Вербальные средства коммуникации: К вербальным средствам коммуникации относятся говорение (письменная

14. Речь как средство коммуникации. Вербальная коммуникация. Говорение и слушание

Вербальные средства коммуникации:  К вербальным средствам коммуникации относятся говорение (письменная

Коммуникация –это общение между людьми, отражающееуровень их информированности в какой-либообласти, служащее средством передачиинформации и в целом являющеесянеобходимым «атрибутом» в жизни каждогочеловека.

Наилучшим средствомкоммуникации, т. е. передачи информации,является человеческая речь.

Термин «речь»имеет не одно, а три значения. Первое –речь как процесс говорения; второе –речь как продукт говорения, т. е. текст(не важно, письменный или устный); итретье – речь как ораторский жанр.

Вербальнаякоммуникацияиспользует в качестве знаковой системычеловеческую речь, естественный звуковойязык, т.е. систему фонетических знаков,включающую два принципа лексический исинтаксический.

К вербальнымсредствам коммуникации относятсяписьменная и устная речь, слушание иговорение. Устная и письменная речьучаствуют в производстве текста (процесспередачи информации),а слушание иговорение – в восприятии текста,заложенной в нем информации.

К основным функциямязыка в процессе коммуникации относятся:коммуникативная(функция обменаинформацией);конструктивная(формулированиемыслей); апеллятивная(воздействие наадресата); эмотивная (непосредственнаяэмоциональная реакция на ситуацию);фатическая (обменритуальными(этикетными)формулами);метаязыковая(функциятолкования).

Речь делится навнешнюю и внутреннюю. Внутренняя речьпонимается как общение человека с самимсобой. Внешняя речь включает в себядиалог, монолог, устную и письменнуюречь.

Говорение каквид речевой деятельности

Говорение, как,впрочем, и любой другой вид речевойдеятельности имеет свою собственную,важную нишу в нашей жизни.

Самоеинтересное, что все виды речевойдеятельности неразрывно связаны другс другом, поэтому если вы желаете убедитьв чем-то оппонента, то нужно уметь нетолько говорить, но и выслушать, чтобыпонять противоположную точку зрения ипродумать те контр-факты, которые смогутего привлечь на вашу сторону.

Слушание как видречевой деятельности

Раз уж затронулиумение слушать, то тогда самое времяразобраться со слушанием, как отдельнымвидом речевой деятельности. Будучиродителями, многие замечали, что их детичасто слушают, но не слышат. То есть, онине воспринимают ту информацию, которуювы хотите донести.

Ребенок чаще заняттем, что волнует его, а не тем, о чемговорите вы. Слушание и говорениепоявились гораздо раньше, чем такиевиды речевой деятельности, как чтениеи письмо.

Однако по важности, эти двапоследних основных вида речевойдеятельности в наше время уравнялисьс двумя первыми.

15. Невербальная коммуникация, виды

Невербальнаякоммуникация – это поведение человека,которое сигнализирует об эмоциональныхсостояниях и характере взаимодействияобщающихся личностей. Невербальныесредства коммуникации выражаются водежде, прическе, мимике, позе, окружающихчеловека предметах. Распознание ипонятие подобного поведения способствуетдостижению наивысшей степенивзаимопонимания.

Зная виды невербальнойкоммуникации, можно лучше понять способыих выражения, поскольку коммуникацияданного типа осуществляется всемиорганами чувств, из которых собственнои формируется коммуникативныйканал.Рассмотримосновные виды невербальной коммуникации:

Кинесика –данный элемент представляет совокупностьтелодвижений, жестов и поз, применяющийсядля дополнения выразительных средствкоммуникации. Тактильноеповедение– было установлено, что при общении вселюди используют разнообразные типыприкосновений к тем собеседникам,которые находятся в непосредственнойблизости.

Различные виды прикосновенийносят разный характер и имеют различную,отличную от прочих эффективность изначимость. Сенсорика– являетсяодним из видов невербальной коммуникации,в основе которого лежит чувственноевосприятие всеми культурами.

Отношениек партнеру складывается на ощущенииорганов чувств: запахов, ощущения вкуса,восприятия звуковых и цветовых сочетаний,ощущения тела собеседника и тепла,исходящего от него. Благодаря всемуэтому и сроится невербальная коммуникацияс данным партнером.

