Учение об идеальном государстве как исток идеализма Платона

Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве

Учение об идеальном государстве как исток идеализма Платона

Объективный идеализмпровозглашает независимость идеи, Бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека.

Одной из основных мыслей Платона является известное утверждение о том, что видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта идея является одной из веч­ных в философии.

Реально существуют только сами эти предметы, а их названия реально в мире не существуют, так как они находятся в качестве понятий или идей только в нашем сознании. Так считаем мы. Но ведь вполне можно предположить, что все обстоит совсем наоборот.

Реально и сначала существуют идеи или понятия ве­щей, и не в нашем уме, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступном нам мире, а все вещи, которые нас окру­жают — всего лишь порождения этих первичных сущностей — идей и являются их отражениями или тенями и поэтому реально не существуют.

Эта мысль — главная в учении Платона.Нам кажется, говорит он, что мир один — тот, который мы ви­дим вокруг себя, на самом же деле мира два: один — выс­ший и невидимый мир идей, другой — низший и воспри­нимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Идеальный мир Платон называет Бытием, материю — Небытием.

Она — ничто, с его точки зрения, но она есть. Как это понимать? Мысленно перемешаем все разнооб­разные вещи нашего мира до состояния однородной массы. Получится некое мировое месиво, в котором не будет ни кон­кретных предметов, ни их свойств. Что можно будет сказать об этой массе? Ничего.

Какая она? Единственно возможный от­вет — никакая. И в этом именно смысле она ничто, Небытие. Наш мир возникает как раз на стыке материи и мира идеально­го: какая-либо высшая сущность — идея из бесформенной час­тицы материи творит нормальную, воспринимаемую нами вещь.

Поэтому предметы физического или чувственного мира все же более совершенны по сравнению с никакой материей, так как в их появлении решающую роль играют вечные и неизменные, действительно сущие идеи.

Вещи телесного мира являются их проекциями, контурами, бледными подобиями или, всего лучше, — тенями. Для иллю­страции своего воззрения Платон предлагает следующую алле­горию. Представьте себе, говорит он, что мы сидим в пещере спиной к входу и смотрим на ее стену.

За нами в солнечных лучах проходят какие-то животные, пролетают птицы, растут цветы. Мы же видим на стене пещеры тени этих предметов, но поскольку сидим спиной к выходу, то не знаем об их существо­вании — нам кажется, что наблюдаемые тени и есть сами пред­меты и представляют собой единственно возможную реальность.

Но вот, допустим, кому-либо удалось оглянуться и увидеть сам предмет, который, конечно же, тысячу крат совершеннее по срав­нению со своей тенью. Увидевший поймет, что все время при­нимал тень за саму вещь, сравнит одно с другим и удивлению его не будет предела.

Он осознает, что настоящий мир совсем не такой, каким он его раньше видел, восхитится и уже никогда более не будет смотреть на жалкие тени, но все свои силы на­правит на созерцание самих предметов; более того, он выйдетиз пещеры.

Также и в нашей жиз­ни: мы видим вокруг себя различные вещи и полагаем их реально и единственно существующими, не понимая, что они-всего лишь ничтожные отражения, несовершенные по­добия или бледные тени идей — сущностей мира действи­тельного и в высшей степени подлинного, но недоступного и невидимого.

Если бы кому-то из нас удалось увидеть за физическими вещами их настоящее начало — идеи, сколь бесконечно он презрел бы тот материальный, телесный мир, нам близкий, понятный и привычный, в котором мы жи­вем, считая его единственно возможным.

Поэтому задача каждого из нас — за неподлинным уви­деть подлинное, за нереальным — действительное, за матери­альным — идеальное, за контуром — настоящие очертания, за фантомом сущего — истинное Бытие. Как это сделать? Дело в том, что человек не полностью принадлежит миру вещей. У него есть душа — сущность вечная и идеальная, она-то и связывает его с невидимым миром.

После смерти тела, душа отправляется именно туда, пребывает там какое- то время и при этом созерцает сами идеи и приобщается к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-нибудь тело, забывает о своем знании. Но забыть не означает не знать вовсе, ибо в забывании кроется возможность вспомнить.

Получается, что человек рождающийся уже все знает, но только потенци­ально. Ему не следует познавать с нуля и шаг за шагом приоб­ретать знания. Он должен всего лишь обнаружить их в себе, проявить, вспомнить забытое. Поэтому познание по Платону- это припоминания души. Позже это воззрение получило название «теории врожденных идей».

Но, несмотря ни на какие усилия, мы все же не сможем вполне постичь идеальный мир, хорошо если нам откроется хотя бы маленький элемент или фрагмент его.

Душа человека состоит, говорит Платон, из трех частей: разумной, аффективной, или эмоциональной и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае неравномерное. Если преобла­дает разумная часть души, то человек — философ, если эмо­циональная, он — воин, а если вожделеющая, то — земледе­лец или ремесленник.

Получается, что род человеческий есте­ственным образом распадается на три сословия, каждое из ко­торых должно заниматься тем, к чему предопределено своей природой: философы как люди всеведущие и мудрые должны управлять государством; храбрые, сильные и мужественные вои­ны должны его защищать; а те, кто прекрасно знает, как обра­батывать землю, умеет добывать урожай и изготавливать ре­месленные изделия, должны трудиться и кормить государство. Каждый, занимающийся своим делом, будет приносить макси­мальную пользу обществу, и в этом случае нас ждет процвета­ние. Если же каждый будет делать то, что не умеет, пользы не будет никакой, а общественная жизнь станет беспорядком . Пер­вый принцип, на котором должно строиться идеальное государ­ство, — это разделение труда между сословиями, из которого вытекает полное отрицание демократии. Ведь она — это вы­борность руководящих государством людей. Как можно выби­рать руководителя, недоумевает Платон. Ведь управлять дол­жен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто симпатичен нам и которого мы поэтому выбираем, чтобы он управлял нами.Вторым принципом идеального общественного устройства должно быть отсутствие частной собственности, так как она — источник всех бедствий. Если все равны, то кому придет в голо­ву позавидовать ближнему оттого, что у него чего-то больше, и кому надо будет бояться соседа, который может что-либо от­нять. Равенство исключает и зависть, и страх, и вражду. Из-за чего людям ссориться и обижаться друг на друга, если все оди­наковые по своему имущественному положению? Общество и государство, построенные на естественном разделении труда и отсутствии частной собственности, будут процветающи­ми и счастливыми. Так должно быть, но в действительности все иначе: каждый делает не свое дело; руководители не умеют управлять, ввергая народ в пучину страданий, воины скверно защищают его, а земледельцы не трудятся; любой преследует личный интерес, раскалывая общественное единство; все враж­дуют со всеми, а в результате на земле множатся бедствия и несчастья. Нарисованная Платоном картина — идеал, к кото­рому следует стремиться и по которому должно преобразовы­вать нашу жизнь. Но поскольку — это всего лишь образец и мечта, то его учение о совершенном обществе называется уто­пией.

Источник: https://xstud.ru/103578/filosofiya/obektivnyy_idealizm_platona_uchenie_idealnom_gosudarstve

Учения об идеях и идеальном государстве

Учение об идеальном государстве как исток идеализма Платона

В учении об идеях Платон исходил из того, что человек в своей созидательной деятельности идет от идей к вещам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощающие их), что в голове человека возникает много идей, которые не имеют материального воплощения, и неизвестно, получат ли они это воплощение когда-нибудь.

Эти факты интерпретировались им следующим образом: идеи как таковые существуют независимо от материи в некотором особом мире и являются образцами для вещей. Вещи возникают на основе этих идей. Истинным, действительным является мир идей, а мир вещей — тень, нечто менее существующее (т. е. максимальным бытием обладают идеи, а мир вещей — нечто малосуществующее, т. е.

изменяющееся, исчезающее). Идея в голове человека — это как бы акт воспоминания о мире идей.

