виды инноваций в туризме.: Инновация продукта — внедрение на туристский рынок нового продукта

Инновационная деятельность в туризме и ее государственное регулирование (Вартанова М.Л., 2017)

виды инноваций в туризме.:  Инновация продукта - внедрение на туристский рынок нового продукта

Введение

Сегодня государство признаеттуристическую деятельность как стратегически важную и приоритетную, чтодает огромные возможности для развития инновационной деятельности в этойобласти. Ведь инновации – это рост конкурентоспособности, как во всехотраслях хозяйствования, так и в туризме. а в РФ вопросконкурентоспособности российского туристского продукта остро актуален.

РФ в настоящее время занимает13-е место в мире по числу международных прибытий, что является для нашейстраны достаточно скромным показателем [10].

Причин данной ситуации много,например:

— нестабильностьбюджетной и налоговой политики;

— отсутствиеполной нормативно-правовой базы в данной области;

— высокаяцена при низком уровне качества предоставляемых услуг;

— слабоеразвитие туристской инфраструктуры;

— недостаточновнимания со стороны власти к формированию положительного имиджанационального туристского продукта и росту его конкурентоспособности на внутреннеми мировом рынках и пр.

Управление в сферетуризма

Если рассматривать управление в облаституризма, то в первую очередь необходимо государственное регулированиеданной деятельности путем формирования нормативно-правовой базы и эффективногомеханизма регионального и муниципального управления туристским комплексом.Так от действий муниципальных властей зависит многое, поэтомуинновационный подход к их взаимодействию с туристским бизнесом остроактуален.

Процессэкономической деструктуризации, несомненно, имеет и глубоко рациональнуюоснову: он позволяет полнее, чем в условиях централизованного управляемогохозяйства, мобилизовать местные ресурсы и источники экономического роста,повышать на этой основе эффективность общественного производства. Насегодняшний день, децентрализация приобрела «общемировой характер и охватываетстраны с различным уровнем экономического развития и степеньюзрелости рыночных отношений» [7] (MamedbekovaM.O., 2016).

Особенностисовременного исторического периода таковы, что по мере углубления процессатерриториального обобществления в границах государства формируютсярегионы, представляющие собой обособленные территориальные образования,характеризующиеся спецификой территориального воспроизводства.

«Этуспецифику определяет в каждом конкретном случае особое сочетаниехозяйственных, социально-экономических и природно-ресурсных блоковконкретного региона.

Уникальность региональной окружающей среды позволяетсчитать ее особого рода ресурсом, используемым хозяйственными субъектами, расположеннымив границах регионов» [7] (Mamedbekova M.O.,2016).

 «Результаты экономических преобразований в Россиипоказали, что теоретико-методологическое обеспечение экономическогореформирования остается одной из нерешенных проблем» [7] (Mamedbekova M.O., 2016).

Всвязи с этим, крайне актуальным становится теоретико-методологическоеобеспечение региональной экономической политики в условиях дальнейшегоразвития федеративных отношений в России.

Так, сегодня туризм является ведущейэкономической отраслью, он прямо или косвенно взаимосвязан с множествомотраслей производства, а также активно воздействует на их развитие.

Поэтому основной инновацией, которая внедряется в данный момент во множествестран мира по инициативе Всемирной туристской организации – это системакомплексной оценки экономического эффекта от туристской деятельности.

Инновации – это нововведения в различных сферахжизнедеятельности человека, в том числе и в социальной сфере, тоесть в компаниях, которые предоставляют услуги населению.

У инновационных процессов есть с одной стороны свои,специфические особенности, с другой они подчиняются общим закономерностямэкономического развития. Это касается и туризма. Туристический бизнес по ФЗ«О Правительстве РФ» относится к социальной сфере.

Сотрудники туристического бизнеса имеют дело с различнымиформами и методами организации отдыха, путешествий, культурного досуга.Развитие данного бизнеса может быть лишь на базе внедрения новых идей,совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения ихассортимента. Этим обоснована актуальность данной работы.

Итак, так как в туристическойдеятельности ежедневно происходит внедрение различного рода инноваций, тоизучение инновационных процессов, причин появления данных инноваций, разработкаметодов их внедрения имеет значительный и практический научный интерес.

Туристский бизнес – это деятельность,итогом которой является совокупность товаров различного вида (длительного и краткосрочногопользования) и услуг (транспорт, размещение, питание, развлечения и пр.),которые представляются временным посетителям государств, регионов, городов,курортов, достопримечательных мест и пр.

Туризм постоянно развивается и частоявляется инициатором и экспериментатором во внедрении различныхинновация, он постоянно меняет формы и способы предложения и предоставленияуслуг, осваивает новые возможности.

На развитие туристическойдеятельности оказывают влияние многие факторы: экономика, социальное и культурноесостояние общества и т.д.