Проксемика– видневербальной коммуникации, основанныйна использовании пространственныхотношений. Данный вид коммуникацииподразумевает непосредственное влияниерасстояний и территорий на проявлениемежличностных отношений между людьми.Хронемика –данный вид подразумевает использованиевремени при невербальной коммуникации.

Паравербальнаякоммуникация– смысл коммуникации зависит отпроявления уровня ритма, интонации итембра голоса, которые используютсядля непосредственной передачивысказывания.

Источник: https://studfile.net/preview/5853613/page:10/

Характеристика вербальных средств общения: что является основным, мимика

Вербальные средства коммуникации:  К вербальным средствам коммуникации относятся говорение (письменная

Человек не может жить нормально без контактов с другими людьми. Наряду с физическими потребностями (есть, пить и спать), организм нуждается в психологической пище – общении. Без него происходит изменение умственного состояния.

Мозг, лишённый возможности получить, выбрать и выдать информацию, расстраивает подсознание. Без поступления сведений извне мозг пытается создать свою фантастическую реальность. Начинаются слуховые и визуальные галлюцинации, тревожные и панические атаки.

Человек со слабой психикой может сойти с ума.

Вербальное общение

Что такое вербальные средства общения

Словесное общение называется вербальным. Люди, используя разговорную речь, вербально общаются между собой. Свыше 3000 слов за час и до 30000 слов в день – такое среднестатистическое количество вербальных знаков человек произносит в современном мире.

Коммуниканты (так специалисты называют людей, обменивающихся между собой данными) составляют из слов речевые тексты. Смысл текстов может быть каким угодно, например, в них хотят:

  • что-то сообщить;
  • что-либо узнать;
  • выразить своё отношение или дать оценку происходящему;
  • договориться о чём-то и т.д.

Несмотря на всё разнообразие речевого потока, у разговаривающих людей можно выделить две главных задачи в общении: получить информацию или поделиться ею. Всё остальное – лишь вариации. К примеру, один прохожий у другого спрашивает, как пройти в определённое место. Происходит вербальное общение, как результат, один собеседник делится информацией, а другой – её получает.

Вербальные средства общения – это инструменты для взаимодействия людей при помощи речи, они включают в себя:

  • речевое акустическое проявление;
  • смысловое значение слова или фразы;
  • выразительное качество голоса.

Кстати. Само слово «вербальный» означает «устный», «словесный», но письменная речь также является вербальным средством коммуникации.

Вербальная передача информации

Какую значимость имеют для человека

Средства общения человека в психологии

Прежде, чем выяснять важность общения при помощи языка, правильным будет дать определение невербальным способам коммуникации. К ним относятся:

  • жесты;
  • выражение глаз;
  • позиционирование тела или его отдельных частей: рук, ног, головы;
  • мимика.

Задолго до того, как человек научился говорить, он использовал все эти возможности, чтобы общаться. Но этого было недостаточно для полноценного информационного контакта с особями, подобными себе.

Мимика и жест, несущие минимум информации

К сведению. Мимика – это выражение чувств с использованием мышечного движения на лице. С её помощью можно выдать до 15% информации о происходящем событии. Но нельзя сказать, что средством вербального общения является мимика или любая из вышеперечисленных позиций.

Собеседник увидит на лице партнёра одно из эмоциональных состояний человека, но понять, что тот хочет сказать не сможет.

Несомненно, поза и жестикуляция поведают о многом, но чётко и понятно донести информацию до коммуниканта может только речь.

При этом лишь правильно выстроенная, грамотная и чётко выраженная мысль, высказанная при помощи слов, может нести полезную информацию и произвести нужный эффект.

Например, неопытный оратор может в течение часа нести околесицу, не останавливаясь ни на мгновение, но так и не сообщить слушателям ничего полезного. Деловые партнёры на переговорах в чётко построенном речевом диалоге выдают и получают до 98% полезных сведений.

Внимание! Чтобы найти своё место в социуме: работу, семью, друзей, просто жить среди людей, занимаясь определённой деятельностью, человеку нужно уметь общаться и презентовать себя при помощи речи.

Функции вербального общения

Ясно, что невербальные методы коммуникации могут преобладать в случаях личного общения с проявлением чувств и эмоций. Здесь они важнее и сполна выполняют свою миссию. Какую же роль могут играть вербальные методы взаимного контакта в деловом плане?

Перцептивная сторона общения в психологии

Вот краткий перечень их функций:

  • коммуникативная;
  • аккумулятивная;
  • познавательная;
  • конструктивная;
  • этническая;
  • эмоциональная.