Говоря о мире идей, Платон отчасти был прав. Ведь говорим же мы: «идея носится в воздухе». Помимо идей в головах людей существуют еще идеи, которыми «дышит» духовная атмосфера времени.

https://www.youtube.com/watch?v=-IQPPH2dv9I

Последователи Платона, так называемые неоплатоники придумали целую иерархию понятий (от самого абстрактного-общего, обладающего наибольшим бытием, до самого конкретного-частного-единичного, обозначающего конкретную вещь, ничтожную, исчезающее малую в смысле существования).

В теории идеального государства Платон отобразил эту умственную иерархию. Согласно указанной теории человеческое общество в лице государства довлеет над отдельной личностью.

Личность считается чем-то ничтожным по отношению к обществу-государству.

От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистической, в которых человек рассматривается только как частица целого, как нечто, которое целиком должно подчиняться целому.

Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене и по этой стене ходят тени.

Мир вещей — это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей — то, что находится за пределами пещеры. Так Платон объяснял свою теорию идей. Он был прав, когда отделял идеи от вещей, духовное от материального и даже противопоставлял их. Правда, он слишком абсолютизировал это противопоставление.

В какой-то мере понять его можно: на раннем этапе развития философской и человеческой мысли людям непросто было выразить эти противоречия жизни — грубо обрубая одно, они абсолютизируют другое. Для Платона общее — важнее, истиннее, реальнее частного, единичного.

Он почти буквально понимал общность имущества, считая, что даже жены должны быть общими. Он также считал, что люди должны жить большими группами-коммунами. Все социалисты, коммунисты последующих веков черпали основные идеи у Платона.

Негативная сторона платоновского идеализма: принижение телесного, физического по сравнению с духовным, представление тела как темницы души и, в конечном счете, принижение жизни по сравнению со смертью.

Критикуя Платона, нельзя в то же время не отметить, что он высказал много драгоценных мыслей-идей о поведении человека, о любви, творчестве, бессмертии, в частности, выдвинул весьма перспективную теорию творчества, сравнив его с рождением-воспитанием человека, с любовью. Согласно Платону любовь и творчество — начала жизни; все сводится к ним. Они делают человека бессмертным: любовь — через продолжение рода; творчество — благодаря открытиям, изобретениям, искусству, архитектуре.

После возвращения в Афины Платон основал Академию — философскую школу, сочетавшую, как это и было свойственно греческой философской культуре, черты научного сообщества и религиозной общины. Именно ученики Платона (академики) создали традицию почитания великого мыслителя и изучения его произведений.

Платон — первый из греческих философов, от которого в целостном виде до нас дошли подлинные тексты. По количеству их значительно больше, чем фрагментов, сохранившихся от досократиков. Но далеко не обо всех произведениях Платона можно твердо сказать, что они действительно принадлежат ему.

Многие из них исследователи считают подложными. Однако и соотношение произведений, несомненно принадлежащих Платону, не следует считать простым. Зачастую в одних диалогах в краткой форме рассматривается то, что подробно изложено в других. Нередки и противоречия между диалогами.

Строго говоря, сочинения Платона не содержат целостного учения, философской системы в том смысле, в каком это понятие использовалось позднейшими философами, «Учение Платона» — это, по существу, результат упорядочения различных мотивов его творчества.

Удивляться таким противоречиям, однако, не приходится: великий философ был основателем и руководителем Академии, представлявшей собой не только сообщество ученых, а прежде всего религиозный орден.

Творения родоначальника Академии, несомненно, были отредактированы, возможно, даже не один раз, и определить, что именно в них восходит к самому Платону, а что является итогом позднейшей обработки, едва ли когда-нибудь удастся.

В этом отношении Платона можно сравнить с Пифагором. Следует отметить, что диалоги все-таки предназначались для внешнего употребления, т.е.

для простого, непросвещенного читателя — иначе говоря, для тех, кого необходимо было обратить в свою веру, доказав им с помощью логических аргументов истинность платоновского учения. Кроме диалогов, создателю Академии приписываются сочинения, адресованные посвященным, т.е. членам платоновского ордена.

Правда, эти тексты не сохранились. А родственные платонизму явления в культурах Востока (например, Индии) позволяют предположить, что и распространялись они в устной форме.

Отправным пунктом платоновского философствования является смерть Сократа. Для Платона это событие, как никакое другое, демонстрирует и символизирует всевластие зла и страдания в мире. Поиск избавления от этого зла, осмысление его природы составляют основу платоновского философствования.

Источник: https://studwood.ru/954179/filosofiya/ucheniya_ideyah_idealnom_gosudarstve

Вопрос 4. Античная философия. Идеализм Платона

Учение об идеальном государстве как исток идеализма Платона

Античная философия –это совокупность философских учений, созданных в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе 7 века до н.э. по начала 6 в н.э.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др.

Наибольшего расцвета достигла в гуманистический или сократовский период, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека (V в. до н.э.)

Одним из величайших философов этого времени был Платон. Достоверных сведений о жизни Платона очень мало.

Известно, что Платон (427—347 до н. э.) принадлежал к старинному аристократическому роду, связанному с настоящим и прошлым Афин, и семейная традиция предназначала ему политическую деятельность. Но юный Платон предпочел занятия наукой, искусством и философией.

Переломным моментом в жизни и судьбе Платона стала его встреча с Сократом. Сократ дал Платону твердую основу в жизни, которая заключалась в том, что истина носит объективный, необходимый и всеобщий характер.

Платон остается верным учеником Сократа до самой смерти последнего в 399 году. После смерти Сократа Платон долгое время дружил с пифагорейцами. Эта дружба оказалась весьма плодотворной.

От пифагорейцев он воспринял склонность к математически точному логическому мышлению и освоению мира в его пространственно-геометрических и структурно-числовых отношениях.

Платон купил на окраине города сад с домом, где основал философскую школу и где поселился сам. Вся близлежащая местность находилась под покровительством древнего героя Академа, которому эта земля была подарена якобы легендарным царем Тесеем. Это место афиняне называли Академией.

Именно так и стала называться школа Платона, просуществовавшая до самого конца античности, а именно до 529 года н. э., когда византийский император Юстиниан закрыл ее как рассадник языческой ложной мудрости. Из Академии вышли многие замечательные философы и государственные деятели. Сам Платон оставался главой школы — схолархом — до конца жизни.

Наследие Платона включает 34 диалога (подлинность некоторых из них вызывает споры), произведение «Апология Сократа» и 13 писем.

Учение об «идеальном государстве» как исток идеализма Платона. Идеальное государство — вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея — это идея Всеобщего Блага.

Правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага. Идеальное государство, по мнению Платона, должно быть сословным.

Высшее сословие философов формируется в этом государстве путем специального отбора, начиная с детского возраста. Помимо этого сословия, управляющего с точки зрения Высшего Блага, Платон выделяет сословие производителей, для которого допустимо своекорыстие и стремление к «так называемому благу».

Кроме того, в идеальном государстве Платона предусмотрено сословие стражей, которое необходимо для охраны, а также для завоевательных войн, в которых добывают рабов. В государстве Платона рабство сохраняется, хотя не рекомендуется обращать в рабство эллинов. Стражи, в отличие от производителей, у которых отдельные семьи, имеют общих жен и детей.

Ведь если у каждого будет своя семья, то и стараться он будет для нее в ущерб общим целям. А стражи служат государству, подобно философам. Поэтому их удел — общее проживание, совместные трапезы и т. п. Каждый из стражей лично для себя получает только пропитание.

Учение Платона есть философский идеализм. И Платона по праву считают основателем этого направления в философии.

Философский идеализм — это признание первенства идеального по отношению к материальному.

Именно Платон первым ввел в философский обиход термин «эйдос», или иначе «идея». «Идея» переводится с греческого как «облик», «образ», «очертание», «форма». Что касается Платона, то у него «идея» означает не столько внешнюю форму, сколько сущность вещи, или закон ее существования.

Никто не будет отрицать, что перед тем, как человек берется что-либо создавать или творить, ему приходит в голову «идея», т. е. замысел, который затем воплощается в определенном материале, веществе природы, таком как дерево, металл и т. п. В учении Платона мир идей содержит, с одной стороны, совершенные образцы вещей, а с другой — идеалы человеческого поведения, т. е.

