubezhdayuschaya_kommunikatsiya

Модели и формы коммуникативной деятельности

Убеждающая коммуникация:  Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и

Для понимания специфических особенностей коммуникативной деятельности важное значение имеет моделирование поведения субъектов общения.

Существуют следующие модели общения:

Ø в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;

Ø в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;

Ø в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;

Ø в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;

Ø в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.

Убеждающая модель общения:

А) цель вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

Б) условия опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− торжественная речь;

− поздравление;

− напутствие;

− комплимент;

Г) технологические особенности организации коммуникативного действия:

− опора на эмоциональный настрой партнера;

− учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;

− эмоциональное отношение к предмету общения.

Познавательная модель общения:

А) цель – передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;

Б) условия – учет познавательных возможностей партнеров по общению, их интеллектуальных способностей и установок на общение;

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− отчет о деятельности;

− сообщение о результатах деятельности;

− лекция о принципах понимания или путях решения проблемы;

− реферат по результатам изученных первоисточников информации;

− информационно-аналитическое выступление;

Г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− концентрация внимания на предмете информирования;

− рационализация изложения материала;

− логически безупречная аргументация;

− доказательность всех выдвигаемых положений;

− подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

Экспрессивная модель общения:

А) цель передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);

Б) условия опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;

− мотивированный призыв;

− анализ возможных последствий;

Г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− краткость изложения;

− ситуативная обусловленность;

− яркость жестикулирования;

− демонстративный характер поз;

− интонирование голосом;

− аффектация и акцептация;

Суггестивная модель общения:

А) цель оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;

Б) условия некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

− внушение через мотивационную сферу сознания;

− внушение через идентификацию;

− внушение через ссылки на авторитет;

− внушение через персонификацию;

− внушение через предупреждение;

г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;

− постоянное разъяснение внушаемых установок;

− формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;

− интонационная стимуляция внушаемой информации;

− дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.

Ритуальная модель общения:

а) цельзакрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечивать психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;

б) условия — художественно-оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одно­временно);

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

− ритуальные акты;

− церемонии;

− обряды;

− обрядовые комплексы;

г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;

− предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;

− концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;

− театрализация коммуникативного поведения.

Коммуникативная компетентность – способность к эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинаминеэффективной коммуникациимогут быть:

· стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. Неприятие того, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и собственное;

· отношения между людьми – если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя;

· пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Выделяют следующие зоны дистанции при человеческом контакте:

Ø интимную (15 – 45 см): в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение.

Ø личную, или персональную (45 – 120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

Ø социальную (120 – 400): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

Ø публичную (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Лекция 21. Вербальные средства коммуникации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_4422_modeli-i-formi-kommunikativnoy-deyatelnosti.html

Scicenter1
Добавить комментарий