Всё перечисленное – это основные задачи, которые решаются при помощи языка, как средства общения.

Коммуникативная

Здесь язык – коммуникативный инструмент, позволяющий в полной мере общаться с другими людьми.

Важно! Умение завязать разговор, вступить в диалог с незнакомым человеком и получить или предоставить информацию любого вида называют коммуникабельностью.

Аккумулятивная

Такая функция в полной мере проявила себя с момента создания письменности. До этого человечеству приходилось делиться накопленными знаниями при помощи устной передачи потомкам легенд, сказок, былин.

В них было много неточностей, потому как каждый пересказывающий добавлял или убавлял что-то по своему усмотрению. Однако с приходом посменного языка эту роль взяла на себя разного рода литература.

Книга точно отображает и передаёт познания и опыт предыдущих поколений.

Познавательная

Как только ребёнок начинает осознавать себя, то дальнейшую информацию об окружающем мире он получает при помощи языка. В языке выражается деятельность человеческого сознания.

Конструктивная

Язык выступает конструктором мыслей, которых в голове человека крутится великое множество.

Доказано. Только озвученная мысль станет понятна для окружающих и того, кто её произносит.

В самом деле, чтобы высказать словами какую-то мысль, необходимо чётко выстроить смысловой ряд и сбалансировать фразу или утверждение. Для этого требуется дополнительная концентрация, в ходе которой говорящий более ясно понимает, что хотел сказать.

Этническая

Не секрет, что плотность людских поселений распределяется по Земле не только согласно географическим координатам. Большие нации и малые народности объединяются по национальному признаку и вере. Они живут в среде, где язык является основным сплачивающим звеном.

Интересно. В Индии, где официальными языками считаются хинди и английский, жители разговаривают ещё на 447 языках, используя около 2000 диалектов.

Эмоциональная

Этот вид речи применяется тогда, когда человек говорит, желая полнее передать свои чувства и эмоции по отношению к высказыванию. Интонация, с которой произносится слово или фраза, в этом случае главенствует.

Виды речевой деятельности

Совокупность знаков и методов их построения, которой выражаются мысли и чувства, называют языком. Язык предназначен для установления контакта и дальнейшего общения между людьми, это характеристика речевой деятельности.

Культура общения — что включает в себя, определение

Она подразделяется на следующие виды:

  • говорение – основная форма, образующая устные вербальные средства общения, как результат звучащего высказывания;
  • слушание – слуховое восприятие того, что говорят: общий анализ речевых сигналов и их интерпретация;
  • письмо – графическая регистрация содержания услышанного на бумаге при помощи букв;
  • чтение – процесс извлечения информации из написанного текста через визуальное восприятие и последующее её понимание.

Важно! Если рассматривать общение, как модель, то выделяют устную и письменную формы. При этом общение бывает массовым (при групповых контактах) и межличностным (при индивидуальной беседе).

Говорение как вид речевой деятельности

Язык любого народа пребывает в двух видах: литературном и нелитературном. Всё зависит от культуры и социального положения.

Кстати. Литературную языковую форму отличает присутствие фундаментальных норм, она считается идеальной.

Все слова или фразы, которые не вписываются в эти рамки, образуют нелитературную форму языка. Сюда можно отнести:

  • просторечие – грубоватые, упрощённые слова или словосочетания;
  • диалекты – социальные или географические.

Ненормативная лексика (ругательства) также входит в этот ряд.

Барьеры вербального общения

Передача информации от одного собеседника к другому страдает от несовершенства. В процессе коммуникации смысловое значение может быть неверно истолковано, изменено или наполовину утеряно, как в детской игре «Испорченный телефон».

Принцип «испорченного телефона» при общении

Внимание! Стопроцентная информация находится в сознании того, кто её проговаривает. При преобразовании мысли в форму она уже потеряет, как минимум, 10% информативности.

Сообщение, двигаясь от «источника» к «приёмнику», превозмогает определённые препятствия и скуднеет.

Психолог из Югославии, Предраг Мицич, в одной из книг по психологии так описывает этот барьерный ряд:

  • предел воображения – даёт 10% потерь при преобразовании внутренней речи во внешнюю словоформу;
  • барьер желания – высказывание получается не таким, как хотелось бы из-за не сложившегося хода беседы или личности собеседника, при этом теряется ещё 10%;
  • барьер технического языкового несовершенства – отбирает 10%, в результате «проглатывания» окончаний в словах, нечёткого произношения, запинок, паразитных слов и т.д.;
  • барьер отношений – предвзятая личная позиция «слушающего» к «говорящему», скрадывающая 10% информации, из-за психологической неготовности логически осмысливать сказанное;
  • барьер объёма запоминания – средняя человеческая память запоминает всего 10-25% услышанного материала.