добродетели. Вещи в учении Платона «подражают» своим идеям как неким образцам. И в силу такой «сопричастности» изменчивая вещь остается сама собой и не утрачивает связи с родом. У идеи в платонизме особый статус. Отражаясь в мышлении человека, она становится понятием, а, определяя отношения вещей, она выступает в роли их сущности.

Вещи в платонизме оказываются устремлены к идее как некоему совершенству, подобно тому, как стремится к идеалу всякий достойный человек.

Платон выделяет два пути познания. Во-первых, это познание, связанное с чувствами, обращенными к миру вещей. А, во-вторых, это познание, которое осуществляет разум, который обращен к миру идей. Третий путь познания, именуемый «анамнесисом» переводится с греческого как «припоминание».

В диалоге Платона «Менон» мальчик-раб решает геометрическую задачу, как бы припоминая то, чего он явным образом никогда не знал. Уточняя соотношение трех способов познания у Платона, подчеркнем, что главный из них, конечно, припоминание.

Ведь человек узнает вещи, которые воспринимает чувствами, и продвигается к истине посредством логических рассуждений только потому, что душа уже когда-то знала истину, но затем, вернувшись в этот мир, ее забыла.

Разум в платоновской диалектике восходит от мира вещей к миру идей, поднимается от единичного к общему, устремляясь к вершине идеальной иерархии — идее Высшего Блага. В целом мир не познаваем, а познаются только идеи, которые управляют этим миром.

Вывод:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_10222_vopros--antichnaya-filosofiya-idealizm-platona.html

Идейные истоки платоновского идеализма

Учение об идеальном государстве как исток идеализма Платона

Даже люди, не изучавшие историю филосо-фии или поверхностно ее изучавшие, представ-ляют себе более или менее смутно, что идеализм есть учение, по которому истинное бытие ве-щей — мысль, идея, понятие.

Одной из основных мыслей Платона является извест-ное утверждение о том, что видимое не есть реальное: если мы что-то видим, это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта мысль является одной из вечных в философии.

Вспомним: элейские фи-лософы говорят — мы видим вокруг себя движение и из-менение, но на самом-то деле ничто не движется и не меня-ется; Гераклит утверждал, что если нечто наблюдается нами неизменным, то это не означает, что оно действитель-но таково, просто никто не замечает всеобщее и непрекра-щающееся движение; вы думаете, говорит нам милетский философ Анаксимен, что вокруг нас — разные вещи, ниче-го подобного — всё кажущееся различным есть одно и то же вещество — воздух, только в разных своих состояниях; мы видим горы и деревья, луга и озера, звезды и планеты, утверждает Демокрит, и совсем не понимаем, что нет ни того, ни другого, ни третьего, а есть только набор невиди-мых нами атомов, которые движутся в пустоте. Итак, впол-не может быть, что видим мы одно, а на самом деле суще-ствует совсем другое.

Чтобы лучше понять теорию Платона, представим себе такую картину. Допустим, перед нами лежат три предме-та — яблоко, груша и слива. Эти вещи совершенно различ-ные и не похожие друг на друга, понятно, что яблоко — это не груша, груша — не слива и т.д.

Но есть в них нечто об-щее, сходное, делающее их отличными от других вещей, объединяющее их в одну группу предметов. Это общее мы называем словом «фрукт».

Теперь спросим: существует ли фрукт в реальности — в качестве вещи, в которой были бы собраны все возможные фрукты земли, в качестве предме-та, который можно было бы посмотреть или потрогать? Нет, не существует, говорим мы.

«Фрукт» — это всего лишь понятие, термин, имя, название, которым мы обозначаем группу сходных между собой вещей. Реально существуют только сами эти предметы, а их названия реально в мире не существуют, так как они находятся в качестве понятий или идей только в нашем сознании. Так считаем мы.

Но ведь вполне можно предположить, что всё обстоит совсем наоборот.

Реально и сначала существуют идеи или понятия вещей, и не в нашем уме, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступном нам мире, а все вещи, которые нас окружают, — всего лишь порождения этих первичных сущностей — идей и являются их отраже-ниями или тенями и поэтому реально не существуют. Эта мысль — главная в учении Платона.

Нам кажется, говорит он, что мир один — тот, который мы видим вокруг себя. На самом же деле мира два: один — высший и невидимый мир идей, другой — низший и воспринимаемый нами мир ве-щей. Первый порождает второй. Существует, например, в высшем мире идея лошади, она и обуславливает каждую конкретную лошадь, которая находится на земле.

И имен-но благодаря этой идее земная лошадь остается лошадью и не превращается в какой-нибудь другой предмет. Т.е. чув-ственно воспринимаемые вещи обретают смысл, реаль-ность, устойчивость, постоянство как раз из-за причастно-сти к вечным и неизменным идеям.

Если бы этого стабили-зирующего мирового начала — идей — не было, то любая вещь постоянно переходила бы в любое иное состояние: му-равей мог бы превратиться в слона, или гору, или цветок, а планета могла бы стать треугольником, или облаком, или каплей росы… Таким образом, мир идей — это как бы смыс-ловой «каркас» чувственного или физического мира, не ви-димый глазу, но доступный умозрению.

Но наш мир не вполне низший, потому, что ниже его на-ходится материя. Идеальный мир Платон называет Бытием, материю — Небытием. Она — ничто, с его точки зрения, но она есть. Как это понимать? Мысленно переме-шаем все разнообразные вещи нашего мира до состояния однородной массы.

Получится некое мировое смешение, в котором не будет ни конкретных предметов, ни их свойств. Что можно будет сказать об этой массе? Ничего. Какая она? Единственно возможный ответ — никакая. И в этом имен-но смысле она ничто, Небытие.

Знакомый нам по чувственному восприятию мир возникает как раз на стыке материи и мира идеального: какая-либо высшая сущность — идея — из бесформенной частицы материи творит нормальную, воспринимаемую нами вещь.

Поэтому предметы физиче-ского или чувственного мира всё же более совершенны по сравнению с никакой материей, так как в их появлении ре-шающую роль играют вечные и неизменные, действитель-но сущие идеи.

Вещи телесного мира являются их проекциями, конту-рами, бледными подобиями или, всего лучше, тенями. Для иллюстрации своего воззрения Платон предлагает следую-щую аллегорию. Представьте себе, говорит он, что мы си-дим в пещере спиной к входу и смотрим на ее стену. За нами в солнечных лучах проходят какие-то животные, пролетают птицы, растут цветы.

Мы же видим на стене пе-щеры тени этих предметов, но поскольку сидим спиной к входу, то не знаем об их существовании — нам кажется, что наблюдаемые тени и есть сами предметы и представля-ют собой единственно возможную реальность.

Но вот, до-пустим, кому-либо удалось оглянуться и увидеть сам пред-мет, который, конечно же, тысячекратно совершеннее по сравнению со своей тенью. Увидевший поймет, что всё вре-мя принимал тень за саму вещь, сравнит одно с другим, и удивлению его не будет предела.

Он осознает, что настоя-щий мир совсем не такой, каким он его раньше видел, вос-хитится и уже никогда более не будет смотреть на жалкие тени, но все свои силы направит на созерцание самих пред-метов; более того, он выйдет из пещеры, чтобы увидеть, что помимо ее низкого свода, серых, мрачных стен, гнилого воздуха есть широкие зеленые равнины, прекрасные луга, свежий простор, бесконечное лазурное небо, на котором сияет великое Солнце. Так же и в нашей жизни: мы видим вокруг себя различные вещи и полагаем их реально и един-ственно существующими, не понимая, что они всего лишь ничтожные отражения, несовершенные подобия или блед-ные тени идей — сущностей мира действительного и в высшей степени подлинного, но недоступного и невидимого. Если бы кому-то из нас удалось увидеть за физическими ве-щами их настоящее начало — идеи, сколь бесконечно он презрел бы тот материальный, телесный мир, нам близкий, понятный и привычный, в котором мы живем, считая его единственно возможным.