Рассмотрим общую схему инновационногоцикла (рис. 1) [8] (Novikov V.S., 2011).Период создания инновации здесь состоит из:

— стадии зарождения(появление потребности и возможности инноваций, формирование идеи);

— стадии становления(разработка идеи);

— стадии освоения(внедрение в производство, эксперимент).

Рисунок 1.Схема жизненного циклаинновации

Источник: [8](Novikov V.S., 2011).

Жизненный цикл инновации состоит из фазы внедрения, коммерциализациии диффузии, рутинизации и превращения в традиционный продукт.

В туристском бизнесе начало инновационного цикла происходит с моментаформирования идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок,формирования нового турпродукта или внесения трансформаций в существующий,внедрения новых технологии или коммуникаций. Формируется, анализируется,определяется целевая направленность товара с ориентацией на конкретногопотребителя, его примерное наполнение.

После создания и разработки идеи будущего продукта, анализируютсявозможности реализации его на практике, идет поиск и отборпоставщиков и партнеров, планирование базовых и дополнительных услуг,транспортировки, медстрахования и пр.

Далее проводиться эксперимент, проверка продукта: презентация, пробныепродажи, оценка спроса и конкурентоспособности. Все вышеописанное являетсяпериодом создания инновации.

Следующий этап инновационного цикла в туризме – комплекс мер, которые направлены на продвижениетурпродукта и внедрение его на рынок, реализация и коммерциализация(пропагандистские и рекламные акции, прямой маркетинг, стимулированиесбыта и пр.). На данном этапе создается система управления сбытом, котораявключает в себя стимулирование сотрудников.

Инновационный цикл в туризме подходит к концу, когда другиесубъекты данного рынка начинают в своей деятельности активно использоватьданную инновацию.

В инновационной деятельности данный бизнес базируется на фундаментенакопленных знаний.

На внедрение инноваций здесь оказывает значительное влияниеэкономическая ситуация в государстве, социальное положение населения,национальное законодательство, межправительственные и международныесоглашения.

Поэтому мотивы и причины появления инноваций в даннойдеятельности в каждом государстве различны. Тем не менее, возможновыделить несколько характерных черт [2](Barancheev V.P., 2012):

— растут потребностинаселения в туристических услугах;

— насыщение множествабазовых направлений поездок;

— опасность потери квотырынка во въездном туризме;

— рост конкуренции, ростпредложений стандартизованных глобальных продуктов;

— потребность сдерживатьвыезд населения в зоны, которые аналогичны по условиям регионамсобственной страны (природа, культура, климат) и пр.

Учитывая положения Генерального соглашения по торговле услугами(ГАТС), в туризме можно выделить развитие инновационной деятельности по такимнаправлениям как [2] (Barancheev V.P., 2012):

Внедрение инноваций, которые связаны с развитием организации и туристскогобизнеса в целом. К примеру, в системе и структуре управления, в кадровойполитике, в экономической и финансовой деятельности и т.п.

Маркетинговые инновации, которые дают возможность охватывать потребностицелевых потребителей или привлечь не охваченных на данный периодвремени потребителей.

Периодические инновации, которые направлены на трансформациюпотребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и даютконкурентные преимущества.

Итак, инновационная деятельность в туристской деятельности имеетцель – формирование нового илитрансформацию существующего продукта, а также совершенствованиетранспортных, гостиничных и прочих услуг, освоение новых рынков, внедрениепередовых информационных и телекоммуникационных технологий и пр.

Так как туристская деятельность – это предоставление услуг по организации путешествий, а такжеважнейший источник доходов страны, а также множества секторов егоэкономики, то господдержка инновационной деятельности в данной сференеобходима и предопределена.

Базовые задачи государства в данной области это [9] (Patutina N.A., 2014):

— определить и разработатьпринципы политики в туристической деятельности, программы их реализации,механизм контроля и исследования итогов данной деятельности (статистика,ведомственные исследования);

— формированиеблагоприятных условий для туристской деятельности, координация действийразнообразных компаний, предприятий и обществ, для созданиясоответствующей инфраструктуры, позитивной окружающей среды;

— поддержка туристскойдеятельности и маркетинга путем стимулирования инноваций, созданиепривлекательного образа страны.

Многие страны формируют специализированные национальные организации для продвиженияразличных инноваций в туризме – ОМТН (организации, которые занимаются маркетингом туристских направленийпо терминологии Всемирной туристской организации), это к примеру:Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna и пр. [8] (Novikov V.S., 2011).

Туризм – совокупность субъектов и объектовданной сферы, их взаимоотношений. Государство здесь играет роль базовогоинститута, оно на основе использования специальных механизмовпредопределяет развитие туризма (рис. 2) [8](Novikov V.S., 2011).

Рисунок 2. Взаимосвязь государства и туризма

Источник: [8](Novikov V.S., 2011).

Так как формирование и внедрение инноваций требуют совокупностиусилий разнообразных экономических и социальных сфер, то инновацииневозможны без государственной поддержки.