С вычетом всех потерь, которые претерпит высказанная мысль, прежде, чем осядет в памяти собеседника, останется 10% изначально задуманной, а потом произнесённой речевой новости.

https://www.youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Барьеры вербального общения

Обмен полезной информацией в полной мере невозможен только при помощи невербальных межличностных и массовых контактов. Взаимосвязь с другими людьми на вербальном уровне позволяет личности развиваться и получать жизненный опыт.

Источник: https://srazu.pro/socializacia/verbalnye-sredstva-obshheniya-cheloveka.html

Тема 1. Вербальные средства коммуникации

Вербальные средства коммуникации:  К вербальным средствам коммуникации относятся говорение (письменная

Скаженик Е.Н.
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов,  или более 3 тысяч слов в час.

Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира.

И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение — это столп, стержень, основа существования человека.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. 

А еще язык — это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.

 Язык— это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык — это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям …

Таким образом, язык используется в самых разных функциях. Сколько их? Лучше других ответил на этот вопрос американский лингвист Э.

Сепир: «Трудно с точностью установить функции языка, так как он настолько глубоко коренится во всем человеческом поведении, что остается очень немногое в функциональной стороне нашей сознательной деятельности, где язык не принимал бы участия». Назовем основные:                                    

Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем.

В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки.

А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и многовековая художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

Конструктивная. Язык  как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая. Язык как средство  установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Этническая. Язык как средство объединения народа.

Типы приема и передачи информации

Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление — это восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура — это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии.

Под сенсорикой понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена.

Таким образом, при глубоком анализе становится очевидным, что от природы люди наделены 3 разными формами мышления: естественным языком, образным и сенсорным мышлением.

  Как работает естественный язык в своей речевой функции, мы наблюдаем постоянно: текст ¬ слова ¬ слово: значение.

Как функционирует образное мышление? Восприятие мира осуществляется не расчлененно, а единой картинкой. Живописное полотно нельзя расчленить на элементы (как текст), оно воспринимается целиком.

Человек получает больше информации, переходя от правой к левой части картины. Значит, по сравнению с естественным языком это принципиально иная форма восприятия.

Люди с развитым образным мышлением воспринимают мир иначе, чем люди с преобладанием мыслительной языковой функции.

Перейдем теперь к сенсорному мышлению. Основу этого феномена (то есть передачи информации без помощи известных науке анализаторов) следует искать, видимо, на самом глубоком «клеточном» уровне.

Оказывается, что лишенная зачатков нервной системы и каких-либо рецепторов клетка способна демонстрировать ясновидение — «клеточную телепатию».

Рассмотренные три способа приема и передачи информации находятся в неодинаковом взаимодействии друг с другом.

Естественный язык реализуется посредством речевого аппарата и слухового анализатора. Образное мышление в основном связано со зрительным анализатором, но, кроме того, в канале передаче информации задействованы руки, которые лепят и рисуют. При биосенсорном воздействии анализатором, видимо, является все человеческое тело.

Приоритет неодинаковых типов мышления у разных людей имеет огромное значение для практики общения. Когда вы входите в речевую коммуникацию с другим человеком (частную, деловую, официальную) следует не только провести всесторонний анализ его личности, но и составить представление о том, какой тип мышления в нем преобладает и подстроиться к нему.

Язык — речь — речевая деятельность

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Существует несколько видов речевой деятельности:

говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание — восприятие содержания звучащей речи;

письмо — фиксация содержания речи на бумаге;

чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

 Литературная форма языка, иначе — литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка — наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет 2 формы: устную и письменную. Первая — звучащая речь, а вторая — графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Стили русского литературного языка

Функциональные стили — это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых средств.

Каждый стиль отличается от других следующими признаками:

-сферой использования;

-целью общения;

-формами, в которых он существует;

-набором языковых средств.

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей:

-научный;

-официально-деловой;

-публицистический.

Научный стиль. Главные функции — информативная и воздействующая. Ведущий признак терминологичность словарного состава. Стиль делится на собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.