Поэтому задача каждого из нас — за неподлинным уви-деть подлинное, за нереальным — действительное, за мате-риальным — идеальное, за контуром — настоящие очерта-ния, за фантомом сущего — истинное Бытие. Как это сде-лать? Дело в том, что человек не полностью принадлежит миру вещей.

У него есть душа — сущность вечная и идеаль-ная, она-то и связывает его с невидимым миром. После смерти тела душа отправляется именно туда, пребывает там какое-то время и при этом созерцает сами идеи и при-общается к высшему знанию. Потом она спускается в мате-риальный мир и, вселяясь в какое-нибудь тело, забывает о своем знании.

Но забыть не означает, не знать вовсе, ибо в забывании кроется возможность вспомнить. Получается, что человек рождающийся уже всё знает, но только потен-циально. Ему не следует познавать с нуля и шаг за шагом приобретать знания. Он должен всего лишь обнаружить их в себе, проявить, вспомнить забытое. Поэтому познание, по Платону, — это припоминания души.

Позже это воззрение получило название «теории врожденных идей». Но, несмо-тря ни на какие усилия, мы всё же не сможем вполне по-стичь идеальный мир. Хорошо, если нам откроется, хотя бы маленький элемент или фрагмент его. Ведь мы — хотим того или нет — находимся по преимуществу в мире теле-сном, который зол и несовершенен.

Но коль скоро известно нам о Бытии прекраснейшем, то почему бы не попытаться облагородить и возвысить земную жизнь по его образцу, сделать ее более гармоничной, добродетельной и счастли-вой?

Душа человека состоит, говорит Платон, из трех ча-стей: разумной, аффективной (или эмоциональной) и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае неравномерно. Если преобладает разумная часть души, то человек — фи-лософ; если эмоциональная, он — воин; а если вожделею-щая, то — земледелец или ремесленник.

Получается, что род человеческий естественным образом распадается на три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, к чему предопределено своей природой: философы, как люди всеведущие и мудрые, должны управлять государ-ством; храбрые, сильные и мужественные воины должны его защищать; а те, кто прекрасно знает, как обрабатывать землю, умеет добывать урожай и изготавливать ремеслен-ные изделия, должны трудиться и кормить государство. Каждый занимающийся своим делом будет приносить мак-симальную пользу обществу, и в этом случае нас ждет про-цветание. Если же каждый будет делать то, что не умеет, пользы не будет никакой, а общественная жизнь станет беспорядком. Первый принцип, на котором должно стро-иться идеальное государство, — это разделение труда меж-ду сословиями, из которого вытекает полное отрицание де-мократии. Ведь она — это выборность руководящих госу-дарством людей. Как можно выбирать руководителя, недо-умевает Платон. Ведь управлять должен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто симпатичен нам и которого мы, поэто-му выбираем, чтобы он управлял нами. Не выбираем же мы кормчего на корабль — судном правит умеющий это де-лать, а если мы посадим на корму просто нам симпатично-го или даже уважаемого человека, но совершенно не смыс-лящего в навигации, он потопит наш корабль после первых же минут плавания.

Вторым принципом идеального общественного устрой-ства должно быть отсутствие частной собственности, так как она — источник всех бедствий.

Если все равны, то кому придет в голову позавидовать ближнему из-за того, что у него чего-то больше, и кому надо будет бояться соседа, который может что-либо отнять? Равенство исключает и за-висть, и страх, и вражду.

Из-за чего людям ссориться и обижаться друг на друга, если все одинаковы по своему имущественному положению? Общество и государство, по-строенные на естественном разделении труда и отсутствии частной собственности, будут процветающими и счастли-выми.

Так должно быть, но в действительности всё иначе: каждый делает не свое дело; руководители не умеют управ-лять, ввергая народ в пучину страданий, воины скверно защищают его, а земледельцы не трудятся; любой преследует личный интерес, раскалывая общественное единство; все враждуют со всеми, а в результате на земле множатся бед-ствия и несчастья. Нарисованная Платоном картина — идеал, к которому следует стремиться и по которому долж-но преобразовывать нашу жизнь. Как правило, учение о совершенном обществе называется утопией (в пер. с греч. — несуществующее место), потому что чаще всего идеалы на практике не осуществляются и мечты не сбываются. Таким образом, Платон создал первую в истории человечества развернутую социальную (общественную) утопию.

Таким образом, проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что Платон — чрезвычайно крупное явление в развитии философской мысли древности, да и не только древности. Широта умственного кру-гозора соединяется в нем с глубиной исследо-вания и с великим мастерством литературного воплощения идей.

Соединение этих качеств в необычайно одаренной личности обеспечило уче-нию Платона влияние, далеко выходящее за пределы исторического существования Афин и древнегреческого общества. Уже в античном мире Платон надолго пережил свой век, а его учение распространило свое воздействие на огромный период с IV столетия до н. э.

вплоть до падения античного общества в VI в. нашего летосчисления.

Влияние учения Платона нельзя представ-лять как сплошную и непрерывную традицию, или «филиацию идей», переходящую от одного философа к другому, позднейшему по времени. Учение Платона не только очень богато содер-жанием, очень сложно, но и очень противоре-чиво.

Но именно поэтому оно оказывало влия-ние различными своими тенденциями.

Умы, обращавшиеся к изучению Платона и подчи-нявшиеся обаянию его философского гения, чер-пали из него и заимствовали разные стороны его идейного содержания — стороны, соответ-ствовавшие их собственным интересам, поискам и склонностям.

Так как основуучения Платона составлял философский идеализм,то совершенно естест-венно, что наибольшее впечатление Платон все-гда производил на мыслителей, склонных к иде-ализму, т.е. тех, для которых идеализм соот-ветствовал их преобладающему интересу или влечению.

В учении Платона они видели исход-ную точку или образец для собственных идеали-стических построений и гипотез.

Как и Платон, в основе чувственного они искали сверхчувст-венное («умопостигаемое»), в основе относительного — безотносительное («абсолютное»), в основе преходящего — вечное, в основе стано-вящегося, бывающего — истинно сущее.

Воззре-ние это у различных последующих философов могло принимать самые различные формы, обосновываться самыми различными доводами, но сквозь эти различия проступала единая для всех них сущность, восходящая к идеализму ав-тора теории «эйдосов», или «идей».

1. Александровский Г. Атлантида — не легенда!: В диалогах античного мыслителя Платона все же есть зерно, говорящее о реальности легендарного острова // Наука и жизнь. — 1999. — № 9. — С. 82-88

2. Асмус В.Ф. Платон. — М.: «Мысль», 1975. — 220 с.

3. Васильев В.А. Платон о благе и добродетели // Соц.-гуманит. знания. — 2004. — № 3. — С. 155-169

4. Курабцев В.Л. «Мудрейшие из людей» (Лев Шестов и античная философия) // Вопросы философии. — 2002. — № 11. — С. 184-195

5. Лосев А. Эрос у Платона // Вопросы философии. — 1988. — № 12. — С. 120-139

6. Лосев А.Ф. Платон. Философская энциклопедия, т. 4. — М., 1967г.

7. Овчинников Н. Знание — болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. — 2001. — № 1. — С. 83-113; № 2. — С. 124-151

8. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона //Социально-политический журнал. — 1998. — № 3. — С. 194-206

9. Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 142-154

Источник: https://studbooks.net/643393/filosofiya/ideynye_istoki_platonovskogo_idealizma

Философия Платона. Учение о бытии и познании, об идеальном государстве

Учение об идеальном государстве как исток идеализма Платона

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 25Следующая ⇒

Платон (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший фило­соф Древней Греции, ученик Сократа, основатель собст­венной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Философия Платона — это античный объективный идеализм.

Согласно Платону, действительным бытием является мир идей. Платон выступил против позиции наивных реалистов, согласно которой информацию о мире можно получить с помощью органов чувств. Органы чувств свидетельствуют нам, что мир чувственных вещей является действительным бытием. Эта позиция, по мнению Платона, является ошибочной.

Идеальный мир – это сущее, которое «всегда есть и никогда не порождается». Число идей у Платона велико. По существу, их должно быть столько, сколько существует вещей, потому что идеи являются стандартами, образцами чувственных вещей.