Механизм взаимодействия государства со сферой туризма – принятие нормативных правовых актови формирование нужных для развития туризма условий.

Данные механизмыиграют роль институциональных факторов развития туристической деятельности, так, на рисунке 3 представлены данные факторы с точкизрения наличия в них экономической и неэкономической составляющей [1] (Andreeva A.A., 2013).

Приведенная классификация дает возможность определить базовые направлениядеятельности органов государственной власти в вопросах развитиятуристической деятельности.

Рисунок 3. Классификацияинституциональных факторов развития туризма по признаку наличия в нихэкономической составляющей

Источник: [1](Andreeva A.A., 2013).

Для государственной поддержки туризма применяются, как правило, три схемы [1] (Andreeva A.A., 2013):

1. Прямое участие государства в осуществлении специальных целевыхпрограмм и ассигнованиях региональных, местных органов власти;формирование крупных национальных центров, которые находятся на бюджетномфинансировании и бесплатно предоставляют свои разработки и знанияширокому кругу потенциальных потребителей.

Например: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона,информационное продвижение туристической деятельности региона, научные и статистическиеисследования в области туристической деятельности, подготовка и переподготовкакадров для данной области и пр.

2. Предоставление субсидий и грантов для реализациинаучно-исследовательских работ в области туристической деятельности и сопутствующихотраслях.

3. Обеспечение частным организациям и лицам благоприятных условийдля научно-технических разработок, а также развития инвестиционныхвозможностей. К примеру, это могут быть налоговые льготы, государственныекредиты и гарантии, финансирование путем участия государства в акционерномкапитале и т.п.

Как пример, сюда можно отнести формирование туристско-рекреационных зон –это вид особой экономической зоны, которая создается для развития и оказанияуслуг в сфере туризма. Так как в России данные зоны распространенынезначительно, их создание в нашей стране имеет инновационный характер.

Итак, в сфере туристической деятельности, как нигде, взаимодействуютразнообразные структуры: местные органы, руководство государства, туристическиеорганизации, операторы, собственники гостиниц и пр. От их комплексныхскоординированных действий зависит положительный эффект в развитии даннойотрасли.

Как говорилось выше, один из главных способов привлеченияпотребителей и роста дохода в туризме, состоит в предложениипотребителю нового товара. В туристической отрасли, данный товар может бытьновым маршрутом или местом отдыха. Но, почти у каждого агентства, естьстрах использования инноваций первым, совершенствования механизма работы с клиентом.

Так как инновация несет с собой определенную степень риска.Рассмотрим, к примеру, такое эффективное нововведение, приносящее прибыль,как бронирование туров путем on-line сервиса, это дает возможность экономитьвремя, а также ускоряет обработку заявки и подтверждение выбранноготура.

Не всем клиентам данный сервис нравится, не все его применяют, но,тем не менее, происходит автоматизация отрасли. Периодически туроператорвводит новые инновации, так как, чтобы заинтересовать потребителя, необходимопривлечь его внимание. Инновации играют важную роль для привлечениятуристов.

Например, туроператоры в настоящий момент предлагают такиеразработанные и внедренные технологии как: динамические прайс-листы; 3dрегистрация на рейс; 3d модели отелей; интерактивная карта полетов;сенсорные терминалы самообслуживания и пр.

На развитие инновационной деятельности туристских организаций влияютразличные факторы (рис. 4) [11](Fatkhutdinov R.A., 2012).

Рисунок 4. Факторы, оказывающие влияние на процессы инноваций

Источник: [11](FatkhutdinovR.A., 2012).

Так, экономические и технологические факторы: недостаточно средствдля финансирования, слабая материально-техническая база, устаревшаятехнология и т.п.

Политические, правовые – нестабильность в политике, ограничения в законодательствеи пр.

Организационно-управленческие – это, к примеру: ориентация на краткосрочнуюокупаемость, доминирование вертикальных потоков информации и пр.

Социально-психологические и культурные – сопротивление новому,боязнь неопределенности.

На данные факторы влияет состояние внешней и внутренней среды,поэтому анализ ее при организации инновационной деятельности на туристскомпредприятии должен проводиться постоянно.

Развитие инновационной деятельности, как в туристическом бизнесе,так и в остальных сферах и областях бизнеса, способствует ростуэкономической эффективности.

Итак, инновации в туристической деятельности – это системные мероприятия, которыеимеют качественную новизну, которые приводят к позитивным сдвигам в даннойотрасли.

Инновационный процесс получает свое признание, с одной стороны,через туристский рынок и степень удовлетворенности потребителя, а с другойстороны, через принятие общих решений туристскими предприятиями и органамиуправления различных уровней.

Развитие общества возможно лишь при условиипостоянного обновления в различных сферах жизни. Основной инструментданного обновления – инновации. Инновационное развитие государства сегодняявляется одним из приоритетов России.