Черты научного стиля:

-отвлеченность,

-обобщенность,

-подчеркнутая логичность и связность выражения.

Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль называют языком законов. Главные функции — повелевающая и информативная. Черты официально-делового стиля:

-точность;

-предписывающий характер;

-обезличенность;

-стандартность;

-тенденция к стереотипу.

Публицистический стиль. Основные функции — информативная, воздействующая. Сочетает в себе экспрессию и стандарт. Публицистический стиль — информация для широкого круга. Может быть в устной и письменной форме. Черты публицистического стиля:

-экспрессивность, эмоциональность,

-наличие гибкого стандарта.

Разговорная речь. В ней оформляются обычно диалоги и монологи на бытовые темы. Выделять ее как разговорный стиль представляется не совсем верным.

Язык художественной литературы. Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами.

функция языка художественной литературы — эстетическая (или поэтическая).

С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы функции языка в общении?

2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?

3. Чем отличается научный стиль речи?

4. Чем отличается публицистический стиль речи?

5. Чем отличается разговорная речь?

6. Вспомните типы приема и передачи информации.

Задание 1

Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.

ФиаскоСтатуяСпираль
ОкеанНоготьФиниш
ПутешествиеМостоваяКнопка
БумажникПальтоВор
ДыняФанераСуфле
СонХаризмаКовбой
МотоциклАрмияКоробка
СобакаНосПалка
ПреступлениеХоккейПлод

Задание 2

Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

·        Творчество подобно приготовлению торта.

·        Творчество подобно падению в грязь.

·        Творчество подобно любви.

·        Творчество подобно починке протекающего крана.

·        Творчество подобно заточке топора.

Задание 3

Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

1.     Вода для корабля то же, что________________________________ для бизнеса.

2.     Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.

3.     Кран для___________________ то же, что_____________________ для свободы.

4.     Мой дом – это  ____________________________.

5.     Моя работа – это _________________________.

6.     Беспокойство – это _______________________.

7.     Правда – это  _____________________________.

8.     Власть – это _____________________________.

9.     Успех – это _______________________________.

10.           Счастье – это _____________________________.

11.           Любовь – это ______________________________.

12.           Идеалы – это ______________________________.

13.           Размышление – это ________________________.

14.           Жизнь – это _______________________________.

Задание 4

Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

·        Чем пахнет слово «участвовать»?

·        Каково на ощупь число «семь»?

·        Какой вкус у голубого цвета?

·        Как выглядит идея свободы?

·        Какая форма у вторника?

·        Каков вкус радости?

Задание 5

Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д.

Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

Задание 6

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

·        Все ли условия соглашения выполняются?

·        Как выполнил Балда свои обязанности?

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».

Задание 7

Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.

Задание 8

Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.

Задание 9

Продолжите фразы:

·        Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________.

·        Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________.

·        Моя тревога __________________ с каждым днем.

·        Площадь засоленных почв __________________ с каждым годом.

(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)

Задание 10

Подберите синонимы к слову сказал.

Задание 11

Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.

Задание 12

«Переведите» наукообразные фразы:

·        Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.

·        Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).

Источник: http://www.aup.ru/books/m161/1.htm

Современная вербальная коммуникация

Вербальные средства коммуникации:  К вербальным средствам коммуникации относятся говорение (письменная


Современный человек находится в тесном взаимодействии и взаимовлиянии с непрерывно меняющимся миром. Главным посредником выступает язык, который предоставляет возможность упорядочить и систематизировать множество знаний для создания более четкой языковой картины мира.

Сегодня возрастает интерес ученых к проблемам языка и культуры, расширением межкультурных связей, более того на сегодняшний день существует необходимость обозначения места и роли вербальной коммуникации в современном обществе и образовании.

В широком смысле, коммуникация — это система, посредством которой осуществляется взаимодействие людей, более того, это определённые способы общения, которые позволяют, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. [2; 2002 — c.

48] Именно общение — это те связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Одним из основных универсальных способов общения в современном мире выступает вербальная коммуникация.

Огромный объем информации передается путём вербальных средств, то есть устной и письменной разновидностями языка.

Специалисты подсчитали, что человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, другими словами мы говорим более 3 тыс. слов в час.

Вербальная коммуникация — составляющая работы менеджеров, юристов, психологов, бизнесменов, рекламистов, психологов. С другой стороны овладение общением и средствами вербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

Развитие вербальных коммуникаций опираются на невербальные средства коммуникации, не смотря не то, что являются богаче видов и форм невербальной коммуникации, они не могут их полностью заменить. [1; 1996 — c. 102] Они присущи только человеку и основываются на усвоении языка.