Учение об идеях (эйдос с греч — образ). Идеи – абстрактные сущности вещей, которые изолированно существуют от самих вещей и место их где-то в небесных или «занебесных» сферах. Идея – это понятие, т.е. истинно-сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом.

Идеи неизменны, вечны, вещи же – чувственны, изменчивы и преходящи. Каждой вещи предшествует идея. Вещи распадаются и возникают, а идеи вечны и первичны по отношению к вещам.

Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей.

Мир идей — божественное царство, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Итак, бытие, по Платону, есть вид, идея, сущность. Платон впервые в истории философии проводит четкое разделение между сущностью и явлением.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Познавать может только чел – у него имеется душа. Когда идея в своем собственном мире она знает всё. Когда чел.

умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Когда идея связывается с материей, идея вспоминает с чем сталкивалась в мире идей.

Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминание. Знание возможно не для всякого.

Размышление о причине познания или познание сущности Платон называет припоминанием или анамнезисом.

Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами.

Платон об идеальном государстве

В обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. Самыми крупными его произведениями являются Государство и Законы . В первом описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором государство максимально приближающееся, благодаря правильному законодательству, к идеалу.

С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права.

У Платона все желания и стремления не имеют никакой ценности, так как направлены на достижение тех или иных целей в материальном, то есть призрачном, мире. В знаменитом отрывке о пещере (Государство) он уподобляет этот мир искаженным теням на одной из стенок этой пещеры, лицом к которой прикованы узники.

По одним лишь этим теням нельзя получить представление о том, что на самом деле происходит, как в самой пещере так и за ее пределами. Для того чтобы постичь истину необходимо освободиться от оков и выйти наружу, навстречу божественному свету. Оковами же, по Платону, являются чувства и ощущения.

Когда душа пользуется телом, — говорит он, — исследуя что-либо с помощью зрения, слуха или какого-нибудь иного чувства тело влечет ее к вещам, непрерывно изменяющимся, и от соприкосновения с ними душа сбивается с пути, блуждает, испытывает замешательство и теряет равновесие точно пьяная.

Смерть, как считает Платон, освобождает душу от этой порочной зависимости, но лишь на некоторое время. Потому что душа обремененная тягой к материальному все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках.

Отсюда следует вывод о том, что приблизится к божественному можно только через правильное воспитание души и такое воспитание является главной целью платоновского государства.

Основной задачей идеального государства становится обеспечение умеренной и уравновешенной жизни всех граждан.

Государство должно воспитывать всех граждан по одному образцу, прививая одинаковое, правильное мировоззрение.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ (тимократического, олигархического, демократического и тиранического человека).

Тимократией Платон называет такой государственный строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и честолюбие. Для тимократического человека главным желанием является желание выдвинуться, заслужить уважение и почем своих сограждан. Но при этом внимание все внешнему блеску.

Для олигархического человека честолюбие уступает место сребролюбию. Все, что не способствует стяжательству и накоплению богатств считается второстепенным. Главным считается способность человека добиться материального благополучия с тем, чтобы удовлетворять свои все возрастающие потребности. При олигархии все общество делится на два враждующих лагеря бедняков и богачей.

Со временем олигархия перерождается в демократию (три класса населения богачи, народ и трутни). И происходит это вследствие непрекращающейся борьбы между классами. В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. Это рай для человеческих желаний, а не для души, стремящейся, по своей природе, освободиться от всего земного.

В тирании на первый план выходит удовлетворение своих желаний, не сдерживаемое более традицией, моралью, убеждениями. Сильнейший здесь всегда прав. Не удивительно, что Платон считал тиранию наихудшим способом правления.

В конечном итоге Платон подводит нас к выводу о том, что в идеальном государстве каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается.

В идеальном государстве Платона за детьми наблюдают специальные должностные лица с тем, чтобы определить, кто из них больше приспособлен к тому, чтобы быть ремесленником и земледельцем, кто воином и защитником государства, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем. И система воспитания и отбора, разработанная великим философом, призвана им помочь в этом.

Таким образом формируются три класса идеального общества дельцы (ремесленники и крестьяне), стражи и правители.

После того, как будущее ребенка определено, переход его в любое другое сословие становится невозможным. Жены и дети должны быть общими.

Допускать же человека из низшего сословия, с душой еще далекой от совершенства, к управлению людьми и государством, было бы непростительной ошибкой.

Таким образом, каждый человек в идеальном государстве должен занимать то положение, которому соответствует состояние его души, в этой жизни. Платон говорит о том, что в идеальном обществе ничего не должно совершаться без приказа.

Каждый имеет своего начальника, которому должен беспрекословно подчиняться.

Наказания в тщательно разработанной античным философом системе законов призваны либо оградить все общество от влияния дурного человека, либо устранить его физически

Сформулировав два основных принципа, по которым должно функционировать идеальное платоновское государство соответствие способностей гражданина занимаемому посту и неукоснительное подчинение законам и приказам и предназначение каждого человека, и законы должны определять философы.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2016-07-18; view: 1068; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/12-19682.html

Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве

Учение об идеальном государстве как исток идеализма Платона

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФилософияПлатона: сущность объективного идеализма,учение о государстве

Платон –великое явление в истории мировойкультуры. И хотя он жил в древнегреческомобществе, как деятель – философ, ученый,писатель – принадлежит всему человечеству.Платон один из учителей философии. Имбыл создан и разработан один из двухосновных типов философского мировоззрения.Платон – создатель философскогоидеализма.

Созданное Платономучение многогранно и обширно. Оноохватывает вопросы и о природе, и очеловеке, и о душе человека, и о познании,и об общественно-политическом строе, ио языке, и об искусстве – поэзии,скульптуре, живописи, музыке, о красноречии,и о воспитании.

Если в целом греки былисоздателями как бы «пробных систем»философии, то Платон создал «пробнуюсистему» идеализма. Многогранностьего дарования удивительна. В нем нетолько философ сочетался с ученым. Всвой черед философ и ученый неотделимыв нем от художника, поэта, драматурга.

Платон излагал свои философские инаучные идеи в литературных произведениях.Он излагает свои идеи в диалогах, которыеявляются с подачи философа философскимикомедиями и драмами.Платон — одиниз учителей человечества.

Не будь егокниг, мы не только хуже понимали бы, кембыли древние греки, что они дали миру,- мы хуже понимали бы, что такое философия,наука, искусство, поэзия, вдохновение,что такое человек, в чем трудности егоисканий и свершений, в чем их завлекающаясила.

«До сего дня платоновская мысльможет считаться просто греческой мыслью,а вся доплатоновская мысль — лишьподготовкой к Платону».О Платонеможно писать трактаты — настолькоинтересным всеохватывающим являетсяего творчество. Я же в своей работепопытаюсь охватить основные аспектыфилософии Платона: сущность объективногоидеализма и учение о государстве.

1.Сущность объективного идеализма

УчениеПлатона – идеализм, согласно егоутверждениям, реально существует, нечувственный предмет, а лишь егоумопостигаемая, бестелесная, невоспринимаемая чувствами сущность. Вто же время это учение – объективныйидеализм, т. к., по Платону, «идея»существует сама по себе, существует какобщее для всех предметов.

У Платонаслово «идея» применяется для обозначениясущности предмета, равно как и дляобозначения «формы», «фигуры», «облика»,«вида». У него «идея» (или «вид») естьформа, постигаемая не чувствами, а умом– «…неизменные сущности можно постигнутьтолько лишь с помощью размышления — онибезвидны и незримы.».

Одно из важныхположений платоновской онтологиисостоит в разделении действительностина два мира: мир идей и мир чувственныхвещей. «Идеи пребывают в природе как быв виде образцов, прочие же вещи сходныс ними». Материальный мир, который насокружает, и который мы познаем посредствомчувств, является лишь «тенью» и произведенот мира идей, т. е. материальный мирвторичен.

Все явления и предметыматериального мира преходящи, возникают,гибнут и изменяются (и поэтому не могутбыть подлинно сущими), идеи же являютсянеизменными, неподвижными и вечными.Каждая из них «единообразная и существующаясама по себе, всегда неизменна и одинаковаи никогда, ни при каких условиях неподвержена ни малейшему изменению».