Это напрямую касается и туристическойдеятельности нашей страны, в связи с неравномерностью и недостаточностьюразвития инновационной активности субъектов РФ сегодня актуальна задачаформирования региональных инновационных проектов.

Рассмотрим некоторые из инновационныхрегиональных проектов в сфере туризма.

Так, среди инновационных проектов,которые активно реализуются в региональных туристических программах РФ,можно выделить аграрный туризм. Как туристское направление данный вид туризмпредполагает применение сельскохозяйственных, природных, культурно-историческихи прочих ресурсов сельской местности для формирования актуального для потребителятуристского продукта.

Еще одно из актуальныхнаправлений инновационной туристской деятельности регионов – событийный туризм.Он предполагает посещение местности в конкретное время, когда происходитзначимое, неординарное, яркое событие (олимпиада, фестиваль, ярмарки и т.п.).

В настоящее время выработанаСтратегия инновационного развития РФ до 2020 года, в том числесвязанная с туристической деятельностью. Данная Стратегия обращаетвнимание на такие ключевые нерешенные проблемы, стоящие на путиинновационного развития нашей страны как [6]:

— слабоебюджетное финансирование;

— слабоеразвитие системы государственно-частного партнерства;

— нетполной, достоверной и своевременной статистической информации;

— слабаяинтеграция России в мировые процессы формирования и примененияинноваций.

Если рассматривать Федеральнуюцелевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ(2011–2018 гг.)», то в ней значительное внимание уделяется развитиюгосударственно-частного партнерства в области туристической деятельности.Например, формирование особых экономических зон и туристских кластеров.

Если провести анализ федеральных нормативных правовых актов (БюджетныйКодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, федеральные законы), то возможно определитьгосударственные механизмы развития туристической деятельности на региональномуровне [6]:

— уменьшениеадминистративных барьеров для организаций данной сферы;.

— строительство объектовинфраструктуры;

— регулирование тарифовестественных монополий на региональном уровне;

— разработка и утверждениерегиональных и целевых программ развития предпринимательства и туризмаи иных нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения в туристическойдеятельности;

— регулирование ставок налогов и сборов,которые зачисляются в бюджеты регионов (налог на прибыль (краевой,областной), налог на имущество, арендная плата за землю, упрощеннаясистема налогообложения и пр.);

— взаимодействие с региональнымбанковским сектором по вопросам уменьшения процентных ставок по выдаваемымкредитам, участие банков в разнообразных федеральных программах и т.д.;

— формированиерегионального госзаказа на сбор и обработку статистических данных о деятельноституристических компаний;

— формирование региональныхэкспертных совещательных и координационных органов;

— разработка и внедрениепрограмм обучения и повышения квалификации кадров данной сферы;

— формирование механизмовкредитно-финансовой поддержки туристических организаций путем поддержкисубъектов малого и среднего предпринимательства;

— издание каталогов о туристскомпотенциале региона, трансляция на телевидении, радио и пр.;

— брендинг региональноготуризма, формирование единого бренда и т.п.

Заключение

Вразвитии основного производства и процесса общественного воспроизводства в целомважным объектом регионального изучения является производственнаяинфраструктура. Вместе с тем неправомерно ограничиваться только такимпонятием, в известной мере, принижающим ее значение в экономике.

Регионально-отраслевое структурирование препятствуетдиверсификации производства, эффективному использованию мощностей,человеческого и финансового потенциалов, затрудняет распространение новыхзнаний и технологических решений [4](Dokholyan S.V., 2008).

Необходимоотметить, что «активная роль производственной инфраструктуры на всехуровнях регионального хозяйства требует рассматривать ее как самостоятельныйфактор регионального развития, а в плане проблемы комплексногоразвития – как фактор комплексного развития экономики региона» [7] (Mamedbekova M.O.

, 2016). С этой целью «ееразвитие и размещение должно рассматриваться как самостоятельная проблемав общей проблеме развития и размещения производительных сил региона,и она должна получить больше прав в плановых и предплановыхдокументах развития регионального хозяйства» [7](Mamedbekova M.O., 2016).

Важнейшеенаправление регионального изучения производственной инфраструктуры – выявление,диспропорций и определение рациональных отраслевых и территориальныхпропорций с основный производством, что определяется тесной связью с однойиз основных проблем развития любого региона – его комплексным развитием.

Следует отметить, что «анализ текущего состояния отрасли и прогнозперспектив развития является отправной точкой при разработке экономическойполитики ее реформирования» [4] (Dokholyan S.V.,2008).

 В этой связи «применение методик традиционногофинансово-экономического анализа для характеристики целого секторастановится затруднительным, поскольку они используются преимущественно к предприятиям» [4] (Dokholyan S.

V., 2008).

Помнению С.В.