Мы можем выделить следующие виды вербального общения:

Познавательное (когнитивное) — освоение новой информации и применение её в практической деятельности;

Убеждающее — формирование ценностных ориентаций и установок у партнёров по общению;

Экспрессивное — формирование у партнёра по общению прихоэмоционального настроя, чувств, а так же побудить партнёра к социальным действиям;

Суггестивное — оказание внушающего воздействия, для последующего изменения его поведения, смены установок и ценностных ориентаций;

Ритуальное — закрепление и поддержание конвестициональных отношений.

Ученые разделяют вербальное поведение человека на внешнюю и внутреннюю, устную и письменную речь. Внутренняя речь, в первую очередь — это мыслительный процесс, и чаще всего такая речь выражается в форме образов и интерпретаций. Такая речь не всегда сформулирована фразами и предложениями, это необходимо только в том случае, если возникают затруднения во внешней коммуникации.

Внешняя речевая коммуникация — это межличностное общение в социуме. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная — на монологическую и диалогическую. Основная цель такой коммуникации это обмен информацией между людьми.

К формам внешней речи мы можем отнести:

Диалог — устный обмен информацией, эмоциями, впечатлениями, мнениями, посредством разговора, беседы. В основном такая форма внешней речи происходит в непринужденной обстановке, где можно свободно высказать свое отношение к предмету разговора.

Дискуссия — обмен информацией происходит с целью доказательства своей правоты одному человеку или группе людей, другими словами происходит обмен противоположными точками зрения между участниками разговора. Один из наиболее популярных видов дискуссии — это спор, присутствующий в повседневных ситуативных видах коммуникации, с применение доказательной базы.

Монолог — различные выступления перед публикой, аудиторией. Во время монолога один человек обращает речь к большой группе слушателей. Данный метод коммуникации широко используется в образовании, другими словами это лекции, а также это выступления на различных собраниях.

Посредством речи не просто «движется» информация, но и участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определённого изменения поведения.

Не смотря на то, что все эти виды речи имеют свои специфические особенности, общим для них является произношение слов, вслух или про себя. Другими словами можно сказать, каждая мысль сформулирована языком с помощью материальных речевых процессов. Как при подготовке к письменной речи, так и к устной присутствует фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Как говорилось ранее, внешняя речь бывает устной и письменной. Письменная речь выражается в тексте, она более сконцентрирована по содержанию, чем устная.

Письменная речь — процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений.

Письменная речь появляется позже устной и формируется на её основе. Слышимая речь, которую кто-то произносит, называется устной речью.

Анализируя вербальную коммуникацию, нужно иметь в виду, что общение между личностями, обладает определёнными намерениями, другими словами, диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров.

Посредством речи не просто передается информация, но и происходит воздействие на собеседника, его переориентация и убеждение.

Воздействие может носить характер манипуляции, может быть прямым навязыванием какой-то позиции, а так же может способствовать актуализации партнёра.

Главной особенностью вербальной коммуникации является то, что она присуща только человеку, к тому же она является универсальным способом передачи информации.

[5] У вербальной коммуникации есть еще одна необходимая особенность, мы можем перевести на вербальный человеческий язык, практически любое сообщение, созданное в другой знаковой системе, например, красный сигнал светофора — можем перевести как «движение запрещено», «стоп»; или же поднятый большой палец вверх — переводится, как «очень хорошо», «мне нравится».

В речевой коммуникации существуют целые системы идей, верований, мифов, которые свойственны какому-то определённому обществу или культуре.

Прежде чем овладеть каким-либо иностранным языком, например английским, нужно изучить культуру английского народа, выделить межкультурные соответствия, и только потом уже появится возможность целостно воспринимать и понимать слова и понятия.

Внутри любой культуры можно заметить различия в употреблении тех или иных слов. Но очень важно отметить, что на английском языке разговаривают не только в Англии, но и Америке.

Следует обратить внимание, что здесь присутствуют определённые различия в употреблении некоторых слов и понятий, которые мы можем запомнить, только изучая культуру. Например, «to table a report or motion» в США используется в значении «отложить дискуссию», в Англии — «дать делу приоритет».

С одной стороны данные различия не трудно заметить и принять, но с другой стороны язык — это произвольное изобретение, и таких различий может быть очень много, их появление зависит лишь от того, что группа людей привыкла считать значением того или иного понятия.