Заэти свойства Платон признает их«подлинным, действительным бытием ивозводит их в ранг единственного предметаподлинного истинного познания». Дляобъяснения многообразия чувственногомира Платон вводит понятие материи.Материя, по Платону, это «восприемницаи как бы кормилица всякого рождения».

Платон считает, что материя может принятьлюбую форму потому, что она совершеннобесформенна, неопределенна, т. к.назначение ее «состоит в том, чтобы вовсем своем объеме хорошо восприниматьотпечатки всех вечно сущих вещей»,соответственно «быть по природе своейчуждой каким бы то ни было формам».

ПоПлатону «идеи» — истинно сущее бытие, аматерия — небытие, и не будь «идей» немогла бы существовать и материя.Междумиром идей, как подлинно реальным бытием,и небытием (т. е. материей как таковой)существует по Платону «кажущееся бытие»(т. е. мир действительно реальных,чувственно воспринимаемых явлений ивещей), которое отделяет истинное бытиеот небытия.

Так, как мир чувственныхвещей занимает, по Платону, «срединное»положение между областью бытия и небытия,будучи порождением обеих этих областей,то он в какой-то мере соединяет в себепротивоположности, он — единствопротивоположностей: бытия и небытия,тождественного и нетождественного,неизменного и изменчивого, неподвижногои движущегося, причастного к единственномуи множественному.

Много вниманияПлатон уделяет вопросу «иерархизацииидей». Эта иерархизация представляетсобой определенную упорядоченнуюсистему объективного идеализма. АсмусА. Ф. выявляет следующую классификациюидей у Платона. Во-первых, «идеи» высшихценностей – «идеи» блага, истины,прекрасного и справедливого. Во-вторых,«идеи» физических явлений и процессов:огонь, покой, движение, цвет, звук и т.д.

В-третьих, «идеи» существуют и дляотдельных разрядов существ, таких какживотное и человек. В-четвертых, иногдаПлатон допускает существование «идей»для предметов, производимых человеком.В-пятых, большое значение в платоновскойтеории «идей» имели «идеи отношений».Самая высшая идея идей — это абстрактноеблаго, тождественное абсолютной красоте.

В каждой материальной вещи необходимоотыскивать отблеск идеальной красоты,ее сущность. Когда же человек сумеет«увидеть умом», по выражению Лосева А.Ф., прекрасную отдельную вещь, «онпознает, что такое прекрасное многихвещей». Таким образом, можно постепенноподняться до самого общего понятияблага.

«Идея блага — вот самое важноезнание, — читаем мы в «Государстве», -через него становятся пригодным иполезными справедливость и всеостальное».В понятии об идее,замечает Болдырев Н. Ф.

, «у Платона то,что делает «идею» 1) причиной илиисточником бытия вещей, их свойств, ихотношений; 2) образцом, взирая на которыйдемиург творит мир вещей; 3) целью, ккоторой как к верховному благу стремитсявсё сущее».В своих диалогах Платондавал конкретные опытные образцыпостроения своего учения об идеях.

Учение об идеях объединяется иотождествляется у Платона с мифологией,имеет под собой определенный мистическийи социальный опыт.На мой взгляд,Лосев А. Ф. в своей работе «Платон» самымудачным образом кратко резюмируеттеорию идей Платона:1. «Идея вещиесть смысл вещи».

Ведь для того, чтобыразличать вещи, необходимо относительнокаждой вещи ответить на вопрос: чтособой представляет данная вещь и чемона отличается от всех прочих вещей?Идея вещи как раз и является ответом навопрос, что такое данная вещь, следовательно,идея вещи в первую очередь есть смыслвещи.2. Идея вещи представляет собойцельность всех составляющих ее частей,неделимую на эти части.

«Одна сторонатреугольника не есть весь треугольник.Так же и другая, так же третья сторона.Тем не менее, из-за определенногообъединения этих трех отрезков получаетсянечто новое, новое качество, а именнотреугольник».3. «Идея вещи есть таобщность составляющих ее особенностейи единичностей, которая является закономдля возникновения и получения этихединичных проявлений вещи».

То, что идеявещи есть общий закон, осмысливающийпоявление и проявление отдельных ееединичных особенностей, видно на любыхвещах, и чем сложнее вещь, тем болеевидна ее общая идейная закономерность.Асмус А. Ф.

рассматривает пример часов,механизм которых свидетельствует отом, что составляющие его колесики ивинтики расположены согласно некоторой«общей идеи», без которой все эти деталиостались бы «чуждыми друг другу иникакого часового механизма необразовалось бы».4. «Идея вещиневещественна». Очевидно, Что сама вещьможет претерпевать всевозможныеизменения, однако идея вещи изменятьсяне может.

Один из самых простых примеров- вода. Вода может быть в твердом и жидкомсостоянии, а также может испаряться. Ноидея воды не может изменять своеагрегатное состояние.5. «Идея вещиобладает своим собственным и вполнесамостоятельным существованием, онатоже есть особого рода идеальная вещь,или субстанция, которая в своем полноми совершенном виде существует толькона небе или выше неба». С этой точкизрения Платон проповедует три разновидностибытия. Во-первых, что небесные идеи,вечные и неподвижные. Они представляютсобой «предельное совершенство всякойотдельной вещи и всего бытия в целом».Во-вторых, есть наш земной мир, полныйнеустойчивости, «несовершенства, хаосарождения и смертей». И, в третьих, естькосмос в целом, который состоит извечного круговращения, при этом небесныйсвод постоянно возвращается к одной итой же устойчивой картине, так, что «всенебесное круговращение есть наилучшееосуществление высших идей и потомунаиболее совершенная красота, то естьнеобходимый предмет нашего созерцанияи постоянного подражания».УчениеПлатона об идее как о принципе осмыслениявещей, об их общей целостности, являющейсязаконом их отдельных проявлений, неможет подвергаться сомнению какие быизменения ни происходили в природе и вобществе.

2. Учение огосударстве

Социально-политическаяфилософия Платона, его учение о политике,государстве и праве – неразрывная частьвсей платоновской философии. Мир идей– онтологическая основа и смыслообразующийконтекст мира вещей и явлений, утверждаетидеализм Платона, следовательно, идеявыступает как руководящий принцип,стандарт, модель и образец егоорганизации.

Социально-политическимвопросам посвящены несколько произведенийПлатона: диалоги «Государство», «Законы»и «Политик». В них он говорит о модели«идеального», лучшего государства,являющегося, по мнению философа,отражением идеальной сущности, служащегореализацией мира идей, максимальновозможного и доступного для людей.

Вданной работе рассматриваются основныеположения социально- политическихвоззрений Платона на примере анализаодного из наиболее значимых произведенийфилософа — диалог «Государство».Освещаяв своей работе проект идеального,справедливого государства, Платонисходит из того соответствия, которое,по его представлениям, существует междукосмосом в целом, государством и отдельнойчеловеческой душой.

Трем началамчеловеческой души – разумному, яростномуи вожделеющему – аналогичны в государстветри схожих начала –совещательное,защитное и деловое, а этим последнимсоответствуют три сословия – правителей,воинов и производителей (ремесленникови земледельцев).По его теориигосударство возникает потому, чточеловек как индивид не может обеспечитьудовлетворение своих главных потребностей.

Эта глубокая идея подразумевается висходном платоновском определениигосударства: «Испытывая нужду во многом,многие люди собираются воедино, чтобыобитать сообща и оказывать друг другупомощь: такое совместное поселение иполучает у нас название государства».Черезисследование реальных человеческихпотребностей (в добывании пищи, в жильеи т. д.

) и форм их удовлетворения посредствомтруда Платон приходит к идее о разделениитруда в качестве основы государства.Для обеспечения справедливости вполисных делах необходимо достигнутьиерархического подчинения различныхначал в интересах целого.