Дохоляна «проведение эффективной производственной политики,основанной на грамотном прогнозировании, и формирование региональнойстратегии позволит сохранить и укрепить субъектную независимость региона,контролировать материально-финансовые потоки, а также даст толчок к долгосрочномуэкономическому росту [4] (Dokholyan S.V., 2008).«Преимуществами высокого порядка являются уникальная продукция и технология,высококвалифицированные специалисты, а также известная торговая марка и хорошаярепутация предприятия [4] (Dokholyan S.V., 2008).

Итак, возможно сделать вывод, что к отсталости регионов РФ в туристическойсфере ведет отсутствие совокупности институциональных факторов на региональномуровне или их неразвитость, на базе чего невозможно использоватьобозначенные выше механизмы.

Таким образом, инновации в туризмедают возможность сегодня решать ряд задач, которые связаны как с ростомуровня удовлетворения культурных потребностей населения нашей страны, так и с формированиемусловий для развития инновационных форм малого бизнеса, с вовлечениемв инновационную деятельность молодежи и пр.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/37566

Особенности внедрения инноваций в туристической отрасли

виды инноваций в туризме.:  Инновация продукта - внедрение на туристский рынок нового продукта

Инновационность продукта придает ему дополнительную ценность в глазах потребителей, поскольку дополнительные потребительские свойства, которые соответствуют ожиданиям потребителей, становятся важным ценовым фактором, способным принести дополнительную выгоду бизнеса, который выпускает этот продукт на рынок.

К услугам, которые должен удовлетворить продукт благодаря своим дополнительным потребительским свойствам, относят:

— Возможность демонстрационного потребления;

— Ориентация на комфортность;

— Стремление к экономии времени;

— Желание индивидуализировать потребления;

— Потребности в безопасности потребления.

Критериями успеха инноваций в туризме являются:

1) необходимость сотрудничества и руководства туристических компаний в процессе разработки и внедрения инноваций и объективный отбор инноваций них программ;

2) эффективная кадровая политика;

3) готовность к практическому использованию инноваций.

Обязательной составляющей успеха в деятельности туристической компании должен быть также процесс планирования научно-технологической работы, который должен включать:

1) установление конкретных целей научных исследований;

2) согласование их организации с главными долгосрочными технологическими опасностями и перспективами;

3) разработка общей деловой стратегии, частью которой являются научные исследования;

4) разработка процедуры оценки научно-исследовательских проектов в свете целей и возможностей компании;

5) организация научных исследований и производства таким образом, чтобы обеспечить максимальное перемещение технологии из сферы научных исследований в практику.

Туризм является многовекторной и мультигалузевою сферой и поэтому сложной для внедрения радикальных инноваций. В структуре сферы услуг являются отрасли, инновационность которых не вызывает сомнений, так как они имеют собственную базу исследований и разработок и предлагают рынку новые высокие технологии.

Например, сфера информационно-компьютерных технологий (ИКТ), имеет целью виртуализацию части производственных и торговых операций, управления экономическими процессами от мега до микроуровня, широкое применение разновидности приложений для эффективного управления и администрирования предприятием. Иного сектора в украинской экономике, рос бы так же быстро, как ИТ, просто нет. Это подтверждают и расчеты: если сейчас емкость украинского ИТ-отрасли составляет 2-3 млрд. Долл. в год, а темпы годового роста равны 30%, то к 2015 году сектор ИТ будет формировать 8% ВВП. ИТ-индустрия действительно перспективная, инвестиционно и интеллектуально емкая сфера экономической деятельности, ускоряет инвестиции в человека, как основной источник инновационных сдвигов и позволит решить проблему экономической и денежной стабильности в государстве в будущем.

И хотя туристический бизнес переживает бум информатизации, учитывая широкий информационный сектор, мощность и массовость информационных сообщений и виртуальный сектор путешествий в глобальных сетях, специалисты-туризмоведов отмечают, что туризм является более «потребителем информационных инноваций», чем продуцентом.

По предварительным подсчетам расходы инициативных туроператоров в Украине на содержание (в том числе на разработку, поддержку, наполнение и обслуживание системы информационной поддержки) системы on-line-бронирования составляют около 2% от стоимости услуг, реализуемых при условии, что продажа туров на рекреацию, развлечения и оздоровления составляют около 3300000. долл. США ежегодно.

Новыми направлениями использования ИТ для туризма являются: введение мобильного Интернета, электронных каталогов предложений, распространение on-line- бронирования не только в работе с ритейловыми агентствами, но и непосредственно с клиентами.

Неординарные идеи, продвигающих бизнес в сфере туризма, автоматизация и доступность справочной информации, разработка новых туристических маршрутов, программное обеспечение и программные решения — это только некоторые примеры, иллюстрирующие инновационной деятельности и направление дальнейшего развития.

Социальная функция туризма также широко виртуализируется. Так, социальные информационные сети является мощным инструментом, который влияет на потребление туристических услуг.

Группы туристов создают сайты, контактные группы по обмену опытом путешествий, мнением о отели, курорты, работу и уровень сервиса.