Многие коммуникативные факторы различаются в культурах, даже если эти культуры говорят на одном языке.

Выбор словестных средств способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Так разговоры в мужской и женской компаниях обычно ведутся с разным набором лексических единиц; в смешанной компании они будут использоваться реже, с целью наиболее полного понимания.

Хотелось бы отметить, что в процессе общения реализуются такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности людей как мышление и речь, формирование, актуализация и диагностика способностей.

Речь принято отождествлять со словом, то есть с вербальной знаковой-символической функцией речи. Не смотря на то, что речь является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включение в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. [2; 2002 — c.76]

Обучение английскому языку преследует одну очень важную цель — человек, адресующий информацию, и тот, кто ее принимает, должны пользоваться одной и той же системой кодификации значений, другими словами они должны говорить на одном, понятном друг другу языке, проще говоря, учащегося нужно научить свободно владеть всеми лексическими единицами, для лучшей межличностной коммуникации в англоязычной среде. [3; 2000 — c.58] В данном случае обмен информацией становится возможен только в том случае, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, и т. д.) известны участвующим в общении лицам. Нужно подчеркнуть, что значение — это содержательная сторона знака как элемента, опосредующего познание окружающей действительности.

Система значений развивается и обогащается на протяжении всей жизни человека, и её целенаправленное формирование — центральное звено как среднего, так и высшего образования. [3; 2000 — c.64]

Вербальное общение можно разделить на два этапа:

Первый этап — программирование речи, на данном этапе происходит построение смысловой базы речевого высказывания, или того, что человек хочет сказать. Другими словами, происходит отбор наиболее важной для человека информации, и отсеивается второстепенная ненужная информация.

На втором этапе вербального общения происходит построение синтаксической структуры предложения, прогнозы грамматической формы, который обеспечивает поиск нужного слова, выбор звуков.

Процесс говорения представляет собой кодификацию информации, говорящим (коммуникатором) и декодирование её собеседником, в процессе слушания, что и обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор.

В диалогическом общении данные роли чередуются между собеседниками, из чего складывается взаимопонимание.

В заключении важно отметить, что в процессе обучения английскому языку нужно добиться не только умения формулировать устные высказывания, но и осуществлять определённое ролевое поведение в процессе акта общения. Основная коммуникативная задача говорящего — завладеть вниманием слушающего, добиться приёма и понимания своего общения, получить ответ.

Литература:

  1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
  2. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. — М.: Рипол Классик, 2002. — 320 с.
  3. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения. — С.- Петербург, 2000–245с.
  4. American Heritage Dictionary of Idioms / Christine Ammer. — Houghton Mifflin Harcourt, 2003. — 474 p.
  5. http://womanadvice.ru/verbalnaya-kommunikaciya

Основные термины(генерируются автоматически): вербальная коммуникация, слово, письменная речь, внешняя речь, речь, обмен информацией, английский язык, вербальное общение, Англия, внутренняя речь.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31583/

Вербальные средства коммуникации и их характеристика

Вербальные средства коммуникации:  К вербальным средствам коммуникации относятся говорение (письменная

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.

Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных Толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, Деловых и юридических отношениях. Преимущества письмен-

ψ

ной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотным вариантом последней, а речью самостоятельной, со своими правилами и даже грамматикой.

Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной заключается в экономности, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов.

Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.

Недостатки устного выражения мысли — речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство.

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста.

Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов.

Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования.

Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство (см. также: Невербальные средства общения). Вербальное общениеприсуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь.

Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями.

Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником).

Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).

Невербальные средства!

В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаза (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т.п.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно точно передавать значения (за исключением некоторых жестов). Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами.

Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово — с солистом на его фоне. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение.

В отличие от речи невербальные средства

0бщения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

1. Визуальные средства общения:

. кинесика — движение рук, ног, головы, туловища; . направление взгляда и визуальный контакт;

• выражение глаз;

• выражение лица;

• поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

. кожные реакции (покраснение, появление пота);

• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

• вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения:

• паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

• экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические средства общения:

• физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

• такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения:

• приятные и неприятные запахи окружающей среды;

• естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

Средствами невербальной коммуникации являются — жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общениене предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение— это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являютсяврожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_168728_verbalnie-sredstva-kommunikatsii-i-ih-harakteristika.html

Scicenter1
Добавить комментарий