Так, способностирассуждать (философам) подобаетгосподствовать; яростному началу(воинам) — быть вооруженной защитой,подчиняясь философам; оба эти началауправляют началом вожделеющим(ремесленниками, земледельцами). Так, вкачестве довода в пользу предлагаемогоим сословного деления, Платон ссылаетсяна преимущества осуществления принципаразделения труда.

У Платона это вылилосьв идею о безукоризненном выполнениигражданином своей единственнойобязанности, соответствующей своемусословию. Такой «человек не позволитни одному из имеющихся в его душе началвыполнять чужие задачи или досаждатьдруг другу взаимным вмешательством».Философ подводит под него вполнеестественную основу.

Он пишет: «…всякому… мы поручили только одно дело, к которомуон годится по своим природнымзадаткам».Также и воспитание видеальном государстве имеет своейосновной целью поддержание иерархиисословий.

Характерно, что при освещенииразличных аспектов воспитания в центревнимания Платона оказываются именночлены двух первых привилегированныхсословий; о третьем же сословии (ихдосуг, быт, деятельность, собственность,брак и т. п.) он не упоминает.

Видимо,Платон не считает нужным заниматьсявоспитанием дельцов — земледельцев иремесленников, поскольку он считал, чтоединственное достоинство этих людей -подчинение человеку лучшему, тому,которому он дает воспитание.

Платоннастойчиво выступает за распространениесреди населения идеального государства«благородного вымысла о том, что всеони рождены матерью-землей, поэтомудолжны заботиться о стране, в которойживут, защищать ее, а к другим гражданамотноситься как к братьям.

Повествуя освоем вымысле, Платон пишет: «Хотя всечлены государства братья…, но бог,вылепивший вас, в тех из вас, кто способенправить, примешал при рождении золота,и поэтому они наиболее ценны, в помощникових — серебра, железа же и меди  –  вземледельцев и разных ремесленников».Всяжизнь и быт стражей организуются наначалах солидарности, общности, равенства.

Стражам запрещалось иметь частнуюсобственность и пользоваться золотом.Женщины и мужчины в идеальном государствеуравнены в их правах и возможностях.Хотя женщина во всем немощнее мужчины,по своей природе она, как и мужчина,может принять участие во всех делах, неисключая и философию. Отобранные всословие стражей, женщины получают тоже воспитание, что и мужчины.

При этом,как и во многом другом, Платона воодушевляетпример спартанцев и критян.Проектидеального государства предусматриваетвведение для стражей общности жен идетей. В качестве закона для стражейПлатон предписывает: «Все жены этихмужей должны быть общими, а отдельнопусть ни одна ни с кем не сожительствует.

И дети тоже должны быть общими, и пустьродители не знают своих детей, а дети –родителей». Связь мужчины с женщиной,которую Платон именует браком, отводитсяпод присмотр правителей, задача которых- чтобы лучшие соединились с лучшими, ахудшие — с худшими.

Причем сохранению идальнейшему воспитанию подлежат дети,родившиеся от лучших родителей; этихдетей отрывают от родителей относят вобще ясли к кормилицам. Детей же,родившихся от худших родителей илиобладающих телесными недостатками«укроют, как положено, в недоступном,тайном месте».

Образцом для Платоназдесь были обычаи, бытовавшие в Спарте:жизнь слабого ребенка ни ему самому, нигосударству не нужна.Воспитаниедетей у членов двух первых сословийвозлагается на государство, оно включаетв себя гимнастические (для тела) имусические (для души) занятия.

В этомположении, как нельзя лучше отразилсяафинский идеал воспитания — калокагатия(ориентируясь на него, был воспитан самПлатон), который означал, что человекдолжен соединить в себе физическуюкрасоту безупречного тела и внутреннеенравственное благородство.

Платонговорит об этом так –  «если случится,что прекрасные нравственные свойства… человека, будут согласовываться и сего внешностью … это будет прекраснейшимзрелищем для того, кто способенвидеть».Отрицая индивидуальнуюсемью у правителей и стражей, Платоннадеется превратить их всех в членовединой правящей семьи.

Решение жевопросов брака, быта, собственности, даи всей жизни людей третьего сословияон оставляет на долю властей идеальногогосударства. Кроме того, в проектесовершенного строя отсутствует сословиерабов.Признавая свободу членоввсех трех сословий, Платон постоянноподчеркивает, что целью проектируемогогосударства является благо целого, всехсословий.

В «Государстве» исследуютсяразнообразные подходы к анализусправедливости, причем так, что мывынуждены поверить в то, что Платон неупустил ни одной из известных ему теорийсправедливости.Восхваляя умеренностьи средний достаток, Платон обстоятельнокритикует крайности бедности и богатства.

Помимо отрицательных результатов вхозяйственно-экономическом отношении,также и в нравственном плане крайностибогатства и бедности ущербны: богатствоведет к лени, а бедность — к злодеяниям.Платон считает, что предлагаемые иммероприятия снимают проблему расколагосударства на государство бедняков ибогачей и ликвидируют тем самым источниквнутренней войны.

Для Платона оченьважно осветить идеальную действительностьгосударства и тем самым показать, чтообразец совершенного государства нанебе существует и в идеальнойдействительности.Основным принципомидеального государственного устройстваПлатон считает справедливость. Этопонятие наполнено у Платона экономическим,политическим и социальным содержанием.

Господство справедливости сплачиваетразнообразные и даже разнородные частигосударства в гармоничное целое. Однакосправедливость есть лишь одна из четырехдобродетелей идеального государства.Истинные философы, поясняет Платонв «Государстве», не жаждут власти, ноих правление необходимо для блага всехостальных и государственного целого.

Философов отличает от прочих людей то,что «… их страстно влечёт к познанию…,правдивость, решительное неприятиекакой бы то ни было лжи, ненависть к нейи любовь к истине». Коренная способностьфилософской натуры – способность ксозерцанию, охватывающему все время ибытие.

Проникновение людей третьегосословия в первое и второе и приобщениеих к государственным должностям Платонрассматривает как начало гибелигосударства: «…государство разрушится,если его будет охранять железный стражили медный». Можно отметить, что концепцияПлатона представляет собой достаточножесткую схему – изменения, перемены впостроенном государстве не предусматриваются.

Он утверждает, что «…переход из одногосословия в другое – величайший вреддля государства и с полным правом можетсчитаться высшим преступлением».Платонхарактеризует проектируемое идеальноегосударство как правление лучших иблагородных, то есть аристократическийвид государства.

Какова же будущностьидеального государства, если все жеудастся его создать? Рассматривая этивопросы, Платон пишет: «Трудно пошатнутьгосударство, устроенное подобнымобразом. Однако раз всему, что возникло,бывает конец, то даже и такой строй несохранится вечно, но подвергнетсяразрушению».

В связи с проблемойнеизбежной деградации и гибели идеальногогосударства, Платон излагает своюконцепцию закономерной смены различныхгосударственных форм как круговращениявнутри определенного цикла. Платонподытожил собственный социальный опыт,выдвинув закон исторического развития.Согласно этому закону, «всякое социальноеизменение есть гниение, распад иливырождение.

С точки зрения Платона, этофундаментальный исторический законсоставляет часть космического закона –  закона существования всехсозданных или порожденных вещей». Насмену идеальному аристократическомугосударству как правильному виду посхеме Платона поочередно идут четыреошибочных и порочных вида.

Следствиемпорчи идеального строя являетсявозникновение частной собственностина землю и дома, превращение свободныхв рабов. Вместо разумного начала вгосударстве устанавливается господствояростного духа – это темократия. Этовласть, основанная на соперничестве ичестолюбии. Такое государство будетвечно воевать.