Появляются новые способы туристической активности, например, туристы из разных стран обмениваются жильем на время отпуска и для этих целей регистрируются на соответствующих порталах и объединяются в специальные социальные группы.

Туристы тратят в путешествиях около 5-10% годовых потребительских расходов.

Финансовая свобода туристов также стимулирует развитие инноваций и предложение туристических услуг: удобные платежные системы, не привязанные к конкретным местам и не требующие перевозить запасы наличных средств, дают ощущение свободы и стимулируют потребление культурно-образовательных и развлекательных туристических услуг в стране пребывания.

В мировой практике в туризме широко распространяются новации, направленные на повышение качества полученного сервиса, создании новой потребности в комфортном отдыхе, способному удивлять предусмотрительностью и комплексностью.

Популяризируются инновации на транспорте (лодки с прозрачным дном), в гостиничном бизнесе (гостиничные комплексы на намывных островах), применение энерго- и ресурсосберегающих технологий, способны продлить жизненный цикл туристического продукта или снизить стоимость услуг.

Часто туристам демонстрируют объекты, первоначально созданные для других целей, но стали достопримечательностью данного района (объекты военного, экстремального, экзотического туризма: плавающие острова, подводные галереи, верхние этажи высоких новостроек города, откуда открывается широкий панорамный вид и т.д.) или созданные нетипичные для местности отдыха аттракционы (лыжные комплексы в пустыне Sky Pass Dubai, поля для мини-гольфа на круизном судне др.).

Таким образом, инновации — необходимый процесс в создании нового привлекательного турпродукта, формировании благоприятных условий для активизации деятельности инвесторов в туристической сфере страны.

В условиях слабости инновационной инфраструктуры для собственного саморазвития национальных туроператоров наблюдается значительный приток представительств транснациональных корпораций, которые активно продвигают продукт рынка зарубежного туризма и считают наш рынок перспективным и емким.

Учитывая специфичность туристического продукта как товара и особенность производства туристических услуг следует учесть:

— Недостаточно выраженную склонность туристического продукта к структурным инновационных изменений;

— Низкий уровень наукоемкости в процессах обслуживания, где главным критерием является эксплуатация туристических ресурсов, качество предоставляемых постоянных пакетных услуг (размещение, питание, транспортировка и др.);

— Существенную составляющую неизменных ценностей в составе турпродукта, таких как: кросскультурные особенности гостеприимства и доброжелательности в приеме и обслуживании иностранных туристов; уникальный исторический, культурное наследие, являющееся источником туристической атрактивности; этичность и самосознание в использовании туристических ресурсов, гармоничное развитие туристических дестинаций и тому подобное;

— Где низкий уровень производительности труда работников, задействованных в туристическом обслуживании, что иногда имеет социальный эффект, чем материальный.

Тот факт, что основным показателем эффективности инноваций прибыльность вложенных в них инвестиций, то есть вложения средств в сферы (отрасли) рентабельные, с высокой производительностью, где капиталовооруженность низкая, а заработная плата высокая, в туризме наоборот: капиталовооруженность материальной базы туризма высокая, а заработная плата нет.

Таким образом, в инерционных общих факторов, сдерживающих внедрение инноваций в деятельности туристических предприятий относятся:

— Несовершенная национальная туристическая политика, пассивно реагирует на захват рынка международными консолидаторами; не располагает к формированию инвестиционной стратегии привлечения средств для поиска и имплементации инноваций на внутреннем рынке; нерационально использует и так ограниченные государственные средства, направляя их на простое воспроизводство туристического процесса;

— Национальные производители-продуценты туристических услуг турорганизаторы не имеют собственных средств на развитие эволюционных, стратегических, радикальных инноваций, так и не могут выйти на «зрелые» рынки экономически развитых стран; не способны конкурировать с международными консорциумами, а следовательно вынуждены работать в сегменте низкодоходных туризма, или осуществлять агентскую посредническую деятельность на более доходному, но полностью консолидированном рынке международного туризма;

— Результатов экономических трансформаций существенно влияют: кумулятивный характер инновационных изменений; низкий уровень инновационной культуры; подавляющее большинство микро-предприятий с небольшими объемами производства и финансовыми ресурсами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b28991.html

Сущность и типы инноваций в сфере туризма

виды инноваций в туризме.:  Инновация продукта - внедрение на туристский рынок нового продукта

Наседкина Е.В., Нестерова Н.А.

Мощным фактором глобализации и информатизации экономической деятельности, а также изменения структуры общественного воспроизводства выступает инновационный процесс, представляющий собой последовательную цепь действий от зарождения инновационной идеи до ее реализации в системе новаторских продуктов, услуг и технологий и их распространения в хозяйственной практике. В научно-методической литературе довольно редко рассматриваются особенности инновационных процессов в туризме, отсутствует точное определение понятия, размыты критерии систематизации и типологии инноваций [1;8;9]. В связи с этим целью данной статьи является понятийно-терминологическое определение инновационного процесса в туризме и выявление ведущих типов инноваций, используемых в практике внутреннего и международного туризма.

Первые международные стандарты, в частности, Руководство Фраскати, определяют инновационную деятельность как «вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов исследований и разработок) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынок, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, или в новый подход к социальным услугам» [9]. Многие авторы, рассматривая инновационную деятельность в сфере услуг, считают услугу технологической инновацией при условии, что способы использования услуги либо принципиально новые, либо качественно улучшены в технологическом отношении. Это касается не только способов производства, но и методов передачи услуги, при которых не могут быть привлечены существующее оборудование или традиционные методы организации доведения услуг до потребителя [3, 4].

Более точным и адекватным считаем толкование инновации в туризме с позиций объектно-процессного подхода.

Инновация в туризме – это система научно-исследовательских, организационно-экономических, технологических и иных мероприятий и их результатов, направленных на коренное преобразование и обновление туристского продукта, механизма его продвижения и реализации с целью достижения социального, экономического, экологического или другого эффекта.

Классификация инноваций играет важную роль, так как позволяет не только упорядочить сложившиеся представления, но и является средством поиска и выявления слабоизученных вопросов инновационной деятельности.

Классификация инноваций в туризме особенно сложна в силу многоаспектности самого объекта исследований, расплывчатости его функциональной структуры и тенденций к глобализации территориальной организации мирового туристского процесса.

Наибольшее распространение в современной практике туризма получили такие виды инноваций (по критерию носителя инновационного процесса):

I. Группа продуктовых инноваций:

— разработка новых, ранее неизвестных на рынке туров. В свое время в их качестве фигурировали сельский (зеленый) туризм, экологический, конгрессный, авантюрный (приключенческий) подводный, круизный орнитологический и другие виды туризма. В инновациях 2007–2008 гг.

отмечены предложения: экспедиционного туризма (французская фирма Poseidon Arctic Voyages Ltd – крупнейший мировой туроператор по экспедициям на Северный полюс и Российскую Арктику); «тюремного» туризма (Джохор Бару, Малайзия; Хельсинки, Финляндия); дачного туризма (специальные программы для пожилых туристов из Японии, включающие копание картофеля на дачах в Хабаровском крае России); мучных боев (Греция).

— привлечение к туристскому процессу новых видов ресурсов или создание ресурсов с заранее заданными свойствами и новой целевой функцией. В туристических посещениях растет удельный вес особого класса природно-антропогенных объектов (водохранилищ, прудов, лесопарков и др.

); серьезно оцениваются перспективы техногенного, в т.ч. горнопромышленного (шахты, рудники, карьеры) и фабрично-заводского туризма [2].

Выбор объектов в маршрутном и стационарном туризме все больше подчиняется требованию экзотичности (заключение браков на льду Байкала; размещение гостиниц на деревьях (Германия), маяках (провинция Фрисляндия, Нидерланды), в винных бочках (Рюдсхайм, Германия), под водой (Ки Ларго, штат Флорида США); проведение деловых конференций в надувном конференц-зале («Сфере») (Подмосковье); посещение как свернутых, так и действующих военных объектов (Балаклава, Крым) и др.

— освоение новых сегментов туристского рынка, включая вовлечение в туристское движение новых природных сред (космос), территорий экстремального типа (пустыни, Антарктида, экваториальные леса и т.д.).

Развитие туристского рынка может осуществляться и за счет расширения временных рамок туристских сезонов, охвата новой целевой клиентуры (туризм «третьего возраста», туризм профессиональных групп и др.).

— создание новых туристско-рекреационных территорий.

Первоначально роль подобных территорий выполняли национальные природные парки, сочетающие природоохранные и рекреационные функции; в настоящее время прогрессивным видом туристского продукта выступает тематический парк, объединяющий множество развлекательных объектов со сквозной познавательной темой (парки Диснейленда в штатах Калифорния и Флорида США, Франции, Японии, Фантазияленд в Германии обслуживают поток туристов от 7 до 13 млн. чел. в год каждый). Появились примеры оазисов туризма в Сахаре, специализирующихся на экстремальном, этнографическом, приключенческом и развлекательном туризме (например, декораций, оставленных после съемок киноэпопеи «Звездные войны», Тунис).

II. Группа технологических инноваций:

— разработка новых видов материально-технического обеспечения туристского обслуживания, повышающих качество услуг (например, оснащение гостиниц системой звуковой почты, спутниковым приемом, замкнутой видеосетью, электронной информацией по телевидению (контроль счета, автоматический расчет), компьютерами с модемом, современными дымоискателями, бесшумными кондиционерами и т.д.). В Кордове (Испания) в 2006 г. введены экскурсионные маршруты на «говорящих» автомобилях с использованием GPS (экскурсионный текст, воспроизводство объектов показа на экране компьютера).