Из-за войн и раздоровтемократическое государствотрансформируется в олигархию (в результатескопления значительного богатства участных лиц). Это строй, основывающийсяна имущественном цензе «у власти стояттам богатые, а бедняки не учувствуют вправлении». Ненависть бедняков к богачамприводит к перевороту в государстве иустановлению демократии. Платонрасценивает демократию, как стройприятный и разнообразный, но не имеющийдолжного управления. Господство присущихтолпе ложных мнений при демократииприводит к потере нравственных ориентирови переоценке ценностей: «…наглость онибудут называть просвещенностью,разнузданность — свободою, распутство- великолепием, бесстыдство – мужеством».Демократия, по Платону, опьяняетсясвободой в неразбавленном виде и из неевырастает ее продолжение и противоположность- тирания. Тиран добивается власти «…какставленник народа». Тирания – наихудшийвид государственного устройства, гдецарят беззаконие, уничтожение болееили менее выдающихся людей – потенциальныхпротивников, подозрения в вольных мысляхи многочисленные казни под надуманнымпредлогом предательства. Разоблачениезлодеяний тирании относится к числулучших мест в «Государстве», гдеплатоновская критика тираническогоправления крайне остра и выразительна.Платонпроектирует такой строй, где действияправителей согласуются с действиемсправедливых законов. Так как идеальноегосударство строится на началахзаконности, а не усмотрения правителя,последние призваны не заменить, ауточнить действующие и ввести необходимыеновые законы в соответствии с потребностямив границах идеального проекта.Платонпризнает, что указанный им проектидеального государства труден, но вполневозможен.Поскольку Платон создалмодель идеального государства, которогодо сиих пор еще не было, диалог «Государство»включается в литературный жанр, называемыйутопией. Утопия Платона – глубокоефилософское произведение. Чтобынарисовать картины наилучшегогосударственного строя, необходимоясно представлять себе недостаткигосударства существующего, современного.Философ также предложил решения насущныхпроблем, говорил о том, чего еще нет, ночто, по его мнению, непременно должновозникнуть взамен существующего. УтопияПлатона – не теория индивидуальнойсвободы граждан, а теория тотальнойсвободы – свободы государства в егоцелостности, неделимости. Но все жеПлатон приносит человека в жертвугосударству. Он понял характерную дляантичного полиса связь единичного сцелым, зависимость личности от болееширокого целого, обусловленностьиндивида государством. «Каждый из нассам для себя бывает недостаточен и имеетнужду во многих». Поняв эту связь, Платонпревратил ее в норму задуманного импроекта идеального общественно-политическогоустройства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Платон- один из великих мыслителей античности.Его творчество обогатило духовнуюкультуру всего человечества.Таккак основу учения Платона составлялфилософский идеализм, то совершенноестественно, что наибольшее впечатлениеПлатон всегда производил на мыслителей,склонных к идеализму.

В учении Платонаони видели образец для собственныхидеалистических построений игипотез.Между идеализмом философииПлатона и религией существует нерасторжимаясвязь. Но в этой связи есть особенность,которая сообщает ей характер воззрениячисто античного, древнегреческого.

Религиозные источники платоновскойфилософии неотделимы от мифологии, асама мифология несёт на себе печатьплатоновской диалектики.Из сочиненийПлатона черпали идеи не только корифеиобъективного идеализма — Плотин, Августин,Эриугена, но и мыслители, учёныеВозрождения — Николай Кузанский,Кампанелла, Галилей, Декарт.

В сознаниимногих Платон был философом спантеистическим учением о живом космосеи иерархией действующих в космосе живыхсил.Другая сторона содержанияфилософии Платона, ставшая источникомдлительного философского влияния,заключалась в его диалектике.

Идеалистическая диалектика Платона -предшественница идеалистическойдиалектики Гегеля, её философскийпервообраз. Не будь диалектики Платона,не было бы той формы, в какой в началеXIX в. в Германии явилась диалектикаГегеля.

Платон был первооткрывателемв сфере философского освещения обширногокомплекса политико-правовых вопросов,и разработка многих из них отмеченапечатью его творческого гения. Платон- один из тех правдоискателей и героевмысли, которые становятся вечнымиспутниками человечества и современникамивсё новых и новых эпох и поколений людейв их непрекращающихся поисках истиныи справедливости, в неустанном стремлениик более разумной и совершенной жизни.

Источник: https://works.doklad.ru/view/4vg2ldAfCBc.html

«Идеальное государство» Платона

Учение об идеальном государстве как исток идеализма Платона

Государство как идея и «реальные государства»

Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом.

Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства  идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства.

Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее.

Справедливость как основной принцип устройства

идеального государства

         Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов).

Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством).

Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других.

Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям.

Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».

Наиболее важным и сложным является вопрос о том, почему же правящие сословия посвятят свою жизнь служению общему благу? Это, согласно Платону, достигается рядом условий.

  •          Во-первых, разделением труда. Платон говорит, что всякий человек больше всего заботится о том, что он любит, а любит же больше всего, когда считает, что польза дела – это и его личная польза, и когда находит, что успех дела совпадает с его собственной удачей. А истинные философы как раз и отличаются тем, что больше всего ценят истину, справедливость, благо. Поэтому они и будут заботиться о благе государства, рассматривая это и как собственное благо.
  •          Во-вторых, образом жизни, который у стражников устроен, говорит Платон, согласно поговорке: «у друзей всё общее». В частности, у стражников не должно быть частной и даже личной собственности. Столуются и живут они вместе, как во время военных походов. Необходимые припасы они получают от остальных граждан один раз в год за то, что охраняют их. Им не дозволяется пользоваться золотом и серебром, даже в качестве украшений. Дело в том, что обладание собственностью приводит к раздорам и разрушению единства стражей. Таким образом, специфический образ жизни способствует формированию чувства единства и сплоченности.
  •          В-третьих, целенаправленным воспитанием. Здесь важное значение придается двум моментам. Прежде всего, Платон обращает внимание на роль социального мифа в создании идеального государства. Он говорит, что следует попытаться внушить сначала самим правителям и стражам, а затем и остальным гражданам, что они порождены землей и, что все члены государства  – братья и, следовательно, все должны заботиться о своей стране, как о матери, а также друг о друге. Правителям и стражам необходимо внушить, что есть, мол, предсказание, что государство разрушится, если к власти придут люди, не обладающие необходимыми задатками, вследствие чего они должны безжалостно переводить в сословие земледельцев и ремесленников тех своих детей, которые родятся без необходимых задатков. Одновременно они должны переводить детей земледельцев и ремесленников, родившихся с необходимыми задатками, в сословие стражей. Платон подчеркивает, что успех в деле создания идеального государства во многом будет зависеть от того, насколько удастся распространить, внушить этот миф. Кроме того, важнейшее значение придается роли искусства в воспитании. Согласно Платону, в идеальном государстве разрешаются только такие произведения и даже жанры искусства, которые формируют необходимые качества. Предлагается даже пересмотреть все прежние мифы и произведения искусства и оставить из них только те, которые соответствуют указанным критериям.

Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства и всех его членов. Формирование сословия правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом.

Всем стражам еще в детстве даются предварительные знания в различных областях (счет, геометрия и др.). Одновременно их берут и на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества.

По достижении двадцати лет те из них, «кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – всегда будет выказывать себя самым находчивым», заносятся в «особый список». Отобранные продолжают дальнейшие занятия, и по достижении ими тридцати лет производится второй отбор.

«Самые лучшие» еще пять лет обучаются диалектике – «искусству рассуждать». И только после этого они занимают различные государственные должности.

Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население.

А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым».

Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.

Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это можно будет сделать двумя способами.

Во-первых, говорил Платон, среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно  выполнять их установления и законы.

Во-вторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад.

Значение и недостатки учения Платона

Важнейшее значение учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова. Вместе с тем недостатки его учения очевидны. Прежде всего, отметим, что никоим образом невозможно доказать, что идея государства где-либо существует.

Поэтому и представления о его устройстве, какими бы оригинальными и глубокими они ни были, являются чисто субъективными. Кроме того, очевидно, что нарисованный им образ жизни стражей отнюдь не такой привлекательный.

И на вопрос о том, а будут ли сами стражи чувствовать себя счастливыми, Платон уклончиво отвечал, что важнее благо всего государства, а не отдельных его сословий. Стражи, по его мнению, должны чувствовать себя счастливыми в силу того, что выполняют присущие им функции и вносят посильный вклад в общее благо.

Надо, говорил Платон, внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела. Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.

Кочесоков Роберт Хажисмелович

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kbsu.ru/idealnoe-gosudarstvo-platona/

Scicenter1
Добавить комментарий