— внедрение компьютерных (информационных) технологий в систему бронирования и резервирования гостиниц, авиабилетов (GDS – Глобальные распределительные системы – Sabre, Amadeus, Galileo, Worldspan). В Украине с 2005 г. введена система бронирования гостиниц Travel.

ru (объем ежедневных посещений 20 тыс. чел.; содержится информация о 6500 турагентств). Растет число пользователей систем поиска, бронирования и расчетов по турпакетам (единая компьютерная система «Мега ТИС»; туристическая информационно-поисковая система Туры.

ру; телекоммуникационная сеть RusNet и др. [2]).

— экологизация технологий обслуживания туристов явилась вынужденным результатом роста масштабов рекреационного природопользования и усиления негативного влияния туризма на качество природных комплексов и их способность к восстановлению.

Так, по оценкам Программы ООН по окружающей среде (UNEP), один среднестатистический турист создает в день около 1 кг твердых отходов [5]. Новые технологии обслуживания нацелены на снижение сырье-, водо-, энергоемкости турпродукта, введение замкнутых технологических циклов.

На мировом уровне это движение возглавляет «Международная инициатива гостиниц по вопросам окружающей среды» (IHEI) с центром в Лондоне, которая представлена 11200 отелями в 111 странах.

Она ориентирует своих членов на ведение бизнеса более экологичными и социально ответственными способами (установка в гостиницах энергосберегающего освещения и оборудования, закупка бытовых товаров, способных к биологическому разложению, отказ от ежедневной смены полотенец и постельного белья с целью экономии воды и др.).

— ноу-хау в системе транспортного обслуживания туристов нацелены на сокращение времени доставки клиентов в курортную местность, повышение комфортности и удешевление транспортных тарифов. Революционное значение в росте масштабов туристских путешествий имело внедрение недорогих чартерных авиарейсов в систему внутреннего и международного туризма в середине 1980-х гг.

III. Группа управленческих инноваций:

— новые методы реализации маркетингового цикла в туризме (в т.ч. комплексного изучения туристского рынка, изучения спроса, оценки конъюнктуры рынка, прогнозирования конкурентоспособности турпродукта, разработки концепции турпродукта, стратегии стимулирования сбыта, рекламной компании и т.д.).

— новые методы управления персоналом турфирмы с целью повышения производительности труда и эффективности производства туруслуг (внедрение НОТ, передовых способов нормирования труда, форм стимулирования качества обслуживания).

— обоснование оптимизации функционально-иерархической и территориальной структуры предприятий корпоративного типа (гостиничных и ресторанных сетей, крупных туроператоров). В 2004 г.

в Севастополе создан первый в Украине туристско-рекреационный кластер «Байдары-тур», объединяющий по географическому принципу 9 различных предприятий и организаций, заинтересованных в совместном использовании туристского потенциала региона.

— обоснование новых форм и методов контроля над деятельностью субъектов туристско-рекреационной деятельности.

— геоинформационное обеспечение регионального управления туризмом, в т.ч. разработка концепций регионального развития туризма и оперативных управленческих решений на основе ГИС – технологий и централизованных банков пространственно скоординированной информации.

Актуальной проблемой является анализ уровня развития инноваций разного типа в индустрии туризма Украины и ее регионов и оценка ее инновационного потенциала для обоснования эффективной концепции включения страны в мировое инновационное пространство и создание конкурентоспособного национального туристского продукта.

Литература:

1. Александрова А.Ю. Новые информационные технологии в мировой индустрии туризма // География международного туризма. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – С.174–194.

2. Бизнес в режиме реального времени. Туристическая информационно-поисковая система Туры.ру. – М., 2006. – 148 с.

3. Инновационный менеджмент. Ученик для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 343 с.

4. Ілляшенко С.М. Управління інноваційним розвитком: Навчальний посібник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – Суми: ВТД «Університетська книга»; К.: Видавничий дім «Княгиня Ольга», 2005. – 324с.

5. Местні Л. Зміна орієнтирів міжнародного туризму / Стан світу 2002. – К.: Інтелсфера, 2002. – С. 110-134.

6. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. Учебник. – М.: Академия, 2002. – 240с.

7. Павленко І.А. Економіка та організація інноваційної діяльності: Навч. посіб. – Вид. 2-ге, без змін. – К.:КНЕУ, 2006. – 204с.

8. Резниченко Е.Н. Инновации в туристическом бизнесе // Возможности и перспективы туристического бизнеса. Сб. ст. – Симферополь: ООО «НУПЦ «Образовательные технологии», 2004. – С. 19-25.

9. Руководство Фраскати «Стандартная практика для обследований научных исследований и разработок, 1963, в ред.. 1993 // www.nw-innovations.ru.

Источник: http://be5.biz/ekonomika1/r2009/2080.htm

Scicenter1
Добавить комментарий